1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) - профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был од­ним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.

Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:

Теория объективного идеализма (стержневым понятием ко­торой является абсолютная идея - Мировой дух);

Диалектика как всеобщий философский метод.

Кважнейшим философским трудам Гегеляотносятся:

"Феноменология духа";

"Наука логики";

"Философия права".

2. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождест­вление бытия и мышления. Врезультате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи.

Абсолютная идея - это:

единственно существующая подлинная реальность;

Первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Следующим ключевым онтологическим понятием филосо­фии Гегеля является отчуждение.

Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего опреде­ленного, отчуждает себя в виде:

Окружающего мира;

Природы;

Человека;

А затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к са­мому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух - отчуждение - окружаю­щий мир и человек - мышление и деятельность человека - реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека - возвращение Абсолютного духа к самому себе. Само отчуждение включает в себя:

Творение материи из воздуха;

Сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) - через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;

Искажение, неправильное понимание человеком окружаю­щего мира.

Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он - носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека - частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный ми­ровой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.

Через человека Мировой дух:

Проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;

Целенаправленно и закономерно движется - действия, по­ступки человека, ход истории;

Познает себя через познавательную деятельность человека;

Творит - в виде результатов материальной и духовной куль­туры, созданной человеком.

3. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.



Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:

все - Мировой дух, "конечный дух" - человек, предметы и явле­ния окружающего мира, процессы - содержит в себе проти­воположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);

Данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

Единство и борьба противоположностей - основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего суще­ствования и развития).

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

Данному тезису всегда находится антитезис - его противопо­ложность;

В результате взаимодействия двух противоположных тезисов по­лучается синтез - новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется те­зис все более и более высокого уровня.

Например:

В качестве самого первого тезиса,- с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис "бытие" (то есть то, что существует). Его антитезис - "небытие" ("абсолютное ни­что"). Бытие и небытие дают синтез - "становление", который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по вос­ходящей линии по указанной схеме.

По Гегелю, противоречие - не зло, а благо. Именно проти­воречия являются движущей силой прогресса. Без наличия про­тиворечий, их единства и борьбы развитие невозможно.

4. В своих исследованиях Гегель стремится понять:

Философию природы;

Философию духа;

Философию истории;

А значит, и их сущность.

Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

Субъективный дух;

Объективный дух;

Абсолютный дух.

Субъективный дух - душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя").

Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением объектов нового духа является право - данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право - реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нрав­ственность, гражданское общество, государство.

Абсолютный дух - высшее проявление духа, вечно действи­тельная истина. Выражением Абсолютного духа являются:

Искусство;

Религия;

Философия.

Искусство - непосредственное отображение человеком абсо­лютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, "увидеть" и ото­бразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениаль­ные люди, в силу этого они являются творцами искусства.

Религия - антитезис искусства. Если искусство - абсолют­ная идея, "увиденная" гениальными людьми, то религия - абсо­лютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.

Философия - синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми - фило­софами. Философия - полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" - по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.

Согласно Гегелю предмет философиидолжен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя:

философию природы;

Антропологию;

Психологию;

Философию государства;

Философию гражданского общества;

Философию права;

Философию истории;

Диалектику - как истину всеобщих законов и принципов. История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного

духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свобо­ды, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:

Восточную;

Антично-средневековую;

Германскую.

Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) - такой пе­риод истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек - фараон, китайский им­ператор и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами.

Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осоз­навать уже группа людей (глава государства, окружение, воена­чальники, аристократия, феодалы), однако основная масса по­давлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит ей.

Германская эра - современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.

5.Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля:

государство - форма существования Бога в мире (по своей силе и "возможностям" воплощенный Бог);

Право - наличное бытие (воплощение) свободы;

Общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;

Богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;

Противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двига­тель прогресса;

противоречия и конфликты между государствами, войны - двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;

"вечный мир" приведет к загниванию и моральному разло­жению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует.Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие - сознанием. Все разумное действи­тельно, а все действительное разумно.

В гегелевской философии новоевропейская парадигма достигает предела. Создается впечатление, что философией Гегеля все уже сказано. Сам Гегель твердо верил в эту иллюзию. Дальнейшее развитие философии он находил невозможным. Но уже современники Гегеля усматривали в его системе непреодолимые изъяны, просчеты и утопические намерения (особенно подметили это немецкие романтики: Новалис, братья Шлегели, Шеллинг). Каковы эти просчеты ? Вот наиболее характерные:

1. Синдромом системосозидания, верой в то, что чисто абсолютная истина выразима в построениях отдельного мыслителя. Требование системного исчерпывающего познания было возведено в закон, в правило философствования. Отсюда догматизм классического мышления. Философы-классики недоверчивы и агрессивны ко всему, что противоречит их системе, не укладывается в нее (в текстах Гегеля вы могли прочесть массу высокомерных и издевательских выпадов в адрес иначемыслящих). Философы-классики не хотели понять друг друга; каждый хочет, чтобы все поняли его одного. Другими словами, классика неосвоила, не пережила мысль о несоизмеримости бесконечной истины с реальными, конечными возможностями человеческого сознания.

2. Сведение философствования к рационально-познавательной процедуре мышления. Орган философии в классике не душа, а разум. Духовная многомерность субъекта редуцируется к одному измерению мыслительному. Воля, чувства, эмоции, страсти вытесняются логикой мысли. Отсюда оценка, данная Вл. Соловьевым, новоевропейской философии: это "философия абстрактного разума" (в раб. "Кризис западной философии"). Вместе с утратой конкретного, живого индивида, философия утрачивает связь с жизнью, со сферой повседневного бытия. Из любви к мудрости, из искусства жить, она превращается в искусство размышления. В ней воцаряется профессиональный жаргон, понятный только для посвященных. Классика не заметила, что человек и мир не в большей мере рациональны, чем иррациональны (она ничего не дала взамен превзойденной ею религии).

3. Новоевропейская философия, начиная с Декарта, разрабатывает метод, ориентируясь на внешние (по отношению к философии) образцы, в частности, на точное знание естественных наук. Ей хотелось быть такой же строгой и доказательной, как, например, математика. Тем самым философия, по крайней мере отчасти, вывела себя из состава гуманитарного знания, дегуманизировала себя. Подлинные смысложизненные задачи философии были ею или забыты, или искажены (Гегель в "Феноменологии духа" с гордостью замечает, что в его лице философия наконец-то становится наукой (логикой). Он не подозревал, что этим он убил философию, ибо для философии стать наукой - значит перестать быть собой). Отсюда следует вывод:

4. Гегелевская философия усугубила и обнажила просчеты рационализма, абстрактного мышления. Классическая парадигма в философии Гегеля исчерпала и изжила себя, оказалась в состоянии кризиса. Философия становилась перед выбором: исчезнуть или коренным образом реформировать себя, искать новую парадигму. Философия выбрала второе. Она пошла другим путем, антигегелевским.

Достижения философии Нового Времени

Практическое значение философии Нового Времени приобрело небывалый дотоле размах. Новая философия не просто отражала осознание человеком своего могущества. Ее значимость как системы мировоззрения, ее мощного воздействия на западную мысль, зиждилась на ее научной, а затем – на технологической прочной основе. Никогда раньше ни один из способов мышления не приводил к таким наглядно ощутимым результатам.

Не случайно Исаак Ньютон достиг вершины своих открытий, используя практически синтез индуктивного эмпиризма Бэкона с дедуктивным математическим рационализмом Декарта, тем самым заставив обильно плодоносить научный метод, впервые введенный Галилеем.

Теперь стало очевидным, что самые высшие свершения человечества можно ускорить с помощью все более изощренного научного анализа и правильного обращения с естественным миром, а также систематически раздвигая границы интеллектуальной и бытийной независимости человека во всех областях жизни – физической, общественной, политической, религиозной, научной, метафизической.

Ныне настала пора осуществлять мечту о человеческой свободе и великих свершениях в этом мире. Человечество узрело наконец просвещенный век.

Философия XIX в. и основные направления современной западной философии

Классический и неклассический типы философии XIX в.

Вл.Соловьев назвал философию Гегеля «поворотной точкой» в развитии западной философии. Эта «поворотная точка», действительно, просматривается очень отчетливо: вместо разума - воля, вера, воображение; вместо рационализма - иррационализм; от философии понятий - к философии жизни Шопенгауэра и Ницше; от абстрактных начал - к конкретности мира и человека; от умозрительной метафизики - к непосредственному опыту жизни; от рациональности умозрительной к рациональности научной (позитивизми натурализм).

Водораздел между классической и неклассической философией проходит по вопросу об отношении к традиционному рационализму и его противоположности– иррационализму; крайними полюсами являются консервативный традиционализм и «радикальный нигилизм».

К классическому типу философии относятся, например, позитивизм, марксизм, неокантианство, феноменология, герменевтика, аналитическая философия и др.

К неклассическому типу философии относятся волюнтаризм, философия жизни в различных ее проявлениях, экзистенциализм, постмодернизм и др.

Рассмотрим четыре философских направления, развивавшихся в XIX в.: два их них относятся к классической традиции (позитивизм и марксизм), два – к неклассической (волюнтаризм и философия жизни).

Основные представители философии XIX в. и их ключевые идеи

Какими мыслями оперирует человек? Это приводит к развитию определенных качеств характера. Привычной стала шаблонность мышления, когда человек оперирует понятиями, которые он воспринял из окружающего мира и не поддает проверке, сомнениям..

Догматизм происходит из древнегреческого языка и обозначает способ мышления, который оперирует и опирается исключительно на догмы – понятия, которые человек не подвергает критике и сомнениям, считает вечными положениями.

В догматизме человек не критично мыслит в отношении тех догм, которыми оперирует. Он их не критикует, не проверяет, не поддает сомнениям. Он слепо верит в авторитеты. Обладает консервативным мышлением, когда не желает воспринимать новую информацию, противоречащую его убеждениям.

Догматизм часто применим в философии, религии и политике:

  • В религии человек должен слепо верить в то, что ему говорится. Он должен верить в догмы и слепо им следовать.
  • В философии догматизм является направлением учения или последователей. Оно возникает, когда человек начинает считать какое-то убеждение истинным и не подвергает его изменению, проверке доказательствами. Противоположными направлениями являются критицизм и скептицизм. В философии догматизм является однобоким суждением, которое требует слепой веры и подчинения.
  • В политике догматизм используется как понятие клише, которое не подвергается изменениям отдельным человеком.

На бытовом уровне многие люди являются догматами – слепо верующими в определенные убеждения и будучи неспособными их изменить, даже если мир и окружающие приводят реальные доказательства существования чего-то другого.

Что такое догматизм?

Что такое догматизм? Данное понятие подразумевает способ мышления, при котором факт, убеждение, формулировка воспринимаются как очевидность и не подвергаются сомнениям. Человек оперирует устаревшими данными, игнорируя все новое и меняющееся. Он не подвергает критике то, что усваивает, и слепо верит в некие догмы. Догматическая концепция исключает связь человеческого мышления с реальностью, избегает всего творческого, игнорирует что-либо новое и критическое мышление. Человек должен принять догму в том виде, в которой она выступает, и верить в нее.

Понятие догматизм берет начало в Древней Греции, где философы Пиррон и Зенон воспринимали догматической любую философию. На сегодняшний день это понятие подразумевает некритическое восприятие неких догм как истинных. Изначально догматизм использовался лишь в религии, где человек должен верить во все религиозные учения о Боге, его единстве, непогрешимости и всесилии.

Догматизм процветал исключительно в религии, где каждый верующий должен верить писаниям, однозначно трактовать идеи, не подвергая их сомнению. Любое инакомыслие считалось ересью.

Согласно словарям, догматизмом является метод мышления, при котором определенные положения превращаются в закостенелые выводы, которые не учитывают изменений условий жизни, не подвергаются критике и изучению наукой. Догма воспринимается как абсолют. Ее противоположностью является диалектика, которая воспринимает все многообразие обстоятельств и условий жизни, изменчивость природы, трансформации и прочие изменения.

Там, где важной становится слепая вера, процветает догматизм. Это направление важно в религии и политике. Люди должны быть слепыми в своих убеждениях, чтобы поддерживать тех, кто стоит во главе движения. В противном случае движение распадется, люди разойдутся и не смогут подкреплять догмы тех, кто хочет управлять толпой.

Догматизм в науке

Догматизм в науке рассматривается как необходимость, когда некоторые выводы и взгляды не следует поддавать критике и сомнениям. Гносеологическая точка зрения определяет догматизм как неосознанное игнорирование изменений и динамики развития, преувеличенное восприятие истинного утверждаемого, избегание логического объяснения и проверки.

Психология рассматривает догматизм как склонность мозга оставаться инертным – он быстрее воспримет некую идею, чем будет стремиться ее объяснить. Это приводит к стереотипному мышлению и консерватизму, когда лучше сохранить прошлое (понятное и предсказуемое), нежели склоняться к неизвестному и творческому настоящему и будущему.

Социология рассматривает догматизм как желание сохранить текущее положение дел, сберечь индивидуальный или групповой статус, который уже был приобретен. Догматизму противопоставляется мышление, при котором факты и выводы делаются на конкретности истины, условиях формирования, целях, месте и времени применимости, ее функционирования в определенных рамках.

Догматизм присущ консервативному уму, который больше склонен верить в устойчивость моральных и универсальных идей. Он не подвергает их сомнению. Здесь происходит извращение морали, когда, например, добро становится злом, если добрый поступок привел к преступлению и не был наказуем. Здесь полностью исключаются любые изменения и перемены, условия и обстоятельства. Идеально подобное мышление подходит в кругах, где требуется слепая вера, например, в религии.

Различные кризисы, которые наступают в жизни любого человека, основываются на догматическом мышлении. Человек сталкивается с ситуациями или обстоятельствами, которые не вписываются в принятые им нормы и правила. Психологи отмечают, что причиной догматического мышления является приспособленчество и непрофессионализм.

Догматизм формирует определенное качество характера в человеке (консерватизм), при котором он становится склонным к утверждению без обсуждения, использованию раз и навсегда приведенных понятий, игнорированию всех изменяющихся обстоятельств и условий жизни.

Человек вынужден принимать любую информацию как истинную, не подвергая ее анализу, не рассматривая ее в различных обстоятельствах. Это вера, которая была внедрена в голову и которую, возможно, человек ни коим образом не проверил. Примерами догм можно назвать:

  1. «Деньги дают власть».
  2. «Порядочных мужчин нет».
  3. «Все бабы – дуры».
  4. «Судьба предопределена» и пр.

Догматизм основывается на незнании и невежестве. Чтобы как-то выжить в мире, человек готов принять любую идею за истину, а потом уже от нее отталкиваться при принятии решений и совершении действий.

Догматизм предполагает страх и уход от самостоятельного мышления, принятых традиций и авторитетов. Примеры такого мышления можно встретить повсеместно, например, в выражении «Мать всегда желает добра своему ребенку». Здесь не учитываются различные обстоятельства и ситуации, когда матери просто физически и морально уничтожали собственных детей, делали их больными.

Догматизм процветает там, где людям необходимо дать некое знание, которое они воспримут как истинное. Человек чего-то не знает, поэтому он готов к получению информации. У него нет ни времени, ни желания, ни возможностей ее проверить. Он не подвергает информацию критике и сомнениям, не проверяет ее истинность. Он просто в нее верит, делает своим убеждением. В результате человек начинает мыслить и действовать, жить на основе данной догмы.

Догматизм в философии

Догматизм в философии является направлением в учении, где берется некая информация и воспринимается как истинная без предварительного ее анализа и без возможности ее изменить.

Зенон и Пиррон воспринимали всю философию как догматическую. Однако прочие философы иначе относились к догматизму:

  1. И. Кант считал догматизм способом познания, при котором новая информация не исследует условия и возможности.
  2. Гегель воспринимать догматизм как абстрактное мышление.

Догматизм в философии является ограниченностью восприятия и доверчивостью к тому, что нет необходимости обладать элементарными знаниями, чтобы познать истину и справиться со сложными задачами. Подобная наивная вера влечет за собой ошибки и иллюзии, что приводит лишь к одному – разочарованию человека.

Противоположностью догматизма является скептицизм – мышление, при котором отрицается любая возможность постичь истину. Скептиками были Пиррон и Зенон. Они обозначали догматиками всех, кто делал некую информацию достоверной и истинной, поскольку подвергали все сомнению и невозможности постичь истину.

Догматизм и скептицизм, по мнению Канта, являются диаметрально противоположными направлениями, которые имеют одну общую черту – однобокость. Ни одно из направлений не способно человеку помочь в развитии мышления. Вот почему промежуточным звеном, золотой серединой он сделал критическое мышление.

Догматизм не позволяет решить проблемы, поскольку отсутствует анализ ситуаций и обстоятельств в прошлом и настоящем, которые привели к их возникновению. Рассуждая шаблонно и готовыми идеями, можно привести лишь к усугублению проблемы, ее осложнению, уходу от реальности.

Многие могут полагать, что догматическое мышление является правильным, поскольку позволяет соблюдать веру, традиции и прочие постулаты. Однако там, где есть догматизм, напрочь отсутствует связь с реальностью, прогресс, рост и развитие. Человек словно застревает в некоем времени, переставая совершенствоваться.

Догматизм препятствует любому росту. Это все равно, что ребенок решит, будто он уже сформировался и ему нужно оставаться таким, каким он уже родился: не будет учиться ходить, говорить, читать и пр. Догматизм связывают с такими понятиями, как консерватизм и авторитетность, поскольку люди нередко ссылаются на некие авторитеты, когда пытаются отстоять свою слепую веру и опровергнуть любое новое течение.

Догматик не обладает знаниями. Он просто слепо верит. Его убеждения часто являются не связанными между собой и порой даже противоречивыми. К примеру, верующий человек, который верит в ценность жизни, пойдет воевать со всеми, кто не верует, убивая их.

Окружающий мир кажется догматику опасным и грозным. В поисках защиты человек готов подчиниться авторитетам, которые будут глаголить некие идеи, часто оторванные от реальности, иррациональные и упрощенные. Здесь становится важным не ценность и правдивость самой информации, а то, от кого она исходит. Человек будет верить безоговорочно тому, кого считает своим авторитетом, веря в любую чушь и безрассудство, которое исходит из его уст.

Итог

Догматизм – это определенный, ограниченный мир, в котором живет человек, пытаясь при этом выжить в реальном мире. Многие страдания, проблемы и нерешенные травмы являются следствием консервативного мышления. Итог – неспособность человека жить полноценно, решать любые проблемы, достигать любых целей.

На продолжительность жизни догматизм может не влиять, поскольку всегда найдутся группы (секты), которые согласны будут принять в свои ряды беспомощного, внушаемого и некритически мыслящего человека, слепо верящего и делающего все, что скажут ему авторитеты.

Догматизм – это концепция мышления человека, которое настраивает его принимать понятия, факты, формулировки с позиции догмы, оперируя очевидностью того, о чем рассуждают, устарелыми данными, не учитывая нового и изменяющегося. Догматическая концепция не имеет стремления воспринимать и познавать новое, научно предопределенное, избегает творческого развития, противоположно критическому восприятию, в основном отстранено от реальности.

Понятие догматизм берет начало в Древней Греции, благодаря философам Зенону и Пиррону, которые рассматривали догматической всякую философию.

Что такое догматизм?

Понятие догма говорит необходимости чего-либо изначально истинным, без критики, научно не изучая и не обосновывая, в основном полагаясь на веру в религии или авторитет. Изначально это понятие выглядело в контексте религиозного понимания: в христианстве истинно было принятие единственности Бога, его непогрешимости и всесильности; в иудаизме – неоспорима идея о реинкарнации и карме.

Догматизм возникал одновременно с развитием религиозных концепций, которые призывали верующих безоговорочно принимать за истину все вероучения, категорически запрещалось вольная трактовка предложенных религиозных догм и считалась в глазах церкви ересью.

Догматизм в науке рассматривается не столько, как некая концепция взглядов, ее характеристики и особенности, а как необходимость сохранить в устойчивом, неизмененном виде эти взгляды и выводы, не поддавая их критике. С гносеологической точки зрения понятие догматизм возникло из неосознанного игнорирования изменений и динамичности развития, преувеличенного восприятия истинности утверждаемого, избегания проверки и логического объяснения.

Психологические корни догматической концепции лежат в том, что мозг инертный, ему легче принять истину, чем объяснять ее. Существует склонность к стереотипному восприятию, предрасположение скорее к консервативному прошлому, чем к творческому и неизвестному настоящему и будущему.

С социальной стороны догматизм проявляется в желании сберечь текущее положение дел, оставить в неприкосновенности индивидуальный или групповой статус. Догматизму противопоставлено мышление, основанное на факте конкретности истины, ее определенности в рамках функционирования, условий формирования, целей, времени и места применимости.

Догматическое мышление из своей принципиальной позиции извращает суть первоначальных моральных позиций, так как автоматически перелаживает функции присущего данной ситуации морального принципа на другие ситуации, в результате чего теряется ее значение, возможно, превращается в ее противоположность. Например, добро воспринимается злом, если оно есть причиной безнаказанности преступлений.

По сути, догматическое мышление присуще для консервативного морального сознания категории человечества, которое привержено к идее абсолютизму: существования постоянно действующих моральных и универсальных принципов, которые против социального прогресса. Примером тому есть религиозный догматизм, суть которого в твердом утверждении благодатности моральных принципов веры, откровения с одновременным игнорированием довода разума, критического мышления, развития науки. Часто догматизм проявляется через фанатизм или формализм. При догматическом, в изучении теоретических, исторических, политических проблем не берутся во внимание факторы времени и места.

Причиной кризисных моментов в экономике, духовной сфере и социальной может являться догматизм. То, что не соответствует нормам, слаженным канонам и догмам нашего понимания и восприятия считается подозрительным и подлежит сомнению. Истоками такого мышления есть непрофессионализм и приспособленчество.

Догматизм в философии

Догматизм в науке, философии оценивается характеристиками философских теорий или их разновидностью. Догматичным считается учение, какое выбирает какое-нибудь объяснение в качестве истины без предварительного анализа, не допуская изменений.

Понятие догматизм после Зенона и Перрона изучало много мыслителей. Философ И.Кант определял его не как всю философию в целом, а как некоторое познание не ориентированное на исследование его условий и возможностей. Гегель, один из творцов диалектической философии, понимал догматизм как абстрактное мышление.

Философский догматизм проистекает из ограниченного восприятия и доверчивости к тому, что без особой подготовки с элементарными знаниями, он может постичь истину и решить сложнейшие задачи, что становятся перед ним. Такой подход, определенный наивной верой, был предречен на множество ошибок и , привел человека к глубокому разочарованию к своей способности познания. В следствие такого разочарования, возник диаметрально противоположный стиль мышления — скептицизм (отрицание всякой вероятности познать истину). Его еще называют в нынешней культуре релятивизмом. Перрон и Зенон называли догматиками всех философов, которые пробовали утверждать свои умозаключения как достоверные, они противопоставляли этому сомнение и нереальность в принципе узнать истину.

Решением этих двоих диаметральных позиций стало изучение границ возможностей познаний человека. Такой взгляд был назван Кантом как критицизм. Он уверял, что с периода Аристотеля догматическим мышлением метафизической науки не было обосновано ни одной идеи из логики и психологии, также уверял, что скептицизм также однобок, как догматизм. Кант критиковал философское учение от Декарта до Вольфа, называя его догматическим. Критикуя догматическое мышление, Кант заявлял, что не может постичь вещи и явления просто так, потому что они существуют. Ни догматизм, ни скептицизм ничему не учат, сверх того, понятие догматизм становится по сути скептицизмом в силу своей однобокости.

Догматизм не может познать настоящих причин возникновения реальных проблем, не изучая их с позиции сегодняшнего и прошлого, в совокупности с разными проблемами, а просто налагая на существующий факт готовые идеи, постулаты, догмы, логические умозаключения. Это нередко провоцирует возникновение ложных проблем, что отдаляет или делает сложным решение настоящих проблемных ситуаций.

Между догматизмом и скептицизмом стал Г.Гегель со своим диалектическим методом. Диалектизм отличается от догматизма тем, что не хранит в себе односторонних умозаключений. Догматики всегда из одних умозаключений выводят другие, игнорируя факты из настоящей жизни. Последовательно «антидогматичной» стала марксистская философия, которая объясняя действительность, служит ее изменению. Такое понимание философской действительности исключает догматизм.

Догматизм в науке препятствует ее дальнейшему прогрессу, так как руководствуется устаревшими или однобокими теориями, откровенно неправильными понятиями. Так, догматическое мышление общества обернулось трагически для Дж.Бруно, Галилео, долго шла борьба против эволюционной теории Дарвина. Догматизм в науке, политике, социуме является тем обстоятельством, что тормозит развитие.

Каждый человек придерживается определённой философии. Его нормы поведения и мышления могут напрямую зависеть от философских взглядов на жизнь, от его отношения ко всему происходящему вокруг.

Философия рассматривает самые разные точки зрения и различные образы мышления. Люди по-разному воспринимают происходящее и по-разному к нему относятся. Позиции людей в определённых ситуациях нередко являются отражением их философских взглядов.

Некоторые люди придерживаются в жизненных ситуациях определённого догматизма. Это также некоторая философская позиция к жизни, но в то же время имеет свои определённые минусы . Что такое догматизм, его положение в философическом смысле, суть понятия - об этом будет рассказано в этой статье.

Для начала стоит рассмотреть определения догматизма. Слово "догма" является по своему происхождению древнегреческим и обозначает "мнение, решение, учение". Отсюда можно выделить следующее определение догматического учения: следование истинам, прописанным определённым учением или мнением.

Это упрощённое определение этого понятия. Если дать более развёрнутое определение, то оно будет выглядеть следующим образом: догматизм - способ мышления , который оперирует определёнными догмами (положения, считающиеся вечными и неизменными, которые не могут быть подвергнуты какой-либо критике), а также опирается на них.

Догматизм имеет свои характерные черты , которые можно обозначить так:

Термин может быть использован в разных сферах - религии, политике и философии .

В религии догматизм встречается довольно часто. Вера обычно предполагает, что её последователи обязательно должны слепо верить в религиозные догмы, не пытаясь их оспорить. В принципе, догматическое учение является чуть ли не основой для возникновения фанатических убеждений и радикальных взглядов. Чаще всего догматическая точка зрения является одним из признаков сект, где их последователи не должны никаким образом даже задумываться о неправильности сектантских религиозных догм и являются рьяными догматиками.

Если рассматривать использование термина "догматизм" в политической сфере, то можно выделить его применение теоретиками коммунистической идеологии . Данный термин является своего рода особым политическим клише. Коммунисты использовали понятие "догматизм" вместе с другим термином - "ревизионизм". Первое означало недопустимую неизменность марксистского учения, а второе - недопустимую степень изменения марксизма.

Догматизм в философии

В философии термином "догматизм" обозначают разновидность философских учений, или же характеристику философских учений. Философское учение признаётся догматичным в том случае, если оно принимает определённые основоположения в качестве абсолютных истин без предварительной проверки, а также возможности их изменения. Догматическое учение является несовместимым с другими учениями: критицизмом и скептицизмом.

Скептицизм

Происхождения термина "догматизм" и его существование его в философии связано с философией античности. Древнегреческие скептики Зенон и Пиррон в своё время утверждали, что достижение истинного знания просто невозможно. Именно поэтому они называли "догматиками" всех тех философов, которые выдвигали, а затем и защищали, различные утверждения и истины, называемые догмами, о различных вещах. Скептики предписывали утверждать о познаваемом, используя выражение "мне так кажется", а также сомневаться во всём, что есть .

Скептики эпохи Возрождения и Нового времени, точнее, ранних его периодов, использовали скептические аргументы для критики различных учений, обвиняя их последователей и идеологов в догматической точке зрения. Прежде всего критике подвергались перипатетики, то есть схоласты, которые были последователями идей Аристотеля.

В Новое время термин "догматизм" был использован Эммануилом Кантом, который назвал догматической все философские учения от Декарта до Кристиана Вольфа . Эти философские учения относились к так называемой рациональной философии. Критика Канта была причиной того, что учения рациональной философии создавались без исследования возможностей, а также предпосылок знания, что должно было осуществлять предварительно. В его работе "Критика чистого разума" использованная им критическая философия стала фундаментом для философского критицизма.

Кант вначале утверждает о том, что познавательные способности человека должны предварительно быть исследованы, а затем подвергнуты критике. Из этого следует, что индивид не может познать вещи сами по себе, но при этом способен познавать определённые явления, которые по закономерностям своей организации принадлежат познающему индивиду. Именно по этой причине, метафизика становилась невозможна как догматическое положительное знание о вещах.

Марксизм и гегельянство

Известный философ Гегель также критиковал догматиков и метафизику, приравнивая термины "метафизика" и "догматизм" к синонимам. Гегель считал, что догматизмом называют одностороннее рассудочное мышление , которое само по себе принимает лишь одну часть диалектического противоречия. Данное положение, по мнению Гегеля, противостояло диалектике.

  • Как утверждал Гегель, догматизм принимает лишь однорассудочное определение, которое в силу своей односторонности исключает противоположные определения. Диалектическое мышление не содержит в себе односторонних определений и не разделяет их, а является целостностью, что предполагает содержание в нём тех определений, которые в раздельности будут восприниматься догматиками незыблемыми и истинно верными.

В рабочем движении - разновидность оппортунизма, характеризующаяся отрывом марксистско- ленинской теории от жизни, конкретной историч. обстановки во всей ее сложности, многообразии и непрерывной изменчивости; является теоретич. Советская историческая энциклопедия

  • ДОГМАТИЗМ - Метод мышления, опирающийся на догмы, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета конкретных условий, отвергает принцип конкретности истины. Экономический словарь терминов
  • Догматизм - (от δόγμα, положение) - философский термин, обозначающий определенное отношение к содержанию системы, а не саму систему. Понятие Д. определяется, главным образом, двумя противоположным ему понятиями - скептицизмом и критицизмом. Вообще говоря... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • догматизм - сущ., кол-во синонимов: 4 доктринерство 4 начетничество 8 схоластика 7 талмудизм 3 Словарь синонимов русского языка
  • догматизм - ДОГМАТИЗМ, а, м. Некритическое мышление, опирающееся на догмы. | прил. догматический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • ДОГМАТИЗМ - ДОГМАТИЗМ - англ. dogmatism; нем. Dogmatismus. Умственная установка, опирающаяся на догмы, неизменные понятия, формулы, вечные истины. Социологический словарь
  • догматизм - -а, м. Метод мышления, исходящий из того, что любые новые знания могут быть порождением, следствием неизменных, закостенелых, вечных, абсолютных истин. Малый академический словарь
  • Догматизм - (греч. dogma – мнение, учение, решение) – способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных практики и науки, конкретных условий места и времени. Словарь по культурологии
  • догматизм - ДОГМАТ’ИЗМ, догматизма, мн. нет, ·муж. (·книж.). Приверженность к догматическому изложению. Толковый словарь Ушакова
  • Догматизм - Метод мышления, при котором определённые положения превращаются в закостеневшие выводы, применяющиеся без учёта конкретных условий жизни. Д. толкует все истины как абсолюты. В противоположность... Большая советская энциклопедия
  • догматизм - Догматизм, догматизмы, догматизма, догматизмов, догматизму, догматизмам, догматизм, догматизмы, догматизмом, догматизмами, догматизме, догматизмах Грамматический словарь Зализняка
  • ДОГМАТИЗМ - ДОГМАТИЗМ - одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. В основе догматизма - слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений. Большой энциклопедический словарь
  • догматизм - Некритическое мышление, опирающееся на догмы, мышление застывшими, неизменными формулами. Большой словарь иностранных слов
  • догматизм - ДОГМАТИЗМ -а; м. Метод мышления, опирающийся на догмы (1 зн.), оперирующий неизменными понятиями, формулами без учёта конкретных условий. Абстрактный д. рассуждений. Преодоление элементов догматизма. Мышление, лишённое догматизма. ◁ Догматический, -ая, -ое. Толковый словарь Кузнецова
  • догматизм - догматизм м. Схематическое, одностороннее мышление, опирающееся на слепую веру в авторитет, защищающее какие-либо устаревшие положения и оперирующее догмами. Толковый словарь Ефремовой