Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия животных? Вроде бы все мы – и люди, и представители фауны – жители одной планеты, все потребляем ее ресурсы, но есть ли различия в степени влияния на окружающую природу? Вопрос очень интересен, и ответ на него неоднозначен, несмотря на кажущуюся очевидность. Итак, начнем по порядку.

Что было вначале?

Человек на заре своей истории мало чем отличался от животного, и воздействие его на природу было минимальным – не больше, чем у других животных, живущих рядом. Такое положение называется гомеостазом, или природным равновесием, когда живые существа потребляют не более того, что природа может восстановить. Но вот человек становится полностью (в нашем понимании) разумным – появляется гомо сапиенс, первые представители которого зафиксированы во французской пещере Кро-Маньон (останки датируются возрастом 30-40 тысяч лет), поэтому получили название кроманьонцы. Появление кроманьонца стало отправной точкой развития современной человеческой цивилизации.

Великий американский ученый 19 века Льюис Морган предложил оригинальную периодизацию истории, имеющую непосредственное отношение к воздействию человека на природу. Согласно теории Моргана, историю человека следует разделить на три крупных периода: дикость, варварство и цивилизация. На стадии дикости в социуме господствует присваивающая экономика – охота, собирательство, рыболовство; на стадии варварства зарождается экономика производящая – земледелие, скотоводство, возникает частная собственность; ну, и стадия цивилизации – это появление первых государств. Нетрудно догадаться, что лишь на стадии дикости воздействие человека на природу минимально и не превышает воздействия животных – то есть дикари живут в равновесии с природой.

Отличие воздействия на природу людей от воздействия животных состоит в том, что воздействие животных не приносит природе вреда. А вот с человеком не все так просто. Начало стадии «варварства» ознаменовалось интенсивным освоением земельных угодий, только вот при отсутствии агрономических знаний эта обработка нередко становилась хищнической – даже на начальных этапах развития человечества. Это и неудивительно: с единицы земельной площади тогда получали намного меньше продукции, чем сегодня, поэтому люди были вынуждены осваивать новые земли, когда истощались прежние пашни. А на старом месте биоценоз в прежнем виде не восстанавливался практически никогда – здесь возникали новые экосистемы, нередко сильно отличающиеся от тех, что были раньше.

Сравнение

Особенно интенсивным воздействие людей на природу стало в Новое время (с 16-17 веков), когда человечество благодаря открытию новых земель стало энергично расселяться по всей территории Земли. За негативными примерами неграмотного и хищнического вмешательства в природу далеко ходить не надо: взять хотя бы Америку. В погоне за пахотными землями люди практически полностью истребили бизонов, бывших важнейшим звеном экосистемы американских прерий. А уничтожение сложившегося в течение тысяч лет ландшафта привело к частому появлению в бывших прериях (которые теперь стали полями) торнадо, которые наносят экономике Соединенных Штатов большой урон. Это только один пример, а их можно привести множество: человек сильно изменил природу, и, к сожалению, для восстановления погубленного делается слишком мало.

Спрашивается: ну а животные-то способны негативно воздействовать на природу? Ответ: да, конечно!Правда, для этого нужен внешний толчок, потому что в обычных условиях животные занимают свою экологическую нишу, покидать которую им просто нет смысла. И таким толчком обычно (увы!) становится человеческое вмешательство. Классический пример – ввоз в Австралию кроликов в конце 18 века.

Казалось бы, милые пушные зверьки с нежным диетическим мясом – ну что тут такого? Однако условия для кроликов в Австралии оказались идеальными, и никакие ухищрения людей по снижению кроличьего поголовья к кардинальному результату не привели. Забавные ушастики не только поедают побеги садовых растений или саженцы деревьев, но и из-за интенсивного рытья нор стали причиной развития эрозии почвы. По данным экологов, по их вине исчезли некоторые австралийские животные.

Таблица

Подведем итог, в чем разница между воздействием на природу человека и воздействием животных. Животные, живя в равновесии с природой, сами фактически и есть природа или ее часть. Человек же, осуществляя хозяйственную деятельность, вмешивается в естественное развитие природы, и часто, слишком часто это вмешательство бывает нерациональным, губя среду обитания как животных, так и самого человека.

Воздействие животных Воздействие человека
Прямое вмешательство Воздействие животных на природу минимально, так как они занимают свою экологическую нишу и потребляют не более того, что природа может восполнить естественным образом На начальных стадиях развития социума воздействие минимально, по мере роста человеческой популяции воздействие растет, со временем достигая критического уровня, когда восстановление биоценоза или невозможно, или очень продолжительно по времени
Опосредованное вмешательство При насильственном переселении животных в чуждый им биоценоз они порой могут оказывать разрушающее воздействие на экологическую систему, прекратить которое или очень трудно, или невозможно Нередко человек, воздействуя на природу, не предполагает о последствиях такого воздействия или самонадеянно считает, что в состоянии их предотвратить. В результате возникают непредвиденные разрушающие факторы, борьба с которыми требует привлечения дополнительных ресурсов
Задания - вопросы:

1. Чем отличается воздействие человека на природу от воздействия на неё животных?
Представление и защита презентации на тему «Глобальные проблемы экологии»


  1. Нарушение биологического разнообразия.
Экологический диктант:

1) Критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений называется …

2) Возможное повышение глобальной температуры земного шара в результате изменения теплового баланса, обусловленное парниковыми газами называется …

3) Наука о взаимоотношениях живых организмов, условий среды их обитания и всех функциональных процессов, делающих среду пригодной для жизни называется …

4) Элементы окружающей среды, оказывающие влияния на живые организмы называются …

5) Сложная задача, возникающая в процессе взаимодействия живых организмов с окружающей средой, требующая исследования и разрешения называется …

Тест-различения:

1. Урбанизация это:

1.1. Исторический процесс повышения роли городов в жизни общества.

1.2. Процесс повышения роли села в жизни общества.

1.3. Высшая форма организации производства для человеческого общества.

2.Промышленные отходы – это

2.1. Непригодные для производства данной продукции виды сырья, неупотребимые остатки или вещества и энергия

2.2. Остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично потребительские свойства.

2.3. Твердые вещества, не утилизируемые в быту, образующиеся в результате амортизации предметов быта и самой жизни людей.

3. Основной параметр, определяющий вредность того или иного химического вещества в почве.

3.1. Реакция почвенной среды.

3.2. Предельно допустимая концентрация химического вещества в почве.

3.3.Влажность почвы.

4. По степени опасности умеренно опасные отходы относятся к

4.1. 4 классу токсичности.

4.2. 2 классу токсичности.

4.3. 3 классу токсичности.

5. При расчётах платы за загрязнение среды учитывают

5.1. Вредность вещества, массу загрязнителя.

5.2. Вид предприятия.

5.3. Место расположения предприятия.

Решить задачи, используя нормативные таблицы.

1 .Произвести расчет платы за размещение отходов IV класса опасности в Уральский экономическом районе для оптовой торговли при отсутствии разрешающих документов и при условии отсутствия заключенного договора на вывоз бытовых отходов с организацией, осуществляющей вывоз бытовыхотходов.

Площадь склада 600м 2 , норматив накопления отходов в год на 1 м 2 общей площади составляет 29 кг/год.
2 .Произвести расчет платы за размещение ТБО V класса опасности в Западно-Сибирском экономическом районе для учреждений, не имеющих лимитов на размещение отходов.

Среднесписочное количество людей составляет 3 человека. Среднегодовой норматив накопления на 1 сотрудника 216кг/год.

Таблица 1

Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления

(в пределах установленных лимитов размещения отходов)

Таблица 2

Коэффициенты (Кэз) экологической ситуации и экологической значимости почвы территории экономических районов


Экономические районы

Кэз

Экономические районы

Кэз

Северный

1,4

Северо-Кавказский

1,9

Северо-Западный

1,3

Уральский

1,7

Центральный

1,6

Западно-Сибирский

1,2

Волго-Вятский

1,5

Восточно-Сибирский

1,1

Центрально-Черноземный

2,0

Дальневосточный

1,1

Поволжский

1,9

Калининградская обл.

1,3

Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование.

Решите задачу:

1.В городе проживают 500 тыс. человек. Какую площадь
должны иметь леса вокруг этого города, чтобы их хватило для обеспечения населения кислородом и для поглощения выделяемого при дыхании углекислого газа?

Примечание:

а) в солнечный день 1 га леса поглощает 240 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода;

б) в сутки 1 человек при обычных условиях поглощает в среднем 600 г кислорода и выделяет 750 г углекислого газа.

Задания - вопросы:

1. Что значить «Охранять природу» на современном этапе развития человеческого общества?

2. В чем принципиальные отличия в стратегии использования возобновимых и невозобновимых природных ресурсов?

3. Приведите главные принципы природопользования и приведите примеры.

4. Почему надо охранять и рационально, по-хозяйски использовать природные ресурсы?

5. Объясните, какая существует взаимосвязь между рациональным использованием природных ресурсов и экологическим равновесием окружающей среды.

Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсическими и радиоактивными веществами

Решите задачу:

1.Какое минимальное количество деревьев необходимо посадить, чтобы обезвредить промышленные выбросы углекислого газа в атмосферу?

За 1 сутки выбрасывается 48 тонн ядовитой окиси углерода (угарного газа), а 1 дерево перерабатывает за 1 сутки 2,5 кг ядовитой окиси углерода.
Задания-вопросы :

1.Какие существуют источники загрязнения в сельской местности (природные, антропогенные)

Тест.

1. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

1) резких колебаний температуры ;
2) канцерогенных веществ;
3) радиоактивного загрязнения;
4) возбудителей заболеваний.

2. Озоновый слой – необходимое условие существование биосферы, потому что слой озона:

1) образуется в результате космических излучений;

2) препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей;

3) препятствует загрязнению атмосферы;

4) препятствует загрязнению биосферы;

3. Особо токсичный компонент кислотных дождей:

4) SO2;

4. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний :

1) желудочно-кишечного тракта;
2) сердечно-сосудистой системы;
3) кожи ;
4) органов дыхания.

5. Загрязнение, затрагивающее наследственные свойства организма и вызывающее изменения, которые могут проявиться в последующих поколениях называется

1) шумовым;

2) биологическим;

3) радиоактивным;

4) физическим.

Ситуация:

На одном острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта напасть.

Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду.

Ситуация:

При проверке деятельности акционерного общества "Тракторный завод" органами охраны окружающей среды было установлено, что данное общество систематически осуществляет сброс сточных вод в водоем. Проверка показала, что содержание загрязняющих веществ в сточных водах превышает установленные нормативы ПДС (предельно допустимых выбросов и сбросов). По данному факту на директора акционерного общества был наложен штраф и предъявлен иск в суд о возмещении ущерба в связи с загрязнением водоема. Директор акционерного общества от уплаты штрафа отказался, мотивируя это тем, что он регулярно и в соответствии с установленными тарифами вносил платежи за загрязнение.

Вопросы:

1.Является ли отказ директора акционерного общества от уплаты штрафа обоснованным?

2.Является ли обоснованным иск органов охраны окружающей среды о возмещении ущерба, и какие меры ответственности могут применяться в данном случае.
Задание:

Наметьте виды ответственности за экологические правонарушения, приведенные ниже.

Задания-вопросы:

1. Из каких ступеней состоит система всеобщего образования в области охраны природы в России?

2. Какие виды ответственности предусмотрены за экологические правонарушения?

3. В каком документе закреплено право человека на благоприятную окружающую среду?

4. Какой акт является главным (базовым) в области экологии?

5. Укажите основные разделы ФЗ «Об охране окружающей природной среды»(Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) (10 января 2002 г.)

Итоговый контроль:

Вопросы к контрольной работе:

Вариант №1


  1. Дать краткую характеристику глобальным проблемам экологии.

  2. Методы очистки воды.

  3. Основы природоохранного законодательства.
4. Раскрыть проблемы урбанизации.

5. Основные причины загрязнения воды. Меры борьбы с загрязнением.

6. Последствия загрязнения атмосферы.

Нерациональное использование воды для орошения и нужд промышленных предприятий приводит к высыханию мелких рек и резкому уменьшению стока крупных рек. Чрезмерное расширение орошаемых плантаций чревато опасностью высыхания рек и морей. Вследствие бесконтрольного и небрежного использования воды крупных рек, они не доходят до морей, что приводит к нарушению природных экологических систем и ухудшению здоровья жителей этого региона.

Поступление минеральных удобрений, отходов животноводства и канализационных стоков в водные бассейны влечёт за собой увеличение содержания азота и фосфора в воде, размножение водорослей и гибель животных, особенно рыб , вследствие уменьшения запасов кислорода.

Вырубка лесов и уменьшение их площадей в последнее время приводят к очень неблагоприятным результатам. В результате загрязнения атмосферы, водоёмов и почвы заболевает и гибнет большое количество деревьев. Гибель лесов обусловливает резкое изменение климата, сокращение водных богатств и ухудшение структуры почвы (рис. 78).

Для энергетического обеспечения хозяйства в настоящее время широко развёрнуто строительство тепловых, гидро- и атомных электростан-ций. Тепловые электростанции используют природное топливо, что приводит к загрязнению атмосферы (рис. 79), гидроэлектростанции требуют строительства водохранилищ на очень больших терри-ториях, в результате чего обширные земли с плодородной почвой оказываются под водой. Выяснилось, что атомные электростанции, которые ранее считались экологически чистыми и безопасными, также являются весьма опасными. Катастрофа на Чернобыльской АЭС в Украине вызвала экологический кризис, нанесла большой вред растительному и животному миру и привела к широкому распространению различных заболеваний среди населения.

Результаты деятельности человека в природе

В последний век воздействие человека на биосферу значительно возросло, что привело к возникновению острых проблем:

Эти неблагоприятные изменения оказывают сильное влияние на растительный и животный мир, на самого человека. Недопонимание человеком закономерностей эволюции биосферы может привести к нежелательным изменениям в окружающей среде.

Постоянно возрастающее влияние человека на гидросферу и атмосферу вызывает климатические изменения в масштабах биосферы. В част-ности, в течение последних лет в атмосфере наблюдается постепенное увеличение содержания углекислого газа. Использование органичес-кого топлива приводит к сгоранию и сокращению содержания кислорода и росту содержания углекислого газа в атмосфере с образо-ванием «парникового эффекта», что обусловливает повышение температуры земной поверхности.

Установлено, что за последние сто лет температура земной поверхности повысилась в среднем на 0,6°C. Изменение климата приводит ко всё большему увеличению площадей пустынь и степей, к таянию ледников в горах , понижению уровня воды океанов и морей. Атмосфера имеет озоновый слой, максимальная концентрация которого находится на высоте 15-25 км от поверхности Земли. В результате поступления в атмосферу оксидов азота (II) и фреона на протяжении ряда лет происходит уменьшение толщины озонового слоя. Материал с сайта

Фреон широко используется при распылении лаков и красок, в качестве охлаждающего вещества в холодильниках и кондиционерах. В последние годы в результате значительного уменьшения со-держания озона в атмосфере над Антарктидой наблюдается такое опасное явление, как «озоновые дыры». В целях предотвращения этого явления и предупреждения дальнейшего разрушения озонового слоя представители 50 стран мира в канадском городе Монреале в 1987 г. подписали международное соглашение о сокращении производства фреонов в среднем на 50%.

Загрязнение атмосферы

Загрязнение атмосферы беспрерывно продолжается и увеличивается из года в год. Это происходит за счёт поступления в атмосферу отходов промышленных предприятий, выхлопных газов транспорта, в составе которых содержатся вредные соединения, сероводород, углерод и тяжёлые металлы (частицы свинца, меди, кадмия, никеля и др.). Отходы заводов, построенных вблизи городов, приводят также к снижению плодородия почв и росту заболе-ваемости животных и людей. Выбросы химических заводов во многом способствуют загрязнению окружающей среды.

В атмосферу ежегодно выделяются сотни миллионов тонн загрязняющих веществ. Увеличение содержания H 2 S (сероводорода) в воздухе приводит к частому выпадению «кислотных» дождей. Одной из главных причин уменьшения плодородия фруктовых деревьев и поражения виноградников являются именно «кислотные» дожди.

Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на нее животных - страница №1/1

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ЭКОЛОГИИ

учени_________7__ класса

МБОУ СОШ №181 г.Екатеринбурга

___________________________________

Задание 1. Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на нее животных?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Дополните рассказ о взаимоотношениях человека и животных:

Невозможно переоценить роль животных в жизни человека. Конечно, они имеют большое практическое значение: из __________________________________________________________________

человек изготовляет одежду. Перевозить грузы помогают ________________

__________________________________________________________________

Человек использует в пищу произведенные животными___________________


Охраняют нас и наше имущество _________________________________________________________________

Животные также являются для нас источником хорошего настроения, воспитывают в людях чувство прекрасного. Многим нравятся скаковые лошади___________________________________________________________

_________________________________________________________________

В трудную минуту нас поддерживают домашние любимцы - ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Песня ________________________ ранней весной извещает о конце зимы.

Но некоторые животные являются причиной заболеваний человека. Например_________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 3. Отметьте правильный ответ:

Предельными условиями существования называют

а) условия, в которых животные быстрее всего размножаются

б) полное отсутствие света и воздуха

в) отсутствие пищи

г) условия, ограничивающие жизнь и размножение животных в данной среде

Задание 4. Перечислите предельные условия существования, которыми ограничено распространение животных на поверхности суши.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Дополните текст об условиях существования диких животных:

В нашей местности неблагоприятные условия существования для животных наступают ________________________________________________________

__________________________________________________________________

Животные по разному приспособлены к выживанию в это время:

Ведут кочевой образ жизни, __________________________________________________ впадают в спячку, _____________________________________________________делают запасы корма. Человек помогает животным выжить в неблагоприятных условиях, например_________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Детеныши рыси рождаются беспомощными и слепыми, а детеныши сайгака уже через несколько часов могут следовать за матерью. Подумайте, как это связано с условиями обитания названных животных.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7 . Продолжите предложения.

Большинство растений являются автотрофами, так как могут______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Все животные относятся к __________________ т.е._____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8 . Укажите способы активного питания и приведите примеры.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 9. Отметьте правильный ответ:

1. Выделение слез у крокодила помогает ему:

а) отвлечь внимание жертвы

б) удалить из организма избыток минеральных солей

в) лучше видеть намеченную жертву
2. Фактором, который не позволяет земноводным заселять тропические острова, удаленные от материка, является

а) глубина океана

б) большое расстояние между островом и материком

в) высокая соленость морской воды

г) низкая температура морской воды
3. Предельным условием существования животных в пустыне является

а) длина светового дня

б) засоление почвы

в) колебания температуры в течение дня

г) количество влаги

Задание 10. Заполните пропуски в тексте

Наземные животные, как правило______________воду. Вода поступает в организм водных животных через_________________________и___________

Выделение воды из организма необходимо для выведения ______________________________ и _________________________

Через покровы тела испаряется вода у______________________

__________________________________________________________________
Задание 11 . Укажите, какие приспособления для жизни в воде есть у китов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12. Выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде. По отношению к воде животных делят на:


  1. влаголюбивые животные _________________________

  2. животные, обитающие в условиях умеренной влажности___________

  3. сухолюбивые животные___________________________

А Б В


Г Д Е


Ж З И
А.варан, Б.тюлень, В.верблюд, Г.пингвин, Д.жираф, Е. водосвинка, Ж.белка, З.рыба-клоун, И.бобр.

Задание 13. Каков состав природной воды?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14. Заполните таблицу

Дыхание у животных


Тип дыхания

Органы дыхания

Организмы, для которых это характерно

Задание 15 . В зимние месяцы в прудах и озерах часто происходят заморы – гибель водных животных из-за недостатка кислорода. Предложите меры борьбы с этим явлением.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 16.. Тест «Дыхание животных»

1. Для одноклеточных организмов характерно дыхание:

а) клеточное;


б) трахейное;
в) кожное.
2. Органы дыхания рыб:

а) лёгкие;


б) жабры;
в) трахеи.
3. Для майского жука характерно дыхание:

а) клеточное;


б) кожное;
в) трахейное.
4. Большинство наземных животных дышит при помощи:

а) трахей;


б) жабер;
в) лёгких.
5. У лягушки в дыхании принимает участие:

а) кожа и лёгкие;


б) только кожа;
в) только лёгкие.
6. Жаберное дыхание характерно для:

а) рыб;
б) птиц;


в) насекомых.
7. Лёгочное дыхание характерно для:

а) одноклеточных организмов;


б) зверей;
в) насекомых

Задание 17 . Из перечисленных животных выберите теплокровных

А. крокодил, Б. кобра, В. ящерица, Г. черепаха, Д. сазан, Е. мышь,

Ж. кошка, З.степная пустельга

Задание 18. Установить соответствие между животными и их приспособлениями к изменениям температуры среды

Приспособления Животные

А) Прогревание на солнце. 1) Теплокровные

Б) Густота волосяного и перьевого покрова 2) Холоднокровные

В) Наличие подкожного жира

Г) Частота дыхательных движений

Д) Увеличение двигательной активность.

Е) Оцепенение


А

Б

В

Г

Д

Е

Задание 19. Установить соответствие между животными и их образом жизни (дневной, ночной и сумеречный)

1. дневной________ 2. ночной_________ 3. сумеречный


Г Д Е Ж


А.сова Б. ящерица, В.леопард, Г.окапи, Д.белый медведь,

Е.летучая мышь Ж.капустная белянка.

Задание 20 . Расшифруйте анаграммы и жилищу и назовите обитателей каждого жилища.

Зендог, роан, говало, логареб, бежилще.



Название жилища

Краткая характеристика

Обитатели

Задание 21. Зарисуйте гнезда различных птиц и укажите названия их хозяев

Задание 22. Соедините название животного и его жилище.


  1. ласточка

  1. раковина

  1. дятел

  1. хатка

  1. мышь

  1. норка

  1. корова

  1. дерево

  1. бобр

  1. муравейник

  1. хомяк

  1. улей

  1. тюлень

  1. озеро

  1. волк

  1. нора

  1. моллюск

  1. гнездо

  1. черепаха

  1. дупло

  1. муравей

  1. скворечник

  1. летучая мышь

  1. нора

  1. скворец

  1. лежбище

  1. аскарида

  1. панцирь

  1. пчела

  1. пещера

  1. карась

  1. берлога

  1. ленивец

  1. организм человека

  1. медведь

  1. сарай

животное

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

жилище

Задание 23. Опишите жилище одного животного.

Задание 24. Заполните таблицу

Среды жизни


Характеристика среды

Вид среды

наземно-воздушная

водная

почвенная

живой организм

плотность

освещенность

колебания температуры

количество воды

количество кислорода

общее название организмов населяющих данную среду

экологические группы организмов, населяющих данную среду

обитатели

примеры приспособленности к среде

Задание 25. Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов, распределив, таким образом, животных по природно-климатическим зонам.

Вариант I

I. Животные тундры_________________________________________________

II. Животные степей_________________________________________________

III. Животные саванн________________________________________________

IV. Животные прерий________________________________________________
1. Степной орёл. 2. Гиена. 3. Полярная сова. 4. Антилопа гну. 5. Зебра.

6. Дрофа. 7. Сурок байбак. 8. Гагарка. 9. Койот. 10. Страус. 11. Бизон.

12. Серебристая чайка. 13. Лисица корсак. 14. Вилорог. 15. Жаворонок.

16. Антилопа дзерен. 17. Кайра. 18. Лемминг. 19. Серый лунь. 20. Песец.

21. Белая куропатка. 22. Бегемот. 23. Волк. 24. Тюлень. 25. Манул. 26. Тупик. 27. Носорог. 28. Северный олень. 29. Журавль-красавка. 30. Луговой тетерев. 31. Белый медведь. 32. Канадский журавль.33. Гепард. 34. Луговая

собачка. 35. Цесарка.

Вариант II

I. Животные лесов умеренной зоны________________________

II. Животные тропических лесов___________________________

III. Животные пустынь___________________________________

IV. Животные горных областей____________________________
1. Фаланга. 2. Зелёная пеночка. 3. Ящерица-круглоголовка. 4. Як. 5. Кулан.

6. Летяга.7. Рысь. 8. Серый варан. 9. Клёст. 10. Кобра. 11. Анаконда.

12. Бурый медведь. 13. Скорпион. 14. Снежный барс. 15. Паук-птицеед.

16. Лама. 17. Кабан. 18. Снежная коза. 19. Хамелеон. 20. Летучий дракон.

21. Кондор. 22. Соня. 23. Горная горилла. 24. Птица-носорог. 25. Слизень. 26. Саксаульная сойка. 27. Жужелица. 28. Орангутан. 29. Веретеница. 30. Альпийская галка. 31. Двугорбый верблюд. 32. Гиббон. 33. Пума.

34. Колибри. 35. Кайман.


Задание 26. Выберите правильный вариант ответа.

1. Вода стала вторичной средой обитания для:

а) ряда рыб; в) ряда млекопитающих;

б) некоторых земноводных; г) иглокожих.
2. Если в реке началась массовая гибель рыбы, то наиболее вероятная причина этого явления:

а) изменение скорости течения реки;

б) уменьшение содержания кислорода в воде;

в) изменение атмосферного давления;

г) увеличение концентрации озона в наземно-воздушной среде.
3. В водной среде с увеличением глубины абиотические факторы изменяются

следующим образом:

а) повышается давление и солёность, уменьшается температура;

б) повышается давление и солёность, концентрация кислорода не меняется;

в) повышается давление и солёность, увеличивается температура;

г) давление не меняется, солёность увеличивается, концентрация кислорода

остаётся неизменной.


4. Такие абиотические факторы, как температура и степень насыщения воды кислородом, варьируют в разных водоёмах суши в зависимости от высоты и времени года. Наиболее холодная вода и максимальное содержание кислорода характерны для:

а) среднего течения рек (осенью);

б) горных рек (в течение года);

в) стоячих водоёмов (осенью);

г) болот (весной).
5. У рыб, обитающих среди кораллов, тело часто:

а) укорочено; б) удлинено; в) сильно утолщено; г) прозрачно.


6. Рыбы, способные выдержать низкое содержание кислорода в воде:

а) радужная форель, кумжа; б) сазан, линь, карась; в) гольян, акула;

г) лосось, кета, горбуша.
7. Самыми быстроходными рыбами являются:

а) лососи; б) скаты и камбалы; в) мурены; г) тунцы и меч-рыбы.

8. Рыба, способная длительное время сохранять жизнеспособность, будучи вмёрзшей в лёд:

а) голомянка байкальская; б) камбала желтопёрая;

в) корюшка обыкновенная; г) сом дунайский.
9. Самая плодовитая рыба морей и океанов:

а) луна-рыба; б) осётр; в) атлантическая сельдь; г) акула.

10. Некоторые рыбы приспособились к периодическому пересыханию водоёмов. К тем, которые зарываются в ил и как бы сублимируются, объединяют только:

а) мурен, миксин и миног;

б) шиповок и вьюнов;

в) двоякодышащих – рогозуба, протоптеруса и лепидосирена (чешуйчатника);

г) илистых прыгунов.

Задание 27. Решите кроссворд


  1. Пластичное вещество, хорошо удерживающее воду.

  2. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем.

  3. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений.

  4. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие.

  5. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов.

  6. Вещество, помогающее корням растений дышать.

  7. Жидкое вещество почвы.

п

о

ч

в

а

1

2

3

4

5

6

7

и

Е

Задание 28. Напишите “письмо” от имени одного из обитателей почвы (например, крота или дождевого червя), раскрыв в нем основные особенности почвы как среды жизни.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________ _________________ _________________

__________________ __________________ __________________


Задание 31 .Сделайте выводы по уроку:


Задание 32. Расселите животных по средам их обитания, вписав в колонках номера, которыми обозначены животные.

1. Карп. 2. Ногохвостка. 3. Осьминог. 4.Блохи. 5. Личинка майского жука.

6. Лямблия. 7. Тюлень. 8. Бабочка-капустница. 9. Жук-короед. 10. Жаба.

11. Бычий цепень. 12. Ястреб. 13. Слепыш. 14. Рак-отшельник.



Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

Живой организм