У нее было много имен, мужчин, взлетов и падений. Она вдохновляла на подвиги, безумства и на создание великих шедевров. Такой словесный портрет великолепной леди Гамильтон оставил Александр Дюма на страницах романа "Сан Феличе":
"Она достигла - или, по крайней мере, так казалось - того возраста, когда женщина вступает в пору полного расцвета. Взору того, кто внимательно вглядывался в нее, с каждым мгновением все полнее открывалось ее бесконечное очарование. Лицо ее, нежное, как у еще не вполне созревшей девушки, обрамляли пряди темно‑русых волос; лучистые глаза, оттенок которых не поддавался точному определению, блестели из‑под бровей, словно выведенных кистью Рафаэля; шея была белоснежна и гибка, как у лебедя; плечи и руки своей округлостью и нежностью, своей чарующей пластичностью напоминали не холодные статуи, вышедшие из‑под античного резца, а восхитительные, трепещущие создания Жермена Пилона, причем не уступали античным в своей законченности и в изяществе голубых прожилок; уста у нее были как у крестницы феи, той принцессы, что с каждым словом роняла жемчужину, а с каждой улыбкой - алмаз; уста эти казались ларчиком, хранящим бесчисленные поцелуи. В отличие от великолепного наряда Марии Каролины, на ней был простой кашемировый хитон, белый и длинный, с широкими рукавами и полукруглым вырезом наверху - наподобие греческого, на талии он был собран в складки красным сафьяновым пояском, затканным золотыми нитями и украшенным рубинами, опалами и бирюзой; застежкой пояску служила великолепная камея с портретом сэра Уильяма Гамильтона. Поверх хитона была наброшена широкая индийская шаль переливчатых оттенков с золотой вышивкой; на интимных вечерах у королевы эта накидка не раз служила Эмме при исполнении придуманного ею «танца с шалью», в котором она достигала такого волшебного совершенства и такой неги, что с ней не могла бы сравниться ни одна искусная танцовщица."

Emma Hamilton
Richard Cosway, circa 1801

Эмили должна была учиться хозяйничать. Кроме того, сэр Чарльз почти по-отечески заботился об ее довольно поверхностном воспитании. Ее обучали иностранным языкам, музыке, пению, литературе и рисованию. Выезжали очень редко. День был заполнен до предела. Но не только одним обучением. Гревилль лелеял свою новую подружку, как ювелир редкую драгоценность.

Emma Hart, later Lady Hamilton, in a White Turban
George Romney, circa 1791

Суровый воспитательный метод оказался успешным. Легкомысленная и сумасбродная Эмили стала прилежной, домовитой и экономной. А ее мать, которая по неизвестным нам соображениям тоже изменила фамилию, образцово вела домашнее хозяйство. К числу друзей Гревилля принадлежал также Джордж Ромней. Его глаз художника выделил молодую, яркую Эмили.

Reproduction of a portrait of Lady Hamilton, mistress of Lord Nelson, by George Romney

Почти четыре года длилась эта идиллия. За это время Эмили родила «дражайшему Гревиллю» троих детей - двоих девочек и мальчика. А жениться на своей возлюбленной Гревилль так и не решился - отчасти по соображениям экономии, отчасти из-за недостатка решительности и отсутствия одобрения со стороны своих родственников. К тому же хозяйственные расходы стали намного превышать ограниченный доход.

George Romney.
Emily Hart as Miranda, 1785-1786

Летом 1784 года, в разгар тягостных раздумий, что делать дальше, в доме Гревилля появился его дядя, сэр Вильям Гамильтон, посол Двора Святого Якоба в Неаполе. Он решил провести на родине длительный отпуск. Познакомившись с прекрасной Эмили, он стал постоянно бывать в Инджвар-Роу, чтобы полюбоваться на грациозность и миловидность подружки своего племянника. В разговоре с ним он как-то признался: «Она красивее, чем что-либо, созданное природой».


GEORGE ROMNEY: Lady Hamilton as Diana with Dog,

Постепенно отношения Гамильтона с Эмили становились все теплее и откровеннее. Почти всегда в послеобеденное время, бывая в Лондоне, отправлялся он на Паддингтон-Грин, чтобы взглянуть на «прекрасную подавальщицу чая из Инджвар-Роу», как он ее называл, и насладиться общением с ней.

Гревилль положительно относился к сближению дяди с Эмили. Это улучшало его отношения с ним и давало надежды на будущее наследство. Обдумав заранее все ходы, Гревилль как-то откровенно поговорил с дядей о своем тяжелом материальном положении. Сэр Вильям помог. Но не бескорыстно. Он, в свою очередь, сделал предложение: чтобы как следует поправить бюджет племянника, он должен увезти с собой «прекрасную подавальщицу чая из Инджвар-Роу».

Emma Hart/Lady Hamilton als Natur, nach George Romney, 1784

Прекрасная Эмили покинула Лондон в качестве любовницы Гревилля, чтобы стать любовницей сэра Вильяма. Гревилль методично следовал разработанному плану. Он замкнулся в абсолютном молчании, которое не могли пробить даже самые нежные любовные письма Эмили... Однако постепенно Эмма прозрела. Ее недоверие росло. 1 августа 1786 года она писала Гревиллю: «Я была бы значительно спокойней, если бы вернулась к тебе... Я никогда не буду его любовницей! А если ты оттолкнешь меня, я заставлю его жениться на мне!» Но и теперь Гревилль промолчал, и в ноябре 1786 года Эмма стала любовницей сэра Вильяма.

Johann Heinrich Schmidt

Неаполитанское общество приняло красивую женщину с распростертыми объятиями. Только неаполитанский двор отказался принять ее. Королева Мария-Каролина, дочь Марии-Терезии, не собиралась признавать любовницу английского посла. Чтобы положить конец этому щекотливому положению, сэр Вильям решил жениться на Эмме. Это было как раз то, к чему она стремилась!

И в 1791 году чета совершила путешествие в Лондон, чтобы освятить свой брак на родине. 6 сентября 1791 года в церкви Св. Марии в Лондоне в присутствии многочисленных представителей английской знати произошло венчание. Эмма подписала брачный договор «Эмми Лайон», в то время как в объявлении о брачной церемонии была указана «мисс Эмма Харт». Что же, теперь она стала супругой английского посла сэра Вильяма Гамильтона и в качестве таковой имела право на все знаки почтения, принятые в обществе.

Сразу после церемонии сэр Вильям получил аудиенцию у английского короля. Король сказал: «Мне сообщили, что вы собираетесь жениться, но, я надеюсь, это только слухи». «Ваше Величество,- возразил Гамильтон, - я уже обручился с мисс Эммой Харт». Королева также отклонила представление леди Гамильтон.

Emma Hamilton as three muses

Однако, чтобы не возвращаться в Неаполь непризнанной европейскими дворами, Эмма пошла на хитрость. Она заставила сэра Вильяма отправиться в Париж и получить для нее аудиенцию у Марии-Антуанетты, сестры неаполитанской королевы. После этого все сословные препятствия были устранены.


Предприимчивость леди Гамильтон в сочетании с ее яркой красотой помогли растопить сердце королевы Марии-Каролины. Через короткое время она уже была с королевой в «доверительных» отношениях. Наконец-то ее честолюбивое стремление играть в обществе определенную роль было удовлетворено. С тех пор, как она подружилась с леди Гамильтон, которая стремилась войти в придворный круг, королева частенько устраивала веселые вечеринки. И изысканный вкус леди Гамильтон пришелся очень кстати. К тому же она великолепно танцевала. Благодаря ее вкусу еще и сегодня известен танец с вуалью. Танцуя тарантеллу, она была неутомима. Страстность ее была такой, что в конце концов ни один партнер не выдерживал ее ритма в этом стремительном, страстном танце, и в конце танца она оставалась одна. Здесь она проявляла себя как настоящая вакханка.

20 августа 1805 года Нельсон наконец-то возвратился в Мертон-Плейс из своего долгого путешествия. У него было только одно желание - найти покой и порадоваться жизни с Эммой и маленькой Горацией. Но всего через две недели появился капитан Лэквуд. Адмиралтейство спрашивало Нельсона, готов ли он принять командование над всем английским флотом и тотчас отправиться по назначению. И храбрец Нельсон уехал, чтобы больше никогда не вернуться... Через несколько недель, 21 октября 1805 года, он пал в знаменитой битве при Трафальгаре, разгромив французский флот.

Жизнь великой куртизанки закончилась в горе и нужде. В Кале она прожила всего несколько месяцев в ужасающей нищете. 15 января 1815 года леди Гамильтон умерла от водянки. Могила ее неизвестна.

текст взят из книги "100 великих любовниц" издательства "Вече".

Дама с сомнительным прошлым и прославленный морской дьявол Англии встретились неслучайно. Судьба подарила им удивительную историю любви. Он ушёл из жизни на пике славы, она всеми забытой нищенкой. Но прошло время, и в памяти людской их имена, скреплённые великой страстью, слились воедино.

Текст: Алла Загвоздкина

Путь наверх

Пожалуй, название этого романа - «Вверх по лестнице, ведущей вниз» - более всего отражает события юности и молодости нашей героини. Эмма осознала свою женскую силу рано. Произошло это случайно, и заплатила она за сие открытие... девственностью. Покинув мать, девушка отправилась в Лондон, где перебивалась случайными заработками. Как-то встретила на улице дальнего родственника, парнишку, с которым дружила в детстве. Тот поплакался подружке, что попал в беду. Эмма кинулась на помощь - побежала, чтобы вымолить у хозяина прощение для приятеля. Авантюра удалась, но за это спасительнице пришлось лечь в постель немолодого лондонца...

И понеслась столичная жизнь: знакомства, романы, восхищение и преклонение мужчин - думалось, вот оно! Можно навсегда позабыть бедность, в которой выросла, и найти своё счастье... Хорошенькую простушку вожделели многие. Знаменитые художники хотели писать её портреты, музыканты были готовы слагать для неё баллады, однако... сменить статус дамы полусвета на леди Эмме вряд ли бы удалось. Она успела родить ребёнка и отправить его к бабушке. В мечтах она видела себя верной женой богатого господина, этакой скромной затворницей роскошного замка. Вот только охотников не находилось. Зато желающих поразвлечься с прекрасной провинциалкой было хоть отбавляй. А годы шли, и Эмма приуныла. Однажды, оставшись совсем без денег, она вынуждена была возвратиться к матери. В родном маленьком городке её встретили очень холодно: девушка со смутной репутацией, к тому же родившая внебрачного ребенка... Падшая женщина, одним словом. Она и здесь оказалась чужой. И снова Лондон - романы и отчаянная боязнь прежней нищеты. В этот раз судьба щедро наградила Эмму за все унижения. Её любовник Гревиль практически продал девушку богатому и знатному сэру Уильяму Гамильтону в обмен на погашение своих многочисленных долгов. А благородный лорд, сражённый красотой содержанки, предложил той отправиться с ним в Неаполь, где Гамильтон служил английским посланником. Так и поселилась Эмма в посольском дворце. А вскоре лорд Гамильтон осчастливил девушку предложением о законном браке.

Сбылось! Богатство, великолепное общество, почёт и уважение - девица Лайон достигла предела своих мечтаний. Можно вздохнуть с облегчением - жизнь удалась: она посещает все светские рауты, её принимает и одаривает своей дружбой сама королева Неаполя, наряды блещут золотом и драгоценными камнями. Эмма благодарна лорду за всё, она и подумать не может об измене, ведь теперь она настоящая леди. Её манеры безупречны, даже король как-то обронил: «Неаполитанские дамы хорошо бы сделали, если бы брали с Эммы пример». Она сияет красотой и молодостью. Сам великий Гёте, навещавший лорда Гамильтона, восхищается прелестной супругой посланника. Эмма почти счастлива, немного грустно, правда, что муж много старше неё, разница в 45 лет существенна, но что поделать...

Пришла любовь...

Ввиду чрезвычайной угрозы от Бонапарта Неаполь рассчитывал только на Англию, а потому в королевство был прислан не особо чествуемый родным правительством, но овеянный славой прежних боевых побед адмирал Горацио Нельсон.

Он увидел красавицу с прекрасными манерами, она - малорослого изувеченного вояку. И что-то случилось - искрой ли неизвестного тогда электричества, стрелой ли Амура, или просто силой притяжения посильнее земного следует это назвать, но в воздухе загремели слышные только им двоим раскаты. Нельсон что-то спросил, и Эмма вздрогнула от чарующего тембра его голоса. Рядом был муж, который, по счастью, ничего не заметил. А немолодой уже Горацио в один миг понял, что пропал. Пропал счастливо и безотчетно, отныне и до конца дней своих.

Эмма влюбилась. Да, не впервые, конечно, в своей непростой жизни, но это было совсем иное: прежде она дарила свою любовь либо в обмен на некие услуги, либо в благодарность, либо в расчёте на будущую материальную независимость. Но теперь, когда кошмар бедности уже развеялся в тумане прошлого, она поняла, что наконец-то может и страстно желает просто любить. Любить, не задаваясь вопросами, ничего не просчитывая и ничего не загадывая. Любить, отдавая себя и ничего не беря взамен... Это так просто - только бы быть рядом. И почти невозможно. И он, и она несвободны и связаны обязательствами. Ни о чём не догадывающийся муж Эммы предложил адмиралу погостить в их доме.

Эмма и Горацио наслаждаются возможностью видеться ежедневно и спать под одной крышей. Гамильтон весьма расположен к Нельсону. В общем, маленький средиземноморский рай. Горацио при ней, он рядом, но этого уже мало. Эмме хочется владеть возлюбленным безраздельно, её тяготит положение любовницы. Нельсон тоже страстно жаждет соединить их судьбы, но жена наотрез отказывается дать ему развод.

Как гром среди ясного неба - депеша: лорда Гамильтона отзывают из Неаполя, а на его место посланника назначен другой человек. Эмма в отчаянии. Ей придется расстаться с Горацио и следовать за мужем в ненавистный Лондон. В город, бывший свидетелем её падений и унижений. К счастью, адмирал тоже едет в столицу, и возвращение Эммы становится триумфальным: она всюду сопровождает Нельсона, купается в лучах его славы. Под сердцем она носит ребёнка и счастлива как никогда в своей жизни. Нельсон ушёл в плавание, а сорокалетняя Эмма разрешилась двойней, правда, мальчик сразу умер. Девочку, по просьбе возлюбленного, она назвала Горацией. Через два года Нельсон станет крёстным малютки, которая долгие годы не будет знать, чья она дочь. Адмирал собирался проститься с морем, уйти в отставку и провести остаток жизни с теми, кто более всего был дорог ему. Но была у Нельсона ещё одна любимая, долг перед которой был незыблем, - Англия. Она повелела отправляться в поход за новыми победами, и адмирал не имел права ослушаться приказа.

Вдали от всего, что мне так дорого, что это за жизнь, если вообще такое существование можно назвать жизнью. Думая о тебе, моя нежная любовь, не могу ни есть, ни спать. Сегодня ты явилась мне во сне и прошептала: «Я люблю тебя, мой Нельсон». Я пылко целовал тебя, и мы предались блаженной любви. Жена моя! Позволь мне так называть тебя. Перед лицом Неба, в глазах Бога ты являешься ею. Моя жена, моя сердечно любимая, чудная жена! Ты должна знать, моя Эмма, что нет такой вещи на свете, которой я не сделал бы, чтобы мы могли жить вместе с тобой и нашим ребёнком...

Из писем Нельсона к леди Гамильтон

Долгое прощание

Битва при Трафальгаре была выиграна, и адмирал, тяжелораненный случайной пулей, умер с осознанием последней победы. Он вырвал победу во имя двух любимых - Англии и Эммы. И ни та, ни другая не забыли его.

Перед тем как навсегда умолкнуть, он прошептал: «Лишь об одном прошу. Поручаю заботу о леди Гамильтон моему королю и моей стране». Но позаботиться о возлюбленной адмирала не потрудился никто. По завещанию своего мужа сэра Уильяма Гамильтона она получила совсем немного, но пока был жив Нельсон, она ни в чём не нуждалась. После смерти Горацио всё рухнуло... Едва выжив после известия о смерти Нельсона, - Эмма две недели металась в горячке - она не получила позволения даже прийти и проститься с любимым. Деньги быстро разошлись. Эмма пыталась оспорить завещание адмирала, показывала его письма, полные нежности и признаний. Она просила уже не за себя, а за дочь. Но теперь другая вышла из тени. Та, что долго жила нелюбимой и брошенной. Вдова прославленного адмирала обрела, наконец, права на покойного мужа. Она за всё отомстила Эмме. Соперницу предали позору и анафеме. Адмирал мог считать свою любовницу кем угодно, пусть даже женой, при его жизни на всё закрывали глаза - герою позволено то, что не позволено простому смертному. Но теперь, когда он погиб во славу родины, Эмма Гамильтон стала досадной помехой в легенде о жизни и деяниях славного сына отечества Горацио Нельсона. От неё все отвернулись. Волшебная дверь, впустившая когда-то девицу Лайон в высшее общество, навсегда закрылась.

Ей было всё равно. Ничто не могло сравниться с потерей Горацио... Заглушить чёрную тоску помогал только алкоголь. Вскоре Эмма очутилась в долговой тюрьме, откуда её выкупили верные друзья адмирала. Они-то и помогли ей бежать во Францию, где она могла укрыться от позора и от прошлого. Вот только прощаться с былым она не могла и не хотела - каждый день своего одинокого десятилетия «после великой любви» Эмма вспоминала моменты дарованного судьбой счастья. Словно бусы памяти перебирала. Улыбаясь и плача, покрывая поцелуями портрет адмирала, висящий над кроватью. Он, единственный бесконечно любимый при жизни, после смерти стал её единственным собеседником. А потом бусы рассыпались...

Эмма Гамильтон умерла в нищете и одиночестве.

Но великая любовь отважного адмирала обессмертила её имя. И глядя на медную фигуру Горацио Нельсона, венчающую Трафальгарскую колонну в Лондоне, редко кто не вспомнит его прекрасную Эмму - леди Гамильтон. Одинокий медный адмирал возвышается над городом, но ни к чему ему этот почетный пьедестал, ведь рядом с ним нет его единственной возлюбленной...

Драгоценные камни сами по себе не дают света, но случайно упавший на них луч солнца заставляет их играть всеми цветами радуги. Есть в драгоценных камнях какая-то своя тайна, какие-то свои скрытые лучи. Булыжник не засияет, хотя бы на него пролился целый солнечный поток.

Драгоценным камнем, имеющим свои тайну и свои лучи, была леди Гамильтон. Она пришла из темноты, сверкала, пока сияло над ней солнце, и с его заходом опять погрузилась во мрак. Она не творила сама ни своего счастья, ни своих бедствий. Всю жизнь она шла за вожатым. Гревиль, Гамильтон, Нельсон... Когда не стало последнего, сошла со сцены и леди Гамильтон.

Сведения о детстве леди Гамильтон очень не ясны и достоверны. Более или менее установлено, что она родилась в одном из отдаленных графств Англии, в маленькой деревушке.

Отец ее был дворянин Генри Лайон. Нежных чувств к своей дочери Генри Лайон не питал и вскоре после ее рождения бросил ее вместе с матерью. Он даже не признавал Эмму (будущую леди Гамильтон) за свою дочь, отчего та никогда не носила его фамилии.

Мать и дочь соединяла самая нежная любовь, и в течение всей своей жизни Эмма почти никогда, кроме случаев крайней необходимости, не разлучалась с матерью.

Брошенная отцом Эмма осталась на руках у матери, простой крестьянки по рождению, однако же дельной и твердой, чей ясный ум никогда не был омрачен неудачами, не ослеплен блестящей карьерой дочери.

Оказавшись одна с ребенком, Мери Лайон поселилась около своих родителей в Говардене и стала жить поденной работой. Когда Эмме минуло шесть лет, она и ее стала приучать к труду. Сначала Эмма развозила на ослике по улицам Говардена маленькие кулечки угля и пасла овец, а 10-лет поступила в няньки.

Хозяйка Эммы, Мистрис Томас привязалась к маленькой Эмме и всячески старалась развить ее ум и способности. К своему огорчению, Мистрис Томас вскоре заметила, что эта задача, если не невозможная, то очень трудная. Ни способностей, ни прилежания у Эммы не было. Любимым занятием ее было носиться по полям со своими сверстниками.

Несмотря на ее шумный, строптивый и ленивый характер Мистрис Томас ее очень любила. Когда Мери Лайон нашла своей дочери более выгодное место в. Лондоне и решила ее туда отправить, Мистрис Томас и Эмма были очень огорчены разлукой, и долгое время была между ними самая нежная переписка.

В Лондоне Эмма быстро теряет место няньки и остается на улице, предоставленная самой себе в поисках куска хлеба. Гоняясь за заработком, она меняет много занятий, но каждый раз неудачно, и ею овладевает все больше и больше отчаяние. Наконец, она устраивается продавщицей в ювелирном магазине. В числе клиенток этого магазина была некая Арабелла Келли, дама сомнительной репутации. Арабелла обратила внимание на хорошенькую Эмму, и вскоре последняя поступила к ней компаньонкой. Тут она встречает своего земляка, моряка из Говардена. Он попадает в одну неприятную историю, и она обращается к его начальнику, который может его выручить. Тот согласен, но ценой ее невинности. После некоторого колебания Эмма соглашается. Это была ее первая связь.

Вскоре она почувствовала себя беременной. Еще задолго до рождения ребенка ее любовник покинул ее. В последнем отчаянии Эмма обращается к матери. Та приезжает и увозит от Эммы ее дочь, названную в честь матери тоже Эммой.

Как ни печально было это событие, но благодаря ему Эмма поняла, что она красива.

Вскоре после болезни она принимает участие в сеансах доктора Грехема.

Доктор Грехем был магнетизер-шарлатан, бывший тогда в большой моде в Лондоне. Он был очень образован и обучался магнетизму в Париже у Месмера. Вернувшись в Лондон, он читал увлекательные лекции о вечной юности, продавал талисманы и лекарства. Эмма позировала у него под видом Гебы-Вестины, богини красоты и здоровья. Возлежа обнаженной на так называемой «небесной постели», она должна была вновь пробуждать в зрителях иссякшую любовную энергию. Тут ее тщеславие могло быть вполне удовлетворено. Все лондонское общество преклонялось перед красотой ее тела. Тут ее впервые увидели и оценили художники Рейнольде и Генсборо, и навсегда был покорен ее красотой Ромней.

Отсюда она переходит, как модель, в мастерскую Ром-нея, где он пишет с нее Цирцею и восхищается ее мимическим талантом. Вдохновленная им, она думает идти на сцену. Но Шеридан, выслушав ее декламацию, говорит, что она не пригодна к сцене.

Из мастерской Ромнея она идет на содержание к баронету сэру Гарри Фезерстону, живет с ним 6 месяцев жизнью первоклассной дамы полусвета, тратя безумные деньги на удовольствия и наряды, и брошенная им возвращается в Говарден.

Она была в Лондоне всего 2 года. Из Говардена она выехала неопытным ребенком, а вернулась туда много пережившей и много видевший женщиной. В таком маленьком местечке, как Говарден, приезд Эммы был событием, о котором все и всюду говорили. Еще раньше был предметом толков ее ребенок, привезенный ее матерью. Теперь она сама, с несколькими уцелевшими у нее нарядами, была встречена всеобщим осуждением. Всюду ей давали понять двусмысленность ее положения, и двери добродетельных жителей Говардена закрывались перед ней. В отчаянии она пишет 7 писем, одно за другим, сэру Гарри, но ответа нет. Тогда она обращается с умоляющим письмом к сэру Карлу Гревиллю, с которым она познакомилась в последнее время своего пребывания в Лондоне. Однажды Гревилль уже помог ей, дав ей немного денег на дорогу в Говарден, и она надеялась, что тут он ее выручит тоже. Гревиллю она нравилась, но, как человек рассудительный, он боялся выказать свои чувства и тем заранее связать себя. В ответ на ее просьбы о помощи он пишет ей холодно и рассудительно. Он зовет ее в Лондон под условием отказаться от всех прежних знакомых и оставить ребенка в Говардене, причем разрешает ей поддерживать отношения единственно с матерью.

Гревиллю нужна была покорная и скромная любовница, не требующая крупных расходов, которых он не хотел и не мог делать.

Получив письмо Гревилля, Эмма не медля переезжает в Лондон. Тут Гревилль еще раз ведет с ней сухой разговор о своих условиях. Эмма в эту минуту видела в Гревилле единственную надежду и спасение. Она не только согласилась на все его условия, но еще была благодарна за них.

Теперь Эмма поселяется на окраине города, в скромном домике, который Гревилль, тонкий знаток искусства, однако же сумел устроить с большим вкусом. Эмма должна была жить здесь тихо и одиноко, обучаясь правописанию, литературе, пению и музыке. Заведовать хозяйством Гревилль взял ее мать миссис Кид, как она называла себя теперь. Эмма нигде не бывала, и кроме нескольких знакомых Гревилля, серьезных и чопорных джентльменов, никто не появлялся в ее домике.

Несмотря на это, за свою скромную, но спокойную жизнь Эмма чувствовала к Гревиллю бесконечную благодарность. Казалось, что уже ничто не может нарушить безмятежности и тишины, окружавших Эмму. Она никогда не делала попыток выйти из повиновения и ее непокорная душа, видимо, была навсегда усмирена. Только однажды, когда Гревилль ее вывез на один парадный праздник, Эмма, очутившись среди шума, музыки, блеска и иллюминации, заразилась общим настроением и вдруг, вскочив на стул, запела своим приятным звонким голосом.

Толпа сначала протестовала против такого внезапного выступления, потом, покоренная ее изумительной внешностью, разразилась бурей аплодисментов. Эмма, упоенная успехом, пела все звонче, все прекраснее. Эта радость чуть не стоила ей разрыва с Гревиллем, возмущенным ее выходкой, и много слез пришлось пролить Эмме, чтобы вымолить его прощение.

После этого она опять стала непритязательной и покорной. Ее единственным развлечением было посещение два раза в неделю мастерской Ромнея. Художник был верен ей по-прежнему, она по-прежнему была его любимой моделью, и он писал ее без конца. Двадцать четыре законченных портрета и бесконечное множество набросков, этюдов... Никогда ничто не омрачало их хороших отношений. Она была его «вдохновительницей», как он ее называл, она звала его своим «отцом». В мастерскую и обратно ее отвозил экипаж, она редко показывалась на улице одна, и в большинстве случаев ее сопровождала мать.

В Лондон вернулся дядя Гревилля, английский посланник в Неаполе, лорд Гамильтон. Это был спортсмен, веселый и умный собеседник, танцор, певец, скрипач и археолог.

Появившись у Гревилля и познакомившись с Эммой, Гамильтон был поражен ее красотой и спустя некоторое время решил, с позволения Гревилля, дать ей некоторые сведения по искусству. Скоро он увлекся своей учительской ролью; уроки становятся все более и более частыми, и домик на Эджвар Роо делается его любимым местопребыванием.

Что касается Гревилля, то он был очень доволен вниманием, которое его дядя выказывал Эмме. В этом он предвидел удобный выход. Деньги Гревилля, несмотря на экономный образ жизни, приходили к концу, и он уже подумывал, как бы ему просто и легко расстаться с Эммой и выгодным браком поправить свои дела. Как отнесется к этому Эмма, его совершенно не занимало.

Для начала Гревилль убеждает Эмму уехать на лето из Лондона. Эмма, не подозревая, что это конец, едет со своей матерью в Честер. По дороге она заезжает в Говарден и берет с собой оттуда свою дочь.

Из Честера она пишет Гревиллю полные любви, покорности и нежности письма.

«С каким нетерпением я сажусь писать, ожидая почтальона. Сегодня я наверное получу письмо. Могли ли Вы, мой дорогой Гревилль - нет, это невозможно, уже забыть вашу бедную Эмму... Я постоянно думаю о Вас и дохожу до того, что мне кажется, я слышу и вижу Вас. Подумайте, Гревилль, какой это самообман, когда я так покинута и нет никаких известий о Вас... Разве Вы забыли, как говорили мне при отъезде, что будете так счастливы снова увидеть меня... О, Гревилль, подумайте о количестве дней, недель и годов, которое еще может быть у нас. Одна строчка от Вас сделает меня счастливой...»

Дядя и племянник действовали заодно, скрывая от Эммы истину. Едва вернувшись к Гревиллю, Эмма получает приглашение лорда Гамильтона приехать погостить к нему в Неаполь. Предчувствуя какие-то новые неизвестные ей события, Эмма колеблется принять это лестное приглашение, но по настоянию Гревилля принимает.

В Неаполь Эмма приезжает со своей матерью. Лорд Гамильтон встретил и окружил их таким вниманием, как если бы они были дамы из высшей английской аристократии.

«Вы не можете себе представить,- пишет Эмма Гревиллю,- насколько сэр Вильям добр ко мне. Он делает все возможное, чтобы видеть меня счастливой. Он никогда не обедает вне дома. По правде говоря, с моего приезда он меня покидает не чаще, чем моя тень. Он завтракает, обедает и ужинает со мной, садится всегда рядом, глядя на меня, я не могу двинуть ни рукой, ни боком, ни ногой, чтобы он не заметил сейчас же, насколько грациозны и красивы, по его мнению, мои движения. Право, я сердита, что не могу составить его счастья. Я могу только быть вежливой и любезной. И в самом деле, я с ним мила, как только могу. Но я Ваша, Гревилль. Вам одному могу я принадлежать, и никто не займет Вашего места в моем сердце».

Из писем Эммы Гревилль видел, что, если он не будет действовать решительно, то Эмма вновь появится в Лондоне. А так как это было ему в высшей степени нежелательно, то он пишет ей письмо, где с необычайным цинизмом советует ей сделаться любовницей лорда Гамильтона, а со своей стороны предлагает ей дружбу и товарищеские отношения.

Любившая его Эмма была до глубины души возмущена этим циничным советом. Ответ ее полон негодования, но в то же время это последняя отчаянная попытка вернуть к себе Гревилля.

«...Это Вы советуете мне... Ничто не может выразить моего отчаяния. Я просто схожу с ума. Вы, Гревилль, даете мне такой совет. Вы, который обычно ревновали меня за одну улыбку. С каким холодным равнодушием Вы советуете мне идти к... сэру Вильяму. О, это хуже всего. Если бы я была около Вас, я убила бы Вас и себя...»

И в конце этого письма в постскриптуме она пишет:

«...Вы не знаете моей власти здесь. Только я не стану никогда любовницей. Если Вы меня доведете до крайности, я женю его на себе».

Верно, Гревилль улыбнулся, прочтя эту угрозу. Но Эмма в это время уже не была прежней робкой и покорной любовницей, которую он замкнул в узкие рамки мещанской жизни. В ее душе уже роились честолюбивые мечты.

И вот, пережив много минут отчаяния и оскорбленного самолюбия, передумав все способы мести, Эмма решает выполнить свою последнюю угрозу - женить на себе лорда Гамильтона. С осени 1786 г. она оставляет свою квартиру и к большой радости лорда Гамильтона поселяется в посольском дворце. Тут в это время видел ее и восхищался ею Гете.

«Лорд Гамильтон, который все еще здесь английским посланником, после долгого изучения искусства и многолетнего наблюдения природы, нашел совершенное соединение природы и искусства в одной прекрасной юной девушке. Он взял ее к себе. Это англичанка лет двадцати. Она очень красива и очень хорошо сложена. Он сделал ей греческий костюм, который идет ей изумительно. С распущенными волосами, взяв две шали, она так меняет свои позы, жесты, выражения, что в конце концов думаешь, что это только сон. Что тысячи артистов были бы счастливы достигнуть - здесь видишь воплощенным в движении, с захватывающим разнообразием. На коленях, стоя, сидя, лежа, серьезная, печальная, шаловливая, восторженная, кающаяся, пленительная, угрожающая, тревожная... Одно выражение следует за другим и из него вытекает. Она умеет для каждого движения дать складки платья и их изменить, сделать сто разных головных уборов из одной и той же ткани». Так описывал Эмму Гете.

Графиня де Буань в своих мемуарах говорит о ней:

«Другие пытались подражать таланту этой женщины; я не думаю, чтобы это им удалось. Это вещь, в которой только один шаг до смешного. Кроме того, чтоб иметь ее успех, нужно прежде всего быть безупречно прекрасной с головы до ног, а таких редко встречаешь».

Не прошло и года, как Эмма принята в неаполитанском обществе уже окончательно. Она держится так умело и тактично, что король неаполитанский говорит: «Неаполитанские дамы хорошо бы сделали, если бы брали с нее пример».

Вскоре угроза Эммы стала фактом. 6 сентября 1791 г. она венчается в Лондоне с лордом Гамильтоном. В день свадьбы она последний раз заехала в мастерскую Ромнея. В этот визит он набрстсал ее портрет, который после он назвал «Посланница». Эмма с грустью покидала своего старого друга. Для Ромнея разлука была еще тяжелей, от него навсегда уходила та, с которой так тесно было связано его искусство. С уходом Эммы уходит из жизни Ромнея последний луч солнца, озарявший его старость.

Насколько дорога была Эмма Ромнею, видно из его письма одному другу:

«Касандра (Эмма) вернулась в город 16-го, но я увидел ее только 20-го. Вы представляете себе, что я выстрадал. Она решила позировать 23-го и с тех пор позировала все дни... Когда она появилась у меня в мастерской, она мне показалась нежней, чем в последний раз... Теперь мне кажется, что ко мне она сердечней, чем когда-либо. Она сожалеет, что покидает Англию, не увидев Вас. Я чрезвычайно признателен Вам, за Ваше сочувствие. Действительно, душа так страдала, что это отражалось на моем здоровье, и я боялся, что не смогу писать с нее больше, но с тех пор, как она по-прежнему добра ко мне, я совершенно оправился и телом, и духом...» 6 сентября Эмма в последний раз увидела Ромнея. Больше они уже не встречались.

На другой день после свадьбы лорд и леди Гамильтон уехали в Неаполь. По дороге они заехали в Париж, думая пробыть там некоторое время. Но надвигающаяся гроза революции заставила их скоро его покинуть. Им удалось, однако, проникнуть во дворец, и находившаяся уже под строгим надзором Мария-Антуанетта тайно вручает Эмме письмо к своей сестре, неаполитанской королеве Марии-Каролине. Для Эммы это письмо была большая радость. Оно открывало ей двери Неаполитанского дворца.

По приезде в Неаполь она вручает письмо Марии-Каролине, и с этого дня начинается их дружба

В это счастливое время своей жизни Эмма верна своему прошлому При ней неотлучно мать, и она пишет нежные письма Гревиллю и Ромнею

«В самом деле,- пишет она Гревиллю,- если мы останемся здесь, то лишь потому, что я обещала королеве не покидать ее до ее отъезда» И далее она говорит - «я провела вечер с королевой вдвоем, смеялись, пели и т д Но во время приема я держалась на своем месте и оказывала королеве такое почтение, как если бы видела ее в первый раз Это очень ей понравилось» В конце Эмма говорит о своей личной жизни «Вы не можете представить, как счастлив дорогой сэр Вильям Право, Вы не можете понять нашего счастья, оно неописуемо, мы не разлучаемся ни на час во весь день Мы живем, как любовники, а не как муж и жена, особенно, если подумать о том, как относятся друг к другу современные супруги.. »

В этот период жизни леди Гамильтон на ее горизонте появляется Горацио Нельсон, маленький человек с чистыми, открытыми глазами и властным, всепокоряющим голосом Две страсти владели этим человеком - ненависть к Франции и безграничная любовь к своей родине.

С первого появления Нельсона в Неаполе между Эммой и им установились дружеские отношения, их объединяло патриотическое чувство

Эмма в то время уже не только друг Марии-Каролины, она поверенная всех ее дел и ее ближайшая наперстница. Уже с самого начала Великой Французской революции английское влияние было очень сильно при неаполитанском дворце. Когда же на горизонте появилась грозная тень Бонапарта, спасения от него Неаполь мог ждать только со стороны Англии.

И вот посредницей между Неаполем и Англией стала Эмма. Сначала она как бы пугалась этого, но скоро, ободренная королевой Марией-Каролиной, блестяще вошла в свою роль. Она передает тайные письма, пишет их вместе с королевой.

«У меня не было времени писать к Вам, так как три дня и три ночи мы писали важные письма, которые послали сегодня с курьером нашему правительству»,-т- пишет она Гревиллю. Защищать Неаполь от Бонапарта прислан Англией Горацио Нельсон.

С этого времени судьба Эммы навсегда переплетается с судьбой Нельсона. До этой встречи свободного выбора у Эммы не было. Необходимость заставила идти ее к Гревиллю, честолюбие к лорду Гамильтону, к Горацио Нельсону - любовь. Со стороны Нельсона это было тоже настоящее, большое чувство.

Победа при Абукире, и весь Неаполь оживает, от полного уныния он переходит к самой бурной радости. Все восторги принадлежат Нельсону, и как триумфатора встречает его Неаполь. Сильно должно было биться сердце Эммы, когда она увидела его, окруженного таким ореолом славы.

Последняя кампания подорвала здоровье Нельсона, и он с радостью принимает приглашение леди Гамильтон поехать отдохнуть в Кастель-Маре.

«Я живу у них в доме, и только тщательный уход, которым меня окружают, мог восстановить мое печальное здоровье»,- пишет Нельсон своей жене.

Некоторое время спустя Нельсону было поручено занять Мальту. Но победа в этот раз осталась не за ним, и он вернулся в Италию, где французы угрожали Неаполю. Королевская семья должна была бежать, и Неаполь был занят французскими войсками. Гамильтоны и Нельсон до мельчайших подробностей разработали план побега. События следовали одно за другим с необычайной быстротой. Эмма - бедная нянька двадцать лет тому назад - держит в руках судьбу королевской семьи, и лишь ее энергии, ее решительности обязана та своим спасением. При всеобщей панике леди Гамильтон одна сохраняет присутствие духа и ободряет других. Вскоре Нельсон воспользовался благоприятным моментом, и Неаполь вновь переходит во власть англичан.

Королевская семья могла вернуться в Неаполь, но она страшилась этого, и в Неаполь возвращаются Гамильтоны и наследный принц. Казалось, вся королевская власть была сейчас в руках не Марии-Каролины, а Эммы Гамильтон.

Между ней и Марией-Каролиной живейшая переписка, в которой последняя диктует свои приказания, явные и интимные, а Эмма точно выполняет их. В своих письмах Эмма дает королеве точный ответ по поводу всех событий в Неаполе.

Но обширная переписка с королевой поглощает не все время Эммы. От имени королевы она освобождает пленных, раздает деньги нуждающимся. В октябре 1799 года английский флот отправляется в Палермо и леди Гамильтон с ним вместе. Здесь ее ожидает Мария-Каролина. Нельсона снова встречают, как триумфатора, и с ним разделяет славу Эмма. Мария-Каролина осыпает ее подарками.

Частое крейсирование заставляло Нельсона не раз покидать Неаполь. В свое отсутствие он передает свою власть Эмме. В одном из этих случаев ею была принята депутация от острова Мальты. Она нашла способ удовлетворить их просьбу, за что ей была оказана редкая для женщины честь. Гроссмейстер мальтийского ордена, русский Император Павел I прислал ей вместе с собственноручным письмом мальтийский крест.

Неожиданное неприятное событие изменило счастливую жизнь Эммы. Лорд Гамильтон был вызвал в Лондон, а на пост посланника в Неаполе был назначен другой. Для Эммы было тяжело покидать страну, где она видела себя на вершине славы, и ехать в Лондон, в тот самый Лондон, который не принял ее во всем блеске ее двадцатилетней красоты. Чего могла она ждать от него теперь, на закате своей молодости. Между тем Нельсон не мог уже окончательно жить без нее. Ссылаясь на слабость здоровья, он отказывается временно от действительной службы и следует за ней.

До Вены провожала их Мария-Каролина.

Уже в Вене Эмме, опьяненной своим успехом и привыкшей к поклонению, пришлось столкнуться со строгим и даже недоброжелательным отношением. В Лондоне она была встречена холодно.

В 1801 году у леди Гамильтон родилась дочь Горация. Рождение ее было обставлено тайной, и лорду Гамильтону она была представлена, как сирота, которую Эмме хотелось бы усыновить. О том, что это дочь Эммы и Нельсона, лорд Гамильтон никогда не узнал.

Странно было вообще поведение лорда Гамильтона во всей этой романической истории. Человек умный и проницательный, он не мог не видеть того, что видели все. Но все время, вплоть до своей смерти, он был нежным другом Нельсона, и отношение его к Эмме было то же, что и раньше. Гайна его поведения так и ушла с ним в могилу.

Все документы, касающиеся ребенка, были уничтожены, и только благодаря письмам Нельсона к Эмме, которые последняя не решалась уничтожить, мы знаем, кто были родители Горации.

«Вы знаете, моя дорогая Эмма, что я отдал бы все на свете, чтобы быть вместе с Вами и нашей дорогой маленькой дочкой»,- пишет Нельсон Эмме.

Сама Горация не знала, кто была ее мать. Она знала только, что она дочь Нельсона и «особы слишком высокопоставленной, чтобы можно было открыть ее имя». Так ей сообщила Эмма, и больше она ничего не могла узнать до конца своей жизни.

Меньше, чем через месяц после рождения дочери, Эмма вынуждена была начать светскую жизнь. Лорд Гамильтон считал своей обязанностью иметь свой салон. Салон Эммы имел успех. Даже принц Уэльский выразил желание обедать у них и послушать пение леди Гамильтон. Но это известие возбудило недовольство и ревность Нельсона, и Эмма ловко избегнула этой возможности, не желая огорчать своего возлюбленного. Конечно, окружавшего когда-то Эмму триумфа уже не было, и годы брали свое. Сильно пополнев, Эмма уже лишилась своей прежней безукоризненной красоты. Но все же она еще была достаточно красива, чтобы пленять, и ее бурное прошлое окружало ее ореолом напряженного интереса.

В конце 1801 года Нельсон поручает Эмме купить для него имение, чтобы там жить вместе с нею. Эмма с радостью выполняет это поручение и покупает в окрестностях Лондона имение Мертон. Тут есть все, что нужно. Не очень большой, но благоустроенный дом и для лорда Гамильтона, чьим любимым спортом раньше была рыбная ловля, река, обильная рыбой.

В Мертоне пережила Эмма самые счастливые годы своей любви к Нельсону. Муж ее и Нельсон были в наилучших отношениях. Поселившись в Мертоне, они, казалось, желали и думали, что это навсегда. Но Эмма скоро заскучала по шумной светской жизни. В Мертоне стали появляться один за другим гости, родные и друзья Нельсона, сын Марии-Каролины Луитпольд и другие.

В начале июля 1802 года Нельсон и Гамильтоны предпринимают небольшое путешествие. На этот раз они не втроем, как они ехали из Италии, и бывали вообще всюду, а вчетвером. Четвертый - это Гревилль. Казалось, Эмму занимало бросать вызов общественному мнению, возя за собой мужа и двух любовников.

В апреле 1803 года умирает лорд Гамильтон на руках Эммы и Нельсона, не отходивших от его изголовья. Потеря близкого человека, которому одному, в сущности, она была обязана своим положением, усугублялась еще более тем, что состояние лорда Гамильтона перешло к Гревиллю, а ей лишь вещи и небольшая единовременная сумма. Вероятно, лорд Гамильтон оставил бы ей больше, но он до последней минуты надеялся, что правительство даст ему, а потом и ей, просимую им давно пенсию.

Две недели спустя после похорон, Гревилль попросил Эмму очистить их отель в Лондоне и подыскать себе другую квартиру. Вообще, тут он окончательно проявился в своем настоящем виде. Бывший любовник Эммы, он держал себя, как ее злейший враг. Возмущенный его поведением Нельсон дарит Эмме Мертон и выдает ей ежемесячную ренту. Для всякой другой то, что имела Эмма, было бы вполне достаточным, но для избалованной жизнью Эммы это почти нужда. Все ее многочисленные просьбы, адресованные правительству и ее прежним друзьям о выдаче ей пенсии после лорда Гамильтона, не приводят ни к чему 21 октября 1805 года памятный день Трафальгара. Перед боем Нельсон прибавляет параграф к своему завещанию, в нем он обращается к правительству: «Единственную милость, которой я прошу у своего Государя и у своей родины, пишет он, это забота о судьбе леди Гамильтон и маленькой Горации».

Этот бой был последним для Нельсона. Англия была спасена, но Нельсон убит.

Для Эммы это был конец. После смерти Нельсона его жена и родственники были щедро поддержаны правительством. Но Эмма и Горация, о ком единственно просил свою родину Нельсон, были забыты совершенно. Эмму как будто желали совершенно вычеркнуть из жизни Нельсона, как пятно на светлой памяти героя.

Со смертью Нельсона жизнь Эммы превратилась в сплошное мытарство. При Нельсоне были надежды, была жизнь, теперь это была нищета, уже настоящая, и полное презрение окружающих.

В 1811 году умирает ее мать, бывшая всегда с ней и сумевшая заслужить себе уважение всех, окружавших когда-либо Эмму.

Эмма за долги попадает в тюрьму. Освободившись оттуда, она скоро видит себя в опасности быть вторично арестованной за новые неплатежи и бежит от своих кредиторов во Францию. Но и тут нет просвета. Десять лет со смерти Нельсона еще старается побороть свою судьбу леди Гамильтон, и, только прожив их, видит, что усилия бесполезны. Она кончила так же, как начала,- в полной нищете. В январе 1815 года она заболела бронхитом, который перешел в воспаление легких.

В холодной комнате с голыми стенами умирала леди Гамильтон. Над кроватью висели два портрета - ее матери и Нельсона, рядом с ней рыдала Горация

15 января вечером Эмма умерла,. Похоронена она была за счет своего родственника со стороны матери, Генри Кадагана, человека, с которым при жизни она никогда не имела ничего общего

Эми Лайон - дочь кузнеца; Эмили Харт - нянька и продавщица; леди Эмма Гамильтон - жена английского посла. Это все одна женщина, и это ее жизненный путь - от нищей каморки до роскошного дворца. Необыкновенная красавица, она была настоящим наваждением для известного портретиста Джорджа Ромни. Он видел в ней идеал женской красоты и изобразил ее в более чем пятидесяти картинах в разных костюмах и позах - от вакханки до Жанны д"Арк. Ее писали и другие художники, включая великого английского художника Рейнольдса и модную портретистку Виже Лебрен.


Она родилась в 1763 году в провинции Чешир в очень бедной семье. Ее родители были неграмотными и на свидетельстве о ее рождении вместо подписи поставили крестики. Когда умер отец, она еще подростком переехала с матерью в Лондон. Здесь она сначала работала в услужении, а потом в фруктовом магазине. Посетители не могли не обращать внимания на поразительную красоту девушки, и появилось много соблазнов и соблазнителей. Один из них - великосветский шалопай Чарльз Гревиль - сделал ее своей любовницей и увез в свое поместье вместе с матерью. Он по-своему любил ее и занимался (довольно успешно) ее образованием, но когда запутался в долгах, не раздумывая, продал ее в счет погашения этих долгов и передачи ему имущества по завещанию своему дяде лорду Вильяму Гамильтону, бывшему в то время английским послом в Неаполитанском королевстве.

Лорд Вильям Гамильтон, археолог-любитель и тонкий ценитель искусства, особенно античного, и к Эмме сперва относился как к прекрасному произведению и хотел довести это произведение до совершенства. Он нанял ей учителей пения, музыки, иностранных языков, обучал светским манерам. В ее распоряжении были роскошные апартаменты с видом на Неаполитанский залив и служанки. Однако вскоре он увидел и другие качества Эммы: ее быстрый ум, волю, врожденный такт. И ее необыкновенную доброту, о которой свидетельствуют многие факты, среди которых хотя бы то, что она помогала деньгами своей бабушке до самой ее смерти и, не стыдясь, везде с собой возила свою малообразованную мать. (Надо сказать, что ее мать миссис Кадоган не осрамила ее - научилась грамоте, всегда держалась с достоинством и заставила себя уважать все окружение Гамильтона и Нельсона.) Открытая, импульсивная и добрая, Эмма легко завоевывала любовь окружающих - от слуг до великосветских особ. Она даже стала близкой подругой неаполитанской королевы Марии Каролины. "Такая женщина после некоторой шлифовки может быть хорошей женой для дипломата", - решил лорд Гамильтон и женился на Эмме. Теперь перед ней открылись все салоны Неаполя. Балы, маскарады, концерты, в которых она превосходно пела. Ей даже предлагали выступить в опере.

И вдруг вся эта беспечная жизнь рухнула - она встретила адмирала Горацио Нельсона. Он явился в Неаполь как герой после победы над Наполеоном на Ниле. Что же привлекло ее в этом изувеченном в сражениях одноглазом и одноруком человеке? Сл

ава героя, ум и мужество или безграничное восхищение ею? Разве можно объяснить, почему и как возникает любовь? А это была настоящая любовь с обеих сторон - самоотверженная, преданная, не считающаяся с мнением света. Нельсон называл Эмму своей "женой перед богом", своей "гордостью и восторгом". Ее письма к нему, дошедшие до нас, полны глубокой нежности, восхищения и заботы. Из-за своего статуса адмирал Нельсон не мог официально развестись с женой, хотя после 1801 года они разъехались и Нельсон выплачивал ей большое пособие. А Эмма не решалась бросить своего состарившегося и уже почти беспомощного мужа. И хотя Эмма и Нельсон почти не скрывали своей связи, она была для них столь же мучительной, как и радостной. На всех приемах и церемониях, которые устраивались в честь национального героя адмирала Нельсона, люди видели их рядом, и сплетням не было конца. Двери светских гостиных были открыты только для Нельсона, а королева отказалась пригласить Эмму ко двору, несмотря на ее благородный титул. У Эммы родилась дочь, и она назвала ее в честь отца Горация. Все свободное от служебных обязанностей время Нельсон проводил с Эммой и дочерью в купленном им загородном доме. Он называл эти дни "драгоценными".

Эмма была в мыслях Нельсона до самой последней минуты его жизни. Во время знаменитого Трафальгарского сражения он был смертельно ранен. По выражению Уинстона Черчилля, тогда он заслонил собой Англию от вторжения Наполеона. И в эти минуты, понимая, что кончается его жизнь, он говорил о самом дорогом - о родине и Эмме Гамильтон. "Слава Богу, я выполнил свой долг перед страной, - говорил он склонившемуся над ним доктору Скотту. - Передайте поклон моей дорогой леди Гамильтон. Пусть она возьмет мои волосы и все вещи, принадлежащие мне". Волнуясь, он все время повторял: "Поручаю леди Гамильтон заботам моей страны". В каюте Нельсона капитан Харди нашел письмо, адресованное Эмме: "Моя горячо любимая Эмма, самый мой близкий сердечный друг, сейчас подали сигнал, что соединенный неприятельский флот выходит из гавани. Ветер очень слабый, так что я не имею никакой надежды увидеть его раньше завтрашнего дня. Да увенчает Бог мои старания! Во всяком случае я приложу все силы к тому, чтобы мое имя осталось дорогим для вас обеих, так как обеих вас я люблю больше собственной жизни. И как теперь мои последние строчки, которые я пишу перед сражением, обра

щены к тебе, так и я надеюсь на Бога, что останусь жив и закончу свое письмо после битвы. Пусть благословит тебя небо: об этом молит твой Нельсон".

Это неоконченное письмо передали Эмме. Дрожащей рукой она написала на нем: "О бедная, несчастная Эмма! О славный и счастливый Нельсон!".

Она предчувствовала, что именно все так и будет: страна будет чтить своего героя и топтать ее. Просьбу Нельсона в его завещании, написанном накануне Трафальгара, позаботиться об Эмме и дочери не приняли во внимание. "Поручаю Эмму, леди Гамильтон, заботам моего короля и страны", - просил Нельсон. Ни король, ни отечество ровным счетом ничего не сделали для Эммы и дочери Нельсона. Предпочли забыть даже о тех несомненных услугах, которые Эмма оказала своей стране. Ведь именно она добилась у неаполитанского короля, связанного обязательствами перед Наполеоном, разрешить флоту Англии, находившемуся в критическом положении, пополнить запасы провизии и воды в портах Сицилии. И неоднократно благодаря ее связям с королевой в ее руках оказывались документы, раскрывавшие заговоры европейских держав против Англии. Передавая эти документы Эмме, неаполитанская королева иногда делала такую пометку: "Верните их до 12, чтобы мог прочесть король". И эти бумаги, иногда очень важные, попадали на стол английского посла до того, как с ними ознакомился неаполитанский король.

Племянник Гамильтона Чарльз Гревиль, бывший возлюбленный Эммы, без тени сожаления выгнал Эмму из лондонского дома. Королева отказала ей в пенсии, завещанной ей Гамильтоном. Она все больше катилась вниз. Она даже продала окровавленную форму героя Трафальгара и серебряный медальон, подаренный Нельсоном дочери. За долги угодила в тюрьму и вышла из нее всего с несколькими фунтами в кармане. Ей пришлось бежать во Францию, так как грозил повторный арест. Здесь она меняла жилье на все более худшее, пока не очутилась на чердаке. В час ее смерти в 1814 году над ее кроватью висели портреты Нельсона и матери. И печальный Христос на распятии.

Моряки, боготворившие своего адмирала, оказались не столь неблагодарными и забывчивыми, как знать и правительство: проводить Эмму в последний путь пришли все офицеры и капитаны английских судов, стоящих на рейде в Кале.

Однако не хочется помнить о старой и нищей Эмме. Лучше, чтобы в памяти оставалась несравненная красавица, горячо любящая и столь же беззаветно любимая


Заслуги адмирала Нельсона и его роль в истории Великобритании очевидны и неоспоримы. Но чаще всего его имя упоминается вместе с именем леди Гамильтон – женщины с сомнительной репутацией, о которой наверняка все бы давно забыли, если бы не ее талант очаровывать знатных, влиятельных и выдающихся мужчин. Ее судьба делала такие резкие повороты, что Эмма Гамильтон то купалась в роскоши, то оказывалась в долговой яме и полной нищете. Чем же она умела привлекать внимание художников, аристократов и полководцев?



Эмма Лайон родилась в бедной семье и с 6 лет была вынуждена зарабатывать – развозила на тележке мешки с углем. Позже она была нянькой, служанкой и продавщицей, но эта работа едва позволяла сводить концы с концами. Повзрослевшая девушка начала понимать силу своего обаяния, когда впервые почувствовала власть над мужчинами. К 17 годам она успела сменить не одного любовника и родить дочь.



В то время в Лондоне был достаточно популярен так называемый «Храм здоровья» – сейчас бы его назвали центром нетрадиционной медицины. Последователь афериста Калиостро, некий доктор Грэхем, помогал мужчинам восстановить потенцию. «Терапия» предполагала участие полуобнаженных ассистенток, изображавших героинь античных мифов, которых можно было лицезреть в полной красе. Этой работой вполне успешно занималась Эмма Лайон, которая к тому времени сменила имя на Эмили Харт.



Подобные процедуры были по карману только обеспеченным горожанам, и один из них – аристократ Гарри Фезерстоун – не устоял перед обаянием Эммы. Он взял ее на содержание, но жениться не собирался и через полгода выгнал. Следующим богатым покровителем стал Чарльз Гревилл. Спустя 3 года он поступил с ней чуть более милосердно – не выставил на улицу, а пристроил в дом собственного дяди.



Лорд Уильям Гамильтон, британский посол в Неаполе, наконец осуществил давнюю мечту Эммы – он взял ее в жены, хоть и годился ей в отцы. Эмма стала дамой высшего света, богатой и расточительной. Она даже умудрилась стать поверенной королевы Неаполя Марии Каролины Австрийской.



Семейное счастье было безоблачным недолго – до тех пор, пока в Неаполь не прибыл знаменитый флотоводец Горацио Нельсон. Лорд и леди Гамильтон поселили его у себя во дворце. Адмирал был женат, но его это не остановило. Их роман был стремительным и бурным, муж Эммы делал вид, что ничего не замечает.



По возвращении в Англию счастливая полоса в жизни леди Гамильтон закончилась. Ее не принимали при дворе, дочь Эммы и Горацио Нельсона они вынуждены были представлять как усыновленную сироту. Вскоре скончался Уильям Гамильтон, а его племянник, унаследовавший все состояние лорда, выставил ее на улицу.



Трафальгарская битва в 1805 г. принесла адмиралу Нельсону победу над французами, но стала для него смертельной. После гибели флотоводца Эмма не могла рассчитывать на поддержку государства, ей пришлось распродавать имущество и перебраться жить в трущобы. Остаток дней она провела в нищете.





Эмма Гамильтон всегда оставалась в тени своих именитых любовников, и сегодня ее имя вряд ли может попасть в