Ассунта Аделаида Луидже Модотти родилась в городе Удино на севере Италии.
В семье было шестеро детей.
В десять лет Тина уже по 12 часов работает на фабрике, в пятнадцать лет попадает в полицию по обвинению в проституции, а в 16 лет перебирается в Америку.


В Америке она сначала работает на фабрике, а затем - портнихой в модном ателье, где знакомится со своим первым мужем - художником Робо де Л"Абри.
По его инициативе Тина попадает в Голливуд и с успехом снимается в приключенческих мелодрамах

Тина Модотти в Голливуде

Тина Модотти. Фотограф Эдвард Вестон

Под влиянием Вестона Тина становится мастером фотографического искусства.

Tina Modotti and Robo de Richey at work in their studio, Hollywood, 1921

Тина на лестнице. Фотограф - Эдвард Вестон. 1923 г.

Тина и Эдвард на пути в Мескику 1923 г

Тина и Вестон переезжают в Мексику, где Тина окунается в новый мир, где на волне растущего крестьянского движения формируется революционное искусство.
Новый мир Тины - это новый круг друзей - Давид Сикейрос, Диего Ривера, Фрида Кало , это и новые формы самовыражения.

Тина самозабвенно погружается в мир революций.

Тина Модотти."Элиза". 1923 г.

В 1923 году она впервые принимает участие в мексиканской рабочей демонстрации в защиту Сакко и Ванцетти, после чего вступает в Антиимпериалистическую лигу, а затем уже сама принимает участие в организации Итальянской антифашистской лиги в Мексике. Становится моделью Диего Ривера.

Диего Ривера. Фотограф Эдвард Вестон. 1924 год

Тина, изображенная художником Диего Ривера

Tina Modotti, Diego Rivera, Festival of the Tractor , 1927

Эдвард Вестон иТина Модотти. 1924 год. Мексика

Эдвард Вестон. Фотограф- Тина Модотти. 1924 г.

Тина Модотти и Фрида Кало

Формирование левых политических взглядов сразу же оказывает влияние и на художественное творчество Модотти, она становится самостоятельным фотографом.
Занимаясь художественной фотографией, она начинает заменять абстрактный сюжет своих снимков социальной тематикой. При этом, используя и развивая новаторскую технику Вестона, Тина добилась особо реалистичного эффекта, устанавливая максимальную резкость кадра, тщательно продумывая художественные композиции и выбирая для снимка самые неожиданные ракурсы.
В результате нескольких лет ее работы были созданы разнообразные по тематике классические образцы революционной художественной фотографии.

Тина Модотти. Нищета.1928 г.

Новым избранником Тины оказался художник и гравер Хавьер Герреро - ведущий художник-график газеты «Эль Мачете», один из основателей "Синдиката революционных живописцев " и мексиканской компартии.
Модотти вступает в Коммунистическую партию Мексики и начинает работать секретарем в "Эль Мачете", куда ее приглашает Хавьер Герреро.

В газете она работает самоотверженно, не щадя своего времени и сил. В 1925 году Тина пишет Вестону:
«Ты мог бы сказать мне, что поскольку жизненный элемент во мне сильнее, чем творческий, я должна смириться с этим и делать самое лучшее из того, что в моих силах. Но я не могу принять жизнь такой, какая она есть, слишком хаотичной, слишком бессознательной, я противлюсь этому, сражаюсь с ней, все время борюсь за то, чтобы вылепить свою жизнь по моему темпераменту и моим возможностям, другими словами, я вкладываю слишком много творчества и энергии в свою жизнь, в следствии чего меня не остается для искусства ». (Письмо от 7 июля 1925 г.)

Tina Modotti at an exhibition of her work at the National Library in Mexico City, 1929

Jose Chavez Morado, Xavier Guerrero, David Alfaro Siqueiros, Enrique Gonzalez Rojo et Diego Rivera

У Тины много друзей, но самыми близкими в это время становятся трое: Диего Ривера, Витторио Видали (команданте Карлос) и Хулио Антонио Мелья. Видали - итальянский коммунист, который был вынужден покинуть Италию после прихода к власти Муссолини. Мелья - лидер студенческого движения, член Коммунистической партии Кубы, вынужденный покинуть Кубу из-за преследования.

Vittorio Vidali. Foto: Tina Modotti, 1927

Хулио Антонио Мелья. Фото: Тина Модотти.

В 1929 году Тина Модотти возвращалась домой с Хулио Антонио Мелья, с которым она работала в газете EL Machete, когда Мелью расстрелял неизвестный. Тину арестовали и заподозрили в причастности к убийству. Вскоре после убийства Мелья последовало неудачное покушение на Президента. Несмотря на недоказанность улик и освобождение из под стражи, Тина и Видали были выдворена из страны. Их посадили на корабль, отходящий в Роттердам. Италия попыталась добиться выдачи итальянских коммунистов, но им удалось избежать передачи фашистам. Они отправились в Берлин, потом - в Швейцарию, а потом - в Москву.

Тина Модотти во сремя следственного эксперимента, 1929.

Картина Диего Ривера "Арсенал", на основе которой до сих пор существует версия о том, что Мелью убил ревнивый Видали. Модотти и Мелья изображены справа, а Видали - слева с ружьем.

Витторио Видали (Команданте Карлос) 1930 г.

Vittorio Vidali during a trip near Moscow, Soviet Union, 1930

В 1931 году Тина приезжает в Советский Союз. Она становится сотрудником центрального отделения МОПР - Международной организации помощи борцам революции, работает вместе с личным секретарем Ленина Еленой Стасовой и вскоре назначается на должность консультанта Коминтерна по революционному движению в Латинской Америке. Собирает и анализирует отчеты о развитии идей коммунизма в любимой Мексике, пишет резолюции, по которым судят о положении дел и принимают решения на самом верху. От ее отзыва зависит многое.

Параллельно же принимает участие в ряде рискованных антифашистских операций на территории разъедаемой нацизмом Европы, выполняя деликатные поручения по передаче данных и денег то одной, то другой коммунистической партии.

Тина Модотти в Советском Союзе.1932 г.

Фотографическая карьера Тины Модотти очень недолгая, но успешная и многообещающая, была оставлена навсегда. Полуконспиративная жизнь, которую она вела в СССР, не предполагала занятий фотографией. С Витторио Видали она в 1936 году едет в воюющую Испанию под именем Мария.
В 1939 году под этим же именем Тина возвращается в Мексику. А в 1942 году неожиданно умирает от инфаркта. Вскрытие показывает естественную смерть, но она так неожиданна, что возникает версия о возможном устранении Тины - ведь она так много знала...

Январь 1942 г.

Биография Тины полна противоречивых фактов и еще неизученных страниц.
Несомненно одно - Тина была яркой личностью, она хотела прожить интересную жизнь и оставить о себе след.
Это ей удалось.

Никто не знает в точности, когда она родилась. Ее подруги называли разные цифры. Сама Тина почему-то этот вопрос обходила. Возможно, ее не устраивал день или число. Место рождения оказалось более удачным для революционной биографии - наподобие Назарета у Христа - забитый убогий городишко Удинэ на Севере Италии, где обитает пролетариат. Ее родителями были простые люди - автомеханик Джузеппе Модотти, от которого она унаследовала бесшабашный нрав, и прачка Ассунта, подарившая ей стеснительность и раннюю усталость, запечатлевшуюся на лице с детства.

При крещении родители дали ей имя Ассунта Аделаида Луидже Модотти. Когда она подросла, то "обрезала" это имя до короткого и звучного Тина.

Уже в четырнадцать лет она сводила мужчин с ума, а в пятнадцать угодила в полицию по обвинению в проституции. Когда ей исполнилось шестнадцать, отец покинул семью и отправился на поиски лучшей жизни в Сан-Франциско. С ее ангельской внешностью и подмоченной репутацией оставаться в патриархальном городишке было невыносимо, и 18 января 1920 года Тина покинула родной дом и отправилась вслед за отцом.

В Америке отец помог ей устроиться на швейную фабрику. Не прошло и пары месяцев, она нашла работу повыгоднее (в шляпном ателье) и... оказалась на пороге иного мира - благоухающего изысканными духами мира избалованных холеных женщин, для которых утро начинается в четыре вечера. Девушки из ателье встречались с элегантными молодыми людьми, читали модного Теодора Драйзера и говорили, чуть растягивая окончания слов, - точь-в-точь как их богатые клиентки.

Одна из подруг познакомила ее с Робо де Л"Абри Ричи - французским художником, жаждавшим мировой славы.

Для своего первого избранника Тина навсегда осталась прекрасным ангелом, красавицей из сна, которая никогда в жизни не держала в руках ничего тяжелее цветов. Вряд ли Тина осознавала, что ее видят не такой, какая она на самом деле.

Робо предложил ей руку и сердце, Тина ответила согласием. Правда, скоро стало ясно, что ей предстоит быть не только женой, но и матерью своего возлюбленного. Это была ее первая семейная драма.

Реклама:

Тина и Робо решили стать голливудскими звездами. В купе второго класса они отправились в Лос-Анджелес. Там Робо познакомил Тину с кем-то из своих немногочисленных поклонников, имевшим вес в голливудском мире. Ее привели на пробы. Она понравилась одному амбициозному режиссеру, млевшему при виде девиц с густо накрашенными темными веками. В ту пору в моде были декадентки-кокаинистки с темными кругами вокруг глаз, с томным, тоскующим взглядом. Тина как нельзя лучше соответствовала "идеалу". Ее пригласили на третьеразрядный фильм, потом на другой. Всего она снялась в трех картинах: "В тигровой шкуре", "Скачки со смертью" и "Я могу понять", о которых теперь знают только благодаря участию в них Тины Модотти.

Казалось, эта девушка наконец-то нашла себя, можно было успокоиться. Однако случилось наоборот. Ее жизнь усложняло то, что Робо явно уступал ей и в таланте, и в успехах. Всем было ясно, что долго этот брак не продержится.

В одной из киностудий Тина познакомилась с фотографом Эдвардом Вестоном. Он давно разошелся с женой, был одинок и в меру циничен, считал любовь разновидностью пьянства - и вдруг на грани зрелости и старости обрел ту, которая изменила его представления о женском совершенстве.

Тина скрывала от Вестона, что она замужем. А Робо, разумеется, не знал, что у Тины появился друг. На одном из светских раутов в Голливуде Эдвард случайно познакомился с Робо. Мужчины разговорились и как-то незаметно перешли на модную тогда тему "ню". Робо рассказал, что его жена терпеть не может, когда ее просят позировать обнаженной, а Вестон - что его подруга не только обожает такой вид позирования, но еще сама же подбивает его на рискованные эксперименты. Вестон заключил, что его знакомый по уши влюблен в некое слабое, безвольное небесное создание. А Робо понял, что фотограф переживает удивительный роман с немолодой экстравагантной женщиной. Оба очень удивились бы, узнав, что они любят одну и ту же женщину.

В общем, эта история могла бы закончиться очередным банальным разводом, если бы однажды муж-художник не предложил своей жене путешествие в Мексику. Та же мысль пришла в голову и подруге фотографа.

Только на вокзале Вестон узнал, что его любовница - жена его милого знакомого. Но Робо де Л"Абри Ричи так и не представился случай разочароваться в своем нежном ангеле. В одном из мексиканских селений он заразился черной оспой и умер. Вместе с ним в небытие канула и молчаливая тоскующая старлетка Тина Модотти, а в Мексике осталась эмансипированная подруга надменного фотографа Вестона.

Тина не чувствовала в себе сил стать звездой. Она уговорила Вестона остаться с ней в Мексике. Эта дикая страна с красно-коричневыми горами и сказаниями о летающем боге-мужчине - полуптице, полузмее по имени Кецалькоатль - потрясла Тину. Она поверила индейским легендам о том, что в этой стране женщина тоже может стать богом. Тина менялась, и Эдвард не мог этого не почувствовать.

По воспоминаниям мемуаристов, к Вестону приехал его сын от первого брака Чандлер; по утрам все трое поднимались на плоскую крышу дома и, сбросив одежды, с хохотом и визгом носились по крыше, пока не падали в объятия друг друга. Возможно, отец и сын делили прекрасную Тину. Впрочем, свидетелей не было...

Как змея сбрасывает кожу, Тина теряла старых друзей и заводила новых. Среди ее поклонников появились художники - толстяк Диего Ривера, худой как спичка Давид Альфаро Сикейрос, она подружилась с поэтом Хосе Клементе Ороско.

Она стала ходить без чулок. Появлялась в высшем обществе в крестьянской обуви, вместе с мужчинами, не стесняясь, курила на улицах, посещала принадлежавший брату знаменитого Ороско единственный в те годы мужской ночной клуб "Эль-Лирико", где показывали женский стриптиз.

Потом разразился скандал. Изображение голой Тины украсило стену Сельскохозяйственной академии в городке Чапинго. Возбужденные студенты толпой валили к академии, чтобы увидеть голую Богиню. Фреску создал Ривера. Сразу же поползли слухи об их романе.

Тина чувствовала себя королевой. Про нее стали шептаться. Одни благоговейно, другие - с презрением. Люди попроще называли ее "сержантским десертом". Простые женщины, завидев ее с фотокамерой на улице, спешили перейти на другую сторону, лишь бы не попасть в ее объектив. Зато друзья рассказывали про нее легенды. Из сотен слухов на свет появилась иная женщина - не та, которую знали родители Тины, не та, которую знал Робо, и даже не та, которую знал Вестон. Это было третье перерождение Тины.

Когда Вестон это заметил, было уже поздно. Он узнал, что у него есть соперник. Ему не оставалось ничего другого, как уехать обратно на родину, в Сан-Франциско. Новым избранником Тины оказался художник и гравер Хавьер Герреро - бунтарь, похожий на древнего ацтекского бога. Он не увидел в ней ни неженку, какая предстала пред Робо, ни простушку, за которую принимали Тину родители, ни художницу, каковой ее увидел Вестон. Он видел фанатичного, как и он сам, человека, готового пойти за новым триединым богом, имя которого было Карл Маркс, Ленин и Сталин. Подобно молоту, Хавьер перековал Тину заново.

С Вестоном Тина лишь мило чудила, с Герреро - переживала революционный экстаз. Он запретил ей заниматься фотографией, убедил ее пойти работать секретаршей в коммунистическую газету "Эль-Мачете". Тина с готовностью шла на жертвы.

В ее речи появились напыщенные и трескучие обороты вроде "светлого завтра" и "счастливого будущего". Там, где раньше в Чапинго обитали воры, наводчики и проститутки, теперь проходили коммунистические митинги и демонстрации. Красные флаги висели повсюду, даже в окнах полицейских участков.

Возможно, со временем Хавьер понял бы, что Тина не та, за кого он ее принимает. Он просто не успел. Его отправили на партучебу в Москву. На прощание он взял с Тины слово, что она будет верна идеям Ленина-Сталина и ему лично.

Итак, Робо де Л"Абри Ричи кормил своим телом старых земляных червей молодой мексиканской республики, Вестон снимал голых звезд Голливуда, Герреро учился правильно ненавидеть капиталистов, Ривера писал голых женщин, когда на пристань портового города Веракрус сошел чернокудрый мужчина с пионерским галстуком на шее.

Его звали Хулио Антонио Мелья. Смуглолицый Аполлон был выслан в Мексику с Кубы за покушение на жизнь тамошнего диктатора.

И Тина забыла Герреро.

Мелья тоже без памяти в нее влюбился. Его не остановили ни слухи об оргиях на крыше с белокурым американским фотографом, ни рассказ о ее романе с печатником Хавьером, ни изображение голой Тины на стене академии в Чапинго. Их страстный роман длился два года.

Узнать, что Тина гораздо больше, чем сумма цитат из Маркса, Ленина и Троцкого, он тоже не успел. Однажды в январе 1929 года, вечером, когда он с Тиной прогуливался по улицам Мехико, на них напали бандиты. Несколько пуль пронзили его грудь. Он умер от обширного внутреннего кровоизлияния.

Тина была раздавлена горем. Однако полиция обвинила в соучастии в убийстве именно ее - нашлись косвенные улики. Главной из них было знакомство с неким Витторио Видалли. В СССР его знали как Карлоса Контрераса, в Германии и Франции - как Эннеа Сорменти. О нем ходили разные слухи. Говорили, что он свободно посещает Совдепию, что он желанный гость в одном из самых страшных мест СССР - на Лубянке.

Полицейские считали, что именно он убил Мелью. Тому были свои причины. Поговаривали, что уродливый и грубый Витторио был безнадежно влюблен в Тину, однако разборчивая красавица предпочла Антонио Мелью.

После гибели Антонио Тина оказалась в полной изоляции. Одни от нее отвернулись, с другими она порвала сама. С Риверой - потому что он согласился выполнять правительственные заказы, с Ороско - потому что он содержал частный ночной клуб.

В октябре 1930 года Тина поддалась на уговоры Видалли и приехала в Москву. Москва тех лет - город-призрак, город-тайна, улицы которого нельзя было даже фотографировать. Тем не менее Тине благодаря заступничеству Видалли удалось провезти фотоаппарат.

Она мечтала увидеть ту Москву, которую хорошо знала по фотографиям, хотела пройтись по знакомым улицам, но не нашла их. Призрачный коммунистический рай принес нежданную встречу: на улице она столкнулась со своим бывшим мужем Хавьером Герреро. В смятении Тина предложила ему начать все сначала, но суровый индейский вождь не простил измены. Тина впала в депрессию.

А Видалли терпеливо ждал. Он познакомил ее с Еленой Стасовой, главой учреждения со странным названием МОПР (Международная организация помощи борцам революции). Подруга Коллонтай, сподвижница Ленина воспылала к Тине какой-то материнской любовью. По рекомендации Витторио Тину взяли на работу в МОПР. Видалли рекомендовал ее к исполнению секретной работы, ведь Тина умела менять обличья, могла стать кем угодно - от кинодивы до портнихи. И вот - забыта голливудская карьера, забыта беготня по крыше под мексиканским солнцем, забыт стрип-клуб... В автобиографии, написанной при вступлении в МОПР, Тина утверждала, что всю жизнь знала только нужду. Она была ценным кадром для ведения подрывной идеологической деятельности за рубежом: свободно владела английским, итальянским, испанским, неплохо говорила по-французски и по-немецки. Вот тут-то и наступил звездный час Витторио. Он заявил ей, что партия требует, чтобы они поженились. Тина была вынуждена согласиться.

Ей выдали советский паспорт. Ее отца Джузеппе переделали в Иосифа, теперь она Тина Иосифовна. В графе "фамилия" записана одна из вымышленных фамилий Видалли - Контрерас.

Она ходила по московским улицам. Любовалась строительством новых зданий, видела знаменитый дом Константина Мельникова. Писала с ошибками по-русски. Жила жизнью наших бабушек и дедушек. Но не такой, как у большинства.

Ее зарплата была раз в десять больше. Рядовой служащий получал 20-40 рублей, Тина же - 400-500. В командировках она жила только в первоклассных гостиницах, ежемесячно получала новую одежду; МОПР обеспечивал своих сотрудников буквально всем, даже лифчиками и подвязками для чулок.

Новая Тина выглядела как красная монашенка: прямой черный пиджак и такая же юбка, белая блузка, скромные туфли на низком каблуке, волосы туго завязаны в пучок.

Витторио познакомил ее с видными огэпэушными чинами. Она прошла проверку пятого отдела ОГПУ, и ее сочли достойной хранения тайн государственной важности. Ее направляют в Европу с деликатными поручениями - передать деньги то одной, то другой коммунистической партии, она работает переводчиком, связным, посыльным, денежным мешком и женой-любовницей. Она становится одним из видных сотрудников МОПРа - консультантом по странам Латинской Америки. Собирает и анализирует отчеты о развитии идей коммунизма в любимой Мексике, пишет резолюции, по которым судят о положении дел и принимают решения на самом верху. От ее отзыва зависит многое.

Каждый день ее каблучки без опоздания стучат по коридорам здания МОПРа. Минута опоздания - и фамилия опоздавшего вывешивается в коридоре на позорной доске. Тина - одна из немногих, кто никогда не опаздывает.

Витторио - в постоянных командировках. У него много других женщин. Тина одна.

Когда началась гражданская война в Испании, Тину вместе с Витторио отправили туда. Испанские товарищи знали Тину под именем Мария. Мария - связная и "кошелек", она перевозит из Москвы деньги для испанской компартии.

Сталин надеялся, что подрывная работа агентов МОПРа даст результаты. Однако, когда война в Испании закончилась победой Франко, его отношение к МОПРу резко изменилось. Сталину докладывали, что агенты Коминтерна и МОПРа через одного перевербованы, что часть денег бесконтрольно оседает на западных счетах так называемых коммунистических организаций - "кассиры" увозят деньги и передают их своим дядюшкам, тетушкам, братьям. На Тину, как и на ее коллег, пало подозрение. МОПР расформировали, большинство его бывших сотрудников ждал расстрел. Начинались "чистки".

Тина и Витторио были тогда за границей (в Германии). Каким-то образом Елена Стасова умудрилась передать Тине сообщение, чтобы она не возвращалась в Москву. Но оставаться в Европе тоже было опасно, и в 1939 году она поехала в Мексику.

Она вернулась туда, где была счастлива. Вернулась одна - без Контрераса-Видалли. Порвала с ним все связи.

Существует и другая версия: Витторио и Тину решили "законсервировать", чтобы через много лет "разбудить" и снова активизировать агентов. Кстати, Витторио через много лет стал мэром Триеста - одного из крупных городов Италии. Возможно, что он был мэром-агентом.

Но насчет Тины все снова покрыто тайной.

Вроде бы она должна скрываться от агентов ГПУ, от ФБР, от мексиканских спецслужб, от испанских. В то же время в 1940 году правительство Мексики официально разрешает ей поселиться на территории государства.

Чем она занималась, неизвестно. На что жила, непонятно. Так продолжалось до января 1942 года.

А потом она умерла.

Возвращалась однажды вечером из гостей. Поймала такси. Такси привезло ее к дому мертвой. Что это было? Несчастный случай или запланированное убийство? Конечно, сразу же заговорили о том, что ее убили агенты. Каких спецслужб? ФБР, КГБ? Неизвестно.

Последним из ее любовников-мужей умер Витторио Видалли, экс-мэр Триеста. Он дожил до середины 80-х годов.

В последние годы Тиной Модотти заинтересовалась шоу-индустрия. Одна из ее фоторабот была продана на аукционе "Кристи" за 50 тысяч долларов, Мадонна загорелась желанием воссоздать ее жизнь на киноэкране, о ней написали пару бестселлеров, которые заняли до трехсот страниц убористого текста. А ведь объяснить, чем восхищала эта женщина, никто из авторов не смог. В ее поступках проглядывало нечто, тяготившее ее всю жизнь, но так и не понятое ею самой.

Источник информации: Дмитрий Минченок, журнал "Культ Личностей", ноябрь/декабрь 1999.

Тина Модотти

Богиня у объектива

Ее удивительная судьба нередко заслоняет собой ее творения, а ее искусство мешает разглядеть всю глубину ее личности. При жизни ее воспевали и проклинали, а потом забыли, вспомнив лишь спустя полвека после ее загадочной смерти – и сразу же отведя ей почетное место и среди художников XX века, и среди икон феминизма. Биографы Тины Модотти, рассказывая о ее многочисленных обличьях, любят сравнивать ее с хамелеоном: она с легкостью меняла профессии и страны, привычки, имена и мужчин, но при этом всегда оставалась верна себе. Как ей это удавалось – лишь одна загадок, которыми была полна ее жизнь.

Она родилась в августе 1896 года – точной даты или не знала, или не хотела называть, – в старинном итальянском городке Удине. При крещении ее назвали Ассунта Аделаида Луиджа Модотти Мондини, она была второй из шестерых детей автомеханика Джузеппе Модотти и его жены, прачки Ассунты. Уставший от беспросветной нищеты отец эмигрировал в США, надеясь со временем разбогатеть и выписать семью к себе, однако пока Джузеппе искал счастья за океаном, его семья едва не умирала от голода. Вместо школы десятилетняя Ассунта пошла работать на ткацкую фабрику – несколько лет монотонного тяжелого труда по двенадцать часов в день стали ее единственным образованием.

Девочка рано выросла. Уже в четырнадцать лет ей вслед оглядывались мужчины: ее удивительно красивое лицо, огромные глаза, прекрасные волосы, великолепная фигура и та особая магия, которая только и способна превратить девушку в настоящую красавицу, сводили с ума, и Тина, как она стала себя называть, рано научилась этим пользоваться. В пятнадцать лет ее забрали в участок по обвинению в проституции: жить с такой подмоченной репутацией в родном городке было невыносимо, и при первой же возможности Тина сбежала в Америку.

В 1913 году она приехала к отцу в Сан-Франциско. Поначалу Тина пошла работать на швейную фабрику, а затем ей – благодаря полученному опыту и весьма привлекательной внешности – удалось устроиться в модное ателье, где хозяйка вскоре сделала из Тины модель. Эта профессия открыла ей двери в новый мир местной богемы: артисты, поэты и художники наперебой стали добиваться внимания юной красотки. Она попробовала себя на сцене, сыграв маленькие роли в нескольких драматических и оперных постановках, позировала художникам и скромно ждала своего принца. Он явился ей в образе начинающего поэта и художника, двадцатичетырехлетнего декадента Робо де л’Абри.

На самом деле он был сыном фермеров из Орегона, и звали его Руби Ричи, однако поэтическая фантазия легко позволила ему превратить Орегон во французскую провинцию, себя в потомка аристократов, а свою возлюбленную Тину – в нежного и прекрасного ангела, достойного лучшей жизни. Несмотря на протесты отца,

Тина переехала к Руби (хотя они всюду представлялись супругами, официально их брак так и не был зарегистрирован), а вскоре влюбленные переехали в Голливуд, где, по мнению Робо, их ждала блестящая карьера.

Тина Модотти в фильме «В тигровой шкуре», 1920 г.

Тина Модотти, Сан-Франциско 1915 г.

После первых же проб Тину пригласили сниматься: она с успехом сыграла в трех фильмах, выступив в сверхмодном тогда амплуа «женщины-вамп»: густо накрашенные глаза, рассеянный взгляд и скрытая под струящимися шелками сексуальность. Ей сулили большое будущее, однако Тина, едва вкусив славы, решила от нее отказаться: ее быстро утомил насквозь фальшивый мир кино, зато за кулисами студий она обзавелась множеством интересных знакомств. Супруги быстро влились в пестрый круг голливудской богемы: старлетки, режиссеры, актрисы, жиголо, повесы и куртизанки. Тина – с вишневыми губами и подведенными черным огромными глазами, с сотней тонких браслетов на руках и в тонких шелковых чулках, выставленных напоказ в разрезах длинных струящихся юбок, – пользовалась огромной популярностью среди мужчин, каким-то образом умудряясь скрывать свои любовные похождения от Робо, который продолжал считать свою супругу невинным ангелом. Ближайшими друзьями пары стали мексиканский поэт, публицист и политик в изгнании Рикардо Гомес Робело и фотограф Эдвард Уэстон.

По мнению некоторых биографов, фотография заворожила Тину еще в детстве – ее дядя Пьетро Модотти держал фотоателье, и маленькая Тина навсегда была очарована магией появляющихся из ниоткуда изображений. Так что неудивительно, что едва она познакомилась с Уэстоном, который уже был достаточно известен как фотохудожник, она немедленно вцепилась в него мертвой хваткой. В начале 1921 года она стала его моделью – в том числе позировала для нескольких портретов в стиле «ню», а через несколько месяцев – и любовницей. Вспыхнувшей страсти не помешало ни фактическое замужество Тины, ни жена и четверо детей Эдварда. Перед объективом Уэстона Тина из неискушенной холодной красавицы постепенно преобразилась в страстную, дерзкую, необузданную женщину, готовую к самым неожиданным экспериментам.

В конце 1921 года Рикардо Гомес Робело получил видный пост при очередном мексиканском правительстве и немедленно пригласил Робо в Мехико, обещая верному другу студию и работу. В декабре тот выехал в Мексику, прихватив с собой – в надежде выставить – фотографии Уэстона. Следом выехала Тина.

По дороге она получила сообщение, что Робо де л’Абри скончался от черной оспы. Она опоздала всего на два дня… В память о Робо она все же устроила выставку его работ в Национальной академии изобразительных искусств. А вскоре ее нашла новая телеграмма – в Сан-Франциско умирал ее отец…

Потеряв мужа и отца, Тина обрела взамен новую любовь – Мексику. В то время эта страна, недавно пережившая революцию и серию мятежей, по выражению одного мексиканского поэта, «жила борьбой, дышала свободой и выдыхала искусство». Это искусство, выросшее из революционной идеологии и народной культуры, было монументальным, как мексиканские пейзажи, и понятным, как детские рисунки. Оно заворожило Тину, а яркие краски, древняя история, пестрая жизнь и страстные люди этой страны захватили ее сердце настолько, что она даже убедила Уэстона вместе с ней переехать в Мексику.

Уэстон бросил жену, детей и в сопровождении Тины и старшего сына Чендлера в июле 1922 года прибыл в Мехико, где открыл фотоателье. По договоренности, Тина бесплатно работала в ателье, а Уэстон за это обучал ее искусству фотографии. Вместе они объездили всю Мексику, делая снимки для американских издательств. Ранние работы Тины очень похожи на фотографии Уэстона: та же холодная выверенность композиции, отстраненность и неожиданный ракурс. Но если Уэстон снимал пейзажи и предметы древнего искусства, получая в итоге абстрактные модернистские композиции, то Тина отдавала предпочтение лаконичным натюрмортам и изображениям людей – крестьян, пеонов, рабочих, женщин в национальных костюмах… Сотрудничество с Уэстоном принесло Тине не только мастерство, но и признание: ее фотографии стали появляться на выставках и журнальных страницах как в Мексике, так и в США.

Тина Модотти, 1921 г.

Хулио Актонио Мелья

Дом Уэстона и Тины почти сразу превратился в модный салон, где собирались модернисты и авангардисты всех направлений – поэты, писатели, художники и политики: постоянными гостями были, например, художники Хосе Клементе Ороско, Диего Ривера и Давид Альфонсо Сикейрос. Всех их привлекала не только творческая атмосфера дома, но и его хозяйка, прекрасная, талантливая и весьма вольных нравов, окутанная тонкими тканями, запахом духов и облаком слухов. Говорили, что она проводит дни, лежа обнаженной на крыше своего дома в компании Уэстона, его сына, а иногда и близких друзей. Что она не носит нижнего белья, зато курит как мужчина и ходит с мужчинами по ночным клубам, где показывают женский стриптиз – одно из таких заведений принадлежало брату Ороско. Что она постоянно меняет любовников и с каждым позирует перед объективом Уэстона. Что тут было правдой, а что выдумкой – не интересовало даже саму Тину.

Зато точно известно, что именно благодаря фотографиям Тины Модотти мир узнал о творчестве мексиканских художников-муралистов (от испанского mural – стена), в первую очередь Ороско, Сикейроса и Диего Риверы. Ее фотографии их фресок, сочетавших в себе новаторские приемы живописи, актуальную тематику и эстетику доколумбовой Америки, разошлись по всему миру, прославив и художников, и фотографа. Тина даже позировала Ривере: особенно прославилось изображение обнаженной Тины в образе богини плодородия на стене Сельскохозяйственной академии в Чапинго – говорили, молодые люди со всей округи толпами приходили к Академии, чтобы поглазеть на нарисованную красавицу. Около года Тину и Диего связывали любовные отношения, а затем страсть остыла, но она по-прежнему была одним из его ближайших друзей. Позднее, когда Диего женился на Фриде Кало, их свадьба проходила в доме Тины Модотти.

Говорят, что фотографии Тины оказали немалое влияние на муралистов – у нее они учились лаконичности и выразительности образов, сдержанному колориту и продуманной композиции, у нее они заимствовали сюжеты и идеи. Взамен они приобщили ее к идеям коммунизма, которыми была буквально заражена вся тогдашняя мексиканская интеллигенция. Всего за несколько месяцев прежняя богемная львица, которая, как казалось, думала лишь об удовольствиях и была способна только на эпатаж, воспылала такой революционной страстью, что прежние любовные приключения по сравнению с нею были ничем. Сначала Тина снимала демонстрации и портреты коммунистических активистов, а затем сама стала ходить на митинги. В ее натюрмортах прежние цветы и кувшины сменились революционными образами серпа и молота, патронташей и кукурузных початков, а снимки на улицах можно было использовать как социалистические агитки – что вскоре и произошло.

Эдвард Уэстон, фото Тины Модотти, 1923 г.

Хавьер Герреро

Работа Тины Модотти, 1927 г.

Эдвард Уэстон, не выдержав новообретенного коммунистического пыла своей бывшей возлюбленной, сбежал в Калифорнию, а его место в сердце Тины немедленно занял Хавьер Герреро. Художник и коммунист, один из лидеров коммунистической партии, похожий, по выражению поэта Пабло Неруды, внешне на ацтекского бога, а душой – на горящий костер, он быстро завоевал не только сердце и тело Тины, но и ее душу. Она поступила на работу в основанную Герреро и Сикейросом коммунистическую газету El Machete, где Тина, отбросив прежние богемные привычки, самоотверженно трудилась сутки напролет, не ведая усталости, – по воспоминаниям, она нередко оставалась на ночь в редакции, объясняя это тем, что никто лучше нее не справится с печатной машинкой: пальцы Тины, закаленные работой на ткацкой фабрике, и правда печатали невероятно быстро. Почти все заработанные деньги она отдавала на нужды партии, оставляя себе лишь на самое необходимое. Теперь она одевалась, как мексиканская беднота, дабы ничем не выделяться среди своих товарищей по партии, стала замкнута и серьезна, а ее фотоработы этого периода приобрели необыкновенную силу. Обычно художники своими произведениями стараются добиться славы, признания, денег, но Тина хотела иного: она стремилась к тому, чтобы каждый, глядя на ее снимки, воспылал той же революционной страстью, что и она, чтобы каждый захотел сделать все, чтобы суровая и тяжелая жизнь, изображенная на снимках Тины, перестала быть.

Ее роман с Герреро продолжался четыре года – с 1924 по 1928, когда Герреро вызвали в Москву для учебы в партийной школе. На прощание Тина обещала хранить верность ему и коммунистической партии – однако справилась лишь со вторым.

В редакции El Machete Тина познакомилась с Хулио Антон ио Мелья – кубинским коммунистом, одним из основателей коммунистической партии Кубы, вынужденным покинуть родной остров из-за обвинения в подготовке покушения на тогдашнего диктатора Херардо Мачаду. Рослый красавец с горящими глазами немедленно без памяти влюбился в Тину, а она столь же пылко ответила на его чувства. Их обоих Диего Ривера изобразил на своей знаменитой фреске «В арсенале»: в центре Фрида Кало раздает винтовки, а справа Тина в красной блузе, влюбленно глядя на Мелье, передает ему патроны. Из-за ее плеча на них свирепо смотрит мужчина в черной шляпе – это был присланный в Мексику Коминтерном итальянский коммунист Витторио Видали, страстно – и безнадежно – влюбленный в Тину. Говорят, после этой фрески отношения Тины и Диего резко испортились: она не смогла простить художнику, что тот выставил на всеобщее обозрение ее любовный треугольник.

Тина Модотти, 1927 г.

Поздним вечером 10 января 1929 года Тина и Мелья шли по улице. По данным полиции, неизвестные напали на Мелью и расстреляли в упор. Кто это был, до сих пор доподлинно неизвестно.

Диего Ривера «Арсенал»

Его товарищи по партии считали, что Мелью убили по приказу Мачады. Однако мексиканские власти сочли, что в убийстве замешан Видали – ведь он был влюблен в Тину и к тому же обвинял Мелью в связях с троцкистами. Конечно, версия убийства, где были замешаны политика и любовь, гораздо привлекательнее просто политической – и газеты развернули целую кампанию против «кровавой и ужасной Тины Модотти», любовники которой будто бы перестреляли друг друга у нее на глазах. В доказательство были опубликованы фотографии обнаженной Тины работы Уэстона и пересказаны все слухи о ней и ее мужчинах. И фреска Риверы была сочтена прямым доказательством ее вины. Тину даже на некоторое время посадили в тюрьму, но – во многом стараниями Диего Риверы – вскоре выпустили. Однако ее репутация даже среди товарищей по партии была подмочена; Тина впала в депрессию. Чтобы как-то помочь ей, друзья организовали в Национальной библиотеке ее персональную выставку, однако Тине это не помогло. Ее снова арестовали по подозрению в участии в подготовке покушения на президента Мексики, а в начале 1930 года как коммунистку и неблагонадежную личность выслали из страны.

Тина перебралась в Берлин. Некоторое время она работала в фотоателье Лотте Якоби и даже устроила там свою выставку, очень тепло принятую критиками. Но ей не сиделось на месте, и вскоре Витторио Видали уговорил ее перебраться в Советский Союз, где ее таланты и верность делу будут полезнее. В октябре 1930 года Тина, с двумя фотоаппаратами и маленьким чемоданом вещей, прибыла в Москву.

Едва приехав в СССР, Тина встретила там Хавьера Герреро. Она было бросилась к нему – но тот, осведомленный о ее жизни в Мексике без него, отказался с нею даже разговаривать. Тина, и так измученная депрессией, с тех пор, по воспоминаниям друзей, словно расхотела жить. Она забросила в дальний угол свои фотоаппараты и всецело отдалась работе на нужды партии.

В Москве и правда весьма заинтересовались талантами товарища Модотти: ее верность делу, умение перевоплощаться и талант к языкам (к этому моменту Тина прекрасно знала итальянский, испанский, английский и немецкий и весьма быстро овладела русским) оказались весьма полезны в деле мировой революции. Правда, по велению партии ей пришлось вступить в брак с Витторио, которого в СССР звали Карлос Контрерас. Тине выдали советский паспорт на имя Тины Иосифовны Контрерас и взяли на работу в МОПР (Международная организация помощи борцам революции). Главой мопРа в то время была Елена Стасова – старая большевичка, бывшая секретарша Ленина, которая очень привязалась к Тине. Тина работала консультантом по странам Латинской Америки и, пройдя подготовку в ОГПУ, нередко выезжала в Европу с разными деликатными поручениями.

Она снова преобразилась – нынешняя Тина одевалась как советская чиновница: строгие костюмы, гладкая прическа и никакого макияжа, – и отличалась редкой исполнительностью и даже некоторым занудством. Когда в Испании началась гражданская война. Тина с мужем были командированы на фронт – правда, в воюющей Испании Тина быстро оставила агитацию и пошла работать в госпиталь медсестрой, придя к убеждению, что умелые руки гораздо полезнее красивых слов.

В апреле 1939 года в Испании победили фашисты. Сталин был весьма недоволен: он надеялся, что МОПР и другие подобные организации обеспечат поражение Франко. В рядах МОПРа начались чистки. Каким-то образом Елене Стасовой удалось передать Тине, временно скрывающейся в Париже, что возвращаться в Москву опасно.

Фрида Капо и Диего Ривера

Тина рассталась с Видали, порвала все связи с советскими агентами. С помощью друзей, оставшихся у нее в Мексике, она получила разрешение вернуться туда, где была счастлива. Под вымышленным именем Тина поселилась в Мехико и очень замкнуто, очень тихо, почти ни с кем не общаясь, прожила два года. Однажды январским вечером 1942 года она, возвращаясь из гостей, села в такси – и приехала домой уже мертвой. В ее сумочке нашли маленькую фотографию Хулио Антонио Мельи.

После ее смерти Диего Ривера предположил, что Тину убил Видали – она, по его мнению, слишком много знала. Однако вскрытие показало, что у нее просто остановилось сердце…

Из книги Мелья автора Погосов Юрий Вениаминович

Тина Был жаркий летний полдень. Город замер в дремотном послеобеденном зное. Все располагало к отдыху: закрытые магазины и оффисы, ленивые полицейские и еле ползущие трамваи. В такое время дня ничего не хотелось делать.Хулио шел по неширокой улице, довольно оживленной в

Из книги Сочинения автора Луцкий Семен Абрамович

Фея-весна («И жабы. И гады. И тина. И омут…») И жабы. И гады. И тина. И омут… Болото, болото у пней! Гниет, притаилось… И тонут в нем, тонут Остатки непрожитых дней… И я заблудился. И я - у болота. Я плесени пленник теперь. Когда-то молился и верил во что-то… Изверилось

Из книги Телеграмма Берия автора Троицкая Валерия Алексеевна

Тина Асатиани Лера в «Капичнике» Институт физических проблем (ИФП) - «Капичник», которым руководил Пётр Леонидович Капица, был широко известен своими научными семинарами, которые проходили по средам в полном зале.На этих семинарах обсуждались новейшие идеи и разные

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Айк Тёрнер и Тина Тёрнер Жестокость и насилиеАйк Уи?стер Тёрнер (1931–2007) – американский ритм-н-блюзовый музыкант и продюсер, один из основателей рок-н-ролла.Ти?на Тёрнер (Анна Мэй Буллок) (1939) – американская певица, автор песен, актриса и танцовщица.История романа Айка и

– итальянская фотограф, актриса и революционерка первой половины 20 века. В 17 лет, Тина, вместе с семьей переезжает в Америку. Здесь какое-то время работает на текстильной фабрике. Работает портнихой. В 1920 году живет и работает в Голливуде.

Тина Модотти творческая личность, которую привлекают сразу несколько направлений. Она увлекается поэзией, росписью по батику, и дом ее становиться местом встреч поэтов и художников. Работала в Голливуде. В 1921 году познакомила с Эдвардом Уэстоном – американским фотографом, который во многом и определил фотографическую судьбу Тины. Вместе они в 1922 году отправляются в Мексику. Здесь, на волне времени, они вступают в Коммунистическую партию. Среди друзей Тины – ведающиеся деятели времени такие, как Диего Ривера , Хосе́ Клеме́нте Оро́ско и Альфа́ро Сике́йрос – мексиканские живописцы, Фрида Кало – мексиканская художница. Все они объединены огромной любовью, революционным духом и культурой своей страны. В 1924 году в Мексике проходит их совместная выставка работ, которая привлекает к себе огромное внимание. Как фотографа Тину изначально привлекают детали жизни – пейзажи, цветы, дома, люди. Постепенно фотография становиться способом революционного протеста, выражения социальных настроений.

5 февраля 1930 года Тину несправедливо обвиняют в покушении на Президента Мексики – Паскуаля Ортиса Рубио и выдворяют из Мексики. Тина Модотти и Эдвард переезжают в Германию, а затем и в СССР. В Москве проходит ее последняя прижизненная выставка работ. Тина работает переводчиком, пишет революционные памфлеты, получает гражданство и стает членом партии. Работает в Варшаве, Вене, Мадриде и Париже.

В 1934 году уезжают в Испанию, вплоть до Гражданской войны была членом вооруженных добровольных формирований. Помогает беженцам. Ее фотографии публикуются в журналах.

В 1939 году Тина возвращается в Мексику, вместе с испанскими изгнанниками. Вступает в ряды кубинской коммунистической партии и ведет активную политическую деятельность. Выступает в рядах антифашистов. В 1940 году Тина была реабилитирована по делу о покушении на президента Мексики. В возрасте 45 лет, при неизвестных обстоятельствах – умирает от инфаркта. На могильном камне Тины Модотти в Мехико выбиты посвященные ей стихи Пабло Неруды:

…sul gioiello del tuo corpo addormentato

ancora protende la penna e l’anima insanguinata

come se tu potessi, sorella, risollevarti

e sorridere sopra il fango…

Что можно перевести, как «спит жемчужное тело с протянутыми руками и окровавленной душой, как ты можешь, сестра, улыбаться в грязи »

Революция в фотографиях Тины Модотти (Tina Modotti)

Тина Модотти родилась в 1896 году в Италии. Девочка была вторым ребенком в семье. У нее было пятеро братьев и сестёр. Семья жила довольно бедно, и Тина очень переживала за них, слёзы голодных малышей вызывали в ней чувство ненависти к богатым людям. С детства Тина прониклась идеями борьбы с социальной несправедливостью. Как-то раз, когда ей было 10 лет, Тина вернулась домой без платка. Но зато принесла с рынка целую корзину продуктов - колбасы, сыра, хлеба… Родителям она просто соврала, сказав, что платок ей очень не нравился, и что поэтому она его и продала.

В 1913 году, захотев сделать себе карьеру театральной актрисы, семнадцатилетняя Тина уехала в США. В Америке она быстро влилась в жизнь богемы, стала проповедовать идеи свободных отношений в брачной жизни. Вскоре она прониклась большевизмом. Но счастья на чужбине Тина Модотти так и не обрела.

Отец Тины переехал в Америку чуть раньше, и, ожидая дочь, договорился с хозяином швейной мастерской в Сан-Франциско о том, что его дочь будет работать у того портнихой. Но в свои семнадцать молодая итальянка невероятно расцвела. Ее красота была обворожительной. Огромные тёмные глаза, великолепная фигура, густые и мягкие волосы, красивый рот… И это сыграло свою роль. Первой на красоту Тины обратила внимание хозяйка салона, и совсем скоро перевела её из рядовых портних в своем салоне в модель. Работу модели Тине удавалось успешно совмещать с рабой в итальянском театре, где она и влюбилась в молодого художника и поэта. Именно этот человек и ввёл её в круг местной богемы, в среде которой была принята свободная любовь. Эти люди отрицали буржуазную мораль. Несмотря на неприятие своего любимого итальянской общиной, Тина Модотти вышла за него замуж и вместе они, покинув Сан-Франциско, перебрались в Лос-Анжелес. В этом городе Тина стала образцом, идеалом свободной женщины. «Красивая, но с мозгами» - говорили о ней.

В 1920 году Тина Модотти уже снялась в нескольких фильмах в Голливуде. Сниматься тогда было принято с чрезмерно нагримированным лицом. Вскоре, на одной из богемных вечеринок, где пили сакэ и слушали музыку восточных стран, Тина встретилась с Эдвардом Уэстоном, который был фотографом. У Эдварда было уже четверо детей, и он конечно был в браке… Но в этих кругах было не принято сдерживать свои чувства. Вскоре появилось несколько снимков Уэстона, на которых Тина Модотти была обнаженной.

Наступил 1923 год. В Соединенных штатах многое изменилось. Власти ввели сухой закон, процветал ку-клукс-клан… Тина вместе с Эдвардом были вынуждены из США перебраться в Мексику. В этой стране они прожили семь лет. И всё это время Тина под руководством Эдварда постигала технику фотографии. Совсем скоро к ней как фотографу пришел успех. Работы молодой и дерзкой итальянки стали цениться намного выше чем работы её друга и учителя. Наверное, в том числе и это сыграло свою роль в постепенном разладе в их отношениях. Эдвард считал, что принципы «свободной любви» существуют только для него. А у Тины тем временем началась целая серия романов. Сначала её возлюбленным стал известнейший художник, толстяк и донжуан Диего Ривера. После него Тина влюбилась в большевика и члена Коминтерна Хавьера Герерро, который уговорил её стать членом коммунистической партии.

Став коммунисткой, Тина Модотти коренным образом переменилась, и даже внешне ее было совсем не узнать. Она стала носить строгую одежду и гладкую прическу и полностью посвятила себя делу. Тина фотографировала митинги и демонстрации рабочих, нелегкий труд батраков в поле, тяжелую жизнь простого народа… Началось и ее активное сотрудничество с газетой мексиканских коммунистов «Эль Мачете». Тина стала открыто выступать против диктатуры Муссолини. В редакции «Эль Мачете» она познакомилась с самым известным революционером всей Латинской Америки Хулио Антонио Меллой. В свои 25 лет он был невероятно красив, строен и привлекателен внешне. Именно он стал, пожалуй, единственной настоящей любовью Тины Модотти. Не обращая внимание на осуждение знакомых и друзей, и даже на довольно скромную в материальном плане жизнь, союз молодых революционеров был счастливым. Как раз к этому времени и относятся замечательные фотопортреты Хулио, выполненные Тиной.

Но, как это часто бывает, их счастье длилось недолго. В январе 1929 года выстрелом в спину в Гаванне Мела был убит. Конечно же, это было политическое убийство. Тем не менее, все СМИ того времени написали, что это просто была месть ревнивого соперника. Это заметно подкосило репутацию Тины. Совсем скоро она была объявлена шпионкой Муссолини и посажена в тюрьму. А вскоре снимки обнаженной Тины, сделанные ещё Уэстоном, появились в нескольких газетах, чем их редактора пытались доказать её безнравственность.

Тюрьма подорвала здоровье Тины Модотти. Да и репутация её оказалась запятнанной. Вскоре после выхода из тюрьмы один из итальянских коммунистов переправляет её в Москву. Московский период Тины исследователи её жизни называют «медленным самоубийством». Тина Модотти оставила занятия фотографией и полностью посвятила себя работе в Коминтерне, где сделала хорошую карьеру и добилась высоких постов. Несколько раз Тина выполняла опасные и рискованные задания в странах Европы. Очень просила послать её в фашистскую Италию для работы вместе с итальянскими коммунистами. Но вместо Италии она была направлена в Испанию. В этой стране она провела все годы гражданской войны. Осведомленная о том, что коммунисты разных стран гибнут в СССР в сталинских лагерях, в Москву Тина решила не возвращаться.

В Испани для нее настала пора страшной бедности и гнетущего одиночества. 5 января 1942 года Тина Мадотти ночью умерла в такси. При вскрытии был констатирован инфаркт. Но большинство биографов и современников Тины считают, что это было или самоубийство, или отравление. При исследовании обстоятельств происшествия, в сумочке Тины полицейские обнаружили маленькую фотографию Хулио Антонио Мела.

Бурная, полная приключений жизнь Тины Мадотти всколыхнула интерес к ней у другой незаурядной женщины 20 века - у Мадонны. В 1996 году в Филадельфии Мадонна организовала выставку работ Тины. Её удивительные и неповторимые снимки были оценены очень высоко. Одна из работ ушла с аукциона за 130 тысяч долларов. Хоть и различны судьбы этих двух женщин, но немало в них и общего. Ведь и у той, и у другой - итальянские корни, которые были пересажены на другую сторону земли.