«Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой…
Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит»

Тайна величественной природы

Известный российский писатель Иван Сергеевич Тургенев, прославился как мастер пейзажа. В его творчестве описание картины природы неразрывно с жизнью героев, их настроением и внутренними переживаниями. Пейзажи автора не только наполнены красочным, реалистичным и подробным описанием, но и несут еще в себе психологическую и эмоциональную нагрузку. С помощью описания природы, автор открывает внутреннюю суть своего героя. Так в романе «Отцы и дети», Тургенев, используя пейзаж природы, показывает, как меняется настроение самого героя Аркадия, автор очень точно передает его внутренний мир. Природа в описании Тургенева очень красочна, автор представляет её настолько подробно, что картина буквально оживает. Слова, которые писатель подбирает, очень точно передают представленный пейзаж: «золотисто зеленело, … лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка».

Природа, представленная в произведениях Тургенева, очень разнообразна. В рассказе «Бежин луг», ярко представлен июльский пейзаж: «цвет небосклона, легкий, бледно лиловый», «в сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой», ночью «стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её теченье». Писатель проникается описанием природы настолько сильно, что его пейзажи становятся настолько реальными, будто оживают. Красочность его картин можно сравнить с работой кисти художника. Но только с одним отличием - пейзажи Тургенева динамичны, они в постоянном движении. Очень красочно передает автор начало дождя в рассказе «Бирюк» из цикла «Записки охотника»: «Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».

Тургенев понимал природу, преклонялся перед её величественностью и неукоснительностью установленных ею законов. Он отмечал бессилие человека перед силой природы, восхищался, даже с некоторым острахом, её могуществом. Природа выступает, как нечто вечное, непоколебимое, в противовес человеческому смертному существованию. Писатель пытается увидеть то общее связующее между природой и человеком, но спотыкается об её безмятежное молчание. Автор неоднократно отмечал независимость действия законов природы от человеческих стремлений, планов, амбиций и жизни человека вообще. Природа в произведениях Тургенева проста и открыта в своей реальности, но сложна и таинственна в проявлениях, часто враждебных человеку сил.

Его даже пугало безразличие природы, воплощенное в незыблемости законов, на которые человек не имел влияния. Всё в её власти, независимо от человеческого на то желания или согласия. Особенно ярко автор демонстрирует это проявление в стихотворной прозе «Природа». Здесь Тургенев обращается к матушке-природе с вопросом: «О чем дума твоя? Не о будущих ли судьбах человечества…» Однако, ответ его очень изумил, оказывается, она в это время заботится об улучшении жизни блохи. «Разум мне не закон» - железным холодным голосом отвечала она.

Бесконечные загадки природы и мироздания беспокоят автора и тревожат его воображение. Образ природы в произведениях Тургенева показан очень красочно и профессионально, с использованием богатой русской речи, придавая пейзажу неописуемую красоту, наполненную красками и запахами.

Цель: Познакомиться с особенностями построения текста – описания, а именно, описание природы. Научить излагать собственные мысли, чувства. Совершенствовать навыки монологической речи через художественное описание природы. Показать зависимость выбора каждого содержательного элемента, каждой микротемы и языковых средств от темы и основной мысли текста; формировать умение отбирать элементы содержания и языковые средства художественной выразительности раскрытия темы; развивать умение видеть прекрасное в обыденных картинах и описывать свои ощущения словами; Развитие у учеников эстетического восприятия мира, умения ценить прекрасное в искусстве, поэзии, прозе.

Оборудование: иллюстрации картин “Времена года”, музыкальная запись А.С. Грибоедова “Вальс” №2; П.И. Чайковский “Октябрь”, “Июнь”. “Толковый словарь” русского языка Ожегова, учебник.

Эпиграф: Чувство природы врождённое, и есть оно у каждого человека. (В. Песков )

Ход урока

Учитель: Природа всегда волновала писателей, поэтов, художников, композиторов, она вдохновляла их на новые творения. (Звучат стихи о природе А.С. Пушкина, С. А. Есенина). Объявление задачи урока: после сегодняшнего урока у вас должно родиться такое созвучье “слов живых”, чтобы каждая строка вашего сочинения “дышала святой прелестью”.

Оформление записи в тетради: число, тема

– Как вы думаете, какую роль играет описание природы в произведениях писателей, поэтов. (Ответы детей).

– Ребята, а хотите вы научиться описывать природу, чтобы она также волновала читателя.

Звучит вальс А.С. Грибоедова “Вальс” (№2).

– Итак, приходилось ли вам наблюдать, как осыпаются листья осенью? (ответы)

– Обращали ли вы внимание на то, как летит лист, оторвавшись от ветки? Чувствовали ли вы, идя по аллее, по лесу, саду лёгкость шуршащих листьев?

Обращение к эпиграфу. (Разбор, смысл)

А вот писатель может, глядя на природу охватить целое пространство или уголок, но выразить это словами, волшебными, чарующими. И на сегодняшнем уроке мы с вами попытаемся проникнуться теми же чувствами и желаниями, которые испытывал К. Паустовский, создавая произведение об осенней природе “Жёлтый свет”. Мы с вами должны определить тему и главную мысль текста. (Разбор текста, устное составление плана, запись в тетради опорных слов).

Таким образом, мы определили маленькие темы (микротемы), составляющие тему рассказа “Жёлтый свет”.

– Можно ли одну из частей опустить? (например, “Пожар в лесу”…). Нет. Значит, все части дополняют картину осени в природе, все они подчинены раскрытию темы: “Осень в природе”. А вы заметили, когда читали текст, будто оказались в этом лесу? (Ответы)

А это потому, что К. Паустовский так описал природу, подобрал такие слова, выражения. Например, не просто – а множество, обилие, видимо-невидимо, это и есть слова – украшения, раскраска. И эту красоту нам надо беречь, она беззащитна.

Показ сценки “Ромашка” Яковлева.

Но вернёмся к теме урока. С помощью слов можно доказать свое утверждение, передать цепочку последовательных событий, сформулировать представление о каком-то предмете, явлении.

– Какие три типа речи (письма) я назвала? (рассуждение, повествование, описание)

– Тип речи, с которым сегодня работаем? Где ответ на вопрос? (описание – в теме урока)

Запись в тетрадь: тип речи – описание

стиль речи – (Какие стили речи вы знаете? Каким стилем речи преимущественно пользуемся при описании?)

художественный

жанр – зарисовка.

Вспомните, какие стили текста вы знаете? (ответы). Из каких частей состоит рассказ

(1 – зачин; 2 – основная часть; 3 – концовка: – расшифровка частей). И при написании сочинения мы конечно должны придерживаться этого. Красота природы, сказка, в багрец и золото, одетые леса – такой словесный образ осени получился у большинства.

К словесному образу мы добавим звуковой.

Прослушиваем два отрывка из “Времен года” Чайковского (“Июнь” и “Октябрь”). Определяем, какому времени года соответствует какая музыка. Почему?

Физкультминутка “Цветок”

Спал цветок и вдруг проснулся (сели, постепенно встают) ,
Больше спать не захотел.
Отряхнулся, оглянулся (повороты вправо, влево) ,
Взвился вверх и полетел (машут руками).

Перед вами текст. Попрошу вас найти ошибки, т.е. расположить предложения последовательно (работа со словарём – определение значение слова “последовательно”).

И вот я в лесу. Зима. Лес стоит тёмной стеной. Небо над головой голубое – голубое.

Где-то в глубине леса стучит дятел. Деревья покрыты пушистым снежком, хорошо в лесу. На деревьях сидят клёсты. Снег переливается на солнце. (Работа с текстом).

Запись опорных слов. Запомним, прежде чем писать, надо очень хорошо изучить то, что будешь писать, надо приглядеться, вдуматься спросить себя, подобрать то единственное слово, как написал бы писатель. А, написав, мы должны ощущать природу всеми органами чувств (слухом, осязанием, зрением).

Самостоятельная работа

Задание: записать в тетрадь слова, словосочетания, предложения о природе за окном, которые отражают ваше внутреннее состояние, ваше восприятие, ваши ощущения этого времени года.(3–4 минуты). Чтение нескольких работ по желанию детей.

А теперь прочитайте все слова, которые вы написали в течение урока. Это и есть ваши опорные слова, которые вы можете использовать в своём сочинении. Естественно, вы должны озаглавить своё сочинение. Используйте стихотворные строки. Это и будет вашей домашним заданием.

Задание на дом

Написать сочинение-описание по общей теме. Это широкая тема. Сформулируйте возможные узкие темы для зарисовки.

Вспоминаем: что такое зарисовка (это картина, нарисованная словами).

Сильным ученикам (или всем желающим, тем, кто понял, как справиться с работой) предлагаю написать сочинение-зарисовку, остальным – сочинение-описание, сочинение-повествование с включением описания. На следующем уроке при анализе сочинений у нас будет прекрасный материал для определения типа речи и жанра письменной работы. Желаю вам успехов. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Красивые пейзажи природы наполняют душу человека восторгом, только эта красота по истине завораживает.

Мини-сочинение на тему природа

Вариант 1. Своеобразна и неописуемо красива природа осенью . Не смотря на то, что дождь и туман достаточно частые явления, выдаются и ясные тихие дни для прогулки в ближайший лес. Присядешь, полюбуешься золотым одеянием леса , вслушаешься в и пение птиц, проводишь взглядом улетающих птиц. Где-то вдалеке прогремел гром. Капля за каплей начался дождь. Спрятавшись под деревом, оглянулся по сторонам. Как же красиво вокруг, нравится мне осенняя природа . Воздух такой свежий! Домой идти совсем не хочется.

Вариант 2. Человек и природа тесно связаны друг с другом. Природа создает все условия для жизни человека, поэтому так важно жить с ней в гармонии. Красивые пейзажи природы наполняют душу человека восторгом, только эта красота по истине завораживает. Интерес человека к природе безграничен; сколько тайн и загадок несут в себе леса, моря. Очень многое мы еще не знаем о природе . Чтобы наслаждаться красотой природы не нужно ехать далеко, достаточно сходить в парк или лес. Особенно красива природа осенью, когда хочется сидеть на лавочки и впитывать в себя всю ее красоту, наслаждаться ею. Именно тогда чувствуешь, как твоя душу наполняется новыми красками, как она насыщается красотой окружающего мира. В эти моменты осознаешь, как тесно связаны люди с природой.

Лето – чудесное время года. Долгие солнечные дни сменяют короткие теплые ночи. Чаще всего стоит ясная погода, и бескрайнее синее небо простирается над головой. Деревья пышно убраны в яркие зеленые одежды. Под ними всюду густо растет трава, усеянная цветастыми огоньками летних цветов – маков, колокольчиков, клевера, пижмы, ромашки, ноготков… А над ними порхают бабочки и жужжат всякие мурашки.

Лето украшает сады и огороды. Спеют сочные вишни, за ними спешат абрикосы и персики. Большие красные ягоды клубники клонятся низко к земле. Постепенно

“загорают” в лучах летнего солнца еще недавно зеленые помидорчики. То тут, то там на арках завязываются огурцы. Цепкие колючие ветви ежевики сплошь усеяны сладкими темно-фиолетовыми, почти черными ягодами. И так повсюду – буйство цвета, праздник плодородия, приятное ощущение тепла и уюта.

У лета чудесный звонкий голос – это поют высоко в небе или скрытые в ветвях деревьев птицы – маэстро-соловей, утренний жаворонок, веселый болтун-воробей. А ближе к вечеру музыка лета меняется – вступает хор сверчков, который не смолкает до утра.

И даже дождь летом – теплый и ласковый. Под шатром низких

Туч воздух становится горячим. Прохладные капли дождя смывают пыль с дорог и листвы, благодаря чему после она заиграет еще более чистым изумрудным сиянием.

Лето – яркое, разноцветное… Июнь не похож на август, и у июля есть чем порадовать глаз. Высокое чистое небо, теплая прозрачная вода речек, спелые фрукты, насыщенные цвета вокруг… Нет на свете человека, который не любил бы лета!

(5 оценок, среднее: 4.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Лето – самый любимый мой сезон года. Не потому что начинаются самые длинные каникулы, а потому что тепло. Летом появляется...
  2. За волшебной тучкой спряталась ночь, и на землю спустилось розовое утро. Вот-вот должно взойти солнце. Его лучи уже загораются на...
  3. Вот и наступила весна. А с приходом весны вся природа вокруг преображается. Сначала увеличиваются дни, и понемногу поднимается температура на...

День солнца

За очаровательной облачком скрылась ночь, и на землю спустился розовый утро. Вот-вот должно взойти солнце. Его лучи уже вспыхивают на горизонте. Ждут утра все: растения, животные, люди. Только почему же его еще нет? Может, еще спит сладким сном? А может, поссорились с землей и не хочет больше светить? Что же теперь? И все же востоку постепенно розовеет. Наконец, будто из-под одеяла, взошло над горизонтом солнце, величественное, красивое.

Быстренько осветило лучом воды, лес, окрестные поля, дома людей. Заискрилась зеленым ковром земля в его сиянии. Когда луч солнца долетел и до моего лица, я проснулся, весело ему улыбнулась, открыл глаза и с радостью встретил новый день.

Любимое время года

Больше всего я люблю весну. Это, по-моему, самое время года.

Весной все на земле пробуждается к новой жизни. Тает снег, появляется молодая зеленая травка. На деревьях и кустах распускаются листочки. Весной возвращаются к нам перелетные птицы: скворцы, грачи, аисты. Они начинают вить гнезда, готовить жилье для будущих птенцов.

Я люблю наблюдать за весенней природой. Видеть, как все вокруг обновляется, украшается после зимнего сна. Весело поют ручейки, на все голоса прославляющие приход весны пернатые музыканты. Воздух наполняется ароматным запахом растений. Весна — это обновление в природе. Именно за это я ее люблю.

Рассвет

Я очень люблю встречать первые вспышки пробуждения нового дня. Задолго до восхода солнце извещает о своем приходе. Оно окрашивает своими лучами ночной небосвод, гасит звезды.

Я люблю встречать солнце, игру и трепит утренних вспышек его лучей. Сначала на горизонте появляется багрово-красная полоса. Затем она становится оранжевой, розовой, а дальше солнцем наполнялось все вокруг. И будто впервые видишь зеленый листик, дерево, которое растет до моего окна, и легкий туман над родным городом, пробуждается к новому дня.

И вот рассвет сменяется новым днем, наполняется заботами жизни людей, и я слышу нежное: «Доброе утро, сынок!"

Золотая осень

Вот и прошло теплое лето. Наступила осень. Незаметно подкралась она до наших садов, полей, рощ, лесов. Еще в конце августа деревья начали покрываться желтыми листьями, а сейчас оно уже сверкало на солнце, словно золото. Деревья стояли в багряном, желтом письме, которое потихоньку приходило пол. Земля была покрыта цветными листьями, словно идешь по прекрасному ковре. Я люблю слушать шорохи опавшей листвы, смотреть на волшебные росписи осени на листьях клена. Промелькнуло короткое бабье лето, начинало повиваты холодом, смолкли пернатые музыканты. Вот и пришло время прощаться с золотой осенью.

Сочинение-описание по картине Белокур «Цветы за плетнем»

На картине Белокур — прекрасные цветы на фоне чистого, погожие неба. Их можно разделить на два букета. Один, ближний, находится в тени, второй — более выразительный, светлый, освещенный солнечными лучами. Цветов немного: красный, зеленый, белый, голубой. Но приняты много промежуточных красок.

Я думаю, мастерица очень любит природу, безмерно влюбленный в цветы. А их здесь множество. Тянутся к солнцу розовые мальвы. По березовой ветке Поплелась вьющееся березка. Очаровывают глаз белоснежные ромашки и оранжевые лилии, розово-красные тюльпаны и настурция с вишневыми прожилками на лепестках.

Картина очаровывает гармонией цветов и форм, восхищает красотой и мастерством.