«Парус» Михаил Лермонтов

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Анализ стихотворения Лермонтова «Парус»

Поэт Михаил Лермонтов несмотря на свой резкий и неуживчивый характер в душе был неисправимым романтиком. Именно поэтому в его творческом наследии достаточно много произведений лирического характера. Одним из них является знаменитое стихотворение «Парус», написанное в 1832 году, когда Лермонтову едва исполнилось 17 лет. Это произведение в полной мере отражает душевные метания юного поэта, который оказался на жизненном перепутье. Весной 1832 году он после словесной перепалки на экзамене по риторике отказался продолжать обучение в Московском университете, оставив мечты стать филологом. Его дальнейшая судьба и карьера оказались под вопросом, и, в конце концов, Лермонтов под давлением бабки поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Перспектива стать военным, с одной стороны, не сильно вдохновляла юного поэта. Но в то же время он мечтал о подвигах, которые выпали на долю его предков, хотя и понимал, что в лучшем случае судьба забросит его на Кавказ, где в то время велись военные действия.

Накануне поступления в юнкерскую школу Лермонтов написал стихотворение «Парус», которое в полной мере отражает его настроения и далеко не самые радостные мысли. Если отбросить предысторию и не брать в расчет факты, то это произведение можно по праву отнести к одному из самых романтических и возвышенных стихотворений поэта . Однако это далеко не так, потому что автор не ставил перед собой задачу создать образец пейзажной лирики. В этом стихотворении он отождествляет себя с парусом, который одиноко белеет « в тумане моря голубом», подчеркивая тем самым, что, пожалуй, впервые в жизни оказался перед необходимостью принятия важного решения.

«Что ищет он в стране далекой?», — вопрошает поэт самого себя, словно бы предчувствуя, что отныне его жизнь будет полна скитаний. И в то же время автор мысленно оглядывается назад, осознавая, «что кинул он в краю родном». Уход из университета поэт не считает для себя серьезной потерей, так как не видит смысла продолжать учебу и заниматься наукой. Гораздо больше Лермонтова беспокоит тот факт, что придется покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека – бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву, которая заменила ему и отца, и мать.

Однако поэт понимает, что эта разлука неизбежна, так как ему предначертан свой собственный жизненный путь, который, как предполагает Лермонтов, будет отнюдь не простым. Эту мысль в стихотворении автор выражает при помощи удивительно красивой метафоры, отмечая, что «ветер свищет, и мачта гнется и скрипит». При этом поэт с горечью отмечает, что в своих предстоящих скитаниях «он счастия не ищет, и не от счастия бежит».

Однако до того, как жизнь поэта кардинально изменится, пройдет еще несколько лет, которые покажутся Лермонтову невыносимо скучными. Приняв решение в пользу карьеры военного, он рвется в бой и мечтает о славе. Именно поэтому идиллическая картина морского пейзажа, так напоминающая жизнь Лермонтова-юнкера, совершенно его не прельщает. И, отвечая самому себе на вопрос, чего же он хочет в жизни, поэт отмечает, что «он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой», вновь олицетворяя себя с одиноким парусом.

Таким образом, данное стихотворение является философским размышлением Лермонтова над собственным будущим. Впоследствии именно жажда подвига толкала его на рискованные и необдуманные поступки. Однако судьба распорядилась иначе: Лермонтов не стал великим полководцем, но вошел в историю как блестящий русский поэт и писатель, чьи произведения спустя почти два века по-прежнему вызывают искреннее восхищение.

…А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Поэзия Лермонтова – это сплетение вопросов жизни и смерти, любви и разочарований. Он грустит о скоротечности жизни, ему хочется успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле. Вся его лирика – это отражение окружающей жизни. Читая стихи Лермонтова, чётко видишь и чувствуешь душевные переживания поэта, богатство его внутреннего мира. Лермонтов – это искатель гармонии, вечной свободы, справедливости этого, увы, несовершенного мира.
У Лермонтова индивидуальная манера письма. В его стихах присутствует дух недовольства, противоречия. Такие произведения, как «Парус», «Мой Демон», «Мцыри», «Желанье» можно читать до бесконечности, они легки и мелодичны. Легкость и надрыв, тоска и счастье – не сочетаемое. Когда читаешь стихи поэта, чувствуешь всю его боль, все разочарование, которое он вложил в них.
Человек, рожденный для бури, тоскует без нее, ищет в ней смысл жизни, поле деятельности. Он, как романтический Мцыри, готов, "как брат, обняться с бурей". Поэт желает иметь не крепкую ладью, которая спасет его от бури. Нет, он любит риск, хочет один на один столкнуться со стихией:
Дайте мне челнок дощатый
С полусгнившею скамьей,
Парус серый и косматый,
Ознакомленный с грозой…
Во многих стихотворениях Лермонтова явно чувствуется грусть, тоска, одиночество. Противоречия постепенно углубляются и расширяются. "Стоит одиноко на голой вершине сосна", "одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет", "одиноко он (утёс) стоит, задумался глубоко...", "одинок я – нет отрады", "выхожу один я на дорогу". Откуда это ощущение одиночества? Ведь Лермонтов был так молод, его окружали друзья. Думаю, что ощущение одиночества идет от его творчества, от его внутреннего мироощущения.
Но были и у него и редкие минуты счастья, доверия, свободного дыхания: «С души как бремя скатится Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко...», «Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..»
Образ паруса навевает спокойствие и гармонию, настраивает на чуть мечтательный лад. Но парус так похож на самого поэта, что невольно чувствуешь его душу. «А он, мятежный, просит бури…». Лермонтов точно такой же - «одинокий» и «мятежный». Это он «просит бури», и ни «золотые лучи солнца», ни «лазурные струи» не могут удержать его, ведь это его стихия. «Увы! он счастия не ищет». И парус, и поэт - одиноки оба. Они не ищут счастья. Счастья нет ни в безмятежном море, ни в буре. Поэтому парус не может найти успокоения, а вместе с ним не в силах установить равновесие между внутренним миром и миром внешним и сам автор. Все стихотворение построено на ярких и контрастных противопоставлениях. С одной стороны - буря, а с другой - покой и умиротворение. Чужая далекая страна и родной край. Движение навстречу неизвестности и бегство от постылой и наскучившей жизни. Обретения и потери. Далекое «там» и «тогда». Близкое «здесь» и «сегодня», сиюминутное «сейчас» и вечное «всегда».
Лермонтов постоянно ищет ответы на вопросы, касающиеся человеческого жизни. Поэт уверен в том, что существует некий смысл жизни, какая-то цель, пусть пока ему и неведомая. Поэтому и парус, бесцельно слоняющийся по морю, рано или поздно, найдет пристанище среди житейской суеты.. И важно не столько выйти победителем в схватке с неотвратимой судьбой, сколько иметь мужество бросить ей вызов.

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
А. С. Пушкин»

В массовом читательском сознании произведение классическое, а тем более хрестоматийное, — это синоним произведения безупречного.

В нём всё безукоризненно, и оно заведомо не подлежит критике, которая представляется кощунственным посягательством на святое.

К тем, кто способен и на солнце увидеть пятна, я отношу и себя. При этом такие пятна ничуть не убавляют моей любви к жизнедательному светилу.

Это присказка, а сказка в том, что чудный лермонтовский «Парус» стал чем-то меня карябать.

Мне захотелось понять, чем же именно. Не раз и не два я внимательно перечитал знаменитое стихотворение. И заметил, что всё оно написано в настоящем времени, автор говорит о том, что видит “здесь и сейчас”.

В каждом катрене первые два стиха — это описания моря и погоды на море.

Вот начало первого катрена:

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..

Какая это погода? Я вижу летний день и спокойное море, скорее всего штиль.

Одновременно во втором катрене бушует буря:

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит.

Здесь жизнеощущения истинно стоическое:

Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит.

В третьем катрене всё ещё длится изумительный штиль из первого катрена:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой,

но стоицизм куда и девается: его сменяет совсем иная душевная устремлённость:

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Перед нами яркий образец романтической поэзии. Похоже, Лермонтов — байронист?..

О нет! Это слишком поверхностное суждение: дело в том, что сама натура русского поэта родственно близка натуре Байрона.

Однако вернемся к содержанию стихов. Зачем же паруснику в третьем катрене просить бури, если она уже бушует во втором?! Здесь явное логическое противоречие, явно художественная непоследовательность.

Этот второй катрен вносит смысловую путаницу, и мне захотелось проделать мысленный эксперимент, удалив на минуту этот катрен.

Получилось восьмистишие:

Парус

Белеет парус одинокий
В тумане море голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.

Теперь стихи безупречны, в них нет художественно-смысловой непоследовательности, и трагическая парадоксальность явлена намного более контрастно и ярко.

И всё же, всё же… Я сам возвращаюсь мысленно к стихотворению Лермонтова с его тремя катренами. В душе именно оно, а не “моё” безупречное восьмистишие.

Чем же это можно объяснить? Дать определенный ответ я не могу:

Может быть, затверженной привычностью?

Может быть, композиция требует не два, а три четверостишия?

Может быть, в моём подсознании затаился целостный подтекст “Паруса”, суть которого — устремленность от надёжной родной земли к ненадежному опасному морю?

А может быть, дело в колдовском воздействии таких музыкальных лермонтовских стихов?

Вот она, “неразумная сила искусства”!

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Давайте послушаем, как читает стихотворение «Парус» Михаила Юрьевича Лермонтова Дмитрий Бурлаков.

Анализ стихотворения «Парус» М.Ю. Лермонтова

Лирическое произведение написано в романтической традиции. В стихотворении прослеживается параллельное изображение объекта - паруса - и чувств лирического героя. Параллель, проводимая автором, запечатлела смену пейзажа и внутреннего состояния героя. В произведении отображены размышления о смысле жизни и будущем, которые были актуальны для молодого поэта в момент написания произведения. Ведь стих был написан Лермонтовым в 18 лет перед его поступлением в юнкерскую школу. Незадолго до этого автор расстался с мечтой получить филологическое образование, и его настроения отразились в данных строках.

Композиция и жанр

Произведение включает три строфы. В каждой из них за описанием паруса в море следует лирическое изложение внутренних мыслей и раздумий героя. Отделяют эти две линии многоточия, выражающие общее настроение задумчивости автора.

Поэт постепенно переходит от изображения тихого морского пейзажа до бури чувств лирического героя. Если первым строкам присущ созерцательный характер, то в середине начинается легкий шторм, начинают играть волны, а завершает стих желание бури, настоящей стихии. Причем это чувство присуще герою, в противовес безмятежной картине штиля, в которой центральной фигурой выступает парус.

Если в первой строфе прослеживается единение белоснежного паруса и героя в чувстве одиночества, то в завершении они противопоставляются. Штиль вокруг паруса противоположен внутренним метаниям героя, желанию окунуться в стихию, жить настоящей жизнью, полной чувств и авантюрных приключений.

Жанр произведения – пейзажно-символическая лирика, лирическая новелла. Потому что в произведении сквозь изображение пейзажа проступает глубокий философский смысл: в жизненной стихии каждый человек напоминает парус, который по сути своей одинок, и вся жизнь посвящена попыткам выплыть, выбраться из бури житейских перипетий.

Написан стих четырехстопным ямбом, рифма – перекрестная.

Образы и аллегории

Главный образ в произведении – сам автор, его экзистенциальная суть. Необычна его подача, он будто проступает из-за морского пейзажа. Читатель может его почувствовать в отстраненном рассказе автора о белоснежном парусе. Лирическое «Я» скрыто за образом паруса, качающегося на морских волнах. Поэт выразил таким образом неопределенность его молодой жизни, внутренние поиски своего призвания и неуверенность в будущем.

Парус аллегоричен, через него показана внутренняя жизнь героя. Точно так же через образ бушующего моря передается понимание жизни как переменчивой стихии, с которой необходимо бороться и преодолевать трудности. В образе паруса заключены две самые важные для Лермонтова аллегории – одиночество и свобода. Для автора эти понятия были синонимичны. Именно поэтому в завершение автор решает обрести внутреннюю гармонию в буре.

Выбор тропов подчиняется общему символизму произведения. Скрытым смыслом наполняют пейзаж олицетворения: волны играют, свищет ветер, просит бури.

Стих насыщен глаголами, что придает определенной динамичности в изображении героя наряду с тем, что пейзаж в основном статичен, и позиция героя якобы созерцательная.

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..

Также символизма придает использование синтаксического параллелизма в сочетании с анафорой.

Произведение «Парус» – яркий пример романтической лирики.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит...

Увы, — он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, ищет бури,

Как будто в бурях есть покой!

А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!

А он, мятежный, просит бури…

Небезызвестные строки М.Лермонтова из стихотворения «Парус». Как знаем, поиски той самой бури и привели к тому, что случилось вскоре в «тогдашней» России. То есть, политические процессы, ведущие к смене одной общественной формации другой, были всегда.

А то, что имеет место сегодня? - Надо сказать откровенно и конкретно - всё это, по большому счёту, есть ни что иное, как «чрезвычайные ситуации» социально - политического характера, вызывающие, в той или иной мере дестабилизацию этой самой социально-политических процессов в том регионе, где это происходит. Что, как сами понимаем, может вести к определённому ущербу в материальной области, в общественном сознании населения. Или - не к ущербу, а качественно новому изменению этого сознания. А это - очередной «виток» исторического развития самого общества, то есть - явление неотвратимое. Так, что, отнесёмся к этим самым чрезвычайным ситуациям - так обозначим возникшие коллизии, спокойно и посмотрим, что же проистекает на самом деле.

В общем-то, «чрезвычайные ситуации» распределяются на: чрезвычайные ситуации техногенного, природного, социально-политического и военного характера. Чем дальше мы уходим от того общества, которое называли тоталитарным, тем больше получаем такого рода ситуаций во многих республиках бывшего СССР - Азербайджане, Грузии, Молдове, Украине... Всё, вроде-бы, свидетельствует в пользу того, что процессы под названием «чрезвычайные ситуации» - неотвратимы и поочерёдно «подбираются» ко всё новым и новым регионам «постсоветского пространства».

События, произошедшие в Киргизии, ставшие уже достоянием истории, можно охарактеризовать как «чрезвычайная ситуация социально-политического характера», связанная, в какой-то мере, и с противоправными действиями части населения, устремившейся в мародёрство и погромы. То есть, чрезвычайная ситуация социально-политического характера несёт в себе угрозу, для населения, прежде всего. Но такая угроза может возникать при определённых условиях, в частности - при отсутствии организующей роли какого-то головного органа этой «бури», слабости этого органа (возглавляемого спонтанно появившимся вожаками) или при несвоевременной реакции лидеров чрезвычайной ситуации - на агрессивные поползновения толпы. Таким образом, «вольно - невольно», мы приходим к тому, что толпа - серьёзный двигатель социальных катаклизмов, которая, во-многом, определяет исход чрезвычайной ситуации. Постараемся же проанализировать феномен толпы. Итак, толпа - это значительное скопление людей на улице, чьё внимание привлекло какое-либо событие.

Может быть случайная толпа - скопление людей, которое возникло при наблюдении: за дорожно-транспортным происшествием; за общественной акцией политической партии; за акцией предприятия, представляющего свою продукцию; на футбольном матче… С одной стороны, такая толпа - это совершенно неагрессивное скопление народа, и ожидать каких-либо неприятностей от этого, вроде бы, не приходится. С другой - при случайно возникших экстраординарных обстоятельствах, эта мирная толпа может стать источником повышенной опасности. К примеру, в Аргентине случилось возгорание магазина, торгующего пиротехническими изделиями, и получился красочный фейерверк. На это зрелище устремилась случайно возникшая толпа, которая затруднила доступ к очагу возгорания полиции и пожарных, вследствие чего пожар быстро распространился. От него пострадали очень многие в этой же толпе. Или, вот, футбольные фанаты ведут себя совершенно по-разному, в зависимости от успехов или неуспехов своей команды. То есть, неагрессивное, сначала, скопление народа под названием толпа становится причиной возникновения экстраординарных обстоятельств, определяемых как ситуация повышенной опасности. Можно сказать, что случайная толпа зачастую и есть тот самый двигатель социальных катаклизмов, которые потрясают общество.

Экспрессивная толпа - создаётся из людей, которые совместно выражают свои чувства (радость, горе, протест, солидарность). Такая толпа, в принципе, более опасна, чем случайная. Например, свадьба, где гуляют, часто, до тех пор, пока не разразится скандал и «мордобитие». Не случайно, поэтому, перед свадьбой часто спрашивают: «А драку заказывали?». Или, вот митинги в знак протеста или солидарности: противоположная сторона, спровоцированная агрессивными действиями экспрессивной толпы, может вступить в «рукоприкладство» с митингующими, или, хуже того, - применить оружие. В качестве «спускового крючка» при агрессивных действиях экспрессивной толпы может быть употребление спиртного отдельными индивидуумами в ней, «нарывающимися» на конфликты и неприятности со всеми вытекающими последствиями.

Конвенционная толпа - это участники массовых развлечений, которые могут также, в состоянии алкогольного опьянения перейти в состояние толпы экспрессивной и, как говорится, «натворить дел»! Футбольные фанаты, «разогретые» спиртным, часто так и делают, впоследствии сами не могут понять, как случилось всё то, что они натворили.

Действующая толпа - та, которая не ограничивается, как явствует из названия, одним созерцанием, она - в движении, в действии. И, в зависимости от видов действий, может быть агрессивной, панической, корыстной и повстанческой.

Всякая толпа, при возникновении каких-либо чрезвычайных обстоятельств, может начать действовать, становясь либо агрессивной, либо панической, либо корыстной или повстанческой. К примеру, при дегустации продукции ликёро-водочного завода, когда собравшиеся (случайная толпа) несколько «подхмелели», вдруг ловят карманного вора. В парах спиртного, кто-то начинает самосуд, вся толпа поддерживает расправу, в итоге, уже действующая агрессивная толпа наносит увечья пострадавшему. Такая же агрессивность присуща толпе, возмущённой социальной несправедливостью, тогда-то, также при определённых условиях (призыв, провокация, алкоголизация, вызывающее поведение оппонентов и прочее), она и реализует свою агрессивность.

И, опять обратимся к свадьбам, где экспрессивная толпа часто переходит рамки, вступая в пределы агрессии, становясь толпой агрессивной. То же касается и конвенционной толпы - при массовых развлечениях. Опять о футболе: вероятен переход такой толпы в действующую агрессивную, в связи с событиями, происходящими на поле - необъективность судьи; замечания противоположной стороны, задевающие честь и достоинство нации; прочее… И, конечно, - толпа на массовых собраниях на улицах и майданах…

Не будем подробно останавливаться на остальных видах действующей толпы: паническая - массовый побег людей от неожиданных опасностей; корыстная - овладение какими-либо ценностями или благами; повстанческая - справедливое возмущение против власти, которая проводит антинародную политику, принимает необоснованные кадровые решения…

Обратимся, всё же, к тем общественно-политическим событиям, что наблюдаются в последнее время и у нас, и в других, можно сказать, «горячих точках» бывшего СССР.

Украина: роль толпы оказалась чрезвычайно важной, но, как показали события, толпа толпе - рознь! Достаточно большая группа людей, существующая на протяжении короткого времени - та самая толпа, которая известна во все времена и у всех народов. Этой толпе присущи все признаки, о которых было сказано. В течение короткого времени составляющие толпу люди не успевают определиться в симпатиях и интересах. Потому такая толпа может претерпевать изменения, которые случайную, экспрессивную или конвенционную толпу могут преобразовывать в действующую. Это случается необязательно, но, в принципе, может наблюдаться. Полагаем, именно такого рода события происходили в Киргизстане, когда повстанческая толпа, которой двигали благие намерения и которая справедливо «возбудилась» против власть имущих, в силу короткого периода её существования, принялась громить, грабить и совершать другие акты насилия. То есть, она превратилась в действующую, агрессивную и корыстную толпу. Надо сказать, что участники толпы размещаются в ней на небольшой площади, чаще всего, очень тесно, что и даёт им возможность поддерживать между собой определённый контакт. Они постоянно получают информацию от соседей о происходящем за пределами толпы, сами не обладая какими-либо возможностями «отслеживать» происходящие события. Потому-то, внешние стимулы, слова ораторов (которых они могут и не слышать), реплики неуравновешенных в психическом состоянии лиц, находящихся рядом, могут серьёзно воздействовать на эмоциональные проявления остальных, вовлекая их в свою напряжённость. В итоге появляются черты «коллективной души» толпы, присущие, в большей или меньшей степени, всем разновидностям толпы. Проникнувшись единым настроением и чувствуя свою монолитность, толпа очень быстро может стать гневной, агрессивной, склонной к действиям, стоящим на грани закона и правопорядка или явно их нарушающими.

Такой ход развития событий, имея место в Киргизии, предопределил сумбурность их исхода, сводя «на нет» завоевания, которые логически вытекали из действий и внутреннего содержания толпы повстанческой. Нельзя сказать, что, в итоге, не произошли качественные позитивные изменения в общественно-политическом устройстве. Однако эти события могут заметно отличаться от чрезвычайных ситуациях в других странах и регионах (догадаемся сами, в каких!). И, как было, замечено, из-за того, что «толпа - толпе - рознь!».

Поясним это более детально. Психика и проявление эмоций каждого, отдельно взятого индивидуума, в толпе неминуемо изменяются. Под влиянием атмосферы, царящей в таком скоплении людей, часто в возвышенном и приподнятом настроении, что можно расценить и как эйфорию, субманиакальное состояние, сама личность просто нивелируется, «растворяется». Нет уже особенного и неповторимого, что свойственно данной личности, всё «отходит на задний план». Эмоционально окрашенные действия происходят на подсознательном уровне. В едином, как говорят, - порыве!

И как много зависит, при этом, от лидеров, «трибунов», которые возглавляют толпу, что так склонна к преобразованиям в ней к а ч е с т в е н н о. Насколько важно сохранить в толпе черты, которые привели людей на улицу или майдан. Это, прежде всего, верность идее, которая формирует саму суть толпы повстанческой и нацеленность на конечный результат. Отсюда выскажем соображения в связи с имевшими место общественно- политическими катаклизмами в современном обществе. Полагаем, произошедшие события на Майдане Незалежности в Киеве несколько отличались от феномена толпы, который укладывался в рамки приведенной выше классификации. Существо повстанческой толпы претерпело качественные изменения, превратив её в орудие достижения совсем других целей (сугубо личных, корыстных и совсем не отвечающих чаяниям повстанческой толпы) - её лидерами. Эмоционально окрашенные действия с единой всепоглощающей идеей, с категоричной уверенностью в своих безграничных силах привели к тому, что многих и многих в этой толпе, и, прежде всего её руководителей, просто…понесло. Более того, исторические события часто демонстрируют тот факт, что чувство полной безопасности может трансформироваться в безответственность, безнаказанность и вседозволенность, что может привести к непоправимым последствиям.

Социальные опасности (исходящие от определённых групп людей и угрожающие жизни и здоровью граждан), практически, отсутствовали повсеместно, с самого начала и до окончания процессов при этих чрезвычайных событиях. Отсюда следует, что в самих группированиях людей, стоящих и на площади, и возглавлявших те или иные структуры с обеих противоборствующих сторон, просто не было носителей таких опасностей социального характера, которые, в иных условиях и ином государстве обуславливают возникновение экстремальных ситуаций, имеющих чрезвычайный разрушительный характер. Похоже, что лидеры толпы на Майдане и другой противоборствующей, имеют очень приличную подготовку в вопросах стратегии и тактики, а также прекрасно ориентировались в психологии толпы.

А, что есть «мятежный»? «Праведный» или нет? Покажет, как говорится, время! Но, факт, что он - «мятежный», ищет бури.... И «буря» должна была грянуть, ибо таким представлялось течение истории. Пусть это не та самая буря, а чрезвычайные события, но они уже состоялись, и других, судя по всему, не ожидается. «Проскочим» очередные выборы, и, согласно историческому ходу событий, должен настать покой. Чего и ждём со всей определённостью!

Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины, член Межрегионального союза писателей Украины, врач.

В работе использованы данные из книги « Безпека життєдіяльності”, Харків, 2000, автори: О.С.Бабьяк, О.М.Сітенко, Ф.В.Ківва, І.В.Капусник, Б.М.Заболотний,