Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

АГРЕССИЯ – от лат. «нападать» - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей

3 слайд

Описание слайда:

Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков Ухудшение социальных условий жизни детей. Кризис семейного воспитания. Невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей. Увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждения головного мозга ребенка. Средства массовой информации, кино и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия. Эндокринный взрыв, обусловленный подростковым кризисом, способствующий росту агрессивности. Отрицательное влияние микросоциума, в котором находится ребенок.

4 слайд

Описание слайда:

Критерии агрессивности у младших школьников часто теряют контроль над собой; часто спорят и ссорятся с окружающими; отказываются выполнять просьбы взрослых; могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения; склоны винить других в своих ошибках и неудачах (могут вымещать свой гнев и на неодушевленных вещах); часто испытывают чувства злости, гнева и зависти; не способны забыть об обиде, не отплатив; мнительны и раздражительны.

5 слайд

Описание слайда:

Критерии агрессивности у школьников среднего возраста и подростков часто угрожают другим людям (словами, жестами, взглядом); периодически выступают инициаторами драк (могут использовать ранящие предметы); не испытывают сострадания, проявляют жестокость к людям и животным, намеренно могут сделать им больно (словом или физически); неразборчивы в средствах достижения своих целей (например, могут применять в качестве мести воровство, порчу личных вещей обидчика и т. п.); не считаются с мнением родителей, их запретами и ограничениями (вплоть до побега из дома); имеют трудности в отношениях с учителями, открыто конфликтуют или прогуливают уроки.

6 слайд

Описание слайда:

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.). Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань). Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. Формы агрессивных реакций

7 слайд

Описание слайда:

Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Из форм враждебных реакций отмечаются: Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

8 слайд

Описание слайда:

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Контроль над собственными негативными эмоциями. Снижение напряжения ситуации. Обсуждение проступка. Сохранение положительной репутации ребенка. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

9 слайд

Описание слайда:

Правила общения педагога с агрессивным ребёнком: не фиксировать внимание всех на нежелательном поведении ребёнка и не впадать самому в агрессивное состояние; наиболее адекватное поведение взрослого – это веское осуждение агрессии ребёнка, но без жёстких наказаний в случае проступка; старайтесь, прежде всего, выяснить причину агрессии и спокойно, тактично её устранить; давайте возможность ребёнку снять агрессию, выплеснув эмоции через игры и релаксационный тренинг; старайтесь лишний раз приласкать ребёнка, показав, что его тоже ценят, что он вам нужен;

10 слайд

Описание слайда:

Поведение взрослого нерефлексивное слушание; пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; внушение спокойствия невербальными средствами; прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; использование юмора; признание чувств ребенка.

11 слайд

Описание слайда:

Правила подавления агрессивного поведения, разработанные для детей: необходимо несколько раз глубоко вдохнуть, если почувствовал гнев; не давать волю рукам, пока медленно не сосчитаешь до 10; подумать, что будет потом, представить последствия своего поведения; каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты; вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, если день прошел спокойно; штрафовать себя за каждый срыв настроения и поведения; проводить закаливание организма, умываться холодной водой; тренировать волю.

12 слайд

Описание слайда:

Рекомендации по сдерживанию нарастающей агрессии Старайтесь направить гнев в русло компромисса. Сосчитайте до 10, 20… Сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов… Займитесь мини-гимнастикой. Походите, если это возможно, взад-вперед по помещению в темпе, диктуемом внутренним состоянием. Порвать какую-нибудь ненужную бумагу (а еще лучше, если на ней предварительно написать: «Я ненавижу Вовку!», «Я терпеть не могу эту стерву Светку». Такую бумагу можно просто разорвать.)

1. . Агрессия и агрессивное поведение.1. . АГРЕССИЯ И АГРЕССИВНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ.
Агрессия
– деструктивное
поведение, противоречащее
нормам и правилам поведения
людей в обществе, наносящее
вред объектам нападения.

В переводе с латинского языка "агрессия"
означает "нападение".
В настоящее время термин "агрессия"
употребляется чрезвычайно широко.
Данный феномен связывают с:
1. негативными эмоциями (например,
гневом)
2. негативными мотивами (например,
стремлением навредить)
3. негативными установками (например,
расовыми предубеждениями) и
разрушительными действиями.

Целью агрессии может быть:
причинение страдания (вреда)
жертве (враждебная агрессия)
использование агрессии как способа
достижения иной цели
(инструментальная агрессия).

Агрессия бывает направлена на:
внешние объекты (людей или предметы)
себя (тело или личность).
Негативное отношение к себе, достигшее
крайней степени называют аутоагрессией.
Особую опасность для общества
представляет агрессия, направленная на
других людей.

Агрессивное поведение личности

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Агрессия (с лат. «нападение») –
деструктивное поведение, противоречащее
нормам и правилам поведения людей в
обществе, наносящее вред объектам нападения
(физический и психологический)
Аутоагрессия – негативное отношение к себе,
достигшее крайней степени. Это
самообвинения с безмерным преувеличением
своей вины, крайне негативная самооценка,
мысли о самоубийстве и суицидальные
действия
Суицид – (самоубийство) осознанное лишение
человеком себя жизни

Сущность конструктивной агрессии

СУЩНОСТЬ КОНСТРУКТИВНОЙ АГРЕССИИ
Неотъемлемая динамическая характеристика
личности, соответствующая жизненным
интересам человека
Признак адаптивности личности, возможности
выживания и безопасности
Необходимое социально приемлемое качество
Отсутствие агрессивности приводит к
податливости, ведомости, комфортности,
пассивности поведения.
Агрессивные реакции часто ситуативны и имеют
рационально-избирательную направленность.

Сущность деструктивной агрессии

СУЩНОСТЬ ДЕСТРУКТИВНОЙ АГРЕССИИ
Несет в себе потенциал разрушения,
враждебности, злобности, жестокости
Нанесение вреда (физического,
психологического) другим людям
Посягательство на права и свободы других
людей
Самоутверждение за счет другого
Страх за свою жизнь, безопасность, зависть,
корысть
Удовлетворение влечения к жестокости

Теории агрессивности

ТЕОРИИ АГРЕССИВНОСТИ
Теория влечений
2. Фрустрационная
3. Теория социального
научения
1.

Жизненно важные потребности личности

ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
ЛИЧНОСТИ
Потребность в самоактуализации
Потребность в, любви, заботе окружающих,
самоуважении
Потребность в принадлежности к группе
Потребность в психологической безопасности
Физиологические потребности (низшие)

Формы агрессии

ФОРМЫ АГРЕССИИ
1.Физическая агрессия – использование
физической силы против другого лица
2. Вербальная агрессия – выражение
негативных чувств как через форму (крик, визг
и др.), так и через содержание словесных
реакций (угрозы, проклятия, ругань и др.)
3. Косвенная агрессия
А) окольным путем направлена на другое лицо
(сплетни, злобные шутки, сарказм и др.)
Б) ни на кого не направлена (топанье ногами,
битье кулаками по столу и др.)

Формы агрессии

ФОРМЫ АГРЕССИИ
4. Склонность к раздражению – готовность при
малейшем возбуждении к проявлению
вспыльчивости, грубости
5. Негативизм – оппозиционная форма
поведения (от пассивного сопротивления до
активной борьбы)
6. Подозрительность – недоверие и
осторожность по отношению к людям,
основанные на убеждении, что окружающие
намерены причинить вред

Развитие агрессивности в детском и подростковом возрасте

РАЗВИТИЕ АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСКОМ
И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Защитная агрессия: истоки, показатели
Деструктивная агрессия: истоки,
показатели
Демонстративная агрессия: истоки,
показатели

Ситуативные предпосылки агрессивности

СИТУАТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
АГРЕССИВНОСТИ
Присутствие и оценка других людей
Намеренность агрессии (эмоциональная
реакция на планируемое насилие)
Восприятие агрессии (катарсический эффект
или научение)
Желание возмездия (агрессия как акт
возмездия за агрессивное поведение другого)

Наиболее привычными проявлениями
агрессии считаются:
Конфликтность;
Злословие;
Давление;
Принуждение;
Негативное оценивание;
Угрозы или применение физической силы.
Скрытые формы агрессии выражаются в:
уходе от контактов;
бездействии с целью навредить кому-то;
причинении вреда себе и самоубийстве.

Внутренними репрезентациями агрессии могут
быть:
Идеи;
Фантазии;
Аффекты.
Например, человек может вынашивать идею
насилия над кем-то, он может расправляться с
обидчиком лишь в своих Фантазиях или
испытывать сильный аффект.

Агрессивное влечение может проявляться через
различные агрессивные аффекты, такие, как (в
порядке усиления интенсивности и глубины):
Раздражение;
Зависть;
Отвращение;
Злость;
Нетерпимость;
Неистовство;
Ярость;
Бешенство;
Ненависть.

Одним из наиболее интенсивных и сложных
агрессивных аффектов, несомненно, выступает
ненависть.
Важнейшей целью человека, захваченного
ненавистью, является уничтожение объекта
агрессии.
При определенных условиях ненависть и
желание мести могут неадекватно
усиливаться. Если они становятся стабильной
характерологической установкой, можно
говорить о достижении уровня психопатологии
характера.

2. Условия формирования агрессивного поведения личности.

2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
В появлении агрессивного поведения
участвуют многие факторы, такие как:
Возраст;
Индивидуальные особенности;
Внешние физические и социальные условия.
Решающую роль в формировании агрессивного
поведения личности, по мнению большинства
исследователей данного вопроса, играет ее
непосредственное социальное окружение.

Характер
агрессивного поведения во
многом определяется возрастными
особенностями человека.
Каждый возрастной этап имеет
специфическую ситуацию развития и
выдвигает определенные требования к
личности. Адаптация к возрастным
требованиям нередко сопровождается
различными проявлениями
агрессивного поведения.

В самом раннем возрасте дети демонстрируют
агрессию:
если часто, громко и требовательно плачут;
если у них отсутствует улыбка;
если они не вступают в контакт.
Адаптируясь к требованиям детского сада,
малыши могут:
Обзываться;
Щипаться;
Плеваться;
Драться;
Кусаться.
Причем эти действия совершаются, что
называется, "без разбора" - импульсивно,
неосознанно и открыто.

В младшем школьном возрасте агрессия чаще
проявляется по отношению к более слабым
("выбранной жертве") ученикам в форме
насмешек, давления, ругательств, драк.
В подростковом возрасте является его
зависимость от группы сверстников на фоне
крушения авторитета взрослых. В данном
возрасте быть агрессивным часто означает
"казаться или быть сильным".

У взрослых людей проявления агрессивного
поведения более разнообразны, поскольку
определяются преимущественно их
индивидуальными особенностями.
В качестве индивидуально-личностных
характеристик, потенцирующих агрессивное
поведение, обычно рассматривают такие черты, как:
Боязнь общественного неодобрения,
Раздражительность,
Подозрительность,
Предрассудки,
Склонность испытывать чувство стыда вместо вины.

Можно говорить об особой категории людей экстремистах, проявляющих агрессию либо
крайне часто, либо в крайних формах.
Экстремисты, в свою очередь, отчетливо
подразделяются на две группы:
1. со сниженным самоконтролем (склонны к
постоянному проявлению агрессии);
2. повышенным самоконтролем (способны
длительно воздерживаться даже от сильных
провокаций, но проявлять крайние формы
агрессии).

На становление агрессивного поведения ребенка
влияют различные семейные факторы:
Низкая степень сплоченности семьи;
Конфликтность;
Недостаточная близость между родителями и
ребенком;
Неблагоприятные взаимоотношения между детьми;
Неадекватный стиль семейного воспитания.

Например, родители, применяющие крайне
суровые наказания, использующие чрезмерный
контроль (гиперопека) или, напротив, не
контролирующие занятия своих детей
(гипоопека), чаще сталкиваются с агрессией и
непослушанием своих детей.
Также существует мнение, что выраженное
негативное влияние на ребенка оказывает
агрессия отца по отношение к матери (физическое
насилие или явное моральное унижение).

3. Агрессия и делинквентное поведение.

3. АГРЕССИЯ И ДЕЛИНКВЕНТНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ.
Агрессивное поведение, достигающее уровня
нарушения законов, прежде всего может быть
следствием подражания (в качестве образцов
для подражания могут выступать
родственники, сверстники, другие значимые
люди).
Особую роль в поддержании агрессивного
поведения играет делинквентная субкультура.
Асоциальная группа, банда, места лишения
свободы формируют устойчивое агрессивное
поведение.

В других случаях агрессивное противоправное
поведение может быть невротически
обусловлено (если оно мотивируется сильной
тревогой и неосознаваемым чувством вины).
Склонность к противозаконным действиям
также наблюдается в случае антисоциальной
направленности личности, для которой
враждебное отношение к другим людям
является стилем жизни.

Отдельную (немногочисленную)
группу правонарушителей составляют
также те психотические больные,
болезненное состояние которых
сопровождается неожиданными
немотивированными взрывами
агрессии (что редко бывает связано с их
устойчивой антиобщественной
направленностью).

Особый случай агрессивности представляют
серийные и внешне почти не мотивированные
противоправные действия.
Они носят характер злобной разрушительности
и садистской жестокости, возникают внезапно и
неожиданно для окружающих и близких людей.
Такая форма агрессии не имеет явных
биологических или экономических причин и
составляет реальную проблему человечеств.а

Агрессивные подростки, нарушающие
законы, не доверяют окружающим,
избегают ситуаций, в которых могут
оказаться в эмоциональной зависимости.
Они менее доброжелательно относятся к
сверстникам, часто смешивают секс и
агрессию, практически не чувствуют вины
за агрессивное поведение.
Тем не менее в условиях жестко
регламентированного внешнего контроля
(заключения) они нередко чувствуют себя
комфортно, порой даже более, чем на
свободе.

Таким образом, агрессивность и
делинквентность оказываются тесно
связаны.
Агрессивное асоциальное поведение в целом
вызывает устойчивое негативное отношение
общества и является серьезным барьером
между личностью и окружающими ее
людьми.

Завершая данную тему, следует подчеркнуть,
что:
агрессия присутствует в самых разнообразных
формах человеческого существования.
Все основные виды отклоняющегося поведения
личности - делинквентное, зависимое и
суицидальное, - безусловно, можно
рассматривать как поведение разрушительное
по своей сути, различающееся лишь по форме
и направленности агрессивных действий вовне или вовнутрь.

АГРЕССИЯ

понятие, виды, причины


Агрессия – от лат. аgressio - нападение

Агрессия –

это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Причины возникновения агрессии

Биологический подход

Врожденное свойство человека, инстинкт самосохранения;

Личностное свойство, передающееся по наследству с типом нервной системы;

Результат гормональных нарушений (переизбыток адреналина или тестостерона);

Последствие употребления психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя, никотина, кофеина).

Социальная теория

Мы учимся вести себя агрессивно в течение жизни. Этому способствуют:

Жестокость и насилие, демонстрируемое в СМИ и семье;

Неблагополучные отношения в семье (ссоры между супругами, неравномерное распределение внимания родителей между детьми, использование физического наказания детей).

Психосоциальный подход

Повышенный уровень агрессивности у людей связан с неудовлетворенностью качеством своей жизни, с имеющимися проблемами на работе и в семье.

Психологическая теория

Агрессивность человека связывают с наличием у него следующих качеств:

Подозрительность;

Сниженный или повышенный самоконтроль;

Стремление к доминированию;

Повышенная тревожность;

Отсутствие творческого потенциала;

Завышенный уровень притязаний (хочу все и сразу);

Преобладание материальных ценностей;

Ущемленное чувство собственного достоинства, самоуважения.

Социобиологический подход

Люди скорее всего будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие с ними гены (проявляя альтруизм, самопожертвование), и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них генетически отличается. В связи с этим становятся ясны причины негативного отношения представителей разных национальных, социальных, профессиональных, религиозных групп друг к другу.


Виды агрессии

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица, нанесение человеку телесных повреждений или порча его имущества.

Косвенная агрессия – это плетение интриг, распускание сплетен за спиной человека.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств к человеку в словесных ответах, формальных (крик, визг, рычание), содержательных(проклятия, угрозы, оскорбления).

Негативизм – оппозиционная манера в поведении против установившихся обычаев и законов, от пассивного сопротивления до активной борьбы.

Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, убеждение в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Чувство вины – замаскированная агрессия, выражает возможное убеждение в том, что субъект является плохим человеком, что поступает плохо, зло, ощущаемые им угрызения совести.


Агрессия

Агрессивность

Агрессивное поведение

Агрессия – действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба.

Агрессивность – свойство личности, отражающая в готовности, к предрасположенности к агрессивному поведению.

Агрессивное поведение - серия агрессивных действий.


Детская агрессия

  • до года – как реакция на дискомфорт, беспомощность.
  • 1-3 года – становление характера, внутреннего «Я».
  • 3-4 года – социализация ребенка, общение с ровесниками.
  • 6-7 лет – кризис 7 лет.
  • 11-15 лет – подростковое детство.

2 вспышки агрессии.

Мальчики: 12 лет и 14-15 лет.

Девочки: 11 лет и 13 лет.

  • 16-18 лет – юношество.

Угасание агрессии.





  • Взаимоотношения в семье.
  • Взаимоотношения со сверстниками.
  • Примеры СМИ, фильмы, мультики, игры, передачи или шоу агрессивного содержания.


  • Часто теряет контроль над собой.
  • Часто спорит, ругается со взрослыми.
  • Часто отказывается выполнять правила.
  • Специально раздражает людей.
  • Часто винит других в своих ошибках.
  • Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  • Часто завистлив, мстителен.
  • Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые его раздражают.
  • Часто угрожает другим людям (словами, жестами, взглядом).
  • Периодически выступает инициатором драк.
  • Не испытывает сострадания, проявляет жестокость к людям и животным, намеренно может сделать им больно.
  • Неразборчив в средствах достижения своих целей (воровство, порча личных вещей и т.п.)
  • Не считается с мнением родителей, их запретами и ограничениями.
  • Имеет трудности в отношениях с учителями, открыто конфликтует с ними или прогуливает уроки.

  • Работать с гневом – обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева.
  • Обучать самоконтролю – вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность.
  • Работать с чувствами – учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим.
  • Прививать конструктивные навыки общения – обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

АГРЕССИЯ У ПОДРОСТКОВ Презентацию подготовила: педагог-психолог ГБОУ СОШ №369 Макарова И. Н.

Агрессия – это деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессия подростков - одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса. Агрессия подростков - крайне неприятное, но при этом закономерное и естественное явление. Агрессия подростков - это признак внутреннего дискомфорта и неумения владеть своими эмоциями.

В каких основных формах выражается агрессия подростков? Физическая агрессия: подросток использует физическую силу против других людей. Вербальная агрессия: подросток выражает свои негативные чувства при помощи слов, угроз, крика и т.п. Раздражительность: подросток грубит по малейшему поводу, становится резким и вспыльчивым. Подозрительность: подросток негативно настроен по отношению к окружающим, не доверяет им, считая, что «все против него». Косвенная агрессия: подросток пытается выражать свою агрессию, направленную на кого-то конкретного, посредством других людей (злые шутки, сплетни, травля). Обида: подросток может обидеться по малейшему поводу, причем обида может быть направлена на конкретного человека (сверстника или взрослого) или «на весь мир». Пассивно-агрессивное поведение (скрытая агрессия) : подросток не делает то, что просят, или делает слишком медленно, забывает о просьбах и поручениях, оттягивает время.

Рекомендации родителям Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) - это главное условие предотвращения агрессивности. Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. В таблице, представленной ниже, даны общие «рецепты» избавления от гнева, которые будут полезны всем родителям.

Содержание Пути выполнения 1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно - Слушайте своего ребенка; - проводите вместе с ним как можно больше времени; - делитесь с ним свои опытом; - рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах; - если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое "безраздельное" внимание каждому из них в отдельности 2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия - Отложите совместные дела с ребенком; - старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

Содержание Пути выполнения 3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии - Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: "Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате" 4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить - Примите теплую ванну, душ; - выпейте чаю; - послушайте любимую музыку

Содержание Пути выполнения 5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев - Не давайте ребенку играть теми вещами, которыми дорожите; - не позволяйте выводить себя из равновесия; научитесь предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией 6 . К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее - изучайте силы и возможности своего ребенка; - если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад, школу), отрепетируйте все заранее

Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: - полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения); - выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»); - переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»); - позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы.

Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. Контроль над собственными негативными эмоциями. Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших чувств.

Снижение напряжения ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: - повышение голоса, изменение тона на угрожающий; - демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»); - крик, негодование; - агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»; - сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; - негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; - использование физической силы; - втягивание в конфликт посторонних людей; - непреклонное настаивание на своей правоте; - нотации, проповеди, «чтение морали»; - наказание или угрозы наказания; - обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, ...», «Ты никогда не...»; - сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу); - команды, жесткие требования, давление; - оправдания, подкуп, награды.

Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего для самого маленького агрессора.

Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. Сохранение положительной репутации ребенка. Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения. Для сохранения положительной репутации целесообразно: - публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину; - не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему; - предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками. Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился; пауза, дающая ребенку возможность успокоиться; внушение спокойствия невербальными средствами; прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; использование юмора; признание чувств ребенка. Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Типы агрессии у детей и способы построения отношений

Название типа агрессии Рекомендации Гиперактивно-агрессивный ребенок Такие дети, воспитываясь в семье по типу "кумира" или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников сверстников, могут становиться агрессивными Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте у детей умение признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим - сверстникам, взрослым и ко всему живому Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок. Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен

Название типа агрессии Рекомендации Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям и знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так. Вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, "нападения" Работайте со страхами, моделируйте, то есть создавайте, опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее.; при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного

Название типа агрессии Рекомендации Агрессивно-бесчувственный ребенок. Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. При этом ему трудно понять, что другому, то есть обиженному, плохо и больно Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалуйте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь. Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность - "отрабатывать" за свое агрессивное поведение ("А теперь иди и извинись", "Погладь по голове", "Пожми руку", "Предложи игрушку обиженному тобой ребенку" и тому подобное)

Спасибо за внимание!

Информационные ресурсы Интернета: http://www.psihologu.info /


Коррекция агрессивного поведения у подростков

Подготовила: Смаилова А.Н

Группа ПиП-42

Проверила: Демиденко Р. Н

Агрессия – (от латинского «agressio» - нападение, приступ) – мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативное переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.)

Агрессивное поведение – это не прирожденная биологическая реакция (за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями.

Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. Агресси́вность (лат. aggressio - нападать ) - свойство личности, выраженное в предпочтении использования насильственных методов для достижения своих целей.

Подростковый возраст сам по себе сложный момент, переживаемый человеком. С точки зрения физиологии происходят сильнейшие изменения в организме, гормональный всплеск, сопровождающий половое созревание оказывает сильнейшее воздействие на эмоциональную сферу подростка. Как следствие этого происходят перестроечные изменения в познавательной сфере.

Тип агрессии

Физическая – активная - прямая

Примеры

Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

Физическая – активная - непрямая

Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.

Физическая – пассивная - прямая

Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).

Физическая – пассивная - непрямая

Вербальная – активная - прямая

Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).

Словесное оскорбление или унижение другого человека.

Вербальная – активная - непрямая

Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.

Вербальная - пассивная - прямая

Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д.

Вербальная - пассивная - непрямая

Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).


Правила, которые позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов. 1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: - полное игнорирование реакций ребенка/подростка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; - выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно..."); - переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня"); - позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал"). Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации. Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы: - констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно"); - констатирующий вопрос ("ты злишься?"); - раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?"); - обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит"); - апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").


3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации. Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: - повышение голоса, изменение тона на угрожающий; - демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу"); - крик, негодование; - агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы"; - сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; - негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; - использование физической силы; - втягивание в конфликт посторонних людей; - непреклонное настаивание на своей правоте; - нотации, проповеди, "чтение морали", - наказания или угрозы наказания; - обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не..."; - сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу; - команды, жесткие требования, давление; - оправдания, подкуп, награды. Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации ребенка. Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения. Для сохранения положительной репутации целесообразно: - публично минимизировать вину подростка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину; - не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему; - предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками. Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.


7. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы: - нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.); - пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; - внушение спокойствия невербальными средствами; - прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; - использование юмора; - признание чувств ребенка.

Этапы реализации коррекционной программы:

1.Ориентировочный этап.

Задачи: знакомство и установление эмоционально-положительного контакта с ребенком, ориентировка детей в обстановке игровой комнаты, введение норм и правил поведения на занятиях, санкций за их нарушения, разработка ритуалов приветствия и прощания, знакомство детей друг с другом.

Методы и приемы работы: _____________

2.Этап объективирования трудностей развития и конфликтных ситуаций.

Задачи: объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в игре и общении со сверстниками и взрослыми, диагностика особенностей поведения и эмоциональной сферы ребенка, обеспечение эмоционального отреагирования ребенком чувств и переживаний, связанных с негативным прошлым опытом взаимодействия.

3.Конструктивно-формирующий этап.

Задача: решение тех задач, на которые направлен тренинг.

Методы и приемы работы: _______________

4.Обобщающе-закрепляющий этап.

Задача: подведение итогов - чему участники научились, что они теперь умеют и т.д. Перенос нового позитивного опыта в практику реальной жизни ребенка и его отношений с другими людьми.

Методы и приемы работы: ___________________