2017-11-07 19:57:54
Идеи о «возвращении к истокам», о жизни в гармонии с природой во все времена волновали умы людей. Они популярны и сегодня, когда цивилизация распространилась почти во всех уголках земли. И многие от нее устали.

ЛЫКОВЫ
Семья староверов Лыковых отправилась в леса Хакасии ещё в 1930-е годы. Они жили вдали от цивилизации более 40 лет. Лыковы построили деревянную избу вблизи небольшой горной реки. Добывали еду посредством охоты (с помощью ям и другими способами), ловили рыбу, а также собирали грибы, орехи и другие дикорастущие растения. Кроме того, у Лыковых имелось приусадебное хозяйство: они сажали репу, картофель, горох, коноплю и так далее. Соли в рационе не было. Огонь добывался с помощью кремня и кресала. Отшельники шили себе одежду из конопли с помощью ткацкого станка, который изготовили самостоятельно. Хозяйство Лыковых было обнаружено геологами в конце 1970-х годов. Об этих необычных людях узнали не только советские граждане, но и весь мир. В Советском Союзе о них были написаны серии статей и даже книги. Автор — спецкор «Комсомолки» Василий Песков.
В 1981 году три человека из семьи Лыковых - Дмитрий, Савин и Наталия (они являлись детьми основателей семьи Карпа и Акулины Лыковых) - скончались от пневмонии в возрасте от 41 года до 54 лет. Врачи, исследовавшие семью, считают, что их организмы не были готовы к вирусным инфекциям из внешнего мира. Гости, пришедшие для того, чтобы изучить семью, заразили их бактериями, которые для неподготовленных людей оказались смертельными. В результате в живых осталась только младшая из семьи, Агафья Лыкова, 1945 года рождения. Поскольку она является староверкой, Русская православная старообрядческая церковь официально приняла ее в свое лоно в 2011 году.


ВИКТОР АНТИПИН
Виктор Антипин (Марцинкевич) родился в Смоленске в семье чиновника и работника библиотеки. Виктор получил два высших образования, одно из которых геологическое. Он мечтал жить в тайге и постепенно пришел к мысли, что человек должен вернуться к истокам, жить в дикой среде, не отрываться от природы. В связи с этим Виктор Марцинкевич отправился в Сибирь, он путешествовал по реке Лене и в одной из деревень остановился на ночь у Анны Антипиной. В результате Виктор остался жить у Анны, и вскоре она забеременела. Виктор предложил вместе отправиться в лес, чтобы жить вдали от цивилизации. При этом он взял фамилию своей жены, поскольку его собственная фамилия указывала на его нерусское происхождение и меньше подходила к образу настоящего таежника. В 1983 году они ушли в тайгу и удалились от цивилизации примерно на 200 километров. Двое родившихся детей умерли из-за отсутствия медикаментов. Позже родился еще один ребенок. Девочка, появившаяся на свет в 1986 году, страдала от недоедания (у матери не было молока из-за голода). Через некоторое время Виктор с женой и дочкой ушли в район реки Бирюсы, где было больше возможностей для добычи пищи. Виктор решил пойти работать на предприятие по заготовке леса. Предприятие выделило Антипиным небольшой участок в лесу и небольшую хижину для ночевки. Однако через несколько месяцев предприятие закрылось. В семье появились еще три ребенка, и Виктору пришлось наниматься на временные работы в соседних населенных пунктах. Как и Лыковы, Антипины занимались охотой, ставили ловушки на различных лесных зверей и птиц. Одежда также изготавливалась самостоятельно. Кроме того, родители занимались домашним обучением детей - научили их писать, читать, рисовать и т. д. Однако проблемы семьи со временем только усиливались, и в начале 2000-х годов Анна решила покинуть лес. Она попросила помощи у местного начальника, и он вывез Анну и детей из тайги. Виктор остался жить в своей хижине и через несколько месяцев умер от голода.


ФИЛИППЫЧ
Отшельник Владимир Филиппович Еменка родился в Коми в селе Датта. Филиппыч, как его называют сейчас, с детства был приспособлен к условиям тайги, он умел охотиться и разводить костер. Будучи подростком, Владимир работал в рыбном колхозе. Затем служил в советской армии и возвратился в родное село. Женился. Но семейная жизнь у Владимира Филипповича не заладилась, и супруги развелись. Тогда Филиппыч переехал ближе к реке Уде, те места были богаты диким зверем. Он охотился на соболей, волков и других животных. Решив стать отшельником, Филиппыч ушел в лес, в район реки Таги, ближе к родному селу.
Отшельник продолжает охотиться, он добывает пушных зверей и не пользуется ружьем, чтобы не повредить шкуру. Филиппыч крайне редко покидает тайгу, но иногда к нему заходят местные охотники и приносят журналы и книги, поскольку он очень любит читать в свободное время.


ЖИТОМИРСКИЕ ОТШЕЛЬНИКИ
Житомирские отшельники - это семья из трех человек: Иван Сирык, его Виктория и их сын Степан. Они жили в Москве. Иван был успешным художником-оформителем, даже создал собственный бизнес. Однажды супруги с сыном посетили дольмен на Кавказе. Там, по их словам, духи предков поделились с Иваном своей мудростью: они посоветовали ему бросить все дела и существовать отшельниками. Они живут не очень далеко от цивилизации, в нескольких километрах от села Подлесное (Житомирская область). В лесу они построили небольшой домик, разделили его на три комнаты. Пол этого жилища покрыт соломой, имеется обогревательная печка. Дом предназначен для проживания в холодное время года, летом семья спит на соломе в «мастерских», покрытых стеклянной крышей, для того чтобы обозревать ночное небо. Сирыки не занимаются охотой, они едят только растительную пищу. Их сын Степан ходит в школу, но очень редко, не чаще раза в месяц. В основном он получает домашнее образование.


САМАРСКИЕ ОТШЕЛЬНИКИ
Самарские отшельники - это не семья, а целая группа граждан. Они ушли в лес по религиозным мотивам. К такому образу жизни людей склонил отец Константин, бывший православный священник. Вместе с группой своих учеников из Самарской области Константин переселился в район озера Беллин-Холь (Тыва). Причем, чтобы добраться до этого места, пришлось нанять дорогостоящий вертолет. Люди поселились в рыбацких домиках, которыми давно никто не пользовался, затем выстроили более удобные деревянные дома. По свидетельствам очевидцев и родственников отшельников, быт в этом поселении был организован достаточно хорошо, люди не страдали и не умирали. Тем не менее в конце 2000-х годов российские спасательные службы, узнав о происходящем, эвакуировали людей с озера и отвезли обратно в Самару.


Что заставляет людей бросать уютные квартиры и людные города и десятилетиями жить в некомфортных, а иногда опасных для жизни условиях? «Моя Планета» собрала истории самых интересных отшельников из разных стран.

Староверы в Хакасии

Знаменитые староверы-отшельники Лыковы более 40 лет прожили в изоляции в горах Хакасии: от цивилизации они ушли в Саянскую тайгу еще в 30-х годах по религиозным причинам. Выживали за счет охоты, собирательства, рыболовства, сами ткали одежду и мастерили обувь, высекали огонь с помощью кресала и кремня. Их заимку обнаружили совершенно случайно геологи в 1978 году, последовали публикации в СМИ, к отшельникам стали приезжать любопытствующие. Эта известность стала фатальной для семьи: из-за отсутствия контактов с внешним миром у Лыковых не было антител к большинству болезней, и они стали умирать один за другим. В 1981 году умерли трое взрослых детей основателя рода Карпа Осиповича, в 1988 году умер он сам в возрасте 81 года (его жена умерла еще в 1961 году от голода), в результате выжила и дожила до наших дней лишь младшая дочь Агафья Лыкова. В январе этого года она напомнила о себе, прислав письмо журналистам с просьбой найти ей помощника: «Нужна помощь с дровами, по хозяйству с огородомъ, сено косить, А я совсем, и годы больши, здоровя совсемъ плохо, болею круженнимъ. Дровъ дома нетъ, надо каждый день дрова таскать, и на такой работе псалъмы на ходу читать. Полностью задыхаюсь, и в морозы самое ето что до конца простыть, и ноги ознобишъ, и руки. И кроме дровъ хозяйство... Пока семья то была, все то живы были, на все дела хватаво. Печь всегда топили, стряпали в ней. Молились полунощницу все вместе. После полунощницы кто на каки дела, стряпать, но адинъ всегда оставалса на моленни». На просьбу 69-летней отшельницы о помощнике поступили отклики со всей России, доброволец был тут же найден. Недавно власти пытались переселить Агафью, но она в очередной раз отказалась переезжать из Таежного тупика и дала обещание не покидать заимку до самой смерти, как завещал ей отец.

Грузинский столпник

60-летний Максим Кавтарадзе на протяжении 20 лет живет на вершине 40-метрового столпа близ города Чиатура. Еду ему доставляют на лебедке послушники, живущие у подножия. К ним отшельник спускается лишь один-два раза в неделю — помолиться вместе. Подъем и спуск очень сложный и рискованный, занимает много времени. Но монах Максим не боится высоты и опасности: до монашества он работал оператором крана. А еще раньше вел неправедную жизнь: пил, торговал наркотиками и даже сидел в тюрьме — эти грехи он теперь искупает уединением и молитвой. Кавтарадзе принял монашеский обет в 1993 году и приложил все усилия для восстановления храма на вершине, в котором жили древние монахи-столпники до вторжения Османской империи. Впервые церковь на столпе Кацхи появилась между VI и VIII столетиями, на протяжении многих веков она была местом обрядов и молитв, но в XVII веке пришла в запустение и до недавних пор лежала в руинах. Усилиями Кавтарадзе церковь была восстановлена и вновь стала местом молитв. Теперь монах Максим мечтает лишь об одном — демонтировать лестницу и остаться наедине с Богом, но на это пока нет разрешения властей.

Японский Робинзон

Более 20 лет назад японский фотограф Масафуми Нагасаки поселился на крохотном острове Сотобанари в префектуре Окинава, став его единственным жителем. Последние известия о нем в прессе появлялись два года назад: на тот момент старику было 76 лет, он выглядел крепким и здоровым, ходил совершенно голым за исключением повязки на голове. Отшельник прекрасно чувствовал себя в роли Робинзона: ел рис, умывался дождевой водой, курил, гулял по джунглям и пляжу. Сообщалось, что раз в неделю Масафуми ездит на лодке в ближайшее поселение, чтобы купить пресной воды и еду на деньги, которые ему присылают родственники. Отшельник оставил не только цивилизацию, но и семью: молодую жену и детей. «Найти место, где хочешь умереть, — это очень важно, и я решил обрести покой здесь», — говорил он журналистам. О его дальнейшей судьбе, к сожалению, ничего неизвестно.

Китайский пещерный человек

55-летний китаец Фэн Мингшану живет в пещере уже более 20 лет. Он старательно избегает общения с людьми, и поэтому сведений о нем немного. По фотографиям, которые удалось снять журналистам в прошлом году, видно, что мужчина ходит голым и босым, собирает дрова, чтобы согреться, и с легкостью забирается на отвесную 50-метровую скалу, чтобы попасть в свой каменный дом. За 20 лет жизни в пещере он успел благоустроить жилище: выпилил подобие лестницы, вставил дверь в проем и повесил на окна занавески. По рассказам брата Фэна, отшельник никогда не любил общество, пещеру приметил еще в детстве, а окончательно уехал из цивилизации в 1993 году, покинув родной город Гаоба в провинции Шэньси. Незадолго до этого Фэну был поставлен диагноз «психоз», и он прошел краткий курс лечения. Власти обеспокоены судьбой отшельника и публично заявляют о желании вернуть пещерного человека в общество, намереваясь поселить его в доме для престарелых.

Австралийский Тарзан

Австралийский отшельник Майкл заслужил в прессе прозвище Тарзан тем, что прожил в джунглях на севере Квинсленда более 40 лет. Настоящее имя Майкла — Михаил Фоменко, он родился в Грузии в 1930 году. Его мать — грузинская княжна Елизавета Мачиабелли, отец — чемпион по легкой атлетике, преподаватель университета Даниил Фоменко. В конце 30-х годов семья уехала во Владивосток, затем в Японию, а с началом войны перебралась в Сидней. Каникулы Майкл обычно проводил на природе: в лесах Квинсленда и Тасмании. Физически он всегда был хорошо развит: выступал за атлетический клуб Северного Сиднея и даже был приглашен в сборную страны для участия в Олимпиаде 1956 года. Со временем страсть к путешествиям и жизни на природе стала сильнее запретов родителей. Им то и дело приходилось разыскивать сына в джунглях, среди аборигенов и даже в открытом море, куда он отправился однажды на каноэ, ориентируясь лишь по звездам, и пропал на три месяца — его нашли крайне истощенным и больным дизентерией. Отец всегда был на стороне Майкла и понимал его желание подражать греческому герою Одиссею в странствиях и путешествиях, но после его смерти мать попыталась вернуть сына в цивилизацию любой ценой. Сначала она отправила на его поиски полицейских — они нашли Михаила в набедренной повязке и арестовали за бродяжничество и непристойный вид, затем отдала на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу. Этого Майкл матери не простил: сразу после выписки убежал в джунгли и остался там жить навсегда, устроив себе дом в корнях деревьев. Последний раз Михаила видели в городе пару лет назад: и, хотя ему было больше 80, он выглядел выносливым и сильным.

Есть люди, которые в своей жизни доходят до момента, когда они начинают хотеть стать отшельниками, начать жить на лоне природы, уйти от проблем и невзгод окружающего городского мира, грязи и суеты. Их внутренний голос, интуиция подсказывают, что стать отшельником - наиболее правильное решение для дальнейшей жизни.

Когда-то и меня посещали такие мысли (в 2010-12 гг.), но сейчас я смотрю на эту проблему совсем другими глазами. Я приобрёл уже кое-какой опыт и знания в этом вопросе, имею за плечами уже три попытки перебраться в глушь и начать жить отшельником, также имею большой опыт общения с подобными людьми. Собственно, данный ресурс Вольному-Воля! и создавался изначально, исходя из этих соображений, как вспомогательная база для подобного рода переездов, уходов. Лишь сейчас я расширил тематическую базу. Да и мои взгляды немного поменялись. Не сказать, что я изменил своё мнение кардинально, но, приобретя кое-какие знания, я перешёл на новый уровень и, не побоюсь этого слова, стал мудрее, как и многие мои коллеги, с которыми мы когда-то планировали подобного рода переезды.

Итак, давайте сформулируем классическую ситуацию, при которой какой-либо молодой человек принял решение уйти в отшельники, начать новую жизнь. Мне пишет много ребят, которые хотят жить отшельниками, задают различные вопросы. Вопросы одинаковы и вполне логичны, их задают себе все молодые ребята, которые только-только пришли к осознанию и необходимости этого. Давайте разберём все эти вопросы и нюансы.

Хочу уйти в дремучую тайгу, где за многие километры не будет ни одной живой души

Если не все, то очень многие задаются таким вопросом, а точнее, ставят себе такую цель. На самом деле это заранее проигрышный вариант, обречённый на провал. Но находясь на первых подготовительных к жизни отшельником стадиях, понять это практически невозможно. Такое суждение приходит вследствие максимализма и сильного желания максимально отдалиться от источника раздражения, то есть городской среды, агломерации. Вызвано это сильными чувствами, которые молодой человек испытывает. Принцип такой: "Мне так сильно уже всё это осточертело, что я хочу уехать от этого всего на край света!"

Под краем света подразумевается не Луна и Плутон (потому что там холодно), а более-менее доступный регион Планеты. Это либо необитаемый остров, причём обязательно самый отдалённый (например, атолл Кэролайн), либо глухая, дремучая тайга, где практически не ступала нога человека и потерявшись там, вас смогут найти в виде окаменелости лет этак через десять тысяч.

В этом и вся соль. Находясь на этой стадии, молодой человек в возрасте 17-23 лет ещё пока не знает, что данное желание в его голове формирует эндокринная система его организма, гормоны и нейромедиаторы, которые бьют по его мозгу, словно молот по наковальне, и заставляют действовать, думать, решать эту проблему. Но дело в том, что если бы не было этого посыла, то гормоны тянули бы этого молодого парня в другую сторону. А фундамент заключается в объективных причинах, ради которых действительно стоит уехать из города .

Поэтому ошибкой является попытка уйти в крайность, то есть попытка уйти в тайгу , незнамо куда. Как показывает практика, такие попытки никогда не доводили до добра - ушедший человек всегда возвращался назад либо подходил к вопросу иначе, поселившись в ближайшей деревне на легальной основе. А всё дело в том, что не приспособлен изначально городской человек к такой жизни. Нужно родиться и всю жизнь провести в тайге, чтобы хорошо себя там чувствовать. Также нужно много времени, начиная с малого и увеличивая постепенно, проводить в тайге, чтобы хорошенько привыкуть. Нужно иметь как физическую, так и психологическую привязанность к лесу. Не стоит убирать со счетов психологическое состояние при любом другом вашем превосходстве, хорошем снаряжении и хорошей физической форме, ибо вашу работоспособность может разгромить в пух и прах ваше психологическое состояние, а также апатия и депрессия, которые могут возникнуть в такой атмосфере - когда руки сами собой опускаются, и ты реально не видишь причин для какой-либо деятельности. Кстати, это также может быть причиной употребления алкоголем у подобного рода людей, когда в состоянии полной тоски и апатии человек находит утешение в спиртном. Это очень серьёзный фактор!

Помимо психологического фактора, глухая тайга несёт собой необходимость больших трудозатрат, огромного труда и физической работы: постоянная рубка деревьев, работа с древесиной, добыча пищи и многое другое. Всё это очень-очень тяжело, даже при наличии кое-какого опыта и снаряжения, совсем не факт, что вы будете сыты сегодня, да и всю следующую неделю тоже.

Проще говоря, уходя реально в дикие условия, человек создаёт себе такие чудовищные стресс и нагрузку, что можно порой начинает сходить с ума, иной раз даже в буквальном смысле. Тогда начинает вспоминаться прежний комфорт, сухость и тепло маленькой квартирки в спальном районе, все блага цивилизации, которые даются гораздо легче, нежели в глухой тайге. А в глуши сознание занято только обеспечением необходимого для нормальной жизнедеятельности комфорта. Тело находится в экстремальных условиях и работает на полную катушку. Человек не наедается (нормированной на каждый приём) пищей, так как метаболизм ускоряется и тело потребляет на порядок больше энергии. Ночью плохо спит, вставая рано утром от холода и влаги. В итоге холодный, голодный, немного психованный, матерясь на каждый сучок - он принимает решение вернуться назад. Причём в этот момент он полностью отказывается от прежних своих мыслей, осознавая ошибку, в его голове вопрос: "Как это раньше я до этого не додумался, ведь это такие очевидные вещи?! " Он реально начинает понимать, что это ему ни к чему.

А всё дело в том, что и решение уехать в глушь человк принимал, исходя из деятельности гормональной системы, проще говоря, он думал не логически, а опирался лишь на эмоции и свои "хотелки". Думал "не головой", а эмоциями. И я не зря сказал про возраст, так как в этом возрасте у человека и без того очень сильно завышен гормональный фон, это возраст наших ошибок, и в этом возрасте, как правило, человек и приходит к таким мыслям.

Также я не зря сказал про фундамент, так как причины, по которым действительно можно уехать куда-либо из крупного города, действительно есть, иначе бы не существовал этот сайт. Причины более чем подходящие, однако подходить надо ко всему с холодной головой, без эмоций. Логически продумывая всё это, анализируя, опираясь на опыт и советы старших людей. Поэтому и гонят этого человека из глуши именно эмоции, потому что изначально он опирался на эмоции, а не на логику. Но если сразу мыслить логически, с трезвой головой подходить к вопросу, то и действия ты будешь предпринимать совершенно другие.

Возраст имеет значение

Почему я так решил? Потому что в возрасте до 25, а то даже до 30 человек находится в периоде своего разгара. Только-только прекращается его рост и физиологические изменения, гормональный фон его очень большой, но с возрастом он утихает, и на принятие взвешеных решений уже не влияют гормоны и лишние эмоции. Поэтому, если быть точным, то я бы вообще рекомендовал заниматься этим только после 50 лет. Потому что зная всех известных отшельников, я могу сказать, что люди становятся отшельниками чаще всего в возрасте около 50 лет. Есть много потенциальных отшельников, которые пытаются уходить и в 25, 30, 35 лет, но большая часть возвращается после непродолжительного периода времени назад. Это не значит, что они передумали, просто они решили изменить свои желания и хотелки, привнесли в них изменения.

Если говорить о возрасте 18 и около того - то этот вариант практически в 100% обречён на провал. В лучшем случае молодой человек просто спокойно вернётся назад к разбитому корыту, в худшем - его ждёт летальный исход, причём это может быть как естественная смерть или летальный исход в результате несчастного случая, так и добровольный уход из жизни из-за сильнейшего морального потрясения и осознания, что "мир передо мной рухнул".

Поэтому чтобы не совершать ошибок, которые уже совершали многие такие люди, нужно воспользоваться следующими моими рекомендациями:

  • потерпеть до 25-30 лет, в зависимости от вашего склада ума, темперамента и т.д.;
  • посвятить свою жизнь подготовке к будущей попытке переселения, ходить в походы, изучать материалы, читать книги, общаться с бывалыми людьми, пробовать небольшие выходы в лес, как одному, так и с командой, при этом не просто "на шашлычки", а ставить какие-то определённые цели: изучение навыков выживания в дикой природе, разведение костров, изготовление шалашей, укрытий, добыча пищи и т.д.;
  • попробовать искать единомышленников, с ними оттачивать накопленный материал, продумывать планы, изучать регионы. Важно, чтобы как можно большую информацию вы смогли найти именно сами, своим путём, своими поисками, а не читать подобные статьи в интернете;
  • копить деньги на дальнейшую поездку, при этом закупаться необходимым снаряжением, пробовать снаряжение в полевых условиях;

Вот основные советы тем, кто решился стать отшельником, но пока ещё недалеко ушёл в своей подготовке.

Семья, жена, дети

По этому пункту всех людей можно разделить на две категории: те, кто ещё не женат и не имеет детей, и те, кто уже женат (или в разводе) и имеет детей (или просто был женат без детей). Начнём со второго. Это, как правило, мужчины средним возрастом 30-45 лет. Они уже имеют неудачный опыт брака, и, разочаровавшись в этом полностью, больше туда не хотят ни при каких условиях. Причин может быть множество, но в большинстве случаев здесь обвиняют они своиx жён, что те гадюки им крови выпили много и больше они этого не хотят, равняя всеx остальных женщин планеты со своими "гадюками". Да, безусловно, такие мужчины совершили большую ошибку, женившись на недостойных женщинах. Но дело в том, что и они сами сильно в этом виноваты, так как насильно их никто не заставлял жениться на ком попало, и я убеждён, что женилить они, опираясь лишь на порыв влюблённости, вожделения и эмоции. Либо "по залёту", как говориться. Но если бы они сразу подходили к этому вопросу с холодной головой и без эмоций, то смогли бы избежать подобного рода проблем. Они бы просто обходили стороной таких женщин, не поддавались на провокации с использованием внешности, харизмы и обаяния. Выбрали бы подходящую пару - и жили бы припиваючи.

Гадюк и мегер в нашем обществе матриархата полно, поэтому сложно выбрать подходящуюю спутницу жизни. То есть эти мужчины просто совершили ещё одну глупость, легкомысленно относились к вопросу, в итоге получили то, что получили... Да и дети теперь вынуждены расти без отца. Стало быть, из-за этого легкомысленного поведения пострадал сам мужчина (о чём свидетельствуют седые волосы на его голове) и пострадали его дети, которые не успели ещё перед ним провиниться... Теперь, уходя в отшельничество, вроде бы с холодной головой и уже без эмоций, они искрене убеждены, что брак - это зло и совсем не то, что им нужно. Но виноваты они сами точно так же, как виноват 18-летний паренёк, который отправился в глухую тайгу Дальнего Востока или Сибири и вернулся назад с репейником на штанинах и измозоленными в кровь руками. Эмоции и легкомысленный подход - вот наши злейшие враги при принятии любого решения!

Теперь второй вариант, точнее первый: молодые парни, которые ещё не были женаты. Мечтая уйти в отшельники, в свои 18 лет они твёрдо убеждены, что жена и дети уж точно не для них! Основывается такое суждение на весьма объективных факторах, таких, как отсутствие подходящих девушек, которые согласятся бросить свою комфортную жизнь в мегаполисе и уйти со своим милым жить в шалаше, в котором должен быть рай... Меркантильные и расчётливые самки стараются найти себе такого партнёра, который сможет обеспечить все их потребности и будет "носить на руках", что вовсе не впечатляет парней, которые хотят уйти в отшельники. Такие парни не хотят быть чьими-то подкаблучниками и выполнять все прихоти своих "королев" и "принцесс". Поэтому, разочаровавшись в девушках, они плюют на это дело, и уже больше не забивают себе голову.

Однако тут тоже скрывается заблуждение. Если мужчины, которые уже были в разводе, имеют детей, то в первом варианте естественная потребность организма, которая отвечает за продолжение рода, будет напоминать о себе. И я говорю вовсе не про секс, а о факте наличия детей как новых личностей и продолжении себя. Не имея детей, человек (не все, конечно) обречён на одиночество. И если сейчас он, под влиянием гормонов и эмоций, категорически не приемлет это, то потом, когда его юношеский максимализм спадёт, гормональный фон утихнет - тогда он будет очень сильно жалеть и ненавидеть себя за это.

Он будет жалеть о том, что не родил детей, он будет жалеть об одиночестве, будет жалеть о том, что у него была возможность ещё немножко подождать и получить то, что ему надо, но он ею не воспользовался. И в эти минуты его снова будет одолевать апатия, и "вроде бы уже столько лет прожил в тайге, всё умею и ничего не боюсь", но апатия будет одолевать его постоянно. И жизнь будет терять свой смысл, он будет превращаться в простое физиологическое состояние, словно овощ, который существует, потому что существует. Не будет цели и не будет смысла. В такие минуты ему будет хотеться нажраться или даже удавиться. И, опять же, история знает многочисленный опыт таких историй, да и, напомню я ещё раз, что большинство известных отшельников становились таковыми именно в возрасте около 50 лет.

Да и потом, мы можем посмотреть на многочисленный опыт ухода в отшельники мужчин вместе со своими жёнами и даже детьми, значит, не все женщины по сути своей мегеры и меркантильные стервы, есть и хорошие девушки, настоящие девушки, которые будут уважать вас как мужчину, ценить и идти за вами хоть в тайгу, хоть на край света. Согласен, таких совсем не много, и найти такую - очень сложно. Отсюда следует, что надо идти на компромиссы.

Вот сами посудите, что именно вам важно: уйти в далёкую и непроходимую глушь либо просто покинуть город и сменить свои условия с городских на условия, приближённые к дикой природе? То есть вам важен сам факт нахождения у чёрта на куличках, либо жизнь вне города на чистом воздухе, здоровой пище, чистой воде и всё такое? По-моему, ответ очевиден! Конечно, это второй вариант - жизнь вне города, в природных условиях. Но ведь не обязательно забираться в глухомань, где нет ни одной живой души. Для этого есть деревни, например, полузаброшенные или просто небольшие. Таких деревень на территории РФ полным-полно, в любом регионе.

И гораздо ведь легче уговорить свою женщину отправиться жить в деревню, нежели просто куда-то в тайгу. Ну если так манит это романтика и эстетика таёжной жизни, то вы всегда можете вместе с женой поставить небольшое зимовье в тайге, в районе вашей деревни и ходить туда, словно ездить на дачу. То есть жить в деревне, в добротной избе, но иметь ещё небольшую заимку в тайге, куда никто кроме вас (ну, и пары охотников) ни ходит. Вот вам и романтика - и все довольны, и никаких эмоций, а простой, прагматичный подход с холодной головой...

Подведём итоги

  1. Если вы собрались в отшельники и вам около 18 лет, то подождите сначала 25-30-летнего возраста и только потом уходите, так как к этому возрасту ваш гормональный фон будет потихоньку спадать и вы сможете принимать адекватные решения с холодной головой, без эмоций (более-менее, имеется ввиду). А вообще лучше потерпеть лет до 40-50, если вы хотите идти в одиночку.
  2. Если вы собрались стать отшельником и уйти в леса в одиночку, то я бы порекомендовал вам приобрести участок в глухой деревне либо просто взять самозахватом брошенный. Земля в таких местах стоит копейки, её можно приобрести с помощью аукциона в сельской администрации либо просто взять самозахватом брошенный дом, если деревня совсем уж глухая. И попробовать пожить там. Тайга всегда рядом, и вам не надо будет строить новое зимовье для жилья. Если манит тайга, то можно арендовать кусок тайги у государства (если он никому не принадлежит) и организовать там свои угодья, можно разводить зверя и организовать охотхозяйство, например, или продавать лес.
  3. Если вы считаете, что заводить семью - это не для вас, тогда перечитайте эту статью заново и хорошенько обдумайте. Пробуйте идти на компромиссы и искать такой вариант, который подошёл бы для вас обоих (вас и вашей жены). Не стоит кидаться в крайности и пытаться забраться в самую дикую глушь, разберитесь со своими мыслями и решите для себя, что вам важнее: жить в глухой тайге или просто жить вне города на природе?
  4. Занимайтесь подготовкой к отшельничеству, изучайте материал, ходите в походы, читайте книги, общайтесь с бывалыми людьми: охотниками, лесниками и т.д.
  5. Не давайте вами овладеть мыслям, вызванным лишь эмоциональным порывом. Всегда, когда к вам в голову приходит какая-то идея, подождите, пока пройдёт эмоция и обдумайте всё хорошенько с трезвой головой, разложите по полочкам все "за" и "против" и сделайте вывод, порешайте этот вопрос с вашими единомышленниками, например, на форуме этого сайта.

Все мы знаем историю о Робинзоне Крузо, который стал отшельником поневоле. Человек против природы - классический сюжет очень многих романов. В Одиссее Гомер описывает приключения Одиссея, легендарного греческого короля Итаки

Александр Селкирк

Александр Селкирк считается прообразом знаменитого Робинзона Крузо. Он провел в качестве отшельника 4 года и 4 месяца, начиная с 1705 года. Будучи буяном, сын сапожника Селкирк был на заметке у церкви уже с 1693 из-за своего неприличного поведения. Пытаясь избежать ответственности перед церковными властями, он решил стать пиратом и уже в 1694 грабил французские суда, совершал набеги на деревни в Панаме, и лишал торговые суда их ценного груза. Как опытный моряк, в 1704 году Селкирк оказался на борту Чинкве Портис, где выразил беспокойство относительно мореходных качеств судна и сообщил капитану, что предпочтет быть оставленным на заброшенном архипелаге Хуана Фернандеса. Его просьбу удовлетворили, и в течение следующих четырех лет он выживал на диете из моллюсков в гордом одиночестве. К тому времени, когда он был спасен, Селкирк углубился глубоко в остров, одомашнил диких кошек, чтобы предотвратить распространение крыс, пережил многочисленные серьезные раны и построил две хижины.

Филипп Эштон

Филипп Эштон стал отшельником в 1723 году и пробыл в одиночестве 1 год и 4 месяца. Филипп Эштон занимался своим делом, вылавливая рыбу в Атлантике, когда был захвачен Эдвардом Лоу. Лоу - пират, печально известный своей жестокостью, был описан автором Шерлока Холмса сэром Артуром Конан Дойлем как человек, демонстрирующий “удивительную и гротескную жестокость”. Несмотря на варварский характер Лоу, Эштон решительно отказался сотрудничать, и ждал спасения. Такая возможность возникла в 1723, когда его похитители остановились на острове Руатан, и Эштону удалось скрыться в окружающих джунглях. Испытывая недостаток в провизии, Эштон жил прежде всего на фруктах, пока его путь не пересекся с английским отшельником, потерпевшим кораблекрушение. подкараулив момент, Эштон совершил набег на жилище англичанина и, используя инструменты, которые он нашел, прожил больше года, охотясь на черепах, пока не был спасен.

Линдерт Хасенбош

Остров Вознесения - совсем не то место, откуда человек может позвонить домой. Со скалистым, вулканическим ландшафтом, остров использовался до 1815 в качестве места изгнания для преступных моряков. Наиболее широко известный из этих преступников - Линдерт Хасенбош, был осужден за гомосексуализм в апреле 1725. Месяц спустя, в мае, Хасенбош был доставлен к скалистому берегу острова и оставлен тут с палаткой, скудной порцией воды, горсткой семян, некоторой одеждой и письменными принадлежностями. Остров не предоставил ему источника пресной воды, и Линдерт в отчаянии пил кровь животных и мочу. Хотя его тело никогда не было найдено, письма Хасенбоша указывают, что он пережил шесть месяцев на неприветливой земле, где изведенный воображаемыми демонами, он в итоге умер от жажды.


Огури Юкичи

Один из первых японцев, которые прибудут в Америку, Огури Юкичи был рожден для океана. В 15 лет он стал членом команды грузового судна и 14 лет спустя был выдвинут на должность шкипера корабля Tokujomaru. Дела корабля и его шкипера не заладились буквально с самого начала. В ноябре 1813 штурвал и мачта корабля были сильно повреждены штормом у японского побережья. Сбитое с пути неуправляемое судно дрейфовало бесцельно в пределах Тихого океана в течение 484 дней. К тому времени, когда команда была спасена недалеко от берега Калифорнии, только Юкичи и еще несколько мужчин остались в живых.


Хуана Мария

Лидер в этом списке - Хуана Мария пережила 18 лет отшельничества, потерпев кораблекрушение недалеко от берегов Калифорнии в 1835 году. После того, как охотники на выдр уничтожили большинство коренных американцев, населяющих остров Сан-Николас, спасательная операция была послана, чтобы собрать и безопасно транспортировать на материк оставшееся племя. В беспорядке и суматохе Хуана Мария была оставлена на острове, как уединенный наследник земли, плучив прозвище “Одинокой Женщины острова Сан-Николас”. Хотя ее история кажется трагичной, “спасенные” с острова оказались в гораздо худшем положении. Изолированные в резервации Сан-Габриэля, индейцы были восприимчивы к болезням, и большинство из них умерло. Когда она была в конечном счете обнаружена, спасатели отметили, что Мария построила себе убежище из костей кита и сделала одежду из перьев местных птиц.


Джозеф Рангель

Недельный отпуск Джозефа Рангеля и Лоренсо Мадрида превратился в кошмар две недели длиной, когда их лодка отделилась от главного судна в 2000 году. Они оказались на пустынном, скалистом острове вместе со своим гидом. Им пришлось есть улиток и кузнечиков и пить остатки жидкости из бутылок, которые прибило к берегам острова. Их первая попытка спасения провалилась - уставшие от постоянной гребли, люди выбились из сил и были прибиты течением назад к острову. Их лодка была уничтожена, а Мадрид уступил истощению и жажде и умер в течение нескольких дней. Наконец, Рангель и гид построили плот из очищенной древесины, и приплыли к северной оконечности острова, где были спасены группой рыбаков после 13 мучительных дней.


Хосе Сальвадор Альваренга

Хосе Сальвадор Альваренга отбыл от Коста Азул в декабре 2012. Сопровождаемый мальчиком подросткового возраста по имени Эзекииль, Хосе попал в шторм, был дезориентирован и дрейфовал в течение всего следующего года. Четыре месяца спустя Эзекииль потерял надежду, отказался есть и, в конечном счете, умер от голода. Альваренга, с другой стороны, Опирался на свои религиозные верования и сохранил надежду на спасение. Выживая на комбинации рыбы, птиц и акул, Альваренга пил дождевую воду, или, в крайних случаях - собственную мочу, чтобы победить жажду. После путешествия приблизительно в 6,000 миль, страшный бородатый Альваренга и его судно были прибиты к берегу Маршалловых островов.


Идеи о «возвращении к истокам», о жизни в гармонии с природой во все времена волновали умы людей. Они популярны и сегодня, когда цивилизация распространилась почти во всех уголках земли и многие от нее устали.

Лыковы

Семья староверов Лыковых отправилась жить в леса Хакасии в 1930-е годы. Они жили вдали от цивилизации более 40 лет. Лыковы построили деревянную избу вблизи небольшой горной реки. Добывали еду посредством охоты (с помощью ям и другими способами), ловили рыбу, а также находили грибы, орехи и другие дикорастущие растения. Кроме того, у Лыковых было приусадебное хозяйство: они сажали репу, картофель, горох, коноплю и так далее. Соли в рационе не было.

Огонь добывался с помощью кремня и кресала. Отшельники шили себе платья из конопли с помощью станка, который изготовили самостоятельно.

Хозяйство Лыковых было найдено геологами в конце 1970-х годов. Об этих необычных людях узнали не только советские граждане, но и остальной мир. В Советском Союзе о них были написаны серии статей и даже книги.

В 1981 году три человека из семьи Лыковых — Дмитрий, Савин и Наталия (они являлись детьми основателей семьи Карпа и Акулины Лыковых) — скончались от пневмонии в возрасте от 41 года до 54 лет. Врачи, исследовавшие семью, считают, что их организмы не были готовы к вирусным инфекциям из внешнего мира. Гости, пришедшие для того, чтобы изучить семью, заразили их бактериями, которые для неподготовленных людей оказались смертельными.

В результате в живых осталась только младшая из семьи, Агафья Лыкова, 1945 года рождения. Поскольку она является староверкой, Русская православная старообрядческая церковь официально приняла ее в свое лоно в 2011 году.

Виктор Антипин

Виктор Антипин (Марцинкевич) родился в Смоленске в семье чиновника и работника библиотеки. Виктор получил два высших образования, одно из которых геологическое. Он мечтал жить в тайге и постепенно пришел к мысли, что человек должен вернуться к истокам, жить в дикой среде, не отрываться от природы.

В связи с этим Виктор Марцинкевич отправился в Сибирь, он путешествовал по реке Лене и в одной из деревень остановился на ночь у Анны Антипиной. В результате Виктор остался жить у Анны, и вскоре она забеременела. Виктор предложил вместе отправиться в лес, чтобы жить вдали от цивилизации. При этом он взял фамилию своей жены, поскольку его собственная фамилия указывала на его нерусское происхождение и меньше подходила к образу настоящего таежника.

В 1983 году они ушли в тайгу и удалились от цивилизации примерно на 200 километров. Двое родившихся детей умерли из-за отсутствия медикаментов. Позже родился еще один ребенок. Девочка, появившаяся на свет в 1986 году, страдала от недоедания (у матери не было молока из-за голода).

Через некоторое время Виктор с женой и дочкой ушли в район реки Бирюсы, где было больше возможностей для добычи пищи. Виктор решил пойти работать на предприятие по заготовке леса. Предприятие выделило Антипиным небольшой участок в лесу и небольшую хижину для ночевки. Однако через несколько месяцев предприятие закрылось. В семье появилось еще три ребенка, и Виктору пришлось наниматься на временные работы в соседних населенных пунктах.

Как и Лыковы, Антипины занимались охотой, ставили ловушки на различных лесных зверей и птиц. Одежда также изготавливалась самостоятельно. Кроме того, родители занимались домашним обучением детей — они научили их писать, читать, рисовать и т. д.

Однако проблемы семьи со временем только усиливались, и в начале 2000-х годов Анна решила покинуть лес. Она попросила помощи у местного начальника, и он вывез Анну и детей из тайги. Виктор остался жить в своей хижине и через несколько месяцев умер от голода.

Филиппыч

Отшельник Владимир Филиппович Еменка родился в Коми в селе Датта. Филиппыч, как его называют сейчас, с детства был приспособлен к условиям тайги, он умел охотиться и разводить костер.

Будучи подростком, Владимир работал в рыбном колхозе. Затем служил в советской армии и возвратился в родное село, женился. Но семейная жизнь у Владимира Филипповича не заладилась, и супруги развелись.

Тогда Филиппыч переехал ближе к реке Уде, те места были богаты диким зверем. Он охотился на соболей, волков и других животных. Решив стать отшельником, Филиппыч ушел в лес, в район реки Таги, ближе к родному селу. Отшельник продолжает охотиться, он добывает пушных зверей и не пользуется ружьем, чтобы не повредить шкуру.

Филиппыч крайне редко покидает тайгу, но иногда к нему заходят местные охотники и приносят ему журналы и книги, поскольку он очень любит читать в свободное время.

Житомирские отшельники

Житомирские отшельники — это семья из трех человек: Иван Сирык, его жена Виктория и их сын Степан. Они жили в Москве. Иван был успешным художником-оформителем, даже создал собственный бизнес. Однажды супруги с сыном посетили дольмен на Кавказе. Там, по их словам, духи предков поделились с Иваном своей мудростью: они посоветовали ему бросить все дела и существовать отшельниками.

Они живут не очень далеко от цивилизации, в нескольких километрах от села Подлесное (Житомирская область). В лесу они построили небольшой домик, разделили его на три комнаты. Пол этого жилища покрыт соломой, имеется обогревательная печка. Дом предназначен для проживания в холодное время года, летом семья спит на соломе в «мастерских», покрытых стеклянной крышей, для того чтобы обозревать ночное небо.

Сирыки не занимаются охотой, они едят только растительную пищу. Их сын Степан ходит в школу, но очень редко, не чаще раза в месяц. В основном он получает домашнее образование.

Самарские отшельники

Самарские отшельники — это не семья, а целая группа граждан. Они ушли в лес по религиозным мотивам. К такому образу жизни людей склонил отец Константин, бывший православный священник.

Вместе с группой своих учеников из Самарской области Константин переселился в район озера Беллин-Холь (Тыва). Причем, чтобы добраться до этого места, пришлось нанять дорогостоящий вертолет.

Люди поселились в рыбацких домиках, которыми давно никто не пользовался, затем выстроили более удобные деревянные дома. По свидетельствам очевидцев и родственников отшельников, быт в этом поселении был организован достаточно хорошо, люди не страдали и не умирали. Тем не менее в конце 2000-х годов российские спасательные службы, узнав о происходящем, эвакуировали людей с озера и отвезли обратно в Самару.