Французский танк ARL 44, создававшийся на излёте Второй мировой войны, тяжело назвать удачным. Неплохие орудие и бронирование в лобовой проекции сочетались в нём с архаичной ходовой частью, доставшейся в наследство от разрабатывавшегося ещё с 20-х годов тяжёлого танка Char B1. Работы по его созданию продлились гораздо дольше, чем он простоял на вооружении французской армии. Тем не менее, его характерная внешность не оставит равнодушными любителей бронетанковой техники.

ARL 44 получился огромным. Этот танк выше немецкого Tiger II, и даже в просторном зале танкового музея в Сомюре ему тесно


Танк стоит в углу зала рядом с ещё большим по размерам AMX 50–120. Потому сделать фото общего вида ARL 44 весьма непросто


Как можно заметить, верхний лобовой лист корпуса у ARL 44 не пустует


Табличка в нижнем правом углу лобового листа говорит о том, что это 29-я по счету машина, собранная на FAMH

Фара сделана по американскому типу, с габаритной фарой сверху. Жёлтый цвет не случаен – такие фары стояли на французской военной технике до конца 50-х годов


Вынесенные далеко вперёд ленивцы – фамильная черта старичка Char B


ARL 44 стал последним серийным танком, на котором гусеничная лента огибает корпус


Траки почти без изменений перекочевали с Char B


Для удобства обслуживания многочисленных опорных катков бортовые экраны сделаны съёмными


Впрочем, снять такую большую секцию силами экипажа было непросто


Большие люки в бортах – ещё один пример анахронизмов времён Первой мировой войны

А вот ведущее колесо выглядит вполне в духе 40-х годов


С кормы ARL 44 тоже больше похож на танк 40-х годов

Правая надгусеничная полка у танка не пустует


Эта странная конструкция – не что иное, как глушитель, сильно поеденный ржавчиной


Верхняя кормовая плита несёт некоторые черты немецкого танкопрома


Особенно это заметно на надмоторной плите, где установлены вентиляторы


С торца глушитель выглядит не менее специфично

Центральный кормовой лист чем-то напоминает аналогичную деталь немецких танков


Левый борт по своему виду полностью повторяет правый, включая большой люк


Левая надгусеничная полка, в отличие от правой, выглядит пустой


Люки механика-водителя и стрелка-радиста сделаны по мотивам аналогичных люков «Пантеры»


Днище ARL 44 очень похоже на дно Char B


Множество опорных катков в середине 40-х годов было откровенным анахронизмом


Потёки масла говорят о том, что двигатель в танке сохранился


Длиннющий ствол – одна из визитных карточек ARL 44


Конструктор дульного тормоза не искал лёгких путей


Башня сварная, но при этом её передняя деталь выполнена литой

Как часто люди стремятся действительно важные и нужные дела связать с некими мифологическими событиями, толку от которых ни на грош. Ну, например, отметить годовщину какого-то события запуском космического корабля. Причем, добро бы это был юбилей какого-нибудь космического деятеля, так нет же: в прошлой нашей это чаще всего был «день великого октября». К юбилейным датам начинали наступления и брали штурмом города, хотя немного подождав можно было бы достичь большего успеха. Торопились выпустить паровозы ко «дню Х», к красным датам совершали свои перелеты летчики. Однако такое было не только у нас! Во Франции, например, в интересах «большой политики» построили даже танк! И не только построили, а наладили промышленный выпуск и только потом убедились, что «выстрел был вслепую». О какой машине идет речь? Конечно о танке ARL-44 – тяжелом «танке меж двух времен».

ARL-44 в Мурмелоне

А было так, что хотя Франция и была оккупирована немцами, но тамошние инженеры продолжали там свою работу, в том числе и над проектами новых танков. Такая работа проводилась и инженерами фирмы «Шнейдер» и, судя по всему, немцев это ничуть не интересовало. Такой вот подпольный танковый дизайн они осуществляли, причем, что производственные мощности французских заводов никто не отменял, а технологические возможности своего производства, они, безусловно, знали хорошо.

И вот едва только немцев прогнали из Парижа, как в ноябре 1944 года французы решают строить свой собственный танк! Вот они – амбиции! Еще часть территории по-прежнему не освобождена, а собственные танки мы будем строить! Танк должен был быть вооружен 75-мм пушкой SA 32, иметь общий вес 35 тонн и такую же броневую защиту, что и «Шерман». Новый танк должен был быть запущен в производство без задержек, без экспериментов, без постройки прототипа. Общее количество машин для армии – 500 танков, а ежемесячный выпуск от 50 до 70 экземпляров. И тут встал вопрос: если такая спешка, то на какой основе делать этот танк?

Решили поиграть в «инженерные кубики»: «взять губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмина, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча…» – вот по этому принципу и создавался новый танк! B1 bis, например, хорошо освоен, но не отвечает требованиям времени, потому что скорость ограничена. Значит, возьмем от него, то, что хорошо и добавим то, что тоже хорошо и вдобавок современно. Однако, танк все же не картонная упаковка и так быстро его не произведешь. К тому же французские военные поняли, что делать танк на уровне «Шермана» просто глупо, проще его купить!

Поэтому танк ARL-44 решили сделать таким, чтобы он отличался от танков своих англоговорящих союзников, причем в лучшую сторону!


ARL-44, вид сбоку

Для этого на него решили поставить 120 мм лобовую броню, мощную пушку и соответствующий двигатель, но шасси взять от проверенного временем и технологически отработанного B1 bis. Ну, а чтобы не перегружать заказом промышленность, решили построить новых танков всего 60. Ведь было очевидно, что новой войны не предвидится, и вряд ли СССР бросит свои войска в сторону Франции через Германию. Но даже если такое бы и случилось, то понятно, что защитить ее 60 танков не смогут, и отдуваться за все придется американцам. Но… престиж, национальная гордость и прочие красивые слова оказались в данном случае важнее здравого смысла!


B1bis из Самюра

Первый прототип собрали в марте 1946 года, Он оснащен башней ACL1 (Ateliers de la Loire) и американской 76-мм пушкой, которую сразу же посчитали слишком уж слабой. Тогда на следующую машину поставили морскую 90-мм пушку DCA и новую башню фирмы «Шнейдер». Но ни один из французских двигателей не подходил. Поэтому поставили немецкий Maybach HL230 мощностью 600 л.с. С таким орудием французские военные решили классифицировать новую машину как «танк-истребитель» и этим удовлетворились полностью.


Устройство башни

Первый танк серии вышел весной 1947 года, после чего начался длительный период испытания машины, который выявил массу недостатков. Поэтому испытания продолжались до конца 1950-х, и, тем не менее, не все проблемы с новым танком решить не удалось.


Деревянный макет танка ARL-44

Первые 10 машин показали на параде 14 июля 1951 года, и они произвели впечатление на всех, кто их видел. Вот только в эксплуатацию первые машины ввели только в октябре 1951 года, потому, что проехать на параде это одно, а вот служить в армии нечто совсем другое. Отмечались множественные случаи разрыва ремней привода вентиляторов и поломки коробки передач. Ну, а стрелять из танковой пушки было вообще запрещено! Закончилась эпопея с танком тем, что уже в декабре того же года его временно отстранили от службы. Потом подсчитали стоимость всех его усовершенствований и… решили, что проще от него отказаться, что и было сделано в следующем, 1952 году. Хотя, да, это был опыт, так сказать, возвращения в «танковый клуб»!


ARL-44 в музее в Самюре

С конструктивной точки зрения это была заурядная машина – машина гибрид, но «гибридностью» как раз и интересная. Вес ее составлял 48 тонн, экипаж насчитывал 5 человек. Танк у конструкторов получился большой: длина с орудием 10,52 м (длина корпуса 7,15 м), ширина 3,40 м, высота 3,20 м, то есть больше чем наш предвоенный Т-35. Бронирование нижней и верхней передних броневых плит составляло – 75-120 мм. На бортах корпуса – 50 мм. На башне спереди – 110 мм. На бортах башни – 60 мм. Бронирование было достаточно современным, то есть лобовая броня имела большой наклон, не имела люков, и также броневой лист закрывал всю ходовую часть, что было характерно для французских танков 30-ых годов. Часть броневых плит были катанными и устанавливались с большими углами наклона, меньшая часть изготавливалась из литой брони, в частности – маска пушки. Почему-то танк не получил командирской башенки, но зато имел традиционную дверь в борту между гусеницами. Решения эти были устаревшими. Удивительно, как французские инженеры не догадались использовать это техническое решение. Ведь немецкие трофейные танки были у них под рукой. У них были перед глазами танки американцев, но как бы там ни было, башенку этот танк так и не получил.

Основное вооружение состояло из пушки калибра 90-мм с дульным тормозом. Скорость бронебойного снаряда равнялась 1000 м/сек. Боекомплект: 50 снарядов. Пулеметное вооружение: 2 пулемета 7,5 мм mod 31. Боекомплект к пулеметам: 5000 патронов. Двигатель танка – германский Maybach HL 230 Тип И, 12-цилиндровый мощностью 575 л.с. (по другим данным – 760 л.с.) и работавший на бензине. Для такого танка его мощность была недостаточной. Скорость по шоссе составляла всего 25 км/ч, (по другим – 35 км/ч) а запас хода – 350 км (150 км). Благодаря своим широким гусеницам, унаследованным от танк В1, ARL-44 обладал хорошей проходимостью (неизвестно, какова была его проходимость на обледенелых дорогах и на снегу), брал вертикальное препятствие высотой в один метр, брод глубиной 1,30 м, и ров – 2,30 м. Танк имел очень высокий гусеничный обвод практически охватывающий корпус по периметру, опять-таки, как у В1 и английского танка «Черчилль», хотя это не давало особых преимуществ в увеличении проходимости. В общем, по сути дела это был своего рода «французский «Тигр», с рядом улучшенных характеристик. Но когда этот танк появился, он был уже никому не нужен. Зато все смогли убедиться, что Франция по-прежнему может делать танки не хуже других! Ну, а на примере создания этой машины все прочие смогли убедиться, что конструировать танки «из кубиков», конечно, можно. Но только вот прорыва, какого-то впечатляющего успеха ожидать довольно-таки сложно. Причем особо серьезные требования в данном случае предъявляются к шасси и двигателю. Броня, хотя и очень важна, но без совершенной ходовой не работает, также, как, впрочем, и мощная пушка!

И надо сказать, что этот урок французскими конструкторами был усвоен в полной мере, так что совсем бесследно для них работа по созданию этого танка тоже бесследно не прошла. Появились их знаменитые танки с «качающимися башнями» и автоматы заряжания и много чего еще, но это уже будет совсем другая история…


Танки ARL-44 на параде в Париже

Сегодняшний обзор посвящен машине, заслужившей хорошие отзывы игроков. Речь пойдет о французском тяжелом танке 6 уровня ARL 44 .

Как играть на танке ARL 44 в World of tanks

К сожалению на ARL 44 установлен довольно слабый маломощный двигатель, который при большой массе не позволяют нам развивать хорошую крейсерскую скорость и быть хоть достаточно подвижными. Поэтому играя на ARL 44 не стоит заезжать слишком далеко на вражескую территорию ведь нам просто может не хватить скорости, для того чтобы в нужный момент выехать из окружения.

Лобовая броня сформирована листами 120 миллиметров расположенными под наклоном в 45 градусов, к сожалению в корпусе уязвимые пулеметное гнездо. Башня имеет массивную маску орудия , которая защищает наш танк. В остальном бронирование танка ARL 44 посредственное, толщина брони башни во всех остальных проекциях составляет лишь 30 миллиметров, что очень мало для пятого уровня. Бортовая броня танка ARL 44 составляет 60 мм, кормовая - 40 мм. Старайтесь прятать корпус танка за не разрушаемыми объектами - домами, камнями и т.д.

Получается, что башня ARL 44 уязвима не только перед многими бронебойными, но и перед фугасными снарядами, поэтому ни в коем случае не рассчитывайте на броню башни и всегда пытайтесь показать врагу именно корпус.

Некоторые неудобства при игре в World of tanks на ARL 44 вызывает и конструкция гусениц и расположение башни, т.к. когда вы выезжаете из-за угла вы подставляете подставляете гусеницу, которую соперник может сбить, оказать сопротивление вы ему не можете ведь башня танка еще находится за преградой.

Остерегайтесь быстрых соперников, которые легко подберутся к вашему борту. Учитывая медлительность опасайтесь ударов артиллерии.

Характеристики орудия ARL 44 в WoT

Орудие ARL 44 существенно отличается от орудий одноклассников, оно позволяет пробивать до 212 миллиметров брони, что более чем достаточно на шестом уровне. Кроме того, у этого орудия отличные углы склонения, та что ARL 44 будет прекрасно проявлять себя на холмистой местности.

Однако у орудия есть и недостатки - например, низкая скорость сведения. Что еще раз подтверждает, что ARL 44 не предназначен для быстрых и маневренных боев в World of tanks. Лучше всего на ARL 44 действовать более пассивно, статично, чаще оставаясь в обороне. Точность орудия, несмотря на долгое время сведения позволяет атаковать соперников с дальней дистанции.


Модули

Долгое время сведения на Арл 44 можно несколько сократить, установив усиленные приводы наводки. Этот танк хорош для атаки с дальней дистанции, поэтому на нем будет отлично смотреться стереотруба или просветленная оптика. Третьим модулем можно установить досылатель или улучшенную вентиляцию.

Какие навыки и перки экипажа исследовать

В первую очередь экипажу танка ARL 44 в WoT стоит прокачать ремонт, так как гусеницы ARL 44 выдаются вперед, и соперник может долго и безнаказанно держать нашу машину неподвижной. Для командира первым или вторым перком нужно выбрать шестое. Вторым перком для мехвода лучше всего выбрать король бездорожья, для наводчика плавный поворот башни.