Слайд 2

Слайд 3

Уильям Дж. Морган – основатель волейбола

Официальной датой рождения этой игры считается 1895 год. Волейбол получил свое начало в США и назывался МИНТОНЕТ. Волейбол в переводе с английского означает «летающий мяч».

Слайд 4

  • Скорость полёта мяча при подаче у лучших игроков может достигать 130 км/ч.
  • Рекорд посещаемости волейбольного матча был установлен 19 июля1983 года. За товарищеской игрой сборных Бразилии и СССР на знаменитом футбольном стадионе «Маракана» наблюдали 96 500 зрителей].
  • Слайд 5

    Рекорд по наибольшей продолжительности партии по новым правилам установили в 2002 году в рамках мужского чемпионата Италии «Кунео» и «Сислей» - второй сет этого матча длился 48 минут и завершился со счётом 54:52 в пользу команды из Тревизо. В 2007 году в Афинах команды АЕК и ПАОК с таким же счётом в пользу гостей завершили вторую партию, причём продолжалась она 57 минут.

    Слайд 6

    Волейбол – это спортивная игра, в которой соперничают две команды.

  • Слайд 7

    Цель игры

    Цель игры послать мяч на сторону противоположной команды таким способом, чтобы он коснулся площадки, либо соперник совершил ошибку.

    Слайд 8

    «Секреты» игры в волейбол

    1. Самый мобильный и самый важный человек в игре - связующий. Команда начинается именно с него.
    2. Низкая позиция принимающего позволяет поймать мяч ближе к полу - так его намного легче отбить.
    3. Если мяч летит между двумя игроками, отбивает тот, кто слева.
    4. Второй по счету пас всегда принимает связующий. Но если он не успевает, отбивает тот, кто стоит ближе всего.
    5. Иногда по направлению взгляда нападающего можно догадаться, куда он направит удар.
    6. Последний мяч, переданный не ударом, разыгрывает тот игрок, который стоит лицом к сетке.
    7. Направлять мяч следует наиболее слабому принимающему. Если он перешел на ближние к сетке места (первый ряд), необходимо целиться в крайний правый угол, чтобы связующему невозможно было передать пас.
  • Слайд 9

    Техника игры

    Техника игры включает в себя основные приемы: стойки, передвижения, передачи, подачи, нападающие удары, отвлекающие действия, блокировка, страховка и др. Каждый прием имеет несколько способов выполнения.

    Слайд 10

    Верхняя прямая.

    Исходное положение – высокая стойка лицом к сетке. Мяч удерживается на уровне груди, левая нога впереди. После подбрасывания мяча над головой (несколько впереди себя) игрок выполняет замах вверх-назад, прогибается и отводит плечо бьющей руки назад-вверх. Удар осуществляется чуть согнутой рукой несколько впереди себя.

    Слайд 11

    Подача

    Подача производится из зоны подачи за задней линией игровой площадки с целью приземлить мяч на половине противника или максимально усложнить приём.

    Выполняет подачу игрок, который в результате последнего перехода перемещается из второй в первую зону. Подача производится из зоны подачи за задней линией игровой площадки с целью приземлить мяч на половине противника или максимально усложнить приём.

    Слайд 12

    В современном волейболе наиболее распространена силовая подача в прыжке. Её противоположностью является укороченная (планирующая, тактическая) подача, когда мяч направляется близко к сетке.

    Слайд 13

    Верхняя боковая подача

    Верхняя боковая подача производится аналогично верхней прямой, бьющая рука движется снизу-сбоку-вверх

    Слайд 14

    Прием мяча двумя руками снизу

    Прием мяча двумя руками снизу. Ноги согнуты, одна впереди. Руки прямые, развернуты немного наружу, кисти сомкнуты и опущены вниз. Прием мяча производится на нижнюю часть предплечий, руки в локтевых суставах прямые (не сгибать!). Нет большого встречного движения, руки чуть-чуть приближаются к мячу. Передача мяча осуществляется за счет небольшого разгибания ног и направляющего движения руками

    Слайд 15

    Прием мяча двумя руками сверху.

    Прием мяча двумя руками сверху. Ноги согнуты, одна нога впереди. Руки выполняют встречное движение к мячу. Прием и передача мяча (большие пальцы принимают основную нагрузку, указательные являются основной ударной частью, безымянные и мизинцы удерживают мяч в боковом направлении). Руки сопровождают полет мяча до полного выпрямления.

    Слайд 16

    Блокирование

    Прием игры, для противодействия атакующим ударам соперника. Прыжок происходит из высокой стойки, с последующим приседанием и выпрыгиванием вверх с помощью взмаха согнутыми руками. Далее руки разгибаются в локтях и поднимаются над сеткой, кисти напряжены, пальцы расставлены, кисти направляют мяч вперед-вниз над сеткой на площадку соперника.

    Слайд 17

    Атакующий удар

    Эффективный способ завершающих действий команды. Выполняется широкий беговой шаг правой ногой на стопу с пятки, руки отведены назад, ноги сгибаются в коленях. Затем руки делают взмах вперед-вверх, ноги разгибаются в суставах, отрываются от опоры. Одновременно со взлетом выполняется замах правой руки вверх-назад. Совершается резкий удар, кисть накладывается на мяч сзади-сверху. Приземляться на согнутые ноги.

    Слайд 18

    Иллюстрированные примеры

  • Слайд 19

    Двусторонняя игра по правилам соревнований.

    • Можно играть по упрощенным правилам. Подачу выполнять с площадки. Если у девочек не получается верхняя или нижняя подача мяча, то они могут мяч вводить в игру просто броском.
    • Можно вводить мяч в игру верхней передачей мяча.
    • Играть, соблюдая правила.
    • Разрешается ввести игрока либидо.
    • Игроки играют каждый в своей зоне. В основном игра должна идти через 3 зону. Второй мяч его.
  • ВОЛЕЙБОЛ Волейбол - вид спорта площадке , разделённой сеткой , стремясь направить мяч добить до пола ), либо чтобы игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке).

    • Волейбол - вид спорта , командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке , разделённой сеткой , стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола ), либо чтобы игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке).
    Изобретателем волейбола считается Уильям Дж. Морган Ассоциации молодых христиан (YMCA) в городе Холиоке (штат Массачусетс , США ). В 1895 году теннисную баскетбольную Спрингфилде площадки мяч окружностью 63,5-68,5 см (25-27 дюймов) и массой 340 г, количество игроков на площадке и касаний мяча не регламентировалось, очко засчитывалось только при собственной подаче, при неудачной подаче её можно было повторить, играли до 21 очка в партии.
    • Изобретателем волейбола считается Уильям Дж. Морган , преподаватель физического воспитания колледжа Ассоциации молодых христиан (YMCA) в городе Холиоке (штат Массачусетс , США ). В 1895 году в спортивном зале он подвесил теннисную сетку на высоте 197 см, и его ученики, число которых на площадке не ограничивалось, стали перебрасывать через неё, баскетбольную камеру. Морган назвал новую игру «минтонет». Позже игра демонстрировалась на конференции колледжей ассоциации молодых христиан в Спрингфилде и по предложению профессора Альфреда Т. Хальстеда получила новое название - «волейбол». В 1897 году в США были опубликованы первые правила волейбола: размер площадки 7,6×15,1 м (25 x 50 футов), высота сетки 198 см (6,5 фута), мяч окружностью 63,5-68,5 см (25-27 дюймов) и массой 340 г, количество игроков на площадке и касаний мяча не регламентировалось, очко засчитывалось только при собственной подаче, при неудачной подаче её можно было повторить, играли до 21 очка в партии.
    Правила игры
    • Игра ведётся на прямоугольной площадке размером 18х9 метров. Волейбольная площадка разделена посередине сеткой. Высота сетки для мужчин - 2,43 м, для женщин - 2,24 м.
    • Основная статья: Волейбольная площадка
    • Игра ведётся сферическим мячом окружностью 65-67 см, массой 260-280 г.
    • Основная статья: Волейбольный мяч
    • Каждая из двух команд может иметь в составе до 14 игроков, на поле в каждый момент времени могут находиться 6 игроков. Цель игры - атакующим ударом добить мяч до пола , то есть до игровой поверхности площадки половины противника, или заставить его ошибиться.
    • Игра начинается вводом мяча в игру при помощи подачи согласно жребию . После ввода мяча в игру подачей и успешного розыгрыша подача переходит к той команде, которая выиграла очко. Площадка по количеству игроков условно разделена на 6 зон. После каждого перехода право подачи переходит от одной команды к другой в результате розыгрыша очка, игроки перемещаются в следующую зону по часовой стрелке.
    Подача
    • Подача в прыжке
    • Выполняет подачу игрок, который в результате последнего перехода перемещается из второй в первую зону. Подача производится из зоны подачи за задней линией игровой площадки с целью приземлить мяч на половине противника или максимально усложнить приём. До того как игрок не коснётся мяча при подаче, ни одна часть его тела не должна коснуться поверхности площадки (в особенности это касается подачи в прыжке). В полёте мяч может коснуться сетки, но не должен касаться антенн или их мысленного продолжения вверх. Если мяч коснётся поверхности игровой площадки на стороне принимающей команды, подающей команде засчитывается очко. Если игрок, который подавал, нарушил правила или отправил мяч в аут , то очко засчитывается принимающей команде. Не разрешается блокировать мяч при подаче, прерывая его траекторию над сеткой. Если очко выиграно командой, которая подавала мяч, то подачу продолжает выполнять тот же игрок.
    • В современном волейболе наиболее распространена силовая подача в прыжке. Ее противоположностью является укороченная (планирующая , тактическая) подача, когда мяч направляется близко к сетке.
    Приём подачи
    • Обычно принимают мяч игроки, стоящие на задней линии, то есть в 5-й, 6-й, 1-й зонах. Однако принять подачу может любой игрок. Игрокам принимающей команды разрешается сделать три касания (игроку нельзя дважды подряд трогать мяч) и максимум третьим касанием перевести мяч на половину противника. Обрабатывать мяч на приёме можно в любом месте площадки и свободного пространства, но только не на самой половине площадки противника. При этом если приходится пасом переводить мяч обратно на свою игровую половину, вторая передача из трёх не может проходить между антеннами, а обязательно должна проходить мимо антенн. При приёме не допускается никакая задержка мяча при его обработке, хотя принимать мяч можно любой частью тела. Планирующую подачу могут принимать 2 игрока на задней линии, но для приёма силовой подачи требуется уже 3 игрока.
    Атака
    • Атака
    • Обычно при позитивном приёме мяч принимается игроками задней линии (1-е касание) и доводится до связующего игрока. Связующий передаёт (2-м касанием) мяч игроку для выполнения атакующего удара (3-е касание). При атакующем ударе мяч должен пройти над сеткой, но в пространстве между двумя антеннами, при этом мяч может задеть сетку, но не должен задевать антенны или их мысленного продолжения вверх. Игроки передней линии могут атаковать с любой точки площадки. Игроки задней линии перед атакой должны отталкиваться за специальной трёхметровой линией. Запрещено атаковать (то есть наносить удар по мячу выше линии верхнего края сетки) только либеро .
    • Различают атакующие удары: прямые (по ходу) и боковые, удары с переводом вправо (влево) и обманные удары (скидки). Все атакующие удары выполняются только на своей стороне, переносить руки на сторону противника можно только после выполнения удара.
    Защита (приём атаки)
    • Защита (приём атаки)
    • Приём атакующего удара отличается от приёма подачи, так как в защите в обязательном порядке всегда участвуют все 6 игроков находящихся на площадке; некоторые игроки передней линии ставят блок (иногда все трое), а все остальные играют в защите. Цель защищающихся оставить мяч в игре и по возможности довести его пасующему. Защита может быть эффективной только в случае согласованных действий всех игроков команды, поэтому были разработаны схемы игры в защите, из которых прижились только две: «углом назад» и «углом вперёд». В обеих схемах крайние защитники стоят по боковым линиям, выходя из-за блока в 5-6 метрах от сетки, а вот защитник в 6 зоне, в соответствии с названием схемы, играет или непосредственно позади блока (ловит скидки за блок), или за лицевой линией (играет дальние рикошеты от блока).
    Блокирование
    • Блокирование
    • Основная статья: Блокирование (волейбол)
    • Это игровой приём, при котором защищающаяся команда препятствует переводу мяча при атаке противника на свою сторону, перекрывая его ход любой частью тела над сеткой, обычно руками, перенесёнными на сторону противника в рамках правил. Разрешается переносить руки на сторону противника при блокировании в той степени, чтобы они не мешали противнику до его атаки или другого игрового действия.
    • Блок может быть одиночным или групповым (двойным, тройным). Касание блока не считается за одно из трёх касаний. Блокировать могут только те игроки, что стоят на передней линии, то есть в зонах 2, 3, 4.
    • Либеро
    • Основная статья: Либеро (волейбол)
    • Один или двое игроков (до 2009 года - только один игрок) команды могут быть назначены либеро . Игроки этого амплуа не могут участвовать в блоке, подавать, выполнять нападающий удар по мячу, полностью находящемуся выше верхнего края сетки. Форма либеро должна отличаться от формы остальных игроков. Разрешается заменять либеро неограниченное количество раз, не ставя в известность судью. Так как либеро не имеет права атаковать и блокировать, он обычно находится на задней линии, меняясь позицией с игроками, которых выгодно держать на передней линии, например, с центральным блокирующим
    Регламент
    • Регламент
    • Вторую передачу делает связующий сборной Польши Павел Загумный . Игрок № 2 собирается атаковать первым темпом. Игрок № 11 угрожает атакой с задней линии («пайп»). Блокирующие противника должны решить, какую атаку им закрывать
    • Волейбольная партия не ограничена во времени и продолжается до 25 очков. При этом если преимущество над противником не достигло 2 очков, партия будет продолжаться до тех пор, пока это не произойдёт. Матч продолжается до того, как одна из команд выиграет три партии. В пятой партии (тай-брейк) счёт идёт до 15 очков. В каждой партии тренер каждой из команд может попросить два тайм-аута по 30 секунд. Дополнительно в первых 4 партиях назначаются технические тайм-ауты по достижении одной из команд 8 и 16 очков (по 60 секунд). После окончания первых четырёх партий, а также при достижении одной из команд 8 очков в пятой партии, команды меняются сторонами площадки. В каждой партии тренер имеет право произвести не более 6 замен полевых игроков (кроме либеро).

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Общеобразовательная средняя школа № 2

    Открытый урок в 5 классе

    в рамках городского этапа конкурса «Учитель года 2009»

    Подготовила: учитель

    физической культуры

    Куклина Зоя Викторовна

    Пятигорск

    Ноябрь 2009г.

    Конспект

    урока по физической культуры

    для учащихся 5 класса МОУ СОШ №2

    Тема: волейбол

    Цели урока:

      формировать физическую культуру личности;

      расширять функциональные возможности школьников;

      воспитывать нравственные и волевые качества;

      содействовать развитию психических и индивидуальных свойств личности.

    Задачи урока:

      Обучение технике приема и передачи мяча снизу.

      Совершенствование техники приема и передачи мяча сверху на месте

      Развитие скоростных и координационных способностей

    План урока.

    Место проведения: спортивный зал.

    Инвентарь: баскетбольные мячи (по количеству учащихся), мел, маркеры: бумажные кружки и кнопки, фишки, фломастер, шары.

    Дозировка

    ОМУ

    1. Подготовительная часть

    Построение (организация учащихся к уроку).

    «Равняй-сь!» «Смирно!»

    Приветствие: «Здравствуйте, ребята!»…По порядку «Рассчитай-сь!» … «Вольно!»

    «Равняй-сь!» «Смирно!» «Направо!» За направляющим «Нале-во!» «Ма-рш!»

    Ходьба, бег: согнуть руки в локтях, перейти на ускоренную ходьбу, легким бегом «Ма-рш!»

    И.п.- пальцы в «замок»;

    1-4 - круговые движения кистями рук.

    И.п. – пальцы рук в сжать в кулак.

    1-4- круговые движения руками вперед;

    5-8- круговые движения руками назад.

    И.п.- руки на поясе.

    1-4 – прыжки с продвижением вперед правым боком;

    5-8 – прыжки с продвижением вперед левым боком.

    ОРУ на восстановление дыхания.

      вдох через нос, руки вверх;

      выдох через рот, руки вниз.

    О.С., выяснение количественно состава учащихся.

    Дать указание учащимся: все упражнения выполнять по команде.

    Дать указание учащимся: упражнение закончили.

    Задания объяснять

    по ходу движения.

    Дать указание о соблюдении дистанции.

    Общеразвивающие упражнения с баскетбольными мячами .

    И.п.- мяч внизу в опущенных руках.

    1-4- прямые руки с мячом вверх, ходьба на носках.

    5-6- руки с мячом за головой, ходьба на пятках

    Учащимся взять баскетбольные мячи,

    направляющий останавливается в определенном месте (место определено фишкой).

    И.п. – руки с мячом опущены вниз.

    1-2 - вперед, руки с мячом поднять вверх, прогнуться;

    И.п.- мяч впереди в прямых руках.

    1 – выпад правой ногой с поворотом влево.

    2 – выпад левой ногой с поворотом вправо.

    Напомнить о соблюдении дистанции.

    И.п. – мяч держать в прямых руках перед собой.

    1- мах правой ногой, во время движения коснуться носком ноги мяча.

    1- мах левой ногой, во время движения коснуться носком ноги мяча.

    Спину держать прямо.

    2. Основная часть .

    Техника выполнения стойки волейболиста и способов передвижения по площадке без мяча:

      выполнить стойку волейболиста с последующей имитацией верхней передачи мяча;

      бегом лицом вперед, остановиться по сигналу, принять исходное положение -стойку волейболиста, бегом спиной вперед, стойку волейболиста (от лицевой линии к сетке и обратно);

      приставным шагом вправо и влево от боковой линии волейбольной площадки до другой боковой линии.

    Построение на лицевой линии, мячи положить.

    По окончании выполнения этого упражнения вторые номера берут мячи и выстраиваются в шеренгу напротив другой команды.

    Обучить технике приема и передачи мяча двумя руками снизу:

      принять стойку волейболиста, держа мяч на выпрямленных руках лежащий на запястьях мяч, и выполнить следующие движения: (Рис. 2)

      покачивание руками вверх-вниз и в стороны;

      разгибание и сгибание ног, имитируя нижнюю передачу.

      ударить мячом об пол, выполнить после отскока мяча передачу снизу над собой и поймать мяч. (Рис. 3)

    При приеме мяча руки обучаемого находятся перед туловищем, одна кисть вложена в другую, предплечья развернуты для передачи мяча. Обратить внимание учащихся на опускание кистей вниз. Это позволяет максимально выпрямлять руки в локтевых суставах.

    При выполнении передачи работают руки только в плечевых суставах.

      В парах: первый игрок набрасывает мяч в положение удобное для нижней передачи, второй возвращает мяч нижней передачей.

    3 . Совершенствование техники приема и передачи мяча сверху двумя руками.

    Индивидуальные упражнения:

      передача мяча над собой на месте: на заданную высоту, изменяя высоту от минимальной до максимальной.

      упражнения в парах:

      выполнить верхнюю передачу над собой, затем верхнюю передачу, стоящему напротив ученику;

      встречная верхняя передача мяча.(Рис. 4)

    После серии передач учащиеся меняются ролями

    4.Развитие скоростных и координационных способностей.

    Участник команды становится в круг радиусом 1 метр. По сигналу он подбрасывает мяч, выбегает из круга, оставляет в условленном месте какой-либо предмет, возвращается в круг и ловит мяч. Второй участник подбрасывает мяч, выбегает из круга, подбирает предмет, возвращается в круг и ловит мяч. Побеждают те, кто быстрее выполнят задание и не уронят мяч. (Рис.5)

    3. Заключительная часть.

      Построение, краткое подведение итогов, домашнее задание

      Упражнения на осанку, организованный уход из спортзала

    Рис. 1

    д вижение учащихся шагом в исходное положение.

    п еремещение левым боком вперёд приставными шагами

    п еремещение правым боком вперёд приставными шагами

    ◘ Учитель ● Учащиеся

    Рис. 4

    Р ис. 5

    Литература.

    1. Г.А.Колодницкий Планирование и организация занятий.- Дрофа, М.,2006

    2.Г.П.Богданов Уроки физической культуры.- Просвещение, 1979

    3.А.Г.Фурманов Волейбол.- Спорт. М.,1983

    1 слайд

    2 слайд

    Цель – создать представление о игре в волейбол Задачи: Ознакомить учащихся с происхождением волейбола и его историей. Ознакомить с историей волейбола в СССР. Создать представление о технике волейбола. Формировать интерес к игре в волейбол через обучающее видео.

    3 слайд

    История волейбола Волейбол – это игровой вид спорта, пользующийся немалой популярностью. Занятия этим видом спорта способствуют развитию многих физических качеств: силы рук и плечевого пояса, прыгучести, быстроты реакции, координации движений в пространстве и во времени. Появился волейбол в США в 1895 году. Основоположником этой игры был пастор Уильям Морган - преподаватель колледжа, предложивший назвать игру «волейбол», что в переводе с английского «летящий мяч» (от «volley» - отбивать на лету и «ball» - мяч). В 1900 году появились первые правила волейбола. В западной Европе стал очень популярным пляжный волейбол (2 х 2), в последние годы по этому красивейшему виду спорта проходят чемпионаты Европы и мира, и он включен в программу Олимпийских игр. Волейбол, возникнув в 1895 году, в США, быстро стал популярным в разных странах, особенно на европейском континенте. Первоначально это была игра развлечение. Мяч подолгу находился в воздухе, т.к. большое количество игроков в команде (8 – 10 человек) и слабая техника нападения подолгу не позволяли мячу упасть на площадку. Однако постепенно стали появляться способы перебивания мяча через сетку, затруднявшие защитные действия соперников. Это привело к выделению основных технических приемов: подача, передача, нападающий удар, блок.

    4 слайд

    Менялась и тактика игры. Если первоначально вся тактика сводилась к равновесной расстановке игроков на площадке, то усложнение игры сделало необходимым согласованные групповые и командные действия. Волейбол становился коллективной игрой. В 1947 году была создана Международная федерация волейбола(ФИВБ). Развитие волейбола пошло ускоренными темпами. Стали проводиться первенства Европы и мира, разыгрывается Кубок европейских чемпионов. В 1964 г. волейбол включен в программу Олимпийских игр. В настоящее время членами ФИВБ являются более 110 стран. Весомый вклад в становление мирового волейбола внесли советские спортсмены.

    5 слайд

    Волейбол в СССР. У нас в стране волейбол появился в 1920 – 1921 гг. в Казани, Нижнем Новгороде и в других городах Поволжья. С 1925 г. он активно развивался на Украине, на Дальнем Востоке. Активным популяризатором спортивного волейбола выступило созданное в 1923 г. по инициативе Ф. Э. Дзержинского физкультурно -спортивное общество « Динамо ». В 1925 г. в Москве были утверждены первые в нашей стране официальные правила по волейболу, по которым вскоре (в 1926 г.) были проведены первые соревнования. В этом же году была проведена первая междугородная встреча между волейболистами Москвы и Харькова. А уже в 1928 г. на I Всесоюзной спартакиаде в Москве впервые был разыгран всесоюзный чемпионат по волейболу среди мужских и женских команд. Встречи на Спартакиаде способствовали единому толкованию правил соревнований, убедили в необходимости коллективных командных действий. После этого волейбол повсеместно стал массовым видом спорта. Привлечению молодежи к занятиям волейболом способствовал введенный в 1931 – 1932 гг. физкультурный комплекс ГТО, одной из задач которого было улучшение общей физической подготовленности занимающихся спортом. На этой базе повышалось мастерство волейболистов, расширялись технические возможности игроков и команд. Волейбол становится в полном смысле слова спортивной игрой. Его включали в программы многих крупных соревнований. В 1932 г.была создана Всесоюзная секция волейбола, а с 1933 г. стали регулярно проводиться первенства Советского Союза. Первые международные встречи наши волейболисты провели в 1935 г.с командами Афганистана. В двух играх победили советские спортсмены.

    6 слайд

    Вскоре уже стали проводиться чемпионаты мира по волейболу. Мужские ЧМ с 1949, а женские с 1952 года. Интересно то, что уже на первом чемпионате мира, сборная СССР заняла первое место, а женская сборная в том же году первое место в Чемпионате Европы. С того времени наши спортсмены и до сих пор в рядах лучших на мировой арене. Уже в 1964 году волейбол был в включен в программу Олимпийских игр, проходивших в Токио. На этих соревнованиях золото взяли волейболисты СССР, и волейболистки Японии. За все время прохождения Олимпийских игр(с того времени как волейбол вошел в программу Олимпийских игр), наши волейболисты и волейболистки семь раз становились олимпийскими чемпионами. Популярность волейбола в мире продолжала расти. Проводились первенства стран и континентов. Встал вопрос об включении его в программу летних Олимпийских игр. в 1957 г. сессия Международного олимпийского комитета приняла решение признать волейбол олимпийским видом спорта. На прошедших после этого олимпиадах советские волейболисты и волейболистки по три раза становились чемпионами. Победили наши спортсмены и на ХХI I Олимпийских игр в Москве. Из года в год росло количество международных соревнований и турниров. С 1965 г. установилась такая их последовательность проведения по годам: волейбольный турнир на Олимпийских играх, в следующем году – кубок мира, затем – первенство мира, затем –первенство Европы, и наконец – вновь Олимпийские игры.

    7 слайд

    8 слайд

    Общие сведения Техника игры в волейболе подразделяется на технику нападения и технику защиты. Как в нападении, так и в защите выделяют: стойки и перемещения, технику владения мячом. Во время игры волейболист перемещается по площадке. Целью этих перемещений является выбор наилучшего места для приема мяча, для выполнения других технических приемов. Максимальная готовность к перемещениям – вот что самое главное в стартовых стойках игрока. Стойки различаются по степени сгибания ног: основная, высокая, низкая. Основная стойка (рис.1): ноги на одном уровне и слегка согнуты, стопы параллельны на расстоянии 20 – 30 см друг от друга, туловище не сильно наклонено вперед, руки согнуты перед собой. Приняв определенную стойку, одни игроки стоят неподвижно (статическая стойка), другие двигаются на месте переступанием или подскоками (динамическая стойка). Перемещения по площадке выполняются ходьбой, бегом или скачком.

    9 слайд

    Ходьба. Игрок ходит пригибным шагом, вынося ногу вперед слегка согнутой.Это позволяет сохранять стойку и быстро принимать необходимые исходные положения для выполнения тактических приемов. Бег. Быстрые перемещения по площадке и резкие изменения направлений выполняются бегом на слегка согнутых ногах. Последний беговой шаг наиболее длинный, так как после него следует стопорящее движение (остановка, смена направления, выпрыгивание для нападающего удара или блока). Скачок обычно выполняется после шага или бега, когда игровая ситуация заставляет предельно быстро занять новую позицию для выполнения технического приема. Рис.1 Стойки волейболиста: а) основная стойка; б) стоика в момент выполнения передачи двумя руками сверху

    10 слайд

    Подачи. Технический прием, которым мяч вводится в игру, называется подачей. Общими деталями техники для всех видов подач являются устойчивая стойка, удобная для удара, подбрасывание мяча, удар по мячу, переход волейболиста к последующим игровым действиям. Различают несколько разновидностей подач: нижняя прямая (рис.2), нижняя боковая (рис.3), верхняя прямая (рис.4) и верхняя боковая (рис.5). Так называемая планирующая подача (рис.6) является разновидностью верхней подачи. Особенность « планирующей » подачи заключается в том, что удар по мячу наносится рукой закрепленной в лучезапястном суставе, без всякого сопровождения (рис.7). В результате этого мяч не вращается, а планирует, не имея траектории полета. Прием таких мячей затруднен. Также часто применяется подача в прыжке (рис.8). В подаче в прыжке главное - это правильно подбросить мяч, если не правильно подбросить, то вряд ли вы вообще подадите. Мяч необходимо подбрасывать перед собой и вперед, на расстояние необходимое для разбега. При этом высота и длина подброса определяется индивидуально, исходя из простого удобства.

    11 слайд

    Рис.2 Нижняя прямая подача (вид спереди и сбоку) Рис.3 Нижняя боковая подача. Рис.4 Верхняя прямая подача Рис.5 Верхняя боковая подача.

    12 слайд

    Рис.6 Вариант верхней боковой подачи, так называемая планирующая подача Рис. 7 Способы ударов по мячу при выполнении планирующих подач.

    13 слайд

    Передачи. Технический прием, с помощью которого мяч направляется партнеру для продолжения игры или переправляется на сторону противника, называется передачей. По направлению относительно передающего различают передачи вперед, над собой и назад. По длине траектории различают: длинные передачи – через зону; короткие - в соседнюю зону; укороченные – в свою зону. По высоте различают передачи низкие (до 1 м над сеткой), средние (свыше 2 м), а по расстоянию от сетки – близкие (менее 0,5 м) и отдаленные (более 0,5 м). Наиболее распространенной является передача двумя руками сверху (рис.8,а). Ее главные преимущества заключаются в надежности и точности. При выполнении этой передачи в исходном положении ноги игрока согнуты в коленях, руки вынесены перед лицом так, что большие пальцы находятся примерно на уровне бровей. Кисти рук слегка повернуты внутрь, концы пальцев образуют овал в форме ковша (рис.8,б). Пальцы оптимально напряжены.

    14 слайд

    При приближении мяча встречное движение к нему начинают ноги – они выпрямляются в коленных суставах и поднимают тело игрока. Вслед за этим в движение включаются руки - они поднимаются и выпрямляются на встречу мячу. Основную амортизирующую нагрузку принимают на себя большие пальцы. Указательные (главным образом) и средние пальцы являются ударными. Безымянные пальцы и мизинцы удерживают мяч с боков, не захватывая его. Эти движения ног, туловища и рук, выполненные слитно, обеспечивают короткое касание мяча упругими пальцами, позволяют направить его в нужную точку по задуманной траектории. Изучите позы и движения волейболиста при передачах двумя руками сверху, обратите внимание на положение ног, туловища рук в основной стойке (рис.8,а); расположение пальцев рук на мяче (рис.8,б); движения волейболиста при передачах мяча вперед, над собой и назад (рис.9). Другие виды передач применяются реже: двумя руками сверху в прыжке (рис.10,а), одной рукой сверху(рис.10,б),двумя руками снизу(рис.16). В современной игре передача –важный элемент организации нападения, связывающий защиту с атакой. Задача передающего игрока в связи с этим – создавать партнерам наилучшие условия для атаки нападающими ударами. Каждый волейболист должен овладеть всем арсеналом быстрых и точных передач, уметь чередовать (менять) их по длине, высоте, направлению, своевременно выполнять отвлекающие действия.

    15 слайд

    Рис.8 Передача мяча двумя руками сверху (а) ; положение кистей рук и расположение пальцев на мяче в момент выполнения передачи (б). Рис. 10 Другие виды выполненная в различных направлениях передач в волейболе: а) двумя руками в прыжке, б) одной рукой сверху. Рис.9 Передача двумя руками сверху, выполненная в различных направлениях: а) вперед; б) над собой; в) назад.

    16 слайд

    Основные виды передач в волейболе: - «просто» обычный высокий пас во 2-ю и 4-ю зону. - «метр» пасуется в 3-ю зону, на высоту метра от сетки. - «метр сзади» пасуется также как и метр, только связующий дает пас себе за спину. - «взлет» пасуется в 3-ю зону. В момент, когда мяча касается связующий, нападающий уже должен быть в воздухе с вытянутой рукой готовой к удару, а связующий должен быстрым и коротким пасом вложить мяч в руку нападающего. - «взлет сзади» пасуется как обычный взлет, только за голову и нападающий бежит чуть с опозданием. - «душка» пасуется как взлет, но только в разрыв блока. Например, между третей и четвертой зоной. - «стопка» играется как взлет в 3-й зоне, но мяч не швыряется с силой в руку нападающему, а подвешивается над сеткой на высоте 20-50 см.Нападающий должен бежать с задержкой, по сравнению с взлетом. Но такие удары легче блокировать, так как блокирующим есть время, чтобы успеть поставить блок. - «прострел» пасуется на антенну, ниже и быстрее чем «просто», в момент, когда связующий касается мяча, нападающий должен быть в завершающем этапе разбега и готовым к прыжку. - «марита» пасуется как «метр»,но отличие в том, что нападающий имитирует разбег на взлет и останавливается, блок поднимается, в тот момент, когда блок опускается, прыгает и бьет нападающий.

    17 слайд

    Нападение Нападающие удары. Технический прием атаки, состоящий в перебивании одной рукой мяча, находящегося выше верхнего края сетки, на сторону противника, называется нападающим ударом. Скорость полета мяча зависит от удара: чем сильнее удар, тем больше скорость, следовательно, его труднее принять. По технике выполнения, различают прямой нападающий удар и боковой. И тот и другой могут быть выполнены в прыжке с места или с разбега. По скорости полета мяча различают: 1) Силовые(скоростные); 2) Кистевые(ускоренные); 3) Обманные(медленные). Прямой нападающий удар. Длина разбега колеблется от 2 до 4 м и состоит из 2 – 4 шагов. Первый шаг короткий, выполняется мягко, как бы крадучись, последний шаг длинный, выполняется в виде скачка. Прямая нога выносится вперед и ставится на пятку, в след за этим быстро приставляется другая нога. Туловище слегка отклоняется назад, руки внизу –сзади. Вместе с перекатом на носки ноги выпрямляются и выполняется прыжок, бьющая рука взмахом по кратчайшему пути поднимается

    18 слайд

    В прыжке плечи и бьющая рука отводится назад, туловище прогибается(рис.12). С этого момента начинается выполнение собственно нападающего удара. Первое движении – выведение вперед локтя бьющей руки. Бьющая рука, разгибаясь в локтевом суставе, начинает движение вперед и акцентированным движением кистью ударят по мячу. Пальцы кисти в момент удара плотно сжаты, мяч находится несколько впереди игрока. Приземление после удара выполняются на согнутые ноги с опущенными руками, что дает игроку возможность быстро начать перемещение в нужном направлении или выполнить повторный прыжок для блокировки.

    19 слайд

    Боковой нападающий удар выполняется после широкого через сторону замаха бьющей рукой. Изменяя движения руки и кисти, можно выполнять также нападающие удары с переводом мяча вправо и влево.

    20 слайд

    Удар переводом вправо или влево. Удар переводом вправо или влево бывает с поворотом туловища и без. Удары с поворотом туловища выполняются также как и прямой, но с незначительным поворотом туловища в сторону удара и удар по мячу наносится сверху – сзади - справа. При переводе вправо туловище начинает моментальный поворот после отрыва от земли, далее его порядком при наклоняют влево, а плечо отводят от сетки. А при ударе без поворота туловища основную роль играет удар по мячу кистью.

    21 слайд

    Блокирование в волейболе Технический прием защиты, с помощь которого преграждают путь мячу после нападающего удара со стороны противника, называется блоком, а действие защитников – блокированием. Из положения игрока (рис.20),готовящегося к блокированию, приставным шагом, скачком или бегом защитник перемещается к предполагаемому месту блокирования. Последний шаг перед выпрыгиванием выполняется как напрыгивающий, стопорящий (по типу разбега перед нападающим ударом); другая нога приставляется на ширину плеч. Затем следует выпрыгивание. Движение начинают ноги, затем продолжают руки. При приближении мяча руки выпрямляются и ставятся на пути его движения: пальцы рук разведены и оптимально напряжены, кисти слегка согнуты, чтоб мяч направить вперед – вниз на площадку противника.

    23 слайд

    Прием мяча в волейболе Техника защиты. В защите применяются те же стойки, что и в нападении, но чаще используются низкие стойки. Перемещение в защите так же мало чем отличаются от перемещений в нападении – ходьба, бег, выпады и прыжки, однако выполняются они, как правило, стремительно, с резкими остановками, с быстрой сменой направлений, часто переходит в прыжок или нападение. К противодействиям относятся приемы мяча и блокирование. Прием мяча – технический прием защиты, позволяющий оставить мяч в игре после нападающих действий соперников. Основным в современном волейболе является прием мяча двумя руками снизу(рис.16). Он является наиболее надежным против возросшей мощи нападения, против сильных ударов и планирующих подач. При этом способе приема мяча туловище вертикально или слегка наклонено вперед, прямые руки опущены вперед – вниз, локти сближены, кисти вместе. Мяч принимается на предплечья ближе к кистям рук (говорят – «на манжет»рис.16).

    25 слайд

    Прием мяча двумя руками сверху применяется против не сильно летящих мячей, а также в случаях, когда другой способ приема не рационален. Так, игровая ситуация часто заставляет выполнять прием и направленную передачу с последующим падением на спину (рис.17 и рис.18). В других же случаях прием двумя руками сверху аналогичен одноименной передаче. рис.17. Прием мяча с падением и перекатом на спину рис.18. Прием мяча с выпадом и падением(перекатом на спину)

    26 слайд

    Прием мяча одной рукой снизу считается не точным и применяется сравнительно редко, но, если мяч летит далеко от игрока и другим способом его принять невозможно, волейболист вынужден использовать этот прием. Прямая рука с напряженно сжатыми пальцами преграждает путь мячу; ударное движение выполняется ладонью, кулаком, предплечьем или плечом. Ног в этих движениях, как правило, не участвуют. Одной рукой снизу в падении (рис.19) мяч принимается после разбега и прыжка. Прежде чем освоить этот способ приема, следует научиться правильному приземлению. После приема мяча руки вытягиваются вперед и разводятся в стороны несколько шире плеч, ставятся на пол и медленно сгибаются в локтях, амортизируя силу падения. Игрок приземляется на грудь и делает перекат на живот и бедра. Освоив элемент на гимнастических матах и на полу, его можно безопасно применять на игровых площадках.

    Презентация по физической культуре

    Тема презентации: волейбол выполнила Ермакова Альбина, студентка группы 6-т


    Что такое волейбол?

    • Волейбол (от англ. volley - удар с лёта и ball - мяч) – это олимпийский вид спорта, целью в котором является направить мяч в сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на половине соперника или добиться ошибки со стороны игрока команды соперника.

    История возникновения

    • Считается, что волейбол возник благодаря Уильяму Дж. Моргану , преподавателю физического воспитания одного из колледжей Холиока (США). В 1895 году на одном из своих уроков он подвесил сетку (примерно на высоте 2 метра) и предложил своим ученикам перебрасывать через неё баскетбольную камеру. Получившуюся игру Морган назвал «Минтонетт». Спустя два года был разработан и запущен в производство первый волейбольный мяч.


    Как минтонетт стал волейболом?

    • В ходе проходившей в Спрингфилде конференции молодых христиан игру было решено переименовать. Предложил новое название Альфред Хальстед(профессор). По его мнению, «летающий мяч», а именно так можно перевести английское слово volleyball, подходит как нельзя лучше.
    • В 1922 году в Бруклине были проведены первые международные соревнования, это был чемпионат YMCA с участием 23 мужских команд.

    Первые правила волейбола

    • Первые правила волейбола в США были опубликованы в 1897 году: размер площадки составлял 7,6 x 15,1 метра, высота сетки 198 сантиметра, мяч окружностью примерно 63,5-68,5 сантиметра и массой 340 грамм, касаний мяча и количество игроков не регламентировалось, очко засчитывалось лишь при собственной подаче, а при неудачной подаче её было можно повторить, играли до 21 очка в одной партии.

    Первые правила

    • Основные правила, часть которых дошла и до наших дней, сформировались примерно в 1915-1925 годах: розыгрыш партии с 1917 года был ограничен 15 очками, высота сетки составляла 243 см; а в 1918 г. было определено количество игроков - шестеро; с 1922 г. стало разрешаться только три касания мяча; в 1925 г. утвердили современные размеры площадки, вес и размеры волейбольного мяча. Данные правила применялись в странах Африки, Европы и Америки, в то время как Азия вплоть до начала 1960 годов играла по собственным правилам: с 9 или 12 игроками на площадке размером 11х22 метра без смены позиций игроков во время матча.

    Волейбол в наши дни

    • На данный момент волейбол является одной из самых популярных и любимых спортивных игр. В него играют как на закрытых площадках, так и на свежем воздухе.

    Основные правила волейбола

    Игроки делятся на две команды: каждая по 6 человек. Для победы требуется 25 очков.

    Одно очко начисляется:

    • Когда мяч коснулся земли на половине площадки противника.
    • При неудачной подаче противника (в сетку, в аут).
    • При касании сетки игроком противника.
    • При заступе игроком противника на вашу половину площадки.
    • При заступе за лицевую линию в подаче.
    • При четвертом и далее касании мяча командой противника или же при двойном касании мяча одним и тем же игроком.

    Технические аспекты

    • Высота сетки для мужчин: 2,43 м. Для женщин: 2,24 м.
    • Периметр площадки: 18 x 9 метров.
    • Длина окружности волейбольного мяча 65-67 см, а вес мяча – 250-280 г.
    • Площадка состоит из 6 зон, делящихся по номерам.
    • Волейбол состоит из следующих элементов: подача, прием, пас, нападающий удар, блок .

    • Производится из-за лицевой линии. Ни в коем случае нельзя заступать за лицевую линию до момента подброса мяча! Подача бывает нижняя, верхняя, крученая, планирующая и силовая в прыжке. Самая легкая: нижняя. Подходит новичкам. Мяч в таком случае бьются снизу тыльной стороной ладони. Выходит своего рода «свечка». Самая сложная: силовая в прыжке. Является элементом нападающего удара, практикуется профессионалами или очень хорошими игроками. Хорошую силовую подачу можно принять только снизу.

    • 50% мячей приходятся в центр площадки на либеро. Также в приеме участвуют диагональные. В приеме НЕ участвует игрок первого темпа и КРАЙНЕ РЕДКО участвуют игроки второго темпа.
    • В профессиональном волейболе принять мяч можно только нижним приемом. Но в любительском часто бывают легкие подачи, которые можно принять и сверху. В идеале принимающий должен высоко навесить мяч игроку первого темпа (пасующему) на расстояние 1 метр от сетки в 3-ю зону.

    • Приняв мяч, игрок второго темпа верхней передачей навешивает пас на удар во 2-ю или 4-ю зону. Пас может быть «обманным» - за спину, назад. Реже пасующий подбрасывает мяч над собой для удара диагональных из 1-й и 5-й зон. Если бьет диагональный, то он должен совершить прыжок ДО линии нападения! Иначе очко засчитывается в пользу противника.

    Нападающий удар

    • В нападении участвуют доигровщики и диагональные. Оттягиваясь за линию нападения, они совершают разбег и хлесткий удар, стараясь ударить по мячу как можно сильнее и точнее. 60% очков команде приносит именно нападающий удар .
    • Либеро в профессиональном волейболе в нападении не участвует.

    • Грамотно поставленный блок приносит команде до 40% очков в профессиональном волейболе. На блок обычно выходят доигровщики и игрок второго темпа. Блок ставится одним, двумя или - что бывает в основном у профессионалов - тремя игроками. Главный нюанс блока: вовремя прыгнуть и вытянуться вдоль сетки, жестко выпрямив обе руки. Таким образом блокирующий перекрывает нападающему зону своей площадки, затрудняя маневр атаки.
    • Решающим фактором на блоке является рост игрока. Чем он выше, тем блок качественнее.

    Переходы

    В игре присутствует система переходов. Она работает по следующему принципу:

    • Команда 1 подает команде 2 мяч, и в результате розыгрыша выигрывает очко.
    • Происходит следующая подача. И так до тех пор, пока команда 2 не забьет очко команде 1.
    • Право на подачу переходит к команде 2.
    • Команда 2 подает до тех пор, пока ей не забьет мяч команда 1.
    • В таком случае команда 1 делает переход: все игроки смещаются по часовой стрелке и занимают места соседей. Т.е. игрок из зоны 1 переходит в зону 6. Игрок из зоны 6 - в зону 5 и так далее.


    • Игрок первого темпа (центральный блокирующий, связующий, «распасовщик») - стоит под сеткой, дает пас нападающим во 2-ю или 4-ю зону, а также ставит блок нападающим ударам противника. В приеме не участвует. Если ему дали пас на удар, то такой пас обычно короткий и невысокий: буквально полметра над сеткой. Номер центрального блокирующего 3-й. Обычно это самый высокий игрок в команде.
    • Игроки второго темпа (доигровщики) - нападают с краев сетки, участвуют во всех элементах игры: прием, блок, подача (после перехода), пас и нападающий удар. На площадке их номера: 2-й и 5-й. В их задачу входит как забить мяч, сыграв против блока противника, так и поставить эффективный блок вместе с центральным блокирующим против атаки. Обычно атакуют в любую зону, кроме 6-й, т.к. там стоит на приеме либеро - главный защитник команды. Обычно в приеме не участвуют.

    Расстановка игроков на площадке

    • Диагональные - самые высокие и сильные игроки. Их основной задачей является атака и подача. Участвуют также и в блоке. Это основная сила команды, приносящая ей очки. Диагональные не участвуют в приеме, на площадке расположены по диагонали друг к другу. Стоят под номерами 1 и 4. Атакуют со второй линии, страхуя неудачный пас связующего. Диагональный под номером «1» не имеет право бить из 2-й или 4-й зоны! Его разбег и удар должен происходить ДО линии нападения.
    • Либеро - игрок второй линии под номером 6. Находится в самом центре своей площадки. Это главный защитник команды, ответственный за прием подач и силовых ударов. Обычно это самый невысокий член команды, т.к. ему приходится часто падать и вытаскивать низкие силовые мячи. Либеро не участвует в атаке, не может ставить блок и передавать мяч сверху при нахождении в трехметровой зоне возле сетки.