Сергей Пахомов - юродивый, который смог по-настоящему шокировать не только телевизионную публику, но и самых завзятых скептиков проекта «Битва Экстрасенсов». Кажущийся на фоне остальных участников просто посмешищем, выглядящий практически как бомж, этот чудный старик с легкостью проходил все испытания одно за другим.

В статье:

Сергей Пахомов - юродивый

О том, что он юродивый, заявлял сам , при этом - задолго до публичного представления себя в качестве экстрасенса. Более того - об этом говорили и известнейшие русские критики в сфере современного искусства, которым и является . Но далеко не каждый современный русский человек знает, в чем же заключается суть юродства и что вообще объясняется этим термином.

Сергей Пахомов

В этом плане Пахом сумел открыть глаза широкой общественности на такой аспект русской культуры, как юродство, который в долгие века был крайне значимым элементом славянского общества. Юродивые, если говорить просто - это люди «не от мира сего». Часто, особенно если такое поведение сочеталось с истинной верой в Христа, подобных людей именовали еще и блаженными.

Благоговейное отношение к блаженным происходило не только из христианских истоков, но из самых древних славянских обычаев и культов. Как у множества других народов, в первую очередь тех, кто жил в близости с природой, у наших предков все блаженные считались особыми людьми, которые смотрят на мир с другого ракурса и могут поведать многое, что скрыто от глаз простых обывателей. Наиболее близкое отношение к сумасшедшим было, как ни странно, у американских индейцев. Большинство европейских и азиатских народов, вопреки славянам, изолировали таких людей или старались избавиться от них побыстрее - несмотря на то, что верили в наличие у юродивых экстрасенсорных способностей, они считали, что те происходят от Дьявола, а не от Бога или природы.

Интересным фактом было еще и то, что юродивые далеко не всегда были людьми с психическими отклонениями или болезнями. Понятие «юродство Христа ради» было крайне распространено в 15-17 веках, когда монахи добровольно отрекались от мирских ценностей, традиций и норм, ходили нагишом и изобличали пороки общества, попирая устоявшиеся правила. Такое поведение не было уникальным - еще древнегреческий философ Диоген прибегал к такой психологической методике, причем более чем успешно.

Вот и Пахом взял себе на вооружение такой способ. Его перформансы и творчество наглядно демонстрируют дерзкую попытку сломать шаблоны и выйти за грань общедозволенного. Но назвать его душевнобольным нельзя - Сергей является крайне расчетливым, умным и по-настоящему успешным человеком. Посудите сами - разве мог бы психически неадекватный человек практически десятилетие занимать пост арт-директора русского отделения одного из самых известных глянцевых журналов?

Сергей Пахомов поехавший - почему его так называют?

Многие люди, впервые увидевшие Пахома на шоу «Битва экстрасенсов», удивляются, когда Пахома называют «поехавшим », и не очень понимают, откуда взялось такое прозвище. На самом деле ответ на эту загадку крайне прост - в «Зеленый Слоник» именно так его героя называет другое действующее лицо - Владимир Епифанцев. Так как у персонажей в этом фильме не было имен, зрители быстро придумали им клички, чтобы было проще понимать, кто из них есть кто. Кстати, именно после съемок в «Зеленом Слонике» Пахомов получил прозвище «Пахом» и стал популярен среди молодёжи и в Интернете.

Несмотря на шокирующее поведение своего персонажа, в его образе прекрасно раскрываются личностные качества самого Пахомова, а также демонстрируется то самое юродство, о котором дед заявлял в интервью на «Битве экстрасенсов». Что еще более интересно, так это то, что в другом своем интервью Пахомов прямо говорит, что « » - это магическая практика. И доля истины в этом есть. Так, например, в испытании с черепом снежного человека, Пахомов начал курлыкать, как и его герой в нашумевшей киноленте. И, к удивлению как зрителей, так и скептиков, у него с легкостью получилось узнать, что именно скрывается в непрозрачной коробке.


Другим паранормальным проявлением были загадочные действия Пахомова на кастинге в первом выпуске шоу. Тогда он дважды сумел безошибочно найти человека, спрятанного в багажнике среди множества автомобилей. Дед вел себя совершенно неадекватно - кряхтел, прыгал, бегал трусцой и, к удовольствию поклонников фильма - стоял как цапля на одной ноге . И эти действия точно так же, совершенно непонятным образом, позволили ему отыскать спрятанного мужчину.

Сам Сергей не считает, что в его способностях есть что-либо особенное и верит, что открыться такие таланты могут в любом человеке, который выйдет за обрисованные обществом и им самим рамки. По словам юродивого, необходимо открыться миру и творить всё, что придет на ум - и тогда мир откроется и для самого ищущего.

Как стать юродивым, как Сергей Пахом и обрести волшебные таланты?

Если вас не смущают странности Сергея, и вы хотели бы действительно обладать похожей, мощной и удивительной силой, то вам придется постараться. В первую очередь самой главной трудностью будет борьба со своими собственными заблуждениями и стереотипами. Так, свое поведение в «Зеленом Слонике» Пахом объяснял тем, что пытается сломать устоявшиеся нормы. Обществом считается, что поедать фекалии - это плохо. Он же доводит это утверждение до абсурда и называет испражнения «сладким хлебушком». Это не только аллюзия на суровый сельский быт в российской глубинке, но и глубокая эзотерическая мысль, дающая множество подсказок знающему человеку. Конечно, если вы хотите стать юродивым, вам совершенно не обязательно совершать подобные нелицеприятные и, к слову, вредные для здоровья поступки. Но обязательно нужно отбросить презрительное и ничем не обоснованное негативное отношение к такому поведению.

Именно в ломании рамок и заключается вся суть юродства. Как только вы сможете по-настоящему отрешиться от всего мирского, вы точно сможете лучше понимать все происходящие во Вселенной процессы, являясь их неотъемлемой частью. Подобное можно встретить в большинстве существующих медитативных практик всех народов мира, в первую очередь, в индийских и тибетских методиках аскетизма. При этом следует всегда оставаться в здравом уме и не творить действительно опасные для здоровья вещи, а трезво давать своим поступкам и действиям оценку, опираясь лишь на объективные факты, а не на навязанные кем-то стереотипы.

Если вы действительно хотите встать на этот путь, то творчество Пахома и его жизнь смогут стать прекрасным толчком для вашего развития. Если вы сможете находить в нем действительно что-то интересное и полезное, отбросив общественное мнение и все табу - тогда вы сделаете первый шаг к пониманию своего пути. Но этот путь не менее тернист, чем и другие способы саморазвития. От вас вполне могут отвернуться родные и друзья. Впрочем, не стоит расстраиваться - если они решат прекратить с вами контакты, это значит, что им нужны были не вы, а ваша маска. Ценности в вас просто как в человеке они не замечали.

Но не стоит бояться таких проблем. Ведь вы станете действительно открыты не только миру, но и людям, что поможет вам быстро найти как настоящих друзей, так и истинную любовь. Более того - вы сможете творить истинные чудеса и дарить простое и понятное каждому добро. Даже мрачный демонолог и некромант признавал, что ему приятно находиться рядом с Пахомом и, что от этого человека буквально «прет добром».

Также, если вы станете настоящим поклонником Пахомова, у вас наверняка получится с ним встретиться - он постоянно проводит художественные выставки, появляется на публике в качестве стенд-ап комика и участвует в различных перформансах, не отказывая никому из своих поклонников в непосредственном общении. Возможно, он даже смо жет статьвашим гуру - духовным наставником на пути саморазвития.

Другие известные юродивые на Руси

Популярность Пахома дала отличный толчок развитию русской культуры и поиску правды в своем отечестве. Стоит отметить, что Пахом - далеко не первый, кто решил стать юродивым. В основном, большая часть юродивых Христа ради жила на заре становления династии Романовых, однако, самый первый задокументированный случай православного юродства произошел с монахом Исаакием Печерским. Вся его жизнь после пострига сопровождалась настоящим отказом от всего мирского - будучи богатым купцом, перед постригом он раздал всё свое состояние нищим. К юродству же его подтолкнуло произошедшее с ним событие, когда его пытали бесы, прикинувшись ангелами с Иисусом Христом. После произошедшего, придя в себя, монах решил искупить свою вину, отрекшись от одежды и мирских норм.

Первым же канонизированным именно в качестве блаженного монахом стал Прокопий Устюжский, бывший ганзейский купец, перешедший в православную веру. Он предсказал падение метеорита и последовавшие за ним другие стихийные бедствия, предостерегая жителей города от участи Содома и Гоморры и постоянно молясь за их жизни.

19 сентября на канале ТНТ стартовал 16-й сезон одного из самых рейтинговых российских реалити-шоу «Битва экстрасенсов». Одним из новых участников проекта неожиданно стал Сергей Пахомов — артист, художник и мастер экстремального стэнд-апа. Ценителям андеграундного российского кино он также знаком по фильмам Светланы Басковой «Пять бутылок водки», «За Маркса», «Голова» и, конечно, «Зеленый слоник» — герой Пахомова из этой картины уже давно стал источником бесконечных мемов в интернете. На сей раз Сергей выступил в новой для себя роли экстрасенса и моментально вырвался в фавориты «Битвы». «Газета.Ru» связалась с артистом, чтобы выяснить, как произошла эта метаморфоза.

— Как вы оказались в «Битве экстрасенсов»?

— С одной стороны, я решил опровергнуть миф, существующий в массовом сознании, о том, что ни на какую передачу нельзя попасть простому человеку. Я прочел в интернете, как это делается, сходил на отборочные встречи, заполнил анкету и в итоге попал в состав участников на общих основаниях. С другой стороны, надо же было куда-то приложить свои способности — тем более что я уже давно к этому стремился. В общем, выбрал программу по профилю. Экстрасенс идет к экстрасенсам, верно?

А я не только экстрасенс, но и выступать люблю — вот и пошел на телевидение.

— Но ведь у вас уже есть популярный образ благодаря роли в фильме Светланы Басковой «Зеленый слоник», в котором вы много нецензурно выражаетесь, едите фекалии…

— Так «Зеленый слоник» — это тоже магическая практика! Если мы рассматриваем социальные правила как реальность — нельзя жрать говно, нельзя говорить об этом, — то любое осмысленное разрушение этой реальности и есть магия. Пощечина общественному вкусу — это магия, выход к другим формам восприятия.

«Зеленый слоник» опередил свое время и сейчас постепенно с ним смыкается — как музыка Баха, которую сравнивают с огромным акведуком из прошлого в будущее.

Разумеется, какие-то смелые проекты всегда вызывают у людей резкую реакцию. Именно поэтому в перформансах я использую грязноговорение, какие-то провокационные вещи. При этом я люблю сочетать, сталкивать это с какими-то наивными, искренними вещами, с красивой музыкой. В некотором смысле то же самое происходит и сейчас, когда привычный образ сталкивается с тем, что зрители открывают меня в новом качестве.

— Считается, что «Битва экстрасенсов» — это подставное, срежиссированное шоу. У вас не было таких подозрений, когда вы шли на кастинг?

— Вообще, зрителей «Битвы экстрасенсов», на мой взгляд, принято недооценивать, хотя они намного внимательнее и энергетически сильнее недоброжелателей и кликуш, которые поливают программу грязью. Я же верю в людей, люблю их и уверен, что они сами разберутся, верить ли тем, кто говорит, допустим, о том, что я на самом деле мерзкий говноед из «Зеленого слоника», а не добрый дедуля Пахом. Они увидят, что и здесь, в «Битве», и там была одна и та же мощная доброта. Что же касается передачи, то никакой подставы нет: я прихожу на испытания и только на самой съемке, когда ведущий объявляет задание, узнаю, о чем пойдет речь.

Ритуал, которым по факту являются правила проекта, сам по себе ценен, поскольку уже стал частью реальности.

Правдивость тут очень важна, важен момент взаимодействия с человеческими судьбами, который мне в данном случае понятен и близок. В отличие, например, от хоккея и футбола, которые я не смотрю, потому что совершенно не понимаю, хотя и ценю любовь к ним окружающих. Кроме того, сомнения публики в правдивости, по-моему, только делают программу интереснее — этим принципом я руководствуюсь и в своих перформансах. Я вообще враг однозначности.

— А как давно у вас проявились сверхъестественные способности?

— Ну, началось все с детских галлюцинаций, совпадений, попаданий, каких-то шоковых состояний… Позднее, когда люди делились со мной своими бедами, я проникался их горем и давал какие-то странные, дикие советы, которые и сам не мог объяснить, но тем не менее это помогало справляться с проблемами. Я долго пытался объяснить эту силу, но в итоге просто принял как есть и стал с ней работать. Мои техники предполагают полное рассредоточение, абсолютную утрату воли, мне становится абсолютно все равно — это такое почти буддистское состояние. Когда я впадаю в транс, то уже не могу объяснить, как, что и почему ко мне приходит, просто понимаю, что надо сделать то-то и то-то. Мне, кстати, кажется, что это состояние очень в духе того времени, в котором мы живем. Сегодня ведь ушел большой стиль, нет идеологий, нет ценностей, зато есть множество точек зрения по любому вопросу и каждая из них в той или иной мере верна.

Исчезло разделение на правду и неправду — вполне можно допустить и то, что Земля стоит на трех китах, и то, что на время сна человек умирает.

В общем, мировоззренческое стало дробным. В современном мире, по-моему, одновременно существует вообще все: и чудеса, и суровая реальность, и реальность объективная, которая к людям относится, скажем так, отстраненно. А значит, надо просто делать то, что хочешь, иррационально. В то же время созрела потребность в новой культуре, новой деятельности, в преображении каком-то. Этим я и занимаюсь, мне очень нравится встраиваться в реальность таким образом.

— Вас привыкли воспринимать как художника, актера, перформера. Эта деятельность для вас тоже как-то связана с экстрасенсорикой?

— Конечно, занятия искусством — это и есть магия. Ведь я обладаю какими-то способностями не потому, что я художник, а, наоборот, я, скорее, художником стал именно благодаря своим способностям. В своих перформансах я тоже прибегаю к трансовым практикам, делаю то же самое, что и в эфире «Битвы». Логическая система в эти моменты выключена, я впадаю в состояние такого контролируемого безумия, наблюдая за собой со стороны. Управляю своей бессознательностью, не снижая ее градуса.

Я называю это состояние Чувством Ошпаренности, из которого я всегда выходил совершенно другим.

Собственно, на телевидение я пошел в том числе и из-за того, что мне захотелось проверить эту практику контролируемого транса в каких-то других условиях.

— То есть принципиальной разницы в роде деятельности между сценой и экраном для вас нет?

— Да, верно. Я вообще так всю жизнь живу, доверяю своему трансу. Для некоторых моя жизненная траектория выглядит наполненной бесстрашием и случайностью. Я не сотрудничаю ни с какими институциями, не хожу проторенными дорожками. У меня есть принцип, что я берусь за любое интересное мне дело и делаю его хорошо. С этим связана и моя популярность — ведь это тоже странное, чудесное явление, учитывая, что я нигде этому не учился. Я считаю, что ничто не может помешать мне заниматься тем, чем хочется. Грубо говоря, я уверен, что мог бы стать хорошим журналистом, даже если бы был глухим и не умел ни читать, ни говорить.

В наше время это вполне возможно. Мне кажется, что люди вообще все наделены какими-то способностями, но они отказывают себе в них, поскольку им навязана некая понятийная система, логика, с которой я никогда в дружеские отношения не вступал.

Мне всегда ближе были абсурд, странность, транс, экстаз. России, русской культуре вообще свойственно все это, это и есть русская стихийность, о которой часто говорят.

Наша страна управляется как раз всеми этими законами — странными, иррациональными, — а не законами доллара, рынка, нефти. Поэтому я уверен: чтобы стать личностью, надо прислушиваться к себе, уметь услышать исходящий изнутри язык и уже на нем общаться с внешним миром. Тогда появится особенный взгляд на мир и мир вокруг начнет двигаться.

— Ну и в заключение должен спросить: что вы собираетесь делать дальше, после окончания участия в проекте? Вернетесь к перформансам?

— А я понятия не имею. Любые стратегии, любое программирование — это, по-моему, всегда смешно. Мое сознание находится в состоянии полулевитации, поэтому меня, кстати, и молодежь любит, которой чужда заскорузлость. Раньше я иногда мечтал — так все будет или иначе, а сейчас, уже лет десять как, перестал мечтать вообще. После «Битвы экстрасенсов» я, может быть, запишу новый альбом или еще что-нибудь сделаю, не знаю.

Главное, чтобы это помогло мне понять, почувствовать, в каком мире я живу, потому что он устроен так сложно, что с ума можно сойти.

Поэтому и надо постоянно действовать, иначе можно засохнуть и сгинуть в проклятую пустоту.

Когда он появился на отборочном туре 16-го сезона «Битвы экстрасенсов», зрители, хоть немного знакомые с московским андеграундом, были поражены. У всех бился в голове один-единственный вопрос: "Зачем он сюда пришел?" И действительно, для чего проходить испытания, предназначенные для людей со сверхспособностями, человеку, соединившему в себе умения музыканта, художника-авангардиста, сценариста, актера андеграунда и некоторые другие? После первого же выпуска сезона зрители начали нескончаемый спор о том, кем же он является на самом деле: экстрасенсом с удивительным даром, хорошим актером или шарлатаном. Итак, Биография его привлекла множество любопытных глаз с момента появления на битве.

Детские увлечения

В ноябре 1966 года на свет появился мальчик, названный Сережей. Он рассказывал, что в возрасте пяти лет родители отдали его в музыкальную школу. Он окончил ее по классу скрипки. Играл он и после окончания школы, но вскоре забросил это увлечение. Случай послужил тому виной: его мама, как-то подскользнувшись на обледенелом асфальте во время обычной прогулки, упала на инструмент.

Еще одним увлечением мальчика по имени Сергей Пахомов, биография которого полна непонятных фактов, было рисование. Для того чтобы его талант получил подтверждение и развивался далее, он окончил художественную школу и художественно-промышленное училище. В училище парень увлекается русскими техниками живописи и иконописью.

Параллельно с этим он симпатизирует музыке и спорту: играет в музыкальных коллективах и занимается борьбой.

Выставки и глянец

В одном из интервью Сергей Пахомов, биография которого до сих пор подвергается сомнению, равно как и факты, изложенные в ней, сообщил, что примерно за год до окончания им училища его помещают в психиатрическую лечебницу имени Кащенко. отправила его туда, вместо того чтобы отослать на войну, никак не заканчивающуюся в Афганистане.

В восьмидесятых художник-авангардист участвовал в некоторых камерных художественных выставках, которые проводились не только в клубах, но и в квартирах. По окончании десятилетия у Пахомова появилась возможность делиться своим мастерством с зарубежными ценителями искусства — в Нью-Йорке и Австрии.

На протяжении двенадцати лет, с 1988 по 2000 год, Сергей Пахомов, фото которого представлены в статье, с особым вниманием изучал искусство в странах Америки и Европы. Он считал, что для его дальнейшего творческого развития это необходимое условие.

Еще одна сфера его деятельности — арт-директор в Работал он и штатным художником, а с лета 2009-го он был арт-директором в редакции российской версии Elle.

Его киношедевры

Известен Сергей Пахомов, биография которого постоянно пополнялась непонятными для обычного обывателя фактами, стал после исполнения ролей в скандально известных фильмах режиссёра Светланы Басковой «Зелёный слоник», «Кокки — бегущий доктор» и некоторых других. Режиссер считает, что их совместная с Сергеем работа по сути и содержанию такая же, как у Феллини и Мастроянни. Она постоянно останавливает внимание на том, что без этого андеграундного актёра ни один из ее фильмов не будет ярким и запоминающимся, фильмы лишатся своей души.

Правда, сам актер относится к себе с огромной долей критики и называет свой труд в российском кинематографе «помесью абсурда и идиотизма». Самой заметной ролью, которую сыграл Сергей Пахомов, экстрасенс - в недалеком будущем, была роль мужика из деревни в картине «Зеленый слоник». Позже он появлялся в сериалах Гай Германики.

Личная жизнь странного человека

Личная жизнь его так же, как и его творческие устремления, полна некоего непонятного и неподдающегося упорядочиванию абсурда. С одной стороны, весной 2007 года Сергей Пахом утверждает, что не состоит в браке, но приходится отцом приемному сыну Ивану. С другой стороны, в одном из интервью, которые Сергей Пахомов раздает довольно часто, особенно в последнее время, он рассказывает, что счастлив в браке и занимается воспитанием своих родных сыночков.

И только пару лет назад достоянием общественности стал факт, что Сергей Пахомов находится в официальном браке с Еленой Токаревой, которая была главным редактором издания «ELLE Декор».

И снова «Битва»

Дед Пахом, как он сам себя называет, был одним из самых неординарных и противоречивых участников 16-го сезона «Битвы экстрасенсов». Его появление на шоу стало очень уж неожиданным. Он убеждал всех, что до этого момента ни разу не смотрел ни одного выпуска из предыдущих сезонов. Но его знакомые, которые были осведомлены о том, что у него есть некоторые способности, убедили Сергея в том, что ему просто необходимо попробовать свои силы наравне с другими участниками.

В первом же отборочном туре, когда нужно было найти человека, спрятанного в багажник одного из нескольких десятков автомобилей, расположенных по обе стороны большого ангара, он поразил всех. Вликолепно справившись с заданием, дважды (!) нашел человека Сергей Пахомов. «Битва экстрасенсов» такого еще не видела. Еще ни один из участников не показывал такого великолепного результата. Правда, когда он выбрал правильную машину, ведущий не поверил, посчитал, что Пахому просто повезло, и попросил его попробовать повторно. Что тот и сделал просто превосходно!

И все дальнейшие испытания этот странный, больше похожий на бомжа или юродивого человек проходил так, что окружающие просто диву давались.

И только после окончания съемок Сергей Пахомов, биография которого теперь расцвела яркими красками, рассказал, почему он здесь. Ему просто не хватает славы. Да, конечно, некоторая слава у него уже была после выхода фильмов и выставок с его полотнами. Но ему было этого мало. Что из этого получилось, можно узнать, посмотрев 16-й сезон о битве людей со сверхспособностями.

Наверное, за все предыдущие сезоны, не было более юмористического персонажа, чем Сергей Пахом в «Битве экстрасенсов» .

Появление Пахома на шоу

Ещё на кастинге, все участники и даже ведущие восприняли его как маленькое недоразумение, а некоторые даже подумали, что это случайно проходящий бомж увидел массовое скопление людей и решил заглянуть в гости. Потому как одет он был характерно. Что особенно подняло настроение, так это тапки, в которых Сергей усердно бегал на испытании. Но уже вскоре все поняли, что этот экземпляр забрёл на «Битву Экстрасенсов» совсем неслучайно, а намерения у него самые смелые.

Сергей говорил о своей деятельности с особой серьёзностью и ни разу не улыбнулся.

Кто этот смешной, бородатый мужичок?

Сергей Пахомов известен некоторым ещё с 90-х годов из фильма «Зелёный слоник». Фильм был снят одним малоизвестным режиссёром из России Светланой Басковой в «мусорном» жанре.

В сюжете фильма присутствуют такие запретные темы , как: копрофилия (извращённая форма сексуального поведения, в котором наслаждение достигается в процессе манипуляций с калом партнёра), некрофилия (любовь к мёртвым, неодушевлённым объектам) и гомосексуализм.
Несмотря на то, что весь фильм снят на любительскую плёнку, и сюжет его вызывает не очень приятные чувства, он был удостоен диплома 3-й степени.

Можно ли назвать Пахома экстрасенсом?

Сергей Пахом заявляет о себе как о юродивом экстрасенсе . Если уточнить смысл этого выражения, то получается, что актер хочет всем показаться недалеким человеком.

Юродивым считается тот, кто намеренно пытается казаться глупым безумцем.

Сергей утверждает, что он умеет впадать в транс, который скорее напоминает бессмысленный и смешной танец или забег подвыпившего человека. На Битве, когда участники проходили испытание с машиной, Пахом принял позу цапли, начал кружиться как юла на одном месте и мотался до тех пор, пока были силы. Сразу все подумали: «С этим персонажем всё ясно!» Но ясно было до тех пор, пока Сергей не справился с заданием так, как до этого не удавалось ни одному экстрасенсу.

Пахом блистательно справился с заданием

Сергей прошёл испытание за минуты три, благополучно нашёл человека, спрятанного в багажнике. Скептик Сергей Сафронов не поверил в экстрасенсорные способности Пахома и вежливо попросил повторить испытание, дабы убедиться, что это не случайность.

И вот, Пахом, побегав по павильону, приняв позу цапли, подбежал к автомобилю, в котором находится человек, потом резко развернулся и побежал в другую сторону. В этот момент все затаили дыхание, испытание казалось проваленным, но не тут то было, потому, как Пахом резко вернулся и с уверенностью указал на автомобиль, в багажнике которого и находился спрятанный человек.

Сергей Сафронов был шокирован и заявил, что на этом испытании «Битва Экстрасенсов» потеряла скептика в лице него.

Что будет дальше?

Бывшая звезда интернета Сергей Пахом имеет все шансы стать самым сильным экстрасенсом России, возможно, не только этого сезона, а всех прошедших. Оценить сильные стороны экстрасенса Пахома можно будет в будущих сериях.

По окончании съёмок, Сергей Пахом дал комментарии и объяснил для чего ему надо участие в 16-й Битве Экстрасенсов.

Его звёздный этап длился недолго, да и не принёс Сергею много славы, а он хочет стать известными. Пахом заявил, что на Битву он пришёл только за победой.
Сейчас этот необычный участник обсуждается всеми телезрителями. Мнения сильно раздваиваются, кто-то испытывает восторг от этого юродивого экстрасенса, а некоторые считают, что это часть плана, для пиара какого-то нового проекта Сергея.

У каждого своя правда и личные взгляды, но пока Сергей Пахом с лёгкостью может удивить и поднять настроение.

Мало кто знает, но Пахом является еще и исполнителем треков совственного сочинения. Они пронизаны нецензурной бранью, музыка в стиле трэш? как и сам фильм "Зеленый Слоник". Его "Произведения" можно послушать по этой ссылке .

Видео с «Битвы экстрасенсов»

А вот не очень приятное видео, в котором Пахом играет в фильме «Зеленый слоник» роль неадекватного человека:

Фотография: Иван Кайдаш

Вы, должно быть, слышали: Сергей Пахомов, художник, музыкант, актер, арт-директор, мем и просто незаурядная личность (как он сам говорит, «… проссышь, кто я»), теперь еще и юродивый экстрасенс Дед Пахом. Сергей пришел на ТНТ на шестнадцатый сезон «Битвы экстрасенсов», прошел ряд испытаний и добровольно покинул программу, уступив место дуэту Иоланты и Россы, против которых проголосовало жюри. Под прицелом камер Дед Пахом объяснил свой поступок желанием сделать доброе дело. За шесть серий Пахома узнали в лицо порядка десяти миллионов россиян - рейтинги шоу сравнимы разве что с показателями новогоднего поздравления президента. Пахом рос в неполной семье. Отец, профессор-микробиолог, расстался с мамой, когда Сергей был еще ребенком. В детстве у Пахомова были галлюцинации и видения, он мог проплакать шесть часов от одной мысли о смерти матери. «А у меня все переживания в жизни были. Я что подумаю, то и переживаю. Когда ребенок один в семье, это говорит о болезненности. Я все пытаюсь эстетизировать, ее в том числе. Это хороший инструмент для познания мира: через страдание, через психоз. Но болезненность у меня всегда на грани маскарада, что важно. Потому что, конечно, я за жизнь, а не за смерть», - мы встретились с Пахомовым через неделю после показа последнего выпуска «Битвы экстрасенсов» с его участием. «Дед Пахом - это собирательный образ. Такая мифологема русской культуры, некий простофиля, не вытирающий носа, не стригущий ногтей. Глас народа», - объясняет Сергей. О Сергее рассказывает Мария Шайкевич, бессменный продюсер передачи «Битва экстрасенсов»: «Он человек гиперчувствительный, а что это, как не экстрасенс? Мы не хотели, чтобы он уходил. Прочили ему победу». Источник на ТВ подтвердил, что Пахом был фаворитом как у жюри, так и у зрителей: по опросам, он набирал 50% голосов, в три раза опережая ближайшего преследователя. Я интересуюсь у Пахома, видит ли он как ­медиум свою собственную судьбу. «Конечно. ­Такое ровное озарение. Это называется манией величия».

В живописи Пахомов колеблется между абстракционизмом, иконописью и лубком: «Мне нравится псевдометафоричность, псевдобанальность, подобие чего-то, нечто, похожее на проблеск мысли, но именно что похожее, потому что так оно становится многозначительнее»Фотография: Иван Кайдаш 6.32. Суббота. Крым. «Good morning, Great Moloch», - приветствует меня Сергей Пахомов на пустыре в пяти шагах от центральной площади Балаклавы. Времени в обрез. Сергей начал утро с кофе и последнего альбома Ариэля Пинка; в машине предлагает перекусить жареной барабулькой художник Владимир Ярин, так же как и Пахомов, работающий на съемках нового сериала Валерии Гай Германики «Бонус». В череде фантастических метаморфоз Пахома закинуло сюда художником-постановщиком. По дороге спрашиваю Пахомова, что их объединяет с Германикой. Стилистика кабаре? «Наверное, да. Когда я жил в Берлине, то ходил в старые кабаре, впитывал в себя музыку Клауса Номи. С Германикой нас объединяет сила и беспомощность. Или сила беспомощности. Мне близка идея величия через убожество», - поясняет он. Пахомов обращает мое внимание на сходство лоскутного утепления хрущевок с картинами Пауля Клее, оживленно рассказывает о съемках «Шапито-шоу» в Симеизе, но, когда разговор сходит с накатанных рельс светской беседы, внезапно серьезнеет: «В искусстве можно идти в сторону совершенства. А можно идти обратно, в разрушение. Но и там надо искать свои ритмы, свою логику распада, уметь выявлять цикличность». Речь заходит о «Зеленом слонике» - артефакте девяностых, глубоко метафоричной камерной драме, против задумки авторов ставшей за последние годы настоящим интернет-хитом. «Он мог быть снят только в той дешевой стилистике; я понимаю и люблю все уродливое, убогое и некрасивое. Потому что оно прекрасно», - голос Пахома дрожит, а на глаза вот-вот навернутся слезы. В рассеянных лучах солнца, пробивающегося сквозь серые облака, он похож на большого ребенка.

Другое важное впечатление детства Пахомова - лубок, понятый как своеобразная картина мира. Это заметно по его живописи - яркие, контрастные цвета, грубая, но меткая начертательность, повсеместные надписи - от вполне ясных до абстрактных и самодостаточных. «Барин-гомосек», «Свобода, равенство и братство, обожаю прикасаться», «Соф Яоц Зююл». Впервые его показали по телевизору в конце восьмидесятых в передаче «Взгляд» именно в качестве живописца. Он продавал свои картины на улицах Москвы, а в начале девяностых отправился в затяжное путешествие: разрисовывал Берлинскую стену, дружил с парижской богемой и получал гранты в Нью-Йорке. Судя по всему, ему действительно сопутствовал успех: Пахомов участвовал в знаковых коллективных выставках восьмидесятых, а в нулевые у него сложилась так и вовсе блестящая галерейная история. Чего стоит инцидент с приобретением Saatchi одной из монументальных работ художника - «Я Пахом» - шестнадцати деревянных досок с одинаковой надписью, объединенных в гигантское панно. Живопись, видео, фотографии, да и сама жизнь Пахома явно подвержены принципам серийности. Взять «Blaue Hand» - инсталляцию в Берлине, состоящую из трех сотен снимков руки Пахома в синей перчатке, попадающей в интересные жизненные ситуации. «Я вообще сторонник банальности. Знаешь, мне нравятся люди, которые анекдоты рассказывают, а лучше один и тот же анекдот. А идеально, чтобы человек вообще одно слово выговаривал, - мы сидим с Пахомом в кафе. - Вот мечтал я о таком человеке, а потом деревянный герой появился в американском фильме, он там говорил: «Я - Грут». Сейчас уходит шелуха и остается только «я - Катя», «я - Петя», «я - Джон». Больше ничего. Потому что песен много, червей много, войн много - всего много. Материальные ценности уходят. Хотеть уже не важно, делать - тоже. А вот момент идентификации важен». Сергей Пахомов не скрывает, что воспринимает жизнь как творческий акт, а биографию - как произведение искусства. Такой подход соотносится с установками позднесоветских нонконформистов - Мамлеева, Пригова, Сорокина, Зверева. Со многими из них он пересекался в молодости. «Надо просто понимать, откуда мы вышли, куда мы движемся», - Сергей доедает лапшу, а вокруг нас в крошечном кафе шушукаются люди. Хорошо слышно слова «Пахом», «битва» и «слоник».


Одно из главных достижений Пахомова - выработка узнаваемого образа, на который оборачиваются люди: «Во времена распутицы я создал собственный мир со своими демонами, все как в хорошей японской манге. Потому меня так любят подростки, потому что я для них знакомый герой, такой срущий веселый дедушка да еще и колдун. Это цельная картинка, которую можно брать и вставлять куда угодно - от рок-оперы до документального фильма»

Фотография: Илья Батраков


Фотография: Илья Батраков

10.30. Суббота. Симферополь, вокзал. Ни к кому из тех, с кем мне довелось общаться на протяжении своей карьеры, не подходило столько людей за автографом или просто с вопросом, сколько к Сергею Пахомову. Он беспрекословно расписывает чужие блокноты и встает под прицел камер смартфонов. «Мой знакомый из Голландии сделал вазу из козявки. Сидел утром, палец в нос засунул, вытащил - ему форма понравилась, он ее оцифровал на сканере, и отличная ваза получилась. Его Марсель Вандерс зовут, компания Moooi», - рассказывает Пахом о современном дизайне ошеломленным пятидесятилетним сотрудницам вокзала и паре полицейских. 10.40. Там же. «Нужно играть с собой по-настоя­щему. Риск - это очень важная вещь, к нему нужно быть открытым. Но много грустного случается. Это страшно, когда люди взлетают, а сказать миру ничего не могут. Они не плюют божественным плевком в будущее. Нельзя посылать инопланетянам, к сожалению, песни Лаэртского. Они не дают полную картину. А вот если отправить им песни Лаэртского и Муромова, то картина станет уже полной. А что же мешает быть мне и Муромовым, и Лаэртским, а еще и всем пространством между ними? Амбициозные задачи должны быть. И божественную харкотину для плевка надо все время готовить», - воспользовавшись перерывом в съемках, рассуждает Пахомов, прихлебывая чай из пластикового стаканчика. Правая рука Пахомова, Игорь Гембель, которого с легкой руки начальника пол съемочной площадки зовет Геббельсом, начинает рассказывать, что от фтора закрывается третий глаз, поэтому зубы нужно чистить порошком. «У нас тут все больные на площадке. Все … [со сдвигом]. Здоровые не нужны», - отпускает на ходу Пахом. 10.55. Там же. Погрузка в поезд Симферополь–­Севастополь, в вагоне-ресторане которого должны продолжиться съемки. Германика и Пахомов едут в купе. Тронулись. Команда «Мотор» откладывается, откладывается, откладывается - в какой-то момент арт-директор и режиссер начинают хором петь «Этот поезд в огне». Состав ползет, нарушая все мыслимые законы о минимальной скорости движения, за окном тянутся сталкеровские пейзажи. Сергей тщательно чистит рукав куртки от обнаруженного пятнышка. Для человека со столь оголтелым образом жизни он на редкость хозяйственный. «Я люблю шутки. Но мне как любителю изящества абсурд кажется более тонким, чем прямолинейный юмор. Шутка, не похожая на шутку, что-то такое», - повествует Сергей. 11.40. В вагон заходит заместитель генерального директора телеканала «Дождь» Алексей Казаков, одетый в костюм проводника. Отпустив несколько комплиментов Германике, он начинает подкалывать Пахомова тем, что «сцена не выстроена». «Кто выстраивает-то? Все уже сделано давно! Нерукотворность - наш принцип, понял? Вот как Крым, он нерукотворен», - машет рукой Сергей. Однако вскоре Пахомов заводится и грозит команде «бахнуть по башке молотом Тора». Впрочем, уже по всему понятно, что он не Тор, а Локи, бог лукавства. Германика делится печалью по поводу угнанного в Москве автомобиля. «Я новый хочу. Написала в «Фольксваген», я же Германика, чтобы они дали. И в «Шкоду» написала - на Октавию (имя дочери Валерии. - Прим. ред.). Второго ребенка Мерседесом назову», - хлопает себя по животу режиссер.

Одной из вех партизанской борьбы Сергея Пахомова оказалось его трудоустройство на руководящие посты в крупнейших глянцевых изданиях. «Это так далеко от меня было на тот момент, вся структура, компьютеры эти - мне было интересно с нуля начать. И при этом вести все время двойную жизнь, днем концепцию журнала в голове держать, а вечером идти сниматься у Басковой», - не устает объяснять Пахомов. Главным занятием Пахомова в нулевые был стендап, странный, как речи Поехавшего из «Зеленого слоника». Чтобы посмотреть на перформансы Пахома, каждый вторник богемные круги Москвы забирались по отвесной пожарной лестнице в неотапливаемое помещение за театром «Школы современной пьесы», переоборудованное ресторатором Аркадием Зельцером то ли в офис, то ли в частный клуб. «Сами перформансы могли длиться по две минуты, когда Пахом упоротый мог что-то проорать, удариться лбом об стену и упасть. Но после он вставал, отряхивался, выходил в народ и как ни в чем не бывало вел изящные светские беседы», - смеется главный редактор отечественного Rolling Stone Александр Кондуков. Главный редактор издательства Ad Marginem Михаил Котомин вспоминает: «Меня поражал его драйв. Было холодно, но Пахомыч в сорокинских нарративах разогревал себя настолько, что в какой-то момент скидывал тулуп и оставался в трусах, не замечая происходящего вокруг». Манера Пахомова была, с одной стороны, ­сфомирована трамвайными скандалистами, городскими сумасшедшими, уличными проповедниками, а с другой - поэтом-концептуалистом Дмитрием Александровичем Приговым: «Он умел смотреть на себя со стороны во время выступления. Маленький Пригов управлял большим. Как любой перформансист мирового значения, Пригов понимал, что он не может отпустить экстаз полностью. Неконтролируемое безумие попросту неинтересно». Сам Пахом - как имя, как кристаллизовавшийся образ - появился в 2005 году, во время первого, краткосрочного опыта сотрудничества с ТНТ. «Мы хотели попробовать превратить Пахома в анти-Гришковца. Но Пахомыч развернул это в другую сторону: мы по его просьбе купили ванну, из которой он собирался вещать, заказали неоновую надпись «Пахом-ТВ». Была договоренность, что он не будет материться, но, естественно, когда он вошел в свое состояние, про запрет забыл, и пилот так и лег на полку студии», - рассказывает Котомин. Своими соображениями делится сын Павел: «Пахомов - это впитывающий организм, а Пахом - извергающий. Пахом не способен к социальной жизни, он живет в царстве полного абсурда, а Сергей может еще вопросы бытовые решать. Но мне кажется, что Пахом постепенно поглощает Сергея Пахомова. До абсолютного может дойти». Кондуков не пропускал тогда ни одного выступления Пахома: «Это духовызывательские психоделические истории, как у Питера Мерфи и Марка Алмонда, таких иконообразных страстотерпцев. И он в некотором роде был одним из них. Он всегда фигурировал на пограничной территории, он мог уйти вечером за выпивкой и вернуться без зубов. Меня это и тянуло - мужчины вообще стараются общаться с теми, от кого идет такой хороший дух опасности», - в голосе Кондукова ­скользит легкая грусть. Спрашиваю Пахомова, как ему удалось отойти от разрушительного образа жизни: «Я пил каждый день в течение 30 лет. А физика сдает, надо промывки всякие, прочистки, больнички, мне лень. Я подумал, лучше я не буду пить, лучше мне будет … [насрать] - и все. Я без башни. Я как вор в законе, без башни. Я свободен. Я могу пить, могу не пить, могу быть алкоголиком, могу не быть. А могу не мочь. Все могу. Ну чтоб было интересно, главное. Чтоб движуха была».

«Мне нравится пре­небрежительно относиться к деньгам. То есть их … [вступать в сексуальную связь], мне нравится. … [вступать в сексуальную связь] деньги. Важный момент. Чтоб они стонали». Последние пятнадцать лет работы Пахомова пользуются хорошим коммерческим спросомФотография: Иван Кайдаш 9.40. Воскресенье. Дорога до Ялты в микроавтобусе Гембеля. Зачитывается новость, что Сергей попал в список выдвинутых общественностью кандидатов в депутаты Госдумы от Омской области. На ум приходит недавняя история с перезапуском «Кинопоиска», когда недовольные редизайном пользователи стали в знак протеста выводить «Зеленого слоника» в топ лучших фильмов в истории кинематографа. На момент сдачи номера в печать рейтинг «ЗС»составлял 9,1 с почти тридцатью тысячами проголосовавших. Это больше, чем, например, у фильма «Летят журавли», 71-е место в списке. В топ-250 фильмов «Слоник», тем не менее, отсутствует. Компания «Яндекс» отказалась от комментариев. Пахом привык, что его имя становится синонимом мягкого неповиновения системе. «Я представляю людям симпатичный инструмент. Я ввожу его в мейнстрим как аррогантный элемент, а мейнстрим покрывается сколами и трещинами изнутри», - говорит он, пока мы подъезжаем к строению, которое надо превратить в дом бабушки главной героини «Бонуса». Владимир Ярин показывает на айпэде референсы, отрисованные Пахомом в его фирменном гро­тескно-иконописном ключе. С домиком, к которому мы подъехали, явно придется повозиться: искомой волшебности в нем ни на грамм, обычный кондо на берегу моря, построенный людьми, недалеко ушедшими из карикатурного мира новых русских. Для Пахомова неполное соответствие референсу - это не проблема, а задача. Вскоре начинают сыпаться реплики вроде «белый, светящийся голубизной, или белый матовый?» и предложения сделать дерево из линолеума, камень - изо льна, а железо - из пластика. 12.40. Мисхор. Разобравшись с делами, стоим и курим на серпантине. То, что он делает, Пахом называет диджеингом: настройкой на несколько волн сознания и выходом в транс. Горло холодит то ли от холодного ветра, то ли от мысли, что для того, чтобы разобраться в этом человеке, надо писать не журнальную статью, а монографию. «Я считаю, что сейчас в мире этом нашем перемешанном, где царит страшный миксер, который все перемалывает, где нельзя взять баклажаны и их порезать ножичком аккуратно. В этом мире, чтобы быть, надо быть таким, как я, во всех ипостасях», - когда Пахом начинает разговаривать цитатами из своих же знаменитых стендапов, становится и вовсе не по себе.

Музыкант Сергей Пахомов снискал меньшую известность, чем художник и уж тем более медиум, но и здесь он нашел свой стиль. В хтонической природе его музыкальных спектаклей сложно усомниться - когда в Москву в первый раз приезжали «4 позиции Бруно», второй группой в этот вечер стояли «Пахом и Вивисектор», и было четко видно, что оба коллектива хотят забраться именно на темную сторону луны. Музыкой Сергей занялся еще в начале восьмидесятых. Его первая группа «Дзю Ом» задумывалась как ансамбль душевнобольных. На одном из немногих оставшихся от «Дзю Ом» видео участник группы Берендей декламирует следующий стих: «Три колбаски из говна/Обывателю за ворот,/Музыка моя нужна/Лишь художникам да ворам». Немногие свидетельства о «Дзю Ом» приводят хиппи-сайты. «Да, мы же все хиппи. Но мы все равно там были чужаками, мы были такие боевые хиппи, которые могут в морду дать, на нас многие косо смотрели. Мне важно выламываться из контекста. Когда ты знаешь правила, ты можешь их изящнее нарушать», - раскладывает по полочкам Пахомов. Музыке он учился сам - благодаря маме Сергей часто бывал в Консерватории и в Большом театре, а о его осведомленности говорит то, что в семнадцать лет ему попала пластинка Терри Райли. В восьмидесятые он был уже достаточно известным художником и мог покупать сам себе не только редкие записи, но и драгоценные инструменты - свои любимые конги он брал как у Давида Тухманова, так и у безвестных гаражных Кулибиных. «А на перкуссии тогда никто не играл, это тоже был своего рода нонконформизм. Вообще, легко играть антимузыку, если ты ее много слушал. Мы делали пародию на авангард, он считался капиталистическим говном тогда, но, по сути, это был максимальный панк - играли до последнего зрителя. Часто во всяких странных местах, в холлах, на улицах, посреди публики на чужом концерте. Нас били, вызывали милицию. Помнится, музыкальный критик Татьяна Диденко кричала: «Хулиганы, хулиганы!» А через три дня позвонила мне и сказала, что до нее дошло, что это был охренительный концерт», - посмеивается Пахомов. Рассказывает Михаил Вивисектор: «Наши выступления обычно начинались под пьяные крики и звон бокалов. Но когда мы в середине делали паузу с тишиной, то было слышно, что никто не пьет ничего, все сидят молча, уткнувшись в сцену. Он умеет взять под контроль толпу даже самых неадекватных людей, затащить их в свое кино». Михаил пересказывает историю, как они с Пахомовым ехали с гастролей из Эстонии и российские пограничники при проверке документов подняли всех на уши, заставили вставать и приседать, сличая лица с фотографиями. Единственным человеком, которого не тронули и даже не попросили предъявить паспорт, был Пахом. «Они чужды мистике, совершенно дубовые солдафоны, их нельзя заподозрить во внушаемости. А он их сделал в один момент, - горячится Вивисектор и следом озвучивает еще одно предположение, почему Дед Пахом ушел из «Битвы экстрасенсов»: - Я ожидал от него чего-то подобного. Потому что он мастер по выкидыванию таких фокусов. Он не может идти по прямой. Он не может как все».

16.21. Воскресенье. В автобусе. «Все из моего детства идет, из сознания фантазийного. Приятно быть резидентом, шпионом таким, менять все постоянно. Почему? Это из-за воображения, из ужасного страха смерти - желание прожить еще какую-то жизнь, а лучше - много жизней. Я понимаю тех, кто меняет пол, потому что им хочется получить новый опыт в другом теле. Еще раз найти себя».