Средства борьбы с коррупцией в основное подразделяются на два вида - предупредительным или мягкие методы, и реакционные или жесткие методы. В число мягких методов входят, например, обучение, персональная политика (напр. ротация) и организационно-культурное развитие, а также определенные механизмы контроля. К числу жестких методов можно отнести законы и наказания. В борьбе разных государств против коррупции применяются различные методы. Так, для этой цели разработаны телевизионные и радиопередачи, социальные кампании, обучающие курсы, информация для общественности, правовые акты, исследования коррупции, информационные буклеты, дополнения к законам и пр. В большинстве государств Западной Европы законы, которые регулируют антикоррупционную деятельность, схожи в значительной части. Одной из крупнейших борцов за наказания за коррупционные действия и назначение за них равноценных наказаний является OECD рабочая группа по борьбе со взятками. Их целью является обеспечить, чтобы взяточник не остался безнаказанным в одном государстве, если в соседнем государстве наказания очень суровые. Также они пытаются следить, чтобы во всех союзных государствах действовали для чиновников действовали похожие требования.

Четкой позиции, какой из методов борьбы против коррупции является самым результативным, не существует. Одни и те же методы не обязательно должно подходить для различных культур. В то же время общеизвестно, что свобода средств массовой информации, доступность необходимой информации и пр. являются предпосылками для снижения коррупции.

Надо отметить, что существует несколько моделей коррупции в государстве, это азиатская, африканская, латиноамериканская модели. Очевидно, что Россия еще не подпадает ни под одну из описанных выше моделей, ни под какое-либо их сочетание. Значит, коррупция в России еще не стала системной. Шанс еще не упущен.

Проблема России в борьбе с коррупцией может крыться в том, что мы боремся не с причинами взяточничества, а с ее следствиями, пытаясь залатать то те, то иные дыры в законодательстве и в обществе. Мы не смотрим в корень проблемы, мы не решаем проблему системно, тотально, повсеместно, хотя только такой подход смог принести нам выгоду, пользу и результат. Что же нам необходимо сделать, чтобы ликвидировать это зло. Возможно, нужна воля правительства, которая пока что не наблюдается.

В качестве организационных мер - создание специфических структур, исключение их ведомственной и административно-территориальной раздробленности, обеспечение мощной правовой защиты работников правоохранительных органов, материальная оснащенность с учетом последних достижений науки и техники.

В целях совершенствования оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства в целях повышения эффективности борьбы с коррупцией в процессе правотворчества необходимо учитывать ряд положений, имеющих принципиальное значение. Во-первых, нельзя допустить необоснованного ограничения прав и свобод граждан, а тем более их нарушения. Во-вторых, правовое регулирование должно быть системным и охватывать рассматриваемое явление в, целом. В-третьих, государство и общество должны быть готовы осознанно пойти на существенные материальные затраты в деле борьбы с коррупцией.

Законодательство, направленное на предотвращение коррупции как криминального явления должно быть основаны не только на закреплении всё более жёстких мер ответственности, а в первую очередь на чётком ограничении и невозможности государственных органов власти и их служащих, осуществлять или иметь хоть какое ни будь отношение к какой-либо хозяйственной деятельности. Я имею в виду именно хозяйственную, а не конкретно предпринимательскую деятельность, так как, любое отношение к хозяйственной деятельности порождает у чиновника соблазн использовать своё положение в "коммерческих" целях.

Властная государственная и коммерческая деятельность по оказанию услуг и извлечению прибыли не могут совмещаться в одном лице, не должны осуществляться одной организацией. Даже при максимальном контроле и отсутствии явных злоупотреблений такое совмещение двух различных видов деятельности деформирует каждую из них. В настоящее время отчетливо видно, что занятие одновременно хозяйственной деятельностью и осуществление функций государственного управления служит провоцирующим фактором, создавая благоприятные условия для злоупотребления властью и проникновения коррупции в государственный аппарат. Орган государственной власти, осуществляя присвоенную ему функцию, должен руководствоваться только государственными интересами. Никакие другие интересы и мотивы влиять на эту деятельность не должны.

Таким образом, для предотвращения коррупции в системе государственных органов власти законодательство должно руководствоваться двумя основополагающими правилами:

  • 1) государственные органы и органы местного самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду из осуществления властных полномочий;
  • 2) они также не должны осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо иную деятельность, направленную на извлечение для себя дохода или получение иной выгоды.

Первым нормативным актом, призванным регулировать борьбу с коррупцией в России явился УКАЗ Президента от 4 апреля 1992 г. N 361 "О борьбе с коррупцией в системе органов государственной службы"

Этот указ, до принятия "Закона о государственной службе в РФ" и до принятия других нормативных актов призванных регулировать борьбу с коррупцией не смотря на свой малый объем, установил основные принципы защиты от коррупции деятельности должностных лиц властных органов государства.

заниматься предпринимательской деятельностью;

оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения;

выполнять иную оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности);

быть участником хозяйственных обществ и товариществ.

2. Установление для государственных служащих обязательного представления декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах.

Нарушение указанных требований влечет освобождение от занимаемой должности иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Указ Президента России "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы, несмотря на свою своевременность и важность, не лишен известных дефектов (узость круга решаемых вопросов, недостаточная проработанность с точки зрения юридической техники и др.). Отсутствие проработанного механизма реализации Указа и контроля за его выполнением создает серьезные препятствия эффективному применению, как самого указа, так и всего скудного законодательства по борьбе с коррупцией.

До сих пор не принят Закон о коррупции, проект которого несколько раз был отклонен Президентом. Именно в этом законе дано определение качественно нового правонарушения - правонарушения связанного с коррупцией.

Итак, правонарушение, связанное с коррупцией это - противоправное деяние, совершенное лицом, обеспечивающим исполнение полномочий государственного органа или полномочий органа местного самоуправления, либо приравненным к нему лицом, заключающееся в незаконном получении материальных благ и преимуществ с использованием своего должностного положения или статуса органа (учреждения), в котором оно замещает государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, выборную муниципальную должность, должность государственной или муниципальной службы, либо статуса иных органов (учреждений).

Сложность, с которой Государственная дума сталкивается в принятии этого законодательного акта, вполне объяснима. Не смотря на всю остроту данной проблемы в России, ни один закон в России, кроме Уголовного кодекса, не может устанавливать преступность деяния, иными словами, ни один нормативный акт не может определять какие деяния считаются преступными, а какие нет. Тоже можно сказать и об имущественной ответственности, которая призвана регулироваться гражданским кодексом. Некоторые нормы устанавливаемые Законом идут в разрез, с той огромной массой законов и др. нормативных актов, которая в настоящий момент и составляет существующую систему права. К сожалению, нормы Закона, позволяющие более менее адекватно настоящему времени регулировать борьбу с коррупцией неминуемо идут в разрез и противоречат существующему законодательству, и, следовательно, в случае принятия Закона, дестабилизируют и без того раздираемую различными интересами систему права. В первую очередь необходимо проверить все законы на коррупционноемкость, то есть может ли использоваться этот закон в целях получения взятки. Здесь наверняка всплывут многие лобби - законы.

Неверно полагать, что в этой проблеме виновна судебная система. Многие считают, что невозможно выиграть дело против крупного чиновника. Статистика показывает, что 68 % жалоб против государственных органов и должностных лиц судебная система удовлетворяет. Однако, в основном, иски подают владельцы среднего и крупного бизнеса, где и так налажена и отработана административная система.

На сегодняшний день выделяют 3 стратегии противодействия коррупции:

  • 1. Общественное осознание опасности коррупции и ее последствий
  • 2. Предупреждение и предотвращение коррупции
  • 3. Верховенство закона и защита прав граждан.

Существуют основы, без которых коррупцию победить невозможно. Первое: при отсутствии независимых средств массовой информации с ней бороться бессмысленно, потому что никакая коррумпированная власть без внешнего общественного контроля не сможет себя переделать. СМИ должны постоянно подогревать эту проблему, держать ее на виду, показывать, что государство борется с коррупцией, благодаря этому будет происходить медленное, постепенное образование в это сфере, молодые люди будут осознавать, что взяточничество в России пресекается на корню, и уровень коррупции постепенно начнет падать.

Если вы подавляете независимую прессу и одновременно провозглашаете курс на чистоту своих рядов, вы обманываете избирателей. Вторая основа - это прозрачность власти. Власть должна быть открыта, если общество не знает о механизмах принятия решений, это увеличивает уровень коррупции. И третье непременное условие - это честная политическая конкуренция на выборах. Если власть уничтожает честную политическую конкуренцию, значит, она опять же подвержена коррупции.

Точное определение коррупции даёт Справочный документ ООН о борьбе с международной коррупцией. Это злоупотребление государственными полномочиями с целью получения личной выгоды. Коррупция не ограничивается взяточничеством, включая и непотизм, незаконное завладение публичными средствами для частного пользования.

Международные усилия по борьбе с коррупцией

Поражать человеческую цивилизацию коррупция стала с самого момента её зарождения. Ещё в законах царя Хаммурапи (Древнее Междуречье, около 4 тыс. назад) предусматривалось наказание за взяточничество. Это асоциальное зло присутствует в любой стране вне зависимости от государственного строя и традиций.
Резким всплеском коррупции в странах Европы сопровождалось становление капиталистических отношений в XIX веке. Противодействие коррупции велось на законодательном уровне, что в какой-то мере сдерживало её распространение. Но со второй половины XX века болезнь вспыхнула с новой силой.

Поэтому во многих странах борьба с коррупцией приобрела черты масштабной политической кампании.
Международное сообщество старается консолидировать усилия в борьбе с коррупционным злом. Апофеозом международного противодействия коррупции стало создание в 1993 году международной негосударственной и некоммерческой организации. Называется она Transparensy International (Трансперенси Интернешл). Для определения уровня коррупции в разных странах организация использует индекс восприятия коррупции. Подсчитывается он на базе целого ряда исследований, обеспечивая стране то или иное место в публикуемой ежегодно рейтинговой таблице.

Коррупция в России больше чем в Непале

Позиции России в этом антикоррупционном рейтинге более чем плачевны. Если в 2004 году российский индекс восприятия коррупции составлял 2,8 (90-е место), то в 2007 – 2,3 (143-е место). (Чем больше числовое значение индекса, тем меньше в стране уровень коррупции). В 2010 году Россия с индексом 2,1 опустилась аж на 154-е место, оказавшись ниже Непала и Камбоджи. Дальше, кажется, катиться некуда, хотя последнее (178-е) место пока занимает Сомали.
Масштабная, разъедающая государственную систему, коррупция характерна для стран третьего мира с плохо развитой экономикой. Лидируют же в антикоррупционном списке: Новая Зеландия (9,3), Сингапур (9,3), Швеция (9,2), Финляндия (9,2). В первую 20-ку также входят: Германия, Великобритания, Япония, Канада, и др. США по показателям 2010 года оказалась только на 22-м месте.
Коррупция в России расцвела пышным цветом при переходе страны к товарно-денежным отношениям в начале 90-х. Нувориши от бизнеса не скупились на подачки чиновникам за «правильное решение» нужных вопросов. В результате чего произошло срастание бизнеса с госструктурами, разорвать которое теперь довольно трудно.
Между тем, коррупция в России ведёт к значительному удорожанию услуг и товаров, от чего страдает большинство населения страны. Она обрекает экономику на деградацию, окончательно дискредитируя действующую политическую систему. Перед коррумпированным бюрократическим аппаратом народ чувствует себя беззащитным, как агнец на закланье. А потому копит обиду и до поры до времени безмолвствует, что порождает у некоторых деятелей ошибочные представления. Так, академик Р.Р. Гринберг считает, что коррупция в России полезна, без неё она якобы погрязла б в бунтах и революциях. На что можно возразить, что с коррупцией и массовым обнищанием населения – финал будет тот же. Только более яростный и катастрофичный. Не зря президент Дмитрий Медведев заявил, что коррупция ни много ни мало угрожает национальной безопасности страны. Воскликнув при этом: Хватит ждать! Надо что-то делать!
Ещё в 2006 году первым заместителем Генпрокурора РФ Александра Буксманом было заявлено, что коррупционный рынок России оценивается экспертами почти в 250 млрд. долларов. Кирилл Кабанов, возглавляющий Национальный антикоррупционный комитет России, в 2007 году открыто заявил, что борьба с коррупцией у нас больше напоминает имитацию.

Закон о коррупции зияет дырами

С тех пор в России появился Национальный план противодействия коррупции, утверждённый президентом Дмитрием Медведевым в июле 2008-го. Он включает в себя 4 пространных раздела и целый ряд законодательных актов.
А 25 декабря 2008 года был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции». Согласно него, Коррупция в России существует в трёх ипостасях: дача взятки, получение взятки и злоупотребление служебным положением. УК РФ квалифицирует коррупцию как тяжкое преступление, совершаемое с корыстной целью. То есть законодательная база есть, план противодействия тоже, намерения высшей власти – самые решительные.
Ну а воз-то, как говорится, и ныне там, точнее, он всё больше сползает в трясину наступающей коррупции. Так в чём же дело? Да, в том, что законы против коррупции зияют дырами, а решимость явно грешит декларативностью.
Например, ст. 291 УК РФ дачу взятки квалифицирует едва ли никак более тяжкое преступление, чем её получение.

Хотя большинство людей просто вынуждены прибегать к ней. В итоге за получение взятки в 2009 году было осуждено 2 тыс. человек, а за дачу – 3,5 тыс.
А как суды борются с уже изобличёнными коррупционерами? Почти 70 % чиновников, осуждённых за коррупцию в России, отделались условными мерами наказания?!
К тому же в антикоррупционные сети в основном попадает пока «коррупционная плотва». Такими половинчатыми мерами коррупция в стране вряд ли будет побеждена даже в отдалённой перспективе.
Не обошлась без купюр и ратификация Конвенции ООН о противодействии коррупции. Её 20-й пункт, который требует от чиновника подтверждения законности происхождения своего богатства, не был принят российской стороной. Комментарии, как говорится, излишни.
Для успешной борьбы с коррупцией, как показывает мировая практика, нужны: политическая воля высшего руководства, снятие «сановной неприкосновенности» с высших эшелонов власти, реальность и неотвратимость наказания.

Борьба с коррупцией может быть успешной

В развитых странах обуздание коррупции ведётся методично и последовательно.
В США борьба с коррупцией облегчается тем, что там ни конгрессмен, ни сенатор, ни даже президент не имеют иммунитетов от уголовного преследования.
В Китае даже дети и родственники «руководящих работников» не имеют права заниматься бизнесом. Они также не могут выступать агентами либо советниками в этой сфере.
Но наиболее показательным для нас является успешное противодействие коррупции в Грузии, поскольку страна также вышла из замшелых недр советской системы.
Индекс восприятия коррупции в Грузии в 2003 году составлял 1,8, задвигая её на 124-е место в антикоррупционной «табели о рангах». То есть страна после «революции роз» унаследовала от режима Шеварнадзе «жирную печать» одного из самых коррумпированных государств планеты. Но уже через четыре года, в результате принятых президентом Саакашвили мер, коррупция стала резко сдавать позиции. Повысив антикоррупционный индекс до 3,4, Грузия в 2007 году поднялась на 79-е место, а в 2010 году при индексе 3,8 – на 68-е.
Набор методов борьбы с коррупцией, используемый командой Саакашвили, можно назвать стандартным. В ходе реструктуризации органов власти была проведена масштабная ротация кадров, штат служащих – сокращён на 40 процентов. Взятка в 50-60 долларов стала грозить чиновнику 6 годами тюрьмы. «Синдром ненаказуемости» был быстро преодолён массовыми арестами высокопоставленных госслужащих. Сужение рамок чиновничьих полномочий и введение принципа «единого окна» также сократило зону коррупционных рисков. Этих и некоторых других мер, стране вполне хватило, чтобы за 3-4 года вылезти из коррупционного болота.
Засилье коррупции в Гонконге на рубеже 60-70-х имело просто угрожающие размеры. Главным орудием в борьбе с ней стало создание в 1974 году Независимой комиссии против коррупции . Причём НКПК была выведена из подчинения МВД и органов госбезопасности, получив широкий круг полномочий. Первый год деятельности новой структуры принёс «жатву» в виде ареста 200 крупных чиновников. В итоге Гонконг превратился в один из «чистейших» регионов мира. Если в средине 70-х коррупция охватывала 90 % его госаппарата, в конце 90-х – только 6%.
Так что реальная война с коррупцией даёт вполне реальные результаты. Но чтобы осмелится на неё, надо быть немного воином. Ведь на войне иногда стреляют, в том числе и в президентов…

Распад СССР (вклад ЦРУ)

Кто стоит за бархатными революциями?

Роль Сталина

Самый страшный и популярный аптечный наркотик — дезоморфин

Горячая линия «Стоп коррупция» Общественной палаты РФ
Подробнее…
Межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет»
Подробнее…
Общественная организация «Национальный антикоррупционный комитет»
Подробнее…
Межрегиональная Общественная Организация «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти»
Подробнее…
Автономная некоммерческая организация «Союз экспертиза» Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Подробнее…
«Торгово-промышленная палата Российской Федерации»
Подробнее…
«Ассоциация адвокатов России за права человека»
Подробнее…
Общероссийская общественная организация «Союз заемщиков и вкладчиков России»
Подробнее…
Московская областная общественная организация «Антикоррупционный комитет».
Подробнее…
Общероссийская общественная организация «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией»
Подробнее…
«Московское бюро по правам человека»
Подробнее…
Департамент экономической безопасности и противодействия коррупции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Подробнее…
Общероссийская общественная организация «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг»
Подробнее…
Контрольно-профилактические подразделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации
Подробнее…
Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции.
Подробнее…
Общероссийская Общественная Организация » КОМИССИЯ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ »
Подробнее…
Российское Антикоррупционное Партнерство
Подробнее…
«Партнерство по противодействию коррупции в Самарской области»
Подробнее…
Межрегиональная Общественная Организация «Общественный Антикоррупционный Комитет»
Подробнее…
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ ПРОЗРАЧНОСТИ ЗАКУПОК
Подробнее…
Фонд « ИНДЕМ »
Подробнее…
Межрегиональное Общественное Движение «Против коррупции»
Подробнее…
Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р»
Подробнее…
ПОДКОМИССИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Подробнее…
Комиссия Государственной Думы по Противодействию Коррупции
Подробнее…
Межрегиональная общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией»

Межрегиональная общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией»

Подробнее…

«Борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом политических спекуляций, полем для популизма, политической эксплуатации, кампанейщины и вброса примитивных решений — например, призывов к массовым репрессиям.

Подробнее…

Коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной.

Строгие законы и высокий уровень жизни являются отличным рецептом борьбы с коррупцией.

Тот, кто получает или дает взятки, должен быть жестко наказан, чтобы он понял, что совершил преступление.

И каждый служащий, от милиционера до судьи, должен понять, что коррупция сразу положит конец его карьере.

Подробнее…

создание сайта — www.PERFECT-DESIGN.ru

Коррупция как социально-экономическое явление, ее основные элементы и принципы. Анализ противодействия коррупции в международном праве. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

H TML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Уголовно-правовые проблемы борьбы с коррупцией в РФ

Коррупция как негативное социально-правовое явление: сущность, причины, формы проявления. Нормативно-правовые и уголовные меры противодействия коррупции в РФ и в зарубежном законодательстве; ответственность за укрывательство коррупционных преступлений.

дипломная работа, добавлен 13.08.2012

Основные принципы противодействия коррупции

Исторические аспекты феномена коррупции, ее причины и последствия. Методология исследования коррупционных отношений в контексте современной теории права.

Принципы и проблемы противодействия коррупционным правонарушениям, меры по борьбе с ними в России.

дипломная работа, добавлен 16.02.2013

Конституционно-правовые способы борьбы с коррупцией в системе государственной и муниципальной службы

Нормативно-правовые акты, регулирующие борьбу с коррупцией в Российской Федерации. Способы борьбы с коррупцией. Анализ практики привлечение государственных и муниципальных служащих к уголовной ответственности как способа противодействия коррупции.

курсовая работа, добавлен 02.05.2015

Зарубежная практика и российский опыт борьбы с коррупцией

История развития коррупции в России. Коррупция как социально-экономическое явление. Коррупционные преступления в современном мире. Основные направления борьбы с коррупционными преступлениями в зарубежных странах. Антикоррупционная политика России.

дипломная работа, добавлен 16.08.2012

Правовые и организационные формы и методы борьбы с коррупцией в системе государственной службы

Понятие и сущность коррупции. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Уголовная ответственность за коррупционные преступления по УК РФ.

Взяточничество в международной практике. Коррупция в системе государственной службы в РФ.

дипломная работа, добавлен 03.03.2010

Понятие коррупции и правовые основы противодействия коррупционным правонарушениям

Характеристика законодательства по борьбе с коррупцией. Понятие коррупции и ее субъектов. Статистика коррупции в мире и в России. Организационные основы, принципы и субъекты противодействия коррупции. Полномочия субъектов противодействия коррупции.

дипломная работа, добавлен 14.01.2017

Законодательные основы борьбы с коррупцией в России

Понятие коррупции, ее общественная опасность и связь с организованной преступностью. Характеристика международно-правовых актов по борьбе с коррупцией, возможности их применения в России. Российское законодательство в сфере противодействия коррупции.

курсовая работа, добавлен 30.04.2014

Роль неправительственных организаций в процессе противодействия коррупции

Концептуальные основы государственной политики в области противодействия коррупции и теневой экономике в современной России. Деятельность неправительственных организаций в сфере борьбы с коррупцией на примере города Москвы и их роль в процессе борьбы.

курсовая работа, добавлен 07.10.2014

Уголовно-правовое регулирование коррупционных действий

Сущность, структура, масштабы и влияние коррупции в Украине. Уголовно-правовая характеристика должностных преступлений. Коррупция в органах правопорядка и власти. Организационные, правовые и экономические основы по борьбе с коррупционной деятельностью.

курсовая работа, добавлен 28.11.2014

Коррупция как вид социально-патологических явлений

Основания для коррупции в системе государственного управления. Системные дисфункции государственной службы. Внедрение механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти. Меры борьбы с коррупцией в Федеральной миграционной службе.

Министерство внутренних дел Российской Федерации

В МВД России борьбой с коррупцией занимается Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПКМВД России) (Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»), одним из направлений деятельности которого является противодействие преступлениям экономической и коррупционной направленности. Среди основных функций и полномочий ГУЭБиПК МВД России можно отметить осуществление борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности; осуществление мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; документирование преступлений экономической и коррупционной направленности. Таким образом, ГУЭБиПК МВД России наряду с Росстатом, Минэкономразвития России занимается изучением коррупционных проявлений в России. Следует признать, что задекларированные полномочия правоохранительного органа полностью соответствуют основным направления противодействия коррупции, закрепленным в Федеральном законе «О противодействии коррупции». Совместно с ГУЭБиПК МВД России функции по противодействию коррупции в системах МВД России и ФМС России осуществляет Главное управление собственной безопасности (ГУСБ МВД России), в обязанности которой входят предупреждение, выявление и пресечение преступлений коррупционной направленности в МВД России и его ведомствах.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Одной из основных функций ФСБ России является разработка мер по борьбе с коррупцией в пределах своих полномочий и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти.

Для организации работы по исполнению Национального плана противодействия коррупции ФСБ России ранее взаимодействовало с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков. Были приняты меры по реорганизации структуры и оптимизации деятельности подразделений, осуществляющих работу по борьбе с коррупцией . В августе 2008 г. был создан Департамент собственной безопасности Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, среди функций которого - организация и осуществление деятельности по противодействию коррупции в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков. Согласно Указу Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков была упразднена, а ее функции, полномочия и штатная структура переданы МВД России.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации

В ФТС России создано специальное Управление по противодействию коррупции, среди функций которого можно назвать: осуществление оперативно-разыскной деятельности в целях противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности таможенных органов; выявление, предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности и иных преступлений против интересов государственной службы со стороны должностных лиц таможенных органов, а также иных лиц, склоняющих должностных лиц таможенных органов к совершению указанных преступлений и нанесению ущерба экономическим интересам и экономической безопасности Российской Федерации и др.

Министерство чрезвычайных ситуаций Российской Федерации

В МЧС России существует территориальные комиссии по предупреждению и пресечению коррупции и снятию излишних административных барьеров при развитии предпринимательства, которые обеспечивают противодействие коррупции как во внутренней структуре МЧС России, так и во внешней среде.

Функции по противодействию коррупционным проявлениям в уголовно-исполнительной системе возлагаются на управление собственной безопасности.

Генеральная прокуратура Российской Федерации

Прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенных органов и других правоохранительных органов Российской Федерации по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции (п. 6 ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции»). Согласно приказу Генпрокуратуры РФ от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» ответственность за координацию деятельности подразделений самой Генеральной прокуратуры РФ в сфере противодействия коррупции, в том числе за реализацию мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, лежит на Управлении по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в соответствии с Положением об управлении и иными организационно-распорядительными документами Генерального прокурора РФ.

Национальный план противодействия коррупции на 2016- 2017 гг. (п. 4-7) включает ряд поручений прокурорам и прокуратуре, которые, в целом, сводятся к анализу законодательства и правоприменительной практики в контексте антикоррупционной деятельности, а также организации мероприятий, направленных на укрепление международного сотрудничества в области противодействия коррупции.

Счетная палата Российской Федерации

Счетная палата РФ в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», т.е. ее полномочия по противодействию коррупции Законом не раскрыты. Совместно с Правительством РФ Счетной палате РФ поручено принять меры по усилению общественного контроля за использованием бюджетных ассигнований бюджетов; определить показатели для оценки эффективности реализации программ по противодействию коррупции, а также обеспечить систематический контроль за эффективностью использования бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых на осуществление мероприятий по противодействию коррупции.

Судебная система Российской Федерации

Судебные органы в лице Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных, военных судов активно участвуют в противодействии коррупции в рамках своих полномочий. Однако в Национальном плане отсутствуют конкретные поручения судебной ветви власти. Также отсутствуют поручения и Следственному комитету РФ, в структуру которого наряду с Управлением по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики включено Управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции.

Кроме того, для реализации государственной антикоррупционной политики в органах государственного и муниципального управления по решению Президента РФ могут формироваться органы по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений эти органы передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке (п. 5 ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции»), В соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» практически во всех органах государственной власти были организованы соответствующие Комиссии.

Институты гражданского общества

В Федеральном законе «О противодействии коррупции» важная роль в противодействии коррупции отводится «институтам гражданского общества» (ст. 1), которые, по мнению законодателя, должны играть активную роль в противодействии коррупции в России. Однако исходя из состояния криминогенной ситуации приходится констатировать весьма скромное воздействие такого элемента системы противодействия коррупции. Обязательным спутником и первоисточником гражданского общества является правовое государство, т.е. государство, имеющее в своей основе диктатуру права. Между тем, масштабы коррупции в России, правовой нигилизм и массовая правовая безграмотность свидетельствуют об отсутствии такой диктатуры права в российском государстве и, как следствие, о слабости гражданского общества.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Какова роль системы управления противодействием коррупции и чем вызвана ее актуальность?
  • 2. Что собой представляет антикоррупционная система России?
  • 3. В чем назначение организационно-управленческого механизма антикоррупционной деятельности?
  • 4. Назовите основные инструменты государственного управления процессами противодействия коррупции.
  • 5. Какую функцию в государственном управлении процессами противодействия коррупции выполняют Национальная стратегия, Национальный план и система институтов противодействия коррупции?
  • 6. В каком Федеральном законе и когда сформулированы основные положения об организационных основах противодействия коррупции?
  • 7. При каком высшем государственном органе и с какого времени действует Совет по противодействию коррупции?
  • 8. Укажите задачи, которые решает Совет по противодействию коррупции.
  • 9. Для каких целей при Совете по противодействию коррупции создан Президиум и кто его возглавляет?
  • 10. Перечислите вопросы, отнесенные к ведению Президиума Совета по противодействию коррупции.
  • 11. В каких органах государственной власти действуют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов?
  • 12. Каково содержание методических рекомендаций по вопросам противодействия коррупции, разработанных Правительством РФ совместно с Советом по противодействию коррупции?
  • 13. Кто контролирует исполнение Национального плана противодействия коррупции? Перед каким органом власти он отчитывается?
  • 14. Является ли серьезным препятствием на пути распространения коррупции в государстве наличие совещательного органа при Президенте РФ в виде Совета по противодействию коррупции?
  • 15. Перечислите функции по борьбе с коррупцией, возложены на Комитет по безопасности и противодействию коррупции Федерального Собрания РФ?
  • 16. Какие функции по противодействию коррупции осуществляют Комитеты Совета Федерации Федерального Собрания, в чем их отличия от Комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции?
  • 17. Какое управление в МВД России занято борьбой с коррупцией?
  • 18. Какой орган осуществляет работу по борьбе с коррупцией после упразднения Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков?
  • 19. Какое управление для борьбы с коррупцией создано в ФТС России?
  • 20. В какой мере раскрыты Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» полномочия по противодействию коррупции Счетной палаты РФ?
  • 21. Назовите органы реализации государственной антикоррупционной политики в органах государственного и муниципального управления, которые могут формироваться по решению Президента РФ.

Сегодня о коррупции трубят на всех углах, винят её во всех бедах и неудачах, а также считают своим долгом пожаловаться на нерадивых чиновников, которые все сплошь и рядом взяточники. Все знают, что это злейший враг социального благополучия и экономического развития страны, но самое парадоксальное, что бороться с коррупцией по-настоящему особо никто и не стремится. Ну а зачем, если коррупция это так удобно?

Хоть все и знают, что значит термин «корупция», мало кто знает, что проблема эта стара как мир. Возможно вы удивитесь, но даже в первобытных обществах было принято делать подношения вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения. Тогда возникает логичный вопрос - если коррупция в мире существует ровно столько же, сколько живут люди на этой земле, то возможно коррупция это неотъемлемая часть существования любого человеческого общества? Тогда как с ней бороться, если это часть человеческой природы?

Звучит логично, но как тогда объяснить, что есть страны, в которых коррупции нет? Конечно же, обвинить во всем матушку-природу очень легко и удобно, но ведь спорить с фактами весьма непросто. предлагает поговорить просто о сложном и разобраться наконец-то, почему мы никак не можем справиться с этой бедой.

Определение коррупции

Наверняка вы прекрасно знаете, что представляет собой данное понятие. В основном под коррупцией понимают использование служебного положения с целью получения личной выгоды. Как правило, данное понятие отождествляют с понятием «взяточничество». Однако стоит заметить, что значение слова «коррупция» этим не ограничивается. Слово corruptio в перевде с латыни означает «разложение, порча». Коррупция имеет множество проявлений: продажность; незаконное присвоение товаров, услуг и активов (в том числе и денежных средств); непотизм и т.д. Более того, коррупция существует не только в системе государственной службы, но и в частном секторе тоже.

Ключевой особенностью данного феномена является именно конфликт интересов должностного лица и его работодателя, то есть предприятия, социума, государства и т.д. Основным фактором, определяющим существование коррупции, является именно возможность получить какую-либо выгоду (не обязательно материальную), а ключевым сдерживающим фактором в данном случае выступает возможность понести наказание за содеянное. Другими факторами, которые определяют возможность существования коррупции являются правовой скепсис, правовая неграмотность граждан и низкий уровень гражданского самосознания.

Коррупция – социальное явление, а это подразумевает вовлеченность двух сторон в данный процесс. Одна сторона предоставляет второй какую-либо выгоду в обмен на удовлетворение своих интересов, а также возможность злоупотребить служебным положением второй стороны. А вторая сторона, в свою очередь, выступает получателем этой выгоды и выполняет требования первой стороны. Это может включать себя выполнение/ невыполнение своих служебных обязанностей, предоставление какой-либо информации и т.д.

Виды и формы коррупции

Понятие коррупции невероятно многогранное, соответственно, в зависимости от определённых параметров можно выделить несколько основных видов :

В зависимости от сферы проявления:

  • административная коррупция и как её разновидность бытовая;
  • деловая коррупция;
  • политическая коррупция.

В зависимости от формы преследуемой выгоды:

  • взятка;
  • взаимовыгодный обмен любезностями (патронаж, непотизм).

В зависимости от уровня распространения:

  • низовая (индивидуальная);
  • вершинная (институциональная);
  • международная.

В зависимости от проявления выделяют следующие основные формы коррупции :

  • взяточничество;
  • злоупотребление своим положением и властью;
  • торговля внутренней информацией;
  • непотизм/покровительство/фаворитизм;
  • лоббизм;
  • растрата;
  • нецелевое использование средств.

Причины коррупции

Причин существования такого явления как коррупция несчётное множество. Конечно же, мы не будем перечислять их все, сосредоточимся на лишь на основных.

Наверное основным мотивом , который заставляет людей идти на подобное преступление, является простая человеческая жадность. Именно жадность толкает людей на подобные поступки, заставляя забыть о моральных устоях. Другими первоочерёдными мотивами выступают :

  • низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции;
  • низкий уровень доходов, отсутствие возможностей роста и самореализации;
  • дисфункция правовой и судебной системы, отсутствие адекватного наказания за подобное правонарушение, двойственность законов (одна и та же статья может трактоваться по-разному);
  • отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм;
  • низкий уровень правовой грамотности населения;
  • заинтересованность обеих сторон-участников акта коррупции.

Наиболее коррумпированные сферы

Transparency International - неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию ее уровня по всему миру, ежегодно публикует отчёт, в котором представлены результаты их исследования, а также рассчитан Индекс восприятия коррупции практически для всех стран мира.

Согласно отчёту Transparency International за 2017 год, в таких странах, как Украина, Казахстан и Россия, многие граждане признаются, что они не только хоть раз в жизни были вынуждены дать взятку, но и также регулярно вынуждены платить так называемые «благотворительные» взносы.

В отчёте «Барометр мировой коррупции» сообщается, что взяточничество особенно процветает в органах государственной власти, в госзакупках, в образовании, в здравоохранении, в правоохранительных органах, в таможенных органах, в полиции, в судах, в вооружённых силах, в строительстве и в спорте. Более того, оказалось, что даже у священнослужителей не оказалось ничего святого, ведь коррупция существует даже в церкви. Результаты исследований продемонстрировали, что она успешно развивается также и в сфере жкх.

Примеры

Случаи взяточничества в настоящее время, мягко говоря, нередкие. Новостная лента часто пестрит сообщениями о разоблачении очередной масштабной коррупционной схемы. Все мы слышали о деле Онищенко, газовых схемах Курченко, операции «Янтарь», деле Алексея Улюкаева, деле «Оборонсервиса» и многих других.

Коррупция в сфере государственных закупок вообще тема отдельная. Сама система государственных и муниципальных закупок является одной из самых «благоприятных» для осуществления коррупционных схем. Согласно некоторым статистическим данным, от 60 до 90% всех госзакупок проводятся с нарушениями. В целом, вся экономическая сфера благоволит процветанию коррупции.

Однако мало кто осознает, что мы имеем дело с коррупционерами буквально каждый день в нашей повседневной жизни. Наиболее часто с ними мы сталкиваемся в сфере образования. Так, например, в школе директор часто собирает деньги на ремонт или на новые шторы, в ВУЗах студенты покупают бумагу для нужд кафедры и т.д. Коррупция в медицине также уже воспринимается как должное. Благотворительные взносы в больнице явление частое, что уж говорить о «подарках» докторам и медсёстрам. Коррупция в армии – дело привычное. Так, например, нередко платятся «отступные» в военкоматах. Коррупция в следственном комитете, в прокуратуре и в суде большинство граждан не касается, однако случаи взяточничества в данной сфере невероятно частые. В новостях мы часто слышим о том, что бизнесмена, сбившего людей, оправдали, или что слушание какого-либо дела затягивается на неопределённый срок.

Чем опасна коррупция?

Если вам кажется, что коррупция - явление безобидное, то вы глубоко заблуждаетесь. Её егативное влияние на государство, общество и каждого гражданина в частности трудно переоценить. Продажность подрывает моральные устои общества, препятствует экономическому росту и развитию государства, портит его имидж на международной арене, а также приводит к ряду следующих проблем:

  • неадекватное распределение и использование государственного бюджета и ресурсов или же нерациональное управление доходами и расходами компании;
  • недополучение налогов (прибыли);
  • снижение эффективности функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • ухудшение условий функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение инвестиционной привлекательности экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение качества предоставляемых услуг (речь идёт как об общественном сервисе, так и об услугах, предоставляемых коммерческим сектором);
  • нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что приводит к увеличению долгового бремени государства; нецелевое использование кредитных средств, что нередко приводит к банкротству предприятий;
  • увеличение социального неравенства;
  • рост организованной преступности;
  • рост социального недовольства и т.д.

Статистика в СНГ и мире

Организация Transparency International ежегодно проводит статистические исследования с целью определения уровня коррупции в различных странах мира, на основе полученных данных рассчитывается Индекс восприятия коррупции и составляется рейтинг стран мира.

Страна 2017 год 2016 год 2015 год
Дания 2 место 1 место 1 место
Сингапур 6 место 7 место 8 место
Германия 12 место 10 место 10 место
США 16 место 18 место 16 место
Азербайджан 122 место 123 место 119 место
Казахстан 122 место 131 место 123 место
Украина 130 место 131 место 130 место
Россия 135 место 131 место 119 место

Согласно информации, представленной в последнем отчёте «Барометр мировой коррупции», большинство жителей стран СНГ (56%) не верит, что от них зависит результативность борьбы с коррупцией. В среднем по СНГ 30% граждан были вынуждены давать взятки. Стоит заметить, что аналогичный показатель для стран Европейского союза составляет всего 9%.

Кроме того, согласно данным, полученным в ходе исследования аудиторской компании PwC, практически 30% менеджеров высшего звена крупных компаний в странах СНГ имели дело со взяточничеством и другими проявлениями коррупции.

Стоит обратить внимание, что за последние несколько лет ущерб от коррупции вырос в пять раз. Также, результаты исследования сообщают, что 57% опрошенных недовольны тем, как их правительства борются с коррупцией (в Украине данный показатель зашкаливает – 87%).

Методы борьбы с коррупцией

Антикоррупция - это комплекс мер, направленных на своевременное предупреждение, обнаружение, пресечение и расследование коррупционных правонарушений, а также на минимизацию и (или) устранение последствий подобных преступлений.

В настоящее время активную борьбу с коррупцией ведут практически все страны мира, а те, кому удалось совладать с ней, держат ситуацию на контроле и проводят регулярную профилактику. Более того, войну продажности сегодня объявили уже и международные организации, пример тому – ООН и Transparency International. Наибольших успехов в борьбе с коррупцией добились такие страны, как Сингапур, Гонконг, Дания, Швеция.

Единого подхода к искоренению данной общественной проблемы не существует, однако основная идея у всех подходов одна - чтобы свести уровень коррупции к минимальному, нужно устранить все факторы, которые делают ее существование возможным.

Вероятно самым радикальным методом борьбы с коррупцией является абсолютное обновление всей системы – распустить власть, провести реформы в судебной системе, переписать основы государственного управления.

Кроме того, выделяют еще 3 действенных метода борьбы с коррупцией :

  • ужесточение наказаний за подобные преступления, а также создание условий для своевременного обнаружения и пресечения факта коррупции;
  • создание экономических механизмов, которые позволят лицам, наделенным особыми полномочиями и властью, зарабатывать больше, не нарушая при этом закон, а также предоставить им возможность для личностного и карьерного роста;
  • усиление влияния рыночной экономики, что способствует уменьшению размера потенциальной выгоды от коррупции.

Из инновационных методов борьбы с коррупцией необходимо выделить возможность внедрения технологии для хранения публичных данных. В 2017 году технологию начали тестировать в правительствах отдельных стран. Эксперты уверены, что внедрение блокчейна может предельно снизить возможность осуществления нелегальных коппупциооных схем благодаря хранению информации в открытом реестре.

Более того, свою эффективность в борьбе с коррупцией доказала работа с обществом. В данном контексте речь идёт о повышении уровня правовой и политической грамотности населения, информационное обеспечение граждан, повышение уровня гражданской ответственности и самосознания и т.д.

Выводы

В данной статье мы с вами кратко обсудили, что такое коррупция и как с ней бороться. Это явление оказывает губительное влияние на экономику и благосостояние страны. Способствуя росту и процветанию взяточничества, мы делаем хуже самим же себе. К сожалению, мы с вами живём в такой стране, где даже ребёнок знает, что значит «продажный чиновник». Возможно вам кажется, что эта проблема вас не касается, но в действительности это далеко не так. Коррупция касается всех и каждого. Не снимайте с себя ответственность. Поверьте, от каждого из нас зависит успех борьбы с разложением общества.

Все слышали о проблеме коррупции и громких заявлениях о борьбе с ней. Но, к сожалению, многие не до конца понимают причины этого явления и масштабы его распространенности. В таком случае трудно понять, какие методы действительно могут противодействовать коррупции, а какие – лишь популизм и красивые слова. Давайте рассмотрим основные причины и последствия коррупции, а также проблемы, связанные с ее искоренением в мире и в России.

Прежде всего, следует разобраться с самим понятием коррупции. Существует много вариантов его определений. Если обратится к словарю, определения коррупции будет звучать как «моральное разложение должностных лиц и политиков», в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество, кража и т.д. Но борьба с «моральным разложением» больше напоминает бой с мельницами, поэтому лучше всего опираться на букву закона. Федеральный закон «О противодействии коррупции» предоставляет такое определение: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением (…) либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды» . Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

  • дача и получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

  • посредничество в дачи взятки;
  • незаконное участие в предпринимательстве;
  • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
  • контрабанду;
  • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров , а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

Интересный факт: Как сообщает Всемирный Банк, страны, которые активно противодействуют коррупции, могут увеличить ВВП в 5 раз!!! в течение года.

Вышеупомянутые факторы делают борьбу с коррупцией еще сложнее. Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:

  • информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
  • повышение прозрачности госструктур;
  • независимость СМИ;
  • повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
  • упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.

Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:

  • активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
  • взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
  • особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
  • принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
  • повышение ответственности всех причастных сторон.

Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.

  1. Дания.
  2. Новая Зеландия.
  3. Финляндия.
  4. Швеция.
  5. Норвегия.
  6. Швейцария.
  7. Сингапур.
  8. Нидерланды.
  9. Люксембург.
  10. Канада.

Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.

Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.

Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.

Интересный факт: Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников . Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.

Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.

Коррупция в современной России представляет собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран– медленно ухудшается: с 119-го на 131-е место. Больше половины граждан не верят, что могут внести вклад в борьбу с коррупцией в России.

Интересный факт: Ежегодно в России платят взяток на сумму, равную ВВП такой страны, как Греция.

С целью решения проблемы коррупции в России был учрежден Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, а также специальный отдел при прокуратуре.

Согласно законодательству РФ, за коррупцию предусматривается следующая ответственность:

  • штраф;
  • лишение права занимать должность или заниматься деятельностью в конкретной сфере;
  • исправительные, принудительные или обязательные работы;
  • условный или тюремный срок до 12 лет.

Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.

Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение.

Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.

Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.