Порядок расчета пеней определен статьей 75 Налогового кодекса РФ. Пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Проще говоря, в случае опоздания с уплатой налогов, на задолженность начисляются пени.

Количество дней просрочки пени по налогам определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина от 05.07.2016 N 03-02-07/2/39318). То есть, если уплата долга по налогам состоялась, допустим, 15 февраля 2017 года, то в расчете пеней нужно учесть 14 февраля. Дату уплаты (15 число) в расчет включать не нужно.

Если ставка рефинансирования (ключевая ставка), действовавшая в период просрочки, менялась, то расчет пеней нужно производить отдельно по каждой ставке.

Приведем пример расчета пеней по налогам.

Пример. НДФЛ в сумме 156 800 рублей с зарплаты за декабрь 2016 года, выплаченной работникам 10.01.2017, ООО «Катюша» перечислила в бюджет 24.01.2017.

Количество дней просрочки – 12 (с 12.01.2011 по 23.01.2017). Ставка рефинансирования (ключевая ставка) Банка России в период просрочки составила 10%. Сумма пени за просрочку уплаты НДФЛ составит 627, 20 руб. (156 800 руб. x 10% / 300 x 12дн.).

Аналогичный порядок расчета пеней нужно применять и к другим налогам (например, к НДС, налогу на имущество, УСН др.).

C 1 января 2017 года порядок расчета пеней по налогам не изменился. Пени по налогам, по-прежнему, следует рассчитывать по формуле, которая обозначена выше. Однако с 2017 года налоговое законодательство в полной мере распространяется на страховые взносы (пенсионные, медицинские и страховые взносы по временной нетрудоспособности и в связи с материнством). В связи с этим, с 2017 года пени по указанным видам страховых взносов следует рассчитывать по правилам статьи 75 Налогового кодекса (п. 7 ст. 75 НК РФ в редакции, действующей с 2017 года).

Заметим, что до 2017 года расчет пеней регулировался статьей 25 Федерального закона № 212-ФЗ О страховых взносах (утратил силу с 31 декабря 2016 года). Анализируя положения данной статьи можно было прийти к выводу, что пени по страховым взносам нужно начислять со дня, следующего за сроком уплаты взноса, и по день его уплаты (включительно). То есть, если дату погашения долга до 2017 года требовалось учитывать при расчете пеней.

Учитывая, что с 2017 года на страховые взносы распространяется налоговое законодательство, день погашения задолженности по страховым взносам в расчет пеней больше включать не нужно. Приведем пример расчета пеней по страховым взносам с 2017 года.

Пример. ООО «Катюша» пенсионные страховые взносы в сумме 149 258 рублей за декабрь 2016 года перечислило 26 января 2016 года. При этом срок уплаты страховых взносов за декабрь – не позднее 16 января 2017 года. Количеств дней просрочки составило 9 дней (с 17.01.2017по 25.01.2017). В такой ситуации пени за просрочку уплаты страховых взносов составят 447,78 руб. (149 258 руб. x 10% / 300 x 9 дн.).

С 2017 года пени по страховым взносам рассчитываются по правилам статьи 75 Налогового кодекса РФ. День погашения задолженности по страховым взносам в расчет пеней больше включать не нужно.

Самые существенные изменения в расчете пеней затронут организации (юридические лица) с 1 октября 2017 года. Поправки предусмотрены Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С 1 октября 2017 года пени организации будут рассчитывать по новым правилам, предусмотренные новым пунктом 4 статьи 75 НК РФ, а именно:

За просрочку уплаты налогов или страховых взносов до 30 календарных дней (включительно) процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
за просрочку уплаты налогов или страховых взносов свыше 30 календарных дней процентная ставка пени принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и 1/150 ставки, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Пример расчета пеней с 1 октября 2017 года. Предположим, что НДФЛ в сумме 179 221 рублей с зарплаты за июль 2017 года, выплаченной работникам 10.08.2017, ООО «Катюша» перечислила в бюджет с опозданием – 31.10.2017. Количество дней просрочки – 80 календарных дней (с 12.08.2017 по 30.10.2017). Предположим, что за весь период просрочки уплаты налога действовала единая ставка рефинансирования Банка России – 9 процентов. Чтобы правильно рассчитать пени с 1 октября 2017 года нужно принимать во внимание период просрочки уплаты. В таблице рассчитаем пени за просрочку до 30 календарных дней и за просрочку с 31-го календарного дня.

Как видно, за период просрочки с 31 календарного дня с 1 октября 2017 года нужно применять 1/150 ставки рефинансирования. Такой подход, по сути, в два раза увеличивает сумму пеней для организаций.

С 1 января 2017 года расчет пеней для организаций никак не изменится. Повышений пеней для компаний произойдет только с 1 октября 2017 года.

Стоит заметить, что точно такой же подход с 1 октября 2017 года будет применяться при расчете пеней по страховым взносам. Если просрочка по уплате составит более 30 календарных дней, то пени нужно будет рассчитывать исходя из 1/150 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки.

Расчет пеней ИП в 2017 году

Индивидуальные предприниматели уплачивают налоги и страховые взносы «за себя». Если у ИП есть работники, то налоги и страховые взносы предприниматели перечисляют за них.

Положениями пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса (в редакции, действующей с 2017 года) процентная ставка пеней принимается для ИП 1/300 действующей в период просрочки ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Никаких изменений в расчете пеней для ИП с 1 октября 2017 года не предусмотрено. Следовательно, в расчете пеней для ИП с 2017 года ничего не изменится. Не важно, сколько составила просрочка: больше или меньше 30 дней. Пени нужно рассчитывать исходя из 1/300 ставки рефинансирования. Поправки 2017 года в части увеличения пеней затронули только юридические лица. А ИП – это физические лица, поэтому новшества на них не распространяются.

Пени для физических лиц в 2017 году

Физические лица, не имеющие статуса ИП, также должны уплачивать пени за уплату налогов в более поздние сроки.

Напомним, что физические лица уплачивают следующие имущественные налоги на основании налоговых уведомлений (абз. 3 п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 3 ст. 409 НК РФ):

Транспортный налог;
земельный налог;
налог на имущество физических лиц.

Если вы не уплатите налог в срок, налоговая инспекция направит вам требование об уплате недоимки по налогу и пеней. Такое требование должно содержать, в частности, размер пеней на момент направления требования (п. 4 ст. 69 НК РФ). Таким образом, пени по налогам рассчитывает налоговая инспекция, а не физическое лицо. Вместе с этим, в 2017 году расчет пеней для физических лиц (размер пеней) не изменится. Пени, как и прежде, будут рассчитываться исходя из 1/300 ставки рефинансирования за весь период просрочки.

Величину ставки рефинансирования на 2017 год устанавливает ЦБ РФ, приравнивая с 1 января 2016 г. значение показателя к ключевой ставке. Этот финансовый инструмент играет большую роль в формировании кредитной политики, темпов инфляции и экономической ситуации страны в целом. Для бухгалтеров предприятий актуальный размер ставки рефинансирования 2017 года важен, прежде всего, для самостоятельного расчета пеней по несвоевременно уплаченным налоговым платежам. Разберем, как будет изменяться размер ставка и нужно ли ждать ее повышения.

С прошлого года главный регулятор страны приравнял значение ставки рефинансирования к ключевой ставке, тем самым ужесточив требования к уплате санкций по просроченным бюджетным обязательствам. Изменения коснулись не только кредитно-финансовых учреждений, но и физических лиц, а также юридических. От размера процентов напрямую зависит величина недоимки по налогам, сборам и взносам, а также суммы процентов от ФНС при несвоевременном возврате налоговых переплат.

Важно! Согласно Информации ЦБ от 19.02.16 г. величина ставки рефинансирования в России одинакова в 2016-2017 годах и составляет 10 % до 24.03.17 г.

Пересмотр ставки рефинансирования в 2017 году

По существующим прогнозам ставка рефинансирования на 1 квартал 2017 год останется без изменений. Рассмотрение показателя происходит каждые 1,5 месяца. На данный момент нововведения не предусмотрены, но возможно 2-3 кварталы принесут незначительные отклонения.

В пользу предстоящего снижения выступает положительная тенденция в экономике России, наметившаяся в конце 2016 года. Это стабилизация положения на валютном рынке; замедление падения потребительских цен и, как следствие, инфляции; умеренное повышение цен на нефть. Ожидаемое снижение ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в 2017 году ожидается до 9,5-9 %, о чем ЦБ оперативно информирует заинтересованных лиц на своем официальном сайте.

Ставка рефинансирования Банка России 2017 необходима бухгалтеру:

  1. При определении величины пеней по просроченным налоговым сборам.
  2. При определении величины материальной выгоды по заемным обязательствам физлиц.
  3. При расчете компенсационных выплат за задержку выдачи заработка работникам.
  4. При расчете пеней за просроченный возврат излишне уплаченных налогов.
  5. При расчете процентов по просроченным обязательствам.

В целях налогообложения хозяйствующими субъектами с 2016 года применяется учетная ставка рефинансирования, она же ключевая. При вычислении величины пеней за различные периоды, следует брать в расчет тот показатель, который действовал на отчетный период исполнения обязательств.

Ставка рефинансирования в 2017 году – таблица

Действующие значения ставки за 2016-2017 гг. собраны в таблицу ниже. Отдельно приведен срок действия процентов.

Начало периода действия Значение показателя в % Документ-основание
Ставка рефинансирования с 2016 г. 11 Информация и Указание ЦБ № 3894-У от 11.12.15 г.
Ставка рефинансирования с 14.06.16 г. 10,5 Информация ЦБ от 10.06.16 г.
Ставка рефинансирования с 19.09.16 г. 10 Информация ЦБ от 16.09.16 г.
Ставка рефинансирования на январь 2017 10 Информация ЦБ
Ставка рефинансирования на февраль 2017 10 Информация ЦБ
Ставка рефинансирования на март 2017 10 Информация ЦБ

Обратите внимание! Самостоятельный расчет и уплата пеней избавят предприятие от взыскания штрафных санкций налоговиками. Не забудьте о перечислении недоимки до, а не после сдачи уточненных расчетов и деклараций.

Ставка рефинансирования ЦБ РФ на 2019 год - это процент, под который Центробанк дает кредиты коммерческим банкам. Также ставка упоминается в законах в целях расчета пени и штрафов за неисполнение различных денежных обязательств. В статье приведены актуальные значения и примеры применения.

Ставка рефинансирования ЦБ 2019 г. — это важная информация не только для банковского сектора и предпринимателей, хозяйствующих субъектов. Понимание этого термина необходимо для анализа экономической ситуации, методов воздействия государства на кредитную политику и инфляционные процессы.

Хотя с 2016 года она утратила свое самостоятельное значение и была приравнена к ключевой ставке (КС), в законодательстве термин употребляется очень часто. Так, для расчета штрафов и пени при неисполнении различных денежных обязательств ставка рефинансирования ЦБ на сегодня необходима.

История термина и значение для экономики

Ставка рефинансирования на 2019 год устанавливается далеко не первый раз. Кроме того, ее значение изменяется Центробанком не в соответствии с определенным графиком, а в зависимости от конкретных экономических обстоятельств. Таким образом, ставки рефинансирования ЦБ РФ на 2019 в таблице по месяцам отражены быть не могут. Такой термин был впервые использован еще в 1992 году, а отдельным указанием Банка России ЦБ РФ (ЦБ РФ или Центробанк) от 11.12.2015 г., как уже говорилось, она была приравнена к КС.

Так что такое ставка рефинансирования ЦБ РФ на 2019 год? Это годовой процент, под который Центробанк выдает кредиты коммерческим кредитным организациям и банкам, а КС, в свою очередь, — это процент ЦБ на более короткий период (одна неделя). Также именно по ней Центробанк принимает от банков депозиты на тот же срок.

Так как коммерческие банки при формировании ставок кредитов для населения вынуждены ориентироваться на КС (меньше она быть не может, это было бы убыточно, ведь банки ведут эту деятельность в целях извлечения прибыли), уменьшение или увеличение КС влияет на кредитную политику и инфляционные процессы в государстве. Так, повышение ставки рефинансирования в 2018 году объясняется официально повышением инфляции.

Механизм следующий: для того чтобы снизить уровень инфляции, ЦБ РФ повышает уровень КС, коммерческие банки поднимают проценты по кредиту для населения, они становятся менее доступными для широкого круга клиентов. Это приводит к снижению покупательской способности граждан и уменьшению прессинга на рубль.

Актуальные значения

Ключевая ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня (2019 год) установлена на уровне 7,75 % (последнее повышение произошло с 14.12.2018). Вот примеры за последние два года.

Момент установления

Значение в процентах

С 17.09.2018 7,5
С 14.12.2018 7,75

Где применяется и как

Норма права

Порядок расчета

(СР берется в своем текущем значении, если не указано иное)

Значение (в процентах от суммы денежного обязательства)

Пени в случае несвоевременного перечисления налогов и сборов.

При возникновении просрочки у физических и юрлиц до 01.10.2017 — 1/300 за каждый день неисполнения обязательства от суммы долга.

При возникновении задолженности после 01.10.2017 для физлиц действуют такие же правила.

При возникновении задолженности после 01.10.2017 у юрлиц:

  • в случае просрочки до 30 календарных дней включительно применяются те же правила;
  • в случае просрочки более 30 календарных дней устанавливаются пени в размере 1/300 для первых 30 дней;
  • и 1/150 — за каждый последующий день, начиная с 31-го.

Санкции (неустойка или штраф) за неисполнение или нарушение исполнения денежных обязательств, если стороны не согласовали отдельно конкретный размер.

1/360 за каждый день.

Штрафные санкции за нарушение оплаты за жилой объект недвижимости или коммунальные услуги.

1/300 СР, установленной на день оплаты по факту, за каждый день просрочки, начиная с 31-го дня, следующего за днем оплаты, для задолженности, образовавшейся за первые три месяца (90 дней) просрочки.

Начиная с 91-го дня 1/130 от СР, установленной на день оплаты по факту.

Пени за задержку зарплаты, отпускных и иных выплат работнику, устанавливаемые для работодателя.

Не ниже 1/150 за каждый день.

Штрафные санкции застройщика при нарушении срока передачи жилого объекта участнику долевого строительства.

1/300 СР, установленной на день исполнения обязательства, за каждый день просрочки.

В том случае, если участником долевого строительства является физлицо, — 1/150.

Как рассчитать на примере

Калькулятор для расчета штрафных санкций размещен на сайте PPT, на странице . Самостоятельный расчет также не представляет особых трудностей.

Например, сумма долга равна 20 000 рублей, а со дня, когда обязательство должно было быть исполнено, прошло 10 дней.

20 000 × 0,0258 % × 10 = 48,4 рубля — для расчета по 1/300.

20 000 × 0,0516 % × 10 = 96,6 рубля — для расчета по 1/150.

Таким образом можно вывести такую общую формулу:

Размер долга × СР / 300 (значение в процентах от долга) × количество дней просрочки исполнения.

В данной статье мы рассмотрим: ставка рефинансирования в 2017 году. Узнаем, где применяется ставка рефинансирования. Пройдемся по законодательным актам по теме.

Банковские учреждения и некоторые другие финансовые предприятия запрашивают денежные средства взаймы у Центробанка России, чтобы потом использовать их для кредитования граждан на различные нужды. Ориентируются они при этом на величину ставки рефинансирования, поскольку она является тем процентом, под который банками берутся заемные средства.

Макроэкономическая стабилизация

Экономика страны, а в частности темпы инфляции находятся в зависимости от ставки рефинансирования, а значит при грамотном контроле за ее размерами она может являться регулятором экономического положения.

Когда ставка рефинансирования увеличивается, все происходит с точностью до наоборот: кредитные продукты вырастают в цене, желающих брать займ у банка становится меньше, спрос на товары резко падает, снижается спрос, замедляется рост инфляции.

Когда нужно знать размер ставки рефинансирования

Хотя ставка рефинансирования – это регулятор отношений Центробанка РФ с банковскими учреждениями по всей стране, знать его величину нужно всем жителям России.

Обладая информацией о проценте рефинансирования, вы оказываетесь осведомленными в следующих ситуациях:

  1. Определение удачного момента для приобретения кредитного продукта. Зная уровень ставки рефинансирования и прогнозы по его росту или падению, можно принимать решения на взятие денег взаймы у банка. Вы сможете реально оценить, выгодно ли это на сегодняшний день, вырастут ли проценты в ближайшее время (если их изменение предусмотрено кредитным договором), не лучше ли было бы подавать заявление позже.
  2. Контроль выполнения условий договора с банком. Людей, неосведомленных о размере ставки рефинансирования, легко ввести в заблуждение. Мало того, что мелкие коммерческие банки сильно завышают ставки по кредитам, многие из них еще намеренно обманывают своих клиентов. Те же, кто наводит справки о состоянии экономики в стране, знают, на какие пункты договора с банком обратить особое внимание, и не дают себя обсчитать.
  3. Оглашение своих требований в суде. Если вы подали заявление в суд, к примеру, на возврат незаконно удержанных средств, или с прошением взыскать задолженность с физического лица или организации, вы будете знать, какую требовать компенсацию от ответчика. Если вам долгое время безосновательно не возвращали ваши деньги, вы можете вернуть не только всю сумму средств, но и проценты за пользование ими. А процент рассчитывается, исходя из актуальной ставки рефинансирования.
  4. Выплата налоговой задолженности. Если вы просрочили уплату налогов и сборов, вам помимо суммы долга придется выплачивать начисленные пени. Их размер зависит от величины ставки рефинансирования. Зная его, вы сможете самостоятельно посчитать, сколько вы должны перечислить в бюджет, и сделать это до получения требования от налоговой.

Где применяется ставка рефинансирования

  • Использование ставки рефинансирования при обложении налогом доходов граждан с некоторых депозитов.

Проценты по вкладам в банках признаются доходами граждан, и законом утверждено налогообложение некоторых из них. Ставка налога равна 35,0% для прибыли от денежного вклада, превысившей сумму, которая вычисляется на основании сведений об актуальном проценте рефинансирования. Налог будет начисляться все время, пока на рублевый вклад начисляются проценты. Не облагаются средства пенсионного вклада, открытого более чем на полгода. Также ставка влияет на обложение НДФЛ некоторых других доходов граждан.

  • Ориентирование на размер ставки рефинансирования при вычислении пеней за просроченные платежи по налогам и сборам.

Когда физические лица или организации вовремя не вносят в бюджет налоговые платежи, на сумму задолженности начисляется пеня за каждый день, пока рассчитанная к перечислению сумма средств не будет выплачена. А пени рассчитываются как 1/300 часть актуальной на день просрочки ставки рефинансирования (за 1 день просрочки), после 31 дня просрочки – 1/500.

  • Применение значения ставки рефинансирования при определении материальной ответственности нанимателя за невыплату в срок зарплаты сотруднику.

На основании положений трудового кодекса, работодателю нельзя задерживать выдачу денег сотрудникам, будь то зарплата, отпускные, больничные, увольнительные или другие полагающиеся им средства. Если выплаты поступают с задержкой, на руки служащие получают не только ожидаемые суммы, но и компенсацию за ожидание. Ее величина будет равняться 1:500 части актуальной ставки рефинансирования за 1 день просрочки, отсчет пойдет со следующего дня после крайнего срока выдачи денег. Максимальный размер компенсационной выплаты оговаривается заранее в трудовом соглашении.

  • Использование значения ставки рефинансирования в формуле расчета НДС с дисконта по векселю и товарному кредиту.

Сумма налога равняется разнице между значением процентов по векселю и процентом рефинансирования, умноженным на 18/118 или 10/110.

  • Учет ставки рефинансирования при вычислении убытков по договору цессии.

Еще она пригодится при расчете убытка от продажи задолженности, учитываемого при уплате налога с прибыли:

Убыток = (деньги, заработанные с договора цессии) * (ставка рефинансирования) * (дни с продажи долга до момента его уплаты) : 365

  • Участие процента рефинансирования в расчете процента по контролируемой сделке.

Единой формулы расчета нет, так как значение зависит от того, в какой валюте выдан займ. Сумма определяется как определенный процент от ставки рефинансирования.

  • Вычисление компенсации налоговыми органами за незаконные действия в отношении налогоплательщиков.

От ставки рефинансирование зависит размер процентов, которые подлежат уплате налогоплательщику, в отношении которого:

  1. был невовремя возмещен НДС,
  2. безосновательно заблокирован расчетный счет,
  3. была истребована лишняя сумма налогового сбора.
  • Определение процентной ставки по займу.

Когда в договоре займа прямо не указаны проценты по нему, они будут рассчитываться, исходя из актуальной ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования ЦБ РФ: прогнозы на 2017 год

Мнения специалистов в области экономики, к которым прислушивается население, по поводу изменений ставки рефинансирования в 2017 году расходятся.

Благоприятные факторы экономики России 2017 года, способствующие появлению положительных прогнозов относительно ставки рефинансирования Показатели экономики РФ 2017 года, на основании которых формируются отрицательные прогнозы относительно процента рефинансирования
Сторонники прогноза:

Специалисты дилингового центра Альпари

Сторонники прогноза:

Глава ВТБ – Костин А. Л.

Снижение роста инфляции. Если сравнивать с прошлым годом, показатель снизился на 2% Непонятная ситуация с будущими колебаниями цен на нефть
Улучшение ликвидности российской валюты Вероятность стабилизации властями бюджета России путем девальвации рубля (возникнет инфляция)
Возврат к прежним позициям активности отечественных организаций Возникновение зависимости процента рефинансирования от внешних долгов России (в прошлом году число выплат организациями в счет внешних долгов сократилось, но это не повлияло на высокую кредитоспособность российского бизнеса)
Закрепление цен на нефть на уровне 45$/барр. и выше
Появление вероятности снятия с России санкций Евросоюза и США

Ставка рефинансирования в 2017

С 2013-го года Центробанком была введена ключевая ставка. Она представляет собой минимальный процент при выдаче займов банкам сроком на неделю и максимальный процент при принятии депозитарных средств.

На сегодняшний день размер ключевой ставки совпадает с величиной ставки рефинансирования. Такая ситуация установилась по утверждению Центробанка с 1 января 2016г., тогда оба значения равнялись 11,0%. До этого процент рефинансирования был самостоятельно рассчитываемым показателем. Последствием этого стал рост размера выплат, имеющих зависимость от ставки рефинансирования.

Вплоть до сентября 2016 года процент рефинансирования продолжал падать, пока не остановился на уровне десяти процентов. В дальнейшем показатель оставался неизменным до начала 2017-го года, пока он, наконец, не сдвинулся с места в сторону уменьшения и не достиг сегодняшнего значения – 9,75%.

Динамика изменений размера ставки рефинансирования в 2017 году:

Величина ставки (%) Период действия ставки Источник информации
9,75 с 27.03.2017 Данные ЦБ РФ от 24.03.17
10,0 19.09.2016-26.03.2017 Данные ЦБ РФ от 16.09.16
10,5 14.06.2016-18.09.2016 Данные ЦБ РФ от 10.06.16
11 1.01.2016-13.06.2016 Данные ЦБ РФ от 11.05.15
8,25 14.09.2012-31.12.2015 Указание Банка России от 13.09.2012 № 2873-У
8,00 26.12.2011-13.09.2012 Указание Банка России от 23.12.2011 № 2758-У
8,25 3.05.2011-25.12.2011 Указание Банка России от 29.04.2011 № 2618-У
8,00 28.02.2011-2.05.2011 Указание Банка России от 25.02.2011 № 2583-У
7,75 1.06.2010-27.02.2011 Указание Банка России от 31.05.2010 № 2450-У
8,00 30.04.2010-31.05.2010 Указание Банка России от 29.04.2010 № 2439-У
8,25 29.03.2010-29.04.2010 Указание Банка России от 26.03.2010 № 2415-У
8,50 24.02.2010-28.03.2010 Указание Банка России от 19.02.2010 № 2399-У
8,75 28.12.2009-23.02.2010 Указание Банка России от 25.12.2009 № 2369-У

Изменение ставки в 2017

Уменьшение процента рефинансирования с 24.03.2017г. по решению собрания директоров ЦБ РФ до 9,75% объясняется рядом факторов:

  • Уровень инфляции оправдал положительные прогнозы и продолжает снижаться.
  • Отношение спроса на кредитные продукты банков и наличия у населения возможностей их оформить поддерживается на выгодном для ЦБ РФ уровне, спрос на товары падает, в итоге становится реальным удержание роста цен в магазинах.
  • Рост экономической активности превысил прогнозируемые значения.
  • Показатель безработицы в стране не изменился.

Основные факторы, положительно влияющие на ставку рефинансирования в 2017 году:

  • принятие Евросоюзом и США решения о снятии санкций с России;
  • рост цен на нефть.

Факторы, способствующие повышению значения процента рефинансирования в 2017 году:

  • резкое повышение спроса на кредиты и займы у населения;
  • неудачный в отношении урожайности год.

Значение ставки рефинансирования

В 2015 – 2016 гг. Центробанк держал ставку рефинансирования на достаточно высоком уровне, до этого она была значительно ниже. Нужно было принимать меры по стабилизации позиции рубля на валютном рынке, поэтому понадобилось использовать в качестве своеобразного инструмента процент рефинансирования. Была предпринята попытка удержания ликвидности российской валюты за счет невозможности выдачи дешевых кредитных продуктов. Высокое значение процента рефинансирования, помимо этого, позволило добиться следующих положительных моментов:

  • Значительно замедлился рост уровня инфляции в стране (с 11% до 6,5%);
  • Снизилась вероятность большого роста инфляции в целом;
  • Нефть не упала в цене ниже, чем 45$/барр.

Как оно всегда бывает, одними плюсами дело не ограничилось, отмечались и отрицательные эффекты высокой ставки рефинансирования:

  • Появился риск опустошения государственной казны;
  • Стало заметно снижаться развитие российских компаний в силу того, что для набора оборотов им необходима была помощь Центрального Банка.

Если падает потенциал отечественных предприятий, то и экономический рост всей страны остается под вопросом, а истощение бюджета вообще может привести к катастрофе, поэтому было принято решение удерживать ставку рефинансирования на уровне ключевой, а в будущем продолжать работать над ее снижением. Власти придерживались данного плана, благодаря чему в период с начала января до середины июня прошлого года процент рефинансирования упал с 11% до 10,5%, а к концу сентября его значение снизилось еще на полпроцента.

А на данный момент изменения ее практически не коснулись, ставка рефинансирования с 1.01.2017г. по-прежнему принимала значение 10%, а на сегодняшний день ее значение достигло уровня 9,75%.

Расчет пени

За неуплату вовремя причитающихся к уплате сумм налогов и сборов предусмотрено начисление пеней за каждый день просрочки вплоть до отправки средств в счет погашения долга.

Пени находятся в прямой зависимости от действующей на момент появления задолженности ставки рефинансирования и вычисляются по следующей формуле:

П = СН * СР/300 * ЧД ,

где П – начисленные пени;

СН – сумма налоговых сборов, не перечисленная в срок;

СР – актуальная ставка рефинансирования;

ЧД – число дней просрочки платежа.

Поазатель “ЧД” определяется с первого после крайней даты уплаты налога дня и до предшествующей дню погашения долга дате.

Если процент рефинансирования подвергался изменениям в период начисления пеней по долгу, вычисление придется проводить для каждого его значения раздельно.

Изменения, касаемые начисления пеней в 2017 году:

  1. Теперь день, в который вы погасили долг перед бюджетом, не включается в число дней для начисления пеней.
  1. С этого года на задержанные суммы по выплатам страховых взносов, отданных под ведомство налоговых органов, распространяются те же правила начисления пеней, что и по налогам и сборам.
  1. С 1.10.2017г. для юридических лиц, задержавших оплату налогов на срок до 30 дней, пеня будет рассчитываться как 1/300 часть актуальной ставки рефинансирования, а начиная с 31-го дня задержки платежа – как 1/150 ее часть.

Законодательные акты по теме

В таблице представлены законодательные акты:

п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина от 05.07.2016 N 03-02-07/2/39318 Об определении количества дней просрочки платежа по налогам и сборам в целях начисления пеней
ст. 75 НК РФ,

ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ

О влиянии ставки рефинансирования на проценты по кредитам, выдаваемым населению
п. 2 ст. 224 части II НК РФ О налоговой ставке по доходам от рублевых вкладов, превышающих суммы, рассчитанные на основании действующей ставки рефинансирования
п. 4 ст. 75 НК РФ О начислении пеней по просрочке налоговых платежей в размере 1:300 части дейтсующей ставки рефинансирования за 1 день задержки платежа
п. 7 ст. 75 НК РФ О начислении пеней за просрочку платежей по страховым взносам
подп. 3 п. 1 ст. 162 НК РФ О вычислении суммы НДС с дисконта по векселям и по товарным кредитам
п. 1.1 ст. 269 НК РФ О расчете процентов по контролируемым сделкам
п. 10 ст. 176 НК РФ Уплата налоговыми органами процентов по невовремя возмещенной сумме НДС
п. 9.2 ст. 76 НК РФ Об уплате процентов налоговыми органами при незаконной блокировке счета компании
п. 5 ст. 79 НК РФ Уплата процентов налоговыми органами при взыскании лишней суммы налогов
п. 1 ст. 809 ГК РФ О выплате процентов по займу, когда в договоре отсутствует информация об этом

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1: Как, опираясь на знание действующей ставки рефинансирования, принимать решение об оформлении кредита?

Ответ: Процент рефинансирования говорит нам о том, насколько дорого обходится для коммерческих банков по всей России взять займ у Центробанка для обеспечения населения кредитами. Чем дороже этот займ, тем больший процент по кредиту будет назначен для клиентов банка. Поэтому, исходя из прогнозов об изменении ставки рефинансирования, можно понять, когда наступит удачный момент для подачи заявления на выдачу кредитного продукта.

Вопрос №2: На какие показатели экономики нужно обратить внимание помимо ставки рефинансирования, чтобы определиться со временем обращения за кредитом в банк?

Ответ: Экономическая ситуация в России по-прежнему остается нестабильной, поэтому практически в равной степени могут сбываться как положительные, так и отрицательные прогнозы по поводу размера ставки рефинансирования. Чтобы самостоятельно оценить ситуацию и сделать свои собственные умозаключения, можно изучить динамику изменений следующих параметров, влияющих на величину процента рефинансирования:

  • курс рубля,
  • стоимость барреля нефти,
  • установление связей с другими странами,
  • покупательскую способность граждан,
  • наличие негативных сезонных явлений.

Вопрос №3: Организация просрочила уплату налога на 2 месяца, как самостоятельно рассчитать сумму, которую она должна перечислить в бюджет?

Ответ: На сумму Вашей задолженности была начислена пеня, начиная со дня, следующего за датой, на которую вы уже должны были отправить деньги в счет уплаты налога. Пеня будет продолжать начисляться, по новым правилам, до дня, когда Вы фактически произведете оплату, не включая в расчет этот день. Пеня рассчитывается как 1:300 часть действующей на период просрочки ставки рефинансирования, а начиная с 31-го дня – как 1:150 ее часть. К вычисленным пеням прибавьте саму сумму долга, и Вы получите сумму, положенную к перечислению.

С января 2016 года в законодательство РФ были внесены изменения, согласно которым ставка рефинансирования была приравнена к ключевой. Последняя является переменным показателем. Ее устанавливает Банк России, в зависимости от экономических показателей, уровня инфляции и других факторов. Она выступает одним из главных инструментов реализации кредитно-денежной политики государства и напрямую влияет на стоимость кредитов, которые выдают коммерческие банки для бизнеса и населения, а также на проценты по депозитным вкладам.

Снижение ставки положительно влияет на развитие экономики. Дешевые кредиты стимулируют развитие бизнеса и потребительский спрос. Но, как известно, развитие происходит по определенным циклам. Это значит, кто Центробанку приходится время от времени менять ставку, осуществляя тем самым регулирование. Так, в период кризиса увеличение этого показателя снижает спрос на кредиты. Уменьшение объемов кредитования, хоть и замедляет рост развития экономики, но позволяет избежать процессов роста инфляции и усугубления кризиса.

Зная точное значение ставки рефинансирования, бухгалтер организации может:

    проверить, правильно ли начислили штрафные санкции контролирующие органы или партнеры по договору;

    самостоятельно произвести расчет неустойки по договору, выплате зарплаты, налогам или другим платежам.

Чтобы узнать, сколько процентов нужно уплатить штрафных санкций, необходимо использовать актуальную величину показателя на момент просрочки. Если в этот период ставка менялась, расчет за период действия каждого ее размера осуществляется отдельно.

Содержит актуальное значение ставки рефинансирования по годам таблица, которая находится на сайте Центробанка. В ней указан размер показателя, период действия и документ, на основании которого изменения вступили в силу. Использовать рекомендуется исключительно эту таблицу (которую вы также видите на данной странице нашего сайта), так как она содержит точные и актуальные данные.

Значение ставки

Сегодня размер ставки регулятор постепенно снижает. Связанно это со стабилизацией экономики и низким уровнем инфляции. Снижение наблюдалось в 2017 году, и на 2018 год прогноз улучшения макро и микроэкономических показателей РФ сохраняется. Последнее снижение показателя произошло 26 марта текущего года. По словам главы ЦБ РФ, регулятор планирует продолжать поэтапное снижение, если экономика будет и в дальнейшем подавать сигналы роста. Следующее изменение возможно уже в апреле 2018 года. Чтобы точно узнать, чему равна ключевая ставка, следует использовать актуальную информацию с сайта Центробанка.

Таблица с динамикой

Менялась ставка рефинансирования постоянно, с момента ее введения в 1992 году. Изменение ставки рефинансирования имело место как в меньшую, так и в большую сторону. В кризисные времена 90-х значение этого показателя менялось менее чем за месяц, а максимальный размер превышал 200 пунктов. Легче всего оценить динамику на графике изменения ставки рефинансирования, а потом и ключевой.
Узнать ставку рефинансирования на дату действия просроченной задолженности можно в таблице, которая приведена ниже.

По годам

Определенного периода, в течение которого действует процентная ставка рефинансирования, нет. Меняется она, в зависимости от состояния финансовой сферы и инфляционных ожиданий. Обычно рост показателя становится следствием удешевления национальной валюты, и наоборот. Чтобы легче было заинтересованным лицам определить размер ставки рефинансирования в разный период действия, используется таблица.

Период действия ключевой ставки Ключевая ставка (ставка рефинансирования*) -%
с 17 июня 2019 года 7,50
с 17 декабря 2018 г. по 16 июня 2019 года 7,75
с 17 сентября 2018 г. по 16 декабря 2018 года 7,50
с 26 марта 2018 г. - по 16 сентября 2018 года. 7,25
с 12 февраля 2018 г. - по 25 марта 2018 года. 7,50
с 18 декабря 2017 г. - по 11 февраля 2018 года. 7,75
с 30 октября 2017 г. - по 17 декабря 2017 года. 8,25
с 18 сентября 2017 г. - по 29 октября 2017 года. 8,50
с 19 июня 2017 г. - по 17 сентября 2017 года. 9,00
с 02 мая 2017 г. - по 18 июня 2017 года. 9,25
с 27 марта 2016 г. - по 01 мая 2017 года. 9,75
с 19 сентября 2016 г. - по 26 марта 2017 года. 10,00
с 14 июня 2016 г. - по 18 сентября 2016 г. 10,50
с 01 января 2016 г. - по 13 июня 2016 г. 11,00
Период действия ставки рефинансирования Ставка рефинансирования (%) Нормативный документ
01.01.2016 г.* С этой даты значение ставки рефинансирования соответствует значению ключевой ставки Банка России - на соответствующую дату установки Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России»
14 сентября 2012 г - 31 декабря 2015 г. 8,25 Указание Банка России от 13.09.2012 № 2873-У
26 декабря 2011 г. - 13 сентября 2012 г. 8,00 Указание Банка России от 23.12.2011 № 2758-У
3 мая 2011 г. - 25 декабря 2011 г. 8,25 Указание Банка России от 29.04.2011 № 2618-У
28 февраля 2011 г. - 2 мая 2011 г. 8,00 Указание Банка России от 25.02.2011 № 2583-У
01 июня 2010 г. - 27 февраля 2011 г. 7,75 Указание Банка России от 31.05.2010 № 2450-У
30 апреля 2010 г. - 31 мая 2010 г. 8,00 Указание Банка России от 29.04.2010 № 2439-У
29 марта 2010 г. - 29 апреля 2010 г. 8,25 Указание Банка России от 26.03.2010 № 2415-У
24 февраля 2010 г. - 28 марта 2010г. 8,50 Указание Банка России от 19.02.2010 № 2399-У
28 декабря 2009 г. - 23 февраля 2010 г. 8,75 Указание Банка России от 25.12.2009 № 2369-У
25 ноября - 27 декабря 2009 г. 9,0 Указание Банка России от 24.11.2009 № 2336-У
30 октября 2009 г. - 24 ноября 2009 г. 9,50 Указание Банка России от 29.10.2009 № 2313-У
30 сентября 2009 г. -29 октября 2009 г. 10,00 Указание Банка России от 29.09.2009 № 2299-У
15 сентября 2009 г. -29 сентября 2009 г. 10,50 Указание Банка России от 14.09.2009 № 2287-У
10 августа 2009 г.- 14 сентября 2009 г. 10,75 Указание ЦБ РФ от 07.08.2009 № 2270-У
13 июля 2009 г. - 9 августа 2009 г. 11,0 Указание ЦБ РФ от 10.07.2009 № 2259-У
5 июня 2009 г. - 12 июля 2009 г. 11,5 Указание ЦБ РФ от 04.06.2009 № 2247-У
14 мая 2009 г. - 4 июня 2009 г. 12,0 Указание ЦБ РФ от 13.05.2009 № 2230-У
24 апреля 2009г - 13 мая 2009 г. 12,5 Указание ЦБ РФ от 23.04.2009 № 2222-У
1 декабря 2008 г. - 23 апреля 2009 г. 13,00 Указание ЦБ РФ от 28.11.2008 № 2135-У
12 ноября 2008 г. - 30 ноября 2008 г. 12,00 Указание ЦБ РФ от 11.11.2008 № 2123-У
14 июля 2008 г. - 11 ноября 2008 г 11,00 Указание ЦБ РФ от 11.07.2008 № 2037-У
10 июня 2008 г. - 13 июля 2008 г. 10,75 Указание ЦБ РФ от 09.06.2008 № 2022-У
29 апреля 2008г. - 9 июня 2008 г. 10,5 Указание ЦБ РФ от 28.04.2008 № 1997-У
04 февраля 2008 г. - 28 апреля 2008 г. 10,25 Указание ЦБ РФ от 01.02.2008 № 1975-У
19 июня 2007 г. - 3 февраля 2008 г. 10,0 Телеграмма ЦБ РФ от 18.06.2007 № 1839-У
29 января 2007 г. - 18 июня 2007 г. 10,5 Телеграмма ЦБ РФ от 26.01.2007 № 1788-У
23 октября 2006 г. - 22 января 2007 г. 11 Телеграмма ЦБ РФ от 20.10.2006 № 1734-У
26 июня 2006 г. - 22 октября 2006 г. 11,5 Телеграмма ЦБ РФ от 23.06.2006 № 1696-У
26 декабря 2005 г. - 25 июня 2006 г. 12 Телеграмма ЦБ РФ от 23.12.2005 № 1643-У
15 июня 2004 г. - 25 декабря 2005 г. 13 Телеграмма ЦБ РФ от 11.06.2004 № 1443-У
15 января 2004 г. - 14 июня 2004 г. 14 Телеграмма ЦБ РФ от 14.01.2004 № 1372-У
21 июня 2003 г. - 14 января 2004 г. 16 Телеграмма ЦБ РФ от 20.06.2003 № 1296-У
17 февраля 2003 г. - 20 июня 2003 г. 18 Телеграмма ЦБ РФ от 14.02.2003 № 1250-У
7 августа 2002 г. - 16 февраля 2003 г. 21 Телеграмма ЦБ РФ от 06.08.2002 № 1185-У
9 апреля 2002 г. - 6 августа 2002 г. 23 Телеграмма ЦБ РФ от 08.04.2002 № 1133-У
4 ноября 2000 г. - 8 апреля 2002 г. 25 Телеграмма ЦБ РФ от 03.11.2000 № 855-У
10 июля 2000 г. - 3 ноября 2000 г. 28 Телеграмма ЦБ РФ от 07.07.2000 № 818-У
21 марта 2000 г. - 9 июля 2000 г. 33 Телеграмма ЦБ РФ от 20.03.2000 № 757-У
7 марта 2000 г. - 20 марта 2000 г. 38 Телеграмма ЦБ РФ от 06.03.2000 № 753-У
24 января 2000 г. - 6 марта 2000 г. 45 Телеграмма ЦБ РФ от 21.01.2000 № 734-У
10 июня 1999 г. - 23 января 2000 г. 55 Телеграмма ЦБ РФ от 09.06.99 № 574-У
24 июля 1998 г. - 9 июня 1999 г. 60 Телеграмма ЦБ РФ от 24.07.98 № 298-У
29 июня 1998 г. - 23 июля 1998 г. 80 Телеграмма ЦБ РФ от 26.06.98 № 268-У
5 июня 1998 г. - 28 июня 1998 г. 60 Телеграмма ЦБ РФ от 04.06.98 № 252-У
27 мая 1998 г. - 4 июня 1998 г. 150 Телеграмма ЦБ РФ от 27.05.98 № 241-У
19 мая 1998 г. - 26 мая 1998 г. 50 Телеграмма ЦБ РФ от 18.05.98 № 234-У
16 марта 1998 г. - 18 мая 1998 г. 30 Телеграмма ЦБ РФ от 13.03.98 № 185-У
2 марта 1998 г. - 15 марта 1998 г. 36 Телеграмма ЦБ РФ от 27.02.98 № 181-У
17 февраля 1998 г. - 1 марта 1998 г. 39 Телеграмма ЦБ РФ от 16.02.98 № 170-У
2 февраля 1998 г. - 16 февраля 1998 г. 42 Телеграмма ЦБ РФ от 30.01.98 № 154-У
11 ноября 1997 г. - 1 февраля 1998 г. 28 Телеграмма ЦБ РФ от 10.11.97 № 13-У
6 октября 1997 г. - 10 ноября 1997 г. 21 Телеграмма ЦБ РФ от 01.10.97 № 83-97
16 июня 1997 г. - 5 октября 1997 г. 24 Телеграмма ЦБ РФ от 13.06.97 № 55-97
28 апреля 1997 г. - 15 июня 1997 г. 36 Телеграмма ЦБ РФ от 24.04.97 № 38-97
10 февраля 1997 г. - 27 апреля 1997 г. 42 Телеграмма ЦБ РФ от 07.02.97 № 9-97
2 декабря 1996 г. - 9 февраля 1997 г. 48 Телеграмма ЦБ РФ от 29.11.96 № 142-96
21 октября 1996 г. - 1 декабря 1996 г. 60 Телеграмма ЦБ РФ от 18.10.96 № 129-96
19 августа 1996 г. - 20 октября 1996 г. 80 Телеграмма ЦБ РФ от 16.08.96 № 109-96
24 июля 1996 г. - 18 августа 1996 г. 110 Телеграмма ЦБ РФ от 23.07.96 № 107-96
10 февраля 1996 г. - 23 июля 1996 г. 120 Телеграмма ЦБ РФ от 09.02.96 № 18-96
1 декабря 1995 г. - 9 февраля 1996 г. 160 Телеграмма ЦБ РФ от 29.11.95 № 131-95
24 октября 1995 г. - 30 ноября 1995 г. 170 Телеграмма ЦБ РФ от 23.10.95 № 111-95
19 июня 1995 г. - 23 октября 1995 г. 180 Телеграмма ЦБ РФ от 16.06.95 № 75-95
16 мая 1995 г. - 18 июня 1995 г. 195 Телеграмма ЦБ РФ от 15.05.95 № 64-95
6 января 1995 г. - 15 мая 1995 г. 200 Телеграмма ЦБ РФ от 05.01.95 № 3-95
17 ноября 1994 г. - 5 января 1995 г. 180 Телеграмма ЦБ РФ от 16.11.94 № 199-94
12 октября 1994 г. - 16 ноября 1994 г. 170 Телеграмма ЦБ РФ от 11.10.94 № 192-94
23 августа 1994 г. - 11 октября 1994 г. 130 Телеграмма ЦБ РФ от 22.08.94 № 165-94
1 августа 1994 г. - 22 августа 1994 г. 150 Телеграмма ЦБ РФ от 29.07.94 № 156-94
30 июня 1994 г. - 31 июля 1994 г. 155 Телеграмма ЦБ РФ от 29.06.94 № 144-94
22 июня 1994 г. - 29 июня 1994 г. 170 Телеграмма ЦБ РФ от 21.06.94 № 137-94
2 июня 1994 г. - 21 июня 1994 г. 185 Телеграмма ЦБ РФ от 01.06.94 № 128-94
17 мая 1994 г. - 1 июня 1994 г. 200 Телеграмма ЦБ РФ от 16.05.94 № 121-94
29 апреля 1994 г. - 16 мая 1994 г. 205 Телеграмма ЦБ РФ от 28.04.94 № 115-94
15 октября 1993 г. - 28 апреля 1994 г. 210 Телеграмма ЦБ РФ от 14.10.93 № 213-93
23 сентября 1993 г. - 14 октября 1993 г. 180 Телеграмма ЦБ РФ от 22.09.93 № 200-93
15 июля 1993 г. - 22 сентября 1993 г. 170 Телеграмма ЦБ РФ от 14.07.93 № 123-93
29 июня 1993 г. - 14 июля 1993 г. 140 Телеграмма ЦБ РФ от 28.06.93 № 111-93
22 июня 1993 г. - 28 июня 1993 г. 120 Телеграмма ЦБ РФ от 21.06.93 № 106-93
2 июня 1993 г. - 21 июня 1993 г. 110 Телеграмма ЦБ РФ от 01.06.93 № 91-93
30 марта 1993 г. - 1 июня 1993 г. 100 Телеграмма ЦБ РФ от 29.03.93 № 52-93
23 мая 1992 г. - 29 марта 1993 г. 80 Телеграмма ЦБ РФ от 22.05.92 № 01-156
10 апреля 1992 г. - 22 мая 1992 г. 50 Телеграмма ЦБ РФ от 10.04.92 № 84-92
1 января 1992 г. - 9 апреля 1992 г. 20 Телеграмма ЦБ РФ от 29.12.91 № 216-91

Возможность изменения показателя рассматривается на заседании совета директоров ЦБ РФ. Руководство регулятора анализирует внешнюю и внутреннюю среду, определяет показатели, которые могут оказывать влияние на экономику РФ, риски, которые при этом возникают. После этого делается прогноз на ближайшую перспективу и принимается решение, увеличивать, уменьшать ли ключевую ставку или оставить этот показатель без изменений.

Ставка на сегодня

Ключевой ставки минимально. Ниже было последний раз в марте 2014 года (тогда ее размер снизился до 7 пунктов). На данный момент прогнозы Центробанка оптимистичные. Руководство регулятора не исключает очередное снижение в ближайшее время, но не исключает и паузу. Пока благоприятные условия сохраняются, текущая ставка повышена, вероятнее всего, не будет. Глава ЦБ РФ заявила, что это пока не планируется даже в том случае, если экономические санкции против России будут усиливаться.

Так же можете в комментарии или задать вопрос