Мария Эва Дуарте родилась в Лос Толдосе, в бедной деревушке в 150 милях от Буэнос-Айреса. Эва была четвертым ребенком, родившимся вне брака у Хуаны Ибаргурен от мелкого землевладельца Хуана Дуарте. В 14 лет Эва сбежала в Буэнос-Айрес, у нее была цель - стать актрисой. Вначале полуграмотность, провинциальность и деревенский акцент мешали ей, однако очень скоро она действительно стала работать на радио, причем ведущей актрисой. Высокая для аргентинки (170 см), с большими карими глазами, светлыми волосами и красивым лицом она нравилась мужчинам.

В 1944 году Эва познакомилась и подружилась с овдовевшим полковником Хуаном Пероном. Поселилась в его доме, а в 1945 году вышла за него замуж. Вскоре Хуан Перон стал президентом Аргентины, а Эва (Эвита, как ее все называли) - первой леди страны. Она боролась за равные избирательные права женщин, организовывала профсоюзы и через Фонд Эвы Перон перекачала миллионы долларов из бюджета Аргентины в программы помощи нуждающимся (не забыв при этом и о своих банковских счетах в Швейцарии). Эва умерла в возрасте 33-х лет от рака матки. Смерть ее оплакивала вся Аргентина.

У Эвы Перон был сложный характер.

Она могла быть обворожительной и очаровательной, и в то же время - злопамятной и мстительной, а секс использовала для достижения своих целей, ибо всегда стремилась к власти и богатству. В Аргентине в то время более четверти всех детей были, как и Эва, незаконнорожденными. К этому все привыкли и относились спокойно. Существовало неписанное правило - незаконнорожденный ребенок никогда не мог рассчитывать на высокую должность в будущем. Поэтому у аргентинок было лишь одно средство, с помощью которого они могли добиться своих целей, - секс, и Эвита умело им пользовалась. Выйдя замуж за Хуана Перона, она стремилась уничтожить все свидетельства о ее бурной молодости. Поэтому многое, что известно о ее жизни до замужества, основано лишь на слухах и сплетнях.

Считается, что Эва начала свою карьеру в Буэнос-Айресе проституткой. Позже, став женой президента страны, она пыталась легализовать проституцию в Аргентине, но все же маловероятно, что она работала на улице. Она выбрала другой способ. Эва выбирала себе состоятельного и влиятельного мужчину и становилась его любовницей, продвигаясь таким образом наверх, в высший свет аргентинского общества. Она позировала для порнографических изданий (которые позже по ее приказу были собраны и уничтожены). Даже после замужества Эва так и не смогла окончательно избавиться от ярлыка "потаскушки", как ее за глаза называли. Иногда ей об этом кричали прямо в лицо. К примеру, во время официального визита в Италию, Эва ехала в открытом автомобиле по улицам Милана вместе с отставным адмиралом, сопровождавшим ее в этой поездке. Услышав крики разгневанной толпы, Эва, повернувшись к своему спутнику, воскликнула: "Вы слышите? Они меня называют шлюхой!" - "Я их прекрасно понимаю, мадам, - ответил тот. - Я не был в море уже 15 лет, а меня по-прежнему называют адмиралом".

Считается, что первым любовником Эвы был танцор танго Хозе Армани, которому она предложила себя в качестве оплаты за то, чтобы он взял ее с собой в Буэнос-Айрес. Армани согласился, и Эва оказалась в гостинице. Позже, правда, Эва сама несколько изменила эту историю, назвав своим первым любовником не Армани, а Агустина Магалиса, популярного в то время певца.

В 15-летнем возрасте Эва уже оставила Армани (или Магалиса?) и стала жить с Эмилио Корстуловичем, издателем. Вскоре она поняла, что самыми полезными для нее людьми являются фотографы и продюсеры, и в качестве любовников стала подбирать представителей именно этих профессий. Те, кто близко был знаком тогда с Эвой, утверждают, что она была холодной, расчетливой и хитрой женщиной, которой двигала лишь жажда власти и богатства, а не любовь или хотя бы страсть. В то же время Эва могла понравиться мужчине так, что он для нее был готов на все. Рафаэль Фиртузо, владелец театра, например, после близкого знакомства с Эвой дал ей роль в одном из спектаклей театра, а владелец мыловаренного завода, любовницей которого Эва одно время была, обеспечил ее самыми лучшими косметическими средствами.

Затем пришла очередь Перона - красивого мужчины, любимца женщин и большого ценителя юных девушек. В первый же день их знакомства Эва и Перон стали любовниками. Эва всячески старалась убедить его в том, что в будущем он обязательно станет главой правительства.

После смерти Эвы Хуан Перон создал скандально известный Союз учащихся средних школ, который скоро стал инструментом, с помощью которого Перону и его офицерами подыскивали молоденьких любовниц. Сотрудники союза подбирали подходящих девочек и посылали их в региональные "центры отдыха". У Перона был свой личный "центр отдыха", куда ему присылали самых привлекательных школьниц со всей Страны. В 1955 году Перон был свергнут со своего поста в результате государственного переворота и поселился в Мадриде. А в 1973 году он снова пришел к власти в Аргентине, правда, правил страной недолго.

Эва, по всей вероятности, оставалась верной Перону на протяжении всей их совместной жизни. Однако достоверно известно об одной ее измене, когда она просто не смогла устоять перед властью и богатством, олицетворением которых стал Аристотель Онассис. Эва встретилась с ним во время второй мировой войны, когда она занимался отправкой продовольственных посылок в Грецию, оккупированную нацистами. Когда в 1947 году Эва приехала в Европу, Онассис специально прилетел в Италию, чтобы встретиться с ней. После официального обеда, на котором присутствовало много почетных гостей, он попросил секретаря Эвы организовать для него личную встречу. Его пригласили на виллу, где Эва остановилась. В тот же день Онассис и Эва оказались в постели и занялись любовью. Позже Эва приготовила Онассису омлет, а он передал ей чек на 10 тысяч долларов. Через несколько лет Онассис, смеясь, назвал омлет, которым угостила его Эва в тот вечер, "самым дорогим омлетом в его жизни".

Имя Эвы все еще живет в легендах: в конце 70-х годов международную известность получил бродвейский мюзикл "Эвита" о жизни и карьере Эвы Перон. Этот мюзикл создали Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс, прославившиеся ранее своей рок-оперой "Иисус-Христос - суперзвезда".

В 1996 году Алан Паркер снял по мотивам мюзикла фильм "Эвита" с участием популярной певицы и актрисы Мадонны.

26 июля 1952 года Аргентина замерла. Все радиопередачи и спектакли были прерваны, во всех кафе воцарилась тишина. «Духовный лидер нации, первая леди Аргентины Эва Перон ушла в бессмертие», — объявил стране захлебывающийся слезами диктор, и вслед за ним разрыдалась вся страна. Аргентина оплакивала не просто женщину — она оплакивала свое счастливое будущее, которое теперь не наступит; она оплакивала счастье, которого теперь не будет, и надежду, которую отныне некому будет дать. И все это — счастье и надежда нации, будущее всей страны, все это воплощалось в хрупкой женщине, чье имя с благоговением произносили по всей Аргентине: Эвита, Эва Перон, Возглавляющая Смиренных, Несущая Надежду, Мать Нации.

Сегодня мы вспоминаем, как прощались с Эвой Перон и какую память хранит Аргентина о своей первой леди.

Коротко о главном

Ее собственная история началась 7 мая 1919 года в небольшой скотоводческой деревушке Лос-Толдос, что в 300 километрах от Буэнос-Айреса. Эва-Мария была пятым ребенком Хуаны Ибаргурен — и как ее три сестры и брат, да и сама мать, незаконнорожденной. Отец всех детей сеньоры Ибаргурен, Хуан Дуарте, владелец небольшой фермы, был уже двадцать лет женат на другой, имел в законом браке трех дочерей и за девять лет житья «на две семьи» весьма устал и от Хуаны, и от обилия детей. Младшую дочь, Эву-Марию, он так и не признал.


Когда ей было пятнадцать лет, она — уговорив наконец мать отпустить ее, — уехала в столицу вместе с заезжей знаменитостью, певцом Магальди. Говорят, Эва не любила его, — но она без сомнения любила в нем те возможности, которые сулил ей переезд в Буэнос-Айрес.

Знавшие Эву в то время вспоминают ее как бледную, холодную, неяркую девушку, без обаяния и особой красоты, но с очень сильным характером, целеустремленную, хваткую и несгибаемую. Через несколько лет, когда Эва Перон обрела власть даже над прошлым, она всеми силами старалась стереть свое прошлое — и ей это почти удалось: о ее первых годах в Буэнос-Айресе осталось очень мало свидетельств, а легенды и слухи слишком противоречивы, чтобы оказаться правдой хотя бы частично. Точно известно лишь одно: в первые годы ей пришлось очень трудно — никто не стремился дать Эве работу, кров и славу. Эва прибыла в столицу без гроша за душой, с чудовищным провинциальным акцентом и крестьянскими манерами, у нее была всего одна юбка и блузка — то, что она не умерла с голоду в первый же год, казалось чудом даже ей самой. Потом говорили, что ей пришлось зарабатывать на панели — но доказать это не смогли даже самые ярые ее враги.

Говорят, в тяжелое время Эва Перон зарабатывала деньги на панели


Вскоре она стала признанной звездой аргентинского радио, и владелец «Радио Бельграно» Хаим Янкелевич пригласил ее вести ежедневную передачу на социальные темы «Пять минут для народа».


Почувствовав вкус славы, Эва поняла, что она достойна большего, чем пять минут в день на радио и начальник радиостанций по ночам. Она решила завоевать сердце самого знаменитого человека Аргентины — самого полковника Персона. Ему тогда было сорок семь лет, он уже пять лет как был вдовцом — его первая жена Аурелия Тизон скончалась от рака. Хуан Перон сделал блестящую карьеру: бывший выпускник пехотного училища, начавший службу в захолустном гарнизоне, он благодаря участию в перевороте 1930 года смог пробиться к вершинам власти.


Встреча Эвы Дуарте и Перона произошла 22 января 1944 года на благотворительном вечере. Эва подошла к Перону и произнесла всего лишь одну фразу: «Спасибо, полковник, за то, что вы существуете ». В ту же ночь они стали любовниками и больше не расставались.

Она прекрасно знала, что окружение Перона — военные, политики, банкиры, — не одобряют ее. Для них она была выскочкой без роду и племени, актрисулькой, случайной любовницей. Их надо было переубедить, а для этого надо было измениться — и Эва изменилась. Она стала полезной Перону, она стала ему необходимой. Эва организовала для его сторонников и друзей салон, в котором умело играла роль хозяйки. Она вошла в курс всех его дел, интриг, планов, и нередко ее советы были дельными, а поддержка необходимой. Она — неслыханное для патриархальной Аргентины дело, — появлялась под руку с Пероном на митингах и профсоюзных собраниях. Свою передачу на радио она использовала для того, чтобы петь гимны Перону и его политике, привлекая на его сторону тысячи сторонников. Но ключевым моментом в их отношениях был октябрь 1945 года, когда очередной военный переворот привел к аресту Перона: Эву уволили с работы, возмущенные студенты, узнав в ней подругу бывшего вице-президента, закидали ее машину камнями. Ей было страшно как никогда. И тут она получила письмо от Перона: «Только сейчас я понял, как люблю тебя. Как только я окажусь на свободе, мы поженимся».

Эва бросилась к профсоюзным лидерам, которых опекал Перон, к рабочим, которые его поддерживали. На импровизированном митинге она, срывая голос, кричала в микрофон о том, что Перон арестован, что вместе с ним арестовано будущее страны… Беспорядки в Буэнос-Айресе продолжались двое суток, лидеры переворота сдались, 17 октября 1945 года Перон был отпущен. Сразу после освобождения полковник Перон выдвинул свою кандидатуру на пост президента. Во время предвыборной кампании Эва все время была рядом с ним: на митингах сначала Перон говорил о своей политике, а затем Эва рассказывала о своей любви к Перону. Перонисты делали ставку на бедняков-«безрубашечников», которых в Аргентине было подавляющее большинство: полковник обещал им социальное обеспечение, пособия и права, а Эва — свою любовь и заботу. Все знали, что она — незаконнорожденная дочь посудомойки и скотовода; народ считал ее своей, и ее возвышение наглядно показывало, как высоко может подняться любой бедняк.

Бедный народ Аргентины считал Эву Перон «своей»


Еще не став Первой леди, Эвита стала самым любимым в народе политиком — идеальная жена и гражданка, хранительница национального духа и семейных ценностей. Никогда раньше латиноамериканка не играла такой заметной роли в обществе, никогда раньше она не осмеливалась выходить из тени мужа, но Эвита превратила эту тень в сияющий ореол. Они с Пероном воплощали собой идеальную пару, связанную любовью к стране и друг к другу. Аргентинцы с восхищением рассказывали, что полковник всегда встает, когда его жена входит или выходит, целует ей руку при встрече и всегда прислушивается к ее мнению. В феврале 1946 года Перон выиграл президентские выборы.

Чтобы иметь возможность помочь как можно большему числу людей, в 1946 году Эвита организует благотворительный фонд своего имени: туда стекались отчисления от зарплат, проценты от прибыли, добровольные пожертвования и доходы от торговли, и лично Эвита распределяла деньги, как считала нужным. В ее канцелярию в здании Всеобщей конфедерации труда стекались сотни тысяч просьб со всей страны: у Эвиты просили игрушки, пособия, швейные машины, свадебные платья, вставные зубы, мебель, квартиры, поездки и женихов. И все это Эвита давала: по статистическим данным, она раздала две с половиной тысячи домов и квартир, три с половиной тысячи стипендий, семь тысяч восемьсот раз стала крестной матерью и около шести тысяч раз была посаженной матерью на свадьбах. На средства фонда она открывала больницы, детские сады, приюты и библиотеки. Ежегодно она рассылала больше миллиона посылок с подарками — неудивительно, что простой народ буквально молился на нее: алтари с портретом Эвиты были почти во всех бедных домах Аргентины. Народ дал ей титулы «Возглавляющей Смиренных», «Несущей Надежду», «Духовной Руководительницы Нации», «Мученицы Труда».


В 1947 году Эвита Перон совершает поездку по Европе: за два месяца она посетила Испанию, Францию, Италию, Швейцарию, Ватикан. Эва представляла собой новую Аргентину: прекрасную, молодую, готовую сотрудничать. Журнал Time назвал ее «непостижимой», генерал Франко вручил ей орден, а Папа Римский удостоил ее длинной беседы. Она с триумфом вернулась на родину, привезя стране миллиардные контракты на поставку мяса и зерна в разоренную войной Европу. Но Эвита привезла с собой еще кое-что: представление о том, как должна выглядеть Первая леди. Отныне она одевается только у лучших портных Европы: Шанель (сама Великая Мадемуазель сказала, что у Эвиты врожденное чувство стиля ), Кристиан Диор, Баленсиага, сшитые на заказ английские костюмы и обувь от Сальваторе Феррагамо. Ее стиль — сдержанная роскошь, дорогая элегантность, классические костюмы днем и роскошные вечерние платья для особых случаев, — стал образцом для всех женщин высших слоев не только в Аргентине, но по всей Латинской Америке.

Эвы Перон имела огромное влияние, не занимая официальной должности


Она пользовалась невероятным влиянием, при этом не занимая ни одной официальной должности. Перед президентскими выборами 1951 года ей пришла в голову мысль выдвинуть свою кандидатуру на пост премьер-министра страны: многотысячная толпа, собравшаяся на площади перед президентским дворцом, своими криками поддержала ее решение. В знак одобрения по всей стране прокатилась волна рекордов: в честь Эвиты мастера работали сутками без передышки, один бильярдист не разгибаясь закатил полторы тысячи шаров, а танцор танцевал танго сто двадцать семь часов.

Но военные, на которых опиралась власть Перона, намекнули ему, что его жена в роли премьера им не подходит: она затмит его, она раздаст все деньги бедным, она — женщина! И Эвита отказалась от выдвижения: рыдая, стояла она перед микрофоном на балконе президентского дворца, рассказывая нации о том, что скромность и безграничная любовь к мужу не позволяют ей выдвинуть свою кандидатуру. Нация рыдала вместе с ней. Была у этого отречения и еще одна причина: Эвита стала уставать. Она худела и слабела с каждым днем, и она не могла уже, как прежде, проводить по двадцать часов в день на ногах. Через месяц ее положили в больницу с сильной анемией: оказалось, что у нее был рак матки — последствия того неудачного аборта. Операции лишь усиливали страдания, но не излечивали.


Последний раз она появилась на публике 4 июня 1952 года в день второй инаугурации Перона. Ей было тридцать три года, и весила она тридцать два килограмма. Она так ослабела, что сидя ее поддерживал корсет из проволоки и подушек, из дворца ее вынесли на руках. Ее последняя речь была о муже: «Я никогда не перестану благодарить Перона за то, чем я являюсь и что имею. Моя жизнь принадлежит не мне, а Перону и моему народу, они — мои постоянные идеалы. Не плачь по мне, Аргентина, я ухожу, но оставляю тебе самое дорогое, что у меня есть, — Перона».

С тех пор, как стране объявили о болезни Эвиты, вся Аргентина молилась о ее здоровье: тысячи месс, сотни процессий, десятки невероятных подвигов во имя выздоровления Эвиты. Когда Эвита умерла, вся страна погрузилась в глубочайший траур.


Смерть Эвы Перон стала горем для всей Аргентины, а ее похороны — государственным событием

Хуан Перон осознавал, что без Эвиты его власти быстро придет конец. Но если он не может сохранить ее душу, надо создать хотя бы ее образ. Врач-патологоанатом Педро Ара забальзамировал тело Эвиты — это был настоящий шедевр: казалось, что она дышит и улыбается.


Жизнь после смерти

Тринадцать дней тело было выставлено для прощания — и не было дня, чтобы кто-нибудь не попытался покончить с собой у ее гроба. Три года тело Эвиты покоилось в часовне Всеобщей конфедерации труда, пока в 1955 году режим Перона не был свергнут.

Новому режиму не нужна была память о Пероне и еще меньше им был нужен культ Эвиты. Ее тело было решено спрятать, а дальнейшая судьба похожа разом на шпионский детектив и роман ужасов: пять лет тело перевозили с места на место, и всюду оно сеяло несчастья. Говорили, что доктор Ара сошел с ума от любви к Эвите. Две копии мумии Эвиты были тайно захоронены на разных кладбищах Буэнос-Айреса, и один из хоронивших попал в аварию, оставшись инвалидом, а другой покончил с собой. Настоящее тело перевозили по стране, и всюду, где оно оказывалось, рядом немедленно появлялись свечи и живые цветы. Его прятали на военной базе и за экраном кинотеатра, в рабочем кабинете одного офицера и в доме другого. Последний случай закончился трагедией: офицер сначала помешался от любви к покойнице, а затем случайно застрелил свою беременную жену, приняв ее за похитителя тела Эвиты. Наконец, Эву Перон под именем Марии Маджи Маджистрис похоронили на кладбище в Милане.


Изгнанный Перон осел в Испании. Он женился на танцовщице Исабель Мартинес, которая делала все, чтобы стать похожей на свою великую предшественницу: сменила прическу, стиль одежды, даже стала называться Исабелита. Говорят, ее секретарь Хосе Лопес Рега исполнил ритуал, в результате которого душа Эвиты должна была переселиться в Исабель. В начале 1970-х годов режим в Аргентине в очередной раз сменился, и генерала Перона простили: ему вернули собственность, выплатили президентское жалование за все прошедшие годы — и вернули тело Эвиты. В 1973 году Перон вернулся в Аргентину и выиграл президентские выборы — вице-президентом была Исабелита Перон. 1 июля 1974 года Перон скончался от сердечного приступа, и пост президента заняла его супруга.

Первое, что она сделала — вернула останки Эвиты из Мадрида в Аргентину, чтобы похоронить ее рядом с Пероном.
По дороге в аэропорт охранники, поссорившись, перестреляли друг друга, и машина врезалась в стену. Гроб чудом не пострадал.


Бюст Эвы Перон в Ла-Плате

Но Эвита не помогла преемнице: в 1976 году Исабелиту свергли и посадили за хищения и коррупцию. Новое правительство перезахоронило Эвиту в семейном склепе Дуарте. По дороге на кладбище Реколета грузовик с телом снова попал в аварию — у водителя за рулем случился инфаркт, машина резко затормозила, и два охранника проткнули друг другу шеи штыками винтовок. Все это можно счесть совпадениями; суеверные аргентинцы считают это выражением воли Эвиты, которая не любит, когда ее тревожат. Теперь она лежит, погребенная под двумя свинцовыми плитами, за решеткой склепа, на стене которого написано: «Я вернусь и стану миллионами ».

До сих пор историки Аргентины спорят о том, была ли Эвита святой или демоном. Одни пишут о ней как о «злопамятной прислуге с тщеславием королевы», «раковой опухолью на теле Аргентины», другие называют ее «Робин Гудом сороковых годов», «святой бедняков». Но народу нет дела до историков — до сих пор алтарь с портретом молодой золотоволосой женщины стоит почти в каждом доме, а перед мавзолеем Эвиты всегда горят свечи и лежат ворохи живых цветов.

Ранняя смерть в зените славы навсегда сохранила Эвиту в памяти аргентинцев молодой, как символ духовной силы, верности, любви и самопожертвования ради тех, кого любишь, и как пример, который невозможно повторить. Само имя Эвиты так глубоко вошло в память аргентинцев, что спустя столько лет её образ для многих людей, и не только в Аргентине, сохраняет ореол святости, является символом подвижничества и служения народу.

Эва Перон

Эва Перон

Эва (Эвита) Перон, вошедшая в историю как жена президента Хуана Перона и первая леди Аргентины, была одной из самых знаменитых женщин первой половины XX столетия. Эта особа, вознесенная волей судьбы на вершину политического Олимпа, отличалась большим тщеславием и расчетливостью, тем не менее жители Аргентины буквально боготворили ее.

Мария Эва Дуарте (таково настоящее имя первой леди Аргентины) родилась 7 мая 1919 года в бедной деревне Лос-Толдос, что в 250 км от Буэнос-Айреса. Ее мать, Хуана Ибаргуен, работала поденщицей в богатых семьях, а отец, Хуан Дуарте, владел небольшим участком земли, на котором работал вместе с несколькими крестьянами. Как и три старших брата, Эва была незаконнорожденной. Скорее всего, девочку ожидала судьба матери – тяжелый, практически неоплачиваемый труд поденщицы и множество грязных, вечно голодных детишек, рожденных от разных отцов. Но Эва не пожелала влачить жалкое существование в деревне. Как только ей исполнилось 14 лет, она убежала в Буэнос-Айрес, надеясь стать известной актрисой и завоевать не только большой красивый город, но и весь мир.

О жизни Эвы Перон до замужества нет достоверных сведений, все, что известно об этом периоде ее жизни, основано на различных слухах и сплетнях. Полагают, что, оказавшись в столице, девушка начала зарабатывать на жизнь проституцией, и это занятие оставило в ее душе неизгладимый след. Позже, став первой леди государства, Эва сделала все возможное для легализации проституции в Аргентине, но ее труды не увенчались успехом.

По мнению большинства биографов, юная Эвита занималась уличной проституцией недолго, встреча с первым состоятельным клиентом изменила ее жизнь… Осознав, что такое деньги и власть, Эва стала выбирать для себя только состоятельных и влиятельных мужчин. Становясь любовницей того или иного олигарха, честолюбивая девушка шаг за шагом протаптывала тропинку в высший свет аргентинского общества.

Эва не испытывала недостатка в поклонниках. И действительно, разве могла не привлечь внимание красивая девушка с нежным овалом лица, большими карими глазами, светлыми волосами и достаточно высоким для аргентинки ростом (170 см). Вскоре благодаря содействию одного из своих многочисленных поклонников Эва получила работу на радио, где спустя несколько месяцев стала ведущей актрисой.

Бывшая провинциалка и будущая первая леди вела в столице довольно активную жизнь: она без стеснения позировала для порнографических журналов (в дальнейшем эти издания были уничтожены) и ублажала своих многочисленных мужчин. Неслучайно даже после замужества Эву частенько называли женщиной легкого поведения, иногда обидное прозвище выкрикивали прямо ей в лицо. Так случилось во время одной из заграничных поездок в Италию.

Первая аргентинская леди ехала в открытой машине вместе с отставным адмиралом по улицам Милана, приветливая улыбка украшала ее очаровательное личико. Неожиданно из толпы раздались громкие крики, среди которых отчетливо слышались три слова: «Эва Перон – потаскушка!». Ошеломленная Эвита обернулась к спутнику и произнесла: «Вы слышите, что они говорят обо мне?». В ответ прозвучали такие слова: «Мадам, я их прекрасно понимаю. Ведь и меня называют адмиралом, хотя я не был в море более 15 лет».

Полагают, что первым любовником Эвы стал Хосе Армани, танцор танго, волею судьбы оказавшийся в деревушке Лос-Толдос. 14-летняя девушка, мечтавшая о большом городе, предложила танцору себя в качестве оплаты за проезд в столицу, и Армани согласился воспользоваться услугами очаровательной Эвы. Следующим был Агустин Магалис, популярный аргентинский певец, фигурировавший практически во всех воспоминаниях Эвиты под первым номером (вероятно, воспоминания об Армани были неприятны супруге аргентинского президента).

С наступлением 15-летия в жизни Эвы начался новый период, она познакомилась с издателем Эмилио Корстуловичем, сыном бессарабских эмигрантов, и стала его любовницей. Вскоре, осознав всю пользу от знакомства с продюсерами, журналистами и фотографами, Эва стала выбирать себе в любовники только представителей этих профессий, причем наиболее перспективных и состоятельных из них.

Впрочем, люди, близко знавшие Эву в те годы, отзывались о ней как о хитрой, холодной и расчетливой женщине, жаждущей богатства, славы и власти. Тем не менее мужчины были готовы на все ради этой очаровательной, непревзойденной соблазнительницы и любовницы. Известно, что владелец популярной столичной антрепризы Рафаэль Фирдузо после нескольких недель тесного общения с Эвой дал ей роль в одном из спектаклей своего театра, а хозяин парфюмерной фабрики Педро Умберто Мадрид, любовная связь которого с Эвой продолжалась около месяца, обеспечил девушку лучшими косметическими средствами.

Так, словно щепка в бурном потоке столичной жизни, провела Эва 10 лет своей жизни. И наконец судьба подарила ей шанс. В 1944 году она познакомилась с перспективным политиком Хуаном Пероном. В то время этот человек, взошедший на политический Олимп в результате военного переворота 1943 года, предпринятого членами тайной профашистской организации «Молодые орлы», возглавлял в правительстве Министерство труда. Перон неоднократно прибегал к помощи руководителей профсоюзов для претворения в жизнь того или иного своего предложения, кроме того, всеми доступными средствами он создавал себе имидж министра – старшего брата, прилагающего максимум усилий для облегчения экономического и социального положения «братьев-рабочих», которых до назначения на пост министр называл не иначе, как «коммунистические подонки» и «отбросы общества».

Наживаясь на спорах о заработной плате, продолжительности рабочего дня и отпусках, неоднократно возникавших между работодателями и профсоюзами, Перон тем не менее делал все возможное и для облегчения положения рабочих: так, на большинстве предприятий Аргентины были введены ежегодные оплачиваемые отпуска, доплаты к Рождеству и национальным праздникам, а также ряд других льгот.

Усилия Перона не пропали даром, вскоре он стал любимцем аргентинских рабочих. Трудящиеся поддержали «своего» министра даже во время ареста, произошедшего в сентябре 1945 года, после отмены в стране чрезвычайного положения. Стоит отметить, что, когда на полковника надевали наручники, его возлюбленная Эва Дуарте с ожесточением била конвоиров, выкрикивая в их адрес проклятия и ругательства, а сам Хуан не оказывал ни малейшего сопротивления.

Не без помощи профсоюзов Эва организовала митинг в поддержку Перона, и вскоре бывший глава Министерства труда был выпущен из-под стражи. Невероятная популярность и ореол мученика, окружившие полковника после непродолжительного пребывания в тюрьме, дали ему хорошие шансы на занятие первого поста в государстве. А чтобы укрепить свое положение на предстоящих президентских выборах, Перон решил развестись с законной супругой и жениться на своей не менее популярной любовнице Эве Дуарте. Однако возникли непредвиденные трудности: церковь отказалась дать развод Перону. Пришлось приложить максимум усилий, чтобы получить благословение на повторный брак, и в конце 1945 года 49-летний полковник и 25-летняя красавица обвенчались.

В 1946 году в Аргентине состоялись президентские выборы, победу на которых одержал полковник Хуан Доминго Перон, сторонник идей национал-социализма. Президент и его супруга настойчиво убеждали граждан в том, что в Аргентине вскоре наступят иные времена. И действительно, благодаря содействию обогатившейся за годы Второй мировой войны национальной буржуазии правительство довольно быстро выкупило у иностранцев, а затем и национализировало железные дороги, телеграф, Центральный банк и др. В результате осуществленных мероприятий доля иностранных инвестиций в государственной собственности уменьшилась вдвое (до 1,5 миллиарда долларов в 1955 году).

Более того, проводилась протекционистская политика в отношении национального капитала, подвергались колонизации пустующие земли, строились государственные предприятия, шоссейные дороги. Также в годы правления Перона постоянно повышалась заработная плата рабочих, открывались санатории и лечебницы, было введено всеобщее пенсионное обеспечение, запрещена эксплуатация детского труда.

Проводя подобные мероприятия, действующий президент завоевал необычайную популярность в народе, все его действия находили поддержку и одобрение, и вскоре Перон превратился в настоящего диктатора. По стране прокатилась волна репрессий: аресту подвергались представители левых партий, участники всевозможных политических акций протеста и прочие противники режима. Национальный профсоюзный центр (Всеобщая конфедерация труда) довольно быстро превратился в подконтрольный властям орган, а неподчинившиеся президенту профсоюзы подверглись ликвидации.

В 1947 году по инициативе Хуана Перона была организована Хустисиалистская (перонистская) партия, в которую вошли некоторые женские и молодежные организации, а также центральный профсоюз. В 1949 году лидеры партии вынесли на рассмотрение новый проект Конституции, провозглашавшей право граждан на труд, охрану здоровья, социальное обеспечение; национальные богатства объявлялись неотчуждаемой собственностью государства, а полномочия президента значительно расширялись (право многократного переизбрания на должность и др.). Помимо этого, в Конституции оговаривались различные демократические права и свободы, в том числе и избирательные права для женщин, которые в действительности грубо попирались. Одним из наиболее активных борцов за равные избирательные права женщин была Эва Перон, руководившая также многочисленными программами помощи нуждающимся. Однако первая леди Аргентины была далеко не такой бескорыстной, как могло бы показаться: занимаясь активной политической деятельностью и в силу этого имея доступ к государственной казне, она не забывала и о собственном материальном благополучии.

Еще в первые годы правления Эвита произвела «равноценный» обмен, получив от нацистов взамен на предоставление политического убежища в Аргентине золото и ценности, награбленные в разных странах мира. В дальнейшем подобный источник доходов превратился в настоящую золотую жилу для первой леди, средства от «обменных операций» поступали на ее счета в швейцарских банках. Исследователи полагают, что первый секретный счет за границей Эва открыла в 1947 году, во время поездки по Европе, в программу которой входило и посещение Швейцарии.

Однако наибольшего внимания заслуживает именной фонд госпожи Перон, названный современниками «крупнейшим в истории взяточным фондом». Основным источником пополнения казны первой леди были деньги бизнесменов и землевладельцев, которые они якобы добровольно жертвовали в фонд. Эти средства шли на строительство учебных заведений, открытие домов призрения, проведение широко разрекламированных благотворительных акций и др.

Стоит отметить, что благотворительные кампании, организуемые Фондом Эвы Перон, нередко оборачивались трагедией. Так произошло во время проведения акции по раздаче подарков в Буэнос-Айресе. По приглашению Эвы, стремящейся не только облагодетельствовать всех маленьких аргентинцев, но и подчеркнуть свое материнское отношение к ним, многотысячные толпы женщин с детьми устремились в столицу. Непродуманная организация данного мероприятия стоила жизни двум малышам, в давке пострадало также несколько сотен детей и взрослых.

Эва Перон строго следила за распределением средств из своего именного фонда, все чиновники были подотчетны ей. Эмиссары собирали пожертвования в фонд не только с богатых финансистов и промышленников, но и с каждого рабочего и служащего, продвигавшегося по служебной лестнице вверх. Размеры платежей постоянно возрастали, особенно велики они были для частных фабрик, строительных площадок и заводов. Если в силу каких-либо причин предприятие не перечисляло средства в фонд на добровольных началах, его закрывали. В результате всех манипуляций со средствами на секретных счетах госпожи Перон в швейцарских банках было скоплено около 100 миллионов долларов.

Обогащением за счет государства и его граждан занимался и сам президент. Не без его содействия в именной фонд Эвы были переведены деньги различных общественных групп, большая часть этих средств стала собственностью Хуана Доминго. Кроме того, в стране процветало взяточничество, доходы от которого шли в казну первых лиц государства, в том числе и президента.

Роскошь и богатство четы Перон резко контрастировали с нищетой большей части аргентинцев, этот диссонанс вызывал разноречивые суждения о президенте и его супруге. 1951 год стал моментом наивысшего напряжения сил: предложение Перона сделать вице-президентом страны свою супругу встретило отчаянное сопротивление церкви, а также верхних эшелонов власти и оппозиционно настроенных граждан. На городских улицах появились транспаранты с лозунгами «Да здравствует Перон-вдовец!» и изображениями обнаженной Эвиты, целеустремленно шагающей сквозь массы лилипутов-аргентинцев. Президент был вынужден отступить, однако это событие прибавило ему популярности и позволило еще раз одержать победу на выборах в октябре 1951 года.

Как и ее муж, первая леди Аргентины была очень тщеславной. Наверное, поэтому скандальные хроники в предвыборный период не нанесли серьезного урона ее самолюбию. Напротив, Эва с презрением и негодованием отзывалась об изданиях, не уделявших должного внимания ее персоне, активной благотворительной деятельности и выступлениям.

Однако, даже поднявшись на вершину социальной лестницы, став первой леди государства, Эвита так и осталась изгоем в высшем обществе. Ее называли «выскочкой», «девчонкой с улицы», и столь откровенное пренебрежение вынуждало госпожу Перон мстить не принявшему ее обществу. Однажды она купила участок на улице неподалеку от популярного столичного клуба, в котором собирались аристократы, и передала его в аренду торговцу рыбой при условии, что тот будет продавать быстропортящийся продукт в течение всего лета. В другой раз по приказу Эвы подверглись аресту состоятельный аргентинский предприниматель Виктор Белардо, отказавшийся перечислять средства в именной фонд первой леди, и один из профсоюзных лидеров, осмелившийся дать совет Эвите о смене костюма деловой женщины на домашний халат. И подобных примеров можно перечислить великое множество.

Жизненный путь Эвы Перон оборвался внезапно: 26 июля 1952 года она скончалась, врачи поставили диагноз «рак матки». Незадолго до смерти супруга президента совершила кругосветное путешествие, заставившее мировую общественность по-новому взглянуть на нее: очаровательная собеседница, настоящая леди, умеющая с достоинством носить красивую одежду, меха и бриллианты – такой она предстала перед современниками.

О кончине Эвы Перон скорбела вся Аргентина, в те летние дни 1952 года улицы Буэнос-Айреса заполнили сотни тысяч аргентинцев, приехавших из разных уголков страны, чтобы отдать дань памяти этой выдающейся женщины.

Несмотря на образ жизни, который Эва Перон вела до замужества, ее нельзя назвать женщиной легкого поведения. В отличие от многих представительниц высшего общества Эвита хранила верность супругу на протяжении всех лет их совместной жизни. Лишь однажды она изменила мужу, не сумев устоять перед богатством, властью и мужской привлекательностью. Героем скоротечного любовного романа госпожи Перон стал знаменитый Аристотель Онассис.

Молодые люди познакомились в годы Второй мировой войны. Онассис тогда занимался поставками продовольственных товаров из Аргентины в оккупированную фашистскими войсками Грецию, а Эва Перон имела в этом прибыльном бизнесе свою долю. В 1947 году Аристотель и Эва встретились вновь, на этот раз в Италии, куда олигарх прилетел специально для встречи с супругой аргентинского президента.

После официального обеда Онассис и Эвита уединились на вилле, где провели страстную ночь любви. Утром Эва собственноручно приготовила Аристотелю омлет, в благодарность за который он передал ей чек на сумму 10 тысяч долларов. Это был самый дорогой омлет, который олигарх когда-либо ел в своей жизни.

После смерти госпожи Перон в Буэнос-Айресе долгое время пустовал котлован, вырытый для закладки бетонного фундамента Монумента Бедняку. Автором этого грандиозного проекта была Эва. Предполагалось, что на 60-метровом постаменте будет стоять памятник в виде устремленной в небо 67-метровой фигуры рабочего, а в центральной части композиции разместится серебряный саркофаг с прахом первой леди. Проект так и не был реализован, и котлован со временем засыпали.

В течение нескольких лет после смерти супруги Хуан Перон разыскивал накопленные ею богатства, он посылал в Швейцарию своих ближайших помощников, в том числе и свою третью супругу Изабель, но все поиски оказывались безрезультатными. Эмиссары в один голос утверждали, что средства Эвиты загадочным образом исчезли. Было обнаружено только несколько золотых монет в сейфе, принадлежавшем брату Эвы.

Тем временем в Аргентине назревало недовольство: экономика приходила в упадок, коррупция проникала во все сферы власти, политика Перона изживала себя. В результате вооруженного выступления, начавшегося 16 сентября 1955 года в Кордове, режим Перона был свергнут, сам Хуан Доминго бежал в Парагвай, а затем в Испанию.

Запертые до этого двери великолепного дворца Эвиты открылись, и народ увидел истинное лицо пероновского режима. Корреспондент британской газеты «Дейли-экспресс» так писал об увиденном: «Это было зрелище, которое затмило бы пещеру Аладдина. Стеклянные полочки ярус за ярусом отражали блеск выставленных драгоценностей, которые были оценены в 2 миллиона фунтов стерлингов. Немного дальше мерцали, вспыхивали бриллианты величиной почти с голубиное яйцо. Воротник, инк рустированный драгоценными камнями, был толщиной 5 сантиметров. Я увидел по крайней мере 400 платьев – все великолепного фасона и все безумно дорогие. А эксперты подсчитали, что Эвита имела столько пар туфель, что их хватило бы на 400 лет.

Все драгоценности, одежда и картины, как считают, – это только часть того, что Перон и его жена приобрели за неполные 10 лет пребывания у власти. Правительство полагает, что большую часть богатства они переправили в Швейцарию».

В завершение статьи журналист привел весьма показательную фразу Перона: «Единственная драгоценность, которую я когда-либо подарил моей жене, было обручальное кольцо. Все остальное она приобрела сама».

Как известно, время прощает многое, и сегодня о легендарной Эвите вспоминается только хорошее. Наверное, каждый аргентинец знает историю о бедной девушке, превратившейся из Золушки в принцессу, но не забывшей о своем происхождении и пытавшейся в силу своих возможностей помогать простым людям. О жизни знаменитой аргентинской леди создаются мюзиклы (1970-е годы – «Эвита», авторы Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс), снимаются фильмы (1996 год – «Эвита» Алана Паркера с Мадонной в главной роли), то есть память о легендарной Эве Перон жива по сей день.

Из книги Супружеские измены автора Иванова Наталья Владимировна

Эва Перон Эва Перон Эва (Эвита) Перон, вошедшая в историю как жена президента Хуана Перона и первая леди Аргентины, была одной из самых знаменитых женщин первой половины XX столетия. Эта особа, вознесенная волей судьбы на вершину политического Олимпа, отличалась большим

Из книги Великие люди, изменившие мир автора Григорова Дарина

Эвита Перон – легенда аргентины Эвиту весь мир узнал после выхода на экраны голливудского фильма по мотивам одноименного мюзикла Эндрю Ллойда-Уэббера и Тима Райса, где главную роль сыграла Мадонна. Правда, певица была на пяток лет постарше своей героини, которая

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Мария Эва Дуарте де Перон (исп. Maria Eva Duarte de Peron), также известна под именем Эвита (Evita); 7 мая 1919, Лос Тольдос — 26 июля 1952, Буэнос-Айрес) — первая леди Аргентины, вторая жена 29-го и 41-го президента Хуана Перона.

Мария Эва Ибаргурен родилась 7 мая 1919 года в местечке Лос-Тольдос провинции Буэнос-Айрес. Она была младшей из пяти побочных детей Хуана Дуарте, владельца небольшой скотоводческой фермы, и его служанки Хуаны Ибаргурен, происходившей из бедной семьи иммигранта баска.

В 1926 году Дуарте погиб в автомобильной аварии, после чего жизнь Хуаны и детей резко изменилась. Законная супруга с детьми, принадлежавшие к богатому помещечьему клану, предъявили права на наследство, и «побочная семья» лишилась дома. Хуана сумела устроиться с детьми в соседнем городке Хунине.

Несмотря на унизительное в глазах многих положение «безмужней вдовы», Хуана смогла найти трем старшим дочерям обеспеченных мужей «из общества», а сына определить на военную службу в столицу. Младшая же дочь с большим опозданием закончив начальную школу, объявила, что хочет уехать в столицу и стать актрисой.

Она так и сделала, в январе 1935 года уехав на поезде в Буэнос-Айрес. Мария стала работать в небольшой актёрской труппе, выступавшей в небольших столичных театриках и гастролировавшей в других городах, — таких коллективов в те годы в столице было множество. Уже в марте 1935 года она дебютировала в крошечной роли в столичном театре «Комедия».

Профессионально Мария Эва Ибаргурен, или Эва Дуарте, как она стала себя именовать на сцене, никогда и ничему не училась, не посещала никаких курсов актёрского мастерства.

Высот актерского мастерства она так никогда и не достигла. Между тем она стала работать моделью в рекламе, где она добилась заметных успехов. Некоторые журналы, в том числе писавшие о театре и кино (например, «Синтония», «Антена» и др.), стали время от времени помещать на обложках её фотографии.

Большой удачей для Эвы стало заключение в 1938 года контракта на рекламу по радио продукции известной компании «Гереньо», производившей мыло. Эва начала работать в качестве диктора, но мечатала о радиотеатре. В 1939 году Эва организует первую актёрскую группу для работы над коротким радиоспектаклем.

С 1941 года она оставляет сцену и полностью сосредотачивается на радиопостановках и радиорекламе. Имя молодой актрисы радиотеатра Эвы Дуарте становится всё более известным, её фотографии всё чаще появляются на обложках иллюстрированных журналов — к уже упоминавшимся выше можно добавить «Радиоландию» и «Гьон». Эва также получает несколько небольших ролей в кино.

Успешным для карьеры Эвы Дуарте на радио стал 1943 год, когда журнал «Антена» анонсировал новый проект радиоканала «Бельграно» при поддержке фирмы «Гереньо». Он предполагал постановку радиосериала «Героини в истории» с Эвой в качестве ведущей актрисы.

Цикл радиопьес, замысел которых принадлежал самой Эве, включал спектакли об известнейших женщинах — императрицах, королевах, актрисах (Жозефине, Екатерине II, Александре Федоровне, Анне Австрийской, леди Гамильтон, Саре Бернар, Элеоноре Дузе и других).

1943 год стал важным и в личной жизни Эвы. Тогда она впервые услышала о полковнике Хуане Пероне. Именно он был инициатором и организатором военного переворота, но до поры до времени оставался в тени, занимая скромный пост главы созданного им секретариата труда. Возможно, уже в конце 1943 года Перон и Эва Дуарте встречались.

Известно, что Перон, заинтересованный в популяризации своей социальной политики, неоднократно посещал радио «Бельграно» , где работала Эва.

Однако в воспоминаниях Перон сообщает, что их знакомство состоялось в январе 1944 года, когда Эва в составе группы артистов была приглашена на официальную встречу по организации сбора средств в помощь жертвам землетрясения в городе Сан-Хуане.

В свою очередь, позже Эва в многочисленных выступлениях и автобиографической книге, опубликованной в 1951 году, называла знакомство с Пероном «волшебным днём», который стал началом её «настоящей жизни». Действительно, встреча и любовная связь с Пероном круто изменили жизнь молодой актрисы.

В 1944 году по его инициативе, Эва стала диктором новой политической радиопередачи «Навстречу лучшему будущему» , выходившей в эфир несколько раз в неделю. Программа пропагандировала деятельность секретариата труда и его руководителя. Тогда же Эва начала сотрудничать с секретариатом как председатель нового профсоюза работников радио.

Когда Перон стал министром обороны и вице-президентом, её положение на канале «Бельграно» ещё более упрочилось. Её оклад достиг рекордной суммы в 35 тыс. пьесо. В начале 1945 года Эва впервые получила предложение сняться в главной роли в фильме «Расточительница» . Перон лично посещал съёмки, которые благодаря щедрому финансированию были обставлены с большой помпой.

Перон открыто появлялся со своей молодой подругой, шокируя коллег-офицеров связью с актрисой. Благодаря её ходатайству Ф. Муньос Аспири, автор текстов к «Героиням в истории» , возглавил одно из подразделений отдела пропаганды при президенте страны, а О. Николини получил назначение на должность главы ведомства связи и коммуникаций.

Это усугубило противоречия между Пероном и армейскими чинами, которые и так уже были напуганы ростом его популярности среди рабочих. В начале октября 1945 года под давлением группы офицеров-заговорщиков власти были вынуждены арестовать Перона.

17 октября 1945 года вошло в историю Аргентины как дата «освобождения Перона народом» и возникновения перонистского движения. В этот день тысячи рабочих и их семьи собрались на Майской площади Буэнос-Айреса перед президентским дворцом, требуя «вернуть полковника».

Распространённое представление, согласно которому Эвита участвовала в организации этих массовых выступлений (как это представлено в мюзикле Эндрю Ллойда Уэббера «Эвита», по которому снят известный фильм с Мадонной в главной роли), не соответствует действительности: в это время она ещё не занималась политикой и не обладала никаким влиянием.

Сами же перонисты обычно преувеличивают место Эвы в событиях октября 1945 года. Это объясняется тем, что Перон, стремясь подчеркнуть «спонтанность» народной поддержки, неоднократно писал, что в те дни именно она возглавила «безрубашечников» и вместе с профсоюзами направила выступления рабочих.

На самом деле Эва в то время была почти неизвестна в рабочей среде и, несмотря на всю свою энергию, могла действовать лишь как «подруга полковника». Даже выступление освобождённого Перона перед «безрубашечниками» она слышала только по радио.

После 17 октября Перон начал подготовку к президентским выборам, о проведении которых было объявлено. 22 октября 1945 года Эва и Перон поженились. Так было исполнено обещание, данное им в дни ареста. С этого времени Эва полностью оставила работу в кино и на радио и постепенно вошла в штаб ближайших помощников Перона.

Сначала её роль была невелика, но очень скоро она становится всё более заметной. Перон и сам стремился вовлечь её в политическую борьбу.

Ему казалось выигрышным, что рядом с кандидатом в президенты находится жена, олицетворяющая возросшую роль женщины в современном мире. К тому же он намеревался включить аргентинских женщин в политическую жизнь страны, предоставить им право голоса. В Эве он видел подходящую кандидатуру для агитационной работы в женской среде.

Позднее роль и влияние Эвы в перонизме существенно возросли. Это дало основание некоторым авторам утверждать, что она с самого начала целенаправленно стремилась к лидерству, хотела оттеснить Перона на второй план и только болезнь и ранняя смерть помешали ей сделать это. Такая точка зрения абсолютно лишена основания.

Бесспорно, Эва была энергичной женщиной, обладавшей задатками организатора, но по отношению к Перону она всегда занимала подчинённое положение. Перон и без Эвы был и остался политиком, имевшим собственные взгляды и стиль. Она же действовала в соответствии с его рекомендациями, была его ученицей, говорила его языком.

Это подтверждают тексты всех без исключения её речей, в которых она, по образному выражению Сильвии Сигал и Элисео Верона, авторов книги о дискурсивных особенностях перонизма, «умудрилась не произнести ни одного собственного слова».

Первые публичные политические выступления Эвы относятся к концу 1945 — началу 1946 года. Вместе с Пероном и его штабом она совершила несколько поездок по стране, посетив множество городов. Присутствие жены кандидата в президенты на встречах с избирателями стало новым явлением в Аргентине.

Короткие речи Эвы были адресованы в основном женщинам-работницам. Эва удачно копировала найденный Пероном ораторский стиль, обращенный, прежде всего, к чувствам слушателей, а не к их рассудку.

Она уверяла в своей и Перона любви и верности народу, называла себя «товарищем Эвитой». Принимая во внимание низкий образовательный уровень основной массы населения, а также особую эмоциональность аргентинского, и шире — иберийского характера, свойственную самой Эве и её слушателям, именно такой речевой стиль был, очевидно, наиболее действенным.

На президентских выборах в феврале 1946 года. Перон одержал убедительную победу. Эва стала первой дамой Аргентины. Её социальный статус резко изменился. По положению она теперь принадлежала к элите аргентинского общества.

Близость к Перону увеличивала её влияние. Он обсуждал с ней важные назначения. Так, с её одобрения, их личный врач, Рикардо С.Гуардо, стал председателем палаты депутатов конгресса, а в 1948 года бывший охранник Хосе Эспехо был назначен генеральным секретарём Всеобщей конфедерации труда (CGT).

Доходные должности получили её родственники и знакомые. Брат Хуан стал личным секретарём Перона, мужья старших сестёр — Арриета, Альварес Родригес и Бертолини — получили соответственно посты сенатора, председателя Верховного суда и директора Центральной таможни. Николини сохранил за собой ведомство связи, Муньос Аспири вошёл в штат её помощников, занимаясь написанием и редактированием речей.

Перонизм как движение популистского типа мог существовать только при наличии тесной эмоциональной связи между лидером и массой. Однако обязанности президента не позволяли Перону так же часто, как раньше, выступать перед рабочими.

Эва взяла на себя ответственную и трудную роль связующего звена, особого «посредника» между Пероном и его «безрубашечниками», облечённого доверием самого вождя. Летом 1946 года она начала посещать предприятия и выступать перед рабочими. Помощь беднякам стала одним из важнейших направлений её деятельности.

В борьбе за влияние в этой сфере возник конфликт между Эвой, представлявшей интересы правительства, и Благотворительным обществом, отражавшим мнение оппозиции. Нежелание дам-аристократок избрать жену президента почётным председателем общества привело к скорой развязке.

В сентябре 1946 года декретом исполнительной власти общество было закрыто, а его имущество конфисковано в пользу государства. Взамен был создан Фонд социальной помощи под руководством Марии Эвы Дуарте де Перон.

Официально Эва не занимала никаких государственных должностей. Однако уже в 1946 года она вела приём граждан в министерстве труда (бывшем секретариате), обосновавшись в старом кабинете Перона. Отныне контакты рабочих с лидером движения должны были осуществляться через неё как его личного представителя.

В министерстве Эва вела профсоюзно-политическую и социальную работу, по несколько раз в неделю принимая всех, кто нуждался в срочной помощи или хотел передать просьбу президенту.

Вначале она была довольно осторожна и официальна. Её сестра Эрминда рассказывает, что Эва старательно запоминала поставленные рабочими вопросы, консультировалась с Пероном, а уже потом давала просителям ответ. Позже она стала принимать многие решения самостоятельно.

В сентябре 1946 года Эва появилась в конгрессе, где потребовала от председателя палаты депутатов Р. Гуардо ускорить принятие закона об избирательных правах женщин. Место, которое Эва заняла в политической и общественной жизни, не соответствовало тогдашним представлениям аргентинцев о роли женщины, даже если она супруга президента.


Имя Мария Эва Ибаргурен Дуарте де Перон вряд ли знакомо широкой публике. Но если сказать: Эвита, то уж фильм с таким названием вспомнят многие, хотя бы потому, что в главной роли в нем выступила поп-звезда Мадонна, а музыку к картине написал Ллойд Уэббер. Фильм, в котором сыграла Мадонна, никакого отношения к настоящей Эвите не имеет.

И тем не менее, когда выходишь на знаменитый балкон в Каса Росада, вспоминаешь именно эту песню: "Не плачь по мне Аргентина!" Настоящая Эвита мечтала стать актрисой.

Но всякое ее появление на сцене или экране заканчивалось провалом. Стоя на балконе Президентского дворца рядом со своим мужем, Хуаном Перроном, перед огромной толпой, скандирующей ее имя, Эвита поняла: вот она - главная роль ее жизни.

Ей было отпущено еще семь лет. И за это время ни одного провала. В роли первой сеньоры Аргентины Эву Перон не смог превзойти никто.

Верная спутница лидера и спасителя нации, добрый ангел страны, женщина, излучающая любовь и любовь к себе притягивающая - такой осталась Эвита в памяти многих.

Ангелика Витали: "Если в Аргентине будет когда-нибудь своя святая, то это должна быть Эва Перон. Потому что она сломала стену между властью и народом".

Ласер Панере, школьник из города Рио Негро: "Эвита была женой президента Перона, помогала рабочим и вообще бедным людям. Еще она сделала так, что женщины Аргентины стали голосовать на выборах. Это ее самое большое достижение".

Карла Фрейджо, сотрудница туристической фирмы: "Я родилась, когда Эвиты уже не было. Политика меня не интересует, но Эвитой я восхищаюсь.

Надо быть очень сильной личностью, чтобы в такие тяжелые времена сделать то, что она сделала". В двенадцать лет она опрокинула на себя сковородку с кипящим маслом. Когда сняли повязки, хирург ахнул - кожа на лице была ослепительно белого цвета. Для аргентинцев это признак породы.

Будущий ее муж - Хуан де Перон, впервые увидев Эвиту, воскликнул: Эта девушка похожа на Богоматерь! Эва ненавидела нищету. И прекрасно понимала, что самостоятельно из нищеты ей не выбраться. Но все, на что она могла рассчитывать, - это точеная фигура и ослепительно-белая кожа.

Ее осуждали и осуждают за то, что наверх она двигалась древнейшим в мире способом. Эвита сама с ужасом и отвращением оглядывалась на ту свою прежнюю жизнь. Может быть, поэтому она так хорошо понимала тех, кому нищета не оставляет выбора.

Став женой президента, Эва Перон попыталась легализовать проституцию. Но в католической Аргентине шансов на успех у нее не было никаких. И все же одну неоценимую услугу Эвита своим бывшим коллегам оказала - она вселила в них надежду. Марисоль, девушка из квартала "Красных фонарей" Буэнос-Айреса.

А в современной Аргентине такое возможно, чтобы девушка твоей профессии стала женой президента?

Абсолютно уверена, что да!

Эвиту боялись - за то, что она, как никто, умела управлять толпой. В этом она не уступала самому Гитлеру. Чета Перонов вообще очень симпатизировала фашистскому режиму в Италии и нацистскому в Германии. Даже жесты Эва словно заимствовала у фюрера. Можно не сомневаться, что, называя свою книгу "Моя судьба", Эвита Перон намеренно хотела подчеркнуть ее связь с главным трудом фюрера "Моя борьба". Но Эвита не мечтала о мировом господстве, и уж тем более не жаждала чьей бы то ни было крови.

"Боже, какая безвкусица!" - якобы бросила Эвита, впервые войдя как хозяйка в президентский дворец Каса Росада, или Розовый дом. Президентский дворец Эвита не любила - слишком много роскоши, слишком много аристократов, которых она ненавидела.

В кабинете Эвиты резной дуб, позолота, ковры ручной работы… В здании Конфедерации профсоюзов Аргентины Эвита разместила Фонд собственного имени, который занимался благотворительностью в неслыханных масштабах. На прием к Эве мог попасть любой, и она практически никому не отказывала в помощи.

Очередь сюда люди занимали с вечера. Ангелика Витали, почитательница Эвиты: "У меня был знакомый огородник, которому не на чем было возить свои овощи на рынок. Я помогла ему попасть к Эвите. Она его выслушала, и он получил лошадь, тележку, место на рынке, и еще его жене дали швейную машинку". С 45 по 52-ой год Эвита Перон раздала две с половиной тысячи домов и квартир, три с половиной тысячи стипендий и семь тысяч восемьсот раз выступила в роли крестной матери.

Дети вообще пользовались ее особым вниманием, наверное, потому, что своих она иметь не могла. Ей, а не Санта-Клаусу писали аргентинские дети рождественские письма с просьбой подарить ту или иную игрушку. Ни одно такое послание не оставалось без внимания. В 1951 г. Эва устроила акцию "Дети Аргентины - мои дети". Она хотела вручить подарок каждому ребенку страны. Это мероприятие обернулось трагедией. В давке погибло двое детей.

Откуда же Эвита брала деньги на все эти социальные чудеса? Все просто - она отнимала их у богатых. Каждый чиновник, получавший повышение по службе, обязан был внести в фонд сеньоры Перон определенную сумму. Служащие фонда отчитывались в расходах только перед Эвой.

Поэтому немало денег разворовывалось или оседало на личных счетах Перонов. По оценкам экспертов, Эвита с мужем присвоили себе приблизительно сто миллионов долларов. Платья она признавала только от "Шанель". Шубы заказывала из русских соболей. После Эвиты осталось несколько сот пар туфель. Часть этого огромного гардероба хранится сегодня в музее Эвиты в Буэнос-Айресе.

А еще она обожала драгоценности. Елена Астахова - историк: "Очень хрупкая женщина. Очень любила себя чисто внешне, была увешана драгоценностями, которых было даже слишком много для ее хрупкого тела. Известна ее фраза, когда она выступала в театре "Колон" - вы там уже были?.. Она выходила на сцену громадного этого шестиярусного театра, воздевала руки, унизанные кольцами, и говорила: "Эти драгоценности, мой народ, я ношу для вас!" И весь зал взрывался аплодисментами".

Она умерла от рака матки 26 июля 1952 г. в диких мучениях. Официально было объявлено, что смерть наступила от лейкемии. Ей было 33 года. Последнее, что Эва произнесла, обращаясь к мужу: "Милый, я люблю тебя больше жизни…" Она завещала похоронить себя в семейном склепе. Перон эту просьбу не выполнил. Тело Эвиты было выставлено для прощания рядом с ее рабочим кабинетом - в часовне Дома конфедерации профсоюзов.

Тело Эвиты находилось здесь 15 дней. За это время с ней попрощалась вся Аргентина. После этого у Эвиты Перон началась другая жизнь - жизнь после смерти. Карл Фрейдж: "Она была очень влиятельной женщиной при жизни, и она стала еще более влиятельной после смерти. Перон попросил испанского доктора Педро Ара забальзамировать ее тело, чтобы оно оставалось нетленным вечно. И это было сделано".

После смерти Эвиты удача отвернулась от Перона. С экономикой в стране становилось все хуже. Армия отказывалась повиноваться. Начались забастовки. И не было ее, которая умела одним взмахом руки заставить толпу реветь от восторга. 20 сентября Хуан Доминго Перон - тридцатый президент Аргентины - бежал из страны на парагвайской канонерке.

А Эвита осталась лежать в стеклянном гробу в подвале частной клиники доктора Ара. Когда военные приказали доктору показать им Эвиту, им в первый момент почудилось, что она просто спит и на ее висках пульсируют голубые жилки. Доктор успокоил офицеров: в сосудах Эвиты коктейль из химикатов. Она абсолютно нетленна. Вот это военным очень не понравилось.

Карл Фрейдж: "Тело Эвиты упаковали в ящик, погрузили в грузовик, и оно начало "путешествовать по городу". Сначала его поместили на военном складе. Но через несколько дней у ворот склада появились венки и поминальные свечи. Ее перевезли на военно-морскую базу - история с венками и свечами повторилась".

Астахова: "Гроб этот прятали в самых разных местах Аргентины, и удивительно, что даже в одном кинотеатре за экраном". В конце концов тело забрал к себе в дом полковник спецслужб Орандия. Карл: "Он охранял тело с автоматом в руках. Жена встревожилась и, когда полковник отлучился из комнаты, заглянула в нее. Орандия внезапно вернулся и разрядил в жену целый рожок. Ему почудилось, что кто-то хочет отобрать у него Эвиту. Орандия отдали под трибунал. А тело военные решили тайно вывезти из страны. Эвиту похоронили на городском кладбище в Милане под именем Мария Марша".

В начале 70-х отношение к Перону в Аргентине стало меняться, и ему вернули тело Эвиты. Он тогда жил в Испании со своей третьей женой Исабелитой в доме, который подарил ему Франко. В 1973 г. уставшие от экспериментов аргентинцы позвали Перона обратно в президенты. Перон процарствовал всего год. Умер и был похоронен с неслыханными почестями.

Тело Эвиты передали ее родственникам, и оно наконец-то обрело покой в семейном склепе на самом престижном кладбище Буэнос-Айреса Риколетта. Эва Перон захоронена на десятиметровой глубине, гроб прикрывают сверху две толстенные стальные плиты.

В сегодняшнем Буэнос-Айресе об Эвите напоминает мало что. На памятник мы наткнулись случайно. Таксист объяснил, что здесь стоял дом, который Перон выстроил для жены. В 55-м его сровняли с землей. К полувековой годовщине смерти Эвиты на его месте поставили скульптуру. Неподалеку от памятника на дверях самодеятельного театрального клуба мы обнаружили афишу с фотографией Эвиты.

Давали спектакль по пьесе Андреаса Педро Рисса, написанной еще в 48-м году. Плата за вход - символическая. Меня, признаться, удивило, что эта любительская постановка собрала полный зал. Все-таки в сегодняшней демократической Аргентине отношение к Эве Перрон весьма сдержанное. Видимо, одно дело - Эвита-политик, а другое - Эвита-женщина, которая много грешила и при этом смогла остаться человеком.