"Таура Мусо Рю" - классическое "японское" кобудо ("кобудзюцу"). Это семейная школа, в которой вся основная информация передавалась от отца к сыну вплоть до нынешнего 16 главы школы - Икубо Мотому. Таура Мусо Рю имеет специфичный характер, так как члены семьи Икубо были профессиональными пограничниками, что наложило определенный отпечаток на технику школы.

История зарождения кобудзюцу берет начало с XII века, когда Ёритомо Минамото разбил своего противника Тайра, учредил Сегунат Камакура и назначил управляющим ("дзито") своего сына Симадзу-сё. Клан Иноуэ, сопровождавший нового правителя, сначала разместился в Сакамото-тё, а позже члены клана служили пограничниками.

Основателем школы, изначально называвшейся "Мусо Рю", является Хатироуэмон Иноуэ. Настоящий 16 глава школы Мотому Икубо (Дзуичо Инокубо) собрал воедино и организовал семейное будзюцу, которое было на грани умирания. Он также изменил название на "Таура Мусо Рю Кобудзюцу", добавив название его родного города как приставку, и открыл публике прежде секретную систему обучения, которая всегда передавалась только одному преемнику - обычно члену семьи.

Самураи клана, защищавшие границы области Симадзу между Осуми и Хюга усердно тренировались и передавали тем, кто приходил после них, комплексное будзюцу, включавшее помимо разных техник, изучение тактики и стратегии, а также использование подручных средств, например, дубовых палок и частей бамбука, которые легко можно было использовать в качестве оружия. Так, бамбук использовался для изготовления "доки" - вид лука в западном стиле.

Исторически главы школ искусств знали, что даже самая маленькая утечка информации школы могла привести к гибели их клана и других последователей. По этой причине, искусство преподавалось и сохранялось в тайне, и обучение на самом высоком уровне было доступно только одному преемнику - обычно члену семейства - в одно время. К сожалению, по этой причине нет ни одного "макимоно" (свиток) школы или другого вида доказательства ее подлинности. Однако, превосходство будзюцу этой школы, неоспоримо, и именно это превосходство позволяет философии системы подчеркивать принцип "выживания самых пригодных".

Вскоре после рождения Мотому Икубо стал жить у своего деда, 15-го "торе". Уже в возрасте 3 лет он впервые начал тренироваться в Мусо Рю Кобудзюцу. В тот год на Тихом океане вспыхнула война. Все молодые люди деревни были призваны на войну, в деревне остались только дети и старики. Старого Икубо волновало то, что его внук мог быть единственным кандидатом в преемники, и он тренировал мальчика очень строго. Среди бедности и трудностей, последовавших после войны, никто в Японии особо не заботился о такой "старомодной" вещи как будзюцу.

Именно в этот период, период Второй мировой войны и последующие годы американского контроля в Японии, погибло огромное количество старых боевых школ - многие мастера и лучшие ученики, призванные в армию, погибли, а после войны преподавание боевых искусств было под строжайшим запретом.

Молодой Икубо и его дедушка, однако, продолжали их довольно уникальные отношения "преподаватель - ученик». Обучение продолжалось 15 лет, пока молодой человек не вступил в японские наземные силы самообороны, которые стали великолепной средой для шлифовки полученных знаний будзюцу. В дополнение к упорной работе над искусством его семейства, Икубо также старательно практиковал каратэ, которое он начал изучать в возрасте 10 лет. В 1977 году Икубо-сенсей основал Федерацию Каратэ сил самообороны Хоккайдо.

В 1983 году Икубо был поставлен диагноз - рак печени. В это время будучи полностью уверенным, что он скоро умрет, Икубо-сенсей понял, что Мусо Рю Будзюцу, которое его дед преподавал ему, по существу, умрёт вместе с ним. Но он пережил свою болезнь и решил восстанавливать семейное искусство. Как мастер будзюцу и человек, который знает о том, что смерть стоит у него за плечом, Икубо-торе имеет свою собственную, уникальную точку зрения на жизнь и смерть.

С середины и до конца 1980-х гг. Икубо отдает все свое время систематизации и возрождению семейного будзюцу. Являясь 16 патриархом школы, Икубо-сенсей имеет, подобно его предшественникам, унаследованное имя Дзуичо Инокубо. Осев на северном японском острове Хоккайдо, он в память о своем родном городе добавил название города к названию фамильного искусства, назвав его "Taura Muso-ryu Kobujutsu", и представил секретное до сих пор искусство широкой публике.

КОБУДО - это окинавское искусство владения традиционными видами оружия: бо (шест), сай (трезубец), кама (серп), нунчаку и другими. В буквальном переводе с японского Кобудо означает древний боевой путь. Кобудо является самостоятельным боевым искусством, но многие мастера каратедо считают его неотъемлемой частью своего единоборства.

В настоящее время Кобудо, объединив в себе все техники владения традиционными видами оружия и переняв опыт китайских и японских единоборств, превратилось в самостоятельный вид боевого искусства.

Искусству КОБУДО в Нижнем Новгороде можно обучиться в клубе FUTAGAWA. Занятия по КОБУДО проводят одни из лучших мастеров в Нижнем Новгороде. Регулярно проводятся семинары с мастерами из Японии.

Занимаясь кобудо человек может научиться использовать любые подручные предметы для самозащиты. В схватке против нескольких противников, использование различных предметов увеличивает шансы на победу. Тренировки с различными длинными и короткими предметами, разными по весу гармонично развивают все мышцы тела, также отлично развиваются быстроты, и координация. Кобудо имеет древние традции, историю и философию, что придает особую ценность этому искусству!

Кобудо и практичность самообороны?

Многие люди думают, что кобудо не практично. В тренировках используется Окинавское холодное оружие, и вряд ли возможно носить с собой по улицам шест "бо", нунчаки, серп, или трезубцы. Однако все предметы которые есть в кобудо можно классифицировать на длинные, средние и короткие по размерам. Принциы их использования переносит навыки на предметы схожие по хараткеру. Например, нунчаку может заменить ремень, шест, какой нибудь удлиннеый предмет типа палки, тонфа можно заменить короткой палкой или зонтиком.

Каратэ и кобудо "брат и сестра"

Каратэ и кобудо похожие по своей структуре единоборства. Однако кобудо это отдельная система и ей можно заниматься не имея навыков единоборства. Ученики, имеющие навыки в каратэ или др. видах будо, могут быстрее достичь прогресса в изучении кобудо, и усилят свою техническую и физическую подготовку. Занятия с предметами повысят координацию и скоростно-силовые качества.

Кобудо - это спорт?

В большинстве случаев это закрытая система, где не ставят цели завоевания спортивных медалей. Однако в России и во всем Мире имеются спортивные федерации, проводящие соревнования. Соренования проводятся в основном по технике, где ученики показываютиндивидуально или в парах различные комплексы с оружием. Свободные спарринги в основном не практикуются. Есть исключения по отдельным видам оружия, таким как шест, нунчаку. При этом используется специальное защитное снаряжение и спортивные варианты оружия.

Кто может заниматься кобудо?

Кобудо можно заниматься в любом возрасте. Нет возрастных ограничений. Это могут быть дети в возрасте от 7 лет, а также взрослые люди. В японии кобудо много занимается в пожилом возрасте т.к. занятия помогают сохранить и тренировать память, мышечную моторику, координацию и при этом ощущать себя частью большой культуры.

Оружие Кобудо - это обычные предметы или орудия труда, некоторые из которых немного переделаны для более эффективного боевого применения.

Основные виды оружия КОБУДО:

БО (другие названия РОКУСЯКУ-БО, КОН, КУН) — наиболее распространенное оружие, представляющее из себя деревянный шест длиной шесть сяку или около 182 см. Сяку - японская мера длины, равная приблизительно 30,3 см.

ТОНФА (ТУНФА, ТУЙФА, ТУЙХА, ТУНКУА) — палка длиной около 40 см с поперечной рукоятью, первоначально рычаг для вращения жернова ручной мельницы. Парное оружие.

САИ — металлический трезубец, прообразом которого служила ваджра — один из символов буддизма. Другая версия относит происхождение саи к вилам для рыхления почвы, прообразу человека, а также кактусу или заколки для волос. Парное оружие. К родственным видам САИ относятся: МАНДЗИ НО САИ (САИНУНТИ САИ в форме свастики) и (орудие, закреплённое на вершине остроги, похожее по форме на МАНДЗИ НО САИ).

НУНЧАКУ — две палки длиной около 30 см, соединенные веревкой длиной около 10 см. Пообразом нунчаку послужили, по различным версиям, конские удила или цеп для обмолота риса.

КАМА — серп, сельскохозяйственное орудие для сбора риса. Применяется в одиночном и парном вариантах. При использовании в парном варианте — НИТЁГАМА (два серпа).

ЕКУ — (эку, уэку, иэку, кай) — весло.

СУРУЧИН — веревка или цепь с укрепленными по обоим концам металлическими или каменными грузилами. Приспособление для причаливания и крепления лодок к пристани. Существует два вида: НАГА СУРУЧИН (длиной 3 м.) и ТАН СУРУЧИН (1,5 м.).

ТИНБЭ-РОЧИН или ТИНБЭ-СЭЙРЮТО — непарное оружие, изначально представляющее из себя крышку от большой кастрюли (ТО ХАЙ) в сочетании с лопаткой для перемешивания риса (ХЭРА). ТО ХАЙ использовали как щит, ХЭРА — как дубинку.

В настоящее время ТО ХАЙ трансформировался в щит: металлический круглый (диаметром около 60 см.) или костяной, приблизительно овальной формы изготовленный из панциря большой морской черепахи.

Вместо ХЭРА используют РОЧИН или СЭЙРЮТО. РОЧИН представляет из себя короткий дротик с копейным навершием и, часто, раздвоенным хвостовиком. СЭЙРЮТО — секач (мачете) для разделки крупной рыбы.

Одним из видов единоборств, практикуемых в клубе является КОБУДО.

Кобудо можно перевести с японского, как «старый военный путь”.

В современном кобудо имеется большое количество разделов, включающих в себя, как работу с оружием, так и без него.

В Саратове её членом является Федерация Кобудо Саратовской области http://саратов-кобудо.рф/

ВФК регулярно проводит региональные и национальные чемпионаты и кубки, семинары и аттестации на ученические пояса и мастерские степени.

За спортивные достижения спортсменам присваиваются спортивные разряды от 3-го юношеского и спортивные звания до "Заслуженного мастера спорта России" в соответствии с ЕВСК.

Соревнования проводятся в нескольких дисциплинах:

Боевые разделы

Ниппон-кемпо. С японского можно перевести, как "японских рукопашный бой". Один из современных видов дзю-дзюцу, основанный в 1932 году. Стоит на вооружении японской полиции.

Поединки проводятся в защитной амуниции, состоящей из шлема с металлической маской, жёсткого нагрудника, перчаток для бокса. Разрешены удары руками и ногами и коленями, броски, болевые приёмы в положении лёжа (в японском варианте разрешены болевые приёмы в стойке), удары руками и ногами по лежачему противнику, в т.ч. в положении лёжа. Особенностью поединков является то, что к технике и силе выполнения ударов предъявляются повышенные требования. Кроме того, любое эффективное техническое действие, будь то удар или или болевой приём, оцениваются в 1 бал (иппон), что существенно снижает преимущество борцов, которые традиционно имеют преимущество в поединках по смешанным правилам, где болевой приём приводят к чистой победе. Бой ведётся до 3-х очков. Приближаясь к реальному бою, в ниппон-кемпо броски не оцениваются. Оцениваются только действия после броска (добивание или болевой приём)

Нунчаку.

Поединки на нунчаку. Экипировка спортсменов состоит из шлема с маской и специализированных спортивных (мягких) нунчаку. Особенностью поединков является то, что спортсмен имеет право нанести удар только после того, как сделает определённое количество перехватов (как правило не менее 4-х). Таким образом поединки превращаются практически в цирковое зрелище, когда спортсмены стремятся максимально быстро и разнообразно вращать, перехватывать и фехтовать нунчаку. Естественно, что для участия в поединках на нунчаку требуется специализированная подготовка по овладению техникой этого вида спортивного оружия.

Демонстрационные разделы

Ката.

Демонстрация традиционных формальных упражнений с традиционными видами окинавского и японского оружия (бо, нунчаку, тонфа, сай, кама и т.п.).

Тайхо-дзюцу.

Парная демонстрация приёмов с оружием и без оружия (дзю-дзюцу) .



Спортсмены клуба регулярно выступают в соревнованиях по кобудо, являются чемпионами и призёрами Саратовской области и России.

Искусство Кобу-дзюцу всегда развивалось параллельно с другими видами единоборств, например, такими как Карате, Дзю-дзюцу, Айки-дзюцу; и мастера этих видов боевых искусств являлись одновременно и мастерами Кобу-дзюцу, но, к сожалению, с развитием спортивной направленности боевых искусств и погоней за медалями, некогда грозные боевые системы стали терять свое прикладное назначение, а вместе с ним и искусство самозащиты с традиционным оружием и подручными средствами, то есть искусство Кобу-дзюцу.

В современном мире Кобу-дзюцу в основном развивается как самостоятельный вид единоборств, который включает в себя лучшие качества боевого направления. И это не случайно, ведь Кобу-дзюцу с самого начала было представлено для реальной, более надежной и эффективной защиты от агрессора. В Кобу-дзюцу можно встретить не только стальное, острое оружие такое, как катана, вакидзаси, танто, нагинато и т.п., но и деревянные, сельскохозяйственные орудия ставшие в последствии боевым оружием. Каждое японское сословие пыталось себя защитить путем подручных средств. У самураев это оружие было благородное, дорогое, требующее тщательную и долгую подготовку перед применением в бою, у крестьян оружие было универсальным, им можно было, как защищаться, так и собирать урожай, заниматься земледелием. Из-за этого Крестьянское оружие значительно уступало по своим возможностям обычному снаряжению война. Тем интереснее рассматривать те несколько случаев, когда бытовые предметы становились почти без доработок грозным и универсальным оружием, навсегда занявшим место в арсенале боевых средств, таковы сельскохозяйственные инструменты Окинавских крестьян – БО, САЙ, НУНЧАКУ ТОНФА и др.
Бо БО обыкновенный шест, вечный спутник странников и монахов. Своими корнями техника работы с палкой уходит в древний Китай - к легендарным монахам Шаолиньского монастыря. Для фехтования используются шесты примерно длиной в 180 см. , но бывают и более длинные, и более короткие виды этого оружия. В опытных руках мастера Бо - простая палка может превратиться в грозное оружие.

Тонфа

Рычаг для вращения ручного жернова. Мастерством, а также сложными методиками тренировок с этим видом оружия славились районы Цукэ и Ситахару на Окинаве, а также о.Хамахиго у окинавского побережья. Благодаря виртуозности и замысловатости движений, соперник до последнего момента не знает, когда будет нанесен последний решающий удар. В совершенстве владеющие тонфа люди, могли противостоять в поединке против вооруженного до зубов самураю. Благодаря своим высоким функциональным возможностям тонфа взята на вооружение полицейскими многих стран мира.

Сай

Кинжал в виде металлического трезубца. Иногда мастера носили сразу 3 сай, один из которых служил метательным оружием, а 2 других служили для фехтования. Прообраз сай - священный символ тантризма - трезубец Ваджра.

Ходзё-дзюцу

С незапамятных времен существует искусство быстрого связывания ходзюцу. Ловкими и молниеносными движениями мастер, как паук, оплетает свою жертву, которая в один миг лишается возможности двигаться. Основным критерием мастерства является скорость связывания.

Дзе (трость)

Дзе - дзюцу - это искусство фехтования на коротких дубинках. Оно оформилось в начале 17 века в Японии. Основателем самой первой школы считается некий Мусо Гоноскэ. Техника Дзе - Дзюцу достаточно близка к технике Бо - дзюцу, но благодаря малым размерам палки, более богата, функциональных возможностей больше. Техника современного Дзе обогащена бросками, болевыми и удушающими приемами.

Меч

Для воина был надежным спутником и преданным другом. Мастеров фехтования знали и любили, о них складывали легенды. По технике применения меч далеко не прост; меч-оружие профессионального, хорошо обученного война, требующее для эффективного применения длительной подготовки.

Нунчаку

Первоначально это был ручной сцеп для обмолота риса. Сейчас разработаны целые комплексы приемов с применением нунчаку. Их освоение считается обязательным для мастеров каратэ, и требует особой подготовки. Соревнования проводятся как по классическим ката, так и в стиле фристайл, где мастерам предоставляется возможность продемонстрировать всю красоту и сложность данного оружия.

Тройной сцеп

Это древнее оружие. Родина тройного сцепа Китай, где оно известно под названием Сань дзе гун. Тройной сцеп преставлен в виде трех палок около 40-60см., связанные между собой веревкой или цепью. При полном использовании размер оружия достигает около 2-2,5 метров в длину.

Эку

Это деревянное весло. Оно относится к древним видам восточного оружия. Экзотичность и красота Эку позволяет соприкоснуться с древними традициями о. Окинава.
Кама - Восточные металлические топорики. В древности использовались окинавскими крестьянами в качестве сельскохозяйственного орудия труда для обработки земли и сбора урожая. Со временем топорики Кама легко превратились в грозное оружие.

Кобудо – это боевое искусство родом из Окинавы. Данный стиль основан на традициях самураев и предполагает активное использование окинавских и японских традиционных видов оружия. Поскольку в средние века жителям Окинавы запрещалось применять оружие против самураев, то это побудило местных бойцов разработать особый вид боевых искусств. Современное кобудо может практиковаться как с различными видами оружия, так и без него.


Наиболее характерными видами используемого оружия в кобудо являются: бо, нунчаку, кама, тонфа, сай, кува (аналог тяпки), эку (деревянное весло) и тимбэй

Данное боевое искусство является одним из ответвлений традиционного японского каратэ. Кобудо считается эффективным методом противостояния как одному вооруженному противнику, так и группе неприятелей. Успех в ведении боя заключается в умении быстро манипулировать различными предметами. Считается, что мастер никогда не остается безоружным – если у него под рукой не оказывается стандартного оружия, то он может использовать в бою другие предметы.

Особенности стиля

Кобудо в значительной степени отличается от прочих японских единоборств. Отличия в данном случае заключаются в следующем:

  • Широкое использование различных видов оружия и подручных предметов. Истинный воин кобудо должен владеть широчайшим спектром оружия, а при необходимости уметь быстро адаптировать попавшийся под руку предмет для успешного ведения боя.

Изначально простолюдины, практикующие кобудо, использовали в бою повседневные инструменты, в том числе рыбацкий и сельскохозяйственный инвентарь. Это привело к появлению универсальной боевой школы, использующей в качестве оружия подручные средства.

  • В правилах кобудо внимание уделяется противостоянию вооруженному противнику. Причем сам боец кобудо при этом остается безоружным. Такой подход свидетельствует о высокой эффективности данного боевого искусства.

Используемое оружие


Нунчаку – самое известное оружие, используемое в кобудо, благодаря популярным в СССР фильмам

Классические виды оружия, используемые в кобудо, чаще всего представляют собой орудия труда, которые были умышленно изменены для боевого применения. Наиболее популярными в данном случае являются:

  1. Бо. Также называется рокусяку бо, кун или кон. Это самое распространенное и наиболее универсальное оружие данной боевой школы. Представляет собой деревянный шест, который составляет в длину чуть более 180 см. В умелых руках является грозным оружием.
  2. Сай. Металлический трезубец, который появился вследствие доработки ваджры – символа буддизма. По другой версии, сай использовался для рыхления почвы. Данное оружие является парным.
  3. Тонфа. 40-сантиметровая палка, имеющая поперечную рукоять. Изначально использовалась в качестве рычага для вращения жернова ручной мельницы. Также является парным оружием.
  4. Нунчаку. Из всех орудий, используемых в кобудо, нунчаку наиболее известны в поп-культуре. Представляет собой палки, имеющие длину 30 см, которые соединяются друг с другом веревкой длиной 7-10 см. Считается, что прообразом данного оружия являлся цеп для обмолота риса или конские удила.
  5. Еку – обычное весло, которое в руках мастера становилось грозным оружием. Использовалось в бою наподобие бо, но с дополнительными приемами.
  6. Кама. Это серп для сбора риса. Может применяться как для одной, так и для обеих рук. Парный вариант называют нитёгама.
  7. Суручин. Цепь или веревка, на концах которой закреплены каменные или металлические грузила. Первоначально использовалась для крепления суден к пристани. В зависимости от длины веревки, возможно два вида оружия: тан суручин, длиной 1,5 метра, и нага суручин, являющаяся вдвое длиннее.
  8. Нунтибо. Представляет собой длинный шест-острогу.
  9. Тинбэ-рочин – крышка от большой кастрюли, которая использовалась одновременно с лопаткой, предназначенной для перемешивания риса. Такой набор применялся в качестве дубинки и щита.
  10. Сансецу кон. Это оружие – деревянный цеп, состоящий из трех звеньев, длиной около 65 см каждое. Они соединялись между собой небольшой цепью или веревкой.

Пояса и кимоно


Коричневый пояс в кобудо выдается спортсменам старше 14 лет

Кобудо отличается сложной организацией системы поясов. Классификация бойцов включает в себя следующие степени:

  1. Муданса (10-2 кю). Разделяется на нижнюю и верхнюю ступени с собственной системой поясов, присваиваемых начинающим бойцам.
  2. Юданса. Присваивается бойцам 1-4 дана.
  3. Коданса. Свидетельствует о высшей степени владением боевого искусства. Объединяет бойцов 5-10 дана.

Пояса кобудо для новичков выдаются по следующей системе:

  1. Белый пояс выдается с 4 лет.
  2. Желтый пояс – может быть завоеван бойцом, начиная с 6-тилетнего возраста.
  3. Зеленый пояс – с 9 лет.
  4. Синий пояс может быть получен, начиная с 12 лет.
  5. Коричневый пояс. Символизирует достижение верхней ступени среди начинающих и выдается спортсменам старше 14 лет.

Поскольку кобудо является одним из ответвлений традиционного каратэ-до, то в качестве одежды для занятий здесь используется стандартное кимоно.

История возникновения

Поскольку кобудо возникло около 1500 века нашей эры, то многие сведения о возникновении данного вида единоборств подверглись переосмыслению, и на данный момент сложно однозначно сказать, что послужило толчком к развитию этого боевого искусства. Существует две гипотезы относительно происхождения кобудо:

  1. Наиболее популярной является легенда о том, что искусство возникло в связи с необходимостью простых людей, населяющих остров Окинава, обороняться от самураев. В те времена местные жители острова считались людьми второго сорта, и самураи могли творить на их землях настоящие бесчинства. К тому же, по указу императора, все оружие островитян было изъято. Данная гипотеза находит подтверждение в том, что все виды оружия, используемого в кобудо, произошли от предметов общего назначения.
  2. По мере своего развития, каратэ получило несколько ответвлений. Одним из них и стало кобудо, использующее базовые техники каратэ-до, но с применением подручных средств в качестве оружия.

Кобудо в России


По инициативе федерации Кобу-Дзюцу в 2007 году учреждена и открыта федерация кобудо России, которая как спортивная дисциплина входит в вид спорта «Восточное боевое единоборство»

Данный вид единоборств развивается в РФ с 1997 года. Отправной точкой в создании русской боевой школы стало основание столичной федерации Кобу-Дзюцу, занимающейся активной популяризацией техники кобудо. На данный момент кобудо не рассматривается как один из видов каратэ, являясь самостоятельным видом единоборств с собственной философией и набором уникальных техник и приемов.

Выбор тренера и стоимость занятий

Несмотря на двадцатилетнюю историю развития на просторах России, кобудо остается в нашей стране сравнительно экзотическим видом единоборств. Поэтому и к выбору учителя следует отнестись со всей серьезностью.

Лучше всего отдать предпочтение тренерам из вышеупомянутой федерации Кобу-Дзюцу, поскольку в таком случае вы получите гарантию того, что с вами будет заниматься истинный профессионал своего дела. Средняя стоимость занятий варьируется от 3 до 4 тысяч рублей. Рекомендуемое посещение секции – 2 раза в неделю.

Кобудо отлично подходит для обучения детей. Первый пояс выдается уже с 4-летнего возраста, позволяя ребенку не только научиться постоять за себя, но и познакомиться с культурой Японии, став сдержаннее и увереннее в себе.