АРИ и мои статьи, взволновал нашу публику не на шутку. Это хорошо, очень хорошо, значит вопрос очень важен и мы нащупали основы. Оно в общем-то и понятно, с одной стороны вдалбливаемая модель мира, в которой «славяне», «славянство», «славянский язык», «славянская история» воспринимаются чуть ли не символами этничности, с другой, совершенно другая историческая реальность, которая даётся в моих работах, основанных на фактах – мы русские, потомки исторической руси и народов живших здесь. Наша история куда как богаче чем история славян появившихся на исторической арене только в 6 веке нашей эры. Более того, славяне скорее всего производное от наших прямых предков, - созданы ими. Об этих вещах нужно говорить, ибо чтобы обрести национальное самосознание, надо обращаться к реальным предкам, мы должны исходить из реальной, а не выдуманной истории. Отойти от истории официозной, которая придумана политтехнологами, чтобы оттеснить русский народ от древнего прошлого и обосновать свои политические заигрывания с другими народами.

Воссоздание реальной картины о наших предках сложное дело, ибо мы наверное встречаемся не только со случайным выпадением исторических свидетельств или ошибочным толкованием, а с преднамеренной фальсификацией нашей истории предпринятой могущественным и прозорливым недругом.

На этом пути меня ведут не только какие-то сведения и данные, ибо мало что нам оставили, но и интуиция. И наверное всё вместе позволило сделать то открытие, которым я хочу поделится с вами дорогие читатели и единомышленники. Открытие, думаю, знаменательное и фундаментальное, и я считаю необходимым сегодня его озвучить.

Обо всём по порядку. Для меня понятно, что сарматы являются тем народом, который мы можем, включая готов считать предками летописной руси , и впоследствии русского народ. И одно из ключевых доказательств, что есть предмет моего открытия, я хочу здесь привести. Пишу, называю сарматов и готов народами, хотя вполне возможно есть основание предположить существование готско-сарматского единства, ибо многое говорит за это. Прослеживается некая линия, что готы воспринимались как часть сарматов. Русский историк начала 18 века Татищев в своей « Истории Российской» пишет:

«Готфы, или готы, совершенно были сарматами, но где начало их, из Польши ли и Пруссии в Швецию или наоборот перешли, о том немалые прения между историками происходят, и для познания истины более трудности, нежели у нас потребности в том разобраться». (Ч1.23.F)

Римский историк 6 века Прокопий Кессарийский также делает вывод: В прежнее время готских племен было много, и много их и теперь, но самыми большими и значительными из них были готы, вандалы, визиготы и гепиды. В прежнее время, правда, они назывались савроматами и меланхленами. (Война с вандалами. II.2)

Однако сейчас речь не о том, чтобы выяснять соотносимость готов и сарматов. Главное, понятие сарматы масштабнее чем готская составляющая, возможно как великороссы и например казаки. В период исторического расцвета в 1-5 веках нашей эры, историческая Сарматия, по свидетельствам античных и раннесредневековых историков, размещалась на территории от нынешнего Гданьска, Венгрии и Днестра на Западе, до Волги и Урала на Востоке (точнее даже дальше), а с севера на юг протягивалась от Балтики до Чёрного моря и Кавказа. Фактически Сарматия соответствовала нынешним территориям России, Польши, Украины, Белоруси, Прибалтики и Молдавии. И в то же время с 3 века н. э., значительную часть Сарматии составляла держава готов, которые как свидетельствуют древние авторы выступали с сарматами совместно.

Римский историк IV в н.э., непосредственный участник военных действий века Аммиан Марцеллин в своей «Res Gestae» пишет: «…. сарматы и квады (готское племя. авт), племена-соседи, близкие между собой по обычаям и вооружению, соединившись, делают набеги..». Вместе с готами Алариха сарматы брали Рим в 410 году н. э.

Сарматы известны античному миру с глубокой древности и являются активными акторами политических событий древнего мира. Впервые из античных авторов о сарматах, под этим именем упомянул Геродот в V веке до н.э., описывая их участие в войне с персидским царём Дарием. Геродот располагает сарматов, называя их савроматами, севернее классических скифов Причерноморья. То есть, сарматы известны как минимум за тысячу лет до славян. Впоследствии сарматы стали доминировать на всей территории Скифии. Сарматия в начале новой эры представляла не только этническое понятие, а и географическое, её населяли разные народы. Птолемеей писавший около 160 года н.э. в своей «Географии» приводит, целый список племён населявших Сарматию. Одни из этих народов историки относят собственно к сарматским, другие нет. Но собственно стержнем Сарматии были, как понятно, сами сарматы. Хотя какие племена собственно были изначально сарматскими не совсем ясно. В древности, принято было применять к себе имя победителей. Поэтому понятие сарматы скорее всего было коллективным. Из-за этого впоследствии могли возникнуть спекуляции и поле для фальсификаций, когда понятия и имена народов несарматского корня, например покорённых тюрок, но выступающих под коллективным именем сарматов, приписывалось сарматам вообще (а потом пытались толковать как бы сарматские имена).

У древних авторов сарматские племена выступают и под общим именем - сарматы, а иногда под своими названиями – костобоки, роксоланы, асы, готы, бургунды и т.д. «Частью кочевники, частью занимаются земледелием» (Страбон. География).

В период Римской империи сарматы поступали на службу в римскую армию и в дружины германских королей. Группы западных сарматов расселялись в римских провинциях - на территории нынешних Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Франции, Италии, Великобритании. Считается, что история одной группы сарматских всадников поступивших на службу Риму и отправленных на британские острова послужило основой для сюжета о рыцарях Круглого стола короля Атура. Судя по всему, по интенсивному участию в различных войнах в качестве стороны, союзника или наёмника, обширной торговле и территории которую занимали сарматы и их сателлиты, а также археологических данных, численность их была не меньше нескольких миллионов.

Описывая сарматов Аммиан Марцеллин пишет: «Почти все аланы высокого роста и красивого облика, волосы у них русоватые, взгляд если и не свиреп, то все-таки грозен…».

Важной характеристикой сарматов являлась роль женщины, которую ещё древние авторы выводят из истории происхождения сарматов. Геродот рассказывает легенду, согласно которой сарматы происходят от амазонок-воительниц, поэтому женщины наравне с мужчинами считаются воинами: «Савроматы говорят по-скифски, но исстари неправильно, так как амазонки плохо усвоили этот язык. Что касается брачных обычаев, то они вот какие: девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай». (Геродот. История Кн. IV.117)

Вообще о важной и даже исключительной роли женщины в сарматском обществе пишут все древние авторы. Они вообще пишут о том, что сарматы были женоуправляемым народом. Сарматские женщины возглавляли племена и исполняли жреческие функции. Сарматские женщины как отмечают современники наравне с мужчинами ездят верхом, охотятся, участвуют в битвах. Полагают, что среди сарматов род вёлся по материнской линии. Археологические данные вполне подтверждают это – много сарматских захоронений женщин с военным снаряжением, дротиками, луком, конной сбруей.

Это отразилось в огромном количестве, много тысяч сарматских каменных изваяний женщин, видимо родоначальниц. Они разбросаны по Украине и Югу России обозначая курганы где покоились прародительницы родов и в то же время эти изваяния могли служить обозначением территории того или иного рода.

Хотя как указано выше сарматы населяли то, что сейчас является современной территорией России, но стараниями историков-академиков они были исключены из состава предков русского народы, как и готы, о которых вообще «забыли». О подлинных причинах такого подхода и политическом заказе мы можем предполагать, это дело другого исследования, но аргументом служил тот факт что дескать сарматы «ираноязычные». Кто определил, что сарматы ираноязычные не известно, так как считается, что ни одного слова про которое точно известно, что оно принадлежит сарматскому языку не указано, кроме самого слова сарматы. А если исходить из скифского языка, который имеет иранские параллели, то как указано выше, по Геродоту язык у сарматов был несколько иным нежели скифский.

Как так получилось, что нам известна масса скифских слов досарматского периода, и не известен язык сарматов которые жили позже в эпоху фактически раннего средневековья? Это очень и очень большой и серьёзный вопрос. Возможно вопрос даже не исторический, а политтехнологический. Тем не менее, на сегодняшний день это некий официальный факт. А по языку мы моглы бы определить принадлежность. И в этой ситуации нам остаётся буквально разбирать те несколько слов которые мы знаем как доподлинно сарматские. Среди этих слов сам этноним сарматы.

Важный и серьёзный вопрос имени народа. Попытки расшифровать это название были. Приведу небольшой перечень версий. Слово сарматы переводили с древнегреческого «ящероглазые» . С осетинского: Сармат (Sarmat Sӕrmӕt) Сар-мат, в переводе с осетинского языка это - думающая, мыслящая голова , Сӕр (Sӕr) - голова; Мӕт (Мэт)-интерпретируется по разному (в зависимости от ситуации) это - мысль, дума, переживание о чем либо..). Производили и от слова сыромяты и т.д. И с иранского переводили и с тюркского, и с финноугорского, но ни через какой язык слово сарматы не понималось.

Но попробуем через русский. На самом деле, всё достаточно просто, в слове сарматы два слога сар и маты . Если мы исходим из версии что сарматы наши прямые предки, то и язык с большой долей вероятности должен быть понятен нам в базовых понятиях. Поэтому для меня было ясно, что второй слог - мат , - маты очень похож на современное слово мать . С учётом важной, а может и главенствующей роли женщины в сарматском обществе, это самое вероятное. Вопрос состоял в расшифровке первого слога. Как его только не расшифровывали, и сыро - как я уже упомянул и саер - голова и царь- и переводили с греческого и так далее. Однако смысла это особого не придавало.

Первый слог станет понятен, если мы используем опять же наши говоры. Для восстановления значения возьмём известный казачий кличь, когда они брали на абордаж суда - «сарынь на кичку». Этот клич означал - народ, толпа иди на нос судна . Так есть, слово сарынь означает народ. Отсюда, скорее всего это слово является производным от более древней формы сары , то есть народ и тогда сразу станет понятен смысл самоназвания сарматы. Сар, сары народ, люди, второй слог словы -маты, -мати, -мат, означает понятие мать матери . Отсюда сарматы - люди матери, народ матери . Действительно, а как ещё должны были называть себя люди, которые происходят от амазонок, женщин воительниц, которые были главами рода?

Ниже фото казаков-некрасовцев. В центре жрица в рогатой кичке

Кстати это слово - сары , сар сохранилось у некоторых народов, которые вышли из сарматского поля, в виде обращения уважаемому человеку – сэр , как у англичан или сир у французов.

Абсолютно подходит к этим данным о сарматах и рассказы об обрядах. У сарматов-аланов воины поклонялись мечу воткнутому в хворост. Согласно свидетельствам арабских источников русь также поклонялась мечу вонзённому в землю. Кстати и в легендах о Короле Артуре важную роль играет меч в камне – Кларент, вонзённый в скалу.

Так что, я считаю, вопрос с пониманием этнонима сарматы решён и абсолютно с помощью русского языка. Это моё открытие, автор его я, Владислав Карабанов, и тут я прошу читателей и пользователей в будущем не забывать этот факт и ссылаться на него. Для народа учёного специально скажу, - кто-то другой вокруг этого развёл бы пару монографий в миллион букв воды, чтобы подчеркнуть значимость. Но считаю для дела это лишнее – главное суть. Так получилось, что много современных идей, терминов было высказано у нас на АРИ, и как-то мы не особо акцентировали на авторстве, но тут глядишь темы используют, однако совсем забывают сослаться на нас. Вопрос не в честолюбии, а том, что от этого страдает дело.

Что даёт это открытие? На мой взгляд это ставить в определённом смысле точку в вопросе происхождения русского народа, в плане того, у кого он наследует свою историю. Понятно, что мы тот самый народ, потомки сарматов, нам понятно это самоназвание– народ матери , сохранившееся в глубинах нашего языка, единственного языка через который этот этноним стал ясен. Нас было много и сейчас много и мы продолжаем жить здесь, и наша история чётко прослеживается со времён до геродотовых. Понятно, что никуда миллионы сарматов жившие на территории нынешней России исчезнуть не могли, они продолжили свою жизнь уже как русь , русские . А что славяне, какое место здесь славян?

Теперь ещё пара слов о славянах.

Мы конечно продолжаем быть народом славянской группы, мы состоим в одной языковой семье, но надо понимать, между тем, что считается восточными славянами – потомками сарматов и готов и остальными - западными и южными славянами, в происхождении не стоит знак равенства.

В «Стратегиконе», императора Маврикия (582-602 гг.), содержатся сведения о местах обитания славян, согласующиеся с представлениями археологов по раннеславянским археологическим культурам: «Селятся в лесах или около рек, болот и озер - вообще в местах труднодоступных […] Реки их впадают в Дунай […] Владения славян и антов расположены сейчас же по рекам и соприкасаются между собой, так что между ними нет резкой границы. Вследствие того, что они покрыты лесами, или болотами или местами, поросшими камышом, то вообще часто бывает, что предпринимающие экспедиции против них, тотчас же на границе их владений принуждены остановиться, потому что все пространство перед ними непроходимо и покрыто дремучими лесами.»

Разве похожи наши предки на жителей дремучих лесов? Наоборот, попадая в эти леса под давлением новых кочевников с Востока, они создавали ландшафт знакомый им, выжигая леса для своих полей. Это известный факт. Неужели не смешны попытки историков-академиков засунуть наше прошлое в дунайские болота? Каким таким образом из болот могло возникнуть и перенестись на Средне-русскую равнину огромное государство Русь времён Рюриковичей? Никаким, если только если его там уже не было раньше. Если можно говорить о южных и западных славянах, то только о том, что они представлялись потомками народов ассимилированных сарматами и таким образом стали связанными с нами. То есть возможно получившими от сарматов язык и даже племенные названия.

Ясно одно, кто-то упорно менял, переписывал историю. Кому-то не нужна была настоящая история Руси, которая стала запретной.

Конечно, здесь только выдержки из моей книги над которой я работаю, и многие вопросы не отвеченный здесь я смогу осветить там. Но решил не ждать и некоторые вопросы осветить таким образом. Там вполне объясню и племенное имя аланов с помощью древнерусского языка и многие другие вопросы. Настало время.

Я конечно понимаю, что среди читателей найдутся люди, которые начнут критиковать мою позицию, ссылаясь и на то что каменные бабы эти «половецкие» и имена сарматских царей «иранские» и что потомки сарматов якобы осетины и тому подобное. Сразу скажу, все эти вопросы мне известны и на них давно есть вполне аргументированные ответы. Просто масштаб статьи не позволяет углубляться в отвлечённую полемику.

Владислав Карабанов

Хронология важнейших событий мировой истории

–С древнейших времен по VI век до нашей эры–

VIII - III тысячелетия до н.э. Неолит, период перехода от присва­ивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились; появились глиняная посуда, пряде­ние, ткачество.

V - первая половина IV тысячелетия до н.э. Первые земледельчес­кие общины, разложение первобытнообщинных отношений в Древнем Египте.

IV - III тысячелетия до н.э. Медный век. Преобладают орудия из камня, но появляются медные. Основные занятия населения - мотыжное земледелие, скотоводство, охота.

Конец IV тысячелетия до н.э. Объединение номов Древнего Египта в два крупных царства - Верхний Египет и Нижний Египет.

конец IV - качало I тысячелетия до н.э. Бронзовый век. Распрост­ранение металлургии бронзы, бронзовых орудий и оружия. По­явление кочевого скотоводства и поливного земледелия, пись­менности, рабовладельческих цивилизаций. Сменился желез­ным веком, наступившим с распространением металлургии же­леза и изготовлением железных орудий и оружия

ок. 3200 - ок. 2800 до н.э. Раннее царство в Древнем Египте; прав­ление I и II династий. Объединение Египта в единое сильное централизованное государство.

ок. 2850 - ок. 2450 до н.э. Правление первой династии Ура в Шу­мере. Экономический подъем Шумера,

ок. 2800 - ок. 2250 до н.э. Древнее царство в Египте; правление III - VI династий. Расширение территории и политического влияния Египта. Построены три пирамиды в Гизе.

ок. 2800 - 1100 до н.э. Эгейская (крито-микенская) культура - культура Древней Греции эпохи бронзы. Выделяются географи­ческие варианты эгейской культуры: на Крите - минойская, в материковой Греции - элладская, на островах Эгейского мо­ря - кикладская культура,

ох. 2500 до н.э. Шумерский царь Эаннатум завоевывает Ур и Киш. 2316 - 2261 до н.э. Правление Саргона, царя Аккада. Завоевание Саргоном Вавилонии, Элама, Ассирии и части Сирии и объе­динение тем самым под властью одного правителя всей Месо­потамии и создание крупнейшей в Передней Азии Месопотам- ской державы с центром в Аккаде,

ок. 2300 - ох. 1700 Индская цивилизация в долине реки Инд.

ок. 2250 - ок. 2050 до н.э. Правление VII - X династий в Египте.Период внутренней раздробленности и упадка Египта,

ок. 2140 - ок. 2030 до н.э. Правление династии Ура приводит Шу- меро-Аккадское царство на наибольшую высоту его могущест­ва. В последующие 100 - 150 лет Шумеро-Аккадское царство приходит в упадок и шумеры как нация исчезают,

ок. 2050 - ок. 1750 до н.э. Среднее царство в Египте, правление XI - XVII династий. Объединение Египта и превращение его вновь в крупное и сильное государство,

ок. 2000 до н.э. Эллины (греки) - говорящий на индоевропейском языке народ - начинают миграцию с севера на территорию со­временной Греции. Родственные грекам индоевропейцы Еторга- ются с севера на Апеннинский полуостров,

ок. 2000 - ок. 1000 до н.э. Арийские племена с северо-запада про­сачиваются в Индию. 1894 - 1595 до н.э. Правление I Вавилонской, или Аморитской,

династии. Возвышение Вавилона. 1813 - 1781 до н.э. Правление ассирийского царя Шамши-Адада I. Ассирия завоевывает всю Верхнюю Месопотамию и превраща­ется в крупное переднеазиатское государство.

ок. 1800 - ок. 1300 Наивысший расцвет Троянского царства. За­кончился с пережитым Троей землетрясением (1300).

1792 - 1750 до н.э. Правление шестого царя I Вавилонской дина стии Хаммурапи, который объединил под властью Вавилон; всю Месопотамию, осуществил крупномасштабные программы гражданских реформ и строительства и учредил первый систе матический юридический кодекс. Расцвет Вавилона,

ок. 1742 до н. э. Вторжение касситов в Вавилонию,

ок. 1710 - ок. 1560 до н.э. Египет под властью гиксосов. Гиксосы познакомили египтян с колесницами на легких колесах (на спи­цах), запряженными лошадьми, ранее слабо известными в Египте.

ок. 1680 - ок. 1650 до н.э. Правление хеттского царя Лабарны. За­вершение объединения Хеттского царства.

1620 - 1590 до н.э. Правление хеттского царя Мурсили I. Усиле­ние централизации в Хеттском царстве. Завоевание хеттами Ва­вилона (1595), способствовавшее окончательному утверждению касситских царей на вавилонском троне.

XVI - XV вв. до н.э. Период расцвета государства Митанни и со­здания сильной державы на территории Месопотамии. Митан- нийское влияние распространялось на значительную часть Ас­сирии и стало проникать в Малую Азию, Сирию, Финикию и даже Палестину.

~ 1595 - ок. 1155 до н.э . Правление касситов в Вавилоне. Регуляр­ное использование в военном деле и транспорте лошадей и му­лов, применение в сельском хозяйстве комбинированного плу­га-сеялки, создание сети дорог, активизация внешней торговли,

ок. 1580 - 1085 до н.э. Период Нового царства в Египте. Правле­ние трех самых могущественных династий - XVIII, XIX и XX. Расцвет древнеегипетской цивилизации, ок. XV в. до н.э. Отпочкование праславянских племен от индоевро­пейского массива.

1490 - 1436 до н.э. Правление фараона Тутмоса III из XVIII дина­стии, одного из самых удачливых египетских завоевателей. В истории известен как первый полководец, осуществлявший на­ступление по заранее намеченному плану. В результате победо­носных походов Тутмоса III завоеваны Палестина и Сирия, земли Митанни к западу от Евфрата, в южном направлении - обширные области вплоть до четвертого порога Нила. Образо­валась грандиозная египетская держава, простиравшаяся с севе­ра на юг ка 3200 км. В зависимость от Египта попали Ливия, Ассирия, Вавилония, Хеттское царство и остров Крит, платив­шие ему дань.

ок. 1405 - 1367 до н.э. Правление фараона Аменхотепа 111 из XVIII династии. При нем могущество Египта достигло апогея, соору­жены храм Амона-Ра в Луксоре и заупокойный храм с огром­ными статуями Аменхотепа III - “колоссами Мемнона”.

ок. 1400 - ок. 1200 до н.э. Расцвет Микен, крупного центра ахей­ской культуры, столицы одного из ахейских государств.

ок. 1400 - 1027 до н.э. Древнекитайское государство Инь.

1380 - 1340 до н.э. Правление великого хеттского царя Суппилу- лиумы I, искушенного дипломата, способного полководца и дальновидного политика. Изгнал египтян из Сирии, завоевал Митанни, превратил Хеттское царство в могущественную воен­ную державу, простирающуюся от бассейна Чороха и Аракса до Южной Палестины и от берегов Галиса до границ Ассирии и Вавилонии.

1368 - 1351 до н.э. Правление фараона Аменхотепа IV из XVIII ди­настии. Пытаясь сломить могущество фиванского жречества и старой знати, Аменхотеп IV выступил как религиозный рефор­матор, введя новый государственный монотеистический культ бога Атона, олицетворявшего солнечный диск. Сам принял имя Эхнатон, которое означало «угодный Атону».

1351 - 1342 до н.э. Правление фараона Тутанхамона из XVIII ди­настии. При нем отменены религиозные реформы Аменхотепа IV - Эхнатона. (Гробница Тутанхамона, раскопанная в 1922, открыла миру ценные памятники древнеегипетской культуры.)

ок. 1340 - 1305 до н.э. Правление хеттского царя Мурсили II. Апо­гей военного могущества великой Хеттской державы.

1307 - 1208 до н.э. Период правления ассирийских царей Адад-не- рари I, Салманасара I и Тукульти-Нинурты I, при которых ас­сирийское государство достигает большого подъема и крупных внешнеполитических успехов.

1290 - 1224 до н.э. Правление фараона Рамсеса II из XIX динас­тии. В результате победоносных войн с хеттами восстановлена власть Египта в Палестине и Южной Сирии. Ведется большое храмовое и хозяйственное строительство.

ок. 1260 до н.э. На десятом году осады хитростью взята и разруше­на Троя - город на северо-западе Малой Азии. Закончилась де­сятилетняя Троянская война, которую вела против Трои коали­ция ахейских царей во главе с Агамемноном - царем Микен. События этой войны дошли до нас благодаря гомеровской «Илиаде».

1225 - 1215 до н.э. Правление фараона Мернепта из XIX динас­тии. Именно при нем, вероятно, Моисей увел израильтян из Египта.

ок. 1200 до н.э. Израильтяне и филистимляне вторгаются в Ханаан (Палестину).

ок. 1200 до н.э. Дорийцы, одно из основных древнегреческих пле­мен, начинают перемещение из Северной и Средней Греции в юго-западные районы Пелопоннеса, а затем заселяют острова Родос, Крит и другие.

1198 - 1166 до н.э. Правление фараона Рамсеса III из XX динас­тии. Последний фараон, при котором Египет еще способен дать отпор вторжению племен ливийцев и «народов моря».

ок. 1190 до н.э. Под напором «народов моря» рухнула и навсегда прекратила свое существование Хеттская держава.

1155 до н.э. Эламский царь Кутир-Наххунте II захватил Вавило­нию. Расцвет могущества Элама, его власть простирается от Персидского залива на юге до области современного города Ха- мадан на севере.

1126 - 1105 до н.э. Правление вавилонского царя Навуходоносора I. Сокрушительная победа над Эламом (1115) приводит к сверже­нию господства эламитов над Вавилоном. Кратковременный расцвет Вавилонии.

1085 - 945 до н.э. Правление XXI династии в Египте. Все больше ливийцев, в основном бывших наемников, оседают в Египте. Некоторые знатные ливийцы занимают высокие жреческие и военные должности.

ок. 1030 до н.э. Саул становится царем Израиля.

1027 - 771 до н.э. Эпоха Западное Чжоу в Китае.

ок. 1013 - 974 до н.э. Правление Давида, царя Иудеи, а позже - всего Израильско-Иудейского царства. Проводил политику со­здания централизованной монархии. Завоевав Иерусалим, Да­вид сделал его своей столицей.X - VIII вв. до н.э. Период наивысшего расцвета Фригийского царства.

969 - 936 до н.э. Правление финикийского царя Ахирама (Хира­ма). Расцвет Тиро-Сидонского царства.

950 - 730 до н.э. Правление XXII (Ливийской) династии фараонов в Египте. Основатель - Шешонк I - один из ливийских вож­дей, захвативший царский престол. Неустойчивое внутреннее положение, сепаратизм номархов, ослабление центральной вла­сти. Нависающая угроза ассирийского нашествия.

ок. 900 - ок. 800 до н.э. На Апеннинский полуостров морем при­бывают этруски, вероятно, из Малой Азии.

883 - 824 до н.э. Правление ассирийских царей Ашшурнацирапа- ла II (до 859) и Салманасара III (после 859), при которых резко активизировалась захватническая внешняя политика Ассирии.

864 - 845 до н.э. Правление царя Араму, первого правителя объе­диненного Урарту.

825 до н.э. Финикийскими колонистами из города Тир основан Карфаген.

825 - 810 до н.э. Правление урартского царя Ишлуини. Отмечено активной деятельностью по укреплению единого государства.

817 - 730 до н.э. Правление XXIII династии фараонов в Египте. Основатель - Петубастис - один из номархов, не подчиняю­щихся фараонам XXII династии, объявил себя фараоном всего Египта. XXIII династия правила одновременно с XXII династи­ей, однако реальной власти в этот период не имела ни одна из них.

786 - 764 до н.э. Правление урартского царя Аргишти I. Зенит мо­гущества Урартского государства. Начало решающей схватки Урарту с Ассирией за господство в Передней Азии.

776 до н.э. Первые Олимпийские игры. (Устраивались в честь бога Зевса в Олимпии 1 раз в 4 года. Продолжались 5 дней. Отмене­ны в 394 н.э.)

770 - 256 до н.э. Эпоха Восточное Чжоу в Китае. Подъем китай­ской культуры (появление философских школ - конфуцианст­ва, фацзя, даосизма и др.).

753 - 715 до н.э. Правление Ромула, первого (согласно легенде) царя Рима. Вместе со своим братом-близнецом Ремом он осно­вал Рим (753 до н.э.).

745 - 727 до н.э. Правление ассирийского царя Тиглатпаласара III. В 734 он завоевывает Израиль, в 732 - Дамаск, а в 729 возла­гает на себя корону Вавилона, который остается под ассирий­ским игом почти непрерывно до 627 до н.э. Под властью Тиг­латпаласара III Ассирия достигает зенита своего могущества.

743 - 724 до н.э. Первая Мессенская война. Спартанцы захваты­вают Мессению. Побежденные должны отдавать Спарте поло­вину урожая.

735 - 713 до н.э. Правление урартского царя Русы I. Знаменова­лось ростом могущества Урарту, однако завершилось оконча­тельным и бесповоротным поражением Урарту от Ассирии (714) в борьбе за политическую гегемонию в Передней Азии.

730 - 715 до н.э. Правление XXIV династии фараонов в Египте (саисский князь Тефнахт). Объединение областей Дельты и Верхнего Египта.

722 - 705 до н.э. Правление ассирийского царя Саргона II. Асси­рия разгромила Израильское царство (722) и нанесла поражение Урарту (714), потеряла и вновь восстановила власть над Вави­лонией.

715 - 664 до н.э. Правление XXV (Эфиопской) династии фараонов в Египте. Полное объединение страны.

705 - 681 до н.э. Правление ассирийского царя Синнахериба. По­давление сопротивления покоренных Ассирией государств. Взят штурмом и разрушен Вавилон (689).

692 - 654 до н.э. Правление лидийского царя Гигеса. Начало рас­цвета Лидийского царства.

685 - 668 до н.э. Вторая Мессенская война - восстание мессенян под руководством Аристомена против господства Спарты. Вос­ставшие в союзе с некоторыми городами Аркадии наносят спартанцам ряд поражений. Однако Спарте удается разбить мессенян, которые превращаются в бесправных членов спар­танской общины - илотов.

681 - 669 до н.э. Правление ассирийского царя Асархадцона. Вос­становление ранее разрушенного Вавилона (679 - 678); войны против финикийских городов-государств Тира (676) и Сидона (671); превращение Египта в ассирийскую провинцию (671). Ассирийская держава простирается от первых порогов Нила до Закавказья, от Иранского плоскогорья до Анатолии, от Среди­земного моря до Персидского залива.672 до н.э. Изгнав ассирийцев с западной части своей территории, мидийцы создали независимое государство.

669 - ок. 633 до н.э . Правление ассирийского царя Ашшурбанипа- ла. Войны с Египтом, Эламом, Вавилонией в попытке удержать их под властью Ассирии. Окончательное отпадение Египта (около 655).

664 - 525 до н.э. Правление XXVI (Саисской) династии фараонов в Египте. Освобождение Египта от ига ассирийцев. Последний расцвет государственности и культуры Древнего Египта.

657- 627 до н.э. Тирания Кипсела в Коринфе. Экономический, политический и культурный расцвет Коринфа.

650 до н.э. Хуань-гун, правитель Ци, официально провозглашен ге­гемоном на Среднекитайской равнине. После его смерти (643) царство Ци лишилось положения гегемона.

636 - 628 до н.э. Правление Вэяь-гуна, царя Цзинь. Период наи­высшего могущества царства Цзинь, гегемона на Среднекитай­ской равнине.

632 до н.э. Афинский аристократ Килон, победитель на Олимпий­ских состязаниях, попытался установить в Афинах тиранию, но безуспешно (Килонова смута).

627 - 585 до н.э. Тирания Периандра в Коринфе. Продолжал по­литику отца - Кипсела, ликвидировал многие родовые пере­житки, организовал обширное строительство.

ок. 625 - 584 до н.э. Правление индийского царя Киаксара. В со­юзе с Вавилонией уничтожил ассирийскую державу (605), при­соединил к Мидии территории Маны, Урарту и восточную часть Малой Азии.

626 - 605 до н.э. Раздел Ассирийской державы между Вавилонией и Мидией. Ассирийская знать истреблена, города стерты с ли­ца земли, рядовое население рассеялось, смешалось с другими народами.

626 - 539 до н.э. Халдейская (Нововавилонская) держава в Вави­лонии.

621 до н.э. Появление первых письменных законов в Древней Гре­ции. Составитель - афинский архонт Драконт. Законы отлича­лись жестокостью (отсюда «драконовские законы», «драконов­ские меры»).

616 - 510 до н.э. Правление в Риме этрусских царей Тарквиниев613 - 591 до н.э. Правление Чжуан-вана, царя Чу, - первого ге­гемона на Среднекитайской равнине, не признающего верхов­ное главенство Чжоу.

612 до н.э. Ассирийская столица Ниневия разрушена, а ее жители вырезаны войсками вавилонского (халдейского) царя Набопа- ласара и мидийского царя Киаксара.

610 - 595 до н.э. Правление фараона Нехо II. Крупные работы по сооружению канала между Нилом и Красным морем. По при­казу Нехо финикийские моряки совершили беспримерное в ис­тории плавание вокруг Африки.

605 - 562 до н.э. Правление вавилонского царя Навуходоносора II. Захватил территорию Сирии и Палестины (605), совершил по­ход в Северную Аравию (598). Дважды разрушал восставший Иерусалим (597 и 587), ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи. При нем сооружены так называемая Вавилонская башня и висячие сады.

594 до н.э. Афинским архонтом избран Солон - поэт, военачаль­ник и государственный деятель. Солон проводит реформы, спо­собствующие ускорению ликвидации пережитков родового строя. Аннулированы все долги крестьян и долговое рабство.

ок. 590 до н.э . Первая «священная война» в Греции (за контроль над Дельфийским святилищем).

590 - 585 до н.э. Война между Лидией и Мидией, завершившаяся миром, на заключение которого повлияло полное солнечное за­тмение 28 мая 585, признанное дурным предзнаменованием (во время битвы обе стороны в ужасе побросали оружие).

578 - 534 до н.э. Правление шестого римского царя Сервия Тул­лия. Ему приписывается проведение центуриатной реформы, по которой плебеи были введены в состав римской общины и все население Рима разделено на 5 разрядов по имущественному цензу.

562 - 546 до н.э. Правление лидийского царя Креза. Период внеш­неполитического расцвета Лидии; закончился военной катаст­рофой (546). Лидия вошла в состав Персидской державы в ка­честве одной из ее сатрапий.

560 - 527 до н.э. Правление (с перерывами) афинского тирана Пи- систрата. Провел реформы в интересах земледельцев и торгово- ремесленных слоев (раздача сельской бедноте земель, чеканка государственной монеты и др.), создал наемное войско, органи­зовал общественное строительство (рынок, водопровод, гавань Пирей, храмы и др.).

Наиболее полная справочная таблица основных дат и событий истории России с 6 по 12 век. Данную таблицу удобно использовать школьникам и абитуриентам для самоподготовки, при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ по истории.

Основные события 6 -12 век

Образование племенных союзов Восточных славян

Создание раннегосударственных объединений Восточных славян в районе Днепра и оз. Ильмень

Совместный морской поход Днепровских славян и варягов на Константинополь (Царьград)

Княжение Рюрика в Новгороде

Правление в Киеве князей Аскольда и Дира

Княжение Олега в Киеве

Поход Олега на Константинополь. Первый договор Руси с Византией о дружественных отношениях, нормах международной торговли и мореплавания

Второй договор Руси с Византией

Княжение Игоря в Киеве

Первый поход князя Игоря на Константинополь, закончившийся провалом

Второй поход князя Игоря на Константинополь. Договор Руси с Византией. (Русь теряла право беспошлинной торговли и обязывалась оказывать помощь в охране пограничных с нею владений Византии).

Правление Ольги в Киеве (после убийства древлянами ее мужа князя Игоря).

945 – 972(973)

Княжение Святослава Игоревича в Киеве

Посольство княгини Ольги в Константинополь. Принятие ею христианства (под именем Елена)

Разгром князем Святославом Хазарского каганата (на нижней Волге). Установление контроля над торговым путем Волга – Каспийское море.

Походы князя Святослава в Дунайскую Болгарию. Войны с Византией и печенегами

Разгром печенегов под Киевом

Договор Руси с Византией

972(973) – 980

Междоусобицы в Киеве после убийства печенегами князя Святослава

Княжение Владимира I Святославича в Киеве

Создание единого пантеона языческих богов в Киеве

Поход князя Владимира на волжских булгар

Крещение Руси

Сооружение в Киеве церкви Успения Богородицы (Десятинной церкви)

Междоусобные войны сыновей Владимира I за великокняжеский престол.

Княжение Ярослава Владимировича Мудрого в Киеве. Составление свода законов «Правда Ярослава» - наиболее древней части «Русской правды»

Восстание в Ростово-Суздальской земле; подавлено князем Ярославом

Раздел Руси между Ярославом Мудрым и его братом Мстиславом по Днепру:

Правобережье (с Киевом) отходило к Ярославу

Левобережье (с Черниговом) – к Мстиславу

Строительство Спасо-Преображенского собора в Чернигове

Победа князя Ярослава Мудрого над печенегами, обеспечившая Руси мир на четверть века (до прихода в Степь половцев)

Строительство Софийского Собора в Киеве

Последний поход Руси (во главе с сыном Ярослава Мудрого князем Владимиром Ярославичем Новгородским) на Константинополь; завершился неудачей

Строительство Софийского Собора в Новгороде

Великое княжение в Киеве Изяслава Ярославича. Составление «Правды Ярославичей» - второй части «Русской правды»

Набег половцев на Русь. Поход русских князей (Ярославичей) на половцев; поражение на р. Альта. Восстание горожан в Киеве. Бегство Изяслава в Польшу.

Восстания в Новгороде и Ростово-Суздальской земле

Перенесение в новую церковь г. Вышгорода мощей князя Бориса и Глеба (сыновей князя Владимира I), убитых сторонниками Святополка, ставших первыми русскими святыми

Изгнание князя Изяслава из Киева

Великое княжение в Киеве Святослава Ярославича

Великое княжение в Киеве Всеволода Ярославича

Великое княжение в Киеве Святополка Изяславича

Поражение князей Святополка и Владимира Всеволодовича Мономаха в битве с половцами на р. Стугна

Победа князя Святополка над половцами в битве под Переяславлем.

Съезд князей в г. Люблеч

Долобский съезд русских князей для подготовки похода на половцев

Поход князей Святополка и Владимира Мономаха на половцев

Основание князем Владимиром II Всеволодовичем города
Владимира-на-Клязьме.

Восстание в Киеве против ростовщиков. Призвание князя Владимира II Всеволодовича

Великое княжение в Киеве Владимира II Всеволодовича Мономаха. Укрепление великокняжеской власти. Издание «Устава Владимира Мономаха»; ограничение ростовщичества

Победа князя Владимира II Мономаха над половцами

Великое княжение в Киеве Мстислава Владимировича

Княжение Юрия Владимировича Долгорукого в Ростово-Суздальской земле

1127 - ок.1155

Княжение в Рязани Ростислава Ярославича

Княжение в Смоленске Ростислава Мстиславича

Походы князя Мстислава Киевского на Литву

Великое княжение в Киеве Ярополка Владимировича

Волнения в Новгороде. Изгнание по решению веча князя Всеволода Мстиславича. Упрочение «боярской республики» и принципа приглашения князя

Великое княжение в Киеве Всеволода Ольговича

Первое упоминание в летописи Москвы

Великое княжение в Киеве Юрия Владимировича Долгорукого

Уход князя Андрея Юрьевича Боголюбского из Киева в Ростово-Суздальскую землю

Первое избрание архиепископа в Новгороде

Восстание в Киеве

Великое княжение Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле

Строительство Успенского собора во Владимире

Перенос во Владимир из Киевского Вышгородского монастыря иконы Богоматери (Богоматерь Владимирская)

Поход русских князей на половцев

Взятие и разграбление Киева войсками Андрея Боголюбского

Битва суздальцев с новгородцами. Поражение суздальцев

Убийство князя Андрея Боголюбского боярами-заговорщиками

Усобицы и восстания во Владимиро-Суздальской земле

Великое княжение во Владимиро-Суздальской земле брата князя Андрея Боголюбского – Всеволода Юрьевича Большое Гнездо

Объединенный поход южнорусских князей на половцев. Разгром хана Кобяка на р. Орель

Неудачный поход на половцев князя Новгород-Северского Игоря Святославича, послуживший темой для «Слова о полку Игореве»


Имперский город: Константинополь в 6 веке нашей эры

Реферат по истории ученика 7 класса школы "Взмах" Павловского Олега.

Введение
Основание Константинополя
Стратегическое значение
Оборонительные сооружения
Центр города
Обеспечение повседневной жизни
Городское население
Константинополь- научный центр
Юстиниан и его правление
Заключение

"Не свемы(не знаем), на небе ли есмы были, ли на земли:
несть бо на земли такого вида, ни красоты такоя..."

Легенда ли это, или действительно настолько сильным был восторг, пережитый во время православного богослужения в храме св. Софии, но тем, кто посетил Константинопль, удалось передать свои ощущения правителю древнерусского государства(князю Владимиру Святославичу). А это был воистину удивительный город с многовековой историей, с поражающими своей красотой архитектурными памятниками(многие из которых до сих пор украшают современный Стамбул). Это был город в котром трудились известные всему миру архитекторы, художники и ювелиры. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов. А начиналось это всё так...

Основание Константинополя.
Берега пролива Босфора оказались идеальным местом для создания поселения. Здесь было всё, что нужно для жизни: прекрасные условия для занятия земледелием и рыболовством, удобная, естественная гавань для тороговых судов. В эпоху великой греческой колонизации(VIII-VI вв. до.н.э.) там появились первые переселенцы. Однако возникновение настоящего города историческая традиция относит к началу 60-х гг. VII в. до н.э. Как гласит легенда названием своим этот город был обязан человеку по имени Визант(он был участником плавания за золотым руном на корабле "Арго"). Город назвали Византием. Исторические источники сообщают, что впервые Византий был разрушен до основания в период греко-персидских воин(VI-V в. до н.э.). Позже город стал яблоком раздором между Афинами и Спартой. В плоть до начала IV в. н.э. Византий переживал период упадка. Как гласит леганда, боги указали когда-то греческим переселенцам воистину одно из чудеснейших мест на земле. Построенный на этом месте город, как Феникс из пепла, возрождался вновь и вновь. Его новое явление миру связано с именем императора Константина, который смог по достоинству оценить исключительно удачное расположение города и решил перенести сюда столицу Римской империи.
Предание рассказывает о том, что границы будущего города были начертаны прямо на земле копьём Константина. По размерам территория нового поселения во много раз должна была превосходить прежнюю. Церемония открытия новой столицы состоялась в 330 г., возведена и обустроена она была небывало высокими темпами-за шесть лет. На берегах Босфора собрали лучших мастеров империи: архитекторов, строителей, скульпторов, художников. Всячески поощрялся переезд в новый город торгового и ремесленного населения из других районов Римской империи. В буквальном смысле насильно из Рима переселялись имперские сановники с семьями и многочисленной челюдью. В добавление к налоговым и другим льготам, которые получали решившиеся обосноваться на новом месте купцы, ремесленники и другие полезные для будущего развития граждане, было установлено правило: каждому, построившему себе в городе дом, следует бесплатно выдавать хлеб, масло, вино.Во многом благодаря тому, что власти несколько десятков лет подряд выполняли своё обязательство, население прирастало чрезвычайно быстро и к концу IV в. достигло 100 тыс. человек. Сначала город был наименован "Новым Римом", однако это название не прижилось. В историю он вошёл, увековечив имя своего создателя, императора Константина Великого, и до середины XV в. назывался Константинополем(рис. 1).

Стратегическое значение.
Главным обстоятельством, на многие века вперёд предопределившим значимость города на Босфоре, независимо от того, кому он принадлежал и центром какого государства являлся, было его уникальное географическое положение. Однако, находясь на стыке двух континентов, Европы и Азии, в стратегически важном месте(не потерявшем, своего значения до наших дней), на перекрёстке мировых торговых путей, он одинаково был обречён и на процветание, и на разорение, и даже разрушение которые несли ему бесчисленные захватчики. Торговые пути были: сухопутные-из Европы в Азию и морские-из Средиземного моря в Чёрное. Обилие удобных морских гаваней благоприятствовало мореплаванию в Византии. Византийские купцы богатели на торговле с Ираном, Индией, Китаем. Их хорошо знали и в Западной Европе куда они привозили дорогие восточные товары.
Оборонительные сооружения.
Большое внимание уделялось возведению оборонительных сооружений. Ещё при Константине Великом были сооружены каменные стены. После того как они пострадали во время землетрясения, их пришлось укреплять и помимо них соорудить более мощные новые. Построенные во времена правления императора Феодосия II(первая половина V в.), они пересекали весь Босфорский мыс и тянулись на 5,5 км(рис. 2). Феодосиевы стены были построены в три ряда. Первый ряд, высотой 5 м, был защищён глубоким рвом(20 м в ширину и до 10 м в глубину). Второй ряд(до 3 м в ширину и 10 м в высоту) имел несколько 15-метровых оборонительных башен. Последний ряд стен(толщеной около 7 м) располагался в 25-30 метрах от второго ряда, его башни имели высоту от 20 до 40 м. Конструкция укреплений практически исключала возможность подвести под них подкоп, так как основание стен находилось ниже уровня земли на 10-12 м.
Морские стены города имели один ряд и также были снабжены башнями. Общая протяжённость всех стен Константинополя составляла 16 км.
В стенах было устроено несколько ворот, некоторые служили военным целям, а некоторые использовались в мирный период, а во время войны замуровывались. К воротам которыми горожане пользовались в мирное время, через ров вели деревянные мосты. В случае опасности они немедленно сжигались. Главными воротами Феодосиевых стен были Золотые ворота, сделанные в виде триумфальной арки с тремя пролётами(рис. 3). Остатки прежних стен и башен сохранились в нескольких местах. Во время штурма Константинополя османами крепость была разрушена, но в последствии турки отстроили её заново.
Центр города.
Столица на Босфоре ничем не должна была уступать городу на Тибре. Ещё при жизни её основателя было сооружено 30 великолепных дворцов и храмов, около 4 тысяч домов для римской знати, цирк, два театра, более 150 бань, примерно столько же хлебопекарен, восемь акведуков и ипподром, Последний занимал важное место в жизни горожан и служил не только для состязания конных колесниц и организации других популярных зрелищ, но и как площадь для собраний-форум(ри. 4, рис. 5).
Знаменитый ипподром, возведённый при Константине Великом, находился там, где в настоящие время стоит мечеть султана Ахмеда и на прилегающей к ней территории(рис. 6). Длина ипподрома составляет 370 метров, ширина 118 метров. Одновременно за зрелищем могли следить 100 тысяч собравшихся. Арену окружали 40 тысяч рядов скамей, поддерживаемых арками. Проходы на ярусы и галереи были украшены статуями. Ещё при жизни оснавателя в Константинополь начали свозить многие замечательные произведения искусства из разных уголков империи.
Так, на площади ипподрома появилась бронзовая витая колонна из Дельф, которая когда-то служила подножием знаменитого золотого триножника в храме Аполлона. Когда-то колонна была преподнесена храму в дар от 31 греческого народа. Греки благодарили своих богов за то, что с их помощью смогли разгромить персидское войско. Восьмиметровая колонна представляла собой три переплетённых змеиных тела. Головы змей на высоте 6,5 метров образовывали капитель. Колонна стоит в углублении. Её основание находится более чем на 2 метра ниже поверхности земли(рис. 7).
Из Египта был приезён гранитный обелиск, относящийся ко времени правления фараона Тутмоса III(1525-1473 гг. до н.э.). Обелиск представляет собой монолит из порфира выстой около 18,5 м, поставленный на 4 бронзовых куба, которые расположены по углам пьедестала. На каждой грани пьедестала-барельефы, представляющие сцены из жизни императора Феодосия. Высота колонны вместе с основанием-25м. Обелиск привезли из Египта по морю и доставили на место, где он стоит сейчас, по проложенной для этого случая дороге. С помощью специально сконструированных лесов обелиск был поставлен вертикально. На это потребовалось 32 дня. На каждой грани обелиска начертаны надписи Египетскими иероглифами.
Великолепная колонна римского храма Аполлона стал опостаментом
для бронзового изображения Константина. В Константинополь она была привезена из Рима. Колонна составлена из восьми гранитных глыб в форме барабанов. Швы между ними были скрыты под опоясывавшими колонну бронзовыми лавровами венками. На вершине находилась статуя Аполлона. Император Константин приказал поместить вместо статуи бога собственное изображение.
На террасе, располагавшейся посреди арены ипподрома статуя Геракла работы одного из знаменитейших скульпторов IV в. до н.э., Лиссипа. Там же находились четыре покрытых позолотой бронзовых коня его работы.
Византийские императоры постоянно украшали свою столицу. Ко времени правления Юстиниана I (527-565гг.) относятся сооружения храма св. Софии(рис. 8), который, по мысли императора, должен был превзойти великолепием иерусалимский. История создания храма, как и каждое событие, происходящие на этой земле, было окружено многочисленными легендами. Но любой вымысел меркнет перед вполне реальными сведениями о том, сколько средств и драгоценных материалов пошло на сооружение этой христианской святыни. Работы длились 5 лет, 11 месяцев и 10 дней и поглотили почти все доходы государства за это время. Сам храм был сложен из кирпича, но для его внутренней отделки использовался дорогой поделочный камень(рис. 9). Восемь колонн из красного порфира были доставлены из храма Артемиды в Эфесе. Со всех концов империи в столицу везли мрамор самых изысканных цветов: белоснежный, розовый, нежно-зелёный, бело-красный. Стены, выложенные этим холодным камнем, благодаря искусству старых мастеров, выглядели так, словно были покрыты дорогими коврами. Дошедшие до нас свидетельства очевидцев позволяют заключить, что пышность убранства и используемой для богослужения священной утвари была воистину сказочной и поражала обилием золота, слоновой кости, редких пород дерева, драгоценных камней, жемчуга и дорогих тканей.
Византийские зодчие огромное значение придавали внутреннему убранству храма и до совершенства развили унаследованное от античного мира искусство мозаики. В отличие от античных мастеров, использовавших кубики, выточенные из природных материалов, византийцы начали применять наряду с ними смальты-стеклянные сплавы разных цветов. При изготовлении тонированного стекла удовалось добиваться необычных оттенков, в частности, исключительный эфект создавали смальты с тончайшей золотой прокладкой.
Второе достижение византийских мастеров заключалось в умелом использовании освещения храмов. Кубики смальты и камешки разной формы и величины закреплялись на специальной основе под разным наклоном. Поэтому лучи света, проникавшие в храм через окна, а также отблески зажжённых свечей многократно отражались в стекле и заставляли краски в буквальном смысле слова сиять. Изображения получались живыми, парящими в пространстве.
Золотистая смальта, которая использовалась для создания фона мозаичных изображений, создавала иллюзию сверхъестественного мира,
из которого перед зрителем появлялись фигуры святых.
Главное украшение собора-купол по форме, близкой к кругу(диаметр 32м, высота 55м). Сложен из кирпича и камня и украшен мраморными скульптурами и мозаикой(впоследствии побелён). Он как бы "парит" в воздухе. Эффект "парения" создаёт подкупольноё пространство(длина 68м), состоящая из 40 арок с окнами.
В течение тысячи лет собор является самым крупным культовым сооружением всего христианского мира.
Не меньшее внимание римские императоры уделяли строительству портовых сооружений, гаваней, верфей, так как одной из основных целей было возрождение деловой активности города, господствующего над проливами и находящегося на пересечении сухопутных торговых путей

Обеспечение повседневной жизни.
Византийские правители заботились о сооружении водопроводов и хранилищ питьевой воды, столь необходимых огромному городу. При императорах Валенте и Юстиниане было соруженно несколько подземных водохранилищ и акведуков. Для того чтобы в них могла поступать вода, в горах были специально созданы озёра. Двухъярусный арочный водопровод Валента возвышался над домами и улицами и тянулся из одного конца города до другого. В годы царствования Юстиниана был построен акведук, по которому из реки Кидарис в город доставлялась вода. Так же были сооруженны подземные водохранилища, так называемые цистерны. Построенная при императоре Юстиниане цистерна Базилики представляла собой инженерное сооружение, обладающее архитектурными достойнствами. Сводчатый потолок поддерживали 336 колонн высотой 15,5 м. Вершины колонн были украшенны капителями, что предавало сооружению вид дворцовой залы.
Городское население.
Говоря про город нельзя не вспомнить о тех людях которые жили в Константинополе(в VI веке н.э.).
На службу в Константинополь съезжались грузины, аланы, викинги, повсюду происходило общение с западноевропейцами. Все жители Константинополя говорили, пели, гадали, танцевали, стряпали и одевались по своему. Несмотря на своё культурное высокомерие, греки считали, что смешение разных кровей благотворно для человеческого рода. Даже главный герой византийского эпоса, богатырь Дигенис Акрит, был на половину арабом. В Константинополе мирно сосуществовали греческие и чужеземные монастыри: грузинский, болгарский, русский, сербский, румынский, италийский. В одном житии есть такая притча: как-то в греческой церкви грузины запели на родном языке, а священик их прогнал; во сне ему явилась Богородица и сказала, что все языки ей дороги одинаково.
Константинополь-научный центр.
В 425 году в Константинополе была создана христианская высшая школа(Auditorium), в литературе иногда именуемая константинопольским
университетом, а в 6 в.-ещё одна школа при константинопольском патриархе. В руках церкви все науки превратились в отросли богословия. Наряду с философией наиболее ярко это проявилось в области естественных наук. В середине VI века монахом Косьмой Индикопловом(Индикоплевстом т.е. плавателем в Индию) была написана "Христианская топография". Считая систему Птолимея неправильной и противоречащей Библии, Косьма представляет форму земли в виде плоского четырёхугольника, окружённого океаном и покрытого небесным сводом, на котором помещается "рай". Сочинение это было распространенно в средние века не только в Византии, но и на Западе, а также в Древней Руси и тормозило прогресс науки. В Византии господствовала алхимия с её мистическими комментариями древних рукописей, с поисками "философского камня", с помощью которого можно было превращать металлы в золото, излечивать болезни, возвращать молодость. Правда, наряду с этим некоторое развитие получило химическое ремесло, в особенности изготовление красок для крашения тканей и для живописи, а так же изготовление керамических изделии, мозаик(рис. 11), эмалей. Из медиков только Александр Тралльский пытался отстаивать достижения античной науки. Важнейший его труд-терапия внутренних болезней. Его работы были переведены на латинский, сирийский, арабский и еврейские языки. В VI веке были известны исследователи-математики, строители Софийского собора Исидор, Мелетский и Анфимий Тралльский(автор сочинения "Об удивительных механизмах", в котором даётся объяснение оптических свойств зажигательных зеркал).
Глубокий кризис культуры рабовладельческого общества, острая классовая борьба отраженных в трудах историков VI века Петра Патрикия, Агафия Миринейского, Менандра Протиктора, Прокопия Кесарийского -представителя оппозиционных групп знати, оставившего ряд сочинений, важных для характеристики внутреннего и внешнего положения при Юстиниане.
Юстиниан и его правление.
Империя расширила свой границы в годы правления Юстиниана(рис. 12). Умный, энергичный, хорошо образованный, Юстиниан умело подбирал и направлял своих помошников. С одной стороны он был доступный и обходительный, с другой стороны-беспощадный и коварный тиран. Основным правилом Юстиниана было: "единое государство, единый закон, единая религия"(рис. 13). Император, желая заручиться поддержкой церкви, жаловал ей земли и ценные подарки, строил много храмов и монастырей, начались невиданные гонения на язычников. Чтобы ввести единые для всей империи законы, император создал комиссию из выдающихся юристов. В короткий срок она собрала и издала законы римских императоров(кодекс Юстиниана). Его изучали юристы в средние века и новое время. В 532 году во время обострения классовой борьбы Юстинианом было подавлено восстание городских масс "Ника"(перевод "Побеждай"). Правительственные войска предательски окружили восставших в цирке, где затем была учинена страшная резня, во время
которой погибло около 35 тысяч человек.
В течение всего своего царствования Юстиниан вёл кровопролитные и крайне неудачные для Византии войны.

Заключение.
Византии давно не существует. Сегодня не всякий с ходу ответит, где находилось это государство, кто в нём жил. Правда, довольно часто говорят о "византийской" пышности и церемонности, о "византийских" интригах, подхалимстве и бюрократии. Всё это в Византии было, но было и многое другое. Следы византийского влияния до сих пор сохранились на огромном пространстве-от Великого Новгорода до Эфиопии, от Каспия до Гибралтара. Теперь на территории, некогда принадлежавшей Византии, располагаются 26 государств.
Особую роль сыграла эта древняя цивилизация в истории нашей культуры. Византия познакомила Русь со множеством предметов, о которых наши предки прежде не знали, и в русском языке появились новые слова(из культурной сферы это, например, алфавит, бумага, грамота, тетрадь, из кулинарии-кулич, оладьи, сахар, уксус. А ещё названия растений: огурец, свекла, черешня; названия животных-буйвол, кот, скумбрия.). Главными сферами, где влияние Византии на Русь было всеобъемлющим, по праву считаются государство и Церковь. Царь и тиран, корона и каторга, Библия и Евангелие, патриарх и монастырь, икона и скипетр-все эти слова позаимствованы у византийцев. Но, пожалуй, не меньшую роль сыграло общение двух народов на бытовом, повседневном уровне(отсюда баня, известь, канат, камин, корабль, кровать, кукла, лохань, нефть, плинтус, палата, скамья, торомоз, фонарь, хрусталь и многое другое.). Рассказывая о Константинополе, неизбежно рискуешь быть уличённым в повторение общих мест или излишней восторженности. И тем не менее нельзя не упомянуть о том, что это единственный в мире город, расположеный сразу в двух частях света,-в Европе и в Азии. Это город, который четыре раза в своей двухтысячелетней истории был столицей империй: Римской, Византийской, Латинской псевдоимперией крестоносцев и Османской. Это город, который много раз менял своё имя: Византий, Новый Рим, Константинополь(или Царьград в русских летописях) и, наконец, Стамбул. Это город, который всегда возрождался обновлённым, ни на какой другой не похожим и неизменно прекрасным.
В этом реферате я хотел рассказать вам всё об этой удивительной стране, европейской и в то же время азиатской, победоносной и всё-таки не воинственной, циничной и в месте с тем на редкость простодушной. Империи, которая просуществовала невероятно долго: 1123 года и 18 дней.
Надеюсь для вас как и для меня Константинополь открылся по новому, и поразил своей необычайностью и привлекательностью.

Самым ценным памятником, который содержит сведения об образовании Русского государства, считается летопись «Повесть временных лет». Оттуда можно узнать о происхождении Русской земли и о том, кто был первым князем в Киеве. Летопись скорее всего составил киевский монах Нестор примерно в 1113 г. Нестором были использованы русские летописи, написанные ранее, памятники византийской и западнославянской письменности, а также народные сказания. Он занимался специальными поисками ответов, которые требуют вопросы русской истории.

Работа Нестора дошла до наших лет, но она имеет различного рода искажения и наслоения, так как позднее перерабатывалась, однако сохранился и первоначальный вариант рукописи «Повести временных лет», который свидетельствует об увлекательной попытке монаха XII в.ответить на вопрос: "Каким образом появилась Русская земля?". Его рассказ начинается, как и у всех средневековых историков, всемирным потопом.

Летописец рассказывает о том, как в древности расселялись западные и восточные славяне на территории Европы. В летописи восточнославянские племена разделены по уровню развития, который, в соответствии с описанием, был разным, на две группы. Одна из групп жила, как он выразился, «зверинским образом», при этом сохранялись особенности, присущие родовому строю: кровная месть, остатки матриархального строя, полностью отсутствовали брачные запреты, похищение жён. Таким племенам противопоставляются поляне, на земле которых был сооружён Киев. Поляне являлись «смысленными мужами», они уже имели патриархильные моногамные семьи, они обладали "кротким и тихим" характером.

Подтверждением слов Нестора может послужить археологическая карта тех земель II-V вв. н. э. Во-первых, погребальный обряд, который описан в документе: остатки сожжённого мертвеца хоронили в столпах-домовинах и в урнах, полностью соответствует обряду захоронения, так как были обнаружены поля, где находились погребальные урны. Во-вторых, древляне, радимичи и вятичи, которые заселяли лестные области правобережья Днепра, реки Сож и реки Ока, в действительности обладали более низким уровнем культуры. Территория полян в большой мере совпадают с местом, где приблизительно во II-V вв. распространилась черняховская культура, а её носители уже приблизились и почти переступили через самую последнюю границу первобытно-общинного строя,

Далее монах сообщает о том, как создавался город Киев. Князь Кий, который там правил, по повествованию Нестора, посещал в Константинополе императора Византии, всегда принимавшего киевского правителя со всеми почестями. Кий возвёл город на береге реки Дунай, надеясь на то, что останется здесь на длительный период, однако местные жители посчитали его своим врагом, и Кию пришлось возвратиться на берег Дуная.

Сочинение Прокопия Кесарийского, который является историком Византии VI в. повествует о том, что император Юстиниан I позвал к себе служить антского князя и поставил перед ним задачу: обеспечить защиту крепости на реке Дунай. Но окрестные племена вынудили пришедшего антского князя покинуть город. В летописях Прокопия и Нестора почти одинаково описана история России 6 век.

Первое событие истории на пути к созданию Древнерусского государства, по летописи Нестора, возникновение в Среднем Приднепровье княжества полян. Рассказ о Кии и его двух братьях получил распространение очень даже далеко на юг. Но всё же остаётся неизвестным, был ли в реальности князь Кий или это просто эпическое имя, которое образовалось от названия города Киева и относится к какому-либо князю, проживающему примерно во времена Юстиниана. Стоит отдать должное тому, что киевским летописцем была описана важнейшая граница в истории восточного славянства, он отметил, как складывались союзы племён, появлялись князья, правившие огромными массами людей, строились крепости - грады, которые со временем преобразовались в города и феодальные замки.

История России 6 век подобным образом описана и иными византийскими писателями. В их повествованиях переданы перемены, произошедшие в жизни славянских племенных имён, которые отразились на перегруппировке племени в промежуток времени, когда создавались их союзы. Также византийские историки говорят о том, как среди антов появлялись предводители типа Мезамира, сына Идарисия, которые были опасны для Византии возможностью их объединения и возглавлением «бесчисленных племён» антов. Известным фактом о славянских князьях является то, что византийцы старались звать их к себе служить и давали им роль начальников эскадр и пограничных районов, полководцев.

При царствовании Юстиниана I очень большое количество славян смогли продвинуться до северных рубежей Византийской империи. Они пересекали Дунай, переходили пограничные укрепления и занимались захватом плодородных балканских земель. Византийские историки очень ярко описывают то, как славянские войска вторгались в пределы империи, а затем забирали пленных и увозили богатства, а также про то, как славянские колонисты заселяли империю. Так как у славян были общинные отношения, их появление в Византии способствовало уничтожению здесь рабовладельческого строя и развитию феодализма.

Успешная борьба славян с Византией может сказать о том, что уровень развития славяне имели довольно высокий на те времена. Походы на дальние расстояния способствовали тому, что усиливалась власть князей на территориях коренных славян, это сопровождалось созданием племенных княжений.

Совершенно очевидным является то, что поляне возглавляли племенной союз, который образовался в Среднем Поднепровье, постепенно были вытеснены названия остальных племён и все они распространились практически по всей лесостепной полосе и заселили Восточную Европу, которая была занята славянами-земледельцами и прочими различными кочевыми племенами.

Государство полян-руси, рассказом про которое начинается повествование летописца, даёт начало истории государственности России.