По единой программе, в строго установленные сроки и в определенной последовательности. В каждой стране существует сеть метеостанций и наблюдательных постов. На метеостанциях и постах имеются площадки, где расположены основные метеорологические приборы, и здания с установленными барометрами и барографами. Здесь же ведется обработка наблюдений. Измеряется значение метеорологических элементов: температуры, давления и влажности воздуха, скорости и направления ветра, облачности, осадков, видимости, а также температуры почвы и поверхности воды, солнечной радиации , волнового излучения Земли и атмосферы. Станции делятся на три разряда, в зависимости от установленного объёма наблюдений. Все они вместе с научными учреждениями обеспечивают страну информацией о погоде, прогнозами погоды, а также сведениями о климатических условиях тех или иных территорий.

    Размещение основных приборов на метеорологической площадке.

    Внутренний вид метеорологической будки.

    Психрометр Ассмана.

    Флюгер Вильда.

    Станционный психрометр.

    Осадкомер Третьякова.

    Осадкомерный стакан.

    Постоянная снегомерная рейка.

    Походный весовой снегомер.

    Условные знаки для записи атмосферных явлений.

    Календарь погоды.

    Итоги наблюдений.

Различаются метеорологические приборы с визуальным отсчетом и с автоматической регистрацией - самопишущие , а также приборы с передачей показаний на расстояние - дистанционные . Для получения информации о состоянии атмосферы над большими участками земной поверхности применяются метеорологические спутники (см. Искусственные спутники Земли). Они измеряют радиационные потоки и температуру поверхности Земли и облаков, фотографируют облачный покров в видимых и инфракрасных лучах. Все это фиксируется в запоминающем устройстве (на магнитной пленке) и передается на земные приемные пункты. Высота полета метеорологического спутника - 400–1500 км, что обеспечивает полосу обзора до 1000 км и более. С помощью этих спутников следят за развитием атмосферных процессов в различных районах Земли. Ведется и зрительная оценка некоторых атмосферных явлений, их внешнего вида и качества (например, формы облаков и осадков). Помимо общегосударственной сети метеостанций наблюдения ведут торговые и военные суда, различные специальные и местные организации, которые стремятся увязать их с наблюдениями основной сети.

Юные краеведы занимаются систематическими наблюдениями, изучая местный климат по инструкции, разработанной для метеостанций. Они используют различные приборы, установленные на метеорологических площадках. Метеорологическая площадка удалена от крупных препятствий движению воздуха на расстояние 10–20-кратной их высоты, а также от больших водоемов. Форма её квадратная, размеры 26×26 м и более, с направлением сторон с севера на юг и с востока на запад. Школьная метеорологическая площадка, если она не совмещается с географической площадкой , имеет минимальные размеры - 10×10 м.

На метеостанциях государственной сети наблюдения ведутся в 0, 3, 6, 9, 12, 15, 18 и 21 ч по московскому времени (декретному). На школьных площадках - только 3 раза. Для удобства сроки можно передвинуть на 1 ч вперед.

В метеорологической будке установлены термометры. По максимальному термометру определяют максимальную температуру воздуха между сроками наблюдений. После снятия показаний его встряхивают. Минимальный термометр (спиртовой) определяет самую низкую температуру между сроками наблюдений; она отмечается по штифтику, останавливающемуся на самом низком уровне спиртового столбика. Чтобы штифтик снова достиг поверхности столбика, термометр переворачивают резервуаром вверх. Кроме предельных термометров имеется срочный, роль которого выполняет сухой термометр психрометра. Такими же термометрами измеряют температуру поверхности перекопанной почвы. Влажность воздуха определяют с помощью психрометра и волосного гигрометра. Психрометр состоит из двух термометров. Резервуар правого из них обернут чистой батистовой (хлопчатобумажной) тряпочкой, опущенной в воду, например в стакан с дождевой водой. Он всегда показывает температуру более низкую, чем сухой термометр. По разнице в показаниях термометров, пользуясь таблицей, находят абсолютную и относительную влажность воздуха. С наступлением морозов наблюдения влажности ведут только по волосному гигрометру, который показывает относительную влажность в процентах. Эти показания в сочетании с температурой сухого термометра позволяют с помощью таблиц определить абсолютную влажность воздуха. В походе пользуются психрометром Ассмана. Его термометр заключен в металлическую оправу.

Осадки измеряют осадкомером или дождемером. Он состоит из цилиндрического ведра, пластин защиты от выдувания снега и осадкомерного стакана. Устанавливается осадкомер на столбе высотой 1,6 м. Осадки замеряются раз в сутки, утром. Мощность снежного покрова на площадке измеряют постоянной снегомерной рейкой, на которой нанесены сантиметровые деления, и переносной рейкой вне площадки - на поле, лугу, в лесу. Эти измерения производятся раз в 10 дней. Плотность снега лучше измерять походным весовым снегомером. С помощью флюгера, помещенного на 9–12-метровом столбе, определяют скорость и направление ветра. Ветер отклоняет доску флюгера на определенное деление, и по специальной таблице можно установить его силу и скорость.

Атмосферное давление обычно измеряют барометром-анероидом с соответствующими поправками по его паспорту. Точнее давление измеряется по ртутному барометру. Эти приборы установлены в помещении. Наблюдения за облачностью проводят без приборов, на глаз. Сплошная облачность - 10 баллов, отсутствие облаков - 0, 30% облачности - 3 балла и т. д. По форме различают 4 семейства и 10 родов облаков. Удобнее всего для их определения пользоваться специальным атласом облаков. Без приборов наблюдают за характером осадков (снег, крупа, зерна, ледяная крупа, град, дождь обложной, ливневый, морось, иней, изморозь, гололед, роса и др.), туманами, электрическими (гроза, зарница) и оптическими явлениями (радуга, венцы вокруг Солнца, Луны), характером ветра (буря, шквал, вихрь, метель и др.). Записывают эти наблюдения специальными знаками. Очень важно, чтобы записи были точны.

Метеонаблюдения в походе обычно проводятся через каждый час: фиксируются показания приборов, состояние неба, форма и количество облаков, осадки. Материалы наблюдений обрабатываются в виде графика давления воздуха, изменения температуры, облачности и т. п. Измерение температуры лучше производить термометром-пращей, быстро вращая его над головой; через 1–2 мин он принимает температуру воздуха. Очень интересная задача - проверить с помощью метеонаблюдений народные приметы, относящиеся к погоде, а также официальные прогнозы погоды - как долговременные, так и ежедневные; постараться определить, как оправдываются те или иные прогнозы и почему они бывают ошибочными. Важно также сопоставлять погодные условия с оптическими явлениями в атмосфере, с поведением животных, реакцией растений на изменение погоды.

Календарь погоды . Результаты наблюдений за погодой по приборам, установленным на географической площадке , регулярно, в определенные сроки заносимые в общешкольный календарь погоды. Обычно это стандартный ватмановский лист, разграфленный на девять месяцев учебного года, с сентября по май. Каждую графу -«месяц» - делят в свою очередь на двенадцать вертикальных граф (1 см шириной каждая). Последняя графа - для примечаний - оставляется шириной в 5 см. На рисунке видно, что означает каждая графа. В указанные часы производится троекратное наблюдение за температурой воздуха, а все остальные измерения проводят один раз в день (в 13 часов). В примечании юные краеведы отмечают особые явления в природе: грозу, радугу, туман, а также некоторые фенологические наблюдения (первый снег, конец листопада, первую грозу и т. д.). В конце каждого месяца подводят итоги наблюдений. Такой календарь можно делать не на год, а по сезонам года.

План-конспект урока по познанию мира.

Тема урока : Наблюдения за погодой.

Цель урока : Формирование у детей целостного взгляда на мир, определять в нём место человека.

Задачи урока:

1. Дать учащимся не только теоретические знания о человеке, обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы.

2. Опираясь на свойства воды, объяснить возникновение облаков и тумана. Объяснить, что поднявшийся с поверхности земли воздух охлаждается, обретает свойства воды и выпадает в виде осадков.

Опираясь на знания о погоде и временах года, полу­ченные в 1-2 классах, научить наблюдению и прогнози­рованию погоды. Привить навыки пользования условны­ми знаками.

3. Воспитывать любовь к знаниям.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы преподавания : информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий.

Методы учения : исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый.

Ход урока

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Сообщение темы и целей урока.

Проверка домашнего задания.

Фиксированное повторение. Индивидуальный опрос по карточкам.

Карточка 1.

1. Подчеркни названия природных объектов:

Машина линейка облако

глина горы шкаф

тетрадь птица камень

ромашка дом конфета

2. К неживой природе относится:

1) человек, животные, растения, грибы, микробы;

2) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано руками человека;

3) Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

3. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

1) они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;

2) они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;

3) они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.

4. Животные – это:

1) птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;

2) звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;

3) птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.

Карточка 2.

1. Заполни пропуски.

1) Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют _______________.

2) Экология ______ наука о ___________ между живыми существами и окружающей их средой.

2. Начерти схемы экологических связей.

3. Проверка домашнего задания.

Что такое окружающая среда?

Что изучает наука экология? Какое значение для людей имеет экология?

Приведите значение экологических связей:

1) живое неживое;

2) неживое живое;

3) растения животные;

4) человек природа.

Составь цепь питания из списка живых организмов: кузнечик, сокол, растение, скворец. (Растение – кузнечик – скворец - сокол).

Какое значение для людей имеет экология?

Знакомство с новой темой.

Работа по вопросам над содержанием.

Работа в тетрадях.

Ученики записывают в тетрадь известные им виды осадков и облаков.

Ученики записывают в тетрадь определение: «Темпе­ратура, давление, влажность, облачность, осадки и ветер составляют погоду». Они должны усвоить смысл этого по­нятия. Им напоминают, что во время наблюдения за пого­дой надо учесть все эти факторы.

Охрана воздуха.

При дыхании мы поглощаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород (на свету) в атмосферу.

    Где чище воздух?(В лесу.)

    Давайте внимательно рассмотрим листочек дерева. Нижняя поверхность листа, покрыта прозрачной пленочкой и усеяна очень мелкими отверстиями. Их называют «устьица», хоро­шенько разглядеть их можно только в лупу. Они то открываются, то закрываются, собирая углекислый газ. При свете солнца из воды, которая поднимается от корней по стеблям растений, и углекислого газа, в зеленых листьях образуется сахар, крахмал и выделяется ки­слород.

Не зря растения называют «зелеными легкими планеты».

Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полез­ных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества - фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат березы, дуба, лиственницы очень полезны для чело­века.

А вот в городах воздух совсем другой. Он пахнет бензином, вы­хлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заво­ды, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом для человека вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кус­тарники: липы, тополя, сирень.

Один из учеников рассказывает о тополях (см. Приложение).

Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха:

    На многих предприятиях работают установки, которые улав­ливают пыль и сажу, ядовитые газы.

    Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. Правильно ли поступает водитель, если во время остановки оставляет включенным мотор своей машины? Если не­правильно, то почему?

Итог урока.

    Что нового вы узнали на уроке? .

    Что такое воздух?

    Какие его свойства?

    Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

Домашнее задание.


Определение направления ветра производится по флюгеру. Наблюдатель встает около мачты под флюгером, в течение двухминут наблюдает за средним положением флюгера и определяет ту сторону горизонта, откуда дует ветер. За направление ветра принимают одно из основных 16 направлений, к которому ближе среднее положение флюгера.

Таблица 1. Условные знаки для обозначения атмосферных явлений

Наблюдение за облачностью проводят перед снятием показаний с приборов в метеорологической будке. Облачность оценивают по следующим критериям: безоблачно — чистое небо, незначительная облачность — примерно 25 % неба покрыто облаками; средняя облачность — около половины неба занято облаками; облачно с просветами — 75 % неба покрыто облаками; сплошная облачность — все небо затянуто облаками.

Атмосферные явления (осадки, туман, роса и т. п.) отмечаются в журнале, если они имели место за полчаса до или после срока наблюдений или продолжались в момент наблюдения.

Температура воздуха измеряется точно в часы наблюдения. При работе со срочным термометром следует придерживаться правил:

  • независимо от цены деления шкалы термометра отсчеты производятся с точностью до 0,1 °С;
  • в ртутных термометрах отсчитывается крайнее верхнее положение вершины мениска, а в спиртовых — положение низшей точки вогнутой поверхности мениска;
  • вначале отсчитываются десятые доли, а затем уже целые градусы;
  • ввиду большой чувствительности термометра отсчеты нужно производить как можно быстрее, стараясь не дышать на термометр;
  • если показания термометра выходят за пределы шкалы, то записывается предельное показание по шкале, перед которым ставится знак > (больше) или < (меньше);
  • глаз наблюдателя при отсчете должен находиться на одном уровне с концом столбика жидкости термометра.

Влажность воздуха определяется психрометром или волосяным гигрометром. Психрометр Августа — основной прибор для определения относительной влажности воздуха. Им можно пользоваться при температуре не ниже -10 °С. Он состоит из двух термометров. Один из них обмотан влажной материей. По разнице температур двух термометров с помощью психрометрических таблиц определяют относительную влажность воздуха. Показания гигрометра записываются в целых делениях шкалы. После отсчета надо немного отвести стрелку влево, к меньшим делениям шкалы и проверить, возвращается ли она в первоначальное положение.

Наблюдения за осадками. Количество выпавших осадков измеряется один раз в сутки. За несколько минут до срока наблюдения снимают ведро осадкомера и закрывают его крышкой, а на его место ставят пустое ведро. Осадки выливают в измерительный стакан и высчитывают в целых делениях. При наличии в ведре осадков в виде снега или града измерение производится после того, как они растают при комнатной температуре. Для получения окончательного результата в миллиметрах водного слоя измеренное количество делят на 10 и записывают полученное значение в журнал.

Измерение производят по барометру-анероиду. В момент снятия показаний он должен находиться в горизонтальном положении. Для получения более точного результата следует слегка постучать пальцем по стеклу анероида, после чего записать положение конца стрелки с точностью до 0,1 мм рт. ст. При отсчете конец стрелки должен находиться в центре зрения глаза наблюдателя. Барометрическая тенденция есть разность между только что измеренным давлением и предыдущим значением. Она может быть положительной (давление растет) или отрицательной (давление падает).

Обработка информации, собранной за период наблюдения:

  • Рассчитываются среднесуточные значения температур, атмосферного давления и влажности воздуха.
  • Строятся графики хода среднесуточных температур, давления и влажности воздуха.
  • Построенные графики анализируются. Выделяются периоды роста, падения и устойчивости основных метеорологических характеристик. Особое внимание нужно уделить атмосферным явлениям, облачности, которая им соответствовала.
  • На основании анализа выделяются типы погоды с характерными температурами, давлением и влажностью, а также облачностью и атмосферными явлениями. Типы погоды с краткой характеристикой записываются в выводе.

Татьяна Леонтьева
Конспект занятия-прогулки «Наблюдение за погодой»

Цель и задачи :

Формировать обобщённое представление детей о весне, включающие знания об весенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, о состоянии растений весной, об особенностях жизнедеятельности животных и птиц.

Закрепить знания о зависимости растений, животных от условий внешней среды.

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом весны.

Учить двигаться под музыку, развивать воображение.

Закрепить знания детей о труде взрослых весной.

Развивать знания учебной деятельности : умение логически отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.

Развивать подвижность.

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие : Развивать умение делать выводы. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи, формировать умение решать спорные вопросы.

Речевое развитие : Развивать речь детей, умение отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

Социально – коммуникативное развитие : Формировать бережное отношение к результатам труда взрослых, побуждать детей соблюдать порядок, чистоту, оказывать помощь взрослым.

Художественно - эстетическое развитие : Развивать представления о весне посредством отгадывания загадок, знакомство с народными приметами.

Физическое развитие : Развивать физические качества. Закрепить умения и навыки, приобретенные на физкультурных занятиях . Воспитывать интерес к подвижным играм, здоровому образу жизни.

Оборудование и материалы : детские метёлки, ведёрки, совочки, аудиозапись для музыкального сопровождения, игровой выносной материал.

Виды детской деятельности, используемые на прогулке : дидактическая игра, трудовая деятельность, беседа, игры различной подвижности.

Место проведения : территория ДОУ, участок группы.

Предварительная работа :

- наблюдение за работой дворника ;

Рассматривание инвентаря для труда, показ способов работы с ним;

Беседа о безопасном поведении на прогулке при работе с инвентарём для труда;

Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о весне;

Разучивание стихотворений, загадок о весне;

Рассматривание иллюстраций о профессиях.

Ход прогулки

Восп-ль :

Раз, два, три, четыре, пять,

Отправляемся гулять.

Все же знают, что полезно

Свежим воздухом дышать.

Мы гуляем, мы играем

И, конечно, наблюдаем .

Наблюдение

Восп-ль : (загадывает детям загадку)

Здравствуйте, ребята!

Ежедневно по утрам

Я вхожу в окошко к вам,

Если солнце за окном,

Значит, я приду к вам в дом.

Вы догадались, кто я?

(дети с помощью воспитателя отгадывают загадку)

Правильно, это весенний Солнечный лучик. Весной солнышко начинает светить чаще и очень ярко, а его солнечные лучики разбегаются по всей земле. Вот и Солнечный лучик, тоже везде бывает, в любой уголок нашего детского сада может заглянуть. То по одному участку пробежит, то по другому. И всегда удивляется, какой красивый у нас детский сад. А особенно весной, когда все расцветает, когда все взрослые и дети выходят на улицу и прибирают территорию детского сада после зимы.

Вставайте за мной паровозиком и поедем в путешествие по территории нашего детского сада (восп-ль включает аудиозапись песни «Паровоз «Букашка» ).

Восп-ль : Стоп, остановка. Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный денёк, подойдите ко мне поближе и отгадайте мою загадку :

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня … (Весна)

Восп- ль : Да, это весна. А вы знаете стихотворения о весне? Хотите рассказать их мне? (Дети рассказывают знакомые стихотворения)

Восп-ль : Молодцы, ребята, какие красивые стихи о весне вы рассказали!

Восп-ль : Да, весна - это такое время года, когда вся природа меняется. Меняется и воздух, он становится теплым, приятным. Давайте подышим свежим, весенним воздухом.

Дыхательное упражнение “Запахи природы”

Нужно представить, что вы вдыхаете аромат красивого цветка, который растёт на нашем участке. Нужно сделать шумный вдох носом, и выдохнуть ртом.

Восп-ль : Какие признаки весны вы знаете? (тает снег, солнце поднимается выше, день становится длиннее, прилетают перелётные птицы, люди надевают лёгкую одежду)

Предложить осмотреться.

Посмотрите и скажите, что изменилось вокруг? (снег растаял, земля мокрая, на земле чёрные прошлогодние листья и трава, появляется свежая трава)

Почему это произошло? (солнце поднимается выше, греет землю, стало теплее)

Изменились ли деревья? Как вы думаете, погибают ли деревья зимой?

Какие условия необходимы для роста деревьев? (свет, тепло, влага)

Какие деревья растут на территории детского сада? (берёза, осина, ель, лиственница и т. д.)

Почему про ель и сосну говорят : зимой и летом одним цветом? хвойных деревьев вместо листьев хвоя)

Значит, на каких два вида делятся деревья? (хвойные и лиственные)

Что у них общего? (ствол, ветви, корни)

Как мы можем отличить их друг от друга? (по коре, форме листьев)

Какую пользу приносят хвойные и лиственные деревья в народном хозяйстве и в медицине? (для строительства, делают корабли, для изготовления мебели, бумаги, сок, настои и т. д.)

Давайте, ребята, закроем глаза и послушаем, что происходит вокруг.

Кто что услышал?

Каких перелётных птиц вы знаете?

Чем заняты птицы весной ? (делают гнезда, для того чтобы вывести птенцов, ищут себе пару)

Чтение стихотворения ребёнком :

Весною дел у птиц немало :

Встала птаха поутру,

Целый день она летала

И ловила мошкару.

Сядет с мошкою на ветку,

Тихо пискнет : «Я, мол, тут!»

Знает, маленькие детки,

С нетерпеньем маму ждут.

Почему нельзя весной беспокоить птиц?

Раз птицы прилетели, чем же они питаются? (насекомыми, которые прятались в кору деревьев, землю)

Вывод : в природе всё взаимосвязано : стало тепло, земля оттаяла, на деревьях стали набухать почки, появились насекомые, прилетели перелётные птицы.

Восп-ль : Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода ? (ясная, теплая)

Почему? (ярко светит солнце, нет дождя)

Обратите внимание на небо. Какое оно? (чистое, голубое) .

Небо сегодня чистое от облаков, красивого голубого цвета.

Вспомните зимнее снежное небо. Какое небо вам нравится больше, почему?

Какой сегодня ветер? (теплый)

А теперь подумайте, каким еще может быть ветер? (Сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, приятный, быстрый, незаметный).

Почему вы так легко одеты? С чем это связано? (на улице стало тепло)

Подвижная игра «Ветер и облака»

Ход игры : Под шум бубна дети изображают ветер (бегают врассыпную по участку) . После сигнала «Облака собрались» дети должны встать парами. Игра усложняется; дети собираются по трое, четверо, облачко только девочки, либо только мальчики.

Восп-ль : Сегодня солнце светит ярко. Днем солнце стоит высоко и уже хорошо пригревает воздух и землю.

Опыт «Свойства солнечных лучей»

Цель : опытным путем показать свойства солнечных лучей.

Ход опыта : Намочить резиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать , как они будут высыхать.

Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Ход игры : Восп-ль читает стихотворение, а дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Солнце ярко в небе светит,

На прогулку вышли дети. (Дети гуляют по участку)

Туча солнце вскоре скрыла,

Стало грустно и уныло. (Дети остановились и насторожились)

Дождь по крыше застучал,

Детей под зонтики загнал. (Дети бегут под зонтик)

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Восп-ль : Наше путешествие продолжается, садимся вместе с Солнечным лучиком снова в поезд, и едем на наш участок.

Восп-ль обращает внимание детей на беспорядок на участке.

Восп-ль : Стойте! Что произошло? Кто-то хозяйничал без нас! Кто бы это мог быть? (ветер, солнце, дождь)

Восп-ль : Я согласна с вашими догадками. Весной погода бывает разная . Чтобы всё исправить, нужно собрать весь мусор.

А для этого нам нужны инструменты-помощники. Я вам сейчас буду загадывать загадки, и вы отгадаете, какие инструменты нам помогут справиться со всем этим мусором.

Меня вы возьмете и все подметете.

А я спрошу у вас тогда :

Я вам порядок навела,

Скажите, кто же я …. (метла)

У инструмента этого

Длинная палка есть,

Зубья железные,

Но он не может есть.

Мы этот инструмент возьмем

И мусор в кучу нагребем. (грабли)

Восп-ль : Для человека какой профессии нужны эти предметы? (дворник)

Что он делает? (подметает дорожки, собирает мусор)

Для чего нужна работа дворника? (для чистоты)

А вы, ребята, хотите поработать дворниками? Что для этого нужно?

Какая одежда у дворника? (рукавицы и фартук)

Чтоб не испачкать руки нам, ребятки,

Наденем мы на них … (перчатки)

Мы мусор в кучу соберем

И сложим весь в него.

И будет полное тогда

Железное … (ведро)

(Когда дети отгадали все загадки, восп-ль раздает детям перчатки, грабли,ведра).

Трудовая деятельность детей.

Восп-ль : Молодцы, девочки, как чисто убрали, какие мальчики сильные да ловкие, собрали мусор в кучу!Теперь ветер, солнце и дождь наши друзья!

Какие вы трудолюбивые ребята. Вы умеете и любите трудиться, поэтому про вас можно сказать, что вы трудолюбивые. Вы потрудились, и теперь здесь стало чисто. А если у нас в детском саду будет грязно, то и про наш город нельзя будет сказать, что он чистый. А мне вот очень интересно : вы, когда конфетку какую-нибудь на улице съедите или шоколадку, куда обертку денете? (ответы детей) Правильно, молодцы!

Как здорово! Теперь у нас чисто!

А что нужно делать, чтобы в нашем детском саду всегда было чисто и красиво? (ответы детей)

Что мы с вами можем делать, чтобы сохранить все это? (ответы детей) . Правильно. Если вы, ваши друзья и ваши родители не будут мусорить и бережливо относится к нашему городу, то будет у нас всегда чисто и красиво. Я, думаю, что вы, ребята, бережливые. Посмотрите, у вас на участке ничего не сломано, не испачкано, красивая клумба, чистота. Это потому что вы все бережете, не ломаете, не портите.

Дети помогают восп-лю убрать инвентарь.

Хорошо, что есть дворник (имя, отчество, который дарит нам чистоту, а мы ему сегодня помогли.

Восп- ль : Ну что же, ребята, я думаю мы славно потрудились, собрали убрали весь мусор. Теперь самое время отдохнуть и поиграть в свои любимые игры.

Самостоятельная активная деятельность детей (игры с выносным материалом, спортивным инвентарем) .

Восп-ль : Ребята, наша прогулка заканчивается, скажем "спасибо" Солнечному лучику за интересное путешествие. Нам нужно возвращаться в детский сад. А на чем можно поехать? (ответы детей)

(Воспитатель уточняет представления детей о пассажирском транспорте, затем предлагает упражнение на координацию речи с движениями. Дети выполняют движения в соответствии с содержанием стихотворения.)

На лошадке ехали,

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот.

На реке - пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везет,

Надо сесть в самолет.

Самолет летит,

В нем мотор гудит : У-у-у!

Восп-ль : Ребята, приземляемся, все на посадку! (дети заходят в группу)