Пролив Босфор на карте делит Европу с Азией и соединяет Черное и Мраморное моря. По обоим его берегам раскинулся самый большой турецкий мегаполис – Стамбул (древний Константинополь).

Ширина пролива Босфор составляет более 3,7 км, а длина – около 30 км. Глубина Босфора в фарватере – от 30 до 80 м. Уже несколько столетий этот пролив называют душой Стамбула.

Древнее название пролива Босфор – коровий или бычий брод. По легенде дочь царя и бога рек, которую звали Ио, стала возлюбленной Геракла. Но он испугался, что его жена Гера разгневается, поэтому превратил несчастную Ио в корову, и она скрылась в водах пролива.

Пролив Босфор – душа Стамбула

Этот древний город самим фактом своего существования разделяет и соединяет такие разные человеческие цивилизации Запада и Востока: Рим и Византию, Европу и Азию, христианство и ислам.

Величие Константинополя (Царьграда), его древние храмы и дворцы отражаются в водах Босфора. Оно соседствует с руинами крепостей и современными небоскребами Стамбула, создавая поистине уникальное зрелище.

История

Ученые считают, что пролив Босфор появился около восьми тысяч лет назад. В те далекие времена уровень воды в Черном и Мраморном морях был значительно ниже, и они соединены друг с другом не были.

Но в процессе массового таяния снегов и льдов в конце Ледникового периода этот уровень в Мировом океане, в целом, и в Черном и Мраморном море, в частности, значительно поднялся, и огромный поток воды соединил их.

По мнению ученых, сначала на месте пролива Босфор была речная долина, которая позже была затопленная морской водой. Адмирал Макаров в XIX веке установил два течения в проливе: пресное из Черного моря и соленое – из .

Археологи на склонах Босфора в XX-XXI веке обнаружили древние города, затопленные тысячелетия назад. Историки считают, что окончание последнего Ледового периода и появление Босфора породило миф о Всемирном потопе, изложенный в Ветхом Завете.

Что такое Босфор для Турции? Благодаря этому проливу, странам Причерноморья обеспечивается доступ в Средиземное море. Половина ВВП Турции поступает от Босфора. В этом его стратегическая и экономическая значимость.

Пролив Босфор считается одним из самых сложно проходимых в мире, т.к. характеризуется большой интенсивности движущихся там кораблей и судов, сильным течением и быстрыми переменами погодных условий зимой и весной.

В Турции быстрое течение в проливе называют чертовым. Обычно оно особенно ускоряется в начале весны, когда тает снег в дунайском бассейне. Талая вода течет вдоль берегов пролива, бурля и вскипая в котлах в наиболее узких местах.

Сегодня власти Турции планируют решить проблему большой загруженности Босфора путем строительства нефтепровода длиной около 100 км. Но все проекты пока остаются исключительно на бумаге.

Берега пролива Босфор

Здесь всякий горожанин может до бесконечности любоваться старинными дворцами из мрамора, каменными крепостями, деревянными турецкими яли (особняками около моря) и сверхсовременными отелями.

Яли – это деревянный многоэтажный дом, построенный у самой кромки моря. Эти строения с XVII века сохранились до наших дней и сегодня стали ресторанами, гостиницами и домами, где сегодня проживает местная знать.

Чтобы в полной мере ощутить всю прелесть этого пролива, следует совершить путешествие на туристическом судне или пароме. Вы наверняка получите необыкновенное удовольствие от этой прогулки.

Перед Вами откроется Стамбул во всей своей красе и восточной необычности. А российские туристы наверняка на уровне подсознания почувствуют византийскую сущность древнего Константинополя с его христианскими традициями.

Вы увидите, как среди судов и паромов Босфора Стамбул зажигает свои огни. Услышите голоса мулл, призывающих свою паству на ежедневную молитву в Святую Софию, которая сегодня является мечетью.

Увидеть всё это можно с борта парома, круизного судна или яхты от Эминёню до Анадолу-Каваги. В конце путешествия можно выйти на берег, пройтись по нему и вернуться назад по тому же билету.

Пересечь Босфор на пароме – настоящее приключение. Паромы в Стамбуле разные: рейсовые и туристические, дорогие и дешевые. Переплыть пролив на рейсовом пароме можно за полчаса, вояж на туристическом пароме займет значительно больше времени.

Осматривая Стамбул и пролив Босфор на пароме или судне вечером, Вы получите самые захватывающие впечатления. Именно в это время город и пролив, окрашенные алым закатом, наиболее таинственны и необыкновенны.

Достопримечательности около пролива Босфор

Бухта Босфора — Золотой рог

В Босфоре много бухт, но лучшей считается именно Золотой рог. По своей форме она действительно похожа на рог, а её берега так же извилисты, как берега Босфора. На Золотом Роге множество отличных стоянок для яхт и судов, а воды чисты и прозрачны.

Эта бухта защищена от сильных ветров, мягкая турецкая зима сюда приходит в декабре, а снега не бывает почти никогда. Лучшее время посещения Золотого рога – бархатный сезон, продолжающийся всю осень.

Первый мост через Босфор по легенде воздвиг царь Дарий из Персии. Он переплавил здесь свою 700-тысячную армию с помощью системы плотов и кораблей. Но это уникальное инженерное сооружение ему не помогло, войско Дария было уничтожено скифами.

Сегодня берега Босфора и раскинувшийся на них Стамбул соединяют 3 моста и 2 туннеля:

  1. Босфорский мост, возведенный в начале семидесятых годов XX века;
  2. мост Султана Мехмеда Фатиха, действующий с конца восьмидесятых годов прошлого века;
  3. мост Султана Селима Грозного, введенный в эксплуатацию всего несколько лет назад;
  4. туннель Мармарай длиной более 13 км, соединяющий железнодорожную систему Стамбула;
  5. туннель «Евразия» длиной более 14 км, часть которого находится на глубине более 100 метров.

Стамбул — это великолепное место для отдыха, которое находится на территории Турции. Стамбул заменит на весь мир, благодаря тому, что он находится сразу на двух материках — в Европе и в Азии, которые, между собой, разделены проливом Босфор. Также, в Стамбул стоит ехать тем, кто любит исторические места и достопримечательности. Помимо всего этого, в городе есть очень много всевозможных различений, к примеру, рестораны, бары, кафе, дискотеки, ночные клубы и комфортабельные отели.

Босфор в Стамбуле

Знаменитый на весь мир город Стамбул уютно расположился прямо на границе двух материков, которые разделены проливом, в связи с этим, сердцем Стамбула можно уверенно назвать Босфор . Босфор — это удивительной красоты пролив, который зачаровывает всех гостей своими водами и контрастно убранными берегами. Здесь по соседству находятся современные небоскребы, рыбацкие поселки, величественные дворцы и многое другое. Все это является прекрасным символом сплетения роскоши и нищеты, древности и современности. Благодаря зеркальным водам, этот город получает особое очарование, которое ни с чем нельзя сравнить. Откуда же появилось название этого пролива? Здесь все связано с древнегреческим мифом, когда Зевс влюбился в жрицу Геры — Ио, которая являлась дочкой царя Инаха. После того, как супруга Зевса об этом узнала, она превратила Ио в корову и наслала на неё страшного шершня, от которого Ио тщетно пыталась убежать. И ее спасением стало то, что она спряталась в водах Босфора, после чего пролив и назвали «коровий брод». В том же случае, если обратиться к подлинной истории, а не легенде, то можно узнать о том, что первым человеком, который перешел через пролив по мосту, персидский царь Дарий, который переправил через Босфор семисоттысячную армию по временному мосту. Современные жители Турции с гордостью относятся к своим мостам. Перед тем как его стали разводить, многие местные твердили, что это испортит весь силуэт города, а также всю прелесть Босфора. Но даже не смотря на мост, который был возведен в в одном из красивейших городов мира, среди великих памятников истории, наравне с его мечетями и дворцами, ему удалось гармонично вписаться в извилины окружающих холмов. Также, существует теория, что пролив Босфор был сформирован примерно в 5600 году до нашей эры, из-за таяния крупных масс льда и снега в конце последнего ледникового периода, после чего, резко повысился уровень воды. Всего за несколько дней, мощный поток воды смог пробить пробку из Средиземного моря в Черное, которая представляла собой пресноводное озеро. Также, стоит заметить, что на подводных склонах побережья Черного моря Турции в ходе недавних археологических исследований нашли затопленные города. многие считают, что именно образование Босфора стало поводом для возникновению мифа о Всемирном потопе и Ноевом Ковчеге.

И чтобы полноценно ощутить на себе, что же такое пролив Босфор, необходимо обязательно, хотя бы один раз совершить увлекательную прогулку по проливу на борту любого туристического судна в квартале Каракой. Это удивительное и неописуемое путешествие , во время которого пред взором предстанет весь Стамбул с присущим ему величием и пафосом. А в том случае, если отложить поездку на вечер, то можно постараться заглянуть в самую душу «чуда из чудес» — древнегреческого названия Константинополя. Нет ничего более захватывающего, чем Босфор в вечернее время, который со всех сторон окрашен алым цветом заходящего солнца.

Осенью 2013 года , на дну Босфора открыли великолепный железнодорожный тоннель, который смог соединить два континента Стамбула. Для того чтобы пересечь границу, достаточно будет потрать всего 4 минуты. А от конечной до конечной станции по ветке Мармарай ехать 18 минут , а уже после, можно пересесть на метро. Этот туннель был создан специально для того, чтобы уменьшить нагрузки через мосты Стамбул, а также для того, чтобы уменьшить загазованность атмосферы. Во время строительства инженеры особенно заботились о безопасности пассажиров, благодаря чему, тоннелю Мармарай не повредили подземные толчки в этом сейсмоопасном районе.

На сегодняшний день, по проливу проходят различные крупные суда, которые перемещаются между Черным и Средиземным морями, также Босфор регулярно пересекают многочисленные туристические парому, которые передвигаются от одного берега к другому. На сегодняшний день, пролив может похвастаться международным статусом. К тому же, в том случае, если верить статистике Турецкой Ассоциации морских лоцманов, то каждый день через Босфор проходит более 155 судов. Из них 28-30 судов — это танкеры, а шести из них имеют одну общую длину в 200 метров. В них перевозят опасные вещества, к примеру, сырая нефть, сжиженный газ, топливо для реактивных двигателей и так далее.

Помимо всего вышеперечисленного, пролив Босфор является не просто узким каналом, а одним из самых сложных водных путей, с сильным течением в 6-7 км в час, с крутыми поворотами и многими другими опасностями. К тому же, в марте и в апреле, здесь бывают очень сильные туманы, а зимой тут даже случаются сильные бури, поэтому нужно быть максимально аккуратными и внимательными.

Мосты через Босфор в Стамбуле

Соединить берега пролива Босфор стремились во все времена, начиная еще с глубокой древности. Первые упоминания о мостах, через Босфор в Стамбуле можно отнести к 6 веку до нашей эры. Персидский царь по имени Дарий, озадачился переправой через этот пролив всей своей армии, в составе которой было более 75 тысяч человек. Тогда и решили создать понтонный мост, который соединялся большим количеством лодок, которые были надежно скреплены канатами. Он тянулся в самой узкой части Босфорра. И тогда, по деревянным трапам протяженностью менее 700 метров армия Дария успешно перешла с одного берега на другой. Также, уже в 20 веке в Стамбуле появились несколько проектов мостов. Одни из них брал за основу конструкции знаменитый висячий мост, который находится в США, а именно в городе Сан-Франциско, но на его осуществление у Турции не хватило средств. На сегодняшний день, два берега Босфора соединены двумя различными мостами.

Мост чере з Босфор, или Ататюркский мост

Босфорский мост — это первый висячий мост, который был проложен через Босфорский пролив, он соединяет европейскую и азиатскую части Стамбула. Закладка моста была запланирована еще на 50 годы 20 века, но была осуществлена только 20 февраля 1970 года. Официальное же его открытие произошло только 29 октября 1973 года, что было приурочено 50-летнему юбилею основания Турецкой Республики М.К. Ататюрком. Он был сооружен немецкой фирмой Хоцхтиеф и английской фирмой Цлевеланд Енгинееринг. В роли образца выступал мост Северной в Англии. Над его строительством трудилось несколько тысяч человек, и потрачено больше 23 миллионов долларов, что на сегодняшний день, является смехотворной суммой для строительства в подобных масштабах. Он был построен консорциумом турецких, английских и немецких компаний. Это невероятно красивый подвесной мост, так как его конструкция опирается на две мощные опоры, каждая из них имеет высоту над водой в 165 метров. Длина самого моста чуть превышает 1,5 километра, а ширина достигает 33 метров, длина основного пролета- 1075 метров, от проезжей части до поверхности воды всего 64 метра. Также, стоит отметить, что высота Босфорского моста предусмотрена таким образом, чтобы был свободный проход судов, высота которых достигает 60 метров. А это, ни много ни мало, высота тридцатиэтажного дома. Ежедневно этот мост пересекает более 200 000 различных транспортных средств, которые перевозят более 600 000 пассажиров.

Благодаря своей длине, этот мост считается 13 мостом в мире, а также 4 в Европе. Ататюркский мост позволим всем местным жителям Стамбула, а также гостям этого чудесного города, при помощи транспорта очень быстро достигать противоположного берега. Проезд по мосту платный, и это также стоит учесть. А вот полюбоваться масштабным сооружением во время пешей прогулки не получится, так как для пешеходов проход закрылся, таким образом, местная полиция остановила волну самоубийств, которые здесь постоянно совершались. Первый Босфорский мост очаровывает исключительно всех, и местных жителей и туристов, особенно это касается ночного времени суток, когда всю его протяженность украшает множество зажженных огней. Также, интересен тот факт, что этот мост получил название первый босфорский мост, после того как был запущен в эксплуатацию новый мост через Босфор, который называется мост султана Мехмеда Фатиха.

Мост через Босфор, или мост Султана Мехмеда Фатиха

Строительство второго моста в Самбуле через Босфор началось в далеком 1985 году, и закончилось к юбилейной дате: 535-летию завоевания города, а именно 29 мая 1988 года, когда и произошло официальное его открытие. На этот раз, над его созданием работали исключительно строители из Японии. Строительство было завершено в рекордно короткие сроки, так как для него понадобилось всего три года, обошлось оно налогоплательщикам всего в сто тридцать миллионов долларов. Назван он был в честь завоевателя Константинополя от османских армий — Султана Мехмеда Фатиха, также его очень часто называют как Второй босфорский мост. Благодаря ему, соединилась европейская часть мегаполиса в районе Румели Хисары, а азиатская часть города в районе Анадолу Хисары. Он был построен на том месте, где ширина пролива Босфор минимальная, а следовательно, там, где был возведен понтонный мост через Босфор для переправы армии Дария. Длинна моста составляет 1510 метров вместе с подземными путями, его ширина достигает 39 метров. Конструкция моста идентична первому мосту, она висячая и стоит на опорах, высота которых достигает 64-65 метров. Пространство между транспортёрами моста — 1090 метров. Также, стоит заметить, что он считается одним из самых крупных мостов во всем мире. Этот мост платный, и закрыт для пешеходов из-за волны самоубийств, которые также тут проводились после его открытия. Каждый день по нему проезжает более 150 000 транспортных средств, которые перевозят 500 000 пешеходов.

Также, стоит заметить, что проект возведения третьего по счету моста через Босфор в Стамбуле, встретил целую волну негодования у местных жителей. Все дело в том, что его создание ызовет разрушение зон зеленых насаждений и приведет к еще большему росту парка автомобилей. Так как планируется возведение моста планируется очень близко от Черного моря, в районах Гарипче (в европейской части) и Пойразкей (в азиатской части) Стамбула.

Отели Стамбула с видом на Босфор

Это прекрасный пляжный отель, который находится в центральном районе Стамбула, в 25 км от аэропорта Ataturk, на первой береговой линии, прямо на берегу пролива Босфор. Здание отеля было построено в 1986 года, а сейчас оно является стильным и комфортабельным отелем. Здесь находится 282 стандартных номера на 1,2 и 3 человек, а также 31 номер класса люкс Suite. В каждом из этих номеров, независимо от категории есть кондиционер воздуха, личная ванная комната и туалет, фен, телефон с прямым набором, телевизор со спутниковыми каналами, интернет, мини-бар, сейф, 24-часовое обслуживание номеров, удобная мебель и многое другое. Также, в отеле есть парковка, камера хранения, сейф, бизнес-центр, химчистка, прачечная, обмен валюты, тренажерный зал, закрытый бассейн с подогревом, открытый бассейн с подогревом, SPA-центр, 3 ресторана, бар, тренажерный зал, услуга «будильник», трансфер до аэропорта, химчистка, прачечная и глажка, услуги такси, факс и ксерокопирование, обмен валюты, аренда автомобиля, организация конференций и банкетов, услуги секретаря и переводчика, услуги врача, услуги ухода за детьми, детский бассейн, сауна, спа-процедуры, массаж, бассейн и многое другое.

Это комфортабельный городской отель, который находится в историческом здании, которое было потсроено в далеком 19 веке. Находится он на берегу пролива Босфор в 45 минутах езды от международного аэропорта Ататюрка. Весь отель выполнен в традиционном турецком стиле с использованием терракотовых и темно-синих тонов, который никого не оставит равнодушным. Здесь есть 166 комфортабельных номеров, в каждом из которых есть ванная комната, кондиционер, телевизор со спутниковыми каналами, DVD- и CD-плеер, радио, телефон, телефон в ванной, голосовая почта, интернет, мини-бар, сейф, халат, тапочки, утюг, гладильная доска, удобная мебель и многое другое. Также, в отеле есть конференц-залы, бизнес-центр, открытый подогреваемый бассейн, гидромассажный бассейн, SPA-центр, фитнес-центр, теннисные корты, гольф-поля неподалеку от отеля, услуги няни, рестораны, бары, магазины, парквока, прачечная-химчистка, услуги консьержа и многое другое.

Это комфортабельный городской отель, который находится в центре города, на берегу пролива Босфор, в развлекательном районе Бешикташ с потрясающим видом на пролив. В отеле есть 186 стильно оборудованных номеров. В каждом из этих номеров, независимо от категории есть LCD-телевизор с кабельными каналами, DVD-плеер, ванная комната с феном, утюг и гладильная доска, мини-бар, чайник и кофеварка, утюг и гладильная доска, телефон с голосовой почтой, удобная и стильная мебель и многое другое. Также, на территории Shangri-La Bosphorus, Istanbul 5* есть парковка автомобилей, салон красоты, аптека, 2 современно оборудованных конференц- и банкетных зала, сувенирный магазин, бизнес-центр отеля, интернет, услуга чистки обуви, услуга прачечной и химчистки, медицинские услуги, почтовые и курьерские услуги, рестораны, бары, детский плавательный бассейн, услуги няни, джакузи, современно оборудованный фитнес-центр, крытый плавательный бассейн, Spa-центр отеля предлагает широкий выбор массажных и косметических процедур, круглосуточное обслуживание в номерах, организация банкетов и торжественных церемоний, обмен валют, полеты на вертолете, копирование документов, услуги такси, услуга трансфера из и в аэропорт и многое другое. Также, в отеле оборудованы номера для некурящих гостей города.

Это современный пляжный отель в Стамбуле, который имеет невероятно красивый вид на пролив Босфор, который находится на второй береговой линии. Находится отель в 20 км от аэропорта Ataturk. Здесь есть 244 уютных номера, включая 23 номера класса Suite. В каждом номере естьудобная мебель, кондиционер воздуха, личная ванная комната и туалет, фен, телефон с прямым набором, телевизор со спутниковыми каналами, мини-бар, сейф, 24-часовое обслуживание номеров, холодильник и многое другое. Также, на территории отеля естьпарковка, камера хранения багажа, сейф у администрации, химчистка, прачечная, бизнес-центр, ночной клуб, салон красоты, шведский стол, услуга «будильник», химчистка, прачечная и глажка, услуги такси, факс и ксерокопирование, аренда автомобиля, организация деловых встреч, банкетов, доступ в интернет, заказ экскурсий, услуги врача, фитнесс-центр, бассейн, баня, сауна, тренажерный зал, SPA-процедуры, массаж, дискотеки, услуги ухода за детьми, рестораны, бар ыи многое другое.

Это великолепный городской отель, который считается одним из самых лучших в мире, к тому же, из него открывается прекрасный вид на пролив Босфор. Находится он всего в 30 минутах езда от международного аэропорта. В отеле есть 59 стандартных номеров, 3 Bedroom Suites, Japanese Suite, 2 президентских Suites, 74 units. В каждом номере есть кондиционер, телевизор со спутниковыми каналами, телефон с прямым набором, интернет, чайник, свежие газеты, великолепная мебель, современная техника и многое другое. Также, в отеле есть 9 ресторанов, 7 баров, открытый бассейн, закрытый подогреваемый бассейн, теннисные корты, гольф, беговые дорожки, фитнес-центр, тренажерный зал, сауна, турецкая баня, массаж, солярий, джакузи, салон красоты Darphin, бутики известных брендов, бизнес-центр, конференц-залы, детская игровая площадка и многое другое.

Вконтакте

Босфор - пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чёрное море с Мраморным. В паре с Дарданеллами соединяет Чёрное море с Эгейским, которое является частью Средиземного. На обеих сторонах пролива расположен крупнейший турецкий город Стамбул. Длина пролива - около 30 км. Максимальная ширина пролива - 3700 м (на севере), минимальная - 700 метров. Глубина фарватера - от 33 до 80 м. Пролив имеет эрозионное происхождение; представляет собой старую речную долину, затопленную морской водой в четвертичный период. В Босфоре два течения - распреснённое верхнее из Чёрного моря в Мраморное, на юг (скорость 1,5-2 м/с) и солёное нижнее - из Мраморного моря в Чёрное, как было установлено адмиралом Макаровым в 1881-1882 годах (скорость 0,9-1 м/с). Солёное течение продолжается в Чёрном море подводной рекой. По одной из наиболее распространённых легенд, пролив получил своё название благодаря дочери древнейшего аргивского царя - прекрасная возлюбленная Зевса по имени Ио была превращена им в белую корову, чтобы избежать гнева его жены Геры. Несчастная Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется «коровьим бродом» или Босфором.

Берега пролива соединяют три моста: два автомобильных - Босфорский мост с длиной основного пролёта 1074 метров (завершён в 1973) и мост Султана Мехмеда Фатиха (1090 м; построен в 1988) в 5 км к северу от первого моста, а также автомобильно-железнодорожный мост Султана Селима Грозного (1408 м; завершён в 2016) в северной части пролива, на побережье Чёрного моря. Кроме того, два берега Босфора соединяет железнодорожный тоннель «Мармарай» (общая длина - 13,6 км, под водой - 1,4 км; открыт в 2013), который объединил скоростные транспортные системы европейской и азиатской частей Стамбула.
Предполагается (теория черноморского потопа), что Босфор образовался лишь 7500-5000 лет назад. Прежде уровень Чёрного и Мраморного морей был существенно ниже, и они не были связаны. В конце последнего ледникового периода в результате таяния крупных масс льда и снега уровень воды в обоих водоёмах резко повысился. Мощный поток воды всего за считанные дни пробил себе дорогу из одного моря в другое - об этом свидетельствуют рельеф дна и другие признаки.
Древние греки также называли пролив «Боспором Фракийским», чтобы отличать от «Боспора Киммерийского» (современное название - Керченский пролив).
Босфор является одним из важнейших проливов, так как обеспечивает доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных продуктов, большую роль в экспорте через Босфор играет нефть из России и Каспийского региона.
В зимы 1621-1669 годов пролив покрывался льдом. Эти времена были характерны общим понижением температуры в регионе и получили название Малого ледникового периода.
Пролив Босфор занимает особое место среди известных наиболее труднопроходимых проливов в мире из-за интенсивного движения транзитных судов, паромной переправы, мелких судов, течения до 6 узлов и резких изменений погоды в осенне-зимний период. Многие судоходные компании рекомендуют капитанам использовать лоцманов для транзитного прохода пролива Босфор. Транзитная скорость в проливе должна быть не более 10 узлов. За проход проливами взимается маячный сбор в сумме около одной тысячи долларов в зависимости от класса судна.

Информация

  • Связывает : Чёрное море, Мраморное море
  • Страна : Турция
  • Ширина : максимальная 3,6 км
  • Длина : 29,9 км
  • Наибольшая глубина : 120 м

Длина Босфора около 30 км., ширина от от 0,7 до 6 км. , а длина пролива Дарданеллы составляет 65 километров и ширина от 1,3 до 3.7 км. Проливом Босфор, Чёрное море соединяется с Мраморным морем, а далее через пролив Дарданеллы с Эгейским и Средиземным морями, поэтому через Босфор регулярно проходят торговые суда, пассажирские лайнеры и нефтяные танкеры. Соединяя Европу и Азию, пролив Босфор перемещает опресненно-соленые воды из Чёрного моря в Мраморное, и далее в Средиземное. Уникален Босфор по многим показателям - это старая речная долина, которая затоплена морской водой и имеет два противоположно направленных течения: опресненное верхнее и соленое – нижнее.

Мосты и туннели через Босфор

Босфор , является местом встречи двух континентов – Европы и Азии. Мосты через пролив, Евразийский тоннель и железнодорожный тоннель «Мармарай» под Босфором, соединяют эти два континента.

Первый мост через Босфорский пролив, соединивший европейскую и азиатскую части Стамбула это Босфорский мост . Официальное открытие моста состоялось в 1973 году, к 50-летней годовщине основания Турецкой Республики. Длина моста 1560 метров, ширина 33, а высота дорожного полотна над водой - 64 метра. Он открыт для пешеходов только раз в году – во время Стамбульского межконтинентального марафона. В 2016 году Босфорский мост переименован в “Мост мучеников 15 июля” в память о погибших в результате попытки переворота.

Второй мост через Босфор

Второй мост (Мост Султана Мехмеда Фатиха) , построен на месте, где ширина пролива минимальна (660 м). Официальное открытие моста состоялось в 1988 году, к 535-летию завоевания Стамбула . Длина моста 1510 метров, ширина 39, а высота дорожного полотна над водой, как и у первого моста- 64 метра. Не забудьте посмотреть на два босфорских . Когда наступают сумерки, они подсвечиваются тысячами ламп, создавая еще большую романтическую атмосферу.

Третий мост через Босфор

Мост пересекает Босфор в его северной части, у выхода в Чёрное море. Сооружение начали возводить в мае 2013 года, а церемония открытия состоялась 26 августа 2016 года. Третий Мост через пролив назван в честь султана Явуза Селима. На мосту проложено восемь автомобильных полос по четыре в каждую из сторон, а между ними две железнодорожных линии. Общая длина моста составляет 2164 метра, длина основного пролета 1408 метров. Высота моста составляет 322 метра, ширина – 59 метров.

Подводные сооружения Босфора

Подводный железнодорожный тоннель «Мармарай»

Четырехполосный подводный железнодорожный тоннель «Мармарай», строительство которого началось в 2004 году, был официально открыт 29 октября 2013 года. Общая длина тоннеля 9,8 км, длина подводной части – 1,4 км., а самый глубокий участок тоннеля находится в 60 метрах от поверхности Босфора. Железнодорожный тоннель общей протяжённостью в 13,6 км рассчитан на перевозку 1,5 миллиона пассажиров в день.

Евразийский тоннель

20 декабря 2016 года в Стамбуле был официально открыт Евразийский тоннель. Общая длина тоннеля составляет 5400 метров, из них 3340 метров пролегают под Босфором. Вместе с подъездными путями общая протяженность тоннеля составляет 14,6 километров, а максимальная глубина залегания - 106 метров. Тоннель предназначен для проезда легковых автомобилей и микроавтобусов.

Главные достопримечательности Босфора

Плотность населения на обоих берегах Босфора высока. Его воды постоянно бороздят рейсовые корабли городского транспорта (вапуры), прогулочные катера, пароходы с туристами, частные яхты и большие морские суда. Чтобы увидеть Стамбул с обеих сторон пролива, обязательно прогулятся на прогулочном катере по Босфору или продумать маршрут на рейсовых кораблей городского транспорта.

  • располагается на маленком скалистом островке именно там, где пролив соединяется с Мраморным морем. Девичья башня находится ближе к Азиатского побережя .
  • Роскошные виллы и изумительной красоты Османских султанов , и стоят чуть ли не у самой воды, отражаясь в ее глади. Некоторые когда-то османские дворцы, ныне самые роскошные отели Босфора. Например: Дворец Чыраган и отель Four Seasons at the Bosphorus
  • В самом узком месте Босфора, стоят одна против другой две крепости: и .

Отели Стамбула на берегу Босфора

Многие имеют номера или шикарные террасы с видом на Босфор, но не так много стоят прямо на берегу. Босфорские отели расположенные на берегу пролива находятся в основном в стамбульском районе Бешикташ . Это самые дорогие и самые шикарные отели в которых обычно останавливаются именитые гости Стамбула – президенты, шейхи, кинозвезды и крупные бизнесмены.

По обе стороны пролива можно найти и немало самых разнообразных ресторанов, причем как дорогих, где обычно можно встретить звезд шоу-бизнеса, так и обычных закусочных, которые будут по кошельку любому туристу. Также работает немало и национальных ресторанов, где можно отведать традиционную турецкую кухню. А что может быть лучше обеда на террасе ресторана с видом на Босфор , где вы сможете отведать самые разнообразные блюда и напитки.

Фото Босфора


  • Босфор – душа Стамбула



Согласно знаковой для этих мест античной легенде, всемогущий бог Зевс влюбился в Ио - дочь аргивского царя и речного бога, что не понравилось супруге Зевса Гере. Ио превратилась в белую корову и, пытаясь спастись, спустилась в воды пролива, который с тех пор называют «коровьим бродом», или Босфором.

На самом деле неизвестно точно, почему древние греки назвали пролив именно так: «бос» - бык, «порос» - брод, то есть - «бычий брод». Но закрепилось «коровий».
Не имеет однозначной версии происхождения Босфора и наука историческая геология. Самая распространенная - «Теория черноморского потопа» заключается в том, что Босфор образовался примерно 7500-5000 лет назад. По этой теории ранее уровень Черного и был ниже уровня Мирового океана на 120 м и моря никак не сообщались. В конце последнего ледникового периода в результате таяния громадных масс льда и снега уровень воды в обоих водоемах резко повысился - на 140 м, мощный водный поток пробил себе дорогу из одного моря в другое. На это указывает, в частности, рельеф дна, а также изменение водных растений и осадочных пород с пресноводных на соленые примерно в указанное выше время. Другой причиной появления пролива могло стать землетрясение.
Пролив Босфор имеет важнейшее геополитическое положение. Со времен Троянской войны XIII-XII вв. до н. э. он неоднократно становился причиной международной напряженности, особенно в периоды ослабления одной из основных великих держав.
При Византийской империи (IV-XV вв.), а после ее падения - во времена Османской империи пролив Босфор оставался внутренним делом этих государств.
Османский период в истории пролива оставил значительный след в архитектуре построек на берегах Босфора. После завоевания падишахи построили здесь много укреплений, и не только. Поначалу строительство велось в центральных районах города, но с появлением в XIX в. пароходов роскошные летние резиденции начали строиться на более удаленных от моря участках босфорского побережья.
В конце XVII в. на побережье Азовского и Черного морей закрепилась Российская империя, и тогда же возникла проблема Босфора и Дарданелл, получившая в истории название «Вопрос о проливах».
Во-первых, пролив Босфор очень узкий, поэтому его легко «запереть». Во-вторых, берега Босфора принадлежат одному государству Турции. В-третьих, пролив соединяет открытое Средиземное море с закрытым Черным. Во все времена Турция пользовалась своим исключительным положением на Босфоре и пропускала иностранные суда через пролив, выдавая им «фирманы» своего рода лицензии на право торговли с черноморскими странами. Босфор всегда был предметом споров России и Турции, став причиной нескольких русско-турецких войн. Россия сумела заставить Турцию подписать Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 г., по которому русские суда могли беспрепятственно ходить по проливу.
После окончания Первой мировой войны, согласно Севрскому мирному договору 1920 г., Босфор был объявлен демилитаризованной зоной под контролем Лиги Наций. В настоящее время действует договор о режиме турецких проливов, подписанный в 1936 г., согласно которому Босфор является международной судоходной зоной. Сегодня с точки зрения современного международного права Босфор является «открытым морем»: торговые суда всех стран обладают свободой прохода через пролив как в мирное, так и в военное время. Но Турция сохранила за собой право ограничивать передвижение по проливу судов нечерноморских стран, в частности своего давнего врага - Греции, и ввела режим предварительного уведомления о проходе военных кораблей.

Только через Босфор могут сообщаться Россия, Украина и Закавказье со стороны Черного моря со Средиземным и далее с Мировым океаном.
Значительная часть перевозок через пролив приходится на нефть из России и Каспийского региона, доставляемую в Западную Европу и США танкерами, загружающимися на терминалах российского порта Новороссийск.
Проход пролива Босфор связан со значительными трудностями. Фарватер, которым идут суда, весьма извилист, имеет S-образную конфигурацию, повторяет не менее извилистую линию побережья. Благодаря исключительно слаженной работе береговых служб на маяках и в диспетчерских современная история пролива не знает крупных катастроф. Начиная с 1960 г здесь произошло всего два десятка инцидентов без значительных человеческих жертв и ущерба для экологии.
Флора и фауна Босфора ничем не отличаются от средиземноморской, и главный промысловый вид рыбы здесь - скумбрия.
Идея моста через Босфор родилась еще в античные времена. Но лишь во второй половине XX в., после долгих и острых дискуссий, были построены два моста, соединившие берега пролива.
Босфорский мост - первый висячий мост через пролив - общей длиной 1510 м был открыт для проезда в 1973 г. Он носит имя Ататюрка, но местные жители чаще называют его Богазики (по-турецки - «пролив»). Он соединяет европейскую и азиатскую части Стамбула. Высота над водой - 64 м. Ежедневно через мост перевозят более полумиллиона человек. Проезд по мосту платный, для пешеходов он закрыт В первые четыре года по нему ходили люди, но впоследствии это запретили, потому что мостом регулярно пытались воспользоваться те, кто решил свести счеты с жизнью. Пешеходам предложено пользоваться паромами, которые ходят между берегами Босфора еще со времен персидского царя Дария I (V-IV вв. до н. а.).
Мост султана Мехмеда Фатиха имеет ту же общую длину, что и его старший брат, и его строительство было завершено в 1988 г. На него также не пускают пешеходов. Мосты отстоят друг от друга на 5 км.
Для удобства передвижения по проливу здесь поставлено несколько башен контроля морского трафика, или попросту маяков. Все они не похожи друг на друга. Первая башня-маяк была установлена византийским императором Алексеем I Комниным в 1110 г Девичья башня, или башня Леандра, - один из символов Стамбула, многократно реставрированный.
На европейском побережье Босфора находится один из самых старых и престижных районов Стамбула Бешикташ. Здесь же расположен один из стамбульских портов, откуда отходят паромы на азиатский берег Босфора. Самая впечатляющая площадь Стамбула площадь Барбаросса - также находится в районе Бешикташ, и здесь же расположен музей Навал и мавзолей императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы, погибшего, по одной из версий, при переправе через Босфор во время Третьего крестового похода в 1190 г.
Если день солнечный, местное население купается в Босфоре, заходя в воду с набережной Кеннеди, в районе Султанахмет, даже несмотря на береговые укрепления в виде беспорядочно набросанных валунов, постоянно проходящие мимо суда и, мягко говоря, не совсем чистую воду. Такую бесшабашность, вероятно, можно объяснить тем фактом, что за последнее время население города заметно изменилось и по численности, и по составу: стало больше выходцев из дальних сельских провинций.
И коренные стамбульцы сюда уже не ходят.
Наибольшее количество достопримечательностей на Босфоре сосредоточено в районе Султанахмет. Это самые известные исторические памятники Стамбула: Айя-София (Софийский собор), Голубая мечеть (мечеть Ахмедие, в честь султана Ахмеда), Ипподром, дворец Топкапы, Цистерна Базилика, Археологический музей Стамбула и мечеть Сулеймание. В 1985 г этот район был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Общая информация

Пролив между Европой и Малой Азией.
Соединяет с Мраморны м, а вместе с Дарданеллами - с , таким образом со всем бассейном Средиземного моря.
Административная принадлежность: Турция, Мраморноморский регион, провинция Стамбул.
Крупнейший город: Стамбул.
Язык: турецкий.
Денежная единица: турецкая лира.
Религия: ислам

Цифры

Длина: 31 км.
Ширина: 3329 м на северном входе, 2826 м на южном входе.
Максимальная ширина: 3420 м.
Минимальная ширина: 700 м.
Глубина на фарватере: от 36 до 124 м.
Средняя глубина: 65 м.
Максимальная глубина: 110 м.
Минимальная глубина: 18 м на севере, 13 м на юге.
Население: около 17 млн чел. (2001 г.).

Экономика

Судоходство: 48 тыс судов в год.
Туризм .

Климат и погода

Умеренно континентальный, окраинная зона субтропического . Влияние холодных ветров с севера.
Среднегодовая температура воздуха: +15°С.
Среднегодовая температура воды: +14+18°С.
Среднегодовое количество осадков: 850 мм.
Относительная влажность воздуха: 71,5%.
Соленость воды: в поверхностном течении преобладает распресненная (18%о) черноморская вода,а во встречном глубинном течении соленость воды составляет 38%о.
Проблемы: туман, плохая видимость, сильный ветер.

Достопримечательности

Европейский берег

Бухта Золотой Рог ;
Здания : крепость Румелихисар (середина XV в.), замок Топхане (середина XIX в.), дворец Чифте Сарайлар (середина XIX а.), дворец Долмабахче (середина XIX в.);
Культовые сооружения : мечеть Кылыч Али Паша Джами (конец XVI в.), мечеть Долмабахче Джами (середина XIX в.), мечеть Ортакей (середина XIX в.);
Музеи : Музей изящных искусств, Морской музей;
Парк Йылдыз ;
Рыбный базар Сарыер ;

Азиатская сторона

Башня Леандра (XII в.);
Культовые сооружения : мечеть Михриман Султан Джами (середина XVI в.), мечеть Ени Валиде Джами (начало XVIII в.);
Здания : крепость Анадолухисары (конец XIV в.), дворец Вейлербейи (середина XIX е.), вилла Кючкжсу (середина XIX в.), вокзал Хайдар Паша Тары (XIX-XX вв.);
Порт Хайдар Паша Лиманы (конец XIX в.);
Холм Чамлыджа ;

Прочее

Мосты : мост Ататюрка (Богазики), мост султана Мехмеда Фатиха;
Адапар (Принцевы острова, Мраморное море).

Любопытные факты

■ На поверхности Босфора течение обычно направляется из Черного моря в Мраморное. На некоторой глубине течение меняет направление и идет в противоположную сторону.
■ В зимы 1621-1669 гг пролив покрывался льдом. Это время отличалось общим понижением температуры в регионе и в климатологии получило название «Малый ледниковый период».
■ «Черноморский потоп» мог послужить основой легенды о Всемирном потопе, которая присутствует в фольклоре всех народов, населяющих или населявших этот регион, а также мог стать основой для истории о «Дардановом потопе» из сказаний о Трое.
■ Ежегодно в Стамбуле в середине лета проходит межконтинентальный заплыв через Босфор, в котором может принять участие любой, кто успеет зарегистрироваться.
■ 27 ноября 2010 г. севастопольский пловец-марафонец Олег Софяник проплыл пролив Босфор вдоль за шесть часов. Заплыв был посвящен сохранению природной среды Босфора. Спортсмену помогали плыть сильный южный ветер и попутное течение Температура воды составляла 14 градусов.
■ 15 мая 2005 г. американская звезда тенниса Винус Уильяме провела показательную игру с турецкой теннисисткой Ипек Сеноглу на мосту Богазики. Это был первый в буквальном смысле «межконтинентальный» матч.
■ Уже ведется строительство железнодорожного тоннеля Marmaray между берегами Босфора, закончить его планируется в 2013 г. В 2010 г. турецкое правительство объявило общественности о том, что планируется строительство еще одного автодорожного моста через Босфор - в северной части пролива, на побережье Черного моря. Восьмиполосный мост протяженностью 1275 метров свяжет скоростную дорогу Northern Marmara с трансъевропейской магистралью.