В Качканаре в парке "Строитель" на площадке военной техники находится экземпляр танка Т-62М. Его мы обозрели в рамках Второй международной музея изобретателя электросварки Н.Г.Славянова в августе 2015 года. Это один из немногих танков такого типа, возведенных на постамент или выступающих в качестве музейного экспоната. Кроме него и помимо чисто музейных экспозиций мне известен всего один экземпляр возведенный на постамент на землях колхоза Маныч у известной всем Кумо-Манычской впадины (о нем я вскоре расскажу).
Чем же знаменита эта боевая машина?

Т-62 (объект 166) — советский средний танк. Создан на базе танка Т-55. Производился в СССР с 1961 по 1975 год. Первый в мире серийный танк с гладкоствольным орудием калибра 115 мм и массой среднего танка при высоком уровне бронирования.

Несмотря на то, что танк Т-54, ставший в послевоенные годы основным в Советской Армии, в целом удовлетворял военных, конструкторы продолжали модернизировать его и работать над новыми образцами. В Нижнем Тагиле в конструкторским бюро № 183, возглавляемым Л.Н. Карцевым проводились разработки модификаций Т-54. В 1958 году на вооружение принят Т-55, который включал улучшения противоатомной защиты, увеличенный боекомплект и ряд других улучшений. Вооружение Т-55 осталось прежним - 100 мм пушка

Появление в НАТО мощных 105-мм танковых пушек, превосходивших 100 мм пушку вынудило наших конструкторов в 1959 году заняться дальнейшим развитием концепции Т-54, которая через два года пошла в войска под индексом Т-62.
Основным нововведением Т-62 была новая 115 мм гладкоствольная пушка У5-ТС «Молот», установленная в новой башне с увеличенным до 2245 мм против 1825 мм у Т-55 погоном.
Преимущество этой пушки перед нарезными состояло, прежде всего, в ее противотанковых качествах благодаря применению оперенных бронебойных подкалиберных снарядов.

Доводка танка не заняла больших трудностей, так как он был создан на базе уже отработанного в производстве танка Т-54, созданного А. А. Морозовым.
Танк Т-62 экспортировался в Болгарию, ГДР, Венгрию, Алжир, Египет, Ирак, Иран, Йемен, Ливию, Сирию, Афганистан, КНДР, Монголию, Анголу, Вьетнам, Эфиопию, Кубу и другие страны. Выпущено около 20 000 танков.

Установка 115-мм гладкоствольной пушки У5-ТС «Молот» потребовала увеличения объема боевого отделения и вызвала ряд конструктивных изменений башни и корпуса.
Ствол орудия — скреплённый кожухом, длиной 52,6 калибра/6050 мм и снабжённый эжектором. Пушка имеет горизонтальный клиновой затвор, с полуавтоматикой пружинного типа и электрический и резервный ручной механизмы спуска. Противооткатные устройства состоят из гидравлического откатника и гидропневматического накатника, расположенных над стволом орудия; нормальная длина отката составляет 350—415 мм, предельная — 430 мм. Максимальное давление в канале ствола составляет 3730 кг/см², а максимальная дульная энергия при стрельбе подкалиберным снарядом — 6,96 МДж / 709 тс·м.
Несмотря на увеличение калибра пушки, вылет ствола остался прежним и составлял 2,8 м. В отличие от танков Т-54 и Т-55, у которых башня изготавливалась литой с приваренной крышей, новая башня была цельнолитой. Диаметр опоры башни был увеличен с 1825 мм до 2245 мм, а корпус танка был удлинен на 386 мм.
В связи с возросшими значениями массы, момента инерции и момента неуравновешенности пушки стабилизатор вооружения «Циклон» оказался недостаточно мощным, поэтому был разработан стабилизатор «Метеор» и изменена конструкция механизма поворота башни.
Боекомплект пушки составлял 40 выстрелов. В кормовой части башни был предусмотрен автоматически открывающийся люк для выброса стреляных гильз, автоматически выбрасывающей гильзу через люк в верхней кормовой части башни.

Стабилизатор «Метеор» предназначен для обеспечения ведения эффективного огня с ходу из пушки и спаренного с ней пулемета. Стабилизатор представляет собой электрогидравлическую систему, которая обеспечивает:
- автоматическое удержание пушки и спаренного с ней пуле-мета в заданном (стабилизированном) положении в - вертикальной и горизонтальной плоскостях наведения при движении танка;
- наведение пушки и спаренного с ней пулемета в вертикаль-ной и горизонтальной плоскостях с плавным регулированием ско-ростей наведения;
- целеуказание от командира танка к наводчику в горизон-тальной плоскости.

Поворот башни обеспечивается как в стабилизированном, так и в полуавтоматическом (нестабилизированном) режимах наве-дения. Система управления командира позволяла ему по нажатию кнопки разворачивать башню на курсовой угол поворота командирского перископа. Установка оборудуется двухплоскостным стабилизатором 2Э15 «Метеор», обеспечивавшим точность стабилизации ±1 тыс. в вертикальной плоскости и ±3 в горизонтальной.

Сравнение
В 60-е годы Т-62 и М60А1 были наиболее распространенными танками у СССР и США. На период 1965 года уже было выпущено 4500 танков Т-62.
По своим показателям защищенности преимуществ не было ни у одного из танков, бронирование было сравнимое. По показателям огневой мощи значительные преимущества были у Т-62, в первую очередь за счет применения ОБПС. Недостатком Т-62 была низкая скорострельность - механизм выброса стреляных гильз улучшал условия работы экипажа, но несколько удлинял время заряжения.
Преимуществом Т-62 было оснащение двухплоскостным стабилизатором, обеспечивающим эффективную стрельбы сходу, на М60А1 (Add-On Stabilization - AOS) установка стабилизатора началась только с 1971 года. Механическая связь между прицелом наводчика с орудием на М60А1 и Т-62 затрудняла стрельбы сходу из-за потери обзора цели наводчиком при заряжании пушки.

Сравнительная вероятность уничтожения, в случае попадания, танком Т-62 танка М60А1 при применении ОБПС на наиболее вероятных дистанциях применения в Европе составляет 71%, при применении БКС - 75%.
Для танка М60А1 вероятность составляет 54 и 75% соответственно. Учитывая полное превосходство ОБПС и БКС калибра 115 мм над бронированием М60А1 попадание высокой вероятностью значит уничтожение М60А1. Точность 105 мм пушки М60А1 ниже на 15%, чем у Т-62 на дистанции до 1500 м.
Некоторые преимущества М60А1 могут несколько большие углы дать углы снижения пушки составляющая -9 против -6 град у Т-62. Учитывая меньший силуэт танка Т-62 видимая проекция башни при стрельбе с обратных скатов соизмерима. Учитывая отсутствие лазерных дальномеров на Т-62 и М60А1 низкий силуэт Т-62 обеспечивал ему значительные преимущества в выживаемости на поле боя.

Слева на право: М60А1, «Чифтейн», Т-62

Для целеуказания командир танка должен повернуть командир-скую башенку так, чтобы линия визирования прибора TKH-3 бы-ла направлена на цель. Удерживая в таком положении башенку, нажать на кнопку целеуказания, расположенную в левой рукоят-ке прибора командира. Башня в этом случае будет поворачивать-ся на максимальной скорости до тех пор, пока пушка не будет на-правлена на цель (грубая наводка). После остановки башни ко-мандир танка должен отпустить кнопку целеуказания. Точное наведение пушки в цель и выстрел производит наводчик пультом управления.
целеуказание осуществляется только в гори-зонтальной плоскости.

Защита
Танк имел равнопрочное бронирование верхнего лобового листа корпуса и лобовой части башни. Максимальная толщина брони лобовой части башни составляла 211 мм под углом наклона 17 градусов
Т-62 имеет дифференцированное противоснарядное бронирование. Броневой корпус Т-62 представляет собой жёсткую коробчатую сварную конструкцию, собирающуюся из листов катаной броневой стали толщиной 16, 30, 45, 80 и 100 мм.
Лобовая часть корпуса образована двумя сходящимися клином 100-мм бронеплитами: верхней, расположенной под наклоном в 60° к вертикали и нижней, имеющей наклон в 55°. Борта корпуса состоят из цельных вертикальных 80-мм листов, а корма состоит из вертикального верхнего листа толщиной 45 мм и 16-мм нижнего, имеющего наклон в 70°.

На фото хорошо видно дополнительное бронирование, установленное на модификации с литерой "М"

Крыша корпуса в районе подбашенной коробки имеет толщину 30 мм, а над моторно-трансмиссионным отделением - 16 мм. Днище корпуса состоит из четырёх штампованных 20-мм листов и имеет в поперечном сечении корытообразную форму. Лобовые и бортовые листы корпуса выполнены из хромо-никель-молибденовой стали 42СМ, корма и крыша корпуса — из стали 49С, а днище — из хромомолибденовой стали 43ПСМ.

Подвижность
В танке Т-62 установлен двигатель В-55-В. Двигатель В-55-В представляет собой модификацию двигателя В-54 и отличается от него более высокой мощностью (580 л. с. при 2000 об/мин). Увеличение мощности достигнуто за счет увеличения подачи топлива, изменения угла опережения подачи топлива, а также за счет повышения степени сжатия до 15 ± 0,5.

Топливная система
Внутри корпуса танка установлено четыре топ-ливных бака общей емкостью 675 л, а снаружи танка на правой надгусеничнои полке — три наруж-ных бака общей емкостью 285 л. Общая заправочная емкость всех баков (внут-ренних и наружных) составляет 960 л.
Все топливные баки между собой соединены в две группы. Первую группу составляют: правый бак-стеллаж, средний бак и все наружные баки; вторая группа объединяет передний (носовой) бак и левый бак-стеллаж.
Все топливные баки, за исключением наружных, для предохранения от коррозии снаружи и внутри покрыты бакелитовым лаком. Наружные топлив-ные баки покрыты бакелитовым лаком только внутри, а снаружи окрашены защитной крас-кой.
Передний топливный бак емкостью 280 л установлен в носовой части корпуса танка справа от сиденья механика-водителя и крепится к днищу и корпусу на специальных кронштейнах. Бак сварен из стальных листов со специальными выштамповками для жесткости стенок. Внутри ба-ка имеются две вертикальные перегородки, умень-шающие плескание топлива при движении танка и одновременно увеличивающие жесткость бака.

Ходовая часть
Ходовая часть Т-62, за исключением несколько иного расположения балансиров в связи с изменившимся распределением нагрузки на них, идентична подвеске Т-54 и включает в себя с каждого борта пять сдвоенных обрезиненных литых опорных катков диаметром 810 мм, ленивец и ведущее колесо; поддерживающие катки отсутствуют. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, первые и последние катки снабжены гидравлическими амортизаторами лопастного типа. Подвеска имеет жёсткость в 522 кг/см, период колебаний 0,86 с при полном ходе катка 224 мм и удельную потенциальную энергию в 430 мм.

Первоначально на Т-62 применялись гусеницы от Т-54 с металлическим шарниром, а позднее - более совершенные гусеницы с резинометаллическим шарниром. Обе гусеницы имели цевочное зацепление, ширину 580 мм и шаг трака 137 мм, но металлическая гусеница состояла из 96 траков и имела массу 1 386 кг, а гусеница с резинометаллическим шарниром — из 97 траков при массе 1 655 кг.

Тактико-технические характеристики
Полная масса, т. 37+1,5%
Экипаж, чел. 4
Удельная мощность, л.с./т 15,7
Двигатель 5ТДФ, л.с. 580
Удельное давление на грунт, кгс/см2 0,75
Температурный режим работы, °С -40…+50
Длина танка с пушкой вперед, мм 9335
корпуса, мм 6630
Ширина танка по гусенице, мм 3370
Высота по крыше башни, мм 2280
Клиренс, мм 430
Скорость движения
Средняя по сухой грунтовой дороге, км/ч 22…27
Максимальная по дороге с твердым покрытием, км/ч 32…35
Расход топлива на 100 км
По сухой грунтовой дороге, л, до 300…330
По дороге с твердым покрытием, л, до 190…210
Дальность хода на основных топливных баках (по дороге с твердым покрытием), км 450 (650)
с дополнительными бочками (по дороге с твердым покрытием), км 330 (450)
Боекомплект, выстрелов к пушке, шт. 40

В парке "Строитель" в Качканаре расположен один из модифицированных танков - Т-62М, прошедший глубокую модернизацию в 1983—1985 гг. На танке была установлена: дополнительная броневая защита башни, корпуса и днища (уровень защиты башни от БПС - 320 мм, от КС - 400-450 мм); резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны; антинейтронный подбой на башне; комплекс управляемого вооружения 9К116-2 «Шексна»; двигатель В-55У, мощностью 620 л. с.; новая система управления огнём «Волна» (лазерный дальномер КТД-2, баллистический вычислитель БВ-62, прицел ТШСМ-41У и стабилизатор «Метеор» М1); система запуска дымовых гранат 902Б «Туча» и система защиты от напалма «Сода». Часть машин оснащалась зенитным пулемётом НСВТ вместо ДШКМ, а ствол пушки — теплозащитным кожухом. Модернизирована ходовая часть и введена гусеница от танка Т-72. Танк оснащался радиостанцией Р-173 и радиоприёмником Р-173П.
На фото можно в деталях разглядеть дополнительную броневую защиту башни ввиде разнесенных с основной броней фигурных броневых плит. Хорошо ивдна конструкция их крепления

Броневая защита приборов наблюдения

Что за ящик акреплен над орудием я так и не понял

Лобовой лист так же усилен дополнительным бронированием

По какой-то причине отсутствуют внешние топливные баки на правой надгусеничной полке

Вместо них только ящик с ЗИПом и инструментами

Вот этот загадочный прибор над стволом орудия крупным планом

Система удаления выхлопных газов оборудована крышечками для ее герметизации при преодолении водных преград

В обзорном репортаже про Качканар у меня не хватило места в двух словах описать мутную историю связанную с качканарскими танками.
Вся эта техника когда-то стояла у Центра детского творчества "Альтернатива", кроме нее там размещался танк ИС-3 якобы даже принимавший участие в сражения Великой Отечественной войны. ИС-3 попал в Качканар из Челябинского танкового училища и в отличии от другой техники имел статус памятника истории и культуры. Тем не менее это не помогло и в 2006 году ушлые и жуликоватые представители музея в Верхней Пышме вывезли его якобы на выставку. Надо ли говорить, что он обратно так и не вернулся. Музей военной техники УГМК в Верхней Пышме с момента своего зарождения имеет недобрую славу разрушителя памятников, тянут к себе все что плохо лежит имея покровителей на самом высоком уровне.
В 2008 году по распоряжению мэра Качканара провели "реставрацию" техники на площадке у "Альтенативы". Изначально планировалось поставить ее на постаменты, но мэр решил съэкономить и приказал просто тупо залить гусеницы и колеса бетоном.
Злоключения качканарской техники закончились в 2010 году когда после 2-х дней работ техника была освобождена из бетона и заняла достойное место в парке Строитель.

Танк Т-62 имеет классическую конструкцию, компоновку с кормовым расположением трансмиссии. Внутри танка Т-62 корпус делится на три отделения: управления, боевое и силовое.

Корпус танка Т-62 сварен из броневых листов различной толщины. Верхний 100-мм лобовой лист наклонен под углом 60° к вертикали. Толщина бортов в нижней части корпуса составляет 15 мм, в верхней - 79 мм. Днище корпуса изготовлено из броневых листов толщиной 20мм, крыша - толщиной 31мм. В расположенном в передней части корпуса отделении управления у левого борта находится место механика-водителя. Оно оборудовано двумя призменными приборами наблюдения, левый из которых может быть заменен прибором ночного видения ТВН-2. Приборы наблюдения оснащены пневможидкостной системой очистки верхних стекол. В отделении управления имеется также гироскопический курсоуказатель ГПК-59. Башня литая, обтекаемой формы. По размерам она несколько превосходит башню танка Т-55 (диаметр погона в свету - 2245 вместо 1816 мм) и имеет стенки весьма большой толщины: 242мм в передней части и 153мм по бортам. В башне размещаются командир танка, наводчик и заряжающий. В ней установлено основное вооружение: 115-мм гладкоствольная пушка У5-ТС (2А20) и спаренный с нею 7,62-мм пулемет ПКТ (до августа 1964 года - СГМТ). Стрельба из пушки ведется унитарными выстрелами с тремя основными типами оперенных снарядов: осколочно-фугасными ОФ-18, кумулятивными БК-4 и БК-4М и бронебойными подкалиберными БМ-6.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-62

БОЕВАЯ МАССА, т:

ЭКИПАЖ, чел.:

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:

длина - 9335, ширина - 3300, высота - 2395, клиренс - 430.

ВООРУЖЕНИЕ:

пушка 2А20 (У-5ТС) калибра 115мм, пулемет ПКТ калибра 7,62.

БОЕКОМПЛЕКТ:

40 выстрелов, 2500 патронов.

СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ:

двухплоскостной «Метеор».

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ:

телескопический прицел ТШ-2Б-4I, ночной прицел ТПН-1-41-11.

БРОНИРОВАНИЕ, мм:

лоб корпуса - 100, борт - 80, башня - 242.

ДВИГАТЕЛЬ:

6-55В, 12-цилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения, мощность - 580л.с. (426,88 кВт) при 2000 об/мин, рабочий объем - 38 880 см3.

ТРАНСМИССИЯ:

гитара, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, планетарные механизмы поворота, бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ:

пять обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы в подвесках передних и задних катков; в каждой гусенице 96 траков шириной 580мм, шаг трака - 137мм.

СКОРОСТЬ МАКС, км/ч:

ЗАПАС ХОДА, км:

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:

угол подъема, град. - 32; ширина рва, м - 2,85; высота стенки, м - 0,8; глубина брода, м - 1,4 (с ОПВТ - 5м).

СРЕДСТВА СВЯЗИ:

радиостанция Р-123, переговорное устройство Р-/24.

Подкалиберный снаряд имеет высокую начальную скорость (1615 м/с) и по бронепробиваемости превосходит аналогичные 105-мм снаряды английской нарезной пушки L7. Благодаря двухплоскостному стабилизатору вооружения «Метеор» (на танках поздних выпусков «Метеор М» и «Метеор М1») прицельную стрельбу из пушки можно вести при движении танка. Для обеспечения требуемого снижения пушки крыша корпуса от башни в сторону кормы имеет наклон 3° 15", а в сторону носа - 0°30". Боекомплект пушки состоит из 40 унитарных выстрелов. Из-за больших размеров только 2 выстрела размещены в башне, остальные находятся в боеукладках вне ее. По этой же причине пришлось отказаться от возврата стреляных гильз в боеукладки в башне смонтирован специальный механизм, который после перевода ствола в положение для заряжения (+3,5°) выбрасывает стреляную гильзу через люк в кормовой части башни. Боекомплект пулемета ПКТ (или СГМТ) состоит из 2500 патронов (10 лент в магазин-коробках). Боекомплект пулемета ДШКМ (при наличии последнего) включает в себя 300 патронов (6 лент в магазин-коробках). Кроме того, в танк укладываются автомат АК (АКМ) и 120 патронов к нему, 10 ручных гранат Ф-1, сигнальный пистолет и 12 патронов к нему.

1 Для ведения стрельбы из пушки танка Т-62 наводчик пользуется прицелом ТШ-2Б-41 (но танках поздних выпусков - ТШС-41У) со сменным увеличением, который обеспечивает ведение прицельной стрельбы подкалиберным снарядом на дальность до 4км. Кроме того, имеется электронно-оптический монокулярный ночной прицел ТПН-1-41-11 с дальностью видения 800м. В качестве источника инфракрасного света для ночного прицела используется прожектор Л-2Г с ИК-фильтром. Командир ведет наблюдение через комбинированный бинокулярный перископический прибор ТКН-2 «Кармин» (с августа 1964 года - ТКН-3). Дневная ветвь прибора имеет пятикратное увеличение при угле обзора 10°, в ночное время угол обзора уменьшается до 8°, а увеличение - до 4,5-кратного. В распоряжении командира имеются также четыре перископических прибора наблюдения. Для стрельбы с закрытых позиций устанавливаются боковой уровень и азимутальный указатель.

2 В МТО танка Т-62 находится V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-55 или В-55В. При 2000 об/мин он развивает максимальную мощность 580л.с. Двигатель установлен в силовом отделении танка перпендикулярно к его продольной оси на раме, приваренной к днищу корпуса. В систему питания двигателя входят четыре внутренних топливных бака общей емкостью 675л и три наружных общей емкостью 265л, размещенных на правой надгусеничной полке. Трансмиссия танка состоит из гитары, многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), пятискоростной коробки передач, двух двухступенчатых планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач и привода вентилятора и компрессора.

3 В ходовой части использовано по пять сдвоенных обрезиненных литых опорных катков на борт. Подвеска индивидуальная торсионная. Из-за смещения торсионных валов подвески опорные катки левого борта смещены назад на 105 мм по отношению к каткам правого борта. В узлах подвески первого и последнего катков с каждого борта установлены гидравлические амортизаторы. Ведущие колеса расположены сзади. Гусеницы мелкозвенчатые, с цевочным зацеплением, металлические или резинометаллические.

4 Танк Т-62 оборудован системой ПАЗ, состоящей из герметизирующих устройств, ФВУ и нагнетателя, а также автоматической системой ППО. Для постановки дымовых завес используется термодымовая аппаратура.

Информация взята из журналов «Русские Танки» и «Техника и Вооружение»

Автопарк Вооруженных Сил России представлен большим ассортиментом различных моделей бронетранспортеров и боевых машин. В годы Советского Союза одним из первых серийных танков калибра 115 мм стал Т-62. Как утверждают специалисты, появление данной модели внесло огромный вклад в развитие отечественного танкостроения. За десять лет промышленностью СССР было выпущено не менее 20 тыс. единиц этой техники. Информация об устройстве, боевом применении и тактико-технических характеристиках танка Т-62 содержится в статье.

Знакомство с боевой единицей

Т-62 является советским средним танком. Спроектирован он на базе Т-55. Серийное производство модели длилось до 70-х годов. В 2013-м в России Т-62 официально сняли с вооружения. Тем не менее он еще используется в нескольких армиях мира.

Начало создания

В 1950 годах в СССР в качестве основного среднего танка использовался Т-55, оборудованный нарезной пушкой Д-10Т калибра 100 мм. Как утверждают специалисты, стрельба из этого орудия калиберными бронебойными снарядами была не в состоянии эффективно поразить появившийся в то время американский средний танк М48. В армиях западных стран уже производили линейку новых кумулятивных и подкалиберных снарядов. На оптимальной боевой дистанции таким боеприпасом можно было бы уничтожить советский танк старого образца. Появление в потенциального противника новых и более качественных снарядов стимулировало советских оружейных конструкторов к созданию отечественного танка, не уступающего западным образцам.

О направлениях в проектировании

Инженерами Конструкторского Бюро Уралвагонзавода велись конструкторские работы по созданию нового перспективного танка, который в технической документации значился как Объект № 140. В 1958 году главный конструктор завода Л. Н. Карцев выступил с инициативой дальнейшее проектирование прекратить, поскольку имелась вероятность того, что боевая единица будет слишком нетехнологичной и сложной в использовании.

Одновременно велись работы по Объекту № 165. Для данной модели с Объекта № 140 конструкторы взяли корпус и башню, а из Т-55 моторно-трансмиссионное отделение и ходовую часть. После успешных заводских испытаний в 1959 году Минобороны СССР постановило продолжить разработки именно в данном направлении. Перед советскими оружейными инженерами была поставлена задача - создать перспективный танк, конструктивно приближенный к Т-55.

О дальнейших разработках

Изначально Объект № 165 планировали оснастить новой 100-милиметровой нарезной пушкой Д-54, созданной еще в 1953 году. Это орудие в качестве основного использовалось и в других средних советских танках. В отличие от Д-10, снаряд, выпущенный из новой пушки, обладал увеличенной начальной скоростью, которая составляла 1015 м/с. Улучшения коснулись и бронепробиваемости, которую удалось повысить на 25%. Однако, по мнению советских специалистов, этого было недостаточно, чтобы эффективно противостоять западным танкам. Кроме того, много нареканий вызывал дульный тормоз орудия. Во время эксплуатации пушки образовывалось снежное, песчаное или пылевое демаскирующее танк облако. Также оно мешало наблюдателю увидеть результат стрельбы. Кроме того, дульная волна могла навредить здоровью находящихся вблизи от танка пехоты и десанту. Работы по новому перспективному танку были начаты в 1957 году в КБ завода № 183. В 1959-м был готов первый опытный образец. Его тестирование длилось до 1961-го. В августе модель танка Т-62 была полностью готова.

О конструкции

Для танка Т-62 (фото боевой единицы представлено в статье) характерна классическая компоновка. А именно: моторно-трансмиссионное отделение размещено в кормовой части, управленческое - в лобовой, а боевое отделение - в средней. В экипаже танка Т-62 предусмотрено четыре человека: механик-водитель, командир, наводчик и заряжающий.

Танк защищен дифференцированным противоснарядным бронированием. Для изготовления жесткой коробчатой сварной конструкции броневого корпуса использовались стальные листы толщиной от 1,6 до 10 см. Лобовую часть изготовили путем соединения двух 10-сантиметровых бронированных плит. Верхняя по отношению к нижней наклонена на 60 градусов. Нижнюю в вертикальной плоскости расположили под углом 55 градусов. Для бортов танка Т-62 применены цельные вертикальные стальные бронированные листы толщиной 8 см. Кормовая часть состоит из двух листов: верхний 4,5-сантиметровый расположен вертикально, а нижний, толщина которого составляет 1,6 см, расположили под наклоном в 70 градусов. Толщина крыши башни 3 см, а крышка, прикрывающая моторно-трансмиссионное отделение, немного тоньше - 1,6 см. При изготовлении днища для Т-62 советские конструкторы использовали четыре листа, прошедшие процедуру штамповки. Их толщина составляет 2 см. Для производства лобовых и бортовых листов применялась хромо-никель-молибденовая сталь 42 СМ, кормовой части и крыши - марка 49 С, а для днища хром-молибденовая сталь 43 ПСМ.

О защите экипажа

Поскольку в результате ядерного взрыва внутри танка образуется избыточное давление, разработчики с целью обезопасить экипаж от радиации, разработали специальную противоатомную защиту. Заключалась она в том, что корпус и башню Т-62 выполнили максимально герметичными. Кроме того, боевая машина оборудована автоматическими закрывающимися лючками, воздухозаборниками и жалюзи. Внутри кабины работает специальный нагнетатель-сепаратор, предназначение которого - создавать в танке повышенное давление и фильтровать поступающий воздух. Активация противоатомной защиты выполняется автоматически после того, как сработал прибор РБЗ-1М, реагирующий на гаммы-излучения. Дополнительно танк оборудовали прибором ДП-ЗБ, с помощью которого также осуществляется регистрация ионизирующего излучения.

О вооружении

Конструкторы оснастили танк 115-миллиметровой гладкоствольной полуавтоматической пушкой У-5ТС. Крепление орудия выполнено при помощи кожуха. Для пушки предусмотрен эжектор и пружинный тип полуавтоматики. Она оборудована горизонтальным клиновым затвором и двумя спусковыми механизмами: электрическим и резервным. В качестве противооткатных устройств используются подствольные гидравлический откатник и гидропневматический накатник. Максимальный показатель давления, образующегося в ствольном канале, составляет 3730 кг/см кв. После каждого выстрела гильза автоматически экстрагируется через специальный люк в башне.

О боеприпасах

Для пушки были разработаны подкалиберные бронебойные, кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды. В боекомплекте на одну боевую единицу предусмотрено снарядов численностью 40 штук. Укладываются они в моторно-трансмиссионном отделении в специальных стеллажах. Стандартное оснащение танка представлено 16-ю бронебойными, 16-ю осколочно-фугасными и 8-ю кумулятивными снарядами. Однако, как утверждают специалисты, в зависимости от того, какая перед танковым экипажем поставлена задача, боевая укладка может быть изменена.

Изначально оперенный подкалиберный бронебойный снаряд был представлен в двух вариантах: 3БМЗ и 3БМ4 с одинаковой массой и баллистическими свойствами. В стальном корпусе содержались бронебойные и баллистические наконечники. С целью придать снаряду вращательный момент, его оборудовали специальным шестиперым стабилизатором. В результате вращение снаряда положительно отразилось на скорости полета. 3БМ3 благодаря наличию карбид-вольфрамового сердечника обладал лучшей бронепробиваемостью. Вскоре советскими оружейниками был создан новый боеприпас, который значится как 3БМ6. В отличие от предыдущих вариантов для нового боеприпаса характерно наличие цельностального корпуса и увеличенный объем заряда. Несмотря на то что этот боеприпас обладает отличными баллистическими качествами, на вооружение приняли 3БМ21, содержащий карбид-вольфрамовый сердечник и демпфер-локализатор, и 3БМ28, для изготовления моноблочного корпуса которого использовали обедненный уран.

О танковых пулеметах

Кроме основного орудия боевая техника до 1964 года комплектовалась 7,62-миллиметровым советским станковым Позже СГМТ заменили пулеметом Калашникова, имеющим аналогичный калибр. Поскольку оба варианта орудий пользуются одинаковыми боеприпасами и обладают схожими баллистическими свойствами, необходимости в изменении прицельных приспособлений не было. Тем не менее, как утверждают специалисты, новый ПКТ легче и компактнее. В отличие от пулемета Горюнова новая модель обладает повышенным темпом стрельбы. В течение одной минуты можно произвести 800 выстрелов, а не 600, как это было раньше. Пулеметный боекомплект представлен 2500 патронами. Содержатся они в собранном виде в лентах по 250 штук в каждой. Боеприпасы оснащены стальными сердечниками, трассирующими и бронебойно-зажигательными пулями. Используя последний вариант, можно с расстояния 500 м пробить бронированную пластину толщиной 0,6 см. Тем не менее основное предназначение спаренных пулеметов - уничтожать живую силу противника и небронированные огневые средства.

О силовом агрегате

Танк оборудован V-образным 12-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем с жидкостным охлаждением В-55В. Показатель максимальной мощности агрегата составляет 580 лошадиных сил. Как утверждает производитель, гарантийный период бесперебойной работы двигателя не менее 350 часов. Местом его расположения в танке стало моторно-трансмиссионное отделение. Охлаждение силового агрегата осуществляется одним трубчатоленточным радиатором и специальным вентилятором. Двигательный воздухозаборник очищается двухступенчатым воздухоочистителем ВТИ-4.

О топливной системе

Боевая техника комплектуется четырьмя внутренними топливными баками, суммарная емкость которых составляет 675 л. В бак, расположенный в носовой части танка, заливают 280 л. Остальные емкости рассчитаны на 125, 145 и 127 л. Дополнительно танк оборудовали тремя наружными топливными баками по 95 л. Устанавливаются они на специальную надгусеничную полку в правой части боевой машины. Кроме того, кормовая часть танка может быть оборудована двумя топливными бочками по 200 л.

Их подключение к топливной системе не предусмотрено. Переливание их содержимого в систему осуществляется на стоянках штатными заправочными средствами. Как утверждают специалисты, наличие бочек с топливом совершенно не влияет на маневренность боевой машины.

О тактико-технических характеристиках

  • Т-62 относится к классу средних танков.
  • Боевую технику производили с 1961 по 1975 гг. в Советском Союзе. С 1980 по 1989 гг. в Корейской Народно-Демократической Республике.
  • Размеры Т-62: 933,5 см - общая длина танка с орудием, 663 см - длина корпуса. Высота - 239,5 см, а ширина - 330.
  • Вес Т-62 - 37 т.
  • Техника оснащена телескопическим и перископическим электронно-оптическим ночным прицелами.
  • На ровной асфальтированной поверхности танк может двигаться со скоростью 50 км/ч. По пересеченной местности - 27 км/ч.
  • Наведение пушки и спаренного пулемета на цель выполняется при помощи телескопического шарнирного прицела ТШ2Б-41.

О виртуальной боевой технике

Судя по многочисленным отзывам, у геймеров среди большого ассортимента различных игр большой популярностью пользуется Armored Warfare. Из всех имеющихся образцов боевой техники особенно хорошо себя зарекомендовал в проекте "Армата Т-62".

В игре данная модель значится как ВТРН. Как утверждают опытные игроки, танк Т-62 Ветеран» практически никак не отличается от прокачанной 62-й модели. Поскольку ВТРН не относится к категории премиумных, то с этой боевой техникой любителям танковых симуляторов модули придется открывать заново.

В заключение

В 1969 году танки Т-62 были доставлены на Дальний Восток, где и состоялось их боевое крещение. В 70-х годах они были активными участниками арабо-израильских вооруженных конфликтов.

В Ираке советские танки противостояли американским М60 и английским «Чифтенам». Афганистан, Эфиопия, Африка и Грузия - это неполный перечень стран, в которых Т-62 показали себя с наилучшей стороны.


Исторические данные

Т-62М - результат глубокой модернизации соответствующих марок средних танков первого послевоенного поколения. Ценой умеренных затрат удалось повысить их боевую эффективность до уровня танков Т-64А и Т-72. При этом основное внимание уделялось усилению огневой мощи и защищенности при сохранении прежнего уровня подвижности.


В 1981 г. было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по обеспечению комплексной модернизации танков Т-55 и Т-62», которым предусматривалось в 1981-1985 гг. модернизировать 2985 танков, в том числе 2200 Т-55 (1981 г. - 10, 1982 г. - 40, 1983 г. - 50, 1984 г. - 600 и 1985 г. - 1500) и 785 Т-62 (1981 г. - 10, 1982 г. - 25, 1983 г. - 50, 1984 г. - 100 и 1985 г. - 600).

Огневая мощь

На танках Т-55М устанавливается комплекс управляемого вооружения 9К116 «Бастион», на танках Т-62М — комплекс 9К116-1 «Шексна». Бортовая аппаратура и управляемые выстрелы этих комплексов отличаются только элементами конструкции, обеспечивающими возможность ведения стрельбы унифицированной ракетой из 100-мм нарезной и 115-мм гладкоствольной пушек соответственно. Комплекс 9К116 включает выстрел 3УБК10-1 с управляемой ракетой 9 M117 и аппаратуру управления, состоящую из прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя 9С831, блока управления и электронного блока.


По основным внешним конструктивным признакам и размерам выстрел 3УБК10-1 не отличается от обычного и может размещаться в любой боеукладке. Метательное устройство сообщает ракете начальную скорость 400-500 м/с, которая поддерживается в полете за счет работы маршевой двигательной установки.

Для управления ракетой применена полуавтоматическая система наведения по лучу лазера, имеющая высокую помехозащищенность. Кроме того, достоинством системы является малый объем, занимаемый аппаратурой управления в боевом отделении.

В СУО «Волна», входят лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-55 (БВ-62), прицел ТШСМ-32ПВ (ТШСМ-41У) и стабилизатор «Циклон М1».

Диапазон измерения дальностей лазерным дальномером составляет 500- 4000 метров, точность измерения - 10 метров. В качестве источника излучения используется оптический квантовый генератор на стекле, активированном неодимом.

Баллистический вычислитель БВ-55 (БВ-62) обеспечивает автоматическую выработку углов прицеливания и бокового упреждения при стрельбе всеми типами снарядов (кроме управляемых ракет).

Прицел ТШСМ-32ПВ (ТШСМ-41У), установленный на танке Т-55М, отличается от штатного прицела ТШ2Б-32П танка Т-55 главным образом независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости, при выходе пушки из режима стабилизации, постановки ее на угол заряжания или концевые упоры.



В прицеле осуществляется ввод в поле зрения цифровой индикации дальности, измеренной дальномером КДТ-1, электрически сопряженным с прицелом и полуавтоматическая выработка углов бокового упреждения для двух типов снарядов.


Стабилизатор вооружения «Циклон М1» отличается от стабилизатора «Циклон» улучшенными эксплуатационными характеристиками благодаря использованию современной элементной базы.

Зенитный пулемет устанавливается на вращающемся верхнем погоне основания люка заряжающего. Боекомплект из 300 патронов в лентах находится в шести коробках, расположенных снаружи на правом борту башни.

Теплозащитный кожух пушки уменьшает влияние неравномерного нагрева на изгиб трубы ствола. При стрельбе из пушки с теплозащитным кожухом углы вылета снаряда изменяются от действия указанных факторов в 5-10 раз меньше, чем без него.

Технические данные:

Увеличение, крат

3,5-6,9

Поле зрение,°

18-9

Диаметр зрачка выхода, мм

4,5-2,7

Увеличение зрачка выхода, крат

Диапазон угловой стабилизации поля зрения при застопоренной
пушке, °

Диапазон выработки углов бокового упреждения, м

800-1800

Точность выработки углов прицеливания, °

Для шкалы прицеливания пушки 2

Для шкалы прицеливания пулемета 3,6

Угол поворота головной части относительно окулярной, °

40…-15

В 1981 году на вооружение сухопутных войск СССР был принят комплекс 9К116 «Кастет» с управляемой по лазерному лучу ракетой, выстреливаемой из ствола 100-мм противотанковой пушки Т-12. Комплекс был разработан коллективом Тульского КБП во главе с А.Г.Шипуновым.

Еще до завершения отработки комплекса «Кастет» было принято решение развернуть разработку унифицированных с ним комплексов управляемого вооружения для танков Т-54, Т-55 и Т-62. Практически одновременно разрабатывались два комплекса 9К116-1 "Бастион", совместимый со 100-мм нарезными пушками семейства Д-10Т танков типа Т-54/55 и 9К116-2 "Шексна", предназначенный для танков Т-62 с 115-мм гладкоствольными пушками У-5ТС.

Ракета 9М117 заимствована от комплекса «Кастет» без изменений, при этом в комплексе "Шексна" она оснащалась опорными поясами для обеспечения устойчивого движения по стволу 115-мм калибра. Изменения коснулись в основном гильзы с метательным зарядом, перепроектированным под каморы этих орудий.

В результате в сжатые сроки при относительно небольших затратах были созданы условия для модернизации танков второго поколения, обеспечивающей многократное повышение боевой эффективности и в значительной мере уравнивающей огневые возможности их модернизированных образцов - Т-55М, Т-55МВ, Т-55АМ, Т-55АМВ, Т-55АД, Т-62М, Т-62МВ на больших дистанциях стрельбы с танками четвертого поколения.


Разработка танковых комплексов была завершена в 1983 году. В дальнейшем комплексы «Бастион» и «Шексна» послужили основой для создания комплекса 9К116-3 "Басня" управляемого вооружения боевой машины пехоты БМП-3. 1К13 - прицел прибор наведения, входит в состав комплекса управляемого вооружения «Бастион» и «Шексна», кроме наведении я управляемых ракет (во время полета днем, в сумерках и ночью) он предназначен для обеспечения стрельбы из орудия неуправляемыми снарядами и пулеметом в ночных условиях. Комплекс устанавливается в модернизированных танках Т-55, Т-62, а также на танке Т-72Б и БМП-3.

Дальность видения, м, не менее

5000

Число последовательных пусков управляемых снарядов с интервалом 5 с

при t=от 25С до 50С

при t=от -5С до 25С

энергетическая освещенность в центре поля управления во всех условиях, Вт/м2

2х10-2

дальность видения, м, не менее:

пассивный режим

активный режим при подсветке цели инфракрасным прожектором

1200

Защита

Дополнительное бронирование модернизированных Т-62 было разработано в двух вариантах, первый это установка комплекса динамической защиты «Контакт-1» на модификации Т-62МВ. Второй - установка дополнительных металлополимерных модулей пассивной защиты. Модернизация СУО с установкой системы «Волна» была общей для обоих вариантов.

Дополнительное бронирование корпуса представляет собой сварную коробчатую конструкцию из броневых листов толщиной 30 мм, внутри которой с зазором 30 мм размещены 5-мм стальные пластины. Полость между ними заполняется пенополиуретаном. Конструкция приваривается снаружи к верхнему лобовому листу корпуса.

Дополнительная защита лобовой части башни изготовлена из двух блоков, расположенных справа и слева от амбразуры пушки. Они имеют одинаковый уровень защиты и однотипную схему бронирования с верхней лобовой частью корпуса танка. Конструктивно выполнены из литой броневой детали, с внутренней стороны которой приварена коробка с 5-мм стальными листами и тем же наполнителем между пластинами. Противокумулятивные секционные резинотканевые бортовые экраны имеют толщину 10 мм.

Металлополимерный блок обеспечивает защиту от кумулятивных средств поражения с бронепробивной способностью до 400...450мм. Уровень защиты от БПС увеличивается до 320 мм. В комплект модернизации могут быть включены резинотканевые бортовые

экраны или решетчатые экраны. Масса металлополимерных блоков - 1800 кг. Масса резинотканевых экранов - 100 кг. Масса решетчатых экранов - 550 кг.


Противоминная защита механика-водителя повышена за счет дополнительного бронирования днища путем приварки к нему снаружи каркаса и броневых листов толщиной 20 мм (в районе расположения механика-водителя), от нижнего носового наклонного листа до второй пары торсионов. Усилена защита аварийного люка броневой крышкой, перекрывающей его контуры. Она крепится изнутри с помощью гайки через отверстие в крышке основного люка. Установлен пиллерс между днищем и крышей корпуса справа за механиком-водителем, проведен ряд других усовершенствований.

Танки Т-62М активно применялись в Афганистане, в отличие от оснащаемых НкДЗ «Контакт» Т-62АМВ. Система «902Б» запуска дымовых гранат обеспечивает постановку дымовой завесы на дальностях 200- 350 м. В ее состав входят восемь пусковых установок, неподвижно закрепленных на правом борту башни, дымовые гранаты 3Д6 и 3Д6М калибра 81 мм и пульт управления у наводчика. Ширина фронта дымовой завесы при залповом пуске четырех гранат составляет 100- 120 метров, а средняя высота — 8 метров. Время эффективного дымообразования одной гранаты — 60-130 секунд. Проведен ряд мероприятий по защите танка от напалма - ОКР «Сода».

Характеристики сравнения

Тип

Страна-произво-дитель

Б.вес, т.

Бронепробиваемость (мм./60 0)

Защита экв. (мм.)

БПС

КС

от БПС

от КС

Т-64М

СССР

41,5

450…500

Подвижность

На танке установлен двигатель В-55У мощностью 456 кВт (620 л.с.) с инерционным наддувом и штатными обслуживающими системами. Он отличается от В-55В впускными коллекторами. В коллекторе установлена перегородка, разделяющая поток всасываемого воздуха на две части. Одна часть поступает в первые три цилиндра двигателя, другая — в остальные три цилиндра. Такое конструктивное решение позволило повысить мощность двигателя на 40 л.с. При значительной росте массы Т-62М подвижность Т-62М значительно ухудшилась.

Ухудшилась также надежность и долговечность ходовой части.

Повышение массы модернизированного танка при модернизации привело к перегружению опорных катков и повышенной деформации их шин. При этом зоне взаимодействия шины с металлической беговой дорожкой возникают высокие контактные напряжения и, как следствие, происходит быстрое разрушение шин.

Штатные узлы ходовой части работают недостаточно надежно и выходят из строя до достижения гарантийной наработки:

  • повышенный износ шин опорных катков в следствии высоких контактных
    напряжений в зоне взаимодействия шины с беговой дорожкой;
  • быстрый износ хвостовиков балансиров в связи с высокой нагруженностью подвесок и опорных катков;
  • низкая энергоемкость штатных гидравлических амортизаторов;
    низкая надежность болтового крепления венцов ведущих колес из-за высоких тяговых усилий, вызванных увеличением массы танка.

Отмеченные выше недостатки, заключающиеся в снижении работоспособности опорных катков, узлов подвески, включая опору балансира, ведущие колеса и амортизатор, снижают надежность ходовой части модернизированного танка Т-62.

Для улучшения плавности хода динамический ход опорных катков увеличен со 135… 149 мм до 162…. 182 мм за счет применения торсионных валов, изготовленных из стали электрошлакового переплава и прошедших двойной цикл заневоливания.


К ступице ведущего колеса приварен ограничительный диск для предохранения от сбрасывания гусеницы с РМШ. Гусеница имеет повышенный коэффициент сцепления с грунтом из-за увеличения высоты грунтозацепов на 5 мм и изменения рисунка опорной поверхности трака. Кроме того, ресурс ее работы повышен за счет усиления резинометаллических шарниров. На танке Т-62М дополнительно установлены два гидроамортизатора на узлах подвесок вторых опорных катков.

Тактико-технические характеристики

Параметр

Единица измерений

Т-62М

Полная масса

40,5

Экипаж

чел.

Удельная мощность

л.с./т

Двигатель В-55У

л.с.

Удельное давление на грунт

кгс/см 2

Температурный режим работы

°С

40…+50

Длина танка

с пушкой вперед

мм

9335

корпуса

мм

6630

Ширина танка

по гусенице

мм

3370

по съемным защитным экранам

мм

6630

высота по крыше башни

мм

2280

длина опорной поверхности

мм

4230

дорожный просвет

мм

ширина колеи

мм

2640

Скорость движения

Средняя по сухой грунтовой дороге

км/ч

Максимальная по дороге с твердым покрытием

км/ч

На передаче заднего хода, максимальная

км/ч

Расход топлива на 100 км

По сухой грунтовой дороге

л, до

300…330

По дороге с твердым покрытием

л, до

190…210

на основных топливных баках (по дороге с твердым покрытием)

км

450 (650)

с дополнительными бочками (по дороге с твердым покрытием)

км

330 (450)

Емкость баков

675 + 285

Несмотря на то, что танк Т-54, ставший в послевоенные годы основным в Советской Армии, в целом удовлетворял военных, конструкторы продолжали модернизировать его и работать над новыми образцами. В Нижнем Тагиле в конструкторским бюро № 183, возглавляемым Л.Н. Карцевым проводились разработки модификаций Т-54. В 1958 году на вооружение принят Т-55, который включал улучшения противоатомной защиты, увеличенный боекомплект и ряд других улучшений. Вооружение Т-55 осталось прежним - 100 мм пушка.


Появление в НАТО мощных 105-мм танковых пушек, превосходивших 100 мм пушку вынудило наших конструкторов в 1959 году заняться дальнейшим развитием концепции Т-54, которая через два года пошла в войска под индексом Т-62.

Основным нововведением Т-62 была новая 115 мм гладкоствольная пушка У5-ТС «Молот», установленная в новой башне с увеличенным до 2245 мм против 1825 мм у Т-55 погоном.

Преимущество этой пушки перед нарезными состояло, прежде всего, в ее противотанковых качествах благодаря применению оперенных бронебойных подкалиберных снарядов.

Доводка танка не заняла больших трудностей, так как он был создан на базе уже отработанного в производстве танка Т-54, созданного А. А. Морозовым.

Танк Т-62 экспортировался в Болгарию, ГДР, Венгрию, Алжир, Египет, Ирак, Иран, Йемен, Ливию, Сирию, Афганистан, КНДР, Монголию, Анголу, Вьетнам, Эфиопию, Кубу и другие страны. Выпущено около 20 000 танков.

Огневая мощь

Установка 115-мм гладкоствольной пушки У5-ТС «Молот» потребовала увеличения объема боевого отделения и поэтому вызвала ряд конструктивных изменений башни и корпуса.

Ствол орудия — скреплённый кожухом, длиной 52,6 калибра/6050 мм и снабжённый эжектором. Пушка имеет горизонтальный клиновой затвор, с полуавтоматикой пружинного типа и электрический и резервный ручной механизмы спуска. Противооткатные устройства состоят из гидравлического откатника и гидропневматического накатника, расположенных над стволом орудия; нормальная длина отката составляет 350—415 мм, предельная — 430 мм. Максимальное давление в канале ствола составляет 3730 кг/см², а максимальная дульная энергия при стрельбе подкалиберным снарядом — 6,96 МДж / 709 тс·м.


Несмотря на увеличение калибра пушки, вылет ствола остался прежним и составлял 2,8 м. В отличие от танков Т-54 и Т-55, у которых башня изготавливалась литой с приваренной крышей, новая башня была цельнолитой. Диаметр опоры башни был увеличен с 1825 мм до 2245 мм, а корпус танка был удлинен на 386 мм.

В связи с возросшими значениями массы, момента инерции и момента неуравновешенности пушки стабилизатор вооружения «Циклон» оказался недостаточно мощным, поэтому был разработан стабилизатор «Метеор» и изменена конструкция механизма поворота башни.

Боекомплект пушки составлял 40 выстрелов. В кормовой части башни был предусмотрен автоматически открывающийся люк для выброса стреляных гильз, автоматически выбрасывающей гильзу через люк в верхней кормовой части башни.

Стабилизатор «Метеор» предназначен для обеспечения ведения эффективного огня с ходу из пушки и спаренного с ней пулемета. Стабилизатор представляет собой электрогидравлическую систему, которая обеспечивает:

  • автоматическое удержание пушки и спаренного с ней пуле-мета в заданном (стабилизированном) положении в вертикальной и горизонтальной плоскостях наведения при движении танка;
  • наведение пушки и спаренного с ней пулемета в вертикаль-ной и горизонтальной плоскостях с плавным регулированием ско-ростей наведения;
  • целеуказание от командира танка к наводчику в горизон-тальной плоскости.

Поворот башни обеспечивается как в стабилизированном, так и в полуавтоматическом (нестабилизированном) режимах наве-дения. Система управления командира позволяла ему по нажатию кнопки разворачивать башню на курсовой угол поворота командирского перископа. Установка оборудуется двухплоскостным стабилизатором 2Э15 «Метеор», обеспечивавшим точность стабилизации ±1 тыс. в вертикальной плоскости и ±3 в горизонтальной.

Сравнение

В 60-е годы Т-62 и М60А1 были наиболее распространенными танками у СССР и США. На период 1965 года уже было выпущено 4500 танков Т-62.

По своим показателям защищенности преимуществ не было ни у одного из танков, бронирование было сравнимое. По показателям огневой мощи значительные преимущества были у Т-62, в первую очередь за счет применения ОБПС. Недостатком Т-62 была низкая скорострельность - механизм выброса стреляных гильз улучшал условия работы экипажа, но несколько удлинял время заряжения.

Преимуществом Т-62 было оснащение двухплоскостным стабилизатором, обеспечивающим эффективную стрельбы сходу, на М60А1 (Add-On Stabilization - AOS) установка стабилизатора началась только с 1971 года. Механическая связь между прицелом наводчика с орудием на М60А1 и Т-62 затрудняла стрельбы сходу из-за потери обзора цели наводчиком при заряжании пушки.


1. Вероятность попадания Т-62 в М60А1 на дистанции 1 500 м составляет 50%.


2. Вероятность попадания в танк, движущийся со скоростью 25 км/ч. Под углом 30% составляет более 70% на дистанции 1 000 м.

Сравнительная вероятность уничтожения, в случае попадания, танком Т-62 танка М60А1 при применении ОБПС на наиболее вероятных дистанциях применения в Европе составляет 71%, при применении БКС - 75%.

Для танка М60А1 вероятность составляет 54 и 75% соответственно. Учитывая полное превосходство ОБПС и БКС калибра 115 мм над бронированием М60А1 попадание высокой вероятностью значит уничтожение М60А1. Точность 105 мм пушки М60А1 ниже на 15%, чем у Т-62 на дистанции до 1500 м.

Некоторые преимущества М60А1 могут несколько большие углы дать углы снижения пушки составляющая -9 против -6 град у Т-62. Учитывая меньший силуэт танка Т-62 видимая проекция башни при стрельбе с обратных скатов соизмерима. Учитывая отсутствие лазерных дальномеров на Т-62 и М60А1 низкий силуэт Т-62 обеспечивал ему значительные преимущества в выживаемости на поле боя.


Телескопический шарнирный прицел ТШ2Б-41

Прицел ТШ2Б-41 служит для прямой наводки на цель пушки и спаренного с ней пулемета. Прицел представляет собой оптическую телескопическую трубу со сменным увеличением. Стабилизация прицела осуществляется при помощи жёсткой его связи с пушечно-пулемётной установкой.

Оптическая характеристика прицела

Увеличение, кратн……3,5 и 7

Поле зрения, град.....18 и 9

Диаметр выходного зрачка, мм …..5,4 и 2,7

Удаление выходного зрачка, мм ……25

Краткая характеристика прицела

Увеличение, кратн…..5,5

Поле зрения, град……6

Дальность видения (по танку), м……800

Перископичность, мм…...260

Прицел ТПН-1-41-11 предназначен для ведения прицельной стрельбы из пушки и спаренного пулемета в ночное время Прицел ТПН-1-41-11 представляет собой монокулярный пери-скоп и состоит из следующих основных частей: корпуса, головки, оптической системы с электронно-оптическим преобразователем 0-го поколения, дальность опознавания цели составляет 800 м.

Рычаг механизма привода головного зеркала соединяется с кронштейном прицела ТШ2Б-41 через систему тяг и рычагов, пе-редающих углы возвышения или снижения от пушки к прицелу ТПН-1-41-11.

На танках изготовленных до второй половины 1964 года устанавливается прибор наблюдения ТКН-2, на танках более позднего выпуска устанавливается прибор наблюдения командира ТКН-3.

Дневная ветвь обоих приборов имела увеличение 5×, обеспечивая поле зрения в 10° по горизонту; прибор позволял осуществлять наблюдение на дальности до 3 000 метров и был снабжён координатной сеткой для целеуказания и корректировки огня, а также дальномерной шкалой для определения дальности до цели известной высоты — 2,7 м. Ночная же ветвь приборов представляла собой электронно-оптический инфракрасный прибор ночного видения, работавший за счёт подсветки цели прожектором ОУ-3 с инфракрасным светофильтром. ТКН-2 имел увеличение 5× и обеспечивал дальность видения до 300—400 м при поле зрения в 9° по горизонтали, ТКН-3 же отличался применением встроенного блока питания, сниженным до 4,2× увеличением ночной ветви и полем зрения 8° по горизонтали. Обзор по горизонтали за счёт поворота командирской башенки.


Для целеуказания командир танка должен повернуть командир-скую башенку так, чтобы линия визирования прибора TKH-3 бы-ла направлена на цель. Удерживая в таком положении башенку, нажать на кнопку целеуказания, расположенную в левой рукоят-ке прибора командира. Башня в этом случае будет поворачивать-ся на максимальной скорости до тех пор, пока пушка не будет на-правлена на цель (грубая наводка). После остановки башни ко-мандир танка должен отпустить кнопку целеуказания. Точное наведение пушки в цель и выстрел производит наводчик пультом управления.

целеуказание осуществляется только в гори-зонтальной плоскости.

Защита
Танк имел равнопрочное бронирование верхнего лобового листа корпуса и лобовой части башни. Максимальная толщина брони лобовой части башни составляла 211 мм под углом наклона 17 градусов

Т-62 имеет дифференцированное противоснарядное бронирование. Броневой корпус Т-62 представляет собой жёсткую коробчатую сварную конструкцию, собирающуюся из листов катаной броневой стали толщиной 16, 30, 45, 80 и 100 мм.

Лобовая часть корпуса образована двумя сходящимися клином 100-мм бронеплитами: верхней, расположенной под наклоном в 60° к вертикали и нижней, имеющей наклон в 55°. Борта корпуса состоят из цельных вертикальных 80-мм листов, а корма состоит из вертикального верхнего листа толщиной 45 мм и 16-мм нижнего, имеющего наклон в 70°.

Крыша корпуса в районе подбашенной коробки имеет толщину 30 мм, а над моторно-трансмиссионным отделением - 16 мм. Днище корпуса состоит из четырёх штампованных 20-мм листов и имеет в поперечном сечении корытообразную форму. Лобовые и бортовые листы корпуса выполнены из хромо-никель-молибденовой стали 42СМ, корма и крыша корпуса — из стали 49С, а днище — из хромомолибденовой стали 43ПСМ.


Подвижность

В танке Т-62 установлен двигатель В-55-В. Двигатель В-55-В представляет собой модификацию двигателя В-54 и отличается от него более высокой мощностью (580 л. с. при 2000 об/мин).

Увеличение мощности достигнуто за счет увеличения подачи топлива, изменения угла опережения подачи топлива, а также за счет повышения степени сжатия до 15 ± 0,5.

Кроме того, в двигателе В-55-В применены:

  • обогреваемые верхний и нижний картеры, имеющие водяные рубашки, подключаемые к системе подогрева, и обогрев откачива-ющей магистрали системы смазки;
  • гидравлическая муфта привода генератора;
  • двухпозиционная муфта привода топливного насоса «Зима-Лето», позволяющая изменять угол опережения подачи топлива в зависимости от времени года;
  • жесткий упор рейки топливного насоса вместо корректора подачи топлива;
  • центробежный фильтр МЦ-1 (центрифуга), установленный на перегородке силового отделения, для тонкой очистки масла;
  • двухсекционный проволочно-щелевой масляный фильтр МАФ вместо фильтра Кимаф-СТЗ;
  • выпускные коллекторы с теплоизоляционными вставками с фланцами на торцах со стороны носка двигателя для установки форсунок термодымовой аппаратуры;

Топливная система

Внутри корпуса танка установлено четыре топ-ливных бака общей емкостью 675 л, а снаружи танка на правой надгусеничнои полке — три наруж-ных бака общей емкостью 285 л. Общая заправочная емкость всех баков (внут-ренних и наружных) составляет 960 л.

Все топливные баки между собой соединены в две группы. Первую группу составляют: правый бак-стеллаж, средний бак и все наружные баки; вторая группа объединяет передний (носовой) бак и левый бак-стеллаж.

Все топливные баки, за исключением наружных, для предохранения от коррозии снаружи и внутри покрыты бакелитовым лаком. Наружные топлив-ные баки покрыты бакелитовым лаком только внутри, а снаружи окрашены защитной крас-кой.

Передний топливный бак емкостью 280 л установлен в носовой части корпуса танка справа от сиденья механика-водителя и крепится к днищу и корпусу на специальных кронштейнах. Бак сварен из стальных листов со специальными выштамповками для жесткости стенок. Внутри ба-ка имеются две вертикальные перегородки, умень-шающие плескание топлива при движении танка и одновременно увеличивающие жесткость бака.


Ходовая часть

Ходовая часть Т-62, за исключением несколько иного расположения балансиров в связи с изменившимся распределением нагрузки на них, идентична подвеске Т-54 и включает в себя с каждого борта пять сдвоенных обрезиненных литых опорных катков диаметром 810 мм, ленивец и ведущее колесо; поддерживающие катки отсутствуют. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, первые и последние катки снабжены гидравлическими амортизаторами лопастного типа. Подвеска имеет жёсткость в 522 кг/см, период колебаний 0,86 с при полном ходе катка 224 мм и удельную потенциальную энергию в 430 мм.

Первоначально на Т-62 применялись гусеницы от Т-54 с металлическим шарниром, а позднее - более совершенные гусеницы с резинометаллическим шарниром. Обе гусеницы имели цевочное зацепление, ширину 580 мм и шаг трака 137 мм, но металлическая гусеница состояла из 96 траков и имела массу 1 386 кг, а гусеница с резинометаллическим шарниром — из 97 траков при массе 1 655 кг.

Тактико-технические характеристики

Параметр

Единица измерений

Т-62

Полная масса

37+1,5%

(с РМШ 37,5 + 1,5%)

Экипаж

чел.

Удельная мощность

л.с./т

15,7

Двигатель 5ТДФ

л.с.

Удельное давление на грунт

кгс/см 2

0,75

Температурный режим работы

°С

40…+50

Длина танка

с пушкой вперед

мм

9335

корпуса

мм

6630

Ширина танка

по гусенице

мм

3370

по съемным защитным экранам

мм

6630

высота по крыше башни

мм

2280

длина опорной поверхности

мм

4230

дорожный просвет

мм

ширина колеи

мм

2640

Скорость движения

Средняя по сухой грунтовой дороге

км/ч

22…27

Максимальная по дороге с твердым покрытием

км/ч

32…35

На передаче заднего хода, максимальная

км/ч

Расход топлива на 100 км

По сухой грунтовой дороге

л, до

300…330

По дороге с твердым покрытием

л, до

190…210

на основных топливных баках (по дороге с твердым покрытием)

км

450 (650)

с дополнительными бочками (по дороге с твердым покрытием)

км

330 (450)

Емкость баков

675 + 285

Боекомплект

Выстрелов к пушке

шт