Носатые жители торговцы теперь в прошлом. Встречайте Millenaire - мод на деревни для Майнкрафт 1.7.10/1.7.2/1.6.4 добавляющий в генерацию мира новые виды деревень с разумными жителями. Игроков ожидают встречи с индусскими глиняными поселениями, классическими японскими деревушками, средневековыми каменными городами, древними руинами майя и другими постройками: одинокие домики егерей и лесников.





Разумные жители из мода Millenaire 1.7.10 - это необычное нововведение в мире Майнкрафт. Их поведение значительно отличается от стандартных мобов игры. В каждом поселении встречаются дети, женщины и мужчины различных профессий. Горожане всегда находят себе занятие: строят новые дома, изготавливают камни, охотятся и защищают деревню, рыбачат, роют шахты, выращивают растения, разводят животных и просто беседует между собой посредством чата над головой.


Благодаря моду Millenaire игроки могут взаимодействовать с жителями и узнать подробнее об образе жизни поселенцев той или иной деревни. Мэр может дать игроку квесты, вроде добыть сотню булыжника и два стака дерева для постройки нового здания или нанять пару охранников и разобраться с хищником, что терроризирует жителей деревни. За квесты игрок получит ценные предметы не добываемые обыкновенным крафтом. Также не стоит убивать жителей или воровать из сундуков. Стража мгновенно отреагирует на бесчинства и игроку придётся отправиться на точку последнего возрождения.





Данная модификация поистине преображает мир игры и позволяет развить взаимодействие игрока с обыкновенными жителями. Если вы желаете видеть более живых и разумных жителей, то стоит скачать мод на деревни для Майнкрафт 1.7.10/1.7.2/1.6.4 и играть в более живом пиксельном мире.

Видео обзор Millenaire

ОБНОВЛЕНО: ВЕРСИЯ 1.0

Мод добавляет детализацию в города и деревни Скайрима.
Потрясающие виды вместе с новым уровнем функциональности деревень, которые раньше были довольно скучны и бесполезны!

ИЗМЕНЕНЫ ГОРОДА:

РОРИКСТЕД

Теперь выглядит намного лучше, добавлено святилище Талоса R03;R03;вместе со статуей, мельница. Изменена растительность, новые источники света размещены по всему городу. Добавлены домашние животные

ДРАКОНИЙ МОСТ

Множество изменений. Добавлены здания, скалы, деревья, кустарники, цветы, животные. Переработано освещение, т.к. город казался довольно скучным и темным. Увеличено число стражников, чтобы сделать город больше похожим на имперское поселение, каковым он и является.

КАРВАРСТЕН

Ретекстур всего города, добавлена кузница.
Теперь вокруг и в самом городе намного больше растений. Деревьев немного, т.к. по мнению автора они не очень хорошо вписываются в атмосферу города.

АЙРВАРСТЕД

Теперь выглядит намного лучше - новые сторожевые башни, масса деревьев, кустарников, камней, новый мост, увеличено число стражников, добавлены инструменты кузнечного дела, в том числе верстак, наковальня, точильный камень (кузницы до сих пор нет), продлены дороги, добавлены новые источники света и т.д.

КАМЕНЬ ШОРА

Генеральное улучшение для этой крошечной деревни! Свет теперь есть везде, добавлено много деревьев, кустарников, камней и т.д. Также многие растения для алхимических зелий. Алхимики будут довольны!

ВЕРСИЯ 1.0

Мод добавляет сотни новых деталей в Ривервуд, в том числе деревья, кустарники, скалы, свет, тротуары и мостики, предметы быта, животных и т.д.

Совместим с любыми модами, не затрагивающими внешний вид Ривервуда.

ВЕРСИЯ 1.1

Сделайте Вайтран красивым городом, таким, каким он и должен быть!

Глобальное улучшение Вайтрана!
Добавлены новые объекты: деревья, кустарники, растения для алхимии, полностью переработана оригинальная флора, размещены новые источники света, добавлены животные и предметы быта, новые скамейки и многое другое.

ВНИМАНИЕ:

Совместим с любыми модами, не затрагивающими внешний вид Вайтрана.

ОБНОВЛЕНО: ВЕРСИЯ 1.2

Сделайте свой Рифтен прекрасным!

Добавлено более 1000 новых деталей! Абсолютно новые деревья, такие как дубы и осины, полностью обновлена растительность (алхимики, наслаждайтесь!). Новые источники освещения по всему городу. Добавлены насекомые и животные, а также небольшой беспорядок на рыночной площади и в других местах, чтобы придать городу обжитой вид.


ВНИМАНИЕ:
Мод требователен к производительности.
Не ставьте на слабых машинах!

Совместим с любыми модами, не затрагивающими внешний вид Рифтена.

ВЕРСИЯ 1.1

Столица владения и всей провинции Скайрим, жемчужина Имперского Скайрима! Город, в котором расположена резиденция Верховного короля, не может не быть прекрасным!


Более 1000 деталей, улучшающих внешний облик Солитьюда. Абсолютно новые деревья (дубы, красные осины), кустарники, алхимические травы. Полностью переработана флора, добавлены насекомые и животные.
Новые источники света, подчёркивающие великолепие самого северного и самого величественного города Тамриэля.

ВНИМАНИЕ:
Мод требователен к производительности.
Не ставьте на слабых машинах!

Совместим с любыми модами, не затрагивающими внешний вид Солитьюда.

Разархивируйте файлы в папку Data вашей игры;

Активируйте плагин/плагины в лаунчере.

ВНИМАНИЕ:
Моды "тяжёлые" и сказываются на производительности.
Не ставьте их вместе с модификациями, расширяющими гражданскую войну в Скайриме (с WARZONES: Civil Unrest например)
иначе гарантированно получите тормоза и зависания

По крайней мере, Quad CPU Core, 4 Гб оперативной памяти и GPU с минимальным 1 Гб видеопамяти. Для наилучшего FPS используйте GTX 560 (AMD 6870) или выше!

Поистине интересное дополнение изменяющая и дополняющая игровой процесс. Millenaire - мод на деревни для Майнкрафт 1.7.10/1.7.2/1.6.4 добавляет в игру новые виды поселений генерирующихся в различных биомах. В них обитают новые жители различных рас. Игрокам встретятся индусы, японцы, майя и другие зарождающиеся цивилизации. Каждая деревня той или иной культуры отличается квестами, внешним видом домиков и общим поведением. Индусы готовят глину и выпекают из неё кирпичи, японцы выращивают рис и рыбачат, а майя охотятся на диких зверей и занимаются постройкой алтарей.

Жители деревень из данной модификации для Minecraft довольно умны и будут общаться посредством чата. В самой деревне располагается мэрия, в ней находятся таблички с разнообразными квестами, к примеру: добыть с убитых зомби десяток кусков гнилого мяса или добыть две сотни блоков булыжника. По мере выполнения задания, деревня прокачивается и жители будут сами отстраивать новые дома. Сдавать квесты нужно мэру, он самый высокий и почти всегда находится в мэрии. Он щедро награждает игроков, даря редкие предметы не встречаемые в обыкновенном Майнкрафте. Другие жители могут охотиться, строить дома, заниматься фермерством и просто прогуливаться. Не убивайте жителей и не воруйте припасы из закрытых сундуков со складов деревни. Стража мигом вас изловит и отправит обратно на спавн.

Данный аддон в действительности меняет основную цель игры. Если вам наскучили обычные носатые жители, то непременно скачайте мод на деревни для Майнкрафт 1.7.10/1.7.2/1.6.4 и начните помогать разумным жителям развиваться в игре вместе с вами.

Модификация Millenaire вносит в Майнкрафт 1.7.10 RPG-составляющую: на карте мира генерируется множество деревень, принадлежащих разным нациям. От вас зависит, превратите ли вы их поселения в руины или поспособствуете развитию, торгуя с жителями и выполняя их задания.

Основы игры

Давайте разберемся, что добавляет мод, и как в него играть.

Поиск населенных пунктов

Как только вы приблизитесь к деревне, в чате появится системное сообщение, где будет указано ее название, тип, а также направление и расстояние до нее. Если в поле зрения нет ни одного населенного пункта, можно отправиться на разведку в любом направлении, периодически нажимая горячую клавишу V. При этом пространство в радиусе 2000 м от вас будет просканировано на наличие еще неизвестных деревень.


Чтобы поселение развивалось, нужно находиться неподалеку от него – в списке оно будет отображаться как активное.

Нации

Каждое поселение принадлежит одной из следующих наций: норманны, индийцы, майя, японцы или византийцы.


От того, какой культуре принадлежит деревня, зависит:

  • как будут выглядеть постройки в ней, и из каких материалов они будут сделаны;
  • какие растения будут там выращиваться;
  • какую еду и напитки, броню и оружию можно будет приобрести.

Помимо принадлежности к определенной нации жители деревень различаются:

  • возрастом (взрослые, подростки и дети);
  • происхождением (благородным или простым);
  • специализацией (торговля или производство).

Здания не будут работать, пока в них никто не живет. Чтобы увеличить население, нужно дождаться ночи, когда родятся дети (пропускать ночь с помощью сна нельзя). Через некоторое время подросший ребенок станет подростком и сможет занять производственное здание.

Типы деревень

Жители разных населенных пунктов могут быть расположены к игроку дружелюбно или враждебно. К мирным поселениям относятся специализированные или созданные игроком деревни, независимые и крупные города.
Универсальные для всех наций типы – сельскохозяйственные, религиозные и военные деревни. Различаются они по зданиям, где производятся соответствующие виды товаров.


Индийцы и норманны также могут создавать более крупные поселения – города с зависимыми от них придатками-пригородами.


Заработав высокую репутацию среди представителей одной из культур, игрок может построить и возглавить собственную управляемую деревню. В таком поселении доступны возможности всех указанных типов поселений.
Путешествуя по миру, можно встретить и одиночные здания, жители которых могут торговать с игроком.
Иногда встречаются враждебные игроку и другим NPC бандитские поселения. Их жители-оборванцы нападают, если к ним приблизиться, и периодически атакуют близлежащие мирные деревни.

Система репутации

Отношение представителей нации к игроку зависит от его поведения. При торговле и выполнении квестов его репутация улучшается, при нападениях на жителей – падает. Без последствий уничтожать можно только бандитов.
С ростом репутации вы будете лучше узнавать культуру нации и начнете понимать язык жителей (их реплики будут отображаться на русском).

Развитие

Жители строят новые здания и улучшают существующие самостоятельно, но для этого им требуются ресурсы. Часто, особенно на начальных стадиях развития деревни, эти ресурсы не появятся в деревне, если игрок их не продаст.
Для торговли нужно войти в центральное здание деревни. Узнать его можно по табличке с названием населенного пункта возле входа. Внутри здания будет стена с табличками, где указано, что именно строится в текущий момент, каких ресурсов не хватает. Также там можно посмотреть карту деревни, подробности о ее населении и другую полезную информацию.


Когда вы войдете внутрь, к вам подойдет торговка, необходимые ресурсы можно будет продать ей.


Также в центральном здании живет глава поселения. В диалоге с ним можно узнать свою репутацию, ознакомиться с доступными квестами, а при высокой репутации – повлиять на отношения с соседями или заказать постройку собственного дома на территории деревни.

Игровая валюта

Для торговли внутри мода используются монетки – денье. Они бывают бронзовые, серебряные и золотые. Одна серебряная монета образуется из 64 бронзовых, золотая – из 64 серебряных.
Чтобы не захламлять несколько слотов инвентаря, можно купить мешочек для денег, вмещающий все типы монет.

Постройка дома в деревне и улучшение территории

Нужно учитывать, что жители строят новые здания, выбирая доступное (без холмов и ущелий) место без опасных блоков (воды, лавы, кактусов). На карте поселения такие местности обозначены зеленым.


Если вы построите дом, хранилище или просто поставите другие блоки внутри деревни, велик шанс, что жители уничтожат их при создании очередной стройплощадки. Поэтому собственную базу нужно строить либо на небольшом отдалении от поселения, либо в пределах территории купленного игроком дома. В последнем случае построенное жителями здание можно видоизменить, полностью переделать или разрушить.
Если в центральном здании появилось уведомление, что места для нового строения не хватает, ознакомьтесь с картой и улучшите местность. Реки и другие водоемы (обозначаются голубым) достаточно покрыть одним слоем природных блоков, например, земли. Участки с холмами и ущельями, сильно отличающиеся по высоте, можно выровнять: возвышенности раскопайте, а впадины заложите одним слоем блоков. Последний прием поможет и для устранения озер с лавой, где жители могут сгореть, а кактусы достаточно просто срубить.

Видео

Установка

Для работы мода требуется установить и скопировать скачанный по ссылке ниже файл в папку.minecraft/mods.