Гордеева Елизавета и Рулёва Анастасия.

Проектно-исследовательская работа по теме "Готика". В презентации расскрыты основные особенности готического искусства, на примере нескольких архитектурных сооружений-готических храмов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект на тему: «Готический храм – образ мира»

Значимость данной темы в искусстве Тема готический архитектуры актуальна в наши дни. Прекрасные готические соборы, построенные во Ф ранции, Германии и Италии, и по сей день привлекают множество туристов. Возникнув в середине 12 века, этот стиль архитектуры и сейчас представляет интерес как для архитекторов,так и для простых любителей искусства. Сущность христианской церкви выражается в ее внутреннем убранстве. Готический стиль возвел создание христианских храмов на наивысшую ступень его развития,т.к. ни в каком другом архитектурном стиле интерьер церкви не получил такого преимущественного значения перед экстерьером, как в готическом. Именно поэтому мы выбрали эту тему для нашего проекта.

Возникновение готики. Своим названием готический стиль обязан Вазари, итальянскому историку искусств 16 столетия. Для этого писателя прилагательное «готический» или «готский» было равносильно эпитету «северно-варварский». Готика заимствована из Византии. Позднейшие попытки дать стилю более правильное название, руководствуясь его происхождением, как германский или французский,или же на основании одной из его особенностей, как стрельчатый стиль, не имели успеха. Благодаря своей нейтральности название «готический» сделалось общеупотребительным. Самая первая церковь,построенная в готическом стиле - церковь аббатства Сен-Дени в Париже. Церковь построена в 1144-1173 годах.

Церковь аббатства Сен-Дени Эта церковь несет в себе множество элементов готической архитектуры, еще не дошедшей здесь до своего полного развития. Древнее аббатство Сен-Дени посвящено святому Дионисию (Сен-Дени - святой Денис, Дионисий) - «святому патрону и апостолу Франции». Подобно многим храмам раннего Средневековья, здание церкви, как и все аббатство, напоминало небольшую крепость: зодчие предусмотрительно постарались совместить в прочной каменной постройке функции храма и оборонительного замка. Кровли церкви венчали крепостные зубцы, а перед порталом на расстоянии двенадцати метров шел ров, наполненный водой. Подъемный мост, переброшенный через ров, вел к воротам аббатства, защищенным двумя башнями. Официальной датой завершения строительства церкви Сен-Дени считается 1281 год. Но на протяжении многих столетий вокруг главного здания храма строились часовни-капеллы, производились многочисленные «поправки» и достройки, в результате чего церковь Сен-Дени сохранила лишь часть своего первоначального облика. Реставрация церкви Сен-Дени проводилась в 1846-1870-м годах и с конца 1930-х по 1960-е годы.

Развитие готики Классическая стадия развития искусства готического стиля, так называемая «Высокая классика», приходится на годы правления Людовика IX Святого (1226-1270), поздняя – Карла V и Карла VII Валуа. В 14 – 15 вв. Готический стиль проник в Северную Италию. Готика явилась результатом длительной, многовековой эволюции Средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Ее позднейшая разновидность так и называется стилем интернациональной готики. Основой готического стиля была архитектура, церковное строительство, связанное с возвышенными идеями христианства. В Византии строились крестово-купольные храмы, на Западе – базилики в форме латинского креста. В связи с усложнением требований, предъявляемых к архитектуре церквей – увеличению внутреннего объема и его выразительности, строители пытались ослабить нагрузку на стены, перекрывая интерьер так называемыми крестовыми сводами, получаемыми от пересечения двух полуцилиндров под прямым углом. В поисках путей облегчения свода строители укрепляли его каркас, делая заполнение более тонким. Постепенное облегчение стен и перенос тяжести свода на внутренние опоры здания привели к появлению так называемого «переходного стиля», предшественника готики.

Характерные черты готики Главная черта готического стиля – переход от выражения конструкции к ее изображению. Высокие стрельчатые арки, ребристые своды и каркасная система опор позволяли перекрывать гигантские пространства, увеличивать высоту здания и освобождать стены от нагрузки, не боясь при этом, что они обрушатся. Стены прорезывались огромными окнами, интерьер храма становился высоким и светлым. Так технологическая необходимость породила новую конструкцию, а та, в свою очередь, оригинальный художественный образ. Формы архитектуры стали выражать христианскую идею духовности, устремление ввысь, к небу. Входя в готический собор, человек видит ряд тонких колонн, а над ними – ребра сводов, которые как будто парят в небе. Зрительная конструкция здания здания не совпадает с реальной. Зрительный образ выражает идею Вознесения, устремления души к небу, к слиянию с Богом. В искусстве Готики предмет, форма, объем – символ идеи бесконечности. Собор наполнен скульптурой и снаружи, и внутри. В одном соборе могло быть около двух тысяч различных скульптур.

Оформление соборов В отличие от романского стиля, в готических соборах вертикаль становится окончательно преобладающей, для чего используются треугольные вимперги – шпили над порталами и окнами, маскирующие горизонтальные разделения фасадов. Витраж заменяет традиционную роспись и мозаику, вся стена превращается в огромное окно. В готических витражах преобладают красные, синие и фиолетовые краски, а также черный, оранжевый, белый цвета. Переплеты витража имели принципиальное значение – своими узорами они снимали ощущение плоской стены. Готические художники умело уничтожали конструктивность, ощущения целостности и замкнутости.

Скульптура и орнамент отрываются от плоскости стены и становятся все более натуралистичными. В большинстве статуй появляется особенный изгиб, очень мягкая, пластичная линия, получившая название «Готической кривой». К раскрашенным статуям относились, как к живым: фигурам святых поклонялись, а изображения адских сил и фантастических чудовищ наводили ужас. С готической скульптурой связано искусство деревянных резных алтарей. Они открывались, состояли из нескольких створок, украшенных скульптурой, ярко расписывались и золотились. Интерьеры дополнялись резной деревянной мебелью. В основе готического орнамента лежали простые фигуры – круг, треугольник, вычерчиваемые с помощью линейки и циркуля. Орнамент, построенный на сочетании этих фигур, называется масверк (от нем. работа по нанесенным размерам).

Собор Святого Вита в Праге Собор Святого Вита (полное название: кафедральный собор св. Вита, Вацлава и Войтех а) - готический католический собор в Пражском Граде, место пребывани я архиепископа Пражского. Собор причисляется к жемчужинам европейской готики, является художественной и национально-исторической святыней Чехии. В приделах собора погребены чешские короли и архиепископы Праги, там же хранятся коронационные регалии средневековой Чехии. Первый храм, как считается, был заложен еще святым Вацлавом в 925 году. В XI веке на этом месте была заложена трехнефная базилика. Строительство собора началось 21 ноября 1344 года. Покровителями собора были архиепископ Эрнест и Карл IV, король Чехии. Собор должен был стать местом для коронации, фамильным склепом, сокровищницей. Закончено строительство храма в 1929 году.

Оформление собора Уже больше 600 лет крыши Пражского Града приобретают особое очарование благодаря чудесным, старинным шпилям собора святого Вита. Внутри открывается впечатляющая панорама готического кафедрального собора: неоготический архитектурный стиль в области центрального нефа с ребристыми сетчатыми сводами почти незаметно переходит в области хора в средневековую часть, пронизанную светом витражных стрельчатых окон. Вокруг хора и за алтарем имеется овальный проход с венцом капелл. Трехнефное пространство храма с величественными колоннами условно разделяет по вертикали на две сферы, земную и небесную, трифориум (галерея-балкон), проходящий по всему периметру. На нем размещены бюсты основателей и первых строителей собора: чешских королей и королев, пражских архиепископов и архитекторов. Стены капеллы украшены росписями и мозаикой из полудрагоценных камней - агата, сердолика, аметиста, яшмы.

Черты готики в соборе На западной стороне возвышаются две неоготические каменные башни с 10-метровым круглым окном в виде розетты между ними. Три портала кафедрального собора богато украшены скульптурами, каменными и бронзовыми рельефами. В интерьере собора Святого Вита все подчинено идее устремленности ввысь. Стена второго яруса выглядит сплошным кружевом оконных переплетов, льющиеся через них лучи света, окрашенные цветными стеклами витражей, создают в соборе постоянное ощущение солнечного дня. Часть витражей выполнена по эскизам известного чешского художника рубежа XIX-XX веков Альфонса Мухи.

Миланский собор Миланский собор (итал. Duomo di Milano) - кафедральный собор в Милане. Построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора. Строительство начато в 1386 году, однако завершилось оно лишь в начале XIX века, когда по распоряжению Наполеона закончено оформление фасада. Некоторые детали доделывались и позже: вплоть до 1965 года. Посвящён Рождеству Пресвятой Девы Марии. Всемирно известная пятая по величине церковь в мире (после соборов в Ямусукро, Риме, Лондоне и Севилье) расположена в самом центре Милана и является его символом. Это позднеготическое чудо, которое содержит целый лес шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колонн, сплетённых вместе паутиной парящих опор, провоцирует на эпитеты в превосходной степени: грандиозный, ошеломляющий, великолепный …

Миланский собор Он четвёртый по величине в Европе после соборов Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Севильского собора в Севилье. По вместимости уступает среди готических храмов только Севильскому, а среди итальянских храмов - только собору Святого Петра в Риме. Одних только статуй в соборе насчитывается 3400. Единственный в Европе беломраморный готический колосс строился несколько веков: первые блоки и фундамент храма заложили в 1386 году при легендарном правителе Джан Галеаццо Висконти, а проект фасада, законченного в 1813 году Карлом Амати, утвердил Наполеон в 1805 году. Общая длина храма составляет 158 метров, ширина поперечного нефа - 92 м, высота шпиля - 106,5 м. Собор может вместить до 40 000 человек.

Интерьер собора Внутри собор огромен и торжественен. Величественные своды опираются на могучие колонны, теряющиеся в таинственном полумраке, создаваемом многочисленными цветными витражами. В праздничные дни собор, заполненный народом, не выглядит тесным - кажется, что он огромен. К Миланскому собору более всего подходит определение «великий». Впрочем, он велик не только размерами и обликом, но и всей своей многовековой историей, и своей ролью в жизни Милана в разные эпохи, и своим неслыханным по щедрости убранством, напоминающим музей мраморной скульптуры. Не зря же даже в Италии, чрезвычайно богатой памятниками культуры и искусства мирового значения, Миланский собор называют «восьмым чудом света».

Оформление собора Над алтарём собора находится гвоздь, который, как говорят, был привезён с распятья Христа. Главная достопримечательность внутри собора - золотая статуя покровительницы Милана (« La Madonnina »). К достопримечательностям интерьера надо отнести мавзолей Джан Джакомо Медичи (1563 год), деревянные хоры, порфировую египетскую ванну IV века, которую используют как крестильную купель. Ошеломляет статуя христианского мученика Святого Варфоломея, с которого живьём содрали кожу. Первые шесть окон стены правого нефа забраны витражами XV века - самыми древними в этой базилике. Снаружи и внутри собор украшают более чем три с половиной тысячи мраморных скульптур, среди которых наиболее известна «Золотая Мадонна», увенчивающая центральный портал собора на высоте 108,5 м.

Черты готики в соборе Собор было решено строить в готическом стиле, до тех пор по эту сторону Альп не встречавшемся. Специалистов по готике пригласили из Франции и Германии, хотя первоначальный проект разрабатывал все же итальянец - Симоне де’Орсениго. Строительство началось в 1386 году. Пламенеющая готика – это поздний вид архитектурного готического искусства, популярный в Европе в XV веке. Произошел от т.н. лучистой готики, основным его отличием является особый интерес и внимание к изысканным и мелким украшениям фасада здания. Все они похожи на языки пламени, фронтоны удлинены, шпили заострены и направлены вверх. Глядя на здание, создается впечатление, что все оно словно «тянется» в небо. Лепнина на фасаде очень изысканная, похожая на кружево, с множеством завитков и колечек. Белый мрамор еще более добавляет зданию невесомости и легкости.

Заключение Готический храм действительно является прообразом мироздания. Соборы как бы стремятся вверх, этот эффект достигается за счет огромных окон, витражей, тянущихся в высоту башенок, шпилей и арок. Такое оформление заставляет человека почувствовать себя ближе к Богу, его мысли устремляются к куполу гигантского собора. В таких местах всегда проще сконцентрироваться на молитве. Готические соборы достигают огромных размеров. Они строились такими для того, чтобы вмещать большее количество народа во время служб и праздничных церемоний. Поэтому готический храм можно по праву назвать образом мира.

Использованная литература Стили в искусстве / В.Г.Власов. - М.: АОЗТ « Кольна », 1995г. История искусства / К.Верман http:// www.tourblogger.ru http:// milanru.blogspot.ru http:// ru.wikipedia.org http:// www.countries.ru

Работу выполнили: Гордеева Елизавета и Рулёва Анастасия. Ученицы ГБОУ СОШ №750 г.Москвы

Го́тика - период в
развитии
средневекового
искусства,
охватывавший
почти все области
материальной
культуры и
развивавшийся на
территории
Западной,
Центральной и
отчасти Восточной
Европы с XII по XV
век.

Слово происходит от
итал. gotico -
непривычный,
варварский. Готика
завершила развитие
европейского
средневекового
искусства, возникнув
на основе
достижений
романской культуры.

Готическое искусство
было культовым по
назначению и
религиозным по
тематике. Оно
обращалось к высшим
божественным силам,
вечности, христианскому
мировоззрению.

Готический стиль в основном проявился в
архитектуре храмов, соборов, церквей,
монастырей.

В отличие от
романского стиля с его
круглыми арками,
массивными стенами и
маленькими окнами,
для готики характерны
арки с заострённым
верхом, узкие и
высокие башни и
колонны, богато
украшенный фасад с
резными деталями и
многоцветные
витражные
стрельчатые окна.

Почти вся
архитектура
готических
соборов
обусловлена
одним главным
изобретением
того времени -
новой каркасной
конструкцией, что
и делает эти
соборы легко
узнаваемыми.

Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Средневековые
мастера часто
придавали
фигурам
неестественные
позы и жесты для
того, чтобы
сильнее передать
такие религиозные
чувства, как вера в
бога или раскаяние
в грехах.

Статуи и живописные изображения «святых»
были непомерно вытянуты или сильно
укорочены.

Живопись готического стиля с ее монументальными
особенностями представлена витражом.

Для изображений используется человеческий образ.

Если в XI веке витраж просто использовался как
окно для освещения, то уже в XIII веке он считается
предметом украшения внутренней части здания.

Роза- круглое окно в готических постройках

МАСВЕРК - готический орнамент, основанный на сложном
переплетении прямых
и дугообразных линий.
Используется как в архитектуре, так и в декоративноприкладном искусстве готики.

Главные особенности готического стиля:
-вертикальность композиций, устремленность ввысь;
-органическая связь архитектуры и скульптуры;
-стрельчатые (а не полукруглые) арки;
-обширные интерьеры с огромными прорезными
окнами с витражами;
-пышный декор с использованием золотой краски,
резьбы по дереву, раскрашенной религиозной
скульптуры.

Наиболее известные готические сооружения-
Аббатство Сен-Дени в северном
пригороде Парижа, главный
монастырь средневековой
Франции
Собор Парижской Богоматери

Готический стиль Зубцов Никита Го́ тика - период в... К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX ... для обозначения возникшей в это время субкультуры («готическая субкультура»), в том числе музыкального направления...

Была поистине Эпоха Расцвета Готического стиля в одежде. Однако, вскоре этот стиль был вытеснен модой нового времени. Готический стиль одежды был предан забвению... , которые подчеркивались легкими кудряшками или "волнами". И снова готический стиль был оттеснён на задний план. Казалось, он ушёл навсегда...

Яркости и игры цвета на просвет витражей. Единство стиля . ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ Особенности мебели: Простота и изящество форм, лёгкость и... фасадов зданий (на спинках кресел, например). ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ Орнаментация: Единство стиля и высокий художественный вкус. Статика изображений. Гармоничность...

... стили . Готический стиль Ренессанс Барокко Классицизм Модерн Русско-Византийский Древнерусский Готический стиль . Возник в средние века. Готический стиль Готические ... сооружений - в античных традициях. Древнерусский стиль . Стилю характерно превосходное чувство пропорций, совершенство белокаменной...

Средневековье РОМАНСКИЙ И ГОТИЧЕСКИЙ...

Крепости окружено рвом и насыпью с частоколом. Готический стиль средневековой архитектуры. Готический (от названия германского племени готов) возникло... а с другой, - использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля , которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты...

Подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику. Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, ... севернее и западнее Альп, готический стиль утратил свое значение. Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением...

... стилю относится сооружение? Готический стиль Проверь себя: к какому стилю относится сооружение? Готический стиль Проверь себя: к какому стилю относится сооружение? Романский стиль ... Скульптура Романский стиль Готический стиль Проверь себя: Романский стиль Народные черты...


Об истории готики

Готический - художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15-16 вв.). Термин "готика" введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в., когда для искусства 10 - 12 вв. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.





Распространение готической архитектуры из северной Франции в других регионах произошло частично за счет миграции архитекторов, мастеров каменщиков и скульпторов на новые строительные проекты, а так же вследствие конкуренции между епископами, монастырями и соборами. . Основной прорыв в смене стилей в Англии произошел в 1170ых г. с постройкой Кентерберийского Собора, Линкольн, а чуть позже в Солсбери. Вскоре первый готический собор был возведен на Пиренейском полуострове, начиная с 1190ых в Эвора, Португалия, в 1220 г. в Леоне, Бургос, и Толедо в Испании.

Влияние на Готического стиля архитектуры на территории современной Германии, Нидерландах и Италии началась чуть позже около 1230-50 годов, хотя некоторые здания уже имели первоначальные элементы готического стиля архитектуры. Если готическая архитектура имела определенные трудности с развитием в Италии, с ее художественными традициями выполненными в классическом стиле, то в Германии она была принята с воодушевлением, более того, в конце концов Германия взяла на себя ведущую роль в качестве инновационного

центра развития готической

традиции.


Слайд 1

Архитектура Готика______

МОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.

Слайд 2

Го́тика - период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше - вплоть до XVI века.

Слайд 3

Происхождение термина

Слово происходит от итал. gotico - непривычный, варварский - (Goten - варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.

Слайд 4

Готический собор – образ мира

Слайд 5

Если символ романской архитектуры – замок и меч, то готика – это собор и крест.

Слайд 6

« Собор - это не только красота, которой мы не можем не восхищаться. Даже если для вас это уже не наставление, коему надлежит следовать, то, во всяком случае – это книга, которую надо понять. Портал готического собора – это Библия.» Марсель Пруст

Слайд 7

Поперечный разрез готического собора

первоначальная гармоничная уравновешенность горизонтальных и вертикальных членений к 14 в. все больше уступает место устремленности здания ввысь, стремительной динамике архитектурных форм и ритмов.

Слайд 8

Схема кладки каркаса готического свода

Главным новшеством, введенным зодчими готического стиля, является каркасная система. Исторически этот конструктивный прием возник из усовершенствования романского крестового свода.

Слайд 9

Оценив достоинства такого свода, готические зодчие проявили большую изобретательность в его разработке, а также использовали его конструктивные особенности в декоративных целях.

Слайд 10

Интерьеры готических соборов не только грандиознее и динамичнее интерьеров романского стиля - они свидетельствуют об ином понимании пространства. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. В готических соборах границы между этими зонами теряют свою жесткую определенность.

Слайд 11

Как во внутреннем, так и особенно во внешнем убранстве соборов значительное место принадлежало пластике. Сотни, тысячи, а иногда десятки тысяч скульптурных композиций, отдельных статуй и украшений на порталах, на карнизах, водостоках и на капителях непосредственно срастаются со структурой здания и обогащают его художественный образ.

Слайд 12

Совершенство форм храма Божьего на земле должно было символизировать небесную гармонию. Работая на эту идею, готика изобрела конструкцию, преодолевшую весомую грубость камня. Камень как материал был доведен до предела нематериальности. Тяжелый и твердый, он превращался в изысканное кружево резьбы.

Слайд 13

Скульптура

Порталы и алтарные преграды готических соборов сплошь украшены статуями, скульптурными композициями, орнаментами, фантастическими фигурами зверей («химерами»). Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур, их обращенностью друг к другу и к зрителю.

Слайд 15

Для него была выработана специальная иконография, цель которой представить христианскую концепцию мира.

Первостепенное значение придавалось декору главного – западного – портала собора.

Слайд 16

На столбе, разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, располагалась большая статуя Христа, Мадонны или святого. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов.

Центральный портал западного фасада, как правило, посвящался Христу, иногда Мадонне; правый портал обычно - Мадонне, левый - святому, особенно чтимому в данной епархии.

Слайд 17

Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке, и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы: капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, дуба, бука и ясеня.

art-otkrytie.narod.ru

Слайд 18

Внутреннее пространство собора - с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, - создает образ небесного мира.

Слайд 19

Замена глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве 11 и 12 вв. Фреску заменил витраж - своеобразный вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных расписанных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами и охваченных железной арматурой. Витражи, помещенные в оконных проемах, наполняли внутреннее пространство собора светом, окрашенным в мягкие и звучные цвета, что создавало необычайный художественный эффект.

Слайд 21

Собор Нотр-Дам в Реймсе, 1211 - достр до XVв.,Франция, Реймс

Слайд 22

Слайд 23

Собор настолько выше всего окружающего, что главная масса его рисуется на фоне проходящих мимо облаков и в такие минуты точно движется. Самый высокий собор во Франции - величественный памятник зрелой готики королевской власти и могущества. В Реймсе короновались французские короли.

Слайд 24

Витраж Роза над порталом собора

Слайд 25

Собор в Шартре, Франция

Собор Нотр Дам в Шартре. Общий вид

Слайд 26

Витраж Богоматерь с младенцем.

Слайд 27

Собор Нотр-Дам в Амьене, нач.XII-XIVвв.,Франция, Амьен

Это истинный шедевр готической архитектуры 13 века. Мог вместить всё население Амьена 10000 человек. За основу проекта был взят Шартрский собор. Строительство началось одновременно с Реймским собором.

Слайд 28

На фасаде выделяются 3 портала и галерея со скульптурами в нишах. Башни несимметричны: северная выше южной. На центральном портале сохранилась скульптура Христа, попирающего льва и химеру - символы смерти. Скульптурные украшения трех порталов посвящены трем темам: 1. Страшному суду; 2. Деве Марии; 3. св. Фирмину - 1-му епископу города. Стены храма лишены убрансва, их опоясывает только рельефная гирлянда.

Слайд 29

Внутри храма находится колоннада высотой 18 м, что создает впечатление простора свободного пространства. Сохранились деревянные скамьи для молящихся, изготовленные в 16 в. Скамьи покрыты рельефами на темы Ветхого Завета, изображено 4500 фигур. Окна-розы выполнены в виде 8-липесткового цветка шиповника высотой - 12 м. Самая светлая частью собора -алтарь, освещенный высокими стрельчатыми окнами. Длина собора - 145 м, ширина - 59м.

Слайд 30

Миланский собор, 1386 - XVв., достр. в XIXв.

Слайд 31

Самый большой по площади (длина 158 м, ширина 93 м, вмещает до 40 тыс. человек) Самый большой по высоте центрального нефа (46,8 м) Единственный мраморный готический собор в мире. Над его алтарем находится одна из ценнейших христианских реликвий: гвоздь от распятия Спасителя. Собор украшен 2245 статуями, среди которых 3-метровая статуя Мадонны из бронзы с позолотой - здесь верят в то, что Дева Мария избавила женщин города от бесплодия. По закону ни одно здание в Милане не должно заслонять ее скульптуру. Закон был нарушен при строительстве небоскреба «Пирелли» - и в 2002 году в башню врезался небольшой самолет.

Слайд 32

Собор Нотр-Дам в Париже, 1163 - нач.XIV века

Шедевр ранней французской готики. Первый камень в основание нового здания заложил римский папа Александр III.

Слайд 33

В храм ведут три входа-портала, обрамленных уходящими в глубину арками, над ними находятся ниши со статуями библейских царей и французских королей. Это было самое большое здание того времени - 5 нефная базилика вмещала 9000 человек. Красивейшая часть собора - западный фасад, где находится окно-роза, сделан в 1220 г. Высота собора 35 м, длина - 130 м.

Слайд 34

Слайд 35

Собор Святого Витта, 1344-1420. Чехия, Прага

Именно в расцвет готического искусства чешским королем становится германский император Карл IV (1347-1378). Он поощрял науки, искусство, основал Университет в столице Чехии городе Праге. При нем город фактически был отстроен заново. В то время в городе работал архитектор Пётр Парлеж (1330-1399), который принял участие в создании грандиозного собора Святого Вита (1344-1929) в Пражском Граде (Кремле).

Слайд 36

Собор Святого Вита – выдающееся произведение не только чешской, но и западно-европейской архитектуры. Он является духовной, художественной и национально-исторической святыней Чехии: здесь погребены чешские короли, хранятся коронационные регалии чешского государства. Фасады собора украшает обильная каменная резьба. Над порталом южного фасада расположена мозаика «Страшный суд» - самая ранняя чешская мозаика из сохранившихся. Каменные фигуры химер украшают водостоки

Слайд 37

Монастырь и собор Мон Сен Мишель, XIIIв.,Франция, остров Сен Мишель

Слайд 38

Кёльнский собор. Германия, Кёльн

На протяжении шести веков жителей Кельна объединяла одна цель - построить Кельнский собор. В Кельне, одном из самых богатых и политически значимых городов тогдашней Германии, считали нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор - и его масштабы должны были затмить все остальные храмы.

Слайд 39

Строительство длилось до 16 в. Здание представляет собой 5-нефную базилику, с планом в виде латинского креста, украшен множеством арок, ажурной резьбой, стрельчатыми окнами. Башни западного фасада, высотой 157 м., увенчаны ажурными шпилями из кованого железа. В годы 2-й мировой войны был поврежден бомбардировкой, однако уже в 1948 г. открыт сразу после завершения первоочередных ремонтных работ. Собор имеет в длину 144 м., в ширину - 54 м.

Слайд 40

Самый большой колокол Самый большой действующий колокол Западной Европы («Петер», 24 тонны, отлит в 1923 году) Кроме гигантских колоколов собор отличается единством стиля, исключительным для больших готических соборов: ведь они строились веками. Но архитекторы Кельнского собора с истинно немецкой пунктуальностью придерживались первоначального плана. В соборе хранится одна из самых драгоценных реликвий христианства - рака святых волхвов. Мощи волхвов подарил кельнскому правителю Рональду фон Расселю император Фридрих I Барбаросса в благодарность за помощь при взятии Милана. Саркофаг для них из серебра, золота и драгоценных камней изготавливался в течение 10 лет.

Слайд 41

Легенда гласит… Одна из версий создания Кельнского собора - храма культуры искусства и религии - такова: архитектор никак не мог придумать чертеж будущего собора. Однажды к нему явился дьявол и предложил обменять душу на этот чертеж. А все это должно было произойти после первых петухов. Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но это подслушала его жена и придумала, как уберечь душу своего мужа и заполучить чертеж здания. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха, тем самым сумев сохранить душу мужа, а он, в свою очередь, получил заветный чертеж.

Слайд 42

Сокровища искусства в Кельнском соборе

Слайд 43

Церковь Девы Марии. Польша, Краков

Самый большой готический алтарь (высота 13 м, ширина 11 м) Из-за позолоченного липового алтаря мастера Фейта Штоса чуть не перессорились лидеры Третьего рейха. Во время Второй мировой войны захватчики вывезли драгоценный алтарь из Кракова и спрятали, но в 1946 году главный польский памятник готического искусства был обнаружен и возвращен на место.

Слайд 44

С церковью связано множество легенд. По самой известной, сигнальщик, стоявший на башне, увидел приближающееся войско Батыя и затрубил, но тут в горло ему вонзилась татарская стрела. В память об этом каждый час с башни трубят на все четыре стороны сигнал тревоги, обрывающийся на высокой ноте. Этот звук стал в Польше сигналом точного времени.

Слайд 45

Глостерский собор. Великобритания, Глостер

Глостерский собор - первый дошедший до наших времен с веерным сводом. Он хорошо известен по фильмам о Гарри Поттере: именно этот собор обернулся на экране школой Хогвартс. Некоторые прихожане были крайне недовольны тем, что в храме станут снимать фильм о чародействе, но духовенство сочло, что большой беды не будет. Тем не менее 24 прочнейших витража XIX столетия в аркаде собора были расколочены неизвестными, очевидно, в знак протеста против съемок. Это самый большой ущерб, нанесенный зданию за все девять веков его истории. Уникальный витраж восточного фасада не пострадал.

Слайд 46

Самый большой витраж (большое окно восточного фасада, по существу, заменяет наружную стену - высота 23,8 м, ширина 11,6 м)

Слайд 47

Самый длинный готический неф (169 м) Винчестерский собор любопытен не только хорами и захоронениями саксонских королей, но и росписями современного русского иконописца Сергея Федорова. В России Федоров расписывал Свято-Данилов монастырь, а в Англии кроме Винчестерского еще Рочестерский собор и Вестминстерское аббатство. Все его работы абсолютно православные, что, мягко говоря, необычно для англиканских храмов. Прекрасный сад, разбитый вокруг собора, - дело рук отошедшего от дел британского разведчика Питера Смитерса (прототип Бонда). Главным увлечением шпиона оказалось садоводство, в котором он и стал изрядным авторитетом.

Винчестерский собор. Великобритания, Винчестер

Слайд 48

Собор Санта-Мария. Испания, Севилья

Многие христианские храмы по плану крестообразны, но Севильский собор имеет прямоугольную форму, так как его строители использовали фундамент и разметку разрушенной мечети IX века. Этим влияние мавританской архитектуры не ограничивается: 114-метровая колокольня Хиральда есть не что иное, как минарет, построенный в 1196 году по приказу халифа Абу Юсуфа Якуба аль-Мансура. Подъем на него не имеет ступеней - вымощенная брусчаткой дорога проходит внутри башни. Сделано это для того, чтобы можно было прогарцевать наверх на лошади. В самом соборе кроме драгоценного алтаря, 3-метровой серебряной дарохранительницы, множества скульптур и гигантского органа, находятся картины Мурильо, Веласкеса, Сурбарана и Гойи.

Слайд 49

Самый дорогой алтарь Самое дорогое в мире алтарное украшение (1000 фигур, на изготовление потребовалось 3 тонны золота)

Слайд 50

Ульмский собор. Германия, Ульм

Самый высокий Самый большой по высоте шпиля (161 м)

Слайд 51

Культовые здания часто украшают изображениями птиц. Обычно в христианской традиции это или орлы, как знак всевидения Господа, или голуби, символизирующие Святой Дух. Только в Ульме можно увидеть готический собор, украшенный изваяниями воробьев. Эти безобидные птицы сменили хищников на крыше собора не по какой-то теологической причине - просто это своеобразный символ города. В башне, которую венчает самый высокий шпиль, 768 ступеней - оттуда открывается вид на Дунайскую равнину и предгорья Альп с высоты воробьиного полета. Кроме высоченного шпиля в соборе стоит рассмотреть изящные резные хоры из дуба: на них изображены не только библейские персонажи - мастер Йорг Сирлин-старший на одном конце хоров поместил себя и свою жену, а на другом свою хорошенькую любовницу.

Слайд 52

smallbay.ru dic.academic.ru Википедиия www.afisha.ru www.maykapar.ru

www.bibliotekar.ru «Всеобщая история искусств»

images.yandex.ru

www.liveinternet.ru/community/biblioteka_kartinok_

http://gorod.tomsk.ru/index-1230183721.php