Олег Григорьевич МИТЯЕВ . Заслуженный артист России, лауреат Национальной российской музыкальной премии «Овация», лауреат песенных фестивалей.

Родился 19 февраля 1956 года в Челябинске. Отец – Митяев Григорий Степанович (1927–1982), рабочий Челябинского трубопрокатного завода, родом из крестьян Курской губернии. Мать – Митяева Лидия Яковлевна (1925 г. рожд.). Супруга – Есипенко Марина Николаевна (1965 г. рожд.). Сыновья: Сергей (1981 г. рожд.), Филипп (1984 г. рожд.), Савва (1998 г. рожд.). Дочь – Дарья (2000 г. рожд.).

Детство Олега Митяева прошло в Ленинском районе Челябинска, рядом с трубопрокатным заводом. Все его воспоминания того периода удивительно светлые, имеют оттенок желтого, яркого, солнечного дня – это и желтые здания, и парусиновые туфли, и льняная одежда. В 1963 году Олегу исполнилось 7 лет – это лето стало для него самым беззаботным, длинным и желтым, после которого он пошел в школу. Митяевы жили на берегу озера, и в их дворе спасти тонущего человека не считалось подвигом: в возрасте от 7 до 13 лет Олег спас 7 человек. Летом он спал на балконе, видел красоту природы, и мальчику казалось, что все так живут. Это были удивительные времена с играми, рыбалками, порками за то, что без разрешения купался, или вырезал ромбики на новых занавесках.

В том году Олег Митяев поступил в начальную школу № 59, в 1967 году перешел в среднюю школу № 55, а в 1969 году – в среднюю школу № 68. Если бы в детстве Олега спросили, кем он хочет стать, он, не задумываясь, ответил бы: «Собаководом», – потому что тогда еще не знал, что эта профессия называется кинолог. Но это не помешало мальчику приручить всех собак в округе. С ними он сразу находил общий язык – кормил, строил будки, а зимой собаки на лыжах возили его по озеру. Когда приезжали «отловщики дворняг», Олег делал большое тимуровское дело – собирал всех собак и прятал.

В семье Митяевых практиковалось уважительное отношение друг к другу. Олег благодарен своей маме за правильное воспитание – иногда он мог выйти, громко хлопнув дверью, но тут же получал нагоняй. И для Митяева это оказалось полезно, потому что в дальнейшем он научился держать себя в руках. Лидия Яковлевна приучила сына помогать по дому – он всегда понимал, что раз в неделю должен вымыть полы, вытрясти половики и обязательно мыть за собой посуду. В их дворе жили лихие ребята – в дальнейшем кое-кто проявил свою лихость, став восьмикратным чемпионом мира по хоккею, как Сергей Макаров или Сергей Стариков; некоторые, не менее талантливые, попали в тюрьму. Родители тщательно следили за Олегом, даже юношеские попытки закурить тут же пресекались. В детстве Митяев насмотрелся ковбойских фильмов, а потом, заточив все столовые ножи, тренировался в технике метания, бросая их в дверь кладовки. Занимался фотографией, печатал черно-белые карточки, считавшиеся одним из самых ценных подарков, которые тогда можно было сделать друзьям.

В юности Митяев увлекся песней, и ему уже тогда стала важна ее действенность.

В первый раз в 7-м классе взяв в руки гитару, он просто спел песню, которая ему нравилась, – «От меня до тебя шагать целый год – это в лучшем случае». Гитара начиналась, как у всех: выучили бой «восьмерочкой», еще не зная никаких аккордов, затем научились играть «Цыганочку», а потом пошли «маленькая звездочка», «большая звездочка», «барре», «Гимн восходящему солнцу» и весь набор тех лет: «Синий-синий иней», авторские песни, музыка «Битлз».

Из-за любви к песне «Марш монтажников» Олег Митяев поступил в монтажный техникум Челябинска. Тогда он думал: «Вот это работа! Вот это жизнь!» Но потом, когда столкнулся с сопроматом и другими точными науками, загрустил и ходил на занятия, очень четко понимая, что все это не его. К тому же ездить на занятия приходилось к 8 часам утра через весь морозный Челябинск. Тогда Митяев сформулировал: «Надо брать себя в руки. Если я сейчас не привыкну работать, то все пойдет прахом...» – вставал в 5 часов утра, шел в бассейн, потом ехал на строительно-монтажный участок, где его ждали заскорузлая роба и звенящее от мороза железо. Во время обеда ложился спать на фуфайках в вагончике, затем поднимался и вновь работал, после чего бежал на тренировку. В 1975 году Олег Митяев окончил техникум по специальности техник-электрик («монтаж электрооборудования промышленных предприятий»), еще полгода работал электромонтажником в «Южуралэнерго», по-прежнему увлекался плаванием, – даже получил 1-й разряд. А потом ушел в армию.

С 1975 по 1977 год служил в Москве в охране адмирала флота Советского Союза.

После окончания службы Митяев поступил в Челябинский институт физкультуры. За отличную учебу получал Ленинскую стипендию. Учебу совмещал с работой электрика и художника – постоянно делал стенгазету, благодаря чему научился неплохо писать пером. Одновременно подрабатывал дворником. Олег уверен в том, что благодаря профессии, в которой заложено сочетание физического труда с общением с природой, можно воспитать гармонически развитую личность. Дворник – это человек, приводящий планету в порядок, у которого днем еще остается время почитать, сходить в библиотеку или кино. В пору студенчества часто проходили комсомольские собрания, и Митяев использовал свой темперамент, чтобы поднять народ, провести субботник, а «на картошке» придумывал игры, старался завести всех, и ребята откликались, боролись за победу.

В пионерском лагере, где работал Олег, ему показали песни Юрия Визбора и Владимира Ланцберга. Открылся огромный пласт, которым он долгое время заслушивался. В то время песни этих авторов были чрезвычайно популярны, и Митяев сам увлекся самодеятельной песней.

С 1978 года он начал писать и исполнять свои песни, пел в дуэте с Петром Старцевым. После окончания 1-го курса они поехали отдыхать на Ильменское озеро под Миассом, и поразились необычному зрелищу – стоял теплый июньский вечер, все побережье было усыпано кострами и палатками, люди пели под гитару. Царила необыкновенная атмосфера – всю ночь Олег с Петром бродили от костра к костру, слушали песни, купались. На следующий год Митяев решил обязательно приехать и попробовать что-то спеть, но знал, что будет сильно волноваться. Еще учась в монтажном техникуме, на конкурсе художественной самодеятельности Олег с товарищами исполнил песню «Там вдали за рекой». Баянист стоял за кулисами, потому что играл в своей тональности, а ребята пели каждый в своей. У Митяева дрожала левая коленка, и всю песню он думал: «Ведь видно, как дрожит!» – а положить на нее руку было нельзя, так как исполнители стояли держа руки за спиной.

Но очень хотелось спеть на фестивале авторской песни. Сначала Олег с Петром долго репетировали, а потом решили выступить – пришли в общежитие института физкультуры, на первом этаже постучались в первую попавшуюся комнату, объяснили, что подготовили две песни на фестиваль и хотели бы попробовать их спеть. Преодолевая волнение, исполнили подготовленную программу, но поначалу эффект оказался вялый. Ребята постучали в соседнюю комнату и повторили всю процедуру, потом еще в одну, и на пятом этаже уже спокойно, без стука заходили в комнату и говорили: «Садитесь, мы споем вам две песни». Волновались уже меньше, атмосфера института физкультуры не позволяла сдаваться. На фестивале этот приобретенный автоматизм позволил им спеть перед пятитысячной аудиторией под открытым небом, и им дали грамоты за душевное исполнение.

Для того чтобы снова приехать на фестиваль, как-то весной, на лекции по плаванию, Митяев написал песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

По воспоминаниям Городницкого: «На одном из фестивалей бардовской песни на сцену вышел высокий, немного стеснительный парень с длинными волосами и запел “Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно” – так сразу, с первой песни, очень скоро ставшей знаменитой, вошел в бардовскую среду Олег Митяев. Уже через четыре месяца после первого исполнения этой песни с разных концов страны стали приходить известия, что ее поют. Митяев поначалу не поверил в такой успех, и, конечно, не было пределов гордости, когда в 1980 году он слушал ее в Челябинске в исполнении трио имени Валерия Грушина из Самары. Потом Олег случайно услышал, как ее пели стройотрядовцы на вокзале. Митяев стоял рядом, а они не знали, что случайный слушатель – ее автор. Вторая песня Митяева – “Волшебный дом”, появилась только через год после первой, когда у Олега родился сын. Эта песня – первоначальный набросок к той картине жизни, которую пытается в своих песнях создать автор, – реальности, где прекрасное соседствует с неприглядным, а к истине приходится продираться сквозь тернии ошибок».

В 1981 году Олег Митяев с отличием окончил институт по специальности тренер по плаванию, работал преподавателем кафедры плавания, освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ, а с 1983 года – солистом музыкальной группы в Челябинском торговом центре, заведующим клубом в пансионате «Сосновая горка». В 1984 году Митяева пригласили на работу артистом Челябинской областной филармонии.

В том же году журнал «Смена» напечатал песню Митяева «Кино», и Олегу до сих пор памятна его первая публикация в конкурсе «Одного стихотворения». Тогда ему казалось, что вся его жизнь должна измениться, заискриться, должен открыться какой-то другой мир. В 1986 году судьба привела Олега Митяева в ГИТИС, на режиссерский факультет. И хотя сильная страсть к лицедейству зародилась давно, без гитары Митяев вряд ли бы на это отважился. Но у него есть железное правило – если чего-то очень хотел и не попробовал добиться, позже будешь клясть себя за нерешительность. Поэтому когда Олег ехал в Москву, он все время настраивал себя: «Не в ПТУ поступаешь, ну, завалишь, ничего». На первый экзамен пришло около 300 человек, после него осталось девять – и в такой массе отсеиваться было не так обидно. Но Митяев оказался в числе девяти. Учиться оказалось трудно и интересно. Во время сессии студенты работали с утра до ночи: полдня занимались общими предметами, а потом до поздней ночи с самых азов постигали актерское мастерство, режиссуру. В ГИТИСе Митяев встретился с Михаилом Евдокимовым – они вместе оттачивали свое мастерство в курсовых спектаклях, а потом Олег снялся в нескольких кинокартинах в образе человека с гитарой.

В 1986 году целая сборная лидеров авторской песни страны впервые выступала на сцене Дворца спорта в Лужниках. Тогда переполненный зал впервые увидел Олега Митяева – застенчивого дебютанта – с двумя песнями. «Как здорово» сразу тянула на новый бардовской гимн, а вторая – «В осеннем парке городском» – была тоже тепло принята слушателями. Сейчас все туристы, причем не только в России, но и за рубежом, прекрасно знают: Олег Митяев – это «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». Эта песня – один из гимнов бардовского движения, а некоторые считают ее единственным гимном. Когда с проектом «Песни нашего века» музыканты прилетели в Тель-Авив, в аэропорту к Олегу подошли люди и сказали, что песню «Как здорово…» они поют каждый день, когда собираются возле синагоги, и она переведена на иврит.

В 1987 году Митяев познакомился с гитаристом и аранжировщиком Константином Тарасовым и выступал вместе с ним до 1998 года. С Тарасовым, как аранжировщиком и вторым гитаристом, они записали три пластинки и три компакт-диска. В 1988 году Митяев, являясь членом клуба самодеятельной песни «Моримоша», получил письмо от Окуджавы . Оказалось, что Булат Шалвович, посмотрев телепередачу с песнями Митяева, позвонил на телевидение, взял его адрес и написал. Послушав первые песни молодого автора, Булат Окуджава сказал: «У Олега Митяева есть неукротимое стремление совершенствоваться, работать над собой. А это иногда важнее, чем неизменно ровный, средний, хороший уровень. Когда работа не прекращается – значит, зреет открытие». Олег ответил на это замечательное письмо, а через некоторое время они встретились в Переделкино. Митяев с Тарасовым после каждого визита уходили от Окуджавы возвышенными, спокойными, умиротворенными. Для Митяева прелесть общения с таким человеком заключалась не в приобретении каких-то конкретных уроков, а в том, что можно было просто побыть рядом с ним, почувствовать его атмосферу, подышать одним воздухом. В 1986 году состоялся знаменитый «Марш мира», собравший уникальную команду: Окуджава, Городницкий, Клячкин, Кукин, Суханов, Егоров, Долина… Митяев был потрясен такими встречами. Музыканты часто сидели у камина в разных городах, и эти времена стали для Олега незабываемыми.

В 1992 году с группой актеров Театра имени Моссовета О. Митяев и К. Тарасов участвовали в спектакле «Большой Владимир» (Митяев – в роли В. Маяковского, а Тарасов – как актер и автор музыки), премьера состоялась в Италии. С 1998 года Олег Митяев работал с аккомпаниатором, мультиинструменталистом и аранжировщиком Леонидом Марголиным, с ним он записал альбом «Крепитесь, люди! Скоро лето!», в записи принимали участие С. Манукян и группа «Ариэль». Вместе с Л. Марголиным Митяев также записал альбом «ЖЗЛ» и альбом на стихи И. Бродского и музыку Марголина, которые вышли в 2002 году.

Хотя слово «концерт» в привычном понимании к выступлениям Олега не совсем подходит. Его концерт – это чистая импровизация, песни зависят от настроения зала, а шутки и воспоминания – от интонации сказанного кем-то из зрителей слова. Митяеву нравится творить и выстраивать мостик к слушателям, чтобы люди верили рождаемому образу, чувствовали, что человек у микрофона старается говорить просто и понятно. Олегу важно, чтобы слова пелись, звучали. Главное – это не стихи, не музыка и даже не драматические способности выступающего, а гармония между всеми составными элементами. Часто он пишет на гастролях – просыпается в незнакомом городе и начинает записывать то, что давно зафиксировалось в сознании. Исполнитель Олег Митяев живет исключительно эмоциями, звуками, запахами, на этом построено его мироощущение – запоминать аромат состояния, а потом воскрешать его в словах и мелодиях. Митяев часто не пишет, а дописывает свои песни – ведь родиться они могут где угодно, это всегда получается спонтанно, и сам автор не может объяснить, как это происходит. Но всегда это последствие какого-то сильного впечатления, которое потом перерождается в песню, и главным критерием для Олега является естественность, он лирик по характеру. Олег Митяев учился в техникуме, двух институтах, перепробовал несколько профессий, пока не нашел себя. Он часто размышлял над этим и даже написал песню «Куда пойти учиться».

Когда Олег был мальчишкой, он любил на холодильнике «Мир» читать надпись справа налево и думал: «Ну, уж Рим-то мне никогда не увидать». Сложилось так, что Рим стал первым заграничным городом, куда попал исполнитель. После поездки на Универсиаду в составе концертной бригады с Лионом Измайловым и Евгенией Симоновой Митяева пригласили на концерты, организованные обществом по развитию советско-германских отношений. Выступали в Германии, Голландии, затем Митяев снова попал в Германию, но уже с Булатом Окуджавой – пара из ФРГ Карл и Гудрун Вольф, услышав запись «Марша мира 1986 года», пригласила их в Кёльн, на конференцию преподавателей. Немецкие друзья Митяева сделали прекрасный перевод его песен, а компакт-диск, записанный в Кёльне, напоминает Олегу медаль Ильменского фестиваля, воскрешая чувства, которые переполняли исполнителя от осознания того, что он держит в руках тяжелую желанную медаль, которая стала его первым серьезным результатом. Потом было турне по 40 городам Германии, где исполнители ни разу не выступали перед русской аудиторией. В университете в городе Мюнстере преподаватели и студенты, изучающие русский язык, сделали переводы стихов Олега Митяева – так появился материал для сборника. С гастролями Митяев объездил всю Россию и множество стран: США, Францию, Израиль, Италию и даже ЮАР, – где записал диск в зале Национального театра в Претории.

«У меня такое ощущение, что мне всегда было хорошо, – говорит Олег. – В каждом времени есть свои прелести. Мне кажется, что я одинаков, не меняюсь. Хотя понимаю, что это не так. В Челябинск каждый год приезжаю с концертами, иногда два раза в год. Если бы я там не появлялся, я бы долго не выдержал... Во сне я летаю над своим старым двором, вдыхаю забытые запахи, слушаю стрекоз и падаю в озеро. Все это отпечаталось в памяти. Думаю, когда буду умирать, буду вспоминать все это... Самого главного я достиг в момент рождения. Просто жить на белом свете – уже само по себе большое счастье. А остальное счастье заключается в умении устранять те мелочи, которые мешают тебе жить...» Олег все время думал, что он в отца, потому что внешне похож на него. А оказалось, что характер у него мамин – это какая-то особая душевная природа. Но понимать и чувствовать это Митяев начал только с годами. Раньше у Олега была мечта объехать весь мир, а когда сложился бешеный ритм поездок, он начал скучать по Челябинску, где остались брат, который работает механиком на трубопрокатном заводе, и мама.

Время – лучший арбитр, и оно за эти годы подтвердило, что творчество талантливого автора завоевало признание ценителей этого жанра не случайно. Уже первая песня, написанная и исполненная Митяевым, приобрела такую широкую известность, что молодому барду могли позавидовать маститые исполнители. Именно в органическом соединении слова и мелодии заключена особая притягательность песен Олега. В момент наивысшего подъема авторской песни, когда искушенных слушателей, казалось бы, уже ничем нельзя удивить, появился молодой автор из самой гущи ревностных ценителей этого жанра, который сумел своим искренним пением, удивительной гармонией музыки и слова дать слушателям то, чего они ждали. Так обычно и бывает – время рождает поэта. Митяев в своих песнях ведет повествование от лица рассказчика, и даже когда поет о событиях и явлениях горьких, черных, мрачных, его интонация все равно окрашена в светлые тона. Образ, который он создает на эстраде, – это наш современник – талантливый, ироничный, лиричный и думающий. Песни, написанные Митяевым, для многих слушателей становятся своими, а отличительной чертой исполнителя является обязательное присутствие оригинальной, запоминающейся мелодии.

Элем Климов сказал: «Мне посчастливилось близко знать Юру Визбора и Володю Высоцкого . Теперь судьба свела меня с Олегом Митяевым, который замечательно продолжает традиции в новом времени, в кардинально изменившемся обществе! Продолжает, но не подражает. У него своя интонация, своя музыка, свои стихи. Столько в них обаяния, грусти, лиризма, юмора, сколько добра! Не случайно у Олега такая большая аудитория и на родине, и за рубежом. Я к нему, к его творчеству отношусь с самым большим пристрастием».

Песни О. Митяева публикуются в сборниках авторской песни, в журналах «Кругозор», «Смена», «Юность», «Турист», «Кино», «Клуб и художественная самодеятельность» и многих других журналах, в разных городах страны. В журнале «Библиография» (1995, № 5) напечатана библиография О. Митяева из 134 наименований, не учитывающая зарубежную прессу. После 1996 года появились песни «Август», «Лето – это маленькая жизнь», «Крепитесь, люди! Скоро лето!», «Воскресенье», «Остров», «С.-Петербург», которые часто транслируются по Центральному телевидению. Олег Митяев снялся в фильмах: «Два часа с бардами» («Мосфильм»), «Игра с неизвестным» (Киностудия имени А. Довженко), «Сафари номер шесть» и «Убийца» (Свердловская киностудия).

С 1987 года выпущено 13 дисков и 4 видеофильма Олега Митяева. Его дискография включает следующие альбомы: «Песни Олега Митяева» (1987), «Все начиналось с буквы “Л”» (1988), «Давай с тобой поговорим» (1990), «Песни и стихи» (1993, Кёльн), «Светлое прошлое» (1994), «Теперь толкуют о деньгах» (1995), «Письмо из Африки» (1995, Претория), «Лето – это маленькая жизнь» (1996), «Крепитесь, люди! Скоро лето!» (1998), «Лучшие песни Олега Митяева» (1999), «Нелучшие песни Олега Митяева» (2000), «Ни страны, ни погоста...» (на стихи И. Бродского, 2002), «Небесный калькулятор» (2002), «Концерт в Кремле» (2003), «Запах снега» (2005).

Песни Митяева берут в свой репертуар многие профессиональные исполнители, в том числе ансамбль «Ариэль», Т. Гвердцители, А. Маршал, Л. Лещенко . Олег Митяев находится в центре движения авторской песни, участвует в работе жюри многочисленных фестивалей, в таких крупных проектах и акциях авторской песни, как «Марш мира», «Песни нашего века», вечера памяти Ю. Визбора, Б. Окуджавы. Митяев – почетный гость Ильменского фестиваля. Стали традиционными встречи барда с земляками в академическом Театре драмы, куда он ежегодно приглашается в числе именитых гостей на День рождения города.

У Олега Митяева вышло несколько сборников песен, в том числе книга «Песни» (М., 2000) – на сегодняшний день самое полное собрание его сочинений: стихи, ноты, записные книжки, коллекция записок из зала, множество фотографий. Кроме того, выпущены книги: «Непраздничные вещи» (2000, С.-Петербург, Фонд русской поэзии), «Травник» (2001, С.-Петербург, Фонд русской поэзии), «Светлое прошлое» (2001, М., Локид-пресс), «Вечная история» (2002, М., Издательский дом «Аргументы и факты»), «Давай с тобой поговорим» (2004, М., Эксмо), «Песни – книга 2» (2005, М., Биратор).

О. Митяев – заслуженный артист России, лауреат Национальной российской музыкальной премии «Овация» (2001), лауреат профессиональной премии «Золотой Остап» за наивысшие достижения в жанре сатиры и юмора, лауреат песенных фестивалей в Самаре, Владивостоке, Норильске и многих других городах страны в номинации «Автор-исполнитель», лауреат премий Фонда русской поэзии «Петрополь» (2000, 2002), член Союза писателей РФ. Награжден орденом «Меценат» за общественную и благотворительную деятельность на благо мира.

Детство и семья Олега Митяева

Родной город Митяева - Челябинск. Его мама была домохозяйкой, а отец – рабочим трубопрокатного завода. В семье никогда не было мата, все уважительно относились друг к другу. Когда мальчику было семь лет, он пошёл в школу. Сначала это была школа № 59, потом школа № 55, а заканчивал он уже 68-ую школу Челябинска.

По словам Митяева, к первому классу он оказался неготовым, совершенно не соответствуя нужному уровню, учился просто отвратительно, получая одни лишь двойки и колы. Школа казалась сплошным мучением, где радостными событиями были лишь перемены и каникулы. Только к восьмому классу ему удалось выйти на четвёрки и тройки в табеле.

В детстве Олег много времени возился с дворовыми собаками и даже мечтал по-детски, что будет «собаководом». Он приручал их, кормил, строил будки, прятал от отловщиков.

Двор был «бандитским» по самому настоящему, где было много шпаны и мордобоя. Хоккеист Сергей Макаров, ставший многократным чемпионом мира, и известный хоккеист Сергей Стариков выросли в том же дворе. Были среди ребят и те, кто позже оказался за решёткой.

Несмотря на то, что во дворе мальчик проводил много времени, родители за ним внимательно следили, и ни о какой попытке закурить не могло быть и речи, всё это тут же пресекалось. Мама была строгим человеком. Митяев вспоминает, что если он позволял себе выйти из дома, громко хлопнув дверью, всегда получал за это от матери. За это он ей очень благодарен, так как она научила его контролировать себя, быть сдержанным.

Увлечение гитарой началось у Олега, как и у многих в то время. Он пытался играть даже без знания аккордов. «Цыганочку» вообще играли на гитаре, где было лишь две струны. После того, как появились все струны, репертуар значительно расширился. Впервые услышав песни Визбора и Дольского, Олег выучил кассеты наизусть, так же было с кассетой Суханова.

Песня «Марш монтажников» была одной из любимых и во многом из-за этого, Митяев решил стать монтажником и поступил в 1971 году в монтажный техникум. Там он овладел специальностью техник-электрик. Выбор профессии произошёл совершенно случайно, Олегу казалось, что именно это и есть настоящая мужская работа и реальная, настоящая жизнь. Уже начав учиться, он понял свою ошибку, понял, что это не его, особенно, когда столкнулся с такой точной наукой, как сопромат. Молодой человек дал себе обещание, что доучится, несмотря на то, что на учёбу ему приходилось ездить через весь промёрзший Челябинск.

Олег Митяев – Лето это маленькая жизнь

В это время Митяев серьёзно увлёкся плаванием, получив первый разряд. Ему обещали, что при условии занятий спортом, армии можно будет избежать, но получилось всё наоборот. Внезапно его забрали служить в Москву, где он, будучи матросом в красивой морской форме, служил в охране адмирала флота Советского Союза.

Начало музыкальной карьеры Олега Митяева

После службы было принято решение поступить в институт физкультуры. Олег окончил его с красным дипломом в 1981-ом, чему сам был очень удивлён. Он был участником всех конкурсов художественной самодеятельности. Начиная с 1978-го, будущий бард писал песни, а с 1980-го он начал не только писать, но ещё и исполнять их везде, где просили.

После окончания института Олег Митяев в течение четырёх лет работал там же преподавателем и параллельно был завклубом пансионата недалеко от Челябинска. В городской филармонии в 1985-1986 годах он работал в качестве артиста. Митяев стал задумываться об актёрской профессии и в 1992 году стал выпускником ГИТИСа.

Ещё в годы учёбы в Институте физкультуры, бард познакомился со Старцевым, с которым начал выступать. Булат Окуджава в то время сказал, что в творчестве Митяева чувствуется неукротимое стремление к совершенству, что иногда гораздо важнее, чем ровный, постоянный и средний уровень.

Олег Митяев - С добрым утром любимая.

С 1987-го автор-исполнитель стал выступать с Тарасовым, выпустив совместно несколько дисков и пластинок. А в 1992-ом Тарасов и Митяев вместе с актёрами театра Моссовета принимали участие в постановке «Большой Владимир», где Митяев сыграл роль Маяковского. Премьера проходила в Италии. Позже Митяев стал работать с Марголиным. Он ездит с гастролями, его концерты длятся обычно около трёх часов. Они больше похожи на импровизацию.

Личная жизнь Олега Митяева

Ещё в юности будущий бард думал, что у него будет одна жена на всю жизнь. Однако на деле получилось иначе. Не считая свою личную жизнь удачной, он не очень любит о ней рассказывать. От первого брака, который продлился совсем недолго, у него есть сын, которого зовут Сергей. Второй брак тоже распался. Супруга родила ему двух детей. Сейчас Митяев живёт с третьей женой, воспитывая совместную дочь. Их брак длится уже четырнадцать лет. Его жена – актриса театра Вахтангова.

Любовь к своему родному Челябинску бард пронёс через всю жизнь. Он приезжает туда, чтобы выступить с концертами хотя бы один раз в год, так как не может жить без этого города, без того, чтобы подышать его воздухом и походить знакомыми улицами. Со слов Митяева, ему часто снятся сны о его детстве, его дворе. Счастьем он считает то, что человек живёт на белом свете.

Российский музыкант, поэт и актер. Народный артист Российской Федерации.

Биография Олега Митяева

Олег Митяев родился в Челябинске в простой рабочей семье. Отец будущего барда работал на трубопрокатном заводе. В детстве Олег мечтал стать кинологом и увлекался музыкой, в старших классах самостоятельно освоил гитару, не зная аккордов. Параллельно он начал заниматься плаванием. После школы юноша поступил в Челябинский монтажный техникум, а окончив техникум в 1975 году, ушел на 2 года в армию.

Вернувшись из армии, Олег поступил в Челябинский институт физической культуры. Он продолжил заниматься плаванием и получил специальность тренера и степень кандидата в мастера спорта. На втором курсе Митяев начал писать песни и выступать на самодеятельных концертах. В 1981 году талантливого молодого специалиста пригласили преподавать на его же факультете. В это же время он начал работать заведующим клубом одного из пригородных пансионатов.

В 1985 году Митяева пригласили работать в Челябинскую филармонию. В 1986 году артист уехал в Москву и поступил в ГИТИС, чтобы получить профильное образование.

В 2000 году музыкант создал Фонд Олега Митяева, занимающийся организацией фестивалей и помощью социально-культурным проектам. При помощи фонда организуется знаменитый Ильменский фестиваль авторской песни на берегу Ильменского озера.

Музыкальная карьера Олега Митяева

Первой и самой известной песней Митяева стал знаменитый «Изгиб гитары желтой» («Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»). Песня, написанная под впечатлениями от фестиваля авторской песни, на который попал фактически случайно, быстро стала популярной. По традиции Олег исполняет ее в конце каждого концерта.

В самом начале музыкальной карьеры Митяев выступал в дуэте со своим сокурсником по Институту физической культуры Петром Старцевым. С 1987 года музыкант работал с гитаристом Константином Тарасовым.

Учась в ГИТИСе, Митяев познакомился и подружился с будущими звездами российской эстрады: Лаймой Вайкуле и Михаилом Евдокимовым . Тогда же он начал писать песни не только для себя, но и для других исполнителей.

В 2001 году Митяев был удостоен премии «Овация». В 2002 году музыканту было присвоено звание заслуженного артиста Российской Федерации. В 2007 году Митяев получил премию «Русского радио» - «Золотой Граммофон». В 2009 году указом Президента РФ Митяеву было присуждено звание народного артиста РФ.

В апреле 2018 года Митяев принял участие в программе «Квартирник у Маргулиса », где исполнил свои самые известные и любимые слушателями песни.

В качестве актера Олег снялся в нескольких фильмах.

Личная жизнь Олега Митяева

Музыкант был женат три раза. Первый союз не продлился долго, хотя в браке родился сын Сергей. Во втором браке у Олега родился сын Филипп, ставший музыкантом и лидером российской рок-группы «СтимфониЯ» (выступает под творческим псевдонимом Филипп Август). В третий раз Митяев женился на театральной и киноактрисе Марине Есипенко . В 1998 году у супругов родился сын Савва, в 2000-м - дочь Дарья.

Фильмография Олега Митяева

  • Непобедимые (ТВ, 2016)
  • Монологи на фоне красного кирпича, или 20 лет спустя (2007)
  • Убийца (1990)
  • Сафари №6 (1990)

Олег Митяев, биография которого интересует его многочисленных поклонников, - это советский и российский народный поэт, который известен в качестве автора и исполнителя песен.

Детство

Биография Олега Митяева начинается с 1956 года. Именно тогда в семье обычной челябинской домохозяйки и заводского рабочего появился будущий любимец миллионов слушателей.

Олег и его брат старались помогать родителям по хозяйству, семья Митяевых была дружной и крепкой. Сам певец всегда с нежностью и благодарностью говорит о своих родителях. В семье никогда не было скандалов, не звучало бранной речи, не было пьяных застолий. Родители поддерживали все идеи сыновей, старались помогать им не только советами, но и деньгами.

Олег Митяев, интересные факты биографии которого мы постараемся осветить, в юном возрасте начал зарабатывать деньги, которые он отдавал маме. Сначала это были повышенные стипендии за отличную учебу, затем заработком стали гонорары, вручаемые юному автору за песни, а также за работу на должности электрика.

Детские мечты

О чем мечтал Олег Митяев? Биография будущего популярного барда имеет множество интересных фактов, наполнена яркими событиями.

Несмотря на то, что с самого детства Олег был творческой натурой, мечтал стать пловцом, кинологом, особой любви к обучению они не испытывал. С чего начал свой профессиональный путь Олег Митяев? Биография его связана с обучением в техникуме по специальности «монтажер».

После окончания среднего учебного заведения юноша сначала выполняет свой гражданский долг, проходит службу в Советской Армии. Затем он поступает в университет на факультет физической культуры, который заканчивает с красным дипломом. Четыре года Митяев работает преподавателем, а по совместительству выполняет функции заведующего клубом вблизи Челябинска.

Несколько лет он успел поработать в качестве артиста и в городской филармонии. Именно в этот период он размышляет о том, чтобы стать профессиональным актером.

До того времени, пока Олег не оказался в качестве воспитателя в летнем оздоровительном лагере, он не испытывал особой тяги к творчеству. Услышав бардовские песни, будущий поэт понял, что ему близка такая музыка, и постепенно он «втянулся» в увлекательный процесс сочинительства.

Творческий путь

Именно после возвращения из детского лагеря освоил гитару Олег Митяев. Биография и творчество его интересны уже не одному поколению слушателей. Для Олега было абсолютно неожиданным то, что первая его песня превратилась в настоящий шлягер.

Несмотря на оглушительный успех, начинающий композитор принимает решение о получении профильного образования. Где обучался Олег Митяев? Краткая биография свидетельствует о том, что он поступил в ГИТИС. С конца восьмидесятых годов прошлого века Олег пишет множество песен, а спустя несколько лет он самостоятельно исполняет свои произведения. Продуктивным стал его творческий тандем с Петром Старцевым.

В качестве кого еще пробовал себя Олег Митяев? Биография поэта связана с театром. Он сыграл роль Маяковского в театральной постановке «Большой Владимир».

Песни

Первая песня, которую Олег исполнил для большой аудитории («Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались») на фестивале бардовской песни, принесла ему оглушительный успех. Именно ею он на протяжении своей последующей музыкальной карьеры часто начинает либо завершает свои творческие выступления.

Такие его произведения, как «Давай с тобой поговорим», «Лето - это маленькая жизнь», «Мой отец» стали подлинными российскими шлягерами. Довольно продуктивным и продолжительным стало его творческое сотрудничество с композитором Константином Тарасовым. Вместе им удалось записать три полноценных музыкальных альбома.

Как работает Олег Митяев? Биография, личная жизнь, являются подтверждением того, что этот доброжелательный и обаятельный композитор является настоящим трудоголиком. Творческий успех сопровождает его на протяжении всей жизни.

Олегу Митяеву удалось выпустить девять компакт-дисков, такое же количество музыкальных сборников. Его произведения можно услышать по радио, увидеть по телевидению. Помимо шлягеров, проверенных временем, можно наслаждаться и новыми песнями Митяева.

На концертах, которые организует этот бард, всегда полный аншлаг. Помимо самого Олега Митяева, зрители наслаждаются выступлениями многих известных и популярных композиторов. У поклонников творчества Митяева есть уникальная возможность приобретать диски с видеозаписями его выступлений.

За время своей творческой карьеры Митяеву удалось побывать с гастрольными турами не только во многих городах нашей страны, но и за пределами РФ. Песни Олега переведены на разные языки, в том числе на иврит. Творчество Митяева ценят, любят миллионы поклонников в разных уголках земного шара.

Благодаря песням этого российского барда европейские слушатели узнают о тех переживаниях, чувствах, которые испытывают россияне. Сам автор-исполнитель говорит о том, что он просто поет о том, что волнует и его самого, и его родных, друзей.

Личная жизнь

Олег неоднократно говорил в беседах с журналистами о том, что любовь является некой субстанцией, неподвластной предсказанию и планированию. Певец в молодости мечтал о том, что женившись однажды, он проживет со своей избранницей всю оставшуюся жизнь. К сожалению, его мечте не суждено было осуществиться. Он женат три раза, причем в каждом браке у Олега Митяева рождались дети. Всего у композитора четверо детей.

Композитор всегда неохотно рассказывает о своей личной жизни. Но поклонники знают о том, что от своей первой жены Светланы Олег ушел, влюбившись в девушку Марину. Он не бросил маленького сына и супругу, помогал воспитывать мальчика, оказывал материальную поддержку бывшей жене.

Новый союз был достаточно продолжительным, но Олег снова влюбляется. Его избранницей становится актриса Марина Есипенко. Расставание со второй женой было мучительным, но в итоге и Есипенко, и Митяев, покинули свои семьи, и сначала стали жить вместе, а затем поженились.

Черты характера

У этого российского барда мягкий, спокойный характер. Его знакомые, друзья, близкие люди убеждены в том, что Олег Митяев является добрым и порядочным человеком. Несмотря на то, что на протяжении многих лет он живет в столице, до сих пор певец с нежностью и трепетом вспоминает о своей малой родине. При любой возможности Митяев отправляется в родной Челябинск, чтобы погулять по улицам родного города, «окунуться» в детство и юность.

Настоящее Митяева

В настоящее время бард занят творческой деятельностью. У него практически нет свободного времени. Его плотный рабочий график сформирован на несколько месяцев вперед. Сам Олег говорит о том, что вполне бы мог организовывать меньшее количество выступлений и творческих встреч, уделяя время своей семье. Но узнав о том, что в очередном российском городе будет собран полный зал и люди ждут общения с ним, хотят услышать его песни, Олег не имеет права отказываться от концерта, разочаровывать своих верных поклонников.

Его концерты проходят в необычной форме. Олег организует выступление в виде моноспектакля, творческого вечера, сочетая исполнение своих песен с рассказом о своей биографии. На протяжении трех часов, а именно столько в среднем продолжается его концерт, он успевает импровизировать. Общаясь со зрителями, Митяев легко улавливает их настрой и подстраивается под зрительный зал.

Заключение

Помимо плодотворной творческой деятельности, Олег много времени отводит на общественную работу. Именно по его инициативе был создан специальный общественный Фонд, который поддерживает разнообразные культурные проекты. Кроме того, певец работает под покровительством отдельной Ассоциации, функционирование которой связано с формированием и передачей культурного наследия подрастающему поколению россиян.

В наши дни он выступает в Фонде в качестве покровителя некоторых музыкальных фестивалей, направленных на поиск и поддержку молодых дарований. Он твердо убежден в том, что не совершает каких-то благородных поступков, а просто занимается тем, что приносит ему удовлетворение.

Чем сегодня живет Олег Митяев? Биография и творчество кратко рассмотрены в данном материале. Его многочисленные поклонники надеются на то, что певец и дальше будет радовать их своим творчеством.

Посреди всех узнаваемых бардов Олег Митяев, биография которого сейчас связана с Москвой, стоит как-то домом. Во-1-х, он очень популярен, при этом не только лишь у поклонников авторской песни – его, без преувеличения, знают все. А во-2-х, количество песен, написанных им, очень велико, а исполняют их, не считая него самого, возлюбленные певцы – Валерия и Сергей Безруков, Шуфутинский и Лолита. Клипы песен «Крепитесь, люди! Скоро лето!» и «Лето – это малая жизнь» и на данный момент демонстрируют по телеку, а было время, когда они вообщем не сходили с экранов, занимая 1-ые строки в рейтингах популярности. Что уж гласить о песне «С хорошим днем, возлюбленная!»

Родной город

Олег Митяев, биография которого началась в городке Челябинске, появился на свет 19 февраля 1956 года. Семья была смешанной: отец – российский, мама – мордовка. Есть у Олега старший брат Станислав. Отец Олега Григорьевича был рабочим, и 35 лет (завербовали его в 16-летнем возрасте) отработал на Челябинском трубопрокатном заводе. Мать была домохозяйкой и главой семьи – ее слушались все. Отец погиб достаточно рано (ему было всего 54 года) – томная работа и склонность к выпивке не содействуют долголетию. Зато Олег, наглядевшись на все красоты жизни выпивох, хотя отец не был запойным, вина в рот не брал до 30 лет вообщем. Семья Митяевых была дружной и правильной (к примеру, тут никогда не бранились матом), малышей приучили к труду с малолетства.

Школьные годы

Челябинский мальчик Олег Митяев, биография которого до определенного возраста была обычной для всех мальчиков из рабочей среды тех времен, огромную часть времени проводил во дворе, который все-же был не совершенно обыденным – всемирно известные хоккеисты Сергей Макаров и Сергей Стариков тоже выросли там. Олег Митяев обучался в нескольких школах Челябинска – № 59, 55, 68… Оценки у него были удовлетворительные, мальчик грезил стать собаководом, но… под впечатлением возлюбленного «Марша монтажников» поступил после средней школы в монтажный техникум, где столкнулся с сопроматом и сходу сообразил, что эта реальная мужская профессия не для него. Но специальность он получил.

Совершенно не бард

В то же время Олег серьезно увлекался плаванием, и тренер добивался его освобождения от армии, так как паренек подавал надежды. Но повестка из военкомата все равно пришла. Будущий бард – и на данный момент очень красивый мужик (фото Олега Митяева прилагается). Прекрасного юношу (рост в 186 см и голубые глаза при черных волосах) увидели и взяли на службу в охрану адмирала флота СССР, в Москву. К тому времени Олег уже освоил гитару (обучение проходило в подъезде, где «Цыганочку» он научился играть даже на 2-ух струнах), но о музыке даже не помышлял. После армии поступил в Челябинский спортивный институт, который закончил с различием, и все годы обучения получал Ленинскую стипендию – 100 рублей.

1-ая семья и начало творческой деятельности

В институте же, «на картошке», происходит знакомство с кросоткой, спортсменкой и комсомолкой Светланой, которая скоро становится его первой супругой. Прекрасная пара оформила брак, а позже родился отпрыск Сергей. Супруга Олега Митяева Светлана отлично ладила со свекровью. Олег отлично подрабатывал, и ничто не сулило неудачи. Но Митяев оказался влюбчивым, и всякий раз ему казалось, что новенькая любовь продлится всю жизнь. Институт будущий бард закончил в 1981 году, а еще будучи студентом начал часто писать песни, а с 1980-го – петь их всем, кто слушает.

Дипломированный артист

Олег остается педагогом в институте, сразу работает завклубом в пансионате под Челябинском и считается артистом городской филармонии. И эта последняя сфера деятельности стала занимать больше места в его жизни. Митяев поступает и в 1992 году кончает заочное обучение в ГИТИСе.

Совместно с ним обучались Лайма Вайкуле и Миша Евдокимов, с которым Митяева связала крепкая дружба. Барда уже знают, о нем хвалебно отозвался Булат Окуджава, и в 1992 году Олег Митяев и Константин Тарасов (познакомились в 1987 году), с которым они выступали на сцене, также некие актеры театра Моссовета ставят спектакль «Большой Владимир», в каком Олег исполняет роль Маяковского. Премьерный показ был в Италии.

2-ая семья

После чего Олег стал ездить с концертами, выступая достаточно удачно. А поездка в Германию позволила ему на гонорары приобрести квартиру в Москве, куда он перебрался с новейшей супругой Мариной, с которой сейчас было связаны мысли, песни («С хорошим с утра, возлюбленная!» была посвящена конкретно ей), жизнь Олега Митяева. Первой супруге и отпрыску он оставил двухкомнатную квартиру в Челябинске и всегда помогал им – отпрыск и сейчас работает управляющим фонда Олега Митяева в Челябинске.

Сыновья

Во 2-м браке у артиста родились два отпрыска. Старший, Филипп, предназначил себя томному року и сменил фамилию Митяев на Август. Мотивирует он это тем, что, услышав фамилию отца, люди настраиваются на определенную музыку, хорошую от того, что исполняет группа «Стимфония». Различные музыкальные пристрастия встали меж папой и отпрыском. Филипп гласит, что Олег именует его песни бесовщиной. Младший отпрыск, Савва, работает у отца.

2-ая супруга была кросоткой, и, молвят, Олег ее безрассудно ревновал, хотя его собственная гастрольная жизнь особенной святостью не отличалась. Но, может быть, семья бы и не распалась, если б не новенькая любовь…

Сегоднящая семья

С актрисой театра им. Вахтангова создатель первой собственной, сделавшей его известным, песни «Как здорово, что все мы тут сейчас собрались!» живет уже 14 лет. В браке у их родилась дочка Даша.

Ведущая актриса театра, Заслуженная артистка РФ Марина Есипенко – супруга Олега Митяева, биография которой началась в Омске, гласит, что Олег ей предназначен судьбой, потому что в 6-летнем возрасте ей приснился голубоглазый высочайший мужик, которого она сходу выяснила, лицезрев Митяева. Но они оба были несвободны – Марина Евсеева была штатской супругой Никиты Джигурды. И как они ни сопротивлялись нахлынувшему чувству, семьи распались все равно. На данный момент Митяевы живут в пригородном доме. Можно добавить, что соседкой их является писательница Виктория Токарева.

Альбомы

Собственный девятый альбом О. Митяев записал вместе с С. Манукяном и группой «Ариэль». Аккомпаниатор и аранжировщик Леонид Марголин и Олег Митяев альбомы свои записывают с 1998 года. Известные на всю страну “Наилучшие песни” и “Нелучшие песни”, “Небесный калькулятор” и “ЖЗЛ” записаны в 1-ые годы тесноватого и неизменного сотрудничества. Потом увидел свет альбом “Ни страны, ни погоста”. Любопытно, что музыку к нему написал Л. Марголин на стихи Иосифа Бродского. В последние годы были записаны сборники “Как здорово, что все мы тут сейчас собрались! Четверть века спустя”, “Запах снега”, “Романтики больше не будет”.

Общественная деятельность

В 2004 году Фондом Олега Митяева и правительством Челябинской области была учреждена премия «Светлое прошедшее». Она представляет собой статуэтку с заглавием «Кентавр с цветком в груди» работы Эрнста Неведомого. Премия, присуждаемая людям, прославившим собственной деятельностью Челябинскую область, своим появлением должна сначала Олегу Митяеву. В 2009 году ему было присвоено звание Народного артиста РФ. Не считая того, создатель большущего числа песен, в том числе и таких общенародно возлюбленных, как «Соседка» и «Француженка», узнаваемых в выполнении Шуфутинского, является лауреатом «Аплодисменты», премии российской поэзии «Петрополь» и членом Союза писателей РФ. В почти всех статьях указывается, что не очень любит говорить о собственной жизни поэт и музыкант Олег Митяев, биография которого, все же, отлично известна.