Вадим Руднев

Аналитическаяфилософия - философская традиция, объединяющая различные философскиенаправления (логический позитивизм, философию лингвистического анализа, теориюречевых актов). Зарождение аналитической философии в начале ХХ в. связано скризисом метафизической философии и развитием идей «второгопозитивизма» Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса. Основоположниками аналитическойфилософии являются Бертран Рассел и Джордж Эдуард Мур. Первый в соавторстве сА. Н. Уайтхедом построил философские основания математической логики ипредложил доктрину логического атомизма, развитую Витгенштейном; второй подвергкритике традиционную этику и идеалистическую метафизику. Подлинным вдохновителеманалитической философии является Людвиг Витгенштейн и его главный труд«Логико-философский трактат».

Дляаналитической философии характерны три главных признака: лингвистическийредукционизм, то есть сведение всех философских проблем к проблемам языка;«семантический акцент» - акцентирование внимания на проблемезначения; «методологический уклон» - противопоставление методаанализа всем другим формам философской рефлексии, в частности отказ отпостроения системы философии в духе классических философских построений ХIХ в.

Аналитическаяфилософия - это прежде всего философия языка: мир видится через призму языка,старая традиционная философия, говорят аналитики, возникла из-за несовершенстваязыка, многозначности его слов и выражений, «речи, которая запутываетмысли», по выражению Витгенштейна; задача философии состоит в том, чтобыпостроить такой идеальный язык, который в силу своей однозначностиавтоматически снял бы традиционные философские «псевдопроблемы»(бытия и сознания, свободы воли и этики). Поэтому аналитическая философия - этопрежде всего (на раннем этапе) логико-философская доктрина, стремящаяся кформализации языка, доведению его до совершенства языка логических символов.Эту проблему решали ученики Витгенштейна, члены Венского логического кружка:Мориц Шлик, Отто Нейрат и, прежде всего, Рудольф Карнап. Венский кружоквыдвинул доктрину верификационизма, то есть идею о том, что истинность илиложность высказывания (главного объекта анализа аналитиков) и научной теорииможет быть подкреплена или опровергнута лишь в том случае, если все предложениясвести к высказываниям о чувственных данных, или «протокольнымвысказываниям», которые можно подвергнуть непосредственной эмпирическойпроверке.

Надосказать, что идея построения идеального логического языка быстро себяисчерпала. Такой язык нужен и возможен лишь для вспомогательныхнаучно-философских целей, и таким является язык математической логики, норазговаривать, писать стихи и осуществлять множество других речевых актов илиязыковых игр на таком языке невозможно, «как невозможно ходить по идеальногладкому льду», по выражению позднего Витгенштейна.

Переломв аналитической философии произошел между мировыми войнами. В 1930-е гг.,когда Витгенштейн вернулся в Кембридж из добровольного шестилетнего изгнания(он работал учителем начальных классов в горных альпийских деревнях с 1921 по1926 г.), вокруг него, читавшего лекции в Тринити-колледже, началсяформироваться круг молодых учеников, впитывавших его новые идеи, которые нашлисвое окончательное воплощение в книге Витгенштейна «Философскиеисследования», над которой он работал до самой смерти.

Лингвистическийповорот в этой замечательной книге был еще более усилен по сравнению с ранним«Логико-философским трактатом», но в остальном развивались идеи,полностью противоположные тем, которые были основой доктрины«Трактата».

В«Трактате» язык понимался чересчур узко. По сути там рассматривалисьтолько предложения в изъявительном наклонении («Дело обстоит так-то итак-то»). Теперь Витгенштейн обращает внимание на то, что основная массапредложений языка несводима к изъявительному наклонению, а стало быть, впринципе не может быть подвергнута верификации. Ибо как можно верифицироватьтакие предложения, как «Иди сюда», «Прочь!», «Какхороши, как свежи были розы!», «Пивка бы сейчас!», «Скольковремени?», то есть восклицания, вопросы, выражения желаний, просьбы,молитвы, приказы, угрозы, клятвы. Именно такие и подобные им высказыванияВитгенштейн называл языковыми играми и считал, что именно они являются формамижизни. В сущности, вся книга посвящена анализу языковых игр. «Язык, - писал Витгенштейн, - похож на большой современный город, где наряду с прямымиулицами, проспектами и площадями есть кривые переулки, полуразвалившиеся дома,а также новые районы, похожие один на другой как две капли воды». Задачафилософа, как теперь понимает ее Витгенштейн, - это попытка помочь человекуразобраться в обыденном языке, в его неоднозначности и путанице («помочьмухе выбраться из бутылки»).

Развиваявыдвинутое еще в «Трактате» положение о значении слова, имеющем местолишь в контексте предложения, Витгенштейн углубляет это положение в знаменитоймаксиме: «Значение есть употребление». Здесь он разрабатывает теориюзначения, которую называет теорией семейных сходств. Как все родственники имеютмежду собой что-то похожее - одно в одном случае, другое в другом, - при этом,однако, нельзя выявить чего-то одного, единого инвариантного значения, котороеприсутствовало бы у всех членов семьи, - так и значения слов лишь пересекаютсядруг с другом - нет ни абсолютных синонимов, ни омонимов. Например, слово«старик» может означать в одном контексте «очень пожилогочеловека», а в другом контексте это слово может означать и молодогочеловека, например в сленговом обращении друг к другу двух студентов:«Привет, старик!». Слово «вторник» в зависимости отконтекста может означать «17 декабря 1996 г.», а может - - «24декабря того же года». Один из опосредованных учеников Витгенштейна,блестящий современный аналитик Сол Крипке, назвал такие слова нежесткимидесигнаторами": их значения меняются при переходе из одной ситуации вдругую (из одного возможного мира - в другой - см. семантика возможных миров).В противоположность таким словам, например, фамилии и имена-отчества или числане меняют своего значения при переходе из одного возможного мира в другой,поэтому Крипке назвал их жесткими десигнаторами. То есть такие, например,выражения, как «нынешний президент США Билл Клинтон» или «число8» являются жесткими десигнаторами.

В«Философских исследованиях» Витгенштейн остроумно доказал, что языкявляется в принципе социальным явлением, невозможен некий индивидуальный язык,который мог бы понимать только говорящий на нем. Проблема сознания, в частности«чужого сознания» (other mind), вообще очень занимала поздниханалитиков (не только Витгенштейна; Гилберт Райл написал по этому поводу целуюкнигу «Понятие сознания» - это была альтернативная аналитическаяфилософия по отношению к господствующей витгенштейновской). Как проникнуть вчужое сознание? Либо благодаря наблюдениям за поведением индивида, либо доверяяего свидетельству. Но свидетельство может быть ложным, а поведение - притворным.

Идеи«Философских исследований» Витгенштейна были с воодушевлением принятыанглосаксонским философским сообществом. Вся аналитическая философия 50 - 60-хгг. ХХ в. так или иначе оказалась под влиянием этого стимулирующегопроизведения. На его основе оксфордский философ-аналитик Джон Остин, а вслед заним Джон Серль из Беркли (Калифорния) строят теорию речевых актов, учение отом, как производить действия при помощи одних слов, например пользуясь такимивыражениями, как «Я приветствую вас!» или «Объявляю заседаниеоткрытым!» (здесь высказывание при определенных условиях совпадает сдействием; слово и дело совпадают). Джон Уиздом разрабатывает теориюлингвистичеекой терапии, учения, согласно которому язык лечит говорящего ислушающего (здесь впервые в явном виде пересеклись аналитическая философия ипсихоанализ). Джеймс Хадсон разрабатывает лингвистическую апологетику, учениео том, что отношения человека с Богом есть разновидность языковой игры.Наконец, появляется аналитическая философия вымысла, утверждающая, что еслиШерлок Холмс и не существовал, «то он мог бы существовать при другихобстоятельствах» (формулировка Сола Крипке).

Современнаяаналитическая философия - это огромная «фабрика мысли» с большимколичеством интеллектуальных цехов. Постепенно проводятся линии к феноменологии(Карл Апель) и даже к философскому постмодернизму (Ричард Рорти). Ответить насвой основной вопрос: «Где кончается язык и начинается реальность?» - аналитическая философия, пожалуй, так и не смогла, но в процессе ответа былосделано так много интересного, что можно с уверенностью сказать, что этаязыковая игра стоила свеч.

Список литературы

ВитгенштейнЛ. Философские работы. Ч. 1. - М., 1994.

МурДж. Э. Принципы этики. - М., 1984.

РасселБ. Человеческое познание: его сфера и границы. - М., 1956.

Аналитическаяфилософия: Антология / Под ред. Грязнова А.Ф. - М., 1993.

ГрюновА. Ф. Аналитическая философия // Современная западная философия: Словарь. - М.,1991 />

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.ru/

4.4. Аналитическая философия

Почему возникла аналитическая философия?

Философия наших дней включает в себя не только те направления, которые с некоторым предубеждением относятся к научно ориентированной философии, например герменевтику. Грандиозные успехи науки, особенно логики, лингвистики (языковедения), математики и физики не могли не изменить содержание философствования. Более того, эти изменения оказались впечатляющими, к их рассмотрению мы как раз и переходим. Но прежде необходимо определиться с тем, что понимается под аналитической философией.

Аналитическая философия - это философствование посредством детального анализа используемой логики и языка. Логика и язык выдвигаются на самый передний план, но почему, в силу каких оснований? Таких оснований много, укажем два главных.

Во-первых, это трудности, с которыми имели дело математики в начале XX в. (равно как и в его конце). В науке образцом строгости всегда считалась математика. Но довольно неожиданно математики стали все чаще встречаться с различного рода парадоксами, противоречиями. Простыми средствами с этими затруднениями не удавалось справиться. В силу этого крепло убеждение, что корни затруднений скрыты в основаниях математики. Но что входит в основания математики? Логика и некоторый искусственный язык, а также философия. Глубокие специалисты в области математики и логики, такие как немец Готтлоб Фреге и англичанин Бертран Рассел, пришли к выводу (особенно резко высказывался на этот счет Рассел), что прежняя философия устарела, в ней не меньше путаницы, чем в математике.

Во-вторых, аналитизм возник как реакция на засилье идеализма в английских университетах начала XX века. Для английских философов, вспомните Локка, всегда был характерен эмпиризм и сенсуализм, конкретность, антисхоластичность. Можно даже сказать так: англичане меньшие идеалисты, чем немцы и французы. Лишь временно, в конце XIX в., в Англии возобладал идеализм. Реакция не заставила себя долго ждать. Было признано, что идеализм несостоятелен, он затуманивает ясное положение дел. В философии надо брать за основу не абстрактные впечатления и слова, которые необходимы для отображения всего этого. Итак, в очередной раз мы встречаемся со стремлением к ясной философии. Ясность философии связывалась прежде всего с языком, а не с тем, что творится в голове, что сугубо индивидуально и непроверяемо. В отличие от мыслей и чувств в истинности языковых описаний внешних для человека фактов может убедиться каждый. А это означает, что ясная философия должна сводиться к высказываниям о внешних для человека фактах. Сравните выражения: «У меня острая зубная боль» и «На улице идет дождь». Только второе выражение является общезначимым. Отметим также, что англичанин Джон Мур и австриец Людвиг Витгенштейн были теми, кто поставили в центр философского анализа не искусственные языки математики и логики, а естественный язык. Итак, аналитизм в философии возник не случайно, а в силу вполне определенных оснований.

Основатели движения: Фреге, Рассел, Мнр

Укажем на основные идеи основателей аналитического движения в философии.

Фреге и Рассел считали, что здравая философия является логикой, ибо она начинается с объяснения предложений, того, что может быть истинным или ложным, а это - задача логики.

Логика занимается высказываниями, предложениями, состоящими из слов, т. е. она имеет языковой характер. Первые философские вопросы: что есть слово? что есть предложение?

По Фреге, собственное имя обладает значением и смыслом. Два выражения могут иметь одно и то же значение, но разный смысл. Уже древние вавилонские астрономы знали, что «утренняя звезда» и «вечерняя звезда» - это планета Венера. Два рассматриваемых выражения имеют одинаковое значение (планета Венера), но разные смыслы, ибо они представляют различную информацию. Часть логической путаницы заключается в отождествлении значения имени и его смысла.

Фреге ввел в логику понятие функции. Сравним выражения: «2+3» и «Сергей играет с Татьяной». В первом выражении 2 и 3 - это аргументы, а знак «+» есть функция. Если мы вместо 2 и 3 подставим переменные х, у, то мы получим эффективнейшее средство для описания множества математических выражений с одной и той же функцией +. В традиционной грамматике используется не представление об аргументе и функции, а представление о субъекте и предикате (подлежащем и сказуемом). Но ведь предложение «Сергей играет с Татьяной» тоже можно представить как связь аргументов («Сергей», «Татьяной») с функцией («играет с»). Раз так, то можно в логику, другими словами, в исчисление высказываний, ввести переменные. Изобретение Фреге буквально преобразило логику и аналитическую философию в целом.

Редукция, сведение к предельным элементам реальности позволяет избежать, считает Рассел, ложных представлений. Предметное содержание следует сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах еще чего-либо (это, по Расселу, есть его вариант «бритвы Оккама»; британский философ Оккам выступал против преумножения сущностей).

Мур выступал в «защиту здравого смысла» в философии.

Мур предлагал неясные, спорные суждения переформулировать в более ясные.

Ранний Витгенштейн: «Логико-философский трактат»

Ранний этап развития аналитической философии получил свое завершение в небольшой книжке Витгенштейна «Логико-философский трактат». Основные положения этой первой хрестоматии аналитической философии следующие.

Язык есть граница мышления (язык и мышление совпадают; лучше вообще говорить не о мышлении, а просто о языке, мышление «за» языком - это химера).

Есть только один мир - мир фактов, со-бытии (сосуществование фактов), которые описываются совокупностью естественных наук.

Предложение - картина мира, оно имеет с последним одну и ту же логическую форму (если бы мир был нелогичным, то его нельзя было бы представить в форме предложений).

Смысл предложения выражает со-бытие.

Сложные предложения состоят из элементарных предложений, которые соотносятся непосредственно с фактами.

Высшее невыразимо. (Имеется в виду, что предложения этики, эстетики, религии нельзя обосновать фактами. Сравним два предложения: «Сергей любит Лену» и «Сергей ненавидит Лену». В фактуальном мире мы обнаруживаем Сергея и Лену, но не их любовь и ненависть. «В мире, - пишет Витгенштейн, - все есть, как оно есть, а все происходит, как оно происходит; в нем нет ценности…». Высшее себя показывает, оно мистично, о нем нельзя говорить языком истины.)

«То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно». Обо всем остальном, например мистическом, лучше молчать.

Философия не может состоять из научных предложений, ибо философские предложения нельзя проверить на истинность и ложность, они бессмысленны.

Цель философии - не особые философские предложения, а логическое прояснение языка. Потому философия - это не особое учение, а деятельность по прояснению языка.

Перед нами философия, которая вплоть до середины XX века считалась образцом ясности. Казалось, на горизонте никогда не появятся облака - предвестники новых бурь.

Логический позитивизм

Если местом становления аналитического направления в философии по праву можно считать Англию (Кембридж), где работали Мур, Рассел и Витгенштейн, то позднее центр движения переместился в Вену и Берлин (М. Шлик, Ф. Франк, О. Нейрат, Р. Карнап, К. Гедель, Г. Рейхенбах, К. Гемпель). Всех упомянутых философов объединял интерес к научному постижению мира, прежде всего на основе данных математики, логики и физики. Много внимания уделялось «Логико-философскому трактату» Витгенштейна. Вторая мировая война вынудила абсолютное большинство философов эмигрировать в США, где они продолжали работать весьма продуктивно. Эмиграция способствовала тому, что аналитическая философия стала популярной в США, а в Англии она доминировала и до упомянутой эмиграции. Аналитическая философия стала философией англоязычных стран. Потребовались годы для возвращения ее на европейский континент.

Рассмотрим основные идеи логического позитивизма, т. е. положительного учения, ясного, научного. Его еще называют неопозитивизмом (дело в том, что в XIX веке тоже был позитивизм, его представителями являлись О. Конт и Э. Мах).

Отрицание философии как учения о первых принципах. По мнению Карнапа, истинность философских предложений невозможно обосновать. От философии следует отказаться в пользу науки, лишь она представляет собой обоснованное знание.

Аналитические и синтетические предложения. Это различение имело важное значение в неопозитивистском понимании предложения, истинность которого определяется его собственным содержанием, чего нет в случае синтетического предложения. Примеры аналитических предложений: «В квадрате все углы прямые», «Тела протяженны». По определению в квадрате все углы прямые, а тела представляют собой нечто протяженное. Примеры синтетических предложений: «На столе лежит книга», «Студенты смеются чаще, чем их преподаватели». По определению стол не является чем-то таким, на чем непременно лежит книга. Истинность синтетических предложений устанавливается эмпирическим путем.

Неопозитивисты считали, что все предложения науки являются либо аналитическими, либо синтетическими. Аналитические предложения логически необходимы (если я утверждаю, что существуют тела, то я должен также утверждать, что эти тела обладают протяженностью), синтетические предложения - эмпиричны, они отражают экспериментальные данные. В соответствии с этим можно разделить все науки на экспериментальные (физика, химия, психология, история, социология) и неэкспериментальные (логика и математика). А предложения философии не аналитичны и не синтетичны, они бессмысленны. Это ясно уже из того, что философия толкует о реальных явлениях, но не имеет собственной экспериментальной базы.

Пройдут годы, прежде чем рассматриваемое воззрение будет подвергнуто аргументированной критике. Современный американский философ Уильям Куайн обвинит неопозитивистов в том, что они слишком жестко отделили друг от друга аналитические и синтетические предложения. Следует учитывать их взаимосвязь. А это означает, что в эксперименте проявляется теория в целом, в том числе и правомерность аналитических, равно как и философских предложений. Философские предложения не являются бессмысленными, они тоже научны.

Верификация (проверяемость). Согласно принципу верификации, достоверность синтетических предложений выявляется в эксперименте. Проще говоря: не доверяй, а проверяй; проверяй каждое суждение. С этой целью сложный текст надо разложить на элементарные предложения (их также называли протокольными предложениями, или предложениями наблюдения). Элементарное предложение проверяется фактами. Допустим, мне надо удостовериться в истинности утверждения: «Все студенты группы "Экономика" ростом выше 160 см». Это утверждение будет сведено к предложениям: «Рост студента X группы "Экономика" выше 160 см». Вместо X надо будет подставлять имена из списочного состава группы. Если в группе 22 человека, то мы получим 22 элементарных предложения, истинность которых легко установить в эксперименте, т. е. в нашем случае измеряя рост студентов.

Казалось, что найдена суть истины. Все просто, все ясно. Но вдруг гром среди ясного неба: самый главный призыв «Все проверяй фактами» нельзя проверить фактами. Что делать? Не отказываться же от главного принципа, ибо ему не видно замены. Выход один - согласиться с тем, что в основе научного понимания лежат философские принципы («Все проверяй фактами» - типичный философский принцип, ибо он обладает универсальным содержанием), которые невозможно проверить фактами непосредственно. Нельзя поставить эксперимент, который бы явился обоснованием философского принципа. Как уже не раз подчеркивалось, философские принципы являются обобщениями всего массива экспериментов.

История с принципом проверяемости показывает, что при всем желании от философии не избавиться. Стремление к ясности и простоте должно включать философские положения. Без философии так называемое простое и ясное объяснение сродни простоватости, научной поверхностности.

Физикализм. Физикализм - это убеждение, что в эмпирических науках все предложения должны в конечном счете сводиться к предложениям физики. В основе физикализма лежит все то же стремление к ясности. Что такое биологическое, жизнь, социальное, политическое? В конечном счете физическое, утверждали неопозитивисты.

На первый взгляд физикализм вполне состоятелен. Но последовательно проводить этот принцип за пределами физики, например в биологии или политологии, еще никому не удавалось. Почему? Потому что физическое - это не само биологическое и социальное, а лишь его фундамент. Известно, например, что демократия - это вполне реальное политическое состояние общества. Но в свойствах элементарных частиц политическую демократию не разглядеть. Либо потому, что само развитие материи включает необъяснимые переходы (например, от неживого к живому), либо в силу недостаточно высокого уровня современной науки. Пока у нас нет достаточных данных для выбора между двумя этими «либо».

Добро - это чувство, его нельзя обосновать фактами, считали неопозитивисты, особенно четко защищал эту позицию англичанин А. Айер. Моральные предложения, считал он, не могут быть истинными или ложными, они являются выражениями эмоций. Этика, как и все гуманитарные дисциплины, чужда идеалам науки.

Итак, неопозитивизм, или логический позитивизм, существенно прояснил содержание научного знания, вызвал к жизни многие новые проблемы, в том числе и философского порядка. Что касается философского знания, то оно было существенно реабилитировано уже в работах постпозитивистов (после неопозитивистов), являющихся, как и неопозитивисты, сторонниками научного построения знания.

Постпозитивизм

Часть философов сохранили свою приверженность неопозитивизму по настоящее время. Тем не менее начиная с середины XX века все большее число философских экспертов стали отдавать предпочтение постпозитивизму. Виднейшие из постпозитивистов: англичане Поппер и Лакатос (приехал в Англию из Венгрии), американцы Фейерабенд и Кун.

Постпозитивисты согласны со своими предшественниками неопозитивистами прежде всего в стремлении четко уяснить себе и другим содержание научного знания. При этом нео- и постпозитивисты критически относятся к феноменологическим и герменевтическим установкам. Вместе с тем постпозитивисты достаточно резко отличаются от неопозитивистов.

Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, истинное на века знание. Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что человек существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспечить рост научного знания.

Неопозитивисты полагали, что достижение знания имеет определенный конечный пункт («все ясно, дальше идти некуда»). Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем посредством коренных преобразований, научных революций.

Неопозитивисты упорствовали в непризнании философии наукой, постпозитивисты ставят проблему по-другому: между наукой и философией нет жесткой границы, но философствовать надо научно.

А теперь более детально о постпозитивизме.

Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать, доказывал Карл Поппер. В этом состоит защищаемый им принцип фальсификации. По Попперу, мы не можем сказать, что теория верна, ибо, как свидетельствует история, признававшиеся истинными теории рано или поздно проявляли свою недостаточность. Почти триста лет механику Ньютона считали истинной во всех отношениях, а потом на смену ей пришли новые теории. Так обстоит дело с любой теорией, она появляется, достигает стадии расцвета, а затем опровергается. Поппер считал, что в мире теорий идет «борьба за существование», схожая с известными представлениями Дарвина о естественном отборе среди живых особей. Отсюда главные выводы Поппера: 1) в основании теории находятся гипотезы (т. е. предположения); научные гипотезы навсегда остаются гипотезами, ибо, как уже отмечалось, их истинность нельзя доказать; 2) из гипотез по законам дедукции выводят предложения, которые можно сопоставить с фактами; 3) сопоставление с фактами дает два результата: либо предложения не противоречат фактам, в таком случае теория продолжает жить, она признается работоспособной и правдоподобной, либо предложения теории опровергаются, фальсифицируются фактами, в таком случае теория считается ложной, она отвергается и интенсифицируется поиск новой теории. Итак, по Попперу, теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру. Гипотезы выступают попытками разрешить проблемы, дедукция позволяет провести очную ставку содержания гипотез с экспериментальными фактами. Факты экзаменуют теорию на прочность (годится - не годится).

Научно-исследовательская программа имеет свое «твердое ядро». Имре Лакатос обратил внимание на то, что обычно ученый имеет дело не с одной, а с целым семейством теорий, образующих научно-исследовательскую программу. У теорий данной программы есть «твердое ядро» и «защитный пояс». Теории сопоставляют друг с другом. Рост научного знания совершается так: сначала разрушается защитный слой твердого ядра, а затем наступает черед и самого твердого ядра. Только тогда, когда будет разрушено твердое ядро программы, необходимым окажется переход от старой научно-исследовательской программы к новой.

Твердым ядром научно-исследовательской программы Ньютона являются три закона механики и закон тяготения. На этой базе было развито множество теорий, относящихся к астрономии, учению о свете, сопромату, технике. Все они имели свои особенности, противоречия, недостатки, часть из которых не удавалось устранить, а раз так, защитный слой начинал трещать. Понадобились годы и десятилетия, прежде чем разрушению подверглось твердое ядро. К тому же ньютоновская научная программа жива и по настоящее время ее изучают, ею пользуются.

В каждой науке есть свои научно-исследовательские программы: программа дарвинизма или генетики в биологии, марксизма и неоклассики в экономике, позитивизма в философии и т. д.

Научный образец (парадигму) создает и преобразует, особенно на стадии научных революций, научное сообщество. Так считает Томас Кун. Парадигма - это совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. У Куна наука понимается столь широко, что впору утверждать о выходе за пределы всякого позитивизма. Позитивизм, по определению, борется за чистоту науки. Кун же фактически имеет в виду всю совокупность ценностей и убеждений научного сообщества.

Добро это принцип. В неопозитивизме добро считалось чувством, эмоцией, оно выводилось за пределы науки. Англичанин Ричард Хэар, философ наших дней, считает по-другому. Он обнаружил схожесть этики с признающимися образцовыми в научном смысле математикой и физикой. Этика начинается с предписаний («делай так, это добро», «не делай этого, ибо оно есть зло»). Когда предписания даны, в силу вступают законы логики: руководствуясь правилами логики, можно из одних предложений выводить другие. По последствиям действий судят о правомерности исходных положений.

Критикуй, а то проиграешь. В этом абзаце мы отдадим должное критической силе постпозитивизма. Рост знания, считал Поппер, достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой (спокойной, обстоятельной, научнооправданной, уважительной) существующего знания. В этой связи Поппер критиковал врагов открытого, демократического общества, которых он увидел в сторонниках марксизма, прежде всего в самом Марксе. Поппер считал, что Маркс справедливо критиковал капитализм, справедливо считал, что то или иное воззрение определяется историческими условиями, но напрасно абсолютизировал пролетарские науку и мораль. Он должен был их активнее критиковать, не устанавливать перспективы на вечные времена, больше творить. Только в этом случае можно избежать тоталитаризма. Ни одно учение, считает Поппер, нельзя признать всесильным и верным, тем более на необозримое будущее.

Философия естественного языка: поздний Витгенштейн

В аналитической философии есть два интереса к языку. В одном случае речь идет об искусственных языках, т. е. в основном о науке, ибо именно в ней используются искусственные языки. Во втором случае речь идет о естественных языках, т. е. о жизни в целом. Ясно, что во втором случае значение и смысл не являются столь четко определенными, как считал Витгенштейн в своем «Логико-философском трактате».

В течение первого периода своего творчества Витгенштейн был настроен весьма позитивистски: все должно быть ясным, четким, понятным. Ему казалось, что он решил эту задачу применительно к естественному языку. На некоторое время он даже потерял интерес к философии в целом и к философии языка в частности. Когда в этот период его навещали выдающиеся философы, то он неохотно обсуждал философские темы (Карнапу он предложил почитать вместе с ним стихи индийского поэта Р. Тагора, чему великий логик немало удивился). Вскоре, однако, позиция Витгенштейна изменилась радикально. Теперь он недоволен своими прежними изысканиями и ищет новые подходы к пониманию языка.

Значение слова есть его употребление. Напомним, что ранний Витгенштейн считал, что слова и предложения обладают значением, этими значениями являются либо отдельные предметы («этот стол» обозначает стол, на который обращается внимание), либо их расположение, со-бытие («на столе лежит карандаш» обозначает, что взаиморасположение стола и карандаша именно такое, как сказано: карандаш лежит «на столе», а не где-то в другом месте). Витгенштейн пишет: «Когда мы говорим: "Каждое слово в языке что-то означает", - то этим еще совсем ничего не сказано…». Витгенштейн имеет в виду, что в прежних его работах слово и значение слова увязывались уж очень формально, по формуле «слово есть метка предмета». А между тем язык - это сама наша жизнь, в ней одно и то же слово может обладать многими сотнями значений. Приведем пример на этот счет.

«Кирпич!» - говорит строитель своему помощнику; тот приносит кирпич. «Написал кирпич?» - спрашивает Иванова Сидоров. «Да нет еще, - отвечает Иванов, - не было времени сесть за диплом». «Ты видел Кирпича?» (имеется в виду Алексей Кирпичников, которого друзья называют Кирпичом). Слово не имеет раз и навсегда данного значения. Значение слова есть его употребление в языке и действии. Язык есть деятельность, форма жизненной игры. Как во всякой игре, здесь есть много возможностей.

«Семейное сходство» слов. Язык состоит из многих слов, а у слов много значений, но это не означает, что язык - это сплошной хаос. При характеристике спорных, равно как и не спорных, вопросов имеет смысл использовать слова, обладающие «семейным сходством», похожие друг на друга. Одним словом суть дела не исчерпать. Значение слова во многом становится понятным в рамках группы слов. Рассмотрим, например, семейное сходство слов, поясняющих и проясняющих слово «любовь».

Любовь сродни благосклонности, преклонению, привязанности, сердечному чувству, симпатии, внутреннему влечению, страстности, потребности любви, эротике, сексуальности, сексу, половому влечению, верности, пламенности, сердечности, уважению, жертвенности, любовному огню, доказательству любви, душевности, нежности, восхищению, влюбленности, обожествлению, страданию, супружескому чувству, отцовскому чувству, материнскому чувству, заинтересованности и т. д.

Надеюсь, молодым людям из числа читателей этой книги стало яснее, почему их подруги жаждут не односложного («Ты любишь меня? - Угу. - И я угу»), а более пространного объяснения в любви: они интуитивно чувствуют достоинства концепции семейного сходства слов. Витгенштейн выразил концепцией семейного сходства слов одну из сторон нашей языковой практики.

Речевые акты. В аналитической философии, как правило, все богатство жизни хотят увидеть в языке. Возможно ли это? Ранний Витгенштейн видел в языке границу мышления. Поздний Витгенштейн переносит ударение на действия человека, его практическую жизнь. Можно ли считать язык, речь границей наших поступков, действий? На этот вопрос утвердительно ответил своими изысканиями англичанин Джон Остин.

Остин утверждал, что речь состоит из речевых актов, действий. Всякая речь - это не просто слова, а принятие решения и само действие, точнее, его смысл. На первый взгляд кажется, что некто обещает сделать нечто, назовем это нечто А, но делает В. Однако при более детальном рассмотрении, учете того, как, в каких условиях, в каком контексте было обещано сделать А, мы разгадываем подлинный смысл обещания, а именно исполнить В.

Итак, пожалуй, аналитики правы в том, что язык позволяет выразить все богатство нашей жизни. Но оно содержится в языке в форме высказываний, а не как таковое. Язык - это богатейший символ нашей жизни, а не сама жизнь как таковая во всем ее многообразии.

Что такое философия? Согласно как ранним, так и поздним аналитикам, философия есть способ избавления человечества от характерных для него недугов посредством анализа языка и содержащейся в ней логики. Витгенштейн выразил это образно: цель философии - показать способ, «каким муха вылетает из мухоловки». Без философии человек остается в западне своих кажущихся неразрешимыми проблем.

Аналитическая философия как интернациональное движение

Нет сомнений в том, что аналитическая философия в наши дни стала интернациональным явлением. Исторически так случилось, что аналитическая философия на определенном этапе своего развития была характерной почти исключительно для англоязычного мира. В наши дни аналитическая философия развита в США и Англии больше, чем, например, в ФРГ и Франции. Тем не менее влияние аналитической философии в Европе, особенно в скандинавских странах, постоянно возрастает.

Как обстоят дела в России? Как и в Европе, влияние аналитической философии растет. Создаются общества по ее распространению, переводятся труды виднейших аналитиков (здесь еще непочатый край работы), все большее число философов открыто, не таясь, называют себя философами-аналитиками.

Аналитическая философия - это детище XX века. В России в это время господствовала философия диалектического и исторического материализма. Общественные условия были таковы, что никто не признавал себя аналитиком в философии. Между тем философы, которые занимались проблемами науки, логики, языка, были далеко не чужды аналитической философии, таким ее составным частям, как неопозитивизм и постпозитивизм. Можно с уверенностью сказать, что российская философия не останется в стороне от аналитической философии.

Основные положения аналитической философии

Язык - граница мышления и действия. Язык дает полнейшую информацию о мышлении и действии.

Язык имеет логическую форму.

Значение слова есть факт, который оно обозначает (ранний Витгенштейн).

Значение слова есть его употребление в языковой игре и практической деятельности (поздний Витгенштейн).

Истинность синтетических предложений проверяется их сопоставлением с фактами (тезис неопозитивизма).

Истинность синтетических предложений нельзя подтвердить окончательно, но можно проверить неистинность синтетических предложений (принцип фальсификации).

Теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру.

В процессе роста научного знания происходят научные революции.

Добро - это эмоция (тезис неопозитивистов).

Добро - это предложение, жизненность которого определяется последствиями его применения (тезис постпозитивистов).

Философия не является наукой (тезис неопозитивистов). Философия научна (тезис постпозитивистов).

Философия - это прояснение содержания языковой деятельности человека.

Из книги Хрестоматия по философии автора Радугин А. А.

Из книги Введение в социальную философию: Учебник для вузов автора Кемеров Вячеслав Евгеньевич

§ 1. Социальная философия и философия истории Социальная философия конца XX в. могла бы претендовать на аристократическое происхождение: ее предком являлась классическая философия истории. Однако связь между ними разорвана. Их разделяет целая эпоха, в ходе которой были

Из книги Философия для аспирантов автора Кальной Игорь Иванович

1. ФИЛОСОФИЯ ПАТРИСТИКИ КАК ФИЛОСОФИЯ ТЕОЦЕНТРИЗМА Этапы средневековой философии: патристика и схоластика. Патристика апостольского периода (до середины II в.); апологетического периода (до IV в.) с заявкой на то, что истинная философия - это христианская религия; зрелого

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

5. ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ КАК ФИЛОСОФИЯ «ПАНРАЦИОНАЛИЗМА» Георг Гегель родился 27 августа 1770 года в семье крупного чиновника. Латинская школа в Штутгарте, теологическая семинария и университет в Тюбингене - ступени его богословского образования. От духовной карьеры Гегель

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

11. Философия аль-Фараби. Философия Ю.Баласагуни. Его труд: «Благодатное знание» Абунасыр Мухаммед ибн Мухаммед Фараби (870–950) является одним из величайших мыслителей раннего Средневековья. Он многогранным ученым-энциклопедистом и одним из основоположников восточного

Из книги Основы философии автора Канке Виктор Андреевич

27. Казахская философия: история и современность (Абай, Валиханов, Алтынсарин), истоки черты, традиции и новации. Профессиональная философия в Казахстане. (Рахматуллин -

Из книги Философия и методология науки XX века: от формальной логики к истории науки. Хрестоматия. автора Середкина Елена Владимировна

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

4.4. Аналитическая философия Почему возникла аналитическая философия?Философия наших дней включает в себя не только те направления, которые с некоторым предубеждением относятся к научно ориентированной философии, например герменевтику. Грандиозные успехи науки,

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

МОДУЛЬ 1. НЕОПОЗИТИВИСТСКАЯ (АНАЛИТИЧЕСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Из книги Логика. Том 1. Учение о суждении, понятии и выводе автора Зигварт Христоф

Глава 3 Аналитическая философия Одна из отличительных черт интеллектуальной культуры XX столетия - развитие и нарастающее влияние аналитической философии. У ее истоков стояли английские философы Джордж Эдвард Мур и Бертран Рассел, а также немецкий логик и математик

Из книги Жизнь без бога [Где и когда появились главные религиозные идеи, как они изменили мир и почему стали бессмысленными сегодня] автора Казённов Дмитрий Константинович

8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума Немецкая классическая философия рассматривается в качестве самостоятельного этапа развития философии, потому что на

Из книги автора

ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ

Из книги автора

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ

Из книги автора

ПЕРВАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СУЩНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ АКТА СУЖДЕНИЯ § 5. Предложение как выражение суждения. Субъект и предикат Предложение, в котором нечто высказывается о чем-то, есть грамматическое выражение суждения. Последнее первоначально является живым актом

Из книги автора

5. Сила, покончившая с метафизикой. Аналитическая философия Все, о чем было сказано выше, свидетельствует об одном: к упадку религии привела история становления логики и науки. Существование религии - это исключительно философская проблема, то есть проблема употребления

Развитие философской мысли привело к совершенствованию речи. Лингвисты европейских государств (также некоторые американские представители) углубились в исследование языковых оборотов. Аналитическая философия сделала метаязык инструментом всеобщего пользования, доступным и понятным для каждого желающего, не зависимо от образования, познать науку. Когда конкретно произошел такой общекультурный переворот невозможно определить, так как процесс захватил многие десятилетия ХХ века. Начало второй мировой войны стало решающим фактором перехода течения на новый уровень. Из кризисов, нововведений направления сложилась история полноценного языкового массива.

Философия аналитики, ранний этап, представители

Говоря об аналитической философии, первостепенно следует разобраться в ее сущности. Она представляет собой лидирующее направление философии англоязычных интеллектуальных сообществ XIX – ХХ веков, которое доминирует над остальными лингвистическим течениями, объединяет их, в решении поставленных задач учит пользоваться точностью, строгостью, здравым смыслом.

Представители направления отличаются сдержанностью к абстрактности, обобщенности, секуляризации понятиями. Главным козырем философов ыступает разумная аргументация. Язык служит для них не только вспомогательным средством изучения, но и сам является предметом исследования.

Колоссальное значение приобрело стремление аналитиков устранить из языковых оборотов форм, приводящих к заблуждению философских выводов, спутанности рассуждений. С помощью сопоставления логики и грамматики предложений, синтаксической точности адепты достигали нужного результата.

Благодаря масштабности аналитическая философия, объединяющая под своим началом научное многообразие, стала претендовать на методологию всего исследовательского познания.

Анализ в философии приобрел роль влиятельного инструмента. Он преломил интеллектуальное сознание общества, направил человечество на путь научно-технического прогресса, осуществил революцию философского мышления. Одновременно с этим, адепты лингвистического и логического видов анализа, отражающих настроения умов, отрицают главенство какой-либо из наук, опираются на обыденный язык и естественный подход к жизни.

Свои корни аналитическая философия пускает в античность. Аристотель отображал начальные идеи современных аналитиков. Позже философствование также содержало в себе задатки аналитического подхода. Все последующие философы-аналитики стали предшественниками направления: Лейбниц, Юм, Декарт, Беркли, Локк, Гоббс, Брентано.

Идеологом совершенствования языка выступил Хайдеггер. Философ полагал, что предназначение философской науки заключается в приближении к максимальной адекватности передачи мысли посредством языка.

Яркими первыми представителями выступили Рассел, Рамсей, Фреге, Витгенштейн. Они углубились в детализированный языковый анализ, стали основоположниками знаний для сопутствующих наук.

Сторонником метаэтического подхода был грузинский философ Мамардашвили, который предлагал строить этические суждения, основываясь исключительно на жизненном опыте.

Членов «Венского кружка» тоже считают приверженцами аналитического философствования. Несмотря на разность мнений, они преследовали единый принцип – философский анализ научного языка, критическое восприятие наличных знаний. Сущность принципа заключалась в понимании имеющихся познаний, как общности человеческих ощущений. Для подтверждения данной формулировки адепты предлагали свести знание к ощущениям.

Аналитическая этика или метаэтика

С развитием общества рано или поздно этический вопрос философии, поднимаемый Аристотелем, Кантом, снова должен был стать на повестку дня. Если раньше этика выглядела абстрактно, не имела четких определений и правил, то философы-аналитики посмотрели на нее присущим им логическим взглядом.

Морально-этическая проблема, долгое время игнорируемая сторонниками , заняла центральное место в аналитической философии. Именно благодаря ей направление называют метаэтикой. Гуссерль считает, что европейский общественный кризис связан именно с отстранением человека от этических ценностей.

Метаэтика, анализирующая обыденный язык, имеет два подхода к восприятию морально-этических фраз: когнитивный (познавательный), не когнитивный (субъективно-эмоциональный). Когнитивный подход более распространен и востребован. Этика ценностей, справедливости была ключевой идеей представителей направления. Но со временем метаэтика отдалилась от нее, трансформировалась в обширное течение, лишь отдаленно по своим концепциям напоминающее первоисточник. Современная метаэтика похожа на первозданную только аналитической манерой образа мысли: отсутствием расплывчатости, абстрактности изложения; четким определением ключевых фраз; стремлением к чистоте логических выводов.

Политическая сторона философии

Аналитические философы являлись приверженцами различных политических мнений. Будучи адептами философского познания, они не стеснялись совмещать свои научные убеждения с политической позицией, применяли на практике полученные исследовательски-аналитические знания с целью ликвидации политических соперников, критиковали исторически-сформировавшиеся государственные строи.

Этот всеобщий процесс можно назвать массовым применением логического анализа в корыстных целях. Такая «феноменальная вездесущность политики в философии» упраздняет само понятие «политической философии».

Религия глазами философов-аналитиков

Кратко говоря, многие из них были яростными атеистами. Всячески используя методологический анализ в политике, философы активно перевели его на религиозные верования. Оспаривая, критикуя, высмеивая церковные догматы, они стремились доказать нежизнеспособность веры, как таковой. Хотя сами тоже были верующими, только их божеством являлась наука. Некоторые сторонники аналитической философии считали религию наихудшим отпрыском метафизики. Другие обозначали совокупностью мистического познания, которое поддается языковому исследованию.

Настолько разнообразное использование аналитического философствования свидетельствует о его широкой применяемости в любой сфере жизнедеятельности.

Метафизика, как предмет споров

Изначально метафизика являлась для философов-аналитиков предметом отрицания: они не понимали ее принципы, отрицательно относились к ее назначению, считали абсурдными ее выводы и открытия. Метафизическая логика не сопоставлялась с аналитическим мышлением, так как была слабо доказуема. Она, как считали представители направления, основывалась на вымыслах ученых умов, бессмысленных нелепых умозаключениях. Позже аналитик Куайн выяснил, что обвинения в абсурдности метафизики опирались только на конкретные атомарные цитаты. Из чего следует - судить по отдельным отрывкам о науке в целом неразумно.

Аналитические философы пришли к выводу, что без некоторых интеллектуальных гипотез, универсалий невозможно составить лингвистические термины. Поэтому полное отрицание метафизических теорий делает проблематичной саму философию, а наука должна оставлять свободное место предположениям, приблизительности, которые со временем найдут естественное доказательство или станут подтверждением других законов.

Благодаря адептам аналитической философии была доказана уникальность метафизики, того же учения об атомах, ее открытия получили исследовательское одобрение научных кругов. После этого произошел синтез точности и приблизительности. Но аналитики предпочитают воздержаться от громких высказываний о постмодернистской метафизике, не совмещать ее с классическим учением. Предположение параллельности миров, их множественности, уникальность модели нашего мира философы-аналитики относят к атомарным теориям.

Аналитические методы философии, влияние на них Карнап

Эхо философов-сторонников метафизики подхватил аналитик Карнап.

Утверждение единственно верной математической точности, логичности представлялось ему ошибочным, практически невыполнимым. Но использование гуманитарного литературного языка для формулировки физических, математических понятий также показало свою недееспособность.

Исследовательское пространство нуждалось в радикально новом подходе. Карнап предложил массовое использование основного научного языка, выстроенного согласно установленным правилам. Философ предположил: «если какая-нибудь догма содержит понятие о сущности чего-либо, нужно признать ее верной, строить дальше логические выводы». Такой подход являлся разновидностью семантического , который имел два направления – общий, академический. Первый предполагал, что применение терминов сводится к простому словарному удобству общения между людьми, а стычки происходят в результате элементарной языковой недосказанности. Второй (Карнап был его сторонником) предполагал существование мирового идейного договора, «словарной основы», благодаря которой ученые всего мира могли бы беспроблемно общаться.

Витгенштейн – представитель аналитической философии

Австрийский философ Людвиг Витгенштейн поддержал методику языкового анализа. Для этого он использовал дедуктивные, логические, математические приемы.

Витгенштиейн находит связь между суждениями и фактами именно в лингвистическом пространстве. Необходимо доскональное математически доказуемое изучение языка, а именно разделение бессмысленных и разумных выводов, которые покажут, совпадает ли изречение с действительностью. Для упрощения анализа необходимо выделять отдельные важные утверждения из общей массы, затем их уже сравнивать с фактом.

Из-за использования литературного обобщенного языка, термины смешиваются, создавая тем самым философские псевдопроблемы.

Поэтому главной задачей метода Людвига Витгенштейна является разделение сложных предложений на атомарные с последующим соотношением их с фактами. Последователи аналитика разработали процедуру анализа теоретических изъяснений, базовых утверждений. Базовые утверждения опирались на ощущения, результаты исследований. Из чего следует – наука обязана руководствоваться логическими, математическими истинами, а не эмпирическими догадками.

Философия ставит перед собой более глобальную цель – языковое совершенствование, установление запретов на определенные темы.

Противостояние метафизики и философии

Понятие «аналитической философии» родилось из методологии Рудольфа Рассела. Он считал мир совокупностью фактов, подтверждаемых высказываниями. Единичный факт создает представление о вторичном, так до бесконечности. Логические сущности фактов, как атомарные утверждения, заключают в себе всю научную значимость.

По мнению Рассела, взаимосвязь факта с высказыванием доказывает определение самого высказывания, как действительного факта.

Платон своими «универсальными идеями» повлиял на построение Расселом собственного аналитического метода. Его теория «логических атомов» продемонстрировала соотношение философии и науки.

Детище Рассела, аналитическая философия, открыла подлинное значение изречений, их скрытый смысл. Рассел полагал, что ясность знания, как основной цели философии, можно добиться не открытием новых терминов, а перестроением уже известных научных догматов, основанных на доказанных фактах. Любой метафизический принцип, не соответствующий известной фактической сущности является абсурдом, игрой слов.

Вадим Руднев

Аналитическая философия - философская традиция, объединяющая различные философские направления (логический позитивизм, философию лингвистического анализа, теорию речевых актов). Зарождение аналитической философии в начале ХХ в. связано с кризисом метафизической философии и развитием идей "второго позитивизма" Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса. Основоположниками аналитической философии являются Бертран Рассел и Джордж Эдуард Мур. Первый в соавторстве с А. Н. Уайтхедом построил философские основания математической логики и предложил доктрину логического атомизма, развитую Витгенштейном; второй подверг критике традиционную этику и идеалистическую метафизику. Подлинным вдохновителем аналитической философии является Людвиг Витгенштейн и его главный труд "Логико-философский трактат".

Для аналитической философии характерны три главных признака: лингвистический редукционизм, то есть сведение всех философских проблем к проблемам языка; "семантический акцент" - акцентирование внимания на проблеме значения; "методологический уклон" - противопоставление метода анализа всем другим формам философской рефлексии, в частности отказ от построения системы философии в духе классических философских построений ХIХ в.

Аналитическая философия - это прежде всего философия языка: мир видится через призму языка, старая традиционная философия, говорят аналитики, возникла из-за несовершенства языка, многозначности его слов и выражений, "речи, которая запутывает мысли", по выражению Витгенштейна; задача философии состоит в том, чтобы построить такой идеальный язык, который в силу своей однозначности автоматически снял бы традиционные философские "псевдопроблемы" (бытия и сознания, свободы воли и этики). Поэтому аналитическая философия - это прежде всего (на раннем этапе) логико-философская доктрина, стремящаяся к формализации языка, доведению его до совершенства языка логических символов. Эту проблему решали ученики Витгенштейна, члены Венского логического кружка: Мориц Шлик, Отто Нейрат и, прежде всего, Рудольф Карнап. Венский кружок выдвинул доктрину верификационизма, то есть идею о том, что истинность или ложность высказывания (главного объекта анализа аналитиков) и научной теории может быть подкреплена или опровергнута лишь в том случае, если все предложения свести к высказываниям о чувственных данных, или "протокольным высказываниям", которые можно подвергнуть непосредственной эмпирической проверке.

Надо сказать, что идея построения идеального логического языка быстро себя исчерпала. Такой язык нужен и возможен лишь для вспомогательных научно-философских целей, и таким является язык математической логики, но разговаривать, писать стихи и осуществлять множество других речевых актов или языковых игр на таком языке невозможно, "как невозможно ходить по идеально гладкому льду", по выражению позднего Витгенштейна.

Перелом в аналитической философии произошел между мировыми войнами. В 1930-е гг., когда Витгенштейн вернулся в Кембридж из добровольного шестилетнего изгнания (он работал учителем начальных классов в горных альпийских деревнях с 1921 по 1926 г.), вокруг него, читавшего лекции в Тринити-колледже, начался формироваться круг молодых учеников, впитывавших его новые идеи, которые нашли свое окончательное воплощение в книге Витгенштейна "Философские исследования", над которой он работал до самой смерти.

Лингвистический поворот в этой замечательной книге был еще более усилен по сравнению с ранним "Логико-философским трактатом", но в остальном развивались идеи, полностью противоположные тем, которые были основой доктрины "Трактата".

В "Трактате" язык понимался чересчур узко. По сути там рассматривались только предложения в изъявительном наклонении ("Дело обстоит так-то и так-то"). Теперь Витгенштейн обращает внимание на то, что основная масса предложений языка несводима к изъявительному наклонению, а стало быть, в принципе не может быть подвергнута верификации. Ибо как можно верифицировать такие предложения, как "Иди сюда", "Прочь!", "Как хороши, как свежи были розы!", "Пивка бы сейчас!", "Сколько времени?", то есть восклицания, вопросы, выражения желаний, просьбы, молитвы, приказы, угрозы, клятвы. Именно такие и подобные им высказывания Витгенштейн называл языковыми играми и считал, что именно они являются формами жизни. В сущности, вся книга посвящена анализу языковых игр. "Язык, - писал Витгенштейн, - похож на большой современный город, где наряду с прямыми улицами, проспектами и площадями есть кривые переулки, полуразвалившиеся дома, а также новые районы, похожие один на другой как две капли воды". Задача философа, как теперь понимает ее Витгенштейн, - это попытка помочь человеку разобраться в обыденном языке, в его неоднозначности и путанице ("помочь мухе выбраться из бутылки").

Развивая выдвинутое еще в "Трактате" положение о значении слова, имеющем место лишь в контексте предложения, Витгенштейн углубляет это положение в знаменитой максиме: "Значение есть употребление". Здесь он разрабатывает теорию значения, которую называет теорией семейных сходств. Как все родственники имеют между собой что-то похожее - одно в одном случае, другое в другом, - при этом, однако, нельзя выявить чего-то одного, единого инвариантного значения, которое присутствовало бы у всех членов семьи, - так и значения слов лишь пересекаются друг с другом - нет ни абсолютных синонимов, ни омонимов. Например, слово "старик" может означать в одном контексте "очень пожилого человека", а в другом контексте это слово может означать и молодого человека, например в сленговом обращении друг к другу двух студентов: "Привет, старик!". Слово "вторник" в зависимости от контекста может означать "17 декабря 1996 г.", а может - - "24 декабря того же года". Один из опосредованных учеников Витгенштейна, блестящий современный аналитик Сол Крипке, назвал такие слова нежесткими десигнаторами": их значения меняются при переходе из одной ситуации в другую (из одного возможного мира - в другой - см. семантика возможных миров). В противоположность таким словам, например, фамилии и имена-отчества или числа не меняют своего значения при переходе из одного возможного мира в другой, поэтому Крипке назвал их жесткими десигнаторами. То есть такие, например, выражения, как "нынешний президент США Билл Клинтон" или "число 8" являются жесткими десигнаторами.

В "Философских исследованиях" Витгенштейн остроумно доказал, что язык является в принципе социальным явлением, невозможен некий индивидуальный язык, который мог бы понимать только говорящий на нем. Проблема сознания, в частности "чужого сознания" (other mind), вообще очень занимала поздних аналитиков (не только Витгенштейна; Гилберт Райл написал по этому поводу целую книгу "Понятие сознания" - это была альтернативная аналитическая философия по отношению к господствующей витгенштейновской). Как проникнуть в чужое сознание? Либо благодаря наблюдениям за поведением индивида, либо доверяя его свидетельству. Но свидетельство может быть ложным, а поведение - притворным.

Идеи "Философских исследований" Витгенштейна были с воодушевлением приняты англосаксонским философским сообществом. Вся аналитическая философия 50 - 60-х гг. ХХ в. так или иначе оказалась под влиянием этого стимулирующего произведения. На его основе оксфордский философ-аналитик Джон Остин, а вслед за ним Джон Серль из Беркли (Калифорния) строят теорию речевых актов, учение о том, как производить действия при помощи одних слов, например пользуясь такими выражениями, как "Я приветствую вас!" или "Объявляю заседание открытым!" (здесь высказывание при определенных условиях совпадает с действием; слово и дело совпадают). Джон Уиздом разрабатывает теорию лингвистичеекой терапии, учения, согласно которому язык лечит говорящего и слушающего (здесь впервые в явном виде пересеклись аналитическая философия и психоанализ). Джеймс Хадсон разрабатывает лингвистическую апологетику, учение о том, что отношения человека с Богом есть разновидность языковой игры. Наконец, появляется аналитическая философия вымысла, утверждающая, что если Шерлок Холмс и не существовал, "то он мог бы существовать при других обстоятельствах" (формулировка Сола Крипке).

Современная аналитическая философия - это огромная "фабрика мысли" с большим количеством интеллектуальных цехов. Постепенно проводятся линии к феноменологии (Карл Апель) и даже к философскому постмодернизму (Ричард Рорти). Ответить на свой основной вопрос: "Где кончается язык и начинается реальность?" - аналитическая философия, пожалуй, так и не смогла, но в процессе ответа было сделано так много интересного, что можно с уверенностью сказать, что эта языковая игра стоила свеч.

Список литературы

Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. - М., 1994.

Мур Дж. Э. Принципы этики. - М., 1984.

Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. - М., 1956.

Аналитическая философия: Антология / Под ред. Грязнова А.Ф. - М., 1993.

Грюнов А. Ф. Аналитическая философия // Современная западная философия: Словарь. - М., 1991

Можно выделить четыре главных направления современной философии интернационального содержания – аналитическая философия, феноменология, герменевтика и постмодернизм.

Феноменология

Феномен в переводе с греческого – это то, что является. В нашем случае речь идет о том, что явилось в сознание человека в его чувственном опыте и далее в процессе его осмысления.

Феноменология – это учение о сознании, о феноменах и их смыслах .

Феноменологи озабочены тем, что богатый жизненный мир человека, наполненный красками, запахами, разнообразными впечатлениями, пройдя через сознание и достигнув стадии науки, мыслей, понятий, идеализаций, оказывается чрезвычайно обедненным, сухим, абстрактным, обезжизненным. Почему это происходит? Потому, утверждают феноменологи, что мы плохо понимаем само сознание. Феноменологи стремятся помочь людям избегать забвения жизненного мира.

Сознание всегда интенционально , т.е. направлено на предмет.

Итак, феноменолог берет предмет созерцания «в скобки» (не рассматривает), затем он обогащает созерцание смыслами и только после этого полученный образ возвращается предмету.

Герменевтика

По древнегреческому преданию, Бог Гермес – вестник Зевса. Он должен был разъяснять людям послания Зевса, обеспечивать их понимание .

Центральный термин герменевтики – «понимание». В науке понимание часто интерпретируют как подведение под понятие. Герменевтик считает, что здесь нет подлинного понимания, а присутствует всего лишь объяснение . Понимание должно быть по-настоящему жизненным, оно должно иметь дело с сущим, а наука от многого просто-напросто абстрагируется.

Человек изначально находится в мире сущего, испытывает интерес к нему. Однако вещи закрыты от человека, у них есть свои границы. С другой стороны, свои границы есть и у каждого человека. Понимание будет достигнуто и истина откроется, если удастся добиться слияния границ вещи и человека.

Понимание есть выражение субъекта, его интерпретация . Но всякая интерпретация имеет языковую, текстуальную форму. В силу чего герменевтика и есть интерпретация текста.

Герменевтический круг означает, что круговая зависимость связывает целое и его часть. Мы можем понять текст только как часть целого, о котором у нас есть некоторое пред-понимание до начала интерпретации текста.

Понимание исторично. Каждое новое поколение интерпретирует по-своему.

Аналитическая философия

Аналитическая философия - это философствование посредством детального анализа используемой логики и языка .

Логика и язык выдвигаются на самый передний план. Рассмотрим основные идеи важного этапа в развитии аналитической философии – логического позитивизма. Его еще называют неопозитивизмом. Его яркие представители – Джордж Мур, Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн. Согласно принципу верификации (верификация – проверяемость), достоверность предложений выявляется в эксперименте. С этой целью сложный текст надо разложить на предложения. Элементарное предложение проверяется фактами. Но предложения философии нельзя проверить фактами, значит они бессмысленны. Следовательно, от философии следует отказаться в пользу науки. Это воззрение подверг аргументированной критике современный американский философ Уильям Куайн. Самый главный призыв «Все проверяй фактами» нельзя проверить фактами. Выход один – согласиться с тем, что в основе научного понимания лежат философские принципы. «Все проверяй фактами» – типичный философский принцип. Нельзя поставить эксперимент, который бы явился обоснованием философского принципа. При всем желании от философии не избавиться.

Философское знание было существенно реабилитировано в работах представителей постпозитивизма (после неопозитивизма). Виднейшие из постпозитивистов: англичане Карл Поппер и Имре Лáкатос, американцы Пол Фейерабенд и Томас Кун.

Карл Поппер предложил принцип фальсификации (фальсификация ‒ опровержение), который позволяет отличать научную теорию от ненаучной. Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать. Согласно Попперу, теории появляются, достигают стадии расцвета, а затем опровергаются. В мире теорий идет «борьба за существование», схожая с известными представлениями Ч. Дарвина о естественном отборе среди живых особей.

Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, истинное на века знание. Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что человек – существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем, посредством коренных преобразований, научных революций.

Итак, видимо, аналитики правы в том, что язык позволяет выражать богатство нашей жизни. Но язык – это богатейший символ нашей жизни, а не сама жизнь как таковая во всем ее многообразии.