Семья
Друбецких состоит всего из двух
человек. К сожалению, отец семейства, князь
Друбецкой умер. Княгиня Друбецкая и ее сын
Борис живут бедно, хотя и принадлежат к
знатной княжеской фамилии. Друбецких
можно охарактеризовать как людей, во всём
ищущих выгоду.

С самого начала повествования все помыслы Анны Михайловны и ее сына
устремлены к одной цели - устроению своего материального благополучия.
Анна Михайловна ради этого не гнушается ни унизительным
попрошайничеством, ни применением грубой силы (сцена с мозаиковым
портфелем) , ни интригами и проч. Поначалу Борис пытается сопротивляться
воле матери, но со временем понимает, что законы общества, в котором они
живут, подчиняются только одному правилу - прав тот, у кого власть и
деньги. Борис принимается «делать карьеру» . Его не увлекает служба
Отечеству, он предпочитает службу в тех местах, где можно с минимальной
отдачей быстро продвинуться по служебной лестнице. Для него не существует
ни искренних чувств (отказ от Наташи) , ни искренней дружбы (холодность к
Ростовым, которые много для него сделали) . Даже женитьбу он подчиняет
этой цели (описание его «меланхолической службы» у Жюли Карагиной,
признание ей в любви сквозь отвращение и т. д.) . В войне 12-го года Борис
видит только придворные и штабные интриги и озабочен лишь тем, как
обратить это себе на пользу. Жюли и Борис вполне устраивают друг друга:
Жюли льстит наличие красивого, сделавшего блестящую карьеру мужа;
Борису же нужны ее деньги

Княгиня Друбецкая

Княгиня Анна Михайловна
Друбецкая - немолодая вдова,
обедневшая дворянка с знатной
фамилией. Безумно любит своего
единственного сына Бориса. Ради
счастья сына она готова на все.
Расчетливая и хитрая женщина,
но внешне она старается
казаться кроткой и милой.
Целеустремленная и упорная
женщина. Анна Михайловна
готова на унижения и интриги
ради своих целей

Борис Друбецкой

Князь Борис Друбецкой - сын княгини Анны Михайловны
Друбецкой. В начале романа ему 20 лет (в 1805 году) Борис
одного возраста с Николаем. Борис Друбецкой - обедневший
князь, офицер. Борис Друбецкой по характеру очень похож на
свою мать. Он такой же расчетливый и практичный человек.
Такой же целеустремленный человек. Он всегда достигает своей
цели. Борис Друбецкой упорно строит военную карьеру и в
конце концов "выбивается в люди "
Борис Друбецкой женится на богатой, но некрасивой Жюли
Карагиной ради ее денег.

Иосиф Гольдфаин

Два карьериста

Среди героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» есть два карьериста – фон Берг и князь Борис Друбецкой. Оба они преуспели и, начав практически с нуля, быстро вошли в большие чины. Так что читатель может их видеть на разных этапах карьеры. Но если сравнить этих двух карьеристов, то можно заметить глубокие различия между ними.

Фон Берг отличался необычной для карьеристов откровенностью, которая ему во многом вредила. Он совершенно не скрывал, в частности, своего стремления к материальной выгоде и даже того, что для него командование ротой в первую очередь должно было обеспечить денежный доход. Это вызывало к нему как минимум ироническое отношение. Которого он, впрочем, не замечал.

Но из-за этой иронии, к которой примешивалось раздражение, трудно осознать, что Берг был вполне исправный офицер и что свои служебные обязанности он успешно выполнял и в мирное время, и в походе, и в бою.

Не следует забывать, что в то время для офицеров это было вполне обычным явлением – иметь доход от вверенных им воинских формирований. И если у кавалерийского офицера в части лошади содержались в полном порядке, были ухожены и, главное, накормлены, то считалось вполне нормальным, что остаток фуражных денег он забирал себе. Просто Берг был последователен и старался получить доход с фуражных денег, даже служа в пехоте. И Л.Н. Толстой пишет с какими-то гоголевскими интонациями, что Берг, заговорив с адъютантом главнокомандующего (князем Андреем), “...воспользовался случаем спросить с особой учтивостью, будут ли выдавать теперь, как слышно было, удвоенное фуражное армейским ротным командирам”. Но можно не сомневаться, что у Берга, благодаря его старательности и предусмотрительности, и лошади были в полном порядке и доход от фуражных денег был выше, чем у большинства ротных командиров.

В данном случае поучительно сравнить поведение Берга с поведением другого карьериста – Друбецкого, который присутствовал при этом разговоре, но сам сначала задал вполне уместный вопрос об общем ходе военных действий и лишь потом заговорил о том, что его всерьёз интересовало, – о возможности перехода на должность адъютанта. То есть он соблюдал приличия.

А Берг говорил о деньгах в обществе, где говорить о деньгах было не принято. Поэтому он у многих вызывал насмешку и раздражение. Друбецкой этой ошибки не допускал, но это отнюдь не означало, что он был бессребреник. Характерная деталь: Друбецким, и матери, и сыну, неоднократно помогала деньгами подруга матери – графиня Ростова. Потом ситуация изменилась. Друбецкие разбогатели, а Ростовы обеднели. Но в романе и речи нет о том, чтобы Друбецкие думали о помощи Ростовым. Впрочем, дело даже не в денежной помощи. Гордые Ростовы от неё бы отказались. Но у графини Ростовой был вексель Анны Михайловны на две тысячи рублей, то есть на большую для обедневших Ростовых сумму. Так что разбогатевшие Друбецкие не побеспокоились отдать своим обедневшим друзьям долг. Трудно сказать, мог ли Берг не беспокоиться о возврате долга своим обедневшим друзьям, но ввиду его пунктуальности и обязательности это было бы на него не похоже.

Князь Друбецкой о деньгах не говорил потому, что карьера для него была важнее. А желая преуспеть в карьере, он не пренебрегал никакими мелочами, чтобы создать выгодное о себе представление. Говоря современным языком, он об имидже беспокоился больше, чем о деньгах.

И в то время как Берг не упускал ни малейшей возможности, чтобы получить лишнюю копейку, Друбецкой точно так же не упускал ни малейшей возможности, чтобы показать себя более значительным, чем он был на самом деле. Обратим внимание на два характерных эпизода. Слушая происходивший при нём разговор Ростопчина с главнокомандующим, он понял, что быть принятым у старого князя Болконского весьма лестно. После чего он пожелал быть ему представленным и даже каким-то образом снискал его расположение. Не исключено, что старый фельдмаршал приглашал его лишь потому, что присматривался к потенциальным женихам для своей дочери, но так или иначе про Друбецкого стало известно, что его принимает сам князь Николай Андреевич.

Итак, Друбецкой получал информацию, прислушиваясь к разговорам вельмож. В этом он также отличался от Берга, который не только устав, но и все приказы по полку наизусть знал. Понятно, какой источник информации для офицера важней с точки зрения службы. Но Друбецкой не просто прислушивался. Он активно искал информацию. В частности, в июне 1812 года, как раз в начале войны, на балу заметил министра полиции Балашова и понял, что Балашов привёз какое-то важное сообщение. После этого Борис как бы случайно оказался вблизи царя в тот момент, когда Балашов подошёл к нему с докладом. В результате “Борис первым узнал о переходе французскими войсками Немана и, благодаря этому, имел случай показать некоторым важным лицам, что многое, скрытое от других, бывает ему известно, и через то имел случай подняться выше во мнении этих особ”.

Заметим, что здесь Л.Н. Толстой опять употребил длинную, ироничную, по-гоголевски звучащую фразу. И действительно, здесь Друбецкой ярко проявил своё желание показать себя более значительным, чем он был на самом деле. Желание не менее сильное, чем желание Берга воспользоваться фуражными деньгами.

Таким образом, можно понять отличие в отношении к деньгам Берга и Друбецкого. Берг исправно нёс службу, но при этом не упускал ни малейшей возможности пополнить свой карман. Для Друбецкого же деньги были чем-то второстепенным. Он понимал, что чины и социальный статус важнее денег. Тем более что со временем у него появились и деньги. Остаётся только догадываться, каким образом он их приобрёл. Но как бы то ни было, заняв высшее по сравнению с Бергом положение в служебной иерархии, он и в денежных делах далеко обошёл Берга.

Но когда речь зашла о женитьбе, то Берг и Друбецкой как бы поменялись ролями. Берг женился на девушке, которая нравилась ему и которой нравился он. Главное же, они подходили друг другу по характеру и по отношению к жизни. Любопытно, что столь жадный до денег Берг согласился на весьма сомнительное приданое. Граф Ростов, отец его невесты Веры, обещал ему двадцать тысяч наличными и восемьдесят тысяч по векселю. Сколько Берг фактически получил от разорившегося графа – вопрос тёмный. Но тем не менее он своим браком был вполне доволен. Для него приданое было только дополнением к невесте, а отнюдь не самоцелью.

У Друбецкого же было совершенно противоположное отношение к браку. Одновременно со сватовством Берга у князя Бориса стали складываться весьма нежные отношения с Наташей Ростовой, сестрой Веры, невесты Берга. И в случае брака Друбецкой мог рассчитывать на такое же приданое, как и Берг. Но Друбецкого это никак не устраивало. И он в течение долгого времени присматривался к действительно богатым невестам. Но зато, присмотрев себе богатую наследницу Жюли Карагину, он стал вести себя в полном соответствии с теми нормами поведения, которые в то время были приняты в светском обществе. Так что внешне его отношения с будущей женой были весьма романтичны. А в решительный момент объяснения он сказал все те нежные слова, которые обычно говорят в таких случаях. Но если быть объективным, то трудно не признать, что в конце концов Вера Берг скорее всего была счастлива в браке, а Жюли Друбецкая скорее всего была несчастной женщиной.

Итак, отличие Берга от Друбецкого заключается в том, что Берг не подстраивал свои разговоры и своё поведение под нравы общества, в котором он находился. Поэтому он вызывал насмешку и раздражение у таких людей, как Николай Ростов. Это вполне естественно. Но создаётся впечатление, что он вызывал такие же чувства и у самого Л.Н. Толстого. Иначе трудно объяснить, почему в конце романа Берг изображается совсем карикатурно. Характерно название должности, которую он занимал летом 1812 года: “помощник начальника штаба помощника первого отделения начальника штаба второго корпуса”. Название нелепо даже с точки зрения грамматики: что это за “помощник первого отделения” и “первое отделение начальника штаба”. Так что это название воспринимается как насмешка над штабными офицерами вообще и над фон Бергом в частности. Не менее карикатурна поездка Берга в Москву после Бородинского сражения, когда москвичи спешно паковались, готовясь покинуть столицу. И в такой момент Берг пожелал по дешёвке приобрести шифоньерочку и туалет. Неужто он забыл старую пословицу: “За морем телушка – полушка, да рубль перевоз”? Неужели он мог надеяться перевезти эту мебель в столь неспокойное время из Москвы к себе на квартиру в Петербург без повреждений? Всё это выглядит сверхкарикатурно.

Но почему Л.Н. Толстой не нашёл столь ядовитых красок для Друбецкого? Хотя князь Борис был несомненно более опасен для общества. С Бергом всё ясно. Он никого не обманывал. В то время как Друбецкой всегда мог ввести в заблуждение людей, готовых воспринимать его таким, каким он казался, а не таким, каким он был на самом деле. Главная же опасность, исходившая от Друбецкого, заключалась в том, что он мог занять высокий государственный пост и нанести большой ущерб государству.

Тем не менее создаётся впечатление, что не Друбецкой, а Берг вызывает раздражение у самого Л.Н. Толстого. Почему? На этот вопрос точного ответа не может дать никто. Но Берг явно олицетворяет мещанскую идеологию. И сарказм, с которым он описан, вполне возможно, указывает на антимещанские настроения самого Л.Н. Толстого.

Сравнение фон Берга и Бориса Друбецкого помогает лучше понять их обоих. В частности, полезно найти причину откровенных разговоров Берга, которые ему во многих отношениях вредили. Похоже, он не сомневался, что другие так же стремятся к наживе, как и он. Просто, по его мнению, у него всё лучше получалось. По-видимому, такое мнение сложилось у него под влиянием бедного детства. Вполне возможно, что если бы Николай Ростов с детства знал нужду, то его Берг раздражал бы меньше. Вспомним, в начале романа Берг при своём скромном жаловании в 230 рублей посылал деньги родителям. А у молодого князя Бориса мать умела просить деньги. У одних Ростовых она не раз брала крупные суммы, под вексель и без оного. И, судя по её поведению с князем Василием и по её участию в борьбе за наследство старого графа Безухова, вполне естественно предположить, что она брала деньги не только у Ростовых. Так что благодаря материнской заботе Друбецкой мог не думать о деньгах и целиком сосредоточиться на карьере.

Но в любом случае Берг своим примитивным эгоизмом и нескрываемой любовью к деньгам привлекал к себе внимание, вызывал у многих раздражение и тем самым мешал людям присмотреться к неизмеримо более опасному Борису Друбецкому.

Друбецкой Борис – сын княгини Анны Михайловны Друбецкой; с детства воспитывался и подолгу жил в семье Ростовых, которым через мать приходится родственником, был влюблен в Наташу. “Высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица!”
Друбецкой с юности мечтает о карьере, очень горд, но принимает хлопоты матери и попустительствует ее унижениям, если это идет ему на пользу. А. М.Друбецкая через князя Василия достает сыну место в гвардии. Попав в военную службу, Друбецкой мечтает именно в этой области сделать

Блестящую карьеру. Участвуя в походе 1805 г., приобретает много полезных знакомств и уясняет себе “неписаную субординацию”, желая дальше служить только в соответствии с ней. В 1806 г. А. П. Шерер “угощает” им, приехавшим из прусской армии курьером, своих гостей. В свете Борис стремится завязать полезные знакомства и употребляет последние деньги, чтобы производить впечатление богатого и преуспевающего человека. Он становится близким человеком в доме Элен и ее любовником. Во время свидания императоров в Тильзите Друбовицкий находится там же, и с этого времени его положение утверждается особенно прочно. В 1809 г. Борис, вновь увидев Наташу, увлекается ею и некоторое время не знает, что предпочесть, так как брак с Наташей означал бы конец карьеры. Друбовицкий ищет себе богатую невесту, выбирая одно время между княжной Марьей и Жюли Карагиной, ставшей в конце концов его женой.

  1. Иван Васильевич – главный герой рассказа. От его лица ведется повествование. Действие рассказа происходит в провинциальном городе в 1840-х гг. В то время И. В. был студентом и жил, наслаждаясь...
  2. Автобиографическая трилогия. Появление в 1852 г. на страницах журнала “Современник” повестей Л. Толстого “Девство”, а затем “Отрочество” (1854) и “Юность” (1857) стало знаменательным событием в русской литературной жизни. Повести эти...
  3. Педагогические взгляды Толстого не отличались строгой последовательностью; в них были те же противоречия, которые характерны для его мировоззрения. Отрицая теоретически нужность широкой воспитательной программы для народа, он в то же...
  4. 1. Контрастность цветовой палитры. 2. Контрастные чувства и вещи. 3. Связующее звено контрастных отрывков. В рассказе Л. Н. Толстого “После бала” контраст играет структурообразующую роль в создании произведения. Две стороны...
  5. Мастерски разрешив задачу психологического анализа в автобиографической трилогии и сделав опыт реалистической зарисовки крестьянских образов в “Утре помещика”, он одновременно переходит к сложной теме изображения войны в “Севастопольских рассказах” (1854-1855)....
  6. Пьер Безухов – один из любимых героев Толстого, в образе которого автор отобразил духовные искания дворянской интеллигенции первой трети XIX века. К образу Пьера очень хорошо подходят слова Толстого, написанные...
  7. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” – один из самых густонаселенных романов, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное...
  8. После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по старой Смоленской дороге, их войско двигалось по тому же пути, каким пришло в Россию, поэтому вместо обильных, урожайных земель...
  9. Действие романа Л. Н. Толстого “Война и мир” на­чинается в июле 1805 года в салоне Анны Павловны Шерер. Эта сцена знакомит нас с представителями придворной аристократии: княгиней Елизаветой Болконской, князем...
  10. Одним из ключевых моментов войны 1805 года, описываемой Л. Н. Толстым в романе Война и мир, было Шенграбенское сражение. Чтобы спасти свою армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала...
  11. В отличие от многих молодых авторов, публично дебютирующих ученическими произведениями, Л. Толстой вошел в художественную литературу уже полностью сложившимся, зрелым и самобытным писателем. Автобиографическая трилогия, которой ознаменовалось начало его творческого...
  12. НЕХЛЮДОВ – герой романа Л. Н.Толстого “Воскресение” (1889-1899). Фамилию Нехлюдов носят также герои повестей “Отрочество” (1854), “Юность” (1857), “Утро помещика” (1856) и рассказа “Из записок князя Д. Нехлюдова (Люцерн)” (1857)....
  13. Болконская Марья – княжна, Дочь старого князя Болконского, сестра князя Андрея, впоследствии жена Николая Ростова. У Марьи “некрасивое слабое тело и худое лицо. глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как...
  14. .Я буду писать историю людей, Более сво­бодных, чем государственные Люди, историю людей, живших в Самых выгодных условиях жиз­ни. Людей, свободных от бедности, От невеже­ства, и независимых. Л. Толстой Отход от...
  15. Что такое семья? Это ячейка общества, группа людей, связанных родственными узами или же это нечто гораздо большее: любовь, нежность, привязанность, уважение? Для каждого из нас семья – это не только...
  16. Гроза двенадцатого года Настала – кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог? А. С. Пушкин Роман-эпопея Льва Толстого “Война и мир” – гениальное творение великого мастера....
  17. В произведение “Война и Мир” самый главный эпизод, по моему мнению, – это эпизод совета, где решается судьба Москвы – судьба России. Действие происходит в лучшей избе мужика Андрея Савостьянова....
  18. Второй том романа “Война и мир”, особенно любим большинством читателей. Восхищает теплая атмосфера многолюдного дома Ростовых, семейные праздники, нежность и доброта отношений между родителями и детьми, музыкальные вечера – словом,...
  19. Согласно философии истории Льва Толстого, выраженной в романе “Война и мир”, определяющую роль в развитии исторического процесса играют народные массы, чьи желания и намерения всегда определяются некоей неведомой им сверхъестественной...
  20. Слово “театр” имеет множество значений. Это и театр как таковой, это и жизнь, это и театр военных действий. Принято считать, что наша жизнь – игра, сцена. Избитая, пошлая фраза: “Что...

Семьи в романе «Война и мир»

В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» перед читателем разворачивается хроника участия России в военных действиях 1805 года в Австрии и войны 1812 года. Но это не просто перечисление хронологии событий, Толстой рассказывает о войне с точки зрения изменений, происходящих в жизни людей.

В основном это дворянские семьи, чьи сыновья принимали участие в этих войнах. Цели их участия в военных действиях были у каждого свои, и проявлялись они в соответствии с тем, какие семьи их взрастили и воспитали. Семьи были разные, и характеристики семей в романе «Война и мир» помогают понять смысл многих поступков героев романа.

Через весь роман проходит жизнь двух основных семей: Ростовых и Болконских. Но, глубокое понимание и осознание поступков и действий членов этих семей было бы невозможно, если бы не другие герои романа:

  • Пьер Безухов с родственницами, ухаживающими за его умирающим отцом;
  • Семья Друбецких (мать Анна Михайловна и сын Борис);
  • Семейство Курагиных (князь Василий, его сыновья Ипполит и Анатоль, дочь Элен);
  • Семья Долоховых: Федор и его мать.

Эти семьи – как воплощение разных нравственных ориентиров и настроений, проявлявшихся в обществе того времени.

Приводя описание семей в романе «Война и мир», Лев Николаевич Толстой, наводит читателя на размышления о роли семьи в жизни каждого человека. Во всех ситуациях, описанных в романе, действия каждого персонажа связаны с наследственными особенностями не только внешности, но и черт характера, присущих конкретному семейству.

Семья Ростовых

Впервые читатель встречает семью Ростовых, занятой подготовкой к приему гостей. С первых же строк перед читателем предстает большая дружная семья, где все любят друг друга и окружающих. Они открыты и эмоциональны, когда им грустно – они плачут, когда весело – смеются, не всегда задумываясь над тем, какое впечатление они производят на окружающих.

Все дети этого доброго семейства, выросшие в любви и уважении со стороны родителей, ожидают, что и окружающие будут относиться к ним так же. Честные и прямые, они редко скрывают свое отношение к происходящему.

Семья Болконских

Семейство же Болконских – совсем другое. Суровый воин, старый князь Николай во всем следует определенному распорядку, и требует этого от своих близких. Эмоции по его понятию показывать нельзя, это проявление слабости. Такие же сдержанные в проявлении своих чувств и его дети – Андрей и Мария.

Безуховы

Старый граф Кирилл Безухов умирает в самом начале повествования, оставляя своему незаконнорожденному сыну графский титул и состояние.
Пьер Безухов, на первый взгляд одиночкой стоящий в стороне от семейных кланов, на самом деле тоже член семьи графа Безухова.

Хоть Пьер и незаконный, но любимый сын старого умирающего графа, бывшего красавца и любимца женщин. Благородство графского рода постепенно проявляется в характере Пьера. Если в начале романа мы видим молодого гуляку-парня, то в конце это серьезный и думающий мужчина.

Друбецкие

Семейство Друбецких, вдову Анну Михайловну и ее сына Бориса можно охарактеризовать, как людей, во всем ищущих и находящих свою выгоду. Анна Михайловна ради любви к единственному сыну готова пойти на унижения не только перед князем Курагиным, но и перед кем угодно. Борис, с кажущейся снисходительностью наблюдающий за действиями матери, на самом деле тоже просчитывает каждый свой шаг, и практически ничего не делает без выгоды для себя.

Курагины

В романе «Война и мир» описание семьи Курагиных можно сделать из изображения различных действий членов этой семьи.

Сначала князь Василий пытается выкрасть завещание графа Безухова, после, практически обманом, его дочь Элен выходит замуж за Пьера и издевается над его добротой и наивностью.

Не лучше и Анатоль, пытавшийся соблазнить Наташу Ростову.

Да и Ипполит предстает в романе в виде крайне неприятного странного мужчины, у которого «лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо».

Лживые, расчетливые, низкие люди, несущие разрушение в жизни тех, кто с ними сталкивается по ходу романа.

Долоховы

Федор, бесшабашный и мстительный офицер и безоглядно любящая и боготворящая его мать, хоть и появляются на страницах романа всего несколько раз, играют серьезную роль в судьбах основных героев.

Заключение

Описание событий, происходящих в семьях героев романа, характеристика семей, данная автором, все это, по сути, показывает истоки патриотизма российской армии, причины ее побед и поражений в войне.

Метаморфозы, происходящие с героями романа по ходу повествования, дают четкое представление того, что происходит в душах и умах людей, живущих в России в тот период.

Тест по произведению

Один из центральных образов романа «Война и мир» - обедневший князь Борис Друбецкой. Прототипами для него послужили А. М. Кузминский и М. Д. Поливанов. В этой статье мы рассмотрим созданного автором персонажа и все изменения, которые происходят с ним по мере развития действия. Перед нами предстанет сначала юноша, затем молодой мужчина - Борис Друбецкой. Характеристика («Война и мир») этого героя - тема статьи.

Семья Друбецких

Это обедневшее знатное семейство состоит из двух человек. Матери, которую зовут Анна Михайловна, и сына Бориса. Пожилая дама давно не появляется в свете и утратила связи. Она поддерживает лишь близкие отношения с семьей Ростовых. Они и дальние родственники, и друзья. Она также в дальнем родстве с князем Безуховым. Ее сын Борис Друбецкой, которому в начале романа двадцать лет, по характеру похож на мать. Уже в этом возрасте он расчетлив, практичен и целеустремлен.

Внешность князя Бориса

Борис Друбецкой красив и спокоен. Он высок и строен. У него белокурые волосы и правильные черты лица. Руки у него изящные, белые, с тонкими пальцами.

Несмотря на бедность, мать старается изо всех сил одеть его аккуратно, элегантно и модно, чтобы ее сын мог быть вхож в самые лучшие дома обеих столиц.

Личностные черты Бориса

Это умный, милый и твердый человек. Борис Друбецкой умеет держать себя в руках и всегда спокоен. Часто на его лице играет приятная улыбка. Тон, которым он разговаривает, обычно дружелюбный и слегка насмешливый. Он беден, но горд, и когда его мать изо всех сил пытается получить хотя бы небольшую долю от наследства старого Безухова, Борис Друбецкой находится как бы в отстраненном положении, хотя он является крестником старого графа.

Он не считает себя его родственником, хотя очень дальние связи есть, и не желает ничего принимать от него. Молодой человек очень находчив. Об этом говорит случай, когда молодежь Ростовых вбежала в гостиную, где графиня принимала чинных мать и дочь Карагиных. Вся компания растерялась, и только Борис нашел подходящую шутку о старой кукле Наташи.

«Эту куклу», - как сказал Борис, - «он знал еще девицей с необлупленным носом». Спокойствие и шутливый тон Друбецкого разрядили неловкую обстановку в гостиной. Сдержанный и расчетливый, Борис Друбецкой ищет выгодных знакомств с людьми, которые выше его и могут быть ему полезными. Поэтому ему удается быстро построить карьеру. В отличие от Берга он ищет не денег, а только тех, кто может поднять его по службе. В армии он быстро сделал вывод, что даже низкое звание в генштабе может его поставить выше армейского генерала. Целеустремленность помогает ему всегда добиваться поставленных задач. Друбецкому просто оскорбительна мысль, что он может чего-то не добиться. Масоны - модная и полезная организация. Не заботясь о духовных целях, которые они перед собой ставят, Борис Друбецкой вступает в братство каменщиков, потому что там имеется много людей из высшего света. Они могут повлиять на его жизнь. Таков Борис Друбецкой. Характеристика его не очень привлекательна и говорит о его эгоизме и необыкновенном упорстве с целью высоко поднять себя в свете.

Военная служба

Простая армейская служба не привлекает нашего героя. Он не так наивен, как молодой Ростов, которому нравится размахивать шашкой и чувствовать азарт боя. Сначала он просто прапорщик, но в гвардии.

Спустя год становится адъютантом в штабе главнокомандующего при «весьма важном лице». Он получает серьезное курьерское поручение в Пруссию. Еще через год он через своего покровителя получает место в свите императора, попадает в Тильзит и чрезвычайно доволен тем, что его положение теперь твердо. К 1812 году он уже служит помощником графа Беннигсона. Это важный пост в штабе армии.

Друбецкой и женщины

Маленькая Наташа Ростова увлечена взрослым, на семь лет старше ее, Борисом. Но они оба небогаты, а Борис и вовсе откровенно беден. Поэтому он не позволяет себе увлекаться обаятельной девушкой.

Даже после разлуки, когда Друбецкой почувствовал сильное влечение к Наталье Ильиничне, ставшей необыкновенно обаятельной, он остановил себя и прекратил знакомство, которое могло перерасти в брак и окончить его карьеру. Он предпочитает необременительную связь с графиней Безуховой, которая дает ему блестящее положение в обществе и на службе. В салоне Анны Шерер он становится лицом, которым «угощают» гостей. Совершенно упрочивает его положение женитьба на некрасивой, но богатейшей невесте Москвы, Жюли Карагиной, за которой он красиво и романтично ухаживает. Теперь ему не надо искать покровительства, он стоит на равных со своими высшими ровесниками.

Расчетливый карьерист - это Борис Друбецкой. Характеристика героя, которого изобразил автор, производит в целом неприятное впечатление. Он всегда старается представить себя в как можно более выгодном свете перед вышестоящими людьми, скрывая свои недостатки и забывая о принципах чести, долга и совести.