Лиза Арзамасова

- Лиза, чем вас заинтересовала роль в фильме «Напарник»?

Я очень обрадовалась, когда меня пригласили на пробы! Еще даже сценарий дочитать не успела, а уже мечтала, чтобы меня взяли на этот проект, ведь значительная часть его съемок должна была проходить во Владивостоке. Конечно, основной причиной моего приезда в этот город всегда было то, что там живут мои любимые бабушка и дедушка, но и сам по себе Владивосток - необыкновенный!

- Вы играете молодую маму. Совсем новый для вас образ. Сложно было перевоплотиться в такую героиню?

Наверное, самой экстремальной сценой в фильме была та, которую вы и не заметите, если моргнете. Она на экране идет всего несколько секунд, но снимали мы ее основательно. Это сцена родов. Как прекрасна актерская профессия тем, что позволяет «репетировать реальность»! Теперь хоть немного представляю, что мне предстоит однажды, я надеюсь. Мне было очень нежно в этом киносостоянии. Я вдруг подумала, что если мне доверили играть маму, значит, действительно я окончательно повзрослела. Раньше часто бывало такое, что самая младшая на съемочной площадке - я. А здесь я была уже в ответе за целую семью.

- У вас это неплохо получилось…

Я легко и быстро нахожу контакт с детьми, и мне в детской компании очень уютно и весело. Люблю обниматься и играть в веселые детские игры. Конечно, я мечтала бы стать самой лучшей мамой. Это сейчас еще можно подурачиться и все свободное время заполнять работой, но когда появятся детки, мне бы хотелось как можно больше времени проводить с ними! Надеюсь, что это счастье случится со мной.

- В этом году вы заканчиваете Гуманитарный институт телевидения и радиовещания. Как проходит учеба?

Иду на красный диплом. Пока в моем аттестате ни одной «четверки», хотя в школе были «тройки». Но это пока. (Смеется.) Думаю, что в будущем не раз возникнут ситуации, когда передо мной будут стоять сразу несколько важных задач, которые нужно качественно и с полной отдачей решать.

- Наверное, пропускаете лекции из-за съемок. Преподаватели идут навстречу?

Я много чего пропускаю, но в учебе самое главное - результат. Экзамен - это проверка твоих знаний. Многие экзамены в нашем институте сдаются не преподавателю, а компьютерной программе. Компьютер не может «пойти навстречу». Ты или правильно ответил на вопрос, или нет, а холодная машина считает твои промахи абсолютно бесстрастно.

Не так давно вы признались, что у вас зрение минус семь. Возникают ли в связи с этим сложности в учебе и на работе?

Нет, сложностей в работе и учебе не возникает. Я привыкла. Иногда, бывает, чувствую себя неловко, когда не увидела кого-то из знакомых и не поздоровалась.

- Лиза, вы почти не говорите про свою личную жизнь. Ну а хотя бы про свою первую любовь рассказать можете?

Мне кажется, что настоящее чувство, оно - единственное, навсегда. Ну не может любовь быть первой, четвертой и восемнадцатой. Я так думаю. Все остальное должно называться как-то по-другому: увлечением, очарованием, притяжением. Помню, как в детской актерской студии мы ставили сказку Пушкина «О Царе Салтане». Я в ней играла царицу и белочку. Мне было лет пять. И я очень хорошо помню, что мне нравилось, как мальчик по имени Толик играл царевича. И рубашка алая шелковая ему очень шла. Потом были летние каникулы, и мама на даче решила завести кур. Пять курочек и одного петушка. Петух был задиристый и очень яркий, с алой грудкой и изумрудными крыльями. И я назвала его Толиком. Родители очень смеялись и почему-то просили так его не называть. Наверное, их смущало, что у них были знакомые с таким именем, и их могло это как-то задеть. Но имя в деревне очень быстро прижилось. Петух очень громко и красиво пел по утрам. И я помню, как сосед дядя Витя, проходя мимо нашего забора, говорил: «Ох, у Арзамасовых как Толян заливается»! (Смеется.)

- Вы по натуре влюбчивый человек?

Я скорее не влюбчивый, а увлекающийся человек. Меня восхищают талантливые люди. Но влюбчивой меня назвать нельзя.

- Ваша популярность растет с каждым годом. Медийность как-то повлияла на вашу жизнь?

Что я могу знать о влиянии медийности, если она появилась в моей жизни в детстве? Нормально все. Без перекосов. Главное, чтобы рядом оказались люди, которые вовремя тебе объяснят, что вся эта медийность - пшик. Положительная сторона в том, что с тобой здороваются и тебе улыбаются люди, которым ты нравишься, отрицательная в том, что придумывают иногда про тебя всякие нелепости. Но и то и другое - проходящее.

- Говорят, что недавно вы снимали какой-то фильм, да еще и по вашему собственному сценарию…

Это случайная «акция». Как-то так вышло, что я написала довольно простую историю для короткого метра, который будет частью большого альманаха из четырех частей. Мне предложили не откладывать ее в долгий ящик. Сам фильм - о встрече двух очень по-разному организованных людей, о том, как случай и неразбериха иногда помогают нам познакомится с кем-то очень важным в нашей жизни и пересмотреть свои взгляды и привычки. Смогу ли я еще что-то написать, не знаю. Мне кажется, что это была какая-то приятная случайность. (Смеется.) Хотя… Кто знает, что там впереди?..

Вы всегда играете положительных персонажей, да и в жизни производите впечатление глубоко положительной девушки, у которой практически нет недостатков. Есть ли что-то, что вам в себе все-таки не совсем нравится?

Я соткана из недостатков! Но если вы их не видите, зачем же я буду заострять на них ваше внимание? (Смеется.) А вообще я жду с нетерпением выхода сериала, где, представляете, мне впервые удалось сыграть отрицательную роль в кино. Я сыграла роль преступницы Серафимы. И это же совсем другое, чем было раньше!

- Вам, наверное, многие говорили, что вы прекрасно выглядите. Как вы ухаживаете за собой?

Мне кажется, что в моем возрасте самый лучший уход за собой - это сон и отдых, особенно отдых от косметики. Правильное питание, я думаю, очень помогает сохранить себя в форме. Я часто беру с собой фрукты и йогурты на работу, чтобы не есть тяжелую пищу. Вечером люблю сделать увлажняющую маску для лица и маску для волос по рецепту бабушки (желток, ложка репейного масла и ложка коньяка). Но самое приятное состояние - умыться ледяной водой и как можно дольше побыть с чистым лицом без косметики.

» исполняется 10 лет. Вы поддерживаете общение с бывшими партнерами по сериалу?

— Конечно! Мы закончили сериал, будучи уже взрослыми людьми, поэтому у каждой из нас своя личная жизнь, работа, интересы. Но время от времени мы пересекаемся в пространстве и времени. Когда это происходит, безумно радуемся. Особенно если пересекаемся на съемочной площадке. А еще есть такая замечательная вещь, как социальные сети. Мы следим за жизнью друг друга, переписываемся, созваниваемся.

Вот, например, недавно была премьера спектакля «Чайковский» в Театре имени Ермоловой. Там я встретила Дашу Мельникову, которую не видела очень давно. Мы обнимались, фотографировались, радовались друг другу. А на днях Даша выкладывала в Инстаграм видео про московские пробки. И мы сошлись на том, что стояли где-то рядом друг с другом. В общем, связь поддерживается.

— Вы можете сказать о ком-то: «Она стала моей подругой после сериала»?

— Подруга — это не то слово, которое можно к нам применить. Мы все стали родными после того, как столько лет провели рядом на съемках. Мы не друзья, мы близкие друг другу люди. Если кто-то из нас позвонит и скажет: «Пожалуйста, приезжай сейчас. Мне очень нужна твоя помощь», — мы за минуту отложим дела и примчимся в трудный или счастливый момент. С кем-то работа позволяет видеться чаще. Например, с Филиппом Бледным мы вообще встречаемся еженедельно, так как играем два спектакля вместе.

Кажется, от Галины Сергеевны не осталось и следа… Фото: instagram.com

— Осенью с вашим участием. Его снимали во Владивостоке. Как вам там работалось?

— Это родной город моих родителей, бабушки и дедушки. Грандиозная идея — снимать фильм именно во Владивостоке. Я очень рада, что все эти красивые ландшафты, мосты наконец-то увидят зрители. Съемки в «Напарнике» — это подарок для меня, потому что Владивосток я люблю. Нет, даже обожаю! И рада любому поводу для поездки.

— Бабушка и дедушка до сих пор живут там?

— Да. Они не захотели вместе с родителями переезжать в Москву. Во Владивостоке у них друзья, дом. Когда я снималась в фильме, жила у бабушки с дедушкой, конечно. Мне по утрам готовили завтрак. Я его ела, а потом говорила: «Ну все, пока, я на работу». Вечером меня всегда ждал ужин и расспросы: «Как прошел съемочный день?» И это все было так приятно, душевно! Я ни разу не была со спектаклями во Владивостоке. Только один раз бабушка и дедушка видели мое выступление, когда я каталась в ледовом шоу Ильи Авербуха. Это совершенно особенное чувство, когда в зрительном зале сидят близкие тебе люди.

Я не люблю ощущения, что мечта не сбылась. Лучше не мечтать, а радоваться всему хорошему

— И все-таки почему фильм решили снимать во Владивостоке? Неближний свет от Москвы.

— У меня даже вопрос такой не стоял. А в каком еще городе снимать? Владивосток очень красивый, яркий, там все масштабно и по-киношному. Ощущение, что этот город в принципе был построен для того, чтобы снимать там фильмы.

— В фильме вы впервые сыграли маму. Как вам этот опыт?

— Да, я даже ходила в кадре с животом, пела колыбельную для своего малыша. Для меня это большой подарок как для актрисы. Обычно в кино используется профессиональный вокал, но здесь он был не нужен. Поэтому режиссер позволил мне самой справиться с этой задачей. Играть маму тоже было интересно. Я долго жила в мире детства и не стремилась из него выходить. Я чувствовала себя ребенком. Так было и в реальной жизни, и в театре, и в кино. А здесь в фильме «Напарник» я впервые почувствовала, что повзрослела. Кстати, наш с Андреем Назимовым экранный малыш на самом деле не реален. Это компьютерная модель — с мимикой и голосом Сергея Леонидовича Гармаша.


С партнерами по «Папиным дочкам» (2007) Лиза (в центре) дружит до сих пор. Кадр из фильма

— Побыв беременной в кадре, не захотелось пережить это в настоящей жизни?

— У меня случилась замечательная репетиция реальности. Когда ты надеваешь киношный живот, все тут же начинают о тебе заботиться, помогать, опекать. И ты сама чувствуешь себя немножко иначе. Знаете, иногда актеры пьют на сцене вишневый сок под видом вина и немного пьянеют от него — настолько им удается вжиться в роль. Вот то же самое с животом. Мы снимали сцену в машине, когда моя героиня едет и разговаривает со своим мужем по телефону. Ей вдруг становится душно, и она говорит водителю: «Пожалуйста, сделайте кондиционер побольше». И вдруг я чувствую, что мне правда жарко! Вот настолько я заигралась. Но в реальной жизни пережить все это пока не планирую. Я сделала только один вывод: маленький ребенок может быть совершенно непредсказуемым. С ним все интересно и ново.

— И все-таки роли милых юных девушек вам пока ближе?

— Я благодарна любой работе. Мне нравится играть и отрицательные персонажи, и положительные — и милых девочек, и неприятных особ. Я радуюсь моменту. Никогда ничего не планирую, не мечтаю сыграть какие-то роли. У актеров часто есть любимые литературные персонажи, из серии «хочу сыграть Гамлета». А у меня такого нет, потому что, мне кажется, эти мечты разрушительны. Я не люблю ощущения, что какая-то мечта не сбылась. В этом смысле лучше не мечтать, а просто радоваться всему хорошему, что тебе предлагает сегодняшний и завтрашний день.

«Мама слов не подбирает»

— Раньше вас на съемках всегда сопровождала мама. Сейчас вы так же близки?

Мне очень важно, чтобы мама сидела в зале во время моих спектаклей. Больше всего жду ее мнения. Она никогда не боится сказать, если было что-то не так. Мама по натуре очень прямолинейный человек, слов не подбирает. Абсолютно честно, открыто говорит, что думает, какие эмоции испытывает. И в этом большая ценность.


В шоу «Лед и пламень» (2010) мы узнали новую Арзамасову — женственную и романтичную (с Максимом Стависким). Фото: Илья ПИТАЛЕВ/РИА Новости

— А к будущей семейной жизни она вас как-то готовит? Например, кулинарные навыки передает?

— Моя мама не суперкулинар. Она умеет готовить определенное количество блюд, достаточно простых. Но даже обычная яичница у нее получается такой вкусной! Это невероятно! Я вот сама люблю готовить, изучаю этот процесс. Мы с подругами обмениваемся опытом, ищем в интернете пошаговые рецепты, экспериментируем. А потом мама просто жарит яичницу, и ты думаешь: «Боже мой, как же мне научиться вот так готовить?»

— Да, я очень этому рада. Чувствую большую ответственность — создать правильное настроение для зрителей канала. Главная трудность в том, что нужно всегда быть на связи, постоянно записывать анонсы. К счастью, теперь я не привязана к студии. Технологии не стоят на месте, и мне купили специальный аппарат, который можно присоединять к телефону и записывать ролики в домашних условиях. Оказывается, это уже достаточно распространенная практика, просто я о ней не знала. Можно путешествовать по миру, но при этом оставаться на связи.

— И где вам уже довелось записывать подводки для телевидения?

— В детском лагере «Орленок», я там была на фестивале искусств. За четыре дня нужно было несколько раз записать тексты. Это довольно комично выглядит со стороны, потому что нужно создать вокруг себя вакуум — чтобы не было никаких посторонних звуков. А для этого надо уйти в ванную и накрыться одеялом. Тогда получается эффект студии. Хочу как-нибудь заснять этот процесс — думаю, получится забавно. В Испании я тоже записывала тексты. Мы, правда, жили в апартаментах, вокруг были соседи, а мне-то нужна полная изоляция. И вот как назло, стоило мне засесть с микрофоном, как кто-нибудь включал телевизор или начинал чистить зубы, принимать душ. Все это лишние шумы. Раньше я не обратила бы на них внимания. А сейчас любой звук подмечаю. Бывает, захожу в помещение и думаю: «Здесь хорошо, тихо, можно записывать текст». У нас даже шутка родилась: у меня, как у артистки, никогда не было райдера, а теперь можно его ввести — требовать плотное хорошее одеяло в гостинице и абсолютную тишину вокруг.

Личное дело

Лиза Арзамасова родилась в Москве 17 марта 1995 года. Снимается в кино с дошкольного возраста. В 9 лет получила главную роль в мюзикле в Театре эстрады, в 12 — роль в МХТ им. Чехова. С 14 лет и до сих пор играет Джульетту в Театре им. Станиславского. Голосом Лизы говорит принцесса Мерида в русской озвучке диснеевского мультфильма «Храбрая сердцем». После школы не пошла в театральный, а поступила учиться на продюсера телевидения. Сыграла в нескольких десятках фильмов и сериалов.

Елизавета Арзамасова. Стиль: Надина Смирнова; макияж: Мария Пыренкова (визажист для YSL BEAUTEґ); прически: Ира Санчес (арт-стилист салонов Александра Тодчука); платье, Galina Podzolko; браслет на ладонь, KoJewelry

Лизу Арзамасову зрители знают уже много лет. Она дебютировала в кино в четыре года, а популярность принес сериал «Папины дочки», где актриса сыграла умненькую Галину Сергеевну. Сейчас Лиза расцвела, превратилась в очаровательную девушку — приятно не только смотреть, но и разговаривать с ней. Поскольку о личной жизни актриса говорить не любит, ей периодически приписывают романы с партнерами по съемочной площадке. В этом интервью Лиза расставила все точки над «i». Ее сердце давно занято.

Вживую пообщаться с журналистам удается нечасто. На вопросы она предпочитает отвечать письменно. Так есть время подумать. Тем не менее наша встреча оказалась весьма дружелюбной. Лиза порадовала своей искренностью, эмоциональностью и какой-то внутренней чистотой. Остались очень приятные впечатления. Тем более что общались мы в весьма необычном и таинственном месте — Доме Булгакова, где у актрисы была репетиция спектакля.

— Лиза, сегодня вас чаще можно увидеть на сцене театра, чем в кино. Такова потребность самовыражения или просто обстоятельства складываются?

— Я бы так не сказала. В прошлом году были сняты очень хорошие фильмы, выхода которых я с нетерпением жду. Это всегда такой волнительный период для актера — тревожной неизвестности. Хотелось бы, чтобы, несмотря на все экономические сложности, эти работы увидели свет. Но если сравнивать кино и театр, наверное, для зрителя всегда лучше наблюдать живого актера здесь и сейчас. Как раз перед интервью мы репетировали спектакль «Ромео и Джульетта» на сцене Дома Булгакова. Здесь мы играем и еще один спектакль — «Заговор по-английски». Небольшой зал, камерная сцена — не только зрители находятся близко к актерам, но и мы в буквальном смысле можем слышать их дыхание. И тут уже строй не строй «четвертую стену» — люди в зале тоже становятся соучастниками происходящего. Это удивительное ощущение! В театре важна такая обратная отдача, энергообмен.

— А вы знаете своих постоянных поклонников?

— Да, конечно. Это так приятно — слышать смех кого-то родного в зале! Например, для меня очень важно, чтобы на спектакле присутствовала моя мама. Когда приходит директор Дома Булгакова Николай Голубев с женой Наташей, они так зара-зительно смеются, живо реагируют на какие-то сцены в спектакле (хотя видят его не в первый раз), и великодушно помогают этой своей реакцией. И конечно, есть зрители, которые уже не просто зрители, а мои добрые товарищи. Александр из Самары, Яна из Тулы, Настя из Череповца, Максим из Минска — они специально приезжают на премьеры, и мы с удовольствием, как-то взахлеб общаемся. Мы рады любому зрителю. Бывает такая тихая реакция зала, которая сначала настораживает, заставляет напрячься: «Что происходит? Что-то не так или, наоборот, все идет хорошо?..» А бывает, что уже с самой первой сцены зритель настолько вовлечен в действо, что превращается в соучастника. Мы вместе проживаем эту историю.

— Цветы уносите домой?

— Обязательно. Ведь это так приятно! Особенно когда их дарят незнакомые люди. Я думаю, не во всех странах существует такая традиция: дарить цветы актерам. У меня целый ритуал. Я приношу букеты домой, красиво расставляю в вазах по всей квартире, делаю фото и отправляю их бабушке во Владивосток — такой отчет о проделанной работе. (Смеется.)

— Вы рано нашли свое призвание, стали заниматься профессией. Очень часто таким людям задают вопрос про загубленное детство. Что из раннего возраста вспоминаете вы помимо театрально-киношной истории?

— Про загубленное детство — вы правы, эта тема часто возникает. (Смеется.) Почему? Я не нахожу ответа на этот вопрос. А детство свое я помню очень хорошо. Родители пытались раскрасить мою жизнь в самые яркие краски и отчаянно меня баловали. Были какие-то невероятные поездки в детский парк, пикники, развлечения, шумные компании, чтение сказок. Мы ставили спектакли летом на даче, устраивали концерты, вместе готовили, придумывали сюрпризы друг для друга. И вывод, который я сделала: я тоже буду баловать своих детей! Потому что подозреваю, что мама с папой сами получали от этого огромное удовольствие. Что уж говорить о праздновании Нового года! На протяжении всего времени, что стояла елка, под ней каждую ночь появлялись подарки. Было так интересно: что же там сегодня принес Дед Мороз? (Смеется.) Я искренне удивлялась: почему елку надо убирать в конце января? Такое чудесное дерево — все время появляются подарки!.. Видите, какие яркие воспоминания?

А по поводу того, чем хотела заниматься, — я этого не знала. Когда мне исполнилось четыре года, мама записала меня в разные кружки: театральный, рисование, танцы, в музыкальную школу. Я все попробовала. На рисование ходила с удовольствием — занятия вела очень хорошая, добрая преподавательница. Но там мне было скучновато, не происходило какого-то действа. В музыкальной школе подобралась замечательная компания девчонок, мы очень сдружились. Но где-то через полгода учительница по музыке подошла к моей маме и строго спросила: «Почему после полугода обучения ваш ребенок не знает, на какой строчке располагается нота ми?». А мама задала ей тот же самый вопрос. Но, придя домой, решила разобраться, в чем же дело. И тогда выяснилось, что я пишу нотки не там, где они должны располагаться, а там, где мне казалось красивее. (Смеется.) Так что и в музыкальной школе я не задержалась. А в танцевальной студии мне не понравилось, что все девочки должны быть в одинаковых черных купальниках, — я пыталась «разукрасить» занятия то какой-то безумной розовой пачкой, то новыми выдуманными движениями. И только в театральной студии мне разрешали все. Это было чувство счастливой свободы! Я бегала на четвереньках по сцене, пересекая ее по диагонали. И педагоги считали это самовыражением. Там и взрослые люди порой вели себя как дети. Мне было очень комфортно в этом окружении. Но главное — я чувствовала радость от пребывания на сцене. Помню, был какой-то конкурс чтецов, и я принимала в нем участие. Мы с мамой выучили стишок: «Жил на свете человек, скрюченные ножки. И ходил он целый век по скрюченной дорожке». Мама мне так все хорошо объяснила, что это за человек, как трудно ему живется. И я с таким чувством читала это стихотворение, так у меня все скрючивалось, все конечности, лицо и даже голос «крючился», что зрители хохотали. Мне присудили первое место, а я даже этого не поняла, потому что раньше никогда не участвовала в соревнованиях. Радость была не от победы, а от того, что люди так хорошо реагировали, я смогла повлиять на их настроение, подарить положительные эмоции.

— Как вы думаете, почему у актеров, которые начинают сниматься в раннем детстве и становятся популярными, потом не складывается карьера?

— Не думаю, что существует какая-то закономерность. Хотя я тоже часто слышала такое в свой адрес. Я ведь начала сниматься в кино в четыре года, а на сцену впервые вышла в восемь — в мюзикле «Энни» Нины Чусовой. Я даже свыклась с этой мыслью — что, возможно, когда вырасту, уже не буду сниматься. Мама меня успокаивала: «Это не значит, что ты окажешься невостребованной. Люди взрослеют, у тебя самой могут поменяться интересы». Думаю, у каждого свой путь. Возможно, так выглядит со стороны: была такая маленькая звезда, а потом ее перестали приглашать в кино. Но, может, человек сам сделал выбор в пользу семьи или иной профессии? И успех для него в другом?

— Медийность как-то повлияла на вашу жизнь?

— После того как по телевизору показали сериал «Папины дочки», меня стали узнавать. Мне нравится, когда люди со мной здороваются на улице. Я в ответ тоже обязательно здороваюсь. Это такое трогательное ощущение, что у тебя на земле чуть больше знакомых, чем предполагалось. (Смеется.) Мне до сих пор везло: я не сталкивалась с какими-то сумасшедшими проявлениями своих поклонников, все было культурно.

— Вы экстраверт?

— Нет, я, наверное, интроверт. Хотя бывает по-разному. Что касается близких, я человек очень тактильный. Мне важно, чтобы я, уже взрослая девочка, могла подойти к маме, обняться с ней, помолчать рядышком. Но и побыть в одиночестве, порассуждать о чем-то своем, полежать на диване с книгой — это тоже моя история.

— Сначала было естественно, что мама сопровождала вас на съемки. А как сейчас строятся ваши отношения? Не сложно ли, когда мама еще и директор?

— Конечно, в четыре года человек не может сам выучить текст и сам прийти на съемочную площадку. Она мне помогала и везде ездила со мной. Сейчас у нас рабочий тандем, но в первую очередь, конечно, мама — это мама, мой лучший советчик и друг. Мне важно, что я могу делиться с ней какими-то своими переживаниями. Разумеется, должны оставаться девичьи секреты. Нельзя все, что накипело, вываливать на близкого человека, это не великодушно. Понятно, что, взрослея, люди реже общаются с родителями: у них своя компания, личная жизнь. Но когда речь идет о работе, я знаю точно, что мама должна быть рядом. Это мое условие счастливого пребывания на работе, моя зона комфорта. Я не раз наблюдала это у других актеров и сама ощущала, как необходимо порой спрятаться в норку, взять тайм-аут.

Мне повезло, что у меня директор, помощник, друг и мама — в одном лице. Я подхожу к ней, мы разговариваем просто так, на отвлеченные темы, и меня «отпускает». Она заботится и о том, чтобы мне было комфортно физически. Если в какой-то момент мне понадобится таблетка от головной боли или что-то перекусить, мама быстро все организует. Никто даже не узнает, что артистка что-то хотела. (Улыбается.) Сначала на съемочной площадке многие удивлялись: взрослая девочка — и с мамой! Но потом неизменно получается так, что полколлектива уже друзья с ней, приходят к нам в гости. Ничего удивительного: мама у меня классная, компанейская и общительная. Еще она очень помогает мне с планированием времени. Я довольно неорганизованный человек в этом смысле. Живу здесь и сейчас и даже не знаю, что у меня будет завтра. Это записано в маминой синей книжице. (Смеется.)

— Допустим, вы получили сценарий. Вам нравится, маме — нет. Что происходит?

— Я, конечно, всегда сама обязательно читаю сценарий. Когда его вместе со мной читает мама, происходит диалог. Но если я точно знаю, что мне все понравилось, а мама начинает высказывать аргументы со знаком минус, я ее слушать не буду. (Хохочет.) Предпочту не разговаривать на эту тему. Мама точно знает: если я чем-то загорелась, обязательно это сделаю. За что я ей благодарна — она никогда не лишала меня опыта. Единственное, в чем мне помогала и помогает мама, — разбираться с последствиями того, что я натворила.

— Директору ведь обычно платят зарплату. Как у вас это происходит: наступает десятое число, вы протягиваете маме конверт…

— Нет, до такого абсурда мы не доходим! (Смеется.) Мама работает по любви.

— Вам уже двадцать один год — даже по западным меркам совершеннолетие. Вы психологически готовы к тому, чтобы начать самостоятельную жизнь, жить отдельно?

— Я давно к этому готова, и по ощущениям я — взрослый человек. Это такой странный парадокс: с одной стороны, я с самого раннего детства чувствую себя взрослой. Возможно, потому, что родители всегда относились ко мне серьезно, с уважением, как к равной. С другой стороны, взросление — относительно. Я берегу своего «внутреннего ребенка» и очень люблю людей, которые не борются со своей детскостью. В таком восприятии мира гораздо больше правды и чистоты, есть место чуду. Цифры как раз никогда не играли для меня решающей роли. Это какие-то формальности, что с восемнадцати лет разрешено носить оружие, употреблять алкоголь. Зато выйти замуж можно уже в шестнадцать. Получается, выпить удастся только через два года после свадьбы. (Смеется.)

— Вам приписывали романы с партнерами по съемочной площадке: Филиппом Бледным, Максимом Колосовым. Каждый раз вы уверяли, что вы просто друзья. Вам более комфортно дружить с мужчинами, чем с женщинами?

— Не то что более комфортно. Но у меня много друзей-мужчин. И женщин. (Смеется.) Хотя по-настоящему близких друзей много не бывает. Людей, с которыми не просто поддерживаешь приятельские отношения, а с которыми ты можешь быть предельно откровенна и открыта, у меня, конечно же, немного. Вообще, если говорить о дружбе, я очень долго сближаюсь с людьми. Мне нужно время. Иногда это может произойти через годы общения. Вдруг вспышка — и вы совпадаете каким-то необъяснимым образом… Есть такие вещи, которыми я не считаю нужным делиться с кем-либо вообще. Я многое переживаю сама с собой. И я мало разговариваю в жизни. (Улыбается.) Люблю писать и даже по возможности, когда речь идет об интервью, стараюсь делать это по почте.

— А что вы пишите? Рассказы, дневник?

— Всякое. И стихи, и сказки, и сценарии. Пока я не рискую это обнародовать. Делюсь только с самыми близкими.

— Вы учитесь на продюсерском факультете. Изменилось ли ваше представление об этой сфере деятельности?

— Да, я думала, что я знаю, как это делается. Я же все видела! (Смеется.) Но на деле все оказалось гораздо сложнее. Столкнувшись с первым практическим заданием, казалось бы, простейшим — надо было снять маленькую историю, укладывающуюся в определенный жанр, — я подумала: «Какая ерунда, я все сделаю сама!» С этим «сама» я шествовала год по пути выполнения задания, и это был полный провал. Моя дурацкая самоуверенность не имела под собой никакой почвы. И тогда я поняла, что нужно серьезно во всем разбираться, углубляться в учебу. Учиться мне нравится. Позади седьмая сессия, которую я сдала на «отлично». И я все больше разбираюсь в профессии, которую выбрала.

— Вы всегда были такой девушкой — с характером?

— В детстве я была очень послушным ребенком. Не перечила, ничего не доказывала. Мама даже опасалась, что с таким настроем мне сложно будет выживать в этом мире. Поэтому, когда видела во мне какие-то проявления хулиганства, тихонечко старалась их поощрять. Так что моя внутренняя хулиганка обязана своим появлением именно маме. (Улыбается.) Вообще, маленькой мне хотелось играть не только принцесс, но и разбойниц, как и сейчас — героинь разноплановых.

— Чтобы в подростковом возрасте играть Галину Сергеевну из «Папиных дочек» — довольно страшненькую особу, нужна определенная смелость.

— Скорее ироничное отношение к себе. До этого мне предлагали роли детей с трагической судьбой, из трудных семей. Наверное, еще внешний типаж совпадал. Я была такая малокровная, бледная. А тут предложили сыграть славную, смешную девчонку. Я очень благодарна сериалу «Папины дочки». Это несколько лет моей жизни.

— Тем удивительнее было ваше превращение в прекрасную Джульетту. Вы сами подошли к режиссеру с просьбой попробовать вас на эту роль. Откуда была уверенность, что все получится?

— Признаться, я сама от себя не ожидала такой дерзости. (Смеется.) Это еще и смелость нашего режиссера Сергея Алдонина, который пошел мне навстречу. Я так благодарна, что сыграла Джульетту именно в четырнадцать лет! Уже семь лет я в этом спектакле, а уверенности как не было тогда, так нет и сейчас. Пожалуй, ее даже поубавилось. Раньше во мне была какая-то отчаянная бесшабашность, я просто пролетала спектакль от первой до последней сцены. К тому ж Сережа мне так хорошо все объяснил: «Лиза, тебе не надо ничего играть, просто будь собой». Но сейчас, когда я повзрослела, многое в этой драме кажется для меня непостижимым, удивительным. Раньше я искренне удивлялась и смущалась в финальной сцене спектакля. Я не понимала, почему герои должны умереть, и плакала не потому, что так прописано в пьесе. Я пребывала в детском возмущении. Искренне считала, что даже если твоего любимого не стало, все равно нужно жить дальше. Нести эту любовь, хранить память о близком человеке. Сейчас я понимаю, что любовь — это единственное неконтролируемое иррациональное чувство. Гордость можно примирить, обиду проглотить, а любовь часто толкает людей на сумасшедшие поступки как со знаком плюс, так и минус. Такие роли, как Джульетта, заставляют много рассуждать на эту тему. Но единственное, в чем я долго пыталась разобраться и не смогла, — это что означает первая любовь, вторая, сто третья… Мне кажется, настоящая любовь — только одна, и она на всю жизнь. Все остальное должно называться как-то по-другому: увлечение, очарование, влечение.

— В жизни вы видели такие примеры?

— Знаете, для меня большая радость, что наше интервью выходит именно в апреле. Ведь моей любимой бабушке Шурочке исполняется восемьдесят лет. Она очень трепетно относится ко всем публикациям обо мне. Это будет для нее подарок. Так вот, из этих восьмидесяти лет бабушка пятьдесят шесть прожила с моим дедушкой. Это для меня очень вдохновляющий пример. Они так любят, с таким пониманием и нежностью друг к другу относятся! Моя бабушка трепетно радуется всему. Тем же моим «пятеркам» в институте. Каждый раз я звоню бабушке во Владивосток, и это как игра: «Бабушка, я сдала экзамен!» — «Да ты что! А что поставили?» — «Пятерку!» И начинается мой любимый момент, когда бабушка радостно зовет дедушку: «Витя, Витенька, наша внучка сдала экзамен на отлично!». Этим летом мы снимали во Владивостоке картину «Напарник». Моя бабушка была счастлива. Она приходила ко мне на съемки, смотрела издалека, что там происходит. Мы провели вместе чудесную неделю! Помню, как-то раз пошли втроем — мама, бабушка и я — за конфетами. Переходим дорогу по подземному переходу, а там совершенно безлюдно, и раздается такое гулкое эхо. И вдруг мы с моей восьмидесятилетней бабушкой начинаем петь и кружиться в вальсе! Мама оторопела, попыталась нас остепенить, все повторяла: «Бабушка, бабушка!..» А та гордо повернулась и ответила: «Я не бабушка — я принцесса!» Хочу пожелать моей Шурочке, моей принцессе, всего самого лучшего, светлого. Я все время о ней думаю, вспоминаю.

— Как вы считаете, выходить замуж надо только по любви?

— Конечно. Разве может быть иначе? У меня в голове не укладываются какие-то другие варианты. Только так, как Ромео и Джульетта, но чтобы жить долго и счастливо. Я понимаю, что со временем какие-то события наверняка подкорректируют мои взгляды на этот вопрос и, возможно, на него следовало бы отвечать аккуратней. Но сегодня я думаю и чувствую так.

— Вы влюбчивы?

— Я влюбляюсь в людей, талант. Очаровываюсь своими коллегами, актерами, режиссерами. Восхи-щаюсь теми, кто умеет что-то делать своими руками, и многодетными мамами, и талантливыми поварами. Мне нравится занять позицию наблюдателя и со стороны тихонечко любоваться талантливым человеком. А если говорить о взаимоотношениях с противоположным полом, то нет, я не влюбчива.

— А почему? Вы производите впечатление романтичной натуры.

— Конечно, я больше романтик, чем прагматик. Но мое сердце давно занято. И я думаю (надеюсь), что это надолго".

«Лиза»: В вашей биографии сказано: начала сниматься в 4 года…
Елизавета: Мне было почти пять лет, когда . Мама отвела меня в театральную студию на Чистых Прудах, и я с удовольствием там занималась. Было весело, можно было дурачиться, изображать зверюшек на сцене и читать стихи. Видимо, детей из студии пригласили на кастинг, так меня и взяли на небольшую роль.

Л.: А для многих мечта стать актрисой - что-то недостижимое…
Е.: Я не очень-то люблю мечтать. Конечно, мечтаю, но это такой процесс - опасный (смеется). Велика вероятность превратиться в грустного мечтателя с несбывшимися мечтами. В жизни есть вещи, о которых мечтать не стоит, нужно действовать. Например, если речь о профессии, особенно творческой. Есть огромное количество детских студий, в которых можно заниматься во время учебы в школе, потом поступить в театральный институт, а дальше искать работу в театре, ходить на кастинги. Большинство моих знакомых прошли этот путь.

Л.: Многие поклонники до сих пор ассоциируют вас с Галиной Сергеевной из «Папиных дочек»…
Е.: Не согласна. Напротив, многие удивляются, что я ее играла! Я много лет отвечала в интервью на вопросы о Галине Сергеевне, о том, чем мы похожи, чем отличаемся. А сейчас мне кажется, что . Эта жизнь называлась - детство.

Л.: Вы впервые сыграли Джульетту в 14 лет. Неужели в столь юном возрасте можно испытывать безрассудную страсть, которая поглотила героиню Шекспира?
Е.: Простите, конечно, но героиню Шекспира, на мой взгляд, охватила не , а большая любовь. А это чувство знакомо людям совершенно разного возраста. У героев шекспировской истории и до «безрассудной страсти» дело могло бы дойти, а потом и до семьи и детей, а возможно и до расставания, - жизнь могла пойти своим чередом, если бы не их «безрассудные», неповзрослевшие родители. Мне кажется, эта история не для подростков, а для взрослых людей. Она про то, как важно уважать чувства ребенка и не препятствовать любви. Как важно забыть про глупые ссоры, когда речь идет о счастье ребенка. Я до сих пор играю в этом спектакле и, конечно же, мое отношение к истории Ромео и Джульетты меняется почти ежегодно.

Л.: Ходили слухи о вашем романе с исполнителем Ромео Филиппом Бледным…
Е.: Очень не люблю слухи. Мы с Филиппом большие друзья. Почти 10 лет работаем вместе - сначала на съемочной площадке «Папиных дочек», а потом в театре. Мы уже 8 лет играем в спектакле «Ромео и Джульетта» и несколько лет - в спектакле «Заговор по-английски» режиссера Сергея Алдонина (по пьесе Эжена Скриба «Стакан воды»). Я очень благодарна Филиппу за то, что на сцене всегда могу рассчитывать на его поддержку и плечо, и очень ценю наше дружеское общение. Он замечательный человек и надежный друг.

Л.: А сейчас ваше сердце свободно?
Е.: На вопрос о свободном и несвободном сердце мне хотелось бы как можно дольше не отвечать. Поговорим об этом когда-нибудь потом. Вдруг у меня появится такое настроение?

Л.: Скоро в прокат выйдет лента «Напарник». Расскажите об этом проекте.
Е.: Я очень жду выхода этой истории, потому что снималась она во Владивостоке, где родились мои родители и живут бабушка с дедушкой. Но рассказывать о проекте до разрешения продюсеров не принято. Мне вообще больше нравится говорить о проектах после того, как они уже вышли на экран.

Л.: Мама - главный помощник?
Е.: Да, мама всегда мне помогала - и на съемочной площадке, и в театре. Сейчас , но забот, связанных со мной, у нее от этого не становится меньше. Очень сложно самой составлять график, состыковывать все события. Так что она постоянно «на телефоне» и в переписке с агентами и организаторами мероприятий. Теперь прибавились еще и события, связанные с благотворительным фондом «Старость в радость», попечителем которого я стала.

В жизни есть вещи, о которых мечтать не стоит, нужно действовать. Например, если речь о профессии, особенно творческой

Л.: Расскажите о нем.
Е.: Фонд занимается одинокими пожилыми людьми в домах престарелых. В попечении фонда - больше 150 домов. В свободные от работы дни мы приезжаем с друзьями и волонтерами фонда в дома к бабушкам и дедушкам с гостинцами и концертами. Собираем подарки к праздникам, устраиваем акции. Во все дела фонда включилась и мама! И я рада, что у нас с ней есть много поводов для совместной работы и для обсуждения. Если бы она не была так вовлечена в мою работу, мы бы гораздо меньше времени проводили вместе. Так случается у всех взрослых людей: работа, заботы, личная жизнь, и . Мне радостно и нежно, что мы с мамой - единомышленники и друзья.


И не верится, что Елизавета не любит мечтать

Л.: А с поклонниками общаетесь?
Е.: Я с удовольствием общаюсь со зрителями после спектаклей, если есть возможность задержаться в театре. Иногда замечательное общение получается с подписчиками в инстаграме. Иногда люди сначала в театр приходят, а потом подключаются к нашим волонтерским поездкам в дома престарелых. И становятся из зрителей - товарищами, соратниками, компанией.

Л.: Знаем, дома вас ждет Маруся, чихуахуа. Вы как-то говорили, что именно она хозяйка в доме…
Е.: Маруся гораздо серьезней меня и моих близких. Она не хулиганит, чаще всех бывает дома и чувствует ответственность за происходящее. Думаю, она считает себя не только хозяйкой в доме, но и . Она может лаем указать на беспорядок или разбудить нас, если мы с утра не слышим будильник или звонок в дверь.

Л.: Не хулиганит?
Е.: Однажды она выгнала из дома кошку, которую мы с мамой очень хотели взять. Нам захотелось котеночка, но Маруся сутками лаяла и старалась «выместить» ее поближе к входной двери. Нам пришлось искать близких друзей, которые взяли котенка к себе. Мы очень об этом сожалели, но я с Марусей потом согласилась. Она как бы пыталась сказать, что мы и так сумасшедшие, постоянно куда-то едем и летим, не разбирая дня и ночи, и брать ответственность за кота нам рановато. До этого дорасти надо.

Фото: из личного архива Е. Арзамасовой

Лиза Арзамасова знаменитая актриса театра и кино, ставшая популярной после выхода на экран телесериала «Папины дочки». Юное дарование начала свою кинематографическую деятельность в четыре года. Таланту девочки восхищались даже профессиональные актеры. Девушка, выросшая в семье, где от роду не было актеров, своим желанием, упорством в работе и целеустремленностью добивается всего сама.

Какая была девочка в детстве, почему захотела стать актрисой и кому все-таки принадлежит ее сердце, обо всем этом мы и узнаем более подробно

Рост, вес, возраст. Сколько лет Лизе Арзамасовой начали интересоваться поклонники после выхода на экран молодежного сериала «Папины дочки», где девочка играет дочку-заучку. Именно в то время актриса стала наиболее популярна.

Сейчас девушка выглядит как с обложки журнала, стройная, высокая красавица. При росте 170 см весит 55 кг. Но когда девушка приезжает в гости во Владивосток к своим родным, как любая бабушка пытается откормить внучку. Хоть Лиза никогда не сидела на диетах, зато очень много занимается физическими нагрузками и ведет активный образ жизни. Спорт, бассейн, катание на мотоциклах. А бокс, говорит Лиза, - так это вообще способ расслабится. «Лиза Арзамасова фото в молодости и сейчас» неактуальный запрос в соцсетях, ведь актрисе только двадцать два года. Поэтому, глядя на ее снимки мы любуемся молодой одаренной девушкой, которая радует нас своими достижениями.

Биография и личная жизнь Лизы Арзамасовой

Биография и личная жизнь Лизы Арзамасовой не перестает удивлять и радовать одновременно.Родилась Лиза Арзамасова 17 марта 1995 года в г. Москве. Родители – отец – Арзамасов Николай и мать – Юлия Арзамасова родом из Владивостока, где в данное время проживают бабушка и дедушка Лизы. Когда девочке было четыре года после просмотра премьеры «Красная шапочка», мечта Лизы стала быть актрисой. Мама девочки делала все возможное и невозможное для осуществления планов дочери. Поступив в актерскую школу Юлия Арзамасова водила ребенка по кастингам, по творческим конкурсам, писала резюме, и Лиза в 2004 году все-таки получила свою первую роль в мюзикле «Энни». А в 2005 году получила роль в спектакле «Анастасия». Лиза Арзамасова не раз получала призы зрительских симпатий, диплом за лучшую детскую роль и за талантливую актерскую деятельность.

На личную жизнь, жалуется актриса, нет свободного времени. Но тем не менее у такой красавицы несомненно есть воздыхатели. После того как Лиза Арзамасова и Филипп Бледный сыграли главные роли в пьесе «Ромео и Джульета», пара начала встречаться. Появились совместные фотографии с работы, отдыха, а также со светских вечеринок. А когда Лиза исполняла свою песню, в клипе снимался наш Ромео. А на день рождения девушка получила в подарок золотое колечко на безымянный пальчик. Вот тогда парочку заочно и обвенчали, все пророчили свадьбу. Но как бы все этого не хотели, пророчество не сбылось.

В 2015 году Лизе Арзамасове приписывали роман с Максимом Колосовым. Вместе с ним и друзьями коллектив наслаждался отдыхом в Рио-де-Жанейро. Пресса выкладывала совместные фотографии и объявляли Лизу с Максимом парой. На что девушка остро отреагировала: «Я никогда не вдавалась в подробности о моей личной жизни, но постоянно читаю с кем и когда у меня любовные отношения. Меня постоянно за кого-то сватают. Как вы не можете понять, что между мужчиной и женщиной дружба тоже может быть. Это мой друг и ничего более».

А не так давно Родион Газманов и Лиза Арзамасова засветились на светском мероприятии. Девушка сияла от счастья, и они ворковали как голубки. Опять друг или что-то более серьезное в их отношениях? Об этом разберемся чуть ниже.

Фильмография: фильмы с участием Лизы Арзамасовой в главной роли

У Лизы Арзамасовой в ее молодые годы очень богатая фильмография и ролей в театрах. Радуют фанатов насыщенной игрой и богатым внутренним миром такие картины как «Адвокат», «Только ты», «Эшелон», «Под ливнем пуль». Актриса играла более пятидесяти ролей, перечень которых пополняется очень активно, и мы каждый раз видим ее новые творческие работы. Последние ее картины – «Осиное гнездо», «Напарник», «Екатерина. Взлет» вызвали восторженные отзывы поклонников. Актриса участвовала в шоу на телевидении «Лед и пламень», где со своим партнером заняли второе место. Также ее голосом говорят некоторые герои мультфильмов.

Когда у Лизы спрашивали какой она была в детстве, девочка вспоминала: «Я плохо училась в школе, была тихим и спокойным ребенком. Мама очень редко ругала меня за баловство и честно - хулиганить мне вообще не хотелось. Зато все, что я не могла сделать в повседневной жизни из-за моей ответственности и правильности, я воплощала в ролях театра и кино.

Семья и дети Лизы Арзамасовой

Семья и дети Лизы Арзамасовой пока что только мечта для девушки. А после выхода на экран фильма «Напарник», где актриса играла роль матери, она призналась, что внутренне уже готова к семейному счастью. Но пока девушка не замужем и даже не помолвлена, хоть в интернете и пестрят заголовки «Лиза Арзамасова и ее муж. Фото со свадьбы». Николай Арзамасов – отец девушки оставил неизгладимый след в жизни Лизы. Девочка его так любила, что после потери любимого человека замкнулась в себе, поэтому в семье эту тему стараются обходить стороной, чтобы не вспоминать ту боль и душевную утрату при гибели отца. Соседи вспоминают его как добропорядочного человека, который очень любил свою семью. Говорят, что он обожал гонять на мотоцикле и в очередной раз разбился. Хотя мать – Юлия Арзамасова, опровергла эту информацию, сказав, что об отце мы никогда не говорим. Это закрытая и больная тема для нас.

А сейчас самый родной и близкий человек для Елизаветы – это ее мама. Очень часто их можно увидеть вместе по магазинам и на отдыхе. У них очень доверительные отношения и девушка гордится тем, что мама ее главный и незаменимый друг.

Нежные и теплые отношения у девушки с бабушкой и дедушкой, проживающие во Владивостоке. Лиза очень часто созванивается с родными по скайпу и говорит, что освоения интернета как-раз в самую пору. Актриса очень похожа на свою бабушку и внучка иногда подшучивает: «Так вот от кого мне достались оленьи глаза. Генетика- дело сильное». А недавно, когда Лизу пригласили сниматься во Владивостоке, она чуть не прыгала от счастья. Во-первых, это город ее родителей, а во-вторых девушке очень понравился сценарий.

Муж Лизы Арзамасовой

Сегодня бурно говорят о том, что Лиза встречается с музыкантом Радионом Газмановым. Не раз парочку встречали, идущими вместе под ручку. У них даже есть совместная фотоссесия, где поклонники отметили, что очень гармонично смотрятся молодые люди. Также есть фото, где Лиза с Радионом катаются на его автомобиле стоимостью 150 тыс долларов. Хотя актриса признается, что сердце ее занято, все свободное время она посвящает музыканту.