Недавно исполнилось 80 лет со дня рождения учителя-новатора Юрия Латышева. Такое количество лет просто невозможно дать этому полному физических, духовных и умственных сил человеку. Он по-прежнему работает, не сбавляя темпов: дает свои чудо-уроки детям и передает опыт другим педагогам. Ульяновская гимназия №44 стала под его научным руководством подлинной школой будущего.

Как математик стал историком

Я ровесник нашего пединститута. И в этом году вместе с ним отмечаю 80-летие. Родился я в Мелекессе. Мой отец погиб в 1942 году на юго-западном фронте. Маму, специалиста по пчеловодству, часто переводили на работу из одной области в другую. В 1950 году,закончив школу в Саранске, я готовился к поступлению в Московский авиационный институт: я математик по складуума и по характеру. Но у меня тогда серьезно заболела мать. Я был в затруднении… Уже июль, а я так и не подал никуда заявление. А тут надо ехать на зональные соревнования по волейболу в Астрахань. В последний день перед отъездом попросил друзей отдать мои документы на физмат единственного института в Саранске – педагогического. С соревнований приехал 30 июля, а экзамены – 1 августа. Смотрю, а меня нет в списке абитуриентов! Оказалось, друзья рассудили по-своему: на физмате и так спортсменов много, а на историческом нет. Отдали на исторический. А ведь я готовился по математике!

Первые три экзамена сдал на пятерки – русский, литературу и географию. Четвертым была история. Я молил, чтобы не достался какой-нибудь «кризис Временного правительства». А достался именно апрельский кризис. Я понял, что горю. Но меня спас председатель комиссии, Михаил Николаевич Шатунов, преподаватель пединститута. Он проходил со студентами практику в нашей школе.Узнал меня: «Латышев, и вы сюда же?!» Я думаю, он мне просто-напросто поставил четверочку, желая, чтобы я поступил.

Новатор

После 1 курса поехал на соревнования на Кавказ. Возвращаюсь, а мама встречает меня на перроне: «Юра, мы уже живем в Ульяновске!». Перевелся в 1951 году на второй курс Ульяновского пединститута. Занимался спортом, ездил по стране. И вообще, рассматривал учебу в институте как время для спорта.

Впервые почувствовал себя будущим учителем на 4 курсе, когда к нам пришел в качестве преподавателя и курсового руководителя Николай Григорьевич Левинтов. Истории и методике ее преподавания я учился у солидных ученых. Мария Георгиевна Иванова – высококлассный специалист. Только что приехал после защиты диссертации Сергей Львович Сытин.На четвертом курсе я по-настоящему увлекся историей, стал покупать книги…

Но во мне все равно технарь оставался. Уже когда я работал в школе, коллеги или проверяющие, которые первый раз видели мой школьный кабинет, спрашивали: «Вы ведете физику?» Нет, говорю, историю и обществознание. Но у меня двигался экран, работали проекторы… Как-то на День учителя дети меня спросили: «Юрий Иванович, кто в вас не состоялся?» Я ответил: «Во мне погиб инженер». Но сейчас понял, что ошибся. Инженер не погиб. Если посмотреть на изначальный смысл слова «инженер», значит – создающий что-то новое. В частности, я создал оригинальную авторскую педтехнологию, к которой вначале многие отнеслись настороженно…

Преодоление болота

Примерно 80 процентов информации ребенок получает через зрение. В руки ребенка надо дать зрительную опору. К этому меня подтолкнул известный в СССР педагог-новатор, учитель физики из Донецка Виктор Федорович Шаталов. Но его «опорные конспекты» оказались неприемлемы для истории. И вот почему.

Точка зрения его была такая. Перед вами болото. Вам надо на другую сторону. Вы прыгаете по кочкам, с одной кочки на другую - и так добираетесь. В истории так нельзя. Там вместе с причинно-следственными связями событий есть еще и хронологическая последовательность. Нельзя «прыгнуть» сначала в событие, которое произойдет позже. Не допрыгнешь. В физике больше вариативность.

Поэтому схема такая. На основе тем учебникасоздается «тематически акцентированный конспект» – может включать в себя один или два параграфа из учебника. События, которые описываются в параграфе, но не имеют отношения к раскрытию темы, выносятся за рамки конспекта… Вроде как «пост-скриптум» или «лирическое отступление». Может случиться, что связь существует – просто я о ней не знал. Учитель ведь тоже учится! И тогда сведения о событии на следующий год попадают в конспект.

Когда нас в срочном порядке переводили в новое здание школы (старое заняли строители авиакомплекса), застройщик должен был оснастить школу оборудованием и наглядными пособиями, и я попросил оборудование для лингафонного кабинета. Это дало большие возможности, позволило мне общаться одновременно с несколькими учениками. Двое учеников при этом играют роль ассистентов. Говорить должен ученик: он, как и учитель - субъект обучения, а не объект. Мне удалось поменять стандартные 45-минутные уроки на модульные 30-минутные. Ведь подсчитано, что оставшиеся 15 минут – это безнадежная борьба со все более устающим учеником. Чтобы не посягать на предписанное количество часов, ставили уроки в расписании парами, а затем разбивали эти 90 минут на три модуля.Сегодня 30-минутный модульный урок в нашей гимназии установлен официально.

Из книги Юрия Латышева«Афоризмы и размышлизмы»

Не требуй от ученика 100% знаний, если сам можешь дать их лишь 75% (середина 60-х гг.).

Здоровайся с детьми в классе на перемене, а не после звонка на урок. Построенные в ряд около своих парт, они больше похожи на бесправных солдатиков (начало 80-х).

Никакая поэзия или кинофрагмент не могут сделать урок эмоциональным, если сам учитель не обладает этим качествам (1985-87 гг.).

Хочешь потерять доверие ученика – прочитай ему нотацию (1979 г.)

Любить человечество легко – достаточно широко развести руки, демонстрируя, как безгранична твоя любовь. Конкретного человека любить неимоверно трудно: ему необходимо отдавать хотя бы частицу самого себя ежедневно и ежечасно (70-е гг.)

Свобода учителя на уроке наступает тогда, когда его знания превышают тот объем, который необходимо дать ученикам (2002 г.)

Справка «АиФ»

Латышев Юрий Иванович. Народный учитель России, почетный гражданин города Ульяновска, учитель истории и заместитель директора по научно-методической работе гимназии №44 имени Владимира Деева, почетный гражданин Ульяновска.

Более полувека занимает должность заместителя директора - сначала в средней школе №42, затем - в гимназии №44 имени Деева.

Его деятельность в школе – непрерывная серия экспериментов и новаций. Усилиями Юрия Ивановича внедряются передовыеучебно-воспитательные методики, разрабатываются программы, такие как «Одаренные дети», «Здоровье», «Воспитательная система школы».

Автор книги «Алгебра гуманной педагогики: о себе, учениках и учительском кредо», изданной в 2010 году. Ведет авторскую республиканскую школу передового педагогического опыта. Уже более 500 учителей России стали её слушателями. Для учителей истории и руководителей школ провел четырехдневные семинары в 12 регионах страны; разработанные им «тематические акцентированные конспекты» по истории и обществознанию используются многими учителями области и России.

Внес огромный вклад в обучение педагогов России методике преподавания воспитательно-образовательного курса на одиннадцати всероссийских семинарах по проблемам гражданского образования, которые проводятся в Краснодарском крае с 1990 года. В рамках работы XIII международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические ресурсы развития современного урока в достижении нового качества образования» (2010 год) провел «творческую гостиную» по теме «Совместная деятельность учителя и ученика по управлению качеством образования». На всероссийском слете учителей (Сочи, 2010 год) Ю.И.Латышев выступил с презентацией «Школа - территория здоровья. Здоровый школьник - успевающий ученик».

Имя Юрия Ивановича Латышева внесено в Симбирско-Ульяновскую энциклопедию, во всероссийский атлас «Золотой Фонд учителей России»(2010 год). Дважды стал лауреатом гранта «Лучший учитель России» (2007, 2011 гг.)

Награжден орденом Почета (1996 г.), имеет почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» (1982 г.), почетное звание «Народный учитель Российской Федерации» (2002 г.), звание «Почетный гражданин города Ульяновска» (2001 г.).

Латышев Михаил

Юрий Домбровский

Михаил Латышев

Юрий Домбровский

Десятилетия имя и произведения этого замечательного писателя были в тени. Мы только-только начинаем по-настоящему осмысливать величину личности и значительность его творчества.

Внешнюю канву биографии Юрия Осиповича Домбровского легко выразить довольно короткой колонкой дат и довольно кратким пояснением к ним:

1932 год - окончил Высшие литературные курсы; первый арест, выслан из столицы в Казахстан;

1937 год - второй арест;

1939 год - третий арест;

1939-1943 годы - в заключении на Колыме;

1943-1944 годы - работа над романом "Обезьяна приходит за своим черепом";

1946 год - работа над циклом новелл о Шекспире "Смуглая леди";

1949 год - четвертый арест;

1949-1956 годы - в заключении на Крайнем Севере и в Тайшете;

1966 год - реабилитирован за отсутствием состава преступления;

1969 год - вышла книга "Смуглая леди";

За безмолвными здесь - на бумаге - датами там - в реальной жизни встают тысячи людей, сотни событий, десятки городов.

Кровавая круговерть, гордость и позор, жизнь и смерть, любовь и разлука, предательство и верность - там.

Малюсенький дефис между тридцать девятым и сорок третьим годами, сколько же таит он за собой! И как много сокрыто за другим дефисом - между сорок девятым и пятьдесят пятым годами!

Нам не пережить пережитого писателем. К счастью, не пережить. Он остался несломленным и гордым, а какими бы вернулись оттуда мы? Кто поручится, что тоже несломленными и гордыми? Кто поручится, что у нас остались бы еще силы писать стихи?

Даже в пекле надежда заводится,

Если в адские вхожа края.

Матерь Божия, Богородица,

Непорочная дева моя.

Она ходит по кругу проклятому,

Вся надламываясь от тягот,

И без выбора каждому пятому

Ручку маленькую подает...

Это - начало стихотворения "Амнистия", написанного Ю. Домбровским зимой 1940 года на Колыме. Боль - и свет! Страдание - и надежда! Безверие - и глубочайшая вера! И - жизнь. Для кого-то - _будничная_.

Приходится бедной душе

Со смертью без всяких кассаций,

С ночами в гнилом шалаше.

С дождями, с размокшей дорогой,

С ударом ружья по плечу.

И с многим, и очень со многим,

О чем и писать не хочу.

И он об этом, по сути дела, не писал, уступив место хроникеров другим: Александру Солженицыну, Варламу Шаламову, Евгении Гинзбург. Сам Ю. Домбровский в романе "Факультет ненужных вещей" осмыслил глубинную природу этого.

Яркое, резкое, основанное на динамичных столкновениях и контрастах политическое бытие (пример тому - Солженицын) не органично для Ю. Домбровского. Он весь - в бытии философском.

Виктор Лихоносов еще в 1968 году в повести "Люблю тебя светло" с присущей ему лиричностью отобразил это свойство души Ю. Домбровского.

А через несколько лет в автобиографическом романе "Прощание из ниоткуда" писатель противоположного темперамента - Владимир Максимов - как бы закрепил эту особенность миропонимания Юрия Осиповича, уж так ломанного Системой, так мучимого ею, но оставшегося Поэтом несмотря ни на что. Поэтом в главном - в отношении к жизни: без оголтелой злобы; с осознанием хрупкости ее смысла; с ежесекундным ощущением неслучайности нашего явления из тьмы на свет.

"Выезжал я из Москвы в ростепель, в хмурую и теплую погодку. То и дело моросил дождичек, и только-только начали набухать за заборами, на мокрых бульварах и в бутылках на подоконниках бурые податливые почки. Провожали меня с красными прутиками расцветшей вербы, потешными желтыми и белыми цветами ее, похожими на комочки пуха. А здесь я очутился среди южного лета. Цвело все, даже то, чему вообще цвести не положено, - развалившиеся заплоты (трава била прямо из них), стены домов, крыши, лужи под желтой ряской, тротуары и мостовые".

Это - начало романа "Хранитель древностей". О первых впечатлениях Зыбина, литературного двойника Ю. Домбровского, от Алма-Аты. Пейзаж нарисован словно бы и не пережившим пятнадцатилетний ад человеком: цветение, сияние, радость, которые не блекнут и на последующих страницах и этого романа, и его продолжения "Факультета ненужных вещей", хотя там уже примешана к ним боль, а лирика освещена высокой мыслью - о праве и бесправии в тоталитарном обществе.

Он сполна испытал "прелести" времени, в которое ему выпало жить и работать. Уточним: жить - честно, работать - честно.

Иногда трудно представить, как в атмосфере литературы, примитивной до силуэтности наскальных рисунков, могли созреть и воплотиться (пусть только в виде неизданных рукописей) замыслы романа "Обезьяна приходит за своим черепом" или цикла новелл о Шекспире - "Смуглая леди".

На самом деле, не поленитесь, воскресите в памяти прозу или поэзию полувековой давности. Что осталось от нее? Где ее хваленые "шедевры", плакатные в своей первооснове, неправдоподобно-жизнерадостные? Исчезли. Растаяли, "яко дым". А помним мы и читаем сейчас вещи тогда до печатного станка не дошедшие или дошедшие с большим трудом. Среди первых и произведения Ю. Домбровского.

"Доходяга", вышвырнутый из советского концлагеря умирать, вынес с собою оттуда замысел романа "Обезьяна приходит за своим черепом", тема которого как бы витала в воздухе, - шла война с фашизмом. Участвовать в ней непосредственно Ю. Домбровский не мог, но сполна использовал доступную ему писателю - возможность сразиться с "коричневой чумой".

Роман этот не мог в то время "прийтись ко двору". И не пришелся. От момента написания "Обезьяны" до момента публикации пролег временной отрезок длиной в пятнадцать лет. Все последующие произведения Ю. Домбровского ждала похожая судьба - страшная, как казалось когда-то, счастливая, как оказалось ныне.

Но, с другой стороны, это запоздавшее на многие годы признание, как обворовало оно и нас, и писателя, вынужденного, как он писал сам, "зарабатывать на жизнь подсобными литературными и окололитературными работами"! Он много (и хорошо!) переводил с казахского языка; часто писал внутренние рецензии на произведения, отнюдь не требующие его энциклопедических знаний и его выдающегося писательского дара.

Ю. Домбровский в жизни был очень разный. Один - когда изредка появлялся в ЦДЛ; другой - когда штудировал книги в библиотеке или приходил в книжный магазин; третий - в любимом Доме творчества Голицыне, где ему работалось лучше всего; четвертый - в Алма-Ате, куда часто и надолго уезжал; пятый беседующий о чем-нибудь с любым из прохожих в любой географической точке, куда заносили его судьба или случай; шестой - дома; седьмой - с грибным лукошком в осеннем подмосковном лесу.

Внешне он, мало походил на писателя (как и всякий настоящий писатель!), хотя именно писателем был до мозга костей. Своим негромким присутствием в литературе Ю. Домбровский многих удерживал от фальши, от чрезмерного самолюбования и завышенных самооценок, учил объективному взгляду на происходящее вокруг. Даже если об этом прямо не говорилось. Однако личный пример Ю. Домбровского подразумевал, что жить можно и надо только так постоянно помня о великой, неизменной во времени Культуре.

Как бы отсутствующий в "текущем литературном процессе", Ю. Домбровский несомненно и всегда присутствовал в русской литературе, которой текущие проблемы и текущие запросы власть предержащих смешны из-за их гротескности и несоответствия запросам Истории.

Если вдуматься, то совсем не случайно "последние из могикан" серебряного века русской литературы Б. Зайцев и Г. Адамович отозвались на появление "Хранителя древностей": первый - письмом автору, второй рецензией на роман. И так же совсем не случайно в орбиту Ю. Домбровского оказались вовлеченными многие из видных современных писателей: Ю. Казаков и В. Лихоносов, В. Максимов и Ю. Давыдов, Б. Окуджава и Ф. Светов, Ч. Амираджиби и Ф. Искандер... Список можно длить и длить.

После публикации "Хранителя древностей" в "Новом мире" редакция журнала признала роман лучшим материалом года. Автор получил премию и пригласил Твардовского, Виктора Некрасова, некоторых сотрудников журнала отметить это событие в "Метрополе".

Но все прошли, - рассказывал Юрий Осипович своему алма-атинскому другу Павлу Косенко, - а я разделся - и меня не пропускают: я, оказывается, в тот день пиджак не надел, прямо под пальто пестрая рубаха. Не пропускают ни в какую. Не знаю, что и делать, неловко же - пригласил... К счастью, Твардовский зачем-то выглянул. Увидел меня, понял, в чем дело, вздохнул, достал удостоверение депутата Верховного Совета, показал швейцару и метрдотелю: "Отойдемте сюда, в сторонку". Я и прошмыгнул. Твардовский - им: "Спасибо, больше мне от вас ничего не нужно". Потом мне говорил: "Ну, хорош! В каком бы положении мы оказались, денег же ни у кого нет..."

https://www.сайт/2017-06-30/kraeved_yuriy_latyshev_pochemu_bez_sohraneniya_istoricheskoy_pamyati_chelyabinsku_trudno_byt_chelyab

«В законах приходится копаться не меньше, чем в архивах»

Краевед Юрий Латышев: почему без сохранения исторической памяти Челябинску трудно быть Челябинском

Интернет-газета сайт представляет своим читателям новую рубрику. Она будет посвящена давно забытым, а потому почти неизвестным в наши дни страницам истории Челябинска — города, которому не так долго осталось до 300-летнего юбилея. Постоянным автором рубрики мы предложили выступить Юрию Латышеву. Известный краевед с активной жизненной позицией уже несколько лет с небольшой группой единомышленников — инициативной группой «АрхиСтраж» — действительно стоит на страже исторического наследия старого Челябинска. Изучая старые постройки и воскрешая память об обстоятельствах их появления, Латышев, человек уже немолодого возраста, надеется внести свой вклад в сохранение исторического лица города.

— Юрий Владимирович, а надо ли это делать? Предмет вашей заботы — это постройки преимущественного дореволюционной поры, но ведь Челябинск состоялся все-таки после нее: благодаря нескольким волнам индустриализации ХХ века, военной эвакуации… Вы не думали о том, что вас заботит память не о том Челябинске, который знают, уважают, по-своему любят сами горожане и люди в других частях страны?

— Не так давно в Петербурге, в Российском государственном историческом архиве, обнаружились карты и схемы нашей железнодорожной станции. Огромные, метр на два, с мельчайшими подробностями. Я показал эти снимки директору музея Южно-Уральской железной дороги, и он тоже удивился: получается, с 1911 года, то есть больше чем за сто лет, объем путевого хозяйства на станции практически не изменился. А сейчас, как известно, он просто огромный! При этом мы точно знаем, что еще в конце ХIX века, всего немногим позже того, как в Челябинск вообще пришла железная дорога, на станции было всего три линии.

— Десять лет — и такой бурный рост?

— Вот именно. Конечно, никто даже не пытается сбросить со счетов то развитие, которое было в Челябинске после революции, в годы войны, после нее. Но и вопрос ваш ведь тоже не случаен — к сожалению, после 50-х годов в городе появилось крайне мало зданий, которые могли бы представить интерес для потомков и о судьбе которых можно было бы переживать. Челябинский вокзал, кстати, в их числе.

— Слушайте, но вот сейчас точно многие фыркнут: вы сравниваете вокзал и полукаменный дом какой-нибудь мещанки Краснопуповой. Точнее то, что от него осталось и дошло до наших дней. И ладно бы он «при жизни» был шедевром, а то ведь так — обыкновенная изба на высоком фундаменте. Их по Уралу — сотни таких.

В Челябинске восстановят и отдадут под нужды полиции здание бывшей чаеразвесочной фабрики

— Мне часто за эти годы приходилось и сейчас приходится слышать, что Челябинск — это не Барселона, не Париж, не Вологда и не Суздаль. Все верно. Мы живем в Челябинске. Но это город, которому тоже не одна сотня лет и который за это время, кстати, ни разу не сменил название. Не был ни разу переименован, как некоторые другие, и это даже можно было бы назвать уникальным случаем в нашей стране с ее непростой историей. И вот странно, согласитесь, было бы сказать себе: вот этот Челябинск — да, мы помним и любим, а вот все, что раньше, до этой или вот до этой даты, нас не особенно касается. Тогда, простите, почему мы вообще Челябинск? Может, надо было все-таки стать Танкоградом, например? Или каким-нибудь Бетоноградом …

— Метеоритском.

— Смешно. Вот вы говорите, что по Уралу таких зданий, может, сотни. Может, и сотни, хотя уже вряд ли, учитывая темпы, какими уничтожают историческое наследие. А в Челябинске осталось всего 168 зданий, построенных до 1917 года. Да, это не 8 тысяч, как в том же Питере, но и далеко не все из них сейчас находятся под охраной. Более того, никто и не говорит, что надо сохранить непременно все. Но речь идет о необходимости провести эту работу, ревизию того, что осталось. Определить ценное и поставить на охрану. В противном случае, боюсь, уже через пару десятилетий сохранять нам будет просто нечего.

— А почему вы этим занимаетесь? Вопрос не только о том, как именно вы пришли к этому занятию. На табличках ведь не случайно пишут: охраняется государством.

— Охраняется, но далеко не всегда. Для меня это было не самым радостным открытием, когда несколько лет назад я впервые стал обращать внимание на состояние старинных зданий в городе. Идешь, смотришь, действительно — висит табличка. Написано, что охраняется государством, но состояние дома такое, что думаешь: ну как же оно так охраняется? Есть при этом и другие примеры. Вот на Береговой, 129. Тоже памятник, но состояние его такое, что построили его как будто всего несколько лет назад, — настолько хорошо за ним следит собственник. Кстати, частник, без всякого государства.

Меня сильно заинтересовало, в чем же дело: почему одни памятники в идеальном состоянии, а от других почти ничего не осталось? Больше того, когда в руки попал список объектов культурного наследия (ОКН), с которым я месяца за полтора с фотоаппаратом прошел по конкретным адресам, оказалось, что некоторых из них уже и вовсе нет. Вот в реестре числится, что на охране, а в действительности охранять уже нечего. Даже руин не осталось.

— При этом есть целый уполномоченный орган, действующий от лица государства.

— Об этом я тоже только потом узнал. Кстати, мне этот вопрос часто задают. Например, когда по тому же дому Батракова (Кирова, 118) началось разбирательство в суде. Собственник, по нашим данным, хочет здание снести и построить на его месте гостиницу. Представитель собственника не пришел, и мы минут сорок проговорили с судьей. Она меня и спросила: почему именно вы это делаете, а не госкомитет по охране памятников?

— И почему?

— Я ей объяснил, что у нас в области 3000 объектов, а в госкомитете всего 13 человек. В соседней Свердловской области, по-моему, не меньше 40 специалистов. В Нижегородской — тоже около того. А у нас люди, которым поручена работа по сохранению памятников, физически не успевают. У них только одна машина для поездок, а область у нас немаленькая. А помимо исторического Челябинска есть еще и исторические Троицк, Кыштым, Златоуст, Верхнеуральск. Да тот же Бродокалмак — казалось бы, дальнее село, но оно старше Челябинска, и там тоже есть что сохранять.

При этом, к слову, до недавнего времени госкомитет был всего лишь подразделением в составе областного министерства культуры, а у него, как к этому ни относись, приоритеты несколько иные. Вообще, положение дел в этой сфере — хорошая иллюстрация, что и государство у нас может быть парадоксальным образом бессильным, если нет политической воли первых лиц. К большому сожалению, несмотря на существующие законы, положения, таблички, — все решает конкретный мэр, сити-менеджер, губернатор.

— То есть если бы первое лицо сказало сохранить — в лепешку бы разбились, но сохранили.

— Так и есть. Для меня особенно показателен в этом плане пример Казани. Впрочем, зачем так далеко ходить за примерами? В Челябинске у нас, с одной стороны, есть Кировка — прекрасный пример того, как нужно поступать с историческим центром. Причем пример, хороший не только с точки зрения конечного результата. Правильный сам подход, который позволил к такому результату прийти: передать объекты в частные руки, но с условием — восстановить и вдохнуть в них жизнь.

А в 2006 году, когда к власти пришел Юревич, в городе буквально оптом — десятками! — памятники стали вычеркивать из перечня ОКН. И не просто исключать, но и сносить. Потом оказалось, что подавляющее большинство этих экспертиз, если не все, — незаконные, халтурные. И к настоящему времени некоторые здания удается вернуть в перечень охраняемых, а некоторые уже не вернуть, потому что их просто нет.

Конечно, приходится преодолевать сопротивление. Чтобы поставить здание на охрану, надо определить предмет охраны — что именно надо сберечь? Фасады, интерьер? Для этого нужно как минимум побывать внутри, сделать фотофиксацию. А как быть, если собственник тебя просто не пускает внутрь?

— И как быть?

— С полицией пускают. С сотрудником ФСБ нам собственник даже три четверти внутренних помещений дома Батракова на площади Революции показал. Оказывается, в структуре ФСБ есть сотрудники, ответственные за сохранность культурного наследия, как, кстати, и в полиции.

— Это интересно. Многие об этом даже не знают.

— А тем не менее есть особое отделение, со своими сотрудниками и задачами. Я об этом сам недавно только узнал. К счастью, и в органах на эту проблему стали обращать внимание, перестали отмахиваться. Стало больше судов на эту тему. Но для Челябинска такого рода разбирательства новые. Даже практикующим юристам в этой сфере пока тяжело, поэтому они подключают нас. Ведь нам в законах приходится копаться не меньше, чем в архивах.

— Одно дело, когда речь идет о чиновниках или людях в погонах. В конце концов, это их работа, и к тому же у них может быть своя мотивация: звездочки, «палочки» и т. д. А что с горожанами? Насколько они, по-вашему, готовы дорожить историческим наследием?

— Поэтому в добавление к своему блогу, к своим публичным выступлениям я теперь вожу экскурсии по историческому Челябинску. Они уже почти еженедельные. И должен сказать, это имеет просто невероятный эффект. Вот типичная реакция человека: я тут по два раза каждый день хожу и даже представления не имел, как тут, оказывается, интересно!

— А по экскурсиям видно, у людей растет к этому интерес?

— Я никого конкретно не приглашаю, просто пишу в блоге время, место встречи, тему экскурсии. Вижу, по крайней мере, что уже сложилось определенное ядро слушателей. Они уже и сами теперь спрашивают, когда следующая экскурсия, по каким объектам пойдем? Но настоящую реакцию я почувствовал, когда по необходимости задался составлением списка десяти самых интересных исторических зданий. Надо было провести персональную экскурсию для гостя из Литвы. И знаете, стоило мне свою версию обнародовать, тут же посыпались вопросы: а почему вы Троицкую церковь не включили, а чем этот памятник плох? Это уже хорошо, это радует. Для меня это свидетельство, что людей не оставляет равнодушными эта тема.

— Самим-то зданиям это помогает?

— К сожалению, за все эти годы отреставрировали всего один объект. Это Дом Архипова (Коммуны, 68), его занимает управление МВД. Но это же не повод останавливаться? Я убежден, что если быть настойчивым, стучать в двери, постоянно пытаться доказывать, чего-то и можно добиться. Знаете, я рад, например, идее провести саммит ШОС в Челябинске. Уж не знаю, будет ли она реализована, но для меня хорошо уже то, что необходимость подготовки ко всему этому заставила обратить внимание на исторический центр. А значит, и на те здания, которые пока еще создают его атмосферу.

В конце концов, патриотическое воспитание молодежи, про которое чиновники сейчас все уши прожужжали, на что-то ведь тоже должно опираться. У нас исторические корпуса бывшего танкового училища — это бывший переселенческий пункт. Ну чего там только нет, какие только исторические страницы не отразились! И Столыпин, и русско-японская война, и первая мировая, и Афганистан, в конце концов…

— Опять же вопрос — молодежи это надо?

— Вот на экскурсию пришла девушка. Даже не девушка — девчушка, на вид лет 14-15. А задавала такие интересные вопросы, настолько была подготовлена! Не с Луны же она прилетела. Сегодня есть откуда черпать информацию, причем я здесь совсем не себя и свои очерки имею в виду. В 90-е годы в Челябинске образовался Центр историко-культурного наследия, который создал и возглавлял Владимир Боже. Они сделали очень многое, набрали и издали просто шикарный материал, которым все сейчас пользуются. Вообще, в каждую эпоху был кто-то, кому хочется сказать спасибо за то, что сохранили и донесли память до нас. В 30-е годы был Горохов, после войны были Козырев и Дегтярев. Фонотов, Загребин, тот же Боже… А сегодня хороший коллектив по-новому открывает для нас госархив Челябинской области. Раньше, чтобы тебе что-то сфотографировать, нужно было платить деньги, а теперь — пожалуйста, все что угодно, только приходите. Это здорово, так и должен работать исторический архив. Нужно только разжигать к этому интерес.

— Себе лично что можете поставить в заслугу?

— Я не готов ставить это в заслугу только себе, но полтора десятка зданий хотя бы на бумаге спасены от уничтожения. Тут надо понимать, что нам повезло: изменился закон, который уточнил порядок постановки старых зданий на охрану. Система заработала, и теперь любой может стать инициатором сохранения исторического объекта. Нужно подать заявление с обоснованием, почему тот или иной объект важен и почему его нужно сохранить, и далее все пойдет своим чередом. Сначала здание внесут в перечень объектов с признаками ОКН, потом, если методический совет согласится, в перечень выявленных ОКН. А потом, если в течение года экспертиза докажет, что вы правы, объект станет памятником.

Борьба бизнесмена и краеведов закончилась проектом новой гостиницы в центре Челябинска

Так произошло с мельницей Степанова, которая не была под охраной. Теперь заброшенное здание, которому грозило уничтожение, уже включено в перечень ОКН, у него есть шанс получить новую жизнь. Сохраним, даст Бог, старую школу у вокзала, она уже объект регионального значения. Про каждый памятник я могу говорить много и детально.

Конечно, я не оставлю идею поставить на охрану весь исторический центр, чтобы борьба шла не за каждое здание, а за общую среду, тем более что время нам не союзник. До 1917 года в центре было 3000 деревянных зданий, а осталось около 30. Представляете, сколько мы потеряли и какими темпами происходят эти потери!

— И снова предвижу упреки, что из-за вас, ваших охранных зон, перестанет развиваться центр, а значит, и город в целом. Что своими амбициями сохранить исторический Челябинск вы мешаете Челябинску будущего…

— Недавно мы разговаривали с американкой, журналисткой Анной Гаррелз, которая написала книгу о Челябинске. Я спросил у нее, что ей нравится в облике Челябинска? Она задумалась, а потом ответила: мол, конечно, Челябинск не относится к числу самых красивых городов, но что действительно радует, так это наличие в городе исторических зданий. И даже целых комплексов таких строений.

Понимаете, если даже человек со стороны, которому, в общем-то, должно быть все равно, говорит об этом, почему мы должны молчать и молча позволять рушить часть нашей городской истории? Не слишком ли высокая цена развития города? И потом, из 168 зданий, построенных до 1917 года, больше сотни находятся на пятачке в 70 гектаров. Что такое 70 гектаров? Это 0,1% от общей площади территории города. О каком сдерживании развития мы говорим? Развивайте!

Новости России

Россия

На Шри-Ланке произошли еще три взрыва

Россия

Суд в США приговорил россиянку Марию Бутину к 1,5 года тюрьмы

Россия

В России возбудили уголовное дело об умышленном загрязнении нефти в нефтепроводе «Дружба»

Россия

В Красноярске крупный пожар на территории завода по производству ракет «Сармат» и «Синева»

Во время церемонии схождения огня

Россия

Откуда берется благодатный огонь? Мнения верующих и скептиков

Россия

Мария Воронцова, которую называют дочерью Путина, вошла в состав совета по генетике

Россия

Глава Минприроды предложил выпустить косаток из «китовой тюрьмы» в Приморье к июлю

Мысль написать о народном учителе России Юрии Ивановиче Латышеве пришла, с одной стороны, неожиданно, а с другой – совершенно закономерно. Дело в том, что Юрий Иванович не просто учитель-историк, но и учитель-новатор, думающий и пишущий человек. Изложение его биографии будет чередоваться с его собственными записями – «Афоризмами и размышлизмами», как он их сам определил.

Жизнь Юрия Ивановича во многом типична для XX в. Он родился в 1932 г. в Димитровграде Ульяновской области и в 10 лет остался без отца, кадрового офицера Красной Армии, погибшего в «харьковской мясорубке» 1942 г. Мать работала в сельском хозяйстве, была специалистом в области пчеловодства. Ее перебрасывали с места на место, чтобы, как говорили в те времена, «поднимать отстающие хозяйства». Здоровья такая работа не добавляла.

Парень должен был поддерживать мать и думать об образовании. При Советской власти, особенно в первое послевоенное десятилетие, возможности для получения образования были благоприятные. Ю. И. Латышев учился в вузе примерно в те же годы, что М. С. Горбачев и Б. И. Ельцин.

После окончания в 1954 г. Ульяновского государственного университета им. И. И. Ульянова молодой учитель попал по распределению в Заволжский район г. Ульяновска. Интересно то, что учитель истории вообще-то собирался стать математиком. Но друзья (пока наш герой участвовал в очередных важных соревнованиях) «определили» его документы вместо физико-математического факультета на исторический. Из четырех предметов только история была сдана на «четыре», остальные – на «пять».

Видимо, таково обаяние Истории, что несостоявшийся математик стал состоявшимся историком. Свою роль сыграло и качество преподавания. Во время войны, а также и в период «борьбы с космополитизмом», в Ульяновске оказалось немало выходцев из Ленинграда. Николай Григорьевич Левинтов, специалист по новейшей истории стран Востока, другие преподаватели стали для молодого учителя примером творческого отношения к делу, к избранной профессии.

Секретарь комсомольской организации школы, активный волейболист и баскетболист, участник всех факультетских дел так и не вступил в правящую Коммунистическую партию. Когда было желание – не приняли, «разнарядка на учителей» не позволяла. Когда стали зазывать – сам не пошел. Юрий Иванович просто с удовольствием работал: 8 лет в школе № 42, и еще 45 лет в школе № 44.

Как известно, в нашей стране награды находят героев не сразу. Вообще-то не заметить деятельность учителя-новатора было нельзя. С 1979 г. на протяжении 27 лет работал лингафонный кабинет-лаборатория, в котором по специально разработанной методике на уроке истории (!) могли одновременно отвечать сразу несколько учеников. Ю. И. Латышева трижды представляли к званию заслуженного учителя, но один и тот же чиновник благополучно «зарубал» сделанные представления. В 1982 г., с четвертого захода, Ю. И. Латышев стал-таки заслуженным учителем РСФСР. В 1989 г. известного не только в Ульяновске педагога представили к званию народного учителя СССР. Распался СССР. Сменились первые лица губернии. Потерялись документы на представление. Народным учителем Российской Федерации Юрий Иванович Латышев стал в 2005 году (!).

«Перестройка» открыла для таких людей, как Ю. И. Латышев, новые возможности. Не то чтобы помогать стали, но «палок в колеса» ставили меньше. Ведь областному начальству тоже надо было как-то отчитываться. В 1989-1990 гг. вышли «Размышления об уроке», с 1990 г. начала работать Республиканская школа педагогического мастерства Ю. И. Латышева. Учитель истории смело включился в освоение и внедрение новаторского воспитательно-образовательного курса «Граждановедение», разработанного также на волне «перестройки» московским педагогом-новатором, кандидатом педагогических наук Я. В. Соколовым. Ю. И. Латышев выпустил несколько работ по проблемам алгоритмизации урока, получил премию за работу «Проектные методы обучения», наконец, в рамках национального проекта «Образование» стал «стотысячником», обладателем гранта в 100 тысяч рублей.

В одной из работ В. И. Ленин писал, что «учитель должен быть поставлен в Советской России на такую высоту, на какой он никогда не стоял ни в одной стране». В 1954 г. выпускник университета, молодой учитель Ю. И. Латышев получал 71 рубль в месяц, в 1960-е гг. – 120 рублей, вначале 1970-х гг. – 160 рублей. В 2007 г. оклад народного учителя России, Почетного гражданина г. Ульяновска с 2001 г. (это был пятнадцатый Почетный гражданин в городе), награжденного орденом Почета (2000 г.), составлял 5 тысяч рублей (пять тысяч рублей). Со 100 тысяч рублей российского гранта удержали 13%. Потому что область очень бедная. К тому же у них, учителей, отпуск слишком длинный. Как бы не зазнались!