Биосфера – внешняя оболочка нашей планеты, в ней происходят важнейшие процессы, одна из главных ее геосфер. Круговорот веществ в биосфере – многие столетия был и по сей день остается объектом пристального внимания ученых. Благодаря круговороту веществ, формируется глобальный химический обмен для всего живого на Земле, поддерживающий жизнедеятельность каждого вида, отдельно взятого.

Быстрая навигация по статье

Два круговорота

Существует два основных круговорота:

  1. геологический, его также называют большим,
  2. биологический, он же малый.

Геологический имеет глобальное значение, так как осуществляет циркуляцию веществ между водными ресурсами Земли и сушей на планете. Он обеспечивает всемирный оборот воды, известный каждому школьнику: выпадение осадков, испарение, выпадение осадков, то есть - определенную схему.

Системообразующим фактором здесь является вода во всех своих агрегатных состояниях. Полный цикл этого действия дает возможность осуществляться зарождению организмов, их развитию, размножению и эволюции. Алгоритм большого цикла оборота веществ, помимо насыщения участков суши влагой, предусматривает образование и других природных явлений: образования осадочных горных пород, полезных ископаемых, магматических лав и минералов.

Биологическим круговоротом называется постоянный обмен веществ между живыми организмами и компонентами природных компонентов. Происходит это таким образом: живые организмы получают энергетические потоки, а затем, проходя процесс разложения органики, энергия снова попадает в элементы окружающей среды.

Круговорот органического вещества напрямую отвечает за обмен веществ между представителями флоры, фауны, микроорганизмами, грунтовыми породами, и так далее. Биологический круговорот обеспечивается на различных уровнях экосистемы, образуя своеобразный оборот химических реакций и различные превращения энергии в биосфере. Такая схема была сформирована много тысячелетий назад и работает все это время в одном и том же режиме.

Основные элементы

В природе существует множество химических элементов, однако, необходимых для живой природы из них не так уж и много. Выделяют четыре основных элемента:

  1. кислород,
  2. водород,
  3. углерод,
  4. азот.

Количество этих веществ, занимает более половины от всего биологического круговорота веществ в природе. Также есть элементы важные, но используемые в гораздо меньших объемах. Это фосфор, сера, железо и некоторые другие.

Биогеохимические круговороты подразделяют на такие два важных действия, как выработка солнечной энергии Солнцем и хлорофилла зелеными растениями. Химические же элементы имеют неизбежные точки соприкосновения с биогеохимическим и попутно дополняя эту процедуру.

Углерод

Этот химический элемент - важнейший компонент каждой живой клетки, организма или микроорганизма. Органические соединения углерода можно смело назвать основным компонентом возможности протекания и развития жизни.

В природе этот газ находится атмосферных слоях и, частично, в гидросфере. Именно из них происходит запитывание углеродом всех растений, водорослей и некоторых микроорганизмов.

Высвобождение газа происходит путем дыхания и жизнедеятельности живых организмов. Кроме этого, количество углерода в биосфере пополняется и из почвенных слоев, благодаря осуществляемому газообмену корневыми системами растений, разлагающимися остатками и другими группами организмов.

Понятие о биосфере и биологическом круговороте невозможно представить себе без углеродного обмена. На Земле имеется солидный запас этого химического элемента и находится он в некоторых осадочных породах, неживых организмах и ископаемых.

Поступления углерода возможны из известняковых пород, находящихся под землей, они могут обнажаться при разработках месторождений или случайных эрозиях почв.

Оборот углерода в биосфере происходит методом многократного прохождения через дыхательные системы живых организмов и накопления в абиотических факторах экосистемы.

Фосфор

Фосфор, как компонент биосферы, не так ценен в чистой форме, как в составе многих органических соединений. Некоторые из них жизненно важны: в первую очередь - это клетки ДНК, РКН и АТФ. Схема круговорота фосфора основана именно на ортофосфорном соединении, так как усваивается лучше всего именно такой вид вещества.

Вращение фосфора в биосфере, грубо говоря, состоит из двух частей:

  1. водной части планеты – от переработки примитивным планктоном до отложения в виде скелетов морских рыб,
  2. наземной среды – здесь он наиболее сконцентрирован в виде элементов почвы.

Фосфор является основой такого известного полезного ископаемого, как апатит. Разработки рудников с фосфорсодержащими ископаемыми весьма популярны, но это обстоятельство вовсе не поддерживает круговорот фосфора в биосфере, а наоборот, истощает его запасы.

Азот

Химический элемент Азот присутствует на планете в мизерных количествах. Примерное его содержание, в каких бы то ни было живых элементах, всего лишь около двух процентов. Но без него жизнь на планете не представляется возможной.

В круговороте азота в биосфере решающая роль принадлежит определенным видам бактерий. Большая степень участия здесь отведена азотфиксаторам и аммонифицирующим микроорганизмам. Их участие в данном алгоритме настолько значительно, что, если некоторых представителей этих видов не станет, вероятность жизни на Земле будет под вопросом.

Дело здесь в том, что этот элемент в молекулярном виде, таком, каким он выглядит в атмосферных слоях, не может быть усвоен растениями. Как следствие, чтобы обеспечить оборот азота в биосфере, необходима его переработка до аммиака или аммония. Схема переработки азота, таким образом, полностью зависит от деятельности бактерий.

Также важное участие в процессе круговорота азота в экосистеме принимает схема круговорота углерода в биосфере – оба эти цикла тесно связаны между собой.

Современные процессы производства удобрений и другие промышленные факторы имеют огромное влияние на содержание атмосферного вида азота – для некоторых местностей его количество превышено во много раз.

Кислород

В биосфере постоянно происходит круговорот веществ и превращение энергии из одного вида в другой. Важнейшим циклом в этом плане является функция фотосинтеза. Именно фотосинтез обеспечивает воздушное пространство свободным кислородом, который способен озонировать определенные слои атмосферы.

Кислород также высвобождается из молекул воды в процессе круговорота воды в биосфере. Однако данный абиотический фактор наличия этого элемента ничтожно мал по сравнению с тем количеством, которое вырабатывают растения.

Круговорот кислорода в биосфере – процесс длительный, но весьма интенсивный. Если взять весь объем этого химического элемента в атмосфере, то его полный цикл от разложения органического вещества до выделения растением в течение фотосинтеза, длится примерно две тысячи лет! У этого цикла нет перерывов, он происходит ежедневно, ежегодно, много тысячелетий.

В наше время в процессе обмена веществ происходит связывание значительного количества свободного кислорода из-за промышленных выбросов, транспортных выхлопных газов и других загрязняющих атмосферу факторов.

Вода

Понятие о биосфере и биологическом круговороте веществ трудно представить без такого важного химического соединения, как вода. Наверное, объяснять, почему - нет необходимости. Схема циркуляции воды повсюду: все живые организмы на три четверти состоят из воды. Растениям она нужна для фотосинтеза, в результате чего выделяется кислород. При дыхании также образуется вода. Если кратко оценить всю историю жизни и развития нашей планеты, то полный круговорот воды в биосфере, от разложения до новообразования, был пройден тысячи раз.

Так как в биосфере постоянно происходит круговорот веществ и превращения энергии одной в другую, то именно преобразование воды неразрывно связано практически со всеми другими циклами и оборотами в природе.

Сера

Сера, как химический элемент, принимает важное участие в построении правильной структуры белковой молекулы. Круговорот серы происходит благодаря многим видам простейших, а точнее говоря, бактерий. Аэробные бактерии окисляют серу, содержащуюся в органике до сульфатов, а затем, другие виды бактерий завершают процесс окисления до элементарной серы. Упрощенная схема, по которой можно описать круговорот серы в биосфере, выглядит как непрерывные процессы окисления и восстановления.

В процессе круговорота веществ в биосфере происходит накопление остатков серы в Мировом океане. Источники этого химического элемента – стоки речных вод, которые переносят серу потоками воды с почв и горных склонов. Выделяясь из речных и грунтовых вод в виде сероводорода, сера частично попадает в атмосферу и оттуда, включаясь в круговорот веществ, возвращается в составе дождевой воды.

Серные сульфаты, некоторые виды горючих отходов и тому подобные выбросы неизбежно приводят к повышенному содержанию диоксида серы в атмосфере. Последствия этого плачевны: кислотные дожди, заболевания органов дыхания, уничтожение растительности и другие. Преобразование серы, изначально предназначенное для нормального функционирования экосистемы, на сегодняшний день превращается в оружие поражения живых организмов.

Железо

Железо чистого вида в природе встречается очень редко. В основном, например, его можно обнаружить в останках метеоритов. Сам по себе металл этот - мягкий и податливый, но на открытом воздухе моментально вступает в реакцию с кислородом и образует оксиды и окислы. Поэтому, основной вид железосодержащего вещества – это железная руда.

Известно, что круговорот веществ в биосфере осуществляются в виде различных соединений, в том числе железо также имеет активный цикл обращения в природе. В почвенные слои или Мировой океан феррум попадает из горных пород или вместе с вулканическим пеплом.

В живой природе железо играет важнейшую роль, без него не происходит процесс фотосинтеза, не образовывается хлорофилл. В живых организмах железо используется для образования гемоглобина. Отработав свой цикл, попадает в виде органических остатков в почву.

Также существует морской круговорот железа в биосфере. Основной принцип у него похож на наземный. Некоторые виды организмов окисляют железо; здесь используется энергия, а после завершения жизненного цикла металл оседает в водных глубинах в виде руды.

Бактерии, организмы, участвующие в природных циклах экосистемы

Круговорот веществ и энергии в биосфере – непрерывный процесс, обеспечивающий своей бесперебойной работой жизнь на Земле. Основы этого цикла знакомы даже школьникам: растения, питаясь углекислым газом, выделяют кислород, животные и люди вдыхают кислород, оставляя углекислый газ как продукт переработки дыхательного процесса. Работа бактерий и грибов - перерабатывать останки живых организмов, превращая их из органики в минеральные вещества, в итоге усваиваемые растениями.

Какую функцию выполняет биологический круговорот веществ? Ответ прост: так как запас химических элементов и минералов на планете пусть и обширен, но, все равно, ограничен. Необходим именно цикличный процесс превращений и оборачиваемости всех важных компонентов биосферы. Понятие о биосфере и биологическом обмене веществ дает определение вечной продолжительности жизненных процессов на Земле.

Следует отметить, что микроорганизмы в данном вопросе играют очень большую роль. Например, круговорот фосфора невозможен без нитрифицирующих бактерий, окислительные процессы железа не работают без железобактерий. Клубеньковые бактерии играют большую роль в природном обороте азота – без них подобный цикл просто остановился бы. В круговороте веществ в биосфере плесневые грибы являются своего рода санитарами, разлагающими органические остатки до минеральных составляющих.

Каждый класс организмов, населяющих планету, выполняет свою важную роль в переработке тех или иных химических элементов, вносит вклад в понятие о биосфере и биологическом круговороте. Самый примитивный пример иерархии животного мира – пищевая цепь, однако, функций у живых организмов намного больше, а результат глобальнее.

Каждый организм, по сути, является составляющим биосистемы. Чтобы оборот веществ в биосфере работал циклично и правильно, важно соблюдение баланса между количеством поступающего в биосферу вещества и тем количеством, которое могут переработать микроорганизмы. К сожалению, с каждым последующим циклом круговорота в природе этот процесс все больше нарушается вследствие человеческого вмешательства. Экологические вопросы становятся глобальными проблемами экосистемы и пути их решения дорогостоящие финансово, еще более дорогие, если оценивать их со стороны прохождения естественных природных процессов.

«Биологические ресурсы» - Музыкальные инструменты. Дикая утка. Бумага картон паркет. Рябчик. Цель урока: Искусственный шелк. Лаптевский морж. С одного гектара леса можно собрать: Бобр. Лиса. Одуванчик. Ягоды и лекарственные растения. Основные виды охотничьих животных. Пастбища для овец и верблюдов. Морские и речные животные.

«Биологические ресурсы России» - 1. Оптимальное использование и сохранение сырьевых ресурсов как в собственной исключительной экономической зоне РФ и внутренних водоемах, так и в зонах иностранных государств, в открытых и конвенционных районах. 2. Доведение вылова в территориальном море и в ИЭЗ России до 4,5 млн. т, в зонах других государств - до 1,7 млн. т, а в открытых и конвенционных районах - до 1-1,5 млн. т; 3. Внедрение безотходных технологий переработки уловов в море и запрет выбросов в море, как прилова, так и отходов переработки;

«Человек и ноосфера» - ЭВОЛЮЦИЯ – история развития органического мира. Что такое ноосфера. Некоторые тезисы, касающиеся учения о биосфере. 4. В ноосфере должна господствовать мысль о РАЗУМНОМ, БЕРЕЖНОМ отношении к природе. 1.Человечество неразрывно связано с биосферой. 6. Ноосфера – высшая стадия развития биосферы. 2. С развитием мозга человек становится мощным фактором эволюции на Земле.

«Биосфера и человек» - Возникновение первичной био-сферы с биоти-ческим кругово-ротом веществ. Возникновение человеческого общества. Взаимодействие человека с окружающим миром. 11. Оглавление. Направления решений экологических проблем. Действуют биологические закономер-ности жизнедеятельности и развития. Экологические проблемы биосферы и человечества.

«Живое вещество биосферы» - Суша. Границы биосферы. Домашнее задание. Соотнести живое вещество на суше и в Мировом океане. Косное вещество. Окончил одно из лучших в России учебных заведений – Петербургскую классическую гимназию. Гидросфера - ? Живое вещество. Биосфера, по Вернадскому, – земная оболочка, область существования живого вещества.

«Основы природопользования» - Учебный курс в Internet. Раздел 7. Управление окружающей природной средой. Учебно-методическое обеспечение курса. Раздел 1. Методические и организационно-правовые системы управления. Методические материалы. Раздел 8. Эколого-экономическое регулирование природопользования на международном уровне. Цель курса:

Всего в теме 15 презентаций
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: дать понятие о круговороте веществ, взаимосвязи веществ в биосфере, соответствие единым законам природы.

Задачи урока:

  1. Расширить знания о круговороте веществ.
  2. Показать перемещение веществ в биосфере.
  3. Показать роль круговорота веществ в биосфере.

Оборудование: таблицы “Границы биосферы и плотность жизни в ней”, схема круговорота веществ, ПК, проектор, презентация.

План урока.

I. Постановка проблемного вопроса.

II. Проверка знаний.

III. Новый материал.

3.1. Проблемный вопрос.

3.2. Определение биосферы по В.И. Вернадскому.

3.3. Характеристика биосферы.

3.4. Слайд 4. Роль живых организмов в биосфере.

3.5. Круговорот веществ в экосистеме.

IV. Слайд 8. Работа со схемой участвуют в круговороте.

V.Слайд 9. Работа со схемой круговорот воды.

VI. Слайд 10. Работа со схемой круговорот кислорода.

VII. Слайд 12. Работа со схемой круговорот углерода.

VIII. Слайд 13. Круговорот азота.

IX. Слайд 14. Круговорот серы.

Х.Слайд15. Круговорот фосфора.

XI. Запись вывода по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент. Настрой класса на работу.

II. Проверка знаний.

Выполнение теста по вариантам. Тесты распечатаны.

Вариант 1

1. Наиболее постоянным фактором, влияющим на атмосферу, является:

а) давление б) прозрачность в) газовый состав г) еемпература

2. К функциям биосферы, обусловленным процессами фотосинтеза, можно отнести:

а) газовую б) окислительно-восстановительную в) концентрационную

г) все перечисленные функции д) газовую и окислительно-восстановительную

3. Весь кислород атмосферы образован благодаря деятельности:

а) цианобактерий сине-зелёных водорослей б) гетеротрофных организмов в) колониальных простейших в) автотрофных организмов

4. В преобразовании биосферы главную роль играют:

а) живые организмы б) биоритмы

в) круговорот минеральных веществ в) процессы саморегуляции.

Вариант 2

1. Жизнь можно обнаружить:

а) любой точке биосферы

б) Любой точке Земли

в) любой точке биосферы

г) любой точке биосферы, кроме Антарктиды и Арктики

д) в биосфере происходит только геологическая эволюция

2. Приток энергии в биосферу извне необходим потому, что:

а) углеводы, образовавшиеся в растении, служат источником энергии для других организмов

б) в организмах происходят окислительные процессы

в) организмы разрушают остатки биомассы

г) ни один вид организмов не создаёт запасов энергии

3. Выберите основные факторы среды, от которых зависит процветание организмов в океане:

а) доступность воды б) количество осадков

в) прозрачность среды г) рH среды

д) солёность воды е) скорость испарения воды

ж) концентрация углекислого газа

4. Биосфера – глобальная экосистема, структурными компонентами которой являются:

а) классы и отделы растений б) популяции

в) биогеоценозы г) классы и типы.

III. Новый материал.

3.1. Проблемный вопрос

Вспомните из химии закон сохранения веществ. Как этот закон может быть связан с биосферой?

3.2. Определение биосферы

Биосфера, по В.И. Вернадскому, – это общепланетарная оболочка, та область Земли, где существует или существовала жизнь и которая подвергается или подвергалась ее воздействию. Биосфера охватывает всю поверхность суши, моря и океаны, а также ту часть недр Земли, где находятся породы, созданные деятельностью живых организмов.

В. И. Вернадский
(1863-1945)

Выдающийся русский ученый
Академик, основоположник науки геохимии
Создал учение о биосфере Земли.

3.3. Характеристика биосферы

Биосфера охватывает всю поверхность суши, моря и океаны, а также ту часть недр Земли, где находятся породы, созданные деятельностью живых организмов. В атмосфере верхние границы жизни определяются озоновым экраном – тонким слоем газа озона на высоте 16–20 км. Он задерживает губительные ультрафиолетовые лучи солнца. Океан насыщен жизнью целиком, до дна самых глубоких впадин в 10–11 км. В глубину твердой части Земли активная жизнь проникает местами до 3 км (бактерии в нефтяных месторождениях). Результаты жизнедеятельности организмов в виде осадочных пород прослеживаются еще глубже.

Размножение, рост, обмен веществ и активность живых организмов за миллиарды лет полностью преобразовали эту часть нашей планеты.

Всю массу организмов всех видов В.И. Вернадский назвал живым веществом Земли.

В химический состав живого вещества входят те же самые атомы, которые составляют неживую природу, но в ином соотношении. В ходе обмена веществ живые существа постоянно перераспределяют химические элементы в природе. Таким образом, меняется химизм биосферы.

В.И. Вернадский писал, что на земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим последствиям, чем живые организмы, взятые в целом. За миллиарды лет фотосинтезирующие организмы (рис. 1) связали и превратили в химическую работу огромное количество солнечной энергии. Часть ее запасов в ходе геологической истории накопилась в виде залежей угля и других ископаемых органических веществ – нефти, торфа и др.

Рис. 1. Первые растения суши (400 млн. лет назад)

Слайд 4.

3.4. Роль живых организмов в биосфере

Живые организмы создают в биосфере круговороты важнейших биогенных элементов , которые попеременно переходят из живого вещества в неорганическую материю. Эти циклы делят на две основные группы: круговороты газов и осадочные круговороты. В первом случае главный поставщик элементов – атмосфера (углерод, кислород, азот), во втором – горные осадочные породы (фосфор, сера и др.).

Благодаря живым существам возникли многие горные породы на Земле. Организмы обладают способностью избирательно поглощать и накапливать в себе отдельные элементы в гораздо большем количестве, чем они есть в окружающей среде.

Совершая гигантский биологический круговорот веществ в биосфере, жизнь поддерживает стабильные условия для своего существования и существования в ней человека.

Живые организмы играют большую роль в разрушении и выветривании горных пород на суше. Они – главные разрушители мертвого органического вещества.

В. В. Докучаев
(1846 - 1903)
Основоположник современного почвоведения,
основанного на идее глубокой взаимосвязи живой и неживой природы

Таким образом, за период своего существования жизнь преобразовала атмосферу Земли, состав вод океана, создала озоновый экран, почвы, многие горные породы. Изменились условия выветривания пород, большую роль стал играть микроклимат, создаваемый растительностью, изменился и климат Земли.

3.5. Круговорот веществ в экосистеме

IV. Работа со схемой участвуют в круговороте

В каждой экосистеме происходит круговорот вещества как результат экофизиологической взаимосвязи автотрофов и гетеротрофов.

Углерод, водород, азот, сера, фосфор и ещё около 30 простых веществ, необходимых для создания жизни клетки, непрерывно превращаются в органические вещества (глициды, липиды, аминокислоты…) или поглощаются в виде неорганических ионов автотрофными организмами, впоследствии используются гетеротрофными, а затем – микроорганизмами-деструкторами. Последние разлагают выделения, животные и растительные остатки на растворимые минеральные элементы или газообразные соединения, которые возвращаются в почву, воду и атмосферу.

V. Работа со схемой круговорот воды

Рис. 6. Круговорот воды в биосфере

VI. Работа со схемой круговорот кислорода

Слайд 10

Цикл кислорода.

Цикл кислорода занимает на Земле около 2000 лет, воды – около 2 млн лет (рис. 6). Это значит, что атомы этих веществ за историю Земли многократно проходили через живое вещество, побывав в телах древних бактерий, водорослей, древовидных папоротников, динозавров и мамонтов.

Биосфера прошла длительный период развития, в течение которого жизнь меняла формы, распространилась из воды на сушу, изменила систему круговоротов. Содержание кислорода в атмосфере постепенно росло (см. рис. 2).

За последние 600 млн лет скорости и характер круговоротов приблизились к современным. Биосфера функционирует как гигантская слаженная экосистема, где организмы не только приспосабливаются к среде, но и сами создают и поддерживают на Земле условия, благоприятные для жизни

VII. Работа со схемой круговорот углерода

Вопросы учащимся:

1. Вспомните, какую роль в природе играет фотосинтез?

2. Какие условия необходимы для фотосинтеза?

Круговорот углерода (рис. 4). Источником его для фотосинтеза служит углекислый газ (диоксид углерода), находящийся в атмосфере или растворенный в воде. Углерод, связанный в горных породах, вовлекается в круговорот значительно медленнее. В составе синтезированных растением органических веществ углерод поступает, затем в цепи питания через живые или мертвые ткани растений и возвращается в атмосферу снова в форме углекислого газа в результате дыхания, брожения или сгорания топлива (древесины, нефти, угля и т.п.). Продолжительность цикла углерода равна трем-четырем столетиям.

Рис. 4. Круговорот углерода в биосфере

VIII. Работа со схемой Круговорот азота.

Вспомните, какую роль играют в накоплении азота?

Круговорот азота (рис. 5). Растения получают азот в основном из разлагающегося мертвого органического вещества посредством деятельности бактерий, которые превращают азот белков в усваиваемую растениями форму. Другой источник – свободный азот атмосферы – растениям непосредственно недоступен. Но его связывают, т.е. переводят в другие химические формы, некоторые группы бактерий и сине-зеленые водоросли, они обогащают им почву. Многие растения находятся в симбиозе с азотфиксирующими бактериями, образующими клубеньки на их корнях. Из отмерших растений или трупов животных часть азота, за счет деятельности других групп бактерий, превращается в свободную форму и вновь поступает в атмосферу.

Рис. 5. Круговорот азота в биосфере

IX. Круговорот серы

Слайд 14

Круговорот фосфора и серы. (рис. 6, 7). Фосфор и сера содержатся в горных породах. При их разрушении и эрозии они поступают в почву, оттуда используются растениями. Деятельность организмов - редуцентов снова возвращает их в почву. Часть соединений азота и фосфора смывается дождями в реки, а оттуда – в моря и океаны и используется водорослями. Но, в конце концов, в составе мертвого органического вещества они оседают на дно и снова включаются в состав горных пород.

X. Круговорот фосфора

За последние 600 млн лет скорости и характер круговоротов приблизились к современным. Биосфера функционирует как гигантская слаженная экосистема, где организмы не только приспосабливаются к среде, но и сами создают и поддерживают на Земле условия, благоприятные для жизни.

XI. Запись вывода в тетради

1. Биосфера – энергетически открытая система

2. Накопление веществ в биосфере идёт за счёт растений, способных преобразовывать энергию солнечного света.

3. Круговорот веществ - необходимое условие существования жизни на Земле.

4. В процессе эволюции в биосфере установилось равновесие между организмами.

Вопросы для повторения:

1. Какие организмы биосферы участвуют в круговороте веществ?

2. От чего зависит количество биомассы в биосфере?

3. Какова роль фотосинтеза в круговороте веществ?

4. Какова роль круговорота углерода в биосфере?

5. Какие организмы принимают участие в круговороте азота?

Домашнее задание: выучить параграф 76, 77.

Опережающее изучение: подобрать материал об основных экологических проблемах современности.

  1. Г.И. Лернер Общая биология: подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы – М.: Эксмо, 2007. – 240 с.
  2. Е.А. Резчиков Экология: Учебное пособие. 2-е изд. испр. и доп. – М.: МГИУ, 2000 – 96 с.
  3. Библиотека интернета: http://allbest.ru/nauch.htm
  4. Сайт Экологии: http://www.anriintern.com/ecology/spisok.htm
  5. Электронный журнал "Экология и жизнь".: http://www.ecolife.ru/index.shtml

Рассмотрите рисунки 230-234. Какие химические соединения используют организмы в круговоротах веществ? Какое значение имеют процессы фотосинтеза, испарения воды, дыхания, азотофиксации для обеспечения круговоротов веществ и потока энергии в биосфере?

Все составляющие биосферу компоненты и происходящие в ней процессы тесно взаимосвязаны. Стабильность биосферы поддерживается постоянно происходящими в ней круговоротами веществ и превращением энергии. Круговороты разнообразны по масштабам и качеству явлений, например, круговорот воды, круговорот углерода, круговорот азота. Они осуществляются с участием всех компонентов биосферы и входят в состав единого биогеохимического круговорота.

Биогеохимический круговорот - обмен веществ и превращение энергии между различными компонентами биосферы, связанные с деятельностью ее организмов.

Основной движущей силой биогеохимического круговорота является непрерывно происходящий в биосфере поток энергии, связанный с деятельностью живого вещества.

Организмы нуждаются в энергии для поддержания своей жизнедеятельности. Энергия в биосфере существует в нескольких формах. Известны механическая, химическая, тепловая, электрическая и другие формы энергии. Переход одной формы энергии в другую, называемый преобразованием энергии, подчиняется закону сохранения энергии, который гласит, что энергия может превращаться из одной формы в другую, но не может быть создана или уничтожена.

Основной источник энергии в биосфере - это энергия Солнца (рис. 228). Она нагревает атмосферу и гидросферу, вызывает передвижение воздушных масс, океанических течений, испарение воды, таяние снега. Автотрофные организмы, главным образом зеленые растения, в результате реакций фотосинтеза преобразуют солнечную энергию в энергию химических связей созданных органических веществ. Значительная часть ее расходуется самими растениями на процессы жизнедеятельности. Меньшая часть химической энергии растений передается дальше по пищевым цепям гетеротрофным организмам. Гетеротрофные организмы, главным образом животные, преобразуют химическую энергию в другие ее формы, например механическую, электрическую, тепловую, световую. Некоторая часть аккумулированной зелеными растениями солнечной энергии может накапливаться в биосфере в виде запасов древесины, торфа, угля и горючих сланцев.

Рис. 228. Поток энергии в биосфере

Следовательно, круговорота энергии в биосфере не происходит. Этот процесс не является замкнутым. В биосфере наблюдается лишь поток энергии, связанный с превращением одной ее формы в другую.

Круговорот воды. Вода играет важнейшую роль в биогеохимическом круговороте, так как живые тела в среднем на 80% состоят из нее, а Мировой океан занимает более 2/3 поверхности земного шара (рис. 229).

Рис. 229. Распределение воды на Земле

В пределах всей планеты круговорот воды осуществляется между морями, океанами и материками (рис. 230). Вода, испаряемая Солнцем с поверхности морей и океанов, переносится ветрами на материки, где выпадает в виде атмосферных осадков. Значительная часть воды при этом оказывается связанной, например в виде снега и льда, т. е. является временно недоступной для организмов. С речными и грунтовыми стоками вода затем постепенно возвращается в океаны.

Рис. 230. Круговорот воды в биосфере

Значительная часть воды, имеющейся на суше, поглощается из почвы растениями и затем в виде водяного пара испаряется листьями для предотвращения перегревания. Часть воды растения расходуют на процесс фотосинтеза. Животные воду получают с питьем и с пищей. Удаляется из животных организмов вода в составе выдыхаемого воздуха, пота и других выделений.

Наземные растения, главным образом из влажных экваториальных лесов, испаряя воду, уменьшают ее поверхностный сток и удерживают влагу в атмосфере. Это препятствует размыванию почвы осадками и разрушению ее верхнего плодородного слоя. Сокращение площади экваториальных лесов в результате их интенсивной вырубки человеком приводит к засухам в прилегающих районах земного шара.

Рис. 231. Круговорот углерода в биосфере

Круговорот углерода. Углерод в биосфере в основном представлен двуокисью углерода (углекислым газом). Основной ее первичный источник - это вулканическая деятельность. Связывание углекислого газа происходит двумя путями (рис. 231). Первый состоит в его поглощении растениями в процессе фотосинтеза с образованием органических веществ и последующим отложением их в виде торфа, угля, горючих сланцев (рис. 232). Второй путь состоит в том, что углекислый газ растворяется в водоемах, переходя в карбонат-ионы и гидрокарбонат-ионы. Затем с помощью кальция или магния происходит осаждение карбонатов на дно водоемов в виде известняков. Запасы углекислого газа в атмосфере постоянно пополняются благодаря дыханию организмов, процессам разложения органических остатков, а также от сжигания топлива и выбросов промышленности.

Рис. 232. Торфяные отложения - один из вторичных источников углерода в биосфере

Круговорот азота. Основным источником азота в биосфере служит газообразный атмосферный азот. В небольших количествах атмосферный азот связывается с кислородом воздуха в нитраты при грозовых разрядах (рис. 233).

Рис. 233. Газообразный азот в атмосфере при грозе связывается с кислородом воздуха в нитраты

Основное связывание атмосферного азота осуществляется азотфиксирующими бактериями, обитающими в почве (рис. 234). Они синтезируют нитриты и нитраты, которые становятся доступными для использования растениями. В растениях азот переходит в состав органических соединений, например белков, нуклеиновых кислот и АТФ. При разложении трупов погибших организмов или при выделении мочи у животных, азот поступает в почву в виде соединений аммиака. Они затем окисляются до нитритов и нитратов и снова используются растениями. Частично нитраты почвы восстанавливаются денитрифицирующими бактериями до газообразного азота. Так осуществляется восполнение запасов газообразного азота в атмосфере. Запас нитратов в почве пополняется также благодаря внесению в нее человеком неорганических азотных и органических удобрений.

Рис. 234. Круговорот азота в биосфере

Итак, непрерывно происходящие в биосфере круговороты воды, углерода, азота и превращение энергии образуют единый биогеохимический круговорот. Вещества и элементы в нем используются организмами многократно. Энергия, в отличии от них, используется организмами только один раз. Биогеохимический круговорот не имеет полной цикличности. Часть веществ из него исключается и может накапливаться в природе.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Что такое биогеохимический круговорот? Какими процессами он обеспечивается?
  2. Опишите, как происходит круговорот воды в биосфере. Какова роль в нем растений и животных?
  3. Как осуществляется круговорот углерода в биосфере? В каком виде углерод может накапливаться в природе?
  4. Опишите, как происходит круговорот азота в биосфере. Какова роль в нем азотфиксирующих и денитрифицирующих бактерий?
  5. Объясните, почему правильно говорить о происходящем в биосфере круговороте веществ и элементов, но неправильно говорить о круговороте энергии в биосфере?

В биосфере Земли водяные массы постоянно перемещаются, образуя замкнутый цикл. Данный процесс получил название круговорот воды в природе, схема которого часто встречается в учебниках по естествознанию. Если вам необходимо написать доклад на тему «Гидрологический цикл в природе», то данный материал будет вам полезен, поможет глубже познать природу и ее свойства.

Вконтакте

Основные понятия

Гидрологический цикл – это процесс регулярного перемещения жидкости в мировом пространстве, а его изучение позволило понять механизм действия: энергия воздействует на поверхность земли и океана, влага, нагреваясь, преобразуется в пар, молекулы которого поднимаются в атмосферу и концентрируются в виде облаков. Попадая в зоны с холодной температурой, молекулы конденсируются и выпадают вниз в виде осадков . Так под влиянием солнечной энергии и охлаждения процесс бесконечно повторяется.

Главные этапы и процессы

Как происходит круговорот воды в природе? Полный гидрологический цикл включает в себя несколько важных этапов:

  • испарение;
  • конденсация пара в атмосферных слоях;
  • выпадение его же в виде осадков на землю;
  • фильтрация через почву;
  • попадание жидкости в подземные потоки;
  • всасывание растениями жидкости из почвы;
  • участие в биохимических реакциях живых организмов.

Этапы круговорота иногда сводятся к минимуму:

  • вода испаряется;
  • концентрируется в атмосферных слоях;
  • выпадает в виде жидкой, твердой или парообразной субстанции.

Такой круговорот часто бывает над поверхностью большого водоема, например, океана. Гидрологический цикл кругообразный – это означает, что все этапы постоянно повторяются, обеспечивая таким образом непрерывное движение жидкости в природе.

Для него также характерны следующие процессы:

  • осадки – это выпадение воды на землю в виде дождя, снега, града и тумана;
  • перехват осадков – это процесс выпадения осадков не в почву или водоемы, а на деревья и другие растения. Такая влага сразу испаряется, не попадая в почву;
  • сток – это способ, с помощью которого вода передвигается по земле;
  • инфильтрация – это попадание жидкости внутрь почвы и ее фильтрация;
  • подземные потоки — это потоки под землей, которые располагаются в зоне аэрации;
  • испарения воды – это переход молекул из жидкого состояния в парообразное;
  • сублимация — переход молекул из твердого состояния в парообразное;
  • отложение – переход молекул из парообразного состояния в твердое;
  • адвекция – это перемещение водяных молекул (в любом состоянии) сквозь ;
  • конденсация – формирование пара в тучи и облака;
  • испарение – перемещение паров под воздействием солнечной энергии из почвы и растений в атмосферу;
  • просачивание – перемещение воды сквозь почву под действием .

Гидрологический цикл – это сложный процесс, который занимает от нескольких суток до нескольких лет. Океан полностью обновляется за 3200 лет – это значит, что вся вода в нем испаряется и возвращается обратно за тот же срок.

Интересно! Если всю воду, которая ежегодно испаряется, распределить равномерным слоем по всей поверхности , получится слой толщиной в метр!

Гидрологический цикл

Разновидности циклов

Ученые разделяют гидрологический цикл на несколько типов, по их масштабу и территории. Существует 5 основных типов:

  1. Мировой круговорот воды – жидкость из океанов испаряется и выпадает в форме осадков над материковой сушей, а позже с помощью рек и стоков возвращается в океан;
  2. Малый – жидкость с поверхности моря, испарившаяся под действием солнца, возвращается обратно осадками;
  3. Внутриконтинентальный цикл — происходит только над сушей;
  4. Геологический цикл осуществляется внутри суши, когда океан сообщается с подземными потоками;
  5. Глобальный –открытый, включающий в себя все типы круговоротов.

Как происходит круговорот воды в природе и каковы особенности каждого цикла. Это уникальное природное явление, благодаря которому все живое на Земле имеет доступ к питательным веществам.

Интересно! За год с поверхности Земли испаряется до 520 000 жидкости и выпадает обратно в виде осадков.

Мировой круговорот в природе

Значение

Почему знать гидрологический цикл и его принципы действия действительно важно? Значение круговорота в природе сложно недооценить, потому что он:

  • является связующим звеном для всей гидросферы;
  • жизненно важные вещества все время перемещаются по Земле, достигая нужных мест, питают почву, растения и микроорганизмы;
  • очищает и фильтрует мировой океан;
  • регулирует климат.

Нерациональное использование воды может привести к нарушению гидрологического цикла и стать причиной возникновения непоправимых последствий для всей Земли и ее жителей.

Как объяснить данное понятие детям

Для детей объяснить несложно, используя простые понятия или преподнося все в виде сказки. Можно показать им простой схематический рисунок и рассказать в доступной форме о каждом изображенном процессе:

  1. Вода, которую мы пьем, употребляют также растения с животными, ведь она содержит в себе много полезных веществ;
  2. Вода живет в океане и реках, а также под землей;
  3. Солнце сильно греет океан, и он начинает сердиться. Когда вода в чайнике долго стоит на огне, она тоже сердится и выходит через носик. Так и часть жидкости в океане превращается в пар;
  4. В небе пар чувствует себя одиноко и сбивается в кучки. И получаются облака и тучи, которые летают над землей, гонимые ветром;
  5. Солнышко ночью не греет, поэтому пар перестает сердиться и снова превращается в жидкость, которая выпадает из тучи на землю, где пополняет реки, впадающие в океан;
  6. Все повторяется сначала.

Вывод

Объясняя круговорот воды в природе для детей, не стоит забывать о наглядных пособиях и использовать кипящий чайник, кубики льда и пар. Самое важное – показать, что жидкость — важный ресурс, и к ней необходимо относится бережно. В итоге, чтобы понять, усвоили дети урок или нет, стоит задать им вопрос «Что такое круговорот воды в мире?» и послушать их ответы. Если вы все хорошо объяснили, то получите правильный ответ.