«Создание анимации» - Нажмите ОК. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная общеобразовательная школа № 5. Остальные кадры загрузите по аналогии. Установка и настройка программы. Анимация – быстрая смена изображений на экране, создающая эффект движения. Анимация. Установка и настройка программы.

«Gif-анимация в Photoshop» - 6) Установить форму и размер кисти – Star 42 pixels: Gif-анимация в photoshop CS5. 11) Выполнить добавление нового слоя и добавление «звёздочек» несколько раз; 5) Выбрать инструмент Кисть (Brush Tool): 1) На диске Student в папке своего класса создать свою папку; 2) Открыть Potoshop CS5. 14) Перейдите в другой кадр и сделайте другой слой невидимым:

«Autodesk 3ds MAX» - Визуализацию также называют рендерингом, или просчетом. Моделирование. Подобный проект под силу выполнить одному человеку на домашнем ПК. История создания программы 3ds max. В отличие от моделирования, анимация не является обязательным этапом создания трехмерных проектов. Визуализация. Главное меню.

«Растровая и векторная анимация» - Исследовательский проект. Компьютерная а н и м а ц и я. Теперь птичка летит «носом вперед». Flash -анимация. Проблема: Анимационные. НАПРИМЕР, для получения анимации, демонстрирующей вращение ЗЕМЛИ, необходимо: Картинки. Так делается и в кино. Рисуем взмах крыльев птички. Векторная. Теперь можно усложнить движение - введем траекторию.

«3ds MAX» - Создание сплайнов. Объект для снятия развертки. Нажмём на кнопку S (на клавиатуре), чтобы выключить выравнивание. Анимированный и озвученный 3D персонаж. 3d-графика и анимация в программе 3dsmax. Нужно вернуться на этап работы с редактором сцены. Преобразование двухмерных форм в трехмерные объекты. 4/5 влево от центральной точки сферы.

«Microsoft GIF-Animator» - Диалоговое окно всегда сверху. Browser palette - палитра браузера. Импорт цветовой палитры. Преимущества MS GIF- Animator. Панель кадров анимации. Options. Создать несколько файлов в любомграфическом редакторе (*.gif). Окно программы. Image - изображение. Блокнот управления. Панель инструментов. Animation - мультипликация.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Первый мультфильм в России появился в 1910 году. Его создал режиссер Владислав Старевич. Этот мультфильм был про жуков и совсем не походил на то, что мы привыкли видеть. Он был снят с учебными целями: первый русский мультипликатор вовсе не собирался развлекать маленьких зрителей, он хотел создать документальный фильм о жуках. Однако во время съемок он столкнулся с проблемой – когда устанавливал нужный свет, жуки отказывались двигаться. Тогда Владислав Старевич сделал из жуков чучел, прикрепил к ним ниточки и выполнил съемку киноленты по кадрам. Эту картину назвали первым кукольным мультфильмом. Старевич выполнил еще несколько подобных мультфильмов на тему насекомых, но теперь он использовал настоящие сценарии. Данные мультфильмы пользовались большой популярностью у зрителей – многие не понимали, как делались картины и удивлялись тому, как удалось автору так выдрессировать жуков.

3 слайд

Описание слайда:

Настоящие мультфильмы появились спустя несколько лет в советские годы. Первый мультфильм со звуком - "Почта" - снят по мотивам произведения Самуила Маршака в 1930 году. Автором сценария стал сам Маршак. Работать с цветом советские мультипликаторы начали в конце 30-х годов. Уже первые эксперименты закончились удачно - на экранах страны появились такие цветные ленты, как "Сладкий пирог" (1936), "Красная шапочка" (1937) и "Маленький Мук" (1939).

4 слайд

Описание слайда:

В послевоенный период советская мультипликация не только быстро восстановилась, но и продолжала бурно развиваться. В это время отечественные мультфильмы начали медленно, но верно выходить на мировую анимационную арену. Самые заметные ленты того периода - "Синдбад-мореход", "Пропавшая грамота", "Весенние мелодии" и "Конек-горбунок".

5 слайд

Описание слайда:

Создание мультфильма – длительный и кропотливый труд очень многих людей. В середине 50-х годов мультфильмы делали большими группами: около 20-30 человек работали над одним лишь 8-минутным мультфильмом. Группа делилась на следующие категории: -Режиссер (руководит всем проектом) -Продюсер (оплачивает расходы) -Сценаристы (продумывают каждый кадр мультфильма) -Художники (делают мультфильм красивым) -Композиторы (подбирают музыку)

6 слайд

Описание слайда:

Один мультфильм создавался от 3 месяцев до 1 года. Любой мультфильм начинается со сценария. Он пишется долго и трудно, диалоги меняются несколько раз, какие-то сцены выкидываются совсем. И только когда весь фильм сложился на бумаге, его можно рисовать.

7 слайд

Описание слайда:

Как будут выглядеть герои мультфильма в профиль и в фас, спереди и сзади, каковы они в движении - решает художник-постановщик фильма. Ему приходится рисовать так много, что за день стачивается немереное количество карандашей.

8 слайд

Описание слайда:

Затем в игру включаются аниматоры, под руками которых, мультперсонажи оживают. Например, для того чтобы герой поднял руку, аниматорам необходимо нарисовать немалое количество кадров. В одной секунде их 25. А если мультфильм длится полтора часа, потребуется создать 135.000 кадров.

9 слайд

Описание слайда:

Результат работы аниматоров подхватывают художники - прорисовщики. В итоге перед нами цветное кино. Но на экране ведь не одни герои, их окружают деревья, города. Все эти фоны создают множество других художников.

10 слайд

Описание слайда:

А самое интересное - как герои разговаривают. Весь диалог записывают на диктофон. Потом считают время (вплоть до миллисекунд) на одно слово в диалоге. И под каждую букву нужно прорисовать рот. Так персонажи двигают ртом под каждое слово. Голоса актёров записывают раньше, чем начинают работать аниматоры, то есть сначала у персонажей появляются голоса, и только потом по репликам их начинают оживлять. И какой же мультфильм без музыки и песен.

11 слайд

Описание слайда:

Самая распространенная технология создания мультфильмов – анимация. Анимация – это волшебная технология, заставляющая двигаться неодушевленные объекты. Для анимации главное создать действия и эффекты, которые невозможны в реальной действительности. Только в этом сказочном мире можно летать, менять обличье, заново воссоздавать себя. Волшебно выглядит анимация предметов. Поразительно, как маленькие песчинки сами по себе могут сложиться в песчаный замок или карандаш неожиданно без чьего-либо влияния начинает выводить на бумаге причудливые образы.

12 слайд

Юлия Пашкина
Презентация «Путешествие в страну Мультипликацию» для старшего дошкольного возраста

Цел ь: способствовать социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста средствами детской мультипликации.

Задачи:

Развивать фантазию, воображение, речь, мышление, память;

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия детей друг с другом;

Воспитывать интерес и любовь к мультфильмам;

Формировать опыт самостоятельного преодоления трудностей;

Способствовать развитию самореализации личности ребенка путем высказывания собственного мнения;

Познакомить детей с жанром киноискусства – мультипликацией, дать доступные сведения о творческой деятельности людей, создающих мультфильм;

Оборудован ие: презентация «Путешествие в страну Мультипликацию», музыка к мультфильмам – игра «Отгадай песню», мяч, раскраски.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Наше сегодня я мы начнем со стихотворения:

В мире много мультиков

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои мультиков

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

Воспитатель: Ребята, 28 октября празднуется Международный день анимации или мультипликации.

Воспитатель: Ребята, а вам нравится смотреть мультфильмы? Почему?

Какой мультфильм у вас самый любимый? (у каждого свой)

Что же такое мультипликация? Анимация или мультипликация - вид киноискусства, в котором фильм создается путем покадровой съемки рисунков или кукольных сцен

Как вы думаете, а кто и как создает мультфильм? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте отправимся в увлекательную страну «Мультипликацию» и все подробнее узнаем о мультфильмах. Ребята, так как это сказочная страна, то и отправимся мы туда на сказочном транспорте. Какой сказочный транспорт вы знаете? Мы полетим с вами на ковре - самолете. На нашем пути нас ждет много интересных и сложных испытаний. Вы готовы?

Включается музыка из сказки.

Воспитатель: А вот и первая наша остановка. Здесь мы с вами узнаем, какие же технологии создания мультфильмов есть.

Технологий создания мультфильмов много:

- Рисованная анимация

Отдельные рисунки покадрово фотографируются, а затем проецируются на экран с различной скоростью.

- Кукольная анимация

Кукла располагается прямо перед камерой и фотографируется покадрово, причем каждый раз в ее позу вносятся минимальные изменения, чтобы при последующей проекции создавалась иллюзия движения.

- Пластилиновая анимация

Пластилиновая мультипликация похожа на кукольную - объёмные, слепленные из пластилина персонажи располагаются в объёмной декорации. Анимируют персонажей в пространстве, специально укрепляя в декорации, иногда используя дополнительные опоры и подвески.

- Песочная анимация

Светящаяся поверхность служит для нанесения изображений песком или другими сыпучими материалами. Камера, закреплённая выше, фиксирует получившуюся картинку или весь процесс рисования.

- Силуэтная анимация

Вырезанные из картона или другого материала фигурки накладываются на целлулоидную пленку, причем для каждого следующего кадра их положение слегка меняется. Ножницы, бумага, кинокамера и луч света – все, что нужно для создания шедевра.

- Компьютерная анимация

Актёры в специальных костюмах с датчиками совершают движения, которые записываются камерами и анализируется специальными программами. Эта технология позволяет добиваться высокого уровня достоверности движений персонажей.

Воспитатель: Нас ждет музыкальная остановка. Игра называется «Отгадай песню».

Минусовки песен из известных мультиков. Дети должны назвать мультфильм и по возможности спеть.

Из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена»

Из мультфильма «Фиксики»

Из мультфильма «Маша и медведь»

Из мультфильма «Винни-Пух и все-все»

Из мультфильма «Кот Леопольд»

За правильные ответы дети получают раскраску из мультфильма.

Воспитатель: Наш полет продолжается дальше. И сейчас мы узнаем, кто же создает мультфильмы. Над мультфильмом работает много людей.

Самый главный человек при создании мультфильма – это режиссёр. Именно он придумывает о ком и о чём будет мультфильм. Он создаёт персонажей и придумывает приключения для них – это называется сюжет мультфильма или сценарий. Всё, что в мультфильме происходит с героями, выдумано режиссёром.

Вячеслав Котёночкин придумал мультфильм «Ну, погоди!». Это он познакомил ребят с Волком и Зайцем. Благодаря Роману Качанову появились Чебурашка, крокодил Гена и вредная старуха Шапокляк.

Свои идеи режиссёр рассказывает художникам. Художник по персонажам внимательно слушает и представляет будущего героя мультфильма. Берёт пластилин или краски, или ткани, а потом лепит, или рисует, или шьёт и…получается мультфильм - пластилиновый, или рисованный, или кукольный. Художник по декорациям – декоратор, создаёт план для мультфильма. План – это фон (небо, земля) и декорации (дома, машины, деревья).

Как только персонажи и декорации готовы, за работу берутся аниматор и оператор. Они работают вместе. Аниматор передвигает фигурки героев, а оператор кадр за кадром снимает - фотографирует каждое передвижение. Так получается очень много фотографий – целая лента. Каждый кадр чуть-чуть отличается от другого, того, который рядом.

Но и сейчас мультфильм не готов – без весёлой музыки мультфильм будет скучным. Музыку к мультфильмам пишут композиторы. Часто песня из мультфильма становится такой же известной, как и сам мультфильм. И эту песню напевают потом все ребята. Все знают песню крокодила Гены «Голубой вагон бежит, качается…». Музыку к этой песне написал Владимир Шаинский. А также, когда отсняты все фотографии персонажей мультфильм надо озвучить. Озвучивают героев мультфильма настоящие актеры. Голос для своего героя режиссер выбирает сам. Персонажи разговаривают, смеются голосами актеров.

Весь мультфильм собирает на компьютере – монтажёр. Все фотографии пролистываются на экране очень быстро. Вот тут-то и происходит чудо – герои начинают оживать: улыбаться, моргать, ходить.

Воспитатель. Ребята, что нужно сделать, для того чтобы мультфильм получился?

Воспитатель: Мы продолжаем наше путешествие по стране «Мультипликация». И наша остановка «Знатоки». Давайте вспомним, что делают эти люди? Я бросаю вам мяч и называю профессию мультипликатора, а вы возвращаете мне мяч и говорите, что делает этот человек.

Режиссёр - придумывает, пишет, сочиняет.

Художники - лепят, рисуют, шьют.

Аниматор - передвигает, двигает.

Оператор - фотографирует, снимает.

Композитор - пишет,

Актёр - озвучивает.

Монтажёр - собирает мультфильм на компьютере.

За правильные ответы дети получают раскраску из мультфильма.

Воспитатель: Молодцы!

Подведение итогов.

Воспитатель . Молодцы, ребята, вы запомнили все профессии и то, чем заняты эти люди при создании своей части мультфильма. Вы справились со всеми испытаниями на пути. Наше путешествие по стране «Мультипликация» подходит к концу. Но наша работа продолжается. Я предлагаю вам создать свой мультфильм, а для этого нужно сначала написать сценарий к нашему будущему мультфильму. Этим мы займемся на следующем занятие. Спасибо за работу!

Публикации по теме:

Конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Рисовандию» Конспект конкурса «Путешествие в страну рисовандию» Ход мероприятия: Ведущий: - Итак, мы начинаем! Мы рады приветствовать вас на нашем.

Конспект игрового досуга для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Витаминию» Содержание Воспитатель: Пусты поля, мокнет земля, день убывает… Когда это бывает? (Осенью) Почему же пусты поля осенью? Какую работу выполняют.

Конспект ОД с использованием социально-игровой технологии с элементами мультипликации «Путешествие в страну Мультипликацию» Цель: Развитие творческого потенциала в процессе изобразительной деятельности, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания.

Конспект занятия по физкультуре «Путешествие в страну равновесия» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Укреплять дыхательную и мышечную систему. Развивать координацию движений. Задачи: Способствовать физическому развитию детей, их.

А знаете ли вы, как и когда появились мультфильмы?
В конце XIX века не было ни телевизоров, ни компьютеров, ни смартфонов, ни планшетов. Их ещё не придумали. Зато были такие аппараты, как зоотроп, волшебный фонарь, тауматроп, дедалеум и другие.
Эти устройства приводили в действие ряд сменяющих друг друга изображений, создавая иллюзию движения. Поначалу они использовались в развлекательных шоу, для создания спецэффектов и в качестве игрушек.
28 октября 1892 года в Париже французский изобретатель Эмиль Рейно удивил зрителей новым, невиданным ранее развлечением – «Оптическим театром».

На глазах у изумлённой публики с помощью оптического прибора он продемонстрировал «Светящиеся пантомимы».
А начиналось всё так...
Всё тот же Эмиль Рейно в 1877 году сконструировал прибор – праксиноскоп. Выглядел он так. На внутреннюю сторону вращающегося цилиндра помещалась лента с 8 или 12 картинками. В центре – ряд маленьких зеркал. Когда цилиндр приводился в движение, каждая картинка отражалась в зеркале и возникал эффект плавного движения.

Комедийные сценки, созданные Эмилем Рейно, были очень популярны в то время.
Первым традиционным мультфильмом считается «Юмористические фазы смешных лиц». Его создал в 1906 году англоамериканский кинорежиссёр
Дж. Стюарт Блэктон. Благодаря покадровой съёмке, он соединил искусство графики с техникой кино.
А первый мультперсонаж, ставший известным во всём мире – кот Феликс из фильма американского сценариста и художника Отто Мессмера «Приключения Феликса».

За годы развития мультипликации появились различные техники её создания. Один из старейших видов – рисованная анимация.

Изначально каждый кадр рисовался отдельно. Это был очень долгий и трудоёмкий процесс, поэтому придумали послойную технику.
Героев и декорации рисовали на прозрачных плёнках и накладывали друг на друга.
Для этого сначала разрабатывали движения персонажей, затем прорисовывали детали карандашом на кальке и переносили рисунки на целлулоид.
Получившиеся кадры раскрашивали и фотографировали один за другим.
Ещё одна старейшая техника – силуэтная анимация.
Для мультфильма из бумаги или плотной ткани вырезаются плоские фигуры. Затем они передвигаются в каждом кадре и снимаются на камеру.

Например, один из известных отечественных мультфильмов, снятых таким образом, – «Левша» (1964 г.).

Кукольная анимация появилась в России в 1906 году.


Балетм ейстер Александр Ширяев созд ал первый в мире отечественный кукольный мультф ильм, в котором участвуют 12 танцующих фигурок.

Говорят, ч то за время его создания автор протёр ногами дыру в паркете, потому что постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно.

Хорошо известна всем кукольная и пластилиновая анимация. Здесь объёмные персонажи устанавливают на фоне декораций и фотографируют. После каждого кадра в сцене меняется поза героя.

Первые мультфильмы из пластилина появились в 1908 году в США.

В мультипликации существуют и такие техники, как «живопись по стеклу» – это когда художник рисует медленно сохнущей масляной краской на стеклянной поверхности, каждый раз добавляя новые мазки прямо перед камерой; «бескамерная анимация» – когда художник не фотографирует изображения, а рисует их прямо на плёнке, чёрной или бесцветной; или «порошковая анимация», где на подсвеченное стекло тонкими слоями насыпают такие материалы, как песок, соль, кофе, специи..., создавая руками или кисточкой рисунок и передавая его изображение на экран.

Сегодня для создания мультфильмов всё чаще применяют компьютерную
3D анимацию. Сцены моделируются в трёхмерном пространстве на компьютере,
а фигуры имеют виртуальный скелет.
Первый такой полнометражный мультфильм – «История Игрушек» (1995).


В нашей стране крупнейшая мультипликационная студия появилась в 1936 году. Называлась она «Союздетмультфильм», а позже стала «Союзмультфильмом».

Здесь был создан первый русский мультсериал «Ну, погоди!».



Познакомиться с историей анимации можно в Московском музее анимации.

В его коллекции собраны более пяти тысяч экспонатов, на видеоэкранах в залах демонстрируются уникальные материалы, собранные музеем, работает кинозал для детей, в котором проводятся съёмки мультфильмов и их показ.

Мультфильм своими руками Возьми блокнот и карандаш. Придумай, кого ты хочешь изобразить.
Например, это будет идущий человечек.
На первой странице – начальный кадр – он стоит.
На следующей – немного приподняты правая нога и левая рука.
На третьей – ещё выше, затем нога сгибается в колене, а рука в локте, и так далее. На каждой странице тебе нужно последовательно изобразить все части движений, которые совершает герой во время ходьбы.
Когда последний кадр будет готов, можно быстро-быстро пролистать страницы и увидеть, как человечек двигается.
Твой первый мультфильм готов!

Несколько интересных фактов о мультфильмах:

Микки Маус
Уолт Дисней, создатель Микки Мауса, боялся мышей.
Микки-Маус получил звезду на аллее славы в Голливуде.

The Walt Disney Company борется за не прекращение охраны авторских прав на образ Микки Мауса, стоимость которого в 2008 году оценивают в сумму более трёх миллиардов долларов США.
Из за деятельности компании, направленной на периодическое продление сроков охраны имущественных авторских прав, Микки Маус к 2008 году так и не стал общественным достоянием
Скрудж МакДак
В 2007 году городской совет города Глазго включил Скруджа Макдака в список выдающихся горожан.
Скрудж Макдак возглавил в 2007 году список пятнадцати самых богатых вымышленных персонажей по версии журнала Forbes.

Шрек
При записи реплик персонажей актёры никогда не встречались - каждый из них работал отдельно, а реплики их партнёров произносил ассистент.

Движения Осла в фильме были смоделированы аниматорами на основе движений собаки - за исключением сцены погони в начале фильма, в которой движения Осла были смоделированы на основе движений кролика.

Винни-Пух
В советском мультфильме Винни-Пуха озвучивал Евгений Леонов. Для достижения большей комичности речь артиста была ускорена примерно на 30%. Если уменьшить скорость на это значение, можно услышать обычного Леонова.


Ну, погоди!
Свою знаменитую прическу и характерную внешность Волк приобрел только во втором выпуске мультфильма. В первом выпуске его прическа и внешность отличается от привычного зрителям варианта.
Волк умеет играть на гитаре (а также на гуслях, хотя и во сне) и петь хриплым голосом в манере Высоцкого. Недурно танцует. Грамотно катается на лыжах и коньках. Плохо водит машину и мотоцикл. Гораздо лучше управляется с автокраном, комбайном и другими подобными механизмами.

Возвращение блудного попугая
Сюжет мультфильма детские психологи используют для разрешения конфликтных ситуаций с подростками.
Попугай Кеша давно стал коммерческим брендом, который активно раскручивается правообладателями и пиратами.
Так, созданы видеоигры (например, «Свободу попугаям!» и «Кеша в мире сказок»), раскраски, и пр.
Популярность мультфильма подвигла А. Курляндского на написание книги, в которую вошли повести «Вы не были на Таити?», «А нас и здесь неплохо кормят!» и «Прелестно!»
Жил-был пес

Бронзовый памятник Волку весом около 200 кг был воздвигнут в Томске в 2005 году.
Авторы - литейщик Максим Петров и консультант-художник Леонтий Усов.
Волк может произносить восемь фраз («Щас спою!», «Бог в помощь!» , «Ну ты заходи, если что!» и др.).

Создатели фильма рассказывают особенности создания персонажа Волка. Сначала в мультфильме он был нарисован не таким, как мы его знаем.
Однако при озвучивании роли этого героя А. Джигарханяном оказалось, что изображённый персонаж не подходил к голосу актёра, после чего Волк был перерисован, и появился тот герой мультфильма, которого и увидел зритель.

Рататуй
У Реми прорисовано 1,15 миллиона волосков, в то время как у Колетт 115 тысяч волос. Среднестатистический человек имеет около 110 тысяч волос.
Чтобы создать реалистичный вид мусорной кучи, художники сфотографировали и исследовали реальные продукты гниения.


Пятнадцать различных видов продуктов, таких, например, как яблоки, ягоды, бананы, грибы, апельсины, брокколи и салат, были оставлены гнить, а затем их сфотографировали.
В ходе начального дизайна персонажей скульптор создал девять глиняных скульптур Реми.
Мультфильм номинирован на 5 номинаций премии «Оскар», в том числе «Лучший анимационный фильм 2007 года».

Козлов С. Любимые сказки- мультфильмы: сказки и стихи.- Москва: АСТ, 2006.- 176 с.: ил.

Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.- Москва: Эксмо, 2003.- 224 с.: ил.

Ливанов В. Бременские музыканты / В. Ливанов, Ю.Энтин.- Самовар, 1997.- 100 с.: ил.

Милн А. Винни- Пух и Все- все- все: сказочная повесть / А.Милн, Б.Заходер - Москва: АСТ, 2000.- 384 с.: ил.

Сименс А. 101 далматин.- Москва: Стрекоза- пресс, 2002.- 80с.: ил.

Остер Г. Сказки- мультфильмы Г. Остера: сказки. – Москва: Астрель, 2007.- 240 с.: ил.

Том и Джерри: сказочная повесть.- Минск: Литература, 1995.- 288 с.: ил.

Успенский Э. Крокодил гена и его друзья: повесть- сказка.- Москва: Астрель, 2011.- 144с.: ил.

Мурзилка в музее Анимации // Мурзилка – 2015 - №8 – с.20 – 21.

Источник фото: www.newsru.com, allmir.net, natural-colours.livejournal.com, www.ottomessmer.com, multpult.net, kinoprobafest.com, planetakino.ua, serovglobus.ru, www.esky.ru .

Как делали "Незнайку на Луне"

Как научиться рисовать. Рисуем Русалочку.

«Как сделать анимированную картинку» - Даем файлу имя с расширением *.gif. Сделаем копию слоя 30 и разместим уже четыре слоя вот в таком порядке. GIMP. По задумке на этом табло мы будем менять последние две цифры. Предварительная подготовка отдельных кадров. Ну вот у нас и готовы три слоя - три кадра анимации. Сохранение результата в виде анимации.

«Autodesk 3ds MAX» - Съемка. Этап визуализации тесно связан с этапом съемки. Таким образом достигался эффект стереоскопии. Визуализацию также называют рендерингом, или просчетом. 3ds max. Окна проекций. Подобный проект под силу выполнить одному человеку на домашнем ПК. Процесс раскраски трехмерных объектов называется текстурированием.

«Active GIF Creator» - Создание анимации в Active GIF Creator 3.5. Заключительный этап. Цель и задачи занятия. Образец. Начало работы. Active GIF Creator 3.5 (russian edition). Рисунок. Попробуй дома. Выставляем параметры. Анимация. Что получилось.

«Анимированный баннер» - Слои с готовыми отдельными кадрами. Создаем кадры. Анимацию для Веб мы сохраняем в формате GIF. Переместите выделение. Создаем новое изображение одного из приведенных размеров. Берем жесткую черную кисть, а еще лучше карандаш. Помещаем картинку в нужное место инструментом Перемещение (M). Фон для надписи с адресом.

«Gif-анимация» - Скопировать изображение на несколько слоев. Изменение производим с помощью свободной трансформации. Создание аватарок для Web-страниц. Аватары бывают статическими (без анимации) и анимированными. Технология создания gif-анимации в Photoshop или ImageReady. Переходим в Adobe Image Ready. Для запуска анимации необходимо установить время для смены кадров.

«Рождение анимации» - Использование символов в сложной анимации. Создание мувиклипов. Растровая картина. Фильм. Слово. Окно редактирования. Теперь можно убрать один из листочков. Процесс морфинга. Режим редактирования символа. Указатель кадра. Дублирование символов. Законченность. Панель библиотеки. Рост. Задание анимации с замедлением.