К пластическим искусствам относятся живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративное и прикладное искусство, дизайн, а также произведения народного искусства. Диего Веласкес "Портрет инфанты Маргариты в белом», 1656


Живопись Произведения искусства выполненные красками, называются живописью. Слово «живопись» значит живо писать, то есть писать жизнь. Какими красками пользуется художники? Живопись обретает основное средство выразительности – цвет с помощью материалов: акварель, гуашь, темпера, масленые краски. Диего Веласкес. «Портрет инфанты Маргариты», 1659


Диего Веласкес испанский живописец, представитель Золотого Века в испанском искусстве. Непревзойденный мастер портрета, придворный живописец Филиппа IV. За 37 лет написано полтора десятка портретов короля. Любимыми моделями художника были дети испанского короля – инфанта Маргарита и принц Балтазар Карлос. Диего Веласкес «Портрет Принца Балтазара Карлоса на пони»


Творчество голландского художника Рембрандта является вершиной мировой реалистической живописи. Рембрандт писал картины на исторические, библейские, мифологические и бытовые темы, портреты и пейзажи. Он был крупнейшим в Европе мастером рисунка и офорта. «Портрет старика в красном»


Рембрандт создал новый живописный язык, в котором главную роль играли приемы светотени и насыщенный, эмоционально напряженный колорит. "Портрет Титуса, сына Рембрандта" "Еврейская невеста"






Никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. Современники восхищались «живыми» портретами и многофигурными жанровыми композициями, умением обозначить самые злободневные проблемы русской жизни. Карла Брюллова Илья Репин «Бурлаки на волге»


Врубель Михаил Александрович создавал свой собственный поэтический мир, мир сказочных героев с их земною тоской и человеческим страданием. «Сказка о царе Салтане». Тут она, взмахнув крылами, Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты, Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась: Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. «Царевна-Лебедь»


Графика Самым древним видом изобразительно искусство является рисунок. Именно с его помощью, взяв в руки уголь из костра, человек изобразил бегущего оленя, мощного бизона и сцены охоты на стене своей пещеры. С помощью одних и тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна – художниками создается разнообразное восприятие мира. Слово графика происходит от греческого «пишу», «рисую». Группа охотников. Ущелье Валторты. Испания.






Рисунок тоном дает более полную характеристику предмета и среды с передачей объемности формы, осветленности и пространственных отношений. Рисунки выполненные карандашом или тушью, гравюры, плакаты – все это графика Разновидности графики: книжная, прикладная, промышленная.




Архитектура (греч. "architecton" - " мастер, строитель") - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая духовным потребностям людей. Я. Г. Чернихов Архитектурные композиции


Основа архитектурной композиции - объемно- пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность. Я. Г. Чернихов несет в себе характерные приметы своей эпохи


Ричард Фуллер «Павильон США» для всемирной выставки 67 года Гениальная идея лёгкого и прочного «купола» - в пространственной стальной оболочки из прямых стержней в форме треугольной пирамиды, вписанного в сферу - принесла архитектору всемирную известность.


Скульптура (от латинского –вырезать, высекать) - вид изобразительного искусства произведения которого имеют трехмерный объем. Скульптура делиться на два вида: круглая, свободно размещающаяся в пространстве и рельеф в котором объемные изображения располагаются на плоскости Микеланджело «Восставший раб»


Христа, снятого с креста, держит Богоматерь, подхватывая же его снизу, ей с усилием помогает стоящий в ногах Никодим, которому, в свою очередь, помогает одна из Марий, видя, что силы матери иссякают и что, побежденная скорбью, она не выдержит. Микеланджело «Снятие с креста"


Пергамский алтарь. Грандиозный мраморный алтарь, посвященный Зевсу и Афине.Фигуры богов и гигантов представлены во всю высоту фриза, в полтора раза превышающую человеческий рост. Композиция состоит из множества фигур, построенных в группы борющихся противников. Пергамский алтарь. Фрагмент.


Великолепная Ника Самофракийская Древнегреческая мраморная скульптура богини Победы – один из ценнейших экспонатов Лувра. Скульптура богини победы была воздвигнута на острове Самотраки в память морской победы греков над флотом сирийского царя. Фигура богини стояла на высокой отвесной скале над морем на пьедестале в виде носа боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед.




К декоративно- прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Техника чеканки широко и разнообразно применяется при создании декоративных панно, посуды, различных ювелирных украшений. «Оплетка стаканчика. Бронза, золочение. Литье. Чеканка».




Список литературы и источников 1. Л. А. Неменская. Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека. Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений, под редакцией Б.М.Неменского -М.: Просвещение, 2008; 2. Н. М. Сокольникова. Изобразительное искусство 5 – 7 классы Учебник в 4 книгах: «Основы рисунка», «Основы живописи», « Краткий словарь художественных терминов», «Основы композиции» -М.: Титул, Изобразительное искусство 6 класс. Поурочные планы по программе Л. А. Неменской, составитель М.А. Порохневская. – Волгоград: Учитель - АСТ, 2004; jpg jpg 8. jpg 9. jpg 10.

Произведения изобразительного искусства создает художник художник – это профессия работа художника – это творчество творчество – это восприятие и понимание искусства восприятие и понимание – это зритель, который перенимает опыт чувств других людей, опыт многих поколений и своих современников.


Виды изобразительного искусства Временные – воспринимаются последовательно от начала к концу, то есть в течение времени. К ним относится музыка и литература Пространственные или пластические – обладают видимой формой и связаны с материальной средой, обликом людей и предметов. К ним относится живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, народное и декоративно- прикладное искусство


Пространственные или пластические виды искусства Виды искусства имеют различное назначение в жизни людей, а следовательно у них разные художественные средства и возможности. Тем самым, пространственные виды искусства делятся на три группы: 1. Конструктивные 2. Декоративные или декоративно- прикладные 3. Изобразительные -


Конструктивные виды искусства Конструктивные виды искусства – это архитектура и дизайн, то есть искусства художественной постройки. Они создают и организуют пространственно-предметную среду нашей жизни, но при этом ничего не изображают. Это искусство выразительной формы. Через организацию пространственных форм дизайн и архитектура выражают и строят наши чувства.










Декоративные или декоративно- прикладные виды искусства Само название происходит от слова декор – украшать. Человек с древнейших времен украшает себя, свои постройки и вещи, используя ритмические узоры, различные знаки и символы. Орнамент зародился на заре человечества: он играл роль заклинания, оберега. И сегодня человек отделяет с помощью украшений праздники от будней, значительное от обыденного, нарядное от повседневного. С помощью украшений мы в нашей жизни показываем, кто есть кто, свои роли, черты характера, намерения и тем самым организуем наше общение.








Изобразительные виды искусства Изобразительные виды искусства основа изобразительного мастерства художника. Изобразительные виды искусства имеют целью художественное познание и формирование наших образных представлений всего окружающего их мира. Люди всегда изображают то, что их волнует, что им интересно, о чем они думают, к чему стремятся. Изобразительные виды искусства – это живопись, графика, скульптура.














Художественные материалы Для изобразительного искусства существуют специальные художественные материалы: 1.Живописные – акварельные и гуашевые краски, темпера, масло, 2.Графические – карандаши, мелки, уголь, сангина, фломастеры, ручки, тушь и перо 3.Скульптурные – глина, гипс, дерево, металл, камни



План- конспект урока

Предмет: искусство (ИЗО)

Учитель: Червякова Жанна Васильевна

Класс: 6 класс

Урок №1 согласно календарно-тематическому планированию

Тема: «Изобразительное искусство в семье пластических искусств» (1-5 слайды)

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цель урока:

Познакомить учащихся с основными видами и направлениями искусства, со значением искусства в жизни людей,

Сформировать представление о пластических видах и группах искусства,

Развивать интерес к искусству, раскрыть творческие способности учеников.

Задача: участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные). Выполнить рисунок на тему «Как я провёл летние каникулы»

Методы и методические приёмы:

Наглядные: иллюстрации, демонстрации.

Словесные: рассказ, беседа.

Практические: учебно-производственный труд

Основное содержание темы, понятия, термины: Какое место в нашей жизни занимают разные виды деятельности художника, где мы встречаемся с деятельностью художника? Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств и их назначение в жизни людей. Роль пространственных искусств в создании предметно пространственной среды нашей жизни, в организации общения людей, в художественном познании и формировании наших образных представлений о мире. Виды станкового изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художник и зритель: художественный диалог. Творческий характер работы художника и творческий характер зрительского восприятия.

Вид используемых ИКТ: презентация « Изобразительное искусство в семье пластических искусств »

Оборудование и материалы: альбомы, карандаши, краски, кисти.

Содержание урока

I. Организационное начало урока (1 мин)

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

II. Постановка целей и задач урока (1-2 мин)

В этом году мы продолжим знакомиться с миром искусства. Будем изучать изобразительное искусство – картины, скульптуры, памятники архитектуры, графику. Мы узнаем, что такое пейзаж, портрет, натюрморт, овладеем приемами рисования, лепки, конструкции и многим другим. Одна из самых важных задач для нас в этом году – раскрыть свой потенциал, работать творчески, развить интерес к занятиям по изобразительному искусству, познавать этот необыкновенный мир.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач.

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Н. Заболоцкий

III . Объяснение нового материала (10 мин)

Каждый человек ежедневно соприкасается с различными произведениями искусства, профессионально или как любитель – так или иначе все мы занимаемся творческой работой. Чтение книг, прослушивание музыки, восхищение цветами и картинами – все

это сопровождает нас в течение жизни. Искусство – это не только то, что мы анализируем, это еще и то, что дарит нам наслаждение и приятные эмоции. В Библии говорится о том, что произведения искусства в скинии (походной церкви израильтян) и в храмах ис-

пользовались именно для красоты. С чего же начинает свою работу каждый творец? Конечно же, с обозначения цели. Скульптор и поэт ставят перед собой различные задачи, но их объединяет одно – стремление к совершенству.

Каждый человек по своей сути творец, поэтому он призван создавать что-то новое, необходимое его душе. И творит он при помощи различных материалов. У художника – это масло, кисть, темпера. У скульптора – гипс, камень, бронза. Через творчество человек получает возможность самовыражения. Так, в творчестве художников эпохи Возрождения, таких как Джотто (1267–1337), Мазаччо (1401–1428), Микеланджело (1475–1564), Леонардо да Винчи (1452–1519), нашли отражение их представления о христианстве. А в творениях Пикассо можно проследить его философию. Живопись, так же как и поэзия, отражает мировоззрение творца.

Картина мира, отраженная в искусстве, становится ярче. Живописец или скульптор использует свой язык, на котором он говорит со своими зрителями. Так безмолвное общение помогает в самовыражении творцу и в просвещении зрителям. Искусство неотделимо от духовности. Изучая искусство, человек развивается духовно, используя его как инструмент познания. Искусство XVIII в. по своему содержанию отличается от современного. Меняется мировоззрение людей, творцов, а вместе

с этим и произведения искусства. Стили эпохи Возрождения кардинально отличаются от стилей Средневековья.

Стоит сказать, что общение с искусством – одна из важнейших потребностей человека. При занятиях изобразительным искусством человек овладевает навыками художника, осуществляет свои творческие замыслы, учится чувствовать и видеть красоту в обыденном, развивает свое воображение, начинает творчески мыслить и развивается духовно. Все это необходимо каждому из нас.

Практически нет такой области деятельности, в которой человеку не пригодилось бы умение рисовать, выражать свои мысли, анализировать, описывать, определять цвет, форму и т. д. Ученые, артисты, поэты, писатели также представляют нам свои произведения. Люди этих профессий используют различные средства для создания и выражения самых разных образов. На наших занятиях мы будем изучать художественные средства: композиция, пластичность, светотень, колорит, рисунок, а также многое другое.

Известно, что произведения изобразительного искусства создает художник. Однако слово «художник» можно использовать для обозначения не только профессии, но и мастера любого творческого деяния. Тот, кто воспринимает произведения творчества, называется зрителем. Зритель перенимает опыт и знания художника, учится осмысливать чувства и замыслы других людей. Существует несколько видов искусства.

Виды искусства

1. Временны е виды искусства. К ним относят музыку и литературу, так как данное творчество воспринимается последовательно – от начала к концу, т. е. в течение времени.

2. Пространственные (пластические) виды искусства. Они обладают видимой формой и чаще всего связаны с материальной средой, конкретными предметами и людьми. Пространственные

виды искусства делят на 3 группы:

а) конструктивные виды искусства. К ним относят архитектуру и дизайн, т. е. искусство художественной постройки. Дизайн –это деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Человека, занимающегося

художественно-технической деятельностью в рамках какой-либо из отраслей дизайна, называют дизайнером. Архитектура – это строительство зданий в каком-либо стиле, помогающее украсить города. Каждый архитектор в свое творение вносит нечто особенное, неповторимое, свою любовь и душу. Они не относятся к изобразительным видам искусства, но являются выразительными. Конструктивные искусства объединены с изобразительными видами искусства – скульптурой, монументальной живописью

и т. д. Конструктивность – это образное построение, которое присутствует во всех произведениях пространственных искусств;

б) декоративные (декоративно-прикладные) виды искусства. Название произошло от слова «декор» – украшать. Человек с древнейших времен украшал себя и все вокруг – не только ради красоты, но и для защиты. С этой целью нередко использовались

различные узоры, знаки, символы. Декоративность присутствует практически в любом произведении пространственного искусства. Например, в картинах. Изображение на картине есть система знаков, и это напоминает орнамент. Также известно, что

картина нередко служит украшением чего-либо. К декоративному искусству относят также роспись. Роспись – это вид монументально-декоративного искусства, в котором изображения на поверхность наносятся кистью или иными предметами. Роспись бывает

декоративной, монументальной, миниатюрной. Существует так-же роспись орнаментальная, пейзажная, сюжетная, цветочная.

В прошлом году мы изучали городецкую, жостовскую и хохломскую роспись. Все это относится к народным промыслам нашей страны. Росписью также называют композиции на поверхности стен, потолка, пола, свода или на поверхности художественных изделий;

в) изобразительные виды искусства служат инструментом художественного познания и формирования наших образных представлений о мире. Художник, создавая образы разных людей, воплощает в них свое видение красоты. В искусстве отражается

время, в которое живет тот или иной творец. Таким образом, перед нами предстает наша жизнь, и, вглядываясь в произведения искусства, мы познаем себя.

К основным видам изобразительного искусства относят: живопись, скульптуру, графику.

Живопись вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются красками, наносимыми на какую-либо твердую поверхность. Как и другие виды искусства, живопись выполняет идеологические и познавательные задачи,

а также служит сферой создания предметных эстетических ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда.

Скульптура вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Главные жанры скульптуры – исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, портрет, анималистический жанр (изображение животных).

Графика – вид изобразительного искусства, в котором в качестве основных изобразительных средств используются линии, штрихи, пятна и точки. Может использоваться также и цвет, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль.

В графике обычно используют не более одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях – два.

Художественные материалы

В изобразительном искусстве используются несколько видов художественных материалов: живописные, графические, скульптурные.

К живописным материалам относят различные краски. В древние времена это был порошок, который назывался «пигмент». Его разбавляли яичным желтком, и так получались краски. Существует множество видов красок: акварель, гуашь, темпера, масло. Все они имеют свое назначение.

Акварель – прозрачные краски на водяной основе. Их наносят на бумагу тонкими слоями, чтобы бумага просвечивала сквозь них. Акварельные краски отличает яркость и свежесть. Но если одно и то же место бумаги покрыть густым слоем акварели, оно

может показаться грязным.

Темпера – одна из самых древних красок. Ее использовали в живописи до XV в. Разбавленная водой темпера быстро высыхала и становилась прочной. На Руси темперу (чаще всего яичную) использовали для иконописи и росписи храмов. Фресками рас-

писывали стены дворцов и храмов прямо по сырой штукатурке, она впитывала в себя краску и прочно закрепляла ее.

Гуашь – это густые кроющие краски. Ее, так же как и акварель, разводят водой. Однако гуашь дает более яркий и насыщенный цвет.

Масло – одна из главных живописных красок. Маслом пишут по специально загрунтованному холсту, и в отличие от гуаши и акварели эту краску разводят не водой, а специальными растворителями. Работа, выполненная маслом, получается многослойной.

К графическим материалам относят: карандаши, мелки, тушь, уголь, сангину, пастель, перья, кисти. Каждый из этих материалов имеет свои качества и возможности.

Карандаш – необходимый инструмент для графики. Графитные (простые) карандаши бывают твердыми, у которых линия –тонкая, и мягкими – линия получается шероховатой и насыщенной. При помощи карандаша можно рисовать линии, штрихи,

наносить пятна. Нередко для того, чтобы сделать пятно темнее, штрихи накладывают друг на друга слоями, меняя их направление.

Уголь используется для более крупных рисунков. Этот материал легко стирается, поэтому вместе с ним используют закрепляющий лак. Вместе с углем в рисовании используют мягкие коричневые мелки, называемые сангиной.

Пастель – это сухие цветные палочки, создающие бархатистое изображение. Масляная пастель отличается тем, что она более яркая и сильная.

К скульптурным материалам относят: глину, металл, гипс, бронзу, дерево, камень. Скульптура, выполненная из гипса, отличается по своему виду от скульптуры, выполненной из камня.

Художественные техники

Художественные техники – это способы работы тем или иным материалом. Акварелью работают в течение нескольких сеансов. Для этого необходим специальный навык – мастерство владения техникой. Известно, что любое мастерство приходит с опытом. Но оно определяется также и умением видеть, чувствовать мир и красоту людей.

IV . Закрепление нового материала (20 мин)

Предлагаю решить небольшой тест.

а) живопись;

б) литература ;

в) скульптура;

г) дизайн.

а) конструктивные;

б) декоративные;

в) изобразительные;

г) пластические.

а) скульптура;

б) живопись ;

в) дизайн;

г) архитектура.

а) живописным;

б) скульптурным;

в) графическим ;

г) архитектурным.

Творческое задание

Сегодня вам предстоит рассказать в своем рисунке о летних каникулах. Как вы их провели? Где побывали? Что вам больше всего запомнилось? Воспроизведите свои впечатления при помощи красок – нарисуйте пейзаж, натюрморт или портрет. Для того

чтобы ваша работа получилась живой, используйте самые разные цвета, смело экспериментируйте!

V. Итоги урока, задание на дом (5 мин)

Что такое живопись?

Какие виды художественных материалов вы знаете?

Что такое гуашь?

Чем отличается темпера от акварели?

(Учащиеся демонстрируют свои работы. Анализ работ.)

Подведите итог, закончив любое предложение…

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Я приобрел…

Я попробую…

Мне захотелось…

V I . Окончание урока (1-2 мин)

Заключительное слово учителя.

Домашнее задание : Стр. учебника

Ключ

Тест

Выберите из предложенных вариантов правильный ответ на поставленный вопрос.

1. Что из перечисленного относится к временны м видам искусства?

а) живопись;

б) литература ;

в) скульптура;

г) дизайн.

2. Как иначе называются пространственные виды искусства?

а) конструктивные;

б) декоративные;

в) изобразительные;

г) пластические.

3. Назовите вид изобразительного искусства, художественные произведения которого создаются при помощи красок, наносимых на твердую поверхность.

а) скульптура;

б) живопись ;

в) дизайн;

г) архитектура.

4. К каким художественным материалам относят карандаши,

мелки, тушь, уголь, сангину, пастель?

а) живописным;

б) скульптурным;

в) графическим ;

г) архитектурным.

Тест

по теме «Изобразительное искусство в семье пластических искусств»

Выберите из предложенных вариантов правильный ответ на поставленный вопрос.

    Что из перечисленного относится к временны м видам искусства?

а) живопись;

б) литература ;

в) скульптура;

г) дизайн.

    Как иначе называются пространственные виды искусства?

а) конструктивные;

б) декоративные;

в) изобразительные;

г) пластические.

    Назовите вид изобразительного искусства, художественные произведения которого создаются при помощи красок, наносимых на твердую поверхность.

а) скульптура;

б) живопись ;

в) дизайн;

г) архитектура.

    К каким художественным материалам относят карандаши, мелки, тушь, уголь, сангину, пастель?

а) живописным;

б) скульптурным;

в) графическим ;

г) архитектурным.

Учитель. Мир искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна и статуи, слушаем симфонии, читаем романы и поэмы, останавливаемся перед величественными зданиями, следим за движениями танцоров, воспринимаем театральные спектакли и кинофильмы. И все эти очень разные, казалось бы несовместимые явления обозначаются одним словом- искусство.

Искусство (от старославянского искоусити)- это художественное творчество в целом. Когда говорят о видах искусства, имеют в виду различные произведения, которые могут быть объединены по какому то главному и общему для них признаку. Например, если заходит речь об архитектуре, то подразумеваются произведения всех ее типов и назначений: дворцы и храмы, заводы и жилые дома, избы и киоски.

2.Ознакомление с пластическими видами искусства.

Учитель. Для обозначения изобразительных искусств иногда употребляют термин, «пластические искусства».

Пластические искусства (пространственные)- те виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь.

Пластические искусства принято разделять на изобразительные и неизобразительные. К первым относят живопись, скульптуру, графику, монументальное искусство, фотоискусство. Ко вторым- архитектуру (конструктивное), декоративно-прикладное искусство и дизайн.

3.Терминологическая работа «Изобразительное искусство и его виды».

Скульптура - изображает людей, животных, различные предметы. Есть у нее нечто общее с архитектурой: ее главное выразительное средство- объемная форма, и она также выполняется из твердых и долговечных материалов- дерева, камня, металла.

Живопись - наиболее богатый и полнокровный вид изобразительного искусства, обладающий широкими и разнообразными средствами выражения. Живопись «говорит» на языке цвета.

Графика - главное выразительное средство графики- линия, штрих. С графикой мы встречаемся везде и повсюду. Иллюстрации в книге, зарисовки в газете, плакаты-это все произведения художников- графиков.

4.Неизобразительные виды пластического искусства.

Декоративное искусство - создание практически полезных вещей, обладающих эстетическими качествами. В этом искусстве сплавляются красота и польза, оно тесно связано с народным творчеством.

Дизайн - это искусство художественного проектирования, превращения машин и предметов просто полезных в полезные и красивые.

Архитектура - искусство сооружать и проектировать здания. Главнейшее из пластических искусств. Она с наибольшей силой выражала эпохи и определяла стиль других изобразительных искусств своего времени-скульптуры и живописи.

Искусство (от старославянского искоусити) - это художест­венное творчество в целом. Основными видами искусства являются: архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, литература, музыка, кино, фотография, танец, театр и др.

Пластические искусства (иначе называемые пространствен­ными) - те виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь.

Пластические искусства принято разделять на изобразительные и неизобразительные. К первым относят живопись, скульптуру, графику, монументальное искусство, фотоискусство. Ко вторым - архитектуру (конструктивное), художественно-прикладное искус­ство (декоративное) и художественное конструирование (дизайн)

Границы между изобразительными и неизобразительными ис­кусствами достаточно условны, поскольку в одном из них могут использоваться образы и приемы другого.

Изобразительное искусство многолико и многооб­разно. До XIX века тремя главными видами искусств считались архитектура (зодчество), скульптура (ваяние) и живопись. А к кон­цу XIX века из служебного и вспомогательного превратился в от­дельный и совершенно самостоятельный еще один вид искусства - графика (рисунок, гравюра, литография).

Скульптура ~ это искусство, которое без колебаний можно на­звать изобразительным: она действительно изображает людей, жи­вотных, различные предметы. Есть у нее нечто общее с архитекту­рой: ее главное выразительное средство - объемная форма, и она также делается из твердых и долговечных материалов - дерева, камня, металла.

Живопись - наиболее богатый и полнокровный вид изобрази­тельного искусства, обладающий широкими и разнообразными средствами выражения. В этой необъятной области искусства ху­дожники очень часто избирают какие-то свои любимые мотивы и темы. Один любит писать портреты, другой увлечен пейзажами, третий - изображением исторических, военных или бытовых сцен. Такая специализация изобразительного искусства называется деле­нием на жанры.

Графика - это понятие включает очень широкий и многооб­разный круг деятельности художников. С графикой, в отличие от живописи, мы встречаемся везде и всюду. Иллюстрации в книге, зарисовки и карикатуры в газете, плакаты на улице - все это произ­ведения художников-графиков.

К неизобразительным видам пластического искус­ства относится декоративное искусство.

Декоративным искусством называют создание практически полезных вещей, обладающих эстетическими качествами, радую­щих наш глаз своей красотой. Это искусство по своей природе сродни архитектуре: в нем сплавляются польза и красота. Декоративное искусство особенно тесно связано с народным творчеством. К произведениям такого искусства относятся мебель, ковры, посу­да, другие предметы домашнего обихода, игрушки.

Роспись художественная - вид монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства, в котором изображения на поверхность наносятся кистью или другим заменяющим ее инст­рументом.

Росписью называют композиции на поверхности стены, потол­ка, свода; в декоративно-прикладном искусстве - на поверхности художественных изделий.

Дизайн - это искусство художественного проектирования, пре­вращения машин просто полезных в машины и полезные и краси­вые. Внешняя красота, подчеркивающая технические достоинства и назначение предмета, достигается совместным трудом инженера- конструктора и художника-дизайнера.

Архитектура всегда была главнейшим из пластических ис­кусств. Она с наибольшей силой выражала идеи эпохи и определя­ла стиль других изобразительных искусств своего времени - скульптуры и живописи. Это и самое долговечное искусство: еги­петские пирамиды или древние храмы американских индейцев дошли до нас, простояв многие тысячелетия.

В то же время нам зачастую трудно воспринимать архитектуру как искусство. Во-первых, очень многое ее отличает от скульптур и картин - она ничего не изображает и ничего не воспроизводит. Во- вторых, с архитектурой мы общаемся ежедневно и ежечасно - жи­вем, учимся и работаем в архитектурных сооружениях. Архитекту­ра - это особый вид человеческой деятельности, где сплетены во­едино техника и искусство, польза и красота.

У каждой постройки, у каждого сооружения, созданного ода­ренным архитектором, есть свое лицо, в него вложено особое на­строение.

Архитектура может быть суровой и даже мрачной, величест­венной и спокойной, тревожной и напряженной, патетической и радостной