Все навыки в игре подразделяются на три категории: боевые, магические и воровские. В этой статье речь пойдет о боевых навыках.

За создание новых предметов здесь отвечает навык Кузнечное дело . Наступательными являются навыки Стрельба , Одноручное оружие и Двуручное оружие , а оборонительными - Тяжёлая броня и Блокирование . Активация Камня воина увеличивает скорость роста боевых навыков на 20 процентов.

Рукопашный бой

В игре, помимо различного оружия и магии, можно также использовать и собственные кулаки. Урон в рукопашном бою причиняется всегда здоровью противника, но не его запасу магии или выносливости. Рукопашный бой не столь эффективен по сравнению с остальными боевыми стилями, но, тем не менее, с помощью него можно убивать. Если вы будете играть за каджита и найдёте себе пару тяжёленьких перчаток, то где-то до 10 уровня наносимый руками урон может превосходить урон от оружия. Важно отметить, что голыми руками можно наносить критический урон из режима скрытности, но яд на руки нанести нельзя. Дистанция боя руками приблизительно равна дистанции боя кинжалами, скорость средняя. Можно сочетать рукопашный бой с использованием магии или щита, нанося удары только одной рукой. К сожалению, поскольку рукопашный бой не относится ни к одному из навыков, ваше развитие вначале игры при интенсивном использовании такого стиля ведения боя может немного застопориться.

Урон голыми руками вначале игры фиксирован для каждой расы. Все расы, за исключением аргониан и каджитов , наносят по умолчанию урон, равный 4 . У аргониан и каджитов базовый урон равен 10 , а у последних есть ещё и пассивная способность, которая увеличивает суммарный урон руками до 22 . Эти значения не изменяются с ростом уровня и связаны только с одним перком - Стальные кулаки , который можно найти в ветке Тяжёлых доспехов .

Люди и эльфы

Базовый урон без оружия: 4

Суммарный урон: 4

Аргониане

Базовый урон без оружия: 10

Отсутствуют дополнительные бонусы

Суммарный урон: 10

Каджиты

Базовый урон без оружия: 10

Дополнительный урон: 12

Суммарный урон: 22

Повышение урона в рукопашном бою

Перк Стальные кулаки добавляет урон в рукопашном бою, численно равный базовому рейтингу брони надетых на протагониста перчаток. Максимальный базовый рейтинг имеют даэдрические перчатки , и, соответственно, урон, добавляемый ими, равен 18 . Рост навыков или улучшение перчаток в кузнице не влияет на это число.

В игре есть всего один предмет, который улучшает владение боем без оружия. Называется он Перчатки борца . Найти его можно в Крысиной норе , печально известной канализации Рифтена, у товарища по имени Джиан Первый . Предмет этот можно разломать на алтаре зачарования и зачаровать затем кольцо или другие перчатки на увеличение урона от удара кулаками. Потолок здесь тоже имеется и равен он 14 .

Таким образом, максимальный урон, которого вы сможете достичь в игре без использования алхимии, равен 10 (базовый ) +12 (когти каджита ) + 18 (даэдрические перчатки ) + 28 (зачарование на кольцо и перчатки ) = 68

Бой с оружием

Для того, чтобы использовать оружие, вы должны назначить его на левую или правую руку. Двуручное оружие и луки требуют использования обеих рук. Щиты при экипировке автоматически появляются в левой руке, и переназначить их на правую руку нельзя.

Если при атаке вы наносите достаточный урон, чтобы убить противника, игра может продемонстрировать анимацию убийства. Если вы активировали перки Безжалостный удар и Сокрушительный удар в навыках Одноручное оружие и Двуручное оружие соотвественно, то иногда сможете наблюдать обезглавливание противника. Добивания происходят только по отношению к последнему в ближайшей окрестности противнику на определенном расстоянии.

Два оружия

Этот стиль боя отличается скоростью и напором. Если на каждый триггер вы назначите по оружию, то не сможете блокировать удары противника, но сможете прерывать его атаки непрерывным градом ударов. Двойная атака занимает примерно в полтора раза больше времени, чем атака одной рукой, но наносимый урон при этом гораздо больше.

Скорость двойной атаки определяется исходя из веса оружия, которое находится в вашей левой руке , а затраты выносливости зависят от веса оружия в правой руке . Таким образом, имеет смысл в левой руке держать кинжал, чтобы двойная атака была быстрее. Но, скорее всего, использование одного типа оружия будет более эффективно из-за используемых перков.

Перк Двойной вихрь увеличивает скорость оружия не только при ударе с обеих рук, но и с одной, если в обеих руках у вас есть оружие.

Если вы назначите на основную руку заклинание, то лишитесь бонусов боя двойным оружием, при назначении же заклинаний или щита на другую руку бонусы остаются.

Силовые атаки

Силовая атака осуществляется удержанием соответствующей клавиши. Она наносит в два раза больше урона, чем обычная атака, а также дает шанс ошеломить противника. Ваша выносливость при этом убывает по следующей формуле:

Затраты выносливости при силовой атаке = (20 + вес оружия) * множитель стоимости атаки * (1 — эффект от перка)

Множитель стоимости атаки равен 2 для силовой атаки с одной руки и 3 для атаки с двух рук (протагонист наносит при этом 3 удара кряду).

В зависимости от направления движения вы можете выполнять различные силовые атаки. Так, при выполнении силовой атаки вперёд вы будете совершать выпад, что позволит стремительно сократить расстояние между противником и вами. Силовой атакой при движении назад можно эффективно противодействовать ударам противника. Использование перка Веерная атака позволяет наносить силовыми атаками двуручным оружием при движении вбок урон всем противникам перед вами.

Выносливость, которая расходуется на атаку, не определяет урон, наносимый противникам, поэтому, если вы стали тратить на атаку меньше выносливости, то это не значит, что уменьшился и урон.

Сравнение различных стилей боя

Возможные вариации различных стилей боя описаны ниже. В рассмотрение не включены рукопашный бой, поскольку он был рассмотрен выше, и бой с оружием в одной руке, потому что он заведомо слабее боя с двуручным оружием.

Одноручное оружие и щит

Один из самых популярных стилей боя, балансирующих между атакой и защитой. Одним из преимуществ такого стиля боя является пассивный бонус к общему рейтингу брони, который даёт щит. Прокачка навыка Блокирование сводит получаемый физический урон к минимуму. Перк Защита от стихий в Блокировании вдвое снижает магический урон от стихийных заклинаний.

К сожалению, чтобы получить полную отдачу от этого боевого стиля, нужно потратить большое число перков - 25 . Даже более «бюджетный» вариант с прокачкой только левой стороны в древе навыка Блокирование и вкладыванием в перки Сильная рука и Боевая стойка в Одноручном оружии потребует около 15 перков. За то же самое количество перков вы можете более эффективно использовать двуручное оружие.

Двуручное оружие

Используя этот стиль боя, вы будете менее защищены, чем при использовании оружия и щита, однако, преимущества тоже велики: больший урон за одну секунду, а также поистине разрушительные силовые атаки. При этом вы по-прежнему сможете использовать блок, пусть и не столь эффективно. Для того, чтобы получить полную отдачу от этого стиля ведения боя, нужно потратить всего 15 перков.

Два оружия

Этот стиль боя характеризуется наименьшей защитой среди всех остальных. Игровая подсказка гласит, что удар с двух рук сразу наносит в два раза больше урона, но это не совсем так, ведь занимает он на 50% больше времени. И общий урон за секунду увеличивается до 133% от базового. Перк Двойной вихрь ускоряет атаки одной, двумя руками, а также силовые атаки (если оружие находится в обеих руках). При силовых атаках с двух рук вы наносите целых три удара подряд. Основные перки для этого боевого - стиля Сильная рука , Боевая стойка , Двойной вихрь и Двойная мясорубка . Для их прокачки потребуется около 9 перков. Расплатой за такую дешевизну становится почти полное отсутствие защиты и повышенный расход выносливости, поэтому вы должны заранее позаботится о зельях восстановления здоровья и выносливости, а в бою действовать решительно и быстро. Обладающие способностью Ярость боя редгарды могут обойтись без зелий восстановления выносливости.

Воин слова

Воины слова умело сочетают оружие в основной руке (потому что оружие в этой руке на 15% быстрее) и заклинание в другой. Воинов слова можно разделить на две категории: одни дополняют магией урон от оружия ближнего боя, другие используют заклинания поддержки. Первые концентрируются на школе разрушения и ослабляют противника на дальней дистанции и, после истощения магического запаса, пускают в ход оружие. Другие призывают в помощь существа из Обливиона, исцеляют себя и т. д. Поскольку в одной из ваших рук может быть заклинание совершенно любого типа, от струи пламени до заклинаний иллюзии, то довольно затруднительно сказать, сколько перков нужно, чтобы увидеть наиболее эффективную работу выбранного стиля. Наиболее «бюджетный» воин слова получается после взятия перков Сильная рука , Боевая стойка и нескольких из школы Восстановления (полноценной школы магии). Данный стиль боя очень просто сочетать с вышеописанным стилем боя Два оружия .Мастер

Уровень сложности также оказывает влияние на стоимость и продолжительность действия заклинания Равновесие из школы Изменения .

Урон от падения

Если вы упадёте с большой высоты, то получите определенный урон, который рассчитывается по следующей формуле:

Урон от падения = ((высота — 600) * 0.1)^1.45 * модификаторы

Перк Мягкая подбивка в навыке Тяжелые доспехи уменьшает урона от падения вдвое.

Урон, который получают остальные персонажи, рассчитывается по более «суровой» формуле:

Урон от падения = ((высота — 450) * 0.1)^1.65 * модификаторы

Дополнение

  • Бой с двух рук улучшает владение не двуручным оружием, а одноручным.
  • В отличие от двух предыдущих игр серии Morrowind и Oblivion, оружие в Skyrim не требует ремонта, не может сломаться и не ухудшается при использовании.
  • Драка является одним из пунктов убеждения. После победы персонаж выдаст всю нужную вам информацию.
  • Мечи, топоры и булавы объединены в один навык, а нужная специализация определяется перками.
  • Используя кулаки в качестве оружия, вы не будете расти в уровне, поскольку рукопашный бой не привязан ни к одному из навыков.

Итак, все мы в курсе, что по мере прокачки наш довакин получает очки умений. Теперь попробуем разобраться, куда же их вложить, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые уровни.

Внимание! этот текст - перевод официального англоязычного гайда, ориентированный на пользователей локализованной версии. То есть названия навыков и перков переведены в соответствии с официальным переводом. Если вы любитель оригинала - советую и гайд в оригинале читать.

★ Этот значок означает, что с точки зрения составителя официального гайда этот перк интереснее других. Так это или нет - ему виднее

Также по каждому навыку есть его краткое описание. По большей части оно написано в духе Капитана Очевидности. Так что если вы понимаете, что собой представляет навык и от чего он повышается - смело пропускайте весь текст в начале спойлера (названия навыков выделены - не промахнетесь).

Кузнечное дело

Можно вложить 10 очков умений.

Кузнечное дело - ремесло, позволяющее создавать и улучшать оружие и броню. Чтобы заняться этим вам потребуется кузница (создание), верстак (улучшение брони) или точильный камень (улучшение оружия). Любые произведенные с помощью этих предметов действия повысят ваш навык кузнечного дела на индивидуальную величину, зависящую от сложности предмета.

Для максимально быстрой прокачки навыка создатели рекомендуют не только создавать оружие и броню, но и сразу же улучшать их.

Хотя балансом и не пахнет - ковать копеечные кинжалы с минимальными требованиями к ресурсам (1 железный слиток, 1 полоски кожи) выгоднее, чем дорогие сеты брони. Поэтому настоящий манчкин затарится несколькими тоннами железных слитков и мешком ремешков, после чего легко и быстро апнет умение до максимума. (здесь и далее - прим. переводчика)

Железные и кожаные предметы доступны изначально, остальные открываются по мере изучения перков. Также сразу доступно улучшение любых предметов, однако изначально оно будет не так эффективно.

Добыча руды, плавка металла и выделка кож позволяют создавать материалы для крафта самостоятелно, но уровень навыка не увеличивают. Также кузнечное дело полезно для развития навыка зачарование, так как может обеспечить начинающего колдуна рабочим материалом.

Выбор ветки перков связан с тем, какой тип брони вы предпочитаете: легкую или тяжелую.

1. Стальные доспехи

Позволяет создавать стальные доспехи и оружие, увеличивает качество улучшения всех предметов.

Требования: Кузнечное дело 20

2. Кузнец-волшебник ★

Позволяет улучшать зачарованные предметы.

Требования: Кузнечное дело 60

Едва ли не самый востребованный перк. Без него уникальные предметы с недоступными для игрока чарами будут довольно быстро становиться бесполезным хламом. Также позволяет ощутимо поднять продажную цену ненужного артефакта.

3. Эльфийская броня

Позволяет создание эльфийской брони и оружия, увеличивает качество улучшения всех предметов.

Требования: Кузнечное дело 40, Стальная броня

4. Сложные типы брони

Позволяет создавать ламеллярные и пластинчатые доспехи, увеличивает качество улучшения всех предметов.

Требования: Кузнечное дело 50, Эльфийская броня

5. Стеклянные доспехи

Ну вы поняли, да? Описание стандартное, так что повторять смысла не вижу.

Требования: Кузнечное дело 70, Сложные типы брони

6. Двемерские доспехи ★

Требования: Кузнечное дело 30, Стальные доспехи

Весьма интересный в плане прокачки и пополнения кошелька перк - двемерских руин довольно много, и различного металлолома в них порядком. Если ваш герой физически крепок - можно совместить прокачку навыка (более быструю, ведь двемерские предметы считаются более сложными чем железные) с ощутимым пополнением кошелька.

Не поленитесь перед походом в руины посмотреть (или выписать на бумажку, он довольно большой) в плавильне список материалов для двемерских металлических слитков, ведь не весь металлолом одинаково полезен. А тащить в город железяку в 25 фунтов весом и узнать, что ее можно только продать за жалкие 30 монет - обидно.

7. Орочьи доспехи

Требования: Кузнечное дело 50, Двемерские доспехи

8. Эбонитовые доспехи

Требования: Кузнечное дело 80, Орочьи доспехи

9. Даэдрические доспехи

Требования: Кузнечное дело 90, Эбонитовые доспехи

Даэдрическая экипировка в магазинах не продается, так что получить ее можно двумя способами: создать или найти в мире.

10. Драконьи доспехи

Аналогично предыдущим, но нового оружия не будет - только доспехи.

Требования: Кузнечное дело 100, Стеклянные доспехи или Даэдрические доспехи

Ни драконья чешуйчатая броня, ни драконья панцирная броня (легкая и тяжелая, соответственно) в магазинах не продается. Так что получить ее можно опять же двумя способами: создать или найти.

Тяжелая броня

Можно вложить 12 очков умений.

Тяжелая броня повышает эффективность следующех доспехов: железных, стальных, двемерских, орочьих, эбонитовых, даэдрических и драконьих панцирных. Эти виды брони великолепно защищают, но имеют большой вес и замедляют персонажа. Лучие виды брони являются большой редкостью, поэтому простейший способ добыть их - поднять до соответствующего уровня кузнечное дело и создать самостоятельно.

Данный навык повышается каждый раз, когда вы получаете урон от холодного оружия. Величина прибавки зависит от количества входящего урона, если на персонаже одета броня разных типов - урон для роста навыков делится пропорционально количеству предметов каждого типа. Поэтому желательно не пытаться сфокусироваться только на ней.

Дерево перков тяжелой брони делится на две ветки: левая содержит перки, способные дать тактическое преимущество в определенных ситуациях, правая увеличивает эффективность брони полного комплекта тяжелой брони в бою (шлем, кираса, перчатки, ботинки).

Атаки без оружия не увеличивают ни один из навыков, однако могут быть интересны с точки зрения отыгрыша роли, особенно Каджитам (расовая особенность «Когти» продолжает работать). Также этот перк сильно упрощает драки.

7. Хорошая экипировка ★

Полный комплект тяжелой брони дает дополнительный бонус к классу брони в 25%.

Требования: Тяжелая броня 30, Джаггернаут 1

Бонус складывается с эффектом других перков. Весьма желателен для всех персонажей, специализирующихся на тяжелой броне.

8. Мягкая подбивка

Уменьшает на 50% урон от падения с высоты при ношении полного комплекта..

Требования: Тяжелая броня 50, Стальные кулаки

Теперь сорваться со скалы при исследовании мира не так опасно для здоровья.

9. Центр тяжести

При использовании полного комплекта вы теряете равновесие на 50% реже.

Требования: Тяжелая броня 50, Хорошая экипировка

10. Упорная тренировка

Тяжелая броня, экипированная на персонажа, ничего не весит и не замедляет движений.

Требования: Тяжелая броня 70, Мягкая подбивка

Тот же эффект можно получить, если найти соответствующий камень-хранитель.

11. Полный комплект

Дает дополнительно 25% к классу брони, если надет полный сет брони одного типа.

Требования: Тяжелая броня 70, Центр тяжести

Складывается с другими перками. Найти полный сет драконьей или даэдрической брони непросто, по крайней мере если у вас не развито кузнечное дело.

12. Отражение ударов

Дает шанс в 10% на отражение урона в ближнем бою обратно врагу, если одет полный комплект тяжелой брони.

Требования: Тяжелая броня 100, Полный комплект

Блокирование

Можно вложить 13 очков умений.

Блокирование позволяет защищаться от вражеских ударов с помощью щита или оружия. Уровень навыка влияет на количество поглощаемого урона и то, насколько часто вы теряете равновесие при блокировании удара.

Навык повышается при каждом успешном блокировании (зависит от общего урона) и при толчках щитом или оружинем.

Внимание: блокирование не обязательно требует щит, навык и перки работают и при блокировании оружием. Но если вы используете оружие или магию в левой руке, то блокирование становится невозможным.

В дереве перков левая часть отвечает за снижение урона (требуется щит), а правая - на атакующем применении блоков.

1-5. Щитоносец (5 уровней)

Блокирование эффективнее на 20/25/30/35/40%

Требования: Блокирование 0/20/40/60/80

6. Отбивание стрел

Щит при блокировании полностью поглощает урон стрел.

Полезен для борьбы с лучниками. Но не особенно эффективен: если врагов несколько, то вовремя закрыться щитом едва ли получится.

7. Силовой удар плашмя

Позволяет с силой толать врага во время блокирования.

Требования: Блокирование 30, Щитоносец 1

Толчок настолько силен, что враг может отправится в полет. Эффективное помолнение арсенала рукопашных атак, особенно если вы предпочитаете бой со щитом.

8. Быстрые рефлексы

Замедляет время при блокировании силовой атаки врага.

Требования: Блокирование 30, Щитоносец 1

Дает возможность уклониться или контратаковать противника.

9. Смертельный удар плашмя

Увеличивает урон от точков в 5 раз.

Требования: Блокирование 50, Силовой удар плашмя

Толчки не наносят серьезного урона, поэтому являются вспомогательным приемом. Даже несмотря на бонус, зарубить мечем все равно проще, чем забить щитом.

10. Защта от стихий ★

При блокировании щитом защита от огня, холода и электричесва возрастает на 50%.

Требования: Блокирование 50, Отбивание стрел

Упрощает схватки с боевыми магами. В комбинации с расовой особенностью бретонцев или перком Сопротивление магии (в навыке изменение) может дать абсолютную защиту от всех трех стихий.

11. Блок на бегу

При блокировании щитом скорость перемещения падает слабее.

Требования: Блокирование 70, Защта от стихий

Позволяет быстрее сократить дистанцию до лучника или мага, а также повышает дальность действия перка Живой молот.

12. Обезоруживание ★

При толчке можно обезоружить врага.

Требования: Блокирование 70, Смертельный удар плашмя

Дает шанс выбить оружие из рук врага, если нанести толчок во время проведения им силовой атаки. У врага обычно при себе есть запасное оружие (чаще всего меч или кинжал), менее эффективное по сравнению с основным, поэтому победить станет проще.

Этот перк можно заменить соответствующим криком.

13. Живой молот

Спринт в комбинации с блокированием щитом сбивает с ног большинство врагов.

Требования: Блокирование 100, Блок на бегу или Обезоруживание

Позволяет проложить путь сквозь толпу противников или выиграть время для передышки в жарком бою.

Двуручное оружие

Можно вложить 19 очков умений

Двуручное оружие повышает эффективность такого оружия, как двуручные мечи, секиры и боевые молоты. Повышение навыка происходит при каждом ударе и зависит от нанесенного урона (урон от зачарования не учитывается), количество ударов значения не имеет.

1-5. Варвар (5 уровней) ★

Увеличивает урон от двуручного оружия на 20/40/60/80/100%.

Требования: Двуручное оружие 0/20/40/60/80

Не зависит от используемого вида оружия, поэтому полезен для всех любителей тяжелых железяк.

6. Стойка чемпиона ★

Силовые атаки двуручным оружием требуют на 25% меньше выносливости.

Требования: Двуручное оружие 20, Варвар 1

Позволяет проводить силовые атаки чаще. Учитывая их разрушительную мощь, будет великолепным выбором.

7-9. Глубокие раны (3 уровня)

При атаках двуручным мечем есть 10/15/20% шанс нанести критический урон.

При критическом ударе урон возрастает на 50%. В среднем на уровне 1 урон возрастает на 5%, а на уровне 3 - на 15%. Тоже хорошо, но варвар лучше.

10-12. Расчленитель (3 уровня)

Атаки секирой наносят дополнительный урон от кровопотери.

Требования: Двуручное оружие 30/60/90, Варвар 1

Кровопотеря зависит урона секиры, но в основном каждый удар дает 1-3 единицы урона на 3-6 секунд. С ростом уровня эффект повышается. Является, по сути, аналогом яда с небольшой длительностью эффекта.

13-15. Крушитель черепов (3 уровня)

Атака молотом игнорирует 25/50/75% брони цели.

Требования: Двуручное оружие 30/60/90

16. Сокрушительный удар

Силовые атаки стоя дают бонус 25% к урону и шанс отрубить противнику голову.

17. Великий рывок

Требования: Двуручное оружие 50, Стойка чемпиона

Слабее, чем кажется из описания: двойной критический урон проходит только при первом ударе и (что важнее) сложен в исполнении. Зато для отыгрыша роли берсеркера бесценен.

18. Веерная атака

Силовая атака с движением в сторону наносит всем целям перед вами.

Требования: Двуручное оружие 70, Сокрушительный удар или Великий рывок

Незаменимо для истребления слабых, но многочисленных противников или свиты босса.

19. Мастер боевых искусств

Силовая атака с движением назад парализует врага с вероятностью 25%.

Требования: Двуручное оружие 100, Веерная атака

Одноручное оружие

Можно вложить 21 очко умений.

Одноручное оружие повышает эффективность такого оружия, как мечи, боевые топоры, булавы и кинжалы. Повышение навыка происходит при каждом ударе и зависит от нанесенного урона (урон от зачарования не учитывается), количество ударов значения не имеет. Так что убьете вы бандита 10 тычками кинжала или тремя ударами булавы- не важно.

Часть перков влияет только на определенный вид оружия, поэтому если вы используете все подряд - тратьте очки умений на более универсальные.

1-5. Сильная рука (5 уровней) ★

Одноручное оружие наносит на 20/40/60/80/100% больше урона.

Требования: Одноручное оружие 0/2040/60/80

Не зависит от используемого вида оружия, поэтому полезен для всех фехтовальщиков.

6. Боевая стойка ★

Силовые атаки требуют на 25% меньше выносливости.

Требования: Одноручное оружие 20, Сильная рука 1

Позволяет проводить силовые атаки чаще. Особенно полезен, если вы предпоситаете атаки с двух рук, так как великолепно сочетается с перками двойной вихрь и двойная мясорубка.

7-9. Мечник (3 уровня)

При атаках мечем есть 10/15/20% шанс нанести критический урон.

При критическом ударе урон возрастает на 50%. В среднем на уровне 1 урон возрастает на 5%, а на уровне 3 - на 15%. Тоже хорошо, но сильная рука лучше.

10-12. Костолом (3 уровня)

Атака булавой игнорирует 25/50/75% брони цели.

Требования: Одноручное оружие 30/60/90, Сильная рука 1

Бесполезен против небронироанных целей, но облегчает борьбу против тяжелобронированных противников. Например, большинства боссов.

13-15. Рубака (3 уровня)

Атаки топором наносят дополнительный урон от кровопотери.

Требования: Одноручное оружие 30/60/90, Сильная рука 1

Кровопотеря зависит урона топора, но в основном каждый удар дает 1-3 единицы урона на 3-6 секунд. С ростом уровня эффект повышается. Является, по сути, аналогом яда с небольшой длительностью эффекта.

16-17. Двойной вихрь (2 уровня)

Атака с двух рук на 20/35% быстрее.

Требования: Одноручное оружие 30/50, Сильная рука 1

18. Рывок

Позволяет проводить силовую атаку во время спринта. При этом наносится критический урон удваивается.

Слабее, чем кажется из описания: двойной критический урон проходит только при первом ударе и (что важнее) сложен в исполнении. Хотя в случае отыгрыша роли берсеркера с двумя мечами может быть полезен: перк мечник и оружие в обеих руках обеспечивают неплохой шанс критического удара.

19. Безжалостный удар

Силовые атаки стоя наносят на 25% больше урона.

Требования: Одноручное оружие 50, Боевая стойка

Дает ощутимый бонус к урону. Отрубание же головы годится только в качестве фаталити - срабатывает только при смерти врага (шанса на убийство с одного удара нет).

20. Двойная мясорубка ★

Силовая атака с двух рук наносит на 50% больше урона.

Требования: Одноручное оружие 70, Двойной вихрь 1

Великолепный перк, если ваш персонаж ориентирован на атаку с двух рук - эффект куда выше, чем в перков безжалостный удар и рывок (и к тому же складывается с ними обоими).

21. Парализующий удар

Силовая атака с движением назад в 25% случаев парализует врага..

Требования: Одноручное оружие 100, Безжалостный удар или Рывок

Стрельба

Можно вложить 16 очков умений

Стрельба повышает эффективность применения луков. Повышение навыка происходит при каждом попадании и зависит от нанесенного урона (урон от зачарования не учитывается, бонусный урон от стрелы учитывается), количество потраченных стрел значения не имеет. Если враг полностью блокирует стрелу, то повышения навыка не происходит.

1-5. Избыточное натяжение (5 уровней) ★

Луки наносят на 20/40/60/80/100% больше урона.

Единственный повышающий урон перк. Брать обязательно в первую очередь.

6-8. Критический выстрел (3 уровня)

Стрела с вероятностью 10/15/20% наносит критический урон.

Требования: Стрельба 30/60/90, Избыточное натяжение 1

При критическом ударе урон возрастает на 50%. В среднем на уровне 1 урон возрастает на 5%, а на уровне 3 - на 15%. Тоже хорошо, но избыточное натяжение лучше.

9. Орлиный взор ★

Нажатие клавиши «блок» во время прицеливания зумирует картинку.

Требования: Стрельба 30, Избыточное натяжение 1

Позволяет почувствовать себя снайпером. Особенно полезен в связке с навыком скрытности - теперь первый выстрел чаще будет становиться для врага последним.

10-11. Твердая рука (2 уровня)

Во время прицеливания с зумом время замедляется на 50/50%

Требования: Стрельба 40/60, Орлиный взор

Полезен для минимизации промаха из-за того, что цель не вовремя пошевелилась. Особенно полезен для стрельбы по летящим драконам (хотя упреждение брать нужно все равно).

12. Бережливый охотник

На трупах сохраняется в 2 раза больше ваших стрел.

Требования: Стрельба 50, Критический выстрел 1

Полезен только при использовании редких и дорогих стрел. Если же вы используете распрострененные (железные, стальные и т. п.), то есть куда более интересные варианты.

13. Мощный выстрел ★

Попадание стрелы заставляет пошатнуться всех противников, кроме самых крупных, в 50% случаев.

Требования: Стрельба 50, Орлиный взор

Весьма полезный навык: за время, пока враг восстановит равновесие, можно выпустить еще одну-две стрелы. Также при этом сбивается каст заклинаний и блок. Да и разорвать дистанцию, если враг подошел вплотную, для лучника лишним не будет.

14. Егерь

Скорость движения во время прицеливания падает слабее.

Требования: Стрельба 60, Бережливый охотник

15. Быстрая стрельба

Тетива натягивается на 30% быстрее.

Требования: Стрельба 70, Мощный выстрел

16. Снайпер

15% стрел парализуют жертву на 10 секунд.

Требования: Стрельба 100, Быстрая стрельба OR Егерь

Полезно на средней и близкой дистанции, так как позволяет легко добить беспомощного противника. И бессмысленно на дальних - парализованная жертва падает, а значит попасть в нее станет как минимум сложнее.

Обобщение: Навыки » .

Владение двуручным оружием (ориг. ) - навык из игры The Elder Scrolls V: Skyrim , влияющий на эффективное использование оружия, задействующего обе руки. Главное преимущество двуручного оружия по сравнению с одноручным - это радиус атаки и более эффективная возможность блокирования ударов. Мощные удары часто лишают противника равновесия, что даёт некоторое превосходство над врагами с более короткой дистанцией атаки. Предпочтителен для воинов в тяжёлых доспехах. На рост этого навыка влияет прикосновение к Камням Воина и Любовника .

Типы оружия

Двуручники сами по себе являются самым тяжёлым оружием, но и среди них есть свои различия. Они делятся на три типа: мечи, секиры и молоты. Все они обладают своей весовой категорией, от которой зависит скорость атаки. Массивным оружием труднее замахнуться. Мечи легки и потому быстры, но наносят относительно мало урона, а молоты, напротив, сокрушительны силой, но очень тяжелы.

Расовые преимущества

Вначале лучше всех данным навыком владеют:

  • норды: +10
  • орки: +5

Способности

Следующие способности доступны при повышении уровня персонажа:

Способность ID Требования Описание
Варвар 000BABE8 - Двуручное оружие наносит на 20% больше урона.
00079346 Двуручное оружие 20 Двуручное оружие наносит на 40% больше урона.
00079347 Двуручное оружие 40 Двуручное оружие наносит на 60% больше урона.
00079348 Двуручное оружие 60 Двуручное оружие наносит на 80% больше урона.
00079349 Двуручное оружие 80 Двуручное оружие наносит двойной урон.
Стойка чемпиона 00052D51 Двуручное оружие 20
Варвар
Силовые атаки двуручным оружием расходуют на 25% меньше сил.
Расчленитель 000C5C05 Двуручное оружие 30
Варвар
Атаки секирой наносят дополнительный урон от кровопотери.
000C5C06 Двуручное оружие 60 Атаки секирой наносят больший дополнительный урон от кровопотери.
000C5C07 Двуручное оружие 90 Атаки секирой наносят ещё больший дополнительный урон от кровопотери.
Глубокие раны 0003AF83 Двуручное оружие 30
Варвар
Атаки двуручными мечами с 10% вероятностью наносят критический урон.
000C1E94 Двуручное оружие 60 Атаки двуручными мечами с 15% вероятностью наносят больший критический урон (+25%).
000C1E95 Двуручное оружие 90 Атаки двуручными мечами с 20% вероятностью наносят ещё больший критический урон (+50%).
Крушитель черепов 0003AF84 Двуручное оружие 30
Варвар
Атаки молотами игнорируют 25% брони.
000C1E96 Двуручное оружие 60 Атаки молотами игнорируют 50% брони.
000C1E97 Двуручное оружие 90 Атаки молотами игнорируют 75% брони.
Великий рывок 000CB407 Двуручное оружие 50
Стойка чемпиона
Возможность провести силовую атаку двуручным оружием в спринте, нанеся двойной критический урон.
Сокрушительный удар 00052D52 Двуручное оружие 50
Стойка чемпиона
Силовые атаки стоя наносят 25% дополнительного урона с некоторым шансом отрубить противнику голову.
Веерная атака 0003AF9E Двуручное оружие 70
Великий рывок ИЛИ Сокрушительный удар
Силовые атаки двуручным оружием при движении вбок наносят урон всем противникам, стоящим впереди.
Мастер боевых искусств 0003AFA7 Двуручное оружие 100
Веерная атака
Силовая атака при движении назад парализует противника с вероятностью в 25%.

Пояснения к таблице способностей

  1. Урон от кровотечения зависит только от материала оружия и длится от трёх до семи секунд. Эффекты кровотечения от каждого удара суммируются.
  2. Действует только на показатель базового урона оружия. Уровень навыка, способности, улучшения и прочее не влияют на критический урон.
  3. На эффект паралича также влияет способность «Постоянство» навыка изменения .

Учителя

Обобщение: данный раздел является частью сводной статьи «Учителя навыков » .

Учебники

Учебник Расположение
«Король »
  • Пост Пенитус Окулатус в поселении Драконий Мост ;
  • Корабль «Катария» - рядом с троном.
«Песнь Хрормира »
  • Дом Джейлы в Солитьюд ;
  • Йоррваскр в Вайтране - в жилых помещениях, на полке, рядом с сердцем даэдра .
«Битва при Санкр Торе »
  • Пещера Холодный Берег - на трупе в дальней комнате;
  • Дом клана Сынов Битвы в Вайтране - на первом этаже в спальне, на полках;
  • Лощина Сломанный Шлем - на тумбочке, рядом со спальником главаря.
«Легендарный Санкр Тор »
  • Северная сторожевая крепость - в спальне нижнего уровня;
  • Стоянка охотников на востоке от Парового лагеря ;
  • Лощина между гор на западе от Теснины Грабителя , южнее логова саблезубов - в перевернутой телеге с книгами;
  • Казармы Фолкрита - на втором этаже, на одной из кроватей.
«Слова и философия »
  • Убежище Потерянный Нож - на столе;
  • Казармы Рифтена ;
  • Неотмеченное на карте святилище Талоса среди льдов северного побережья, примерно на полдороги между пещерой Хоба и Саарталом .

Подробности

  • Двуручный меч:
    Самый быстрый среди двуручного оружия, обладает средним потреблением запаса сил и достаточной скоростью атаки, чтобы наносить удары и парировать наравне с быстрыми противниками и мелкими животными . Высоко эффективен в начальных этапах против любых противников. Бронированные воины в полных комплектах тяжёлых доспехов получают неприятно мало урона от такого оружия.
  • Двуручная секира:
    Медленная скорость атаки, чуть более высокий урон, чем у меча. Примечательно, что способность кровопускания, действующая продолжительное время, заставляет срабатывать эффект зачарования при каждом нанесённом способностью уроне. Однако, если ставить задачу сжигать противника зачарованием оружия, лучше использовать одноручный топор.
  • Боевой молот:
    Очень медленная скорость атаки в сочетании с огромным расходом запаса сил делают это оружие, субъективно, одним из самых сложных в освоении. Если ставить целью не пропускать удары противника, то придётся проводить больше половины времени в драке за

The Elder Scrolls 5: Skyrim обладает по истине огромным количеством оружия и чаще всего игрок теряется в выборе.

Лучшие секиры, двуручные мечи и боевые молоты в Skyrim

Двуручного оружия в The Elder Scrolls 5: Skyrim меньше, поэтому логично объединить разные классы такого оружия в один раздел. Вот лучшие секиры, двуручные мечи и боевые молоды в игре: Секира Вутрад (Wuuthrad), Топор Скорби (Rueful Axe), Бладскал (Bloodskal), Волендранг (Volendrung) и Рунный молот Стражи Рассвета (Dawnguard Rune Hammer).

Как получить оружие Секира Вутрад

Эта штука отлично подойдет тем, кто мечтает свести счеты с эльфами. Вутрад наносит больше урона именно по «ушастым» расам, да и базовый показатель тоже весьма высок - 25. Это чертовски мощная секира!

Путь к Секире Вутрад лежит через прохождение сюжетной линии Соратников (Companions). Ее придется пройти полностью, так как только по итогам последнего задания, «Слава мертвых» (Glory of the Dead), Довакин получает возможность схватить Вутрад обеими руками.

Как получить оружие Топор Скорби

Принц Даэдра по имени Клавикус Вайл (Clavicus Vile) описывает это оружие как «достаточно мощное, чтобы от души повеселиться». И это довольно близко к истине - Топор Скорби в базовом варианте наносит 22 урона, а также сжигает выносливость врагов. К тому же его можно улучшить в кузнице, если есть соответствующий навык.

Топор Скорби можно получить в качестве награды за прохождение даэдрического квеста «Собака - друг даэдра» (A Daedra’s Best Friend). Но перед тем, как перейти к нему, следует дорасти как минимум до 10 уровня. После того, как Довакин станет достаточно силен, нужно найти персонажа по имени Лод (Lod) рядом со входом в Фолкрит (Falkreath). Дальше будет еще много забавных и не очень приключений.

Как получить оружие Бладскал

Появился в игре после выхода дополнения Dragonborn. Это здоровенный двуручный меч, который при сильном ударе вызывает магический взрыв. Даже без учета внушительных физических повреждений, Бласкал ценится за то, что взрыв энергии наносит 30 урона!

Чтобы стать обладателем Бласкала, нужно начать прохождение сюжетной линии дополнения «Драконорожденный», а затем, прибыв на Солстхейм, отправиться в шахту Вороньей Скалы (Raven Rock Mine) и взять побочное задание «Последний спуск» (The Final Descent) у персонажа по имени Кресций Кареллий (Crescius Caerellius). Клинок будет лежать возле останков Грациана (Gratian) в глубоком подземелье.

Как получить оружие Волендранг

Внушительных размеров боевой молот может не на шутку напугать впечатлительного героя своим демоническим рельефом. Но куда страшнее его урон - 47! При ударе Волендранг не только запросто ломает самые крепкие кости, но и полгощает выносливость, что очень удобно для Довакина, ведь чтобы сделать хороший замах таким молотом, своих сил будет явно мало.

С получением Волендранга связан квест «Проклятое племя» (The Cursed Tribe), который начинается в орочьей крепости Ларгашбур (Largashbur). Прибыв туда, герой должен помочь местным оркам справиться с кучей проблем и заодно показать себя в выгодном свете перед даэдрическим принцем Малакатом (Malacat).

Как получить оружие Рунный молот Стражи Рассвета

Не самый лучший в своем классе (базовый показатель урона - 22), но определенно очень полезный в некоторых ситуациях. Все дело в чарах: они позволяют расставлять огненные ловушки на разных поверхностях. Таким образом, можно очень легкорасправляться со многими противниками, которые предпочитают сражаться вблизи.

Как и в случае с другим рунным оружием Стражи Рассвета, нужно выполнять динамический квест «Потерянная реликвия». Задание довольно хлопотное, хоть и генерируется случайным образом: нужно зачищать подземелья, до отказа набитые всякой нечистью и нежитью.

Если повезет, то Рунный молот Стражи Рассвета станет наградой Довакина. Наверняка. Скорее всего. Наверное. Может быть. Когда-нибудь. Рано или поздно… Ну, если купить Dawnguard, конечно.

Лучшие уникальные луки в Skyrim

Лук будет полезен практически каждому герою, но особенно часто его используют те, кто по определенным причинам не хочет «марать руки», размахивая всякими острыми штуками, как какой-нибудь дикарь или варвар. Луков в игре предостаточно, но лучшую службу Довакину сослужат только 3 из них: Соловьиный лук (The Nightingale Bow), Стеклянный лук Короля-Оленя (Glass Bow of the Stag Prince) и Черный лук Голдура (Gauldur Blackbow).

Как получить оружие Соловьиный лук

Это оружие принадлежит Карлии (Karliah), члену гильдии воров и временному спутнику главного героя при выполнении некоторых квестов. Зачарование Соловьиного лука позволяет замораживать и бить электричеством по цели, что часто бывает полезно в разных ситуациях. Также это еще одно оружие, зависящее от уровня персонажа. Брать его слишком рано не стоит, лучше подождать. Например, до 46 уровня. Именно тогда Соловьиный лук станет максимально мощным.

Чтобы убедить Карлию отдать лук, придется вступить в Гильдию воров и следовать ее сюжетной линии. Это довольно долгий путь, который закончится только на задании «Ослепление» (Blindsighted). Лук будет вручен персонажу в качестве награды за выполнение квеста. Кстати, до кучи Довакин получит еще и «бесконечную» отмычку (Skeleton Key), но кого интересуют такие мелочи?

Как получить оружие Стеклянный лук Короля-Оленя

Название - это далеко не самая примечательное, что есть у этого оружия. Оно благословляет хозяина особым эффектом - увеличивает здоровье и выносливость, пока лук экипирован. Чтобы получить благословение, нужно убить 20 животных. Не так уж и много, но не так уж и мало!

Взять Стеклянный лук Короля-Оленя можно у Фаласа Селвейна (Falas Selvayn) на старом торговом посту (Ramshacle Trading Post). Ах да, точно, эта локация на острове Солстхейм, так что придется отправиться в плавание, предварительно купив DLC Dragonborn.

Как получить оружие Черный лук Голдура

Как и Соловьиный лук, этот образчик древнего нордского мастерства является оружием, сила которого напрямую зависит от уровня героя. Она выставляется в тот момент, когда Довакин впервые входит в локацию, где, собственно, и находится лук.

Черный лук Голдура наносит 36 урона при попадании в цель и при этом поглощает магию. Удобно, если главный герой знает парочку мощных заклинаний.

Как и в случае с Черным мечом Голдура, лук можно получить в ходе выполнения задания «Запретная легенда». Чтобы этот квест появился в журнале, необходимо прочитать книгу «Утраченные легенды Скайрима». Найти ее можно в самых разных местах, нужно лишь проявить внимательность. Ну или просто обыскать бездыханное тело «приключенца» в локации «Озерный утес».

А вот подземелье у лука свое - Зал Гейрмунда (Geirmund’s Hall). Там обитает древний и не совсем живой (и не мертвый!) Сигдис Голдурсон (Sigdis Gauldurson). Лук у него в руках, нужно только хорошо попросить.

Двуручное оружие

Двуручное оружие (ориг. - "Two-handed") - один из 18-и навыков персонажа в игре The Elder Scrolls V: Skyrim . Входит в группу навыков воинов. Именно покровительство созвездия Воин обеспечивает ускоренный на 20% рост навыка. Навык отвечает за эффективное использование двуручного оружия в бою. К классу двуручного оружия относятся Двуручные мечи, Секиры и Молоты. Двуручные мечи - самый быстрый тип двуручного оружия, но и урон от него (при отсутствии соответствующих перков) меньше, чем у Секир и Молотов. Молоты же, напротив, обладая наибольшей сокрушительной силой, являются самым медленным оружием в игре.
Двуручное оружие обладает большей дальностью атаки, чем одноручное, а также высоким потенциалом для комбинирования с блоком, благодаря чему появляется возможность на равных сражаться в открытом бою с сильными зверями (медведями, троллями, драконами) и живыми и неживыми врагами с двуручным оружием.

Мощные удары тяжёлым оружием (особенно молотами) часто лишают противника равновесия, благодаря чему игрок с двуручным оружием получает серьёзное превосходство над всеми противниками с более короткой дистанцией атаки.

Данный вид оружия обладает тремя недостатками, определяющими специфику боя:
1) Высокое потребление запаса сил - игроку приходится аккуратнее расходовать запас сил, собирать вещи, повышающие запас сил и его регенерацию.
2) Медленная скорость атаки - игрок должен верно рассчитывать скорость и время удара, в большинстве случаев начинать замах заранее, а так же контролировать быстрых противников блоком и ударами плашмя.
3) Затруднено/невозможно использование магии и щитов - игроку следует точно выбирать время для использования магии (например, лечения), быстрее двигаться, использовать естественные преграды, чтобы укрыться от стрелков, а так же полагаться на крепость доспехов.

Двуручное оружие является, возможно, лучшим выбором для воина в тяжёлых доспехах.

Двуручный меч:
Самый быстрый среди двуручного оружия, обладает средним потреблением запаса сил и достаточной скоростью атаки, чтобы наносить удары и парировать наравне с быстрыми противниками-людьми и мелкими животными. Высоко эффективен в начале и середине игры против любых противников.
Перк на критический урон значительно повышает исходящий урон, делая его едва ли не лучшим выбором для середины игры.
На поздних стадиях игры (если вообще кому-то нужны рекомендации по закликиванию), лучше использовать против животных, драконов, магов ("тряпок").
Бронированные воины в полных комплектах тяжёлых доспехов получают неприятно мало урона от такого оружия.

Двуручная секира:
Медленная скорость атаки, чуть более высокий урон, чем у меча.
Примечательно, что перк на кровопотерю заставляет срабатывать эффект зачарования с оружия при каждом "тике" урона с кровопотери. Однако, если ставить задачу сжигать противника зачарованием оружия, лучше использовать одноручный топор.
Пожалуй, самое сильное достоинство данного оружия - внешний вид.

Боевой молот:
Очень медленная скорость атаки в сочетании с огромным расходом запаса сил делают это оружие, субъективно, одним из самых сложных в освоении. Если ставить целью не пропускать удары противника, то придётся проводить больше половины времени в драке за блоком и ударами рукоятью.
Очень эффективно в начале против крупных зверей, так как опрокидывает их практически при каждом ударе, не позволяя бить в ответ.
С перком на пробивание брони наносит удивительно много урона по самым бронированным противникам с самыми крепкими щитами вплоть до самого конца игры.
Боевой молот - одно из лучших вариантов оружия для напарника-воина, так как делает его удары по-настоящему болезненными для врагов. Субъективно, медленная атака молота заставляет напарника больше времени уделять защите и блокированию, в связи с чем достигается лучший баланс между уроном и защитой напарника. И наоборот, подмечено, что напарник с более быстрым оружием (двуручный меч) чаще пытается атаковать и получает больше контрударов.
Дополнительно отметим, что использование незачарованного двуручного оружия совместно с криком "Элементная ярость " даёт весомое преимущество в любом бою.

Следующие расы имеют бонус к навыку Двуручное оружие:
+10 бонуса: Норд
+5 бонуса: Орк

Перки

Варвар
Требований нет) Двуручное оружие наносит на 20% больше урона.
(Навык=20) Двуручное оружие наносит на 40% больше урона.
(Навык=40) Двуручное оружие наносит на 60% больше урона.
(Навык=60) Двуручное оружие наносит на 80% больше урона.
(Навык=80) Двуручное оружие наносит двойной урон.
Стойка чемпиона
(Навык=20, Варвар) Силовые атаки двуручным оружием расходуют на 25% меньше сил.
Расчленитель
(Навык=30, Варвар) Атаки секирой наносят дополнительный урон от кровопотери.
(Навык=60) Атаки секирой наносят больший дополнительный урон от кровопотери.
(Навык=90) Атаки секирой наносят еще больший дополнительный урон от кровопотери.
Глубокие раны
(Навык=30, Варвар) Атаки двуручными мечами с 10% вероятностью наносят критический урон.
(Навык=60) Атаки двуручными мечами с 15% вероятностью наносят больший критический урон.
(Навык=90) Атаки двуручными мечами с 20% вероятностью наносят еще больший критический урон.
Крушитель черепов
(Навык=30, Варвар) Атаки молотами игнорируют 25% брони.
(Навык=60) Атаки молотами игнорируют 50% брони.
(Навык=90) Атаки молотами игнорируют 75% брони.
Великий рывок
(Навык=50, Стойка чемпиона) Вы можете провести силовую атаку двуручным оружием в спринте, нанеся двойной критический урон.
Сокрушительный удар
(Навык=50, Стойка чемпиона) Силовые атаки стоя наносят 25% дополнительного урона с некоторым шансом отрубить противнику голову.
Веерная атака
(Навык=70, Великий рывок ИЛИ Сокрушительный удар) Силовые атаки двуручным оружием при движении вбок наносят урон всем противникам перед вами.
Мастер боевых искусств
(Навык=100, Веерная атака) Силовая атака при движении назад парализует противника с вероятностью 25%.

Учителя

Эксперт Торбьорн Расколотый Щит (Torbjorn Shatter-Shield) Виндхельм, Дом клана Расколотый Щит
Мастер Вилкас (Vilkas) Вайтран, Йоррваскр

Учебники

Король (King)
Утес Холодный Ветер, рядом с каирном
Драконий Мост, Пост Пенитуса Окулатуса
Корабль императора около Солитьюда, рядом с троном

Песнь Хрормира (Song Of Hrormir)
Солитьюд, Дом Джалы
Курган Ингола
Заброшенная тюрьма
Вайтран, Йоррваскр, жилые помещения, на полках рядом с Сердцем даэдра

Битва при Санкр Торе (Battle of Sancre Tor)
Пещера Холодный Берег, на трупе в дальней комнате
Таверна "Старый Хролдан"
Древний каирн
Вайтран, Дом Сынов Битвы, на первом этаже в спальне, на полках
Лощина Сломанный Шлем, в тумбочке рядом со спальником главаря

Легендарный Санкр Тор (The Legendary Sancre Tor)
Гробница Исграмора
Северная сторожевая крепость, спальня нижнего уровня
Фолкрит, казармы

Слова и философия (Words and Philosophy)
Зал Гейрмунда
Убежище Потерянный Нож, на столе
Рифтен, казармы
Серебряное логово