Аманда Лир (Amanda Lear) родилась в Гон-Конге в 1946 году, её отец был полуангличанином-полуфранцузом, мать - полурусская-полуиндокитайка. Своё детство Аманда провела на юге Франции и в Швейцарии и к 18-ти годам знала уже пять языков (английский, французский, немецкий, испанский и итальянский). С 16-ти лет училась живописи в Париже, потом поступила в знаменитую Школу Святого Мартина в Лондоне. Там она стала подружкой Брайана Джонса из рок-группы «Rolling Stones». Вскоре на её яркую евроазиатскую внешность обратила внимание Катерина Харль, глава самого знаменитого европейского модельного агентства, и в 1965 Аманда вернулась в Париж и начала работать в фирмах Paco Rabanne и Yves St Laurent. Вскоре она встречает испанского художника-авангардиста Сальвадора Дали, который пожелал иметь её в качестве модели, и она оставалась его музой и близкой подругой более 15-ти лет.

В 1973 году на взлёте её карьеры её давний поклонник Bryan Ferry попросил её позировать для обложки одного из своих дисков, и та обложка стала знаменитее самих записей. Дэвид Боуи, тогдашний лидер британской рок-музыки, влюбился в неё, и они были вместе около года. Он хотел, чтобы она спела, и она поучаствовала в его композиции «Midnight special» (1974). А в 1975 году Аманда выпускает свой первый сингл на известном британском лейбле Creole Records. «A» сторона сингла содержала кавер-версию песни «Trouble» Элвиса Пресли. А на стороне «B» была танцевальная композиция, лирику к которой написала сама Аманда, а музыку - La Bionda, будущий известный продьюсер диско-групп «One for you» и «Vamos a la playa». Сингл получил шумный успех именно в диско-категории, хотя заголовок его не имел ничего общего с диско. Немецкий продьюсер Anthony Monn из Мюнхена с лейбла Ariola тут же предложил Аманде написать для неё настоящий диско-сингл. Лирика опять была написана самой Амандой. Вышедший в 1976 под Рождество сингл возглавил диско-чарт и был №12 в чарте продаж и №4 в итальянском хит-параде. В итоге фирма Ariola подписала с Амандой контракт на 7 лет и 6 альбомов за астрономическую сумму. Так уж вышло, что Аманда думала стать рок-певицей, но именно диско подарило ей огромное богатство.

Первый же её альбом «I Am A Photograph» 33 недели висел в германских чартах и подарил публике два мега-хита «Tomorrow» и «Queen of Chinatown», ставший №1 и золотым в Японии. Но три страны (Британия, США и Франция) тогда вообще не заметили новоявленную певицу. Впрочем, ненадолго: её следующий сингл «Follow Me» со второго альбома «Sweet Revenge» вызвал вспышку популярности Аманды по всей континентальной Европе, включая Францию. В сентябре 1978 она дала концерт в Париже для 5000 чел внутри и 15000 снаружи королевского дворца. Альбом был продан в количестве 4 млн копий и побывал в чартах 41-й страны, в том числе даже Чили, ЮАР, Индии и Тайланда, где оставался №1 в течение 16-ти недель. Композиции «Gold», «Run Baby Run» и «Enigma» также вышли как синглы. Но в США записи Лир по-прежнему продавались плохо, несмотря на шумную промоутерную компанию.

Третий альбом Аманды «Never Trust A Pretty Face» вышел в марте 1979 и затмил предыдущие качеством своей аранжировки. Лучшими хитами стали «Fashion Pack» и «The Sphinx». Большинство фанатов Лир до сих пор считают этот альбом лучшим в её творчестве. В тот год Аманда стала по всей Европе «инкарнацией» диско и без устали колесила по разным странам. В апреле того же года она вышла замуж за французского продьюсера Alain Philippe Malagnac, сына известного писателя-гея Roger Peyrefitte. В 1980 её четвёртый альбом «Diamonds for breakfast» открыл перед ней двери на скандинавские рынки, где Аманда немедленно стала огромной звездой. Два хита, вышедшие как синглы, - «Fabulous» и «Diamonds» - помогли ей в этом, хотя в других странах в хит-парады попали композиции «When» и «Japan». Альбом был только №43 в Германии и лучше всего продавался в Скандинавии (№4) и Италии. Чувствовалось, что продьюсерская формула Monn’а устаревает. Аманда снова турила по Европе от Греции до Финляндии, а в Италии этот альбом был выпущен с тремя песнями на итальянском.

В 1981, после того, как Лир продала 15 млн. копий синглов и 8 млн. копий альбомов, она захотела вернуться к своей первой любви - «рок»-музыке, и даже сделала в Лондоне пробную запись с продьюсером Trevor Horn, работавшим ранее с Тиной Тёрнер. В том же году она вернулась к выставкам своих картин и давала по 2-4 выставки в год. в основном в Европе. Некоторые её картины покупались за 10000 долларов! В то же время вышел и очередной её диско-альбом «Incognito» на Ariola. В испанской версии его были три песни на испанском, которые стали крупными хитами в Южной Америке, но обычная версия провалилась в Европе. В 1982 году вышел её последний сингл с Monn’ом «Fever», и её контракт с лейблом Ariola был расторгнут. Однако неожиданно этот сингл стал крупным хитом в Южной Америке, и Лир поспешно отправилась в тур по южноамериканским странам, а потом дала концерт в США в Нью-Йорке. Только в одной Италии не вышла эта запись. Тогда Аманда записывает сингл «Incredibly Woman» по всем итальянским традициям, и он становится в итальянским хитом. В том же 1982 году Аманда Лир совершила тур по странам Восточной Европы где также стала крупной звездой (в СССР её имя почиталось наравне с именами Barbra Streisand и «Pink Floyd»). А Anthony Monn вскоре после разрыва с Амандой начал продьюсировать новую восходящую «диско»-звезду «Fancy».

Неожиданно итальянский телемагнат Берлускони предложил ей вести варьете-шоу на его канале, и она 4 года оставалась телезвездой. Её карьера как певицы была затменена её теле-популярностью в Италии, а затем и в Германии и Франции. Её шестой альбом «Tam Tam» (1983), который продьюсировался уже в Италии, провалился везде, где было можно. В 1984 году Аманда также работала с Warner над композицией для видео Bolognini «Assassino». В 1985 снова вернулась на диско-площадки с записью «No credit card» в стиле Hi-NRG продюсера Merack, которая стала большим диско-хитом, особенно у геев.

В 1987 году Аманда выпустила альбом » Secret Passion» с американским продьюсером Christian de Walden с лейбла Carrere Records. Несчастный случай на автомобиле в том же году привёл её на больничную койку, где она написала роман «The Immortal», опубликованный во Франции. В 1988 Лир записывалась с итальянской рок-группой «СССР» и участвовала в фестивале итальянской песни в Сан-Ремо. В 1989 и 1990годах она записала удачные альбомы на итальянском и французском языках и начала новое ТВ и радио-шоу в этих странах. В 1991 году лейбл Ariola выпустил ремикс её песен «Follow Me» и «Gold». В том же году Аманда начала принимать участие в самом популярном французском телешоу «The Big Heads» (разговорное шоу с маленькими играми и шутками), а затем стала ведущей знаменитого секс-шоу «Beware of the Blondes»/»PEEP» (в Германии), которое по воскресным вечерам смотрело около 50% телезрителей. В 1993 она записала «Cadavrexquis» - альбом, с которого начался её возврат к танцевальной музыке. Сингл «Fantasy», спродьюсированный немецкими «Bass Bumpers» стал крупным хитом и напоминал её прежние лучшие работы. В 1995 она записала в Мюнхене впервые за последние 12 лет альбом «ALTER EGO» на танцевальном лейбле ZYX. А в июне 1995 она участвовала в объединённом диско-концерте в Париже вместе с «Boney’M», Grace Jones and Gloria Gaynor.

Кому сейчас не известны такие её знаменитые песни как «Fashion pack», «Blood and honey» и «Sphinx»?! Однако, собираясь впервые послушать Аманду Лир, не забудьте принять во внимание, что она - обладательница самого низкого голоса среди всех эстрадных певиц. Иначе её голос и манера пения, похожая на потустороннее бормотание, может вас шокировать не меньше, чем всё остальное в Аманде Лир…

Позировала для самого Сальвадора Дали. Была девушкой самого Дэвида Боуи. А ещё пела, причём тексты для всех своих песен писала собственноручно.

Дискография:

1977 - I am a photograph
1978 - Sweet revenge
1979 - Never trust a pretty face
1980 - Diamonds for breakfast
1981 - Incognito
1983 - Tam-tam
1987 - Secret passion
1989 - Uomini piu uomini
1990 - Tant qu’il y aura des hommes
1993 - Cadavrexquis
1995 - Alter ego
1998 - Back in your arms
2000 - Follow Me…Back In My Arms
2001 - Heart
2005 - Forever Glam The Best of 1976/2005
2006 - The Sphinx: 3CD Box 1976-1983
2006 - With Love
2009 - Assassina
2011 - I Don’t Like Disco

Аманда Лир - французская актриса, певица, стриптизерша, художница и просто красавица, которая до сих пор остается загадкой.
Родилась Аманда в Гонконге в 1939 году, её отец полуфранцуз-полуангличанин был военным, а мать, дочь русского офицера и китаянки, – домохозяйкой.


Детство Аманда провела на юге Франции и в Швейцарии, и к 18-ти годам знала 5 языков (английский, немецкий, испанский, французский, и итальянский). Русскому языку Аманда, по её признанию, «к сожалению не уделила должного внимания...».
К совершеннолетию Аманда поселилась в Лондоне, вращалась в среде хиппи, баловалась ЛСД и марихуаной.
На яркую внешность девушки обратили внимание люди из модельного агентства. Она вернулась из Лондона во Францию и начала работать для Paco Rabanne и Yves St.Laurent.




Keith Moon & Amanda Lear

George Harrison & Amanda Lear

В это же время она познакомилась с Сальвадором Дали, для которого оставалась музой, моделью и другом более пятнадцати лет.
60-летний художник обожал неординарных людей, а Аманда, обладательница белокурой гривы и экзотической внешности, увешанная бусами и амулетами, с сокрушительно длинными ногами и низким голосом, была не только эффектна, но и умна. Аманда наслаждалась жизнью, купалась в бассейне в форме фаллоса, позировала мэтру и не забывала брать у него уроки живописи.
Время от времени он шокировал своих знакомых, заявляя: «Аманда родилась мужчиной, вы не знали?»

В начале 70-х годов Аманда познакомилась с Дэвидом Боуи, и год они провели вместе. Боуи возжелал, чтобы Аманда запела, и, чтобы привлечь внимание, поддерживал слух, будто Аманда – транссексуалка. «Ты что, – говорил он ей, – молодежь нынче нуждается в андрогинах, в необычных людях
Запеть Аманда решила в 1976 году.
Первый альбом назывался «I Am A Photograph» и был посвящен ее модельной карьере. Два хита с этого альбома стали классикой диско – «Tomorrow» и «Queen Of Chinatown».

Удачным стал и следующий альбом, вышедший в 1978 году, – «Sweet revenge» («Сладкая месть»). С помощью интеллектуальных текстов, красоты и необыкновенно низкого голоса Аманда сразу же обратила на себя внимание. Один из режиссеров радиопередач при трансляции ее песни заинтересованно спросил: «А как зовут этого парня?»

В 1979 году Аманда вышла замуж за французского аристократа Алена Филиппа Маланьяка д’Арган-де-Виллеле (приёмного сына писателя Роже Пейрефитта) и стала уделять меньше внимания музыке, сосредоточившись на живописи. Получалось весьма неплохо. 80-90-е годы были плодотворны для Аманды. С лёгкой руки Сильвио Берлускони (тогда ещё просто медиамагната) Аманда 4 года проработала на телевидении, где также стала очень популярной. При этом она продолжала сниматься в кино. «Феллини не раз предлагал мне сниматься у него, – рассказывала она, – но настаивал, чтобы я прибавила 15-20 килограммов. Я поглощала тонны спагетти, заедая их пирожными… Но всё зря! Помню, Феллини сказал: «Аманда совершенна, как зубочистка». Счастливица.

История Аманды Лир загадочна и таит в себе много неразгаданных тайн. Впрочем, это лишь подогревает интерес к ней. Об этой экстравагантной женщине ходило много слухов, которые чаще всего Аманда сама и распространяла, окончательно запутав своих поклонников и биографов.


16 декабря 2000 года в четырехэтажном доме актрисы, художницы и звезды диско 70-х годов Аманды Лир вспыхнул пожар. Возгорание произошло от плохо затушенного камина - таким был вердикт полицейских. Очевидцы говорили, что огонь был совершенно невероятным. В один миг пламя охватило дом, и у тех, кто в нем находился, не оставалось ни малейшего шанса выжить - кто не сгорел, тот задохнулся от дыма. В огне погибли муж певицы Ален-Филипп Маланьяк д"Аржан и их 20-летний сосед. Кроме того, сгорело 15 картин Сальвадора Дали, на протяжении многих лет являвшегося близким другом Аманды Лир. Сама певица в это время была в Италии - ее как раз в день пожара пригласила на развлекательную передачу одна из телевизионных студий в Милане. После шоу Аманда и узнала эту горькую весть из Прованса. "Лучше бы я тогда тоже погибла в огне", - скажет она потом.

История Аманды Лир загадочна и таит в себе много неразгаданных тайн. Впрочем, это лишь подогревает интерес к ней. Об этой экстравагантной женщине ходило много слухов, которые чаще всего Аманда сама и распространяла, окончательно запутав своих поклонников и биографов. В 1984 году вышла ее книга "Дали глазами Аманды", потрясающе недостоверная, особенно в тех главах, где певица пишет о себе. В конце концов она сама запуталась и теперь о себе говорит вполне космополитично: "Я - британка, живущая во Франции, воспитанная в Испании, удочеренная Италией и любящая Германию. Чувствую себя, как дома, только в старушке-Европе..."

Аманда Тэпп, по отцу англичанка, по матери - русско-монгольского происхождения, родилась 18 ноября 1946 года в Гонконге. В очень раннем возрасте у девочки прорезался интерес к изучению иностранных языков. И уже к 18 годам к двум родным языкам (французскому и английскому) Аманда прибавила разговорные немецкий, испанский и итальянский. Вдобавок к этому молодое дарование не на шутку увлеклось рисованием и в 16 лет умчалось учиться в Париж, перед тем как получить законченное среднее образование в лондонской школе.

В Лондоне все и началось. Аманду пригласили в одно из самых популярных в Европе модельных агентств, которым руководила Кэтрин Харле. Через год девушку было не узнать. Она демонстрировала коллекции Ив Сен-Лорана и Пако Рабанна в Париже. Там же она завела знакомство с Сальвадором Дали, для которого оставалась музой, моделью и близким другом почти пятнадцать лет. В период с 1965 по 1973 годы Аманда сменила множество модельных агентств, красовалась на обложках большинства европейских журналов мод. А в 1967-м состоялся ее кинодебют в картине режиссера Генри Ланое. В начале 70-х годов она познакомилась с Дэвидом Боуи, и целый год они провели вместе. Боуи страстно желал, чтобы Аманда запела, и специально для того, чтобы привлечь побольше внимания, запустил в прессе слух, будто Аманда Лир - транссексуалка. Что родилась она мальчиком по имени Алан Тэпп. Однако в зрелом возрасте он сменил пол и даже вышел (вернее, вышла) замуж за некоего Моргана Лира. Какое-то время Аманда категорично отстаивала обе версии своего происхождения. А Сальвадор Дали, большой любитель всего необычного, время от времени шокировал своих знакомых, говоря об Аманде, что "она - мужчина". Сегодня на надоевшие вопросы о том, была ли она мужчиной, Аманда раздраженно отвечает: "На такую нелепицу, распространяемую обо мне, я даже внимания не обращаю. Я женщина до кончиков ногтей, и это меня вполне устраивает".

Дали по-своему привязался к Аманде. Она была красивой, умной, говорила на пяти европейских языках, интересовалась искусством, сама пробовала писать картины. Дали охотно появлялся с нею на публике, хоть и был на 35 лет старше. Жена Сальвадора Дали не одобряла такого поведения мужа. На многих фотографиях из архива Дали в музее Фигераса лицо соперницы просто вырезано…

После романа с Боуи Аманда знала, где ей искать пути самовыражения. В марте 1976 года вышел ее первый сингл Trouble. Успех стал достаточно неожиданным. Тогда немецкая компания Ariola приставила к молодой звезде опытного продюсера. С помощью его композиторского таланта, ее достаточно интеллектуальных для танцевального жанра текстов и необыкновенно низкого голоса Аманда сразу же выделилась из когорты тысяч исполнителей.

На Рождество 1976 года ее песня Blood And Honey побила все рекорды по продаваемости и возглавила многие хит-парады. Доходы казались Аманде астрономическими, но она продолжила позировать и ходить по подиуму, часто отправляясь с показов прямо в студию. Дебютный альбом Аманды Лир "I Am A Photograph" целых 33 недели был в немецких чартах. Говорят, что при записи альбома саундмейкер Энтони Мон заставил ее выкурить чуть ли не блок сигарет и только к четырем часам утра, когда певица валилась с ног от усталости, ей удалось добиться подходящего тембра.

Надо сказать, что Аманда обладала весьма специфическими вокальными данными. Один из режиссеров радиопередач при трансляции ее песни "The Sрhinx" вопрошал: "Как зовут этого парня?"

После выхода альбома Sweet Revenge, когда 4 миллиона копий было продано в более чем пятидесяти странах мира, можно было уже говорить о европейском феномене по имени Аманда Лир.

В апреле 1979 года Аманда вышла замуж. В Америке она повстречала Алена-Филиппа, эстрадного продюсера, и всего через месяц знакомства в День святого Валентина стала его женой.

Хотя Дали не нравилось, что у Аманды была какая-то личная жизнь, помимо него, тем не менее, Аманда была единственной женщиной, кому было позволено жить в его доме после смерти жены. Благодаря Дали, рядом с которым Аманда прожила восемнадцать лет, она увлеклась спиритизмом - начала беседовать с духами. Если верить певице, голоса духов убедили Аманду в необходимости вегетарианства, в отказе от спиртного. Ален-Филипп увлечения жены не одобрял. Как не любил и ее подчеркнутой близости с Дали.

Двадцать один год они с мужем были счастливы. Ален-Филипп являлся для нее супругом и ребенком одновременно, так как детей они не завели - Аманда не захотела, считая, что настоящий человек искусства должен быть свободен и лишен обязательств.

С 1981 года она стала выставлять на показ свои художественные работы. Сами 80-90-е годы были достаточно плодотворны для Аманды Лир. Вышли ее альбом Diamonds for Breakfast, Tam-Tam. А телевизионный магнат Силвио Берлускони предложил ей место ведущей нового развлекательного шоу. Она согласилась и за четыре года стала величайшей телезвездой Италии. При этом она продолжала сниматься в кино как в эпизодических ролях: "Дядя Адольф по прозвищу Фюрер" (1983), - так и в главных: ("Одержимые сексом" (1998), "Красотки" с Жераром Депардье, "Ди-джей" (2000).

Небольшая фильмография Аманды Лир вовсе не свидетельствует об отсутствии у нее актерского дара. Возможно, у нее просто не хватает времени. "Феллини не раз предлагал мне сниматься у него, - рассказывает Аманда, - но настаивал, чтобы я прибавила 15-20 килограммов. Чтобы сниматься у такого гения, я поглощала перед сном тонны спагетти и бифштексов, заедая их пирожными с шоколадом и взбитыми сливками... Но тщетно! Помню, разочаровавшись, Феллини сказал: "Аманда совершенна, как зубочистка".

Она категорически утверждает, что никогда не обращалась к пластическим и прочим хирургам и никогда не соблюдала диет. Лир продолжает оставаться преуспевающей моделью, стильно одеваться, сниматься в кино, рисовать гуашью и акварелью и вести различные шоу, такие же экстравагантные, как и она сама.

Amanda Lear - история одной жизни.

Аманда Лир - французская актриса, певица, стриптизерша, художница и просто красавица, которая до сих пор остается загадкой.
Родилась Аманда в Гонконге в 1939 году, её отец полуфранцуз-полуангличанин был военным, а мать, дочь русского офицера и китаянки, - домохозяйкой.

Детство Аманда провела на юге Франции и в Швейцарии, и к 18-ти годам знала 5 языков (английский, немецкий, испанский, французский, и итальянский). Русскому языку Аманда, по её признанию, «к сожалению не уделила должного внимания...».
К совершеннолетию Аманда поселилась в Лондоне, вращалась в среде хиппи, баловалась ЛСД и марихуаной.
На яркую внешность девушки обратили внимание люди из модельного агентства. Она вернулась из Лондона во Францию и начала работать для Paco Rabanne и Yves St.Laurent.


Keith Moon & Amanda Lear

George Harrison & Amanda Lear

В это же время она познакомилась с Сальвадором Дали, для которого оставалась музой, моделью и другом более пятнадцати лет.
60-летний художник обожал неординарных людей, а Аманда, обладательница белокурой гривы и экзотической внешности, увешанная бусами и амулетами, с сокрушительно длинными ногами и низким голосом, была не только эффектна, но и умна. Аманда наслаждалась жизнью, купалась в бассейне в форме фаллоса, позировала мэтру и не забывала брать у него уроки живописи.
Время от времени он шокировал своих знакомых, заявляя: «Аманда родилась мужчиной, вы не знали?»

В начале 70-х годов Аманда познакомилась с Дэвидом Боуи, и год они провели вместе. Боуи возжелал, чтобы Аманда запела, и, чтобы привлечь внимание, поддерживал слух, будто Аманда - транссексуалка. «Ты что, - говорил он ей, - молодежь нынче нуждается в андрогинах, в необычных людях!»
Запеть Аманда решила в 1976 году.
Первый альбом назывался «I Am A Photograph» и был посвящен ее модельной карьере. Два хита с этого альбома стали классикой диско - «Tomorrow» и «Queen Of Chinatown».

Удачным стал и следующий альбом, вышедший в 1978 году, - «Sweet revenge» («Сладкая месть»). С помощью интеллектуальных текстов, красоты и необыкновенно низкого голоса Аманда сразу же обратила на себя внимание. Один из режиссеров радиопередач при трансляции ее песни заинтересованно спросил: «А как зовут этого парня?»

В 1979 году Аманда вышла замуж за французского аристократа Алена Филиппа Маланьяка д’Арган-де-Виллеле (приёмного сына писателя Роже Пейрефитта) и стала уделять меньше внимания музыке, сосредоточившись на живописи. Получалось весьма неплохо. 80-90-е годы были плодотворны для Аманды. С лёгкой руки Сильвио Берлускони (тогда ещё просто медиамагната) Аманда 4 года проработала на телевидении, где также стала очень популярной. При этом она продолжала сниматься в кино. «Феллини не раз предлагал мне сниматься у него, - рассказывала она, - но настаивал, чтобы я прибавила 15-20 килограммов. Я поглощала тонны спагетти, заедая их пирожными… Но всё зря! Помню, Феллини сказал: «Аманда совершенна, как зубочистка». Счастливица.

Более двадцати лет Аманда прожила с мужем. Детей не нажили - она не хотела, считая, что человек искусства должен быть свободен.
В 2000 году в её доме произошёл пожар - были уничтожены большая часть ее работ и картин Дали. И погиб муж... Сама певица в это время снималась в Италии.

Аманда Лир (Amanda Lear) родилась в Гон-Конге в 1946 году, её отец был полуангличанином-полуфранцузом, мать - полурусская-полуиндокитайка.


Своё детство Аманда провела на юге Франции и в Швейцарии и к 18-ти годам знала уже пять языков (английский, французский, немецкий, испанский и итальянский). С 16-ти лет училась живописи в Париже, потом поступила в знаменитую Школу Святого Мартина в Лондоне. Там она стала подружкой Брайана Джонса из рок-группы "Rolling Stones". Вскоре на её яркую евроазиатскую внешность обратила внимание Катерина Харль, глава самого знаменитого европейского модельного агентства, и в 1965 Аманда вернулась в Париж и начала работать в фирмах Paco Rabanne и Yves St Laurent. Вскоре она встречает испанского художника-авангардиста Сальвадора Дали, который пожелал иметь её в качестве модели, и она оставалась его музой и близкой подругой более 15-ти лет.

В 1973 году на взлёте её карьеры её давний поклонник Bryan Ferry попросил её позировать для обложки одного из своих дисков, и та обложка стала знаменитее самих записей! Дэвид Боуи , тогдашний лидер британской рок-музыки, влюбился в неё, и они были вместе около года. Он хотел, чтобы она спела, и она поучаствовала в его композиции "Midnight special" (1974). А в 1975 году Аманда выпускает свой первый сингл на известном британском лейбле Creole Records. "A" сторона сингла содержала кавер-версию песни "Trouble" Элвиса Пресли. А на стороне "B" была танцевальная композиция, лирику к которой написала сама Аманда, а музыку - La Bionda, будущий известный продьюсер диско-групп "One for you" и "Vamos a la playa". Сингл получил шумный успех именно в диско-категории, хотя заголовок его не имел ничего общего с диско. Немецкий продьюсер Anthony Monn из Мюнхена с лейбла Ariola тут же предложил Аманде написать для неё настоящий диско-сингл. Лирика опять была написана самой Амандой. Вышедший в 1976 под Рождество сингл возглавил диско-чарт и был №12 в чарте продаж и №4 в итальянском хит-параде. В итоге фирма Ariola подписала с Амандой контракт на 7 лет и 6 альбомов за астрономическую сумму. Так уж вышло, что Аманда думала стать рок-певицей, но именно диско подарило ей огромное богатство.

Первый же её альбом "I Am A Photograph" 33 недели висел в германских чартах и подарил публике два мега-хита "Tomorrow" и "Queen of Chinatown", ставший №1 и золотым в Японии. Но три страны (Британия, США и Франция) тогда вообще не заметили новоявленную певицу. Впрочем, ненадолго: её следующий сингл "Follow Me" со второго альбома "Sweet Revenge" вызвал вспышку популярности Аманды по всей континентальной Европе, включая Францию. В сентябре 1978 она дала концерт в Париже для 5000 чел внутри и 15000 снаружи королевского дворца. Альбом был продан в количестве 4 млн копий и побывал в чартах 41-й страны, в том числе даже Чили, ЮАР, Индии и Тайланда, где оставался №1 в течение 16-ти недель. Композиции "Gold", "Run Baby Run" и "Enigma" также вышли как синглы. Но в США записи Лир по-прежнему продавались плохо, несмотря на шумную промоутерную компанию.

Третий альбом Аманды "Never Trust A Pretty Face" вышел в марте 1979 и затмил предыдущие качеством своей аранжировки. Лучшими хитами стали "Fashion Pack" и "The Sphinx". Большинство фанатов Лир до сих пор считают этот альбом лучшим в её творчестве. В тот год Аманда стала по всей Европе "инкарнацией" диско и без устали колесила по разным странам. В апреле того же года она вышла замуж за французского продьюсера Alain Philippe Malagnac, сына известного писателя-гея Roger Peyrefitte. В 1980 её четвёртый альбом "Diamonds for breakfast" открыл перед ней двери на скандинавские рынки, где Аманда немедленно стала огромной звездой. Два хита, вышедшие как синглы, - "Fabulous" и "Diamonds" - помогли ей в этом, хотя в других странах в хит-парады попали композиции "When" и "Japan". Альбом был только №43 в Германии и лучше всего продавался в Скандинавии (№4) и Италии. Чувствовалось, что продьюсерская формула Monn|а устаревает. Аманда снова турила по Европе от Греции до Финляндии, а в Италии этот альбом был выпущен с тремя песнями на итальянском.

В 1981, после того, как Лир продала 15 млн. копий синглов и 8 млн. копий альбомов, она захотела вернуться к своей первой любви - "рок"-музыке, и даже сделала в Лондоне пробную запись с продьюсером Trevor Horn , работавшим ранее с Тиной Тёрнер. В том же году она вернулась к выставкам своих картин и давала по 2-4 выставки в год. в основном в Европе. Некоторые её картины покупались за 10000 долларов! В то же время вышел и очередной её диско-альбом "Incognito" на Ariola. В испанской версии его были три песни на испанском, которые стали крупными хитами в Южной Америке, но обычная версия провалилась в Европе. В 1982 году вышел её последний сингл с Monnом "Fever", и её контракт с лейблом Ariola был расторгнут. Однако неожиданно этот сингл стал крупным хитом в Южной Америке, и Лир поспешно отправилась в тур по южноамериканским странам, а потом дала концерт в США в Нью-Йорке. Только в одной Италии не вышла эта запись. Тогда Аманда записывает сингл "Incredibly Woman" по всем итальянским традициям, и он становится в итальянским хитом. В том же 1982 году Аманда Лир совершила тур по странам Восточной Европы где также стала крупной звездой (в СССР её имя почиталось наравне с именами Barbra Streisand и "Pink Floyd"). А Anthony Monn вскоре после разрыва с Амандой начал продьюсировать новую восходящую "диско"-звезду "Fancy".

Неожиданно итальянский телемагнат Берлускони предложил ей вести варьете-шоу на его канале, и она 4 года оставалась телезвездой. Её карьера как певицы была затменена её теле-популярностью в Италии, а затем и в Германии и Франции. Её шестой альбом "Tam Tam" (1983), который продьюсировался уже в Италии, провалился везде, где было можно. В 1984 году Аманда также работала с Warner над композицией для видео Bolognini "Assassino". В 1985 снова вернулась на диско-площадки с записью "No credit card" в стиле Hi-NRG продьюсера Merack, которая стала большим диско-хитом, особенно у геев.

В 1987 году Аманда выпустила альбом " Secret Passion" с американским продьюсером Christian de Walden с лейбла Carrere Records. Несчастный случай на автомобиле в том же году привёл её на больничную койку, где она написала роман "The Immortal", опубликованный во Франции. В 1988 Лир записывалась с итальянской рок-группой "СССР" и участвовала в фестивале итальянской песни в Сан-Ремо. В 1989 и 1990годах она записала удачные альбомы на итальянском и французском языках и начала новое ТВ и радио-шоу в этих странах. В 1991 году лейбл Ariola выпустил ремикс её песен "Follow Me" и "Gold". В том же году Аманда начала принимать участие в самом популярном французском телешоу "The Big Heads" (разговорное шоу с маленькими играми и шутками), а затем стала ведущей знаменитого секс-шоу "Beware of the Blondes""PEEP" (в Германии), которое по воскресным вечерам смотрело около 50% телезрителей. В 1993 она записала "Cadavrexquis" - альбом, с которого начался её возврат к танцевальной музыке. Сингл "Fantasy", спродьюсированный немецкими "Bass Bumpers" стал крупным хитом и напоминал её прежние лучшие работы. В 1995 она записала в Мюнхене впервые за последние 12 лет альбом "ALTER EGO" на танцевальном лейбле ZYX. А в июне 1995 она участвовала в объединённом диско-концерте в Париже вместе с "Boney|M", Grace Jones and Gloria Gaynor .

Кому сейчас не известны такие её знаменитые песни как "Fashion pack", "Blood and honey" и "Sphinx"?! Однако, собираясь впервые послушать Аманду Лир, не забудьте принять во внимание, что она - обладательница самого низкого голоса среди всех эстрадных певиц. Иначе её голос и манера пения, похожая на потустороннее бормотание, может вас шокировать не меньше, чем всё остальное в Аманде Лир!...