Сборник

текстов контрольных

диктантов

по русскому языку.

3 класс

Сентябрь

Входной диктант

по теме: «Подарки школе»

(3 класс – 1 четверть)

Подарки школе.

Первого сентября ребята принесли в школу подарки. Шурик принес горшочки с кактусами. Валя поставила на стол учительницы букет цветов. Летом она помогала дедушке за ними ухаживать. Катя побывала на море. Она привезла морскую раковину. Самый интересный подарок сделал Азамат. Он гостил летом в городе Астане. Азамат собрал открытки и сделал альбом о столице нашей Родины.

(55 слов)

Октябрь

Контрольный диктант

по теме: Повторение изученного во 2-ом классе.

(3 класс – 1 четверть)

Природа осенью.

Наступают осенние дни. Грустный вид у природы. Земля оделась сухими листьями. В морозные дни листья жёсткие и хрупкие. Одинокие золотые монетки висят на осине. Ветер несёт листья по тропинке к опушке леса. Мы подъезжаем к реке. Она выпрямилась и стала шире. От морозов трава у берегов завяла и опустилась на дно речки. Природа ждёт прихода зимы.

(56 слов)

Слова с сочетаниями чк, жи-ши;

Слова из словаря – 6 слова.

Грамматическое задание.

Выпишите из диктанта существительные во множественном числе и

образуйте форму единственного числа.

Определите род существительных.

1 вариант – Земля, хвост, скатерть, зелёные, дождь, окно, крыльцо;

2 вариант – Ветер, осина, зеркало, погода, объявление, золотые, берег.

Октябрь

Контрольный диктант

по теме: « Состав слова. Словообразование».

(3 класс – 1 четверть)

Скоро зима.

Я люблю бродить по лесу поздней осенью. Кусты и деревья

сбросили листья. Они пожелтели от осенних дождей. Опавшая листва не шуршит. Иногда от дерева к дереву перелетают птицы. Протяжно и грустно свистит рябчик. Лес угрюм.

Но скоро он станет иным. Весь посветлеет, оденется в снежный убор. На белой скатерти отпечатается цепочка следов. Они о многом расскажут человеку.

(57 слов)

Проверяются умения писать слова с орфограммами:

Слова с безударными гласными в корне;

Слова с проверяемыми согласными в корне;

Слова с приставками;

Слова с предлогами;

Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща.

Грамматическое задание.

    Выписать из текста слова с приставками.

    Списать, раскрывая скобки, выделить приставки

Лодка (от)плыла (от)берега. Солнце (за)шло (за)тучу. (До)ночлега мы (до)брались ночью.

    Разобрать слова по составу.

Подорожник, беговая, столик, заморозки.

Ноябрь

Контрольный диктант

по теме: « Части речи. Имя существительное».

(3 класс – 2 четверть)

Зимой.

Зима завалила деревню пушистым снегом. Стояли серые дни. С верхушки старой ели сорвалась птица. Посыпался иней. Он белой пылью осел на куст. В доме трещала печь. Пахло дымом. Порывы сильного ветра уносили запах дыма.

Группой шли женщины к проруби. Над крутым обрывом разместилась беседка. Ступеньки поседели от инея. Мы взяли лопаты и расчистили дорожку. Показалось зимнее солнце.

Природа ожила.

(59 слов)

Проверяются умения писать слова с орфограммами:

Слова с безударными гласными в корне;

Слова с проверяемыми согласными в корне;

Слова с приставками;

Слова с предлогами;

Слова из словаря;

Грамматическое задание.

1.Выпишите имена существительные в Р.п. и Д.п.

2. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, определите падеж имен существительных.

Тихо в л.су. Падают ле.кие листья. Ш.лестит под н.гами сухая л.ства.

Декабрь

Контрольный диктант

по теме: «Безударные падежные окончания имён существительных».

(3 класс – 2 четверть)

Снежное чудо.

Всё небо и воздух были полны снежинок. Они летели и падали. Снег покрывал чёрную грязь, лежал на крыше, на крыльце.

Таня подставила ладонь, снежинки на ладонь упали. Но Таня не успевала их разглядеть. Снежинки быстро таяли на ладони. Тогда девочка надела варежку и смогла рассмотреть каждую.

Снежинки были неповторимы. Это настоящее снежное чудо. Дома Таня нарисовала снежинки в альбоме.

(59 слов)

Проверяются умения писать слова с орфограммами:

Слова с безударными гласными в корне;

Слова с проверяемыми согласными в корне;

Слова с приставками;

Слова с предлогами;

Слова с сочетаниями жи-ши, чу;

Слова с мягким знаком;

Слова из словаря;

Существительные с безударными падежными окончаниями.

Грамматическое задание.

1 . Найти все существительные в П.п. Обозначить склонение этих существительных и выделить окончание.

2 .Морфологический разбор существительных:

1 вариант – у ольхи; 2 вариант – кукушки.

Январь

Контрольный диктант

по теме: «Имя прилагательное».

(3 класс – 3 четверть)

Чудесный пейзаж.

Около берёзовой рощи был низенький холмик. На нём росла

ольха. У этой ольхи мы с друзьями любили отдыхать. Нам открывался

чудесный пейзаж. Ветер гнал волны по мягкой травке, как по поверхности воды. Мы часто видели, как по широкой пустоши пробегал заяц. Иногда мелькал рыжий хвост лисички. Из тесной норки показалась мордочка мышки. Мы смотрели на красивый полёт ласточки.

(64 слова)

Проверяются умения писать слова с орфограммами:

Слова с безударными гласными в корне;

Слова с проверяемыми согласными в корне;

Слова с приставками;

Слова с предлогами;

Слова с мягким знаком;

Слова из словаря;

Грамматическое задание.

1.К данным именам существительным подберите по 3 имени прилагательных, которые обозначают разные признаки.

Образец: берег (какой? по форме) – обрывистый, пологий, крутой

1 вариант: кольцо (какое? по материалу)- …

яблоко (какое? по цвету)-…

комната (какая? по размеру)-…

2 вариант: ягода (какая? по вкусу)-…

стол (какой? по форме и размеру)-…

цветок (какой? по месту,где он растет)-…

2. Замени выделенные слова именами прилагательными. Напиши словосочетания, определи род имен прилагательных

1 вариант: платье из шелка , ящик для почты , растение в теплице , сок вишни .

2 вариант: небо осенью , парк в городе , вагон для багажа , долька апельсина .

Февраль

Контрольный диктант

по теме: «Глагол».

(3 класс – 3 четверть)

Зима.

Земля покрылась белым ковром. Ранним утром я и мой товарищ отправились в зимний лес. Ночью вьюга занесла все дорожки и тропинки. Мы скользили на лыжах по лесным полянам.

Вокруг стояли деревья в зимнем убранстве. Стройные берёзы и осины покрыты пушистым снегом. С ветки летит мягкий снежок. Мы подъехали к избушке лесника. Она стоит на опушке сосновой рощи. Вдруг выглянуло зимнее солнце. Яркий луч его осветил стройные деревья.

(67 слов)

Проверяются умения писать слова с орфограммами:

Слова с безударными гласными в корне;

Слова с проверяемыми согласными в корне;

Слова с приставками;

Слова с предлогами;

Слова с шипящими на конце;

Слова с мягким знаком;

Слова из словаря;

Существительные с безударными падежными окончаниями;

Прилагательные с безударными падежными окончаниями.

Грамматическое задание.

1.Определить время, число, род глаголов:

1 вариант – стучит, осветила; 2 вариант – лежат, заиграл

2.Подобрать синоним к каждому глаголу:

1 вариант – увидеть - …, сообразить - …, вынимать;

2 вариант – спешить - …, бояться - …, грустить - ….

Март

Контрольный диктант

по теме: «Изученные части речи».

(3 класс – 3 четверть)

Зимняя дорога.

Мы выехали из села перед восходом солнца. На горизонте алела заря. Дорога в соседнюю деревню была гладкой.

По сторонам дороги тянулись широкие поля. Они были покрыты снежной скатертью. Снег лежал лёгкой пеленой. За узкой речкой тёмной стеной возвышался лес. Мы въехали в сосновую рощу.

Со всех сторон нас обступают сосны с могучими стволами. Тяжёлая шапка снега падает с макушки высокой сосны.

Скоро покажутся избы.

(65 слов)

Проверяются умения писать слова с орфограммами:

Слова с безударными гласными в корне;

Слова с проверяемыми согласными в корне;

Слова с приставками;

Слова с предлогами;

Слова с сочетаниями чк, жи-ши, ча-ща;

Слова с мягким знаком;

Слова из словаря;

Существительные с безударными падежными окончаниями;

Прилагательные с безударными падежными окончаниями.

Грамматическое задание.

1. Морфологический разбор прилагательного:

1 вариант – (в)сосновую (рощу); 2 вариант - (за) узкой (речкой).

2. Спишите, подчеркните личные местоимения.

1. Не хв.ли себя сам, пусть тебя другие похвалят.

2. Не тот х.зяин з.мли, кто по ней бродит, а тот, кто по ней за плугом ходит.

3. Сделайте синтаксический разбор.

1 вариант: 1 предложение

2 вариант: 4 предложения

Апрель

Контрольный диктант

Контроль знаний - cборник проверочных, итоговых диктантов и контрольных работ по русскому языку для 3 класса - диктанты удобно разбиты по четвертям и полугодиям, темам и правилам, тексты с грамматическими заданиями.

Оценивание работы

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

  • «5» – за работу, в которой нет ошибок.
  • «4» – допущено 1–2 ошибки.
  • «3» – допущено 3–5 ошибок.
  • «2» – допущено более 5 ошибок.
  1. нарушение правил орфографии при написании слов;
  2. пропуск и искажение букв в словах;
  3. замену слов;
  4. отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
  5. неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

  1. ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
  2. единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения записано с заглавной буквы;
  3. единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

  1. два исправления;
  2. две пунктуационные ошибки;
  3. повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

  1. повторение одной и той же буквы в слове;
  2. недописанное слово;
  3. перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
  4. дважды записанное одно и то же слово в предложении.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

  • "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
  • "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
  • "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
  • "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Диктанты по русскому 2 класс ФГОС «Школа России»

Объём диктантов для 3 классов:
1 и 2 четверть – 45 - 53 слова.
3 и 4 четверть – 53 - 73 слова.


Темы диктантов:
  1. Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи

Входные диктанты по русскому языку за 3 класс

3 класс 1 четверть (контрольные работы с грамматическим заданием)

Поверочные и контрольные диктанты по русскому языку за 3 класс 2 четверть (контрольные работы с грамматическим заданием)

Поверочные и контрольные диктанты по русскому языку за 1 полугодие 3 класса (контрольные работы с грамматическим заданием)

Поверочные и контрольные диктанты по русскому языку за 3 класс 3 четверть (контрольные работы с грамматическим заданием)

Итоговые поверочные и контрольные диктанты по русскому языку 3 класс за год (контрольные работы с грамматическим заданием)

Начальная школа, 3 класс - Словарные диктанты и словарные слова для школьников и родителей, а также учителей русского языка.

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. с грамматическим заданием

Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко сюда проникал солнечный луч. Громадные ели и сосны стояли угрюмо. Они опустили могучие ветки. Вдруг старый пень зашевелился. Там была нора гадюки. Мы вышли на лесную поляну. Радостные песни птиц встретили нас. Жужжали мохнатые шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина, и мы отправились домой. Шипение гадюки звучало в ушах. Гадюки опасны. с грамматическим заданием

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка. с грамматическим заданием

Наступила весна. Солнце согнало снег с полей. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие листочки. Проснулась пчелка. Она разбудила своих подруг. Пчелки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчелки напились сока и весело полетели домой. с грамматическим заданием

Над водой пронеслась стая перелётных птиц. Они радостно встречали весну. Но много бед жителям леса несёт вода. Солнце растопило снег. Вода хлынула в жилища. Жить там стало опасно. Выбежала из норки полевая мышь. Вот низкий куст. Он широко раскинул ветки. Мышь прыгнула на куст и замерла. Трудно и зайцу. Он жил на островке. Кругом холодная вода. Не переплыть бедняжке это море. Надо ждать.(с грамматическим заданием)

Мой дед – лесной сторож. Поздно вечером он шел домой. Вдруг дед услышал вой волков. Дед влез на ель и сел на сук. Волки увидали его и остановились. Наступила темная ночь. Налетел ветер. Закачались ветки дерева. У деда слетела шапка. Голодные волки шапку разорвали в клочья. Утром волки скрылись. Дед спустился с дерева и пошел в сторожку. (с грамматическим заданием)

Совы – хищные птицы. Они лучшие охотники. У совы мощные когти. Они похожи на зубья капкана. Совы съедают множество мышей. Большинство этих птиц лучше видят вечером или ночью. Дневной свет им мешает. У сов чуткие уши. Они спрятаны на голове под перьями. У ночной птицы мягкие перья на крыльях. Они делают полёт беззвучным. Это помогает при охоте. (с грамматическим заданием)

Серёжа с папой делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди и дощечки. Папа их строгал и сколачивал. Зимой каждое утро Серёжа сыпал в кормушку зерно. Воробьи и синички ждали мальчика. Они слетались со всех сторон, спешили позавтракать. В морозные дни Серёжа кормил своих пернатых друзей часто. Сытая птица легко переносит холод.(с грамматическим заданием)

← 1 →

диктанты по четвертям для 3 класса

Входной диктант №1

Хлеб.

Лежит на столе тёплый душистый хлеб. Кто дарит нам это чудо? Золотые руки людей растят хлеб. Весной они пашут землю, сеют хлеба. Всё лето они ухаживают за посевами. Люди хотят получить хороший урожай. Они хотят подарить всем хлеба побольше.

д иктант за 1 четверть

Осенний лес

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. (41 слово)

Грамматические задания:

Выписать из текста однокоренные слова, выделить корень.

1 вариант: Выделить грамматическую основу в 4 предложении.

2 вариант: Выделить грамматическую основу в 7 предложении

Диктант за 2 четверть

Чудесная ёлка.

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином.

Грамматические задания:

1.Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.

2.Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Кормушка, прилёт, подводники

2 вариант Сахарница, заход, заморозки

*К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.

1 вариант Продавать -….., выходить -……

2 вариант Помолчать …., приехать- ….

Диктант за 3 четверть

пЕРВЫЕ ДНИ ВЕСНЫ

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховики.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание:

Разобрать по членам предложения: 1 вариант: четвертое предложение; 2 вариант: пятое предложение. Главные члены предложения подчеркнуть, словосочетания выписать.

Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу.
1 вариант: узкий ручей - ...; старательный ученик - ...;
2 вариант: трусливый мальчик - ...; высокий куст - ...

Диктант за 4 четверть

РАННЯЯ ВЕСНА

Наступила весна. Солнце согнало снег с полей. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие листочки. Проснулась пчелка. Она разбудила своих подруг. Пчелки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчелки напились сока и весело полетели домой. (51 слово)

Грамматическое задание:

Выписать из текста местоимения, определить их лицо и число.

1 вариант: Выполнить разбор 4 предложения.

2 вариант: Выполнить разбор 7 предложения.

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

3 класс

Входной диктант по русскому языку

для 3-го класса

Цель работы : проверить навык правописания слов на диапазоне изученных правил и элементарные знания по русскому языку. Текст диктанта включает все изученные во 2 классе орфограммы: гласные после шипящих, раздельное написание предлогов со словами, звонкие и глухие согласные на конце и в корне слова, безударные гласные, непроизносимые согласные, разделительный ь, большая буква в собственных именах.

Объём текста: 40 – 45 слов.

Осенью

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Грамматическое задание

Составь предложение из слов, подчеркни главные члены предложения. Выпиши словосочетания с вопросами.

I вариант II вариант

Листья, падают, берёз, с, золотые ногами, шуршит, трава, сухая, под

2. Разбери слова по составу.

I вариант II вариант

пробежка прогулка

осенняя длинная

поход подъезд

беленький серенький

Выполни звуко-буквенный разбор слов.

I вариант II вариант

Пеньки, ежи Деньки, ерши

за I четверть

Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.

Объем диктанта : 44-50 слов.

Осенью.

Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (48 слов)

Грамматическое задание

1.Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

I вариант

На опушке леса растут рыжие лисички.
II вариант

Осенью деревья надели яркий наряд.

2. Подберите однокоренные слова с данными корнями.

Сад- -цвет-

Осенний, пробежка, журавлёнок,

бабушка, девочка.
Лимонный, походка, тюленёнок,

крылышко, мамочка.

Контрольный диктант для 3-го класса

за I полугодие

Цель работы – проверить умение применять правила правописания слов со звонкими и глухими согласными, безударными гласными в практике письма: умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание изменением формы слова, подбором однокоренных слов.

Объем работы: 50-55 слов.

Зимний лес.

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.

Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостиком. Полетела легкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

(По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

I вариант.

Голодные синички прилетели к кормушке.

2 вариант.

Серенькая белочка спряталась в дупле.

2. Разбери слова по составу.

I вариант II вариант

морозец журавлик

пробежка погрузка

длинный ранний

постучал пробежал

прилетят замерзают

3. Запиши слова в 3 столбика.

Кр…чать, б…реза, сла…кий, ло…кий, сн…жинка, с…бака, т…желый, п…льто, ска…ка.

Контрольный диктант по русскому языку

для 3-го класса за III четверть

Цель работы - проверить умения писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением, звонкие и глухие, непроизносимые согласные в корне слова; проверять гласные и согласные в корне; обозначать гласные и согласные в приставках; писать ъ разделительный в наиболее употребляемых словах; правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце.

Объем диктанта : 55-65 слов.

В лесной глуши.

Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.

Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей.

Грамматическое задание.

1. Синтаксический разбор предложения.

I вариант

Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.

II вариант

Надулись на деревьях пахучие почки.

2. Выбери из группы слов синонимы и запиши их

I вариант

Голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный

II вариант

Желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный.

3. Разберите слова по составу.

I вариант

подкормка

сталевар

медвежонок

II вариант

лимонный

заморозки

птицевод

Итоговый контрольный диктант для 3 класса

Цель работы – проверить умение правильно писать слова с безударными гласными в корне в более трудных случаях (слова с приставками, слова с затененными корнями); с согласными в корне (звонкими-глухими,удвоенными и непроизносимыми); слова с непроверяемыми написаниями; гласные и согласные в приставках;существительные мужского и женского рода с шипящими на конце, безударные падежные окончания имён существительных;не с глаголами; родовые окончания имён прилагательных; проверить, как учащиеся могут использовать на практике теоретические сведения об однородных членах предложения.

Объем текста – 65-75 слов.

Певчие птицы.

Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.

В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.

Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной вышине.

Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки.

Слова для справок: звенят

Грамматическое задание.

1. Найди в тексте однородные члены предложения и подчеркни их.

2. Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.

I вариант.

Весной на опушке леса зацвела душистая черёмуха.

II вариант.

В мае над кустом сирени жужжат мохнатые шмели.

3. Выполни морфологический разбор имени существительного.

I вариант II вариант

На опушке - Над кустом -

Диктанты 3 класс

Поздней осенью я посадил молодые яблоньки. Наступила дружная весна. По дорогам зажурчала вода. Быстро сошёл снег. Ярко заблестели на солнце лужи. Я пришёл в сад и осмотрел свои яблоньки. Сучья и веточки все были целы. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. По саду разносились чудесные песни птиц. В песнях звучала радость встречи с теплом и весной. Легко и спокойно было на сердце.
Слова для справок: сошёл, пришёл, спокойно.

Подснежники.
По опушкам лесов, на лесных освещенных солнцем полянах расцветают первые лесные цветы. Это подснежники. На радостную улыбку весны похожи они. Хорошо в эту пору в пробудившемся лесу. Лес наполнен весёлыми птичьими голосами. Набухли, надулись на деревьях пахучие смолистые почки. На макушках высоких берёз звонко пересвистываются весенние гости. Все рады солнцу, приходу весны.
(По И.Соколову-Микитову).

Октябрь.
На улице уныло и зябко. Ветер с силой налетает на деревья и срывает последние листья. Громко кричат галки. Близко холода. Брызнул луч солнца. Но эта улыбка осени была печальной. Вот полил сильный дождь. Берёзовая роща захлебывалась от дождя. Острый холодок в чащу заглядывает редко. Мы развели костер. Весело заплясал рыжий огонь.
Слова для справок: печальной, захлебывается, луч, костер.

Грузди.
На нашей улице жил дед Иван Петрович. Он любил охоту и рыбалку. Из грибов признавал только белый груздь. Стояла осень. Прохлада леса хранила ночную тишину. Набухли от воды ветки кустов. От реки тянулась дымка тумана. Дед повел нас по своим грибным местам. К полудню наши корзины были полны. В плетенке деда красовались самые молоденькие грузди.
Слова для справок: красовались.

Синицы.
На лесопилке появились синицы. Это были ловкие и смелые птички. Они не боялись шума и визга пилы. Синицы осматривали каждое бревно. Они засовывали свои клювики в щели и вытаскивали вредителей. С утра до вечера работали птицы. Мороз крепчал. Они слетались греться на тёплую покрышку трактора.
(По А. Мусатову).
Слова для справок: лесопилка, осматривали, вытаскивали, греться.

Когда лечат зверей?
Когда звери болеют, им дают лекарства. Медведю лекарство кладут в варенье. Обязьяна выпивает его со сладким чаем. В зоопарке есть больница для животных. Лечат там зверей врачи-ветеринары. А как быть с тигром? Тут врачи идут на хитрость. Зверя сажают в очень узкую клетку. Стенки клетки сближены. Тигр прижат к стене. Он покоряется человеку.

(По М. Ильину и Е. Сегал).
Слова для справок: зоопарк, ветеринар, сближены, покоряется.

В лесу.
Я остановился около осины. На самой крупной ветке открылась необычная картина. За белкой гналась куница. Вот схватит её. Гибкое тело куницы лежало на ветке. Хвост был вытянут. Белка добежала до края ветки. Она готова была к прыжку. Чем кончилась эта схватка? Я смотрю на дерево и улыбаюсь. Хорошо поработала вьюга. Чудные лесные зверюшки!
Слова для справок: необычная.

В лесу было торжественно, светло и тихо. День словно дремал. С неба падали одинокие снежинки. Мы бродили по лесу до вечера. На рябине сидели снегири. Мы сорвали схваченную морозом красную рябину. Это была последняя память о лете, об осени. Мы подошли к озеру. У берегов была тонкая полоска льда. Я увидел в воде стайку рыб. Зима стала входить в свои права. Повалил густой снег.
(По К. Паустовскому).

Дом под снегом.
Я еду по лесу на лыжах. Тихо стоят деревья. Снежком покрыты вековые сосны и ели. Поляну пересекли заячьи следы. Это беляки пробежали к реке. Там они лакомятся веточками ив. Быстро взлетает глухарь. Он поднял крыльями столб снежной пыли. В сильные морозы глухари зарываются в сугроб. Там они и ночуют. Тепло птицам под снегом.
Слова для справок: лакомятся, зарываются.

Гнёзда.
Случилось это утром. Я шёл из леса. Вдруг из-под ног вылетел жаворонок. Я нагнулся. Под маленькой сосенкой было гнездо. Там лежало четыре серых яичка. Другая птица свила свое гнездо на поляне. Гнездо было в сухой траве. Сидит птичка в своем домишке, и не видно её.


Кумушка-лиса.

У лисы зубки остры, ушки на макушке. У кумушки-лисы шуба тёплая. Ходит она тихонько. Свой пушистый хвост лиса носит бережно. Лисонька смотрит ласково, зубы белые показывает. Лисица роет норы глубокие. Много в них входов и выходов.
(По К.Ушинскому).

Весенний дождь.
Три дня дул мокрый ветер. Он съедал снег. На буграх оголилась пашня. В воздухе пахло талым снегом. Ночью хлынул ливень. Чудесен шум ночного дождя. Он торопливо барабанил по стёклам. Ветер в темноте порывами рвал тополя. К утру дождь перестал. Небо было ещё в тяжелых серых тучах. Никита выглянул в окно и ахнул. От снега не осталось и следа.
(По А.Толстому).

Самые храбрые.
Поля лежат все тёмные. Одно поле ярко зеленеет. Весёлые ростки на нём. Когда же они успели проснуться от зимнего сна? Когда успели вырасти? Это озимая рожь. Осенью посеяли её колхозники. До морозов зёрна успели прорасти. Пушистый снег укрыл их. Пришла весна. Первыми выбрались ростки из снега. Вот какие они храбрые! А теперь они греются на солнце.
(По Э.Шиму).

Лесные музыканты.
Это было ранней весной. Мы шли в лесу по нашей тропинке. Вдруг послышались тихие и очень приятные звуки. Мы заметили рыжих соек. Они сидели на сучьях деревьев, пели и щебетали. Сойки устроили настоящий концерт. Мы стали слушать чудную лесную музыку. По нашим следам примчался пёс Фомка и распугал соек. Мы были очень сердиты на глупого Фомку.

Всё проснулось.
Я открыл глаза. Ещё не румянилась заря, но уже забелело на востоке. Всё стало видно. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело. Звёзды мигали слабым светом и исчезали. Запотели листья. Жидкий, ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать над землёй.
(По И.Тургеневу).

Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Как нарисованные, стояли заваленные снегом ёлки и сосны. С кружевных берёз на шапки и за воротники сыпался лёгкий блестящий иней.

Прошли дождливые осенние дни. Пушистым ковром снег лёг на лесные дорожки и тропинки. Спит пруд под ледяной корой. Голодно птицам зимой. Вот они и летят к жилью человека. Жалко ребятам пернатых друзей. Они смастерили для них кормушки. Слетелись к кормушкам снегири и синички. Помоги птицам и ты. Птицы - наши друзья.

Свистит метель. Зима летит на всех парусах. Тонут в белых волнах кусты и пни. Низкие облака ползут над лесом. Осенью в лесной глуши выбрал медведь место для берлоги. Он принёс в своё жильё мягкой душистой хвои. Тепло и уютно там. Трещат морозы. Дуют сильные ветры. А медведю не страшна зима.

Однажды над Русской землёй поднялось белое облачко. Оно шло по небу. Дошло облачко до середины и остановилось. Тут вылетела из него молния. Грянул гром. Пролился дождь. После дождика встали на небе сразу три радуги. Люди смотрели на радуги и думали: на Русской земле родился богатырь. Так и было. Встал он на ноги. Земля дрогнула. Дубы вершинами прошумели. По озёрам от берега к берегу волна пробежала.

В гостиную втащили большую мёрзлую ёлку. От неё веяло холодом, но понемножку слежавшиеся ветки её оттаяли. Она поднялась, распушилась. По всему дому запахло хвоей. Дети принесли коробки с украшениями, подставили к ёлке стул и стали её наряжать. Её опутали золотой паутинкой, повесили серебряные цепи, поставили свечи. Она вся блестела, переливалась золотом, искрами, длинными лучами. Свет от неё шёл густой, тёплый, пахнущий хвоей.

Осенью рано ударили сильные морозы. Они застудили землю. Крепким льдом покрылся пруд. На голых полянах плакали под ветром травы. Зябко было молодым деревцам. Но вот выпал пушистый снег. В лесу каждый кустик и пенёк надели снежные шапки. Перестали зябнуть озимые хлеба. Им тепло и спокойно под снежком.
Слова для справок: зябко, спокойно.

Тексты диктантов предназначены для учащихся третьих классов. В текстах охвачены следующие правила:

Виды предложений;

Предложения с однородными членами;

Правописание слов с непроизносимыми согласными;

Падеж имен существительных;

Состав слова;

Правописание числительных.

Подснежники

Наступила весна. На деревьях распустились первые листочки. Из-под талого снега пробивается зеленая травка. В проталинах появились первые весенние цветы - подснежники. Это самые смелые цветы, потому что они не боятся холодного снега. Их белые головки скромно выглядывают из травы и будто кивают теплым лучам солнца. Подснежники похожи на жемчужины, которые рассыпались по лугу.

(53 слова)

Весеннее утро

На небе засияло весеннее солнышко. Природа повеселела. Солнечные лучи побежали по земле и разбудили нежные цветы. Капельки росы игриво засияли, заиграли на каждой травинке.

Но вот прилетела тучка. Она закрыла солнце. И сразу стало грустно. От резкого ветра поднялся столб пыли. Деревья зашумели. Крупные капли дождя застучали по земле, пригнули молодую травку. Послышались грозные раскаты грома.

Но весенняя гроза быстро закончилась. Тучка унеслась дальше. Тихо в лесу. Только слышно, как дятел стучит по коре дерева.

(77 слов)

Весна в городе

Наступила весна. Всё вокруг ожило, пришло в движение. Толстые сосульки с каждым днем становятся все тоньше и стройнее. По земле бегут звонкие ручейки. Это тает последний снег, который еще хмуро горбится на обочинах дорог. Снег не хочет понять, что прошло его время. Весна идет, весне - дорогу!

Наконец можно скинуть теплую шубу и сапоги. Не закружит больше злая вьюга, не засыплет снегом глаза. Так приятно шлепать по теплым лужам и пускать кораблики.

(71 слово)

День Победы

В конце весны в нашей стране отмечают самый важный праздник - День Победы. Девятого мая мы поздравляем наших ветеранов. Они пережили страшные годы войны. Отважные солдаты сражались за нашу Родину. И они победили! Наша Родина не склонила голову перед фашистами.

В День Победы во всех городах и селах люди выходят на улицу. Они несут цветы к памятникам и обелискам. Все улыбаются, поют песни и поздравляют друг друга с праздником. Война давно кончилась. Но память о подвиге нашего народа навсегда останется в наших сердцах.

(82 слова)

Весенние каникулы

Наступили весенние каникулы. Мы поехали в деревню к бабушке. Мама и папа помогали бабушке в саду. А я отправился гулять в лес.

Хорошо в лесу! Тихо, светит яркое солнце, а воздух наполнен ароматами цветов. Вдруг я увидел маленькую белочку. Она сидела на ветке дерева. Ее пушистый хвостик задорно торчал, а маленькие глазки внимательно следили за моими движениями. Я протянул к ней руку, но белочка быстро перепрыгнула на другую ветку.

(69 слов)

Задания:

1. Обозначьте падеж имен существительных в третьем предложении.

2. Укажите восклицательное предложение.

3. Сделайте синтаксический разбор 2 предложения.

Лесная поляна

Красиво в лесу весной. Природа пробуждается от долгого зимнего сна. Деревья радостно примеряют новые наряды. Березка украшает свои ветви пушистыми сережками. А могучий клен радостно шелестит молодой листвой.

На лесной поляне тихо. Старый пень лениво греется в лучах весеннего солнца. В зеленой травке прячутся ящерицы и жуки. Вот в траве мелькнула серая тень. Это заяц спешит к ручью.

(58 слов)

Задания:

1. Расставьте ударение в словах последнего предложения.

2. Сделайте фонетический разбор слов "ящерицы", "радостно", "солнце"

3. Разделите слова для переноса: шелестит, мелькнула, деревья.

Поздней весной в саду

Поздняя весна - красивая пора. Дни стоят теплые. Лучи солнца ласково пригревают землю. В конце мая часто идут дожди. После весенней грозы в саду так сладко пахнет цветами.

Отшумел теплый ливень. Капельки воды сверкают на листьях и траве. Вновь защебетали притихшие воробьи и сороки. Шустрые синички радостно прыгают с ветки на ветку.

Мы вышли в сад. Свежий воздух кружит голову. Все рады весне!

(66 слов)

Задания:

1. Сделайте синтаксический разбор 7 предложения.

2. Разберите по составу слова: поздняя, защебетали, отшумел, весенней.

3. Найдите в тексте слова, где звуков меньше, чем букв.