Кто те люди, что ищут таланты, создают лучшие команды в стране и поддерживают игроков в тяжёлые моменты.

В закладки

Менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин (в костюме) с киберспортсменами Владимиром Миненко (слева) и Сергеем Ревином. Фото из личного твиттера

В декабре 2017 года в Высшей школе экономики начался курс обучения менеджеров по киберспорту совместно с Федерацией компьютерного спорта России. Курс продлится до середины июня 2018 года - по задумке проекта, участники получат основные знания для управления и руководства киберспортивными клубами.

Проект стал следствием роста популярности индустрии, которая ещё 10 лет назад создавалась в стране редкими энтузиастами. Они искали средства на существование своих небольших организаций, решали психологические проблемы игроков и пробивались на международные турниры. Времена изменились, но система устоялась - как и классические спортивные команды, киберспортивные организации не могут существовать без менеджеров.

TJ поговорил с представителями киберспортивных организаций СНГ и узнал, насколько сложна работа менеджеров, приносит ли она стабильный доход и как научиться этому делу.

Хобби, переросшее в работу

У спортивного директора российской организации Team Empire Александра Соломонова два высших образования - экономическое и техническое, и уже больше 15 лет он занимается киберспортом (у него есть и другой бизнес, но раскрывать его детали он отказался). В 2003 году, когда такое понятие как киберспорт было малоизвестно в России, он увлёкся стратегией в реальном времени Warcraft III: The Frozen Throne. Соломонову нравилось, что он может играть в стратегию не с компьютером, а соревноваться с другими людьми.

Параллельно с учёбой на первом курсе университета он начал следить за первыми киберспортивными турнирами и понял, что организовывать соревнования ему интересно даже больше, чем играть. Всё началось с менеджмента любительских команд, а несколько лет спустя Соломонову предложили должность командного менеджера сборной России по Warcraft.

Александр Соломонов. Фото со страницы во «ВКонтакте»

«В России всегда были сильные игроки в Warcraft (речь про третью часть - прим. TJ ), но они никогда не доезжали до финалов в Европе, потому что не могли оформить визу», - вспоминает Соломонов. Примерно в 2006 или 2007 году (точный год он не помнит) менеджер пообещал себе отправиться на турнир за границу. Несмотря на не лучший состав, команда вышла из группы в СНГ и отправилась в Германию. Соломонов лично стоял с игроками в посольстве в Москве и оформлял визы.

После того, как команда получила шенген, немецкое представительство закрылось на несколько дней - спортсмены едва не упустили шанс столкнуться с зарубежными соперниками на их земле. Тот турнир сборная России проиграла, уступив в финальном матче украинской команде со счётом 2:3. Однако менеджер русской команды воспринял это спокойно - в обеих сборных было много игроков, которыми он некогда руководил.

Командная крепость

«Ребята, вы можете немного потише?», - на английском спрашивает главный менеджер российского клуба ROX Адалят Мамедов (никнейм «Krookie») , когда во время разговора с корреспондентом TJ его голос перекрывают возгласы играющих спортсменов. Мамедову 22 года, он учится на шестом курсе в МГУ, преподаёт олимпиадную математику и биологию в физико-математической школе, а также читает лекции по биоинженерии. Когда-то он хорошо играл в League of Legends, популярнейшую на сегодняшний день киберспортивную дисциплину жанра MOBA (мультиплеерная стратегия в реальном времени с элементами ролевой игры), и до 18 лет планировал стать профессиональным игроком.

Карьеру киберспортсмена родители в итоге начать не позволили, но своей нынешней работой Мамедов доволен. Вместе с командой он готовится к континентальной лиге по League of Legends, где соревнуются 8 лучших команд СНГ. Среди игроков двое русских, белорус, немец и датчанин - недавно они с остальным штатом (тренер и аналитик) перебрались в тренировочный дом, который в профессиональной среде называют буткемп.

Бывший менеджер российской организации M19 Андрей Полещук считает, что при удалённых тренировках игроки отвлекаются на бытовые дела, родителей, друзей, сбивают режим сна и плохо питаются. Тренировочные дома призваны исправить эту проблему - перед важными турнирами игроки приезжают туда и живут под присмотром менеджера и тренера. У спортсменов выстроен график: подъём в 12-13 утра, зарядка, завтрак (за поставки еды отвечает менеджер), утренний брифинг и тренировки. Порой они продолжаются до 10-16 часов, во время которых игроки находятся в одной комнате.

Игроки команды ROX во время игры. На заднем плане - менеджер клуба Адалят Мамедов. Фото из личного архива организации

Буткемп организации ROX находится в Красногорском районе в Московской области. Это большой пятиэтажный дом, где на время двух игровых сплитов (сезон состоит из двух частей) League of Legends (каждый длится примерно три месяца) живут две домработницы, спортсмены, игрок замены, тренер, аналитик, сам «Krookie» и, в редких случаях, психолог и массажист. Порой коттеджи не арендуют, а покупают - так поступил российский клуб Vega Squadron.

Дом - лучший вариант для подготовки, так как в квартирах мало места и можно разбудить соседей во время ночных игр. Однако не так легко найти арендодателя, сдающего коттедж на три месяца. Не все владельцы сходу понимают, что такое киберспорт, и чем группа людей собирается заниматься в их доме. Мамедов считает процесс поиска коттеджа очень сложным занятием, после которого здание ещё надо отремонтировать, чтобы исключить проблемы с электричеством и сантехникой, а затем перевезти оборудование.

2 миллиона рублей

Во столько обходится содержание пятиэтажного тренировочного дома для киберспортивной команды ROX за три месяца.

Самый важный момент подготовки тренировочного дома - проведение оптоволоконного соединения. Если интернет плохо работает и обрывается, команда не сможет соревноваться. В феврале 2017 года российская команда Virtus.pro получила техническое поражение во время матча против клуба Effect, пока играли в буткемпе в Краснодаре. Это значит, что во время сражения у Virtus.pro обрывалось соединение. После этого менеджера уволили.

Для перестраховки тренировочный дом подключают к двум провайдерам на случай, если у одного возникнут проблемы. Как утверждает Мамедов, в августе 2017 года во время матча неизвестные запустили DDoS-атаку против команды, выведя из строя два соединения с разными IP-адресами. «Появляется подозрение, что [это] кому-то выгодно. Особенно когда на кону 10-20 миллионов рублей», - предполагает менеджер ROX.

Туда и обратно

Основная причина, почему ROX арендует коттедж в Москве - регламент Riot Games (создателей League of Legends). Если команда заключает с компанией контракт и хочет участвовать в профессиональных турнирах, ей нужно участвовать в матчах на сцене со зрителями. В 2017 году Riot Games стала использовать для записи поединков студию «Главкино» (одна из крупнейших кинотелевизионных компаний России). Происходящее там транслировалось на Twitch и YouTube. Организация ROX намеренно поселилась на Новорижском шоссе, так как студия «Главкино» расположена именно там.

Проведение турниров ложится на Riot Games: московский филиал арендует студию, запускает рекламную кампанию, снабжает менеджеров информацией, судит матчи и частично финансирует топовые команды. Киберспортивные организации получают средства на частичное покрытие расходов за тренировочный дом, перелёты и зарплату. Но если не уходить в «личный минус», на дотации можно жить только при очень жёсткой экономии, поясняет менеджер ROX.

Внутри «Главкино». Фото с официального сайта студии

Полещук из M19 считает, что начинающие и средние киберспортсмены получают от 28 тысяч до 85 тысяч рублей в месяц. Источник TJ в индустрии утверждает, что суммарно с дотациями от Riot Games и премиями за победы на турнирах топовые игроки могут за трёхмесячный сезон получить от 400 до 700 тысяч рублей (зарплату обычно переводят на банковскую карту). В целом, считает источник, эти цифры приближены ко всем топовым клубам.

Чтобы стать профессионалом в хорошей организации, игроки должны пройти «проверку поведения» (behavior check). Как это работает: менеджер команды отправляет ссылки на аккаунты спортсмена в социальных сетях, а Riot Games (или любая другая видеоигровая компания) проверяют его страницы на оскорбительное поведение.

Если игрок часто матерится или отпускает расистские комментарии, администрация это заметит. Дополнительно сотрудники просматривают игровые чат-логи на предмет грубых высказываний - за это, скорее всего, спортсмену откажут в заключении контракта.

Кирилл «Likkrit» Малофеев

Если игрок нарушит этические правила после заключения контракта с компанией-создателем игры, ему могут запретить участвовать в её турнирах. Так произошло в ноябре 2017 года с бывшим капитаном российской организации M19 по League of Legends Кириллом Малофеевым. Во время стрима спортсмен раскритиковал профессиональное положение игры в СНГ, в том числе падение уровня зарплат и уход киберспортивных организаций из дисциплины.

За это Riot Games запретили Малофееву на полгода участвовать во всех турнирах по League of Legends, после чего игрок объявил о завершении карьеры. Как говорит «Krookie» из ROX, спортсмены не столько боятся разрыва контракта с организацией, сколько бана от игровых компаний - это может стоить им репутации.

В поиске спонсоров

На заре киберспорта исключительными спонсорами организаций были производители компьютеров или оборудования. В основном это были гиганты вроде Razer, Acer, Asus, Intel и HP, но теперь к ним добавились крупные спонсоры из других сфер. В этом числе Mercedes-Benz (заключила контракт с европейской лигой ESL), крупная сеть по продаже электроники Media Markt (партнёр Virtus.pro), Lenovo (партнёр ROX), Omen by HP (партнёр Team Empire), Visa, Qiwi, PepsiCo, Twitch и сеть фастфуда KFC .

Одним из самых ценных партнёров в киберспорте считаются букмекерские конторы. Ставки на киберспорт очень популярны, поэтому для организаций это очень выгодное предложение. Лучше всего на этой территории себя чувствуют клубы с дисциплинами по Dota 2 и Counter-Strike: Global Offensive, хуже всего - по League of Legends, так как политика Riot Games запрещает рекламировать алкогольную, табачную или азартную сферу.

По прогнозам международной компании в области консалтинга и аудита PwC, объём киберспортивного рынка увеличится с 327 миллионов долларов в 2017 году до 874 миллионов долларов в 2022 году.

Когда организации требуется оборудование, но на него нет денег, она обращается к компьютерным гигантам - рекламодатель поставляет технику, а клуб рекламирует её на состязаниях. Кто-то идёт в большие холдинги со статистикой и предлагает добавить их логотип на футболки игроков, чтобы добавить охвата. В США, например, киберспортивные организации сотрудничают со страховыми компаниями, в том числе GEICO .

В январе 2018 года оператор МТС купил европейский киберспортивный клуб Gambit Esports: сумма контракта не раскрывается, но, судя по всему, компания подошла к развитию основательно. В компании есть киберспортивное подразделение, которым руководит Ирина Семёнова - она одна из основателей Virtus.pro и больше 17 лет работает в игровой индустрии.

Кроме МТС в России известны лишь два случая крупных инвестиций в индустрию. В январе 2017 года в Континентальной лиге по League of Legends появилась команда M19 - её инвестором оказался владелец инвестиционного холдинга Strongbow Investments Евгений Туголуков. По его словам, на содержание состава по League of Legends уходит около 500 тысяч долларов в год.

Киберспортсмены по дисциплине Dota 2 в тренировочном доме M19. Фото из официальной группы организации во «ВКонтакте»

У M19 также был состав по Hearthstone и Dota 2, но последний расформировали в феврале 2018 года, а по Hearthstone оставили только одного игрока. В разговоре с TJ менеджер состава Андрей Полещук заявил, что в планах организации этого не было. «Судя по всему, оптимизация расходов», - ответил менеджер на вопрос о причинах расформирования. Он планирует начать работу в новом киберспортивном проекте, но не раскрывает деталей.

Самый громкий вклад в киберспорт сделал бизнесмен Алишер Усманов. В 2015 году он вложил в команду Virtus.pro около 100 миллионов долларов, на основе которой появился холдинг ESforce. В январе 2018 года стало известно, что Mail.Ru Group компанию за 100 миллионов долларов. Как пишут «Ведомости», холдингу принадлежат 14 сайтов, 209 групп в социальных сетях и студия аналитики RuHub.

Итак, сейчас нам с вами предстоит узнать, как стать киберспортсменом. Если честно, то данным вопросом интересуются многие игроки в компьютерные игры. Среди них есть и новички, и уже "бывалые". Так что тема это очень распространена. Особенно среди молодежи и подростков. Ведь большинство киберспортсменов, как правило, имеют возраст от 14 до 26 лет.

Давайте же попытаемся разобраться, о каком "спорте" идет речь, а также попытаемся понять, как стать киберспортсменом CS GO и в других играх.

Что это

Начнем с вами с того, что разберемся, о чем сейчас пойдет речь. Киберспорт - что это такое? Важно понимать, на что мы подписываемся, желая вступить в ряды киберспортсменов. Может быть, это что-то очень опасное и непредвиденное.

Если честно, то доля опасности для организма в киберспорте есть. Для ваших нервов. Ведь киберспорт - это игра на компьютере на очки. Иными словами, профессиональная игра за ПК. Преимущественно на деньги и прочие призы. Можно сказать, это такая разновидность соревнований, где компьютер играет важную роль - определяет место проведения оных, а также позволяет выбрать методы борьбы друг с другом. Но как стать киберспортсменом CS GO и в других игрушках? Как правило, определенного алгоритма тут нет, зато имеется 10 простых шагов, освоив которые, вы сможете считать себя мастером в нашем виде "спорта".

Кстати говоря, стоит сразу же отметить - соревнования проводятся преимущественно по "стрелялкам" и шутерам. Например, "Контр Страйк" или "Дота". Но можно увидеть и другие игры. Вообще киберспорт - это разные компьютерные соревнования в области компьютерных игр. Иногда даже можно встретить турниры, проводимые на разных виртуальных симуляторах - например, The Sims. Давайте же поскорее попытаемся разобраться, как стать киберспортсменом ("КС 1.6", "Дота" и в других компьютерных игрушках).

1. Спокойствие и только спокойствие

Начинать нужно все с самосовершенствования. А точнее, с лечения собственного здоровья. Как уже было сказано, киберспорт - это довольно опасное занятие для ваших нервов. Ладно, если вы участвуете на любительском турнире. Но если речь идет о мировом соревновании, то малейшая оплошность выведет вас из себя и сделает неадекватным. А нервные клетки, как известно, практически не восстанавливаются.

Итак, если вы хотите знать, как стать киберспортсменом ("Dota 2" или другая похожая игра - предмет разговора, не суть важно), научитесь сохранять спокойствие в разных жизненных ситуациях. В принципе, без данного шага можно обойтись. Но тогда вы можете получить репутацию нервного, неуравновешенного и неадекватного школьника, даже если это вовсе не так. Порой киберспорт предлагает очень напряженные матчи.

Кроме того, в возбужденном состоянии принимать правильные решения и действовать оперативно крайне трудно. Так что спокойствие не только полезно для здоровья, а еще и способно помочь победить в том или ином турнире. Готовы? Тогда двигаемся дальше.

2. Анализ ситуации

Далее для того, чтобы ответить, как стать киберспортсменом в "КС ГО" и других играх, нужно сказать следующее: придется научиться анализированию ситуации. Причем, быстрому, точному и верному. Ведь медлительность может навредить вам и вашей команде.

Для того чтобы научиться этому, смотрите в интернете видеоролики соревнований и турниров у профессиональных киберспортсменов. Изучайте их тактики, приемы и маневры. Со временем это отложится у вас в памяти. И, разумеется, пригодится в будущем.

Также неплохо было бы научиться анализировать реальные жизненные ситуации. В принципе, такой талант должен быть в крови. В противном случае ваши ошибки могут привести к личному проигрышу или подставить всю вашу команду в целом. Желательно проверять свои выводы на практике. Точнее, на пробных любительских турнирах. Но как стать киберспортсменом World of Tanks, "Доты" и других игр? Существует еще несколько довольно интересных приемов, которые обязательно смогут помочь вам.

3. Совмещение

Например, нужно научиться совмещать работу, учебу и ваши увлечения. Киберспорт - занятие, которое требует огромного количества времени и сил. Порой оно может завлечь человека с головой. И игрок не будет вокруг себя ничего замечать.

Так что всегда важно найти баланс между учебой, работой и киберспортом. Без него вы не сможете в полной мере стать спортсменом в этой области. Ведь тех, кто ничем, кроме игр не занимается, нередко презирают. Это зачастую - низшая, обделенная интеллектом и красивой речью ступень эволюции игроков.

Да, найти гармонию в этом плане крайне трудно. Но многие справляются с данной задачей. Как стать киберспортсменом в "Доте 2" и других игрушках? Просто живите, развивайтесь и не забывайте играть регулярно в компьютерные игры. Без зависимости - она только навредит вам и вашей команде. Относитесь к киберспорту как к обычному виду соревнований. И тогда у вас все обязательно получится.

4. Игровые сообщества

Хотите знать, как стать киберспортсменом? CEH9 (один в этой области) уверяет, что для построения карьеры вам придется общаться с разными игровыми сообществами. Более того, придется стать их частью. Иногда добиться этого не только трудно, но еще и очень затратно.

В случаях, когда вы решаетесь стать профессионалом в одной игре, проблем не возникнет. Поинтересуйтесь о вступлении в одноименное сообщество, продемонстрируйте свои навыки, договоритесь об условиях участия. И все будет решено. Но вот если вам профессиональным спортсменом во многих игрушках, то придется огромное количество времени тратить на игровые сообщества.

Стоит учесть тот факт, что ежедневно вы должны будете общаться с товарищами по интересам, а также ходить на сходки и встречи. Причем для каждой игры сейчас отведено свое собственное игровое сообщество. С одной стороны это хорошо - не запутаться, а с другой - ужасно неудобно. Ведь профессиональный киберспортсмен должен состоять во многих сообществах. В принципе, со временем вы обязательно справитесь с данной проблемой. Не так уж и трудно общаться и поддерживать контакты с людьми, гораздо сложнее попасть в их "кружок по интересам".

5. Самоконтроль

Очередной важный шаг, который может помочь вам разобраться, что нужно, чтобы стать киберспортсменом - это самоконтроль. Не путайте его со спокойствием. Это немного разные понятия.

Стоит учитывать, что даже самый лучший игрок проигрывается приблизительно половину всех своих матчей. И это нормальные показатели. Правда, многие геймеры полагают, что киберспортсмен - это мастер, который никогда не проигрывает. Или случается это крайне редко. К сожалению, это вовсе не так.

Как говорят многие игроки, чтобы добиться своей победы, нужно сначала проиграть. Ведь поражение - это неотъемлемая часть киберспорта. Как стать профессиональным киберспортсменом? Вы должны научиться контролировать свои чувства и эмоции. И принимать проигрыш как должное. Да, жаль, что так бывает. Но от этого никуда не деться.

6. Талант или призвание

Разумеется, не все те, киберспортсменами, сделали это. Вообще многие полагают, что к данному занятию должна лежать душа. И у человека от рождения обязан быть талант в этой области.

Как можно стать киберспортсменом? Подумайте, так ли вам нужно это. Может, у вас просто не хватает физического или психического здоровья. Киберспорт - занятие, которое требует определенных навыков, несмотря на то, что все соревнования проходят перед компьютерами и за столами. Порой такие турниры куда более выматывающие, чем реальные олимпиады.

Если чувствуете сомнения, то лучше будет отказаться от затеи разобраться, как стать киберспортсменом. Ни к чему выматывать себя и подставлять ваших товарищей. Займитесь тем, что вам по душе больше всего. Помните, что хороший игрок, - это прежде всего талант, данный от природы. Развить его самостоятельно можно, но сделать это крайне трудно. Да и многие просто считают все мучения неоправданными, игрой в одни ворота.

7. Личная жизнь

Не стоит забывать также и о том, что все мы люди. И даже у самый заядлых игроков должна быть личная жизнь. Как полагают многие люди, киберспорт - не что иное, как обычное развлечение, которое способно время от времени приносить доход и славу. Так что зацикливаться на этом не нужно.

Это - верное решение. Дело все в том, что если вы размышляете над тем, реально ли стать киберспортсменом, совмещая личную жизнь и компьютер, то ответ тут однозначный - да, прославиться таким образом можно. А вот у кандидатов без отношений, зацикленных только на компьютерах, шансов меньше. Тут роль играет и эмоциональное напряжение, и недовольство жизнью, и постоянные депрессии. Также стоит учитывать, что у помешанных на чем-то людей практически нет шансов прославиться или добиться успехов в той или иной области.

Хотите стать киберспортсменом? Тогда просто живите, радуйтесь жизни, стройте семью и не забывайте о компьютерах. Найдя во всем баланс и гармонию (зачастую это довольно трудный процесс), вы обязательно добьетесь своих успехов в киберспорте.

8. Тренировки

Для того чтобы ответить, как стать киберспортсменом, нужно понять одну святую истину - вам потребуется огромный опыт и практика. Причем постоянная. Анализирование ситуаций, изучение тактик, ведение обычного образа жизни в гармонии с самим собой - это просто замечательно. Только вот без практики вы не сможете добиться успеха в нашем сегодняшнем типе соревнований.

Что следует делать? Просто играть. И нарабатывать опыт. Желательно долгое время. Порой хороший геймер должен проводить перед компьютером приблизительно 10-14 часов, чтобы добиться успеха. В принципе, если вы с детства играете в игрушки, то, скорее всего, у вас уже есть некоторая практика. А значит, потребуется меньшее время на самосовершенствование.

Помните: при выходе каких-то обновлений, вам тут же придется изучать их, а затем учиться применять на практике. Ведь соперники не дремлют. Они могут освоить новые тактики и ходы быстрее вас. И тогда нужно будет из кожи вон лезть, чтобы добиться успеха.

9. Взаимоотношения

После того как вы решили стать киберспортсменом, придется принять одну суровую истину: хоть выбранный нами спорт и является официальным, он все равно не особо ценится среди людей. Во всяком случае, в России это так. И вам нужно будет уметь общаться с обществом так, чтобы никто никому не навредил.

Приготовьтесь к тому, что вас не будут считать за спортсмена. Скорее, многие начнут говорить, что вы очень много времени будете проводить впустую, занимаетесь ничегонеделанием и так далее. Подобного поведения избежать практически невозможно. Придется научиться правильному общению с обществом в роли киберспортсмена. Самообладание и контроль - вот то, что поможет вам.

10. Изучение игр

Хотите знать, как можно стать киберспортсменом? Если честно, то все перечисленные пункты смогут подтолкнуть вас к этому решению. Только вот мы забыли еще один важный момент - это не что иное, как изучение предлагаемых нам игр. Они все разного жанра и типа. Хороший киберспортсмен должен быть осведомлен о них.

Как уже было сказано, очень часто в качестве объекта для киберспорта выбираются разнообразные шутеры и стратегии. Это значит, что вы должны не только совершенствоваться в одной игрушке, а еще и изучать все новинки того или иного жанра. Уделяйте внимание только крупным проектам. И тогда у вас обязательно получится построить карьеру киберспортсмена.

В истории российского киберспорта много громких имён. Сегодня мы решили познакомить вас с хедлайнерами российского Counter-Strike 1.6. Часть игроков, о которых пойдёт речь, продолжают выступать, другие находятся на заслуженном отдыхе.

5. Михаил «Dosia» Столяров

Открывает пятёрку легендарных российских киберспортсменов эпохи Counter-Strike 1.6 действующий игрок Gambit Gaming - Михаил «Dosia» Столяров. Уроженец Уфы долгое время выступал в составе местной команды tp.uSports, которая на тот момент считалась одним из лучших региональных коллективов.

Всеобщая известность к Михаилу пришла после того, как в 2009 году команда выиграла национальные отборочные WCG и отправилась в Китай на чемпионат мира. С тех пор он прочно занял место одного из сильнейших игроков в России. Не растерял свой авторитет игрок и с переходом в CS:GO. В 2013 году авторитетный портал HLTV.org поставил Столярова на 4-ю строчку своего годового рейтинга.

4. Роман «ROMjKE» Макаров

Товарищ Столярова по золотому составу команды Moscow Five - Роман Макаров - свою профессиональную карьеру начал в 2006 году, когда в составе санкт-петербургской организации Islanders сумел занять второе место на ASUS Spring 2006.

За свою достаточно продолжительную карьеру Макаров успел поиграть, пожалуй, под всеми известными командными тегами: forZe, Virtus.pro, UNiTED и M5. В отличие от многих своих коллег по цеху, Роман не приостанавливал карьеру на протяжении почти шести лет и всегда оставался в когорте сильнейших российских игроков, однако с переходом основных турниров на принял решение уйти из киберспорта в 2012 году.

3. Иван «Xenitron» Тоцкий

Один из самых возрастных игроков отечественной киберсцены в Counter-Strike. Начав профессионально играть ещё в начале нулевых, он стал одним из лидеров команды forZe, которая конкурировала на внутренней арене с легендарной пятёркой M19, победившей на WCG 2002.

Ивана отличала выдающийся набор умений и фирменное хладнокровие даже в самых напряжённых игровых моментах. Помимо forZe Ивану удалось поиграть в таких командах, как Begrip, EYESports и Virtus.pro.

2. Дмитрий «Hooch» Богданов

Дмитрий «Hooch» Богданов свою карьеру начал в середине нулевых и стал игроком, который известен не только любителям CS со стажем, но и совсем молодым фанатам киберспорта. В составе микс-команды HiGhTime он сумел выиграть первое место на ASUS Open Summer 2005, а уже через месяц оказался в составе сильнейшего на тот момент коллектива страны - Virtus.pro.

Помимо выступления за несколько известных команд - Begrip, A-Gaming, UNiTED и других - Богданов был бессменным капитаном сборной России на многих соревнованиях. Под его руководством в 2008 году национальная команда взяла серебро на ClanBase NationsCup XI, уступив в финале Германии.

В CS:GO Дмитрий выступал в составе команд Virtus.pro, Gambit Gaming, а на данный момент защищает цвета команды Rush3D, продолжая работать со сборной на международных турнирах.

1. Алексей «LeX» Колесников

Главным же игроком, олицетворяющим российский Counter-Strike, по нашему мнению, является легендарный Алексей «LeX» Колесников. Переехав в Москву из Ставрополя, он смог проявить себя и оказаться в «команде мечты» Virtus.pro.

Именно с этим тегом связаны успехи отечественного киберспорта середины нулевых, в том числе бронза на ESWC 2003 и победа на ACON5. В конце нулевых Алексей из-за проблем со здоровьем приостановил свою карьеру, однако через некоторое время вернулся в качестве управляющего менеджера команды Virtus.pro.

На данный момент Алексей участвует в нескольких киберспортивных проектах, однако широким массам киберспортивных фанов он до сих пор известен именно как выдающийся игрок.

11.10 2017

Первая половина 2017 года в Counter Strike: Global Offensive прошла достаточно активно. По итогам полугодия в мае HLTV.ORG обновила ТОП-10 лучших тим. Среди них – только про игроки в CS GO, известные и любимые большинством болельщиков киберспортивной арены.

Steam-профили игроков этих команд мы и представляем. Можно посмотреть инвентарь, ознакомиться с аватаром и даже добавить кого-то в друзья. Про игроки достаточно популярны, и вся информация о многих есть непосредственно в Стиме.

К сожалению, открыты далеко не все аккаунты профессиональных игроков в Steam. Некоторые очень хорошо скрываются от общественности. Поэтому можно довольствоваться только ссылками в надежде, что однажды киберспортсмены откроют аккаунты.

Astralis

Бывшая TSM из Дании, в 2016 году переформировавшаяся и взявшая новое название. На май 2017 года – лучшая в мире. Чуть ли не самая успешная из всех.

Профили лучших игроков мира:

  • gla1ve (Лукас Россандэр) http://steamcommunity.com/profiles/76561198010511021
  • Xyp9x (Андреас Хейслет) https://steamcommunity.com/id/astralisXyp9x/
  • dupreeh (Петер Расмуссен) https://steamcommunity.com/profiles/76561198004854956
  • Kjaerbye (Маркус Кьебю) https://steamcommunity.com/id/Gizminister
  • device (Николай Ридтц) http://steamcommunity.com/id/devvek1ng

FaZe Clan

Сборная со всего Евросоюза, основанная в 2016 году. Была известна еще по игре в CoD, но позднее перешла на CS GO.

Аккаунты про:

  • karrigan (Финн Андерсен) https://steamcommunity.com/id/karrigancsgo
  • olofmeister (Олоф Кайбьер) https://steamcommunity.com/profiles/76561197988627193
  • GuardiaN (Ладислав Ковач) https://steamcommunity.com/id/lololGuardian
  • NiKo (Никола Ковач) https://steamcommunity.com/profiles/76561198041683378
  • rain (Ховард Найгард) https://steamcommunity.com/profiles/76561197997351207

В первом полугодии только по случайности не смогла отвоевать первое место у Astralis, что не мешает им тащить во втором. Соперничество продолжается.

SK Gaming

Коллектив сформирован в 2013 году, сейчас играет под флагом Бразилии. Тащит со времен CS 1.6 и не сдается в CS GO.

  • FalleN (Габриэль Толедо) https://steamcommunity.com/id/fallencs
  • felps (Жоао Васконселлос) https://steamcommunity.com/id/JustDabliu/
  • fer (Фернандо Альваренга) https://steamcommunity.com/profiles/76561197999186947
  • coldzera (Марсело Давид) http://steamcommunity.com/profiles/76561198039986599
  • TACO (Эпитасио де Мело) http://steamcommunity.com/id/tacocs

Бразильцы имеют в активе две громких победы, но не желают на этом останавливаться.

G2 Esports

Французская команда, созданная в 2015 году. Мощный состав не дает опуститься ей достаточно низко – пять побед на чемпионатах, но это еще не все.

Профили киберспортсменов:

  • shox (Ришар Папильон) http://steamcommunity.com/profiles/76561198006920295
  • kennyS (Кэнни Шраб) https://steamcommunity.com/id/kennyS-
  • NBK (Натан Шмитт) http://steamcommunity.com/profiles/76561197960710573
  • apEX (Дан Мадесклер) http://steamcommunity.com/profiles/76561197989744167
  • Bodyy (Алехандре Пианаро) http://steamcommunity.com/id/bodyys

«Джи-Ту» с пятью победами достойно занимают место в рейтинге и уходить с насиженного места не желают.

North

Коллектив из Дании, поддерживаемый F.C. Copenhagen и уверенно выигравший EPICENTER 2016.

Профили игроков:

  • MSL (Маттиас Лауридсен) http://steamcommunity.com/profiles/76561197984400619
  • valde (Вальдемар Вангсе) https://steamcommunity.com/id/v4lde
  • aizy (Филип Айструп) https://steamcommunity.com/profiles/76561198050950952/
  • cajunb (Рене Борг) https://steamcommunity.com/profiles/76561197978328043/
  • k0nfig (Кристиан Винеке) http://steamcommunity.com/id/k0nfig

Традиционный и киберспорт дали свои плоды – коллектив продолжает быть одним из лучших.

Natus Vincere

Всеми любимая киберспортивная команда из Украины, существующая с 2012 года. Несмотря на ряд поражений, не растеряла фанатов и поддержку. Сейчас вновь активно набирает обороты и

Профили коллектива:

  • Zeus (Даниил Тесленко) http://steamcommunity.com/id/NaViZeus
  • Edward (Иван Сухарёв) http://steamcommunity.com/id/IoannSukhariev
  • flamie (Егор Васильев) http://steamcommunity.com/id/flamie7
  • seized (Денис Костин) http://steamcommunity.com/id/seizedwf
  • s1mple (Александр Костылев) https://steamcommunity.com/id/officials1mple

«Рожденные побеждать» пережили уход лучших игроков. Но они смогли найти замену и удержаться среди ТОПовых команд, хоть несколько раз и с треском проваливались. 10 побед на чемпионатах говорят сами за себя.

Gambit Esports

Подразделение Gambit Gaming, базирующееся в Казахстане. Достойно занимает место в ТОП, пока что выиграв турнир лишь однажды.

Аккаунты про-игроков тимы:

  • AdreN (Даурен Кыстаубаев) http://steamcommunity.com/profiles/76561198006466707
  • fitch (Бектияр Бахытов) http://steamcommunity.com/id/fitch4w-
  • HObbit (Абай Хасенов) https://steamcommunity.com/profiles/76561198028292758
  • Dosia (Михаил Столяров) http://steamcommunity.com/id/ADosia
  • mou (Рустем Телепов) https://steamcommunity.com/id/mou13

Победа была нежданной и ошеломительной. Не собираются отдавать свое место в рейтинге и активно сражаются за него.

Virtus.pro

Одна из самых известных команд мира, базирующаяся в Польше. Многократно меняла имя, но суть оставалась той же.

Steam-аккаунты:

  • TaZ (Виктор Войтас) https://steamcommunity.com/profiles/76561197960499780
  • NEO (Филип Кубски) http://steamcommunity.com/id/NEOZORD
  • pashaBiceps (Ярослав Яжомбковски) http://steamcommunity.com/profiles/76561197973845818
  • Snax (Януш Погожельски) http://steamcommunity.com/profiles/76561197982141573
  • byali (Павел Белиньски) http://steamcommunity.com/id/bialyyy

Сенсационные 17 побед и множество призовых мест. И это далеко не последние достижения Virtus.pro.