Акционерное общество с долей участия субъекта РФ более 50% приобрело акции более 75% другого акционерного общества. Подпадает ли под действие 223-ФЗ дочернее общество в соответствии с пп2, п.2, ст. 1 Закона 223-ФЗ?

Ответ

Как составить план‑график 2020 по новым правилам

План-график составляйте по новым правилам, Правительство утвердило для него новую форму. Она потеряла целых 19 граф и это главное изменение. На примерах показали, как заполнить каждую графу. Самое сложное в заполнении то, что сведения из плана закупок больше подтягиваться не будут: план закупок отменили.

Да, действие закона распространяется на указанное дочернее общество на основании пункта 3 части 2 статья 1 Закона № 223-ФЗ.

Кто и когда подпадает под действие Закона № 223-ФЗ

Первая дата - 1 января 2012 г. С этого времени положения Закона № 223-ФЗ вступили в силу и распространяются на государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, государственные унитарные предприятия, автономные учреждения и хозяйственные общества с участием государства более 50%.

Следующая дата, которую можно встретить в законе, - это 1 января 2013 г. Она фигурирует в последней, восьмой, статье комментируемого закона. С этого времени закон распространяется на организации, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, и (или) регулируемые виды в случае, если общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки за 2011 г. от всех видов деятельности, осуществляемых такими организациями. И с этой же даты под действие закона подпадают все дочерние и субдочерние хозяйственные общества.

И еще одна дата, которую можно найти в Законе № 223-ФЗ, - это 1 января 2014 г. , если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования. С этой даты закон распространяется на муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями, хозяйственные общества с участием муниципального образования более 50% и их дочерние и субдочерние хозяйственные общества.

Бывают ситуации, когда определить правильный срок начала действия закона для конкретного предприятия можно только путем тщательного рассмотрения его уставных документов. Так, в Минэкономразвития России обратилось муниципальное унитарное предприятие с просьбой разъяснить, с какой даты Закон № 223-ФЗ вступает в силу для него. На основании ст. 8 Закона № 223-ФЗ для муниципальных унитарных предприятий предусмотрены переходные положения. Соответственно на данную организацию закон распространяется с 1 января 2014 г., если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования.

Вместе с тем при более подробном рассмотрении уставных документов этого муниципального унитарного предприятия, выяснилось, что оно одновременно осуществляет регулируемые виды деятельности, например, в сфере теплоснабжения. А это уже другая категория юридических лиц, для которых законом предусмотрена более ранняя дата вступления закона в силу -1 января 2012 г. или 1 января 2013 г. В данном случае уже муниципальное унитарное предприятие рассматривается не как МУП, а как организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности.

Далее нужно уточнять, какова выручка муниципального унитарного предприятия от указанных видов деятельности. Если она составляет менее 10%, то для данного МУПа закон распространяется с 1 января 2013 г. Если же сумма выручки данного муниципального унитарного предприятия превышает 10% от общей выручки за 2011 г., то закон распространяется на такое муниципальное унитарное предприятие с 1 января 2012 г. Поэтому внимание надо обращать не только на организационно-правовую форму, но и на то, какими видами деятельности занимается организация.

Следующий вопрос, который возникает у заказчиков, - как правильно рассчитать долю участия государства в уставном капитале хозяйственного общества или долю участия материнской компании в уставном капитале дочернего хозяйственного общества, чтобы определиться, подпадает ли юридическое лицо под действие закона?

Если у хозяйственного общества один учредитель, то определить, распространяется ли на него действие Закона № 223-ФЗ, довольно просто: в его уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности должна превышать 50%. Но если учредителей несколько, первым из которых, к примеру, выступает государство в лице федерального органа исполнительной власти, вторым - государственная корпорация, третьим - коммерческая компания, то здесь возникает проблема, как правильно посчитать эти совокупные доли и стоит ли применять при закупках положения Закона № 223-ФЗ. То же самое касается дочерних и субдочерних хозяйственных обществ относительно подсчета совокупной доли участия государства, госкорпораций, госкомпаний, материнских компаний в их уставном капитале. Для урегулирования этого вопроса Правительством РФ уполномочена ФАС России, которая будет в т. ч. определять, распространяется ли на закупки данной конкретной организации действие Закона № 223-ФЗ.

Заказчики по закону № 223-ФЗ

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" устанавливаются общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

  • государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%;
  • дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ юридическим лицам;
  • дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ дочерним хозяйственным обществам;
  • бюджетными учреждениями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действие п. 2 и 3 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ распространяется в т. ч. на иностранных юридических лиц, являющихся дочерними обществами государственных компаний или дочерними обществами этих дочерних обществ, не осуществляющих деятельность и не производящих закупки товаров, работ, услуг на территории РФ.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Валентина Викторовна КОШЕЛЕВА, и. о. руководителя экспертно-консультационного центра Института госзакупок: в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в конце прошлого года (Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 324-ФЗ), часть юридических лиц была выведена из-под его действия. Тем не менее с каждым годом ряды заказчиков, подпадающих под сферу регулирования Закона № 223-ФЗ, пополняются.

В круг заказчиков, на которых распространяется действие Закона № 223-ФЗ, попадают в том числе государственные корпорации, субъекты естественных монополий, у которых доля выручки от монопольных видов деятельности превышает 10% и доля участия государства в которых более 50%, государственные автономные учреждения, унитарные предприятия. С 2014 года к ним примкнут и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, иные хозяйственные общества, созданные муниципальными образованиями. А в связи с принятием Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в число субъектов, применяющих Закон № 223-ФЗ, могут войти и бюджетные учреждения.

О самостоятельности заказчика

Закон № 223-ФЗ устанавливает лишь общие правила закупок товаров, работ, услуг: принципы, требования к локальному правовому документу заказчика о закупке товаров, работ, услуг (положение о закупке), отдельные процедурные сроки, требования к содержанию извещения и документации о закупке, отчетность и некоторые другие. Основные же правила игры регламентируют сами заказчики в своих положениях о закупке. То есть заказчики самостоятельно устанавливают способы закупки, процедуры их проведения, требования к участникам, составу заявки, порядок заключения и исполнения договора, заключаемого по результатам закупки. При этом можно сказать, что в настоящее время сложились определенные подходы как в закупочной деятельности заказчиков, так и в работе контролирующего такие закупки органа власти — Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов.

Законом № 223-ФЗ установлена обязанность заказчиков разработать, утвердить и разместить на общероссийском официальном сайте (а это тот же официальный сайт, что и для государственных и муниципальных заказчиков, работающих в настоящее время по Федеральному закону № 94-ФЗ, - www.zakupki.gov.ru) внутренний правовой акт, регламентирующий правила закупки, - положение о закупке. В противном случае заказчики должны применять при закупках Закон № 94-ФЗ. Административной ответственности за несоблюдение данных требований в Кодексе об административных правонарушениях не установлено, однако встречаются случаи, когда антимонопольный орган привлекает заказчиков к ответственности за неприменение положений Закона № 94-ФЗ, возбуждая дела по статье 7.29 КоАП РФ (неправильный выбор способа размещения заказа).

Следует отметить, что многие заказчики не только разместили положение о закупке на официальном сайте, но и, проработав по нему некоторое время, успели неоднократно его изменить в части способов закупок, отдельных технических правок по процедурам и в первую очередь по корректировке и расширению оснований для осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом напомним, что в соответствии с пунктом 12 постановления Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке» на сайте размещается не только измененное положение о закупке, но и отдельный документ, содержащий перечень внесенных изменений. Однако практически никто из заказчиков этого не делает, а размещают лишь положение о закупке в новой редакции.

О разнообразии процедур

В положении о закупке должны быть определены все возможные для использования способы закупки (помимо конкурса и аукциона, которые в любом случае необходимо предусматривать в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ) и условия выбора каждого из способов (то есть критерии, которыми будет руководствоваться непосредственно сам заказчик при определении способа закупки конкретных товаров, работ, услуг). Нередко на практике единственным отличием в способах выступает ценовой порог закупки. Так, например, если сумма не превышает 1 млн руб., заказчик может проводить процедуру запроса цен или запроса предложений, если сумма выше, то торги (конкурс или аукцион). При этом различие в конкурсе и аукционе установлено самим законом (это используемые критерии выбора победителя: при проведении аукциона - только цена).

На сегодняшний день на официальном сайте в списке возможных процедур значится более 1,3 тыс. наименований. Наблюдается определенное разнообразие, но, к сожалению, оно сводится только к наименованию процедуры. У одного заказчика в положении преду-смотрен такой способ, как «запрос предложений не в электронной форме», а у другого «запрос предложений неэлектронный». Если уж заказчики посчитали, что в данном случае в процедуре имеются различия, то трудно представить, как в таком разнообразии наименований разбираются поставщики, которые осуществляют поиск нужных им процедур...

Если же посмотреть по содержанию, условиям выбора и порядку проведения, то неторговые способы закупок можно объединить в две группы.

1. Используется только один критерий выбора победителя - цена (такие закупки чаще всего именуются запросами котировок цен, ценовых предложений).

2. Используется несколько критериев - цена, квалификация участника, сроки поставки продукции, срок оплаты и др. (запрос предложений, оферт, коммерческих предложений).

При этом как бы ни старались заказчики в своем положении разграничить торги и неторги (прямое указание на это есть в самих положениях о закупке - оговорка о том, что «проведение процедуры не налагает на заказчика обязанностей по заключению договоров с участниками, подавшими заявки», ссылки на статьи 447-449 Гражданского кодекса, указание на то, что данные процедуры не являются публичным конкурсом согласно статьям 1057–1061 Гражданского кодекса), ФАС России квалифицирует данные закупки как торги. И соответственно рассматривает жалобы по ним в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (см., например, решение Московского УФАС России от 29 мая 2013 г. по делу № 1-00-735/77-13 о нарушении процедуры открытого запроса предложений).

Следует отметить, что в связи с приказом ФАС России от 18 января 2013 г. № 17/13 «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» (вступил в силу 7 июня 2013 года) практика в этой части должна измениться, так как в самом приказе прямо устанавливается, что он применяется во всех случаях закупки, за исключением торгов и запроса котировок, жалобы по которым, как было указано выше, рассматриваются в соответствии с законом о защите конкуренции.

О пользе связей

В числе «экзотических» способов закупок, встречающихся на практике, можно назвать, например, такой, как «закупки на основе устойчивых хозяйственных связей». Суть его сводится к тому, что предложение о заключении договора направляется одному конкретному участнику закупки (без рассмотрения альтернатив) на основании того, что рынок закупаемого товара, работы, услуги изучен и избранный потенциальный участник закупки признан заказчиком лидером на данном рынке, способным предложить наиболее выгодные условия на долгосрочную перспективу. Либо потенциальный участник признан комиссией наиболее добросовестным контрагентом по результатам длительных (не менее года) отношений по аналогичным видам договоров. При этом критериями для оценки могут являться суммы договоров, периодичность сделок, отсутствие претензий к результатам сделки.

Такой способ имеет место, но фактически это прямая закупка у единственного поставщика, просто выделенная в отдельную процедуру. По ней заказчиком также размещаются извещение, документация о закупке, протокол, в котором раскрываются сведения о лицах, «имеющих длительные связи с заказчиком».

О правоте компаний

Заказчик самостоятельно выбирает, какой способ закупки ему использовать. Но тут есть исключение: если продукция включена в перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются в электронной форме (постановление Правительства РФ от 21 июня 2012 г. № 616), то процедура проводится с использованием только электронного документооборота (в частности, заявки участниками подписываются электронной подписью), также допускается проведение таких закупок на электронных площадках. Так, в указанный перечень вошли канцелярские товары, медицинская аппаратура, услуги по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники и некоторые другие.

В отношении подходов к закупкам в электронной форме заказчиков можно условно разделить на две категории. Первая - это те, которые достаточно давно, еще до принятия Закона № 223-ФЗ, и успешно применяют электронные формы закупок, активно проводят их с использованием электронных площадок, причем как привлеченных (B2B-Center, Сбербанк-АСТ, ОАО «ЕЭТП», торговая площадка «Фабрикант», торговая система «ГазНефтеторг.ру» и др.), так и специально созданных для закупок конкретного заказчика (например, электронной торгово-закупочной площадки ОАО «РЖД»). Вторая категория - заказчики, которые никогда не применяли электронную форму закупки и не собираются этого делать.
Не применять электронную форму закупки им позволяет постановление Правительства РФ от 21 июня 2012 г. № 616, согласно которому, если закупка в соответствии с положением о закупке осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), электронная форма может не применяться. Поэтому многие заказчики товары, работы, услуги из перечня электронных закупок внесли в свой перечень закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

В числе оснований для прямых закупок встречаются следующие:

  • проведение корпоративных мероприятий;
  • осуществление закупок автомобилей и специальной техники у завода-изготовителя или его официальных дилеров;
  • закупка продуктов питания для организации питания сотрудников заказчика;
  • услуги охраны;
  • закупки по существенно сниженным ценам, когда такая возможность существует в течение очень короткого
  • промежутка времени (сезон скидок);
  • закупки у компании, созданной заказчиком, или, наоборот, закупки у материнской компании;
  • аренда объектов недвижимости и др.
  • Все эти основания допустимы, они прямо не противоречат Закону № 223-ФЗ, но возникает вопрос: являются ли они обоснованными? Если Закон № 223-ФЗ в качестве одного из принципов устанавливает отсутствие необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки, то в чем исключительность закупки, например, продуктов питания у единственного поставщика? Почему бы не произвести конкурентную процедуру и не выбрать квалифицированного поставщика, предлагающего качественную продукцию?.. То есть в подобных ситуациях прослеживается ограничение конкуренции между участниками закупки.

    Что касается практики обжалования действий заказчиков в антимонопольном органе, то можно также выделить отдельные наиболее распространенные ситуации. Во-первых, участники жалуются на необоснованное отклонение их заявки либо неправильный допуск конкурентов. Во-вторых, поступают жалобы на содержание документации о закупке (требования к участникам, состав документов, критерии оценки заявок). В-третьих, имеют место нарушения, связанные с процедурными моментами: заказчик не разместил вовремя протокол, не направил уведомление участнику. При этом уже можно говорить, что складывается определенная практика: если заказчик не нарушает собственного положения о закупке, которое разработано в полном соответствии с Законом № 223-ФЗ, то он, конечно же, прав.

    В завершение следует сказать о том, что Закон № 223-ФЗ работает уже почти полтора года, но его эффективность можно оценить, к сожалению, только практикой обжалования и судебной практикой. В перспективе - установление административной ответственности за нарушения в сфере закупок. В проекте изменений в Кодекс об административных правонарушениях предполагаемые размеры штрафов за нарушение положений Закона № 223-ФЗ в несколько раз превышают аналогичные штрафы в области государственных закупок.

    • On 05.10.2017
    • 0 Комментарии
    • 223-ФЗ, 44-ФЗ, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, ФАС, Электронный аукцион, ЭТП

    Законодательство о закупках представлено двумя основными законами - 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый из них регулирует государственные закупки, второй распространяется на закупки, осуществляемые госкорпорациями и прочими компаниями с государственной долей. Закупок в сфере корпоративного заказа (по 223-ФЗ) проводится в несколько раз больше, чем по 44-ФЗ. В то же время последний закон считается очень строгим, а вот 223-ФЗ называют гораздо более лояльным. Рассмотрим принципы этого закона, механизм его работы и .

    Отличия между законами

    Закон 44-ФЗ является процедурным нормативным актом - в нем определены все правила проведения закупок. У заказчика практически нет возможности выбирать что-то за редким исключением - он вынужден следовать четким требованиям закона. 223-ФЗ, напротив, является рамочным законом и дает заказчику все карты в руки. Он может устанавливать собственные правила, главное - чтобы они не противоречили требованиям законы. В этом, пожалуй, и состоит основное различие между 223-ФЗ и 44-ФЗ.

    Если говорить более конкретно, то разница в следующем:

    Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

    С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

    Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

    1. В рамках госзаказа для всех заказчиков действуют единые правила. В закупках по 223-ФЗ каждый из них устанавливает собственные правила и отражает их в Положении о закупке.
    2. 44-ФЗ позволяет производить закупку через строго определенные процедуры - аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений, а также закупку у единственного поставщика. В 223-ФЗ нет закрытого перечня процедур, так что заказчик может определять поставщика самыми различными методами.
    3. Разный подход к закупкам у единственного поставщика: в 44-ФЗ определен список случаев, когда это возможно, а заказчики по 223-ФЗ составляют этот список сами.
    4. В рамках 44-ФЗ на электронной торговой площадке (ЭТП) проводятся только аукционы, в рамках 223-ФЗ - любые закупки.
    5. Заказчик по 44-ФЗ обязан заключить контракт с победителем процедуры, а заказчик по 223-ФЗ заключает контракт с победителем не всегда.

    Принципы 223-ФЗ

    Как было сказано выше, 223-ФЗ предоставляет заказчику возможность практически все определять самостоятельно. Однако правила, которые он устанавливает, не должны противоречить самому закону и его принципам. А они таковы:

    1. Информационная открытость . У любого заинтересованного лица должна быть возможность посмотреть, что и на каких основаниях приобретает заказчик данной закупки.
    2. Целевое и эффективное расходование денежных средств . Этот принцип означает, что не получится, например, приобретать товар у единственного поставщика по завышенным ценам, ведь такое расходование денежных средств не является эффективным.
    3. Поставщиком может стать любая организация или ИП . Указанный принцип устраняет сложности, с которыми раньше сталкивались малые компании, пытаясь заполучить контракт с госкорпорацией.
    4. Справедливость и отсутствие дискриминации в отношении участников . Это означает, что заказчики не должны допускать необоснованных ограничений конкуренции.

    В связи с тем, что конкретных требований закон не устанавливает, его принципы из красивых слов превращаются в механизм, посредством которого участники могут отстоять свои права. Например, заказчик установил, что поставщиком по контракту не может быть компания с оборотом меньше 10 миллионов рублей. С одной стороны, 223-ФЗ не запрещает заказчику устанавливать собственные правила игры. С другой - указанное требование напрямую нарушает принципы закона об участии любого лица и равноправии участников. И на этом основании поставщик, который не может принять участие в закупке из-за малого оборота, имеет право обратиться в суд. Обратите внимание, что подобного рода претензии рассматривается именно судами, поскольку .

    Кто должен работать по 223-ФЗ

    Субъектами хозяйственной деятельности, которые в своей работе применяют закон 223-ФЗ, являются:

    • госкорпорации, государственные компании, естественные монополии, а также организации, доля государства в которых составляет более 50%;
    • дочерние общества («дочки») таких организаций, а также дочерние общества этих «дочек»;
    • бюджетные учреждения, если их закупки производятся за счет грантов или средств, которые они заработали самостоятельно, а также в случае, когда они сами являются исполнителями по контракту и привлекают для его исполнения иных лиц.

    Положение о закупке

    Главным документом, на основании которого заказчики осуществляют закупочную деятельность по 223-ФЗ, является Положение о закупке . Его необходимо разработать и опубликовать на www.zakupki.gov.ru до начала года.

    Положение является своеобразным «законом», по которому теперь придется осуществлять закупочную деятельность. В нем необходимо предусмотреть способы, которыми будут осуществляться закупки, порядок их подготовки и проведения, порядок заключения договоров, перечень товаров, работ и услуг, которые будут закупаться у субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Заказчик в любое время может изменить что-либо в своем Положении о закупке - ограничений на это закон не устанавливает. Когда Положение будет изменено, необходимо опубликовать его новую редакцию и документ, в котором перечислены все изменения.

    Если заказчик не утвердил Положение в срок, то работать по 223-ФЗ он не сможет и вынужден будет производить закупки по 44-ФЗ. Если в этом случае он пренебрежет и нормами законодательства о госзакупках, то будет оштрафован по части 3 статьи 7.32.3 КоАП. В соответствии с этой нормой, штраф для юридических лиц составляет 50 000-100 000 рублей, для должностных - 20 000-30 000 рублей.

    Помимо Положения о закупке, заказчик должен разработать План закупок на один год. Перед каждой конкретной процедурой публикуется извещение о закупке и закупочная документация.

    Техническое задание

    Параметры объекта закупки указываются в Техническом задании . От его правильного составления напрямую зависит качество товара, работы или услуги и их соответствие нуждам заказчика. По оценкам экспертов, грамотно составленное ТЗ составляет 80% успеха закупки, так что его составлению нужно уделить особое внимание.

    Техническое задание прежде всего должно содержать качественное описание объекта закупки. В отличие от закона о госзакупках, 223-ФЗ позволяет не только детально прописать его параметры, но и указывать товарный знак, а также точные, а не диапазонные, значения определенных его характеристик. Кроме того, техническое задание включает требования по комплектации, количеству, срокам и местам поставок, качеству, монтажу, обслуживанию и обучению персонала, а также гарантии поставляемого товара. Это минимальный набор требований, которые следует прописать в Техническом задании.

    Электронная подпись

    И заказчику, и поставщику по 223-ФЗ не обойтись без электронной подписи . И если 44-ФЗ определяет, какие типы электронных подписей должны использоваться той или иной стороной закупки, то 223-ФЗ требует лишь наличия квалифицированного сертификата. С одной стороны, это проще - теоретически подойдет любой тип электронной подписи. С другой стороны - закупки по 223-ФЗ проводятся на множестве самых разных площадок, которые имеют право устанавливать собственные требования к сертификату электронной подписи. Так что сертификат, полученный для работы на одной ЭТП, могут не принять другие. Таким образом, за сертификатом нужно обращаться, уже определивший со списком площадок, на которых поставщик собирается работать.

    Федеральный закон № 223 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" должен помочь создать эффективную закупочную деятельность. Закон 223 ФЗ распространяется на определенный список организаций. Так как же определить подпадает ли под действие закона именно ваша организация. Для этого закон ФЗ 223 приписывает, какие организации попадают в этот список.

    223 ФЗ вступает в силу поэтапно для разного рода юридических лиц. Для каждого рода организаций - свой этап. Давайте рассмотрим эти этапы.

    • Государственных компаний и корпораций;
    • Естественных монополии и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности с выручкой более 10%;
    • Автономных учреждений.

    Отдельные положения 223 ФЗ будут распространяться на иных лиц в последующие сроки.

    • Естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности с выручкой менее 10%;
    • Дочерних компании организаций, перечисленных в первом этапе.
    • Муниципальные унитарные предприятия (МУП);
    • Автономные учреждения муниципального уровня.

    Так же 223 ФЗ не обойдет стороной и дочерние компании третьего этапа.

    Особенности по 223 ФЗ

    Однако есть и затруднения при определении принадлежности своей компании к одному из трех этапов вступления в силу 223 ФЗ. И у каждой компании могут возникнуть сомнения, относительно того, распространяется ли закон ФЗ 223.

    Разберем этот вопрос на примере МУП "Водоканал". Можно полагать, что под действие 223-го Федерального закона данная организация подпадает с 2014 года, но поскольку компания осуществляет регулируемый вид деятельности, то работать с 223 ФЗ компания начнет с 2012 или 2013 в зависимости от общего процента выручки с данного рода деятельности.

    Рассмотрим еще один пример ОАО Строительная компания "Стройтрастмастер". Строительная компания осуществляет строительство жилых домов и на первый взгляд к 223 ФЗ не имеет никакого отношения, но во владении компании находится котельная осуществляющая подачу тепла жилых домов. В данном примере компания должна проводить закупки по 223 ФЗ даже если процент выручки от котельной составляет 0,1% от дохода компании в целом.

    223 ФЗ регулирует регулирует всю закупочную деятельность компаний, подпадающих под его действие вне зависимости от источника их финансирования. Собственно, закон ФЗ 223 и создавался для того, чтобы урегулировать государственные закупки, чтобы этот процесс стал более открытым, прозрачным и, самое главное, честным. Но и здесь есть исключения, под действие закона не подпадает:

    • Купля-продажа валютных ценностей и ценных бумаг;
    • Закупки в сфере военно-технического сотрудничества;
    • Приобретение на товарной бирже биржевых товаров;
    • Закупки по 44-ФЗ вступающие в силу в случаях не размещения положения о закупках, получение целевого финансирования и в договоре предоставления прямо указано использование средств по 44-ФЗ;
    • Международные договоры РФ;
    • Обязательный аудит 307-ФЗ (распространяется на компании с долей государственной собственности более 25% и осуществление аудита производится открытым конкурсом в соответствии с 44-ФЗ).

    Всем компаниям, относящимся к 223 ФЗ необходимо разработать и разместить план закупок, положение о закупках и произвести регистрацию на Общероссийском официальном сайте (www.zakupki.gov.ru). Все это, опять-таки согласно закону 223 ФЗ, как уже было сказано выше. Способствует тому, что бы торги государственного масштаба были более открытыми, а весь процесс их осуществления был доступен каждому желающему. Ведь ни для кого не секрет, что махинации в сфере государственных закупок самые частые. Закон 223 ФЗ был издан для того, чтобы бороться с коррупцией и упорядочить процесс государственных закупок, сделать конкуренцию честной, справедливой и открытой. Закон ФЗ 223 прописывает все основные положения, касающиеся всех этапов проведения госзакупок: начиная от планирования и заканчивая непосредственно их осуществлением.