Давайте попробуем раскрыть географическую проблему антропогенеза: на каком континенте возник первый Разумный Человек? По этому вопросу в мировой науке нет единого мнения.

Одни учёные утверждают, что Человек Разумный образовался в Африке, другие – на Гималаях, третьи — в Европе и так далее.

Процесс превращения обезьяны (а точнее гоминида) в человека называется антропогенезом (от греческого слова «antropos» — человек, «genesis» — возникновение, происхождение), или ноогенезом (от греческого «noos» — разум).

Откуда и когда появился человек на Земле: место и период возникновения

Хорошо изучены экономические и социальные аспекты антропогенеза: эволюция брачных и семейных отношений; причины возникновения коллектива; роль труда в возникновении человека; возникновение и эволюция речи, языка, письменности, религии; коллективного труда; разделение труда в семье, в племени и между племенами; древнее сельское хозяйство, возникновение ремесел, металлургии; натуральный обмен, деньги, стоимость; возникновение частной собственности, общественных классов, государства и так далее — dopinfo.ru.

Наука имеет множество блестящих достижений во многих областях знаний. Например, радиофизика помогает определить точный возраст костных останков предков человека и его каменных орудий труда, биохимия может идентифицировать степень схожести белковых фракций крови у обезьяны и человека.

Однако мировая наука до сих пор не может точно указать континент, где возник первый Разумный Человек на Земле.

Географическая проблема ноогенеза остается нерешенной до сих пор, несмотря на то, что накоплена огромная информация по этому вопросу у социологов, философов, археологов, антропологов, этнографов, но она не систематизирована.

Действительно, на каком континенте возник первый Человек? Для правильного решения проблемы о месте возникновения первого Человека необходимо учитывать следующие факты.

Во-первых , все древнейшие цивилизации (Египет, Древняя Греция, Критское царство, шумеры, ацтеки, майя и ольмеки и все другие) находятся в северном полушарии между 30 º и 50 º северной долготы, расположенной между северным полюсом и экватором.

Следовательно, первый человек возник на каком-то континенте северного полушария, а не южного!

Во-вторых , холод – это единственная причина возникновения Разума и первого Мыслящего Человека!

Для выживания животного в условиях холодного климата не поможет масса тела (как у мамонта), острые зубы (как у тигра), быстрота бега (как у оленя). Поможет выжить только Разум. Разумное Животное скроется от холодного ветра в шатре из шкур, разведёт там костёр, растопит в горшке лёд и получит воду, сварит в кипящей воде мясо. Только с помощью Разума можно выжить в условиях холодного климата!

В-третьих , Земля начала остывать с полюсов.

Разум возник на холодном континенте Арктида, который совсем недавно (2 миллиона лет назад) стал дном Северного Ледовитого океана. Когда-то северный полюс Земли занимал огромный континент, который учёные называют Арктида или Гиперборея — dopinfo.ru. Это идеальное место для физических страданий гоминидов от холода, где голод и холод могли бы вынудить животное применить разумную деятельность для борьбы за выживание.

Следовательно, только Арктида может претендовать на роль континента, где мог бы возникнуть первый Разумный человек. Тёплый и «сытый» африканский климат никогда бы не заставил древних гоминидов напрягать свои мысли до изнеможения, что бы придумать метод выживания.

Проверьте себя

1. Где на Земле появились первые предки человека?
В Африке.

Почему одного из предков человека назвали человеком умелым?
Они умели изготавливать простейшие орудия труда.

3. Чем отличается человек разумный от остальных своих предков?
От ближайшего предка – неандертальца – и других древних людей человек разумный отличался следующими особенностями:
Структурные преобразования мозга
Увеличение мозговой полости и головного мозга
Развитие двуногого передвижения
Развитие хватательной кисти
Опущение гортани и подъязычной кости
Уменьшение размера клыков
Редукция большей части волосяного покрова.
Он умел мыслить, разговаривать, отличался сложным поведением.

Каким образом человек изменял облик нашей планеты?
Обрабатывал земли, вырубал леса, приручал животных, строил дома, затем заводы и фабрики, железные дороги, автодороги. В основном влияние деятельности человека на природу отрицательное.

5. Каким образом человек стремится восстановить разрушенные им богатства?
Создание парков и заповедников. Создание Красной книги. Ограничение добычи и использования редких (истощающихся\исчезающих) ресурсов, как полезных ископаемых, так и живых организмов

Какое значение для развития человечества имел такой признак человека, как объем мозга?
Это имело огромное значение, потому что появилась вторая сигнальная система, которая характеризовалась появлением речи и систематическим изготовлением орудий труда, что собственно и сделало из обезьяны человека.

Поясните, зачем нужны заповедники?
Заповедник - участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена. Кроме того, на территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а земли навечно изъяты из любых форм пользования.

Как школьники нашей страны участвуют в охране редких видов?
Помогали спасти лотос (собирали семена и распространяли их по разным озерам), женьшень и золотой корень, а также другие виды.

Выполните задания

А. Задания на сравнение и объяснение

сравните человека умелого и кроманьонца
У кроманьонца мозг имел большую массу, рост выше, он умел добывать огонь, появилась речь, ритуалы, обряды, сложные орудия труда и украшения.

2. объясните, каким образом некоторые растения и грибы из природных сообществ могут служить лекарством для людей
Во многих растениях и грибах содержатся вещества, из которых получают лекарства.

Многие растения используются в народной медицине (зверобой, одуванчик, шалфей, чистотел и др.) и грибы (мухомор).

Первые люди на Земле. История человечества

объясните, почему люди в любом возрасте обязаны охранять природную среду.
Природу надо беречь, чтобы мы сами могли жить на земле. Да и не только мы, еще и наши предки, дети, внуки.

Природа кормит нас, поит, снабжает нас всем необходимым. Да и как не беречь, если все что нам окружает очень красиво, радует нас каждый день. Это наша планета и наша обязанность соблюдать на ней порядок.

Б. выберите правильный ответ из предложенных утверждений.

самый близкий предок современного человека – это:
в) кроманьонец

2. новый этап развития человека начался тогда, когда первобытные люди научились изготовлять орудия из:
в) из камня

3. из каких растений по велению Петра 1 была выращена Ливауловская роща под Петербургом?
б) лиственницы.

составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке.
1. а. заповедник
Б. человек
В. охрана
2. а. австралопитек
Б. лесопосадки
В. вырубка.

Где впервые появился человек

Самый древний из рода Homo - Homo habilis, или человек умелый, первые представители которого появились на Земле около 2 млн лет назад. До этого времени, вероятно, существовали только австралопитеки. Около 2,5 млн лет назад произошло расщепление в эволюции гоминид, в результате которого обособились массивные австралопитеки (тупиковая ветвь эволюции) и род Homo.

Ранние миграции человека

Кроме находок из Олдувайского ущелья, к виду Homo habilis относят и так называемого рудольфского человека, Homo rudolfensis, череп которого был найден в Кении в 1972 году в районе оз. Рудольф (ныне оз. Туркана), а также находки из Эфиопии и Южной Африки. Древность этих видов от 2,4 до 1,9 млн лет. Предполагается, что эти первые люди были творцами орудий древнейшей на Земле олдувайской (галечной) культуры. Существуют находки, которые не нашли таксономического определения и частью исследователей относятся к Homo habilis, а другою частью - к группам архантропов (древнейших людей), пришедших на смену Homo habilis примерно 1,6-1,5 млн лет назад.

В группу архантропов входят два основных вида.

Это вид азиатских древнейших людей, человек прямоходящий (Homo erectus), и его африканский вариант, человек работающий (Homo ergaster).

На протяжении многих миллионов лет предки человека населяли ограниченную область на востоке Африки. Здесь, на озере Виктория, 18 млн. лет назад жил проконсул – наш общий с человекообразными обезьянами предок; здесь более 4 млн.

лет назад возник афарский австралопитек – наш прямоходящий предок. Здесь провел всю свою историю первый представитель рода Человек – умелый человек, появившийся более 2 млн. лет назад, и здесь 1,6 млн. лет назад возник прямостоящий человек. Где начал свой путь наш вид – разумный человек – не известно, но где-то поблизости.

Место формирования сапиенса

"Процессы сапиентации, как об этом свидетельствуют палеоантропологические данные, происходили в различных районах Старого Света, хотя и с разной скоростью.

Здесь могли играть роль различные обстоятельства, особенности окружающей среды, специфика общественной структуры популяции и т.д. Таким образом, обе гипотезы - множественности центров сапиентации (полицентризм) или ограниченности ее одной достаточно обширной территорией (широкий моноцентризм) - имеют точки соприкосновения. Можно предположить, что, так сказать, "опережающими темпами" она происходила в Восточной Африке Юго-Восточной Европе и на Ближнем Востоке.

Сейчас много споров вызывает проблема приоритета Африки или Европы.

Судя по некоторым данным, на древнейшей прародине человечества сапиенс мог появиться на несколько десятков тысяч лет раньше, чем на других территориях. Однако, если и принять эту гипотезу, она вовсе не исключает возможности того: что сапиентация происходила и в других районах Старого Света. Большая часть сторонников полицентризма признает умеренное число центров сапиентации: от двух ("дицентризм") до четырех-пяти.

Высказывалось, правда, и такое соображение: очагов возникновения сапиенса могло быть столько же, сколько было мест формирования культуры верхнего палеолита.

Ведь мустьерская культура в основном связана с неандертальцем, а культура верхнего палеолита - с сапиенсом.

Однако жесткой связи между каменным инвентарем и физическим типом не было, не было, видимо и непреодолимой границы между неандертальцем и сапиенсом в культурном отношении.

В пользу полицентризма говорит и почти одновременное появление сапиенса на рубеже верхнего палеолита - примерно 40-35 тыс. лет назад, притом в таких удаленных друг от друга, а иногда даже окраинных районах, как Индонезия (Ниа на Калимантане), Западная Европа (Кроманьон, Ханёферзанд) или Южная Африка (Флорисбад).

Один из самых существенных вопросов касается древности формирования рас современного человечества - негроидной, европеоидной и монголоидной

Сами же большие расы современного человечества образовались только в постпалеолитическое время. То есть сапиенс древнее рас, процессы сапиентации и расогенеза совпадали лишь частично, и последние происходили уже на достаточно смешанной основе.

Заключительный этап гоминизации - процесс сапиентации - занял в основном последние 100 тыс.

лет. На этом отрезке антропогенеза произошли существенные сдвиги в морфологической организации, познавательных способностях, снизилась скорость процессов старения, увеличилась продолжительность жизни (с.

Распространение современного человека

В Африке были найдены более древние ископаемые остатки, чем на каком-либо из других континентов. Так, в Южной Эфиопии нашли Омо-I – неполный череп со многими современными признаками, возраст которого, вероятно, более 60 тысяч лет. В устье южноафриканской реки Клазис обнаружены "современные" остатки, возраст которых 100 тысяч лет, а в пещере Бордер найдена "современная" нижняя челюсть возрастом 90 тысяч лет.

Ископаемые черепа 40-тысячелетней давности, которые относятся к вполне современному типу, встречены в самых различных районах Азии – от Израиля до Явы.

У всех них есть подбородочный выступ или другие явно "современные" признаки.

Впервые люди появились в Северной Америке, вероятно, между 70 и 12 тысячами лет назад.

В периоды наибольших похолодании в это время море отступало и образовывалась широкая сухопутная перемычка Берингия, которая сейчас затоплена Беринговым проливом.

Следы очагов и ископаемые остатки, возраст которых установлен, свидетельствуют, что современный человек жил в Австралии по крайней мере уже 40 тысяч лет назад.

Вероятнее всего, люди впервые появились здесь в период от 55 до 45 тысяч лет назад, когда уровень океана был на 160 футов (50 м) ниже, чем сейчас, и многие острова составляли единое целое.

На этой шкале предоставлено развитие всех первобытных людей мира, начиная с того периода, когда возникли первые человекоподобные гоминиды (5 млн.лет назад) и до 700 г.до.н.э.

5 000 000- 2 000 000 до.

В Африке появляются первые гоминиды, обитавшие на деревьях.

2 000 000- 250 000 до. н.э.

Появляется человек прямоходящий – Homo erectus – и расселяются по Азии и Европе.

250 000 – 120 000 до. н.э.

В Африке – Нomo sapiens – которые постепенно переселяются на север.

80 000 – 30 000 до. н.э.

В Европе живут неандертальцы (обитатели пещер).

50 000 – 25 000 до.

Современные люди расселяются по территории Европы, Азии, Австралии, Америки. Изготавливают орудия труда из кости и камня.

25 000 – 10 000 до. н.э.

Первые круглые дома, рисунки и резьба.

10 000 – 9 000 до. н.э.

Изменение климата, конец ледниковой эпохи.

9 000 – 7 000 до. н.э.

Возникновение земледелия в отдельных районах мира.

Поселения в Сирии, Палестине, на Кипре. Одомашнена собака.

7 000 – 6 000 до. н.э.

В восточном Средиземноморье одомашнены козы, овцы, свиньи. Изготавливают ткани льняные, керамики, применяется медь. Строятся первые города.

5 000 – 4 000 до. н.э.

В Анатолии обрабатывают медь и свинец. Одомашнены лошадь, осел. В районе Мексиканского залива выращивают маис, в Перу – хлопок, в Китае и Индии – рис.

4 000 – 3 000 до.

Шумерская цивилизация. Первая письменность. Изделия из золота, серебра, свинца. Орошение. Парусные суда на Ниле и Евфрате. Каменные храмы и гробницы на Мальте и в Европе.

3 000 – 2 000 до.

Первые фараоны Египта, иероглифическая письменность. В Месопотамии изобретена колесница. Возникновение цивилизации долины Индии. Ткани из хлопка. Методы обработки меди и изготовления тканей распространяются по всей Западной Европе.

2 000 – 1000 до. н.э.

Распространение методов обработки бронзы по Европе. Завершено строительство Стоунхенджа.

1 000 – 700 до.н.э.

Культкура ольмеков в Мексике. Кельты расселяются по Центральной Европе, Британским островам.

К 700 г.до н.э. в Европе открыт секрет обработкаи железа. В Америке и Африке развиваются доисторические культуры.

), жившего от 1,2 млн. до 800 тыс. лет назад. В целом понятие первого человека в науке чётко не определено, и обычно под ним подразумевается наиболее древний ископаемый вид, по ряду формальных признаков сходный с Homo sapiens . Однако приблизительной границей между человеком и гоминидом, не являющимся человеком, считается существо с объёмом мозга в 600 кубических сантиметров. Наши предки с объёмом мозга в 650-680 куб.см. уже относятся к человеку умелому Homo habilis .

Религиозные представления

По вавилонскому эпосу Энума элиш

По Книге Бытия : в иудаизме, христианстве

В Каббале

Согласно представлениям Каббалы, с Адама началось духовное развитие человечества. Он впервые в истории человечества получил желание к познанию духовного мира и постиг природу обоих миров - материального и духовного. Ему приписывается авторство каббалистической книги «Сефер Разиэль ха-малах » (Книга ангела Разиэля).

По Корану в исламе

В отличие от Библии, где приводится систематизированное повествование об Адаме, в Коране Адам упоминается в нескольких отдельных сурах (главах). Отдельные стихи (аяты) с упоминанием его имени разбросаны по всему Корану. В тридцать второй суре «Челобитие» говорится, что Аллах сотворил Адама из глины:

«Он - Тот, кто знает сокровенное и явное, великий, милосердный, который сделал прекрасным все сущее, что сотворил, и сотворил в первый раз человека из глины» (32:6-7).

Вторая сура «Корова», наиболее полно раскрывает предназначение Адама:

И сказал твой Господь ангелам: «Я поставлю на земле наместника». Они спросили: «Поставишь ли Ты на земле того, кто будет грешить и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя?» Аллах ответил: «Воистину, Я ведаю о том, что вам неведомо» (аят 30). И Аллах научил Адама всем именам, затем вопросил о них ангелов и велел им: «Разъясните мне [суть] этих имен, если вы искренни» (аят 31). Ангелы ответили: «Хвала тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты - всеведущий, мудрый» (аят 32). Аллах сказал: «О Адам! Разъясни им [суть] имён». Когда Адам разъяснил ангелам [суть] имён, Аллах сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, знаю, что вы делаете явно и что вы утаиваете?» (аят 33). И тогда Мы повелели ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Все пали ниц, кроме Иблиса, [который] отказался [пасть ниц], возгордился и стал неверующим (аят 34). Тогда Мы сказали: «О Адам! Поселись вместе со своей супругой в райском саду, ешьте там вволю, чего бы вам ни захотелось, но не приближайтесь вот к этому дереву, а не то окажетесь в числе нечестивцев» (аят 35).

У древних индийцев

Пуруша - согласно мифологии Древней Индии, существо, живущее в человеческом сердце и одновременно населяющее Космос. При этом каждое человеческое существо несёт в себе частицу бессмертия.

У древних германцев и скандинавов

Из искр и талой воды возникли великан Имир и корова Аудумла , вскормившая его своим молоком. Из пота Имира родилась пара - мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны . Аск и Эмбла - люди, которых ещё в виде древесных прообразов, бездыханных и «лишённых судьбы», нашли на берегу моря боги; оживив их, они даровали им разум и речь. (См. также Бури).

У зороастрийцев (древних персов)

В культуре Древней Персии первопредок людей - Гайомарт, излучавший свет. После смерти Гайомарта все металлы «брызнули» из его тела, душа превратилась в золото, а из семени появилась первая супружеская чета, в виде куста ревеня: Машйа и Машйана .

В Древней Греции

Фороней - предок и породитель человечества, сын бога реки Инаха и нимфы Мелии . Историк Акусилай называл его в «Генеалогии» первым «человеком и первым земным царем», царем всего Пелопоннеса . Платон в «Тимее» и Климент Александрийский в «Строматах » также утверждали, что Фороней был первым человеком или же «отцом смертных».

В Восточной Африке

Однажды на пустынный берег моря выползла жаба - первое существо на тверди земной. На небе в те времена не было ничего кроме Луны. У Луны родилась идея сотворить человека, и она поведала о ней Жабе. Но жаба опередила Луну и, невообразимо раздувшись, породила двоих близнецов - мужчину и женщину. Это были первые люди на земле.

Разгневалась Луна на Жабу и испепелила её. Взяв на своё попечение людей - детей Жабы, она помогла им довести своё тело до совершенства, наделила разумом и даром речи, придав им сходство с современными людьми. И нарекла Луна мужчину Батетой, а женщину Ханной.

Батета и Ханна прожили на земле в несколько раз дольше, чем живут люди теперь, а когда жизнь стала им не в радость, Луна, как и обещала, спустилась на землю и унесла их с собой. Вскоре почили их первенцы и были похоронены в земле, а потом смерть стала приходить за людьми всё чаще и чаще.

В Западной Африке

На небесах Олорун , Верховное Существо, начал творить первых людей. Ориша Нла вылепил их формы из земли, но вдохнуть в них жизнь мог только Олорун. Ориша Нла спрятался в мастерской Олоруна, чтобы подсмотреть, как это будет происходить. Но Олорун узнал об этом и погрузил Ориша Нла в глубокий сон; так что только Олорун знает тайну оживления тела. И по сей день Ориша Нла делает новые человеческие тела посредством отца и матери будущего новорождённого, но вдыхает жизнь в них именно Олорун.

См. также

Напишите отзыв о статье "Первый человек"

Ссылки

Литература

  • Лафарг П., Миф об Адаме и Еве, [пер. с нем.], СПБ. 1906;
  • Тренчени-Вальдапфель И., Общественный фон для двух мифов об Адаме, в кн.: Происхождение библии, М., 1964;
  • Gunkel Н., Die Urgeschichte und die Patriarchen, Gott., 1911;
  • Hubner P., Vom ersten Menschen wird erzählt in Mythen, Wissenschaft und Kunst, Düsseldorf, ;
  • Patai R., Adam we-Adamah, Jerusalem, 1942;
  • Quispel G., Der gnostische Anthropos und die jüdische Tradition, «Eranos Jahrbuch», 1953, Bd 22;
  • Röhrich L., Adam und Eva, , 1968;
  • Scһöpfungsmythen, Darmstadt, 1977;
  • Strothmann F., Die Anschauungen von der Weltschöpfung im alten Testament, Münster. 1933;
  • Westermann C., Der Mensch im Urgeschehen, «Kerygma und Dogma», 1967, Jg. 13, H. 4.
  • Beck Е., lblis und Mensch, Satan und Adam: der Werdegang einer koranischen Erzählung, «Le Museon», 1976, v. 89, fasc. 1-2.

Отрывок, характеризующий Первый человек

Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место.
Невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии. Блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу. Бесчисленное количество так называемых случайностей сопутствует ему везде. Немилость, в которую он впадает у правителей Франции, служит ему в пользу. Попытки его изменить предназначенный ему путь не удаются: его не принимают на службу в Россию, и не удается ему определение в Турцию. Во время войн в Италии он несколько раз находится на краю гибели и всякий раз спасается неожиданным образом. Русские войска, те самые, которые могут разрушить его славу, по разным дипломатическим соображениям, не вступают в Европу до тех пор, пока он там.
По возвращении из Италии он находит правительство в Париже в том процессе разложения, в котором люди, попадающие в это правительство, неизбежно стираются и уничтожаются. И сам собой для него является выход из этого опасного положения, состоящий в бессмысленной, беспричинной экспедиции в Африку. Опять те же так называемые случайности сопутствуют ему. Неприступная Мальта сдается без выстрела; самые неосторожные распоряжения увенчиваются успехом. Неприятельский флот, который не пропустит после ни одной лодки, пропускает целую армию. В Африке над безоружными почти жителями совершается целый ряд злодеяний. И люди, совершающие злодеяния эти, и в особенности их руководитель, уверяют себя, что это прекрасно, что это слава, что это похоже на Кесаря и Александра Македонского и что это хорошо.
Тот идеал славы и величия, состоящий в том, чтобы не только ничего не считать для себя дурным, но гордиться всяким своим преступлением, приписывая ему непонятное сверхъестественное значение, – этот идеал, долженствующий руководить этим человеком и связанными с ним людьми, на просторе вырабатывается в Африке. Все, что он ни делает, удается ему. Чума не пристает к нему. Жестокость убийства пленных не ставится ему в вину. Ребячески неосторожный, беспричинный и неблагородный отъезд его из Африки, от товарищей в беде, ставится ему в заслугу, и опять неприятельский флот два раза упускает его. В то время как он, уже совершенно одурманенный совершенными им счастливыми преступлениями, готовый для своей роли, без всякой цели приезжает в Париж, то разложение республиканского правительства, которое могло погубить его год тому назад, теперь дошло до крайней степени, и присутствие его, свежего от партий человека, теперь только может возвысить его.
Он не имеет никакого плана; он всего боится; но партии ухватываются за него и требуют его участия.
Он один, с своим выработанным в Италии и Египте идеалом славы и величия, с своим безумием самообожания, с своею дерзостью преступлений, с своею искренностью лжи, – он один может оправдать то, что имеет совершиться.
Он нужен для того места, которое ожидает его, и потому, почти независимо от его воли и несмотря на его нерешительность, на отсутствие плана, на все ошибки, которые он делает, он втягивается в заговор, имеющий целью овладение властью, и заговор увенчивается успехом.
Его вталкивают в заседание правителей. Испуганный, он хочет бежать, считая себя погибшим; притворяется, что падает в обморок; говорит бессмысленные вещи, которые должны бы погубить его. Но правители Франции, прежде сметливые и гордые, теперь, чувствуя, что роль их сыграна, смущены еще более, чем он, говорят не те слова, которые им нужно бы было говорить, для того чтоб удержать власть и погубить его.
Случайность, миллионы случайностей дают ему власть, и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти. Случайности делают характеры тогдашних правителей Франции, подчиняющимися ему; случайности делают характер Павла I, признающего его власть; случайность делает против него заговор, не только не вредящий ему, но утверждающий его власть. Случайность посылает ему в руки Энгиенского и нечаянно заставляет его убить, тем самым, сильнее всех других средств, убеждая толпу, что он имеет право, так как он имеет силу. Случайность делает то, что он напрягает все силы на экспедицию в Англию, которая, очевидно, погубила бы его, и никогда не исполняет этого намерения, а нечаянно нападает на Мака с австрийцами, которые сдаются без сражения. Случайность и гениальность дают ему победу под Аустерлицем, и случайно все люди, не только французы, но и вся Европа, за исключением Англии, которая и не примет участия в имеющих совершиться событиях, все люди, несмотря на прежний ужас и отвращение к его преступлениям, теперь признают за ним его власть, название, которое он себе дал, и его идеал величия и славы, который кажется всем чем то прекрасным и разумным.
Как бы примериваясь и приготовляясь к предстоящему движению, силы запада несколько раз в 1805 м, 6 м, 7 м, 9 м году стремятся на восток, крепчая и нарастая. В 1811 м году группа людей, сложившаяся во Франции, сливается в одну огромную группу с серединными народами. Вместе с увеличивающейся группой людей дальше развивается сила оправдания человека, стоящего во главе движения. В десятилетний приготовительный период времени, предшествующий большому движению, человек этот сводится со всеми коронованными лицами Европы. Разоблаченные владыки мира не могут противопоставить наполеоновскому идеалу славы и величия, не имеющего смысла, никакого разумного идеала. Один перед другим, они стремятся показать ему свое ничтожество. Король прусский посылает свою жену заискивать милости великого человека; император Австрии считает за милость то, что человек этот принимает в свое ложе дочь кесарей; папа, блюститель святыни народов, служит своей религией возвышению великого человека. Не столько сам Наполеон приготовляет себя для исполнения своей роли, сколько все окружающее готовит его к принятию на себя всей ответственности того, что совершается и имеет совершиться. Нет поступка, нет злодеяния или мелочного обмана, который бы он совершил и который тотчас же в устах его окружающих не отразился бы в форме великого деяния. Лучший праздник, который могут придумать для него германцы, – это празднование Иены и Ауерштета. Не только он велик, но велики его предки, его братья, его пасынки, зятья. Все совершается для того, чтобы лишить его последней силы разума и приготовить к его страшной роли. И когда он готов, готовы и силы.
Нашествие стремится на восток, достигает конечной цели – Москвы. Столица взята; русское войско более уничтожено, чем когда нибудь были уничтожены неприятельские войска в прежних войнах от Аустерлица до Ваграма. Но вдруг вместо тех случайностей и гениальности, которые так последовательно вели его до сих пор непрерывным рядом успехов к предназначенной цели, является бесчисленное количество обратных случайностей, от насморка в Бородине до морозов и искры, зажегшей Москву; и вместо гениальности являются глупость и подлость, не имеющие примеров.
Нашествие бежит, возвращается назад, опять бежит, и все случайности постоянно теперь уже не за, а против него.
Совершается противодвижение с востока на запад с замечательным сходством с предшествовавшим движением с запада на восток. Те же попытки движения с востока на запад в 1805 – 1807 – 1809 годах предшествуют большому движению; то же сцепление и группу огромных размеров; то же приставание серединных народов к движению; то же колебание в середине пути и та же быстрота по мере приближения к цели.

Первый человек

Адам; Микеланджело

Религиозные представления

По Книге Бытия : в Иудаизме, Христианстве

Согласно представлениям Каббалы, с Адама началось духовное развитие человечества. Он впервые в истории человечества получил желание к познанию духовного мира и постиг природу обоих миров - материального и духовного. Адаму приписывается авторство древней каббалистической книги «Сефер Разиэль ха-малах » (Книга ангела Разиэля).

У древних германцев и скандинавов

Из искр и талой воды возникли великан Имир и корова Аудумла , вскормившая его своим молоком. Из пота Имира родилась пара - мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны . Аск и Эмбла - люди, которых ещё в виде древесных прообразов, бездыханных и «лишённых судьбы», нашли на берегу моря боги; оживив их, они даровали им разум и речь. (См. также Бури).

По шумерскому эпосу Энума элиш

У древних индийцев

Пуруша - согласно мифологии Древней Индии, существо, живущее в человеческом сердце и одновременно населяющее Космос. При этом каждое человеческое существо несёт в себе частицу бессмертия. вцвцвцвв

У древних персов

В культуре Древней Персии первопредок людей - Гайомарт, излучавший свет. После смерти Гайомарта все металлы «брызнули» из его тела, душа превратилась в золото, а из семени появилась первая супружеская чета, в виде куста ревеня: Машйа и Машйана .

В Древней Греции

Фороней - предок и породитель человечества, сын бога реки Инаха и нимфы Мелии . Историк Акусилай называл его в «Генеалогии» первым «человеком и первым земным царем», царем всего Пелопоннеса . Платон в «Тимее» и Климент Александрийский в «Строматах» также утверждали, что Фороней был первым человеком или же «отцом смертных».

Восточная Африка

Однажды на пустынный берег моря выползла жаба - первое существо на тверди земной. На небе в те времена не было ничего кроме Луны. У Луны родилась идея сотворить человека, и она поведала о ней Жабе. Но жаба опередила Луну и, невообразимо раздувшись, породила двоих близнецов - мужчину и женщину. Это были первые люди на земле.

Разгневалась Луна на Жабу и испепелила её. Взяв на своё попечение людей - детей Жабы, она помогла им довести своё тело до совершенства, наделила разумом и даром речи, придав им сходство с современными людьми. И нарекла Луна мужчину Батетой, а женщину Ханной.

Батета и Ханна прожили на земле в несколько раз дольше, чем живут люди теперь, а когда жизнь стала им не в радость, Луна, как и обещала, спустилась на землю и унесла их с собой. Вскоре почили их первенцы и были похоронены в земле, а потом смерть стала приходить за людьми всё чаще и чаще.

Западная Африка

На небесах Олорун, Верховное Существо, начал творить первых людей. Ориша Нла вылепил их формы из земли, но вдохнуть в них жизнь мог только Олорун. Ориша Нла спрятался в мастерской Олоруна, чтобы подсмотреть, как это будет происходить. Но Олорун узнал об этом и погрузил Ориша Нла в глубокий сон; так что только Олорун знает тайну оживления тела. И по сей день Ориша Нла делает новые человеческие тела посредством отца и матери будущего новорождённого, но вдыхает жизнь в них именно Олорун.

По Корану в Исламе

В отличие от Библии, где приводится систематизированное повествование об Адаме, в Коране Адам упоминается в нескольких отдельных сурах (главах). Отдельные стихи (аяты) с упоминанием его имени разбросаны по всему Корану. В тридцать второй суре «Челобитие» говорится, что Аллах сотворил Адама из глины:

«Он - Тот, кто знает сокровенное и явное, великий, милосердный, который сделал прекрасным все сущее, что сотворил, и сотворил в первый раз человека из глины» (32:6-7).

Вторая сура «Корова», наиболее полно раскрывает предназначение Адама:

И сказал твой Господь ангелам: «Я поставлю на земле наместника». Они спросили: «Поставишь ли Ты на земле того, кто будет грешить и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя?» Аллах ответил: «Воистину, Я ведаю о том, что вам неведомо» (аят 30). И Аллах научил Адама всем именам, затем вопросил о них ангелов и велел им: «Разъясните мне [суть] этих имен, если вы искренни» (аят 31). Ангелы ответили: «Хвала тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты - всеведущий, мудрый» (аят 32). Аллах сказал: «О Адам! Разъясни им [суть] имён». Когда Адам разъяснил ангелам [суть] имён, Аллах сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, знаю, что вы делаете явно и что вы утаиваете?» (аят 33). И тогда Мы повелели ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Все пали ниц, кроме Иблиса, [который] отказался [пасть ниц], возгордился и стал неверующим (аят 34). Тогда Мы сказали: «О Адам! Поселись вместе со своей супругой в райском саду, ешьте там вволю, чего бы вам ни захотелось, но не приближайтесь вот к этому дереву, а не то окажетесь в числе нечестивцев» (аят 35).

О причинах недовольства Иблиса повествует седьмая сура «Ограды»:

Спросил [Аллах]: «Что мешает тебе поклониться, раз Я повелел тебе?» [Иблис] ответил: «Я - лучше его: Ты сотворил меня из огня, а его - из глины» (аят 12). Тогда Аллах предупредил Адама: «И тогда Мы изрекли: „О Адам! Воистину, он - враг тебе и твоей жене. Да не вынудит он вас обоих покинуть рай - ведь [тогда] ты станешь несчастным“ (двадцатая сура „Та Ха“, 117 аят). В раю тебе не придется ни голодать, ни ходить нагим, там ты не будешь страдать ни от жажды, ни от зноя». Но шайтан стал нашептывать ему: «О Адам! Не показать ли тебе древо [с плодами, дарующими] вечность и вечную власть?» [Адам и его супруга] поели [плодов того дерева], и увидели они свою наготу. Они стали прикрываться сложенными [вместе] листьями райских деревьев. Так Адам ослушался своего Господа и сошел с правильного пути. Потом Господь избрал его [из числа других], простил и направил на прямой путь. [Аллах] сказал: «Низойдите из рая вы оба, и одни [из ваших потомков] да будут врагами других. Если вы по моей воле ступите на прямой путь, то тот, кто последует ему, не окажется ни в заблуждении, ни в бедствии» (аяты 118-123).

См. также

Ссылки

Литература

  • Лафарг П., Миф об Адаме и Еве, [пер. с нем.], СПБ. 1906;
  • Тренчени-Вальдапфель И., Общественный фон для двух мифов об Адаме, в кн.: Происхождение библии, М., 1964;
  • Gunkel Н., Die Urgeschichte und die Patriarchen, Gott., 1911;
  • Hubner P., Vom ersten Menschen wird erzählt in Mythen, Wissenschaft und Kunst, Düsseldorf, ;
  • Patai R., Adam we-Adamah, Jerusalem, 1942;
  • Quispel G., Der gnostische Anthropos und die jüdische Tradition, «Eranos Jahrbuch», 1953, Bd 22;
  • Röhrich L., Adam und Eva, , 1968;
  • Scһöpfungsmythen, Darmstadt, 1977;
  • Strothmann F., Die Anschauungen von der Weltschöpfung im alten Testament, Münster. 1933;
  • Westermann C., Der Mensch im Urgeschehen, «Kerygma und Dogma», 1967, Jg. 13, H. 4.
  • Beck Е., lblis und Mensch, Satan und Adam: der Werdegang einer koranischen Erzählung, «Le Museon», 1976, v. 89, fasc. 1-2.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Карломан (король франков)
  • Монацит

Смотреть что такое "Первый человек" в других словарях:

    Первый человек на Луне (почтовая марка США) - Первый человек на Луне First Man on the Moon … Википедия

    Первый человек (роман) - Первый человек Le Premier homme Жанр: роман

Происхождение человека давно занимает лучшие умы антропологов, но к единому мнению не удалось придти и сейчас, ведь каждый из исследователей отстаивает исключительно свою точку зрения. Наиболее правдоподобной считается теория, по которой самый первый человек на Земле является продуктом постепенного развития из человекоподобной обезьяны.

Если прочитать труды антропологов, можно понять, что, по их мнению, на Земле появились самые первые люди около 1,5 миллионов лет назад, по крайней мере таков возраст найденных останков. Находки были обнаружены в Африке, в пустыне Калахари, судя по исследованиям костей, они принадлежали австралопитекам - прямым предкам современного человека. Однако, в 1982 году русские археологи обнаружили ещё более древние захоронения на территории современной Якутии, возраст которых определялся, как 2,5 миллионов лет.

В раскопках нашли примитивные орудия труда и кости животных, убитых и послуживших пищей для некого сообщества австралопитеков. Однако данные находки не служат доказательством разумности древних людей, они только делали первые шаги на пути к развитию мозга и подчинению природы. Считается, что только 500 тысяч лет назад люди научились общаться друг с другом посредством осознанного набора звуков - зачатком осмысленной речи. К этому периоду относится появление на стенах пещер изображений животных и окружающей местности.

Овладев разумной речью, древний человек стал развиваться намного быстрее, чем раньше, стали создаваться племена, в которых существовало разделение труда. Учёные считают, что с этого периода можно говорить уже о развитии человека прямо ходящего в человека разумного и дальнейшем его совершенствовании.

Теологи совсем по-другому рассказывают, как появился самый первый человек на Земле, они утверждают, что Бог сотворил Вселенную, нашу планету, животный и растительный мир. После этого создал мужчину и женщину, которые стали родоначальниками всего современного человечества. Сначала Адам и Ева, как назвал Создатель первых людей, жили в райском саду, потом, из-за прегрешений и пререканий с Господом, были из него изгнаны и стали жить на грешной Земле, плодиться и размножаться.

Богословы, ратующие за данную теорию о возникновении человека, говорят, что наш организм, хотя и несколько похожий на обезьяний, все-таки намного сложней, поэтому, сам по себе появиться не мог, его сотворил Бог своими руками. Ещё один довод в пользу божественного происхождения людей состоит в том, что у животных, в том числе и у человекоподобных обезьян, нет разума и души, которые дать людям мог только Создатель. Вместе с тем, божественная теория не даёт понятия о конкретном сроке появления на свет Адама и Евы. Некоторые исследователи считают, что они были созданы около 43 тысяч лет назад, другие называют совершенно другие цифры - приблизительно 6 тысяч лет.

В последнее время появилась теория возникновения человека разумного от инопланетян, посетивших нашу планету несколько сот тысяч лет назад. Одна из версий сообщает, что существа с другой планеты создали людей, приспособленных к местным условиям, чтобы те занимались добычей золота, необходимого для развития их мира. Впоследствии, у этих работников появился разум, а когда пришельцы отбыли к себе на родину, люди остались на Земле и продолжили своё существование.

Не менее фантастической выглядит идея, по которой некие небожители спускались на поверхность Земли и вступали в связь с древними женщинами. От них произошли более умные и развитые потомки, ставшие, со временем, руководить племенами и сообществами и учить более отсталых членов общин новым приёмам добычи пищи и постройке жилищ. По этой теории дети, внуки и правнуки Богов стали первыми разумными людьми на Земле и передали свои способности всему человечеству.

Как уже известно, существует несколько теорий возникновения человека разумного, каждая из которых защищается определёнными группами исследователей. Доподлинно неизвестно, когда и как появились на Земле первые люди, обладающие достаточным разумом, чтобы стать вершиной творения Бога (или природы).

В человеческом обществе исторически сложились две основных версии происхождения человека: креационное и эволюционное. Эволюционная теория не в состоянии объяснить генетическое несоответствие вида земных гуманоидных видов (неандерталец) и современного человека (Homo Sapiens), так как отсутствует целое звено или общий предок. Анализ же библейской версии происхождения человека, приводит к выводам о том, что в Ветхом Завете нет никакой информации о появлении человека на Земле, а только мифизированная история происхождения иудеев на территории современной Индии, в результате смешения белой и чёрной рас, и история миграции племён из Дравидии в Страну Рукотворных Гор (Древний Египет), как следствие Второго Арийского Похода в Дравидию против ЧЁРНЫХ МАГОВ, поклоняющихся ЧЁРНОЙ МАТЕРИ. Да и само сотворение земли описано самым что ни на есть примитивным образом явно не со слов Господа Бога.

Следовательно, ни современная наука, ни основные религии (аврамические) не дают ответа, откуда же и как появился современный человек на Земле?! Среди учёных укоренилось мнение, что только практика (причём, в её самом банальном смысле) является критерием истины. Однако, в этом случае складывается прямо-таки парадоксальная ситуация: наука должна исходить из эксперимента, в то время, как идея бесконечности не может иметь экспериментального подтверждения, так как имеет в своём распоряжении только материально-ограниченные приборы, созданные на представлениях, полученных через органы чувств.
Где же выход?
А выход в том, что кроме практики существуют и другие критерии истины, основанные на других методах познания. И среди них — умозрение , способность мозга свести в единую непротиворечивую систему все накопленные человеческой цивилизацией знания, точнее переосмыслить всю имеющуюся информацию. Такая способность появилась после других умопостигающих способностей живых организмов и которая, собственно говоря, делает человека человеком. Пользуясь принципами абстрактного мышления, можно перешагнуть тот рубеж, который доступен практике человека, и умозрительно охватить, казалось бы, невозможное — всю Вселенную, правда для этого необходимо иметь качественно развитый мозг.

Одноклеточные эволюционно разделились на два «эволюционных рукава» - растительные одноклеточные организмы и плотоядные. Одноклеточные растительные организмы пошли эволюционировать по пути синтеза органических веществ, необходимых для поддержания их жизни посредством поглощения солнечного света, в то время, как плотоядные одноклеточные начали свою эволюцию, поглощая уже готовую органику, трудолюбиво создаваемую растительными организмами. Поэтому вторые без первых существовать просто не могут.
Эволюционное развитие, механизмы которого я детально излагаю в своих книгах, шло по пути создания колоний однотипных одноклеточных организмов, которые соединялись между собой своими усиками - отростками своих клеточных мембран. Со временем их «усики» переплелись так, что они были уже не в состоянии освободиться от «объятий» своих соседей и добровольная колония одноклеточных организмов превратилась в их тюрьму, - жёсткую колонию одноклеточных организмов, где каждая клетка получала «пожизненную прописку» без права «переезда», почти, как прописка в бывшем СССР. В жёстких колониях разные однотипные одноклеточные организмы оказались в разных внешних условиях. Одноклеточные организмы, которые оказались внутри колонии, оказались окружены со всех сторон другими одноклеточными организмами, которые, таким образом, становились их естественной защитой, в то время как внешние одноклеточные организмы оказались подвержены прямому воздействию внешней среды, которая часто оказывалась весьма агрессивной.
Оказавшись в разных внешних условиях, подвергаясь различному внешнему воздействию - химическому и радиационному - в тождественных изначально одноклеточных организмах жёстких колоний, стали происходить разные биохимические изменения, которые, в конечном итоге, привели к появлению в жёстких колониях клеток, которые и выглядели по-разному и стали выполнять разные функции в интересах всей жёсткой колонии. Так возникли многоклеточные организмы. Многоклеточные живые организмы - это жёсткие колонии одноклеточных организмов, выполняющих разные функции в интересах выживания как самих себя, так и всей колонии в целом, своеобразный «колхоз», созданный природой.
Теперь напомню Вам, что каждый вирус, одноклеточный организм имеют второе материальное тело, которое является точной копией физически плотного вируса, одноклеточного организма и строится из «строительного материала» других органических и неорганических молекул, попавших в «зону притяжения» спиралей молекул ДНК или РНК. Поэтому, на втором планетарном уровне вторые материальные тела одноклеточных организмов жёсткой колонии создают тождественную жёсткую колонию из вторых материальных тел, которые переплетаются между собой точно так же, как переплетаются на физическом уровне одноклеточные организмы жёсткой колонии. Жёсткую колонию одноклеточных организмов называют многоклеточным организмом, а одноклеточные организмы этой жёсткой колонии - клетками многоклеточного организма. Хотелось бы обратить внимание на то, что каждая клетка многоклеточного организма является самостоятельным живым одноклеточным организмом, входящим в жёсткую колонию одноклеточных организмов. Так вот, жёсткая колония вторых материальных тел и есть то, что люди называют сущностью, душой.

Эволюционное развитие многоклеточных организмов, привело к появлению у живых организмов третьих материальных тел (астральных), которые в свою очередь создают жёсткую колонию - третье материальное тело многоклеточного организма. , в этом случае, будет представлять собой уже систему из двух жёстких систем - жёсткой колонии (системы) вторых материальных тел клеток и жёсткой системы третьих материальных тел клеток. В дальнейшем назовём жёсткую колонию одноклеточных организмов физически плотным телом, жёсткую колонию вторых материальных тел - вторым телом, жёсткую колонию третьих материальных тел - третьим телом многоклеточного организма и т.д. Второе, третье, четвёртое и т.д. тела многоклеточных организмов и образуют собой сущность.
В зависимости от эволюционного развития живого существа, его сущность может состоять из одного тела - второго тела, из двух - второго и третьего, из трёх - второго, третьего и четвёртого материальных тел многоклеточного организма. И поэтому, когда первое материальное тело - физически плотное тело погибает или умирает, сущность, состоящая из второго, третьего и т.д. материальных тел, освобождается от своей жёсткой «привязанности» к физическому телу. А если учесть, что эмоции, память и сознание являются результатом эволюционного развития на уровне второго, третьего и четвёртого материальных тел, становится ясно, почему люди в состоянии клинической смерти видят своё физическое тело со стороны и в состоянии думать, чувствовать и осознавать самих себя. «Сброс» физического тела не означает гибели живого существа.
Сущность, имеющая два и более материальных тел, становится устойчивой и не погибает с гибелью физического тела. Единственное, что происходит при потере физического тела, так это замедление эволюционных процессов. Без физического тела сущность как бы оказывается в «замороженном состоянии» и не может развиваться дальше. Для дальнейшего развития сущности необходимо новое физическое тело, которое она и нарабатывает входя в момент зачатия в оплодотворённую яйцеклетку. И всё повторяется вновь. Как следует из изложенного выше, первые сущности появились у вирусов, как следствие определённой пространственной организации самых обычных атомов и любая сущность суть материальна, только образована материей в другой форме. Мысли - тоже материальны, как Вы могли убедиться лично, когда я мысленно двигал стаканы. Только опять, это - «другая» материя, по отношению к привычным для «нормального» человека представлениям. Человек не в состоянии почувствовать радиоволны или радиацию, но, тем не менее, радиоактивное облучение убивает, а с помощью радиоволн готовят пищу. Поэтому, говорить о том, что первично - материя или сознание - бессмысленно, потому что сознание материально и воздействуя сознанием на «обычную» материю можно изменять последнюю. Оба эти понятия взаимосвязаны, взаимозаменяемы и составляют одно целое...
Чтобы сохранить свою сущность от разрушения, можно в двух словах посоветовать не делать другим то, чего бы не хотел, чтобы сделали тебе. Если «нормальный» человек будет придерживаться этого правила, весьма вероятно, что он избежит «ада». Наказание за грех человек получает в момент свершения греха, а не после смерти. Изменения, происходящие при этом как с физическим телом, так и сущностью, суть реальные процессы, происходящие на уровне физического тела, второго, третьего и так далее тел сущности. И вновь Господу Богу нечего делать. После смерти физического тела возникает энергетический выброс, который открывает столько качественных планетарных барьеров, сколько тел имеет сама сущность. Если сущность имеет в своём составе два тела - второе и третье - открывается два качественных барьера и т.д. Другими словами, сущность оказывается на таком эволюционном уровне, которого она достигла при развитии в данном физическом теле.
В момент зачатия сущность входит в биомассу, генетика которой соответствует эволюционному уровню сущности. Происходит это автоматически в момент зачатия, так что и в этом случае Господь Бог «свечку не держал». Поэтому, ничего случайного и незаслуженного не происходит. Видимость несправедливости возникает из-за непонимания того, что из себя представляет жизнь. Каждое физическое тело для сущности является временной одеждой. Если человек, свершив убийство, поменял свой костюм, он не становится от этого невиновным. Преступление свершает не «костюм», а носитель костюма - сущность, находящаяся в данном физическом теле»...
(Продолжение следует)