Изучение содержания параграфа предоставляет возможность:

Ø углубить понимание сущности понятия «компоненты природы» и взаимосвязей между ними;

Ø изучить структуру, основные свойства ПТК и ландшафта

Природный компонент – это составная материальная часть природы, представляющая одну из сфер географической оболочки Земли (литосферу, гидросферу, атмосферу и др.). Природные компоненты на поверхности Земли представлены горными породами, воздухом, поверхностными и подземными водами, почвами, растительным и животным миром . Климат (многолетний режим погоды) и рельеф не являются компонентами природы, так как они не являются материальными телами, а отражают свойства воздушных масс и земной поверхности.

Выделяют три группы природных компонентов: литогенные, гидроклиматогенные и биогенные (Рис.).

Все компоненты природы находятся в тесной взаимосвязи и изменение одного, приводит к изменению других.

Наиболее тесное взаимодействие компонентов характерно для приповерхностного (почвенного) и ближайшего надповерхностного слоя Земли, так как именно здесь происходит соприкосновение всех сфер географической оболочки Земли (литосферы, гидросферы, атмосферы и др.).Например, на климатические особенности территории оказывает влияние рельеф. Климат и рельеф воздействуют на формирование вод, почв, растительности и животного мира. В свою очередь растительный и животный мир объединены системой взаимодействия между собой и оказывают влияние на другие компоненты природы. Взаимосвязи между компонентами природы необходимо учитывать при организации хозяйственной деятельности. Например, осушение приводит к понижению грунтовых вод территории, а это оказывает влияние на, почвы, растительность и животный мир и т.д.

Природные компоненты, тесно взаимодействуя между собой на определенной территории, образуют комплексы, которые называются природно-территориальными комплексами. Под природно-территориальным комплексом (ПТК) понимается относительно однородный участок земной поверхности, который отличается своеобразным сочетанием природных компонентов. По величине территории выделяют ПТК трех уровней: планетарный, региональный и локальный

Наиболее крупный – планетарный или глобальный уровень ПТК представлен на планете географической оболочкой.

ПТК регионального уровня: материки, природные зоны, физико-географические страны, являются структурными частями географической оболочки. ПТК локального уровня представлены ландшафтами (фации, урочища).

Границы ПТК, как правило, ярко не выявлены и переход от одного комплекса к другому идет постепенно. На картах границы природных комплексов наносятся линиями, которые являются условным знаком. Для каждого природного комплекса характерна своя структура. Структура ПТК – это сочетание компонентов природы образующих ПТК.

Свойства ПТК. Главным свойством ПТК разного ранга следует считать его целостность. Целостность означает тесную взаимосвязь компонентов ПТК.

Еще одно важное свойство природного комплекса – устойчивость , которая заключается в возможности ПТК возвращаться в исходное состояние при воздействии на него внешних сил (вырубка лесов, мелиорация и т.д.).

Устойчивость природных комплексов имеет огромное значение в связи с усилением воздействия человека на природу. Кризисные явления в природе возникают, когда нарушается устойчивость и способность ПТК к самовосстановлению. Устойчивость обеспечивается разнообразием взаимосвязей между компонентами природного комплекса. Чем сложнее ПТК, тем он устойчивее, т.е. имеет больше возможностей для самовосстановления и противодействия хозяйственной деятельности человека.

ПТК постоянно развиваются, т.е. обладают таким свойством как изменчивость . Это можно видеть на примере локальных комплексов, когда идут процессы зарастания озер, возникновения оврагов, заболачивание лесов и т.д. Считается, что в естественных условиях эволюция природных комплексов происходит в направлении повышения их устойчивости. В этой связи основная проблема при антропогенном воздействии на природу заключается в том, чтобы не снижать естественной устойчивости природно-территориальных комплексов.

Понятие ландшафт. Структура ландшафта. С развитием географии изменялось представление о ПТК. На основе учения о природно-территориальных комплексах сформировалось новое направление – ландшафтоведение, объектом изучения которого является ландшафт (от нем. land– земля, schaft - суффикс, выражающий взаимосвязь).

Ландшафт является однородным природным образованием в пределах природной зоны и отражает ее основные особенности. Ландшафт может приниматься как основная единица при физико-географическом районировании. Для формирования представлений о территории, достаточно изучить ее в пределах ландшафта. Каждый ландшафт является частью более крупных территориальных географических единиц.

Ландшафт – относительно однородный участок географической оболочки, отличающийся закономерным сочетанием его компонентов и характером взаимосвязей между ними.

Ландшафт включает не только природные компоненты, но и мелкие ПТК - фации и урочища, которые составляют его морфологическую структуру.

Самым простым (элементарным) комплексом является фация, которая характеризуется наибольшей однородностью природных компонентов. Примером может быть участок небольшой речной долины, ложбины, небольшая западина и др., которые имеют однородные геологические отложения и почвы, одинаковые микроклимат, водный режим и состав биоценоза.

Фации объединяются в урочища. Урочище - это система фаций, приуроченных к отдельной крупной форме рельефа или водоразделу на однородном субстрате и общей направленности физико-географических процессов. Примерами урочищ могут служить ПТК в пределах оврага, холма. Более крупной единицей ландшафта является местность, которая представляет собой сочетание урочищ, закономерно повторяющихся в пределах ландшафта. Выделение местностей обусловлено в первую очередь особенностями геологического строения и рельефа.

Антропогенные ландшафты. В результате преобразующей деятельности человека на месте естественных ландшафтов возникают преобразованные - антропогенные.

В ландшафтоведении, в зависимости от степени антропогенного воздействия, выделяют первичные природные ландшафты , которые образованы действием лишь природных факторов; природно-антропогенные ландшафты , которые образованы действием как природных, так и антропогенных факторов, и антропогенные ландшафты , существование которых поддерживается лишь за счет деятельности людей. Степень их изменения зависит от интенсивности хозяйственного использования. Наибольшие изменения происходят при промышленном, транспортном и сельскохозяйственном использовании ландшафтов.

Под антропогенным ландшафтом понимается географический ландшафт, преобразованный деятельностью людей и отличающийся по строению и свойствам от естественных. Так как деятельность человека, вызывающая образование антропогенных ландшафтов, может быть целенаправленной и нецеленаправленной (непреднамеренной), формируются разные антропогенные ландшафты. Выделяют слабоизмененные, измененные и сильноизмененные ландшафты.

Целенаправленное воздействие на ландшафты ведет к их преобразованию и формированию ландшафтов с заданными параметрами и функциями. Образуются сельскохозяйственные, промышленные, рекреационные, урбанизированные и другие, которые иногда называют окультуренными, или культурными. Под культурным ландшафтом понимается территория, на которой в результате деятельности человека ландшафт приобрел новые свойства по сравнению с прежним своим состоянием (Рис…).

Ландшафтам, в течение времени, присущи изменения качественных и количественных параметров. Такие преобразования носят название – развитие ландшафта . Факторы, вызывающие процессы развития ландшафта делятся на внутренние и внешние. В результате развития одни ландшафты могут преобразовываться и исчезать, другие, наоборот, формироваться. Задачей рационального природопользования является предотвращение нежелательного разрушения (деградации) ландшафтов, т.е. управлять развитием ландшафта.

Вопросы и задания

1. Что такое ПТК и какие природные компоненты в них выделяются?

2. Что означает понятие «устойчивость ПТК» и, какие факторы ее обеспечивают?

3. В результате какой хозяйственной деятельности могут разрушаться взаимосвязи ПТК?.. Приведите примеры.

Ответ оставил: Гость

1. тихий океан - самый большой и самый древний из всех океанов. его площадь составляет 178,6 млн. |см2. он может свободно вместить все материки и острова вместе взятые, поэтому его иногда называют великим. он расположен между материками евразией и австралией на западе, северной и южной америкой на востоке, антарктикой на юге. 2.изучение и освоение тихого океана начались задолго до появления письменной человечества. для плавания по океану использовались джонки, катамараны и простые плоты. экспедиция 1947 года на плоту из брёвен «кон-тики» под руководством норвежца тура хейердала доказала возможность пересечения тихого океана в западном направлении из центральной части южной америки к островам полинезии. китайские джонки совершали походы вдоль берегов океана в индийский океан. 3.обширные пространства тихого океана лежат во всех климатических поясах, кроме полярных. над его просторами формируется несколько областей высокого и низкого давления, образуются ветры, на северо-западе океана дуют муссоны. нередко проносят тайфуны. от климата во многом зависят свойства водных масс. температура поверхностных вод измеряется от -1 с (на севере) до +29 с (у экватора) . осадки над океаном над испарением, поэтому соленость поверхностных вод в нем несколько ниже, чем в других океанах. теплые воды океана способствуют работе кораллов, которых здесь множество. вдоль восточных берегов австралии протянулся большой риф. это самый крупный «хребет» , созданный организмами. 4.хозяйственная деятельность человека к сильному загрязнению некоторых акваторий тихого океана. особенно это проявилось у берегов японии и северной америки. истощились запасы китов, ряда ценных видов рыб и других животных. некоторые из них потеряли свое былое промысловое значение.

Ответ оставил: Гость

Африка: координаты крайних точек это второй по величине континент на нашей планете. он занимает площадь в 30 миллионов квадратных километров. с евразией африка соединена узким суэцким перешейком. 8 тысяч километров - именно на такое расстояние вытянулся с севера на юг материк африка. координаты крайних точек континента следующие: северная - мыс рас-энгела (37,21 градуса северной широты). южная - мыс игольный (34,51 градуса южной широты). 7,5 тысячи километров - расстояние между западной и восточной окраинами такого материка, как африка. координаты крайних точек континента следующие: западная - мыс альмади (17,33 градуса западной долготы). восточная - мыс рас-гафун (51,16 градуса восточной долготы). протяженность береговой линии материка составляет 26 тысяч километров. это мало для континента такого размера. причина заключается в том, что береговая линия африки расчленена слабо. следует также отметить, что крайние точки африки имеют и другие названия. так, мыс игольный иногда именуют мысом агульяс. а мыс рас-энгела иногда называют мысом бланко. поэтому в научной можно встретить и эти топонимы. положение африки уникальное. дело в том, что экватор пересекает этот материк практически посередине. данный факт приводит к двум важным последствиям































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению взаимосвязей компонентов природы в природных зонах Северной Америки для установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов
  2. Расширение и конкретизация экологических знаний учащихся и формирование у них убежденности в необходимости охраны природы
  3. Развитие познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся

Задачи урока:

  1. Установить зависимость между климатом, растениями, животными и почвами в каждой природной зоне
  2. Выявить приспособляемость организмов к условиям окружающей среды
  3. Организация творческой работы в группах
  4. Рассмотреть проблемы охраны и преобразование окружающей среды

Оборудование: Карты Северной Америки: физическая, климатическая, природных зон, атласы, планы работы (инструкции) специалистам в группах, гербарии, картины растительный и животный мир Северной Америки, почвы

Класс разбит на 5 групп по природным зонам:

  1. Арктические пустыни.
  2. Тундра.
  3. Тайга.
  4. Смешанные и широколиственные леса.
  5. Степи (прерии).

В каждой группе “Специалисты”

  1. Географ-картограф (характеристика ФГП зоны, определения).
  2. Климатолог (характеристика климата).
  3. Ботаник (растения и их приспособления).
  4. Зоолог (животные и их приспособления).
  5. Почвовед (характеристика почв).
  6. Эколог (вывод о изменении природной зоны человеком).

Ход урока

Учитель географии: “Ребята, сегодня мы проводим не совсем обычный урок по природе Северной Америки

Учитель биологии: Территория, заселенная определенными растениями и животными называется “сообществом”. “Все элементы мироздания гармонично связаны между собой” – говорил еще древнегреческий ученый Цицерон

Учитель географии: Как вы считаете, какие науки наиболее тесно связаны между собой? – (география, биология, химия, физика, история). Да география и биология – это две довольно близкие науки. Мы хотим предложить вам создать главу совершенно нового учебника для совместного изучения географии и биологии и назвать ее “Взаимосвязь растений, животных и природных условий в природных зонах на примере Северной Америки.”

Тема урока: “Взаимосвязь компонентов в природных зонах Северной Америки.” (слайд 3)

Учитель биологии: Взаимосвязь растений и животных, которая складывалась на протяжении всей истории развития органического мира, называется биологическими факторами (факторы живой природы)

Природные условия, которые позволили сложиться такой взаимосвязи, называются абиотическими факторами (факторы неживой природы)

– Взаимодействие человека с природой, с окружающей средой называют антропогенными факторами . Эти понятия вы можете сегодня использовать в своих выступлениях.

Учитель географии: Итак! Сегодня вы работаете в группах, В каждой группе есть специалисты, вы должны быть готовы к выявлению взаимосвязей между компонентами. По ходу выступлений вы формируете страницу или логическую схему природной зоны нового учебника.

На столе инструкции (планы характеристик объектов), а так же лист ватмана, маркеры для оформления страницы, таблицы, карты атласов.

Выступления учащихся группы “Арктические пустыни” (слайды 4-6)

Вопросы учащимся

  • Почему в зоне Арктических пустынь скудная растительность?
  • Почему здесь довольно богатый животный мир?
  • Почему животные Арктических пустынь достигают крупных размеров? Белый медведь, моржи, киты, тюлени?
  • Какие приспособления имеются у животных Арктических пустынь, которые помогают им выдерживать сильные морозы?
  • Почему их шкура и птичьи перья не намокают в воде?
  • Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – белый медведь (слайд 7)

    Выступления учащихся группы “Тундра” (слайды 8-11)

    Вопросы учащимся

  • Как растения тундры приспособились к прохладному короткому лету?
  • Почему у них маленькие листья?
  • Мы карликовые березы, мы хитро придумали позы
    Мы крепко сидим как занозы
    Но все это только притворство
    Прижатость есть вид непокорства”
    О каком непокорстве говорится в стихотворении?
    Почему в тундре не растут деревья?
  • Почему при малом количестве осадков тундра заболочена?
  • Почему тундра является раздольем для диких гусей, уток, журавлей, на лето они прилетают сюда?
  • Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – олень-карибу (слайд 12)

    Выступления учащихся группы “Тайга” (слайды 13-16)

    Вопросы учащимся

    1. Почему у хвойных деревьев вместо листьев иголки?
    2. Почему почвы тайги подзолистые?
    3. Почему в подзолистых почвах тайги мало перегноя?
    4. Какие последствия происходят после вырубки леса?

    Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – секвойя (слайд 17)

    Выступления учащихся группы “Зона смешанных и широколиственных лесов” (слайд 18-21)

    Вопросы учащимся

    1. С какими особенностями климата связано то, что у широколиственных лесов большие листовые пластинки?
    2. Почему лиственные леса сбрасывают листву на зиму?
    3. Почему серые и бурые лесные почвы более плодородны?
    4. Почему большие площади лесов вырублены и заняты с/х посевами?

    Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – росомаха (слайд 22)

    Выступления учащихся группы “ Степи” (слайд 23-26)

    Вопросы учащимся

    1. Почему эта зона простирается меридиально в центре материка?
    2. Почему в степях не растут деревья?
    3. Почему несмотря на малый растительный опад почва степей плодородная?
    4. Почему животные степей живут стадами, а лесные в одиночку?

    Выступление учащегося с сообщением “Удивительное рядом” – бизон (слайд 27)

    По ходу выступлений оформляется страница нового учебника

    II часть урока “Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека”

    Учитель географии: Под воздействием хозяйственной деятельности: вырубка лесов, распашка почв, рост городов – природные комплексы Северной Америки сильно изменены. Нет ни одной природной зоны, которая бы не была изменена человеком. Дороги и города строятся на века, добыча полезных ископаемых ведется десятками лет. Леса вырубают для производства бумаги и строительных материалов. Распаханные почвы смываются ливнями и талыми водами, растут овраги. Лишенные мест обитания животные исчезают.

    Учитель биологии: В странах Северной Америки приняты законы направленные на охрану и восстановление природы. Ведется работа по восстановлению разрушенных комплексов: сажают леса, очищают от загрязнения озера и реки. Созданы заповедники и национальные парки. В эти чудесные уголки природы устремляются ежегодно миллионы горожан. Общее число охраняемых территорий 356. В Северной Америке создано несколько национальных парков. Самый первый – Йеллоустонский, основан в 1872 году.

    Сообщения учащихся:

    1. Йеллоустонский национальный парк (слайд 29)
    2. Национальный парк Вуд-Баффало (слайд 30)

    Вывод: А сейчас мы подводим итоги и проверяем вашу страницу.

    Страница готова. Взаимодействие компонентов природы отражено.

    Зная законы природы легче сберечь ее. Всем принявшим участие в создании страниц главы нового учебника ставим высокую оценку.

    Список использованной литературы:

    1. Н.А. Никитина “Поурочные разработки по географии” 7 кл. М. “Вако” 2006.
    2. Т.Н. Воробцова “География 7 кл. Поурочные планы” Волгоград 2002.
    3. “Интегрированные уроки в школе” 6-10 кл. сост.Болотникова Н.В. Волгоград. Учитель 2007.
    4. Г.Н. Элькин “География материков и океанов 7 кл.” Санкт-Петербург. Паритет 2001.
    5. Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова “По материкам и странам” Просвещение 1981.
    6. Заповедными тропами зарубежных стран. Издательство “Мысль” 1976.

    «Россия страна» - Первичный сектор: добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыболовство… Основатели отечественной экономической географии. Почти 70% экспорта России составляет сырье. Метеорология. Политическая география. Обязательные практические работы: Ухудшение ЭГП с распадом СССР: Экономическое влияние. 1.США 2. Япония 3.ФРГ 4. Франция 5.Великобритания 6.Италия 7.Австралия 8.Россия.

    «Хозяйство России» - До сих пор в нашей стране не найдена национальная модель устройства сельскохозяйственного сектора…. Автомобильная промышленность. Введение. Как же и почему сложилась такая ситуация??? В последние десятилетия XX в и в начале Россия переживала трудные времена, прежде всего в экономике. Многие люди жили в крайней бедности, масса предприятий простаивала или работала с малой загрузкой мощностей.

    «Экономические районы России» - Национальный состав: в основном, русские (православные христиане). Почвы подзолистые и торфяно-болотные. Омывается водами Сев Лед океана. Леса занимают 3/4 территории. Животноводство (молочно-мясное) преобладает над растениеводством; оленеводство, свиноводство, птицеводство. Коэффициент урбанизации – 83%.

    «Зоны в России» - Пустыни и полупустыни. Лето жаркое, зима прохладная. Арктики. Субтропики. Природные зоны. Зона смешанных и. Содержание. Арктические пустыни. География России. 8 класс. Лесостепей и степей. Расположение. К содержанию. История открытия. Особенности. Широколиственных лесов. Самые засушливые области (испаряемость в 12 раз превышает количество осадков.

    «Природно-хозяйственные зоны» - В направлении с севера на юг сменяются. Природно-хозяйственные зоны России. Что такое Природно-хозяйственная зона? Л.С. Берг – ученый необычайной широты взглядов,географ и биолог. Природно-хозяйственные зоны России делятся на. Что называется зональностью? В.В. Докучаев – великий русский географ. Понятно, что в северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно.


    Окружающая нас природа состоит из частей, или, как их еще называют, компонентов. К природным компонентам относятся рельеф, климат, воды, растения, животные и почвы. Все эти компоненты прошли длительный путь развития, поэтому их сочетания не случайны, а закономерны. Благодаря своему взаимодействию они тесно связаны друг с другом, и это взаимодействие объединяет их в единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. Такая единая система называется природно-территориальным комплексом, или ландшафтом.

    Основоположником отечественного ландшафтоведение заслуженно считается Л. С. Берг. Он определял природно-территориальные комплексы как области, сходные по преобладающему характеру рельефа, климата, вод, растительности и почвенного покрова. Можно выделить природные комплексы пустынь, лесов, степей и т.д. Л. С. Берг писал, что ландшафт (или природно-территориальный комплекс) есть как бы организм, в котором части обуславливают целое, а целое влияет на части.

    Размеры природно-территориальных комплексов различны. Самым крупным может считаться вся географическая оболочка, более мелкими - материки и океаны. К самым мелким природно-территориальным комплексам могут относиться овраги, поляны, пруды. Важно то, что независимо от размера все компоненты этих комплексов тесно взаимосвязаны друг с другом.

    Сочетания компонентов природы не случайны, а закономерны. Между ними существует множество связей, взаимодействий. Например, в условиях умеренного климата на рыхлых песчаных почвах растут сосновые леса, а если почвы глинистые, то будет преобладать ель. Взаимодействие между компонентами объединяет их в единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. В результате образуются природные комплексы. Слово «комплекс» в переводе с латинского означает «сплетение». Это сплетение компонентов природы суши показано на схеме. Что же такое природный комплекс?
    Природно-территориальный комплекс (сокращенно - природный комплекс, или ПК) - это участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии. Этот участок имеет более или менее четко выраженные границы, обладает природным единством, проявляющимся и в его внешнем облике.

    Разнообразие ПК на суше зависит от состава горных пород, рельефа и климата, оказывающих большое влияние на другие компоненты.
    Между компонентами природы существует взаимообмен веществом. Например, растения обмениваются с почвой и воздухом, и минеральными, и органическими веществами, водой, кислородом и углекислым газом. Этот обмен обусловливает единство и целостность ПК, поэтому достаточно повлиять на один компонент, чтобы изменился весь комплекс.

    Причиной формирования природно-территориальных комплексов выступают природные компоненты. Их принято подразделять на две группы:

    Зональные. Это внешние факторы, которые зависят от неравномерного нагрева Земли Солнцем. (Неравномерный нагрев объясняется шарообразностью нашей Земли.) Он изменяется в зависимости от географической широты: при движении от экватора к полюсам нагрев земной поверхности уменьшается. Благодаря зональным факторам образовались зональные природно-территориальные комплексы: географические пояса и природные (географические) зоны. Эти комплексы хорошо выражены на равнинах, где границы их простираются параллельно широтам. В горах и в глубинах океана зональные природно-территориальные комплексы изменяются с высотой или глубиной. Примером зональных природно-территориальных комплексов являются тундра, степи, тайга, зона смешанных лесов, альпийские луга в горах;

    Незональные (или азональные). Это внутренние факторы, которые зависят от процессов, протекающих в недрах Земли. Результатом их является геологическое строение, рельеф. Благодаря незональным (азональным) факторам возникли азональные природно-территориальные комплексы, которые называются физико-географическими странами. Они выделяются по геологическому строению и рельефу, связанному с ним. Примерами азональных природно-территориальных комплексов (природных районов) являются Восточно-Европейская равнина, Уральские горы, Амазонская низменность, Кордильеры, Гималаи и др.
    Таким образом, наша Земля представляет собой систему зональных и азональных комплексов, причем азональные комплексы вместе с рельефом представляют собой основание, а зональные, словно покрывалом, перекрывают их. Соприкасаясь и проникая друг в друга, они образуют ландшафт - часть единой географической оболочки.

    Природно-территориальным комплексам (ландшафтам) свойственно изменение во времени. Больше всего на них влияет хозяйственная деятельность человека. В последнее время (в рамках развития Земли) на планете начинают возникать комплексы, созданные человеком, - антропогенные (греч. anthropos - человек, genes - рождение) ландшафты. По степени изменения они дифференцируются на:
    - слабоизмененные - охотничьи угодья;
    - измененные - пашни, мелкие поселения;
    - сильноизмененные - городские поселения, крупные разработки полезных ископаемых, крупная распашка, вырубка лесов;
    - улучшенные -- санитарная расчистка лесов, парковая зона, «зеленая зона» вокруг крупных городов.

    Воздействие человека на ландшафты выступает сейчас как важный природообразующий фактор. Конечно, деятельность человека в наш век не может не изменять природу, но необходимо помнить, что преобразование ландшафтов должно происходить с учетом взаимосвязи всех компонентов природно-территориального комплекса. Только тогда можно избежать нарушения природного равновесия.