народническая организация 1870-х гг., основана в С.-Петербурге в 1876 (название с 1878). Руководители: М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов и др. Филиалы в Киеве, Одессе, Харькове и др. Программа предусматривала национализацию земли, замену государства федерацией общин посредством крестьянской революции. Члены "З. и в." создавали поселения в "народе", вели пропаганду среди рабочих и интеллигенции, издавали газету "Земля и воля" (1878-79). Разногласия между сторонниками и противниками политической борьбы привели к расколу (1879) "З. и в." на "Народную волю" и "Черный передел".

Отличное определение

Неполное определение ↓

"ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ"

1 . тайное революц. об-во в России в нач. 60-х гг. 19 в. Появление и деятельность "З. и в." связаны с обстановкой первой революц. ситуации, с подъемом массового движения и борьбы демократич. интеллигенции, с ожиданием повсеместного крест. восстания, к-рое предсказывалось революционерами на 1863 (с окончанием срока, установленного для введения в действие Положений 19 февр. 1861). Образование и первые практич. шаги "З. и в." относятся приблизительно к кон. 1861, но замысел орг-ции возник несколько ранее. "З. и в." имела в виду объединение на федеративных началах уже существовавших и вновь возникавших при ее участии кружков в обеих столицах и на местах, создание общей руководящей орг-ции. Важная роль в основании "З. и в." принадлежала братьям Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичам, А. А. Слепцову, Н. Н. Обручеву, С. С. Рымаренко, В. С. Курочкину и др. Учителем и вдохновителем группы организаторов "З. и в." был Н. Г. Чернышевский. Руководители орг-ции одновременно были связаны и с редакцией "Колокола" в Лондоне, причем особенно активное участие в определении и осуществлении задач тайного об-ва принимал Н. П. Огарев. Впоследствии гл. заграничным представителем "З. и в." официально считался А. И. Герцен. С "З. и в." был тесно связан также М. А. Бакунин. В сер. 1862 были арестованы Чернышевский, Н. А. Серно-Соловьевич, Рымаренко, был вынужден эмигрировать А. А. Серно-Соловьевич. В дальнейшем в числе руководителей "З. и в." находились Н. И. Утин, П. В. Пушторский и др. В конце лета - начале осени 1862 центр "З. и в." окончательно оформился под назв. "Русский центральный народный комитет" и тогда же, видимо, утвердилось за об-вом назв. "Земля и воля" (акад. М. В. Нечкина считает, что это назв. принято об-вом уже с кон. 1861). В Петербурге - местопребывании центр. к-та - действовал также местный к-т "З. и в.". Комитеты и группы "З. и в." существовали, кроме того, в Москве, Казани, Н. Новгороде, Перми, на Украине и в нек-рых др. местах. В кон. 1862 к "З. и в." присоединилась рус. воен.-революц. орг-ция, возникшая в Царстве Польском под рук. А. А. Потебни (см. Комитет русских офицеров в Польше). Землевольцы развернули довольно значит. нелегальную издательскую деятельность, обращенную к народу, войску, к "образованным классам": выпустили ряд прокламаций (печатанных частью в России в подпольных типографиях, частью за границей), два номера листка "Свобода", начали печатать журн. "Земля и воля". Землевольцы вели и устную пропаганду в разнообразных обществ. слоях, используя, между прочим, воскресные школы, открытые обществ. учреждения. В начале деятельности землевольцы в качестве общей платформы признавали опубликованную еще до основания об-ва (в сер. 1861) в "Колоколе" статью-воззвание Огарева "Что нужно народу?". В статье выдвигались требования закрепления за крестьянами всей бывшей в их пользовании земли (с прирезкой при недостаточности наделов) без обременения их к.-л. спец. платежами, сокращения наполовину армии (позже в землевольч. док-тах выдвинуто требование замены "рекрутчины" нар. ополчением), освобождения народа от чиновничества и установления подлинного крест. самоуправления, введения уездного и губ. самоуправления и наделенного широкими правами общегос. нар. представительства. Статья "Что нужно народу?" призывала собираться с силами, чтобы дружно и твердо "отстоять против царя и вельмож землю мирскую, волю народную да правду человеческую". Потом в центре агитац.-пропагандистской деятельности "З. и в." был поставлен лозунг бессословного "Земского собора" или "Народного собрания", созываемого после революц. ниспровержения самодержавия. "Право каждого на землю и выборное и федеральное правительство" - так разъяснялось осн. содержание землевольч. программы Герценом и Огаревым в нач. 1863 (в это время при редакции "Колокола" создан Совет "З. и в."). Имеются основания предполагать, что "З. и в." в 1862-63 склонялась к необходимости объявить после переворота все земли гос. собственностью с отдачей их в пользование на срок сел. общинам. В 1863 в деятельности "З. и в." важное место заняли вопросы, связанные с восстанием в Польше, Литве и Белоруссии. Незадолго до январского восстания 1863 в Польше центр "З. и в." в Петербурге, а ранее Герцен, Бакунин, Огарев, Потебня за границей, провели переговоры с представителями польск. нац.-освободит. движения, установив с ними дружеств. и союзные отношения. Во время восстания "З. и в." не раз заявляла, что передовые рус. люди "не имеют ничего общего с царем и его кровожадным правительством" и желают освобождения Польши от того ига, к-рое гнетет и рус. народ. Связанные идейно с "З. и в." и "Колоколом" революц. элементы среди рус. военных в Польше выступили на стороне повстанцев. В течение 1863 революц. ситуация в России фактически исчерпала себя. Общего крестьянского (или воен.-крестьянского) восстания, на к-рое ориентировались революционеры, не произошло. Польск. восстание было подавлено. В привилегированном об-ве резко усилились реакц. и шовинистич. настроения. Революц.-демократич. интелли- генция несла тяжелые потери в неравной борьбе с пр-вом; мн. землевольцы были арестованы, нек-рые бежали за границу. В этих условиях революц. работа "З. и в." стала замирать. К весне 1864 "З. и в." самоликвидировалась. "З. и в." вошла в историю как крупнейшее революц. объединение в России в 60-х гг., вокруг к-рого постепенно сплачивались наиболее активные демократич. элементы для подготовки революц. натиска против самодержавия. Деятельность "З. и в." способствовала оформлению социально-политич. позиций передовой части интеллигенции, выражавшей насущные интересы крест. массы России. "З. и в." укрепила дружбу и сотрудничество демократич. сил России и Польши. Пример "З. и в." 60-х гг. оказал существенное влияние на последующее освободит. движение в России. Историография "З. и в." состоит из отд. статей и обзоров в общих очерках рус. революц. движения (см. ниже лит.). Спец. монографии, освещающей историю орг-ции в целом, не существует. Комментарии М. К. Лемке к "Полному собранию сочинений" А. И. Герцена (1919-25), в к-рых в сущности содержится подробный и ценный очерк истории "З. и в.", широко использовались в дальнейшем историками. За последние годы изучение "З. и в." заметно продвинулось вперед (хотя в истории ее еще остается немало неясного и дискуссионного). Гл. заслуга в этом принадлежит Группе по изучению революц. ситуации в России в конце 1850 - нач. 1860-х гг Ин-та истории АН СССР, руководимой акад. М. В. Нечкиной (См. сб.: "Революц. ситуация в России в 1859-1861 гг.", т. 1-3, М., 1960-63, ст. Нечкиной, Я. И. Линкова, В. И. Неупокоева и др.). Лит.: Герцен А. И., Полн. собр. соч. и писем, под ред. М. К. Лемке, т. 10, 15-17, 22, П.-Л.-М., 1919-25; его же. Былое и думы. ч. 6-8, Собр. соч. в 30 тт., т. 11, М., 1957; Огарев Н. П., Избр. социально-политич. и филос. произв., т. 1-2, M., 1952-56; Мат-лы для истории революц. движения в России в 60-х гг. Первое приложение к сб. "Гос. преступления в России", под ред. Б. Базилевского, СПБ, (б. г.); (Утин Н. И.), Пропаганда и организация, "Нар. дело", 1868, No 2-3; Пантелеев Л. Ф., Воспоминания, М., 1958; Слепцова М., Штурманы грядущей бури (Из воспоминаний), "Звенья", т. 2, М.-Л., 1933; Рейсер С. A., Воспоминания А. А. Слепцова, в кн.: Н. Г. Чернышевский, т. 3, Саратов, 1962; Герцен, Огарев и "молодая эмиграция", вступит. ст. Б. П. Козьмина, публ. Е. Н. Кушевой, И. Зверева, в кн.: Лит. наследство, т. 41-42, М., 1941; "Исповедь" В. И. Кельсиева, там же; Новые мат-лы о революц. ситуации в России (1859-61 гг.). Ст. и публ. М. Нечкиной, там же, т. 61, М., 1953; Письма Герцена представителям "молодой эмиграции", публ. Б. Козьмина, там же; Неизд. и несобр. произв. Огарева, вступ. ст., публ. и комментарии Я. Черняка, там же; Письма И. И. Кельсиева Герцену и Огареву, публ. П. Г. Рындзюнского, там же, т. 62, М., 1955; Был ли Н. Н. Обручев адресатом письма, взятого при аресте Чернышевского?, сообщ. Я. З. Черняка, там же; Н. А. Серно-Соловьевич - Герцену и Огареву, там же; Письма Н. И. Утина Герцену и Огареву, публ. Б. П. Козьмина, там же; Письма Герцена и Огарева к разным лицам, там же, т. 63, M., 1956; О мемуарах А. А. Слепцова, сообщение В. Э. Бограда, там же, т. 67, M., 1959; Александр Серно-Соловьевич. Мат-лы для биографии. Ст. и публ. Б. П. Козьмина, там же; Нечкина М. В., Н. П. Огарев в годы революц. ситуации, "ИАН СССР, Серия истории и философии", 1947, No 2; ее же, "Земля и воля" 1860-хгг. (По следств. мат-лам), "ИСССР", 1957, No 1; Революц. ситуация в России в 1859-61 гг., т. 1-3, М., 1960-63; Лемке М., Очерки освободит. движения "шестидесятых годов", 2 изд., СПБ, 1908; его же, Политич. процессы в России 1860-х гг., 2 изд., М.-П., 1923; Козьмин Б. П., Из истории революц. мысли в России, Избр. труды, M., 1961, Левин Ш. M., Обществ. движение в России в 60-70-е гг. XIX в., M., 1958; Линков Я. И., Роль А. И. Герцена и Н. П. Огарева в создании и деятельности об-ва" Земля и воля", "ВИ", 1954, No 3; его же, Осн. этапы истории революц. об-ва "Земля и воля" 1860-х гг., "ВИ", 1958, No 9; его же, А. И. Герцен и революц. организации - предшественники первой "Земли и воли", "ВИ", 1962, No 4; Белявская И. M., А. И. Герцен и польское нац.-освободит. движение 60-х гг. XIX в., M., 1954; Ковальский Ю., Русская революц. демократия и январское восстание 1863 г.в Польше, пер. с польск., М., 1953; Восстание 1863 г. и рус.-польские революц. связи 60-х гг. Сб. ст. и мат-лов, M., 1960; Смирнов А. P., Революц. связи народов России и Польши 30-60-х гг. XIX в., М., 1962; Рус. подпольная и зарубежная печать. Библиографич. указатель, т. 1, Донародовольч. период. 1831-1879, в. 1. Книги, брошюры, листовки, M., 1935. Ш. М. Левин. Ленинград. 2 . тайное революц. об-во народников в 70-х гг. 19 в. Осн. в Петербурге в 1876. Была для своего времени наиболее важной и крупной революц. орг-цией. Назв. "З. и в.", связанное отчасти с традицией 60-х гг., по свидетельству большинства мемуаристов, дано об-ву в кон. 1878, с появлением одноименного печатного органа; прежние назв. (по мемуарным источникам): "Северная революц.-народнич. группа", "Об-во народников". В состав "З. и в." вошел ряд уцелевших от арестов участников "хождения в народ", а также более молодые революционеры. Видными деятелями "З. и в." с ее основания были М. А. и О. А. Натансон, А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, В. А. Осинский, О. В. Аптекман и др. Позже в нее вступили С. М. Кравчинский, Д. А. Клеменц, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, M. P. Фроленко, Л. А. Тихомиров (все - б. "чайковцы"). Платформу "З. и в." разделял и с ней сотрудничал кружок В. Н. Фигнер (А. И. Иванчин-Писарев, Ю. Н. Богданович, А. К. Соловьев и др.). "З. и в." имела тесную связь с революционерами, действовавшими на Украине - в Киеве, Одессе, Харькове, где протекала непосредственно работа отдельных ее членов (Осинский, Лизогуб). Образованию "З. и в." предшествовало обсуждение опыта "хождения в народ" 1873-75. В результате известного пересмотра программно-тактич. и организац. взглядов были определены основы обновленной платформы, к-рой тогда же сами участники дали название "народнической". Подобно остальным представителям народнич. мировоззрения (в широком смысле этого понятия), землевольцы признавали возможность особого пути (некапиталистического) социально-экономич. развития России, основой для к-рого должна была послужить крест. община. Находя слишком оторванной от реальных условий России деятельность своих предшественников, землевольцы считали необходимым приноровить цели и лозунги движения к самостоят. революц. стремлениям, уже существующим, по их убеждению, в крестьянстве. "Мы суживаем, - говорилось в программе "З. и в.", - наши требования до реально осуществимых в ближайшем будущем, т. е. до народных требований, каковы они есть в данную минуту". Эти требования, обобщенные в лозунге "Земля и воля!", сводились программой об-ва к переходу всей земли "в руки сельского рабочего сословия" с "равномерным" ее распределением, к "полному мирскому самоуправлению" при той или иной форме "междуобщинных и внешних отношений" (допускалась передача возможно более ограниченной доли обществ. функций пр-вам союзов общин), к разделению империи на части "соответственно местным желаниям". Землевольцы верили в социалистичность "коренных черт характера" крестьянства, благодаря чему осуществление ближайших требований явится фундаментом "дальнейшего успешного хода социального дела в России". "З. и в." защищала необходимость создания постоянных "поселений" революционеров в деревне для установления прочных связей в крестьянстве с целью подготовки в конечном счете нар. революции. Программа "З. и в." предлагала также "заведение сношений и связей в центрах скопления промышленных рабочих"; но землевольцы отводили рабочему движению подчиненную роль, осн. революц. силу видели в крестьянстве. Работе среди интеллигенции придавалось серьезное значение, прежде всего с точки зрения пополнения рядов революц. орг-ции. Исходя из неизбежности "насильственного переворота", землевольцы среди средств его подготовки выдвигали на особо важное место "агитацию" как словесную, так и гл. образом "путем дела" - бунтов, демонстраций, стачек; они, поддерживая в общем бакунистскую традицию, представляли "бунтарскую" струю в революц. движении 70-х гг. Существенной заслугой землевольцев явилось стремление к созданию крепкой и дисциплинированной, по-настоящему боеспособной революц. орг-ции, отмеченное с большим одобрением В. И. Лениным. Для устройства "поселений" землевольцами были избраны в первую очередь нек-рые приволжские губ. (Саратовская - в качестве гл. центра, Нижегородская, Самарская, Астраханская), а также Тамбовская, Воронежская, Псковская губ. Велась работа в Донской обл., предпринимались попытки революц. деятельности на Сев. Кавказе, Урале. "З. и в." в широком для подпольных условий масштабе поставила издание и распространение революц. лит-ры (выпуск "Земли и воли", "Листка "Земли и воли"", многих нелегальных воззваний и брошюр). В Петербурге и нек-рых др. городах "З. и в." вела пропаганду и агитацию среди рабочих; землевольцы участвовали в проведении неск. стачек в Петербурге в 1878-79. "З. и в." имела большие связи в студенчестве (прежде всего в Петербурге, Москве) и оказала влияние на развитие студенч. движения. Ею были организованы или поддержаны демонстрации в Петербурге, в т. ч. так наз. Казанская демонстрация 1876, к-рой "З. и в." впервые открыто заявила о своем существовании. Активная деятельность землевольцев по изданию и распространению революц. лит-ры, устройству различного рода протестов, развертыванию агитации имела крупное политич. значение. Но теоретически "З. и в." придерживалась еще анархистских или полуанархистских взглядов на политич. борьбу; последняя лишь стихийно врывалась в ее деятельность. Программа "З. и в." предусматривала и действия, направленные на "дезорганизацию государства", в частности уничтожение "наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства". Самым громким террористич. актом "З. и в." было убийство шефа жандармов Мезенцова (1878). Однако "З. и в." все же не рассматривала еще террор как средство политич. борьбы против существующего строя, расценивая его под углом зрения самозащиты революционеров и мести пр-ву. Трудности и разочарования в революц. деятельности в деревне, не приносившей землевольцам быстрых и достаточно осязательных результатов, усиление правительств. репрессий, а с др. стороны - резкое обострение политич. недовольства в различных обществ. кругах в период рус.-тур. войны и назревания революц. ситуации способствовали зарождению и развитию новых настроений внутри "З. и в." и в близкой к ней среде. В "З. и в." постепенно сформировалась фракция террористов-политиков, получившая даже фактически с марта 1879 свой орган - "Листок "З. и в."". Разногласия между сторонниками продолжения прежней линии об-ва (Плеханов, М. Р. Попов, Аптекман и др.) и защитниками перехода к политич. борьбе путем систематич. применения террористич. методов (А. Д. Михайлов, Морозов, Тихомиров, Квятковский и др.) вызвали созыв в июне 1879 Воронежского съезда "З. и в.", приведшего лишь к формальному и кратковременному компромиссу между двумя группировками. В авг. 1879 "З. и в." окончательно раскололась; вместо нее возникли "Народная воля" и "Черный передел". Как и др. представители революц. народничества, землевольцы 70-х гг. были выразителями - в определенной, им свойственной форме - идей утопич. "крестьянского социализма" и по существу отражали в своей деятельности чаяния крест. массы России, борьбу крестьянства за землю, его стремление к свободной и равноправной жизни. Материал по истории "З. и в." содержится в ее изданиях, в программно-уставных док-тах (опубл. в сб.: Архив "Земли и воли" и "Нар. воли", 1932), в мемуарах, письмах, показаниях ее участников и близких к ней деятелей, а также в нек-рых офиц. источниках (обвинит. акты и т. д.). Первый предназначенный для оглашения ист. очерк "З. и в." был дан еще в нач. 80-х гг. в ссылке О. В. Аптекманом; в печатном виде он, однако, появился - в дополненной и измененной редакции - только в период первой русской революции (новое расширенное издание - после Октября). В 90-х гг. очерк истории "З. и в." опубл. Э. А. Серебряков. Написанный с народовольч. позиций, этот очерк впоследствии был подвергнут критике Плехановым. Плеханов многократно касался деятельности и роли "З. и в." в своих произв. как 80-90-х, так и более поздних годов (напр., "Рус. рабочий в революц. движении", предисловие к рус. изданию книги А. Туна, критич. статья о Богучарском "Неудачная история партии Нар. воли" и др.). Об ист. значении "З. и в." в деле создания орг-ции революционеров писал В. И. Ленин в нач. 20 в. Новейшая сов. работа, специально посвященная "З. и в.", принадлежит П. С. Ткаченко. Лит.: Ленин В. И., Что делать?, Соч., 4 изд., т. 5; его же, Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 7; Плеханов Г. В., Соч., т. 1-3, 9, 12, 24, М.- П.-Л., 1923-27; Архив "Земли и воли" и "Нар. воли", М., 1932; Революц. журналистика 70-х гг., 2 прилож. к сб. "Гос. преступления в России", Ростов/Д., (б. г.); Ткаченко П. С., Рев. народнич. орг-ция "Земля и воля" (1876-1879 гг.), М., 1961; Серебряков Е. A., Очерк по истории "Земли и воли", СПБ, 1906; Богучарский В. Я., Активное народничество семидесятых годов, М., 1912; Левин Ш. М., Общ. движение в России в 60-70-е гг. XIX в., M., 1958; Аптекман О. В., Об-во "Земля и воля" 70-х гг., 2 изд., П., 1924; Попов М. Р., Записки землевольца, M., 1933; Фроленко М. P., Собр. соч., т. 1-2, 2 изд., M., 1932; Фигнер В., Полн. собр. соч., т. 1, 5, 2 изд., M., 1932; Морозов Н. A., Повести моей жизни, т. 2, М., 1962; Тихомиров Л. А., Воспоминания, М.-Л., 1927; Степняк-Кравчинский С., Соч., т. 1, M., 1958; Иванчин-Писарев А. И., Хождение в народ, М.-Л., 1929; Бух Н. К., Воспоминания, M., 1928; Русанов Н. С., На родине. 1859-1882, M., 1931; Любатович О., Далекое и недавнее, M., 1930; Тютчев Н. С., Революц. движение 1870-80-х гг. Ст. по арх. мат-лам, M., 1925; Прибылева-Корба А. П. и Фигнер В. Н., Народоволец А. Д. Михайлов, Л., 1925; Козьмин Б., К истории "Земли и воли" 70-х гг. (Программа Тамбовского поселения землевольцев), "КА", 1926, т. 6(19); Историко-революц. сб., т. 2, Л., 1924; Твардовская В. A., Кризис "Земли и воли" в конце 70-х гг., "ИСССР", 1959, No 4; ее же, Воронежский съезд землевольцев (июнь 1879 г.), "НДВШ, Ист. науки", 1959, No 2, см. также лит. при ст. Народничество и при статьях об отдельных землевольцах. Ш. М. Левин. Ленинград. 3 . печатный орган тайного об-ва "Земля и воля" в России, "социально-революц. обозрение". No 1 помечен 25 окт. - 1 нояб. 1878, No 5 (последний) вышел 16 апр. 1879. Печатался в подпольной "Петерб. вольной типографии" землевольцев тиражом в неск. тыс. экземпляров. В редакцию в разное время входили С. М. Кравчинский, Д. А. Клеменц, Н. А. Морозов, Г. В. Плеханов, Л. А. Тихомиров, к-рым принадлежала и б. ч. лит. мат-лов. Наряду с программными статьями "З. и в." давала политич. фельетон, корреспонденции о волнениях, стачках, студенч. движении, оглашала секретные правительств. док-ты и т. д. Текст "З. и в." перепечатан В. Я. Богучарским в кн. "Революц. журналистика 70-х гг." (1905, Париж, 1906 - в России). Лит.: Кузьмин Д., Народовольч. журналистика, М., 1930; Веревкин Б. П., Рус. нелегальная революц. печать 70-х и 80-х гг. XIX в., М., 1960.

"Земля и воля" - революционная народническая организация 1870-х гг., основана в Санкт-Петербурге в 1876. Название с 1878. Организаторы: М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов и др. Руководящий орган - «Администрация»; состав: группа «деревенщиков», «рабочая группа», «дезорганизаторская группа»; филиалы: Киев, Одесса, Харьков и др. Программа: крестьянская революция, национализация земли, замена государства федерацией общин. Деятельность: поселения в «народе», революционная пропаганда среди рабочих и интеллигенции. Издавала газету «Земля и воля». Разногласия между сторонниками и противниками политической борьбы привели к расколу (1879) на «Народную волю» и «Черный передел».

Возникновение и состав «Земли и воли»

Общество возникло в Петербурге в результате объединения петербуржцев с харьковско-ростовским кружком. Название «Земля и воля» получило в 1878, первоначально называлось «Общество народников» и «Северная революционно-народническая группа». Основатели и лидеры организации - М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, О. В. Аптекман, Г. В. Плеханов, А. Д. Оболешев, В. А. Осинский, А. А. Квятковский, М. Р. Попов и др.

В 1878 году в «Землю и волю» вошли бывшие «чайковцы» С. М. Степняк-Кравчинский, Д. А. Клеменц, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, Л. А. Тихомиров, М. Ф. Фроленко. В 1877 году в организацию входило около 60 человек, примыкало к ней еще примерно 150 революционеров. Печатные органы - социально-революционное обозрение «Земля и воля» (Петербург, № 1-5, октябрь 1878 - апрель 1879) и приложение к нему - «Листок «Земли и воли» (Петербург, № 1-6, март-июнь 1879).

Появление общества явилось результатом пересмотра революционерами-народниками своих организационных и тактических принципов после неудачи «хождения в народ».

Цели и программа

Целью организации являлось «осуществление народного восстания в возможно ближайшем будущем». Землевольцы перешли от отвлеченной пропаганды социалистических идей к выдвижению требований, «реально осуществимых в ближайшем будущем». Эти требования и были выражены в лозунге «Земля и воля». От «летучей» пропаганды землевольцы перешли к «поселениям» в народе с целью сближения с крестьянством. Поселения были организованы в Поволжье (центр - Саратовская губерния), Донской области и некоторых других губерниях.

Землевольцы создали рабочую группу и вели пропаганду среди промышленных рабочих Петербурга, Харькова и Ростова. Ими была проведена первая в истории России демонстрация 6 декабря 1876 у Казанского собора в Петербурге, на которой выступил с речью Плеханов и было развернуто знамя с лозунгом «Земля и воля».

Террор

В программу землевольцев были включены действия, направленные на «дезорганизацию» правительства, т. е. террор. Террор не занимал поначалу ведущего места в их деятельности, рассматривался лишь как орудие самозащиты и мести. Однако под влиянием разочарования в пропагандистской деятельности, не приносящей видимых результатов, а также репрессий со стороны властей часть землевольцев фактически переходит к террору, постепенно вступая на путь политической борьбы. Кружок Осинского - Д. А. Лизогуба, действоваший в Киеве и Одессе, организует в 1878 - начале 1879 убийства агента полиции А. Г. Никонова, жандармского офицера Г. Э. Гейкинга, харьковского генерал-губернатора Д. Н. Кропоткина; с марта 1878 на прокламациях по поводу покушений появляется печать с изображением револьвера, кинжала и топора и подписью «Исполнительный комитет социально-революционной партии»; террористическая борьба, начавшись на юге, перебрасывается в столицу; 4 августа 1878 Степняк-Кравчинский убил шефа жандармов генерала Н. В. Мезенцева, 13 марта было совершено покушение на его преемника генерала А. Р. Дрентельна.

Раскол «Земли и воли»

В «Земле и воле» возникают острые разногласия по поводу применения новой тактики, знаменовавшей фактически переход от анархизма к политической борьбе. «Листок «Земли и воли», редактируемый Н. А. Морозовым, становится по существу органом террористов. Острые разногласия вызвало покушение А. К. Соловьева на Александра II 2 апреля 1879; часть членов организации протестовала против подготовки теракта, считая, что он погубит дело пропаганды.

В мае 1879 террористы создают группу «Свобода или смерть», не согласуя своих действий с «деревенщиками», т. е. со сторонниками пропаганды (Аптекман, Плеханов). 15 июня, накануне общего съезда землевольцев, «политики» собираются в Липецке для выработки дополнений к программе организации и общей позиции; на липецкий съезд были приглашены некоторые сторонники политической борьбы, не входившие в «Землю и волю», в том числе А. И. Желябов. На съезде в Воронеже 19-21 июня 1879 землевольцы пытались урегулировать противоречия и сохранить единство организации. Однако компромисс оказался непрочным, и 15 августа 1879 «Земля и воля» прекратила свое существование, разделившись на фракцию «политиков» (Михайлов, Тихомиров, Квятковский и др.), принявших название «Народная воля», и фракцию «народников» (Плеханов, Попов, Аптекман и др.), взявших название «Черный передел».

В зарождении народничества большую роль сыграл нелегальный студенческий кружок Н.В. Чайковского («чайковцы»), его участники готовили пропагандистов из интеллигенции и рабочих для работы «в народе».

Весной 1874 г. народники начали первое хождение в народ. Это было стихийное движение радикальной молодежи, в ко­тором приняло участие свыше 2 тысяч человек из Петербурга, Москвы, Самары, Ростова. Они направились, прежде всего, в Среднее Поволжье, которое в 1873–74 гг. охватил тяжёлый голод, и полагали, что это обстоятельство поможет поднять крестьян на «всеобщий бунт». Народники трудились плотниками, грузчиками, коробейниками, ходили по деревням, беседовали с крестьянами о революции, о социализме. Но пропаганда социализма среди крестьян успеха не имела, особенно не воспринимались идеи об общем имуществе и призывы бунтовать против царя. Богатые крестьяне нередко сами сдавали народников полиции. Первое хождение в народ закончилось провалом, полиция арестовала 770 человек, 193 из них предстали перед судом.

Уцелевшие от ареста народники в 1876 г. создали тайную революционную организацию со старым названием «Земля и воля». В неё вошли братья Михайловы, Г.В. Плеханов, позднее С. Перовская, В. Фигнер (всего 150 человек). Это была чётко построенная организация, отличавшаяся высокой централизацией, дисциплиной и надежной конспирацией. Все члены подразделялись на группы по роду деятельности. Программа землевольцев включала: подготовку народной революции, работу среди крестьян, в том числе пропаганду «фактами», передачу земли в руки крестьян, свободу слова, собраний, вероисповедания, создание земледельческих и промышленных ассоциаций,

В 1877 г. началось второе хождение в народ. На этот раз народники решили заменить «летучую пропаганду» планомерной, систематической работой в деревне. Во многих губерниях России были организованы поселения народников. Они работали столярами, плотниками, кузнецами, учителями и беседовали с крестьянами о повседневных бытовых нуждах, исподволь подводя их к идее народной революции. Но и на этот раз пропаганда не имела успеха - народ не поднялся на восстание. Второе хождение в народ было разгромлено.

Раскол «Земли и воли». «Чёрный передел» и «Народная воля». Убийство Александра II

В конце 70-х годов в стране было неспокойно: волновались студенты, либералы требовали конституции, продолжались процессы над народниками. Разгром хождений в народ вызвал кризис в движении. Неудача революционной пропаганды среди крестьян, репрессии властей толкнули часть народников к террористической деятельности. В начале 1878 г. член организации«3емля и воля» Вера Засулич тяжело ранила петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова. В апреле 1879 г. народник Соловьёв совершил очередное неудачное покушение на царя. «Земля и воля» превращалась в террористическую организацию. Среди землевольцев начались разногласия по вопросу о методах борьбы.

Окончательный раскол произошёл в 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две организации: «Чёрный передел» и «Народная воля». Члены «Чёрного передела» считали главным пропаганду среди крестьян, подготовку революции. Тактикой «народовольцев», помимо методов революционной пропаганды, было запугивание правительства путем индивидуального террора, подготовка восстания. Народовольцы считали, что достаточно свергнуть самодержавие и произойдёт социальный переворот. Надо захватить власть путем заговора меньшинства.

В августе 1879 г. исполнительный комитет «Народной воли» объявил, что приговаривает царя к смерти. Началась настоящая охота на АлександраII, было предпринято несколько попыток убить царя. 1 марта 1881 г. на набережной Екатерининского канала Н.И. Рысаков метнул бомбу в царскую карету, но император даже не был ранен. Другой террорист, И.И. Гриневицкий, бросил бомбу под ноги царя. Гриневицкий был убит, а Александр IIтяжело ранен и скончался через час в Зимнем дворце. В ходе следствия Рысаков выдал всех, кого знал. В апреле 1881 г. публично было повешено пятеро народовольцев: Желябов, Перовская, Рысаков, Михайлов, Кибальчич. Вскоре были разгромлены «военные ячейки» «Народной воли». Все эти события разрядили политический кризис, крестьянского восстания не последовало, народ жалел убитого царя.

Организация «Чёрный передел», возглавляемая Г.В. Плехановым, отказалась от тактики индивидуального террора, ставя поначалу своей задачей пропаганду среди крестьян. Позже члены организации пришли к выводу о необходимости пропаганды среди рабочих и признанию политической борьбы. В 1882 г. организация распалась на несколько кружков и перестала существовать.

Таким образом, особенностью общественного движения пореформенной России была относительная слабость либерального центра и сильные крайние группировки. Основная причина этого - слабость городской буржуазии как политической силы в условиях господства самодержавия, её инертность, неготовность и неспособность заниматься политической деятельностью. При Александре II самодержавие стало проводить реформы, но делало это непоследовательно, колеблясь, допуская остановки и отступления. Однако исторический опыт говорит о том, что если страна, вступившая на путь реформ, движется по нему непоследовательно, делая длительные остановки, то реформатор неизбежно терпит поражение. Так произошло и с Александром П.

«Земля и воля» (1861-1864)

Своим программным документом землевольцы считали статью Н.П. Огарева «Что нужно народу?», опубликованную в июне 1861 г. в «Колоколе». Она предостерегала народ от прежде временных неподготовленных выступлений, призывала к объединению всех революционных сил. В качестве главных требований выдвигались передача земли крестьянам, развитие местного самоуправления и подготовка к будущим активным действиям для преобразования страны.

«Земля и воля» была первой крупной революционно-демократической организацией. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах.

В конце 1862 г. к «Земле и воле» примкнула русская военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском.

Первые тайные организации просуществовали недолго. Спад крестьянского движения, поражение восстания в царстве Польском (1863), усиление полицейского режима - все это привело к их самороспуску или разгрому. Одни участники организаций были арестованы, другие эмигрировали. Правительству удалось отбить натиск радикалов первой половины 60-х годов. В общественном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их революционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде стоявшие на демократических или либеральных позициях, перешли в лагерь консерваторов (М.Н. Катков и др.).

Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н.Г. Чернышевского, но, разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике. Свои высокие нравственные идеалы они пытались, воплотить безнравственными средствами. В 1866 г. член кружка Н.А. Ишутина Д.В. Каракозов совершил неудачное покушение на царя Александра II.

В 1869 г. учитель С.Г. Нечаев и журналист П.Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь готовить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительством. После разгрома кружка С.Г. Нечаев на время уехал за границу, но уже осенью 1869 г. вернулся и основал в Москве организацию «Народная расправа». Он отличался крайним политическим авантюризмом, требовал от участников беспрекословного подчинения. За несогласие с методами С.Г. Нечаева студент И.И. Иванов был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. С.Г. Нечаев скрылся в Швейцарию, он был выдан как уголовный преступник. Правительство использовало судебный процесс против него для дискредитации революционеров. «Нечаевщина» на некоторое время стала серьезным уроком для следующих поколении революционеров, предостерегая их от неограниченного централизма.

На рубеже 60--70-х годов, во многом на основе идей А.И. Гер цена и Н.Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов последней трети XIX в., считавших своим долгом служение народу. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.

Однако же для народников весь этот поход в народ кончился неудачей, и притом не столько благодаря тому, что их сейчас же арестовали, сколько потому, что с народом они не вошли в соприкосновение. Крестьяне во многих местах их просто-напросто чуждались, в некоторых местах даже выдавали, а кое-где проявили и резко враждебное к ним отношение. Поэтому, когда этот первый поход так несчастливо ликвидировался, причем все же значительные кадры народников остались на свободе, одни под надзором, а некоторые и совсем незамеченные полицией, то между революционерами начались разговоры о том, как же быть дальше, и мало-помалу они пришли к мысли о необходимости более прочной организации. Мы видим уже в 1876 г. две попытки такой организации. Одна попытка была осуществлена в Москве; она была результатом многолетнего сотрудничества и содружества кружка, составившегося из нескольких воспитывавшихся заграницей молодых девушек, которые сблизились там с кружком кавказцев-студентов, во главе которого стоял студент Джабадари; они-то и составили группу мирных народников-пропагандистов, которая фигурировала в 1877 г. в так называемом «процессе 50-ти». В эту группу входили, между прочим, Л. Н. Фигнер, В. И. Александрова-Натансон, Джабадари и несколько московских рабочих, в частности Петр Алексеев, который сказал на суде пламенную и произведшую большое впечатление речь.

Но эта попытка организации не имела большого значения; гораздо большее значение имела другая попытка – в Петербурге, где было положено начало образованию уже совершенно оформленного сообщества народников-революционеров, впоследствии получившего наименование, под которым оно и известно в истории, – «Земля и воля».

Во главе этого общества стояли Марк Натансон, жена его Ольга Натансон, Александр Михайлов, и в него же входили остатки кружка чайковцев и другие народники, уцелевшие от арестов. Это общество получило довольно детально разработанную организацию. Исходным пунктом принятой им программы было положение, что только экономическая революция снизу при посредстве самого народа может привести к окончательной и полной замене современного строя более справедливой и согласной с народными идеалами общественной организацией.

Поэтому операционным базисом своей деятельности народники-революционеры, объединившиеся в обществе «Земля и воля», считали обязательно народную массу. Деятельность в народе сводилась к следующим видам: 1) организационная деятельность, имевшая в виду создание в народе такой сознательно и планомерно действующей боевой дружины, которая, концентрируя в себе все материальные и духовные орудия борьбы, могла бы в благоприятный момент или сама вызвать всеобщее восстание, или же, в случае самопроизвольного его возникновения, утилизировать его для народных целей.

Но так как для этого требовался целый ряд подготовительных работ, к признанию чего склонился перед смертью (в 1876 г.) и сам Бакунин, то предполагались:

2) агитационная деятельность, которая направлялась бы к образованию необходимой обстановки. Агитация при этом предполагалась двоякая: пассивная (подача прошений, посылка ходоков, забастовки, отказ от платежа податей и проч.) и активная (бунты и восстания), которая, однако, применена была только в одном месте, и то при помощи подложных манифестов, именно – в Чигорине (известное дело Стефановича и Дейча).

3) Установление правильных сношений с имеющимися уже готовыми организациями в народе (раскольничьими и сектантскими).

4) Пропаганда идей революционного народничества в среде общества, молодежи и городских рабочих, с целью увеличить число «критически мыслящих» и сознательно действующих поборников народа. Этими четырьмя пунктами исчерпывалась – по словам О.В. Аптекмана – сущность тактической землевольской программы.

Затем наряду с этой программой выработан был и определенный устав, причем в основу организации положена была та основная группа, которая составила этот устав в Петербурге, а затем, по рекомендации ее членов, в общество могли попадать посторонние элементы; из этой основной группы должна была рекрутироваться вся администрация общества, которая так и называлась «администрацией» и которая ведала все дела общества; при ней была особая «небесная канцелярия» для изготовления фальшивых паспортов; затем были особые группы для пропаганды среди молодежи и рабочих и, кроме того, особая «дезорганизаторская» группа, задачей которой являлось вследствие участившихся столкновений с правительством, а также для борьбы с предателями и провокаторами применение вооруженной силы. Наконец, для непосредственной пропаганды и организации в народе была основана особая, наиболее важная и многолюдная группа, так называемые «деревенщики».

«Дезорганизаторская» группа мало-помалу расширяется, и она создаст, как вы увидите, основание для уже совершенно террористической партии «Народная воля», о которой мне еще придется говорить вам.

Первым проявлением организации «Земля и воля» было устройство довольно грандиозной по замыслу демонстрации, которая, однако, свелась на деле к очень скромным размерам. Это была демонстрация 6 декабря 1876 г., устроенная у Казанского собора, причем предполагалось, что в ней будут участвовать тысячи рабочих. Нашелся и оратор, тогда молодой человек и ныне здравствующий известный теперь предводитель русских социал-демократов Г. В. Плеханов; было выкинуто знамя с надписью «Земля и воля» – лозунг, как казалось манифестантам, понятный и близкий народу, но в действительности столичным народом совсем не понятый. Полиция, пользуясь малочисленностью демонстрации (собралось не более 200–300 человек), направила на нее дворников и сидельцев мелочных лавок, и демонстрация была легко рассеяна. 20 человек были схвачены и по процессу, который происходил всего через полтора месяца, были наказаны самыми суровыми карами; некоторые были сосланы в каторгу на 5– 10 лет, и минимумом наказания была ссылка на поселение.

Таково было первое публичное выступление группы революционеров-народников, за которыми вскоре укрепилось наименование общества «Земли и воли». Самая многочисленная группа этого общества – так называемые «деревенщики» – упорно продолжала делать попытки водвориться среди народа и завязать в народе более прочные и постоянные связи. Наученные горьким опытом 1874 г., они переменили значительную тактику: стали действовать гораздо осторожнее и осмотрительнее, являлись в деревню не в качестве бродячих чернорабочих, которым крестьяне всюду оказывали такое недоверие, а пытались завести в разных местах более постоянные и солидные поселения под видом мелких промышленных предприятий или же селились в деревне в качестве волостных писарей, фельдшеров, акушерок, иногда учителей, причем заводили с крестьянами на этой почве связи исподволь, не позволяя себе резко обнаруживать свои истинные тенденции и взгляды и не приступая слишком стремительно к пропаганде. Но и такие приемы хотя и предохраняли их от слишком быстрых крушений и провалов, очень мало подвигали их к цели, в конце концов заставляли все яснее и безнадежнее убеждаться в полной неподготовленности народа к восприятию их идей и в невозможности достигнуть успеха своего дела при данном уровне народного развития. Оставалось, следовательно: или, отложив в сторону всякие революционные планы и помыслы, обратиться чуть не на всю жизнь в мирных культуртрегеров, или уходить из деревни, махнув на нее рукой, и приниматься за дело «с другого конца». Трудности, которые приходилось им переживать, грубые преследования и гонения, которым подвергало их правительство, и растущее раздражение против этих репрессий и ничем не стесняемого произвола полицейских и административных властей, – все это неизбежно должно было склонить их ко второму выходу, причем перед ними все яснее ставилась задача – прежде чем вести бесплодную, при данных условиях, пропаганду в деревне, завоевать себе те элементарные условия общественной жизни, при которых свободное общение с народом, свободная и широкая пропаганда в нем своих идей сделается для них возможной и плодотворной. Обстоятельства складывались таким образом, что среди народников-революционеров «Земли и воли» все более и более должны были редеть ряды «деревенщиков», все сильнее должна была, наоборот, расти и развиваться деятельность «дезорганизаторской» группы, которая мало-помалу из «охранительного отряда» превращается в конце 70-х годов в знаменитый «исполнительный комитет», возникший первоначально среди киевских революционеров, но затем вскоре привлекший к себе все самые активные силы революционеров и сделавший террористическую борьбу с правительством главною их задачею, оттеснившею на задний план народнические мечты и идеалы.