Cлайд 1

Cлайд 2

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость Приветливость вам открывает сердца Составляющие нашего здоровья Образ жизни современного подростка Стремление к совершенствованию Ответственность за слова и поведение

Cлайд 3

«Воспитывать такого человека, который должен быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным в зависимости от условий его жизни, способным бороться и строить, жить и любить жизнь.» А. Макаренко. «Молодёжь надо научить ставить перед собой амбициозные задачи, быть самодостаточной, успешной в научной, производственной, предпринимательской и культурологической деятельности». Н. В. Федоров. Объяснить, что такое речевое поведение и каково его значение в жизни человека, что надо быть осторожным в мыслях и словах, ибо они приводят к соответствующим поступкам и последствиям; воспитывать любовь и уважение к языку; воспитывать и прививать культуру мысли и культуру слова. Продолжить развитие умения общаться, выступать перед аудиторией, умения дискутировать.

Cлайд 4

Культура речи – это та этикетка, по которой можно безошибочно определить уровень общей культуры и воспитанности человека. Культура речи – это важнейшая часть общей культуры человека. Высокая культура речи – показатель образованности и воспитанности. Всякое ругательное, а тем более нецензурное слово, употребляемое молодыми людьми при каждом случае, опустошает их, «выветривает» человеческое и поднимает животное, низменное, не говоря уже о том, что такие слова унижают и обижают другого человека.

Cлайд 5

Язык мой – враг мой. Словом человека можно ранить больнее, чем оружием. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. В здоровом теле здоровый дух. Чем меньше человек думает, тем больше он говорит. (Монтескье)

Cлайд 6

Слово – великий дар человеку. Надо знать, когда можно говорить, а когда нельзя. Сплетни и праздная болтовня – это неразумная трата времени и здоровья. Мысли, а затем слова приводят к соответствующим поступкам. Поэтому речь и связанные с ней поступки называют речевым поведением.

Cлайд 7

Слово обязательно несет в себе энергию души, и поэтому надо стараться, чтобы эта энергия была доброй созидательной. Очень ошибаются те, кто недооценивает силу слова: словом можно все разрушить и все создать; словом обманывают человека и направляют его на путь зла, словом же вдохновляют солдат, идущих в бой.

Cлайд 8

Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими. Воспитанный человек во всех отношениях не ведёт себя «громко», экономит время других, строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, на работе, в магазине и в автобусе.

Cлайд 9

Нужно быть очень осторожным в своих мыслях, словах и поступках, то есть в речевом поведении. От этого зависит вся ваша жизнь, здоровье ваше и счастье.

Cлайд 10

Я смотрю на мир с любовью и радостью Я обо всех и обо всем говорю с любовью. Я люблю жизнь. Я с легкостью и радостью общаюсь с людьми. Отовсюду исходит добро. Я превратила свои уроки в настоящее развлечение. Я желаю учиться. Я распространяю только хорошие новости.

Cлайд 11

За худые слова слетит и голова Много говорить – голова заболит Сердечное слово до сердца доходит Малое слово большую обиду творит Хорошее слово – половина счастья Сперва подумай – потом говори Красную речь красно и слушать

Cлайд 12

Культурные нормы – требования, которые налагает общество на человека, стремящегося быть воспитанным, духовно развитым. Добрый человек любит не только себя, но и других. Заботится о тех, кто страдает. Нравственность – это больше, чем хорошие привычки.

Cлайд 13

Доброму Бог помогает. За добро добром платят. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. Доброе слово железные ворота отопрет. Доброе слово сказать – посошок в руки дать. Доброе слово лучше пустого бормотанья. Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово лучше мягкого пирога.

Cлайд 14

Быть хозяином своей жизни – это значит выбирать мысли и слова. Если вы хотите жить радостно, у вас должны быть светлые мысли. Жизнь – это путешествие, в котором мы открываем себя. Мы в ответе за свою жизнь.

Cлайд 15

Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Если ты хочешь, чтобы друг твой горбов у тебя не заметил, сам не смотри на его бородавки. (Гораций) Кто злословит с вами, тот злословит и о вас. Не делай людям того, чего не желаешь себе.

Cлайд 16

Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли. Глупо и бесполезно всё время сердиться. Это – пустая трата времени. Всё, что вы отдаете другим, возвращается к вам. Любовь всё исцеляет, а дорога к любви идёт через прощение. Прощение помогает избавиться от обиды.

Cлайд 17

С умным разговориться, что меду напиться Ласковое слово многих прельщает Ласковое слово что вешний денек Хорошо и там и тут, где по имени зовут Слова обладают силой. Нужно научиться отвечать за всё, что мы произносим вслух, ибо сказанное нами является продолжением наших мыслей.

Cлайд 18

Ответственность – это наша способность реагировать на ситуацию. У нас всегда есть выбор. Надо уметь сознательно отвечать за свои мысли и слова. Важно, какие мысли, убеждения и слова мы выбираем прямо сейчас. Мой выбор – взгляд на мир с любовью.

Cлайд 19

Поклониться – вперед пригодится За правое дело говори смело Что посеешь, то и пожнёшь Учтивое слово и буйную голову смиряет Звон не молитва, крик не беседа Недоброе слово что огонь жжет

Cлайд 20

Восхищение. Одобрение. Любовь. Прощение. Раскаяние. Приветствие. Радость. Смущение. Равнодушие. НОС К НОСУ. РВАТЬ НА СЕБЕ ВОЛОСЫ. СМОТРЕТЬ СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ. ЗАДИРАТЬ НОС. Здравствуйте. До свидания. Спасибо. Извините. Простите. Пожалуйста.

Cлайд 21

О многом может сказать жестикуляция. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Это объясняется тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его. В русском языке существует немало устойчивых выражений, возникших на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, например, опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руки, опустить руки, махнуть рукой, приложить руку, протянуть руку, положа руку на сердце, погрозить пальцем.

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

Единый классный час в 6 классе

«Культура общения – требования современного общества»

Составил и провел : учитель

русского языка и литературы

МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа №12» ,

классный руководитель 6 класса

Морозова Наталья Ивановна

Классный час «Поговорим о культуре речи»

Цели: помочь учащимся почувствовать важность культуры речи; содействовать воспитанию патриотических чувств, потребности в работе над речью. Прививать эстетическое чувство и уважение к родному языку.

Оформление: портреты русских писателей, выставка книг.

Ход классного часа.

1.Вступительное слово учителя.

2. Чтение стихотворения учащейся

Много слов на земле. Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова - словно раны, слова – словно суд -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

3.Пословицы о слове.

Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

Недоброе слово больней огня жжет.

Добрые слова дороже богатства.

Худое слово и сладким медом не зальешь.

И дорого дал бы за словечко, да не выкупишь. (Ребята дают толкование каждой пословице).

4. Учитель.

Дивишься драгоценностям нашего языка: что ни звук, то и подарок. « Настоящий, сильный, где нужно - нежный, трогательный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно - бойкий и живой…» (Л. Н. Толстой).

« Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» (А. И. Куприн.)

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.

Что вы понимаете под культурой речи? (Обращение к ребятам).

Учитель. Под культурой речи имеется в виду прежде всего владение человеком нормами литературного языка как письменной, так и устной речи. Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Язык – это самая большая ценность народа, на котором он пишет, думает, говорит.

Объясняется значение слова « эстетика»).

Эстетика речи состоит в подчинении слов определенным нормам произношения, ударения, построения словосочетаний и предложений. В ясности, эмоциональности, образности, выразительности языка.

Каким же, на ваш взгляд, должен быть собеседник? (Он должен обладать терпением, уметь слушать собеседника, уважительно относиться к чужому мнению. Не говорить громко).

Учитель. Повышение культуры речи является актуальной проблемой общества. Так, например, сегодняшние старшеклассники употребляют самое большее количество жаргонизмов. А ведь они – наше будущее. Попробуем же поработать над исправлением наших ошибок.

Задание. Исправьте ошибки в сочетаниях слов.

Эта новость причинила ей удовольствие.

С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.

У нее были огромные каштановые глаза.

Он испытывал к нему крепкую ненависть.

Задание. Исправить ошибки, связанные с речевой избыточностью.

В марте месяце открылось совместное предприятие. – В марте открылось совместное предприятие.

Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости. – Эти компьютеры просты по устройству и дешевы.

Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом.- Писателя интересуют взаимоотношения участников движения.

И в то мгновение я почувствовал, что он почувствовал во мне врага. – И в то же мгновение он почувствовал во мне врага.

И вот недавно сослуживцы по работе преподнесли сюрприз.- И вот недавно сослуживцы преподнесли сюрприз.

Вопросы классу: Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?

Почему вы так поступите?

Исследователи отмечают, что уровень культуры речи в настоящее время резко падает. Это связано с резкой сменой в 80 гг. 20 века политического и экономического курса государства, появлением относительной « свободы слова », а также с отсутствием необходимого контроля.

В нашей речи встречается еще много орфоэпических, лексических, грамматических и стилистических ошибок.

Поэтому каждому культурному, образованному человеку необходимо следить за своей речью, добиваться ее правильности и грамотности.

« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками», - призывает И. С. Тургенев. Учиться этой красоте слога следует у замечательных классиков: А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Л.Н. Толстого...

Информационная справка

Культура речи

Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

Культура общения

Речь – это одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение нашего собеседника.

Таким образом, культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона.

Умение слушать

Нередко, увлекаясь темой разговора, мы совсем забываем о культуре общения: стараемся навязать собеседнику свою точку зрения по поводу темы разговора; не пытаемся вникать в доводы, которые приводит наш визави, попросту его не слушаем; и, наконец, стремясь заставить всех окружающих согласиться с нашим взглядом на вещи, пренебрегаем речевым этикетом: перестаём следить за собственными словами.

По правилам культуры общения, категорически запрещено оказывать давление на собеседника. Кроме того, что навязывать своё мнение – очень некрасиво, это ещё и неэффективно. Ваша манера поведения, скорее всего, вызовет защитную реакцию партнёра, и тогда Ваш разговор в лучшем случае просто не сложится.

Если Вы мало того, что не слушаете своего визави, да ещё и постоянно перебиваете его, не позволяя договорить, знайте, Вы не просто демонстрируете отсутствие у себя культуры речи, но и проявляете неуважение к личности собеседника, что характеризует Вас отнюдь не с положительной стороны.

Умение слушать – непременная составляющая культуры общения. Если Вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорите, если искренне уважаете мнение своего визави, можете быть уверены в том, что Вы хороший собеседник и людям приятно с Вами общаться. Умение слушать является залогом Вашего успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе.

Но как быть в том случае, когда Вы придерживаетесь правил культуры общения и следуете речевому этикету, а Ваш собеседник, пренебрегая правилами хорошего тона, пытается перетянуть Вас «на свою сторону»? Если Вам не нравится манера общения Вашего визави или Вы не согласны с тем, в чём он Вас старается убедить, выразите свою точку зрению, начав речь с этикетного клише: «Вам не кажется, что…».

Если во время разговора у Вас с собеседником завязался спор, в итоге которого Вы осознали свою неправоту, по правилам культуры общения, Вы должны признать свою ошибку. Не доводите ситуацию до конфликта.

Речевая культура

По мнению большинства людей, речь – это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет – это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов (в частности, в деловой сфере), в повышении продуктивности общения, в склонении массовой аудитории на свою сторону (при публичном выступлении, например).

Помимо всего прочего, культура речи оказывает огромное влияние на манеру поведения самого говорящего. Ведь всем известно, что манера речи и выбор слов при диалоге не только настраивают собеседника на нужный лад, но и программируют наше собственное поведение. Мы следим за своим речевым этикетом, взвешиваем каждое сказанное и услышанное в ответ слово.

В деловой сфере нередко возникают ситуации, когда по нашей речевой культуре окружающие судят не только о нас самих, но и об учреждении, официальным представителем которого мы являемся. Поэтому крайне важно соблюдать речевой этикет во время деловых встреч и собраний. Если у Вас плохая культура речи, это резко понижает Ваши карьерные возможности. Придётся ознакомиться с правилами речевого этикета, для того чтобы сначала получить работу в престижной организации, а затем не портить имидж компании и иметь шанс на повышение в должности.

Правила общения

Правило 1. Обращайтесь с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами. Уважение других начинается с уваже­ния себя, а уважение себя с уважительного отношения к другим. Проявляйте к людям искренний интерес, помните, что одобрение, похвала - эффективные средства самореализации.

Правило 2. Хорошее настроение начинается с улыбки. Улы­байтесь чаще себе и окружающим. Добрая шутка сближает лю­дей. Оптимист вселяет в окружающих убежденность успехе са­мого трудного дела.

Правило 3. Старайтесь сохранять спокойствие во всех си­туациях. Помните, что со спокойными людьми общаться гораздо приятнее. Спокойная атмосфера повышает чувство собственного достоинства, создает комфортные условия для труда, учебы, творчества.

Правило 4. Справедливо оценивайте людей, а если крити­куете, то делайте это умело, сохраняя честь и достоинство крити­куемого. Лучше всего замечание делать с глазу на глаз. Помните, что ничто так не деморализует людей, как постоянные упреки.

Правило 5. В общении стремитесь к диалогу, тогда вы не только расскажете о своей точке зрения, но и узнаете мнение ок­ружающих, что может оказаться гораздо ценнее.

Правило 6. Соблюдайте культуру речи, которая заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению. Критериями культуры речи, опре­деленными еще с древнейших времен, являются: правильность, коммуникативная целесообразность, точность, логичность, яс­ность и доступность изложения, чистота и выразительность речи, разнообразие средств выражения, эстетичность и уместность. То, какие слова человек употребляет, говорит о его внутренней куль­туре, духовном богатстве.

Правило 7. Помните о культуре одежды. Эффект первого впечатления оказывает влияние на последующее общение. Сна­чала человек видит, а уже потом слышит и воспринимает смысл сказанного. Симпатия к человеку возникает первоначально от внешнего восприятия. Учитесь располагать к себе людей.

Правило 8. Будьте благодарны. Человек, умеющий благода­рить, получает во много раз больше. Когда дают совет, следует поблагодарить, а уже потом решать: следовать этому совету или нет.

Правило 9. Стремитесь к развитию и совершенствованию. Как только вы поймете, что причина жизненных неудач внутри, а не вне вас, вы начнете прогрессировать.

«Культура речи, поведения и общения». Цели классного часа: -развивать культуру речи учащихся через знакомство со словами приветствия и прощания; -воспитывать посредством игры чуткость, доброту, взаимопонимание, любовь к близким и уважение к старшим. ГБОУ 297 Данилова Наталья Вячеславовна








Какие жесты помогают здороваться? Индийцы: складывают руки и прижимают их к груди Китайцы:пожимают руку себе Самоанцы: при приветствии обнюхивают друг друга Латиноамериканцы: обнимаются Лапландцы: трутся носами Японцы: кланяются Тибетцы:снимают головной убор правой рукой и высовывают язык Русские, англичане, американцы: пожимают друг другу руки


Какими словами нужно прощаться? Как прощаться зависит от времени суток, того, кто прощается, а также от ситуации В любой ситуации применима формула прощания «До свиданья!» Когда прощаются, зная, что скоро будет встреча, говорят «До встречи!» Расставаясь надолго обычно говорят «Прощайте!» Ложась спать, люди желают друг другу «Спокойной ночи!» Среди хорошо знакомых людей говорят «Всего!», «Пока!», «Счастливо!»




Как нужно прощаться? Обычно, перед тем как попрощаться, люди ссылаются на необходимость уйти («мне надо уходить», «очень жаль, но мне пора», «надо идти») Перед тем, как произнести прощальную фразу, люди обычно благодарят за общение, извиняются за время, отнятое у собеседника. Обычно уходящему гостю желают всего самого доброго, приглашают заходить еще, выражают свое дружеское отношение, передавая привет его близким.








2. Ты звонишь по телефону и хочешь позвать друга или подругу. Выбери наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и дай вариант ответа. Позовите Сашу. Здравствуйте, позовите пожалуйста, Сашу. Здравствуйте, позовите Сашу. Здравствуйте, извините, Саша дома?




2 – тур. Тема: «Культура общения». 1. Шёл Боря домой из школы. Видит, идёт по улице слепой человек и палочкой ощупывает тротуар. Подошёл к перекрёстку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Боря и пошёл своей дорогой. Как бы вы поступили? Помог бы человеку перейти проезжую часть улицы. Пошёл бы своей дорогой. Постоял бы и посмотрел, как человек переходит улицу.


2. Если ты пригласил к себе товарищей, а мама в это же время дала тебе выполнить важное поручение. Как ты поступишь? Пообещаю маме выполнить поручение в следующий раз. Попрошу прощения у ребят и выполню мамину просьбу. Сделаю вид, что забыл о маминой просьбе, и пойду играть с друзьями.







Муниципальное бюджетное, общеобразовательное учреждение.

Ногинская специальная (коррекционная) школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ШМО УЧИТЕЛЕЙ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Беседа:

«Культура речи»

Учитель: Гвоздков Виктор Борисович.(столярное дело)

Ногинск.

Анкета «Сквернословие в моей жизни»

Ф.И.О. _________________________________________________________________________

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? _______________________________________________________________________________

2. Используешь ли ты в своей речи бранные слова? да нет

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? _______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Как часто ты произносишь эти слова?

 очень часто часто периодически редко очень редко

4. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________

5. Как ты думаешь, плохо это или нет? да нет не знаю

6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? ________________________________

7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? ______________________________________________________

9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? __________________________________

10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы дети не употребляли бранных слов? _______________________________________________________________________________

11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? _______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Спасибо за ответы!