Владимир Высоцкий – человек-легенда, один из самых популярных бардов 20-го столетия, родился 25.01.1938 года, коренной москвич.

Детство

Раннее детство Высоцкого было богато впечатлениями, и воспоминания о нем были жили в душе артиста до его последних дней. Он появился на свет в семье советского офицера и переводчицы. С первых же дней войны, которая началась в июне 1941 года, отца призвали на фронт. Мать поначалу перешла работать в картографическое бюро, но вскоре вынуждена была уехать в эвакуацию.

В детстве

На товарном поезде, в холодном неотапливаем вагоне, полуголодные, несколько недель добирались они до Оренбургской области, где провели более двух лет в маленькой комнатушке. Но как только появилась возможность вернуться обратно, мать снова привезла маленького Володю в столицу.

После войны отец вернулся, но отношения родителей разладились. Володя не понимал, что происходит, и очень тяжело переживал это, проводя большую часть времени на улице, чтобы быть в стороне от семейных скандалов. Стало полегче, когда он пошел в школу – там появились новые друзья, но уроками мальчик не слишком интересовался.

Вскоре союз родителей окончательно распался. Отец получил новое назначение, в мать во второй раз вышла замуж. Отчима Володя воспринял в штыки, причем даже не пытался скрыть своей неприязни. Отцу пришлось забрать его с собой в Германию. Именно там мальчик начал учиться музыке и пошел в музыкальную школу по классу фортепиано.

Через несколько лет Высоцкий с сыном снова возвращаются в Москву. Отец тоже вступил в новый брак с женщиной армянского происхождения, Евгенией. Она тепло отнеслась к пасынку, и Володя вскоре стал звать ее мама Женя. Большую часть времени мальчик жил в семье отца, на Большом Каретном переулке, о котором потом написал одну из самых известных песен.

В старших классах Володя увлекся театром настолько, что даже записался в драмкружок. Для мальчика с трудным характером и бурным темпераментом это было настолько странно, что педагоги долго не могли поверить в серьезность этого интереса. Но Володя отдавал репетициям все свободное время.

Начало карьеры

К моменту окончания средней школы он уже начал задумываться об актерской карьере, но неожиданно встретил бурное сопротивление со стороны отца. Тот, будучи серьезным приземленным человеком, считал эти намерения слишком эфемерными, а актерскую профессию – ремеслом слишком ненадежным. Он настоял на том, чтобы сын выбрал другое занятие.

Володе было все равно, куда поступать, и за компанию с приятелем он отнес документы в строительный институт. Конкурс туда был небольшой, поэтому его приняли без проблем. Но уже к середине первого курса стало понятно, что до окончания обучения он просто не дотянет – настолько скучными казались ему изучаемые там дисциплины.

Его друг Игорь Кохановский вспоминает, что буквально перед новым 1956 годом они с Володей закончили достаточно сложные чертежи, необходимые для сдачи экзамена, на что ушла почти целая ночь. И тут Высоцкий берет банку с тушью и щедро поливает чернилами свою работу. На следующий день он уже писал в деканате заявление об отчислении.

А летом он подал документы в школу-студию МХАТ, и сам страшно удивился, когда попал в число студентов с первой же попытки, как-то незаметно для себя преодолев все туры жесточайшего конкурсного отбора.

Очень быстро он стал одним из лучших студентов и уже на третьем курсе дебютировал на профессиональной сцене в спектакле по роману Достоевского «Преступление и наказание». Тогда же был сыгран и первый эпизод в кино.

После дипломного спектакля Высоцкого распределили в театр Пушкина, где он дебютировал в роли Лешего в детской сказке «Аленький цветочек». Молодого актера включили и в другие постановки. Но по большей части это были небольшие эпизоды или массовки, что амбициозного Высоцкого совершенно не устраивало.

Скоро он переходит в театр миниатюр, но там он не прижился из-за вспыльчивого характера.

Театр и кино

Хотя в юные годы он мечтал играть в Современнике, свое истинное место на сцене Высоцкий нашел в знаменитом театре на Таганке, где вскоре стал одним из ведущих актеров. Параллельно очень успешно начала развиваться его кинокарьера. Причем там ему удавалось удачно сочетать актерские работы с написанием и авторским исполнением песен к кинолентам.

Начав с незначительных эпизодов, Высоцкий сразу же привлек к себе внимание режиссеров. По сути он постоянно снимался, начиная с 1961 года, и каждая последующая его роль становилась все более яркой и значимой. В некоторых лентах он пел, но это были не его песни.

Настоящую известность как киноактеру и исполнителю Высоцкому одна из главных ролей (радиста Владимира) в фильме об альпинистах «Вертикаль», где прозвучало сразу пять написанных им песен. Позже они вошли в один из авторских сборников барда. Но уже через день после премьеры песни звучали по всей стране.

С этого момента Высоцкий уже не играет в эпизодах, а соглашается только на интересные для него самого роли и пишет много музыки к кинофильмам. Его следующей яркой работой стала мелодрама «Короткие встречи», в которой он сыграл романтичного и мужественного геолога и тоже пел свои песни.

Прекрасный дуэт получился у Высоцкого с другим талантливейшим актером , его другом и коллегой по театру, в приключенческой ленте «Хозяин тайги». Интересно, что для фильма Высоцкий написал несколько песен, которые в нем так и не прозвучали, и среди них знаменитый «Дом хрустальный».

А Золотухин со смехом еще долго вспоминал о том, что местные жители за то, чтобы увидеться с Высоцким и послушать его песни, тащили им водку и вкусные домашнюю закуску. Так что актеры как могли зарабатывали на своей популярности.

Но самой яркой киноролью Высоцкого для большинства его поклонников остался капитан Глеб Жеглов из мини-сериала «Место встречи изменить нельзя». Хотя самому Высоцкому она не очень нравилась, да и досталась нелегко – работа пришлась на последний год его жизни, когда его душевное и физическое состояние оставляло желать лучшего.

Последний раз он вышел на съемочную площадку в небольшой роли Дон Жуана в экранизации пушкинских «Маленьких трагедий». Многие отметили, что свой уход он сыграл как-то уж слишком пронзительно, как будто в самом дела прощаясь с жизнью в предчувствии скорой смерти.

Музыка

Свою первую песню Высоцкий написал в 1960 году. Она называется «Татуировка» и открывает целый цикл «дворовой блатной музыки», которая не вошла в поздние сборники, но была увековечена в магнитофонных записях. Бобины буквально заслушивались до дыр и передавались из рук в руки. Порванная пленка склеивалась, и самые любимые песни обычно прерывались сразу в нескольких местах.

Дебютная виниловая пластинка Высоцкого была выпушена единственной тогда в Советском Союзе студией профессиональной звукозаписи «Мелодия» в 1968 году, и в ее основу легли ставшие уже известными песни из кинофильма «Вертикаль». А в 1978 ему был официально присвоен статус эстрадного вокалиста высшей категории, что позволяло выезжать на зарубежные гастроли.

Воспользовавшись этим, Высоцкий, который благодаря свои записям был уже известен русскоязычному населению не только в Европе, но и в Америке, куда в середине 60-х уехал цвет русской интеллигенции, отправляется в большое заокеанское турне.

Он собирает многотысячные аудитории в Нью-Йорке и Торонто. Там же спустя некоторое время выходит пиратская видеокассета с записью этих концертов, которая быстро распространяется среди поклонников его творчества.

Но нелегальные концерты в Европе Высоцкий давал и раньше, поскольку право выезда за рубеж он получил после заключения брака с талантливой французской актрисой Мариной Влади – своей третьей супругой.

Всего Высоцкий написал более 600 песен, и при жизни выпустил 11 сборников и 7 полноформатных авторских альбомов. После его смерти диски с его творчеством продолжали выходить, и сегодня многие из них являются золотым фондом советской эстрады.

Смерть поэта

Друзья и коллеги Высоцкого говорят о том, что он всегда жил полной кровью, на всю катушку. Если любил, то любил страстно. Если ненавидел – то уже навсегда. Он не прощал низости и предательства, но в то же время ценил верность и дружбу. Вокруг него всегда было много людей, но лишь несколько человек были с ним по-настоящему близки.

Высоцкий, сам того не желая, очень часто оказывался в центре скандалов или интриг. Стрессы он снимал, как многие другие, с помощью алкоголя и чем дальше, тем чаще уходил в многодневные запои.

Это не могло отразиться на состоянии здоровья, тем более, что в середине 70-х он работал просто на износ, каким-то чудом успевая сниматься в кино, играть в театре, давать концерты и писать новые песни.

В 1978 году, во время одного из выступлений в Казахстане, сердце поэта остановилось прямо на сцене. Прибывшая скорая констатировала клиническую смерть. Но в этот раз сердце Высоцкого удалось запустить.

Судьба подарила ему еще ровно год жизни. Но он не отказался от вредных привычек, более того, наркотики, которые раньше употреблялись эпизодически, теперь присутствовали в его жизни регулярно.

25.08.1980 года сердце Высоцкого перестало биться навсегда. Это произошло во время летних Олимпийских Игр, проводимых в Москве. Власти сделали все возможное, чтобы скрыть известие о смерти артиста, но слухи распространились мгновенно.

Проститься со своим героем пришли миллионы людей со всей страны. Он похоронен на Ваганьковском кладбище, и с момента похорон и по сей день на его могиле всегда есть люди и живые цветы.

Личная жизнь

Высоцкий был женат трижды. Его первой супругой стала соученица по театральному Изольда Мешкова, которая на тот момент уже успела побывать замужем и развестись. С ней Владимир прожил недолго, но развод был оформлен только в 1965 году.

C Изольдой Мешковой

К этому времени Иза успела уехать в Нижний Тагил и родить там сына Глеба от другого мужчины. Поскольку развод еще не был оформлен, мальчик носит фамилию Высоцкий, но родным Владимиру не является.

Второй женой артиста стала Людмила Абрамова, с которой он прожил чуть больше пяти лет. Она родила ему двух сыновей, Аркадия и Никиту, которым отец передал по крови свой талант. Оба мальчика стали успешными режиссерами и сценаристами, Никита много снимается в кино. Причиной этого развода стал роман Высоцкого с красавицей Мариной Влади.

С Людмилой Абрамовой (в центре). Свадьба.

С ней он встретился на одном из официальных приемов. Актриса ненадолго прилетела в Москву для участия в киносъемках. То, что эта женщина должна принадлежать ему, Высоцкий понял в тот же день, как он ее увидел. Но никто не верил в то, что из этого знакомства получится что-то серьезное. Тем более, что для Марины он не был звездой, тогда его песни знали только в Советском Союзе.

Но против очарования и широких жестов Высоцкого невозможно устоять. И уже через несколько дней после знакомства, когда Марина уехала, они начала почти ежедневно общаться по телефону. На эти разговоры Высоцкий спускал половину своих гонораров. Чтобы иметь возможность видеться, она вскоре расписались, и при первой же возможности летали друг к другу в гости.

Высоцкий Владимир Семенович родился в Москве в 1938 году, 25 января. Умер он здесь же 25 июля 1980 года. Этот талантливый человек является выдающимся поэтом СССР, а также актером и певцом, автором нескольких произведений в прозе, заслуженным артистом РСФСР (посмертно, с 1986 года). Получил он также Государственную премию СССР (также посмертно, в 1987-м). Творчество Высоцкого, его биография будут представлены в этой статье.

В качестве актера он участвовал в 30 фильмах, включая "Маленькие трагедии, "Место встречи изменить нельзя", "Вертикаль", "Хозяин тайги", "Короткие встречи". Владимир Семенович являлся участником труппы, постоянно выступая в Московском театре драмы и комедии, находящемся на Таганке. Подробнее творчество Высоцкого будет рассмотрено ниже.

Семья Владимира Семеновича

Отцом его является Семен Владимирович Высоцкий (годы жизни - 1916-1997). Это выходец из Киева, ветеран ВОВ, военный связист, полковник. Нина Максимовна (годы жизни - 1912-2003) - мать поэта, по специальности она является переводчиком на русский с немецкого языка. Дядя Владимира Семеновича - Алексей Владимирович (годы жизни - 1919-1977). Этот человек - писатель, участвовал в ВОВ, был награжден тремя орденами Красного Знамени.

Откуда происходит род Высоцких?

Исследователи в настоящее время сходятся на том, что местом, откуда произошел род Высоцких, можно считать Гродненскую губернию, Пружанский уезд, местечко Селец (сейчас это Белоруссия, Брестская область). Вероятно, фамилия связана была с названием одного из населенных пунктов Брестской области, Каменецкого района (город Высокое).

Детство будущего артиста

Владимир раннее детство провел в коммунальной квартире в Москве, находящейся на 1-й Мещанской улице. В 1975 году он напишет об этом периоде своей жизни, что в распоряжении семей была всего одна уборная на 38 комнат. В 1941-1943 годах он жил в селе Воронцовка в эвакуации вместе с матерью. Расположен этот населенный пункт был в 20 километрах от районного центра - города Бузулука, находящегося в Чкаловской области (ныне - Оренбургской). В 1943 году будущий поэт возвращается на 1-ю Мещанскую улицу (получившую в 1957 году название "проспект Мира"). Он пошел в 1945 году в первый класс одной из школ Москвы.

В 1947 году, через некоторое время после того, как родители развелись, Владимир и творчество которого представлены в этой статье, переезжает к отцу и второй его жене (Высоцкой-Лихалатовой Евгении Степановне). Они проживали в 1947-1949 годах в Германии, в г. Эберсвальде, где служил отец. Здесь научился играть на фортепиано Высоцкий. Жизнь и творчество его, однако, проходили в основном в Москве.

Он вернулся в столицу в 1949 году, в октябре, пошел здесь в мужскую школу № 186, в пятый класс. Семья Высоцких в это время жила в Большом Каретном переулке, в доме № 15 (сейчас на этом здании можно увидеть мемориальную доску).

Начало артистической карьеры

Высоцкий с 1953 года посещал в Доме учителя драмкружок, руководил которым В. Богомолов, артист МХАТа. Владимир окончил в 1955 году школу № 186 и поступил по настоянию родственников в Московский инженерно-строительный институт, на механический факультет. Ушел он оттуда после первого же семестра.

Принято это решение было в новогоднюю ночь (с 31.12.1955 на 01.01.1956). Вместе с Игорем Кохановским, школьным другом, Высоцкий делал чертежи, без которых к сессии бы не допустили. Задание было выполнено примерно во втором часу ночи. Но вдруг Владимир встал и начал поливать тушью (остатками заваренного кофе - по другой версии) свой чертеж. Он решил готовиться к поступлению в театральный, поскольку решил, что механический факультет не для него.

Учеба во МХАТе

Владимир Семенович с 1956-го по 1960 год являлся студентом МХАТа, актерского отделения. Занимался он у Вершилова, после чего у Комиссарова и Массальского. Высоцкий познакомился на первом курсе с Изой Жуковой. На этой девушке весной 1960 года он женился.

Первые работы в театре

Первой работой в театре ознаменовался 1959 год (роль Порфирия Петровича в спектакле под названием "Преступление и наказание"). В это же время Высоцкий получил свою первую эпизодическую роль в кино (студент Петя в фильме "Сверстницы"). Первое упоминание о нем в печати состоялось в 1960 году. Это была статья "Девятнадцать из МХАТ" Л. Сергеева.

Владимир Семенович работал в 1960-1964 годах в Московском драмтеатре им. Пушкина (с перерывами). Он сыграл в спектакле (по мотивам произведения Аксакова) роль Лешего, кроме того, еще примерно 10 ролей, большинство из которых были эпизодическими.

На съемках фильма под названием "713-й просит посадку" в 1961 году Владимир Семенович познакомился с Абрамовой Людмилой, которая стала его второй женой. Брак был зарегистрирован официально в 1965 году.

Первые музыкальные работы

Музыкальное творчество Высоцкого берет начало в 60-х годах. Самой ранней песней считается многими "Татуировка", написанная в Ленинграде в 1961 году. Сам Владимир Семенович неоднократно называл ее таковой.

Но существует и другая, под названием "49 дней", которая датируется 1960 годом. Весьма критичным было отношение самого автора к этой песне. Ей был дан в автографе надзаголовок, в котором она была названа пособием для халтурщиков, "начинающих и законченных". В конце пояснялось, что таким же образом могут быть сделаны стихи на любые являющиеся актуальными темы. Несмотря на то что сам автор эту песню исключал из своего творчества, считая первой "Татуировку", фонограммы исполнений "49 дней" известны, причем датируются они 1964-1967 годами.

Зрелое творчество

Песенное творчество Высоцкого в дальнейшем вместе с актерством стало для Владимира Семеновича делом жизни. Он, проработав в Московском театре миниатюр меньше двух месяцев, предпринял безуспешные попытки поступить в "Современник". Высоцкий в 1964 году создал первые песни к кинофильмам, а также поступил в Театр на Таганке, в котором трудился до конца жизни.

Владимир Семенович познакомился в 1967 году, в июле, с Мариной Влади, французской актрисой (Поляковой Мариной Владимировной), которая стала его третьей супругой в 1970 году, в декабре.

Клиническая смерть

Высоцкий послал письмо в 1968 году в по поводу резкой критики в центральных газетах его ранних песен. В это же время вышла первая его грампластинка под названием "Песни из кинофильма «Вертикаль»". У актера летом 1969 года была Выжил он тогда лишь благодаря Марине Влади. В это время она находилась в Москве. Девушка услышала, проходя мимо ванной, стоны и увидела, что Владимир Семенович кровоточит горлом.

Врачи, к счастью, привезли его вовремя в институт Склифосовского. Он бы не выжил, если бы задержка была еще на несколько минут. 18 часов боролись врачи за жизнь этого актера. Уже поползли слухи по Москве о его смерти.

В 1972 году, 15 июня, по эстонскому телевидению была показана передача под названием "Парень с Таганки". Так Высоцкий впервые появился на советском телеэкране, не считая кинофильмов, в которых он участвовал.

Он поселился в 1975 году на Малой Грузинской улице, в кооперативной квартире. Выставочный зал комитета художников-графиков располагался в полуподвале этого здания. Здесь проходили с 1977 года выставки различных нонконформистов. Актер их регулярно посещал.

В первый и последний раз в этом же году было опубликовано прижизненно стихотворение, которым отмечено творчество Владимира Высоцкого, в литературно-художественном сборнике под названием "День поэзии". Называлось оно "Из дорожного дневника".

Расцвет творчества Высоцкого приходится на 1970-е годы. В 1978 году, 13 февраля, приказом Министерства культуры этому артисту была присвоена высшая категория солиста-вокалиста эстрады. Он заслужил после этого уже официальное признание в качестве певца-профессионала. Творчество Владимира Высоцкого было наконец по достоинству оценено.

Обычно его песни относят к бардовским композициям, но следует сделать оговорку. Манера исполнения и тематика их сильно отличались от множества других, так называемых интеллигентных бардов. Владимир Семенович, кроме того, относился достаточно негативно к клубам самодеятельной песни. В отличие от множества бардов СССР, он был к тому же профессиональным актером, поэтому его творчество не может быть по этой причине отнесено к самодеятельности. В композициях было затронуто множество тем. Среди его и любовная лирика, и баллады, и блатные песни, а также написанные на политические темы, юмористические, песни-сказки. Многие впоследствии стали называться монологами, так как написаны были от первого лица. Таково песенное творчество Высоцкого, кратко описанное.

Владимир Семенович записывается в 1978 году на телевидении, участвует в следующем году в издании альманаха под названием "Метрополь".

В Париже в 1970-х годах Владимир Семенович знакомится с Алешей Дмитриевичем, цыганским артистом и музыкантом. Неоднократно они совместно исполняли романсы и песни, собирались даже выпустить пластинку, однако в 1980 году Высоцкий умер, поэтому данный проект не осуществился.

Гастроли за рубежом

Владимир Семенович вместе с труппой Театра на Таганке выезжал за границу с гастролями - в Польшу, Германию, Францию, Югославию, Венгрию, Болгарию. Он сумел также побывать в США несколько раз, получил разрешение с частным визитом выехать во Францию к жене, посетил Таити, Канаду. За рубежом и в СССР он дал более тысячи концертов.

На центральном телевидении в 1980 году, 22 января, Высоцкий записывается в программе "Кинопанорама". Впервые показаны ее фрагменты будут в январе 1981 года, и лишь в 1987-м выйдет она целиком.

Последние дни, смерть Высоцкого

Выступление в Люберецком дворце культуры (недалеко от Москвы) состоялось в 1980 году, 3 июля. По словам очевидцев, музыкант выглядел нездоровым. Сам он признавался, что чувствует себя неважно, однако держался бодро, отыграв двухчасовой концерт вместо запланированного полуторачасового. В этой любви к сцене - весь Владимир Высоцкий. Творчество и судьба его все же приближались к неизбежному финалу.

Одно из последних выступлений состоялось в этом же году, 22 июня, в городе Калининграде. Во время него Высоцкому снова стало плохо. Выступая в НИИЭМ (город Москва) 14 июля, он исполнил одну из последних своих песен под названием "Грусть моя, тоска моя...". В подмосковном Калининграде (теперь - Королев) он провел 16 июля последний концерт.

Высоцкий 18 июля появился последний раз в Театре на Таганке, в роли Гамлета, самой известной из всех его ролей. Таковы последние события, которыми отмечено творчество Высоцкого.

Кратко о его смерти можно сказать следующее. Владимир Семенович умер 25 июля во сне, в московской квартире. Точную причину его смерти назвать невозможно, поскольку не производилось вскрытие. Несколько версий существует по этому поводу. Леонид Сульповар и Станислав Щербаков говорят о том, что артист умер от удушья, асфиксии в результате чрезмерного употребления седативных средств (алкоголя и морфия). Однако эту версию Игорь Элкис опровергает.

Похороны артиста

Высоцкого похоронили 28 июля на Умер актер во время проведения Олимпийских игр в Москве. В преддверии этого события город был полностью закрыт для въезда иногородних. Его наводнила милиция. В советских СМИ сообщения о смерти в это время практически не печатались. Несмотря на все это, у Театра на Таганке после кончины Высоцкого собралась огромная толпа. В течение нескольких дней она находилась там. Заполнены людьми были в день похорон крыши расположенных вокруг Таганской площади зданий. Казалось, что вся Москва хоронила такого великого человека, как Владимир Высоцкий, биография и творчество которого и сегодня продолжают вызывать огромный интерес.

Дом творчества Высоцкого в Краснодаре

Дом творчества этого легендарного артиста в Краснодаре расположен в центре города. В нескольких залах представлены личные вещи, принадлежавшие артисту, а также фотографии, сделанные во время обучения во МХАТе, материалы, относящиеся к различным периодам его жизни. Здесь же находится этого артиста. Вход является бесплатным. Перед фасадом здания расположен бюст артиста. Жизнь и творчество Владимира Высоцкого привлекают сегодня сюда множество людей. В Доме творчества имеется также возможность посмотреть фильмы о нем, совершить экскурсию, причем тоже совершенно бесплатно.

Высоцкий Владимир Семёнович, (1938-1980) русский поэт и актер

В 1947-1949 гг. жил с отцом и его второй женой в городе Эберсвальде-Финов (Германия), затем вернулся в Москву.

Во время учёбы в школе Высоцкий занимался в драмкружке и хотел поступать в театральный институт, но по настоянию родителей сдал экзамены в Московский строительный институт имени В. В. Куйбышева, откуда вскоре ушёл. Летом 1956 г. поступил в Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТе.

По окончании студии (1960 г.) работал в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина и в Московском театре миниатюр. Тогда же начал сниматься в кино.

В 1964 г. был принят в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни. Артист сыграл на сцене Таганки более 20 ролей, из которых наиболее известна роль Гамлета из одноимённой трагедии Шекспира.

В 1960-1961 гг. появились первые песни Высоцкого. За свою жизнь он создал их около тысячи. Официально не признанные, минуя радио,телевидение, печать, благодаря магнитофонным лентам песни Высоцкого становились известны всем.

Много песен и баллад предназначалось для кинофильмов. В 1966 г. Высоцкий снялся в картине «Вертикаль» и написал для неё пять песен. Всего он сыграл в 30 художественных фильмах. Последние годы жизни Высоцкого были драматичны. При всенародной популярности он не мог добиться публикации своих стихов, выхода пластинок; тяжело переживал травлю, развязанную в прессе. От перенапряжения болел, в 1979 г. перенёс клиническую смерть.

Умер 25 июля 1980 г. в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище. Только после смерти был издан первый сборник его стихов «Нерв» (1981 г.).

В 1987 г. за роль капитана МУРа Глеба Жеглова в пятисерийной телевизионной ленте режиссёра С. С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя» ему была посмертно присуждена Государственная премия СССР.

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 января 2018 года исполняется 80 лет со дня рождения певца, поэта и актера Владимира Высоцкого.

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье Семена Владимировича Высоцкого (1915-1997) и Нины Максимовны Серегиной (1912-2003). Отец - военный связист, ветеран Великой Отечественной войны, полковник. Мать - переводчица с немецкого языка.

В 1941-1943 годах Владимир Высоцкий вместе с матерью находился в эвакуации в Чкаловской (ныне - Оренбургской) области. В 1943 году они вернулись в Москву. Через несколько лет родители Высоцкого развелись.

В 1947-1949 годах вместе с отцом и его второй женой Евгенией Лихалатовой (1918-1988) Высоцкий проживал в городе Эберсвальде (ГДР). В 1949 году все вместе вернулись в Москву, проживали в доме в Большом Каретном переулке.

С 1953 году Высоцкий посещал драматический кружок в Доме учителя под руководством Владимира Богомолова.

В 1955 году поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. В. В. Куйбышева (ныне - Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет), однако отчислился по собственному желанию, до сдачи экзаменов.

В 1960 году окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ (курс Павла Массальского).

Театр

В 1959 году дебютировал на театральной сцене в учебном спектакле "Преступление и наказание" в роли Порфирия Петровича. После окончания Школы-студии МХАТ был принят в труппу Московского драматического театра им. А. С. Пушкина, где работал с перерывами до 1964 года. Был занят в основном в эпизодических ролях. В 1962 году несколько месяцев играл в Московском театре миниатюр (ныне - "Театр Эрмитаж").

В 1964-1980 годах - актер Московского театра драмы и комедии на Таганке (ныне - Московский театр на Таганке). Был задействован в постановках художественного руководителя театра Юрия Любимова: "Герой нашего времени" по роману Михаила Лермонтова, "Антимиры" и "Берегите ваши лица" по произведениям Андрея Вознесенского, "Десять дней, которые потрясли мир" по произведению Джона Рида, "Павшие и живые" на стихи поэтов военного и послевоенного поколений, "Добрый человек из Сезуана" и "Жизнь Галилея" по пьесам Бертольта Брехта, "Послушайте!" по произведениям Владимира Маяковского, "Пугачев" по драматической поэме Сергея Есенина, "Преступление и наказание" по роману Федора Достоевского.

Наиболее известная роль - Гамлет в одноименном спектакле Любимова по трагедии Уильяма Шекспира. Песни Высоцкого звучали в десяти постановках Театра на Таганке.

Высоцкий участвовал в записи 11 радиоспектаклей. В их числе: "Альта - пароль срочного вызова" по пьесе Сергея Демкина и Тома Фетисова "Красная капелла" (1970), "За Быстрянским лесом" по роману Василия Шукшина "Любавины" (1971), "Мартин Иден" по роману Джека Лондона (1976), "Алиса в Стране чудес" по сказке Льюиса Кэрролла (1976), "Каменный гость" по пьесе Александра Пушкина (1978) и др.

Кинематограф

Высоцкий дебютировал в кино в эпизодической роли студента Пети в мелодраме Василия Ордынского "Сверстницы" (1959).

Всесоюзную известность Высоцкому принесла роль радиста Володи в драме Станислава Говорухина и Бориса Дурова "Вертикаль" (1966), в которой прозвучали пять его авторских песен, в том числе "Песня о друге" и "Вершина".

Среди других киноработ: геолог Максим в мелодраме "Короткие встречи" (1967, режиссер Кира Муратова), Бродский (Воронов) в экранизации пьесы Льва Славина "Интервенция" (1968, Геннадий Полока; выход на экраны - 1987), поручик Александр Брусенцов в военной драме "Служили два товарища" (1968, Евгений Карелов), Николай фон Корен в драме "Плохой хороший человек" по повести Антона Чехова "Дуэль" (1973, Иосиф Хейфиц), Ибрагим Ганнибал в фильме "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" по мотивам исторического романа Александра Пушкина "Арап Петра Великого" (1976, Александр Митта).

Особую популярность Высоцкий завоевал, сыграв капитана милиции Глеба Жеглова в телесериале "Место встречи изменить нельзя" по роману Аркадия и Георгия Вайнеров "Эра милосердия" (1979, Станислав Говорухин).

В общей сложности Высоцкий снялся в тридцати фильмах. Им было написано около 130 песен для кинолент, хотя многие из них в картины не вошли.

Последней актерской работой стала роль Дон Гуана в телефильме "Маленькие трагедии" по произведениям Александра Пушкина (1979, Михаил Швейцер).

Музыкальное и литературное творчество

Высоцкий был широко известен в качестве исполнителя собственных сочинений под русскую семиструнную гитару. Обладал уникальным тембром голоса.

В 1961 году написал первую песню - "Татуировка".

В 1963 году начал записывать музыку в студии. С середины 1960-х вел концертную деятельность - сначала в составе группы артистов Театра на Таганке, затем - сольно. Первое публичное выступление состоялось 18 января 1967 года в ленинградском клубе самодеятельной песни "Восток".

Творчество Высоцкого отличалось разнообразием песенной тематики. Для раннего периода была свойственна опора на традиции городского романса. Высоцкий писал вариации на "дворовые", "блатные" темы ("Я в деле, и со мною нож...", "Тот, кто раньше с нею был", "За меня невеста отрыдает честно", "Ребята, напишите мне письмо" и др.).

Затем в его репертуар вошли военные ("Штрафные батальоны", "Песня о звездах", "Все ушли на фронт", "Братские могилы", "Он не вернулся из боя", "Письмо" и др.), лирические ("Дом хрустальный", "Белый вальс", "Мне каждый вечер зажигают свечи…", "Здесь лапы у елей дрожат на весу…", "Баллада о Любви" и др.) и философские композиции ("Кони привередливые", "Баллада о Времени", "О фатальных датах и цифрах", "Бег иноходца", "Две судьбы", "Притча о Правде и Лжи" и др.).

Он также исполнял песни про спорт ("Профессионалы", "Песня о сентиментальном боксере", "Марафон", "Вратарь" и др.), шуточные и сатирические ("Песенка о слухах", "Жертва телевидения", "Про Джеймса Бонда, агента 007", "Бал-маскарад", "Инструкция перед поездкой за рубеж, или полчаса в месткоме" и др.). В ряде песен были использованы сказочные мотивы: "Про дикого вепря", "Песня-сказка о нечисти", "Песня-сказка про джинна", "В далеком созвездии Тау Кита" и др.

В общей сложности Высоцкий написал более 600 песен. При его жизни было выпущено всего семь миньонов (небольших грампластинок) с различными записями, а также экспортная пластинка "Владимир Высоцкий поет свои песни" (1978). Высоцкий проводил концерты во многих городах Советского Союза, в 1970-х состоялись несколько зарубежных выступлений. По оценкам исследователей, в общей сложности он дал около 1 тыс. 500 концертов.

Высоцкий написал несколько прозаических произведений. В их числе: повесть "Дельфины и психи" (1968, первая публикация в СССР - 1989), "Роман о девочках" (1977, первая публикация в СССР - 1988), киносценарий "Венские каникулы" (1979, совместно с Эдуардом Володарским) и др. Во второй половине 1970-х в соавторстве с Леонидом Мончинским работал над романом "Черная свеча" (первая публикация в РФ - 1992).

В 1975 году в литературно-художественном альманахе "День поэзии" было размещено стихотворение Высоцкого "Ожидание длилось, а проводы были недолги", ставшее его единственной прижизненной поэтической публикацией.

22 января 1980 года прошла его единственная прижизненная съемка на Центральном телевидении Гостелерадио СССР - для передачи "Кинопанорама". Однако запись была показана в эфире под названием "Владимир Высоцкий. Монолог" лишь в 1987 году.

Первый сборник поэтических произведений Высоцкого - "Нерв" - вышел в московском издательстве "Современник" в 1981 году уже после смерти автора.

Высоцкий являлся одним из наиболее известных исполнителей Советского Союза. Его творчество получило всенародное признание.

Смерть, похороны

Владимир Высоцкий скончался 25 июля 1980 года в Москве в возрасте 42 лет. По настоянию родственников вскрытие тела не проводилось. Вследствие этого существуют разные версии причины его смерти. Называются, в частности, сердечная недостаточность и асфиксия из-за приема большой дозы седативных препаратов.

Высоцкий умер во время проведения в Москве XX летних Олимпийских игр (19 июля - 3 августа), из-за этого информация о его кончине почти отсутствовала в печати (были опубликованы два сообщения в "Вечерней Москве" и некролог в "Советской культуре"). Однако вскоре эта новость распространилась в столице и других городах.

28 июля 1980 года в Театре на Таганке прошли гражданская панихида и прощание с Высоцким. В тот же день он был похоронен на Ваганьковском кладбище. В последний путь артиста провожали 40 тыс. человек. Очередь за траурной процессией от Театра на Таганке до кладбища растянулась на 10 км.

Семья

Владимир Высоцкий был трижды женат. Первая супруга - народная артистка РФ Изольда Жукова (род. 1937), вторая - актриса Людмила Абрамова (род. 1939), третья - французская актриса русского происхождения Марина Влади (род. 1938). От второго брака имел сыновей Аркадия (род. 1962; сценарист) и Никиту (род. 1964; актер и режиссер, директор Государственного культурного центра-музея В. С. Высоцкого "Дом Высоцкого на Таганке").

Признание, память

Заслуженный артист РСФСР (1986; посмертно). Был отмечен Государственной премией СССР (1987, посмертно; "за создание образа капитана Глеба Георгиевича Жеглова в телесериале "Место встречи изменить нельзя" производства Одесской киностудии и исполнение авторских песен").

В 1974 году на Фестивале наций в Таормине (Италия) Высоцкому был присужден приз "Харибда" за лучшее исполнение мужской роли (Николай фон Корен в фильме "Плохой хороший человек").

В 1981 году за роль Глеба Жеглова Высоцкий был посмертно отмечен призом жюри XIV Всесоюзного кинофестиваля (Вильнюс, Литовская ССР, ныне - Литва), в 1998 году - премией Министерства внутренних дел РФ.

С 1996 года действует благотворительный Фонд Владимира Высоцкого. В 1997 году данная организация совместно с Министерством культуры и комитетом по культуре Москвы учредила премию "Своя колея" имени Владимира Высоцкого. Ее вручают "людям, которые не изменяют своим убеждениям, кому сегодня, возможно, захотел бы посвятить песню Владимир Высоцкий; людям, чья жизнь и творчество созвучны темам его поэзии".

В Москве работает Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого "Дом Высоцкого на Таганке". В Екатеринбурге расположен музей Высоцкого, в Норильске - культурно-досуговый центр имени Высоцкого.

Имя Высоцкого носят улицы в Москве, Екатеринбурге, Самаре, Новосибирске, Красноярске и др. российских городах, а также в Одессе (Украина), Самарканде (Узбекистан), Астане (Казахстан) и Софии (Болгария). В его честь назван бульвар в Киеве (Украина).

Памятники Высоцкому и его бюсты установлены в десятках российских городов, а также в Мелитополе и Мариуполе (Украина), Выршеце (Болгария), Подгорице (Черногория). В песне Высоцкого "У меня было сорок фамилий…" (1964) есть строчка "…не поставят мне памятник в сквере где-нибудь у Петровских ворот". В 1995 году у Петровских ворот в Москве был установлен памятник Высоцкому работы скульптора Геннадия Распопова.

Имя "Владимир Высоцкий" присвоено одному из самолетов Airbus A330 авиакомпании "Аэрофлот".

В честь Высоцкого назван астероид главного пояса 2374 Vladvysotskij.

В 1998, 2003, 2008 и 2013 годах Московский монетный двор выпускал в обращение памятные монеты, посвященные Высоцкому. 23 января 2018 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету достоинством 25 рублей "Творчество Владимира Высоцкого".

Жизни и творчеству поэта и актера посвящены многочисленные книги и документальные фильмы. Его образ был воссоздан в художественном фильме Петра Буслова "Высоцкий. Спасибо, что живой" (2011; роль Владимира Высоцкого исполнил народный артист РФ Сергей Безруков).

По мотивам книги Владимира Высоцкого и Леонида Мончинского "Черная свеча" снят художественный фильм "Фартовый" (2006, режиссер Владимир Яканин).


Имя: Владимир Высоцкий (Vladimir Vysotsky)

Возраст: 42 года

Место рождения: Москва

Место смерти: Москва

Деятельность: Актер, поэт, певец

Семейное положение: был женат на

Владимир Высоцкий - биография

Владимир Высоцкий в своей биографии не был похож ни на кого и все-таки в любой компании, перед любой аудиторией всегда был своим. Как сказал Юрий Любимов: «У Володи был дар удивительный, он умел любить человека. Поэтому к нему так тянулись люди».

Марина Влади хотела поставить на его могиле упавший метеорит. Высоцкий прожил яркую, но короткую жизнь, сгорев в слишком плотной атмосфере советского государства. Он заплатил дорогую цену за то, чтобы оставаться собой - настоящим мужчиной.

В нашей стране он был Че Геварой, Джеймсом Дином и Джоном Ленноном в одном лице. Борцом за свободу, певцом, собиравшим стадионы, алкоголиком и наркоманом, талантливым актером, великим поэтом. Высоцкий никогда не был антисоветчиком, но у партийных чиновников даже упоминание его имени вызывало аллергическую реакцию. Высоцкому не давали сниматься в кино, заводили уголовные дела, первым вычеркивали из списков представленных к государственным наградам и званиям. О том, чтобы увидеть напечатанными свои стихотворения, поэт, которого сегодня ставят в один ряд с Пастернаком, и Бродским, даже не мечтал.

Главное преступление Высоцкого - то, что он был не таким, как все. Слишком свободным и сильным. Он остался единственным советским актером, игравшим героев, которых в наше время называли бы «мачо». Не колхозников, пролетариев или интеллигентных шпионов, а людей с животным магнетизмом и спокойной сдержанной силой.

Владимир Высоцкий принадлежал к поколению, которое всегда считало, что «опоздало родиться». Казалось, что после окончания Великой Отечественной войны в мире больше нет места подвигу. Возможно, именно здесь корни иногда немного показной мужественности Высоцкого. Поэт всю жизнь доказывал - пусть он родился слишком поздно, но он достоин тех, кто был на войне.

Владимир Высоцкий - детство, семья

Впрочем, войну Высоцкий как раз застал. Он родился 25 января 1938 года в 9 часов 40 минут утра в роддоме на Третьей Мещанской (теперь - улица Щепкина). Первые годы жизни он провел в том же районе Москвы, на Первой Мещанской, в здании бывшей гостиницы «Наталис», поделенном на коммунальные квартиры.

Еще в детстве у Высоцкого обнаружили «шумы в сердце», поэтому позже его признали негодным к военной службе. Но многие из родственников Высоцкого были тем или иным образом связаны с армией - не случайно у него так много песен о войне, о солдатах и летчиках. Военными, например, были братья матери Высоцкого - Сергей и Владимир.

Летчик-испытатель Сергей Серегин в предвоенные годы командовал эскадрильей. Но в 1939 году его арестовали, обвинив в том, что во время аварийной посадки Сергей больше беспокоился о жизни членов экипажа, чем о сохранности самолета. А его брат Владимир был военным связистом. Он-то и познакомил сестру Нину со своим сослуживцем - Семеном Высоцким.

Родители Владимира Высоцкого прожили вместе недолго. В 1941-м Семен Высоцкий ушел на фронт. Это было одним из первых воспоминаний маленького Володи. Он так хотел поехать вместе с отцом на войну, что его не стали отговаривать и разрешили сесть в вагон вместе с Семеном Владимировичем. Но перед отправлением Володю позвали погулять по перрону, и поезд ушел без него. Мальчик так расстроился, что его пришлось нести на руках.

Семен Владимирович больше не вернулся в дом на Первой Мещанской. Во время войны он познакомился с Евгенией Степановной Лихалатовой, работавшей в Главном управлении шоссейных дорог НКВД, и, придя с фронта, поселился у нее на Большом Каретном.

Но пока до этого было еще далеко. Нина Максимовна и Володя дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы, прятались в бомбоубежище. Потом в биографии Высоцкого были два года эвакуации в уральском селе: спиртзавод имени Чапаева, где работала Нина Максимовна, бревенчатая изба, сорокаградусные морозы. Володю пришлось отдать в детский сад на шестидневку. Придя однажды домой, он сказал: «Счастье - это когда в манной каше нет комков».

В 1943-м они вернулись в Москву. А через два года Володя пошел в школу. Учился он хорошо, но отличником не был - много хулиганил, передразнивал одноклассников и учителей, писал на уроках какие-то стихи и басни. Высоцкого считали талантливым лентяем - такие обычно есть в каждом классе. Как-то в начальной школе учительница выгнала его с урока. Володя, собрав вещи, пошел в параллельный класс: «Теперь я буду учиться у вас».

В 1946 году родители Высоцкого официально развелись. Нина Максимовна снова вышла замуж, но отношения с отчимом у Володи, мягко говоря, не сложились. Поэтому, когда Семен Владимирович получил назначение в Группу советских войск в Германии, было решено, что Владимир отправится вместе с отцом и его новой женой.


Биографию детских лет Высоцкого сложно назвать несчастливой. Просто оно было каким-то неустроенным: мать и отчим, отец и мачеха, постоянные переезды - любой ребенок запутается, где его настоящая семья. Хотя жизнь в Германии любому его ровеснику должна была казаться сказкой: отдельная трехкомнатная квартира, сшитая специально для Володи военная форма, подаренный отцом велосипед. Правда, на этом велосипеде он катался недолго - отдал жившему по соседству немецкому мальчишке. Семену Владимировичу Володя объяснил: «У меня есть ты, а у него отец на фронте погиб».

Таких историй из детства Высоцкого существует множество. Если бы речь шла о другом человеке, их можно было бы счесть плодом фантазии его биографов - о великих людях полагается писать, что они и в детстве были умными, добрыми и смелыми. Но в историю с велосипедом нельзя не поверить: Владимир и спустя много лет, не задумываясь, раздаривал свои вещи. Так же как нельзя не поверить и в то, что пару лет спустя, на подмосковной даче, он подговорил друзей отвязать соседскую лодку и дать ей уплыть по реке. Мальчишки отомстили жившей в поселке семье врачей, которые отказались помочь заболевшему ребенку.

К тому времени Высоцкий уже снова жил в Москве - в квартире на Большом Каретном, вместе с Семеном Владимировичем и Евгенией Степановной. Дворовая компания сперва не приняла чужака, которого прозвали «американцем» - за яркую заграничную куртку. Володе пришлось привести друзей с Первой Мещанской и «объяснить, кто здесь американец».

Там, на воспетом Высоцким Большом Каретном, формировался его кодекс поведения. Не задумываясь, лезть в драку, если кто-то попытается оскорбить. Защищать слабых. Никогда не предавать друзей. У компании Высоцкого был даже собственный устав. Например, друзья поклялись относиться к женщинам не «по-товарищески», как предписывалось в то время Уставом комсомола, а по-рыцарски.

Ирэн Высоцкая, двоюродная сестра Владимира, вспоминает биографию того времени: «Ему почти шестнадцать... счастливая пора пробуждения чувств, первых встреч. Одной из таких первых романтических привязанностей Володи стала юная родственница нашего соседа, известного закарпатского художника Эрдели, на редкость красивая девушка. Так и вижу: она стоит по одну сторону забора, разделяющего наши дома, он - по другую. Беседы тянутся за полночь. И уже тогда, в этих робких ухаживаниях проявляется столь присущее ему на протяжении всей жизни рыцарственное, уважительное отношение к женщине: будь то мать, любимая, любой близкий или даже посторонний человек...»

Дворовый кодекс чести Большого Каретного чем-то походил на жесткие правила, по которым жили герои уличных мальчишек - уголовники и политзаключенные, вернувшиеся из лагерей. «Блатной» в кепке и с фиксой для многих был примером настоящего мужчины. Не из-за грабежей и убийств, а потому что постоянно рисковал своей жизнью и не терял чувства собственного достоинства.

Владимир Высоцкий тоже не мог остаться в стороне от этой блатной романтики. Не случайно его первые песни были пародиями и подражаниями душещипательным уголовным романсам. Хотя уже тогда они, как правило, получались гораздо лучше оригиналов.

Владимир Высоцкий - учеба

Игорь Кохановский - автор песни «Бабье лето», которую долго приписывали Высоцкому, - научил Володю простейшим гитарным аккордам. Анатолий Утевский познакомил его с актером Сабининым, который в свою очередь привел Высоцкого в театральный кружок Владимира Богомолова. В то время Высоцкий заканчивал школу и уже точно знал, что хочет стать артистом. Но поступать в театральный ему запретил отец. Семен Владимирович считал, что сын должен сначала получить «нормальную профессию». Высоцкий и Кохановский решил пойти в инженерно-строительный - МИСИ. Но рисовать чертежи и делать расчеты Владимиру категорически не понравилось. Промучившись весь первый семестр, перед зимней сессией он забрал документы из института.

На следующий год Высоцкий поступил в школу-студию МХАТ. Это оказалось непросто - некоторые члены комиссии считали его «профессионально непригодным» из-за хриплого голоса. Высоцкий и в остальном был мало похож на богемных юношей и девушек, учившихся в театральном. Он всегда отличался от остальных, но именно это и привлекало многих девушек -даже старшекурсниц, обычно не обращавших внимания на новичков. Учившаяся тогда на третьем курсе Иза Жукова говорила, что Высоцкий уже тогда был «по-особенному ярок. В свои девятнадцать лет он был мужчиной по-настоящему, по-большому, по-крупному. Так что не случайно многие девушки нашего курса, как говорится, положили на него глаз. Была и я среди них».

Владимир Высоцкий - личная жизнь

С Изой Владимир познакомился на вечеринке. За ней тогда ухаживал молодой преподаватель, но Высоцкого это не смутило. Он просто взял ее за руку и ушел с вечеринки вместе с ней. Осенью 1957-го они поселились на Первой Мещанской, где жила мама Высоцкого: с отцом после своего ухода из МИСИ он почти не общался.

Брак этот долго не продлился: через четыре года Владимир и Иза расстались. Высоцкий никогда не относился к своей женитьбе, личной жизни серьезно. Когда они с Жуковой пришли подавать заявление в загс, им начали объяснять, как заполнить бланки. Владимир засмеялся: «Это вы невесте объясняйте. Я в этом ничего не понимаю».

К тому же Высоцкий, как он пел в одной из песен, слишком «любил и женщин, и проказы». Пока Жукова работала в ростовском театре, Владимир, как он сам говорил, «влюбился в самую красивую актрису Советского Союза» - Людмилу Абрамову. «Когда я приехала в Ленинград на съемки, - вспоминала Людмила, - меня оформили, но зарплату выдать не успели. И вскоре я самые последние деньги истратила в ресторане гостиницы «Европейская».

Поздно вечером я поехала в гостиницу, ребята меня провожали. У каждого оставалось по три копейки, чтобы успеть до развода мостов доехать на трамвае на ту сторону Невы. А я, уже буквально без единой копейки, подошла к гостинице - и встретила Володю. Я его не знала в лицо, не знала, что он актер. Увидела перед собой выпившего человека. И пока я думала, как обойти его стороной, он попросил у меня денег. У Володи была ссадина на голове, и, несмотря на холодный дождливый ленинградский вечер, он был в расстегнутой рубашке с оторванными пуговицами. Я как-то сразу поняла, что этому человеку надо помочь».

Абрамова отдала Высоцкому старинный перстень, чтобы он оставил в качестве залога в ресторане. Владимир затеял там драку и должен был заплатить за разбитую посуду и сломанную мебель.Через несколько часов Высоцкий пришел в номер Людмилы с гитарой и бутылкой коньяка: «На сдачу дали».

Всю ночь он пел Абрамовой песни - свои и чужие, - а под утро неожиданно предложил выйти за него замуж. Людмила согласилась. Спустя год у них родился сын Аркадий, а еще через два года - Никита.

Владимир знал, что его голос действует на женщин безотказно. Сценарист Эдуард Володарский вспоминал: «Когда он начинал петь, все девки были его! С ним даже по бабам неинтересно было ходить. Только запоет - все его. Думаешь: а что ты здесь делаешь, дурак! Могучий голос, завораживающий намертво... В нем мужик сидел мощный...»

Владимир Высоцкий - начало актерской карьеры, театр

Однако в театре для этого «мощного мужика» долгое время просто не находилось ролей соответствующего накала и масштаба. Высоцкому приходилось играть Лешего в «Аленьком цветочке», каких-то эпизодических персонажей в спектакле с названием «Свиные хвостики». После окончания школы-студии МХАТ Владимир сменил не одно место работы.

Лишь в 1964 году, сразу после появления на свет второго сына, в творческой биографии Высоцкого появился Театр на Таганке. 19 сентября Высоцкий уже играл у Любимова роль Второго Бога в спектакле «Добрый человек из Сезуана». Это было только начало - потом последовали роли Галилея, Гамлета, Хлопуши, Лопахина. Все они - даже Гамлет, которого до того момента было принято изображать бледным женоподобным юношей, - в исполнении Высоцкого были в первую очередь мужчинами. Как считал сам актер, «Шекспир написал мужчину. Время было жестокое, люди ели мясо с ножа, спали на шкурах».

Те, кто видел Высоцкого на сцене, не удивлялись тому, что он мог покорить почти любую понравившуюся ему женщину, - ведь он часами фактически гипнотизировал сотни зрителей.

Коллега Владимира Высоцкого по Театру на Таганке, вспоминала: «Он обладал удивительной энергией, которая, саккумулировавшись на образе, как луч сильного прожектора, била в зал. Это поле натяжения люди ощущали даже кожей. Я иногда специально заходила за его спину, чтобы не попадать под эту сокрушающую силу воздействия...»

Невысокий и худощавый Высоцкий на сцене преображался. Он казался великаном, сверхчеловеком. Несмотря на свой небольшой рост (около 170 сантиметров) и стройную фигуру, Высоцкий был отличным спортсменом и старался поддерживать хорошую физическую форму. Он любил произвести впечатление на девушек, поднимаясь на руках по лестнице или делая сальто. Высоцкий мог даже станцевать несколько па на вертикальной стене.

Елена Садовникова, работавшая в институте Склифосовского, рассказывала: «Сложен Володя был просто изумительно. Как врач, я многих людей перевидала, но такого ладного, красивого, сильного тела не было ни у кого».

Но физическая сила - это далеко не все. Гораздо важнее была сила внутренняя - ее ощущал каждый, кто видел Высоцкого в театре или на экране. Он не просто играл роли скалолазов, американских морских пехотинцев, геологов, следователей. Владимир Высоцкий проживал их жизни - и пел о них песни. Многие его произведения начинаются с местоимения «я» - и каждый раз это было другое «я».

В СССР долгое время мало кто знал настоящую биографию Высоцкого - каждый рассказывал свою легенду. Кто-то воевал вместе с ним, кто-то сидел в лагере, кто-то поднимался на Эльбрус. В любом городе можно было встретить человека, который в подробностях пересказывал обстоятельства своей встречи с Высоцким-зэком или Высоцким-дальнобойщиком и отказывался верить, что автор знаменитых песен - московский актер, любивший дорогие машины и красивые вещи.

Вот как описывала Владимира Высоцкого та же Алла Демидова: «Он купил себе коричневую куртку с меховыми вставками, синтетическими, и был так горд этим, и все время ходил к зеркалу и все время смотрел на себя... У него была любимая красная тенниска шелковая, которая обтягивала его бицепсы, грудь широкую. И обувь всегда была очень ладная, вычищенная, с хорошей подошвой. Эстетически это любил... Один раз он на каком-то нашем очередном юбилее неожиданно пришел в прекрасном синем блейзере, с золотыми пуговицами. Все застонали от неожиданности и восторга. Он на это и рассчитывал».

Однако Высоцкий никогда не был просто «пижоном». Когда у его последней жены, спросили, почему она не нашла себе мужа во Франции, та ответила: «Там - шарман, а здесь - мужик». Французская актриса русского происхождения, оказавшись в Москве, впервые увидела Высоцкого на репетиции «Пугачева»: «На сцене неистово кричит и бьется полураздетый человек. От пояса до плеч он обмотан цепями. Ощущение страшное».


Позже они с Высоцким оказались в одной компании в ресторане ВТО. «Наконец-то я вас встретил», - сказал он актрисе, а потом весь вечер объяснялся ей в любви. Марине долгое время казалось, что она не испытывает к Владимиру никаких чувств: симпатичный и талантливый молодой человек, не более того. Но вернувшись в Париж, услышала от мамы: «Да ты влюблена, моя девочка». И поняла, что это правда.

Через год Высоцкий расстался с Абрамовой. Начался долгий, изматывающий роман с Мариной Влади. Она приезжала в Советский Союз по туристическим путевкам, встречалась с Высоцким на квартирах друзей, ездила с ним на гастроли. Только 1970 году Влади наконец вышла за него замуж.

Зная, что Владимир не сможет жить за границей, Марина была сама готова навсегда переехать в СССР, забрав с собой детей от первого брака. Высоцкий тогда решил обзавестись собственным домом: «Решил купить себе дом. Тысяч за семь... Марина подала эту идею... Дом я уже нашел, со всеми удобствами, обыкновенная деревянная дача в прекрасном состоянии, обставим ее... У меня будет возможность там работать... Марина действует на меня успокаивающе...»

Владимир действительно начал строить дом - на территории дачного участка Эдуарда Володарского. Но закончен он был только весной 1980-го, незадолго до смерти поэта.

Высоцкому и Марине Влади приходилось жить то у друзей, то на съемных квартирах, то в гостиницах. Но привыкшая к роскошной жизни француженка не жаловалась на неустроенный быт. Встретив русского «мужика», Марина Влади, которую на самом деле звали Марина Владимировна Полякова-Байдарова, на поверку оказалась простой русской женщиной.

По воспоминаниям Людмилы Чурсиной, Марина, выйдя замуж за Высоцкого, «слегка располнела, платье на ней немножечко расползлось по швам, туфельки, наверное любимые, новизной не отличались, а волосы по-простому распущены. Но она была так естественна и прекрасно себя чувстовала!..»

Однажды на съемках, как рассказывала одна из знакомых Высоцкого, Владимир попросил Марину сходить за пивом: «Она повязала голову каким-то платочком, взяла самый обыкновенный бидончик и пошла в ближайшие бани, где торговали хорошим пивом».

К тому времени Высоцкий уже был серьезно болен. Все его попытки вылечиться от алкоголизма были безрезультатны. Владимир проходил через самые мучительные процедуры, включая «очищение крови», но через несколько недель или даже дней снова срывался в запой. Марина Влади писала: «...Твое состояние начинает наконец беспокоить собутыльников. Сначала им так приятно быть с тобой, слушать, как ты поешь... Но всегда наступает время, когда, наконец уставшие, протрезвевшие, они видят, что вся эта свистопляска оборачивается кошмаром. Ты становишься неуправляем, твоя удесятеренная водкой сила пугает их, ты уже не кричишь, а воешь». Марина однажды даже «зашилась» вместе с Высоцким, чтобы его поддержать.

Марина Влади была далеко не единственной женщиной, помогавшей поэту и опекавшей его. Сказать, что Высоцкий был обязан всем, чего добился, представительницам прекрасного пола, было бы, конечно, неправдой. Но женщины действительно всегда старались ему помочь.

Поклонницы Высоцкого, работавшие на киностудиях, рекомендовали актера на роли и «проталкивали» его песни в фильмы. Стюардессы уговаривали летчиков задерживать ради него рейсы. Телефонистки однажды в течение нескольких дней обзванивали все гостиницы Рима, чтобы разыскать для Высоцкого Марину Влади, которая была тогда в Италии на гастролях. Даже Галина Брежнева, дочь генерального секретаря, всегда старалась помочь ему, чем могла.

Американка Барбара Немчик, жена Валерия Янкловича, одного из друзей Владимира Высоцкого, вспоминала: «С женщинами он обращался гениально! Если это была молодая девушка, то Володя начинал к ней тактично «приставать», а если солидная женщина в возрасте, - говорил уже совершенно по-другому: очень вежливо и внимательно».

Высоцкий действительно умел ухаживать по-разному. Он часто любил изображать «приблатненного паренька из Подмосковья», настойчиво требуя внимания понравившейся женщины. Но однажды, увидев, как из подъезда выходит юная шестнадцатилетняя девушка в нарядном белом платье, которая, видимо, в первый раз пошла то ли на танцы, то ли на свидание, Владимир просто подошел, поцеловал ей руку и тихо сказал: «Как вы сегодня прекрасны».

А Фаина Раневская знала совсем другого Высоцкого. Одно время они вместе работали в театре. Подойдя однажды к доске объявлений,- Раневская увидела несколько десятков приказов, в которых Владимиру Высоцкому объявляли выговоры за различные нарушения дисциплины. «Кто же этот бедный мальчик?» - огорченно спросила актриса. Стоявший рядом невысокий стройный юноша тихо ответил: «Я». С тех пор Фаина Георгиевна взяла над Высоцким шефство и постоянно заступалась за него перед начальством.

Владимир Новиков, автор биографии Владимира Высоцкого, тем не менее утверждает, что на самом деле поэт обычно «предпочитал мужскую компанию женскому обществу». Утверждение, конечно, спорное. Однако женам Высоцкого действительно казалось, что друзья всегда были для него на первом месте. Ведь для настоящего мужчины дружба - это святое.

Правда, после смерти Высоцкого оказалось, что у него было несколько десятков «лучших друзей». Возможно, все эти люди действительно часто общались с ним, но нельзя забывать, что поэт, особенно в последние годы, был крайне неразборчив в знакомствах.

Он, конечно, дружил со своими коллегами - с Валерием Золотухиным, Всеволодом Абдуловым, Иваном Бортником, Олегом Далем. Но Высоцкого всегда притягивали люди с необычными биографиями - капитаны дальнего плавания, летчики-испытатели, альпинисты. Сильные, смелые - такие же, как он сам. Или, по крайней мере, каким хотел себя видеть сам Высоцкий.

На Большом Каретном его старшим другом, учителем и кумиром был Левон Кочарян. Лева, как его все называли, закончил юрфак, работал в МУРе, а потом стал режиссером на Мосфильме. Один из коллег Кочаряна рассказывал о Левоне: «Он был человеком незаурядных возможностей и колоссальной воли. Он умел все: чинить вещи и ломать препятствия, готовить изысканные кушанья и есть фужеры из стекла, ловить страшных бандитов и с особенно страшными дружить, вести ученые беседы и драться головой, быть нежным и внимательным к друзьям и беспощадно жестким с врагами».

Таким же другом, а возможно, в чем-то и учителем, стал позже для Высоцкого Вадим Туманов. Он был одним из немногих, с кем поэт мог дружить «на равных». На момент их встречи Туманов, когда-то служивший штурманом на Северном флоте, был золотоискателем. Восемь лет он провел в лагерях «за антисоветскую агитацию и пропаганду», которые заключались в увлечении Маяковским, и Вертинским - при обыске у него конфисковали несколько десятков пластинок.

Высоцкий видел в Вадиме Туманове человека, которому довелось пережить то, чего не было в судьбе самого поэта, и считал за честь называть себя его другом.

Возможно, алкоголь был для Высоцкого «пропуском» в ту жизнь, которой жили его друзья и кумиры, - полную приключений и опасностей. Для окружающих он был героем и суперменом, но самому поэту хотелось большего. А может быть, Высоцкий, постоянно находившийся в атмосфере запретов и цензуры, таким образом пытался дать выход своей энергии, своим страстям. Ничего другого ему уже не оставалось: И, улыбаясь, мне ломали крылья, Мой хрип порой похожим был на вой, -И я немел от боли и бессилья, И лишь шептал: «Спасибо, что - живой».

Постепенно Высоцкий превращался из алкоголика в наркомана. Впервые он попробовал наркотики в середине 70-х. Во время гастролей какая-то женщина рассказала ему, что ее муж выходит с их помощью из запоев. Высоцкий решил последовать этому примеру - и скоро не мог уже обходиться без укола ни дня. Благодаря своим связям он мог достать любой запрещенный препарат.

Многие, кто видел его на сцене в последние годы, говорили о его «стеклянных» глазах - Высоцкий уже не мог играть без «допинга». В 1977-м его увезли в больницу прямо со спектакля «10 дней, которые потрясли мир». Роль Керенского за него доигрывал Золотухин. У Высоцкого обнаружили отек мозга. Печень и одна почка были разрушены. Врачи объявили, что при таком образе жизни его ждет смерть или умственная неполноценность.

Высоцкий как будто пытался ощутить вкус жизни, методично разрушая себя. В конце семидесятых, вспоминал Валерий Золотухин, Владимиру иногда казалось, что он видит свою жизнь со стороны - словно смотрит кино. Фильм про знаменитого актера, певца, собирающего стадионы, русского мужика, женившегося на французской киноактрисе и путешествующего по всему миру.

Даже голливудские звезды не могли устоять перед его обаянием. Лайза Минелли и Натали Вуд на одной из вечеринок как завороженные слушали песни Высоцкого, сидя у его ног. Марина Влади ревновала: «Лиза Минелли, с ее огромными, во все лицо глазами и накладными ресницами, бросает на тебя плотоядный взгляд».

Конечно, с поездками за границу все было не так уж просто, но благодаря жене-француженке Высоцкий все-таки стал «выездным». Теперь он мог ходить вместе с Михаилом Шемякиным по марсельским портовым кабакам, мог купить себе в Германии «мерседес». Однако оставаться за границей Владимир не собирался. Там он был никому не нужен. Высоцкий был не просто Настоящим Мужчиной - он был Настоящим Русским Мужчиной. Пусть у него выходили пластинки во Франции, пусть даже сам признавал: «Он лучше меня. Он не поет -он выблевывает». Все равно самим собой Высоцкий был лишь на родине.

Владимир Высоцкий - уход из жизни, смерть

Но жить в Советском Союзе он тоже был больше не в состоянии. Властям не нужны были герои. Высоцкого начали медленно и методично убивать. Да и сам поэт, казалось, изо всех сил приближал свой конец - алкоголем, наркотиками, бешеным ритмом жизни, когда он спал по три-четыре часа в сутки. То, что он дожил до сорока двух лет, уже было чудом.

Смерть наступила рано утром 25 июля 1980 года. Официальный диагноз - инфаркт миокарда. Изношенный организм в конце концов отказал. В последние дни перед смертью он почти не вставал с кровати и кричал от боли. Но все равно отказывался ложиться в больницу. Говорил, что 27 июля ему надо играть «Гамлета», а 29-го - лететь в Париж к Марине Влади. Хотя все, кто видел тогда Высоцкого, вспоминают, что он постоянно говорил о скорой смерти. Возможно, он просто не хотел больше жить, не хотел, чтобы его спасали.

Никаких объявлений по радио и телевидению в тот день, конечно, не было, но к вечеру о смерти Высоцкого уже знала вся Москва. 28 июля тысячи людей потянулись на Таганку. В театре прощались с Владимиром Высоцким - поэтом, певцом, музыкантом, актером. Героем, который считал, что «опоздал родиться», но все-таки погиб на войне - на своей собственной необъявленной войне.