Технологическая карта урока по русскому языку

УРОК-ПРОЕКТ по теме: «Глаголы играют важную роль в речи»

(мини-исследование)

Бухарова Ирина Витальевна

учитель начальных классов

ОС «Школа 2100»

класс

Цели для ученика:

Применять ранее полученные знания,

2. Развивать умения грамотно формулировать тему, цели этапов урока, задавать вопросы, слушать, работать в мини группах, комментировать, выделять главное, сравнивать, обобщать

3. Приобретать навыки саморефлексии.

Цели для учителя:

Образовательные: создание творческого мини-проекта с использованием логических заданий по русскому языку

Развивающие: развивать речь, внимание, память, мышление; совершать потребностно-мотивационную сферу ребенка через создание ситуации успеха; научить работать другими источниками информации; уметь анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, трудолюбие, совершенствовать навыки общения.

Задачи урока:

Тип урока: мини исследовательский проект

Форма урока: поисковая

Опорные понятия: орфограммы, ассоциативные образы, грамматическая основа предложений, связь слов в предложении

Новые понятия: мини исследовательский проект, гипотеза, экспертная лаборатория (эксперты),

лексическое значение слов, морфологические признаки, синтаксические признаки, афоризмы, наука-языкознание,

Формы контроля : саморефлексия, рефлексия групповой деятельности

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся научатся решать логические задачи по русскому языку; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни; формирование основ российской гражданской идентичности,

развивать эмпатию и сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Межпредметные связи: литературное чтение, риторика

Конструктор урока по русскому языку

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный

Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации.

Здравствуйте. Прозвенел звонок. Начинается урок.

Урок русского языка.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создает эмоциональный настрой на предстоящую работу.

Самоконтроль готовности

Реакция на учителя, внимание

Личностные : самоопределение;

Актуализация знаний

Ученица читаем стих

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья, и рожь в полях растет.
(И. Кондрашов).

О чем это стихотворение? (о глаголе)

Что вы знаете о глаголе? Проведем соревнования между группами.

(дети поочередно называют сведения о части речи Глаголе)

Подведение итогов. Группа-победитель.

Молодцы! Много знаете о глаголе.

Проверяем базовые знания

Заполните таблицу. Отметьте знаком + верное утверждение

Наличие общей установки на урок

Создает ситуацию успеха (поощряя добрым словом, напутствием).

Самоопределение:

Знаю, что буду делать;

Понимаю, хочу делать или нет;

Думаю, что могу сделать или нет.

Рефлексия выполненной работы

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

познавательные -

моделирование, логическое -

решение проблемы, построение

логической цепи рассуждений,

коммуникативные

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

Регулятивные:

контроль выполнением задания

Создание проблемной ситуации.
Постановка учебной задачи

Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения важной роли глагола и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения:

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Придумайте однокоренные слова к слову глагол.
Глагол – глаголить, разглагольствовать
-Кто может объяснить лексическое значение этих слов? (глаголить – говорить,
разглагольствовать – говорить многословно, бессодержательно)
-Но в древности были ещё слова с таким же корнем – глаго́ливый,
глаго́лать, глаго́лица.
РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ РАЗНЫЕ СЛОВАРИ
- Прочитайте справку из толкового словаря Даля о лексическом значении слова «ГЛАГОЛИЦА»

Работают 3 человека. В это время остальные дети записывают в тетради однокоренные слова, выделяют корень.

ВЫХОД НА ПРОБЛЕМУ

Почему данную группу слов нельзя назвать предложением?

Составьте предложения из данных слов.

Весенний, подснежник, небо, чистое, дни короче, птицы, перелетные, ручейки.

Нельзя составить. Почему?

(без глаголов предложения составить невозможно; речь некрасивая; нет основы предложения и др.)

Проведем мини-исследование. Но для этого необходимо сформулировать ГИПОТЕЗУ.

Какое важное утверждение можно предположить о глаголе для исследования?

Эта гипотеза и будет являться темой нашего урока.

Выдвигает проблему

Обобщение учителем высказываний учеников.

Осознание учениками основной цели урока.

Показывают умение работать с разными источниками информации; обобщают поисковый материал.

Предлагают различные варианты гипотез

познавательные:

Находить ответы на вопросы, используя информацию из разных источников

(словари, интернет)

Познавательные: выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; познавательные -логическое -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, формулирование проблемы

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: общеучебные:

самостоятельное выделение –

формулирование

познавательной цели.

Целеполагание

Сформировать и согласовать цель урока и соответствующие задачи

- Какие знания нам нужны для доказательства гипотезы?

    Обобщение знаний о существенных признаках глаголов как части речи;

    дать представление о роли глагола в речи;

    развивать умения распознавать роль глагола в тексте;

    обогащать словарный запас учащихся;

    способствовать развитию орфографической зоркости;

    развивать общеучебные умения (наблюдение, сравнение, обобщения, выводы).

- Молодцы!

Вы сформулировали задачи, которые помогут доказать гипотезу.

Сегодня к нам на урок пришел Царь Глагол. В его царстве люди занимались любимым делом (показать царство). Кто пел, кто танцевал, кто плавал, а кто варил. Но, слышите, что происходит? (звучит громкая музыка). Беда!!! Налетели темные силы и разрушили царство, забрали законы. Опечалился царь, собрал всех посланников и отправил их по всему белу свету: «Нас могут спасти только исследовательские лаборатории. Быстрее отыщите их! Законы необходимо восстановить!»

Вы согласны помочь?

Вас ждут приключения-эксперименты.

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Отмечает степень вовлеченности учащихся

Предлагают задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися.

Регулятивные:

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач

Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

(реализация построенного проекта)

Организовать решение исходной задачи, и зафиксировать преодоление затруднения;

Уточнить общий характер нового знания.

К нам мчится первый посланник.

Проведем 1 эксперимент.

«Обобщение знаний о глаголе как части речи»

Для этого мы поработаем в группах

Каждая группа вытягивает задания

1гр.- времена глаголов

Найди в тексте глаголы и запиши их в три столбика.

Потемнели дороги. Посинел на реке лед. Грачи поправляют гнезда. Звенят ручьи. Скоро запоют скворцы.

2гр.- неопределенная форма глагола

(поставь глаголы в неопределенную форму)

3гр.- спряжение (определи спряжение у глаголов)

4гр.- лицо глагола (выпиши глаголы, измени их во 2 лицо, ед. число)

5гр.- сказуемое (Найдите основу предложения)

6гр.- состав слова (разбери слова по составу)

Проверка (дети передают листы с выполненными заданиями соседней группе, и группа оценивает их)

Вывод: орфографически правильное использование глаголов делает речь грамотной.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Организует коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта.

Обращает внимание на критерии оценки деятельности. Стимулирует на перспективу следующего эксперимента.

Работают в сотрудничестве, обобщая полученные знания о части речи – глаголе.

Рефлексия выполненных заданий обучающимися групп.

познавательные:

общеучебные –умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания,

коммуникативные:

управление поведением

оценка действий партнёра

Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные : уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Включение в систему знаний

К нам мчится посланник.

Проведем 2 эксперимент.

«Развитие речи» Ученики работают в группах.

Прочитайте отрывок.

Определите жанр литературного произведения.

Найдите глаголы.

Прочитайте интересные выделенные глаголы.

Какую роль в речи играет глагол?

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.

«Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица , -

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;

Затем Суок находит клетку с Просперо и освобождает его .

Да позадумалась , а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близёхонько бежала;

Из-под снега расцветает ,
Раньше всех
Весну встречает. Загадка (подснежник)

Малый фольклорный жанр

Послушайте, как красиво писатели описывают картины природы, используя глаголы. Запомните красивые глаголы.

(Слайд. Звучит песня на слова С. Есенина «Черемуха»)

Какие глаголы вам понравились?

А какова роль глагола в нашей речи, как вы думаете?

Вывод: Глаголы украшают речь, делают её более яркой и выразительной.

ФИЗМИНУТКА

Организует выступление групп, обмен мнениями

Выбор эффективного способа приема концентрации внимания

Призывает к раскрытию духовно-нравственных качеств

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Применяет здоровьесберегающую технологию.

Анализируют.

В ходе анализа литературных образцов осознают красоту и величие глаголов, формируют индивидуальное отношение к произведениям, вспоминая литературный жанр.

Объясняют свой выбор.

Внимательно слушают (концентрация внимания на поставленную задачу)

УУД познавательные: умение наблюдать, воспринимать полученную информацию и делать простые выводы

УУД личностные: желание учиться

коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра

Познавательные: - строить речевое высказывание в устной форме;

К нам мчится посланник.

Проведем 3 эксперимент.

Сегодня на уроке мы будем не просто говорить о глаголе как о части речи, а будем рассуждать о роли глагола в нашей речи.

Найдите в предложениях глаголы.

    Огородное пугало всех пугало.

    Солнце село за село.

    Снежное покрывало покрывало поле.

    Со стекла стекла вода.

Какие из двух одинаковых слов являются глаголами?
- По какому признаку вы выбирали глагол? (по вопросу)

Вывод: важную роль играет связь слов в предложении по вопросу

ИГРА «Ты мне – я тебе»

Я называю им. существительное, вы образуете родственное слово – глагол.

Гром, свет, глагол, чернота, мост, ксерокс…

(громить, светить, чернеть, мостить, ксерить)

Формулирует задание

Создает ситуацию успеха (поощряя добрым словом, напутствием)

Побуждает к деятельности.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи

Задает игровую ситуацию с опорой на приобретенные знания.

Развитие воображения, образного мышления. Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

коммуникативные:

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

К нам мчится посланник

Проведем 4 эксперимент.

Найдите в произведениях великих поэтов глаголы в переносном значении.

Групповая работа (разноуровневые задания)

Определите в группе какой уровень вы выбираете

В 1) Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора. Ф. Тютчев

Б 4) Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом

И. Бунин

В 2) Ранним утром, ровно в пять,
Вышел дождик погулять.
Торопился по привычке -
Вся земля просила пить….
О.Бундур

В 5) Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Ее всечасно блеском алым
И ветер бился и летал А. Пушкин

В 3) С неба дождь

Осенний льется
От зари и до зари.
А ручей бежит, смеется
И пускает пузыри В. Орлов

С 6) Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

С. Есенин

Назовите глаголы в переносном значении.

Вывод: слова в переносном значении делают речь яркой, образной, поэты и писатели употребляют их для выразительности, красоты, придания необычности речи.

Каждый поэт и писатель может нарисовать картину.

Выразительные глаголы помогают:

    раскрасить красками (белеет парус одинокий; потемнели дороги, посинел на реке лед, ночь побледнела)

    показать силу природных явлений

(А вьюга с ревом бешеным стучит по ставням свешенным, и злится все сильней.)

    веселье (бежит, смеётся и пускает пузыри)

    ДЕЙСТВИЯ яркие и образные

Организует работу с разноуровневыми заданиями, стимулирует на выполнение поставленной задачи, организует выступление групп, обмен мнениями.

Внимательно слушают задание

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Познавательные: - строить речевое высказывание в устной форме;

коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра

К нам мчится посланник

Проведем 5 эксперимент.

«Развитие речи»

В нашей речи встречаются слова-афоризмы, которые обозначают краткие выразительные изречения (словарь Ушакова)

Попытайтесь определить смысловую закономерность афоризмов. Групповая работа

    совать нос - ?

    надуть губы – ?

    бежать со всех ног – ?

    распускать руки – ?

    повесить голову – ?

    мозолить язык - ?

Афоризмы украшают речь? Вывод: краткость – сестра таланта (краткое изречение может выразить большое значение)

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

Включение в систему знаний

(обобщение)

Повторение и закрепление ранее изученного материала

Уточнить согласование темы урока, организовать фиксацию преодоления затруднения

И мы сохраним тебя,
Русская речь,
Великое русское слово .
А. А. Ахматова

- Почему нельзя засорять нашу русскую речь?

Обратите внимание на выставку книг, на которой представлены произведения поэтов и писателей.

Систематизирует знания (на доске фиксирует ПРОДУКТ – «ЗАКОНЫ ЦАРЯ ГЛАГОЛА»

Обозначает перспективу на дальнейшее обучение

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, объясняют свой выбор.

Коммуникативные:

умение строить высказывания

Познавательные: - строить речевое высказывание в устной форме;

анализируют

Рефлексия

Цель:

Провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

-оценить собственную деятельность на уроке;

Все законы посланники доставили Царю Глаголу.

Царь улыбается.

Законы – разделы языкознания, которые вы будете развивать в старших классах.

Смогли мы доказать гипотезу?

Глаголы играют важную роль в речи.

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Предлагает оценить учащимся собственную деятельность на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Формулируют конечный результат. Называют основные позиции нового материала, и как они их усвоили.

Рефлексия:

Цветовая

Смайлик (в тетради)

Обратная связь

Оценка общей деятельности «Подари сердечко Мудрой сове»

УУД регулятивные:

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: личностный рост, личные достижения


Тема:

«Глагол»

Выполнила ученица....... класса

...................

рук. пр.:

............................

г. .......................

Глагол …………………………………………………………….. 3

Это важно ................................................................................... 3

Глагол как часть речи .......................................................... 3

План морфологического разбора глагола...................... 4

Постоянные морфологические признаки глаголов ….. 4

Вид …………………………………………………... 4

Переходность ……………………………………….. 5

Спряжение ………………………………………….. 6

Непостоянные морфологические признаки глаголов... 7

Наклонение ………………………………………….. 7

Словообразование глаголов ………………………………... 9

Культура речи. Правильное употребление глаголов ....... 10

Орфоэпические нормы…………………………………. 10

Глагол в тексте ……………………………………………. 10

Это интересно ………………………………………………... 11

Это увлекательно ………………………………………....... 12

Загадки ………………………………………………………. 12

Кроссворд …………………………………………………… 13

Ответы к кроссворду…………………………………… 15

Итоговая викторина: «Что вы узнали о глаголе» ….…. 16

Ответы …………………………………………………… 17

Глагол.

"Глаголы - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола - выражать само действие!"

(А.Югов)

Это важно.

Глагол как часть речи.

Глагол-это часть речи, обозначающая действие или состояние и используемая в предложении преимущественно в качестве сказуемого . Грамматическое значение действия или состояния конкретизируется в той или иной системе грамматических категорий, присущих (в данном языке) Г. и в своей совокупности отличающих его от др. частей речи того же языка. Эти грамматические категории получают выражение в формах словоизменения (спряжения), простых ("пишу", "писал", украинское "писатиму" - "буду писать") или сложных, образованных с участием вспомогательного Г. ("буду писать") или частицы ("писал бы"). Наиболее типичными грамматическими категориями Г. являются время, наклонение, вид и залог. Функционируя в качестве сказуемого, Г. соотносится с подлежащим предложения, иногда же, указывая своей формой на определённое "действующее лицо", делает подлежащее ненужным (так, в русском "пойдёшь" уже сама глагольная форма указывает на 2-е лицо, т. е. на то, что речь идёт о действии, выполняемом собеседником). При наличии подлежащего Г. во многих языках согласуется с ним в лице и числе, иногда также (например, в арабском языке, в русском языке в прошедшем времени и сослагательном наклонении) в роде или же (во многих языках Африки, в некоторых кавказских и др.) в классе. Есть языки, в Г. которых категория лица и числа отсутствует вовсе (например, датском "skriver" означает и "пишу", и "пишешь", и "пишет", и "пишем"). Во многих языках Г., имеющий.

План морфологического разбора глагола.

I

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II

Морфологические признаки:

A

Постоянные морфологические признаки:

1

вид (совершенный, несовершенный);

2

возвратность (невозвратный, возвратный);

3

4

переходность (переходный, непереходный);

спряжение (I, II)

Б

Непостоянные морфологические признаки:

1

наклонение ;

2

время (в изъявительном наклонении);

3

число ;

4

лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);

5

род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).

III

Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Постоянные морфологические признаки глаголов.

Вид.

Вид - глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме. У глаголов выделяют два вида (Совершенный и несовершенный). Вид можно определить с помощью вопроса, задаваемого к нему (что делать? – несовершенный вид, что сделать? - совершенный).

Глаголы несовершенного вида образуют форму про­шедшего, настоящего, будущего времени. Формы будущего времени у таких глаголов сложные: буду работать, буду де­лать. Глаголы совершенного вида не образуют форм настоящего времени. Формы будущего времени у них про­стые: поработаю,сделаю.

Переходность

Переходный глагол (лат. verbum transitivum) - глагол, вступающий в сочетание с существительным в винительном падеже в значении прямого объекта действия (пациенса). Грамматически противопоставлен непереходному глаголу . Переходность - грамматическая категория глагола , выражающая его аспект . С этой точки зрения, переходный глагол является глаголом валентности 2 и больше:

Я ем яблоко - глагол «есть» является переходным, то есть требует присоединения объекта действия. Без такового действие невозможно (едят, как правило, «что-то»).

Смысл переходности - субъект действия и объект действия разделены, я выполняю действие с чем-то.

Я иду - глагол непереходен, так как присоединение объекта действия невозможно (в самом деле можно «что-то есть» но нельзя «что-то идти»).

Смысл непереходности - субъект действия и объект действия соединены - грубо говоря «я себя заставляю действовать».

Часто, впрочем, бывает, что глагол имеет несколько значений, причем некоторые - переходны, другие же - нет.

Спряжение.

Спряжение - изменение глаголов по видам , наклонениям , временам , числам , лицам и родам . Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам .

Глаголы I и II спряжения различаются окончаниями:

Лицо

I спряжение

II спряжение

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн. ч.

1-е

-у (ю)

-ем

-у (ю)

-им

2-е

-ешь

-ете

-ишь

-ите

3-е

-ет

-ут (ют)

-ит

-am (ят)

Чтобы не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола, нужно определить его спряжение. Для этого глагол необходимо поставить в начальную форму:

Чита_м (что делаем?- что делать?) - читать.

Ко II спряжению относятся:

а) глаголы на –ить (кроме слов стелить, брить ): носить – носишь , носит , носим , носите , носят ;

б) а также глаголы

И ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на – е – спрягать нельзя!

Непостоянные морфологические признаки глаголов.

Наклонение.

Наклоне́ние в лингвистике - грамматическая категория глагола . Представляет собой грамматическое соответствие семантической категории модальности (реальность, гипотеза, ирреальность, желание, побуждение и т. д.), однако в ряде языков наклонение может утрачивать модальную семантику и диктоваться только синтаксисом (как влатинском и французском языках конъюнктив в некоторых типах предложений).

В русском языке у глаголов есть формы трёх наклонений: изъявительного, условного (сослагательного) и повелительного.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальное действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле.

Глаголы в условном наклонении обозначают не реальные действия, а желаемые, возможные.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию (просьбу, приказ), то есть обозначают не реальное действие, а требуемое.

Словообразование глаголов.

При образовании глаголов в различной степени продуктивны три морфологических способа словообразования: приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный.

Приставочный способ образования глаголов является наиболее продуктивным. От любого бесприставочного глагола путем присоединения к нему приставки возможно образовать новый глагол с иным оттенком в лексическом значении (ср. бежать - вбежать, выбежать, прибежать, отбежать и др.). Лексическое значение приставки наиболее отчетливо у глаголов движения.

Характерной особенностью глагольных приставок является наличие в их кругу приставок-антонимов, что облегчает уяснение значения приставки (ср.: заклеить - отклеить , а также приставок-синонимов, уточняющих лексическое значение глаголов (ср.: выгнать - изгнать ). Некоторые приставки вносят в значение глагола экспрессивные оттенки (ср.: возрадоваться - обрадоваться ).

Суффиксальный способ образования глаголов применяется при образовании глаголов от существительных и прилагательных а также от местоимений, числительных и междометий. Суффикс -нича- (-ича; -а-) употребляется при образовании глаголов от названий лиц со значением «заниматься чем-либо, действовать как кто-либо»: ло-дыр-нича-ть, мошен-нича-ть, сапож-нича-ть . Суффикс -ова- (-ева-) и его производные -ствова-, -ирова-, -изирова- образуют глаголы от существительных со значением «осуществлять что-либо»: совет-ова-ть, господ-ствова-ть, дебат-ирова-ть, коллектив-изирова-ть. От существительных и прилагательных образуются глаголы посредством суффикса -и- со значением «создавать известное качество или состояние»: сор-и-ть, бел-и-ть . От прилагательных возможно образование глаголов суффиксом -е- , имеющим значение «делаться, становиться таким-то»: стар-е-ть, слаб-е-ть; реже используется суффикс -ну-: слеп-ну-ть, креп-ну-ть . От междометий образуются глаголы суффиксом -я- (ох-а-ть, ах-а-ть) и его вариантом -ка- - от междометий и звукоподражательных слов (мяу-ка-ть, ау-ка-ть) , а также суффиксом -ну- (ах-ну-ть, цок-ну-ть) .

Приставочно-суффиксальный способ образования глаголов менее продуктивен. Разновидностью этого способа является использование суффикса-ыва- (-ива-) и аффикса -ся в сочетании с приставками: по-ходить - по-хаж-ива-ть, спать - вы-спать-ся (в последнем случае можно говорить о приставочно-постсуффиксальном способе).

Культура речи. Правильное употребление глаголов.

Орфоэпические нормы.

Произношение твёрдого согласного в суффиксе -ся(-сь) в глаголах - примета старого (классического) произношения сценической речи, а мягкого- примета современной речи. Оба варианта произношения правильны.

Ударение нередко «передвигается» с глагола на частицу не в формах прошедшего времени (за исключением формы женского рода):

быть - не был, не было, не были; но: не была;

дать - не дал, не дало, не дали; но: не дала;

жить - не жил, не жило, нё жили; но: не жила;

пить - нё пил, нё пило, нё пили; но: не пила.

Глагол в тексте.

Единство текста достигается разными способами. Один из них - соблюдение единства видо-временных форм глаголов. В пределах одного текста преимущественно употребляются глаголы одного вида и в формах одного времени.

Например, в повествовании, где изображаются последовательно происходящие события (одно действие за­кончилось, другое следует за ним, за вторым следует третье и т. д.), обычно употребляются глаголы совершенного вида в фор­ме прошедшего времени (что сделал? пришёл, принёс, разре­зал, разделил, положил).

Глаголы несовершенного вида в повествовательном тексте ча­сто используются в зачине для общей характеристики ситуации, в которой будет разворачиваться действие (что делал? лежал, смотрел, думал).

Глаголы в форме настоящего (будущего) времени могут быть использованы при описании закончившихся событий. Употребление настоящего (будущего) времени в значении прошедшего является художественным приёмом, с помощью которого создаётся эффект присутствия: действия как бы происходят на глазах читателя или слушателя, и картина оживает.

Это интересно.

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием. Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», и в этом значении встречается в поэзии А.С.Пушкина, А.Плещеева, А. Толстого, Н.Огарёва. Известны пушкинские строки из стихотворения «Пророк»:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов входит 2500 глаголов. Самыми частотными являются: быть, мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, видать, думать, работать, любить и т.д..
Нужно отметить ещё одну особенность, резко отличающую глагол от имени существительного: он обладает вдвое большим количеством грамматических признаков.

Лингвистическая наука, которая изучает глагол, а точнее, то, как глагол описывает ситуацию, как эта ситуация устроена и как она существует во времени называется аспектология.

Это увлекательно.

Загадки.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам …
(глагол).

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет. (глагол)

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про… (глагол)

12

Кроссворд.

ВОПРОСЫ по вертикали:

1. вглядываться - ?

2. спасовала - ?

3. вспыхивал - ?

4. возродилось - ?

6. огорчит - ?

7. съем - ?

8. обладал - ?

9. ведает - ?

12. пригибала - ?

17. оградило - ?

19. заупрямился - ?

22. обволокли - ?

23. мямлил - ?

24. сплутовал - ?

25. разъяряла - ?

26. скрыл - ?

27. уплетал - ?

30. выражать - ?

13

33. обращаюсь - ?

35. убедить - ?

37. задержал - ?

38. снимать - ?

40. прельщал - ?

42. затеял - ?

44. отоварься - ?

47. врал - ?

ВОПРОСЫ по горизонтали:

5. атаковал - ?

10. рассуждать - ?

11. выключим - ?

13. заучи - ?

14. посверкала - ?

15. втемяшу - ?

18. догадайся - ?

20. трещат - ?

21. подковырнул - ?

26. задобрил - ?

28. обеспечивать - ?

29. сопровождать - ?

31. радовался - ?

32. кичился - ?

34. виляла - ?

36. учился - ?

39. содействует - ?

41. сберегут - ?

43. вдумывались - ?

45. коллекционировал - ?

46. втянуть - ?

48. перекопай - ?

49. уехала - ?

50. нацелить - ?

ОТВЕТЫ К КРОССВОРДУ

По горизонтали

По вертикали

5. штурмовал
10. мыслить
11. погасим
13. зазубри
14. посияла
15. втолкую
16. читаться
18. сообрази
20. тараторят
21. подколол
26. умаслил
28. гарантировать
29. сопутствовать

31. ликовал
32. важничал
34. лукавила
36. занимался
39. помогает
41. сохранят
43. вникали
45. собирал
46. вовлечь
48. перерой
49. укатила
50. направить

1. всматриваться
2. отступила
3. загорался
4. воскресло
6. расстроит
7. умну
8. имел
9. знает
12. гнула
17. изолировало
19. заартачился
22. окутали
23. лопотал

24. схитрил
25. гневила
26. утаил
27. лопал
30. формулировать
33. апеллирую
35. уговорить
37. арестовал
38. совлекать
40. манил
42. начал
44. купи
47. лгал

15

Итоговая викторина: «Что вы узнали о глаголе»

  1. 1. Что такое глагол?
  2. 2. Назовите постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола.
  3. 3. Какие есть виды глаголов, и как можно определить к какому виду относится глагол?
  4. 4. Что такое спряжение? Какие спряжения бывают? Как определить спряжение глагола? Бывают ли исключения?
  5. 5. Какие наклонения бывают? Назовите второе название условного наклонения.
  6. 6. Назовите основные способы образования глаголов.
  7. 7. Из какого языка заимствовано слово глагол?
  8. 8. Какое место по частоте употребления занимает глагол?
  9. 9. Какая наука изучает глагол?
  10. 10. Как правильно (твёрдо или мягко) нужно произносить согласную в постфиксе -ся(-сь) в глаголах.

16

Ответы:

  1. 1. Часть речи, обозначающая действие или состояние.
  2. 2. Постоянные морфологические признаки глаголов: вид, возвратность, переходность, спряжение.

Непостоянные морфологические признаки глаголов: наклонение, время, число, лицо, род.

  1. 3. Совершенный и несовершенный. Вид можно определить с помощью вопроса, задаваемого к нему (что делать? – несовершенный вид, что сделать? - совершенный).
  2. 4. Изменение глаголов по видам , наклонениям ,

    Первого спряжения: брить, стелить.

    1. 5. Изъявительное, условное (сослагательное) и повелительное.
      1. 6. Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный, сложение с соединительной гласной, сложение без соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса.
      2. 7. Из старославянского языка.
      3. 8. Второе (после существительных).
      4. 9. Аспектология.

    10. Произношение твёрдого согласного в суффиксе -ся(-сь) в

    глаголах - примета старого (классического) произношения сценической речи, а мягкого- примета современной речи. Оба варианта произношения правильны.

    Как известно, большое значение в нашей речи имеет глагол, поэтому очень важно показать ребятам роль глагола в построении связных высказываний, обогатить речь глаголами различных лексико-семантических групп, в частности, глаголами движения, речи, чувств, звучания. Данная задача будет решаться в ходе учебного проекта

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    1.Название проекта

    Путешествие в страну Глаголию

    2. Краткое содержание проекта:

    Как известно, большое значение в нашей речи имеет глагол, поэтому очень важно показать ребятам роль глагола в построении связных высказываний, обогатить речь глаголами различных лексико-семантических групп, в частности, глаголами движения, речи, чувств, звучания. Данная задача будет решаться в ходе учебного проекта.

    3. Предметы : русский язык, литература, краеведение

    4. Классы : 5-6

    5. Целевые образовательные стандарты:

    • Глагол как часть речи.
    • Правильное употребление глаголов в речи.
    • Лексико-семантические группы глагола.

    6. Дидактические цели:

    • находить глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков и роли в предложении;
    • правильно употреблять глаголы в речи различных лексико-семантических групп русских глаголов (движения, речи, чувства, звучания;
    • определять конкретный смысл понятий:средства художественной выразительности - олицетворение, метафора, сравнение, эпитет;
    • анализировать литературное произведение на предмет наличия выразительных средств языка и употреблять их в собственной речи.

    7. Вопросы, направляющие процесс обучения

    • Основополагающий вопрос
    • Какое значение в нашей речи занимают глаголы?
    • Проблемные вопросы
    • что умеет "делать" глагол?
    • Почему род можно определить только у глаголов в прошедшем времени?
    • Какие глаголы называются возвратными?
    • Учебные вопросы
    • Какие по лексико -семантическому значению группы глаголов бывают в русском языке?
    • Как определить время глагола?
    • От каких частей речи зависит род и число глагола?

    8.план проведения проекта:

    1)Подготовка.

    • Провести беседу с учащимися с целью выявления имеющихся знаний о глаголе
    • Провести родительское собрание целью включения родителей в проект, им предлагается познакомиться с буклетом, который дает представление о проекте и о планировании работы. Таким образом, родители могут оказать посильную помощь в работе над проектом.
    • Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов данной темы. Презентация идеи проекта в классе.
    • Разработка инструкций для групп

    2) Планирование.

    • Обсуждение плана работы учащихся на каждом маршруте.
    • Выдача инструкций (план работы, способы сбора информации, возможности для оформления итогов работы)

    3) Работа над проектом

    • На начальном этапе работы над проектом учитель помогает ученикам распределить роли, обсудить способы поиска информации, методы исследования и возможности оформления результатов работы. Итогом является план деятельности.
    • Далее начинается самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии с планом. На этом этапе учащиеся собирают информацию по теме проблемного вопроса в энциклопедиях, учебниках. Если ученики затрудняются с поиском информации, можно порекомендовать им список информационных источников.

    1 маршрут – «Не спеши языком – торопись делом» (глаголы движения)

    • Подготовка и проведение лингвистической викторины
    • Сочинение-миниатюра на заданную тему с использованием глаголов движения

    2 маршрут – «Любишь кататься, люби и саночки возить» (глаголы чувств

    • Анализ стихов и песен местного самодеятельного композитора Ромашова Геннадия Константиновича
    • Сочинение-миниатюра о любимом уголке природы.

    3 маршрут – «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь» (глаголы речи)

    • Анализ стихов и песен местного поэта и композитора Ромашова Г.К.
    • Театрализованные постановки «Сказочные диалоги»

    4 маршрут – «Как аукнется, так и откликнется» (глаголы звучания)

    • Создание фонотеки
    • Итоговая презентация

    9. График оценивания:

    • До начала проекта:
    • Инструкции и памятки
    • Беседа
    • вводная презентация
    • В ходе проекта:
    • Устное оценивание педагога
    • текущий инструктаж
    • лингвистическая викторина
    • После завершения работы над проектом:
    • Итоговый тест "Что ты знаешь о глаголе?"
    • Лист самооценки
    • Оценивание работы в группе
    • Презентация

    10. В процессе работы над проектом дети научатся правильно использовать в речи глаголы, расширят знания о глаголе как части речи. В процессе поиска ответов на проблемные и учебные вопросы ученики разовьют умения точно употреблять глаголы в устной и письменной речи, научатся сетевому общению в Интернете, познакомятся с особенностями проектной методики обучения.


    Глаголю о глаголе

    Предмет, класс

    4 класс. 10 часов

    Русский язык.Повторение и обобщение по теме Глагол

    Литературное чтение.Поэтическая тетрадь "Природа и мы"

    Краткая аннотация проекта

    Учебный проект "Глаголю о глаголе"является внутриклассным, так как предполагает участие учеников одного класса и межпредметным, поскольку объединяет учебный материал разделов "Части речи" и "Поэтическая тетрадь" двух предметных областей:русского языка и литературного чтения.На его реализацию отведено 10 ч (две учебные недели). Из них 5 ч - русского языка,3 ч - литературного чтения и 2 ч - индивидуально - групповой деятельности, что соответствует программным требованиям. Проект предназначен для учащихся 4 класса, занимающихся по программам "Русский язык.", автор Т.Г. Рамзаева и "Литературное чтение", автор Л.Ф. Климанова.Проект учитывает возрастные особенности учащихся, направлен на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий и предполагает организацию познавательной деятельности в условиях максимального психологического комфорта.

    Актуальность проекта

    Тема "Глагол" является одной из самых сложных в курсе начальной школы. Особые трудности вызывает у учащихся усвоение правописания безударных личных окончаний глаголов.Основой для изучения данной темы является знание материала по следующим темам из программы 3 класса:

    • "Глагол как часть речи"
    • "Изменение глаголов по временам"
    • "Определение рода у глаголов прошедшего времени и правописание родовых окончаний"
    • "Неопределённая форма глагола"
    • "Неопределённая форма глагола - начальная форма"

    Традиционные методы обучения обеспечивают лишь формальное прохождение учебного материала, не вызывают у учащихся должного интереса к изучению предмета, следовательно, не могут обеспечить высокой результативности при обучении.

    Данный проект через активную познавательную,творческую и игровую деятельность позволяет:

    • повторить и обобщить учебный материал по вышеперечисленным темам, необходимый для последующего более эффективного усвоения тем "Спряжение глаголов", "Правописание безударных личных окончаний глаголов"", а также закрепить понятие: средства выразительности языка - метафора, олицетворение, сравнение, фразеологический оборот, эпитет по предмету "Литературное чтение", избегая пассивного восприятия учебного содержания, утомляющего детей;
    • через организацию самостоятельной исследовательской деятельности с художественными произведениями из раздела "Поэтическая тетрадь" на тему "Природа и мы",добиться более глубокого и прочного усвоения учащимися понятий по теме "Глагол",показать учащимся важность и необходимость знаний и умений по данной теме для дальнейшего успешного обучения;
    • организовать работу по опережению изучаемого материала по литературному чтению, так как проект предполагает самостоятельное знакомство с лексико-семантическими группами глаголов, что позволит ребятам избежать трудностей при изучении этого материала в 5 классе;
    • включить в самостоятельную деятельность по добыванию знаний учащихся с разным уровнем подготовки, обеспечить активную позицию в обучении всех учащихся класса;
    • показать учащимся ценность русского языка,формировать отношение к художественным произведениям как искусству слова, потребность в чтении поэтических произведений, прививать любовь к природе,родному краю;
    • решить современную проблему дефицита общения между сверстниками, детьми и родителями, поскольку в проекте ребята будут помогать помогать друг другу,родители также будут вовлечены в общение с детьми по поводу проекта,что способствует созданию в классе атмосферы сотрудничества, взаимопомощи и товарищества;
    • помочь учащимся овладеть различными способами поиска,сбора,обработки,анализа информации в соответствии с поставленными задачами;
    • развивать творческие способности учащихся,формировать чувство уверенности в своих силах и собственной успешности, что важно для воспитания гармоничной личности.

    Цели проекта:

    • обобщение знаний о грамматических особенностях глагола, его роли в языке; выявление изобразительно-выразительных "возможностей" глагола в художественных произведениях;
    • формирование коммуникативной компетенции учащихся(развитие грамотной устной речи как монологической, так и диалогической),формирование нравственных и эстетических чувств, а также развитие способности к творческой деятельности.

    Планируемые результаты.

    Личностные результаты:

    Осознание красоты и ценности родного языка;

    Развитие мотивации к получению новых знаний;

    Понимание значимости позитивного стиля общения и развитие навыков сотрудничества;

    Развитие самостоятельности и ответственности;

    Метапредметные результаты:

    Умение планировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, находить средства для её осуществления;

    Освоение начальных форм самонаблюдения и самооценивания;

    Навыки поиска, сбора и обработки информации;

    Готовность слушать собеседника, излагать своё мнение, разрешать споры и конфликты, договариваться друг с другом;

    Предметные результаты:

    Умение находить глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков и роли в предложении;

    Умение определять время глагола и число, его род в форме прошедшего времени;

    Умение находить начальную форму глагола, не изменяя его вид;

    Умение правильно употреблять глаголы в речи;

    Знание лексико-семантических групп русских глаголов;

    Знание конкретного смысла понятий:средства художественной выразительности - олицетворение, метафора, сравнение, эпитет;

    Умение анализировать литературное произведение на предмет наличия выразительных средств языка и употреблять их в собственной речи.

    План проекта

    Вопросы, направляющие проект

    Основополагающий вопрос: Как можно жечь сердца людей глаголом?

    1. Проблемный вопрос: Какая судьба у слова "глагол"?
      1. Учебный вопрос: Что обозначает глагол?
      2. Учебный вопрос: На какие вопросы отвечает глагол?
      3. Учебный вопрос: Какова роль глагола в предложении?
    2. Проблемный вопрос: Что умеет делать глагол?
      1. Учебный вопрос: Какие по лексико -семантическому значению группы глаголов встречаются в стихах?
      2. Учебный вопрос: Как определить время глагола?
      3. Учебный вопрос: Когда у глагола можно определить род?
    3. "Проблемный вопрос: Когда глагол прячет своё истинное лицо?
      1. Учебный вопрос: Что такое неопределённая форма глагола?
      2. Учебный вопрос: Когда нужно говорить "одеть" и " надеть"?
      3. Учебный вопрос: Какие бывают виды изобразительно - выразительных средств языка?

    Визитная карточка проекта

    Публикация учителя

    Буклет предназначен для открытого урока в качестве подарка коллегам, посетившим это мероприятие. Это буклет - памятка, так как содержит информацию полезную для организации работы над проектом по теме "Глагол" и используется для обмена опытом.

    Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

    Данная презентация многофункциональна и может быть использована как в начале проекта в качестве вводной презентации, так и на заключительном для использования коллегами в последующей работе в цельях обмена опытом, чтобы создать у них более чёткое представление о проектной деятельности. На начальном этапе презентация поможет учащимся самостоятельно оценить свой уровень подготовки по теме проекта, выявить потребности в получении новых знаний.

    Пример продукта проектной деятельности учащихся

    Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

    Цель стратегии оценивания: обеспечение контроля за реализацией задач проекта.

    Задачи оценивания:

    • определить как ученик овладевает умениями по добыванию и использованию знаний в проекте;
    • развивать умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать самого себя;
    • мотивировать учащихся на успех.

    Оценивание деятельности учащихся в проекте осуществляется по трёхбальной шкале с целью упрощения вычислений и экономии времени при подсчёте баллов, поскольку личный балл участников и балл группы складывается из нескольких общих баллов: личного балла участника в соответствии с критериями оценивания, балла за выполнение викторины и контрольного теста"Проверь себя!" № 2, балла поставленного учителем и группой участнику, балла самому себе. Кроме того, общий балл группы состоит из суммарного личного балла каждого и балла за выступление группы. В трёхбальной системе, "3 балла"- "очень хорошо", "2 балла"- хорошо, а "1 балл"- "можно лучше", отметки "плохо" нет вообще, т.е. можно стараться, прикладывать усилия, стремиться к лучшему результату, что способствует созданию комфортной обстановки и позволяет сохранить психологическое здоровье учащихся.

    Формирующее оценивание

    Результаты оценивания

    VIII вида ст-цы Спокойной

    Образовательный

    учебный проект

    Тема проекта :

    «Поговорим о глаголе»

    Гирина С.А.

    2014г.

    Эпиграф:

    «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе» Толстой.

    Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в лингвистическое путешествие – путешествие в мир языка и поговорим о глаголе как о единице речи. Русский язык чрезвычайно богат глаголами. «В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов» - писал Белинский.

    Скажите, ребята, какие глаголы мы можем найти, чтобы описать, как человек идет? Идет, спешит, тащится, плетется, спотыкается, оглядывается, медлит, торопится, не спешит….

    Итак, наш первый маршрут – глаголы, описывающие действия человека и природные явления. Выразительное чтение отрывка из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»:

    Хотел бежать, но в бороде

    Запутался, упал и бьется.

    Встает, упал; в такой беде

    Арапов черный рой мятется;

    Шумят, толкаются, бегут,

    Хватают колдуна в охапку,

    И вот распутывать несут…

    О ком здесь речь? Что было до этого момента, что после? Чем завершается эта сцена?

    Глаголы передают последовательность событий, темп происходящего, создают ритм.

    Глагол может передать и последовательность движений:

    Вблизи осматривая диво

    Объехал голову кругом

    И стал пред носом молчаливо;

    Щекотит ноздри опием,

    И, сморщась, голова зевнула,

    Глаза открыла и чихнула.

    О ком идет речь?

    Глаголы делают выразительными описания природы. Прочитаем стихотворение Тютчева:

    Сияет солнце, воды блещут,

    На всем улыбка, жизнь во всем,

    Деревья радостно трепещут.

    Купаясь в небе голубом.

    Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен,

    И мир, цветущий мир природы,

    Избытком жизни упоен.

    Глаголы и глагольные формы создают мелодику, ритмику стихотворения, рисуют картину, в которой есть и движение, и свет, и звук.

    На доске записаны глаголы: идти, мчаться, шагать, тащиться, брести, ползти, семенить, шествовать, лететь. Определите лексическое значение глаголов и отметьте оттенки этих значений.

    Вы каждый день ходите в школу по улице и видите, как движется транспорт. Какими глаголами можно описать движение автобуса, автомобилей, служебной техники? Как ходят дети?ВУзрослые? Старые люди? Подберем синонимы и убедимся, что их много.

    А теперь прочитаем текст. Найдите глаголы движения и выпишите их.

    Мне предстояла полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегал в деревню играть в солдаты с деревенскими ребятишками, уходил без спросу в ближние лески по грибы и по ягоды, купался в илистых и тенистых прудах вместе с нашей собакой Динго. (Брюсов)

    Прочитайте, какие глаголы вы выписали. Как вы думаете, почему автору удалось в одном предложении рассказать о многом? Какую роль играют в этом глаголы?

    Мы идем с лесником по мелколесью. Кое-где попадаются маленькие круглые оконца – колодцы. - Родник, - говорит лесник и зачерпывает ладонью прозрачную воду. Из-под камня (течет) родник. Он превращается в ручеек, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет звенит, журчит и потом стремительно9скатывается) вниз. По склону горы он (льется) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течет) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть. (Паустовский)

    - Наш второй маршрут - глаголы речи. Они играют большую роль в текстах с диалогом.

    Прочитайте отрывок из сказки «Василиса Прекрасная».

    Затрещали деревья, захрустели листья – едет Баба – Яга. Василиса встретила ее.

    Все ли сделано? – спрашивает Яга.

    Изволь посмотреть сама, бабушка, - молвила Василиса. Баба-Яга все осмотрела, подосадовала, что не на что рассердиться и сказала:

    Ну хорошо.

    Потом крикнула:

    Верные мои слуги! Сердечные други! Смелите мою пшеницу!

    Выпишите глаголы речи, потом прочитайте их. Какие глаголы речи подчеркивают характер герое сказки?

    Следующее задание: вам даны глаголы речи. Распределите данные глаголы и словосочетания на три группы:

    1. Со значением речи.

    2. Глаголы со значением чувств, ощущений говорящего.

    3. Глаголы обозначающие мимику, жесты, движения говорящего.

    Говорить, вспомнить, улыбнуться, рассказать, удивиться, пояснить, подумать, обрадоваться, ужаснуться, нахмуриться, упрекнуть, провозгласить, усмехнуться, застонать, приуныть.

    Придумайте словосочетания с глаголами говорить, рассказать, пояснить, упрекнуть, провозгласить.

    Определите лексическое значение глаголов чувств: вспомнить, улыбнуться, удивиться, обрадоваться, удивиться, ужаснуться.

    - Наш третий маршрут – глаголы звучания.

    Послушайте, как звучит «лесной оркестр» и выпишите глаголы, которые передают звуки леса.

    Лесной оркестр.

    В мае все лесные жители поют и играют. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание. И урчание, и кваканье. Чистыми глоссами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги, лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Урчат и квакают лягушки. (Бианки)

    Какие глаголы вы выписали? – Это действительно оркестр, и действие происходит в мае. Какие звуки издает филин? Волк? Лиса? Кузнечики? Пчелы? – А теперь прочитайте текст «Лесной разговор» Скребицкого. Какие глаголы по вашем, точнее и выразительнее передают звуки леса?

    Лесной разговор.

    - Люблю, когда лес шумит, сказал, поворачиваясь ко мне, Михаил Петрович, - особенно летом. Иду и слушаю, о чем деревья переговариваются. Ведь это целый лесной разговор. Его понимать надо. Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся между собой. Это значит – погожий день устоялся. Иди смело, куда задумал. А то в другой раз как загудят, заволнуются – ну жди ненастья, грозы. Им-то сверху видней, что на небе делается, еще издали точку увидят и начнут друг другу весть подавать. А самые старые заохают и застонут, будто страшно им, что не выдержат, сломает их ветер. Зато, как пройдет гроза, выглянет солнышко, тут уж по лесу такой радостный разговор пойдет, прямо заслушаешься.

    От чего зависит выразительность этого текста? Как шумят деревья? – Умеете ли вы слушать природу? А рассказать о том, что слышите?

    Вот как много интересного, удивительного и чудесного мы узнали сегодня о глаголе. А урок мне хотелось бы закончить словами Паустовского:

    « С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум, тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов, мыслей – сложных и простых – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

    Задание: написать сочинение – миниатюру на тему «Звуки весеннего леса», «Лес проснулся» или «На берегу лесной речки».

    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат

    VIII вида ст-цы Спокойной

    Образовательный

    учебный проект

    Тема проекта :

    "Русская литература и

    русская культура"

    Учитель русского языка и литературы

    Гирина С.А.

    2014г.

    Образовательный учебный проект «Русская литература и русская культура» был задуман творческой группой учащихся в 2013 году при изучении творчества Льва Толстого.

    Индивидуально-групповым методом были разработаны ряд тем, конечным результатом которых явились презентации, схемы, таблицы. В проекте приняли участие все учащиеся класса. В настоящее время работа над данным проектом продолжается, в неё вовлечены другие учащиеся. В рамках данного проекта учащиеся готовят свои работы по заранее выбранной теме, связанной с учебной программой урока литературы. Метод проектов предполагает, что учащиеся самостоятельно приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов. Работа строится поэтапно – от простого к сложному.

    Вопросы, направляющие проект

    Основополагающий вопрос

    Литература средство познания окружающего мира?

    Проблемные вопросы

    Проблемы нравственные, философские – основные проблемы русской литературы?

    Учебные вопросы

    В чем актуальность творчества писателей ХIХ в наши дни?

    В чем заключается своеобразие лирики русских поэтов Серебряного века?

    Дидактический материал.

    ТЕМА 1: Обломов и Штольц в романе И.А.Гончарова «Обломов».

    ЦЕЛИ:

    1. Определить социальные и общечеловеческие причины гибели Обломова.

    2. Совершенствовать исследовательские навыки.

    Задание: исследование текста по группам (4 группы): детство, отрочество, юность, молодость Обломова и Штольца.

    ПРОДУКТ: цитатный план-схема, позволяющий провести сопоставительный анализ, минисочинение.

    Тема 2: Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.

    ЦЕЛИ:

    1. Показать сатирическую направленность сказок.

    2. Формировать исследовательские и коммуникативные умения.

    Задание: Работа в группах. Знакомство со сказками по темам:

    1. О помещиках и мужиках («Дикий помещик», «Как один мужик двух генералов прокормил»).

    2. О правителях («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

    3. О типах людей («Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц») ПРОДУКТ: презентация сказок по темам.

    Тема 3: Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»

    ЦЕЛИ:

    1. Выявить фольклорную направленность поэмы, найти жанры фольклора

    2. Формировать исследовательские и коммуникативные навыки.

    Задание: Работа в группах. Найти изобразительно-выразительные средства:

    1группа - сказки,

    2 группа - былины,

    3 группа - были,

    4 группа - песни,

    5 группа - притчи,

    6 группа - пословицы, поговорки, приметы, народный театр.

    ПРОДУКТ: презентация

    Тема 4: Своеобразие поэтического творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

    ЦЕЛИ:

    1. Показать своеобразие лирики поэтов.

    2. Формировать умение анализировать, систематизировать материал и оформлять его в виде книги.

    Задание: Знакомство с лирикой Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Работа в группах (формируются по желанию) – создание сборников стихов, оформление.

    ПРОДУКТ: сборники стихов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

    Тема 5: «Лев Толстой – это целый мир».

    ЦЕЛИ:

    1. Создать представление о Л.Н.Толстом - человеке и писателе.

    2.Формировать умение работать с дополнительной литературой.

    Задание: Работа в группах.

    1 группа (комментаторы) создает хронологическую таблицу жизни и творчества.

    2 группа (архивисты) анализируют дневниковые записи и пишут аналитическую статью.

    3 группа (искусствоведы) готовят рассказ о портретах писателя (работы Репина, Ге, Крамского).

    4 группа (смекалистые) составляют викторину или тест о Л.Н.Толстом.

    ПРОДУКТ: таблица, статья, викторина, презентации.

    Тема 6: Вечные образы и сквозные темы в русской литературе XIX века.

    ЦЕЛИ:

    1. Доказать, что русская литература XIX века продолжает и развивает традиции литературы предшествующих периодов.

    2. Формировать умение систематизировать полученные знания.

    Задание: Заполнить таблицу.