Информационная система АСК НДС , внедренная налоговой службой для проверки деклараций по НДС, функционирует в полную силу с лета 2015 года. С тех пор требования о представлении пояснений стали поступать налогоплательщикам еще чаще. Программа работает в автоматическом режиме и выявляет несоответствия без участия инспекторов, отбирая по определенным критериям ошибочные формы отчетности для дальнейшей проверки. Какие же декларации рискуют попасть в поле зрения автоматизированной системы ФНС в первую очередь?

Итак, расхождения в декларации по НДС могут быть двух типов:

  • внутренние , то есть несоответствия контрольных соотношений определенных разделов;
  • расхождения с контрагентами .

Внимание системы ФНС привлекают и те и другие. Правда, некоторые из них программа посчитает значительными и потребует представить пояснения, а иными, не столь важными, попросту пренебрежет.

Внутренние расхождения в декларации по НДС

Они могут возникать и при безошибочном заполнении декларации - за счет округления сумм налога (вычета), содержащих копейки.

При проверке контрольные значения указанных сумм в разделах 8 и 9 должны соответствовать суммам в разделах 2–6 . Но итоги по книгам покупок и продаж (разделы 8–9 ) заполняются в рублях и копейках, а суммы налога и вычета (разделы 2–6 ) - лишь в рублях. Отсюда и могут возникать внутренние несоответствия контрольных соотношений в декларации, даже если она не содержит ошибок.

В ФНС пояснили, что в настройках информационной системы установлен предел допустимого расхождения в размере 10 рублей . При этом программа обратит внимание на декларацию лишь в том случае, если сумма налога в разделе 2–6 будет меньше соответствующего итога по книге продаж, указанного в разделе 9. Для данных книги покупок все наоборот: если сумма вычета в разделах 3–6 будет превышать итоговый вычет по разделу 8 более чем на 10 рублей, то декларация также попадет в поле зрения программы. Таким образом, «занижение» налога, равно как и «завышение» вычета более, чем на 10 рублей, повлечет автоматическое отправление налогоплательщику требования о пояснениях, пусть даже это расхождение возникло из-за округления (отбрасывания) копеек.

Несоответствие данных контрагентов

Проводя перекрестную сверку деклараций, налоговая служба выдвигает достаточно жесткие требования к разделам 8 и 9 .

Тут у контрагентов должно быть полное соответствие - данные счетов-фактур, которые продавец указал в разделе 9 , должны быть идентичными тем, которые содержатся в разделе 8 покупателя .

Тем не менее некоторые расхождения не повлекут автоматического выставления требований о пояснениях. В плане несоответствия сумм тут действует тот же принцип, что и при внутренних расхождениях - занижение налога (завышение вычета) в обязательном порядке вызовет вопросы ФНС, даже если оно составляет 1 рубль.

Например, если покупатель ошибочно указал в декларации сумму вычета меньшую, чем сумма налога продавца, то никаких последствий не будет. Если же вычет в разделе 8 декларации покупателя превысит сумму НДС в разделе 9 поставщика, то первому из них не избежать объяснений с ФНС.

Что касается расхождений в прочих данных разделов 8 и 9, то, как пояснили в налоговой службе, наиболее важным из них является ИНН . При его неверном указании покупателем информационная система попросту не найдет вторую сторону сделки и «парный» счет-фактуру. В результате возникнет «разрыв» цепочки НДС , который, безусловно, потребует пояснений. При этом, по словам специалистов инспекции, если продавец ошибочно укажет ИНН покупателя, то никаких вопросов не последует.

Но все же надежнее обезопасить себя от возможных санкций либо утомительных объяснений с налоговой службой, проверив соответствие данных со своими контрагентами еще до отправки декларации в ФНС. Сделать это можно посредством специальных сервисов, например, .

Если верить внутренней статистике ФНС России по части доначислений НДС на камеральных проверках, то в 2012 году процент результативных проверок составил 5,02%, за 2016 год - 7,94%. Цифра совсем небольшая, но явно имеет тенденцию к росту.

Если говорить об эффективности работы относительного нового сервиса ФНС АСК НДС-2, то здесь картина следующая:

  • 3 205 279 налоговых разрывов нашли налоговики за 2016 год в декларациях по НДС на общую сумму 2,658 трлн рублей;
  • 829 тыс. руб. - средняя сумма налогового разрыва. Это не что иное, как сумма неподтвержденных вычетов по НДС в 2016 году;
  • в 21 раз уменьшилось число однодневок в схемах с возмещением НДС, после начала применения АСК НДС-2.
Каждому бухгалтеру по собственному опыту известно, что на камералках (в том числе и по НДС) компании получают огромное количество запросов. Мы об этом .

Важно понимать, что сами инспекторы требования не выставляют (как это было до 2015 года). За них это делает в автоматизированном режиме программа АСК НДС-2. Именно поэтому требования зачастую выглядят, мягко говоря, странно по содержанию.

__________________________________________________

А начну я с небольшой истории. Иду я как-то в одну из московских налоговых и навстречу мне вся в истерике и слезах знакомая главбух. Спрашиваю, что случилось. А она мне поведала вот что. Ее п одчиненная напутала в книге покупок: написала название другого контрагента, и, естественно, что декларация не совпала с поставщиком. Обычно все обходилось пояснениями, но здесь все пошло не так: главбуха пригласили в ИФНС на комиссию. По всей вероятности, причиной послужило то, что в злосчастном счете-фактуре, с которым допустили ошибку, был отражен НДС, составлявший около 20% от квартального оборота компании.

Главбух ошибку исправила, представила уточненную декларацию и с легким сердцем пошла на комиссию, ничего такого не ожидая. Придя в ИФНС, она услышала обвинения в адрес компании о том, что та замешана в обнальных схемах! Пришлось несколько раз объяснять, в чем состояла ошибка, что ее уже исправили. Просить, чтобы инспекторы прямо сейчас уточнили сведения в своей программе. Никто слушать ее не стал, решили провести воспитание, обвиняли компанию в применении схем, раз сдается уточненная отчетность. В общем, я видела уже итог - человека довели до истерики, до слез.

____________________________________________

Учитывая сегодняшнюю ситуации по части налогового контроля бизнеса, подобная история может случиться (и случается) с кем угодно.

Расхождения по НДС: что видят инспекторы

Расхождения по НДС вызывают нервную реакцию и у главбухов и у налоговиков. Как было сказано выше - налоговики не сами шлют бесконечные запросы - их составляет налоговый монстр - АСК НДС-2. Именно она настроена таким образом, что у всех контрагентов, по всей цепи должен сходиться НДС.

Я предлагаю вашему вниманию информацию о том, как работает этот монстр и расскажу, как уменьшить число требований, с тем, чтобы отвести от компании выездную проверку.

Итак, что же видят инспекторы в своей программе на камералке по НДС?

Инспектор видит расхождения между данными контрагентов, которые бывают двух видов:

  • расхождение вида «НДС» говорит о том, что у контрагентов не сошлись суммы налога;
  • расхождение вида «разрыв» сигнализирует проверяющим о том, что контрагент либо вовсе не отчитался, либо представил нулевую отчетность, а может быть его просто нет в ЕГРЮЛ. Вот это расхождение для налоговиков очень серьезный показатель.
Какова будет реакция налоговиков, понятно - в любом случае компания получит требование о даче пояснений или представлении уточненки. Первый вид расхождения, обычно, можно нивелировать пояснениями, а по «разрыву» придется подать уточненку. Если этого не сделать, то последствия, в принципе, предсказуемы: либо доначисления налога по камералке, либо прямое попадание компании в план выездных проверок.

По этому расхождению часто бывает так, что оно возникает не по причине неотражения налога одной из сторон сделки, а потому, что контрагенты отражают операцию в разных кварталах. «Письмо счастья» налогоплательщик получит и тогда, когда, являясь покупателем, отразит вычеты позже, чем продавец реализацию. И это, несмотря на то, что перенос вычета - законное право налогоплательщика (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

Если вы сделали сверку с контрагентом, все сошлось, а налоговая все равно настаивает на своем, то обратитесь к инспектору, поскольку только они в своей программе могут увидеть, в чем ошибка, какие именно реквизиты не совпали.

Когда же компания отвечает на требование, то в программе инспекторов оно закрывается, как отработанное. Если были претензии по разрывам и доначисления налога, а налогоплательщик вовремя сдал уточненку, заплатил налог, то декларация автоматически отмечается зеленым цветом.

Налоговый светофор

А теперь немного информации о том, в каких цветах в программе налоговиков выглядят налогоплательщики. Налоговики особенной фантазией в этом плане не отличились - используют цвета светофора. Цвет какой-то конкретной компании не присваивается навсегда, окрас может меняться каждый квартал (как правило, после камералки).

Что же для проверяющих обозначает их налоговый светофор?

1. Красный - компании с признаками однодневок. Это классика - компании, у которых, как правило, отсутствует офис, штат, стационарный телефон, не платят налоги или суммы платежей незначительны.

2. Зеленый - организации с реальной деятельностью, оборотами, активами, персоналом. Такие компании платят налоги, сдают отчетность, отвечают на запросы и требования налоговиков. Бухгалтерия таких организаций активно реагирует на претензии налоговиков, общается с ними, устраняет нарушения.

3. Желтый - все остальные компании, у которых бывают ошибки в реквизитах счетов-фактур, в налоговой декларации. Такие компании могут заявить вычет по контрагенту, который у налоговиков отмечен красным или также желтым цветом. В такой цвет окрашиваются, как правило декларации крупных компаний, которые отстаивают право на налоговый вычет даже тогда, когда у налоговиков имеются претензии к контрагентам.

Кому грозит выездная проверка из-за расхождений по НДС?

Как следует из статистических данных, приведенных в начале, число результативных камералок, конечно расчет, но не такими темпами, как хотелось бы налоговикам.

А все почему? Потому что на камералке практически невозможно доказать применение налоговых схем. На этих проверках налоговики сталкиваются, в основном, с ошибками ввода данных в бухгалтерскую программу, неправильным заполнением книг покупок и продаж и т.д. Поэтому сделки, которые вызывают у налоговиков на камералке какие-то подозрения, оставляют до выездной проверки.

Что еще делают налоговики на камералке? Они строят взаимосвязи между компаниями (реально рисуют схемы), отслеживают движения по этим цепочкам, стараясь найти конечного выгодоприобретателя. Вот таким выгодоприобретателем налоговики могут посчитать и «зеленую» и «желтую» компании.

Понятно, что самый большой уровень риска у «желтеньких», поскольку сюда относится крупный бизнес, у которого есть, что взять после выездной проверки.

«Зеленые» рискуют меньше, поскольку к этой группе относится, как правило, малый бизнес, которым миллионы не доначислить. В этом случае разрывов с прямыми контрагентами не наблюдается, поэтому перспектива налоговиков - поиск доказательств, что компания выстроила сложную схему, состоящую из многих звеньев.

А вот тем, которые окрашены «красным», сигнальным цветом, налоговики стараются проверки не назначать. Почему? Приведу пример из нелегкой жизни проверяющих: проверяли фиктивного посредника между двумя крупными предприятиями. Однодневка готовилась к ликвидации, а ее обороты составляли более 2,5 млрд рублей. На проверке компании не доначислили почти ничего, однако в решении разрисовали всю схему и стали проверять ее организатора.

Если есть расхождения в декларации, то как доначисляется НДС?

Понятно, что основание для доначисления - это налоговый разрыв. В судах налоговики ссылаются на свою монстрообразную программу АСК НДС-2, данные которой говорят о том, что поставщик, к примеру, не отразил у себя в декларации сделку и не начислил и, естественно, не уплатил НДС. В таких ситуациях компаниям удается отстоять свои вычеты с помощью следующих аргументов:
  • покупатель имеет право на вычет НДС независимо от того, исполняет ли контрагент свои налоговые обязанности;
  • инспекция не доказала взаимозависимость контрагентов;
  • доставку товара подтверждают накладные, показания водителей;
  • непосредственный поставщик отразил сделку, а за остальные звенья цепочки компания не отвечает.
С помощью этих доводов компании успешно выигрывают суды и в качестве примера - решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.03.2017 №А53-31426/16, постановление 15 ААС от 13.02.2017 № 15АП-20848/2016.

Однако, арбитражная практика только складывается, поскольку налоговики используют свою программу только третий год.

Поэтому есть риск, что налогоплательщик может в суде потерпеть фиаско. К примеру, в постановлении 18 ААС от 01.02.2017 №18АП-16650/2016 инспекторы сослались на то, что поставщика второго звена на момент сделки не было в ЕГРЮЛ. Суд признал доначисление на основании АСК-НДС-2 обоснованным. То есть для того, чтобы выигрывать в суде, необходимо отслеживать подобные нюансы.

Разрывы в декларациях по НДС отнимают много времени у бухгалтерии в части подготовки пояснений, проведения сверок с контрагентами, составления уточненной отчетности, но сами по себе не так опасны. Выездная проверка грозит, прежде всего, тем, кто строит схемы с однодневками. Однако, все же лучше сократить число расхождений, отвечать на все требования по камералкам. Так вы уменьшите риск выездной проверки и отвлечете внимание инспекторов от своей компании.

Если вы получили письмо из налоговой с требованием представления пояснений, это означает, что налоговикам что-то не понравилось в сданной вами отчетности. Дело в том, что ИФНС проводит камеральную проверку всех полученных деклараций и бухгалтерской отчетности в автоматическом режиме. И при выявлении ошибок в отчетности (противоречий между сведениями в представленных документах, расхождений между сданными сведениями и сведениями, которые есть у налогового органа) ИФНС потребует подать соответствующие пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Кроме того, налоговики вправе запросить пояснения при камеральной проверке декларации, в которой заявлены убытки. И, как правило, по каждой такой декларации действительно запрашиваются пояснения.

Если же вы сдали уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с суммой, заявленной в первоначальной декларации, то налоговики вправе запросить пояснения, обосновывающие изменение показателей (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Пояснения в ходе камеральной проверки

Для подачи пояснений у вас есть 5 рабочих дней со дня получения требования из налоговой инспекции (п. 3 ст. 88 НК РФ). Если пояснения не представить, то вам грозит штраф в размере 5000 руб. (п.1 ст.129.1 НК РФ).

Если же вы решите, что в сданной вами отчетности есть ошибки, вместо пояснений вы можете сдать в налоговую уточненную декларацию (расчет). И в этом случае штрафа за неподачу пояснений, безусловно, не будет.

Подать пояснения в налоговую вы можете:

  • или сдав лично через канцелярию;
  • или отправив по почте письмом с описью вложения;
  • или направив по ТКС.

Что же касается пояснений по НДС, то если вы обязаны представлять декларацию по этому налогу в электронном виде, пояснения вы тоже должны подать исключительно электронные - пояснения на бумаге налоговиками не будут браться в расчет (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Как правильно написать пояснение в налоговую

Пояснения в ИФНС составляются в произвольной форме, за исключением пояснений при камеральной проверке декларации по НДС (об этом вы прочтете ниже).

Если, по вашему мнению, в сданной отчетности ошибок, неточностей и противоречий нет, то так и укажите в пояснениях:

«В ответ на требование от ХХ.ХХ.ХХХХ № ХХ сообщаем, что в декларации по такому-то налогу за такой-то период ошибок не содержится. В связи с этим отсутствуют основания для внесения исправлений в декларацию за указанный период».

Если вы обнаружили, что действительно допустили ошибку в сданной декларации, но эта ошибка не влечет занижение налога (например, техническая ошибка при указании какого-либо кода), то в ответ на требование налоговой о представлении пояснений вы можете:

  • или указать в пояснениях, что допустили ошибку, что правильный вариант - такой-то, но такая ошибка не повлекла занижения налоговой базы или суммы налога к уплате;
  • или подать уточненную декларацию.

Но если в декларации есть ошибка, влекущая занижение налога, нужно как можно быстрее сдать уточненную декларацию. Сдавать в этой ситуации пояснения бессмысленно (п. 1 ст. 81 НК РФ ; Письмо ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395).

Пояснение в налоговую по убыткам

Внимание налоговиков привлекут убытки, полученные в течение 2-х и более лет. В ответ на запрос о причинах убытков вы можете направить письмо-пояснение в налоговую, обосновав в нем, почему расходы превышают доходы. Например, организация недавно зарегистрирована, клиентов еще мало, однако расходы на аренду помещения, содержание персонала и т.д. уже значительны. В пояснениях подчеркните, что все расходы экономически обоснованны и документально подтверждены. Можете подготовить таблицу с указанием основных видов расходов и их суммой за год по видам. Ниже приведена пояснительная записка в налоговую по убыткам (образец).

Пояснение в налоговую о расхождениях в декларациях

Налоговики могут сопоставить данные одной декларации (например, по НДС) с данными другой декларации (например, по налогу на прибыль) или с бухгалтерской отчетностью. И попросить объяснить причину расхождений схожих показателей (в частности, выручки).

Обосновать такие расхождения просто. Ведь правила бухгалтерского учета отличаются от правил налогового учета. Да и порядок определения налоговой базы по разным налогам имеет свои особенности.

К примеру, налоговая база по НДС может не совпасть с суммой дохода в декларации по прибыли, поскольку какие-то внереализационные доходы не облагаются НДС (штрафные санкции, дивиденды, курсовые разницы) (ст. 250 НК РФ).

Пояснение в ИФНС по НДС

У представления пояснений в ИФНС по НДС есть свои особенности. Как мы уже отмечали, пояснения по НДС должны быть представлены в электронном виде, если в обязанности плательщика входит представление именно электронной декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ). Кроме того, эти пояснения должны быть представлены по утвержденному формату (утв. Приказом ФНС от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@). И если плательщик подавал пояснения в электронном виде, но не в том формате, то ему грозил штраф (п.1 ст.129.1 НК РФ). Правда, в сентябре 2017 года ФНС вынесла решение (Решение ФНС от 13.09.2017 № СА-4-9/18214@), в котором говорится, что плательщика не должны штрафовать за неправильный формат пояснений.

Если же вы имеете право на представление декларации по НДС на бумаге, то пояснения удобнее дать по разработанным ФНС формам (приложения 2.1-2.9 к Письму ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705). Но использование этих форм является правом, а не обязанностью.

К пояснениям при необходимости можете приложить копии отдельных счетов-фактур, выписки из книг продаж и покупок.

Налоговая нагрузка: пояснение

Если налоговики запрашивают у вас пояснения в связи тем, что у вас низкая налоговая нагрузка по сравнению со среднеотраслевым уровнем, то можно ответить им примерно так:

«В декларации по такому-то налогу за такой-то период не допущено неполного отражения сведений или ошибок, которые привели бы к занижению налоговой базы. В связи с этим у организации нет обязанности по уточнению налоговых обязательств за указанный период.

Что касается налоговой нагрузки по основному виду деятельности организации, то ее снижение в таком-то периоде вызвано следующими обстоятельствами: уменьшением доходов и увеличением расходов организации».

И дальше изложите, насколько уменьшилась сумма выручки и выросли расходы за запрашиваемый период по сравнению с прошлыми периодами. И чем это вызвано (уменьшением числа покупателем, ростом закупочных цен и т.д.).

Подробнее о пояснениях, запрашиваемых налоговиками в связи со снижением налоговой нагрузки, мы рассказывали в отдельной , где приводили также образец оформления соответствующих пояснений.

Если в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС инспекторы выявят ошибки в ней и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо ими будут выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, они направят требование о представлении пояснений. Между тем порядок направления такого требования и представления ответа на него налоговым законодательством определен недостаточно четко. Что, безусловно, порождает массу вопросов у плательщиков НДС. В данном материале мы постарались ответить на большую их часть, опираясь в том числе на рекомендации ФНС, приведенные в Письме от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395.

В начале немного вводной информации.

Возможность истребования пояснений в случае выявления налоговой инспекцией в ходе камеральной проверки расхождений в информации, отраженной в декларации по НДС и иных документах, обусловлена нормой п. 3 ст. 88 НК РФ. Требование о представлении пояснений подается по форме, утвержденной Приказом ФНС России № ММВ-7-2/189@ .

Согласно п. 4 ст. 31 НК РФ лицам, на которых настоящим кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, направляются в электронной форме по каналам ТКС через оператора электронного документооборота. Иначе говоря, требование о представлении пояснений к декларации по НДС в силу п. 5 ст. 174 НК РФ будет направлено по каналам ТКС в электронной форме в порядке, утвержденном Приказом ФНС России № ММВ-7-2/149@ .

В пункте 3 ст. 88 НК РФ сказано, что эти пояснения должны быть представлены в течение пяти дней (в силу п. 6 ст. 6.1 НК РФ - рабочих). Между тем в названном пункте не уточнено, какой момент следует принять за отправную точку для отсчета. Казалось бы, отсчет в данном случае нужно вести с даты получения самого требования о представлении пояснений. Кстати, так считают и специалисты ФНС, в Письме № ЕД-4-15/19395 они буквально указали следующее: пояснения <…> представляются в налоговый орган в течение пяти дней с даты получения требования . Более того, предложенный ФНС вариант толкования нормы п. 3 ст. 88 НК РФ заложен в форму требования.

Между тем обозначенный вариант подходит лишь для требования, составленного на бумаге. Его применение относительно требования в электронной форме вызывает резонные сомнения. И вот почему. Пунктом 5.1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность при получении подобного требования передать налоговому органу в электронной форме по каналам ТКС квитанцию о приеме указанного документа. И сделать это нужно в течение шести рабочих дней со дня отправки требования налоговиками. Интрига заключается в том, что при таком раскладе пояснения к декларации нужно представить ранее чем квитанцию о получении самого требования. Что, согласитесь, лишено всякого смысла.

По мнению автора, предусмотренные п. 3 ст. 88 НК РФ пять дней в случае с требованием в электронной форме логичнее отсчитывать с даты отправки квитанции о приеме требования, поскольку именно она удостоверяет факт получения налогоплательщиком требования и готовность его исполнения .

Итак, на сегодняшний день формулировка п. 3 ст. 88 НК РФ является, к сожалению, неоднозначной. ФНС свое мнение по поводу применения данной нормы высказала. Но вот совпадет ли оно с мнением арбитров?

Ситуацию со сроками отправки пояснений мы прокомментировали, далее проанализируем другие вопросы, связанные с ними. Информацию представим в виде таблицы.

Вопрос Ответ
1 Необходимо ли отправлять квитанцию о приеме требования? Срок отправки квитанции о приеме данного требования? Да. Квитанцию о приеме требования налогоплательщик обязан передать налоговому органу в электронной форме по каналам ТКС через оператора электронного документооборота в течение шести рабочих дней со дня отправки налоговым органом требования .

Основание:

П. 6 ст. 6.1, п. 5.1 ст. 23 НК РФ;

П. 1 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

2 В какой срок должны быть представлены пояснения в ответ на требование? О выявлении ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок .

Основание: п. 3 ст. 88 НК РФ

3 Можно ли продлить срок для представления пояснений? Каким документом это должно быть оформлено? Положениями ст. 88 НК РФ не предусмотрена возможность продления сроков для представления пояснений в ответ на требование налогового органа
4 Что необходимо сделать при получении требования? Детально изучить требование, обратив внимание на указанные в требовании коды ошибок*.

Затем необходимо проверить корректность заполнения реквизитов записей в счетах-фактурах, по которым установлены расхождения (даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж)). Если налог, указанный в счете-фактуре, принимался к вычету по частям несколько раз, необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету, по всем записям счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов.

Основание: п. 2 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

5 Нужно ли представлять пояснения, если после поступления требования налогоплательщик произвел сверку счетов-фактур с контрагентом и не выявил нарушений? Если после проверки корректности заполнения декларации ошибки не выявлены , об этом факте необходимо уведомить налоговый орган, направив в его адрес пояснения , подтверждающие корректное отражение счетов-фактур в налоговой декларации.

Основание: п. 5 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

6 В каких случаях представляется только пояснение в ответ на требование, а в каких случаях - уточненная налоговая декларация? При выявлении в представленной декларации по НДС ошибки , приведшей к занижению суммы налога к уплате, налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с корректными сведениями.

Если же ошибка в декларации привела к переплате или не повлияла на сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, то уточненную декларацию налогоплательщик может подать, но не обязан этого делать. В таких случаях может быть представлено лишь пояснение в ответ на требование.

Основание:

П. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ;

П. 3, 4 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

7 Можно ли представить пояснения на бумажном носителе или пояснения представляются только в электронной форме? Пояснения могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в формализованном виде. Пояснения в формализованном виде направляются по каналам ТКС через оператора электронного документооборота.

Основание: п. 4 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

8 В каком виде должны быть оформлены пояснения? Предусмотрен ли для этого специальный документ? Формы пояснений, утвержденной в установленном порядке, нет. Если пояснения представляются на бумажном носителе, они могут быть составлены в произвольной (свободной) форме. Также может быть использована форма ответа, рекомендованная в приложении 2.11 к Письму ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.

Для подготовки пояснений по рекомендованной форме в формализованном виде используется формат XML (приложение 2.10 к Письму ФНС России № АС-4-2/12705). При этом необходимо уточнить наличие такой возможности у оператора электронного документооборота (п. 4 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395)

9 Необходимо ли прилагать к пояснению какие-либо документы? Налогоплательщик вместе с пояснениями вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Основание: п. 4 ст. 88 НК РФ

10 Возможен ли отказ налогового органа в приеме пояснений? Подобный отказ возможен лишь в том случае, если нарушен формат представления пояснений в формализованном виде по каналам ТКС.

Оснований для отказа в приеме пояснений, составленных на бумажном носителе, налоговым законодательством не предусмотрено

11 Что делать, если получен отказ в приеме пояснений, направленных в электронной форме по каналам ТКС? Необходимо проверить правильность формирования и представления ответа на требование в соответствии с форматом, рекомендованным в приложении 2.10 к Письму ФНС России № АС-4-2/12705, и затем повторить попытку его отправки еще раз. Это один вариант. Другой - оформить пояснения на бумажном носителе и представить их в налоговый орган в порядке, предусмотренном для такого рода документов.

Основание:

П. 2.7 Письма ФНС России № АС-4-2/12705;

П. 4 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

12 Будет ли налогоплательщик уведомлен о получении налоговым органом пояснений, направленных по каналам ТКС? Пояснения считаются принятыми налоговым органом, если налогоплательщику поступило уведомление о приеме, подписанное электронной подписью налогового органа. В противном случае налогоплательщик получит уведомление об отказе в приеме пояснений.

Основание: п. 12 - 14 Приказа ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@

13 Какими могут быть последствия, если представленные пояснения не устранили выявленные в ходе камеральной проверки расхождения? Если после представления налогоплательщиком пояснений расхождения не устранены, налоговый орган вправе направить требование о представлении документов либо провести иные мероприятия налогового контроля в соответствии с Налоговым кодексом.

Основание: ст. 88 НК РФ

14 Если представленные пояснения устранили выявленные расхождения, обязан ли налоговый орган уведомить об этом налогоплательщика? Налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налоговых органов по уведомлению налогоплательщика об устранении выявленных ранее расхождений.
15 Какая ответственность предусмотрена за отказ в представлении пояснений либо за представление пояснений с нарушением срока, установленного п. 3 ст. 88 НК РФ? Налоговым кодексом не предусмотрена ответственность за отказ в представлении пояснений либо их представление с нарушением установленного срока. В случае непредставления пояснений налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены расхождения.

Основание: п. 8.1 ст. 88 НК РФ

* Перечень кодов возможных ошибок, указываемых в требовании о представлении пояснений, приведен в Письме ФНС России № ЕД-4-15/19395@.

Код ошибки 1 отражается, если:

  • запись об операции отсутствует в декларации контрагента;
  • контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период;
  • контрагент представил декларацию с нулевыми показателями;
  • допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом.
Код ошибки 2 указывается, если не соответствуют данные об операции между разд. 8 «Сведения из книги покупок» (приложением 1 к разд. 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок») и 9 «Сведения из книги продаж» (приложением 1 к разд. 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж») декларации налогоплательщика (например, при принятии к вычету суммы НДС по ранее исчисленным авансовым счетам-фактурам).

Код ошибки 3 отражается, если данные об операции между разд. 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» декларации налогоплательщика не соответствуют (например, отражение посреднических операций).

Код ошибки 4 означает, что возможно допущена ошибка в какой-либо графе. При этом номер графы с возможно допущенной ошибкой указан в скобках.

Приказ ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ)».

Приказ ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@ «Об утверждении Порядка направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и о признании утратившими силу отдельных положений Приказа ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@».

Аналогичное разъяснение приведено на официальном сайте ФНС в разделе «Часто задаваемые вопросы» (www.nalog.ru/rn52/service/kb).

Декларация по НДС обязательна к сдаче в налоговую инспекцию для всех предприятий, являющимися плательщиками НДС. Иногда у Федеральной налоговой службы возникают вопросы по заполненному отчету, и предприятию направляется соответствующее требование об объяснениях. В этой ситуации очень важно правильно и наиболее полно дать ответ на требование о предоставлении пояснений по НДС, чтобы не вызывать ненужных проблем и проверок.

Вначале, требуется написать вводную записку, предназначенную налоговой службе. В ней должны быть следующие данные:

  • Корректировочный номер;
  • Кол-во листов;
  • Кем даются пояснения;
  • За какой период даются пояснения.

Во избежание ненужных вопросов со стороны ФНС, лучше приложить к ответу счета и выписки из книг учета продаж, покупок, договора.

В письме с требованием предоставить пояснения, налоговая указывает на найденные в декларации ошибки. Прежде, чем писать ответ, проверьте еще раз отчет. Возможно на самом деле все данные в нем указаны правильно. В любом случае, налоговым органам нужно что-то ответить, при этом, алгоритм составления пояснения отличается, в зависимости от присутствия или отсутствия ошибок в исходной отчетности.

Стоит помнить, что ответ на запрос ФНС должен быть выслан не позже, чем через пять рабочих дней с даты получения письма от налоговых органов.

Если в налоговой декларации все верно

Если после проверки данных выяснено, что отчет был составлен правильно, то нужно уведомить налогового инспектора о том, что подтверждается достоверность цифр, занесенных в отчет.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

В такой ситуации, нужно написать следующее пояснение: «Выполняя ответ на требование от ХХ.ХХ.ХХХХ№Х, сообщаю, что декларация по НДС за такой-то отчетный период, заполнена правильно и для ее исправлений оснований нет».

Если в налоговой декларации действительно содержатся ошибки

Если ошибки в отчетности не вызвали понижения суммы НДС, то достаточно уведомить о том, что ошибка чисто техническая, и сдать уточненный отчет.

В такой ситуации ответ на запрос инспекторов пишется так: «По вашему требованию от ХХ.ХХ.ХХХХ№Х, перепроверен такой-то документ за такой-то период. Там-то была обнаружена техническая ошибка. Представляем исправленную декларацию к рассмотрению». Например:

Если допущенная ошибка стала причиной снижения суммы налога, то письменное объяснение давать не нужно. В этом случае требуется составить правильный вариант налоговой декларации и представить ее в Федеральную налоговую службу.

Практический пример составления ответа в налоговые органы

Давайте рассмотрим пример составления ответа на требование налоговой пояснить ситуацию по декларации по НДС.