Биография Фаины Раневской. Цитаты и афоризмы, высказывания актрисы. Когда родилась и умерла Раневская, памятные места и даты. Фото и видео.

Годы жизни

родилась 27 августа 1896, умерла 19 июля 1984

Эпитафия

«Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи».
Фаина Раневская

Биография Фаины Раневской

Когда она, девочка из еврейской семьи, дочь фабриканта и владельца парохода, решила стать актрисой, отец сильно рассердился , мол, ты видела, какие актрисы красивые, а ты куда лезешь с таким лицом? Фаю Фельдман тогда это очень обидело и, наперекор родным, она все же исполнила свою мечту , став известной и популярной актрисой - даже с такой, якобы непримечательной внешностью. Изменив лишь имя - на Фаину Раневскую . Рослая, нескладная, она обладала невероятным обаянием, ироничностью и, конечно, талантом, так что биография Фаины Раневской просто не могла сложиться иначе.

Когда Раневская приехала в Москву, ее не приняли ни в один театр, ни в одну школу, но она не отступала. Начав с работы в провинциальных театрах, она все же выбилась на большую сцену. Раневская была великой актрисой - невероятно сильной как в комических, так и трагических ролях . Ее участие в любом фильме или спектакле тут же делало их популярными, а роли Раневской - самыми любимыми. Раневскую любила и власть, и народ, цитаты и афоризмы Раневской передавались из уст в уста, превращаясь в байки и анекдоты . Она была и необыкновенно работящей актрисой - проработав в нескольких театрах и выступая почти до самой смерти.

Тем временем, несмотря на славу и популярность, судьбу Фаины Раневской нельзя назвать счастливой . До конца своей жизни Раневская так и не вышла замуж, не обзавелась семьей - впрочем, о личной жизни Раневской ровным счетом нечего было сказать. Она отдавала себя друзьям, театру и кино, а также множеству людей, пользующихся ее добротой . Она была совершенно беспомощна в быту, и знакомые нередко вымогали у нее деньги, а на старости лет - и откровенно обкрадывали.

За свою жизнь Раневская сыграла в двадцати с лишним фильмах , но, увы, главных ролей было немного. Никто из режиссеров словно не мог оценить мощь ее масштабного таланта или боялся с ним не справиться. В основном это были комедийные роли, хотя в театре Раневская великолепно исполняла драматические роли - например, в спектакле «Дальше - тишина», с которого зрители, впечатлившись игрой Раневской, непременно уходили в слезах. Этот спектакль стал знаковым в биографии Раневской - именно в нем актриса вышла на сцену театра в последний раз.

Причины смерти

Смерть Фаины Раневской наступила 19 июля 1984 года (по другим источникам даты смерти Раневской - 20 июня или 20 июля). Актриса умерла в больнице, причиной смерти Раневской стали перенесенные ею пневмония и инфаркт . Похороны Фаины Раневской начались с гражданской панихиды в Театре имени Моссовета, а завершились похороны Раневской - на Новом Донском кладбище . Актриса была похоронена рядом со своей сестрой Изабеллой.


Свое неповторимое чувство юмора Раневская не теряла никогда

Линия жизни

27 августа 1896 г. День рождения Фаины Георгиевны Раневской.
1915 г. Переезд из Таганрога в Москву.
1920-1924 гг. Работа в «Первом советском театре» в Крыму.
1934 г. Дебют Раневской в кино в фильме «Пышка».
1941-1943 гг. Эвакуация в Ташкент, работа на Ташкентской киностудии.
1943-1949 гг. Работа в Театре драмы.
1949-1955 гг.
1955-1963 гг. Работа в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина.
1963-1984 гг. Работа в Театре имени Моссовета.
19 июля (20 июля или июня) 1984 г. Дата смерти Фаины Раневской.

Памятные места

1. Дом Раневской в Таганроге, где она родилась и где сегодня установлена мемориальная доска памяти Раневской и памятник Раневской.
2. Крымский академический русский драматический театр имени А. М. Горького (бывший Первый советский театр в Крыму), где Раневская работала в 1920–1924 гг.
3. Центральный академический театр Российской армии (бывший Центральный театр Красной Армии), где Раневская работала в 1935–1939 гг.
4. Киностудия «Узбекфильм» (бывшая Ташкентская киностудия), где актриса работала в 1941-1843 гг.
5. Московский академический театр им. В. Маяковского (бывший Театр драмы), где Раневская работала в 1943-1949 гг.
6. Государственный Академический театр имени Моссовета, где Раневская работала в 1949–1955 и 1963–1984 гг.
7. Московский драматический театр имени А. С. Пушкина, где Раневская работала в 1955–1963 гг.
8. Новое Донское кладбище, участок № 4, где похоронена Раневская.

Эпизоды жизни

Фаину Раневскую очень раздражала преследующая ее фраза «Муля, не нервируй меня!», которую ее героиня произносила в фильме «Подкидыш». Дошло до того, что актриса Раневская почти возненавидела эту роль. Когда Брежнев вручал Раневской орден Ленина, то не сдержался и, кривляясь, повторил крылатую фразу. На что Раневская пожала плечами и сделала генсеку замечание: «Леонид Ильич, ко мне так обращаются только невоспитанные уличные мальчишки!» Брежнев смутился: «Извините, просто я вас очень люблю».

Раневская никогда не была замечена в бурных романах, хотя слухи о ней, как об актрисе, просто не могли не ходить. Единственным существом, скрасившим ее одиночество, стал пес по имени Мальчик , подобранная ею дворняжка с перебитыми лапами. Мальчик так любил Раневскую, что, когда она уезжала на репетиции, он так выл, что его специально везли на машине в театр, чтобы пес убедился, что хозяйка его не бросила. Пес околел вскоре после смерти Раневской - от тоски.На могиле Раневской установлена фигура маленькой дворняги с грустными глазами - в память о ее любимом существе .

Раневскую везли на операцию, и она решила рассмешить медсестер и стала рассказывать анекдоты. От смеха у нее оторвался тромб, ставший причиной смерти актрисы.



У Раневской не было семьи, она жила с любимым псом по имени Мальчик

Заветы

«Если у тебя есть человек, которому можно рассказать сны, ты не имеешь права считать себя одиноким…»
«Жизнь - это небольшая прогулка перед вечным сном».

Последнее и единственное интервью Фаины Раневской (1979 г.)

Соболезнования

«Она обладала способностью характерным жестом или поворотом лица прожить целую судьбу. В своих ролях актриса использовала в основном «грим души», подчеркивая остроту характера, владея искусством интонации».
Екатерина Юдина, актриса

«Раневская жила в поисках роли себе по плечу, роли, которая смогла бы до дна утолить ее неуемную творческую жажду».
Ростислав Плятт, актер

«Поразило меня все - в первую встречу, все. Конечно, прежде всего, ее глаз - это не сыграть, это глаз мудреца, ребенка… Это была очень сложная и одинокая, видимо, жизнь без детей, без семьи, без любви и, главное, без той работы, на которую, уж она-то знала, она способна».
Галина Волчек, режиссер

«В какой-то степени она была дитя, потому что она все воспринимала - абсолютно: от этого случались конфликты, от этого с ней было сложно, от этого она была поразительно интересна. Удивительной мощности шекспировский характер, она была не нашенская, ей было удивительно тесно жить в этом мире».
Анатолий Адоскин, актер

«Я прекрасно ее знал, мы жили в одном доме. Есть люди, которые шутят, вымучивают шутки, есть люди, которые все время должны острить. Она никогда не острила, она так мыслила, потому что она была штучная».
Александр Ширвиндт, актер

Одиночество - это настоящее проклятие всех гениальных людей. Фаина Георгиевна Раневская, несмотря на свою всесоюзную популярность, была неимоверно одинока. Она философски замечала: «Спутник славы - одиночество», а на многочисленные букеты и овации после спектаклей говорила: «Сколько любви, а в аптеку сходить некому». Она никогда не была замужем, а на вопрос о том, почему так вышло, она с грустью признавалась, что ни разу в жизни не испытывала взаимных чувств. «Все, кто меня любил, - скажет Раневская однажды, - не нравились мне. А кого я любила - не любили меня. Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной...»

Признание ее таланта не могло заменить личного счастья. Дмитрий Шостакович подарил ей фото с надписью: «Фаине Раневской - самому искусству»... Ей присвоили звание народной артистки... Зрители шли в театр «на Раневскую»... Фильм с ее участием был обречен на успех... У нее были близкие подруги, такие как Павла Вульф, Нина Сухоцкая, Любовь Орлова... Казалось, что у нее было все, что нужно для счастья, но вот счастья-то как раз и не было.

Раневская даже не пыталась как-то скрыть, что она несчастна в личной жизни. Да, у нее были мужчины. Она не раз была беременна. Но все свои беременности актриса обрывала абортом. Немногочисленные близкие друзья Раневской не то в шутку, не то всерьез говорили, что иметь детей ей в принципе противопоказано, поскольку она сама большой ребенок. Большой, талантливый, мудрый, но... ребенок. Анна Ахматова говорила ей: «Фаина, вам 11 и никогда не будет 12!» А самым близким существом Раневской практически до конца дней оставалась ее собака по кличке Мальчик. Так и прожила она всю свою жизнь... с Мальчиком.

Иногда она шутила на тему любви. В своей обычной манере, где к иронии часто примешивалась горечь: «Если женщина идет с опущенной головой - у нее есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой - у нее есть любовник! Если женщина держит голову прямо - у нее есть любовник! И вообще - если у женщины есть голова, то у нее есть любовник!» Вроде бы ничего грустного, но если вдуматься...

Порой Раневская высмеивала свое одиночество: «Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает легкий флирт».

Раневская - одна из немногих актрис в мировом кинематографе, любовные романы которой остались «за кадром» истории и прессы. Зато слухов о личной жизни Раневской хоть отбавляй. Некоторые якобы особо осведомленные и приближенные к актрисе особы наперебой рассказывали, что Фаина Георгиевна неровно дышала к маршалу Федору Толбухину. Другие ее коллеги говорили, что все это полная ерунда, и на самом деле Раневская была неравнодушна к женскому полу, при этом назывались имена Анны Ахматовой и Павлы Вульф. Внук Павлы Вульф Алексей Щеглов вспоминал, как однажды Фаина Георгиевна сказала ему, уже взрослому, чтобы он не верил никаким слухам о них. В любом случае, что бы ни говорили и какие бы романы ни приписывали Раневской, все те, кто знал ее, признавали одно: почти всю свою жизнь Фаина Георгиевна была одинока. Трагически одинока.

Увлечения юности

Обо всех своих неудачных влюбленностях Фаина Георгиевна рассказывала с присущим ей чувством юмора. Так она говорила о своей первой любви: «Первое свидание в ранней молодости было неудачным. Гимназист, поразивший мое сердце, обладал фуражкой, где над козырьком был герб гимназии, а тулья по бокам была опущена и лежала на ушах. Это великолепие сводило меня с ума. Придя на свидание, я застала на указанном месте девочку, которая попросила меня удалиться, так как я уселась на скамью, где у нее свидание. Вскоре появился герой, нисколько не смутившийся при виде нас обеих. Герой сел между нами и стал насвистывать. А соперница требовала, чтобы я немедленно удалилась. На что я резонно отвечала: "На этом месте мне назначено свидание, и я никуда не уйду". Соперница заявила, что не сдвинется с места. Я сделала такое же заявление. Каждая из нас долго отстаивала свои права. Потом герой и соперница пошептались. После чего соперница подняла с земли несколько увесистых камней, стала в меня их кидать. Я заплакала... Пришлось уступить... Вернувшись на поле боя, я сказала: "Вот увидите, вас накажет бог", и ушла полная достоинства».

Еще один случай из ее молодости, тоже рассказанный самой актрисой. В девятнадцать лет в труппе одного из провинциальных театров ее угораздило влюбиться в первого героя-любовника. Красавец и... чудовище, как воспринимала себя тогда Раневская. Она ходила за ним по пятам, была его тенью. Как-то он напросился к ней в гости. Счастливая влюбленная накупила вина и еды, нарядилась, накрасилась... Ближе к ночи он заявился с какой-то девицей и попросил хозяйку дома... чуток погулять... Раневская никогда не упоминала о том, что она сказала в ответ на эту просьбу. Добавляла только: «С тех пор не то что влюбляться - смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!»

Василий Качалов

Иронизируя над собой, Фаина Георгиевна говорила, что родилась в конце прошлого века, в ту пору, когда в моде еще были обмороки. По ее собственному признанию, долгое время она была влюблена в актера Василия Ивановича Качалова, которого впервые увидела на сцене МХАТа в ранней юности. Влюблена сильно, страстно, как она выражалась - «до одурения». Фаина собирала его фотографии, писала ему письма, но никогда их не отправляла, караулила у ворот его дома, словом - совершала все полагающиеся влюбленной поступки. Однажды в Столешниковом переулке она увидела объект своего обожания совсем близко и упала в обморок. От волнения она упала неудачно и довольно сильно расшиблась. Сердобольные прохожие занесли бедняжку в кондитерскую, находившуюся рядом, которая принадлежала тогда супружеской паре французов. Добрые супруги влили девушке в рот крепчайший ром, от которого она тотчас же «пришла в себя» и... снова немедленно потеряла сознание, на сей раз по-настоящему, так как все тот же любимый голос спросил ее, не очень ли сильно она расшиблась.

О своих отношениях с Качаловым Фаина Георгиевна рассказывала: «И вот теперь я влюбилась повторно и на всю жизнь. Не стесняюсь в этом признаться, в Качалова были безнадежно влюблены все, кто его видел и тем более знал. Пересмотрела все спектакли МХАТа, нужно ли говорить, что несколько раз именно те, в которых играл Василий Иванович. Наконец решилась: написала ему письмо. Сочиняла несколько дней, писала дрожащей рукой, выпив полведра валерианы. Нахально напомнила, как упала ему под ноги в Столешниковом переулке, сообщила, что уже начинающая актриса, и заверила, что отныне главная цель в жизни - попасть в театр, где он играет.

Интересно, сколько мешков писем от таких ненормальных получал Качалов? Сколько бы ни получал, он ответил, и достаточно быстро. На мое имя у администратора были оставлены билеты! А подпись «Ваш Качалов»?! Боже, ради одной этой подписи стоило становиться актрисой и ехать в Москву. Я понимала, что он не мой и это просто вежливость короля, но зацеловала письмо до дыр. С тех пор у нас началась дружба. Василий Иванович изумительный не только артист, он еще лучший человек.

Кстати, зная, как я мечтаю играть во МХАТе, он устроил мне встречу с Немировичем-Данченко. Что сотворила я? Для начала по рассеянности обозвала Владимира Ивановича Немировича-Данченко почему-то Василием Степановичем, в обморок от этого, правда, не грохнулась, но, смутившись, выскочила из его кабинета как угорелая».

Позже Раневская и Качалов стали близкими друзьями, они часто ходили в гости друг к другу. Из воспоминаний Раневской о Качалове: «Бывала у В.И. постоянно, вначале робела, волновалась, не зная, как с ним говорить. Вскоре он приручил меня, и даже просил говорить ему "ты" и называть его Васей. Но я на это не пошла. Он служил мне примером в своем благородстве. Я присутствовала однажды при том, как В.И., вернувшись из театра домой, на вопрос жены, как прошла репетиция "Трех сестер", где он должен был играть Вершинина, ответил: "Немирович снял меня с роли и передал ее Болдуману... Болдуман много меня моложе, в него можно влюбиться, а в меня уже нельзя". Он говорил, что нисколько не обижен, что приветствует это верное решение режиссера...»

Маршал Федор Иванович Толбухин

В жизни Фаины Георгиевны большую роль сыграла встреча с маршалом Федором Ивановичем Толбухиным. С ним она познакомилась в Тбилиси, куда приехала вскоре после окончания войны. Это был кадровый военный, бывший еще в царской армии штабс-капитаном, а потом сделавший карьеру уже при советской власти. После Великой Отечественной войны он был главнокомандующим Южной группой войск, на территории Румынии и Болгарии, но потом почему-то впал в немилость и был отправлен командовать не слишком значительным Закавказским военным округом. Они сразу почувствовали взаимную симпатию, ну а потом у них нашлось много общих интересов, и приятельские отношения скоро переросли в крепкую дружбу, а может быть и не только... Раневская говорила о нем: «Я никогда не влюблялась в военных, но Федор Иванович был офицер той, старой закалки...» Из Тбилиси она скоро уехала, но ее отношения с Толбухиным продолжались - они периодически встречались то в Москве, то в Грузии. В книге, посвященной Фаине Раневской, ее «эрзац»-внук (так сама актриса называла сына Ирины Анисимовой-Вульф Алексея Щеглова) вспоминал, как Фаина Георгиевна подарила ему игрушечную машинку, полученную от маршала Толбухина. Увы, как бы ни назывались и чем бы ни являлись отношения актрисы и маршала, длились они недолго - в 1949 году Федор Иванович Толбухин скончался.

Василий Меркурьев

По слухам, ходившим одно время в актерской среде, у Фаины Раневской был роман с известным актером Василием Меркурьевым. Именно он сыграл в сказке «Золушка» Лесничего, отца главной героини. На эту роль актера предложил автор сценария Евгений Шварц. Ему возразили - как, дескать, может сыграть Лесничего актер, недавно снимавшийся в фильме «Член правительства», а до того - в картине «Возвращение Максима»? Ведь не следует известному актеру после появления на экране в ролях положительных героев, настоящих, как говорится, советских людей, играть труса и подкаблучника, панически боящегося своей злой и сварливой жены.

За Меркурьева вступилась Фаина Георгиевна, очень высоко ценившая его актерское дарование. Был ли роман между Раневской и Меркурьевым, точно неизвестно, но то, что Фаина Георгиевна искренне симпатизировала Василию Васильевичу, можно судить по ее воспоминаниям: «Известие о кончине Василия Васильевича Меркурьева было для меня тяжелым горем. Встретились мы с ним в работе только один раз в фильме "Золушка", где он играл моего кроткого, доброго мужа. Общение с ним как партнером было огромной радостью. Такую же радость я испытала, узнав его как человека. Было в нем все то, что мне дорого в людях - доброта, скромность, деликатность. Полюбила его сразу крепко и нежно. Огорчилась тем, что не приходилось с ним снова вместе работать. Испытываю глубокую душевную боль от того, что из жизни ушел на редкость хороший большой актер».

Переписка с поклонниками

После смерти Раневской ее подруга Нина Сухоцкая писала: «Большую часть личной жизни Раневской составляла переписка. Письма многочисленных ее почитателей приходили со всего Советского Союза - от людей, проживших долгую жизнь и только начинающих жизнь: школьников, студентов, молодых актеров. Письма были разные: добрые, наивные, глупенькие, умные, интересные и пустенькие, и на все Фаина Георгиевна непременно отвечала, даже на все поздравительные открытки: «Это невежливо - не отвечать, да и как же можно обидеть человека!» Сотнями покупала я ей почтовые открытки для ответов, и всегда было мало. Ведь часто человек, совсем неожиданно получивший ответ, опять с благодарностью писал ей, и так возникала переписка. Вероятно, ее было бы интересно опубликовать, она много рассказала бы о людях, о времени, о самой Фаине Георгиевне. Может быть, когда-нибудь это и будет сделано: эта обширная корреспонденция хранится в Центральном архиве литературы и искусства.

О своем одиночестве Раневская говорила: «Я часто думаю о том, что люди, ищущие и стремящиеся к славе, не понимают, что в так называемой славе гнездится то самое одиночество, которого не знает любая уборщица в театре. Это происходит от того, что человека, пользующегося известностью, считают счастливым, удовлетворенным, в действительности все наоборот. Любовь зрителя несет в себе какую-то жестокость. Я помню, как мне приходилось играть тяжело больной, потому что зритель требовал, чтобы играла именно я. Когда в кассе говорили "она больна", публика отвечала: "А нам какое дело? Мы хотим ее видеть и платим деньги, чтобы ее посмотреть". А мне писали дерзкие записки: "Это безобразие! Что это вы надумали болеть, когда мы так хотим вас увидеть?" Ей-богу, говорю сущую правду. И однажды, после спектакля, когда меня заставили играть "по требованию публики" очень больную, я раз и навсегда возненавидела свою «славу».

Фаина Раневская

советская актриса театра и кино, Народная артистка СССР

Раневская стала настоящей легендой отечественного кинематографа. Её слава была ей и наградой, и наказанием. Из-за её знаменитой фразы «Муля, не нервируй меня» актрису постоянно ассоциировали с её героиней в фильме «Найденыш». Этот привязчивый образ изрядно попортил нервы великой актрисе...

Фаина Георгиевна Раневская (Фельдман) родилась (15) 27 августа 1896 года в Таганроге, в еврейской семье. Окончила таганрогскую Мариинскую женскую гимназию. Увлекалась театром с 14 лет.

Раневская была из тех людей искусства, что считают свой талант проклятьем. «Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной... », – сказала она однажды. И вправду – одиночество её было просто космическим. Ни мужа, ни детей, ни одного близкого человека.

Раневская - единственная актриса, которая не прославилась бурными романами, хотя слухов вокруг нее ходило достаточно, как и о всяком очень известном человеке. Так или иначе, единственным существом, скрашивавшим одиночество актрисы, была подобранная ею дворняжка, которую она любила так, как можно любить только единственного ребенка.

Впрочем, Раневская никогда не теряла чувства юмора. Её остроумие осталось в памяти людей россыпью афоризмов и правдивых анекдотов. Однажды Раневская после спектакля сидела в своей гримерке совершенно голая и курила сигару. В этот момент дверь распахнулась, и на пороге застыл один из изумленных работников театра. Актриса не смутилась и произнесла своим знаменитым баском: «Дорогой мой, вас не шокирует, что я курю?» .

За год до своей смерти Раневская отказалась от работы в театре. «Старость - это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости », - говорила актриса. Она ещё была полна духовных сил и вдохновения, но здоровье уже не позволяло играть в полную силу.

19 июля 1984 года после инфаркта и пневмонии великая актриса Фаина Георгиевна Раневская умерла, была похоронена на Донском кладбище Москвы.

В «Книге для записи сочетания браков между евреями на 1889 год» таганрогский раввин Зельцер зарегистрировал брак мещанина местечка Смиловичи Игуменского уезда Минской губернииГирша Хаимовича Фельдмана и девицы -лепельской мещанкиВитебской губернии Мильки Рафаиловны Заговайловой. Это случилось 26 декабря1889 года. Гиршу было 26 лет, Мильке - 17.

Через шесть с половиной лет, 27 августа 1896 года, в семье Фельдманов родилась девочка Фанни (Фаина). Помимо неё в семье уже было два старших сына и дочь Белла. В юности Фаина очень завидовала красоте своей сестры, и в будущем всех красивых девушек она называла «фифами».

Окончила таганрогскую Мариинскую женскую гимназию. Увлекалась театром с 14 лет. Окончив гимназию, посещала занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга).

В 1915 году уехала в Москву. Раневская жила в маленькой комнатке наБольшой Никитской. Именно в эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, произошла её первая встреча с В. И. Качаловым. Из воспоминаний самой Раневской, она была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой.

Однажды осенью молоденькая Фая Фельдман подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом» . Работа в Керчи не задалась - почему-то публика не проявила должного внимания к новой труппе, но там она однажды совершала прогулку с неким «опытным трагиком» из театра Лавровской на гору Митридат. По пути на гору решили заглянуть в банк (мать Раневской тайком от отца посылала дочери денежные переводы). Вспоминает Фаина Георгиевна:

Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры - всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:

Как грустно, когда они улетают! - Да ведь Вы Раневская! - воскликнул спутник. - Только она могла так сказать! Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё…

Окончив частную театральную школу, затем играла во многих театрах, начиная с провинциальных (Подмосковье, Крым, Ростов-на-Дону, Баку,Архангельск, Смоленск и др.), а затем в московских, включая Камерный театр (1931-1935), центральный театр Красной Армии (1935-1939), театр драмы (ныне им. Маяковского) (1943-1949), театр им. А. С. Пушкина (1955-1963), театр им. Моссовета (1949-1955 и 1963-1984). Её учителем была Павла Леонтьевна Вульф. Пребывание Раневской в Театре им. Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссёром Ю. А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах), которые порождало несходство творческих методов: решение ролей, предлагаемое Раневской, было органично скорее театру брехтовского типа. Раневская театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая её порой в своеобразный трагикомический «спектакль»; в этой особенности кроется секрет её сугубо личной популярности, независимо от сценической известности. Весьма своеобразный стиль речи и поведения Раневской оказался зафиксирован в большом по объёму фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие высказывания Раневской (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали емкость и образность, равно как и отсутствие «внутренней цензуры», свобода суждения (напр., в виде присутствия сниженной лексики). Стилистическое чутье позволяло Раневской выступать в жанре пародии, причем не только сценической; известен цикл пародийных писем вымышленного ею провинциала А. Кафинькина, адресованных журналистке Т. Тэсс.

Дебютировала в кино в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка».

Принимала участие в озвучивании мультфильмов (Фрекен Бок в «Карлсон вернулся»).

Фаина Раневская скончалась 19 июля 1984 году. Похоронена на Новом Донском кладбище в Москве вместе с сестрой Изабеллой. На могиле круглый год можно видеть живые цветы, приносимые почитателями её таланта.

Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году включена в десятку самых выдающихся актрис XX века.

Образ актрисы выведен в игровом сериале «Звезда эпохи», где её сыграла Татьяна Васильева.

Несмотря на большой круг знакомых, Фаина Георгиевна всегда чувствовала одиночество, от которого не спасал даже преданный пес Мальчик, названный в честь Станиславского, которого Раневская боготворила. Пользуясь доверчивостью и наивностью актрисы, домработницы самым бессовестным образом её обманывали, подло обирая старую женщину.

В интернете можно найти более 20 цитат от Фаины Раневской:

1) Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.

2) Не можете никак понять, нравится ли вам молодой человек? Проведите с ним вечер. Вернувшись домой - разденьтесь. Подбросьте трусы к потолку. Прилипли? Значит нравится.

3) Многие жалуются на свою внешность, и никто - на мозги.

4) Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить.

5) Женщины – это не слабый пол, слабый пол – это гнилые доски.

6) Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень.

7) Помните я говорила в прошлом году что жизнь говно?? Ну так это был еще марципанчик.

8) У Раневской спросили: что для нее самое трудное? - О, самое трудное я делаю до завтрака, - сообщила она. - И что же это? - Встаю с постели.

9) Оптимизм - это недостаток информации.

10) В моем тучном теле сидит очень даже стройная женщина, но ей никак не удается выбраться наружу. А учитывая мой аппетит, для нее, похоже, это пожизненное заключение.

11) Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным.

12) Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья.

13) Однажды Раневская потребовала у Тани Щегловой - инженера по профессии - объяснить ей, почему железные корабли не тонут. Таня попыталась напомнить Раневской закон Архимеда. - Что вы, дорогая, у меня была двойка, - отрешенно сетовала Фаина Георгиевна. - Почему, когда вы садитесь в ванну, вода вытесняется и льется на пол? - наседала Таня. - Потому что у меня большая жопа, - грустно отвечала Раневская.

14) Своих мужей, миленькие мои, всегда ревнуют только уродины, а нам красавицам не до того, мы ревнуем чужих.

15) Если женщина идет с опущенной головой - у неё есть любовник. Если женщина идет с гордо поднятой головой - у неё есть любовник. Если женщина держит голову прямо - у неё есть любовник. И вообще, если у женщины есть голова, то у неё есть любовник!

16) Милочка, если хотите похудеть - ешьте голой и перед зеркалом!

17) Говорите и думайте обо мне,что пожелаете. Где вы видели кошку, которую бы интересовало, что о ней говорят мыши?

18) Когда я выйду на пенсию, то абсолютно ничего не буду делать. Первые месяцы просто буду сидеть в кресле-качалке. - А потом? - А потом начну раскачиваться.

19) Вторая половинка есть у мозга, жопы и таблетки. А я изначально целая.

20) Вот женишься, Алешенька, тогда поймешь, что такое счастье. Но поздно будет.

21) Миф о том, что женщинам только деньги, придуман мужчинами, у которых денег нет.

Интересные факты

Фильмография 1934 - Пышка - Госпожа Луазо 1937 - Дума про казака Голоту - Попадья 1939 - Ошибка инженера Кочина - Ида Гуревич, жена портного 1939 - Подкидыш - Ляля 1939 - Человек в футляре - жена инспектора гимназии 1940 - Любимая девушка - Маня, тётка Добрякова 1941 - Мечта - Роза Скороход 1941 - Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем - Горпина 1942 - Александр Пархоменко - тапёрша 1943 - Новые похождения Швейка («Солдатская сказка») - тетушка Адель 1943 - Три гвардейца («Родные берега») - Софья Ивановна, директор музея 1944 - Свадьба - Настасья Тимофеевна, мать невесты 1945 - Небесный тихоход - профессор медицины 1945 - Слон и верёвочка - бабушка 1947 - Весна - Маргарита Львовна 1947 - Золушка - Мачеха 1947 - Рядовой Александр Матросов - военврач 1949 - Встреча на Эльбе - миссис Мак-Дермот 1949 - У них есть Родина - фрау Вурст 1958 - Девушка с гитарой - Зоя Павловна Свиристинская 1960 - Осторожно, бабушка! - бабушка 1960 - Драма (короткометражный) - Мурашкина 1963 - Так и будет (телеспектакль) 1964 - Лёгкая жизнь - Маргарита Ивановна, «Королева Марго» 1964 - Фитиль № 25 - Гадалка в сюжете «Карты не врут» 1964 - Фитиль № 33 - гражданка Пискунова в сюжете «Не поеду» 1965 - Первый посетитель - старая дама 1966 - Сегодня - новый аттракцион - директор цирка 1978 - Дальше - тишина (фильм-спектакль) - Люси Купер 1980 - Комедия давно минувших дней

Фаина Георгиевна Раневская – легендарная советская актриса театра и кино, звезда вторых планов, которая в небольшом эпизоде умела создать самый запоминающийся образ в картине. В 1949-1951 годах Раневская была удостоена трех Сталинских премий. Кроме того, ее творческие заслуги были отмечены «Знаком Почета», орденом Ленина и дважды орденом Трудового Красного Знамени.

В 1961 году Фаина получила звание Народной артистки СССР. А в 1992-м издатели британской энциклопедии «Кто есть, кто» включили Раневскую в ТОП-10 выдающихся актрис ХХ века.

И хотя великой Фаины давно уже нет с нами, мы помним ее – за ее роли, за ее харизму и, конечно, за ее знаменитое остроумие.

Детские годы: буря и натиск

Фаина Георгиевна Фельдман (Раневская – псевдоним, который она взяла от героини чеховского «Вишневого сада» Любови Раневской) родилась 27 августа (15 – по старому стилю) 1896 года в Таганроге. К моменту появления на свет крошки Фанни ее родители Гирш Хаимович и Милька Рафаиловна Фельдман уже растили троих детей – двух сыновей и дочку.


Семья Фельдман была зажиточной. Отец, владевший пароходом «Святой Николай», доходными домами и фабрикой сухих красок, все больше приумножал семейное благосостояние. Мать, старательная и усердная хозяйка, вела дом твердой рукой, соблюдая во всем образцовый порядок.


Фаина уже в самом нежном возрасте проявляла свой необузданный характер: она яростно ссорилась с братьями, которые насмехались над её заиканием, а с сестрой не могла сдружиться, завидуя ее красоте. Малышке Фае часто напоминали, что она нехороша собой. Мысли об этом заставляли ее стесняться своей внешности всю жизнь.


Вдобавок ко всему не ладились дела и с учебой, к которой девочка не испытывала ни малейшего интереса – ей нравилось лишь изучение литературы да иностранных языков, а еще игра на фортепиано и пение. Но ведь требовалось знать кучу всяких других предметов... Так что жизнь маленькой Фанни вовсе не была безоблачной. Тем не менее девочка умела добиваться того, чего ей хотелось.

Впоследствии Раневская говорила, что уже в пятилетнем возрасте считала себя будущей актрисой, и приводила такой пример: когда умер ее младший братик, она плакала о нем, однако время от времени сдвигала на зеркале занавеску, чтобы полюбоваться тем, как она выглядит в слезах и страданиях.

Многие свои детские впечатления Фаина потом использовала при создании сценических образов. В этих воспоминаниях присутствовали манерные дамы, визжащие и гримасничающие на балу в офицерском собрании; злая учительница географии, выгонявшая маленькую гимназистку с уроков; горничные, которые распевали оперные арии, пока мыли оконные стекла ранней весной...


Желание посвятить себя сцене укрепилось в девочке после двух произведений, ее потрясших, – это немой фильм «Ромео и Джульетта» и спектакль «Вишневый сад».

Все. Цель жизни определилась раз и навсегда.

Начало карьеры: путь к признанию

Мечтавшая о сцене МХАТа Фаина в 17 лет объявила своим близким, что решила стать актрисой театра. Отец сперва осадил ее обидным «давно ли на себя в зеркало смотрелась?», а когда понял, что дочь настроена серьезно, пригрозил изгнанием из дома, если та не одумается. Девушка приняла вызов судьбы и все-таки уехала в Москву. В отчий дом она больше не вернулась.


Однако в студию при МХАТе ее не приняли. Отступление было не в характере Фаины: она обратилась к педагогам частной театральной школы. Но деньги таяли как снег... И доучиться не довелось.

Но все же удача была на стороне юной неудачницы и потому свела ее с неповторимой Екатериной Васильевной Гельцер – примой-балериной Большого театра, танцевавшей в антрепризе самого Сергея Дягилева. Екатерина Васильевна приютила девушку в своем доме и познакомила ее с Владимиром Маяковским, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Василием Качаловым.


Именно благодаря Гельцер, Раневская поступила в труппу подмосковного Малаховского Летнего театра, на сцене которого блистали такие столичные знаменитости, как Александр Вертинский , М.М. и В.А. Блюменталь-Тамарины, И.М. Москвин с женой А.К. Тарасовой, а также А.Н. Нежданова.

Дебют Раневской на сцене Малаховского Летнего театра состоялся в постановке по пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины» – разумеется, пока только в массовке. Однако даже в маленькой роли без слов неординарность юной актрисы проявилась так ярко, что Илларион Певцов, знаменитый драматический актер, убежденно сказал: «Запомните эту барышню! Она станет великой актрисой!» Его слова оказались пророческими...

Следующей ступенькой в карьере Раневской была работа в труппе мадам Лавровской, где молоденькой актрисе следовало достоверно изображать героинь-кокеток. Девушка хотела славы, стремилась к гастрольной деятельности и получила желаемое: вместе с этой труппой актриса объездила весь Крым, без устали играя на многочисленных сценах полуострова.


Годы революции и гражданской войны молодая Раневская провела в борьбе за любые роли и более-менее сносный быт. Ее родные эмигрировали за границу еще при первых признаках грядущего исторического слома, так что Фаине приходилось рассчитывать лишь на себя. Она постоянно работала, гастролировала фактически по всей стране на протяжении 16 лет (1915-1931 г.г.) и прилежно набиралась опыта.

В Москву она вернулась яркой актрисой, которая могла с неизменным успехом справиться с любым амплуа.

Творческий расцвет и слава

По возвращении в столицу Фаина Георгиевна вошла в состав труппы Камерного театра, где вскоре получила роль проститутки Зинки в спектакле «Патетическая соната» Александра Таирова. Многогранность и пронзительность созданного актрисой образа покорили зрителей. Вся Москва говорила о Раневской!


Позднее ее пригласили в Театр Красной Армии, где она несколько лет была ведущей актрисой. Начало Великой Отечественной войны застало Фаину в Театре Драмы, с коллективом которого она ездила по всем фронтам и прифронтовым зонам, играя спектакль «Молодая гвардия». Бесстрашие и самоотверженность актрисы в военное время были отмечены медалью «За доблестный труд».

Фаина Раневская «Шо Вы грите?» («Шторм» Манька-спекулянтка)

В послевоенные годы Раневская служила в Театре им.Моссовета, привлекая массу зрителей своей блистательной игрой в спектаклях «Модная лавка» (Сумбурова); «Рассвет над Москвой» (Агриппина Солнцева); «Шторм» (Манька-спекулянтка); «Рассказ о Турции» (старуха Фатьма Нурхан) и др. Талант Фаины Георгиевны сверкал даже в небольших эпизодах. Чего стоит, например, роль Маньки-спекулянтки в спектакле «Шторм»!

Текст для своей героини актриса полностью придумала сама, а эффектное соединение тонкой реалистичной игры с острым гротеском обеспечило точное попадание в образ, что сделало его самым заметным в пьесе. Поэтому многие зрители приходили специально за тем, чтобы посмотреть на Маньку-Раневскую, после чего покидали театр, не досмотрев постановку до конца. По этой причине режиссер Юрий Завадский снял актрису с этой роли.

Сложные отношения с Юрием Александровичем не давали Раневской возможности проявить себя на сцене в полной мере. Известная беспощадностью своих афористических высказываний, эмоциональная Фаина Георгиевна доводила главного режиссера до белого каления и, как следствие, оставалась без ролей. Завадский лишал ее права на участие практически во всех спектаклях.

Цитаты и афоризмы Фаины Раневской

Из-за постоянных перебранок с Юрием Александровичем ей пришлось даже на некоторое время перейти в Московский театр им. А.С.Пушкина, где она великолепно играла Антониду Васильевну в «Игроке», бабушку в спектакле «Деревья умирают стоя», Прасковью Алексеевну в «Мракобесах».


Однако старая любовь не ржавеет: Завадский предложил Раневской вернуться в Театр им.Моссовета, и она с радостью согласилась, где в итоге и работала до самого конца своей театральной деятельности.


Именно здесь она мастерски перевоплощалась, то в Марию Александровну («Дядюшкин сон»), то в Глафиру Фирсовну («Последняя жертва»), то в Филицату («Правда – хорошо, а счастье лучше»). На сцене этого театра Раневская исполнила и свои самые знаменитые роли – миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше – тишина»).

Фаина Раневская - «Великая и Ужасная» (Документальный фильм)

Непомерно требовательная к себе, актриса работала трудно и мучительно, потому что стремилась к совершенству, но всегда оставалась неудовлетворенной – даже тогда, когда добивалась успеха.

Фаина Раневская – Романс («Александр Пархоменко», 1942)

Глава «Кино» в книге жизни актрисы

Карьера Раневской в кинематографе была тоже весьма удачной – и именно фильмы принесли ей всенародную известность и узнаваемость.


Фаину Георгиевну называли «королевой эпизодов», т.к. в основном ей доводилось играть персонажей второго плана, но зрители знали все роли Раневской наперечет. В каждую из них она вкладывала собственное понимание личности героя, удивляя и поражая неожиданностью своей трактовки.


Кинодебют Фаины Георгиевны состоялся в роли госпожи Луазо в фильме Михаила Ромма «Пышка» (1934). Потом было еще много ролей в других лентах, в числе которых:
сельская попадья в «Думе про казака Голоту» (1937);
Ляля в «Подкидыше» (1939) со знаменитым Мулей;
Роза Скороход в «Мечте» (1941);
мать невесты в «Свадьбе» (1944);
военный врач в «Небесном тихоходе» (1945);
мачеха в «Золушке» (1947);
фрау Вурст в «У них есть Родина» (1949; присуждена Госпремия СССР);
Зоя Павловна Свиристинская в «Девушке с гитарой» (1958);
Елена Тимофеевна в «Осторожно, бабушка!» (1960).

Фаина Раневская - «Не поеду» (Фитиль, 1965)

Совместное участие Раневской в киносъемках с такими выдающимися артистами, как Михаил Пуговкин , Михаил Яшин, Любовь Орлова , Николай Черкасов, Ростислав Плятт , Рина Зеленая, Георгий Юматов , Наталья Защипина, помогло сделать все эти фильмы невероятно популярными и кассовыми.


Личная жизнь Фаины Раневской

Судьба преподнесла Фаине Раневской чудесный подарок – дружбу с людьми, каждый из которых являлся гением в своей сфере деятельности. Это актриса Павла Вульф, поэтессы Марина Цветаева и Анна Ахматова, театральный режиссер Александр Таиров и кинорежиссер Яков Сегель – всех просто не перечислить! Их привлекало ее искрометное остроумие, которому нельзя научиться – с ним нужно родиться.

Но невзирая на все свои профессиональные достижения и весь свой интеллектуальный блеск, знаменитая актриса постоянно испытывала жгучее недовольство собой и страдала от неуверенности в себе. Можно ли в это поверить, зная о её суровом, бескомпромиссном характере? Но вот же ее слова: «Сколько людей аплодируют мне, а мне так одиноко!»

Да, ей было одиноко, потому что даже самая сильная женщина мечтает о надежном мужчине рядом с собой, мечтает о детях, а у Раневской не было ни мужа, ни детей...

Фаина Раневская. Красота - страшная сила

Возможно, Фаина Георгиевна не вышла замуж потому, что считала себя ужасно некрасивой, хотя и признавала свою обаятельность. Не раз она повторяла с горечью: «Моя внешность испортила мне личную жизнь!» Впрочем, вполне может быть, что причина любовных неудач актрисы скрывалась в ее горестном опыте редких увлечений…


Во всяком случае, на расспросы о том, почему ее так никогда и не заинтересовал статус замужней дамы, Раневская часто отвечала, что ей не то, что влюбляться, но даже видеть «этих гадов и мерзавцев» тошно. О своих романтических увлечениях актриса предпочитала не распространяться. Как-то раз она призналась: «Все, кто меня любил, не нравились мне. А кого я любила – не любили меня».


Однако иногда Фаина Георгиевна все же рассказывала со свойственным ей разящим сарказмом трагикомические истории своих «любовей», которые сразу же превращались в анекдоты.

Примером может служить широко известная байка о том, как в 1915 году в любовниках у Фаины был гусар Мариупольского полка. И якобы сама Раневская об одном эпизоде пламенного романа повествовала так: «…Когда я уже лежала, он подошел ко мне раздетый, и у меня невольно вырвалось: «Ой, какой огромный!» Гусар с довольной улыбкой покачал рукой свое достоинство и гордо ответил: «Овсом кормлю!»

И все же серьезные увлечения мужчинами, по свидетельству Алексея Щеглова (биографа Раневской), у нее действительно были. Так, когда Фаина Георгиевна гастролировала в Тбилиси в 1947 году, у нее возникли близкие отношения с Федором Ивановичем Толбухиным, возглавлявшим тогда Закавказский военный округ. Она светилась от счастья! Но в 1949 году Толбухин неожиданно умер...


Память

В 2008 году на малой родине актрисы установили памятник. Раневская изображена в образе из фильма «Подкидыш». Здание рядом – дом, в котором родилась Фанни Фельдман. Планируется открыть музей-квартиру, но дата открытия раз за разом переносится. Среди других памятных мест в Таганроге работает кафе «Фрекен Бок» (как известно, этого мультперсонажа озвучила Раневская).


Также в Таганроге есть улица имени Фаины Раневской, а также граффити с афоризмом актрисы: «»


В 2009 году вышел документальный фильм Фуада Шабанова «Фаина Раневская: Красота – страшная сила».

Интервью с Фаиной Раневской

В 2019 году прошло 35 лет со смерти Фаины Раневской.