Древнеегипетская культура является особенной, она до сих пор интересна людям и исследователям всего мира, её наследие определённо велико в рамках всей планеты.
Отдельная и существенная её часть отводится всяческим божествам, разнообразие которых немаленькое. Всем известен такой персонаж, как ведь его почитали повсеместно, в его честь совершали обряды и строили величественные здания. Однако не меньше внимания следует уделить и Анубису, египетскому богу смерти, ведь его влияние и авторитет также не ставились под вопрос.
Этот бог покровительствовал мёртвым, сопровождая их на главный суд, также он отвечал за соответствующие места погребения. Ещё процесс мумифицирования, как, в общем, и всё, что хоть как-то касалось смерти, находились в зоне влияния Анубиса.
Он считается сыном другого великого бога - Осириса, которого совратила богиня Нефтида. И при этом его культ был более ранним, он зародился в эпоху около 2 500 лет до нашей эры, местом начала его почитания стал египетский город Кинополь, который навсегда закрепил звание центра поклонения Анубису. Отсюда и по всему Египту подобное верование распространилось быстро.
В древнейшие времена Анубис, египетский бог смерти, единолично правил этой сферой жизни:
- владел загробным миром;
- вёл счёт сердцам умерших.
Сперва его изображали животным (или некоей смесью животных):
- дикая собака;
- чёрный шакал;
- охотничий пёс.
Данный образ возник не случайно, жители настороженно относились к шакалам, так как те разрывали захоронения. Чтобы изменить это, было принято обожествить данное животное, связав его с именем Анубиса. Также полагали, что бродячие собаки и шакалы смогут оберегать могилы. К тому же они обитали в пустынях, считающихся началом другого, загробного мира.
Со временем образ Анубиса обрёл человеческий вид, только он всё равно имел голову одного из указанных животных, чаще всего - шакала. В этом проявлялось значение египетского бога смерти Анубиса:
- связь с загробным;
- защита;
- верность;
- охота;
- преданность.
Обычно его изображения были насыщенны чёрным цветом, который всегда встречался при похоронах великих правителей. В мифах указывается, что как раз Анубис и придумал похороны и мумифицирование.
Однако и другие цвета присущи этому божеству:
- белый - символизирует бинты;
- зелёный - символизирует возрождение.
Все, кто был связан с ритуалами поклонения ему и похорон использовали соответствующие атрибуты, что выражало почтение к Анубису:
- маска шакала;
- жезл с собачьей шкурой;
- посох с изображением головы шакала.
Уважение к символичным животным достигло того, что при храмах держали собаку или шакала, когда этот священный зверь умирал, его тело бальзамировали и оставляли в том же храме.
Анубис, значение египетского бога смерти в культуре
Первое значение египетского бога смерти Анубиса было связано с мумиями и их защитой. Затем главенствующую роль в пантеоне стал занимать Осирис, немного сдвигая права своего сына, ставшего слугой и помощником. Он и дальше занимался умершими, провожал души в загробную жизнь и доставлял их на суд, где сам взвешивал сердца, измеряя количество совести.
Согласно чистое сердце должно быть легшее пёрышка богини Маат, которая отвечала за истину и справедливость. Если взвешенная Анубисом душа была такой, то покойника отправляли в рай, иначе - грешник сразу же был съеденн грозным зверем по имени Амат, имеющим смешанную внешность (львиное туловище, крокодилья голова).
В общем, различные значения египетский бог смерти Анубис имел, однако все они связаны напрямую:
- повелитель священной земли;
- первый, кто встречает умершего;
- хранитель могил;
- управляющий гробницами;
- исполнитель приказов Осириса.
Наибольшая популярность поклонения Анубису зафиксирована при Новом царстве, тогда его изображение имелось почти во всех гробницах, причём не только фараонов, но и их подчинённых.
Помимо прямых описанных обязанностей Анубис, египетский бог смерти, соотносился ещё и с магическими знаниями, к нему взывали маги для получения защиты и дара предсказания.
Слава о нём и влияние распространились на все области Египта, и даже разнеслись по Средиземноморью. Упоминания имеются в древних трудах и египтян, и греков, которые также поклонялись этому богу загробного мира, объединив его с Гермесом. О нём писали:
- Плутарх;
- Страбон;
- Вергилий.
Поклонение этому богу стало настолько распространённым потому, что египтяне интересовались загробной жизнью намного больше, чем бренной жизнью на Земле. Поэтому почитали Анубиса искренне и всецело, чтобы с честью пройти суд мёртвых и затем вернуться в своё тело, которое останется сохранным благодаря бальзамированию, придуманному тем же самым божеством.
Все верования, связанные с посмертием, испокон веков были проникнуты благоговением и мистицизмом. Анубис отвечал за важный в древнеегипетской культуре ритуал . Он подготавливал тело к бальзамированию и мумификации. Изображения Анубиса сохранились на многих гробницах и погребальных камерах. Статуи бога мертвых украшают храм Осириса и гробницы-катакомбы в Александрии, а на печати древнего города Фивы изображена над девятью пленниками.Амулет с изображением собаки символизирует магию потустороннего мира и охраняет душу в ее последнем путешествии.
Изображение Анубиса рядом с телом покойного было необходимо для дальнейшего путешествия души. Считалось, что бог с головой собаки встречает душу человека у врат загробного мира и провожает ее в зал суда. Там воплощение души – сердце – взвешивалось на специальных весах, на другой чаше которых лежало перо богини истины Маат.
Город собак
Анубису был посвящен город Кинополь (с греческого – «город собаки»). Там же почитали и супругу Анубиса, Инпут. Она так же изображалась с собачьей головой.В этом городе собаки были защищены законом, они могли входить в любой дом, и никто не мог поднять на них руку. За убийство собаки полагалась смертная казнь. Если житель другого города убивал собаку из Кинополя, это могло послужить поводом к объявлению войны.
Фараонова собака существует до сих пор, и ее характерная острая мордочка с большими стоячими ушами очень похожа на древние изображения Анубиса.
Любили не только в Кинополе. Геродот свидетельствовал, что египтяне погружались в глубокий в случае смерти домашней собаки, брили головы и отказывались от еды. Набальзамированное тело собаки хоронили на специальном кладбище, а погребальная церемония сопровождалась громкими рыданиями.
Собака не случайно стала символом мира усопших. Египтяне верили, что собаки могут предчувствовать смерть. Воющая в ночи собака означала, что Анубис готовится проводить чью-то душу в загробный мир. Считалось, что собаки видели призраков так же ясно, как живых, поэтому в преисподней собаки сторожили врата, не давая душам умерших вырваться обратно.
Роль Анубиса в древнеегипетском пантеоне была сходной – он сторожил и охранял богов. Недаром имя его означает «Стоящий впереди чертога богов». Также Анубис вершил суд среди богов, и даже палач в древнем Египте надевал маску с головой дикой собаки, символизируя руку бога в исполнении приговора.
В мифологии Древнего Египта особую роль играл Анубис – бог, который принадлежал миру усопших. Египетский бог смерти был не менее важным персонажем, чем те верховные небесные правители, которые владели миром живых. Дело в том, что земная жизнь человека считалась лишь небольшим отрезком пути, уготованного душе. После смерти душа попадала в иной мир, где ей было суждено находиться почти вечность.
Египет отличался такой особенностью: почти каждая из крупных местностей почитала своих собственных богов. Главным городом, где процветал культ Анубиса, был Асьют. Местные жители отождествляли его с Гором и считали, что он является сыном бога Осириса.
Итак, отец Анубиса известен. Но кто же его мать? Согласно одной из легенд, это супруга злобного . Видимо, влюбившись без памяти в прекрасного Осириса (действительно, с мрачным и хитрым карликом Сетом его трудно сравнивать), жена Сета Нефтида явилась своему божественному возлюбленному в образе его собственной жены Исиды. Тот не заметил подмены. Итогом связи стал младенец Анубис.
Кто такой Анубис?
Во всех мифах этот бог – проводник душ умерших. Его называют еще словом «психопомп», что и означает в буквальном переводе с греческого примерно следующее: проводник, перевозчик человеческих душ.
Египтяне верили в то, что существует бессмертная часть души человека – Ка. Когда наступает биологическая смерть, Ка отделяется от тела и отправляется в загробный мир. Там-то ее и встречает бог с головой животного – божество-пес, Анубис.
Бог в облике человекоподобного существа с головой собаки должен охранять Ка по пути к Осирису и показывать ей этот путь.
Покровитель умерших усаживается вместе с новоприбывшей душой в лодку и начинает полное опасностей плавание. Вместе они преодолевают ужасные препятствия, избегают ловушек, ускользают от голодных змей, открывают при помощи волшебных слов некие врата, за которыми находится большой зал. В этом-то зале и вершит праведный суд Осирис.
Древнеегипетский бог, который на рисунках предстает в звериной ипостаси, оказывает усопшему последнюю услугу: поддерживает его, пока Осирис взвешивает его сердце на особых весах. Если исповедь души искренна, то весы не теряют равновесия (на одной чаше – сердце, на другой – Маат, то есть справедливость, порядок). Тогда для Ка открываются ворот, ведущие к вечному блаженству. Если душа лжет, если грехов много, то ее тут же пожирает чудовище Амат.
Немного о культе
Божество в облике человека с головой пса олицетворяло дорогу в мир тьмы – так гласит история.
Бог темноты – это еще и бог бальзамирования, хранитель мумий. В описаниях египетских храмов сохранились рассказы о статуях Анубиса, которые находились как внутри храмов, так и в гробницах – последнем пристанище фараонов.
Анубис изображался с головой собаки, так как выполнял охранные функции. Он был символом потусторонней жизни, а потому его покровительства следовало искать и добиваться.
У Анубиса было много имен, что свидетельствует о чрезвычайном распространении его культа в Египте. Он же – «повелитель Священного края», «повелитель пещер».
Египтяне с трепетом относились к той участи, которая ожидает душу после того, как она покинет бренное тело. А потому бог Анубис был одним из самых важных властителей мира. Являясь тем, кто встречает и провожает душу на последний суд, он неизменно пользовался большой популярностью, а его служители и храмы, посвященные ему, никогда не знали нужды.
26 января 2019
Имя
«Анубис» – греческое произношение египетского имени этого бога. В период Древнего царства (с 2686 г. до н.э. с 2181 г. до н..) его имя передавалось как сочетание звуков inpw , за которым следовал иероглиф «шакала» над знаком htp (хотеп – букв. «мир ему»).
Однако в конце Древнего царства появилась новая форма записи этого имени – оканчиваемая знаком «шакала на высокой подставке». Она и осталась обычной в дальнейшем.
Аккадская (месопотамская) буквенная транскрипции (в письмах Амарны) предавала имя Анубиса как «Анапа».
История культа
В начале династического периода египетской истории (ок. 3100 – ок. 2686 г. до Р. Х.), Анубис изображался целиком как животное, имея не только «шакалью» голову, но и такое же тело. «Бог-Шакал» (вероятно, Анубис) упоминается в надписях на камне времён царствований Хор-Аха, Джера и других фараонов первой династии. В додинастический период, когда египтяне хоронили мертвых в неглубоких могилах, шакалы и дикие собаки тесно ассоциировались с кладбищами, ибо эти падальщики вырывали тела умерших и ели их мясо.
Самый древнее из известных текстовых упоминаний имени «Анубис» встречается в Текстах пирамид эпохи Древнего царства (ок. 2686 – ок. 2181 г. до Р. Х.), в связи с погребением фараонов.
В период Древнего Царства, Анубис был самым важным из богов мертвых. Но во время Среднего царства (2000-1700 до Р. Х.) его оттеснил на второй план Осирис . В римскую эпоху (с 30 г. до н. э.) надгробные картины изображали Анубиса держащим мертвецов за руку и ведущим их к Осирису.
Сведения о «семейном происхождении» Анубиса также меняются в зависимости от времени и источников. В ранней египетской мифологии, он признавался сыном Ра . В Текстах саркофагов, написанных в Первый переходный период (с. 2181-2055 до Р. Х.), Анубис является сыном либо богини-коровы Хесат, либо кошачьеголовой богини Бастет . Еще одна традиция изображает сыном богини Нефтиды . Грек Плутарх (ок. 40-120 н. э.) утверждал, что Анубис считался незаконнорожденным сыном Нефтиды и Осириса, которого усыновила жена Осириса, Исида :
…Когда Исида узнал, что Осирис имел любовную связь с её сестрой Нефтидой, перепутав ту с нею самой, и когда она увидела доказательство этого в виде гирлянды клевера, оставленной им Нефтиде – она стала искать ребенка, от которого Нефтида отказались сразу после его рождения из опасения своего мужа Сета. Когда Исида после многих трудностей нашла ребенка с помощью собак, она взяла его, и он стал ее стражем и союзником, получив имя Анубиса…
Некоторые видят в этом рассказе «попытку включить независимого бога Анубиса в пантеон Осириса». Египетский папирус периода римского владычества (30-380 гг. н. э.) называет Анубиса «сыном Исиды».