Сегодня мы предлагаем Вам поближе познакомиться с выдающейся актрисой голливудского кинематографа, обворожительной женщиной Марлен Дитрих. Ее настоящее имя Мари Магдалена фон Лош. Это личность, в которой сочеталось не сочетаемое – завораживающая красота и надменная холодность, порочность и невинность, сексуальность и неприступность одновременно.

Марлен Дитрих прожила достаточно яркую жизнь, но под конец, несмотря на былую популярность, частое внимание со стороны мужского пола и большое количество наград чувствовала себя забытой.

Марлен Дитрих появилась на свет в 1901 года, в городе Берлин. Умерла актриса 6 мая 1992 года. В любом времени, будь то год или столетие, существовали фавориты или, как потом стало принято называть, «секс-символы». Параметры, по которым оценивалась красота, и присваивался статус «секс символ» для каждой эпохи и временного отрезка был свой. Так какой же рост, вес, возраст, сколько лет Марлен Дитрих? Наверняка этим вопросом задавалась ни одна женщина, и наверняка находились мужчины, которые вряд ли согласны были с ее «званием». При среднестатистическом росте в 1 м 68 см и весе в пределах 58 кг, светлыми вьющимися волосами она полностью соответствовала требованиям красоты того времени.

Поэтому вполне объяснимо, почему Марлен Дитрих стала одной из трех муз знаменитого модельера Кристиана Диора. У них была взаимная симпатия, строящаяся на творческих корнях, а именно, после посещения одного из показов модной одежды Кристиана Диора, Марлен Дитрих решила кардинально изменить свой имидж и сменить любимые ею брюки на элегантные длинные юбки. Марлен Дитрих - фото в молодости и сейчас, выступает как доказательство преданности актрисы своему любимому модельеру. На съемках очередного шедевра, Марлен заявила, что сниматься будет только в костюмах от Диора и ни в каких других. По окончанию работы над фильмом, все костюмы были отданы Марлен Дитрих.

Биография Марлен Дитрих

С раннего детства Марлен Дитрих увлекалась искусством, в частности музыкой. Первым музыкальным инструментом, который она освоила, была лютня, а позднее ей поддалась и скрипка.

Биография Марлен Дитрих, а именно детство - выпало на послевоенное время. Чтобы оградить свою дочь, от какой либо опасности, мать – Вильгельмин Йозефин Фельзинг - отправляет младшую дочь и ее сестру Элизабет на целых 4 года в пансион закрытого типа в Веймаре, отец девочек задолго до этого ушел из семьи. За время обучения в пансионе, Мари усовершенствовала свою игру на музыкальном инструменте. Позже она стала работать в оркестр при кинотеатре.

Здесь Мари открывает себя не только как музыкант, но и как певица. В итоге, карьера музыканта у Марлен не сложилась, и не по вине Мари – мужчины-коллеги чаще смотрели на Марлен, чем в свои пюпитры, путая ноты и сбиваясь с ритма. Именно в это время Марлен Дитрих понимает, что ее призвание - кино.

Для достижения своей цели будущая киноактриса устраивается в кабаре танцовщицей и певицей. Одновременно берет уроки актёрского мастерства у известной кинозвезды. С ее помощью, Марлен зачисляют в актерскую школу.

Фильмография: фильмы с участием Марлен Дитрих в главной роли

По окончании обучения Марлен Дитрих участвует в различных театральных постановках. Фильмография Марлен начинается в это же время. Она исполняет роли в таких картинах, как «Таковы мужчины» и «Трагедия любви». В 1928 году выходит первый музыкальный альбом «Это витает в воздухе». Актриса продолжает сниматься в кино, но главные роли ей пока не предлагают. Только после выхода на экраны фильма «Голубой ангел», актриса получила признание публики.

После успешного дебюта наша героиня переехала в Америку, где со временем становится гражданкой США. В начале тридцатых годов Марлен снялась в фильмах: «Марокко», «Кровавая императрица», «Дьявол - это женщина». Ее популярность и общественное признание достигает небывалых высот.В этот период актриса снимается в таких фильмах как «Дестри снова в седле», «Семь грешников», «Так хочет леди».

С приходом к власти Адольфа Гитлера, правительство Германии предлагает актрисе вернуться и сулит невероятные гонорары за роли в фильмах, которые будут сниматься на Родине актрисы. Но Марлен категорически отказывается от каких-либо предложений подобного рода, более того оказывает поддержку войскам противника Германии. Несколько лет она с концертами, в ущерб своей карьере, ездит с концертами по гарнизонам и госпиталям, не чураясь солдатских условий. Ее действия впоследствии оценили, как подвиг и по окончании военных действий, Марлен Дитрих вручили награду. В пятидесятые годы актриса возвращается в кинематограф и со временем переезжает из Голливуда в Лас-Вегас, где продолжает свою карьеру в качестве певицы.

Между съемками в кино, Марлен также успевала заниматься воспитанием своих четверых внуков: Майклом, Питером, Девидом и самым младшим сыном дочери.

Карьера героини заканчивается после серьезной травмы шейки бедра. Последняя роль в кино была сыграна в картине «Прекрасный Жигало, бедный Жигало», саун дреком к которой стала песня Марлен. Последние годы своей жизни актриса и певица была прикована к постели, и оградилась от практически всех посещений. Только очень близкие люди могли удостоиться чести увидеть некогда одну из самых красивых и успешных женщин в таком плачевном и беспомощном состоянии. В 1992-м году Марлен Дитрих умерла в Париже, где жила последнее время.

Личная жизнь Марлен Дитрих

Личная жизнь Марлен Дитрих была очень яркой и насыщенной. Как результат упорной работы над собой и волевой характер актриса добилась не только больших успехов в карьере певицы и актрисы, но стала вожделенным объектом многих мужчин, среди которых были очень известные люди.

Одним из очень ярких романов у актрисы был с режиссёром Джозефом фон Штернбергом – плодом этих отношений стало множество кинокартин. Достаточно известен роман актрисы с писателем, который воплотил образ Марлен Дитрих в произведении «Триумфальная арка. Также Марлен приписывали роман с писателем Эрнестом Хемингуэем, и до сих пор остается невыясненным до конца вопрос – что было между двумя людьми. Со слов дочери – это были очень добрые и нежные отношения – но близости никогда не было. Как было на самом деле – мы можем только догадываться.

Семья Марлен Дитрих

По меркам тех послевоенных времен семья Марлен Дитрих была среднего достатка. Когда Марлен исполнилось шесть лет, из семьи ушел отец, и это событие стало для нее сильным ударом. Ровно через год отца вообще не стало и это стало причиной ее интереса к актёрскому ремеслу.

В своих детских играх Марлен играла не в «дочки-матери», а в отцы и дочери», изображая одновременно двух героев – отца и дочь. Мать, несмотря на жесткость своего характера, ставить спектакли «одного актера» не запрещала, а скорее поощряла.

Дети Марлен Дитрих

Испокон веков каждый поклонник хочет знать о своем кумире всё. Не стали исключением и поклонники нашей героини. Их интересует биография, личная жизнь, карьера, семья и дети Марлен Дитрих. В данной статье мы попытаемся затронуть каждую из интересующих тем и дать наиболее полную и правдивую информацию. Мы уже рассказали о семье и личной жизни киноактрисы. Так же познакомились с биографией и затронули тему карьеры нашей героини. Открытыми остались вопросы о муже и детях и мы их обязательно поднимем.

Сейчас хочется сказать следующее - Марлен Дитрих была замужем, и как не странно, один раз и на всю жизнь. В браке она родила дочь, и она стала единственным, очень обожаемым и любимым ребенком. Как говорила сама дочь «Мама любила меня больше всего на свете, и какой-то не материнской любовью».

Дочь Марлен Дитрих – Мария Рива (Мария Зибер)

Дочь Марлен Дитрих – Мария Рива (Мария Зибер) родилась в Берлине в 1924 г. С самого раннего детства девочка определяет для себя направление в жизни – и это тоже карьера актрисы. В 30-х годах мать и дочь переезжают в Лос-Анжелес. После совместной работы со своей матерью в фильме Марокко, женщины переезжают в Калифорнию. Была еще одна совместная работа в фильме Кровавая императрица.

Во время войны Мария Зибер сумела поступить и окончить актерскую школу в Голливуде. Первый брак дочери оказался скоротечным.

В 1947 году, Мари выходит замуж во второй раз. за Уильяма Риву. Этот брак стал более удачным. В скором времени семья дочери Дитрих стала многодетной: один за одним на свет появились четверо мальчиков.

Мария обожала свою звездную мать и восхищалась ее умом и сильной волей.

Муж Марлен Дитрих – Рудольф Зибер

В 1976 году муж Марлен Дитрих – Рудольф Зибер умер от рака. Их первая встреча произошла во время съемок фильма «Трагедия любви».

Во время съемок кинокартины у Марлен завязались отношения с молодым человеком, который на тот момент был администратором. Актрису ничуть не остановил тот факт, что ее избранник было на тот момент помолвлен. Отношения развивались стремительно и уже 17 мая 1923 г. состоялась свадьба. Ровно через год интимные отношения между супругами прекратились, а еще через два года закончился и совместный быт.

Несмотря на то, что супруги с 1926 не жили вместе - разводиться никто не стал, они поддерживали дружеские отношения на протяжении всей жизни.

Марлен Дитрих умерла раньше, чем вышел в свет (1995г.) очень популярный мужской журнал Maxim (Максим). Но мы уверены, что если бы это издание существовало во времена бурной карьеры нашей главной героини - очень вероятно, что фото Марлен Дитрих в журнале Максим обязательно были бы.

Великая актриса обожала свою актерскую деятельность. В то же время она тщательно следила за своей репутацией. Поэтому режиссеры даже не предлагали ей роли, где актриса должна была играть голая.

Марлен была иконой стиля, ее манере одеваться пытались подражать миллионы женщин. Иногда критикам казалось, что если бы актриса вышла на сцену в купальнике – на следующий же день половина женского населения ходила бы так же.

Актриса, несомненно, была красавицей, даже на сегодняшний день многих привлекает внешность Дитрих, ее талант и обаяние. В то же время, по тем меркам считалось, что откровенные фото – это снимки, где она изящно оголила плечи или ножку.

Инстаграм и Википедия Марлен Дитрих

Да, очень не повезло поклонникам величайшей актрисы и певицы, что в то время, в котором она жила не было интернет ресурсов. Зато сегодня, когда мы вводим в поиск «Инстаграм и википедия Марлен Дитрих», мы можем прочитать много интересной информации о знаменитостях, и в частности о нашей героине.

Почитатели ее таланта ведут страничку в инстаграм, где можно найти очень редкие кадры и информацию из жизни актрисы, увидеть художественные фильмы с ее участием, посмотреть документальные съемки о ее жизни и творчестве. А википедия предлагает нам в хронологическом порядке познакомиться с биографией, карьерой, семьей и личной жизнью актрисы.

Марлен Дитрих появилась на свет в 1901 году в Берлине. В детстве Мария Магдалена – полное имя голливудской дивы, была упитанной и розовощёкой девочкой – образцовым бюргерским ребёнком. Мало кто мог представить, что повзрослев она станет законодательницей моды на впалые скулы, узкие бёдра и стройность, граничащую с болезненной худобой.

Марлен рано проявила способности к музыке. Она даже пыталась устроиться в оркестр. Но вместо того, чтобы играть, коллеги-мужчины не могли прекратить разглядывать её коленки. Тогда Дитрих решила попробовать свои силы в кабаре. Здесь её и нашёл продюсер Рудольф Сибер, впоследствии ставший единственным мужем актрисы. Марлен и Рудольф прожили в браке около пяти лет.

Марлен Дитрих прожила с мужем Рудольфом Сибером всего пять лет, но не оформляла развод до самой его смерти // Фото: pravda.ru


Когда супруги приняли решение жить отдельно, они не стали оформлять развод и всю жизнь сохраняли дружеские отношения. Дитрих родила Сиберту дочь Марию, отношения с которой у неё тоже не сложились. Мария с удовольствием рассказывала журналистам о своей великой матери, и чаще всего эти рассказы показывали Марлен Дитрих с довольно неприглядной стороны.

Гламурный циник

Настоящая слава пришла к Марлен Дитрих, когда она начала сотрудничать с Джозефом фон Штернбергом. По легенде он убедил актрису удалить нижние рёбра для более тонкой талии и зубы для ещё более впалых щёк.

Дитрих стала известной в начале тридцатых годов после выхода фильма «Шанхайский экспресс». А вот второй фильм дивы «Распутная императрица» о Екатерине ІІ с треском провалился. Марлен Дитрих была настоящей иконой стиля. Её считали заядлой феминисткой из-за любви к брючным костюмам. Но на самом деле Марлен нередко говорила, что женщине обязательно нужен мужчина для того, чтобы определять вектор её жизни. Дитрих выступала и против естественности. Она не показывалась на людях без яркого макияжа и тщательно подобранного гардероба.


Марлен Дитрих была признанной иконой стиля // Фото: woman-delice.com


«Кто-то продаёт пончики, я продаю гламур» – утверждала Марлен Дитрих.


В пятидесятые годы Марлен практически прекратила сниматься в кино. Она выступала в Лас-Вегасе в качестве конферансье и певицы. В 1979 году она упала на сцене и получила серьёзный перелом бедра, из-за чего последние годы жизни провела практически взаперти в своей квартире в Париже.

Марлен Дитрих побывала со спектаклем в СССР. Она попросила, чтобы её познакомили с Константином Паустовским. Голливудская дива была без ума от его рассказа «Телеграмма». Паустовский недавно пережил сердечный приступ, но всё равно нашёл в себе силы прийти на спектакль. По окончанию представления он поднялся на сцену. Марлен упала перед ним на колени. Актриса не нашла лучшего способа выразить писателю своё восхищение.


Во время гастролей в СССР Марлен Дитрих упала на колени перед Константином Паустовским. так она поблагодарила писателя за создание её любимого рассказа «Телеграмма» // Фото: dw.com

Марлен Дитрих и Третий рейх

Нацисты очень хотели, чтобы Марлен Дитрих вернулась на родину из Голливуда и стала винтиком в пропагандистской машине как образец арийской красоты. Но Дитрих была непреклонна. Она отклонила довольно щедрое предложение Геббельса в 200 тысяч рейхсмарок за участие в фильме, сценарий и режиссёра которого она могла выбрать самостоятельно. Марлен помогла не одному немцу и еврею избежать смерти в лапах фашистов.

Громкие романы

В жизни Марлен Дитрих был всего один муж и бесконечное множество любовников. Самыми известными из них стали Жан Габен и Эрнест Хемингуэй. Впрочем, дочь Дитрих Мария утверждала, что Хемингуэй и её мать никогда не были любовниками в прямом смысле слова. Они больше обменивались полными страсти письмами. Мария также говорила о том, что матери больше нравилось собственное чувство влюбленности. Она обладал уникальным даром становится именно той женщиной, которую на данный момент искал мужчина.


Марлен приписывали романы с самыми красивыми, богатыми и знаменитыми мужчинами её времени // Фото: fishki.net


«Если мужчина искал мамочку, она становилась мамочкой. Если другому хотелось ту, что будет сидеть в углу и смотреть на него с обожанием, то она безупречно исполняла и эту роль. Она меняла образы по щелчку пальцев» - рассказывала о матери Мария.


Жизнь Марлен Дитрих оборвалась в 1992 году. Великая актриса умерла в своей парижской квартире на набережной Сены. В последние годы она практически никого к себе не подпускала. Свидетелями последнего вздоха Марлен Дитрих стали только фотографии её друзей. Актрису похоронили в Берлине в брючном костюме.

Действительно, у Марлен Дитрих было множество поклонников, многие из которых возводились затем в ранг любовников. Перечислить всех, наверное, невозможно. Вот только начало списка: Джозеф фон Штернберг - режиссер, который ее «сделал», актер Гэри Купер, с которым Марлен снималась в своем первом американском фильме «Марокко», баскетболист Джонни Маккалиф, актер Брайан Эхерн, теннисист Фред Перри…

Приезжал в Америку из Германии частенько и муж, Рудольф Зибер, и они - Марлен Дитрих, кто-нибудь из любовников и ее муж - уютно, тихо завтракали или обедали. Марлен любила всех. Главное общение, ласки, а отнюдь не секс. В Париже у нее был роман с одним из Ротшильдов. В любовниках Марлен ходили герой венской оперетты Ганс Ярая и звезда немого кино Джон Гилберт. Гилберт страдал припадками (последствия пьянства) и скончался от удушья 9 января 1936 года в возрасте 36 лет. По словам дочери, Марлен была с ним, когда это случилось, но поняв, что бедняга умирает, сбежала - такой трагический эпизод мог очень плохо отразиться на ее карьере. Она приказала слугам уничтожить все следы ее пребывания в спальне. Вызвала врача. Посмотрела с печалью и содроганием на лицо умершего Джона и исчезла из квартиры. На похоронах Гилберта она лишилась чувств.

Гибель любовника не остановила актрису. Как пела ее героиня в «Голубом ангеле»:

Снова любовь в сердце моем,

Как ни крути - бесполезно

Пробовать дать ей под зад каблуком

Или поставить на место.

Прагматичная Дитрих была уверена в том, что любовные романы ее тонизируют и облагораживают. Подзаряжают жизненной энергией. Я не знаю, читала ли Марлен Чехова, но у Антона Павловича на этот счет точное определение: «Женщина без мужчины стареет, а мужчина без женщин глупеет».

Марлен не хотела стареть и поэтому то и дело ныряла в волны любви. Композитор Миша Шполянский. Молодой и полный сил Юл Бриннер, еще не снявшийся в своей «Великолепной семерке». Сладкозвучный Фрэнк Синатра, о котором Марлен сказала: «Самый нежный мужчина из всех, кого я встречала». Дуглас Фербенкс-младший, который вылепил Марлен нагой и преподнес ей скульптуру, оставив себе гипсовую копию. Марлен Дитрих была связана и с известным дипломатом Эдлаем Стивенсоном, по поводу которого актриса как бы мимоходом заметила: «И как только человек, который пишет такие великолепные выступления, может быть таким неинтересным?.. Я, правда, ответила Стивенсону согласием, когда он попросил об „этом“ - он так смущался и был так мил, словно маленький мальчик».

Еще встречался с Марлен великий физик Роберт Оппенгеймер. Известно, что он был одним из тех, кто открыл секрет атомной бомбы. Но неизвестно, открыл ли он секрет Марлен Дитрих. Для многих других, особенно артистов, секретов не было. Марлен Дитрих не держала секретов в области любви. И тут уместно привести слова режиссера Фрица Ланга:

«Когда она любила мужчину, то отдавала ему всю себя, но при этом продолжала поглядывать по сторонам. В этом заключалась главная трагедия ее жизни. Наверное, ей надо было постоянно доказывать самой себе, что на смену одному возлюбленному всегда может прийти другой».

Это с мужчинами. А с женщинами? Да-да, Марлен Дитрих была бисексуалкой. В Голливуде у нее была громкая связь со жгучей красавицей Мерседес де Акоста. Этой связи Марлен добивалась долго, ибо Мерседес являлась пассией самой Греты Гарбо. Марлен заваливала Мерседес цветами и подкрепляла атаку пряными комплиментами. Наконец, 16 сентября 1932 года крепость пала: женщины провели полдня в постели. Любовь эта продолжалась довольно долгое время и вызывала в обществе негативную реакцию - все-таки консервативные 30-е годы!

И еще одна любопытная деталь. В оставленных мемуарах Мерседес есть такое признание: «Дитрих была профессионалкой, а Гарбо художницей». То есть, в конечном итоге, Марлен Дитрих не удалось переиграть в постели свою извечную соперницу Грету Гарбо.

А еще была Эдит Пиаф, крохотный воробышек с могучим голосом и ярко выраженным либидо. И американская писательница Гертруда Стайн, о которой так отозвался Эрнест Хемингуэй: «Мне всегда хотелось с ней переспать, и она об этом знала». Что добавить к этому? Только одно: Марлен Дитрих спала и с Гертрудой Стайн, и с Хемингуэем, впрочем, последнее некоторые историки оспаривают, считая, что их роман был скорее платоническим.

Роскошная блондинка умела кружить головы и сводить с ума: список ее поклонников едва ли не длиннее списка ролей, которые она сыграла в кино. Но кого любила сама кинодива? Ко дню рождения Марлен, которая появилась на свет 27 декабря 1901-го, вспоминаем тех мужчин, которые заставляли и ее сердце биться чаще. А их было не так уж много! «Собственническое чувство — это великолепное, безжалостное, лживое чувство! Оно такое яркое и сияющее, почти как любовь! Оно губительно, и это самый злодейский и опасный из всех сверкающих крючков, на который только может попасться мужчина в море любви» - считала Марлен Дитрих и никогда не изменяла... своим убеждениям

Рудольф Зибер: любовь со второго взгляда

Марлен Дитрих с супругом Рудольфом Зибером

Марлен Дитрих с супругом Рудольфом Зибером и дочерью Марией-Элизабет

Марлен Дитрих с супругом Рудольфом Зибером и дочерью Марией -Элизабет

Юная Мария Магдалена (прим. Woman.ru: Марлен Дитрих сама себе придумала сценический псевдоним, сложив слоги первого и второго имени) «безумно влюбилась» в высокого белокурого красавца прямо на съемочной площадке (Зибер был ассистентом режиссера), как только он обратил на нее внимание. Однако сразу выскочить замуж за Руди (прим. Woman.ru: Руди — уменьшительно-ласкательная версия имени Рудольф) ей... не разрешили (заметим, что времена, когда Дитрих вела себя так, как хотела ее мать, минули очень быстро)! По настоянию мамы Жозефины был назначен испытательный срок, который, впрочем, Руди успешно прошел. Через год, 17 мая 1923-го пара поженилась, 13 декабря 1924-го на свет появилась малышка Мария-Элизабет, первый и единственный ребенок будущей звезды.

«Он был мил, он был нежен, и он внушал мне чувство, что я могла ему доверять. И это чувство останется неизменным все годы нашей совместной жизни. Наше доверие было взаимным и полным», - охарактеризует Марлен своего первого и единственного супруга, с которым прожила вместе всего пять лет, но так никогда и не развелась. Это был, как сказали бы сейчас, открытый брак. Вскоре после рождения дочери Дитрих прекращает сексуальные отношения с мужем. У Руди появляется любовница Тами (прим. Woman.ru: молодая балерина русского происхождения Тамара Матуль).

Далеко не среднестатистическими были отношения у этой пары! Марлен (об этом свидетельствуют документы, опубликованные ее дочерью) предлагала мужу... читать письма, которые получала от своих возлюбленных, а также отправляла ему самому копии посланий, которые писала им. Более того, любого, не побоимся этого слова, любовника, осмелившегося ревновать к Руди из-за его допуска к звездному телу, Марлен немедля осаживала: «При чем тут ты? Это мой муж!».

Марлен Дитрих и Эрих Мария Ремарк

Эрих Мария Ремарк

Эрих Мария Ремарк: «Слишком много в прошлом, а будущего нет»

«Это был удар молнии и всполох зарницы», - именно так Эрих Мария прокомментирует однажды свои впечатления от встречи с Марлен в 1937 году. Взгляните на ее портреты — вы бы могли предположить, что этот «Голубой ангел» зачитывается Кантом и обожает поэзию Рильке? Вот и Ремарк не мог. Она поразила его до глубины души тем, что декламировала наизусть стихи любимого поэта — любое стихотворение, с любой строчки!

«Чувственная гроза» была чертовски затяжной — зарницы полыхали целых три года, несмотря на то, что Дитрих делала все, чтобы она прекратилась. Можно ли назвать тот водоворот чувств, в который погрузились 35-летняя актриса, переживавшая творческий кризис и череду неудачных ролей, и 39-летний писатель, который после феноменального успеха своего творения «На Западном фронте без перемен» никак не мог снова взяться за перо, любовью? Скорее да, чем нет.

Его «сердечко, заветная мечта, свет над всеми лесами», «маленькая обезьянка», «ангел благовещенья», «мадонна его крови», «северный свет», «пламя над снегом» и даже «маленький меланхоличный блондин — партнер по зоопарку» сводила Ремарка с ума нежеланием разводиться с супругом, чтобы выйти за него замуж, и своими взглядами на отношения мужчины и женщины. Он написал ей триста писем (ни слова о политике, режиме, проблемах), а она ему — двадцать. Впрочем, дело вовсе не в количестве букв. Именно с подачи Дитрих Ремарк все-таки смог получить американскую визу и уехать.

Скучно не было! Вот Марлен меняет одного любовника на другого — Ремарк вне себя от ярости и гонит свою «Пуму» прочь (по крайней мере, пишет об этом желании в дневнике). Вот они снова вместе — и в том же дневнике появляется новая запись «Нет больше несчастья, ведь ты со мной». Несмотря на все эти обстоятельства, или, точнее, благодаря им, Ремарк снова взялся писать. Перечитайте «Триумфальную арку», подставляя вместо имени «Равик» Эрих Мария, а вместо «Джоан Маду» - Марлен.

Марлен Дитрих и Эрнест Хемингуэй

Эрнест Хемингуэй: «Совершенно неважно, каким образом она разобьет ваше сердце, если она рядом и вылечит его»

Марлен и Эрнест познакомились в 1934-м, на теплоходе «Французский остров» (еще до того, как Дитрих встретила Ремарка). Писатель возвращался с сафари в восточной Африке через Париж в Ки-Уэст, а актриса - из нацистской Германии в Голливуд. Хемингуэя Дитрих «полюбила с первого взгляда», любовью «чистой, безграничной», но вспыхнувшие чувства не помешали обоим устраивать свою личную жизнь с другими. По признанию самой Марлен, их связывала... полная безнадежность. Роман (по большой части эпистолярный) тянулся долго — до смерти писателя, может быть как раз потому, что Дитрих и Хемингуэй так и не стали любовниками. Эрнест метко назовет то, что между ними происходило, «несинхронизированной страстью» - когда он был свободен, она была влюблена в другого (или других) и наоборот.

В их письмах полыхали такие чувства, что можно было удивляться, как только бумага не задымилась. «Ты так прекрасна, что твои фотографии на паспорт следовало быть делать трехметровыми», «Целую тебя горячо!», «Влюбляюсь в тебя, это ужасно!» - заканчивает свои послания Хемингуэй. «Любить тебя сильнее, чем я люблю, невозможно», «Я буду любить тебя вечность и еще дольше!» - заверяет его Дитрих.

Марлен Дитрих и Жан Габен

Весьма показательным можно считать тот факт, что Ремарк ревновал Дитрих к коллеге по цеху Хемингуэю сильнее, чем к Габену (и нам кажется, что не зря, хотя бы потому, что именно Марлен была тем человеком, который читал рукописи Хемингуэя первым).

А что же Эрнест? Это он показал Марлен пару боксерских приемов, в том числе и «внезапный удар в челюсть», чтобы она смогла себя защитить в тот момент, когда Габен начнет распускать руки (увы, как бы дико это не звучало, темпераментный актер любил поскандалить и в пылу ссоры мог ударить женщину). Что же, Марлен не преминула применить на практике уроки, полученные от ее «Гибралтарской скалы», но это уже другая история...
Жан Габен: «Ты была, есть и будешь моей единственной настоящей любовью. К несчастью, я чувствую, что потерял тебя»

История любви двух кинозвезд началась в 1941 году, в Голливуде. Говорят, что сама Марлен сделала первый шаг и пригласила Жана за столик в кафе, где она встречалась с Эрнестом Хемингуэем. «Я была его матерью, его сестрой, его подругой и даже больше. Я очень его любила!» - признается однажды Марлен. Настолько, что сама стояла у плиты в стильном фартуке от Hermes, готовя Жану обожаемые им супы и жаркое, говорила с любимым исключительно по-французски (благо, язык благодаря своей бонне знала отлично).

Марлен Дитрих и Жан Габен

Он, кстати, как и Ремарк, неоднократно предлагал актрисе развестись с мужем и выйти за него замуж. Но Марлен так и не сказала ему «да». Однако когда Габен ушел на войну, вступив в войска де Голля, Дитрих отправилась в Алжир, где служил Жан, чтобы увидеться с любимым. После окончания Второй мировой Габен снял квартиру в Париже, Марлен приехала к нему. И все было бы неплохо, если б не одно «но» - фильм «Мартин Руманьяк», в котором актеры сыграли вдвоем, кинокритики разгромили в пух и прах. Честолюбивая (и обеспечивающая всю семью, включая мужа и его любовницу) Марлен тут же задумалась о том, чтобы вернуться в Америку, но Жан был против. Мы не знаем, кто из них сделал бОльшую ошибку — Габен, который решил расставить точки над i и выдвинул ультиматум: «Если ты сейчас уедешь из Парижа, то между нами все кончено», или же Дитрих, которая все же собрала вещи и отправилась на съемки в Штаты. Потом она всю жизнь ждала, что он одумается и вернется, но, увы, этого так и не произошло. Габен в очередной раз женился, а как-то раз при случайной встрече и вовсе сделал вид, что не узнал свою бывшую возлюбленную. В 1976 году Габен скончался, «забрав с собой половину души» Марлен. Дитрих, которая не желала, чтобы публика запомнила ее старухой, в последние годы жизни стала затворницей. Она отказалась от общества живых людей, предпочитая проводить время в компании с портретом своего «идеального мужчины», который, как говорят, висел на стене в ее комнате.

Марлен Дитрих и Жан Габен

Материал подготовила Милла Рионова Приступая к повествованию биографии Марлен Дитрих всегда можно оказаться в ловушке «двойных стандартов». Ибо нет более противоречивой звезды шоу-бизнеса как Марлен Дитрих. С какой стороны не приступить к описанию ее жизни всегда рискуешь показать однобокость.

Если рассказывать только о скандалах, бесчисленных любовных связях и сексуальных предпочтениях Марлен - это будет отчасти правда, но не справедливо к Марлен как к умному, глубоко чувственному человеку, самоотверженной, дисциплинированной труженице, преданному другу и просто хорошей актрисе. Можно лишь попытаться свести воедино эти две половинки которые явят собой ВЕЛИКУЮ МАРЛЕН.

Сам Жан Кокто разделил ее имя словно атом, населенный положительной и отрицательной частицей: «Её имя начинается как нежное прикосновение и заканчивается ударом хлыста». Один из ее друзей, английский драматург и писатель Ноэль Коуард, как-то посетовал. «Она могла бы стать величайшей женщиной нашего века, но – увы! – интеллект не украшает женщин!» Умная и образованная, много читавшая старых и современных авторов, знающая наизусть стихи Рильке, обожавшая Джеймса Джойса, Марлен шокировала американских пуритан своим вызывающим, с их точки зрения, поведением. Она постоянно курила, появлялась в обществе в мужском костюме, как перчатки меняла любовников…

Она родилась 27 декабря 1901 года в маленьком городке неподалеку от Берлина в семье военного, который участвовал во Франко-Прусской войне. Однако вскоре, отец оставил семью, и ее мать вторично вышла замуж. Уже в детстве в Марлен проявлялась двойственность натуры: Будучи ребенком, Дитрих называла себя Паулем, надеясь, что больше похожа на отца, чем на мать. До 18 лет она носила фамилию отчима – Мария Магдалена фон Лош.

Имя Марлен Дитрих появилось, когда она решила поступить на сцену. Свой псевдоним она составила из имени библейской блудницы Марии Магдалины так родители назвали будущую кинодиву при рождении. Уже в детстве она была известна как актриса школьного театра, посещала музыкальные концерты. До 1918 года посещала среднюю школу в Берлине. Параллельно училась игре на скрипке у профессора Дессау. В 1919-1921 годах занималась серьезно музыкой в Веймаре у профессора Роберта Райца. Планировала закончить консерваторию и стать профессиональным музыкантом.

Однако травма запястья похоронила ее надежды на музыкальную карьеру. Она вернулась в Берлин, где начала заниматься в драматической школе Макса Рейнхарта. В 20-х годах стала петь в кабаре, в 1922 году первый раз снялась в кино (фильм "Младший брат Наполеона"). В следующем году 17 мая она выходит замуж за администратора кинопроизводства по подбору актеров Рудольфа Зибера.


Марлен видела в нем мужчину, который мог помочь ее карьере. В декабре 1924 года у них родилась дочь Мария. Не обременяясь материнскими обязанностями в 1925 году Марлен возобновляет работу в театре и кино. Марлен, ростом 165 см, полноватая, с плоской грудью и мужскими повадками, не блистала красотой. Она стала носить мужские смокинги и костюмы.

Однако, при этом она так и источала сексуальность. Знаменитый кинорежиссер Георг Вильгельм Пабст отверг Марлен на роль Лулу в ставшей классикой фильме «Ящик Пандоры» именно из-за этого. "Один сексуальный взгляд, и картина превратится в бурлеск", говорил он. Позже Пабст написал, что Дитрих была слишком старой и слишком вульгарной.


Что ж Марлен сыграла спустя год в "Голубом ангеле" торжествующую вульгарность, в столкновении с которой дух терпит крушение. Не менее знаменитый режиссер, чем Пабст, Джозеф фон Штернберг увидел её в ревю «Два галстука». Как потом напишет сам мэтр: "В том спектакле я увидел фройляйн Дитрих воплоти... Это было лицо, которое я искал...". Это лицо обещало все и более того... По словам критиков, Штернберг "всколыхнул океан, и из вод вышла женщина, которой суждено было очаровать мир".

Он приглашает ее на роль Лолы в фильме «Голубой ангел». Они становятся любовниками, а сам фильм, вышедший на экраны в 1930, ждал оглушительный успех.

"Я была создана фон Штернбергом от начала и до конца. Он затенил мои щёки, слегка увеличил глаза, и меня заворожила красота лица, которое смотрит на меня с экрана" - вспоминала Марлен Дитрих. Марлен Дитрих сумела воплотить на экране сложный образ женщины, не имевшей с ней ничего общего. Эту роль, которая принесла актрисе мировое признание, сама Марлен Дитрих считала истинным дебютом в большом кино. Фильм в 1930 году с успехом шел во всем мире, но в самой Германии демонстрация картины была запрещена нацистами. Кстати, «Голубой ангел" существует в английской и немецкой версиях - это не дубляжи, а два разных фильма, причём сюжет и диалоги слегка отличаются.

Снимать 2 разные версии фильма на разных языках в то время было обычной практикой. 1 апреля 1930 буквально сразу после премьеры Марлен Дитрих покинула Берлин, так как еще в феврале она подписала контракт с фирмой «Парамаунт».

Дитрих и фон Штернберг отправились в Голливуд, где вместе сняли серию замечательных картин: "Обесчещенная", "Шанхайский экспресс", "Кровавая императрица". Штернберг тщательно культивировал мужеподобный облик Марлен.

Как он писал: "Я видел, как она носит мужской костюм, высокую шляпу и подобные вещи еще в Берлине, и именно такой я показал ее в фильме "Марокко" - первом американском фильме Марлен. За эту роль Марлен получает свою единственную номинацию на «Оскар».

А сцена, где Марлен - во фраке, цилиндре и с тростью поет французскую песенку от лица мужчины и небрежно целует небрежно целует сидящую за столиком женщину Это было уже слишком для американских пуритан. Но этический Кодекс Хейса, принятый в 1930, с драконовскими методами на запрет всего чувственного в американском кино, только набирал обороты. И сцену не вырезали. Иначе мировой кинематограф лишился бы одной из своих лучших жемчужин. Фрак из фильма и цилиндр стали визитной карточкой Марлен.


Предметы мужского туалета она носила с большим шармом. Никто из мужчин не мог устоять. Штенберг, будучи женатым, сильно ревновал Марлен к партнерам по фильмам, например к Гарри Куперу снявшемся с Марлен в «Марокко». Вообще личная жизнь Марлен всегда носила двойственный характер. Марлен до самой смерти своего мужа Рудольфа нуждалась в этой игре: будто у нее есть законный супруг. Будучи замужем за одним человеком с 1923 года Марлен оставалась с ним в браке вплоть до его смерти в 1976 году.

Реально, со своим мужем Рудольфом Зибером она прожила всего пять лет, но при этом остальные почти полувека значилась его женой официально. Для комиссии нравов это было прекрасным укрытием. Кодекс «Хейса» набирал силу. Верность Шненбергу Марлен никогда не хранила. Да и сам, когда его жена предложила ему жениться на Марлен, сказал поежившись: «Уж лучше я войду в телефонную будку с коброй».


После «Марокко» к Марлен пришла всеамериканская слава. После длительных уговоров Марлен убедила мужа отдать ей единственную дочь - Марию. Однако, несмотря на поздние уверения самой Марлен в своих воспоминаниях, матерью она была плохой. Девочку пугает частота и стремительность перевоплощений Марлен в жизни. Из заботливой хозяйки и преувеличенно ласковой матери, какой она уходит из дому утром, она возвращается вечером под руку с фон Штернбергом капризной, поджимающей губки любовницей, а ночью в ресторане мадам Дитрих в конфузно смелом наряде флиртует со всеми мужчинами подряд. На следующий день газеты публикуют ее игривые фотографии с Морисом Шевалье, Джоном Бэрримором, Дугласом-младшим, первым ковбоем Голливуда Джоном Уэйном… Ей приписывали любовную связь с ее хорошим знакомым продюсером Джозефом Кеннеди, отцом будущего президента Соединенных Штатов.

Марлен же комментировала эти отношения как “дружба семьями”. Эта женщина всегда умела выйти сухой из воды. Например у нее был роман с Джоном Гилбертом, бывшим возлюбленным Греты Гарбо за которого последняя чуть не вышла замуж, но сбежала из под венца в последнюю минуту. Марлен была с актером в последние два года его жизни. Гилберт страдал припадками (следствие пьянства) и скончался от удушья 9 января 1936 года в возрасте 36 лет.

Дитрих была с ним, когда это случилось, но, поняв, что бедняга умирает, сбежала - такой трагический эпизод мог очень плохо отразиться на ее карьере. Она приказала слугам уничтожить все следы ее пребывания в спальне. Вызвала врача. Посмотрела с печалью и содроганием на лицо умершего Джона и исчезла из квартиры. На похоронах Гилберта Марлен лишилась чувств.

А раз в неделю Дитрих как примерная жена вместе с дочерью звонит в Берлин законному супругу и отцу - отчитаться о происходящем. Их отношения были весьма странными. Муж Марлен жил с русской эмигранткой Тамарой Красиной. И Марлен даже снимала для них дом.

Годы спустя дочь отомстит за бездушие своей матери, выпустив мемуары "Моя мать Марлен", в которых представила ее никчемной и тщеславной развратницей. Многие утверждали, что Марией двигала зависть, ведь кинокарьера дочери не задалась. Но, наверняка, ее воспоминания не лишены доли правды. Трудно представить себе хорошую мать, которая ведет подобный образ жизни. Меняя мужчин как перчатки. Некоторые, знавшие лично Марлен утверждали, что после выходы мемуаров дочери, Марлен не захотела жить.

Но пока на дворе 30-ые годы 20-го столетия. Марлен влюбляется в 40-летнюю сценаристку Мерседес де Акосту. Поначалу та не отвечала взаимностью, и Марлен начала буквально осыпать ее цветами.

Ежедневно она посылала ей дюжины белых роз и красных гвоздик. Их связь, которую они не скрывали, продолжалась на протяжении почти всех 30-х годов прошлого века. Это, однако, не мешало Марлен заводить новых мужчин-любовников. Так, в какой-то момент она воспылала страстью к молодому актеру Кирку Дугласу. Многие подробности сексуальной жизни Дитрих стали известны после того, как в 1992 году был обнаружен ее дневник, в котором оказались закодированы имена ее любовников и даты встреч с ними. Марлен, как свидетельствуют многие ее партнеры, не отличалась в постели особой энергичностью. Зато Марлен несколько раз в месяц переодевалась в мужские одежды и посещала клубы лесбиянок и транссексуалов Лос-Анджелеса.

Известный режиссер Фриц Ланг ясно выразился на столь частую смену партнеров: «Когда она любила мужчину, то отдавала ему всю себя, но при этом продолжала поглядывать по сторонам. В этом заключалась главная трагедия ее жизни. Наверное, ей надо было постоянно доказывать самой себе, что на смену одному возлюбленному всегда может прийти другой».

После триумфа «Марокко» компания «Парамаунт» устроила премьеру английской версии «Голубого ангела», а Штернберг за короткое время снял три фильма с участием Марлен: «Обесчещенная» (1931), «Шанхайский экспресс» (1932), «Белокурая Венера» (1932). Последняя картина потерпела фиаско, что заставило «Парамаунт» заняться поисками нового режиссера для Дитрих.

Им стал Рубен Мамулян. В его «Песнь песней» (1933) по роману Зудермана Марлен снова играла роль проститутки. Тем временем Штернберг возвращается на студию. В фильме «Красная императрица» (1934) Дитрих создает образ Екатерины Великой. Самый впечатляющий эпизод картины - сцена венчания. Она длится пять минут без единого слова, звучит только музыка.

Ранней весной 1934 года Марлен побывала в Берлине, где у нее остались мать и сестра. На обратном пути актриса познакомилась с Эрнестом Хемингуэем, ставшим одним из лучших ее друзей. Позже она даже выступит свахой в его браке с журналисткой Мэри Уэлш, известной как Мэри Хемингуэй. Сам писатель говорил, что Дитрих "была способна уничтожить любую соперницу, даже не посмотрев в ее сторону. Роман с Эрнестом Хемингуэем длился почти 30 лет, и в этом романе было больше дружбы, чем любви.


Они оба не верили в любовь друг к другу. Марлен считала, что Хэм любит других женщин, а Хемингуэй полагал, что она тоже отдает предпочтение другим - Габену и Чаплину. Оба восхищались друг другом: Эрнест Хемингуэй - красотой Дитрих, а она - его романами; кстати, в «Островах в океане» Хэм изобразил героиню-актрису, явно списанную с Марлен Дитрих. И еще Марлен понимала, что они не могут быть вместе, как муж и жена. Она писала: «Ему нужна хозяйка, которая следила бы за ним, подавала кофе, а у меня с утра грим, павильон, съемка…» .

Между тем Штернберг объявил, что будет снимать свой последний фильм с участием Марлен. По утверждению людей, близко знавших творческую пару Штернберг - Дитрих, фильм «Дьявол - это женщина» (1935) по роману Луиса «Женщина и марионетка» имел ярко выраженный личностный характер.


Борьба гордой Кончиты с доном Паскалем запечатлела сложные отношения любви‑ненависти, существовавшие между режиссером и актрисой. Эту картину Дитрих считала своей лучшей работой в кино. Первый фильм Марлен после ее разрыва со Штернбергом назывался «Желание» (1935). Снимал его режиссер Френк Борзедж. По мнению «Таймс», получилась «романтическая комедия, полная доброты, ловкости и очарования. И Марлен Дитрих сыграла в ней свою лучшую роль…» Однако эти фильмы стали таким коммерческим крахом, что Дитрих называли "билетная касса с ядом".


Это вынуждает актрису в 1936 году уйти из «Парамаунта». Узнав об этом, известный продюсер Селзник предложил ей «баснословный гонорар», который, по его словам, он никогда никому бы не заплатил, – 200 тысяч долларов. И хотя сценарий фильма «Сады Аллаха» Дитрих решительно не нравился, она профессионально отработала свой контракт. После чего уехала в Европу, где ее уже поджидал другой продюсер Корда с самым крупным гонораром за всю ее жизнь – 450 тысяч долларов (7-8 миллионов по нынешнему курсу).

Дитрих снялась в увлекательной романтической ленте по роману Хилтона «Рыцарь без лат». Правда, получить весь гонорар ей так и не удалось. Руководство «Парамаунта» делает ей предложение, от которого невозможно отказаться, – 250 тысяч долларов за фильм плюс премиальные. Она снимается в «Ангеле» у Любича.


Картина с участием королевы экрана приносит столь мизерные сборы, что «самая высокооплачиваемая женщина в мире» оказывается не у дел. Марлен была любимейшей актрисой Гитлера. В конца 1936 года она получает приглашение от нацистов вернуться на родину.

Но Дитрих ответила категорическим отказом, и с тех пор ее фильмы в фашистской Германии были запрещены. 6 марта 1937 года она приняла американское гражданство.


В сентябре 1937 Марлен Дитрих знакомится с писателем Эрих Марией Ремарком. Дитрих отправляется в Париж, где проводит время в обществе немецкого писателя. Марлен уговаривает его поехать в США.

В Америке Ремарк был в безопасности, но тоска по родине, страх за близких, оставшихся в Германии, не давали ему покоя. Своим непростым отношениям с Марлен, которую он называл Пумой, писатель посвятил роман «Триумфальная арка», в котором она выведена в образе мятущейся актрисы Жоан Маду.

Удивительно, но в автобиографичной книге Марлен "Возьми лишь жизнь мою..." Вы не встретите ни одного упоминания о Ремарке, несколько лет поддерживавшего с Дитрих очень близкие отношения.


Еще одна история, неимоверно интригующая многих кинолюбителей и киноведов - история с Жаном Габеном, - в той же книге подана так, словно она не очень уж много в жизни актрисы и значила. А между тем самым ярким ее романом в Старом Свете была связь с изветным французским киноактером Жаном Габеном.

Тут у Дитрих, кажется, случилась большая любовь. Он называл ее "моя пруссачка", а она стучала его по лбу, приговаривая: "За что я люблю это место, так это за то, что она пустая"! Она даже собралась рожать от него ребенка, но когда Габен решил примкнуть к французским силам Сопротивления, сделала аборт.


Марлен не снималась в течение двух лет, и многие посчитали, что ее карьера близка к закату. Однако актриса вернулась в Европу, где снялась в вестерне «Декстри снова в седле» (1939), где в паре с ней играл Джеймс Стюарт, и критика опять взахлеб возносила Марлен до небес.

Продюсер Пастернак сделал еще несколько картин с участием Марлен: «Семь грешников», «Нью-Орлеанский огонек» (1941), «Золотоискатели» (1942), «Питтсбург» (1942)… Эти фильмы принесли «Юниверсал» хорошую прибыль. Когда началась вторая мировая война, она чувствовала себя "как будто в ответе за войну, которую развязал Гитлер".

Дитрих ведет активную антифашистскую пропаганду, совершает тур по Америке с целью продажи бонз - облигаций военных займов, посещает фабрики, агитируя рабочих делать пожертвования. Дороже всех для нее был образ Марлен-солдата.

Она сшила военную форму на фешенебельной пятой авеню у Сакса и в 1944 г. отправляется в Северную Африку и Италию в составе американской концертной труппы.

Она фотографируется с солдатами, танцует с ними, носит военную форму и каску. Ей выдают армейские жетоны и удостоверение личности. На "гардеробной" палатке висит табличка с грозной надписью: "Вход воспрещен! Секретно... Опасно... Гримерная Марлен Дитрих". Актриса стала первой женщиной, получившей в США медаль Свободы, во Франции ее наградили орденами Почетного легиона, а в Израиле - Медалью за мужество.

У того, кто слушал рассказы Марлен Дитрих о ее фронтовых концертах, складывалось впечатление, что она действительно провела в армии, в Европе по крайней мере, четыре года и все время – на передовой, под постоянным огнем, с опасностью для жизни или, что еще хуже, с опасностью попасть в плен к мстительным нацистам. Каждый слушавший ее был в этом убежден, ведь она сама убедила себя, что все обстояло именно так. В действительности же со всеми приездами и отъездами Дитрих была в Европе с апреля 1944-го по июль 1945-го, а между концертами прилетала в Нью-Йорк, в Голливуд, а потом жила либо в Париже, либо в штаб-квартире своего любимого генерала в Берлине. Это ничуть не преуменьшает похвального гражданского вклада Дитрих в дело Победы, а лишь позволяет увидеть все в истинном свете. Она и вправду была бесстрашной, героической, преданной делу женщиной. Но такими же качествами обладали многие женщины, военнослужащие и эстрадные артистки, но их не наградили орденом Почетного легиона всех трех степеней и медалями Свободы.

Дитрих намного лучше их сыграла роль храброго солдата, а ее слава и красота привлекли к ней внимание. Зимой 1944 г. во Франции Дитрих выпросила у сержанта джип и бросилась на поиски Габена, который служил в танковых частях.

Их встреча была недолгой. На маленьких фотографиях Марлен и Жан запечатлены в военной форме, очень уставшие, но счастливые.

После его смерти в 1976 году Дитрих заявила газетчикам: «Похоронив Габена, я овдовела во второй раз».

Она говорила об «армейском прошлом» с почтением, часто писала воспоминания. Как во всем, что касалось ее жизни, правда и вымысел переплетались, и в конечном счете ее версия принималась за историческую правду даже теми, кто присутствовал на месте событий и имел собственный опыт. После войны Дитрих снялась в нескольких фильмах.

Самые яркие из них “Зарубежный роман”, “Нюрнбергский процесс”, “Страх сцены”.

Еще девочкой Мария фон Лош записала в дневнике, который вела всю жизнь: “Счастье всегда приходит к усердным”. Став Великой Марлен она навсегда осталась верна своим словам. Она могла перебрать десятки вуалей, чтобы свет идеально лег на ее лицо.

Хичкок, у которого она снялась, в картине “Страх сцены” считал, что “она профессиональная актриса, профессиональный оператор и профессиональный модельер”. Все, кто работал с ней, были восхищены ее энергией, работоспособностью и умением вникать в детали.

Она знала все о линзах, софитах, была своим человеком в монтажной. Но, предложений сняться в кино становилось все меньше и меньше, а Марлен не привыкла бездействовать. И она предпочла кино сцену, "потому что сцена давала свободу самовыражения". Она обладала соблазнительным и будоражащим голосом.

Не зря Хэмингуэй сказал: «Если бы у нее не было ничего другого, кроме голоса, все равно одним этим она могла бы разбивать ваши сердца. Но она обладает еще таким прекрасным телом и таким бесконечным очарованием лица…»

Все началось с участия в шоу, в котором она исполняла роль распорядителя-конферансье, придумав для этого сногсшибательный наряд: короткие черные шорты, красный фрак, цилиндр, высокие сапоги и бич.

Надо сказать, что Марлен было 50, когда она облачилась в этот костюм. Затем появились знаменитые "голые" платья от Жана Луи, создававшие впечатление, что блестки нашиты прямо на кожу! … И бесконечно длинные манто из лебяжьего пуха, в которое она небрежно закутывалась. Эстрадная деятельность Марлен переродила ее словно птицу Феникс.

Песня “Лили Марлен” становится ее визитной карточкой. Ее выступления всегда собирали полные залы. Она все еще желанна. В ее любовниках послевоенного времени значились: брутальный Юл Бриннер, которого она звала Кучерявым, а он ее Бандой.

Английский актер – интеллектуал Майкл Уайлдинг. Когда тот женился на молоденькой Элизабет Тейлор, Дитрих в сердцах воскликнула: «Что в ней есть такого, чего нет у меня?» .

Сладкоголосый Фрэнк Синатра, которого она считала совершенным мужчиной. По словам самой Марлен у нее были романы и с Джоном Кеннеди, президентов Соединенных Штатов и с французским актером Жераром Филиппом. Но не стоит забывать, что Марлен сама творила свою историю в нескольких автобиографиях, сглаживая в них очевидные нелицеприятные моменты в своей жизни. Можно предположить, что, иногда, желаемое она выдавала за действительное.

И все же даже когда ей было за 50, она великолепно выглядела. Ее знаменитые ноги были застрахованы Ллойдом на миллион марок, а компании, выпускавшие чулки, боролись за право воспользоваться ими для рекламы.

Она носила туфли только ручной работы и никогда не надевала босоножек: открытые пальцы ног - это для плебеев. То же и с ярким лаком для ногтей рук.

По понятиям Марлен, это было вульгарно. Вообще она была педантичной до абсурда: всегда сама стирала чулки, даже если возвращалась под утро, ее туфли ежедневно проветривались, а платья развешивались.

Для мытья головы ей требовалась дюжина полотенец, а в шикарных отелях она лично протирала спиртом ванну и мебель.

В 1960 году она приехала с гастролями в ФРГ, где ей отказывают в гостеприимстве вследствие ее позиции в период Второй мировой войны.

В 1964 г. Марлен, которая всегда считала, что у нее "русская душа", приезжает с гастролями в Москву и Ленинград.

Фотографии запечатлели ее и следящей за работой художницы на одном из столичных бульваров, и с интересом наблюдающей за мужчинами, играющими в домино на лавочке...

Советские зрители писали ей письма. "Уважаемый и дорогой товарищ Марлен!" - так начинается одно из них. На одном из концертов, в забитом до отказа Театре эстрады, на сцену поднялся человек, перед которым Марлен опустилась на колени и прислонила его руку ко лбу. Это был Константин Паустовский.

Прочитав однажды его рассказ "Телеграмма", она уже не смогла забыть имя автора. Она вообще ценила чужой талант.

Отсюда ее дружба с Эдит Пиаф - крохотный воробышек с могучим голосом. Марлен Дитрих была даже свидетельницей на свадьбе Пиаф и ее партнера по сцене Жака Пиллса.

29 сентября 1975 года во время концерта в Сиднее Марлен Дитрих, зацепившись в темноте за кабель, упала и во второй раз сломала ногу (до этого в бедро уже был вставлен металлический стержень).

Потерявшую сознание актрису отвезли в клинику. Продюсер вышел к публике и, извинившись, объявил об отмене концерта.

Так закончилась блистательная карьера знаменитой актрисы и певицы. Этот несчастный случай приковал актрису к инвалидному креслу, что не помешало ей в 1978 г. сняться в последнем своем фильме «Прекрасный жиголо - несчастный жиголо».

Непревзойденная Марлен Дитрих, глядя на которую мужчины сходили с ума и были готовы бросить к ее ногам все, неподражаемый стиль которой безуспешно пытались копировать женщины, провела последние 13 лет жизни в добровольном заточении в парижских апартаментах на авеню Монтень, 12. Ее верным другом и единственной связью с внешним миром стал телефон и распухшая до невероятных размеров телефонная книжка. В одной из последних записок Дитрих крупными буквами написала строчки из стихотворения Теодора Кернера "Прощание с жизнью":

Hier stehe ich/An den Marken/Meiner Tage ("Здесь я стою у порога своих дней") - именно их выбили на ее скромной могильной плите.

От первог лица:

Нежность - лучшее доказательство любви, чем самые страстные клятвы.

Для женщины красота важнее ума, потому что мужчине легче смотреть, чем думать. Если женщина уже простила мужчину, она не должна напоминать ему о его грехах за завтраком.

Некрасивым девушкам легче вести скромную жизнь.

Страна без борделя - что дом без ванной комнаты.

Почти каждая женщина хотела бы хранить верность, трудность лишь в том, чтобы найти мужчину, которому можно было бы хранить верность.

Неизбежное надо воспринимать с достоинством. Слезы, которые вы проливаете из-за неизбежного, должны оставаться вашим секретом.

Никто не станет рассказывать сплетни, если некому слушать.

Дружба объединяет людей куда сильнее, чем любовь.

Курить я начала во время войны. Это и сохранило моё здоровье.

Держи язык за зубами, если не можешь предложить что-то взамен того, что тебе не нравится.

В любви гордость более опасна для женщин, чем для мужчин. Если нужно спасти положение, мужчина забывает о своей гордости легче и быстрее.

По - настоящему хорошая жена не нуждается в драматизации повседневной жизни.

Только женщина может разглядеть другую женщину с микроскопической точностью.

Счастлив только гадкий утёнок. У него есть время подумать в одиночестве над смыслом жизни, дружбы, почитать книгу, оказать помощь другим людям. Так он становится лебедем. Только нужно терпение!

Так просто быть добрым. Нужно только представить себя на месте другого человека, прежде чем начать его судить.

Значительная часть моей жизни прошла с русскими. Сначала я училась готовить их блюда, а потом попробовала водку, один из самых здоровых алкогольных напитков.

Сочувствие к себе - вещь запрещенная, и не следует отягощать других своими заботами. Старые люди осознают окостенелость своего тела, но отнюдь не духа.

Хорошее воспитание имеет и свои минусы, особенно когда речь идет о карьере в театральном мире.

Каждый мужчина больше интересуется женщиной, которая интересуется им, чем женщиной, у которой красивые ноги.

Каждый, кто был соблазнен, хочет соблазнять сам.

Мои ноги не так уж красивы, просто я знаю, что с ними делать.

Люди смотрят на меня как на теннисный матч, только водят глазами не слева направо, а сверху вниз.

Друг - это тот, кому ты можешь позвонить в 4 часа утра.

Если женщина, одеваясь, хочет понравиться собственному мужу, она выбирает прошлогоднее платье.

Я могу быть с разными мужчинами, но любить всегда буду только одного.

Мария Магдалена фон Лош родилась 27 декабря 1901 г. Ее отцом был прусский офицер (по другой версии - офицер полиции), а мать происходила из богатого купеческого рода.

Девица фон Лош получила прекрасное музыкальное образование и готовилась стать виолончелисткой-виртуозом. Однако болезнь кисти левой руки перечеркнула ее планы.

Чтобы понять дальнейший жизненный путь героини нашего повествования, нужно иметь в виду следующее. Мария Магдалена фон Лош принадлежала к первому из «потерянных» поколений XX в., которые так ярко описал Эрих Мария Ремарк. Для Германии окончание Первой мировой войны сопровождалось не только национальным унижением, репарациями и глубоким экономическим кризисом, но и крушением общественных устоев. Не питая иллюзий по поводу своего будущего, молодые немцы либо прожигали жизнь, либо шагали к намеченной цели с широко расставленными локтями, либо успевали заниматься и тем, и другим. Такая обстановка повлияла на судьбу, характер, карьеру и сценический облик нашей героини. Она принадлежала к тем, кто упорно добивался положения в обществе, не забывая при этом наслаждаться прелестями жизни…

В 19 лет Мария Магдалена берет псевдоним Марлен Дитрих (его первая часть склеена из имен МАРИЯ и МАГДАЛЕНА) и зарабатывает на жизнь, снимаясь в рекламе женского белья. Кроме того, она выступает в ревю «Девушка Тильшера» и снимается в кинокартинах, не приносящих ей, однако, ни славы, ни богатства. Первые 18 фильмов с участием Марлен Дитрих (большинство из них было наскоро снято в провинциальных студиях) успешно провалились.

Карьера нашей героини резко пошла в гору после знакомства с кинорежиссером Джозефом фон Штернбергом. В 1930 г. Марлен Дитрих снимается в его картине «Голубой ангел», принесшей актрисе и режиссеру международную известность. После этого творческий тандем перебирается из Германии в Голливуд, где снимает несколько культовых фильмов, особое место среди них занимает картина «Марокко». Это был первый фильм, в котором Марлен Дитрих - исполнительница главной роли - снялась в мужском костюме и, как бы это сказать, флиртовала в таком виде с традиционно одетыми женщинами. Это был первый фильм, авторы которого затронули щекотливую тему «нетрадиционной любви». В нем впервые было во всеуслышание заявлено, что в недрах так называемых низов вызревает НЕЧТО, способное перевернуть весь мир вверх тормашками.

После «Марокко» Марлен Дитрих на всю жизнь попадает под неотступный прицел желтой прессы. Публику интересовали не столько талант и внешность кинозвезды (все это можно было видеть на экране), сколько ее любовные похождения. Молва приписывает Марлен Дитрих близкие отношения со многими выдающимися мужчинами и женщинами. Среди ее «любовников» числятся Эрих Мария Ремарк, Жан Габен, Эрнест Хемингуэй, Ингмар Бергман, Альфред Хичкок, Гарри Купер, Морис Шевалье. Среди «любовниц» - Габриэль Сидони Колетт (известная французская писательница начала XX в., мим-актриса, превратившая стриптиз в искусство), Эдит Пиаф, знаменитая голливудская сценаристка Мерседес ди Акоста и Клэр Уолдофф, партнерша Марлен по голливудским фильмам. Не касаясь взаимоотношений Дитрих и Уолдофф, заметим, что именно Клэр помогла немке обрести вторую сценическую профессию, научив неподражаемую Марлен петь.

Маленькая немка в большой политике

После прихода фашистов к власти в судьбе Марлен Дитрих произошел еще один крутой поворот. Руководство Третьего Рейха делало все возможное, чтобы вернуть «великую маленькую немку» на родину. Но Марлен не поддавалась: она возненавидела нацизм всей душой. Возненавидела настолько, что навсегда порвала со своей сестрой, ее мужем и племянником, ЗАПОДОЗРИВ их в сочувствии к нацистам.

Гитлеровская властная верхушка прощала Марлен Дитрих все: невозвращение на родину, разрыв с оставшейся в Германии семьей, отказ от предложения министра пропаганды Йозефа Геббельса стать «королевой немецкого кино» (1937), принятие американского гражданства (1939). Ей простили даже антифашистскую деятельность: Марлен Дитрих не только выступала во время войны перед солдатами антигитлеровской коалиции, но и стояла у истоков антифашистского радиовещания на Германию. За активное участие в борьбе с нацизмом Марлен была удостоена звания Рыцаря французского Почетного легиона и награждена американской «Медалью за свободу». И тем не менее…

И тем не менее во время войны голос Марлен Дитрих звучал по обе стороны линии фронта. Песни из ее репертуара, и в первую очередь «Лили Марлен», пели солдаты вермахта и сил антигитлеровской коалиции (англичане и американцы до 1944 г. пели Lili Marlen в оригинале, на немецком языке). Песни Марлен Дитрих транслировались радиостанциями Великобритании, Германии, СССР и США.

Что же на самом деле кроется за невиданной для нацистов лояльностью? Существует две версии. «Желтая» утверждает, что Гитлер был безумно влюблен в Марлен Дитрих и поэтому прощал ей все. Более парадоксально, но более правдоподобно выглядит «солдатская» версия. Работая на антифашистском радио, Марлен не позволяла себе сарказма по отношению к немецким солдатам и офицерам. Дошло до того, что Марлен Дитрих отказалась записывать пародийную антигитлеровскую версию «Лили Марлен» в студии Би-Би-Си. Ее место заняла другая немецкая кинозвезда, Люси Манхейм (1943). Те, кто воевал под фашистскими знаменами, оценили этот факт по достоинству. Верхушка Третьего Рейха не рискнула отбирать у своих солдат любимую песню. И опальную, но любимую певицу - Марлен Дитрих.

Марлен и мода

Возможностью свободно носить брючные костюмы современные женщины обязаны Марлен Дитрих! Именно она после съемок в скандальном «Марокко» стала выходить в свет в таком «вызывающем» виде. Но после того как созданием туалетов для Марлен Дитрих занялись Irene и Jean Louis (США), Chanel, Elsa Schiaparelli и Dior (Франция), страсти поутихли, а брючные костюмы стали нормой даже в аристократических салонах.

Марлен Дитрих оказала большое влияние и на сценическую моду. Она первой появилась на публике в шортах, высоких сапогах и белом цилиндре. Она же придумала «раздевающее» платье, в котором тщательно подобранные вставки, блестки и стразы создавали эффект обнаженного тела на звездном небе (позднее этим приемом часто пользовалась Мэрилин Монро - вспомните Душечку в фильме «В джазе только девушки». Наконец, Марлен Дитрих первой вывела на экран образ гиперсексуальной феминистки с манерами, восторгавшими мужчин и женщин.

Подтяжка лица - тоже изобретение нашей героини. Еще до того, как подобные операции стали выполнять пластические хирурги, Марлен Дитрих «подтягивала» свое лицо самостоятельно, при помощи медицинского лейкопластыря. Ее умение шикарно выглядеть в гриме стало легендой в артистических кругах.