Виктор Баранов
Имя при рождении:

Виктор Иванович Баранов

Род деятельности:

изобретатель, художник, фальшивомонетчик

Дата рождения:
Гражданство:

СССР СССР
Россия Россия

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Виктор Иванович Баранов (1941 год , Ставропольский край) - советский и российский изобретатель, художник. В 1978 году за изготовление фальшивых денег был арестован и приговорён к 12 годам лишения свободы. Его называли «Фальшивомонетчик № 1» .

Биография

В детстве Виктор увлекался коллекционированием старинных денежных купюр. Цветные картинки с изображением царских особ завораживали его. Он много слышал о том, что есть люди, которые могут изготавливать такие же, но не предполагал, что однажды сможет сделать нечто подобное .

После седьмого класса уехал в Ростов-на-Дону учиться в строительном училище .

Не раз предлагал свои изобретения предприятиям, но они в большинстве своём оставались невостребованными. Тогда Баранов «для самоутверждения», а также для финансирования собственных изобретений берётся за изготовление денег.

Он объездил букинистические магазины, однако не смог найти там всех необходимых для себя книг. Необходимую литературу он нашёл в библиотеке имени Ленина , где читал, конспектировал и штудировал книги по полиграфии и цинкографии. Даже украл несколько, о чём вспоминает с сожалением: «Не отношусь к людям жуликоватым» .

Одно время работал журналистом. Незадолго до ареста Баранов работал водителем в Ставропольском крайкоме КПСС . Ему не раз приходилось возить важных персон, в том числе и первого секретаря местного крайкома Михаила Горбачёва .

Рядом с домом изобретателя располагался сарай, в котором он оборудовал свою «научно-исследовательскую лабораторию». Охваченный новыми идеями, Виктор Иванович сутками не выходил оттуда.

12 апреля 1977 года он был задержан на колхозном рынке города Черкесска при сбыте очередной партии подделок. При личном обыске у Баранова было обнаружено 77 фальшивых денежных знаков достоинством в 25 рублей . Как выяснилось, шофёр в августе 1976 года уволился и нигде не работал, однако сыщики узнали, что нужды в деньгах он не испытывал: лишившись зарплаты, приобрёл автомашину «Нива», покупал жене золотые ювелирные изделия, делал дорогостоящие подарки родственникам. Когда милицейские работники стали расспрашивать Баранова о сообщниках, тот заявил, что делал всё в одиночку . Эксперты первоначально не поверили этому, однако следственные мероприятия подтвердили факт изготовления Барановым фальшивых денежных купюр на общую сумму 33 454 рубля, при этом на момент задержания Барановым был осуществлён сбыт купюр на сумму 23 525 рублей.

Был приговорён к 12 годам лишения свободы . Освободился в 1990 году . Жил в Ставрополе. Последнее увлечение - духи́ . 15 мая 2016 состоялась премьера телесериал, Деньги", сюжет которого основан на истории В. И. Баранова.

См. также

Напишите отзыв о статье "Баранов, Виктор Иванович"

Примечания

Ссылки

  • Польской Г. Н. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 256 с. ил. - ISBN 5-279-01529-6
  • - Следствие вели…
  • Дмитрий Нижегородов. // Аргументы Недели , 6 января 2010.

Отрывок, характеризующий Баранов, Виктор Иванович

Берг воспользовался случаем спросить с особенною учтивостию, будут ли выдавать теперь, как слышно было, удвоенное фуражное армейским ротным командирам? На это князь Андрей с улыбкой отвечал, что он не может судить о столь важных государственных распоряжениях, и Берг радостно рассмеялся.
– Об вашем деле, – обратился князь Андрей опять к Борису, – мы поговорим после, и он оглянулся на Ростова. – Вы приходите ко мне после смотра, мы всё сделаем, что можно будет.
И, оглянув комнату, он обратился к Ростову, которого положение детского непреодолимого конфуза, переходящего в озлобление, он и не удостоивал заметить, и сказал:
– Вы, кажется, про Шенграбенское дело рассказывали? Вы были там?
– Я был там, – с озлоблением сказал Ростов, как будто бы этим желая оскорбить адъютанта.
Болконский заметил состояние гусара, и оно ему показалось забавно. Он слегка презрительно улыбнулся.
– Да! много теперь рассказов про это дело!
– Да, рассказов, – громко заговорил Ростов, вдруг сделавшимися бешеными глазами глядя то на Бориса, то на Болконского, – да, рассказов много, но наши рассказы – рассказы тех, которые были в самом огне неприятеля, наши рассказы имеют вес, а не рассказы тех штабных молодчиков, которые получают награды, ничего не делая.
– К которым, вы предполагаете, что я принадлежу? – спокойно и особенно приятно улыбаясь, проговорил князь Андрей.
Странное чувство озлобления и вместе с тем уважения к спокойствию этой фигуры соединялось в это время в душе Ростова.
– Я говорю не про вас, – сказал он, – я вас не знаю и, признаюсь, не желаю знать. Я говорю вообще про штабных.
– А я вам вот что скажу, – с спокойною властию в голосе перебил его князь Андрей. – Вы хотите оскорбить меня, и я готов согласиться с вами, что это очень легко сделать, ежели вы не будете иметь достаточного уважения к самому себе; но согласитесь, что и время и место весьма дурно для этого выбраны. На днях всем нам придется быть на большой, более серьезной дуэли, а кроме того, Друбецкой, который говорит, что он ваш старый приятель, нисколько не виноват в том, что моя физиономия имела несчастие вам не понравиться. Впрочем, – сказал он, вставая, – вы знаете мою фамилию и знаете, где найти меня; но не забудьте, – прибавил он, – что я не считаю нисколько ни себя, ни вас оскорбленным, и мой совет, как человека старше вас, оставить это дело без последствий. Так в пятницу, после смотра, я жду вас, Друбецкой; до свидания, – заключил князь Андрей и вышел, поклонившись обоим.
Ростов вспомнил то, что ему надо было ответить, только тогда, когда он уже вышел. И еще более был он сердит за то, что забыл сказать это. Ростов сейчас же велел подать свою лошадь и, сухо простившись с Борисом, поехал к себе. Ехать ли ему завтра в главную квартиру и вызвать этого ломающегося адъютанта или, в самом деле, оставить это дело так? был вопрос, который мучил его всю дорогу. То он с злобой думал о том, с каким бы удовольствием он увидал испуг этого маленького, слабого и гордого человечка под его пистолетом, то он с удивлением чувствовал, что из всех людей, которых он знал, никого бы он столько не желал иметь своим другом, как этого ненавидимого им адъютантика.

На другой день свидания Бориса с Ростовым был смотр австрийских и русских войск, как свежих, пришедших из России, так и тех, которые вернулись из похода с Кутузовым. Оба императора, русский с наследником цесаревичем и австрийский с эрцгерцогом, делали этот смотр союзной 80 титысячной армии.
С раннего утра начали двигаться щегольски вычищенные и убранные войска, выстраиваясь на поле перед крепостью. То двигались тысячи ног и штыков с развевавшимися знаменами и по команде офицеров останавливались, заворачивались и строились в интервалах, обходя другие такие же массы пехоты в других мундирах; то мерным топотом и бряцанием звучала нарядная кавалерия в синих, красных, зеленых шитых мундирах с расшитыми музыкантами впереди, на вороных, рыжих, серых лошадях; то, растягиваясь с своим медным звуком подрагивающих на лафетах, вычищенных, блестящих пушек и с своим запахом пальников, ползла между пехотой и кавалерией артиллерия и расставлялась на назначенных местах. Не только генералы в полной парадной форме, с перетянутыми донельзя толстыми и тонкими талиями и красневшими, подпертыми воротниками, шеями, в шарфах и всех орденах; не только припомаженные, расфранченные офицеры, но каждый солдат, – с свежим, вымытым и выбритым лицом и до последней возможности блеска вычищенной аммуницией, каждая лошадь, выхоленная так, что, как атлас, светилась на ней шерсть и волосок к волоску лежала примоченная гривка, – все чувствовали, что совершается что то нешуточное, значительное и торжественное. Каждый генерал и солдат чувствовали свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей, и вместе чувствовали свое могущество, сознавая себя частью этого огромного целого.

Баранов Виктор - культовая личность в криминальной истории СССР. Этот человек смог, используя исключительно собственный ум и смекалку, наладить в обычном сарае выпуск государственных денежных знаков высокого качества. На протяжении длительного времени КГБ и МВД СССР искали банду фальшивомонетчиков и никак не ожидали задержать гения-изобретателя, работавшего без сообщников.

Виктор Баранов (фальшивомонетчик): биография непризнанного гения

Баранов Виктор родился в 1941 году, с раннего детства мальчик проявлял особый интерес к бумажным деньгам. Рассматривая банкноты, он не думал о богатстве и их стоимости, а оценивал художественную ценность и качество исполнения. Виктор собирал коллекцию старых денег и мог часами перебирать свои сокровища. В общеобразовательной школе мальчик учился хорошо по всем предметам.

Параллельно Виктор всерьез увлекался рисованием. В художественной школе успехи мальчика также отмечались. Что примечательно, Баранов Виктор мог не только талантливо нарисовать что-то свое, но и выполнить качественную копию известной картины. Очевидно было, что юному художнику интересно долго рассматривать оригинал и старательно воспроизводить его.

После окончания семи классов юноша поступил в строительное училище в городе Ростове-на-Дону. Виктор получил профессию плотника-паркетчика. В то время молодой человек мечтал о службе в ВДВ, начал посещать аэроклуб и совершил несколько прыжков с парашютом. Этим мечтам не суждено было сбыться, по совету мамы Виктор окончил курсы водителей ДОСААФ и отслужил в автомобильном батальоне.

Изобретатели в СССР не нужны

Баранов считает себя изобретателем и исследователем от рождения. Придя из армии, молодой человек начал пробовать воплощать свои креативные идеи в жизнь. Много раз Виктор предлагал собственные изобретения предприятиям родного города. Однако каждый раз его за все труды ожидала скупая похвала и вежливый отказ. В СССР государственные заводы и фабрики ориентировались на выполнение планов. Несмотря на пропаганду уважения к изобретателям, мало кто в стране был заинтересован во внедрении инноваций и модернизации производственных процессов.

Баранов Виктор был огорчен таким положением дел и подобным пренебрежением к собственной персоне. После очередного отказа изобретатель вспомнил о своем детском хобби и решил попробовать сделать денежные купюры. Как позже скажет фальшивомонетчик, он и не рассчитывал на успех. Целью Виктора было не изготовление денег, которые можно сбывать в магазинах и на рынках. Изобретатель хотел полностью овладеть технологией производства государственных денежных знаков.

Самообразование фальшивомонетчика

Большинство современных людей не могут себе представить, насколько сложно было искать информацию до массового появления компьютеров и интернета. Технологиям производства и всем сопряженным с ними тонкостям будущих специалистов обучали в профильных учебных заведениях. Специализированную литературу было достаточно сложно приобрести или найти в библиотеках.

Однако Баранов Виктор даже не думал сдаваться. Он нашел способ попасть в ставропольскую типографию, где смог понаблюдать процесс печати газет. Для получения информации об изготовлении денег изобретатель не ленился ездить в Москву и посещать И все равно, слишком многое приходилось пробовать и «изобретать» лично.

После задержания Виктор расскажет, что изучить технологию полностью он смог за 12 лет. Первые деньги, созданные фальшивомонетчиком, по качеству превосходили оригинальные, отпечатанные на Гознаке. Изобретатель специально ухудшал качество для того, чтобы его купюры смотрелись реалистично.

Примерный семьянин и трудолюбивый водитель

Творческой лабораторией Баранова являлся его сарай, находящийся в Ставрополе по улице Железнодорожной. К моменту раскрытия секрета денежного производства, Виктор работал водителем в гараже Ставропольского райкома КПСС. Он имел репутацию примерного семьянина. Соседи замечали, что мужчина слишком много времени проводит в собственном сарае. Но никто не мог даже подумать, что Виктор Баранов - фальшивомонетчик. Время от времени изобретатель «случайно» оставлял двери открытыми для посторонних глаз. Тогда любопытные могли наблюдать слесарный станок и оборудование для фотопечати. Наиболее интересные экспонаты же прятались под столами.

Денежная катастрофа в СССР

Виктор Баранов - фальшивомонетчик уникальный. Напечатанные собственноручно деньги он разменивал на рынках. При этом семья изобретателя жила скромно, в доме не было даже телевизора. Доход от фальшивых денег Виктор вкладывал в свое хобби - приобретал новые инструменты и оборудование. А вот любимой жене изобретатель всегда принципиально давал только настоящие купюры. За все время супруга лишь однажды спросила о заработке изобретателя, он ответил, что получил деньги от одного предприятия за предложенный проект.

Делом о фальшивых денежных знаках государственные службы всерьез заинтересовались только в середине 70-х годов прошлого столетия. По всему СССР было обнаружено почти 500 поддельных купюр. КГБ рассматривало различные версии: от фабричной печати фальшивых рублей в США до сотрудничества злоумышленников с сотрудниками Гознака. Расследование велось активно, но подделки продолжали появляться. Что примечательно, зачастую даже сотрудники банков не могли отличить от настоящих.

Неожиданное разоблачение

12 апреля 1977 года был задержан при сбыте фальшивых купюр Виктор Баранов. Ставрополь и все окрестные города в то время активно проверялись сотрудниками государственных служб. Мужчина, разменивающий новые купюры номиналом 25 рублей, был задержан по указанию торговца рынка в Черкесске. При себе у Виктора оказался чемодан, заполненный фальшивыми деньгами. Сам же задержанный гордо сказал: «Я - фальшивомонетчик!» Сотрудники государственных служб отказывались верить в то, что один человек способен наладить столь качественное производство купюр. Тогда изобретатель-художник Виктор Баранов привел следователей в свой сарай и начал с гордостью раскрывать технологии производства.

Любимые деньги Баранова

Подделку гениальный изобретатель начал с пятидесятирублевых купюр. Их он выпустил всего около 70 штук. После этого фальшивомонетчик (1-й номер в СССР) переключился на двадцатипятирублевые банкноты. Объясняет это решение Баранов тем, что купюра 25 рублей является самой защищенной из советских. Деньги изобретателя никогда не волновали, ему был интересен сам процесс и качество изготавливаемой продукции.

Баранов рассказал следователям, что стал бы подделывать и 1 рубль, если бы эта купюра показалась бы ему самой сложной. Из научного интереса пробовал Виктор подделывать и А вот валюта ему никогда не нравилась. «Печатать доллары - это как варить кофе!» - философствовал непризнанный гений, подчеркивая легкость подделки заграничных купюр.

Сотрудничество со следствием

В ходе следственных экспериментов Баранов продемонстрировал поэтапно всю технологию изготовления денежных знаков. Талант фальшивомонетчика признали, и одно из его изобретений даже внедрил в собственное производство Гознак. Изобретатель во время ожидания суда не поленился даже написать рекомендации для министра МВД СССР по улучшению защиты советских купюр. История Виктора Баранова примечательна и самим фактом сотрудничества задержанного со следствием. Фальшивомонетчик вел себя так, словно не боялся наказания в принципе. А ведь его вполне могли приговорить к смертной казни.

Суд и приговор

На суде Баранов лично отказался от защиты и представлял собственные интересы самостоятельно. Фальшивомонетчик чистосердечно рассказал собственную историю. Поведал он и о фактах, неизвестных следствию. За такую откровенность изобретатель получил приговор со сроком лишения свободы на три года меньше максимального. Всего напечатал Баранов около 30000 рублей, правда, в оборот пустил лишь незначительную часть средств. Отбывать наказание осужденный был отправлен в колонию особого режима Димитровграда (Ульяновская область).

Тюремное заключение

Виктор Баранов - фальшивомонетчик, биография которого уникальна. В тюрьме он моментально заслужил авторитет. В свободное от работы время заключенный Баранов продолжал заниматься изобретениями и руководил самодеятельностью. Для всех выступлений Виктор изготавливал сложные декорации. Находясь в «местах не столь отдаленных», фальшивомонетчик писал статьи в газеты и даже однажды выиграл в творческом конкурсе. Освободился Баранов в 1990 году, оказавшись на свободе, изобретатель решил начать жизнь с чистого листа.

Как живет король фальшивомонетчиков сегодня

На свободе освободившегося Виктора Баранова никто не ждал, первая жена развелась с ним во время его заключения. Бывший фальшивомонетчик устроился на завод «Аналог». Там он изобрел новый метод наращивания никелевой сетки в батарейках. Затем Баранов попробовал стать предпринимателем и основал фирму, производящую духи. Парфюм изобретателя отличался качеством, но не был востребован из-за обилия более дешевых китайских ароматов.

Как сложилась жизнь Виктора Баранова? Сегодня он женат второй раз, и вместе с новой супругой воспитывает маленького сына. Живет семья очень скромно, в комнате общежития. Сам же Баранов продолжает что-то изобретать время от времени. Среди его авторских разработок и инновационный метод очистки картофеля после сбора, и отделочные материалы, и технология производства мебели из вторсырья. Настоящая гордость изобретателя метод защиты товаров, признанный более эффективным, чем штрих-код.

Посмотрев на фото седого мужчины с добрыми глазами, сложно поверить в то, что это и есть фальшивомонетчик Виктор Баранов. СССР зачастую пренебрежительно относилось к талантам простых своих граждан. Почему и в современной России Баранов не может добиться успеха и общественного признания - остается загадкой. Часто изобретателя спрашивают о том, почему он никогда не думал об иммиграции. Виктор привычно отвечает, что смысла в переезде заграницу не видит, так как деньги его никогда не интересовали.

Виктор Баранов – уникальная личность в истории советского криминала. Ему удалось в одиночку и кустарным способом наладить выпуск поддельных денежных купюр, которые было крайне сложно отличить от настоящих. Кто же он – преступник или гениальный художник-изобретатель?

Никому не нужные изобретения

Родился Виктор Иванович Баранов в 1941 году в Москве, в семье чиновников. Позднее его семья перебралась на жительство в Ставропольский край. Бумажные деньги заинтересовали мальчика еще в раннем детстве. Он даже стал собирать коллекцию старинных купюр.

Витя хорошо учился не только в общеобразовательной школе, но и в художественной. Интересно, что он не только талантливо рисовал, но и выполнял качественные копии известных картин.

Окончив семилетку, Баранов поступил в строительное училище в Ростове-на-Дону, получил профессию плотника-паркетчика. Вернувшись из армии, занялся изобретательством, предлагая свои проекты ставропольским предприятиям. Но фабрики и заводы отказывались их внедрять: никого не интересовала модернизация производственных процессов.

Вот тогда в голову Баранову и пришла мысль наладить выпуск фальшивых денег. Он собирался заняться этим не ради обогащения, а из любви к искусству. Ему хотелось посмотреть, сможет ли он скопировать государственные дензнаки так, чтобы их нельзя было отличить от подлинных.

Печатный станок в сарае

Чтобы найти нужную информацию, Виктор ездил в Москву в Ленинскую библиотеку. «Цех» оборудовал в сарае во дворе собственного дома. Первые 50-рублевые купюры, которые напечатал Баранов на собранном им станке, по качеству изготовления превосходили те, что были напечатаны на Гознаке. Поэтому пришлось специально ухудшить качество изготовления, чтобы они выглядели настоящими.

«Выпустив» около 70 пятидесятирублевок, Виктор взялся за 25-рублевые банкноты. Такая банкнота являлась самой защищенной, и Баранову было любопытно, сумеет ли он ее скопировать.

О «хобби» Баранов не знала ни одна живая душа. Он был примерным семьянином, работал водителем в гараже Ставропольского крайкома КПСС, даже возил одно время Михаила Горбачева, который тогда занимал пост крайкомовского секретаря… Правда, соседи замечали, что Виктор слишком много времени проводит в сарае. Но те, кто туда иногда заглядывал, могли созерцать лишь обычный слесарный станок и оборудование для фотопечати. Станок для печатания денег Баранов хранил в разобранном виде под верстаками.

Тратил Виктор лишь небольшое количество напечатанных купюр – как правило, приобретал на них новые инструменты и оборудование. Семья его жила довольно скромно, в доме даже не было телевизора. Правда, за все годы «производства» они сделали одно крупное приобретение — купили машину «Нива».

Задержание и новая жизнь

К середине 70-х органы МВД и КГБ пришли к выводу, что в стране орудует банда фальшивомонетчиков. По всему Союзу было изъято около 500 поддельных крупных банкнот очень высокого качества. Появились версии: их печатают в США, или же злоумышленники вошли в сговор с сотрудниками Гознака.

12 апреля 1977 года Виктора Баранова задержала милиция на колхозном рынке в Черкесске при попытке разменять 25-рублевую купюру. У него оказалось при себе еще 77 таких банкнот. Когда Баранова спросили, кто он такой, он ответил: «Я – фальшивомонетчик!»

С самого начала Виктор ничего не скрывал от следствия. Он охотно показал следователям свой сарай и подробно описал технологию производства фальшивок. Поначалу эксперты не поверили, что он делал все в одиночку. Но следственные эксперименты подтвердили: Баранов не нуждался в сообщниках.

Наконец-то талант Баранова признали! Одно из его изобретений впоследствии даже было внедрено на Гознаке. А вот сам изобретатель попал в Бутырскую тюрьму. Кстати, ожидая суда, он написал рекомендации для министра МВД СССР по улучшению защиты советских денег.

От защиты во время суда Баранов отказался. Он полностью чистосердечно признался в содеянном. Было установлено, что «изобретатель» напечатал около 30 000 рублей, но лишь небольшая часть этих средств была пущена им в оборот.

За сотрудничество со следствием Виктора Баранова приговорили к относительно мягкой мере наказания – 12 лет лишения свободы. Вообще-то за изготовление поддельных денег в крупных масштабах полагалась смертная казнь…

В 1990 году Виктор Иванович Баранов освободился из колонии. Решив начать жизнь с чистого листа, бывший заключенный занялся предпринимательством – основал фирму по производству духов, вторично женился, а также продолжил заниматься изобретательством.

Москва, 1969 год. Талантливый молодой ученый Алексей Баранников (Федор Лавров ) выслан КГБ из Москвы по подозрению в распространении антисоветской литературы. За ним в Ставрополь едет его невеста Людмила (Дарья Екамасова ).

Ставрополь, 1978 год. Алексей работает водителем в местной типографии, почти всю зарплату он тратит на детали для своих изобретений. У Баранникова больше ста патентов на изобретения, но они никому не нужны. Семью кормит Люда, работая на вредном производстве. Доведенная до отчаяния, она совершает попытку самоубийства, и Алексей решается на самое главное свое изобретение - он начинает печатать деньги.

Тем временем в стране орудует банда фальшивомонетчиков. Поиском преступников занимается капитан милиции Нина Филатова (Ольга Дыховичная ). По линии КГБ расследование курирует Вадим Якушев (Александр Асташенок ). У Нины тайный роман с Вадимом, но они никогда не смогут быть вместе. Тесть Якушева, генерал КГБ, приравнивает измену жене к измене Родине.

Новое расследование Нины сталкивает ее с талантливым изобретателем Алексеем Баранниковым, который ради нее готов на все…

Интересные факты

  • История, рассказанная в фильме, является авторской интерпретацией событий, имевших место в действительности. Для создания образа главного героя фильма Алексея Баранникова использованы мотивы биографии известного изобретателя, художника и фальшивомонетчика Виктора Баранова.
  • Для главного героя фильма "Деньги" Алексея Баранникова, как и для Виктора Баранова, техническое воплощение задачи было важнее обогащения. Ему было необходимо признание его таланта изобретателя. Он выбрал такой способ, чтобы его нельзя было не заметить. Он изготавливал редкие для фальшивомонетчиков купюры достоинством 25 рублей, поскольку их труднее всего было подделать. Он действовал в одиночку, в короткое время освоил 14 полиграфических специальностей по учебным пособиям, сам изобрел воспроизведение водяных знаков, состав бумаги и краску для глубокой печати (в фильме - лакокрасочное покрытие). На купюрах героя, как и у его прототипа, Ленин был моложе и красивее. Как и Баранов, наш герой печатал на три линии орловской печати больше, чем в настоящих деньгах. Притом сам способ орловской печати уникален и невозможен для воспроизведения на другом оборудовании, кроме специально изготовленного. Гознаку предоставлено эксклюзивное право на применение орловского способа печати в России. Расследование контролировалось на самом высоком уровне, и никто не мог поначалу поверить, что действует не банда, а один человек, далекий от преступного мира.
  • Виктора Баранова в СССР называли "Фальшивомонетчиком №1". После ареста он показал свой сарай, где при обыске были обнаружены компактная типография, пачки напечатанных денег и пять тетрадей с описанием его исследований.
  • Для министра МВД Николая Щелокова Баранов на десяти листах изложил рекомендации по улучшению защиты рублей от подделок. По результатам такого сотрудничества расстрельную статью ему заменили колонией, при этом дали на три года меньше максимального срока.

Режиссер: Егор Анашкин
В ролях: Федор Лавров, Ольга Дыховичная, Дарья Екамасова, Александр Асташенок, Владислав Ветров, Анастасия Савосина, Мария Беккер, Алексей Фаддеев, Дарья Грачева, Елена Грехова, Анастасия Лапина, Сергей Шеховцов, Елена Степанова, Анатолий Узденский, Николай Лунин

» принадлежит сценаристу Лилии Ким , с которой дружит режиссер Егор Анашкин . Именно она придумала снять сериал о самом известном фальшивомонетчике советской эпохи и начала писать сценарий. Но жизненные обстоятельства у Лилии сложились так, что ей пришлось уехать в Америку, не завершив работу. Сценарий дописывала творческая группа проекта. У истории был хороший потенциал. Егору Анашкину главный герой изначально понравился своей неоднозначностью. С одной стороны, он злодей, поскольку занимается криминалом, но с другой - принимая во внимание тот факт, что ступить на преступную стезю его вынудили обстоятельства, - ему невозможно не сопереживать. Главный герой и сам мучается, оказавшись в безвыходной ситуации.

Где заканчивается правда и начинается художественный вымысел

История, рассказанная в сериале «Деньги», основана на реальных событиях, но по большей части все же является художественным вымыслом. Прототипом главного героя Алексея Баранникова стал изобретатель и художник Виктор Баранов , которого в СССР называли фальшивомонетчиком №1. Из его биографии были взяты только основные вехи: работал водителем, причем даже возил Горбачева, был изобретателем и пел оперные песни. История любви целиком и полностью была придумана сценаристами.

Представители канала ездили в Ставрополь и пытались найти дом, в котором жил Баранов. Из родственников уже никого там не осталось, а вот соседи оказались очень агрессивно настроены. «Это только в сериале главный советский фальшивомонетчик такой романтик, а в реальности все же он был не такой», - говорит режиссер сериала Егор Анашкин.

Утвержденный на главную роль Федор Лавров поначалу с головой окунулся в биографический материал, но вовремя остановился. «Я пересмотрел кучу интервью с Барановым, ходил в музей МВД, беседовал с разными людьми, которые занимались этой проблемой. Слава Богу, у меня было достаточно времени и удалось раскопать важные для себя факты. Я даже хотел ехать в Ставрополь, поскольку в интернете нашел сведения, что Баранов жив еще. Но Егор (режиссер сериала Егор Анашкин. - Прим. ред. ) отговорил меня от этой затеи, объяснив, что у нас не байопик, а придуманная история. Соблазн удариться в биографию поначалу у меня был. Но в итоге я взял в работу только характерные черты и детали», - вспоминает актер.

«Эта история не про деньги, а про любовь и про невозможность человеку быть счастливым. Мы старались ставить героев перед сложным выбором. Например, героиня Ольги Дыховичной работает милиционером, и ей кажется, что нельзя предать Родину вообще никогда и ни при каких обстоятельствах, поэтому и счастья у нее нет», - объясняет Егор Анашкин.

Ольга Дыховичная в сериале «Деньги»

«Реального прототипа у моей героини не было. Вполне возможно, что существовала какая-то симпатия в ходе расследования, но любовной линии, которая привела бы к изменению его хода, точно не было. Моя героиня - честный и доблестный человек, фанатик, и у нее нет другой цели в жизни, кроме как достичь победы в своем деле. Нина променяла личное счастье на службу. В какой-то момент ты ей сочувствуешь, но понимаешь, что она не имеет права рисковать собой и людьми», - делится Ольга Дыховичная , исполнительница роли Нины Филатовой в сериале.

О герое и его неоднозначности

«Мне кажется, что как персонажа Алексея Баранникова, конечно, стоит любить. Но однозначную оценку этой личности - герой он был или злодей - я бы давать не стал. Мир же не делится на черное и белое: есть множество оттенков. Человек тоже не одной какой-то краской нарисован. Поэтому навешивать ярлыки на людей в принципе неправильно», - объясняет свое отношение к главному герою «Денег» режиссер сериала Егор Анашкин.

Актера на главную роль искали долго - кастинг был масштабный. «Ситуация была неоднозначная. Нам казалось, что продюсеры захотят в сериал актера, которого зрители привыкли видеть в амплуа героя. А Федя (Федор Лавров. - Прим. ред. ) - он же неказистый… Многие в творческой группе сериала считали, что не утвердят его кандидатуру, ведь на главную роль нужен красавчик. К счастью, на канале пошли нам на встречу. Продюсеры согласились с нашим мнением, что лицо актера должно соответствовать персонажу, а не просто быть красивым. Я безмерно благодарен, что утвердили всех, кого я хотел», - рассказывает Егор Анашкин.

«Не могу сказать, что полностью оправдываю своего героя, но в первую очередь я ищу в нем человека, а не злодея и жулика. И очень важно отличать Баранова от Баранникова. Что касается художественного образа, то я буду биться за него до конца. А вот к Баранову у меня много вопросов. Но я снимаю перед ним шляпу, ведь не каждый может сделать такое. Он, определенно, был большого упорства человек», - говорит Федор Лавров, исполнитель роли Алексея Баранникова.

Актеру пришлось пройти большое количество проб, прежде чем его утвердили, и поправиться на семь килограммов до начала съемок. Лавров вспоминает, что, работая над этой ролью, он объедался. Кроме того, у Баранова была пышная шевелюра, а актер таковой похвастаться не мог. Тем не менее он отрастил волосы, чтобы соответствовать образу и приблизиться к прическам той эпохи.

Федор Лавров в сериале «Деньги»

Все-таки, несмотря на то, что сериал - произведение художественное и по большей части вымысел, реальный прототип главного героя Виктор Баранов был отправной точкой при создании образа на экране. Сейчас Федор Лавров уже похудевший и бритый, так как снимается в другом проекте.

Как печатали деньги для сериала

Традиционно для съемок берут отрывки из документальной хроники - кадры, на которых фигурирует госзнак. Но режиссер сериала Егор Анашкин был категорически против идти по такому пути. Поэтому начались поиски старой типографии, в которой сохранились печатные станки того времени. Нашли такую, причем она до сих пор функционирует, и заказали там тираж денег для сериала. Купюр напечатано было много. В общем, затратились, но зато показали процесс печатания денег со всех сторон.

Кадр из сериала «Деньги»

Что касается изобретенных Баранниковым станков, которые появляются в кадре, то они бутафорские, неработающие. «В конце концов, перед нами стояла задача фильм снять, а не деньги напечатать», - шутит режиссер Егор Анашкин. Реквизиторы использовали старые станки - дорабатывали их по необходимости.

«На съемочной площадке были консультанты, которые помогали понять процесс. Мы во все погружались. Ведь если этого не сделать, то как тогда сыграть? Конечно, вряд ли я смогу напечатать в домашних условиях пять тысяч. Здесь нужны колоссальные знания. Сам Баранов потратил на изучение процесса 10 лет и самостоятельно освоил 20 типографических и издательских профессий у себя в сарае, чтобы понимать, как сделать бумагу, как госзнаки, какие краски нужны и т. д. Но какие-то секреты я теперь знаю и могу по бумаге отличить фальшивку», - рассказывает Федор Лавров.

Как воссоздавали эпоху

Часть съемок проходила в Крыму. Одним из главных съемочных мест был легендарный московский ЗИЛ - Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачева» (сокращенно - АМО ЗИЛ. - Прим. ред. ). Там снимали все кабинеты, которые фигурируют в сериале. «Это фантастическое место! Там нас не покидало ощущение, будто мы в Чернобыле. Казалось, люди, которые работали на заводе, были вынуждены сорваться с насиженных мест и больше не возвращались туда. И с тех пор все осталось нетронутым. Под одним из столов были женские туфельки, в которые могла переобуваться какая-то сотрудница, везде валялись ручки, бумажки, справки, значки, личные вещи. Осталась куча мебели и телефонные аппараты», - вспоминает режиссер сериала.

Федор Лавров и Ольга Дыховичная в сериале «Деньги»

«Одним из самых сильных впечатлений от съемок было то, что мы застали последние дни существования гиганта ЗИЛа. Я не ожидала, какого масштаба была та эпоха. Съемки на ЗИЛе напоминали фильм про апокалипсис. Представьте себе: большие коридоры, бумага, которую выдувало ветром… Все это, кстати, есть в сериале. Глядя на руины, понимаешь, как быстро может обесцениться труд многих тысяч людей», - делится впечатлениями от съемок на ЗИЛе актриса Ольга Дыховичная.

А вот завод, где по сюжету работает героиня Люда, реальный. Он находится в Московской области и до сих пор функционирует. Это стекольный завод. «Волга», на которой ездит Баранников, действительно того времени. И все остальные автомобили, которые зритель видит сериале, винтажные. Актеры сами ездили за рулем этих маши.

Ольга Дыховичная при работе над образом ориентировалась на свою маму. «Я помню, какие платья, туфли, прически она носила, - объясняет актриса. - Я привнесла в образ очки с диоптриями, так как поняла, что нужен аксессуар, который бы отличал меня от героини». В жизни Ольга очки не носит. Костюмы для актрисы были сшиты по лекалам той эпохи.

Федор Лавров и Ольга Дыховичная в сериале «Деньги»

Федор Лавров частенько после съемок выпрашивает головные уборы - как фетиш-талисман. Дома у актера собрана уже целая коллекция. Ходит он в этих головных уборах редко, например, в магазин может надеть. Костюмеров сериала «Деньги» Лавров тоже попросил отложить для него кепки, в которых он снимался.

«Съемочный процесс был действительно тяжелый, потому что надо было уложиться в сроки, наладить отношения с партнерами по площадке и делать сноску на правдивость воспроизведения. Но интерес перевешивал. Я хочу выразить огромную благодарность всей съемочной группе, потому что ребята работали за идею - работали, пока не падали. На площадке не было ни одного человека, к которому были бы какие-то претензии. Такую честную работу редко встретишь и в кино, и в театре. А если бы ее не было, то не было бы и проекта», - резюмирует Федор Лавров.

Подготовила Анна Прищепова