Крестное знамение - основной ритуал в христианстве, осуществляемый всеми как церковнослужителями, так и прихожанами храмов. Казалось бы, что ритуал, свойственный христианству в целом, не должен отличаться в разных уголках мира. Однако исторически сложилось так, что крестные знамения у представителей различных конфессий не совсем одинаковы.

Кто как крестится?

Те, кто крестится слева направо, принадлежат к католической ветви христианства и прочим западным его направлениям, например, к протестантству. Православные же или, как говорят на Западе, ортодоксальные традиции предписывают верующим и духовенству обратный порядок в совершении крестного знамения. То есть справа налево.

Но так было далеко не всегда. То, как крестятся католики сегодня, обусловлено актом от 1570 года, регламентирующим порядок совершения знамения. Автором документа стал понтифик Пий V. Акт не только закреплял направление совершаемого при знамении движения, но и касался других деталей. После его вступления в силу католики стали теми, кто крестится слева направо и никак иначе. Помимо этого, им предписывалось совершать знамение только с открытой ладонью, не собирая кончиков пальцев вместе.

До момента вступления данного указа в силу крестились люди по-разному и церковь признавала все возможные варианты совершения знамения.

В чем разница между крестными знамениями?

Принято считать, что те, кто крестятся слева направо, символически обращаются к Господу. Это означает, что данный порядок движения при совершении знамения выражает стремления, идущие от человека к Богу. Иными словами, такое действие является исходящим от человека.

Знамение, совершаемое иначе, то есть справа налево, имеет иной смысл. Считается, что такой порядок является идущим от Господа благословением человеку.

Что достаточно любопытно, священники всех христианских конфессий крестят верующих только слева направо. Это не случайно и совершенно не связано с разновидностью конфессии. Те, кто крестится слева направо, символически обращаются сами к Богу. Обратный порядок выражает благословение. Но ведь священнослужитель не себя осеняет знамением, а стоящего напротив него человека. Соответственно, для верующего то направлением становится справа налево. То есть церковнослужители всех конфессий таким образом благословляют прихожан.

В чем смысл количества сведенных вместе перстов при крестном знамении?

В фигуре, образуемой кистью руки того, кто совершает крестное знамение, скрыт символический смысл. Например, те, кто крестится слева направо или же наоборот, при этом прижав к тыльной стороне ладони два пальца, а три соединив, используют фигуру, выражающую единство Бога в трех ипостасях и сущность Христа.

Соединенные пальцы, вне зависимости от того, вытянуты они или соприкасаются только кончиками, символизируют Троицу. Два прижатых к ладони пальца выражают то, что в Иисусе присутствует единение пары начал - божественного и человеческого.

Кто крестится двумя перстами? Кто тремя?

Изначально в традиции Византии, то есть в ортодоксальной ветви христианства, было принято использовать пару пальцев при совершении крестного знамения.

Однако с течением времени восточные христианские конфессии перешли на фигуру с тремя пальцами. То есть аналогичную той, которую используют католики, или, иными словами, те, кто крестится слева направо. Двумя пальцами в наше время при осенении себя или других крестным знаменем пользуются только старообрядцы.

Однако помимо старообрядчества, совершение действия двумя перстами допускается и в католицизме в особых случаях. Если верующий осеняет себя парой пальцев, он подчеркивает двойственность сущности Иисуса. Ладонь в этом случае символизирует раны Господа, полученные им во время распятия. Но прибегают к такой фигуре не священники, а только прихожане, те, кто крестится слева направо. Правой рукой осуществляется такой вид крестного знамения, как и при использовании трех пальцев.

Предпочтение действовать правой рукой, а не левой, тоже имеет объяснение. Левая сторона тела человека в христианской традиции ассоциируется со всем, что приходит от дьявола. Правая же считается вместилищем всего того, что является божественным промыслом. Причин, по которым развились подобные ассоциации, на сегодняшний день точно уже не установить. Доподлинно известно только то, что креститься правой рукой было принято еще в эпоху становления христианства.

Разница в нанесении крестного знамения разными вероисповеданиями/

Религия – в это слово каждый человек вкладывает свой смысл и понимает его по-разному. На сегодняшний день насчитывается огромное количество религий, которые схожи или различны между собой.

Наиболее распространенными и исповедуемыми, пожалуй, являются христианство, иудаизм и ислам. Несмотря на то, что в век информационных технологий каждый человек имеет доступ к практически любой информации, многие люди не знают в чем суть каждой религии, что между ними общего и чем собственно они отличаются друг от друга. Сегодня мы предлагаем поговорить о различии наложения крестного знамения в разных религиях.

Как крестятся католики, какой рукой, как складывают пальцы: схема как правильно креститься

Прежде чем говорить о вопросе наложения крестного знамения, давайте немного поговорим о самой религии.

  • Католицизм или же католичество является христианским вероисповеданием, которое на сегодняшний день имеет огромное количество приверженцев.
  • Само слово «католицизм» означает не что иное, как «всеобщий», «всеохватывающий».
  • Стоит также сказать, что именно католическая церковь, которая сформировалась на протяжении I тыс. до н.э. в Западной Римской империи имела огромное влияние на развитие Западной цивилизации.
  • Относительно крестного знамения. Большинство людей не знают, что это такое, а все потому, что мы привыкли называть этот процесс немного иначе – «креститься», «перекреститься».
  • Крестное знамение – это не что иное, как молитвенный жест, во время которого люди совершают движения руками и как бы выводят ими крест.
  • Нужно также отметить и тот факт, что крестное знамение присутствует практически во всех направлениях христианства.

Итак, как же происходит наложение крестного знамения у католиков?

  • Сразу нужно сказать, что католицизм не имеет единого правильного варианта данного действия. Существует множество вариантов, как можно перекреститься и все они считаются правильными. Все потому, что католики большее внимание уделяют не способу, с помощью которого это делается, а цели. Перекрещиваясь, они как бы еще раз доказывают, что веруют именно во Христа.
  • Крестятся католики той же рукой, которой и православные, то есть правой. Отличие заключается в другом – в направлении движения кисти рук и то не всегда.
  • Изначально и католики Запада, и католики Востока совершали нанесение креста на себя практически одинаково. Крестились от правого плеча к левому, при этом используя 3 пальца правой руки. Чуть позже процедура изменилась, и креститься начали от левого плеча к правому, при этом использовалась вся кисть руки.
  • Так называемые «византийские католики» совершают действие традиционным способом. Для этого 3 первых пальца руки соединяются вместе, а 2 остальных прижимаются к ладони. При этом крещение осуществляется правой рукой, справа налево. 3 пальца, которые соединены вместе, это не что иное, как Троица, а 2 других пальца означают двойное происхождение Христа. Под двойным происхождением имеется в виду его божественная и человеческая сущность.

Если же показать общую классификацию вариантов, которые используют католики при совершении крестного знамения, то выглядит она примерно так:

  1. Первый и четвертый пальцы правой руки соединены в пучок, при этом указательный и средний пальцы так же держаться вместе. Указательный и средний пальцы в этом случае означают двойную сущность Христа, о которой упоминалось немного ранее. Такой вариант характерен для католиков Запада.
  2. Еще один вариант сложения заключается в соединении 1-го и 2-го пальцев.
  3. Католики Востока чаще всего пользуются таким вариантом. Большой, указательный и средний пальцы соединены вместе, а 2 последних прижаты к руке. При этом 3 соединенных пальца означают святую Троицу, а 2 прижатых – двойную природу Христа.
  4. Также католики очень часто крестятся всей ладонью. Для этого необходимо держать правую руку полностью открытой, все пальцы кроме 1-го выпрямлены. Руку можно чуть-чуть согнуть, а большой палец немного прижать к ладони. Такой вариант крещения означает раны Христа, которых было 5.

Почему католики крестятся слева направо, двумя пальцами или ладонью?

Для ответа на вопрос, пожалуй, углубимся немного в историю:

  • В древние времена левое и правое чаще всего несло в себе ассоциации относительно разного рода богов, которые находились по разные стороны.
  • Если же говорить о христианстве, то тут понимание левого и правого немного иное. Левое и правое при этом, это что-то совершенно разное, что-то, что имеет явно противоположный смысл. Например, как борьба добра и зла, света и тьмы, греховного и праведного. В христианстве принято считать, что правая сторона является территорией Бога, а левая – Зла.
  • Еще один факт – православные наносят крест от правого плеча к левому, но когда они крестят кого-то, то делают это наоборот. В любом из этих случаев изначально рука, того, кто крестит, оказывается на правой стороне. Почему так? Осенение крестом, которое осуществляется слева направо, означает нечто исходящее от человека к Богу, а вот справа налево – прямо противоположно, от Бога к человеку.
  • Католики же, независимо от того крестят себя или кого-то, делают это всегда только слева направо.
  • И в первом, и во втором случае верующие обращаются к Богу, однако в свое обращение и общение с ним вкладывают разный смысл.
  • То есть вопрос: «Почему католики крестятся слева направо?» можно считать закрытым. Крестятся они именно так, по причине того, что накладывая крестное знамение им важно общение с Христом, и они сами взывают к нему. Именно такой смысл вкладывается в это действие.
  • Также не лишним будет сказать о том, что движение руки слева направо может означать путь от мрака к свету, от зла к добру, от ненависти к миру, от греха к раскаянию.
  • Движение справа налево можно трактовать, как победу над всем греховным, в частности Диаволом. С давних времен принято считать, что именно с левой стороны у нас «сидит» нечистый. Поэтому подобные движения справа налево говорят о нейтрализации злой силы.


Теперь несколько слов относительно того, почему католики крестятся двумя пальцами или же всей ладонью:

  • Как уже было сказано ранее, у католиков нет единого верного варианта складывания пальцев или руки при перекрещивании. Именно поэтому иногда можно увидеть наложение крестного знамения и двумя пальцами, и даже всей ладонью.
  • Когда католики крестятся 2-мя пальцами, они еще раз подтверждают то, что веруют в двойную суть Христа. То есть они осознают и признают тот факт, что Христос имел в себе и божественное и человеческое начало.
  • Открытая ладонь символизирует раны Христа. Если быть точнее, то не сама ладонь, а пальцы руки, которые при таком варианте нанесения креста находятся в выпрямленном положении.

Как крестятся греко-католики, евреи?

Говоря о католиках необходимо отметить тот факт, что существуют римо-католики и греко-католики. И те, и другие имеют нечто общее между собой и различное.

  • Греко-католики признают Папу Римского, как видимого главу Церкви и относят себя к Римской Католической Церкви.
  • При этом стоит сказать, что греко-католиков многое объединяет с православными, в том числе и способ нанесения креста.
  • Крестятся они правой рукой, при этом кистью руки выводят крест таким образом: сверху вниз, справа налево.
  • Также у греко-католиков и у православных общее сложение пальцев. При крещении пальцы складываются таким образом: 3 первых пальца соединены вместе, а мизинец и безымянный прижаты к ладони.
  • Представители данного течения, проживающие на Западе Украины, часто при крещении совершают и другие движения. Например, совершается движение рукой, которое отмечает пронзенное ребро Христа.
  • Если же для сравнения взять римо-католиков, то они наносят крестное знамение иначе. Движения выводятся от головы к чреву, а затем от левого плеча к правому. При этом пальцы складываются по-разному. Это и двухперстное, и трехперстное сложение.


Теперь поговорим о евреях:

  • Начнем с того, что традиционной религией, которую исповедует этот народ, является иудаизм.
  • Слова «еврей» и «иудей» очень схожи и на сегодняшний день во многих языках мира имеют одинаковое значение. Однако в нашей стране принято считать, что «еврей» — это все-таки национальность, а «иудей» — исповедуемая религия.
  • Прежде чем ответить на вопрос «Как крестятся евреи?» поговорим немного о том, что значит для них сам символ «крест». К слову, целесообразнее было бы задаваться вопросом «Крестятся ли евреи вообще?».
  • Так вот, в давние времена крест ассоциировался у иудеев со страхом, наказанием и собственно смертью. В том время, как у христиан крест – это главный символ, который может защитить и оберечь от несчастья и бед.
  • На сегодняшний день евреи признают священный крест, однако вкладывают в него немного иное значение. Для них это символ возрождения Спасителя. По-большому счету крест не несет в себе такой важности (как у христиан), поэтому соответственно нет необходимости накладывать знамение и на себя. Из этого напрашивается вывод, что иудеи не крестятся вообще.

Почему православные и католики крестятся по-разному: православные справа налево, а католики слева направо?

Ранее мы немного затрагивали данный вопрос. Все дело в том, что католики и православные вкладывают в знак креста немного разный смысл, соответственно и осуществление процедуры разное.

  • Также уточним, что длительное время католики могли креститься по-разному, то есть и слева направо и справа налево. Однако в 1570 г такая свобода выбора была пресечена. С тех пор католикам ввели некий запрет на использование одного из вариантов. Разрешенным остался вариант слева направо.
  • Перемещая руку при нанесении креста справа налево, православные просят божьего благословения. Движения в таком направлении всегда означают что-то, что исходит от Спасителя. Поскольку правая сторона человека принимается за сторону божью, то движения с этой стороны считают победными над злом и нечистым.
  • Католики же, делая движения слева направо, как бы выражают свое обращение к Богу. Более того, их нанесение креста по такой схеме означает не что иное, как движение от всего греховного, темного и злого к светлому, доброму и нравственному.
  • Оба варианта процедуры несут в себе только положительный посыл, однако трактуются немного по-разному.

В чем разница между тем как крестятся католики и православные?

Исходя из информации, которая изложена ранее, ответить на этот вопрос можно довольно просто.

  • И те, и другие являются христианами. Несмотря на это между ними существует много чего общего и отличающегося. Один из моментов, который различный для этих двух верований, это способ нанесения крестного знамения.
  • Православные всегда во время выведения креста делают это только от правого плеча к левому, в то время как представители иного верования делают это наоборот. Почему происходит именно так, мы разобрались немного ранее.
  • Далее, если православные складывают пальцы в основном одним способом – три пальца соединены пучком и два прижаты к внутренней части ладони, то католики могут делать это совершенно иными способами. Варианты подобных сложений пальцев и руки мы так же обсудили ранее.
  • То есть разница заключается лишь в том, по какой траектории движется рука и каким способом при этом сложены пальцы.


Данная тема весьма актуальна и интересна, рассуждать о различиях наложения креста можно очень долго, ровно, как и спорить о правильности данного процесса. Однако нам бы хотелось обратить внимание немного на другой момент, который по нашему мнению является не менее важным: запомните, важно не только то, каким образом вы креститесь, но и то, какой смысл вы вкладываете в данное действие.

Видео: Почему православные и католики крестятся по-разному?

Среди верующих православной традиции распространено мнение, что наложение на себя крестного слева направо является неправильным.

Считается, что изображающая крест рука должна касаться сначала правого плеча, а затем левого, что символизирует традиционное для православия (и вообще христианства в целом) противопоставление правой стороны как обиталища спасенных и левой как обиталища погибающих (подробнее – Мф., 25, 31-46). Таким образом, православная традиция считает, что поднося руку к правому, а затем к левому плечу, верующий молит причислить его к участи спасенных и избавить от доли погибающих.

Вообще в обыденной жизни у суеверных или религиозных людей принято выделять правую сторону как более чистую, нежели левая. Или даже соотносить с правой стороной человека добро, а с левой – зло. Поэтому озвученное выше мнение с позиций религии видится вполне логичным.

Отличия наложения крестного знамения в других культурах

В традиции католиков считается слева направо, а не наоборот, как у православных. Однако до великого церковного раскола и те, и другие крестились преимущественно справа налево, хотя подобный порядок и не являлся обязательным.

Также католики, в отличие от православных, крестятся без сложения пальцев – открытой вбок ладонью.

В католицизме данные правила не выражают ничего негативного, напротив, считается, что подобный метод наложения крестного знамени олицетворяет переход от зла и дьявола к добру и к спасению души через Христа. Посему православный при встрече с представителями другой ветви христианства должен знать эти особенности и понимать, что ничего кощунственного они не подразумевают.

Важно помнить

Тем не менее, четко установленных канонов, как надо креститься, в настоящее время нет. Есть только определенные обычаи, нарушение которых по сути не приведет верующего к какому-либо греху.

Однако, если верующий осеняет себя крестным знаменем в окружении своих единоверцев, лучше не идти против сложившихся в их среде традиций во избежание разногласий. Разумеется, если только продолжительные споры и дискуссии не являются целью читателя.

И все же, насколько бы ни отличались эти и другие правила в разных направлениях христианства, верующему читателю следует помнить прежде всего о том, что Бог смотрит на сердце и дела человека, а не на то, с какой точностью человек соблюдает определенные ритуалы.

В православной традиции считается неправильным, а иногда даже кощунственным креститься слева направо. Таким образом, православная традиция считает, что поднося руку к правому, а затем к левому плечу, верующий молит причислить его к участи спасенных и избавить от доли погибающих.

Ну вот католики крестят себя с лево на право. Они этим ставят Христа как будто перед собой в защиту. Даже такое простое дело,как замешивание теста, тоже следует делать справа налево или,например, массаж определенных точек на позвоночнике делаем круговыми движениями справа налево. И если каждый человек начнёт затачивать его по-своему, то вся стереотипия сойдёт на нет, и обряд исчезнет как таковой. Поэтому в тех конфессиях, в которых принято креститься справа налево, так делают все и всегда. А все объяснения по поводу того, кто у нас находится за правым плечом, а кто за левым — это интересно, но всего лишь искусственное обоснование правила.

Как правильно креститься православным справа налево или слева направо

В традиции католиков считается правильным креститься слева направо, а не наоборот, как у православных. Однако до великого церковного раскола и те, и другие крестились преимущественно справа налево, хотя подобный порядок и не являлся обязательным. Посему православный при встрече с представителями другой ветви христианства должен знать эти особенности и понимать, что ничего кощунственного они не подразумевают. Однако, если верующий осеняет себя крестным знаменем в окружении своих единоверцев, лучше не идти против сложившихся в их среде традиций во избежание разногласий.

В христианской истории известно несколько способов крестного знамения: двумя (старообрядцы), тремя и пятью пальцами. Прежде чем креститься, надо правильно сложить пальцы. Многие верующие на этом этапе совершают ошибку, не закончив креститься, сразу же начинают кланяться. Важно! Только после того, как опущена правая рука вниз, можно совершать поклоны. Где и как правильно креститься православным (справа налево или слева направо) ответ один – конечно, в церкви. После крестного знамения, проговорив «Во Имя Отца, и Сына и Святого Духа» кладут земной поклон, чтобы поблагодарить Бога за благосклонность.

Поэтому люди задаются вопросом, как правильно креститься православным справа налево или слева направо? Затем, когда человек перекрестился, он опускает руку и поклоняется Богу. Независимо от возраста, крестный обряд выполняется только правой рукой у христиан. Главным отличием знамения католических людей состоит в том, что они выполняют обряд с левой на правую сторону. Изображение креста господне на теле человека, кистью руки. Практически неизвестно, когда этот священный обряд появился в христианстве. Православные христиане соблюдают традиции крещения с правой стороны на левую. Католики крестятся, наоборот, с левой стороны на правую. В православном мире, верующий человек совершает обряд справа налево. И все-таки, как правильно креститься православным справа налево или слева направо, видео можно найти на официальных источниках. Достаточно попросить его провести священный ритуал крещения и тогда все станет ясно. Еще в евангельском писании говорилось: «Верующий в малом, во многом верен».

Текущая страница: 2 (всего у книги 8 страниц)

§ 3. Единый порядок осенения крестным знамением при благословении. Первичный характер этого действия (по отношению к осенению крестным знамением себя самого)

Итак, в настоящее время католики крестятся и благословляют одинаково – слева направо. Характерным образом так же поступают и монофизиты (армяне, копты, эфиопы, сирийцы), которые, как уже упоминалось, крестятся слева направо: подобно католикам, при благословении они кладут крестное знамение, не меняя направления движения руки, т. е. так же – слева направо. Напротив, несториане, которые крестятся справа налево, подобно православным благословляют в противоположном направлении – слева направо по отношению к субъекту действия (но справа налево по отношению к объекту действия).

Таким образом, усматривается следующая закономерность: те, кто крестятся справа налево, благословляют в другом направлении, т. е. по отношению к себе кладут крест слева направо; те же, кто крестятся слева направо, таким же образом – слева направо – и благословляют. Очевидно, что в одном случае имеет место постоянная (абсолютная) перспектива, определяющая противопоставление правого и левого, в другом же случае перспектива меняется – отсчет производится от объекта, а не от субъекта действия. В одном случае человек, который осеняет себя крестным знамением, ориентируется на священнослужителя (он повторяет действия священнослужителя при благословении); в другом случае, напротив, священнослужитель при благословении ориентируется на того, кто его получает (крестное знамение кладется так, как положил бы его на себя сам человек). Иначе говоря, в одном случае отправным моментом оказывается действие того, кто кладет крест, в другом случае – действие того, на кого он приходится.

При этом все христиане, о которых шла речь (монофизиты, католики, православные, несториане), благословляют одинаково – слева направо по отношению к тому, кто совершает это действие (или, что то же, справа налево по отношению к тому, кто получает крестное знамение), – при том что креститься они могут по-разному. Традиция, предписывающая осенять кого-либо (другого человека) или что-либо крестным знамением справа налево – по отношению к субъекту действия, – поскольку мы знаем, вообще неизвестна.

Это обстоятельство, очевидно, свидетельствует о первичном, исходном характере именно того действия, которое совершается при благословении. Архаичность этого действия проявляется и в перстосложении при совершении крестного знамения: в целом ряде случаев перстосложение, принятое при благословении, оказывается более архаичным, чем при осенении себя крестным знамением. Следует при этом иметь в виду, что в свое время перстосложение при священническом благословении не отличалось от перстосложения, принятого при осенении себя крестным знамением: так обстояло дело, в частности, в Древней Руси (до реформы патриарха Никона), и так же обстоит дело у старообрядцев (см. Экскурс, § 3, с. 109 наст. изд.).

§ 3.1. Связь крестного знамения с процессом катехизации и объяснение отсюда как той, так и другой традиции

Таким образом, одинаковый порядок благословения в различных христианских традициях (слева направо с точки зрения субъекта действия) позволяет рассматривать благословение – осенение крестным знамением кого-либо или чего-либо – как исторически первичное, исходное действие, по отношению к которому осенение крестным знамением себя самого оказывается вторичным, производным. Это отвечает древней практике катехизации, т. е. приготовлению людей, вступающих в церковь, к принятию таинства крещения. Катехизация предполагала осенение человека, готовящегося к крещению (катехумена, т. е. оглашаемого), крестным знамением, после чего и сам он получал возможность совершать аналогичное действие. Если в восточной традиции катехизация именуется «оглашением» (это слово калькирует греч. κατήχησις, производное от κατηχέω "оглашаю, учу, наставляю"), то в западной традиции она могла называться «первым знаменованием» (prima signatio) или же «знамением (печатью) креста» (signaculum crucis). Показательно при этом, что при осенении крестным знамением принято произносить те же слова – как в восточной, так и в западной традиции, – которые произносятся при совершении обряда крещения: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» («In nomine Patris, et Filii, et Spiritus sancti»).

Сходным образом при катехизации в свое время имел место обряд «передачи и возвращения» Символа веры: за несколько недель до крещения епископ «передавал» Символ веры катехуменам, т. е. произносил его в их присутствии, и перед крещением они должны были «возвратить» его, т. е. прочесть в присутствии епископа и крестных родителей; помимо «передачи и возвращения» Символа веры, на Западе бытовал аналогичный обряд «передачи и возвращения» Молитвы Господней («Отче наш»), к которому позднее, в V в., был прибавлен обряд «передачи и возвращения» псалмов. О связи осенения крестным знамением и произнесением Символа веры при катехизации нам еще предстоит говорить ниже.

Не случайно в разных христианских традициях благословение (право перекрестить кого-либо) составляет исключительную прерогативу священника. Так обстояло дело, в частности, и в Древней Руси, что сохраняется у старообрядцев (современная русская новообрядческая практика представляет собой исключение к общему правилу); так же обстоит дело и у греков. Характерным образом такого рода ограничение относилось прежде всего к осенению крестным знамением человека, но не вещи: иначе говоря, человек, не являющийся священником (простец, laicus), как правило, лишен возможности перекрестить другого человека, но при этом может, по крайней мере в ряде традиций, перекрестить тот или иной предмет. Очевидно, здесь проявляется связь благословения с процессом катехизации.

В этой ситуации осенение себя крестным знамением предстает как ответная реакция – повторение того действия, которое совершает священнослужитель при благословении. Между тем действие это (совершаемое при повторении) может осмысляться по-разному: как молитвенное обращение к Богу или же как получение Божественной благодати, исходящей от Бога. В обоих случаях речь идет об общении с Богом, однако в одном случае имеется в виду обращение человека к Богу, в другом – обращение Бога к человеку; в одном случае человек оказывается активной, в другой – пассивной стороной. До некоторой степени это отвечает разнице между словами sacer – sanctus, lepos – agios, священный – святой .

Действительно, крестное знамение имеет несомненный молитвенный смысл, и это действие может рассматриваться вообще как древнейший молитвенный жест.

Катехизация представляет собой начальную стадию приобщения к церкви как собранию верующих, и человек, прошедший катехизацию, получает возможность – своего рода санкцию – вместе с другими верующими молиться Господу. Священнослужитель, осеняя крестом катехумена, относится к Господу, и новообращенный, вслед за ним, повторяет то же действие. В некотором смысле священнослужитель учит его молитвенному общению с Господом, и это отвечает значению слова κατηχέω ("учить, наставлять"): совершая молитвенный жест, священнослужитель как бы призывает катехумена молиться вместе с ним. Поскольку речь идет об обращении к Богу, порядок совершения крестного знамения для священнослужителя и катехумена остается одним и тем же: предполагается, что Бог всегда находится с правой (благоприятной) стороны человека, подобно тому как он может мыслиться находящимся всегда перед нами или над нами. Тем самым, движение руки в правую сторону при совершении крестного знамения оказывается аналогичным вознесению (вздыманию) рук при молитве: и то, и другое символизирует обращение к Богу.

И вместе с тем священнослужитель, осеняющий катехумена крестным знамением, действует от имени Бога: он представляет Бога и является, тем самым, носителем Божественной благодати. Соответственно, человек, на которого кладется крест, может понимать это как благословение, исходящее от самого Бога (через священнослужителя). Это именно тот смысл, который выражается в словах «осенить крестным знамением»: слово осенить, которое имеет изначальное значение покрова, защиты, означает в этом контексте действие, исходящее от Господа, в частности, сообщение Божественной энергии.

Итак, в одном случае имеет место обращение человека к Богу, в другом – обращение Бога к человеку. У католиков, которые крестятся слева направо, крестное знамение исходит от нас (и обращено к Богу): человек является субъектом действия. У православных оно исходит от Бога (и обращено к человеку): человек является объектом действия.

Позиция католика (или же монофизита) – это позиция человека, который предстоит Богу и молитвенно к нему обращается; поэтому действия священнослужителя, который осеняет крестным знамением кого-либо или что-либо, не отличаются от действий человека, который осеняет крестным знамением себя самого. Он крестится слева направо, выражая свое отношение к Богу, стремление к Божественной благодати.

Позиция православного (или же несторианина), который осеняет себя крестным знамением, – это позиция приобщения к Богу, нахождения вместе с Богом; соответственно, это позиция человека, испытывающего благодатное действие Божественной энергии. Человек, на которого кладется крестное знамение, является объектом действия крестной силы.

У католиков – или монофизитов – священнослужитель, который крестит (кладет крест), и человек, который крестится, объединяются в своем отношении к Богу: они вместе предстоят Богу. У православных священнослужитель при благословении как бы непосредственно представляет Бога: осеняя другого человека крестным знамением, он действует, как если бы это делал Бог: соответственно, священнослужитель, который кладет крест, и человек, на которого он кладется, предстоят друг другу.

В одном случае выражается общение с Богом, в другом – приобщение к Богу, в одном случае подчеркивается направленность к Богу, в другом – нахождение вместе с Богом. В одном случае человек, который совершает крестное знамение, символизирует стремление к спасению, в другом человек, на которого кладется крест, предстает как объект спасения (объект спасительного действия крестного знамения), испытывающий действие Божественной благодати. Иначе говоря, в одном случае выражается путь к спасению, в другом – результат спасения.

Можно сказать, что в одном случае имеет место приобщение к церкви как собранию верующих, в другом – приобщение непосредственно к Богу. Соответственно, в одном случае выражается отношение между посвященным и посвящаемым (между священником и простецом, в частности, между катехизатором и катехуменом), в другом – между человеком и Богом.

Иными словами, если в одном случае (когда человек крестится слева направо) приобщение к Богу осуществляется через приобщение к церкви, то в другом случае (когда человек крестится справа налево), напротив, приобщение к церкви осуществляется через приобщение к Богу.

Мы можем предположить, что обычай креститься справа налево восходит к процессу катехизации детей и отражает ту стадию, когда катехизация взрослых перестала быть обычным явлением. Показателен в этом смысле обряд катехизации ребенка, который был некогда принят в аукситанской церкви (Ecclesia Auxitana): священник крестит большим пальцем правую руку ребенка, произнося при этом: «Передаю тебе знамение креста Господа нашего Иисуса Христа в твою правую руку, дабы хранил тебя и исхитил тебя от врага во веки» («Trado tibi signaculum crucis Domini nostri Jesu Christi in manu tua dextra, ut te conservet, ac ab adversis partibus te eripiat in sœcula»); после этого он крестит его, т. е. ребенка, правой рукой, говоря: «Знаменую тебя знамением святого креста Господа нашего Иисуса Христа твоей правой рукой, дабы хранил тебя и исхитил тебя от врага, дабы имел ты жизнь вечную и жил во веки веков» («Signo te signaculo Sanctœ Crucis Domini nostri Jesu Christi cum manu tua dextera, ut te conservet, et ab adversis te eripiat, ut habeas vitam œternam, et vivas in sœcula sœculorum»).

Символический смысл этого обряда представляется вполне очевидным: священник дает катехумену крестное знамение, с тем чтобы тот возложил его – то, что он получил, – на себя. Таким образом, крестное знамение совершается одновременно и рукой священника, и рукой катехумена – как от имени священника (который говорит о производимом действии в 1-м лице: «Знаменую тебя…»), так и от имени катехумена (который сам осеняет себя крестным знамением). При этом священник перемещает руку по отношению к себе слева направо, как это принято вообще (во всех традициях) при благословении, тогда как катехумен, напротив, перемещает руку по отношению к себе справа налево (постольку, поскольку движение руки катехумена определяется движением руки священника).

Итак, обычай креститься справа налево восходит, можно думать, к обряду катехизации детей, тогда как обычай креститься слева направо восходит к обряду катехизации взрослых. Если дело обстояло таким образом, то обычай креститься слева направо отражает, по-видимому, относительно более раннюю стадию: он восходит к первым векам христианства, когда катехизация осуществлялась преимущественно над взрослыми.

§ 4. Крестное знамение и Символ веры

Связь с процессом катехизации особенно отчетливо проявляется в православных толкованиях крестного знамения: в отличие от католических толкований, которые обнаруживают большое разнообразие, православные толкования крестного знамения, как правило, мало отличаются друг от друга; существенно при этом, что они ближайшим образом соответствуют Символу веры. Надо полагать, что соотнесение крестного знамения с Символом веры также восходит к древней практике катехизации: Символ веры вообще представляет собой основной текст, произносимый при катехизации, подобно тому как крестное знамение представляет собой основное действие, при этом совершаемое (ср. выше о процессе «передачи и возвращения» Символа веры при катехизации, который соответствует аналогичному процессу «передачи и возвращения» крестного знамения).

Можно сказать, что согласно этим толкованиям крестное знамение призвано выразить то же догматическое содержание, которое в словесной форме выражено в исповедании веры: крестное знамение предстает, таким образом, как идеографическое соответствие этому тексту. Действительно, положение руки на чело символизирует пребывание Бога на небе и рождение Христа от Бога Отца (ср. в Символе веры: «иже от Отца рожденнаго прежде всех век»); движение вниз выражает сошествие Христа с неба на землю (ср.: «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии девы вочеловечьшася»); перенесение руки вверх на правое плечо соответствует словам «и возшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца»; наконец, перенесение руки справа налево означает отделение праведников от грешников на Страшном Суде (ср.: «и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым»). При этом само изображение креста, разумеется, должно символизировать распятие (ср.: «распятаго за ны при Понтийстем Пилате»). Это основное и исходное содержание может быть распространено некоторыми дополнительными моментами христианского вероучения, отсутствующими в никейском Символе веры; так, может считаться, что движение руки сверху вниз символизирует не только сошествие Христа на землю (т. е. Боговоплощение), но и сошествие его во ад, что отвечает так называемому апостольскому Символу веры. Апостольский Символ веры появился на Западе в V! – VU вв. (он принят в католической и протестанской церкви, будучи неизвестен в православной традиции ), но упоминание в нем сошествия во ад, по-видимому, восходит к ранним восточным исповеданиям веры. Упоминание сошествия во ад в православных толкованиях крестного знамения в принципе может объясняться западным влиянием; не исключено, однако, что оно отражает ранние исповедания веры, предшествовавшие принятию никейского Символа.

Таким образом, согласно православным толкованиям движением руки при совершении крестного знамения передается Божественная история (которая является одновременно и историей человеческого спасения); вместе с тем, способ сложения перстов призван выражать Божественную природу (единство Бога в трех лицах или соединение во Христе божественного и человеческого начала). Иначе можно сказать, что движением руки в православной традиции передается сюжет, связанный с временем, т. е. с человеческой историей, а перстосложением – неизменная сущность Божества. (Напротив, в католической традиции пять пальцев руки при изображении креста открытой ладонью обозначают пять ран Христа, т. е. соотносятся с событиями земной жизни Христа и, следовательно, с человеческой историей.)

Как движение руки, так и сложение перстов при совершении крестного знамения выражает у православных основные догматические идеи; соответственно, тому или иному способу его совершения придается принципиальное значение (в отличие от католиков, где, как мы видели, могли сосуществовать разные способы совершения крестного знамения). Отсюда, в частности, споры о перстосложении могут иметь на Руси именно вероисповедный характер, что особенно ярко проявилось в расколе, вызванном реформами патриарха Никона (Экскурс, § 1, с. 101–102 наст. изд.).

Вот как объясняет, например, Петр Дамаскин (в сер. ХІІ в.) символический смысл осенения себя крестным знамением (приводим славянский перевод, который достаточно точно передает греческий текст оригинала): «…Два перста убо и едіна рука являють распятаго Господа нашего Ісуса Христа во двою естьству и едномъ съставѣ познаваема; десница же неизреченную Его силу и одесную Отца сѣдѣние възвѣщаеть. И съвыше наченше – иже от небеснаго Егова [Христова] к намъ исхождения; и пакы от десныя страны на лѣвую – отгоняти убо врагы – и являет же, яко непобѣдімою силою своею побѣди дьавола Господь, шуа [шуя] суща и некрѣпка убо и мрачна».

Приведем также толкование Дамаскина Студита, впоследствии митрополита навпактского († 1577), сочинение которого было опубликовано в переводе с греческого в дополнении к «Скрижали», изданной при патриархе Никоне в 1656 г.: «Егда полагаемъ руку нашю на челѣ, таже низводимъ ю на чрево, хощемъ рещи, яко Господь наш Іисусъ Христосъ, сынъ Божій, бѣ и есть Богъ, убо нашего ради спасенія, и да вѣруемъ мы в" него, сниде с" небесъ долу на землю, и паки иде долнѣише от земли, сирѣчь в" муку, и свободи тамошнія мучимыя душы. Егда же паки по сихъ положимъ ю на десномъ рамѣ, таже на лѣвомъ, хощем" рещи, яко отнелиже свободи душы праведных" от муки, вознесеся на небеса, и сѣде одесную Бога и Отца, и паки имать пріити судія всего міра поставити праведныя убо от десныя своя страны, грѣшныя же от лѣвыя. Сего ради молим" его, да не поставитъ насъ в" лѣвой своей странѣ, но да сподобитъ насъ стати в" десной своей странѣ со святыми. Сіе знаменуетъ крестъ, егда творимъ и на лицѣ нашемъ, сего ради должни есмы яко есть лѣпо творити и, да дѣйствуетъ и сила его» («Дамаскина монаха, иподиакона и студита слово в поклонение честнаго и животворящаго креста, глаголемое в третию неделю святых постов»). Это толкование соответствует тексту Символа веры, который дополнен упоминанием сошествия во ад.

Более подробное объяснение мы находим у Максима Грека (ок. 1470–1555): «Положеніем" же перстей на челѣ ісповѣдуем два нѣкаа сіа: [во-первых] яко і от Бога Отца родися, яко же и наше слово от ума происходи, [и во-вторых] яко свыше сниде по божественому слову, глаголющему: „i приклони небеса и сниде“ [ср.: Пс. CXLIII, 5]. А положеніем перстей еже на пупѣ снитіе его еже на земли і еже в пречистѣй утробѣ Богоматере безсѣменное зачатіе его i девятомѣсячное обитаніе двоиственѣ возвѣщаемъ. А обвоженіе еже оттуду всеа руки на десную і лѣвую страну яснѣ образуем хотящіи ізнестися горкый суд онъ от праведных, стоящих одесную Судіи, на стоящих ошуюю Судіи нечестивых и грѣшных, по Спасову божественому гласу, глаголющу ко противящимся i непокоряющемся іудеом; сего ради рече: „сіи вам будут судіа“ [Мф. ХІІ, 27]… Такова убо есть сила, яко же мнѣ мощно вѣдати знаменіе честнаго креста, імъ же вѣрніи знаменуемся, егда молимся, ісповѣдающе таинственѣ і все Спасовою же плотію смотреніе, сирѣч еже от Бога і Отца преже всеа твари роженіе, еже свыше его на землю снитіе и распятіе і второе пришествіе, еже есть запечатлѣніе всему еже о нас его человѣколюбному смотренію» («Како знаменатися крестным знамением»). Ср. также описание крестного знамения у Христофора Ангела (1575–1638), грека, который в 1608 г. уехал в Англию и в 1619 г. издал в Кембридже сочинение о своих соотечественниках: «каждый… полагает три соединенные перста сперва на челе, в знак того, что святая Троица находится на небе; а потом полагает на чреве в означение того, что Сын и Слово Бога сошел на землю, и воплотился, и распят был, и умер за наши грехи. Далее полагает на правом плече, показывая, что он восшел из ада и воссел одесную Отца; наконец, полагает на левом плече, выражая [мольбу], чтобы он не оставил нас ошуюю [на Страшном Суде], но избавил нас от левой страны… И таким образом знамение это изображает крест Христов, т. е. возложение руки на чело и на чрево, потом перенесение ее на правое и левое плечо образует вид креста и указывает на крест Христов, т. е. что Христос был распят за наши грехи».

О том же говорят Лаврентий и Стефан Зизании в букваре 1596 г. (помещенная здесь статья «О знаменіи крестномъ» в ряде случаев восходит к цитированному сочинению Максима Грека ): «Положене правои руки на чело значит двое: предвѣчное от Бога Отца Сыново рождество, и тое же [т. е.: то, что] з" высокости зышолъ. А што на пуп значит иже тое же Сынъ Божій з"ступил на землю и въчеловѣчився от панны чистои, святои Маріи, и з" людми жилъ, распят умеръ, въскрес въ третій день, и вознесся на небеса, сѣдит одесную Отца [ср. Символ веры], але еще не конецъ. А обвожене руки правои первоѣ на правое плече, а потом из правого на лѣвое значит, иже в судныи день справедливыи [т. е. праведники] на правицы [т. е. с правой стороны] Бога будут стояти, а грѣшныи на лѣвици [т. е.: с левой стороны Бога], и тое значит, иже тогды справедливыи изнесут суд на грѣшных. Правица бовѣм в" судныи день лѣвицу звалчит [т. е.: одолеет], а не лѣвица правицу. Нынѣ бовѣмъ лѣвица правицу преслѣдует, а тогды праведници не толко людей грѣшных, але и ангелов згрѣшивших осудятъ» («О знаменіи крестномъ»). Ср. также близкие рассуждения анонимного автора (может быть, одного из Зизаниев?) в «Книге о вере…», вышедшей в Вильне более или менее одновременно с букварем (ок. 1596 г.): «…первѣй кладемъ руку на голову, ал" бо на чоло, вызнаваючи, ижъ една правдивая и вѣчная наша голова Хрістос естъ, яко Апостолъ мовит: „Господа нашего Богъ Отецъ далъ голову вышей всѣхъ церкви, которая естъ тѣло его“ [Еф. І, 22–23]. Потом же кладемъ руку на живот, исповѣдуючи снитіе его на землю, и еже в пречистѣмъ животѣ Богоматере без"сѣменное зачатіе его. Тотъ бо прошол" утробу ее, яко солнце скло, неврежаючи ключа дѣвы рожествомъ своимъ. Потом" же кладемъ на правое плече, вызнаваючи, ижъ сѣдитъ на правицы Бога Отца… Потом" же на лѣвое плече кладемъ, образуючи, ижъ прійдетъ еще повторе на судъ и въздасть на лѣвицы сущимъ муку вѣчную, а на правицы сущимъ животъ вѣчный. Так" же перекрестивши лице свое знаменіем крест"нымъ, кланяем"ся Богу, абы насъ лѣвого стоянія избавилъ, а благословеніе свое далъ намъ» («О крестѣ, для чого знаменаем лице свое крестаобразно рукою»).

Особенно подробно говорится об этом в Катехизисе Лаврентия Зизания 1627 г.; одновременно мы находим здесь полемику с теми, кто считает возможным креститься слева направо (скорее всего, имеются в виду католики): «Егда же на чело полагаемъ персты, сіе знаменуетъ, яко Отецъ начало есть всего Божества, от него же прежде вѣкъ Сынъ родися. Той же в" послѣдняя лѣта преклонь небеса сниде на землю [ср.: Пс. CXLIII, 5] и бысть человѣкъ. Егда же полагаемъ на животъ, сіе знаменуетъ еже въ пречистѣй утробѣ пречистыя дѣвы Богоматере без"сѣменное зачатіе его осѣненіемъ Святаго Духа явьственнѣ воз" вѣщаетъ. От нея же родися, и на земли со человѣки поживе, пострада плотію, без" грѣшныи, за грѣхи наша, и погребенъ бысть, и воскресе въ третіи день, і из" веде изъ ада иже тамо сущихъ душа праведныхъ. Сіе знаменуетъ еже полагати десную руку на чело главы своея и на животъ. Егда же полагаемъ персты на правое плече, сіе знаменуетъ двое. Первое, еже Христос воз"несеся на небеса и сѣде одесную Бога Отца. Второе же знаменуетъ, яко в день судныи поставить Господь праведныя одесную себе, а грѣшныя ошуюю: сіе знаменуетъ воз" ложеніе от деснаго на лѣвое плече; паки же знаменуетъ [это возложение] и третіе: яко праведницы будутъ судити грѣшникомъ… Вопросъ: … Не воз"можно ли знаменатися… не от деснаго плеча на лѣвое, но от лѣваго на десное плече персты полагая, креститися – вся убо сія едино суть, аще от деснаго на лѣвое, или от лѣваго на десное плече, персты полагати и креститися? ОтвЪтъ: Не едино… Еже убо от лѣваго плеча на десное полагати реклъ еси, и самъ сія зриши, яко никоего свидѣтельства сіе не имать. Аще ли речеши ми, яко сіе знаменуетъ, еже Христос сниде во адъ и потомъ сѣде одесную Бога Отца, – гдѣ убо и чѣмъ образуеши воскресеніе его по сошествіи во адъ? Понеже между сошествія бѣ воскресеніе, ты же абіе Христа пред"лагаеши одесную Отца. Или паки у тебе прежде Христос, воставъ от мертвыхъ, сниде во адъ с" тѣломъ, а ото ада же на небеса вознесеся? Но нѣсть тако: виждь, яко Господь нашъ Ісусъ Христос вознесеся на небеса не ото ада, но от земля в" Виѳаніи, от горы Елеонскія. И таковому твоему воз" лаганію, еже с лѣваго на правое плече не имаши пред" ложити свидѣтельства. Но и еще подвигнемся на прочая, и обрящеши неподобно таковое твое знаменіе. Повѣждь ми, како ты своимъ крестоположеніемъ воображаеши судный день и, на лѣвое убо плече полагая персты, знаменуеши сошествіе во адъ, а на десное – еже сѣде одесную Бога Отца? И тако совершилъ [т. е.: завершил] еси свое крестное знаменіе: суднаго же дни не знаменуеши, ни исповѣдуеши. И ужели конецъ, еже Христос одесную Бога Отца сѣде? Но поистинѣ и еще не конецъ: но егда же будетъ судный день, и тогда будетъ конецъ. Еже мы истинным и совершенным крестнымъ знаменіемъ образуемся, по свидѣтельству Божественныхъ писаній, яко праведницы будутъ одесную Бога, а грѣшницы ошуюю. И вѣмы сіе, яко не грѣшницы праведныхъ судити имуть, но праведницы грѣшныхъ, яко же святыи апостолъ Павелъ глаголетъ…».

Лаврентий Зизаний специально подчеркивает при этом, что священник, благословляя другого человека, должен класть крестное знамение от правого плеча к левому этого человека (а не от своего правого плеча), и осуждает тех, кто на этом основании крестятся и сами слева направо, т. е., полагая на себя крестное знамение, следуют тому порядку, который имеет место, когда они получают благословение. Ср.: «Вопросъ: Егда же священникъ благословляетъ людей рукою, добрѣ ли онъ ихъ знаменуетъ? ОтвЪтъ: Поистинѣ добрѣ священникъ знаменаетъ: ибо когождо особь и всѣхъ равно прежде на десное плече и от деснаго на лѣвое знаменаетъ. Нѣцыи же не добрѣ творятъ, еже в"спакъ знаменуются».

Сошлемся еще на толкование протопопа Аввакума: «…Вознести на главу, – являетъ умъ нерожденный: Отецъ роди Сына, превѣчнаго Бога, прежде вѣкъ вѣчныхъ. Таже на пупъ положити, – являетъ воплощеніе Христа, Сына Божія, отъ святыя Богоотроковицы Маріи. Таже вознести на правое плечо, – являетъ Христово вознесеніе, и одесную Отца сѣдѣніе, и праведныхъ стояніе. Таже на лѣвое плечо положить, – являетъ грѣшныхъ отъ праведныхъ отлученіе, и въ муки прогнаніе, и вѣчное осужденіе» («О сложении перст»).

Любопытно привести объяснения крестного знамения в подложном Требнике Феогноста, митрополита Киевского и всея Руси, – фальсификации начала ХѴІІІ в. (созданной для того, чтобы продемонстрировать древность крещения тремя перстами, а также некоторых других обрядов, введенных патриархом Никоном), которая была разоблачена старообрядцами. Толкования крестного знамения даются здесь со ссылкой на слово Софрония патриарха иерусалимского, которому, безусловно, не могут принадлежать цитируемые ниже тексты. В действительности они представляют собой импровизацию неизвестного нам фальсификатора, который, по-видимому, основывался на каких-то католических источниках. Во всяком случае они отклоняются от православной традиции, что и было замечено старообрядцами, выступившими с критикой этих толкований. Эта полемика представляет известный интерес для нашей темы.

«И тако первое полагаем я [персты] на главу, обносяще во умѣ нашемъ главу Христа Бога нашего ради спасенія терновымъ вѣнцемъ обложенную. Егда тыяжде персты полагаемъ на пупъ, поминаемъ, яко посредѣ земли содѣла крестомъ спасеніе, и ногъ его Божіихъ крестному древу пригвожденіе, за поползновеніе ногъ праотца нашего Адама къ древу, съ негоже ясти не повелѣно. А егда полагаем я на правое плечо и на лѣвое, тогда воспоминаемъ рукъ его божественныхъ простертіе, ко древукрестному пригвожденіе, и имиже вся расточенная собра».

Таким образом, крест соотносится с фигурой Христа на кресте. Это отчасти напоминает то, что говорил Гвидо да Байсио. И далее предлагается другой вариант:

«А по иному образу, тыяжде три первые персты сложа во едино, полагаемъ я на чело, обносяще во умѣ нашемъ, яко вознесся на небо и сѣдѣ одесную Бога Отца. А егда полагаемъ тыя персты на чрево наше, поминаемъ, яко паки пріидетъ на землю со славою судити живымъ и мертвымъ, егоже царствію не есть конца. А полагающе на правое плече и на лѣвое, поминаемъ, яко праведныхъ поставитъ на право собе страны, и речетъ имъ: Пріидите, благословенніи отца моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе. А грѣшныхъ поставитъ ошуюю собе страну, и речетъ имъ: Отыдите от мене, проклятіи, во огнь вѣчныи, уготованный діаволу и аггеломъ его».

Наконец, предлагается и третий вариант толкования:

«И паки по иному указу… полагаемъ же и на десное плече, преносяще и на лѣвое, симъ знаменующе содержати срединою разстоящіяся концы, на немже и распятый насъ ради руцѣ распрострый, и всех языковъ расточенныхъ во всѣхъ странахъ во едино собра».