Автор - Майя_Пешкова . Это цитата этого сообщения

Мадлен Вионне-"архитектор моды"

"Когда женщина улыбается, ее платье должно улыбаться вместе с ней".

Мадлен Вионне

Творчество Мадлен Вионне считается вершиной искусства моды. Любовь к геометрии и архитектуре позволили Вионне создавать изысканные фасоны на основе простых форм. Некоторые из её выкроек, подобны головоломкам, которые приходится разгадывать до сих пор.Мас-терс-тво Мадлен Вионне бы-ло столь вы-сокого клас-са, что её называли «ар-хи-тек-тором мо-ды». Для создания ше-девров она не нуж-да-лась в рос-кошных тка-нях и затейливых от-делках. Вионне бы-ла новатором, без её идей, которые ког-да-то ка-зались слишком смелыми и необычными, не-воз-можно создавать современную одежду.


Мадлен Вионе прославилась прежде всего своей техникой кроя, предполагающей раскладку на ткани не как обычно по долевой ните, а по косой, под углом 45 градусов к долевой ните. Нельзя не заметить, что Мадлен не была автором этой техники, но именно она довела ее до абсолютного совершенства. Все началось в 1901 году, именно тогда Мадлен Вионне поступает на работу в ателье сестер Калло, где работает с одной из совладелиц ателье - мадам Гербер. Мадлен замечает, что некоторые детали одежды, а именно небольшие вставки, кроются по косой, однако такая техника используется не слишком часто. Вионне же начинает использовать эту технику повсеместно, раскраивая полностью все детали платья по косой.

В результате готовое изделие приобретает совершенно иную форму, платье будто струится и полностью облегает фигуру. Такой подход кардинально изменяет одежду и оказывает огромное влияние на моду в будущем.Вионне говорила о себе: «Моя го-лова — слов-но ра-бочая шка-тул-ка. В ней всег-да есть игол-ка, нож-ни-цы и нит-ки. Да-же ког-да я прос-то иду по ули-це, я не мо-гу не наб-лю-дать за тем, как оде-ты про-хожие, да-же муж-чи-ны! Я го-ворю се-бе: «Вот тут мож-но бы-ло бы сде-лать склад-ку, а там — рас-ши-рить ли-нию пле-ча…». Она пос-то-ян-но что-то при-думы-вала, не-кото-рые из её идей ста-ли не-отъ-ем-ле-мой частью мод-ной ин-дус-трии.


Благодаря огромному опыту, который Вионне получила в ходе работы в различных ателье Лондона и Парижа, она смогла выработать свой собственный непохожий ни на чей другой стиль. Она создала неповторимую технику кроя и тем самым смогла взбудоражить мир моды ХХ века.


Будучи по своей натуре модернистом, Вионне считала, что присутствие на одежде украшений должно быть сведено к минимуму, они не должны утяжелять ткань. Одежда должна сочетать в себе такие качества как комфортность и свобода движения. Вионне считала, что одежда должна полностью повторять формы женского тела, а не наоборот фигура подстраиваться под неудобные и неестественные формы одежды. Она была одной из небольшого количества дизайнеров начала ХХ века, наравне с Полем Пуаро и Коко Шанель, которые создавали женскую одежду на бескорсетной основе.

Мало того, модели Вионне демонстрировали свои платья на голое тело, без нижнего белья, что было достаточно провакационно даже для готовой ко многому парижской аудитории. Во многом благодаря Вионне смелые и открытые "новому" женщины смогли отказаться от корсетов и ощутить свободу в движении. В 1924 году, давая интервью The New-York Times, Вионне призналась: "Лучший контроль тела - это естественный мышечный корсет - который может создать любая женщина благодаря физическим тренировкам. Я не имею в виду тяжелые тренировки, а наоборот то, что вы любите и что делает вас здоровыми и счастливыми. Очень важно чтобы мы были счастливы".


В 1912 году Мадлен Вионне открывает свой собственный Дом моды в Париже, однако по истечении 2 лет она вынуждена приостановить его деятельность. Причиной тому стала начавшаяся Первая Мировая война. В этот период Вионне переезжает в Италию, занимается саморазвитием. В Риме Мадлен заинтересовалась античной культурой и искусством, благодаря чему она стала уделять больше внимания драпировкам и последовательно усложняла их. Подход к драпировкам был аналогичен технике кроя - основная идея заключалась в естественности линий и ощущении легкости и воздушности.


В период с 1918 по 1919 годы Вионне снова открывает ателье. С жтого периода и еще на 20 лет вперед Вионне стала законодателем женской моды. Благодаря культу женского тела, ее модели стали настолько ппопулярны что со временем заказов в ателье стало так много, что работающий там персонал просто не справлялся с таким объемом. В 1923 году Вионне, с целью расширения своего бизнеса, приобретает здание на авеню Монтень, которое полностью реконструирует в сотрудничестве с архитектором Фердинаном Шаню, декоратором Жоржем де Фер и скульптором Рене Лалик. Это великолепное здание получило впечатляющие название "храм моды".

Приблизительно в этот же период времени коллекция женской одежды Модного дома Вионне пересекает океан и попадает в Нью-йорк, где пользуется такой популярностью, что спустя 2 года Мадлен Вионне открывает в США филиал, в котором продавались копии парижских моделей. Особенностью американских копий было то, что они были безразмерными и подходили практически на любую фигуру.


Такое успешное развитие Дома моды привело к тому, что в 1925 году в нем работало уже 1200 человек. По численности Дом моды конкурировал с такими успешными модельерами как Скиапарелли, у которой на тот момент работало 800 человек, Ланвин - у которой работало около 1000 человек. Очень важным моментов является то, что Мадлен Вионне была социально-ориентированным работодателем. Условия труда в ее Доме моды существенно отличались от других: обязательным условием работы были короткие перерывы, работницы имели право на отпуск и социальные пособия. Мастерские были оборудованы обеденными зонами и лечебницами.

На фото слева - пригласительный билет на показ коллекции Дома моды Вионне; справа - эскиз модели Вионне в одном из парижских журналов


НЕРАСКРЫТЫЕ СЕКРЕТЫ

Мадлен Вионне была абсолютным виртуозом в вопрсе по работе с тканью, она могла создать необходимую для платья форму, не используя замысловатые приспособления и инструменты - все что было необходимо для этого - это ткань, манекен и иголки. Для своей работы она использовала маленькие деревянные куколки, на которые накалывала ткань, изгибая ее так, как это было необходимо и закалывая ее иголками в нужных местах. Ненужные "хвосты" она обрезала ножницами, после того, как Мадлен была удовлетворена результатом, она переносила задуманную модель на конкретную женскую фигуру. В настоящее время такой способ работы с тканью называется - способом "наколки".

Не лишним будет отметить, что вопреки красоте и изящности получаемых линий, одежда Вионне не отличалась легкостью в эксплуатации, а именно, ее достаточно сложно было надеть. Некоторые модели платьев требовали определенных навыков от своих обладательниц для того чтобы они смогли просто их одеть. В силу такой сложности, имели место такие случаи, когда женщины забывали эти приемы и просто не могли одеть платья от Вионне.



Постепенно Мадлен еще более усложнила технику кроя - ее лучшие модели не имеют ни застежек, ни вытачек - есть лишь один единственный диагональный шов. К слову сказать, в коллекции Вионне есть модель пальто, которая изготовлена вообще без одного шва. В ненадетом виде модели платьев представляли собой обычныые лоскуты ткани. Трудно было даже представить, что только с использованием особых приемов скручивания и завязывания эти куски ткани могли превратиться в элегантные наряды.


На фото выкройка и эскиз вечернего платья Дома моды Вионне

В процессе работы над моделью Мадлен преследовала только одну цель - в итоге платье должно сидеть на клиентке как влитое. Она использовала множество подходов, позволяющих визуально улучшать фигуру, например уменьшить обхват талии или наоборот увеличить линию декольте.

Еще одной изюминкой кроя Вионне было сведение к минимуму швов на изделии - в коллекции ее творений есть платья с одним швом. Некоторые из методов работы с тканью, к сожалению, до сих пор остаются нераскрытыми.

Вионне положила начало такому особо популярному в наше время понятию как авторское право. Боясь случаев незаконного копирования своих моделей, она пришивала к каждому издеию специальный ярлык с присвоенным порядковым номером, и отпечатком своего пальца. Каждая модель фотографировалась в трех ракурсах, а затем заносилась в специальный альбом с подробным описанием особенностей, свойственных тому или иному изделию. В целом за период своей деятельности Вионне создала около 75 альбомов.


Вионне была первая кто использовал одинаковую ткань как на верх изделия, так и на его подкладку. Этом прием стал достаточно популярным в те времена, однако применяется и современными модельерами.

ВПЕРЕД В БУДУЩЕЕ

С момента, как Мадлен Вионне открыла свой Модный дом, прошло уже более 100 лет, но ее идеи по прежнему популярны и востребованы. Конечно ее узнаваемость не так велика, как например Коко Шанель и Кристиван Диор, но ценители модного искусства знают какой неоценимый вклад в модную индустрию сделала эта "великолепная во всех отношениях" женщина. Она смогла достигнуть своей цели - сделать женщину утонченной, женственной и грациозной.

Удивительно, что модели Вионне, даже спустя более чем 70 лет как она отошла от дел, до сих пор востребованы современной содой. Благодаря ее легко узнаваемой эстетике и неоценимому вкладу в дизайн.

Вионне повлияла на работы сотен современных модельеров. Гармония форм и пропорций ее платье не перестают вызывать восхищение, а техническое мастерство, которого удалось достичь Вионне, возвело ее в ранг одного из самых влиятельных модельеров за всю историю моды.

Мадлен очень любила шить платья из одного куска ткани, они застегивались на спине или у них не было никакой застежки вовсе. Это было непривычно для клиенток и им приходилось специально учиться надевать и снимать эти моделей. Однако платья пришлись по душе свободолюбивым женщинам, ведь теперь они могли справляться со своим туалетом сами, без посторонней помощи. К тому же такие наряды были просто созданы для того, чтобы танцевать модный джаз и управлять автомобилем. Мадлен шила платья, которые держались только благодаря банту, завязанному на груди. Этот наряд был настоящей гордостью мадам Вионне. Вообще, Мадлен каждую новую идею использовала впоследствии регулярно, с каждым разом стараясь довести ее до совершенства. Модный Дом Вионне посещали самые состоятельные и стильные дамы того времени. Отличительной чертой изделий Мадлен была гармония, которая заключалась в удивительном сочетании простоты и роскоши ее нарядов. Именно к этому и стремится современная мода. Среди ее клиенток были Грета Гарбо (Greta Garbo) и Марлен Дитрих (Marlene Dietrich).

В 80-е и 90-е годы ХХ века дизайнеры одежды нередко обращались к гениальным идеям мадам Вионне. Таким образом, она определила развитие моды на несколько десятилетий вперед.

В 2007 году модный дом Madeleine Vionnet вновь возобновил свою работу, когда прошло около трех десятилетий после смерти его создательницы. Принадлежит компания человеку по имени Арно де Люммен (Arno de Lummen). Его отец купил компанию в 1988 году. Он пригласил на работу Софию Кокосолаки (Sophia Kokosolaki) - модельера из Греции. Однако она вскоре покинула марку, чтобы работать на собственное имя. После нее арт-директором стал Марк Одибе (Marc Audibet), который в прошлом трудился на Hermes, Ferragamo и Prada. Однако первая коллекция Марка для Madeleine Vionnet в 2008 году особого успеха не имела.

Оригинал записи и комментарии на

Имя Мадлен Вионне малоизвестно в широких кругах. Гений и классик моды, она творила уникальные платья для аристократок и богемы и потому теперь ее имя служит своего рода паролем среди поклонников Высокой моды.

Madeleine Vionnet (1876 - 1975) - Мадлен Вионне родилась 22 июня 1876 года в бедной семье.

была известным французским модельером. Ее называли "Королевой косого кроя" и "архитектором среди портных". Родившись в бедной семье в Chilleurs-Окс-Буа, Vionnet начала работать, как швея, с возраста 11 лет

С детства Мадлен мечтала стать скульптором, а в школе проявила большие способности к математике, но бедность вынудила девочку оставить школу и стать помощницей портнихи. В 17 лет Мадлен вышла замуж и вместе с мужем переехала в Париж, в поисках лучшей доли. Дела у молодых складывались прекрасно: Мадлен устроилась работать в известный Дом моды Vincent и вскоре забеременела и родила дочку. Однако здесь фортуна отвернулась от молодой портнихи: девочка умерла, брак распался и она потеряла работу. в 18 лет, она бросила мужа....

В таких условиях Мадлен решилась на отчаянный поступок: на последние деньги, не зная языка, уехала в Англию.
Довольно быстро Мадлен устроилась в ателье Кэт Рэйли(в качестве швеи) которое занималось копированием парижских моделей. Благодаря Мадлен за один год заведение известным и процветающим. Самым большим успехом ателье стало свадебное платье, созданное Вионне для невесты герцога Мальборо.

После этого триумфа Мадлен Вионне пригласили работать к себе сестры Калло. Вионне стала главной помощницей старшей сестры, мадам Мари Жербер, и благодаря ей смогла во всех тонкостях понять технику кроя и мир моды
В 1906 году модельер Жак Дузе пригласил Вионне обновить его старую коллекцию. Мадлен убрала корсеты и укоротила длину платьев, чем вызвала неудовольствие кутюрье.
Тогда Вионне создала первую собственную коллекцию. Платья были раскроены "по косой", что придавало изделиям дополнительную гибкость и позволяло облегать фигуру, подобно неизвестному тогда трикотажу. Во время показа Мадлен не хотелось нарушать гармоничность линий, и она потребовала, чтобы манекенщицы надевали платье на голое тело.

Последовал скандал, привлекший к моделям Мадлен внимание свободомыслящих женщин, богемы и дам полусвета. Благодаря этим клиентам Мадлен смогла создать свой собственный Дом моды.
Он открылся в 1912 году. Вот тогда Вионне смогла воплотить в жизнь свои самые разные идеи. Излюбленным методом Мадлен был раскрой "по косой", т.е. под углом 45% к направлению долевой нити, за что ее называли "мастер косого кроя". Вионне редко рисовала свои модели, обычно она делала эскизы, накалывая ткань на манекен около 80 см высотой, а затем увеличивала полученную выкройку и создавала очередной шедевр. Модели обходились минимумом швов, а рельеф достигался за счет разнообразных драпировок и складок. Мадлен восхищали одежды древних греков, но она утверждала, что современные люди должны идти дальше в умении создавать одежду. И она развивала искусство драпировки и кроя до невероятных высот. Каждое платье Вионне было особенным, неповторимым и созданным специально, чтобы подчеркнуть индивидуальность и стиль заказчицы: "Если женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней".
Вместе с тем, платья Мадлен Вионне были настоящей головоломкой. Многим клиенткам приходилось обращаться к модельеру, чтобы научиться облачаться в платье. Выкройки даже простых, на первый взгляд, вещей от Вионне напоминали геометрические и абстрактные фигуры. Чтобы расшифровать выкройку и построение одного платья от Вионне, модельер Азедин Аллайя потратил целый месяц!

Самой Мадлен ее творения представлялись простыми, поэтому с 1920 года она постаралась обезопасить себя от подделок: перед тем, как попасть к клиенту, каждое платье фотографировалось с трех сторон и снимки помещались в "Копирайт-альбом". Всего за время работы Дома моды Вионне набралось 75 таких альбомов, на страницах которых отображено около полутора тысяч моделей.

На каждое платье нашивался ярлык, на котором Мадлен ставила подпись и отпечаток своего большого пальца, и эта идея получше, чем наклейки с голограммой, которые тогда еще не были изобретены. Свои модели Вионне старалась не отдавать в магазины, опасаясь, что их будут копировать, зато регулярно устраивала распродажи старых коллекций, которые пользовались популярностью не меньше показов.

Личная жизнь у Мадлен Вионне складывалась неудачно. В 1923 году она вышла замуж за Дмитрия Нечволодова, с которым рассталась в 1943, а оставшуюся жизнь провела в одиночестве.

В 1939 году Вионне выпустила последнюю коллекцию и закрыла свой Дом моды.

Мадлен прожила 99 лет, оставаясь бодрой и в ясном сознании. До последних дней она читала лекции молодым модельерам, которые буквально молились на нее.

О моде Мадлен Вионне отзывалась так: "Я всегда была врагом моды. В ее сезонных капризах есть что-то поверхностное и исчезающее, что оскорбляет мое чувство прекрасного. Я не думаю о моде, а просто делаю платья".

Из нескольких тысяч изделий Вионне уцелело не так уж много вещей. То, что осталось, стало украшением музеев моды в Париже, Лондоне, Токио, Милане и частных коллекций.



выкройки брюк по косой и платья с шарфом.

платье Вионне с заковыристым рукавом:

Женщина – кутюрье…

Даже сегодня, в современном мире, где каждый день женщины что нибудь да отвоевывают у мужчин – подавляющим большинством кутюрье по-прежнему остаются мужчины.
А теперь представьте: Женщина – Кутюрье – Новатор и Революционер мира моды жившая и творившая 100 лет назад!

К сожалению, на сегодняшний день, Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet) знают далеко немногие, но ее творения известны каждому, те новаторства и изобретения, что она делала в те далекие годы, актуальны и по сей день.

Родилась Мадам Вионне 2 июня 1876 в маленьком французском городке Альбервилле, расположенном в Альпах. Мадлен была из бедной семьи, поэтому с малых лет ей приходилось зарабатывать.

В 11 лет, мечтавшая стать архитектором, девочка устроилась работать помощницей к местной портнихе.

В 17 лет она отправилась в Париж, где получила работу швеи в Доме мод «Винсент». Из-за отсутствия образования у Мадлен были не самые светлые перспективы на будущее, но у нее появилось много навыков – она стала опытной швеей.

В 22 года Мадлен уехала в Лондон. Поработав некоторое время прачкой, девушка устроилась в мастерскую «Кэти О’Рэйли», занимающуюся копированием модных французских нарядов. В этот период Вионне вышла замуж и родила ребенка, но из-за того, что ребенок скончался, ее брак распался. Вионне, чтобы как-то справится с горем, решила с головой уйти в работу.

В 1900 году удача все-таки обратила внимание на молодую Мадлен – в Париже она устроилась в известнейший в то время модный дом сестер Калло, а одна из сестер - мадам Гербер, даже сделала ее своей главной помощницей. Работа с мадам Гербер сильно повлияла на сознание Вионне, позже она отзывалась о ней так: «Она научила меня создавать роллс-ройсы. Без нее бы я выпускала форды».

Следующим местом работы Мадлен стал Дом моды знаменитого Жака Дусе, там женщина работала закройщицей. Несмотря на свои очевидные таланты Вионне не смогла задержаться на этой работе долго из-за своих весьма революционных для того времени взглядов:

Вионне предлагала покончить с корсетами, подкладками и огромным количеством ткани которые перестраивали фигуру.

Она считала, что залог красивой фигуры гимнастика и здоровый образ жизни, а также то, что женщин нужно облачать в простые удобные наряды из легких тканей, которые манекенщицы смогут демонстрировать даже без белья!!!

Обычно владельцы знаменитых домов моды не слишком жалуют закройщиц – революционерок…
Работа у Дусе закончилась большим скандалом.

Но, как говорится: «Что ни делается - все к лучшему…»

Лишний раз это утверждение подтвердила и Мадлен, решив в 1912 году, что пора открывать собственное дело…

И...

В Париже на улице Риволи появился модный Дом Madeleine Vionnet.

Начать свой бизнес – дело не простое само по себе, но кроме обычных сложностей, полноценной работе модного дома мешали события Первой Мировой войны, полноценную работу ателье смогло начать только в 1919 году.

Проходят столетия, а кризисы лишь сменяют друг друга...

Интересно...

Что сказала бы Мадлен о кризисе сегодняшнем?

Простая женщина, влюбленная в кройку и шитье с собственным виденьем моды будущего... Жившая в обществе полном шовинизма и консерватизма, во времена первой мировой войны, когда впервые в истории мировые державы соревновались между собой в способах массового убийства...

Стала бы она отказываться от своей мечты и дожидаться благоприятной политической ситуации?

После войны Мадлен оказалась в выигрышной ситуации, у нее был налажен бизнес, кардинально изменились настроения в обществе и изменилось отношение к одежде, телу и дамам – теперь женщины смогли, наконец, оценить и понять Вионне - новая марка приобрела настоящую популярность.

Мадлен совсем не умела рисовать, но благодаря отлично развитому пространственному мышлению и математическому таланту она создавала очень сложные и элегантные наряды.

Помощником ей служил небольшой манекен (в половину роста человека), на котором она закалывала материалы, до тех пор, пока результат не удовлетворял ее.

Одним из главных изобретение мадам Вионне является косой крой.
Она придумала поворачивать ткань под углом в 45 градусов относительно ее основы.
Целую эпоху моды 30-х годов невозможно себе представить без нарядов с таким кроем. Крой по косой применялся и ранее, но так изготавливались лишь детали, т. к. наличие корсетов и накладок не давали модельерам полноценной реализовать свои творческие фантазии. Благодаря своему нововведению Вионне могла создавать наряды облегающие фигуру из струящихся тканей, таких как атлас, шелк и креп. Именно Мадлен сделала эти материалы модными в то время.

Поставщиком для ателье Вионне был крупнейший производитель текстиля в то время - фабрика Бьянчини-Ферье. Мадлен заказывала очень широкие полоски ткани (до двух метров). Специально для нее бы создан новый материал нежно-розового цвета - смесь шелка и ацетата.

К слову, женщина всегда была довольно равнодушна к цвету, главной ее страстью была форма наряда, которая соответствовала естественным линиям тела.

Мадлен говорила «Когда женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней» и они «улыбались», абсолютно бесформенные на вешалке наряды, невероятно живо и элегантно смотрелись на фигуре!

Вионне считала недопустимым подгонять тело под форму и крой модного наряда.

В 1923 году небольшое ателье Мадлен стало настолько популярным, что уже не могло справиться с огромным потоком заказчиков - мастерская перебралась в более просторное помещение на улице Монтень.

Спустя всего год появилось представительство Дома Мадлен на Пятой авеню в Нью-Йорке, а затем открылось отделение в южно-французском Биаррице.

Еще одним изобретением Вионне можно считать наряды, ткань которых собрана либо одним швом, либо узлом. Мадлен придумала воротник-трубу и горловину-хомут, а также детали в форме треугольника, прямоугольника и ромба. Она разработала вечерние платья с капюшоном и пальто с подкладкой из той же ткани и того же цвета, что и сам наряд. Эта деталь обрела вторую жизнь в 60-е годы.

Мадлен любила шить платья из одного куска ткани, они застегивались на спине или у них не было никакой застежки вовсе. Это было непривычно для клиенток и им приходилось специально учиться надевать и снимать эти модели. Модный Дом Вионне посещали самые состоятельные и стильные дамы того времени.

Отличительной чертой изделий Мадлен была гармония, которая заключалась в удивительном сочетании простоты и роскоши ее нарядов. Среди ее клиенток были Грета Гарбо и Марлен Дитрих.

К концу 30-х годов Вионне «заразив» весь мир косым кроем, сама практически перестала кроить по косой, предпочитая классические драпировки и античный стиль. Древнеримские мотивы прослеживались в узлах, жгутах, сложном крое и текучих формах. Это направление вечерней моды получило название «неоклассицизм». Что касается драпировок - тут мадам Вионне была непревзойденным мастером. Они подчеркивали фигуру и не утяжеляли наряд. Секреты создания некоторых из них до сих пор остались неразгаданными.

Мадлен Вионне опасалась того, что будут подделывать ее творения и воровать идеи, поэтому каждый наряд был подробно сфотографирован с трех сторон, и каждому был присвоен собственный номер. Все данные она записывала в специальные альбомы, которых за все годы работы в своем ателье собрала 75 штук. Позже они были переданы модельером в Музей моды и текстиля Парижа. Эта женщина стала первым в мире борцом с контрафактной продукцией.

Чувство благодарности Мадлен должны испытывать и современные манекенщицы, именно она входила в число первых кутюрье, которые стали нанимать в свои фирмы профессиональных манекенщиц и внесла немалый вклад в то, чтобы это профессия начала считаться престижной.

Отношения с сотрудниками в Доме Моды строились на высоком уровне - перерывы на отдых в распорядке рабочего дня были обязательными.

Работники уходили в отпуска и получали материальную поддержку по болезни, что в то время было большой редкостью.

Более того, она создала при своем ателье больницу, столовую и даже туристическое агентство для сотрудников.

К величайшему сожалению у каждой истории есть конец.

А истории из жизни часто далеки от сказок, даже если и похожи на них...

Социальная политика имела обратную сторону - несмотря на успех, финансы компании пребывали не в самом лучшем состоянии - Мадлен была прекрасным, талантливым модельером и добрым человеком, но плохим коммерсантом.

Фирме, у которой и так не было стабильности, решающий удар нанесла Вторая мировая война.

Модный Дом Madeleine Vionnet закрылся в 1940 году.

Мадам Вионне осталась почти без средств и после этого прожила еще 36 лет, находясь в полном забвении публики.

Ее изделия разошлись по всему свету, продавались за огромные деньги с аукционов. Мадлен этих денег уже не видела.

Умерла Вионне в 1975 году, немного не дожив до своего столетия.

Ее называют королевой косого кроя. Ее необычные идеи заимствованы ведущими модельерами, а необычные фасоны платьев полюбились женщинам многих стран. В нашей статье речь пойдет о знаменитой Мадлен Вионне, которая практически организовала революцию в мире моды.

Детство и юношество

Родилась Мадлен Вионне в июне 1876 года в маленьком французском городе под названием Альбервилль, который расположен в живописных Альпах. Местный чистейший воздух с детства настраивал девочку на творческие свершения, ведь не зря с ранних лет у Мадлен была мечта стать скульптором. Живя в малообеспеченной семье, она рано пошла зарабатывать деньги на пропитание. В 11 лет Мадлен предложили стать ассистенткой портной, которая жила неподалеку.

В 17 лет она покинула родные края и уехала покорять столицу. Здесь ей удалось устроиться работать швеей в модный дом «Винсент». В то время перспективы рисовались не очень радужными, поскольку у девушки не было элементарного среднего образования. Правда, она уже научилась неплохо шить и за плечами имела приличный опыт в этой сфере.

Жизнь в Великобритании

Через пять лет Мадлен Вионне, в биографии которой немало трудностей, уехала в Лондон. Сначала ей пришлось работать прачкой, затем она получила работу в мастерской, где занимались копированием модных французских моделей одежды. В Лондоне девушка вышла замуж за эмигранта из России. У них родилась дочь, но девочка умерла в раннем возрасте, что привело к распаду семьи. Мадлен долго и горько переживала утрату ребенка, поэтому полностью окунулась в работу.

Деятельность на родине

Первый успех пришел к Мадлен Вионне в родной Франции. Именно в Париже она получила неплохую работу в очень знаменитом в то время Доме мод сестер Калло. Вскоре одна из хозяек предложила девушке быть ее ассистенткой - они вместе руководили художественной частью деятельности компании. Здесь Мадлен очень понравилось, позже она с теплотой вспоминала о своих наставниках.

После дома Калло девушка перешла работать к известному Жаку Дусе, где ей досталась должность закройщицы. Однако здесь Вионне своими неординарными идеями обескуражила и самого модельера, и его клиенток. Ей казалось, что жесткие корсеты пора убирать, а тонкую талию должны обрисовывать гимнастика и диета, а не одежда. Плюс ко всему Мадлен предлагала демонстрировать модели без нижнего белья, что не пришлось по душе никому. Девушке пришлось покинуть эту работу со скандалом.

Собственное дело

В 1912 году Вионне решилась открыть свое собственное дело. Так и появился на свет Модный дом Madeleine Vionnet, который расположился в Париже по улице Риволи. Но полноценную деятельность новое ателье начало лишь в 1919 году из-за Первой мировой войны. Сразу после окончания боевых действий новый бренд стал стремительно набирать обороты: женщины приняли идеи Мадлен, прочувствовав на себе их практичность. Многое изменилось, на смену старым формам, силуэтам и общим взглядам на внешность и стиль пришли новые.

Мадлен Вионне - модельер по призванию - создавала необычные, сложные наряды. Ей даже не помешало то, что она не владела искусством рисования. Достаточно было математического склада ума и прекрасного пространственного мышления. Позднее ее назовут архитектором моды. Новые эскизы она создавала прямо на манекене, в отличие от многих других кутюрье, которые сначала делали наброски на бумаге. Вионне тщательно закалывала ткань и делала сборки до того момента, пока не получалось идеальное платье.

Новаторские идеи

Немного странные для того времени, но интересные и неповторимые идеи были только у Мадлен Вионне. Платья имели легкий, летящий силуэт, демонстрирующий достоинства фигуры. Но самой знаменитой новаторской идеей является косой крой. Мадлен пришла мысль подворачивать край ткани под углом в 45 градусов относительно основы изделия. В 30-е годы прошлого века моду невозможно было представить без использования подобного кроя. Похожие приемы были использованы ранее, но исключительно в мелких деталях, так как корсетные фасоны не позволяли «разгуляться» фантазии. Вионне решила создавать целые наряды. Подобный раскрой позволял ткани естественно ложиться по фигуре. Что касается материала, то Мадлен отдавала предпочтение струящемуся шелку, крепу, атласу.

Материалы и ткани

Для создания шедевров фабрика по производству текстиля Бянчини-Ферье поставляла ткани для модного мода Мадлен Вионне. Выкройки ее были настолько необычными, что приходилось для создания очередной новой модели закупать огромные полотна материи шириной до двух метров. По специальному заказу Вионне была создана ткань нежно-розового оттенка, которая представляла собой микс ацетата и шелка. Но модельера интересовал не цвет материала, а форма платья. Все должно было подчеркивать естественность и красоту женского тела. Как говорила сама Мадлен, платье должно улыбаться вместе со своей хозяйкой.

Особенные черты творчества

Не секрет, что самые популярные изделия Мадлен Вионне - платья. Фото моделей подтверждают их главную особенность - они практически не имеют формы на вешалках или плечиках, но оживают и играют совершенно по-другому на фигуре. Мадлен всегда придерживалась мнения, что одежда должна создаваться под человека и для человека, удовлетворять его нужды и потребности, поэтому тело не обязано подстраиваться под какой-либо силуэт или форму.

Карьерный рост

Начиная с 1923 года, небольшое ателье мадам Вионне получило очень широкую известность среди модниц и уже не могло справиться с тем потоком заказов, которые посыпались со всех сторон. Пришлось перебираться в более свободное и просторное помещение, дизайн которого был создан по эскизам знаменитых художников (Бориса Лакруа, Рене Лалика и др.). Буквально спустя год имя Вионне уже знали американцы - ее представительство было открыто в Нью-Йорке. Позднее, на одном из самых фешенебельных курортов Франции, - Биаррице - открылось новое отделение Дома моды. Туда приезжали отдыхать богатые люди со всего мира, было выгодно в таком месте иметь ателье Мадлен Вионне. Крой ее необычных и в то же время элегантных нарядов приводил в восторг даже самых капризных барышень.

Известно, что бренд в свое время даже выпустил собственный парфюм, однако популярен он был недолго.

Необычные изобретения

Опытные модельеры знакомы с еще одним важным изобретением мадам Вионне в мире моды. Ей принадлежит идея создать наряд без застежек - достаточно одного шва или одного узла. Мадлен является автором таких деталей, как воротник-труба, горловина-хомут. Кроме того, мелкие детали в виде ромба, треугольника и прямоугольника входят в копилку ее задумок. Какие еще творческие решения появились на свет в модном доме Мадлен? Конечно, это нестандартное вечернее платье с капюшоном, пальто с однотонной подкладкой (под цвет наряда). Последнее одеяние снова вошло в моду в 60-е годы минувшего столетия.

Мадлен обожала создавать платья вовсе без застежек или с застежками на спине. Были модели, которые держались благодаря лишь завязанному на груди банту. Эти наряды позволяли дамам с легкостью управлять автомобилем, танцевать джаз и свободно двигаться. Главная отличительная черта изделий Вионне - гармоничное сочетание роскоши и простоты, к которому стремится современная мода. Среди постоянных клиенток Мадлен были такие известные личности, как Марлен Дитрих, Грета Гарбо и др.

Занимательные факты

Мадлен Вионне считается первой женщиной, которая боролась с подделками и контрафактной продукцией. Для этих целей она тщательно фотографировала каждое свое новое изобретение и фотографии вклеивала в специальный альбом. За годы своей работы дизайнер модной одежды насобирала 75 портфолио. Вещи были для Мадлен произведениями искусства, которые должны жить вечно, как картины великих живописцев.

Также мадам Вионне одна из первых начала нанимать для показа одежды профессиональных моделей. Благодаря Мадлен профессия манекенщицы стала более престижной. В Доме моды порядок работы был достаточно строгий, но сотрудники имели немало преимуществ: на территории была создана больница, столовая и свое турагентство.

Упадок Дома моды

Нестабильный доход и отсутствие коммерческой жилки привели к удручающему финансовому положению фирму Мадлен. С началом Второй мировой войны Модный дом пришлось полностью закрыть. Позднее великолепные изделия Вионне распродадут на аукционах за крупные суммы, из которых их автору ничего не достанется, поскольку дизайнер после закрытия своего детища была забыта всеми. Умерла Мадлен в 1975 году. Ее вспоминают как женщину с безупречным вкусом, которая сама всегда выглядела идеально и не менее великолепно одевала своих клиенток.

на фото Мадлен Вионне


Мадлен Вионне родилась в небольшом французском городке в 1875 году в очень бедной семье. Чтобы не голодать, ей пришлось очень рано начать работать. Уже в 11 лет Мадлен помогала местной портнихе, хотя в мечтах она представляла себя скульптором. Когда ей было всего 17 лет, она отправилась в Париж без образования, но с большим опытом талантливой швеи.

Прежде, чем карьера Мадлен пошла вверх, она успела поработать прачкой, выйти замуж и развестись.

Радикальные взгляды Мадлен на женскую моду того времени стали отправной точкой для открытия собственного ателье. В её понимании необходимо было сменить тугие корсеты и пышные юбки на платья из струящихся тканей. Первая мировая война помешала реализации планов. Но после её окончания изменилось не только время, но и отношение к женской моде и новая марка обрела известность.


Creative Commons


Крой по косой в моделировании применялся и ранее, но только в деталях. А Мадлен стала создавать коллекции платьев, целиком раскроенных таким образом.

Прежде чем раскроить ткань для работы, она создавала мини-версии, изучала, как раскроенные по косой лоскуты играют друг с другом, используя для этого миниатюрные манекены.


Creative Commons


Так, с точностью математика, Мадлен отрабатывала свою технику кроя. С неутомимой скрупулезностью дизайнер создавала сложные инновационные наряды. Творения рук великого мастера выглядели странно и бесформенно на вешалке, но как только платья надевали, они превращались в неповторимые шедевры с исключительным шармом. По мнению Вионне, крой должен подстраиваться под фигуру, а не наоборот.

Creative Commons


Мадлен Вионне прожила 99 лет! Она знакома немногим, но её творение знает каждый, кто хоть каким-то образом связан с миром моды и шитья.

платья Мадлен Вионне


Крой по косой не теряет своей актуальности и по сей день. В современной моде нет ни одного дизайнера, кто бы ни работал с этой техникой кроя.

Особенности кроя по косой

В крое по косой нити основы лежат под углом 45 градусов. Ткань становится гибкой и тянущейся.

Крой по косой обеспечивает особый силуэт прилегания - мягко подчеркивает все изгибы тела, при этом сохраняется полная свобода движений и максимальный комфорт.


Традиционно для косого кроя используют шелк, креп. Но раскроить по косой можно практически любую ткань. Даже плотную шерсть, чтобы получить необходимое растяжение ткани или добиться хорошей посадки, например, воротника.

Крой по косой позволяет изменить положение рисунка, придать ему оптический эффект. Особенно это заметно на тканях в клетку.

В отличие от классического кроя по долевой, для , требуется гораздо больший расход ткани.

На выкройках Burda крой по косой обозначен стрелочкой. А в инструкции указан расход с учетом такого кроя и подробное описание.

Для первого опыта следует выбирать ткани с покладистым характером, например, тонкий хлопок и лен, плательную вискозу.


Идеальная модель для пробы пера - или .
Низ изделия, скроенного по косой, обрабатывают ролевым швом на оверлоке, узкой зигзагообразной строчкой на швейной машинке, либо вручную. Но, прежде чем это сделать, дают вещи отвисеться какое-то время, после чего осноровливают (выравнивают) и только потом обрабатывают.

Визуально вытягивает фигуру, скрывает недостатки за счет мягкого облегания и невероятно стройнит.