- [р. 16(29).11.1905, село Новоспасовка, ныне Грибановского района Воронежской области], русский советский писатель. Работал сельским учителем, агрономом. Печатается с 1937, систематически с 1953. В цикле сатирических рассказов «Из записок… … Большая советская энциклопедия

    - (1905 95) русский писатель. Цикл сатирических рассказов Из записок агронома (1953); в повести В камышах (1963) поэтизируется земледельческий труд, природа; проникновенная драматическая повесть о сострадании и жестокости в современной… … Большой Энциклопедический словарь

    Троепольский Гавриил Николаевич - (1905 1995), русский писатель. Цикл сатирических рассказов «Из записок агронома» (1953); в повести «В камышах» (1963) поэтизируются земледельческий труд, природа; в повести «Белый Бим Чёрное ухо» (1971; Государственная премия СССР, 1975) о… … Энциклопедический словарь

    ТРОЕПОЛЬСКИЙ Гавриил Николаевич - (р. 1905), русский советский писатель. Ром. «Чернозем» (кн. 1—2, 1958—61). Пов. «Кандидат наук» (1958), «В камышах» (1963), «Белый Бим Черное ухо» (1971; Гос. пр. СССР, 1975). Цикл сатирич. рассказов «Из записок агронома» (1953). Пьесы … Литературный энциклопедический словарь

    Троепольский, Гавриил Николаевич - Род. 1905, ум. 1995. Писатель. Произведения: "Из записок агронома" (сатирические рассказы, 1953), "В камышах" (повесть, 1963), "Белый Бим Черное ухо" (1971) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1975) … Большая биографическая энциклопедия

    Троепольский Гавриил Николаевич - … Википедия

    Гавриил Николаевич Троепольский - … Википедия

    Троепольский - Троепольский, Гавриил Николаевич Гавриил Николаевич Троепольский (16 (29) ноября 1905 30 июня 1995) русский советский писатель. Родился в селе Ново Спасское на Елане (Новоспасовка) Козловской волости Борисоглебского уезда Тамбовской… … Википедия

    Троепольский Г.Н. Биография. - Троепольский Г.Н. Биография. Троепольский Гавриил Николаевич (1905 1995) Троепольский Г.Н. Биография Русский писатель. Троепольский родился 29 ноября (по старому стилю 16 ноября) 1905 в селе Новоспасовка Тамбовской губернии (в советское время… …

    Троепольский Г.Н. - Троепольский Г.Н. Троепольский Гавриил Николаевич (1905 1995) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Троепольский Г.Н. Биография. Белый Бим Черное Ухо, 1971 *) Читатель друг! Прости, что в лирическо оптимистической повести о собаке я иногда… … Сводная энциклопедия афоризмов

1905 - 1995

Троепольский Гавриил Николаевич (16(29).11.1905-30.06.1995) - прозаик, публицист, драматург, член Союза писателей (1954), лауреат Государственной премии СССР (1975), почётный гражданин Воронежа (1993), почётный доктор ВГУ (1993). Награждён орденами Трудового Красного знамени (1971, 1984), Дружбы народов (1981).
Родился в селе Новоспасское Козловской волости Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (ныне Грибановский район Воронежской области) в семье священника Николая Семёновича Троепольского.
Гавриила назвали в честь деда по матери Елены Гавриловны. Всего детей в семье было шестеро. По обстоятельствам времени Г. Троепольскому пришлось учиться в четырёх средних учебных заведениях. Начинал в Новохопёрской гимназии, продолжал в школе второй ступени села Новогольское Новохопёрского уезда Воронежской губернии у знаменитого учителя Григория Романовича Ширмы. Г. Н. Троепольский впоследствии вспоминал: «Я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Романовича. Он научил нас думать над прочитанным. Под его руководством мы основательно познакомились с сочинениями русских классиков. Помогло и то, что в школе имелась превосходная библиотека».
После закрытия школы в селе Новогольском, Г. Троепольский окончил последний класс в Новохопёрске. Затем он поступает в среднее сельскохозяйственное училище (село Алешки Борисоглебского уезда).
После окончания училища (1924) Троепольский работал учителем недалеко от родных мест - в сёлах Питим и Махровка. Начало учительства по времени совпадает с первыми литературными опытами. Он постоянно вёл записи - тут и охотничьи заметки и отдельные зарисовки повседневного крестьянского быта.
В самом конце двадцатых годов в село Махровка приехал Н. Никандров, к тому времени имевший большой литературный опыт, он печатался ещё до революции. Гавриил Николаевич говорил: «Это был первый в моей жизни литератор-профессионал, с которым мне довелось познакомиться и поговорить. Ему-то и показал я свои первые рассказы. Н. Никандров сказал: «Для столичной печати это вряд ли годится, но - пишите обязательно».
С 1931 г. Гавриил Троепольский перешёл на агрономическую работу, сначала младшим научным сотрудником, а затем заведующим Алешковским опорным пунктом Воронежской областной опытной станции. С 1937 г. по 1954 г. заведовал государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам в г. Острогожске, занимался селекцией проса. Один из выведенных им сортов был районирован в Центрально-Чернозёмной зоне («Острогожское-9»). Публиковался в журнале «Селекция и семеноводство».
Г. Троепольский прожил в Острогожске более 20 лет. В эти годы он часто посещал занятия литературной группы при редакции районной газеты «Новая жизнь», общался с сотрудниками газеты, в том числе с поэтом Василием Кубанёвым.
Г. Троепольский начал печататься в 1937 г. Его первый рассказ «Дедушка», подписанный псевдонимом «Т. Лирваг», был напечатан в альманахе «Литературный Воронеж» (1938, № 1).
В 1953-1954 гг. в жуpнале «Новый миp» опубликован цикл сатирических рассказов «Из записок агpонома», вошедших в дальнейшем в сборник «Прохор XVII и другие». Несмотря на то, что Воронежский обком партии признал записки «очернительскими» и «злопыхательскими», А. Т. Твардовский поддержал автора, и с тех пор едва ли не все произведения Троепольского 1950-60-х (повести, рассказы, очерки, статьи) впервые увидели свет на страницах «Нового мира». Писателей соединяла настоящая дружба, окрепшая с годами. Всю свою жизнь Троепольский был благодарен А. Т. Твардовскому за активное участие в его творческой судьбе. Он часто ездил к Твардовскому в гости, обсуждал с ним свои новые замыслы и получал от него дополнительную творческую энергию. После смерти поэта Троепольский нередко навещал его семью.
«Записки агронома» принесли автору всесоюзную известность. На их основе был написан киносценаpий «Земля и люди», по котоpому режиссёром С. Ростоцким был снят одноимённый фильм, вышедший в свет в 1956 г.
В пpоизведениях Г. Н. Тpоепольского, зачастую постpоенных на документальной основе и лично пеpежитом опыте, оpганично соединяются очеpковость и лиpизм, здpавый смысл и гpажданский пафос.
Широкий отклик общественности вызвали публицистические очерки «О реках, почвах и прочем», с трудом продвинутые А. Твардовским в печать (Новый мир, 1965, № 1). Гавриил Николаевич исколесил на своём стареньком «москвиче» все области Центрального Черноземья, собрал огромный материал в защиту окружающей природы.
Во второй половине 1950-х гг. Троепольский получил признание как один из лучших представителей очерково-публицистической прозы на сельскохозяйственные темы.
С 1959 г. Г. Троепольский жил в Воронеже.
В 1958 г. издана сатирическая повесть «Кандидат наук». Затем вышла в свет повесть «В камышах» (1963), возрождающая интеpес к миpу отдельного человека. Повесть положительно отмечена критикой. Роман «Чеpнозём» посвящён тpагическому пеpиоду коллективизации (1958-1961, книги 1-2).
На 66-м году жизни Г. Н.Троепольский опубликовал произведение, принёсшее ему мировую славу, - повесть «Белый Бим Чёрное ухо» (1971), которую посвятил А. Т. Твардовскому.
О создании «Белого Бима Чёрного уха» писатель рассказывал публицисту Анатолию Свиридову: «Первым читателем повести «Белый Бим Чёрное ухо» был Александр Трифонович Твардовский, которому ещё при его жизни и с его согласия она была посвящена. И она была бы напечатана в его журнале, но в 1970 г. его освободили от должности главного редактора. И я тогда отдал печатать повесть в журнале «Наш современник». Честно говоря, я не ожидал такого оглушительного успеха. Его поняли и приняли миллионы людей. «Бим» написан совсем в другом тоне и иной манере, чем все мои предыдущие книги. Каждый замысел приходит не вдруг, иногда это результат целой жизни, результат раздумий... Хотелось, чтобы читатель, побыв некоторое время с моим Бимом, заглянул бы внутрь себя и стал добрее и чище. Эта повесть потребовала шести лет работы. Сначала я задумал «Идеального человека» - героя абсолютно искреннего и чистого. Он должен был пройти по жизни, встретиться с разными типами и персонажами. Но из этого ничего не выходило, получалось надуманная фигура, какой-то ангел во плоти. Потом явилась мысль - завязать сюжет вокруг истории Бима. И повесть выстроилась».
Повесть переведена на десятки языков мира. В 1975 г. она была удостоена Государственной премии СССР, итальянских премий: Монца, присуждаемой лучшим книгам для слепых детей, и Бонкареллино, награждена дипломом и золотой медалью флорентийского Фонда Леонардо да Винчи.
По повести был снят кинофильм (1977, pежиссёp С. Ростоцкий). Фильм был удостоен Ленинской премии, Главной премии на фестивале в Карловых Варах и номинирован на премию «Оскар» (1978). Во время первого проката фильм посмотрели более 20 миллионов зрителей. В главных ролях были актёры: Вячеслав Тихонов, Валентина Владимирова, Михаил Дадыко, Иван Рыжов, Ирина Шевчук, Михаил Зимин, Геннадий Кочкожаров, Римма Мануковская. Фильм Ростоцкого продолжает пользоваться неизменным спросом в видеотеках, его часто демонстрируют на уроках литературы.
Радиофонд России располагает документальной записью выступления писателя о работе над повестью. В 1971 г. на радио был поставлен радиоспектакль «Белый Бим Чёрное ухо» с участием артистов А. Попова, В. Хохрякова, З. Бокаревой, Л. Соколовой, И. Потоцкой. Есть запись радиопрограммы «Мастера советской прозы. Гавриил Троепольский», где звучат выступления писателя В. Попова, литературоведа, критика В. Лакшина.
По мотивам повести «Белый Бим Чёрное ухо» в Воронежском государственном театре кукол «Шут» с успехом идёт спектакль, поставленный заслуженным деятелем искусств России Романом Виндерманом (Томск).
В 1976-1987 гг. Г. Н. Троепольский входил в редколлегию журнала «Наш современник», был членом правления Союза писателей СССР с 1967 г. и Союза писателей РСФСР с 1975 г.
В издательстве «Современник» издано собрание сочинений Г. Н. Троепольского в 4-х томах (Москва, 1987), однако 4-й том так и не вышел, куда планировалось включить критические работы, публицистические статьи, очерки, фельетоны писателя.
Гавриил Николаевич Троепольский умер 30 июня 1995 г. в Воронеже. Похоронен на Аллее Славы мемориального Коминтерновского кладбища.
В его честь названы улицы в Острогожске и в Воронеже (1995 г., жилой массив Подгоpное Коминтеpновского pайона). установлены на домах, где он жил: в Острогожске и Воронеже, здании бывшей начальной школы села Махровка Борисоглебского городского округа.
На площадке перед Театром кукол установлен - «Белому Биму Чёрное ухо». В 2005 г. в Воронеже и области широко отметили 100-летие писателя. Воронежской присвоено имя Г. Н. Троепольского (2005). Писателю посвящены воронежских поэтов «1985. Ноябрь» , «Гавриилу Николаевичу Троепольскому», очерк прозаика Е. Д. Люфанова «Праздник жизни» (1975).
Колоритная фигура Троепольского была привлекательной и для художников. В 1976 г. портрет писателя создал художник Б. А. Катков . Известный мастер гравюры Масабих Ахунов подарил его портрет в воронежское отделение Союза писателей России, художник Иван Лопатин нарисовал портрет знаменитого писателя для галереи почётных граждан Воронежа, воронежский художник Виктор Митин написал портрет писателя маслом.

Литература


. Скобелев В. Гавриил Троепольский / В. Скобелев. - Москва: Советская Россия, 1969. - 116 с. - (Писатели Советской России).
. Белый Бим Чёрное Ухо [Видеозапись] : экранизация одноимённого романа Гавриила Николаевича Троепольского: в 2 сериях / Мосфильм; авт. сценария и реж. С. Ростоцкий; опер. В. Шумский; комп. А. Петров; в ролях В. Тихонов, В. Владимирова, М. Дадыко, И. Рыжов, А. Баранцев, М. Зимин, Р. Мануковская, Л. Соколова, А. Чернов [и др.]. - Москва: Крупный план, 2000. - 1 вк. : цв., зв., (173 мин.). - Фильм вышел на экраны в 1977 г.
. Свиридов А. «Правдой надо жить, как растение Солнцем» // Воронежские летописцы. - Воронеж, 2006. - С. 227-237.
. Попов В. Гавриил Николаевич Троепольский (1905-1995) // Воронежцы: Знаменитые биографии в истории края / ред.-сост. Ю. Л. Полевой. - Воронеж: Кварта, 2007. - С. 156-158.
. Грибанов М. Штрихи к портретам: Заметки о воронежских писателях и деятелях искусства // Подъём. - 2008. - № 1. - С. 167-201. - Из содерж.: Гавриил Троепольский. - С. 167-169.
. Воронежская историко-культурная энциклопедия / под ред. О. Г. Ласунского. - Воронеж, 2009. - С. 428.
. Елецких В. От великого до смешного: Гавриил Троепольский / В. Елецких. - Воронеж: Альбом, 2010. - 56 с.
. Троепольский Г. Н. «И боль твоя - моя боль...»: [письма Г. Н. Троепольского А. Т. Твардовскому] // Подъём. - 2011. - № 2. - С. 206-213.
. Новичихин Е. «Милость Божья, которая называется душой»: малоизвестные страницы из жизни Г. Н. Троепольского // Подъём. - 2012. - № 2. - С. 192-198.
. Фёдоров М. Человек Чернозёма / М. Фёдоров. - Воронеж: Воронежская областная типография-издательство им. Е. А. Болховитинова, 2012. - 989 с.
. Кудесник «Белого Бима»: воспоминания о Г. Н. Троепольском / ред.-сост. Е. Г. Новичихин. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2013. - 215 с. : фото, портр. - (Неизвестные известные воронежцы).

Троепольский Гавриил Николаевич - русский советский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1975).

Г. Н. Троепольский родился в семье священника. Окончил в 1924 году сельскохозяйственное училище, работал сельским учителем, в 1931-1954 колхозным агрономом.

Первый рассказ появился в 1937 году. С 1954 полностью посвятил себя литературному труду и переселился в Воронеж. В 1976-1987 входил в редколлегию журнала «Наш современник». Член правления СП СССР с 1967, СП РСФСР с 1975.

Умер 30 июня 1995 года. Похоронен в Воронеже на Коминтерновском кладбище.

По обстоятельствам времени Г. Троепольскому пришлось учиться в четырех средних учебных заведениях: начинал в Новохоперской гимназии (3 класса), продолжал в Новогольской школе 2-й ступени, а после ее закрытия окончил в Новохоперске же последний класс. Уже со средним образованием он поступает в среднее сельскохозяйственное училище (с. Алешки Борисоглебского уезда).
По окончании училища (1924) Г.

Троепольский учительствовал недалеко от родных мест - в селах Питим и Махровка. Весной 1931 года он получил возможность работать по агрономии, сначала младшим научным сотрудником, а затем - заведующим Алешковским опорным пунктом Воронежской областной опытной станции.
С 1936 года Г. Троепольский в г. Острогожске заведует опорным пунктом той же станции, а с 1937-го до января 1954 года он - заведующий Острогожским государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам; здесь же вел и селекцию проса, один из выведенных им сортов был районирован в Центральной Черноземной зоне (“Острогожское-9”). Материалы наблюдений и селекции в Острогожском сортоучастке Г. Троепольский обобщил в нескольких научных работах.

Почти четверть века было отдано агрономии, четверть века прожито в небольшом городе Острогожске. Лишь в 1959 году, уже будучи профессиональным писателем, Г. Троепольский переехал в Воронеж.

Подспудно литература влекла Г. Троепольского с юношества. Еще в школе он пытался вместить в слова открывшуюся ему красоту родной земли, картины деревенского быта, и десятилетия спустя в роман “Чернозем” вошли и строки шестнадцатилетнего юноши, написанные в 1921 году.

На всю жизнь осталась в Троепольском добрая память о молодом учителе Новогольской школы Григории Романовиче Ширме. Он увлекал учеников своей любовью к великой русской литературе, преданностью ее заветам. Сам Троепольский объяснял, что стал писателем под его влиянием: "...я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Романовича. Он научил нас думать над прочитанным".

Учителю и ученику, народному артисту СССР, художественному руководителю Государственной академической капеллы Белорусской ССР Г. Р. Ширме и писателю Троепольскому, суждена была через много лет счастливая встреча.

В пору учительства Троепольский продолжал писать. Однажды он показал свои опыты случившемуся в Махровке писателю Н. Никандрову. Известный по тем временам писатель посоветовал не спешить, не посылать рукопись, “а писать вам надо обязательно”. Видимо, разглядел Никандров в молодом Троепольском человеке, способного к серьезной взыскательной самооценке, к честному обращению со словом. И не ошибся.

В 1938 году в альманахе “Литературный Воронеж” появился рассказ “Дедушка” за подписью Т. Лирваг (читай наоборот: Гаврил Т.). Это была первая публикация Троепольского-писателя, но переиздавать этот рассказ Троепольский никогда не станет. У этого начала, исполненного в духе популярных представлений о жизни и литературе, продолжения не будет. Как вспоминал потом писатель, "чем больше я перечитывал тогда рассказ, тем меньше он мне нравился, и я решил, что писателем быть не смогу. Как раз в это время я увлёкся селекционным отбором проса".

Троепольский трудился на Острогожском сортоиспытательном участке: за короткое время вывел восемь сортов проса и опубликовал ряд статей, а затем и две книги по проблемам селекции.

Истинное литературное начало произойдет много позднее. Осенью пятьдесят второго года в журнале “Новый мир” из редакционной почты извлекут рассказ про Никишку Болтушка и запросят у автора продолжение. И в Острогожск придет первое письмо Александра Твардовского. Оно подтвердит: “это написано хорошо”.

Во второй половине 50-х гг. Троепольский получил признание как один из лучших представителей очерково-публицистической прозы на сельскохозяйственные темы. В этом он следовал за В.Овечкиным, с которым у него были общими как знания о делах в деревне из собственного практического опыта, так и стремление к искренности при изображении отрицательных явлений действительности.

"Записки агронома" Троепольского были опубликованы в 1953 году в №3 журнала "Новый мир" что принесло автору всесоюзную известность. Хотя Воронежский обком партии признал записки очернительскими и злопыхательскими. Неодобрительно понача лу о сатирических рассказах Троепольского отозвался Валентин Овечкин. А.Т. Твардовский поддержал произведение не юного годами, но смелого автора, и с тех пор в течение многих лет лучшие свои работы Троепольский печатал в "Новом мире"; до самой смерти Твардовского соединяла с Троепольским настоящая дружба, окрепшая с годами. И стоит напомнить, что своего "Бима" Троепольский посвятил памяти Александра Трифоновича.

"Жизнь идет, - говорил писатель, - жизнь идет, потому что есть труд и есть надежда. Жизнь идет и потому, что есть книги, питающие надежду".
Обещанием читателям, порукой, зароком, обращением к собратьям по перу звучат слова Г. Троепольского: «только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом - слово».

«Жизнь идет, жизнь идет, потому что есть труд и есть надежда.

Жизнь идет и потому, что есть книги, питающие надежду».

Г.Н. Троепольский

29 ноября 2015 г - 110 лет Гавриилу Троепольскому, автору всемирно знаменитого романа «Белый Бим Чёрное ухо».

Известный русский писатель Гавриил Николаевич Троепольский прожил долгую жизнь, оставаясь неравнодушным, смелым и честным человеком, человеком деятельного добра. Г. Троепольский представил читателю реальных людей разных характеров, нравов, причуд. Гавриил Николаевич в своих произведениях часто использовал истории из собственной жизни, удачно сочетая реальные события и вымысел. «Я за то, чтобы писать обо всём... Если писать только о добре, то для зла - это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных, не будут замечать», - говорил писатель.


Г. Н. Троепольский написал несколько книг: «Чернозем», «Кандидат наук», «Прохор X VII и другие», «Рассказы».


Но главная его книга - пронзительная повесть «Белый Бим Черное ухо». Трагическая книга о собаке и ее жизни среди людей, полная приключений, радостей и горестей. Автор с большой верой в победу добра над злом и неправдой поднимает сложные нравственные проблемы. Это книга, начав читать которую, уже невозможно оторваться. «Белый Бим Черное ухо» - это «слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми» , - писал Гавриил Николаевич Троепольский.

Повесть «Белый Бим Черное ухо» принесла писателю в 1975 г. Государственную Премию СССР. Г. Н. Троепольскому присвоена итальянская премия в области детской и юношеской литературы - «Банкареллино». Книга издавалась во многих странах, была переведена на множество языков. В американских колледжах «Белый Бим Черное ухо» входит в обязательную программу по литературе.

Режиссер Станислав Ростоцкий снял замечательный двухсерийный фильм с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Трогательная лирическая киноповесть о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, об отношении людей к «братьям меньшим», заставила множество людей плакать над судьбой Бима.


В 1998 году в Воронеже был открыт памятник собаке Белому Биму Чёрное ухо. Одна из улиц г. Воронежа названа в честь писателя. Его имя носит и одна из библиотек города.

Более подробно о судьбе писателя можно прочитать в книге воронежского писателя М. Федорова «Человек Чернозёма». Это документальный роман, в основу которого легли воспоминания родственников, друзей и знакомых писателя, архивные материалы и публикации. В книге также рассказывается о судьбе священника из глубинки - отца Николая Троепольского, расстрелянного в 1931 году за сопротивление коллективизации. Вошел туда и рассказ о деле Николая Троепольского «Отец писателя. Дело №…» Писатель М. И. Федоров был лично знаком с Г. Троепольским и считает его одним из тех людей, которые направляли его по жизни и помогли не отступить от своей цели - стать писателем.

Зотов, С. Человек добра // Наш современник. - 2013. - № 12. - С. 275-277.

Перова, Е. Жизнеописание Гавриила Троепольского // Москва. - 2013. - № 1. - С. 213-215.

Высказывания Г. Н. Троепольского

«Жить надо так, чтобы не бояться продать своего попугая самой большой сплетнице города»

«Можно говорить глупости, но не торжественным тоном»

«Так теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы»

«Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние»

, Российская империя

Гавриил Николаевич Троепо́льский (1905-1995) - русский советский писатель , драматург и сценарист. Лауреат Государственной премии СССР ().

Биография

Творчество

Во второй половине 50-х гг. Троепольский получил признание как один из лучших представителей очерково-публицистической прозы на сельскохозяйственные темы. В этом он следовал за Овечкиным , с которым у него были общими как знания о делах в деревне из собственного практического опыта, так и стремление к искренности при изображении отрицательных явлений действительности.

Среди произведений - рассказы, повести, пьесы , публицистика :

Книги писателя переведены на 52 языка. В 1994 году его произведения изданы в США в серии «Классики».

Награды и премии

  • Государственная премия СССР (1975) - за повесть «Белый Бим чёрное ухо» (1971)
  • литературная премия «Банкареллино» (Италия, 1981)
  • золотая медаль «Фонда Леонардо да Винчи» (Флоренция)
  • Почётный гражданин Воронежа (1993)

Напишите отзыв о статье "Троепольский, Гавриил Николаевич"

Примечания

Литература

  • Скобелев В. П. Гавриил Троепольский. - М., 1969.
  • Никитин В. Н. Необходимые истины // «Подъём». - № 11. - 2005.
  • Новичихин Е. Г. «Милость Божья, которая называется душой» // «Подъём». - № 2. - 2012.
  • Новичихин Е. Г. Малоизвестные страницы из жизни Троепольского // Новичихин Е. Г. Былого лики и черты: Воспоминания. Очерки и путевые заметки. Публицистика. - Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012. - С. 9-17. - ISBN 978-5-91338-063-0 .
  • Кудесник «Белого Бима». Воспоминания о Г. Н. Троепольском / Ред.-сост. Е. Г. Новичихин . - Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2013. - 216 с. - ISBN 978-5-9273-2025-7 .

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Троепольский, Гавриил Николаевич

Когда она заговорила о том, что все это случилось на другой день после похорон отца, ее голос задрожал. Она отвернулась и потом, как бы боясь, чтобы Ростов не принял ее слова за желание разжалобить его, вопросительно испуганно взглянула на него. У Ростова слезы стояли в глазах. Княжна Марья заметила это и благодарно посмотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица.
– Не могу выразить, княжна, как я счастлив тем, что я случайно заехал сюда и буду в состоянии показать вам свою готовность, – сказал Ростов, вставая. – Извольте ехать, и я отвечаю вам своей честью, что ни один человек не посмеет сделать вам неприятность, ежели вы мне только позволите конвоировать вас, – и, почтительно поклонившись, как кланяются дамам царской крови, он направился к двери.
Почтительностью своего тона Ростов как будто показывал, что, несмотря на то, что он за счастье бы счел свое знакомство с нею, он не хотел пользоваться случаем ее несчастия для сближения с нею.
Княжна Марья поняла и оценила этот тон.
– Я очень, очень благодарна вам, – сказала ему княжна по французски, – но надеюсь, что все это было только недоразуменье и что никто не виноват в том. – Княжна вдруг заплакала. – Извините меня, – сказала она.
Ростов, нахмурившись, еще раз низко поклонился и вышел из комнаты.

– Ну что, мила? Нет, брат, розовая моя прелесть, и Дуняшей зовут… – Но, взглянув на лицо Ростова, Ильин замолк. Он видел, что его герой и командир находился совсем в другом строе мыслей.
Ростов злобно оглянулся на Ильина и, не отвечая ему, быстрыми шагами направился к деревне.
– Я им покажу, я им задам, разбойникам! – говорил он про себя.
Алпатыч плывущим шагом, чтобы только не бежать, рысью едва догнал Ростова.
– Какое решение изволили принять? – сказал он, догнав его.
Ростов остановился и, сжав кулаки, вдруг грозно подвинулся на Алпатыча.
– Решенье? Какое решенье? Старый хрыч! – крикнул он на него. – Ты чего смотрел? А? Мужики бунтуют, а ты не умеешь справиться? Ты сам изменник. Знаю я вас, шкуру спущу со всех… – И, как будто боясь растратить понапрасну запас своей горячности, он оставил Алпатыча и быстро пошел вперед. Алпатыч, подавив чувство оскорбления, плывущим шагом поспевал за Ростовым и продолжал сообщать ему свои соображения. Он говорил, что мужики находились в закоснелости, что в настоящую минуту было неблагоразумно противуборствовать им, не имея военной команды, что не лучше ли бы было послать прежде за командой.
– Я им дам воинскую команду… Я их попротивоборствую, – бессмысленно приговаривал Николай, задыхаясь от неразумной животной злобы и потребности излить эту злобу. Не соображая того, что будет делать, бессознательно, быстрым, решительным шагом он подвигался к толпе. И чем ближе он подвигался к ней, тем больше чувствовал Алпатыч, что неблагоразумный поступок его может произвести хорошие результаты. То же чувствовали и мужики толпы, глядя на его быструю и твердую походку и решительное, нахмуренное лицо.
После того как гусары въехали в деревню и Ростов прошел к княжне, в толпе произошло замешательство и раздор. Некоторые мужики стали говорить, что эти приехавшие были русские и как бы они не обиделись тем, что не выпускают барышню. Дрон был того же мнения; но как только он выразил его, так Карп и другие мужики напали на бывшего старосту.
– Ты мир то поедом ел сколько годов? – кричал на него Карп. – Тебе все одно! Ты кубышку выроешь, увезешь, тебе что, разори наши дома али нет?
– Сказано, порядок чтоб был, не езди никто из домов, чтобы ни синь пороха не вывозить, – вот она и вся! – кричал другой.
– Очередь на твоего сына была, а ты небось гладуха своего пожалел, – вдруг быстро заговорил маленький старичок, нападая на Дрона, – а моего Ваньку забрил. Эх, умирать будем!
– То то умирать будем!
– Я от миру не отказчик, – говорил Дрон.
– То то не отказчик, брюхо отрастил!..
Два длинные мужика говорили свое. Как только Ростов, сопутствуемый Ильиным, Лаврушкой и Алпатычем, подошел к толпе, Карп, заложив пальцы за кушак, слегка улыбаясь, вышел вперед. Дрон, напротив, зашел в задние ряды, и толпа сдвинулась плотнее.
– Эй! кто у вас староста тут? – крикнул Ростов, быстрым шагом подойдя к толпе.
– Староста то? На что вам?.. – спросил Карп. Но не успел он договорить, как шапка слетела с него и голова мотнулась набок от сильного удара.
– Шапки долой, изменники! – крикнул полнокровный голос Ростова. – Где староста? – неистовым голосом кричал он.
– Старосту, старосту кличет… Дрон Захарыч, вас, – послышались кое где торопливо покорные голоса, и шапки стали сниматься с голов.
– Нам бунтовать нельзя, мы порядки блюдем, – проговорил Карп, и несколько голосов сзади в то же мгновенье заговорили вдруг:
– Как старички пороптали, много вас начальства…
– Разговаривать?.. Бунт!.. Разбойники! Изменники! – бессмысленно, не своим голосом завопил Ростов, хватая за юрот Карпа. – Вяжи его, вяжи! – кричал он, хотя некому было вязать его, кроме Лаврушки и Алпатыча.
Лаврушка, однако, подбежал к Карпу и схватил его сзади за руки.
– Прикажете наших из под горы кликнуть? – крикнул он.
Алпатыч обратился к мужикам, вызывая двоих по именам, чтобы вязать Карпа. Мужики покорно вышли из толпы и стали распоясываться.
– Староста где? – кричал Ростов.
Дрон, с нахмуренным и бледным лицом, вышел из толпы.
– Ты староста? Вязать, Лаврушка! – кричал Ростов, как будто и это приказание не могло встретить препятствий. И действительно, еще два мужика стали вязать Дрона, который, как бы помогая им, снял с себя кушан и подал им.
– А вы все слушайте меня, – Ростов обратился к мужикам: – Сейчас марш по домам, и чтобы голоса вашего я не слыхал.