Немецкая предвоенная теория рассматривала танковые войска как основной инструмент ведения маневренной войны. Данное положение делало необходимым строительство самостоятельных танковых дивизий как основного наступательного средства грядущей войны. Ядро танкового парка должно было состоять из машины среднего класса вооруженной ПТ пушкой и 2 пулеметами и машины поддержки тяжелого класса, с орудием более крупного калибра, по подвижности не уступающей первой машине.

Основания создания.

Танки весом в шестнадцать-двадцать тонн, в немецкой военной литературе тех лет, назывались «полноценными боевыми». Через некоторое время они были воплощены в Pz.Kpfw III и Pz. Kpfw IV . Однако, проектные работы, доработка конструкции и освоение в производстве должны были занять определенное время. Поэтому для форсирования создания танковой промышленности, организации подразделений танковых войск, а также обучения экипажей танков, было принято решение заказать легкий танк весом в пять тонн и двумя членами экипажа, вооруженный пулеметами.

Машина должна была иметь сравнительно простую конструкцию, быть более дешевой в эксплуатации и производстве. Итогом проведенных работ стало появление танка Рz.Kpfw I. Новая боевая машина уже в тридцать четвертом году пошла на комплектацию танковых частей. Танк весьма неплохо справлялся с ролью машины для обучения, а позднее использовался для ведения боевых действий.

Между тем освоение в производстве танков основного типа, по целому ряду причин приходилось откладывалось на более поздний строк. Для исправления ситуации требовался танк с лучшими боевыми характеристиками, но одновременно простой в производстве.

Техническое задание на новый танк оглашено 06.1934 г. Промежуточный тип танка должен был иметь более сильную броневую защиту, чем Рz.Kpfw I, но иметь вооружение из 20-мм автоматической пушки (по немецкой классификации - пулеметом) и еще одним пулеметом винтовочного калибра. В проектных работах приняли участие фирмы "Хеншель", MAH и "Крупп". Сроки проектирования изначально были определены как очень жесткие и весной тридцать пятого года конкурсанты предъявили опытные образцы. Для сохранения режима секретности проект проходил под наименованием "сельскохозяйственный трактор"- Las 100.

Предъявленные комиссии образцы фирм MAH и "Хеншель" представляли собой не более чем ходовую часть без башни. Обе машины использовали блокированную подвеску и полуэллиптические листовые рессоры. Проект "Крупп" внешне походил на прототип Рz.Kpfw I, с башней увеличенных размеров и новым вооружением.

После рассмотрения всех предложенных конструкций, было решено запустить в с серию проект от "MAH", как "2 cm MG Panzerwagen". Познее по принятию на вооружение, название было изменено на " Panzerkampfwagen II ".

Рz. II, так же как и его предшественник Рz. I, были именно теми машинами, со строительства которых немецкая промышленность освоила серийный выпуск танков, а танковые войска прошли путь от подготовки экипажей до боевого слаживания крупных танковых соединений. Эти же машины стали основой танкового парка во время накопления опыта первых танковых операций в Польше и Норвегии.

Первая предсерийная партия из десятка Рz.Kpfw II Ausf.a1 была изготовлена MAH, в тридцать пятом году. Компоновка "двойки" практически не отличалась от таковой Рz. I. Новая машина имела несущий бронекорпус, изготовленный при помощи сварки с усилением из штампованного профиля и уголков. Характерным отличием машин этой серии стала эллипсовидная лобовая деталь бронекорпуса, выполненная при помощи литья. Башня танка с небольшим (21-22 градуса) рациональным углом наклона бронелистов.

Первые Рz.Kpfw II.

Вооружение танка Рz.Kpfw II Ausf.a1 представлено автоматической пушкой 2 cm KwK 30, а также пулеметом MG. Оно монтировалось аналогично Рz. I, в единой маске, заглубленной в тело башни. Боекомплект орудия состоял из осколочных и бронебойных патронов.

По немецким данным тридцать пятого года, пушка была в состоянии пробить сантиметровую броню на дистанции в семьсот метров. Что должно было позволить пробить броню танков Reno FT и NC-31 - самых распространенных машин французской армии и поставлявшихся в армию Польши.

Поначалу в танке устанавливался пулемет "Дрейзе" MG. 13k, но вскоре на его смену пришел МG 34.

Двигатель танка - "Майбах" HL 57 TR, мощностью в 120 л.с. Шести скоростная КПП соединялась карданным валом, проходящим внизу боевого отделения, с двигателем.

Ходовая танка Рz.Kpfw II Ausf.a1 - три тележки по два катка, применительно к борту. Поддерживающих катков - три. Рессоры -листовые. Ведущие колеса в передней части танка, ленивцы приподняты над поверхностью.

Вторая партия машин, числом в 15 штук, изготовлена в том же году. Новая модификация Ausf.a2 отличалась некоторыми улучшениями в ходовой и обитаемости боевого отделения за счет вентиляции.

Следующая партия из пятидесяти танков серии Ausf.a3 сдана в тридцать шестом году. Моторное и боевое отделение разделили перегородкой, переработали конструкцию и размеры лючков доступа к фильтру и топливному насосу в днище танка. Изменено место расположения радиатора, его сдвинули к корме, что улучшило его охлаждение. Рессоры усилили, ведущие колеса лишились обрезинки.

В этом же, тридцать шестом году, MAN поставила следующую партию из двадцати пяти машин версии Рz.Kpfw II Ausf.b. В этой модификации танк получил новый, более мощный двигатель «Майбах» HL 62 ТК (140 л.с). Сам двигатель, вместе с трансмиссией сдвинули в направлении правого борта. Что позволило увеличить размер боевого отделения. Некоторым изменениям подверглась система выхлопа газов. Трансмиссия получила понижающую передачу, установлен планетарный механизм поворота и гусеничный танк новой формы.

Размеры ведущего колеса увеличены, поддерживающих катков уменьшены. Сама подвеска усилена и модифицирована с целью уменьшения риска спадания гусеничной ленты при повороте.

Все эти события в жизни Рz.Kpfw II проходили на фоне бурных перемен в немецкой промышленности и армии. Летом тридцать пятого года в ходе учений немецкой армии впервые была задействована танковая дивизия, тогда еще сведенная из трех отдельных танковых полков. Осенью этого же года эти три полка, были развернуты танковые дивизии. Создано командование танковых войск.

Шло формированное создание танковой промышленности. Если в тридцать пятом году в программе выпуска танковых узлов и агрегатов, а также бронелиста, было задействовано четыре фирмы, то двумя годами спустя уже семь.

Танки Рz.Kpfw II Ausf.b приняли участие в учениях тридцать шестого года в ходе которых их конструкция вызвала немало нареканий. Большинство из них касались ходовой, как ее механической прочности, так и недостаточной плавности хода.
Поэтому решено было продолжить работы над улучшением конструкции.

Первой, по-настоящему серийной машиной стала "двойка" Ausf.с, выпуск которой был организован начиная с 04.1937 года. Помимо чисто внешних изменений, таких как форма башни и размеры люка мехвода, изменения коснулись источника главных неприятностей - ходовой части.

Модификации Рz.Kpfw II.

Официальное указание завершить доводку танка Рz.Kpfw II и начать его выпуск крупной серией озвучено 1.04.37 года., спустя три года после того как опубликованы ТТТ к танку. К маю тридцать седьмого года в вермахте начитывалось только сто пятнадцать танков Рz.Kpfw II. Следовало переходить массовому производству.

Аusf. A.

Первая модификация выпущенная крупной партией, поступила в производство в июле тридцать седьмого и получила индекс Рz.Kpfw II Аusf. A. Танк использовал модернизированный двигатель, усовершенствованную КПП, а также приборы наблюдения водителя нового типа. Всего в течении тридцать пятого - тридцать седьмого года немецкая промышленность передала военным 332 машины Аusf. A.

Все боевые машины этого семейства имели типичную германских танков общую компоновку. Трансмиссия располагалась впереди, тогда, как мотор установлен сзади. Боевое отделение по центру танка, в нем же башня с установленным вооружением. Под отделение управления отдана передняя часть "двойки", в ней смонтирована трансмиссия.

Размещение трансмиссии в отделении управления позволило не только уменьшить длину танка, но и кол-во и длину тяг управления. Расположение башни по центру танка снижало влияние колебаний машины на результаты стрельбы. Расположение трасмисии и двигателя в носовой и кормовой части распределяло вес и делало колебания танка более плавными. Ремонт и обслуживание "двойки" упрощалось благодаря облегчению доступа к тому и другому.

Недостатком следует считать наличие кардана под боевым отделением, большую уязвимость ведущих колес благодаря их переднему расположению. Испарения масла и продукты сгорания трансмиссии ухудшали атмосферу в обитаемом пространстве танка.
Бронекорпус Рz.Kpfw II Аusf. A по своей конструкции состоял из двух частей:

  • нижней части, т.е собственно корпуса;
  • подбашенной коробки, передняя часть которой образовывала рубку в которой размещался водитель Рz.Kpfw II.

Сзади водителя находилось рабочее место радиста. Он же исполнял функции заряжающего, для чего ему следовало подняться в башню. Непосредственно в башне располагался командир, он же наводчик.

Танковая пушка 2 cm KwK 30- слева от оси танка, справа пулемет MG. В маске орудия оборудовано два смотровых окна, прикрытых бронекрышками, управляемых изнутри посредством рычага. Автоматическая пушка ведет свое происхождение от швейцарских пушек "Золотурн" и родственна зенитный 2 cm Flak 30, с которой имела много взаимозаменяемых узлов. Отличия заключались в основном в длине ствола, который в танковой версии пушки был укорочен из боязни чрезмерно увеличить габариты танка.

Орудийный ствол оборудован универсальным устройством, совмещавшим в себе функции пламегасителя и дульного тормоза. Питание патронами орудия посредством секторных коробчатых магазинов, который крепили с левой части орудия. Запасные магазины с патронами крепили к внутренней части стенок башни и корпуса. Справа от орудия монтировался огнетушитель. Ведение огня из пушки и пулемета посредством электроспуска.

Прицеливание танкового вооружения при помощи двух с половиной кратного прицела"Цейс" TZF4, что обеспечивало ведение огня на дальность до 1200 метров. Хотя наиболее часто дальность стрельбы из орудия не превышала шестьсот метров, а из пулемета - четыреста метров.

В боекомплект Рz.Kpfw II Аusf. A входили выстрелы с бронебойным и осколочным снарядом общим числом 180 штук.

Танковый пулемет MG.34 имел скорострельность в 800-900 выстр/мин, снабжался гильзосборником. В орудийной маске пулемет закреплен без приклада. К пулемету имелось 1425 патронов, набитых в 19 секторных магазинов. В сороковом году б/к пулемета увеличен до 2100 патронов.

Помимо этого экипаж танка был вооружен ПП MP-38 либо MP-40, а также пистолетами "Вальтер" либо "Парабеллум".

Большое внимание уделили обзору из "двойки". Для наблюдения мехвод использовал люк закрытый блоком из "триплекса", а также лючки по оба борта, также закрытые "триплексом". Помимо целей наблюдения лючки в бортах могли служить для ведения огня из стрелкового оружия экипажа. Подобные по назначению и конструкции лючки, как оборудованные крышками с щелями, так и без, имелись в корме и бортах башни, а также заднем листе подбашенной коробки. Для замены испорченных стекол, экипаж располагал запасными.

Командир Рz.Kpfw II вел наблюдение через перископ, установленный в крыше по центру башни, прикрытый бронированным колпаком. Конструкция перископа позволяла иметь угол наклона по вертикали от -15 до 25 градусов и круговой обзор. Кратность постоянная - 2,5X. Прибор мог использоваться в качестве прицела, хоть и менее точного при прицеливании, поскольку телескопический прицел был жестко закреплен на вооружении и даже при небольших углах возвышения его окулярная часть перемещалась и делала прицеливание не совсем удобным.

Броневой корпус "двойки" изготавливали при помощи сварки из листа толщиной в 5,10 и 15 мм. Подбашенная коробка монтировался при помощи болтов на корпус. Днище танка из трех листов. Задний и передние - под наклоном, толщиной в 10 мм. Основной центральный лист днища -5мм. Жесткость днища обеспечивали дополнительными деталями- уголками и продольными ребрами жесткости. На изготовление башни и корпуса шли цементированные гетерогенные листы.

Особенностью конструкции Рz.Kpfw II было смещение башни относительно оси танка на восемьдесят пять миллиметров влево. Что обеспечивало уравновешивание машины, так как двигатель, относительно оси, смещен вправо. Башня шестигранной формы, подвесной полик отсутствовал, командир танка размещался на подвесном сиденье, оборудованном пристяжным и спинкой. Башня стояла на шариковом погоне.

Высадка-посадка через люк в крыше, люк оборудован одностворчатыми створками. В правой створке устроен лючок для сигнализации флажками. Поворот башни только в ручную.

Двигатель "Майбах" HL 62 ТRМ устанавливался в моторном отделении ближе к правому борту. Мотор шести цилиндровый, с водяным охлаждением. Для доступа к танковому мотору служил двухстворчатый люк в крыше двигательного отделения.
Топливом служил синтетический бензин с октановым числом -76. Расход топлива "двойкой" около 110 литров по шоссе и 170 л по бездорожью в расчете на сто километров. Бензиновых баков два, сзади емкостью в 68 литров и передний емкостью в 102 литра. Заправочные горловины выведены на подбашенную коробку справа по борту танка.

Штатный запуск двигателя посредством электростартера, при невозможности - вручную при помощи рукояти, через отверстие в корме.

Конструкторы Рz.Kpfw II обеспечили экипажу танка довольно комфортные условия работы. Мехвод сидел на сиденье из брезента, его рабочее место было оборудовано необходимыми контрольными приборами, собранными на одной приборной доске (термометры воды и масла, спидометр, тахометр). Управление посредством рычагов поворота, а также педалей заднего хода, газа, тормоза, сцепления. Электрический стартер запускался либо от кнопки, либо от магнето.

Ходовая, применительно к борту представляла собой пять катков с обрезинкой. Все катки с индивидуальной подвеской. Поддерживающих катков по четыре на борт. Облегченный каток крепился к корпусу посредством рычага Г-образной формы, шарниром соединенным с корпусом.

Гусеница- стальная, с мелким звеном. Траки марганцевой стали, числом в 108 штук, скелетообразные. Вес гусеницы - четыреста килограмм.

Все танки Рz.Kpfw II оборудовались радийными средствами связи. Линейные танки - приемниками FuG 2, командирские машины уровня командир роты и выше - приемопередающими р/с FuG 5. Радиостанции монтировали по левому борту в подбашенной коробке.

Радиостанция FuG 5. симплексная, мощность в 10 Ватт. При работе на двухметровую штыревую антенну обеспечивала устойчивую связь в телефонном режиме на 6,4 км, в телеграфном на 9,4 км.

Помимо FuG 5, машины командиров батальона и выше дополнительно оборудовали средневолновыми радиостанциями с большей дальностью сигнала для связи с командованием, авиацией, саперами и др. подразделениями, в том числе и ремонтными.

Кроме световых сигналов и радиосвязи экипаж мог подавать сигналы при помощи ракетницы "Вальтер", которая вместе с запасом ракет хранилась в задней части башни.

  • Ausf.B.

    Танки данной модификации отличались незначительными изменениями, связанными главным образом с упрощением технологии производства.

  • Ausf.С.

    Невзирая на то, что Рz.Kpfw II не принимали участия в испанских событиях, они все же оказали большое влияние на судьбу "двойки". Оценки экспертов сходились в том, что дальнейшее насыщение ПТ артиллерией армейских подразделений ставит под сомнение дальнейшую судьбу легкобронированных танков, а с другой стороны применение легких танков вооруженных скорострельными орудиями признано удачным, с некоторыми оговорками о необходимости усиления броневой защиты.

    Тем не менее, немецкий генштаб продлил контракт на производство Рz.Kpfw II. Это решение можно объяснялось помимо трудностей с производством Рz.Kpfw III и Рz.Kpfw IV обстоятельствами чисто экономического характера. Неслучайно производство дешевых и менее металлоемких Рz. II продолжалось до сорок третьего года.

    В тридцать восьмом году появилась очередная модификация - Рz.Kpfw II Ausf.С. Улучшения в этой модификации коснулись главным образом ее броневой защиты.
    Гнутый лобовой бронелист, дополнительно усилили парой бронелистов сваренных под углом семьдесят градусов друг к другу. Нижний -20 мм, верхний - 14,5 мм.

    Лоб башни и подбашенной коробки усилили в течении 1940-41 гг., навесив 20-мм экраны. Экран маски башни- щиток сложной формы с дополнительными отгибами вверху и внизу- для защиты стыков амбразуры и маски от пуль и осколков. Впрочем, от него вскоре отказались.

    Щель между башней и подбашенной коробкой защитили приварным бортиком. Толщина бронестекол изменилась с двенадцати миллиметров до пятидесяти. Изменилась форма бронекрышки прибора наблюдения водителя. Крышки боковых приборов водителя могли не иметь щелей для наблюдения.

    Увеличение бронирования привело к росту массы танка до девяти с половиной тонн. Впрочем, это не сказалось на скоростных качествах машины, они остались прежними.

    Для улучшения обзора с командирского места, его оборудовали командирской башней вместо перископического прибора. Крышки люков защитили кожаным подбоем, благодаря чему члены экипажа могли обходится без шлемов.

    В кормовой части корпуса, а также башни могли устанавливаться мортирки для отстрела дымовых гранат.

    В модификацию Ausf.С. переоборудовали машины предыдущих серий по мере прохождения ими капитального ремонта. К началу компании во Франции семьдесят процентов Рz.Kpfw II, прежних модификаций доведены до уровня Ausf.С. Оставшаяся часть модернизировалась вплоть до сорок первого года, с началом войны часть машин так и не прошла модернизацию.

  • Ausf.D.

    Для укомплектования танковых батальонов "легких" дивизий вермахта требовались танки с лучшими скоростными качествами, нежели имеющиеся. Как следствие были опубликованы ТТТ к "скоростному" танку, с двигателем большей мощности и вооруженным 20-мм ТП. Прототип новой модификации изготовлен фирмой "Даймлер-Бенц". Машина принята на вооружение как Ausf.D и по времени своего появления как раз совпала с с развертыванием первых "легких" дивизий, которое проходило в тридцать седьмом - тридцать восьмом годах.

    Модификация Ausf.D оборудована новым 180-сильным двигателем HL 66 Р, а также ходовой нового типа. Единственный топливный бак вмещал 200 л бензина, больше чем предыдущие модификации, но запах хода вырост незначительно из большего расхода. КПП - семискоростная, три скорости заднего хода и семь переднего.

    Ходовая состояла из 4 сдвоенных больших опорных катков, подвеска по типу Кристи с заменой пружин торсионными валами. Гусеничная цепь - мелкозвенчатая с хорошо развитыми зацепами для грунта.

    Помимо ходовой части, корпус Рz.Kpfw II также подвергся изменениям. Его конструкция прибрела определенное сходство с Рz.Kpfw III. По сути Ausf.D роднила с прежними модификациями только башня и компоновка. Скоростные характеристики машины увеличились, однако рост массы привел к снижению проходимости.

  • Ausf.E.

    Рz.Kpfw II модификации Ausf.E. отличался усиленной подвеской, изменениями в конструкции ведущего колеса и ленивца. В конструкцию гусеницы введен смазываемый шарнир.

    По большому счету "двойки" модификаций Ausf.D и E оказались не особенно востребованными. "Легкие" дивизии для которых их стоили в течении 1939-40 гг., переводили на штат танковых и для них требовались уже Рz.Kpfw III и IV, а кроме них на их комплектование поступали чехословацкие машины 38(t).

    Механическая надежность танков Ausf.D и E уступала "обычным" Рz. II и вскоре их стали изымать из боевых подразделения для переделки в САУ и танки вооруженные огнеметом.

  • Ausf.F.

    Боевое применение танковых войск в Польской компании, ускорило развертывание новых танковых соединений. Что в свою очередь увеличило потребность в материальной части. В ноябре тридцать девятого года было принято решение продолжить выпуск Рz. II, при условии внесения в конструкцию изменений обусловленных новыми требованиями, заключавшихся в основном в улучшении защиты.
    Первые три опытные машины были готовы к 06.1940 г., еще две в следующем месяце и четыре сданы в период с августа по декабрь, когда завершающую серию "классических" "двоек" запустили в серию как Ausf.F.

    Характерным отличием Рz.Kpfw II Ausf.F стал лобой лист подбашенной коробки на всю ширину корпуса толщиной в 30 мм. Бронирование лба башни возросло до 30 мм, ее бортов до 15 мм. Толщина лба корпуса колебалась от 35 -25 мм.

    Одно из интересных нововведений - фальшивый прибор наблюдения водителя прикрепленный справой стороны, который по замыслу должен был ввести в заблуждение стрелков противника. Настоящий прибор наблюдения - улучшенного типа с большим углом зрения и регулируемой из танка крышкой из двух створок.

    На смену танковому орудию 2 cm KwK 30. пришла ее модернизированная версия 2 cm KwK 38. Главной ее особенностью был меньшая масса и возросшая до 220 в/мин. боевая скорострельность. Новое орудие должно было вытеснить 2 cm KwK 30, но на практике обе пушки продолжали использоваться параллельно.

    К орудию был разработан подкалиберный снаряд Pz.Gr 40, способный пробить до 50 мм брони на дистанции в сто метров и до 20 мм на дистанции в половину километра. Однако заброневое действие таких снарядов было невелико.

    Небольшие улучшения коснулись и ходовой, они коснулись главным образом направляющего колеса, которое стало конической формы. В Рz.Kpfw II Ausf.F широко применялись отработанные узлы прежних модификаций, цену танка удалось снизить почти на четырнадцать тысяч марок и его цена составила 35000 марок.

  • Ausf.G.

    Данная и последующие модификации относится к так называемому "новому типу". На протяжении 1938-39 гг., был проведен ряд работ над танками легкого класса следующего поколения. Все они имели стандартные армейские обозначения с добавлением nA - т.е "нового типа."

    18.10.1938г. Управление вооружения сухопутных войск заказало фирмам MAH и "Даймлер-Бенц" провести модернизацию Рz.Kpfw II с целью увеличения скоростных качеств этого танка. При этом вес танка не должен был превысить девять тонн. Проектирование корпуса и башни являлось ответственностью "Дамлер-Бенц", а шасси должен был разработать MAH. Вооружение танка должно было остаться прежним, т.е Kwk 39 и пулемет MG.

    Проектирование было завершено и изготовлен опытный образец к середине декабря месяца следующего года. Работы по проектированию подвески Рz.Kpfw II проходили под руководством В.Книпкапфа. Шасси танка - пятикатковое, катки большого диаметра, подвеска торсионная. Двигатель "Майбах" HL45 в 150 л/с. Максимальная скорость данной модификации "двойки" - 50 км/ч.

    Испытания прошли вполне успешно, была заказана так называемая "нуль-серия" машин из семидесяти пяти штук. Но всего в промежуток времени с 04.41-02.42 гг удалось изготовить только двенадцать таких машин.

    Отличием Рz.Kpfw II Ausf.G стало то, что при неизменной общей компоновки, радист располагался справа от водителя, что было связано с разведывательными функциями танка.

  • Ausf.J.

    В ходе работ над изысканием конструкции танка "нового типа"
    22.12.39 г. «Даймлер-Бенц» и MAH заказан проект легкого танка с максимально возможным уровнем бронезащиты. Очевидно, в этом проекте был учтен опыт применения танков в Польше, где Рz.Kpfw II нередко использовались в качестве танков поддержки пехотных подразделений. Данный танк проходил как "танк нового типа усиленный" - nAV.

    Также как и в предыдущем случае, в качестве исполнителей были избраны "Даймлер-Бенц" - как ответственный за башню и MAH- за изготовление шасси. Согласно плану шасси и башня будут представлены 18-19.07.39 г, а всего потребность в танках данной модификации определили в 339 штук, но всего было изготовлено только двадцать две Рz.Kpfw II Ausf.J.

    При толщине лобового бронирования в восемьдесят сантиметров, а бортового в пятьдесят, масса Ausf.J составила восемнадцать тонн, на две тонны больше чем требовалось по заданию. Отличаем от прежних моделей был корпус- подбашенная коробка и корпус были одним целым. Бронирование башни имело заметный угол наклона. Для увеличения бронестойкости башни она не имела приборов наблюдения в бортах. Мехвод и радист обзавелись круглыми люками в бортах.

    Вооружение из спарки 2 cm KwK 38 м пулеметом MG 34- стабилизировано в вертикальной плоскости.
    Скорость движения упала до тридцати километров в час, а низкая маневренность лишала смысла легкий танк, даже со столь выдающимся для его класса бронированием.

    И тем не менее Ausf.J исготовлен небольшой партией, семь из них отправили для испытаний в войска, а часть в полицейские дивизии.

  • Ausf.H

    Нереализованный проект танка для разведки, который должен был, оставаясь в пределах весовых характеристик "двоек" прежних модификаций иметь лучшую подвижность и броневую защиту. Согласно апрельской, сорок первого года, Программе развития танковых войск эта модификация должна была изготовлена беспецендентно большой партией - 22000 машин. В которую должны были входить как Рz.Kpfw II в варианте разведчика, так и машины для передовых наблюдателей, а также шасси под установку 50-мм орудия для программы производства ПТ САУ. Одним из вариантов вооружения была 20-мм мушка с коническим каналом ствола, созданная на базе s.Pz.B 41.

  • Ausf. M

    Еще один нереализованный проект в рамках концепции nA. Согласно замыслу танк должен был быть вооружен орудием аналогичным установленному в Рz.Kpfw III Ausf. J, но с установкой дульного тормоза. Выпущено четыре опытных машины, которые оснастили обычной 2 cm KwK 38.

  • Ausf. L "Luchs".

    Рz.Kpfw II Ausf. L стал вершиной линейки машин Рz.Kpfw II nA.
    Причиной разработки данной модификации стала недостаточная эффективность колесных бронированных машин в целях ведения разведки танковыми войсками - вывод к которому в Германии пришли уже к концу тридцатых годов.

    Заказ на проектирование танка был получен компаниями "MAH" и "Даймлер-Бенц" 15.04.39 г. Согласно ТТТ, танк должен был представлять собой машину способную развивать скорость до 50 км/ч, иметь бронирование до тридцати миллиметров и быть вооруженным орудием калибра 20 либо 37-мм.

    За постройку шасси, уже традиционно, отвечал "MAH", тогда как "Даймлер-Бенц" должен был предъявить башню с подбашенной коробкой. Аналогичный заказ получен, тогда еще только открытыми в Чехословакии, фирмами "Шкода" и "ВВМ".

    Со временем требования к танку уточнялись исходя из вновь полученного боевого опыта. В частности бои на территории СССР, показали необходимость улучшения проходимости боевых машин.

    Первый опытный образец (индекс VK 1303), был собран MAN в апреле месяце сорок второго года. На прошедших в июле испытаниях на полигоне под Куммерсвдорфом
    танк прошел около двух с половиной тысяч километров. Помимо VK 1303 испытания проходили машины фирм "Шкода" и ВММ. Испытания прошли успешно и вскоре танку присвоили индекс Рz.Kpfw II Ausf. L "Luchs".

    Наиболее существенным нововведением было увеличение до четырех человек экипажа машины. Командир и наводчик имели рабочее место в башне, водитель и стрелок в отделении управления. При проектировании широко использованы наработки Ausf. M.

    Бронекорус "Luchs" Т-образного поперечного сечения, подбашенная коробка шире чем у прежних машин. Данная мера позволила установить башню больше ширины, с большим диаметром погона. Башня не имела командирской башенки, от нее пришлось отказаться в виду роста габарита танка по высоте, броневые листы расположены под наклоном.

    Вместо башенки, в люки заряжающего и командира установлены перископические приборы наблюдения. Помимо них, рядом с заряжающим, в борту устроен смотровой прибор.

    Лобовой лист корпуса имел наблюдательные щели, закрытые триплексами и подвижными бронекрышками, также наблюдательные щели имелись в бортах корпуса.

    Рz.Kpfw II "Luchs" оснащен 180-сильным двигателем "Майбах" HL 66P, КПП - шесть скоростей, плюс синхронизатор.

    Ходовая по типу Ausf.H, M. Катки большого диаметра с обрезинкой, крайние узлы подвески с амортизаторами. Ведущее колесо - впереди. Подвеска характерна для германских танков - "шахматного типа". Данный тип подвести позволил соединить большой диаметр катков и большое их количество, такое их расположение позволило совместить большую скорость хода и равномерно распределение нагрузки.
    Что в свою очередь благоприятно влияло на проходимость. Но был и существенный недостаток- сложность обслуживание и возможность смерзания катков в зимнее время в случае забивания их грязью или снегом.

    Изначально размер заказа на Рz.Kpfw II "Luchs" составил восемьсот машин. Из которых только сто должны были быть вооружены 2 cm KwK 38, все последующие машины необходимо было строить с 5 cm KwK 39/1 L/60- 50 -мм пушкой с относительным удлинением в 60 калибров. Хотя 20-мм орудие все еще считалось достаточным для разведывательной машины.

    Часть внутреннего объема "двойки" отдали под дополнительный боекомплект к пушке и пулемету, количество выстрелов к орудию составило триста тридцать штук, количество винпатронов к пулемету возросло до 2250. По сторонам башни крепили дымовые 90-мм мортирки из расчета по три на борт.

    Естественно, машина созданная для разведки не могла обходится без средств связи. Радиостанций было две, одна из них, FuG 5 служила для связи в подразделении, тогда как другая, FuG 12 обеспечивала связь с вышестоящим штабом.
    Превосходство Рz.Kpfw II "Luchs", над "обычными двойками" было неоспоримым. На комплектование армейских подразделений "Luchs" пошли в сентябре сорок третьего года. Их вначале направили в батальоны разведки танковых дивизий Восточного, а потом уже Западного фронтов.

Официальное обозначение: Medium Tank T2
Альтернативное обозначение: Cunningham T2
Начало проектирования: 1929 г.
Дата постройки первого прототипа: 1930 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип.

Появившийся на свет в 1921 году средний танк М1921, вне всякого сомнения, стал если не прорывом, то уж по меньшей мере знаковой машиной в истории американского танкостроения, которое в те годы только набирало обороты.

Помимо «классической» компоновки этот танк обладал неплохой защищенностью и вооружением, однако ряд технических проблем не позволил своевременно организовать его массовый выпуск и даже после стандартизации в 1928 году как Medium Tank T1 он всё равно не попал в серийное производство. Параллельно, с марта 1926 года, велись работы над танком М1924, но эта машина не смогла выйти из стадии эскизов и масштабных моделей.

Впрочем, сказать, что американские танкостроители зациклились только на совершенствовании М1921 тоже нельзя. Главным «двигателем прогресса» выступил инженер Гарри Нокс (Harry Nox), который благодаря свей неуёмной энергии смог в буквальном смысле протолкнуть несколько достаточно спорных (с конструктивной точки зрения) конструкций и довести их до стадии полноценных прототипов.

Когда стало ясно, что «выжать» что-то большее из М1921 не удастся, Нокс представил проект совершенного нового среднего танка, в качестве образца для появления которого был уже построенный прототип Light Tank T1. В свою очередь, компоновка лёгкого танка была явно заимствована у британского Medium Tank Mk.I.

Проектирование среднего танка, позже получившего обозначение Medium Tank T2 , было начато в 1929 году. Ведущим конструктором выступал уже упомянутый Гарри Нокс, а бригаду инженеров выделила фирма James Cunningham Son & Co. Собственно, на её мощностях впоследствии велась постройка и доработка опытного образца.

Конструктивно американский «медиум» действительно был очень близок к британскому «медиуму». В носовой части корпуса размещалась силовая установка, в основе которой был весьма мощный авиационный 12-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Liberty L-12, дефорсированный с 400 до 338 л.с., чтобы снизить нагрузку на трансмиссию. Двигатель устанавливался со смещением вправо, поскольку слева от него располагалось место механика-водителя.

Чтобы улучшить условия обитания этого члена экипажа была введена коробчатая надстройка с тремя люками, открывавшимися вверх на петлях: передним со смотровой щелью и двумя бортовыми. В моторном отсеке находилась система смазки и охлаждения, а выхлопная труба была выведена на правый борт. Топливные баки вынесли вне корпуса и разместили в бортовых коробах. В то же время, для удобства обслуживания, воздушные фильтры установили в боевом отделении.

За перегородкой, в кормовой части корпуса, находилось боевое и трансмиссионное отделения, которые выполнили совмещенными. Для посадки и высадки из танка предназначалась всего одна двухстворчатая дверь в вертикальном кормовом бронелисте корпуса. Благодаря большому объёму компоновка рабочих мест остальных членов экипажа (командира/наводчика, заряжающего и второго наводчика) оказалась достаточно просторной.

Бронирование танка Т2 трудно было назвать внушительным, однако лобовая броня толщиной 19-22 мм надежно защищала от огня стрелкового оружия (включая тяжелые пулеметы) и небольших осколков. Чуть хуже была ситуация с бортов, но даже в этом случае защищенность экипажа и жизненно важных агрегатов считалась достаточной.

Весьма мощным был состав вооружения. В башне цилиндрической формы, установленной на крыше боевого отделения, монтировалась установка из 5-зарядного 47-мм орудия и 12,7-мм пулемета Browning M2HB. На крыше башни находилась командирская башенка с одностворчатым люком.

Кроме того, в лобовом листе корпуса, справа от водителя, находилась шаровая установка Т3Е1 с 37-мм полуавтоматической пушкой и спаренным 7,62-мм пулеметом. Стоит отметить, что данное орудие стреляло 1,91-фунтовыми снарядами с начальной скоростью 777 м\с. В теории, подобное сочетание стволов было смертоносным для любой бронированной машины потенциального противника, но на практике выявились проблемы с обслуживанием таких установок.

Отдельного упоминания заслуживает ходовая часть. Проводить аналогии с ходовой частью Medium Tank Mk.I\Mk.II будет не очень правильно, поскольку на британском танке использовалась несколько другая система подвески.

На американском Т2 на один борт применили по 12 опорных катков, собранных в 6 тележек с подвеской на пружинных рессорах, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. Гусеничная лента состояла из 80 металлических траков шириной 381 мм. Открытые элементы подвески защищались фальшбортом с откидными секциями на петлях.

Испытания опытного образца среднего танка Т2, прибывшего на Абердинский полигон в конце декабря 1930 года, поначалу были очень успешными. При боевой массе 14125 кг танк имел удельную мощность порядка 20 л.с. на тонну, что даже в наше время считается более чем приемлемым показателем.

Максимальная скорость составила 25 миль\час (40 км\ч) при передвижении по дорогам с твердым покрытием, но впоследствии её ограничили до 20 миль\час (32 км\ч), чтобы сберечь ресурс ходовой части. При запасе топлива 94 галлона (356 литров), дальность хода составила 145 км. В целом, отзывы о Т2 были благоприятными и дело вполне могло дойти до серийного производства, если бы не два тяжелых обстоятельства.

Начавшаяся в 1929 году Великая Депрессия привела к столь значительному сокращению военных заказов, что впоследствии фирмы-производители были вынуждены закупать необходимое оборудование за свои деньги с очень призрачной надеждой на окупаемость.

Соответственно, деньги на программу модернизации Medium Tank T2 выделялись в очень скромных масштабах. Но это было ещё полбеды – настоящая проблема заключалась в быстроходных танках М1928 и М1931 инженера Дж.У.Кристи (G.W.Christie), которые действительно представляли собой революционный прорыв. Несмотря на более слабое бронирование и скромное вооружение эти машины развивали просто фантастическую скорость и имели перспективную тогда «свечную» подвеску.

Несмотря на это испытания Т2 были продолжены. В процессе практических стрельб выяснилось, что 47-мм автоматическая пушка является неуравновешенной. Этот недостаток попытались устранить установкой противовесов перед орудийной маской, что и было проделано в мае 1931 года.

Далее была демонтирована установка Т3Е1 (больше по экономическим причинам), вместо которой появилась установка Т1 с старой короткоствольной пушкой М1916 калибра 37-мм. Однако и этот вариант посчитали неудовлетворительным, поэтому летом того же года пушку заменил 7,62-мм пулемет. Также увеличили количество внешних топливных баков до двух с левого борта.

Завершив первую часть испытательного цикла танк отправили на доработку. Были установлены новые гусеничные траки, а также турель для зенитного пулемета, хотя в остальном конструкция Т2 не изменилась. Когда в январе 1932 года танк повторно передавался на Абердинский полигон с него демонтировали вооружение в башне. Впрочем, всё было напрасно. Американский «медиум» разработки Гарри Нокса смотрелся явно не презентабельно на фоне танков Кристи и именно в этой ситуации Управление вооружений решило провести «показательные выступления» с участием всех конкурентов.

Несколько ранее средние танки Т2 и Т3, а также легкие танки Т1Е1 и Т1Е2, были переданы для войсковых испытаний в состав 2-й танковой роты, которая в октябре 1932 года была переформирована в 67-ю пехотную роту. Местом её дислокации был Форт-Беннинг, куда периодически приезжали американские конгрессмены, от мнения которых зависела дальнейшая судьба многих боевых машин. Увидев потенциальные возможности танков Кристи для них сразу стало понятно, на что следует тратить и без того скудные средства – таким образом, к началу 1932 года участь Т2 была окончательно решена.

Единственный построенный прототип в конце 1930-х гг. отправили на Абердинский полигон, где он стал музейным экспонатом. Там он находился долгие десятилетия и только в последнее время был поднят вопрос о перемещении Medium Tank T2 в экспозицию нового танкового музея в Форт-Ли. А пока танк находится в г.Аннистон (штат Алабама) в ожидании реставрации.

Источники:
Источники:
R.P.Hunnicutt «Sherman: A History of American Medium Tank. Part I». Echo Point Books & Media. ISBN-10:1626548617. 2015
George F.Hofmann, Donn Albert Starry «Camp Colt to Desert Storm»
Warspot: Метод масштабирования (Юрий Пашолок)
WW2Vehicles: United States T2 medium tank
Surviving rare US pre-1945 Tanks

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА T2 Medium Tank образца 1932 г.

БОЕВАЯ МАССА 14125 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2760
Ширина, мм 2440
Высота, мм ~2500
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ одна 47-мм пушка и спаренный с ней 12,7-мм пулемет Browning M2HB в башне, одна 37-мм пушка в корпусе и один 7,62-мм пулемет Browning M1919
БОЕКОМПЛЕКТ 75 снарядов, 2000 патронов для 12,7-мм пулеамета и 4500 патронов 7,62-мм пулемета
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел М1918
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 19 мм
борт корпуса — 6,4 мм
корма корпуса — 6,4 мм
башня — 22 мм
крыша — 3,35 мм
днище — 3,35 мм
ДВИГАТЕЛЬ Liberty, 12-цилиндровый, мощностью 338 л.с. при 750 об\мин., с водяным охлаждением
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 12 опорных катков сблокированных в 6 тележек, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, гусеница из 76 стальных траков шириной 381 мм и шагом 108 мм
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе (макс.)
32 км\ч (норм.)
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 145 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 35°
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
Перед войной эти танки наряду с PzI составляли основу танковых войск Германии. В ходе боевых действий в Польше именно они чаще всего составляли острие немецких танковых клиньев. Германия имела незначительное количество боевых танков более новых типов, поэтому PzII был на первых ролях в отлаженной немецкой военной машине и с боями прошел скоротечную Польскую кампанию 1939 года, а позже учавствовал в разгроме англо-французких войск в столь же стремительной кампании на Западе, ведя успешное наступление на Париж.

Описание

К началу восточной кампании вермахта на советских границах находилось 746 танков PzII. Летом 1941 года этот танк уже безусловно был устаревшим, слабая 20мм автоматическая пушка успешно боролась лишь с самой слабобронированной советской техникой - Т-37, Т-38 и Т-40. Столкнувшись с "Т-26" или "БТ-7", немецкий танк мог лишь расчитывать на удачу, поскольку для поражения этих машин нужно было приближаться к ним на очень короткую дистанцию - менее 300 метров, что в условиях реального боя практически невозможно. Более новые советские машины, такие как "Т-34", имели еще более внушительное преимущество над немецким танком. Слабое бронирование PzII диктовало необходимось его применения при отсутствии у противника мощной противотанковой обороны. Броню PzII легко пробивали штатные 37мм и 75мм пушки польской армии в 1939 году и орудия стандартных полевых 45мм пушек Красной Армии в 1941-ом. Несмотря на многочисленные попытки усиления брони, танк явно проигрывал в снарядостойкости своим советским противникам. К тому же из-за маленького размера башни нельзя было установить на PzII более мощное орудие, что хоть как то бы повысило боевую ценность этой устаревшей машины. Стоит однако отметить, что танки этого типа согласно изначальному проекту должны были стать учебными машинами для немецких танкистов и лишь нехватка более новых танков - "PzIII" и "PzIV", неудволитворительное их производство и поступление в войска, вынуждало германское командование продолжать использовать эти безнадежно устаревшие танки в боевых операциях. К 1942 году PzII был официально выведен из состава танковых частей Германии. К концу войны в немецкой армии уцелело примерно 145 машин этого типа.

Он многократно улучшался и модифицировался, благодаря чему весьма эффективно противостоял другим средним танкам на протяжении всей войны.

История создания

Решение разрабатывать Pz.Kpfw.IV было принято в 1934 году. Машину в первуою очередь делали для поддержки пехоты и подавления огневых точек противника. За основу при конструировании взяли Pz.Kpfw.III, разработанный недавно средний танк. Когда разработка началась, Германия все еще не афишировала работу над запрещенными видами вооружения, так что проект нового танка назвали Mittleren Tractor, а позже уже менее конспиративно, Вataillonfuhrerswagen (BW), то есть «машина командира батальона». Из всех проектов был выбран проект VK 2001(K), представленный AG Krupp.

Проект приняли не сразу – сначала военных не устроила рессорная подвеска, но разработка новой, торсионной, могла сильно затянуться, а Германия остро нуждалась в новом танке, так что было решено просто доработать существующий проект.

В 1934 году на свет появился первый макет, все еще называвшийся Вataillonfuhrerswagen. Однако когда немцы ввели унифицированную систему обозначения танков, он получил свое последнее имя — танк PzKpfw IV, что полностью звучит как Panzerkampfwagen IV.

Первый макет изготовили из фанеры, а вскоре появился и прототип из мягкой сварочной стали. Его сразу отправили на испытания в Куммерсдорф, которые танк успешно прошел. В 1936 году началось серийное производство машины.


Pz.Kpfw.IV Ausf.А

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – средний танк;
  • Боевая масса – 25 тонн;
  • Компоновочная схема – классическая, трансмиссия спереди;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы производства – с 1936 по 1945;
  • Годы эксплуатации – с 1939 по 1970;
  • Всего выпущено – 8686 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 5890 мм;
  • Ширина корпуса – 2880 мм;
  • Высота – 2680 мм.

Бронирование

  • Тип брони – кованая стальная, катаная с поверхностной закалкой;
  • Лоб – 80 мм/градус;
  • Борт – 30 мм/градус;
  • Корма корпуса – 20 м/градус;
  • Лоб башни – 50 мм/градус;
  • Борт башни – 30 мм/градус;
  • Корма рубки – 30 мм/градус;
  • Крыша башни – 18 мм/градус.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 75-мм KwK 37, KwK 40 L/43, KwK 40 L/48, в зависимости от модификации;
  • Длина ствола – 24, 43 или 48 калибров;
  • Боекомплект – 87;
  • Пулеметы — 2 × 7,92-мм MG-34.

Подвижность

  • Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – 40 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 300 км;
  • Удельная мощность – 13 л.с. на тонну;
  • Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
  • Преодолеваемый ров – 2,2 метра

Модификации

  • Panzerkampfwagen IV Ausf. A. – с противопульным бронированием и слабой защитой приборов наблюдения. По сути это предсерийная модификация – их выпустили всего 10 штук, и сразу поступил заказ на улучшенную модель;
  • PzKpfw IV Ausf. В – корпус другой формы, отсутствие курсового пулемета и улучшенные смотровые приборы. Усилено лобное бронирование, поставлен мощный двигатель, новая коробка передач. Разумеется, масса танка увеличилась, но и скорость возросла до 40 км/ч. Было выпущено 42 штуки;
  • PzKpfw IV Ausf. С – по-настоящему массовая модификация. Похожа на вариант В, но с новым двигателем и некоторыми изменениями. С 1938 года изготовлено 140 штук;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf. D – модель в внешней маской башни, более толстой бортовой броней и некоторыми усовершенствованиями. Последняя мирная модель, было выпущено 45 штук;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf. Е – модель, которая учитывала опыт первых военных лет. Получила новую командирскую башню и усиленную броню. Улучшилась ходовая, конструкция смотровых приборов и люков, в итоге вес машины возрос до 21 тонны;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf.F2 – с 75-миллиметровой пушкой. Все еще имел недостаточную защиту по сравнению с советскими танками;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf.G – более защищенный танк, на некоторый поставили 75-мм пушку длиной 48 калибров;
  • Ausf.H – машина 1943 года, самая массовая. Похожа на модель G, но с утолщенной крышей башни и новой трансмиссией;
  • Ausf.J – попытка упростить и удешевить производство танка в 1944 году. Отсутствовал электропривод поворота башни, вскоре после выпуска убрали пистолетные порты и упростили конструкцию люков. Танки этой модификации производили до конца войны.

Pz.Kpfw IV Ausf.H

Машины на базе Pz. IV

На базе Panzerkampfwagen IV также было построено несколько специальных машин:

  • StuG IV – средняя САУ класса штурмовых орудий;
  • Nashorn (Hornisse) – средняя противотанковая САУ;
  • Möbelwagen 3,7 cm FlaK auf Fgst Pz.Kpfw. IV (sf); Flakpanzer IV «Möbelwagen» — зенитная САУ;
  • Jagdpanzer IV — средняя САУ, истребитель танков;
  • Munitionsschlepper – транспортер боеприпасов;
  • Sturmpanzer IV (Brummbär) — средняя сау класса самоходная гаубица/штурмовое орудие;
  • Hummel – самоходная гаубица;
  • Flakpanzer IV (3.7cm FlaK) Ostwind и Flakpanzer IV (2cm Vierling) Wirbelwind — зенитные самоходные установки.

Также была разработана машина PzKpfw IV Hydrostatic с гидростатическим приводом, но она так и осталась опытной, и в серию не вышла.


Применение в бою

Вермахт получил первые три танка Pz. IV в январе 1938 года. Всего в 1938 было выпущено 113 машин. Первые операции этих танков – аншлюс Австрии и захват Судейской области Чехословакии в 1938 году. А в 1939 они проехали по пражским улицам.

Перед вторжением в Польшу у вермахта было 211 Pz. IV А, В и С. Все они превосходили польские машины, но вот противотанковые пушки были для них опасны, так что много танков было потеряно.

К 10 мая 1940 у панцерваффе было 290 танков Pz.Kpfw.IV. Они успешно сражались с французскими танками, побеждая с меньшими потерями. Однако пока в войсках все же было больше легких Pz.l и Pz.ll, чем Pz. IV. В дальнейших операциях они практически не несли потерь.

После 1940 года

К началу операции «Барбаросса» у немцев было 439 Pz.lV. Есть данные, что тогда немцы относили их к тяжелым танкам, но советским тяжелым КВ они существенно уступали по боевым качествам. Впрочем, Pz.lV уступал даже нашему Т-34. Из-за этого в боях в 1941 году было потеряно около 348 единиц Pz.Kpfw.IV. Похожая ситуация произошла и в Северной Африке.

Даже сами немцы отзывались о Pz.Kpfw.IV не очень хорошо, что и послужило причиной столь многочисленных модификаций. В Африке машины явно терпели поражение, и несколько удачных операций с участием Pz.lV Ausf.G и Тигров в итоге ничему не помогли – в Северной Африке немцам пришлось капитулировать.

На Восточном фронте в наступлении на Северный Кавказ и Сталинград участвовали Ausf.F2. Когда в 1943 Pz.lll перестали производить, именно четверка стала главным немецким танком. И хотя после начала выпуска «Пантеры» четверки хотели перестать выпускать, от этого решения отказались, и не зря. В итоге в 1943-му Pz.IV составляли 60% от всех немецких танков – больше всего было модификаций G и H. Часто их путали с Тиграми из-за броневых экранов.

В операции «Цитадель» именно Pz.lV участвовали активно – их было гораздо больше «тигров» и «пантер». При этом похоже, что советские войска как раз приняли многие Pz. IV за тигров, так как по отчетам они подбили «Тигров» намного больше, чем их присутствовало со стороны немцев.

Во всех этих сражения было потеряно очень много четверок – в 1943 году это число дошло до 2402, причем отремонтировать удалось только 161 штуку.


Подбитый Pz. IV

Конец войны

Летом 1944 года немецкие войска постоянно проигрывали и на Востоке, и на Западе, и танки Pz.lV не выдерживали натиска врагов. Было уничтожено 1139 машин, но в войсках их все еще было достаточно.

Последние крупные операции, в которых Pz.lV участвовали на стороне Германии – это контрнаступление в Арденнах и контрудар на озере Балатон. Они закончились неудачей, многие танки были подбиты. В целом четверки участвовали в боевых действиях до самого конца войны – их можно было встретить и на уличных боях в Берлине, и на территории Чехословакии.

Разумеется, захваченные Pz. IV активно использовались Красной Армией и союзниками в различных сражениях.

После Второй мировой

После капитуляции Германии достаточно крупную партию четверок передали в Чехословакию. Они были отремонтированы и находились на вооружении до 50-х годов. Также Pz.lV активно эксплуатировали в Сирии, Болгарии, Финляндии, Франции, Турции и Испании.

На Ближнем востоке Pz.Kpfw.IV сражались в 1964 году, в «водную войну» из-за реки Иордан. Тогда Pz.lV Ausf.H обстреляли израильские войска, но вскоре были уничтожены в больших количествах. А в 1967, в «шестидневную» войну израильтяне захватили оставшиеся машины.


Pz. IV в Сирии

Танк в культуре

Танк Pz. IV был одним из самых популярных немецких танков, так что он широко представлен в современной культуре.

В стендовом моделизме пластиковые сборные модели в масштабе 1:35 выпускаются в Китае, Японии, России и Южной Корее. На территории РФ наиболее распространены модели фирмы «Звезда» — поздний экранированный танк и ранний короткоствольный, с пушкой 75-мм.


Pz.Kpfw.IV Ausf.А, модель

Очень часто танк встречается в играх. Pz. IV А, D и H можно найти в игре Word of Tanks, в Battlefield 1942 это основной немецкий танк. Также его можно увидеть в обеих частях Company of Heroes, в Advanced Military Commander, в играх “В тылу врага», Red Orchestra 2 и др. Модификации Ausf. C, Ausf. E, Ausf. F1, Ausf. F2, Ausf. G, Ausf. H, Ausf. J представлены . На мобильных платформах Pz.IV Ausf. F2 можно увидеть в игре «Armored Aces».

Память о танке

PzKpfw IV выпускался очень массово, так что многие его модификации, особенно поздние, представлены в разных музеях мира:

  • Бельгия, Брюссель – Музей королевской армии и военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  • Болгария, София — Музей военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  • Великобритания – Военный музей в Даксфорде и Танковый музей в Бовингтоне, Ausf. D;
  • Германия – Музей техники в Зинсхайме и Танковый музей в Мунстере, Ausf G;
  • Израиль – Музей Армии обороны Израиля в Тель-Авиве, Ausf. J, и музей Израильских танковых войск в Латруне, Ausf. G;
  • Испания, Эль Голосо – Музей бронетехники, Ausf H;
  • Россия, Кубинка – Бронетанковый музей, Ausf G;
  • Румыния, Бухарест – Национальный военный музей, Ausf J;
  • Сербия, Белград – Военный музей, Ausf H;
  • Словакия – Музей Словацкого восстания в Банска-Бистрице и музей Карпатско-Дукельской операции в Свиднике, Ausf J;
  • США – Музей Military Vehicle Technology Foundation в Портола-Вэлли, Ausf. H, Музей вооружений армии США в Форте Ли: Ausf. D, Ausf. G, Ausf. H;
  • Финляндия, Парола – Танковый музей, Ausf J;
  • Франция, Сомюр – Танковый музей, Ausf J;
  • Швейцария, Туна – Танковый музей, Ausf H.

Pz.Kpfw.IV В Кубинке

Фото и видео


Flakpanzer IV «Möbelwagen»


Pz.Kpfw. II Ausf. C

Основные характеристики

Кратко

Подробно

1.0 / 1.0 / 1.0 БР

3 человек Экипаж

69 % Заметность

лоб / борт / корма Бронирование

35 / 15 / 15 корпуса

30 / 15 / 15 башни

Подвижность

9,1 тонн Масса

267 л/с 140 л/с Мощность двигателя

29 л.с/т 15 л.с/т удельная

48 км/ч вперёд
9 км/ч назад 43 км/ч вперёд
8 км/ч назад
Скорость

Вооружение

180 снарядов боезапас

6,0 / 7,8 сек перезарядка

10 снарядов размер обоймы

280 выстрелов/мин скорострельность

9° / 20° УВН

плечевой упор стабилизатор

1 800 снарядов боезапас

8,0 / 10,4 сек перезарядка

150 снарядов размер обоймы

900 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание

Panzerkampfwagen II (2 cm) Ausführung C или Pz.Kpfw. II Ausf. C - немецкий лёгкий танк, вооруженный 20-мм пушкой KwK30 и пулемётом MG34, экипаж состоял из трёх человек. Эта машина сочетала в себе высокие ходовые характеристики, скорость и манёвренность, однако имела слабое бронирование и вооружение. Делая заказ на проектировку Pz.Kpfw. II, немецкое военное командование преследовало цель закрыть брешь в отсутствии танков в Третьем Рейхе, пока не станут на серийное производство более современные танки Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV, которые тогда находились еще в стадии разработки. Но, к началу боевых действий, из-за острой нехватки средних танков, Pz.Kpfw. II было решено использовать в реальных боевых условиях (до этого танк использовался как учебный), где он зарекомендовал себя с очень хорошей стороны. Вступив в войну в 1939 году, машина эффективно использовалась до 1942 года, когда стало очевидным что танк уже устарел и значительно уступает всем своим противникам. Отдельные единицы Pz.Kpfw. II прошли всю войну и участвовали в боевых действиях вплоть до капитуляции Германии в 1945 году.

Модификация Ausf. C была третьей производственной модификацией и выпускалась с июля 1938 года по март 1940 года. После окончания гражданской войны в Испании стало ясно, что бронирование ранних Pz.Kpfw. II явно не соответствует современным требованиям и легко может поражаться полевой противотанковой артиллерией, поэтому танки модификации Ausf. C были усиленны накладными бронелистами толщиной 14,5 и 20 мм, а маска орудия приобрела бронещиток с отгибами сверху и снизу, которые предохраняли стык маски и края амбразуры от попадания осколков снарядов и пуль. Также была увеличена толщина бронестёкол смотровых приборов с 12 до 50 мм. Вместо двустворчатого люка на крыше башни была установлена командирская башенка с восемью перископическими смотровыми блоками, был установлен новый прицел TZF4/38, модернизированы приборы наблюдения, а на корме корпуса была предусмотрена установка крепления дымовых гранатомётов.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Наклонный участок брони не дающий поставить эффективный ромб

Для своего боевого рейтинга, Pz.Kpfw. II Ausf. C, не обладает особой бронезащитой, однако, имеет более толстую лобовую броню чем большинство его соперников, от попаданий пушечных снарядов она, конечно, не спасет, но танки вооруженные крупнокалиберными пулеметами, такие как M2A2 и Т-60, пробить лобовую броню Pz. II не смогут. Особенностью брони машины являются скосы по бокам корпуса, со смотровыми щелями механика-водителя, которые имеют хорошие углы наклона, если танк стоит к противнику лбом, однако, при постановке танка ромбом, эти участки будут очень уязвимы для противника, т.к. при развороте танка они не будут иметь какого-либо угла наклона. Броня бортов и кормы корпуса довольно слабые и туда танк может быть поражен даже крупнокалиберными пулемётами. На живучести машины сказывается и то, что у Pz.Kpfw. II Ausf. C всего три члена экипажа и выведение из строя хотя бы одного из них значительно увеличивает время перезарядки орудия. Стоит отметить низкий силуэт танка, что не раз пригодится игроку при маскировке на местности в РБ и СБ .

Подвижность

Одним из главных достоинств Pz.Kpfw. II Ausf. C является его скорость и подвижность. По максимальной скорости, на своём боевом рейтинге, танк уступает, разве что, советским легким танкам БТ, поэтому он вполне может одним из первых занимать выгодные позиции или захватывать точки. Манёвренность машины просто отличная, он легко и быстро может развернуться или совершить манёвр как на ходу, так и с места. Радует и задняя скорость - всегда можно вовремя откатиться назад или за укрытие для перезарядки и починки, если, конечно, укрытие не слишком далеко. Минусом является отсутствие электроприводов поворота башни, она вращается довольно медленно, поэтому, при внезапных фланговых атаках или появления противников с тыла, придется доворачивать корпусом, так как пока башня развернётся сама в нужном направлении, Pz. II может быть уже уничтожен. Недостатком танка является раскачка при резких манёврах и остановках на большой скорости. Что касается проходимости машины на пересеченной местности, то там Pz.Kpfw. II Ausf. C показывает себя с очень хорошей стороны - легко преодолевает склоны, холмы и мелкие водные препятствия, но значительно теряет скорость при преодолении таких препятствий как заборы, деревья и прочие предметы которые разрушаются при их таране или наезде на них.

Вооружение

Основное орудие

Расположение экипажа и модулей внутри Pz.Kpfw. II Ausf. C

Pz.Kpfw. II Ausf. C вооружен 20-мм орудием KwK 30 с боезапасом 150 снарядов и оснащенная плечевым упором (одноплоскостным вертикальным стабилизатором). 20-мм автоматическая пушка способна эффективно бороться со всеми противниками на своём боевом рейтинге. Особенностью орудия является то, что оно заряжается не по одному снаряду, а обоймой по десять снарядов, что обеспечивает высокую скорострельность и ведение непрерывного огня, однако обойма перезаряжается немного дольше чем у пушки заряжающиеся по одному снаряду. Из-за короткого ствола орудия и снижения бронепробития снарядов на дальних дистанциях, пушка плохо подходит для ведения огня на большие расстояния.

Для танка доступно три типа снарядов:

  • Стандарт - в комплект обоймы входят снаряды: бронебойный зажигательный трассирующий снаряд (БЗТ) и осколочно-фугасный зажигательный трассирующий снаряд (ОФЗТ). Стандартные обоймы снарядов для данного танка. Имеют наименьшую эффективность в бою, т.к. каждый второй снаряд ОФЗТ не будет пробивать бронированные цели, соответственно, каждый второй выстрел не будет наносить технике противников абсолютно никаких повреждений.
  • PzGr - бронебойный зажигательный трассирующий снаряд. Может эффективно бороться со всеми противниками на своём боевом рейтинге, имеет самое лучшее заброневое действие из всех представленных снарядов. Рекомендуется для использования на средних и дальних дистанциях.
  • PzGr 40 - бронебойный подкалиберный трассирующий снаряд. Имеет самое высокое бронепробитие из всех представленных снарядов. Может эффективно бороться не только с противниками своего боевого рейтинга, но и поражать некоторых противников, на ранг выше своего, в борт и корму. Рекомендуется для ближнего боя, а также для нанесения точечных ударов по хорошо бронированным противникам.

Пулемётное вооружение

Pz.Kpfw. II Ausf. C имеет на вооружении 7,92-мм пулемёт MG34 с боезапасом 1800 патронов, спаренный в башне с основным орудием. Пулемет способен бороться только с ЗСУ на базе грузовиков, против других противников он бесполезен.

Применение в бою

По своему игровому применению Pz.Kpfw. II Ausf. C практически универсален. На нём можно смело идти в атаку, главное не в авангарде команды. Учитывая его слабую бронезащиту, а также количество экипажа, идя в авангарде атак можно очень быстро потерять машину. Но танк может очень эффективно помогать основным атакующим силам двигаясь сразу за ними и поддерживая сокомандников огнем или прикрывая их от внезапных фланговых атак. Благодаря своей скорости, Pz.Kpfw. II, может одним из первых приехать на точку захвата и удерживать её до подхода основных сил или, прямо во время боя, быстро перемещаться по карте захватывая точки, которые противник оставил без обороны. Если противники выкатываются на игрока по одному или если их несколько, но они имеют слабую броню, то Pz. II может эффективно оборонять точки захвата или важные стратегические позиции. Но где он показывает себя с самой лучшей стороны, так это в ударах из засад и укрытий. Для реализации такой тактики наиболее подойдут городские карты или карты с горным ландшафтом или большим количеством камней и укрытий. Необходимо найти хорошее укрытие или позицию, где будут хорошо просматриваться подъезды к точке захвата со стороны противника или места по которым противник вероятнее всего будет передвигаться. Необходимо воспользоваться внезапностью атаки чтобы уничтожить противника раньше, чем он заметит игрока. Если противник заметил позицию занятую игроком или создалась угроза захода в тыл или фланг, лучше воспользоваться скоростью танка и переместиться на новую позицию или, если это необходимо, отойти в тыл. Единственная роль на которую Pz.Kpfw. II Ausf. C никак не годится - это роль снайпера, из-за малого калибра орудия, а также из-за того что снаряды на дальних дистанциях теряют свою пробивающую способность, танк мало годится для ведения снайперской стрельбы по танкам противника на дальних дистанциях.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Отличные скорость и манёвренность
  • Скорострельное орудие
  • Наличие подкалиберных снарядов
  • Хорошая лобовая броня
  • Хорошая скорость заднего хода
  • Одноплоскостной стабилизатор

Недостатки:

  • Раскачка танка при резкой остановке
  • Медленное вращение башни
  • Три члена экипажа

Историческая справка

Pz.Kpfw. II Ausf. C

После расторжения Германией военных статей Версальского договора в 1935 году, ограничивающих число немецкой армии и запрещавшую ей иметь свои бронетанковые войска, в Третьем Рейхе активно начались разработки танков своего производства. Но правительство вскоре поняло, что разработка танков отвечающим современным требованиям займет значительное время, поэтому шестой департамент Министерства вооружений сухопутных войск выдал задание на разработку варианта десятитонного танка, вооруженного 20-мм пушкой, одним пулеметом и более мощным бронированием, чем у Pz.Kpfw.I, который стал бы промежуточным вариантом пока не будут разработаны средние танки, более подходящие для будущих кампаний, а также для подготовки будущих экипажей немецких танков. Задание Министерства было поручено трём фирмам: Krupp, Henschel и MAN. После проведения испытаний, летом 1935 года, выбор пал на проект фирмы MAN, главным образом из-за перспективного шасси, которое было установлено на их прототипе танка. Компоновка предоставленного варианта, в будущем стала классической - моторное отделение было расположено сзади, с трансмиссией расположенной спереди танка, боевое отделение находилось посередине корпуса, отделение механика-водителя в передней части.

Pz.Kpfw. II где-то на Восточном фронте

Танк был принят на вооружение под наименованием LaS 100 (LaS - "Landwirtschaftlicher Schlepper" - сельскохозяйственный тягач) и, после некоторых доработок, его серийное производство началось в 1937 году под индексом Pz.Kpfw. II. К моменту нападения Германией на Польшу, оказалось что средних танков Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV в рядах Panzerwaffe катастрофически не хватает, поэтому было принято решение использовать танки Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II, которые раньше использовались только в учебных целях, в боевых действиях. На удивление командования Вермахта, Pz.Kpfw.II очень положительно зарекомендовали себя в бою, хотя, в Польской кампании, они исполняли скорее роль танков поддержки пехоты, т.к. в Польской армии своей бронетехники было крайне мало. Далее танк применялся во Французской кампании, где составлял 70% всего танкового парка Вермахта. И в этой кампании танк зарекомендовал себя очень эффективной боевой машиной, благодаря своей скорости, манёвренности и неплохой бронезащите, танк легко мог делать фланговые обходы противника и очень быстрые перемещения как по дорогам, так и по пересечённой местности, нередко машина использовалась для разведки. Во Французской кампании Pz.Kpfw. II применялся не только как танк поддержки пехоты, но и вступал в бой против французской бронетехники, однако, командование Вермахта, осознало что для лобовых столкновений с хорошо бронированными танками противника и противотанковой артиллерией, бронирования Pz.Kpfw.II уже явно недостаточно. Последней кампанией, в которой Pz.Kpfw.II показал свою эффективность, была Балканская кампания и начальный этап Северо-Африканской кампании. С вторжением Третьего Рейха на территорию Советского Союза в 1941 году, Вермахт осознал что что Pz.Kpfw.II уже явно уступает не только бронированием, но огневой мощью даже легким советским танкам, особенно это стало очевидным с приходом зимы 1941-1942 года, когда танк приносил танкистам больше проблем чем пользы, поэтому, в 1942 году, от дальнейшего производства было решено отказаться.

Всего с 1937 по 1942 год было выпущено более 1800 танков Pz.Kpfw.II всех модификаций, всего было пять серийных модификаций A-F. Машина эффективно себя показывала во всех начальных кампаниях Вермахта, вплоть до лета 1941, когда стало ясно что Pz.II уже устарел и не соответствует показателям бронирования и огневой мощи. Но, несмотря на прекращение выпуска этого танка в 1942 году, его шасси широко использовалось для производства САУ , а также артиллерийских тягачей и прочих модификаций, а поступавшие на ремонт с полей сражений поврежденные танки переоборудовались в огнемётные машины или подвергались вышеперечисленным модификациям. Известны случаи, когда Pz.II со снятой башней использовался в качестве бронемашины командира танкового подразделения. Некоторые машины были отозваны в 1941-1942 годах в Германию и использовались там в качестве учебных танков для подготовки экипажей.

Медиа

    Pz.Kpfw. II (справа) преодолевает препятствие

    Pz.Kpfw. II Ausf. C форсирует неглубокую реку

    Pz.Kpfw.I(слева) и Pz.Kpfw. II (справа) преодолевают водную преграду

    Pz.Kpfw. II Ausf. C в одном из музеев бронетехники

    Колонна немецкой бронетехники, среди которой Pz.Kpfw. II Ausf. C (на переднем плане) в одной из деревень СССР