О словах,

грамматически не связанных

с членами предложения

Задание №17 ЕГЭ Задание № 10 ОГЭ


В русском языке есть такие предложения, в которых находятся слова, грамматически не связанные с этими предложениями:

  • вводные слова, словосочетания, предложения и вставки , например: Между тем мятежники , видимо, приготовились к действию (А.Пушкин) Башкирец с трудом шагнул через порог (он был в колодке) и, сняв свою высокую шапку, остановился у дверей. (А.Пушкин) ;
  • обращения : - А поворотись-ка , сын ! (Н.Гоголь) ;
  • именительный падеж представления: Заклад ! А где мне взять заклада, дьявол! (А.Пушкин) ;
  • слова-предложения да, нет :

-Учитель доволен вами? - Да, доволен, - сказал Володя. (Л. Толстой)


Вводные слова, словосочетания,

предложения и вставки

Языковая единица, которая передает отношение говорящего к высказанной мысли, называется вводным словом (вводным словосочетанием, вводным предложением).

Вводные слова грамматически не связаны с предложением, в котором употребляются: они не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос от других слов предложения.

Вводные слова выделяются запятыми. Большинство вводных слов нужно просто запомнить, однако перечислить все существующие вводные слова почти невозможно - следовательно, нужно знать, какие значения выражаются этими словами.


1. Выражающие чувства говорящего

к счастью к несчастью к радости к огорчению

2. Выражающие степень уверенности говорящего

к сожалению странное дело на удивление не ровен час

конечно несомненно * очевидно * без сомнения безусловно разумеется бесспорно наверное *

3.Указывающие на порядок следования мыслей

к удивлению на радость избави Бог и т.п.

действительно * возможно * верно вероятно может (быть) * кажется * казалось * по-видимому

итак в общем вообще * значит * однако * наоборот напротив наконец *

видимо пожалуй в самом деле * правда право надо полагать думаю и т.п.

следовательно в частности * между прочим кроме того таким образом * с одной стороны * и т.п.

так * например * впрочем повторяю во-первых во-вторых в-третьих и т.п.


Разряды вводных слов по значению

4. Указывающие на способ оформления мыслей

кстати * вернее * иначе говоря словом

5. Указывающие на источник сообщения

одним словом * лучше сказать иными словами мягко выражаясь

говорят * сообщают * по словам … по сведениям … по мнению … по сообщению …

6.Представляющие собой призыв или обращение к собеседнику

так сказать точнее * скорее * и т.п.

по-моему по-вашему и т.п. на мой взгляд по слухам помнится

видишь (ли) понимаешь (ли) знаешь (ли) поверь(те) послушай (те)

Не являются вводными:

вообрази(те) согласи(те)сь * представь(те) себе извини(те)

по указанию

по решению

прости(те) пожалуйста сделай(те) милость позволь(те)


Разряды вводных слов по значению

7. Указывающие на обычность сообщаемого

бывает * бывало *

8. Выражающие экспрессивность высказывания

по обычаю по обыкновению

по правде (говоря) по совести (говоря) кроме шуток смешно сказать честно говоря

случалось случается

сказать по чести

* О вводных словах, помеченных звездочкой, есть дополнительная информация (см. слайды № 10 -13)


Вводные слова в составе обособленного оборота

Если вводное слово оказывается в начале или в конце обособленного оборота, то оно не отделяется от него запятой:

Огромный кабинет был наполнен вещами, | очевидно беспрестанно употребляемыми | . Анна отвела глаза от ее лица, | по - видимому желая понять значение ее слов | .

Вводные слова, стоящие в середине обособленного оборота, выделяются запятыми с обеих сторон:

Вдруг он сильно вздрогнул, | спасенный , может быть, вновь от обморока безобразным видением | .


Союз а перед вводным словом

Союз «а» перед вводным словом может выполнять две функции:

  • связывать какие-либо члены предложения, тогда после союза перед вводным словом ставится запятая: Он вовсе не огорчился, а , казалось, обрадовался. Она не опоздала, а , наоборот, уже ждала его.
  • относиться к самому вводному слову, в этом случае союз не отделяется запятой от вводного слова: Если бы он знал, сколько затруднений , а может быть, и злодейств ему придется преодолеть и совершить!

О словах, помеченных звездочкой *

Вводное это слово или нет

Среди этих слов можно выделить 2 группы:

Определяемые

по синтаксической функции в предложении

определяемые по смыслу

ложные вводные слова


I.

Определить, вводные или нет слова из I группы, довольно легко.

1. Существительные с предлогом и зависимыми словами или без них, выступающие как вводные слова, могут использоваться и в своем прямом значении: У каждого свой путь к счастью. К счастью, худшего не произошло.

С одной стороны стола стояли закуски. С одной стороны, он прав.

Вводные слова не являются членами предложения.

2. Слово «однако» может играть роль союза «но», в этом случае его легко заменить на союз «но» . Однако = но:

Он обещал прийти, однако не пришел ( между однородными членами ).

Он обещал прийти, однако обстоятельства задержали его (между частями сложного предложения).

Однако прийти ему не удалось (в начале предложения, для связи с предыдущей фразой).

Заменяя «однако» на «но», не меняйте его местами в предложении! Сравните: Однако прийти ему не удалось. («однако» = «но») Прийти ему, однако, не удалось.) «однако» = «но»)

Слово «однако» является вводным, когда его нельзя заменить на союз «но» или когда к нему относится частица «же».


I. Определяй по синтаксической функции в предложении

3. Большинство помеченных звездочкой слов может выступать в роли сказуемых.

А счастье было так возможно…

Его заблуждение очевидно. Мне кажется, будет гроза.

Простые случаи

Если после слов «кажется», «казалось», «очевидно», «видно», «бывало», «думаю», «согласитесь», «возможно» и т.п. есть относящийся к ним союз «что», то они выполняют функцию не вводных слов, а сказуемых в главной части сложноподчиненного предложения:

Более

сложные случаи

[ Лачужки тесно прижались друг к дружке ] , и [ кажется ] , ( что они терпеливо дышат, ожидая нового налета лютого вихря ) .


II. Определяй по смыслу

Слово

Вводное

Не вводное

  • в начале предложения
  • в значении «например»

таким образом

  • в значении «таким образом», «таким способом»
  • является обстоятельством
  • в значении «итак», «следовательно»
  • указывает на порядок изложения мыслей

вообще

в самом деле

  • если после него есть или подразумевается слово «говоря»
  • в значении «вот так» , «таким способом»
  • является обстоятельством
  • для выражения эмоций: удивления, возмущения, негодования

значит

  • в значении «в целом», «во всех отношениях»
  • является обстоятельством
  • в значении «на самом деле», «в действительности»
  • является обстоятельством
  • в значении «стало быть»,«следовательно»
  • в значении «означает»
  • является сказуемым

Определяй по смыслу

Слово

Вводное

прежде всего

Не вводное

  • в значении «во-первых»

наверно наверное

  • в значении «сначала
  • является обстоятельством
  • выражает степень уверенности
  • заменяется на «возможно»

кстати

  • если после него есть или подразумевается слово «говоря» или «сказать»

наконец

в конце концов

  • в значении «наверняка» , «точно»
  • является обстоятельством
  • в значении «вовремя», «в самый подходящий момент»
  • является обстоятельством
  • если указывает на порядок мыслей, завершает перечисление (кроме этого)
  • если следует за информацией со словами «во-первых», «во-вторых»…
  • если выражает эмоциональную оценку
  • в значении «под конец», «напоследок» , «в результате»
  • если есть частица -то
  • является обстоятельством

III. Не являются вводными словами (независимо от интонации)

буквально

как будто как бы вдобавок в довершение примерно притом причем

в конечном счете

между тем наверняка по-своему небось приблизительно просто якобы

по совету

по указанию

по решению

по постановлению по замыслу по распоряжению по традиции

Это так называемые «ложные» вводные слова , т.е. слова и выражения, которые, как показывает практика, чаще всего принимают за вводные.


Вводные предложения

Вводными называются предложения, которые вносят в основное предложение дополнительную информацию и при этом никак не связаны с синтаксической структурой основного предложения.

Если подобные предложения присоединяются при помощи союзов, то знаки ставятся точно так же, как в обыкновенных сложных предложениях.

Вводные предложения

I. Нераспространенныепредложения, близкие к вводным словам

Распространенные предложения, поясняющие или дополняющие основное сообщение

Выделяются при помощи скобок и тире

Выделяются запятыми


Обращения

Обращения - это слова, обозначающие лицо или предмет, к которому в предложении обращено высказывание.

Обращения выделяются запятыми независимо от их места в предложении, способа выражения и распространенности.

Прощай, Онегин , мне пора. Русь , куда ж несешься ты, дай ответ?

Не извольте гневаться, ваше превосходительство !

Если обращение стоит в начале предложения и является интонационно выделенным, то после него ставится восклицательный знак:

Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью.

Если перед обращением стоит частица, усиливающая интонацию обращения, она не отделяется от него запятой: О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?


В презентации использованы материалы Справочника «Секреты русской пунктуации» Я.В. Темиз - М., 1999

Ситуативная задача. Прекращение действия травмирующих факторов. Причины возникновения инсультов. Неглубокие раны с повреждением только поверхностных слоев кожи. Правила оказания первой медицинской помощи при инсульте. Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Виды инсульта. Травма – повреждение тканей организма человека. Убедиться в отсутствии реакции зрачка. Как оказать первую медицинскую помощь при ранении.

«Курение среди подростков» - Решение проблемы. Ранние последствия. Экономические расчёты. Заболевания и последствия курения. Уменьшение количества курящих подростков. Экологическое обоснование проекта. Табакокурение. Тест. Подростки начинают курить. Дизайн и спецификация. Блок-схема проекта. Узнать. Спросить. Исследование и анализ. Табакокурение убивает 5 млн. людей каждый год. Сбор информации. Обоснование выбора. Лёгкие. Анализ тестирования.

«Терроризм в современном обществе» - Религиозные террористы. Белоруссия. Теракт в США. Метро. Терроризм всегда шел рядом с наркотиками. Международный терроризм. Самые «громкие» теракты мира. Терроризм. Преступление «особого рода». Госдепартамент США. Захват заложников в школе. Международные террористические организации. Террористы-националисты. Организованные группы. Террористы. Теракт в аэропорту «Домодедово». Предотвращение терроризма.

«Дорожные правила для детей» - Дорожный практикум. Причины гибели и травматизма людей на дорогах. ГИБДД обнародовала статистику ДТП за 2008 год. Проверим свои знания. Изучаем дорожную грамоту. В результате ДТП в России погибли более 13 тысяч человек. Советы для родителей. Внимание - дети. Изучаем безопасный путь от школы до дома. Дорожные ситуации. Оформляем уголок по правилам дорожного движения. Статистика ДТП на российских дорогах за 2008 год.

«Проблема мира и разоружения» - Введение. Запасы минерального сырья становятся прекрасным «топливом». Проблема контроля вооружений. Урегулирование межгосударственных споров. В период с 1900 по 1938 год разразилось 24 войны. Военные державы вроде США. Гейдельбергский институт (ФРГ) в 2006 году зарегистрировал 278 конфликтов. После окончания Холодной войны (1991 год) число вооруженных конфликтов в мире уменьшилось. Уильям Рено, профессор Северо-западного Университета.

«Модель танка Т-34» - География использования Т-34. Страны. Машины на базе Т-34. История создания танка Т-34. Легендарная «Тридцатьчетвёрка». Средства наблюдения и связи. Дальнейшее развитие. Боевое применение. Ходовая часть. Кто и где создавал танк Т-34. Михаил Ильич Кошкин. Двигатель. Модификации танка Т-34. Музей истории танка Т-34. Известные танкисты. Броневой корпус и башня. Серийное производство. История создания танка.

ИСТОРИЯ ТЕРРОРИЗМА

 Цель работы заключается в изучении истории становления и развития терроризма с древних времен и до нашего времени.

 Раскрыть проблемный характер понятия “терроризм”, причины возникновения, движущие силы.  Рассмотреть основные исторические этапы в становлении и развитие терроризма  Выявить особенности развития “международного” исламского терроризма.  Определить роль терроризма в формировании международной политики и способы решения проблемы современного терроризма.

 Террор ­ определяется как устрашение противника путём физического насилия, вплоть до уничтожения.  Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

 Националистический - преследует сепаратистские или национально­  освободительные цели; Религиозный - может быть связан с борьбой приверженцев религии между собой (индуисты и мусульмане, мусульмане и христиане) и внутри одной веры (католики­протестанты, сунниты­шииты), и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную (Исламистский терроризм);  Идеологический, социальный - преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой­либо острой проблеме. Иногда этот вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый», экологический терроризм и др.

 Задача терроризма ­ вовлечь большую массу людей, для которых либо цели террора столь высоки, что оправдывают любые средства, либо столь неразборчивы в средствах, что готовы реализовать любую акцию. Через "возвышенные мотивы" обычно вовлекают молодежь, которая, в силу умственной и моральной незрелости, легко "клюет" на радикальные национальные, социальные или религиозные идеи. Вовлекают ее чаще всего через тоталитарные (т.е. полностью подавляющие волю людей и подчиняющие их только воле "вождя" "учителя"), религиозные или идеологические секты. Самым известным примером является секта "Аум Синрике"

              В XI веке на Востоке действовали ассасины. Тайную секту, чье название и доныне считается синонимом коварного убийства, основал Хасан аль­Саббах, которого историки считают основоположником идеологии терроризма. Его называли гением зла. Он основал не только идеологию терроризма, но и создал прототип государства новой формации ­ террористическое государство, в котором существовала четкая иерархия подчинения и не было единых границ, четко очерченной территории. Владения аль­ Саббаха состояли из отдельных замков­крепостей. Территорию его государства нельзя было захватить, завоевать или покорить. Его сторонники кочевали из крепости в крепость. Тайные общества древних террористов были также известны на Дальнем Востоке, в Индии. Весьма воинственными были они в Китае. Их члены занимались традиционным вымогательством, а профессиональные киллеры, которых тоже было немало, служили всякому, кто платил.

от античности до 40.х гг. XIX в. от 40.х гг. XIX в. до 20.х гг. XX в. начало 20.х – 50­е.х гг. XX в. начало 60.х – к. 80.х гг. XX в. с начала 90.х гг. ХХ в. до XXI в. Заложены основы терроризма, возникли первые организованные сообщества, использующие террористические методы борьбы. Выработаны основные формы и методы террористической деятельности, под терроризм подведена теоретическая база, появились образцы стратегии и тактики террористов. Терроризм становится фактором политической жизни. Постепенный переход от индивидуального к преимущественно массовым видам терроризма. Появляются новые методы террористической деятельности Возникновение крупных террористических группировок, их интернационализац ия, рост изощренности и жестокости. Превращение терроризма в глобальный фактор международной политики Трансформация терроризма из глобального фактора международной политики в глобальную проблему современности

1) Неудачи революционных движений в совершении исламских революций в арабских странах; 2) Трудности, которые испытывает исламский мир под влиянием глобализации, наступления западных ценностей; 3) Религиозная неграмотность многих жителей мусульманских стран; 4) Серия конфликтов в Афганистане, Боснии, Албании, Косово, Чечне, Филлипинах, Индонезии и Кашмире, которые были истолкованы как столкновение исламского и христианского миров; 5) Распад СССР, что привело к возобновлению старых этнических и религиозных конфликтов; 6) Неспособность арабских правительств решить проблемы общества и добиться победы над внешним врагом(США и страны Запада); 7) Усиление борьбы с экстремистами в арабских странах и на Ближнем Востоке, что привело к перемещению центра исламистской деятельности в другие регионы мира.

            Организация Абу Нидала (ОАН) – “Черный сентябрь” Группа Абу Сайафа (ГАС) – “Аль харакат аль исламийя” “Аум синрике”, также известная как “Высшая истина Аум”. Сияющий путь (Сендеро Люминосо, СП) Революционные вооруженные силы Колумбии (ФАРК) Тигры освобождения Тамиль Элама (ТОТЭ) Рабочая партия Курдистана (РПК) Группа “Фронт освобождения Палестины ­­ Абу Аббас” Революционная народная борьба (ЭЛА) Революционные вооруженные силы Колумбии (РВСК) Народный фронт за освобождение Палестины (НФОП) Ирландская Республиканская Армия ­ ИРА

 Мировое сообщество должно устранить потенциальные предпосылки формирования террористических движений.  Усиление границ, повышение контроля над деятельностью зарубежных организаций, для снижения импорта терроризма из третьих стран.  Активная молодежная политика, сокращение безработицы и решение назревших социально­экономических проблем в странах “третьего мира”. Разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты борьбы с терроризмом.   Международное сотрудничество по предупреждению, обнаружению и прекращению региональных всплесков экстремизма.

      Литувинов Н.Д. Террористические организации.­ М., 1999. Литвинов Н.Д. Международный терроризм. ­ М., 1999. Кожушко Е. Современный терроризм. Анализ основных направлений. – Мн.: Харвест, 2000. – 447с. Афанасьев Н.Н. Идеология терроризма // Социально­гуманитарное знание. – 2001. ­№6. – С. 205­218. Жаринов К.В. Терроризм и террористы. – Минск: Харвест, 1999. Степанов Е.И. Современный терроризм: состояние и перспективы. М., 2000. Терроризм – угроза человечеству в XXI веке. – М., 2003. Брюс Хофман. Терроризм – Взгляд изнутри. – М., 2003. Александров И. Исламский фактор в подрывной стратегии. М.: Мысль, 1986. Сафонов А. Терроризм Апокалипсиса: об борьбе с международным терроризмом сегодня // Международная жизнь. – 2006. ­ №5. Павлов С. Идет война: третья мировая ­ террористическая. Терроризм сегодня // Неман. – 2006. ­№4. – С. 103­128. Мсемену С. Корни терроризма // Азия и Африка сегодня. – 2006. ­№3. – С. 39­43. Кустарев А. Всемирная гражданская: терроризм сегодня // Новое время. – 2005. ­№32. – С. 28­30. Сатановский Е. Международный терроризм // Международная жизнь. – 2005. ­№11. – С. 54­69. Иноземцев В. Терроризм как “освободительная борьба”: Новая встреча со старым феноменом //Свободная мысль. – 2005. ­№9. – С. 20­32. Свекла В. Международный терроризм – источник угрозы мировому сообществу // Во славу Родины. – 2004. 10 июля.

«Противодействие терроризму» - Возраст 4-х из пяти бандитов не превышает 30 лет. Действия АТК в МО до начала контртеррористической операции. Комплексный план. Направления информационного противодействия терроризму. Развитие нормативной базы. Алгоритм действий главы муниципального образования. Террористические проявления. Схема координации деятельности.

«Терроризм в современном мире» - Отношение к терроризму в обществе. Современный мир. Субъект и объект. Формы и методы. Современный мир – мир контрастов. Особенности глобальных проблем. Сущность терроризма. План урока. Потенциальные «террористы». Методы борьбы с терроризмом. Москва, взрыв жилого дома на улице Гурьянова. Терроризм глобален по масштабам.

«Профайлинг» - Назначение. Аппаратно-программный комплекс. Визуально испытуемый наблюдает смену следующих образов. Предполетное психотестирование («профайлинг») авиапассажиров. Теракт. Принцип работы комплекса заключается в регистрации моторной реакции. НИИ психотехнологий. Лидер. Шахид. Решение поставленных задач.

«Виды террористических акций» - Масштабы терроризма. Цели борьбы с терроризмом. Преступление против личности. Терроризм и его сущность. Цели борьбы с терроризмом и его причины. Нарушение общественной безопасности. Виды террористических акций. Действия граждан. Цели и масштабы терроризма. Действия граждан в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

«Профилактика экстремизма в молодёжной среде» - Совершение деяний. Молодёжные организации. Насильственное изменение основ конституционного строя. Пентаграммы. Субкультура ЭМО. Содействие в планировании. Экстремизм. Отличительные признаки. Агрессивные группы. Приверженцы сатанистских и демонических культов. Национал-большевистская партия. Активное неприятие инородцев.

«Терроризм как угроза безопасности» - Количество родителей, пришедших проводить детей в школу. Политики объявляют войну терроризму. Старайтесь располагаться подальше от хрупких и тяжелых конструкций. Сотрудники горотдела милиции. Цели. Среди причин роста терроризма в России при социальном опросе. Терракты, военные конфликты. Будьте особо внимательны во время путешествий.

Всего в теме 27 презентаций

Терроризм – угроза обществу В конце 20-го и начале 21-го века в жизнь молодой России вошло такое уродливое явление - терроризм. Средства массовой информации пестрят заголовками, напоминающими сводки с полей сражений. На самом деле так оно и есть: терроризм уже давно объявил войну миру. Понятия теракт, террорист - смертник, пояс шахида, захват заложников и т.д. стали неотъемлемой частью современного мира. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети.


Так что же такое ТЕРРОРИЗМ? Терроризм (от латинского TERROR - страх, ужас) – насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей власти, осложнения международных отношений, политических и экономических вымогательств у государств и корпораций. Терроризм превратился в одну из наиболее опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно - политических проблем. Сегодня терроризм - это не только диверсанты- одиночки, угонщики самолетов и шахиды-камикадзе. Современный терроризм – это мощные разветвленные и хорошо организованные структуры. В настоящее время в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций.


Захват заложников стал излюбленным оружием не только террористов, но и различных групп лиц, которые пытаются с его помощью решить свои проблемы или оказывать давление на государство. В последнее время страх перед террористами стал всеобъемлющим. Он распространяется с поразительной быстротой во всем мире. Никто не знает, в какой стране завтра прогремят взрывы и кто станет их жертвами. Международный терроризм стал объединяющей проблемой для современного общества. Главы государств, влиятельных международных организаций пытаются выявить корни терроризма, объединить усилия в борьбе с террором. Можно найти и уничтожить всех виновников нынешнего теракта, но разве станет это гарантией против новых ударов? В борьбе с терроризмом мало одних силовых методов, проводимых правоохранительными органами и спецслужбами, общество также обязано заботится о своей безопасности, проявляя при этом гражданскую сознательность.




Как вести себя,став заложником террористов С момента захвата необходимо контролировать свои действия и фиксировать все, что может способствовать освобождению. Надо запоминать все увиденное и услышанное за время пребывания в заключении расположение окон, дверей, лестниц, цвет обоев, специфические запахи, не говоря уже о голосах, внешности и манерах самих преступников


Необходимо также наблюдать за их поведением, внимательно слушать разговоры между собой, запоминать распределение ролей. Короче, составлять в уме четкий психологический портрет каждого из них. Надо пытаться смягчить враждебность бандитов по отношению к себе, искать возможности установления индивидуальных контактов с некоторыми из них.




Приемы, отвлекающие от неприятных ощущений и позволяющие сохранить ясность мыслей Старайтесь, насколько это возможно, соблюдать требования личной гигиены. Делайте доступные в данных условиях физические упражнения. Как минимум, напрягайте и расслабляйте поочередно все мышцы тела, если нельзя выполнять обычный гимнастический комплекс. Подобные упражнения желательно повторять не менее трех раз в день. Очень полезно во всех отношениях практиковать аутотренинг и медитацию. Подобные методы помогают держать свою психику под контролем. Вспоминайте про себя прочитанные книги, последовательно обдумывайте различные отвлеченные процессы (решайте математические задачи, вспоминайте иностранные слова и т.д.). Ваш мозг должен работать.


Старайтесь, насколько это возможно, соблюдать требования личной гигиены. Делайте доступные в данных условиях физические упражнения. Как минимум, напрягайте и расслабляйте поочередно все мышцы тела, если нельзя выполнять обычный гимнастический комплекс. Подобные упражнения желательно повторять не менее трех раз в день. Очень полезно во всех отношениях практиковать аутотренинг и медитацию. Подобные методы помогают держать свою психику под контролем. Вспоминайте про себя прочитанные книги, последовательно обдумывайте различные отвлеченные процессы (решайте математические задачи, вспоминайте иностранные слова и т.д.). Ваш мозг должен работать.


Если есть возможность, читайте все, что окажется под рукой, даже если это текст совершенно вам не интересен. Можно также писать, несмотря на то, что написанное будет отбираться. Важен сам процесс, помогающий сохранить рассудок. Важно следить за временем, тем более что похитители обычно отбирают часы, отказываются говорить какой сейчас день и час, изолируют от внешнего мира. Отмечайте смену дня и ночи (по активности преступников, по звукам, режиму питания и т.д.). Старайтесь относиться к происходящему с вами как бы со стороны, не принимая случившееся близко к сердцу, до конца надейтесь на благополучный исход. Страх, депрессия и апатия три ваших главных врага. Не выбрасывайте вещи, которые могут вам пригодиться (лекарства, очки, карандаши и т.д.), старайтесь создать хотя бы минимальный запас питьевой воды и продовольствия на тот случай, если вас надолго бросят одного или перестанут кормить.


Освобождение В том случае, когда преступники сами отпускают на свободу заложника, они отвозят его в какое-то безлюдное место, и там оставляют одного. Другой вариант его бросают в запертом помещении, выход из которого требует немало времени и сил. Третий вариант высаживают заложника на оживленной улице (вдали от постов ГИБДД и сотрудников милиции). После этого машину бросают, либо меняют на ней номер.


Может случиться и так, что освобождать вас будет милиция. В этом случае надо пытаться убедить преступников, что лучше всего им сдаться. Тогда они могут рассчитывать на более мягкий приговор. Если подобная попытка не удалась, постарайтесь им внушить, что их судьба находится в прямой зависимости от вашей. Если они пойдут или готовы на убийство, то всякие переговоры властей с ними теряют смысл. И тогда остается только штурм с применением оружия.




Если начался штурм или вот-вот начнется, попытайтесь прикрыть свое тело от пуль. Лучше всего лечь на пол подальше от окон и дверей, лицом вниз, не на прямой линии от оконных и дверных проемов. В момент штурма не берите в руки оружие преступников. Иначе бойцы штурмовой группы могут принять вас за преступника и выстрелить на поражение. Им некогда разбираться в это время. Преступники во время штурма нередко стремятся спрятаться среди заложников. Старайтесь в меру своих возможностей не позволять им этого делать, немедленно сообщайте о них ворвавшимся бойцам.


И последнее. В тех случаях, когда место содержания заложника и нахождения преступников установлено, спецслужбы стремятся использовать имеющиеся у них технические средства для прослушивания разговоров, ведущихся в помещении. Помните об этом и в разговоре с бандитами или с другими заложниками сообщайте информацию, которая, будучи перехвачена, может быть использована для подготовки штурма. Особенно важны сведения о ярких и броских приметах, по которым можно отличить заложника от преступника, о вооружении бандитов, об их количестве, расположении внутри помещения, их моральном состоянии и намерениях.